Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпринимательские инновации в системе взаимодействия предприятия с деловой средой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методической основой исследования являются научные положения, рекомендации и выводы, основанные на изучении трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам предпринимательства и инновационного проектирования в промышленных структурах, деятельность которых происходит в тесном сотрудничестве с субъектами среды окружения по разным направлениям: предпринимательство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Факторы активизации предпринимательства в системе взаимодействия предприятия с деловой средой
    • 1. 1. Анализ рыночных перемен в хозяйственных системах с разной динамикой развития
    • 1. 2. Модели поведения предприятий с разным уровнем предпринимательской активности
    • 1. 3. Проблема равновесия, согласия и взаимодействия в хозяйственных системах и перспективы ее решения методами предпринимательских инноваций
  • Глава II. Методы и формы предпринимательских инноваций в системе взаимодействия предприятия с деловой средой
    • 2. 1. Выбор метода инновационных изменений в зависимости от характера и масштабности исходных целевых установок
    • 2. 2. Предпринимательская стратегия как составная часть долгосрочной политики взаимодействия предприятия с деловой средой
    • 2. 3. Типология сетей взаимодействия и предпринимательские аспекты их развития
  • Глава III. Организационно-методическое сопровождение процесса предпринимательских инноваций в сетях взаимодействия предприятия с деловой средой
    • 3. 1. Сценарий процесса инновационных изменений в сетях взаимодействия предприятия с деловой средой
    • 3. 2. Стандарты качества и их организующая функция в предпринимательских инновациях
    • 3. 3. Формирование инновационных команд и принципы продуктивности их работы

Предпринимательские инновации в системе взаимодействия предприятия с деловой средой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночного хозяйствования остроту приобретает проблема достижения устойчивого равновесия в системе взаимодействия предприятия со средой окружения. Многообразие факторов макро и микросреды и динамика происходящих в них изменений ставит перед руководством предприятий задачу адекватного реагирования на их проявление. Важную роль при этом играют меры по обеспечению делового сотрудничества предприятия с внешними партнерами в области производственной кооперации, товародвижения, научно-технического и инфраструктурного обслуживания. Необходимой предпосылкой успешного взаимодействия партнеров является наличие методически обоснованных правил и механизмов предпринимательства, призванных обеспечить взаимные интересы сторон и долгосрочный успех делового сотрудничества. Решение этой задачи предполагает разработку программ (проектов) инновационных усовершенствований в сетях взаимодействия предприятия с деловой средой, охватывающих ключевые позиции в системе сотрудничества.

В настоящей диссертации эта проблема в научном плане исследуется по отношению к одной из ведущих промышленных отраслей России — автомобилестроению, играющему в становлении и развитии промышленного комплекса страны важную роль. Существуют объективные причины повышенного внимания к проблеме равновесия в системе взаимодействия автомобильных предприятий с их деловой средой.

В организационно-технологическом отношении уровень развития отечественных автопредприятий был всегда достаточно высок. В советский период было построено несколько автогигантов, которые по своим масштабам и техническому оснащению находились на уровне промышленных структур мирового класса. Однако в 90-х годах сказалось незнание сущности рыночного хозяйствования и механизмов предпринимательства, неумение правильно рассредоточить силы и адекватно реагировать на изменение в среде окружения. Автозаводы стали работать себе в убыток, в то время как их предприятия-смежники, пользуясь монопольным положением, имели рентабельность до 50%.

На предприятиях России уже накоплен достаточно большой опыт рыночного хозяйствования с использованием преимуществ делового сотрудничества с партнерами по кооперации, товародвижению, научно-техническому и инфраструктурному обслуживанию. Научные исследования различных проблем, связанных с устойчивым развитием предприятий и антикризисными процессами проводились отечественными и зарубежными специалистами.

В то же время ряд сторон проблемы взаимодействия промышленных предприятий с деловой средой, особенно в связи с возрастающей предпринимательской активностью партнеров, исследован недостаточно. Отсутствуют базовые научные предпосылки для внесения предпринимательских инициатив в процессы делового сотрудничества. Методически не обоснована организация введения в действие предпринимательских инноваций в систему взаимодействия предприятия с деловой средой.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является разработка теоретических и методических аспектов предпринимательского поведения промышленных предприятий, связанных с проблематикой их взаимодействия с субъектами деловой среды. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решаются следующие вопросы:

— произведен комплексный анализ и выявлены особенности рыночных перемен в хозяйственных системах с разной динамикой развития;

— представлены модели поведения предприятий с разным уровнем предпринимательской активности и предложена их классификация по значимым признакам;

— внесены уточнения в понятия «равновесие», «согласие» и «взаимодействие» в хозяйственных системах и определены пути их обеспечения в хозяйственных системах со сложной внутренней и внешней средой;

— предложены варианты выбора метода предпринимательских усовершенствований в системе взаимодействия предприятия с деловой средой в зависимости от динамики и масштабности развития делового сотрудничества партнеров;

— обосновано содержание предпринимательских стратегий как составной части долгосрочной политики предприятия с деловой средой;

— представлена типология сетей взаимодействия предприятия с деловой средой и обозначены предпринимательские аспекты их развития;

— разработан сценарий процесса инновационных изменений в системе взаимодействия предприятия с деловой средой;

— сформулирован подход к введению в действие стандартов качества с определением их организующей функции в проектировании инновационных изменений;

— даны рекомендации по формированию инновационных команд и сформулированы принципы повышения продуктивности их работы.

Объектом диссертационного исследования является деятельность ряда автомобильных предприятий РФ, в том числе ОАО «КАМАЗ», ОАО «ГАЗ», а также совместного предприятия «Форд-Всеволожск».

Предметом диссертационного исследования являются теоретические и методические вопросы разработки механизмов предпринимательских инноваций в системе взаимодействия предприятия с его деловой средой на разных фазах и иерархических уровнях управления — от организации производственных процессов до послепродажного обслуживания клиентов.

Теоретической и методической основой исследования являются научные положения, рекомендации и выводы, основанные на изучении трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам предпринимательства и инновационного проектирования в промышленных структурах, деятельность которых происходит в тесном сотрудничестве с субъектами среды окружения по разным направлениям: предпринимательство, научно-технические разработки, производственная кооперация, товародвижение, инфраструктурное обслуживание.

В качестве инструментария исследования использовались методы: сравнительный анализ, системный подход, логическое моделирование, методический аппарат стратегического управления.

Структура диссертационной работы определилась поставленной целью и сформулированными задачами исследования, а также принятыми подходами и методами их решения. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Выполненное исследование подтверждает объективную необходимость концентрации внимания на организационно-методической стороне гармонизации связей предприятий с деловыми партнерами, задействованными в производственной кооперации, товародвижении, инфраструктурном обслуживании и по другим направлениям сотрудничества. Общность предпринимательских интересов взаимодействующих партнеров обязывает их своевременно пересматривать принятый порядок и формы делового сотрудничества с целью получения от него наибольшей выгоды каждой из сторон. Решение этой задачи, учитывая сохраняющуюся нестабильность экономической среды и многообразие влияющих факторов внешнего окружения, связано с необходимостью систематического внесения инноваций в процессы взаимодействия сторон, устраняющие возникающие в них явления дисбаланса. Успех предпринимательской деятельности партнеров в конечном счете зависит: 1) от своевременности инновационного реагирования на изменение ситуации в исследуемой системе и правильности выявления точек дисбаланса в сетях взаимосвязи- 2) от качества принимаемых инновационных решений.

Важной организационной предпосылкой своевременного реагирования на отклонения в системе взаимодействия предприятия с деловой средой и при возникновении новых задач является, как было показано выше, введение в действие механизмов мониторинга, обеспечивающего необходимой информацией для принятия предпринимательских решений в исследуемой области. Однако даже своевременное фиксирование возникающих отклонений в системе, осуществляемое только в постсобытийном режиме, не обеспечивает в полной мере стратегического обзора изменяющейся ситуации (новые тенденции изменения спроса, появление новых технологий производства, производственной кооперации и товародвижения и др.). Предметом дальнейших исследований в этой области должно стать, по нашему мнению, углубленное изучение в методическом плане причинно-следственных зависимостей, детерминирующих ожидаемые в будущем изменения состояния системы взаимодействия предприятия со средой его окружения в целом и условия, в которых эти изменения будут происходить. Принципы опережающего управления предполагают использование методов и средств раннего фиксирования надвигающегося дисбаланса в системе на основе так называемых слабых сигналов и применения упреждающих его профилактических мер. Технология использования этих методов известна из работ И. Ансоффа и ряда отечественных авторов [ 7, 114]. Метод использования слабых сигналов обеспечивает системе заблаговременное наращивание запаса гибкости, что позволяет устранять опасность еще на ранней стадии ее возникновения. Однако объектом, на который направляются рекомендации этого типа, должно стать, по нашему мнению, не столько предприятие, выступающее как самостоятельный хозяйствующий субъект и осуществляющее исключительно по своему разумению и на свой риск все предпринимательские акции, сколько вся система его взаимодействия с партнерами деловых сетей. Таким образом, масштабы нашего дальнейшего исследования в этой области предполагается расширить и направить на более углубленное изучение тенденции развития предпринимательства в сложных консолидированных хозяйственных системах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. О науке организации. М.: Экономика, 1972.
  2. . Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  3. ., Риттерман Р. От предприятия к фирме: заметки переходного периода // Вопросы экономики -1994.- № 9 с.60
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно -методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
  5. А.У., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночнойэкономики. М.: Крон — Пресс, 1993.
  6. В.И., Костикова Е. В. Книга акционера для чтени-ия и принятия решений. М.: Финансы и статистика, 1994.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  8. И.А. и др. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. СПб.: Изд — во СПбГУЭФ, 2002.
  9. П.А. Правовые основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. СПб.: СПбТИ (ТУ), 1995.
  10. П.А. и др. Холдинг. Стратегическое планирование и портфельный менеджмент. СПб., 2000.
  11. П.А., Крутик А. Б., Крутик Д. А. Приватизация правовая основа организации бизнеса: Учебное пособие. — СПб.: СПбТИ (ТУ), 1995.
  12. В.М., Георгиев С. В. Разработка стратегии технического и организационного развития предприятия// Известия СПбГУЭФ. 2000.- № 3. — С.98 — 110.
  13. Г. JI., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учебно наглядное пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 1995.
  14. Г. Л., Афанасьева Н. В. и др. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  15. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Экономика, 1999.
  16. Г. Х. Управление человеческими ресурсами. СПб.: «Речь», 2003.
  17. Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  18. В.Ф. и др. Антикризисные стратегии предприятия. -Спб.: Корвус, 1996.
  19. В.В., Курятников А. Б. Организация эффективноговнутрифирменного планирования и контроля (на примере предприятия с иностранными инвестициями)// Известия СПбГУЭФ. 1998. -№ 2.-С.120- 130.
  20. П.И. Инновационное управление и управленческие инновации: концептуальные предпосылки и основы системного моделирования. СПб.: Изд — во СПбГУЭФ, 2002.
  21. П. Искусство менеджмента: Пер. с англ. М.: Новости. 1993.
  22. Г. С. и др. Словарь рыночной экономики. СПб.: Петрополис, 1995
  23. В.П., Платонов В. В. Макро- и микроэкономические условия реализации стратегии ресурсного обеспечения инноваций// Известия СПбГУЭФ.- 1999. № 4, — С. 5 — 13.
  24. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  25. Г. К. Предприниматель. М.: Наука, 1992.
  26. Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам организации и консультантам по управлению: Учебное пособие для вузов. -М.: Дело, 1999.
  27. Ю.Н., Багров Н. М. Экономическое поведение и технологическое развитие предприятия// Известия СПбГУЭФ. -1997. № 3. — С.111 — 132.
  28. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: В 2-х томах. М.: МНИИПУ, 1998.
  29. Е.А. Реформирование промышленности. Основы теориии практики. СПб.: Судостроение, 2001.
  30. А., Шмаров А. АО «ГАЗ»: уже не «Форд», еще не «Форд». Коммерсант — дейли. — 1995. — № 6. — С.2.
  31. А.П. Национальная экономика. СПб.: Специальная ли-тёратура, 1997.
  32. Ю.П. и др. Экономика Санкт Петербурга. — СПб., 2003.
  33. М.А., Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Повышение инновационного потенциала Санкт Петербурга// Известия СПбГУЭФ. — 1999.- № 4.- С. 44 — 57.
  34. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика: Пер. с англ. -СПб.: Литера-плюс, 1994.
  35. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы:
  36. Пер. с англ. M.:Book hamber international, 1992.
  37. И. КАМАЗ: новая стратегия и новые приоритеты// Деловой мир. 1995. — № 164. — С. 18 — 30.
  38. М. Как стать лучшим: политика взаимоотношений автозаводов и поставщиков. Автостандарт. Информационно — аналитическое издание автопромышленников России. — 2002. -№ 6.- С. 17 — 22.
  39. A.M., Крутик А. Б. Основы бизнеса и предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1993.
  40. A.M., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  41. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. СПб.: Наука, 1997.
  42. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. Изд.2-е, перераб. и доп.- М.:ЦИСН, 1998.
  43. B.C., Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме. СПб.: 1998.
  44. B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы программа — решение. — Л.: Лениздат, 1990.
  45. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб, СПбГИЭА, 1996.
  46. В.Е. Производственный потенциал предприятия: формирование и управление. СПб.: Изд-во СЗГЗТУ, 2002.
  47. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  48. B.C. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы// Вестник Санкт Петербургского университета. — 2002. — Выпуск 2.- С. З — 21.
  49. Книга делового человека/ Под ред. Краюхина Г. А. М.: Высшая школа, 1993.
  50. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решения при многих критериях: предпочтение и замещение: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
  51. Е.В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. Автореф. дис. на соиск. уч.степ. к.э.н. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  52. А.Б., Маркман Ф. Н. Инновации и информационные технологии в предпринимательских структурах. СПб.: Изд -во СПбГУЭФ, 1999.
  53. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизм управления предприятием в условиях свободной экономики. СПб.: Политехника, 1992.
  54. А.Б., Пименова A.J1. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие. СПб., Политехника, 1995.
  55. Д. ИСО 9000: борьба за качество. Автостандарт. -Информационно — аналитическое издание автопромышленников России. — 2002. — № 6. — С.56 — 60.
  56. Ф. Успех малого бизнеса: Пер. с англ. Таллинн, 1994.5659
Заполнить форму текущей работой