Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ /Л.Ф.Спирова, 1965; А. В. Ястребова, 1984; И. Н. Садовникова, 1983,1995 /. В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма /Р.Е.Левина, 1953; А. Н. Корнев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
    • 1. 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
    • 1. 2. НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ И ОШИБКИ ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 3. АНАЛИЗ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКА ПИСЬМА
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. ИЗУЧЕНИЕ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ
    • 2. 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.47 J
    • 2. 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
    • 2. 4. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
    • 3. 1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ
    • 3. 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
      • 3. 2. 1. Анализ результатов исследования мимической и артикуляционной моторики
      • 3. 2. 2. Особенности двигательной памяти, динамической и реципрокной координации пальцев рук, общей моторики
      • 3. 2. 3. Анализ изучения психомоторного профиля и чувства ритма
    • 3. 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
      • 3. 3. 1. Анализ результатов изучения фонетической и просодической стороны речи
      • 3. 3. 2. Анализ материалов обследования фонематической стороны речи и навыков фонемного анализа и синтеза учащихся
    • 3. 4. АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА
  • ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТРУДНОСТЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА

Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в усвоении программы по родному языку. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи.

В отечественной литературе трудности в обучении навыку письма рассматриваются, главным образом, как следствие явных или скрытых нарушений звукопроизношения / Н. А. Никашина, 1950; Г. А. Каше, 1965; Л. Ф. Спирова, 1965; Г. В. Чиркина, 1967; З. А. Репина, 1975; 0.Б.0льхин, 1981 /, недостаточности фонематического восприятия /Р.Е.Левина, 1959,1961,1963,1971; Р. И. Лалаева, 1976; Л. Ф. Спирова и А. В. Ястребова, 1988 /, общего недоразвития речи /Р.Е.Левина, 1959,1963; Л. Ф. Спирова, 1966 и др./, зрительных расстройств /Л.В.Занков, 1945; Б. Г. Ананьев, 1960 /, оптико-пространственной недостаточности, слухомоторных, оптико-моторных ко-ординаций /Б.Г.Ананьев, 1964; С. Ф. Иваненко, 1984: Л.С.Цветко-ва, 1988; И. Н. Садовникова, 1995; О. Б. Иншакова, 1995; А.Н.Кор-нев, 1995 /.

Имеется значительное количество исследований, посвященных нарушениям письма с различной патологией устной речи. Так, Г. В. Чиркина /1967/ и 3.А.Репина/1975/ считают, что нарушения письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата являются результатом вторичного недоразвития фонематического слуха, обусловленного неполноценностью артикуляторного компонента.

Неполноценное кинестетическое восприятие звуков речи, нарушение оптико-пространственных представлений, по мнению ряда авторов, вызывают значительные препятствия в овладении письмом и чтением у младших школьников с детским церебральным параличом /К.А.Семенова, 1976; А. Д. Данилова, 1977; М. В. Ипполитова, Е.Н.Мас-тюкова, 1985; В. И. Плотникова, Н. М. Трубникова, 1992 /.

Наибольшее количество работ, посвященное исследованию взаимосвязи дисграфии и общего недоразвития речи / Р. Е. Левина, 1959, 1961; Л. Ф. Спирова, 1965; О. А. Токарева, 1971; А. В. Ястребова, 1984; И. Н. Садовникова, 1995 /, указывает на то, что трудности, которые возникают у большинства изучаемых детей в процессе обучения, обусловлены отставанием в речевом развитии и вытекающими из него следствиями: нарушениями развития форм и функций речиразвития словесно-логического мышленияособенностей учебной деятельности.

В связи с этими теоретическими разработками в отечественной логопедии коррекция дисграфий ориентирована, в первую очередь, на развитие тех навыков устной речи, которые необходимы для письма. Это работа над звукопроизношением, фонематическим восприятием, звуковым анализом и синтезом, словарем и грамматическим строем речи / Каше Г. А., Шуйфер Р. И., 1953; Чиркина Г. В., 1967; Ефименкова JI.H., Садовникова И. Н., 1972; Ястребова А. В., 1984; Ефименкова Л. Н., 1991 /. Методика обучения письму при этом остается практически той же.

Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ /Л.Ф.Спирова, 1965; А. В. Ястребова, 1984; И. Н. Садовникова, 1983,1995 /. В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма /Р.Е.Левина, 1953; А. Н. Корнев, 1995; О. Б. Иншакова, 1995 /. В то же время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало не только в патологии, но и в норме.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников общеобразовательной школы.

Многолетние наблюдения показывают, что во 2-м классе выявляется некоторая часть учащихся, испытывающая выраженные трудности при формировании навыка письма. Нарушения письма у этого контингента детей нередко связаны с особенностями состояния их двигательной сферы (речевой и неречевой).

ПРОБЛЕМА исследования: каково состояние моторных речевых и неречевых функций учащихся общеобразовательной школы, у которых выраженные трудности формирования навыка письма появляются в конце 1-ого начале 2-ого года обучения? Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ исследования.

ОБЪЕКТ исследования — учащиеся вторых классов общеобразовательной школы с речевыми нарушениями типа стертой дизартрии.

ПРЕДМЕТ исследования — письмо учащихся начальных классов общеобразовательной школы, имеющих трудности обучения, и их моторные функции (речевые и неречевые).

ГИПОТЕЗА исследования состоит в следующем: трудности обучения письму у учащихся с нарушениями речевой и неречевой моторики имеют общую структуру с диспраксическими явлениями в моторной сфере. Целенаправленная, дифференцированная коррекция двигательной сферы школьников позволит устранить ошибки письма.

В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучение навыка письма учащихся 2-х классов общеобразовательной школы для выявления детей с трудностями его формирования.

2. Выделение группы учащихся среди детей с нарушениями письма, у которых имеются нарушения в речевой и неречевой моторике.

3. Анализ трудностей формирования навыка и ошибок письма у данной категории учащихся.

4. Разработка специальных приемов коррекционно — формирующего воздействия в процессе исправления нарушений письма у учащихся данной группы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем, что в нем: выявлены достоверные диагностические показатели диспраксических явлений у учащихся с трудностями формирования навыка письмавыявлена патогенетическая общность ошибок письма с явлениями диспраксии — теоретически обоснованы направления коррекционного обучения детей, имеющих трудности формирования навыка письма в результате нарушений двигательной сферы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в следующем: разработаны специальные приемы развития двигательной сферы, способствующие коррекции диспраксических явлений и эффективность их экспериментально подтвержденаподготовлены методические рекомендации по предупреждению и исправлению ошибок письма у данной категории учащихсяразработаны специальные тетради по выработке графических навыков письма (тактированное каллиграфическое письмо с поэтапным усложнением задач), в которых нашли свое отражение теоретические положения автора.

Материалы исследования могут быть использованы: для работы в условиях дошкольных учреждений, в центрах психолого-педагогической помощив диагностических целяхв учебном процессе педагогических ВУЗовв лекциях на СФППК по дефектологиив дальнейших научных изысканиях, направленных на изучение различных речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, опирающимися на уровневую теорию организации движений, положение о сложном взаимодействии кинетической и кинестетической основы движений, о роли кинестезий в управлении движениями, современные достижения психолого-педагогических наук, реализацией комплексных методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачамрепрезентативностью объема выборок, а также сочетанием качественного и количественного анализа с применением современных методов статистики.

МЕТОДЫ исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ клинической, нейропсихологической, психолого-педагогической и специальной литературыизучение истории развития и медико-педагогической документациилогопедическое обследование учащихся, наблюдение за учебной деятельностью школьников, анализ рабочих тетрадей, контрольных работ, интерпретация экспериментальных данных и установление причин и механизмов нарушения письмаанкетирование, констатирующий и обучающий экспериментстатистическая обработка данных.

Опытно-экспериментальной БАЗОЙ исследования были муниципальный общеобразовательный лицей N 17 и прогимназия N 3 г. Ставрополя. Исследованием было охвачено 400 учеников начальных классов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ исследования. Исследование проводилось в три этапа во время педагогического процесса на логопедических пунктах школ.

ПЕРВЫЙ этап (1985;1992 гг.). Изучение и анализ литературы по специальности и смежным дисциплинам, разработка, содержание и проведение констатирующего эксперимента, определение исходных данных исследования, его предмета, задач, гипотезы, методов и понятийного аппарата.

ВТОРОЙ этап (1992;1995 гг.) — анализ и методическая интерпретация данных констатирующего эксперимента. Проведение формирующего эксперимента.

ТРЕТИЙ этап (1995;1996 гг.) — анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента, уточнение теоретических положений, проведение, апробация и внедрение основных результатов исследования.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференции по итогам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава Ставропольского государстевенного университета, Республиканской научно-практической конференции в г. Кисловодске /1994/, Республиканской межвузовской научно-практической конференции в г. Биробиджане /1994/, на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на секции логопедии региональной научно-практической конференции СГУ (г.Ставрополь, 1993, 1994, 1995, 1996), на заседании кафедры логопедии МПГУ им. В. И. Ленина (апрель, июнь 1996).

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, внедрены в практику логопедической работы с учащимися муниципального лицея N 17 и прогимназии N 3 г. Ставрополя.

На ЗАЩИТУ выносятся следующие положения:

1. При усложнении письменных заданий у части учащихся начальных классов появляется значительное увеличение количества ошибок письма и расширение их диапазона.

2. Характер трудностей овладения навыком письма этого контингента учащихся обусловлен особенностями реализации двигательных речевых и неречевых программ и имеет единую природу, связанную, главным образом, с уровнем моторного развития.

3. Методические приемы, направленные на развитие и совершенствование речевых артикуляций, мелкой моторики рук, ритмизацию моторных процессов, а также совершенствование каллиграфии оптимизирует коррекционную работу.

Проведенное исследование позволяет сделать ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. У определенного контингента учащихся начальных классов общеобразовательной школы в связи с усложнением письменных заданий и возрастающими требованиями к темпу письма и каллиграфии увеличивается количество и расширяется диапазон ошибок письма.

2. Наряду с трудностями формирования навыка письма у данной категории учащихся обнаруживается нарушение программ речевой и неречевой моторики:

— кинестетическая и динамическая диспраксия;

— нарушение ритмической организации движений;

— нарушение просодической стороны речи.

3. Наиболее частыми ошибками письма у данной группы учащихся являются:

— ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:

— ошибки выделения слов в предложении (слитное написание слов),.

— ошибки оптического характера:

— смешения букв, имеющих одинаковые элементы начертания,.

— элементы зеркального письма,.

— каллиграфические трудности:

— недописывание элементов букв,.

— поправки, исправления,.

— плохой, нестабильный, неряшливый почерк.

4. Особенности реализации двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации и характер трудностей формирования навыка письма имеют единую природу, связанную, главным образом, с нарушением моторных функций.

5. Включение в традиционную коррекционно-педагогическую работу приемов, направленных на развитие и совершенствование речевых артикуляций, общей моторики и тонкой моторики пальцев рук, ритмизацию движений, развитие просодической стороны речи у учащихся данной группы способствуют успешному преодолению трудностей обучения письму.

6. Поэтапное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков снижают количество ошибок письма у данного контингента учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед теорией и практикой логопедии, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема изучения учащихся с трудностями обучения письму.

Большинство отечественных исследований, посвященных проблеме дисграфий, обоснованно связывают нарушения письма с нарушениями устной речи /Г.А.Каше, 1956; Р. Е. Левина, 1959; Л. Ф. Спирова, 1965; 0.А.Токарева, 1969 и др.).

В соответствии с этими теоретическими разработками в отечественной практике коррекция нарушений письма включает работу над звукопроизношением, звуковым анализом и синтезом, словарем и грамматическим строем речи /Г.А.Каше, Р. И. Шуйфер, 1953; Г. В. Чиркина, 1967; Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, 1972; А. В. Ястребова, 1984; Л. Н. Ефименкова, 1991/.

Исследования последних лет показали, что нарушения письма связаны не только с нарушением устной речи, но и с несформированностью невербальных форм психической деятельности: зрительнопространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики / Б. Г. Ананьев, 1964; Р. И. Лалаева, 1983; Л. С. Цветкова, 1988; Т. А. Алтухова, 1995 и др./.

В связи с этими теоретическими взглядами в отечественной практике коррекция нарушений письма включает приемы совершенствования пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, штриховки, работы с ножницами, пластилином, тренировку слежения взором ряда предметов слева направо / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, 1972; И. Н. Садовникова, 1995; О. Б. Иншакова, 1995; А. Н. Корнев, 1995 /.

Имеется значительное количество исследований, направленных на корреляционный анализ нарушений письма у детей с различными формами речевой патологии: ринолалией /Г.В.Чиркина, 1967; З. А. Репина, 1975/, дизартрией у детей с детским церебральным параличом /Е.Н.Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; В. И. Плотникова, Н. М. Трубникова, 1992/, и общим недоразвитием речи /Р.Е.Левина, 1959; А. В. Ястребова, 1984; И. Н. Садовникова, 1995 и др./. В связи с этим выбор конкретных приемов и методов коррекции зависит от типа дисграфии. Однако, методика обучения письму при этом остается практически той же, что и у здоровых детей.

В отдельных работах имеется анализ некоторых механизмов нарушений письма /Р.Е.Левина, 1953; А. Н. Корнев, 1995; О.Б.Инша-кова, 1995/.

В то же время многие теоретические вопросы трудностей формирования навыка письма остаются малоизученными.

Группа учащихся с трудностями обучения грамоте не является мономорфной. Ее дифференцировка связана с углубленным изучением всех сторон психического развития, в том числе речевого и психомоторного. Наряду с большой группой детей, у которых трудности обучения выявляются уже в первом классе, существует группа детей, у которых выраженные трудности формирования навыка письма появляются лишь в начале второго года обучения при переходе на более сложные формы письменных заданий (при переходе от написания отдельных слогов и слов к написанию фраз). Этот контингент детей при обследовании обнаруживает слабовыраженные нарушения речевой и неречевой моторики по типу стертой дизартрии.

Анализ литературы показал, что менее всего изученной остается проблема трудностей обучения письму у детей, имеющих одно из самых распространенных патологий звукопроизношения — стертую дизартрию, ядром расстройств при которой является нарушение речевой и неречевой моторики.

Практический опыт указывает на важность изучения этих проблем в связи с большой частотой выявления данного контингента детей, для которого традиционные методы коррекции недостаточно эффективны.

Актуальность данного исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников.

Исследуемую нами выборочную группу составили учащиеся вторых классов в количестве 50 человек, у которых выраженные трудности формирования навыка письма обнаружились только при усложнении письменных заданий, при переходе от написания отдельных слогов и слов к написанию фраз. Все эти учащиеся получили специализированную помощь до школы, в выписках из речевых карт у всех детей данной группы значилось заключение «стертая форма дизартрии», поставленное специалистами медико-психолого-педагогической комиссии.

Проведенное логопедическое обследование учащихся с трудностями формирования навыка письма включало изучение анамнестических данных, углубленное изучение двигательной сферы, устной речи и письма.

Исследование двигательной сферы состояло из изучения двигательной активности артикуляционной и мимической мускулатуры, двигательной памяти, динамического праксиса и реципрокной координации пальцев рук, общей моторики, латерального профиля психомоторики, чувства ритма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Латеральная характеристика школьников г.Москвы // Леворукость у детей и подростков. -М., 1987. -с. 21−25.
  2. А.К. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков. -М., 1987. -с.36−38.
  3. .Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Ученые записки МГУ. -М., 1946 -Том 53. -с.24−38.
  4. .Г. Восстановительные функции при аграфии и алексии // Ученые записки МГУ. -М., 1947. -Вып.З. -с. 46−59.
  5. .Г. Пространственное различение. -Л., 1955. -118 с.
  6. .Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Психология чувственного познания. АПН РСФСР. -М., 1960. с.339−461.
  7. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М. 1964. -304 с.
  8. П.К. Биология и физиология условного рефлекса. -М., 1968. 212 с.
  9. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Ибр.труды. М., 1979. — 324 с.
  10. В.А. Психология речевой интонации. Лекция по спецкурсу, ч. 1−2. М., 1976.
  11. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса, йзд-во МГУ, 1989. 246 с.
  12. Р.А. Нарушения письма у учащихся казахских школ: Дис.. канд.пед.наук. -М., -172 с.
  13. Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, 1982. -с. 190 -193.
  14. Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе. //Вопросы логопедии. Сб. научн. тр. М., 1978. — С. 15−27.
  15. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. -Л.: Наука, 1976, -218 с.
  16. А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. -Л., 1977. -с. 85−114.
  17. Э.С. Афазия и пути ее преодления. -Л.: Медицина, 1964. -235 с.
  18. Э.С., Овчарова Н. А. Клиника и лечение афазий. -София.: Физкультура и спорт. 1970. -143 с.
  19. К.П., Совак М. Логопедия. -М.: 1981. -288 с.
  20. Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: Дисс.д.м.н. -Л., 1981.
  21. Л.И., Охремчук Г. П. Формирование речедвига-тельной стереотипии у детей // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. Сб. научных трудов. М., 1988.
  22. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. -М., 1964. 243 с.
  23. В.И. К вопросу о механизмах функциональных нарушений звукопроизношения // Специальная школа.- М., 1966, с.133−135.
  24. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). -М., 1977. 432 с.
  25. В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1989, N 1, с. 141.
  26. В.И., Салахова А. Д. Лепет слышащего ребенка //Вопросы психологии, 1972, N 2, с.105−112.
  27. В.И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми.//Дефектология, 1976, N 5, с. 3−10.
  28. Е.Л. Об асимметрии зрительного и моторного анализаторов в процессе и их взаимодействия // Экспериментальные исследования по проблемам общей и специальной психологии в дифференциальной психофизиологии. -М., 1979. -с.108−113.
  29. Н.А. О построении движений. М., Мед-гиз, 1947.- 267 с.
  30. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1949. — 248 с.
  31. Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов.// Вопросы психологии, 1957, N 6, с.70−94.
  32. В.М. Избранные произведения. М., 1954.
  33. С.М. О нарушениях письма при поражении теменной доли // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 15. — с. 78−81.
  34. Бодуэн де Куртене И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. СПБ, 1912.
  35. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963, т.1,2.
  36. P.M., Левина Р. Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Известия АПН РСФСР.1948. -Вып. 15. с. 167 — 191.
  37. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека -М.: Медицина, 1981,1988. 239 с.
  38. М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение, 1991. -с.163−165.
  39. Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. к.м.н. А. В. Недвецкого. М.: Медицина, 1990. -446 с.
  40. Е.Н. Клинические проблемы афазии / Нейро-лингвистический анализ/. М.:Медицина, 1971. — 216 с.
  41. А.С. Недостатки письма у первоклассников с нарушениями речи и пути их устранения в процессе обучения / наматериале украинского языка/: Автореф. дисканд.пед.наук. 1. М., 1965. -16 с.
  42. В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1−4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М., 1995. — 141 с.
  43. Л.С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960, 198 с.
  45. Л.С. История развития высших психических функций. М., 1983. -С.177−200.
  46. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. с. 527.
  47. О.А. Ритмы сенсорной области коры при движении и мысленном воспроизведении у здоровых детей и детей с недоразвитием речи // Автореф. дисканд.пед.наук. М., 1993.-16 с.
  48. З.К. Особенности письма детей, имеющих недостатки произношения звуков / на материале грузинского языка /: Автореф. дисканд.пед.наук. М., 1959. -16 с.
  49. Т.В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Том 2, гл. 10. Тб., 1984.
  50. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.- 274 с.
  51. А.Н. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1973, — Часть 1. -432 с.
  52. В. Зеркальный мир. Пер. с нем. М.: Мир, 1982. -120 с.
  53. Ю.Б. Движение человеческого глаза. М., 1978. -255 с.
  54. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965, -272 с.
  55. В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология, 1983, N 5. -с. 22−28.
  56. М.С. Дисграфия у младших школьников: Дис канд.пед.наук. М., 1982. — 167 с.
  57. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М., 1930. т. 1,2.
  58. Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1978. — С. 32−36.
  59. П.Л. Роль зрительных представлений в формировании письма. М., 1953, с. 1−18.
  60. П.Л. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание, 1974, N 3, с.45−48.
  61. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 1977. -117 с.
  62. Ю.А. Вопросы просодии устного текста.1. Минск, 1975.
  63. Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: АПН РСФСР, 1953. 264 с.
  64. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  65. Л.Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М.: Просвещение, 1972.- 205 с.
  66. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  67. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 345 с.
  68. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−4 классов // Известия АПН РСФСР. М., 1956. — Вып. 78, — с. 141−250.
  69. Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. — с.213 — 227.
  70. Л.В. ПРоблемы речи, ее расстройство и восстановление // Известия АПН РСФСР. М., 1945. — Вып. 2. -с.5−16.
  71. Л.В., Гнездилов М. Ф. Развитие устной и письменной речи школьника / нормального и дебильного / // Новые пути в дефектологии. М.: Учпедгиз, 1939. — 64 с.
  72. Л.Р. Очерк общей теории письма.- Л., 1987.- с.
  73. С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология, 1984, N 1, -с.52−55.
  74. С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушенийустной и письменной речи у младших школьников // Дефектология, 1988, N 4. С. 81−84.
  75. В.А. Развитие письма. М., 1961. — С. 73−74, 342−371.
  76. В.А. Ошибки в письме как показатель функциональной организации письменной речи: Автореф.дис. .канд.мед.н. Л., 1981. -16 с.
  77. .А., Штром В. Ф., Чихман В. Н. Программы анализа глазодвигательной активности в процессе чтения // Расстройства речи: клинические проявления и методы коррекции. -Сп-Б., 1994. -С. 14−19.
  78. Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся младших классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: Дис.. канд.пед.наук. М., 1956. — 231 с.
  79. Г. А., Шуйфер Р. И. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанные с недостатками произношения // Логопедическая работа в школе. М., 1953. — С.18−48.
  80. Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. Киев, 1979. — С. 73−80.
  81. В.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции стертой формы дизартрии // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. Материалы конференции 20−22 марта, МПГУ, 1996. С. 17−18.
  82. КокЕ.П., Кочергина B.C., Якушева Л. В. Определение доминантности полушарий при помощи дихотического прослушивания речи // Журн.высш.нервн.деят., 1971, т.21. N 5. С. 1012−1017.
  83. И.К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — С.166−190.
  84. И.К. Особенности письма у детей при общемнедоразвитии речи: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1970. -16 с.
  85. М.М. Ребенок учится говорить.- Л., 1973.-132с.
  86. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. М., 1973.-С.21−28.
  87. Н.П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. Л., 1955. — 381 с.
  88. А.Н. Нарушение речевого поведения детей с ре-зидуально-органическими поражениями центральной нервной системы // Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков. Л., 1989.- С. 34−42.
  89. А.Н. 0 нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии у детей // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. Межвуз. сб. научн. тр. Сп-б, 1992.- С. 45−53.
  90. А.Н. 0 систематике клинических форм недоразвития речи у детей // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. Сп-б, 1994. — С. 38−46.
  91. А.Н. Дислексия и дисграфия.- Сп-б, 1995.- с.
  92. С.В. Глаз и его работа.- М Л., 1950.-532 с.
  93. Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1978. — 88 с.
  94. Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. — 136 с.
  95. Р.И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С. 92−96.
  96. Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития / Учебное пособие к спецкурсу /. Сп-б., 1992. 88 с.
  97. Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Аграфия и алексия /. М.: Учпедгиз, 1940.- С. 56−62.
  98. Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953, с. 3−18.
  99. Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. М., 1959. -С. 207−252.
  100. Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-BO АПН РСФСР, 1961. — 311 с.
  101. Р.Е. Нарушение письма у учащихся массовой школы // Специальная школа. М., 1961. — Вып. 1. — С. 66−74.
  102. Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Специальная школа. М., 1963. — Вып. 1 — С. 62−65.
  103. Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы // Дефектология, 1971, N 5. С. 3−7.
  104. А.Н. Проблемы развития психики . М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 586 с.
  105. А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977.- С. 235−302.
  107. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева., М., 1990. — С.401−402.
  108. Е.Н. Нарушение письма у младших школьников с ЗПР // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Л., 1990. — С.22−24.
  109. Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985. С.95−100.
  110. Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. С. 82−88.
  111. Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 1986, N 2. С. 64−71.
  112. Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и ар-тикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. -Л., 1987. С. 33−37.
  113. Л.В. О стертой дизартрии // Тезисы докладов 8 Всесоюзных педагогических чтений. М., 1988. — С.147.
  114. Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Л., 1989. — С. 93−98.
  115. Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Дис.. канд.пед.наук. Л., 1989.
  116. Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. Сп-б., 1992.
  117. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.- с.
  118. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.', 1989. — 101 с.
  119. А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН РСФСР, 1947. — 367 с.
  120. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 80 с.
  121. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М: Изд-во МГУ, 1962. — 432 с.
  122. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 476 с.
  123. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
  124. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 235 с.
  125. А.Р., Правдина-Винарская Е.Н., Ярбус А. Л. К механизму следящих движений взора и их патологии // Вопросы психологии, 1961, N 5. С.159−163.
  126. А.Р., Юдович Ф. Л. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  127. Н.Г. Школьные трудности у детей с левола-теральными признаками, пишущих правой рукой // Леворукость у детей и подростков. М., 1987. — С.146−149.
  128. С.С. Дисграфия у детей и их патофизиологический анализ // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1953. — Вып, 3. -С. 42−79.
  129. Е.М. Дизартрия // Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. — С.122−155.
  130. Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 1991. — С.4−15.
  131. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.
  132. Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии //Очерки по патологии речи и голоса. -М.: Учпедгиз, 1962. Вып. 2. с.
  133. Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислапии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1972.
  134. МикадзеЮ.В., Корсакова Н. Н. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., 1994. — с.
  135. Л.К. Роль артикуляции в письме и чтении на начальных ступенях овладения грамотой: Дисс. .канд.пед.наук.- М., 1950.
  136. Л.К. 0 роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. 1952. N 6. С.37−52.
  137. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития : Дисс. .канд.пед.наук. М., 1979.
  138. В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР // Дефектология. 1979. N 2. С. 17−25.
  139. Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения и пути ее устранения: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1959.
  140. Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи у детей // Дефектология. 1969. N 4. С. 21−26.
  141. Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ // Вопросы логопедии. -М., 1959. С. 7−74.
  142. Т.М. Фразовая интонация славянских языков.- М., 1977.
  143. Т.М. Уровни типологического анализа фразо-во-интонационных систем близкородственных языков // Интонация.- Киев, 1978- Просодия текста. М., 1980.
  144. Обучаем по системе Л. В. Занкова. 2 класс. М.: Просвещение, 1993. 156 с.
  145. А.Б. Ошибки при письме у детей с недостатками артикуляции и педагогические пути коррекции: Дисс.канд.пед.наук. Л., 1981.
  146. А.Б., Чистякова Е. Н. Характер ошибок при устном и письменном воспроизведении согласных больными с дизартрией // Расстройства речи и слуха. Труды Ленингр. НИИ уха, горла, носа. Том 29. — Л., 1974. — С. 13−31.
  147. В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Психология речи. М., 1946. — Том 2. — С. 44−52.
  148. В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Развитие мышления и речи у аномальных детей: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1963. — Том 256. — С. 6−22.
  149. В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы // Герценовские чтения ХХ111. Дефектология. Л., 1970. — С.106−108.
  150. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968. — 364 с.
  151. Г. П. Биоэлектрическая мышечная активность речевого аппарата у детей школьного возраста: Дисс. .канд.пед.наук. Хабаровск, 1983.
  152. И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1961.
  153. И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральным параличом и особенности логопедической работы с ними: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 1974. -16 с.
  154. В.Н., Трубникова Н. М. Логопедическая работа с младшими школьниками, страдающими детским параличом, при дизартрии // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии. Сборник научн. тр. Екатеринбург, 1992. — С.38−45.
  155. А.В. Русский язык. Пробный учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  156. А.В. Русский язык. Пробный учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  157. О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практике: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1948.
  158. И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. Межвуз. сб. научн.трудов.- С.- Петербург, 1992.- С.22−25.
  159. И.В. К вопросу о методике изучения дизор-фографии у учащихся младших классов, страдающих нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Нарушение речи: Методы изучения и коррекции /Рос.гос.пед.ин-т. Сп-б, 1993. — С. 79−88.
  160. Л.М., Белякова Л. И., Вятлева О. А., Сунгу-рова Т.А. Исследование данных ЭЭГ с учетом профиля ФА полушарий для оценки готовности детей к обучению в школе. М., 1992. — 29 с.
  161. И.Н. Происхождение специфических ошибок школьников при письме // Начальная школа. 1976. N 8. -С.24−33.
  162. И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  163. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995. — 225 с.
  164. А.Л. Развитие звуковой стороны речи детей: Автореф. дисканд.пед.наук. М., 1972. — 16 с.
  165. Э.Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сиг-матизма // Психические и речевые нарушения у детей. Л., 1979. — С. 62−66.
  166. А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во МГУ, 1991 — 93 с.
  167. К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. М.: Медицина, 1976. — 165 с.
  168. И.М. Очерк рабочих движений человека. М., 1901. — 139 с.
  169. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. -262 с.
  170. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. — 190 с.
  171. Э.Г., Московичюте Л. И., Семенович А. В. Письмо у переученных левшей // Леворукость у детей и подростков. М., 1987. — С.137−142.
  172. Е.Ф., Чернопольская А. Д. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974, N 4.
  173. Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения и письма // Вопросы логопедии. М.: АПН РСФСР, 1959. -С.75−135.
  174. Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи // Проблемы психического развития аномального ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — С. 53−64.
  175. Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965. — С.33−46.
  176. Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.: Просвещение, 1976. — 111 с.
  177. Л.Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.1988. N 5. С. 3−10.
  178. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг- Асимметрия мозга- Пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  179. Л.И. Проверочные работы по русскому языку и математике М.: Просвещение, 1988, — 127 с.
  180. О.А. Расстройства письменной речи у детей // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1963. — Вып.2. -С. 121−139.
  181. О.А. Расстойства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. -М., 1969. С.190−212.
  182. О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи: Ученые записки МГШ им. В. И. Ленина. М., 1971. -Том 406. — С. 63−98.
  183. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. N 5. -С. 35−41.
  184. Тржесоглава 3. Легкая мозговая дисфункция мозга в детском возрасте. Пер. с чешского.- М.: Медицина, 1986.- 243 с.
  185. Н.М. Принципы коррекции звукопроизношения у младших школьников с детским церебральным параличом и олигофренией // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии. Сб.научн. тр. Вып.2. — Екатеринбург, 1992. — С. 31−37.
  186. Унчурис И-В.А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1975. — 186 с.
  187. Н.М. Нарушения письма у киргизских школьников: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1966. — 16 с.
  188. Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. -М., 1949. 120 с.
  189. М.Ф. К вопросу о дисграфиях у детей // Сборник статей по дефектологии / Ученые записки МГПИ / М., 1960. Том 53. — Вып.8. — С. 254−259.
  190. И. Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., -М., 1961.
  191. И. История письма, пер. с нем. М., 1979.
  192. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития / Под ред. Шеповальникова А.Н./ -М.: Наука, 1992. 140 с.
  193. Е.Д. Нейропсихология. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 287 с.
  194. Хомская Е. Д, Ефимова И. В. Глазодвигательная активность как показатель функционального состояния мозга // Физиология человека. 1985. N 2, — с.235−240.
  195. Л.С. Афазия и восстановительное обучение. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  196. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. — 327 с.
  197. Л.С., Пирцхлайшвили Г. М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Дефектология. 1975. N 5. С. 11−18.
  198. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1967. — 167 с.
  199. Г. В. К методике обучения детей с псевдобуль-барной дизартрией // Дефектология. 1973. N 4. С. 45−50.
  200. Л.А., Кожевников В. А. и др. Речь, артикуляция и восприятие. М.-Л., 1965. — 238 с.
  201. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993. — 315 с.
  202. А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья ле-воруких // Леворукость у детей и подростков. М., 1987. -С.7−14.
  203. А.Р. Мозг и регуляция движения глаз. М., 1974. — С.7−14.
  204. Шиф Ж.И. 0 нарушениях чтения при расстройствах узнавания букв // Известия АПН РСФСР. Вып. 15. 1948. — С.23−41.
  205. Р.И. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма в логопедической работе // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1954. — Вып. 1. -С.102−117.
  206. Р.И. Предупреждение ошибок письма в период обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. М., 1956. — С.89−102.
  207. Р.И. Преодоление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся младших классов // Специальная школа. М., 1964. — Вып.2. — С. 77−82.
  208. Н.А. Нарушения письма у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автреф. .канд.пед.наук. М., 1991. — 16 с.
  209. Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. N 5. С. 38−58.
  210. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  211. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детский церебральный паралич и пути их преодоления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 123 с.
  212. Энциклопедия детского невролога / Под ред. проф. Г. Г. Шанько. Минск, 1993.
  213. Н.В. Ключ к латинским письменностям земногошара. М.- Л., 1941.
  214. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. — 154 с.
  215. А.В., Бессонова Т. П. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ // Дефектология. 1994. N 1.
  216. Borden G.J., Harris K.S. Speech Science Primer. Physiology, Akostics, and Preception of Speech, Ed. 2. Williams and Wilkins, Baltimor. MD, 1984.
  217. Trubetzkoy N. S. Grunndzuge der Phonologie, Prague, 1939.
  218. Fry D.D. Prosodic phenomena // Manual of phonetics, ed. by B. Maiberg, Amst., 1968.
  219. СЕНСИБИЛИЗИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
  220. Ф.И. обследуемогоДата обследования
  221. В какой руке держишь ложку при еде?
  222. Какой рукой раздаешь лото?
  223. Какой рукой держишь зубную щетку?1. Итого:1. Ф. И. ребенка. Школабаллы1. АНКЕТА (для родителей)1. Класс1. Лата заполнения.
  224. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ (нужное подчеркнуть)
  225. Как протекала беременность: — токсикоз первой половины беременности да, нет- токсикоз второй половины беременности да, нет- токсикоз 1 и 2 половины беременности да, нет
  226. Наличие или отсутствие инфекционных и соматических заболеваний у ребенка в возрасте до 3 лет: да (каких ?), нет.
  227. Находился ли ребенок (или находится) на диспасерном учете у невропатолога ?
  228. Назначались ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом, в каком возрасте?
  229. Были ли травмы, ушибы, падения у вашего ребенка и в каком возрасте?
  230. В каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать?
  231. В каком возрасте начал ходить?
  232. Отмечалась ли моторная неловкость (быстро ли уставал во время ходьбы, умел ли прыгать, бегать) ?
  233. В каком возрасте начал держать ложку ?
  234. Какую пищу предпочитал (жидкую или твердую) ?
  235. Медленно ли принимал пищу ребенок, подолгу жевал пищу или нет?
  236. В детском саду отмечали ли неловкие движения на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях ?
  237. Как рисовал, лепил, конструировал ребенок ?
  238. СВЕДЕНИЯ 0 РАННЕМ ПЕРИОДЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАнужное подчеркнуть) 1. Появление первых слов: — до года, — в 1 год 5 месяцев, — в 2 года, — в 3 года и позднее.2. Появление фразовой речи: — в 1 год 3 месяца, — к 2 годам, — к 3 годам и позднее.
  239. Понятна ли была речь ребенка для окружающих в раннем периоде развития ?
  240. Обращались ли за специальной помощью (в каком возрасте) ?
  241. Посещал ли ребенок логопедическую группу специального детского сада ?
  242. С какой речью пошел ребенок в школу ?
  243. Когда появились трудности обучения письму ?
  244. Общие сведения на каждого ребенка включали:1. Фамилию, имя, отчесиво.2. Дату рождения.3. Домашний адрес.
  245. Заключение психиатра (психоневролога).5. Диагноз невропатолога.
  246. Состояние органов слуха и носоглотки.7. Данные окулиста.
  247. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).
  248. Посещал ли специальную школу, указать класс.
  249. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту).11. Жалобы родственников.
  250. Текст 1. Сорока и Медведь.
  251. Текст 2. Лисица и тетерев.
Заполнить форму текущей работой