Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г., автором предлагается на уровне федеральных округов (ФО) учредить государственные корпорации развития на примере ОАО «Российская венчурная компания». Основные направления инвестиционной политики таких венчурных компаний должны основываться на стратегиях социально-экономического развития федеральных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 14 СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Рост малого и среднего предпринимательства как важнейшее условие развития рыночных 14 отношений
    • 1. 2. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в
  • Российской 39 Федерации
    • 1. 3. Механизм финансирования малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса в Российской Федерации
  • Выводы по главе
  • Глава II. ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ — ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Экономическая природа современного венчурного капитала
    • 2. 2. ^ Особенности венчурного финансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
    • 2. 3. ". Риски венчурного финансирования субъектов предпринимательской деятельности
  • Выводы по главе
  • Глава I. I1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Технологии государственной поддержки развития венчурной деятельности
    • 3. 2. Меры по преодолению негативных факторов, препятствующих развитию субъектов предпринимательства в инновационном секторе экономики
    • 3. 3. Направления развития финансовой инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Выводы по главе

Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Признанное «полигоном» для инноваций во всем мире, малое и среднее предпринимательство должно играть значимую роль при переходе экономики Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу развития.

Развитие малого и среднего бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Но мало об этом сказать. Гораздо больше, к сожалению, сегодня проблем, чем видимых достижений".1.

Экономическая активность рядовых граждан в наибольшей степени проявляется через развитие в стране малого и среднего предпринимательства (МСИ). Мироваяпрактика отчетливо показывает, что при благоприятных условиях частная^ инициатива малого и среднего бизнеса способна мобильно диверсифицировать национальную продукцию, повысив ее конкурентоспособность, и предлагает венчурное финансирование в качестве инструмента развития новых предприятий. Хозяйствующие субъекты МСП принимают насебя высокие риски инновационных проектов в стремлении полнее удовлетворить личные экономические интересы. Вот почему государственное регулирование современной рыночной экономики должно строитьсяс учетом интересов малого и среднего бизнеса — этого высоколиквидного потенциала развития экономики любой страны.

Малый и средний бизнес, являющийся важнейшей составляющей экономического развития любой территории Российской Федерации, способствует не только обеспечению баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем, но и.

1 Президент Российской Федерации Д. А. Медведев «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» /Материалы Государственного Совета Российской Федерации, 27.03.2008 // kremlin.ru. сбалансированному региональному развитию. «.Связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации угрозы национальной безопасности, предотвращаются путем проведения рациональной государственной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества».

Вместе с тем, динамика развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации раскрывает существующие серьезные преграды, препятствующие превращению российского малого и среднего бизнеса в передовой сегмент национальной экономики.

Развитие малого и среднего предпринимательства, имеющее не только экономическое, но и социальное звучание, возможность использования его потенциала для стимулирования инновационной активности населения, создания недостающих звеньев — «технологических коридоров» в национальной инновационной системе, и определило актуальность темы настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Различными аспектами теории развития национальной экономики в современных условиях, характеризующихся усиливающейся конкуренцией в процессе глобализации, занимаются в настоящее время такие российские ученые, как Л. И. Абалкин, С. Ю. Глазьев, В. П. Оболенский, В. П. Орешин, В. А. Поспелов, В. А. Шульгин и ряд других.

Вопросы развития МСП занимают в нашей стране многих ученых. Говоря о малом бизнесе, чаще всего отмечают его колоссальный инновационный потенциал, способный повысить конкурентоспособность всей национальной экономики. Эта остро актуальная тема затрагивается в.

1 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 12.05.2009 // gov.ru работах таких специалистов, как: Болтенкова В. Ф., Доровских Е. М., Лавровский Б. Л., Ларина Н. И., Кисельников А. А., Кузнецова О. В., Курнышев В. В., Матвеев В. А., Шестаков М. Н., Шеховцов А. О. и др. Однако потенциал малого и среднего предпринимательства при инновационном обновлении экономики в кризисных условиях в научной литературе рассматривался недостаточно широко.

Проблемами венчурного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства занимались отечественные ученые: Бунчук М. А., Каржаув А. Т., Нойберт М., Фоломьев A.M., Щербакова Л. И и др. Однако роль венчурного капитала в рамках реализации мер, заявленных в Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в отечественной литературе не полностью раскрыта.

Между тем существуют оставшиеся пока без должного внимания российских ученых и практиков взаимозависимые аспекты данной проблемы, которые могли быть рассмотрены в комплексе. Дело в том, что:

— многочисленные затратные программы поддержки МСП не принесли адекватной отдачи по всей стране;

— антикризисные меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, не доходят до субъектов малого и среднего предпринимательства;

— не применяются меры государственного регулирования для превращения российского малого и среднего бизнеса в катализатор улучшения условий развития экономики, и перехода к инновационной социально ориентированной экономике;

— созданные институты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не принесли ожидаемого результата.

Необходимость определения научно обоснованных мер по' исправлению сложившейся ситуации в части государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях все усугубляющегося международного финансового кризиса, обусловили постановку в исследовании следующей научной задачи: теоретического обоснования основных направлений совершенствования государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования.

Объектом исследования являются общественные отношенияв сфере малого и среднего предпринимательства как сектора инновационной социально ориентированной экономики Российской Федерации.

Предметом исследования была избрана система организационно-управленческих отношений, связанная с совершенствованием государственного управления развитиеммалого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования.

Цель исследования — разработка основных направлений совершенствования* государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

— раскрыть механизм влияния малого и среднего предпринимательства на создание условий устойчивого развития экономики страны;

— проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения методов государственного управления, направленный на активизацию малого и среднего предпринимательства;

— изучить меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса;

— раскрыть сущность венчурного капитала, его роль в переходном и кризисном периодах;

— проанализировать деятельность государственных финансовых институтов, обеспечивающих венчурное финансирование малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

— выявить основные риски венчурного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

— проанализировать зарубежный опыт создания технологий государственного развития венчурной деятельности, а также их (технологий) устойчивость в условиях мирового финансового кризиса;

— разработать основные направления совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства страны в современных условиях.

Теоретической основой* исследования стали: микроэкономический анализтеория управления рискамитеоретические основы венчурного финансированиятеория управлениятеория налогов, являющаяся частью теории финансов и предопределенная законами воспроизводства и экономического роста;

Методологической основой исследования стал системный подход к изучению роли малого, и среднего предпринимательства в общественном воспроизводстве в условиях финансового кризиса и перехода к инновационному социально ориентированному типу развития экономики странысравнительный и* логический анализэкспертные оценкиметоды, количественной и качественной обработки информации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

— в системном анализе мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса, перехода к инновационной социально ориентированной экономике, заявленного вКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.- в раскрытии содержания рисков, сопровождающих процесс венчурного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерациив обобщении зарубежного опыта создания технологий государственного развития венчурной деятельностив предложениях авторапо совершенствованию мер государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации:

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Выявление в контексте экономической теории’роли малого и среднего предпринимательства в становлении инновационной социально ориентированной экономики в условиях мирового финансового кризиса.

Автором подчеркивается, что высокое качество и уровень диверсификации товаров, создаваемых предприятиями малого и среднего бизнеса, становится более значимым, чем низкая себестоимость единицы продукции крупных предприятий. Становление динамичных и конкурентоспособных экономик развитых стран связывается с развитием малого и среднего предпринимательства, и в качестве главного государственного инструмента поддержки этого процесса выделяется поощрение государством венчурного финансирования малого и среднего бизнеса.

Автор полагает, что меры, принимаемые властями Российской Федерации и ее субъектов для помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, предназначаются для ограниченного сектора компаний, представляют собой сложную бюрократическую процедуру, коммерческие банки не желают участвовать в таких проектах. Нарастают негативные тенденции, касающиеся исполнения заявленных руководством страны мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях мирового финансового кризиса.

Автор утверждает, что инновационное обновление экономики Российской Федерации, заявленное в Концепции, в условиях мирового финансового кризиса невозможно без целенаправленной государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, способного сформировать, такие условия, которые позволят каждому региону страны иметь необходимые и. достаточные ресурсы для обеспечения? достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности своей экономики. По мнению автора, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны включать эффективные механизмы финансовой помощи и снижения административных барьеров.

2. Особенности венчурного финансированиясубъектов* малого и среднего предпринимательства Российской Федерации в кризисных условиях. Выделение рисков, сопровождающих процесс венчурного финансирования в Российской Федерации.

По мнению автора, венчурное финансирование — это стратегически направленное вложение венчурного капитала в субъекты предпринимательской деятельности с целью получения синергетического эффекта воздействия на хозяйственный комплекс. Автором подчеркивается, что благодаря такому эффекту можно решить большинство задач, необходимых для структурной перестройки экономики Российской Федерации, обозначенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

На основе проведенного' анализа венчурного финансирования инновационно активных субъектов предпринимательства, автор утверждает, что механизм венчурной поддержки инноваций в Российской.

Федерации «реально» заработал. Специфика венчурного финансирования субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации состоит в том, что основные источники венчурного капитала — компании с государственным участием, такие как Государственная корпорация «Российскаякорпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), ОАО «Российская венчурная компания».

Для того, чтобы венчурный капитал стал одним из главных финансовых источников' малого и среднего предпринимательств как сектора инновационной социально ориентированной экономики Российской Федерации, по мнению автора, необходимо незамедлительно принять следующие меры: разработать базовые законы об инновациях и венчурном инвестированиисоздать механизмы стимулирования инноваций и государственно-частного партнерства через налоговую систему, амортизационную политику и бюджетные дотациисоздать систему государственного статистического учета в области инновационного развития, венчурного инвестированиясоздать систему подготовки кадров, профессионально работающих в специализированном секторе инновационной деятельностиучредить конкретные центры, ответственные за процесс реализации инновационной политики в системе исполнительной власти.

На основе проведенного анализа рисков, возникающих при венчурном финансировании субъектов. малого и среднего предпринимательства, автор приходит к выводу, что малое инновационное предпринимательство, которое' в мире считается особо рискованным, в Российской Федерации «запредельно» рискованным. Более того, в условиях мирового финансового кризиса риски будут возрастать, что может привести постановке инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса и невозможности решения* задач «опережающего» развития. В целях реализации Концепции социально-экономического развития страны на период до 2020 г., достижения заявленных там показателей, органам государственной власти совместно с предпринимательскими структурами необходимо искать эффективные модели управления и действенные схемы распределения рисков между участниками венчурного финансирования субъектов предпринимательской деятельности (государство — частный венчурный инвестор — получатель венчурного капитала).

3. Предложения и рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации.

На основе проведенного анализа состояния мирового рынка венчурного капитала в условиях мирового финансового кризиса, технологий государственного развития венчурной деятельности в Китае, Индии и Израиле показывают определенную устойчивость — наблюдается рост венчурных инвестицийв США и ЕС — стремительное падение. Автор полагает, что российская модель венчурного финансирования построена как надстройка израильской и сингапурской модели — «фонд фондов» представлен ОАО «Российская венчурная компания», имеются также некоторые черты китайской и индийской модели: Министерство экономического развития Российской Федерации создает в субъектах Российской Федерации венчурные фонды для прямых инвестиций в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере.

В диссертационном исследовании автором выделяются «негативные факторы», сопровождающие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере: налоговый климат, «старение научных кадров», проблемы изобретательского и рационализаторского движения, уровень и состояние технического регулирования и стандартизации, проблемы при создании и развитии новых инновационных компаний, недостаток квалифицированных проектных инжиниринговых организаций.

В современных условиях, по мнению автора, необходима децентрализация процесса венчурного финансирования и более глубокая диверсификация направлений его приложения, согласно пакетам стратегических документов субъекта Российской Федерации.

В целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г., автором предлагается на уровне федеральных округов (ФО) учредить государственные корпорации развития на примере ОАО «Российская венчурная компания». Основные направления инвестиционной политики таких венчурных компаний должны основываться на стратегиях социально-экономического развития федеральных округов, призванных скоординировать направления развития федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры в разрезе федеральных округов с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции: Функции* по управлению и координации" за деятельностью венчурных компаний возложить на полномочных представителей Президента РоссийскойФедерации в федеральных округах. Это в дальнейшем потребует совершенствования Института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с наделением их исполнительно-распорядительными функциями, встраиванием в технологии управления региональным развитием и социально-экономическими процессами на межрегиональном уровне.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что ее положения дополняют и развивают представление о необходимости принятия мер по совершенствованию управления развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации.

Практическая значимость проведенного диссертационного исследования заключается в выявлении препятствий развитию малого и среднего предпринимательства, являющегося наиболее действенным инструментом инновационного обновления экономики Российской Федерации. Автором разработаны и предложены мероприятия по преодолению этих препятствий на основе совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Апробация работы состоит в том, что основные результаты исследования докладывались автором на научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и пути обеспечения национальной безопасности России в условиях глобального кризиса» 29 мая 2009 г., а также на научно-методических семинарах кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации. Автором опубликованы шесть научных статей и брошюр, в том числе три, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК, содержащих основные результаты диссертационного исследования — общим объемом 6,6 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по главе.

1. Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации требует и эффективную модель государственного развития венчурной деятельности. Модель развития венчурной деятельности представляет собой совокупность средств, методов и мер государственного стимулирования венчурной деятельности в стране. Выбор конкретной государственной программы развития венчурной деятельности зависит от следующих основных факторов: возможности государственного бюджета, цели экономической I политики государства и уровня развитияфынка.

На основе исследования зарубежного опыта технологий государственного развития венчурной деятельности можно разделить на четыре категории: прямое инвестирование государственных средств в инновационные компанииинвестирование государственных средств через венчурные фондыпрограммы развития венчурной деятельностигарантийные программы развития венчурной деятельности.

В условиях мирового1 финансового кризиса технологии государственного развития венчурной деятельности в Китае, Индии и Израиле показывают определенную устойчивость — наблюдается рост венчурных инвестиции. Российская модель венчурного финансирования построена как надстройка израильской и сингапурской модели — «фонд фондов» представлен ОАО «Российская венчурная компания», имеются также некоторые черты китайской и индийской модели — Министерство экономического развития Российской Федерации создает в субъектах Российской Федерации венчурные фонды для прямых инвестиций в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере. В силу специфики федерального устройства Российской Федерации, по мнению автора, нужна децентрализация процесса венчурного финансирования. Успешному развитию венчурной индустрии в Российской Федерации также препятствуют барьеры -«негативные факторы», сопровождающие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

2. Автором выделены следующие проблемы — «барьеры» на пути субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационном секторе экономики Российской Федерации: неэффективность налогооблажения, проблемы венчурного финансирования, «старение научных кадров», проблемы, изобретательского и рационализаторского движения, уровень и состояние технического регулирования и стандартизации, создание, новых инновационных компаний, создание проектных инжиниринговых организаций, недостаточная критическая масса промышленности, необходимая для саморазвития инновационных компаний.

3. Существующие «барьеры» — негативные факторы создают условия, в которых субъектам малого и среднего бизнеса невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой. Очевидно, что современная экономикаинновационная социально ориентированнаяэкономика требует обратного. Скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро и практически непрерывно обновлять бизнес на основе самых передовых технологий.

4. В современных условиях, по мнению автора, необходима децентрализация процесса венчурного финансирования и более глубокая диверсификация направлений его приложения, согласно пакетам стратегических документов субъекта Российской Федерации, в которые входят Стратегия социально-экономического развития, Схема территориального планирования и Программа экономического и социального развития субъекта Российской Федерации. Более того, эти меры необходимо принять незамедлительно — ввиду неразвитой венчурной финансовой системы государство будет выводить свободные средства, скопившиеся на балансовых счетах институтов развития, чтобы покрыть дефициты федерального и региональных бюджетов.

В целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, автором предлагается на уровне федеральных округов (ФО) учредить государственные корпорации развития, на примере ОАО «Российская венчурная компания». Основные направления инвестиционной политики таких венчурных компаний должны основываться на стратегиях социально-экономического развития федеральных округов, призванных скоординировать направления развития федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры в разрезе федеральных округов с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального’разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. Функции по управлению и координации за деятельностью венчурных компаний возложить на полномочных представителей Президента Российской Федерации1 в федеральных округах. Это в дальнейшем потребует совершенствования Института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с наделением их исполнительно-распорядительными функциями и встраиванием их в технологии управления региональным развитием и социально-экономическими процессами на межрегиональном уровне.

5. Единое информационное пространство венчурных компаний в федеральных округах должно включать следующие данные: результаты деятельности венчурных компаний федеральных округов (отраслевая и региональная структура венчурного капиталабизнес-партнерысоинвесторы государствасубъекты предпринимательской деятельности.

— получатели венчурных инвестиций) — перспективные для инвестирования патенты и технологиисубъекты предпринимательства инновационного сектора экономики Российской Федерациинормативные материалы из области политики, права, экономики, науки и техники, относящихся к инновационной деятельностирезультаты деятельности научно-исследовательских центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, наукоградов, промышленных парков и т. д.- исследования правительственных и ведомственных институтов, вузовских, академических центров и т. д.- информационно-справочные материалы иностранных фирм, исследовательских центров транснациональных корпорацийделовая информация специализированных информационных центровданные о результатах деятельности Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), Инновационного бюро «Эксперт», Российского агентства венчурных инвестиций (РАВИ), агентства по развитию инновационного предпринимательства (АРИП) и т. д.

Единое информационное пространство венчурных компаний позволит сконцентрировать интеллектуальный потенциал страны,: обеспечит реализацию сетевых инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики’Российской Федерации.

6. Предложенная автором инфраструктура венчурного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства создаст условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынковсосредоточится' на создании' потенциала для будущего посткризисного развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Идущий в мире процесс глобализации требует повышения конкурентоспособности российской экономики не только за счет добычи и первичной переработки минерального сырья. Необходим вывод на международные рынки отечественных производителей с высокотехнологичной продукцией. Такой ход событий тем более оправдан, что подавляющее большинство россиян не могут развивать свою экономическую активность исключительно в сырьевых секторах экономики. Только диверсифицированное производство конкурентоспособных товаров и услуг способно дать возможность отечественным производителям завоевать рынок, а гражданам всей страны обеспечить в условиях глобализации долгосрочную позитивную социально-экономическую перспективу.

Мировой опыт показывает, что условия долгосрочного устойчивого развития государства, образованного регионами с различным хозяйственным потенциалом, возможно при повсеместном усилении экономической активности его граждан. Инструментом активизации экономических преобразований является сектор малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако для полномасштабного использования данного инструмента необходима хорошо продуманная государственная политика, основанная на решении всех текущих и перспективных проблем национальной экономики.

В Российской Федерации на повестке дня стоит решение очень важной задачи — переход экономики страны на инновационный социально ориентированный тип развития. Малому и среднему предпринимательству для реализации такого перехода отведена немаловажная роль. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, доступность финансовых источников для развития субъектов предпринимательской деятельности находится на очень низком уровне частные венчурные фонды приостанавливают свою деятельностьфедеральные власти выводят свободные финансовые ресурсы из государственных институтов развития, покрывая дефициты бюджетов разных уровней. Такое положение угрожает свертыванию такого гибкого и социально значимого сектора экономики как малое предпринимательства, являющегося «полигоном» для инноваций.

В соответствии с авторской концепцией было проведено исследование с целью научного обоснования использования потенциала малого и среднего предпринимательства при становлении инновационной социально ориентированной экономики. Для научного обоснования авторской концепции и разработки конкретных мер по ее претворению в жизнь, были поставлены и последовательно решены соответствующие исследовательские задачи.

Проведенное исследование позволило автору сделать следующие обобщающие выводы:

При современных тенденциях развития мировой экономики малое и среднее предпринимательство превратилось не только в основу стабильности общественных отношений, но стало главным потенциалом инновационных процессов. В большинстве стран с передовой экономикой малое и среднее предпринимательство производит свыше половины ВВП и занимает большую часть экономически активного населения.

Высокое качество и уровень диверсификации товаров, создаваемых предприятиями малого и среднего бизнеса, становится более значимым, чем низкая себестоимость единицы продукции крупных предприятий. А широкое внедрение передовых технологий позволило малому и среднему предпринимательству снижать издержки производства, компенсируя тем самым преимущества крупных предприятий, связанные с их экономией на масштабах производства. Именно поэтому превращение европейской экономики к 2010 г. в самую динамичную и конкурентоспособную экономику в мире связывается с развитием малого и среднего предпринимательства. В качестве главного государственного инструмента поддержки этого процесса выделяется поощрение венчурного финансирования малого и среднего бизнеса.

В результате действия федеральных программ 1995;2008 гг. по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, еще до мирового финансово-экономического кризиса, образовался бизнес-климат, неблагоприятно сказывающийся на развитие субъектов малого' и среднего предпринимательства. Инновационное обновление экономики РоссийскойФедерации в кризисных условиях невозможно без целенаправленной государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, способного сформировать такие условия, которые позволят каждому региону страны иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности своей экономики.

В целом, те меры, которые принимаются властями Российской Федерации и ее субъектов для помощи субъектам малого и среднего бизнеса, можно охарактеризовать следующим образом: они предназначены для ограниченного круга компаний, доступ к ним предполагает определенную бюрократическую процедуру, и, кроме того, коммерческие банки без, особой охоты участвуют в таких проектах. Нарастают негативные тенденции, касающиеся исполнения заявленных руководством страны мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. Ввиду дефицитов бюджетов в субъектах Российской Федерации вся инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства может оказаться неэффективнойпредпринимаемые Правительством Российской Федерации меры не доходят до предприятий малого и среднего бизнеса.

Анализ особенностей, функций венчурного капитала, а также эффектов его воздействия на субъекты социально-экономического комплекса страны позволяют охарактеризовать экономическую сущность венчурного капитала как особого ресурса, представляющего собой единство финансового и человеческого капиталов, и, следовательно, обладающего синергетическим эффектом воздействия на деловую активность в хозяйственных системах через развитие в них инновационной и инвестиционной деятельности. Таким образом, можно считать, что венчурное финансирование — это стратегически направленное вложение венчурного капитала в субъекты предпринимательской деятельности с целью получения синергетического эффекта воздействия на хозяйственный комплекс. Во многом благодаря такому эффекту можно решить большинство задач, необходимых для структурной перестройки модели экономики Российской Федерации, основные черты которой намечены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Деятельность венчурной индустрии в Российской Федерации нельзя считать провальной. Достаточно успешно развиваются несколько десятков компаний и фондов, таких как «Almaz СР», «Финам», «Альянс-Росно» и компания с государственным участием — ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Несмотря на то, что история деятельности этих организаций насчитывает всего несколько лет, за это время ими были сформированы и действуют по всей стране около 30 мощных фондов, каждый из которых развивает по несколько перспективных инновационных проектов. В условиях мирового финансового кризиса с рынков уходят многие инвестиционные фонды, сегодня — наиболее благоприятный период для стимулирования венчурных инвестиций. Сосуществование этих, казалось бы, взаимоисключающих факторов имеет свое резонное объяснение и таит в себе огромный потенциал: в условиях обостряющегося кризиса входить в инновационные проекты и разработки можно с меньшими затратами.

Венчурный капитал в Российской Федерации по основным направлениям науки и техники распределен достаточно равномерно. Сложная ситуация сложилась с территориальным распределением венчурного капитала. Венчурный капитал полностью сосредоточен в европейской части Российской Федерации в трех федеральных округах: Центральном, Приволжском, Северо-западном. Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа не участвуют в его распределении. В долгосрочном периоде сложившаяся ситуация намного усложняет решение основной задачи региональной политикисбалансированное развитие Российской Федерации — все сильнее увеличивает межрегиональную дифференциацию и социальную напряженность.

В общем, для того, чтобы венчурный капитал стал одним из главных финансовых источников малого и среднего предпринимательств как сектора инновационной социально ориентированной экономики, необходимо незамедлительно принять следующие меры: разработать базовые законы об инновациях и венчурном инвестировании. Необходимо законодательно определить понятия: «инновационное предприятие», «инновационная технология», «инновационный продукт», «венчурный капитал», «венчурное инвестирование" — создать механизмы стимулирования инноваций и государственно-частного партнерства через налоговую систему, амортизационную политику и бюджетные дотациисоздать систему государственного статистического учета в области инновационного развития, венчурного инвестированиясоздать систему подготовки кадров, профессионально работающих в специализированном секторе инновационной деятельностиучредить конкретные центры, ответственные за процесс реализации инновационной политики в системе исполнительной власти.

Специфика венчурного финансирования субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации состоит в том, что основные источники венчурного капитала — компании с государственным участием, такие как Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), ОАО «Российская венчурная компания». Финансовое участие таких компаний на ранних стадиях инновационных проектов снижает риски ее партнеров — частных инвесторов.

На основе исследования зарубежного опыта технологий государственного развития венчурной деятельности можно разделить на четыре категории: прямое инвестирование государственных средств в инновационные компанииинвестирование государственных средств через венчурные фондыпрограммы развития венчурной деятельностигарантийные программы развития венчурной деятельности.

В условиях мирового финансового кризиса, технологии государственного развития' венчурной деятельности в Китае, Индии и Израиле показывают определенную устойчивость — наблюдается рост венчурных инвестиции. Российская технология венчурного финансирования построена как надстройка израильской и сингапурской модели — «фонд фондов» представлен ОАО «Российская венчурная компания», имеются также некоторые черты китайской и индийской модели — Министерство экономического развития Российской Федерации создает в субъектах Российской Федерации венчурные фонды для прямых инвестиций в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере.

Автором выделены следующие проблемы — «барьеры» на пути субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационном секторе экономики Российской Федерации: неэффективность налогообложения, проблемы венчурного финансирования, «старение научных кадров», проблемы изобретательского и рационализаторского движения, уровень и состояние технического регулирования и стандартизации, создание новых инновационных компаний, создание проектных инжиниринговых организаций, недостаточная критическая масса промышленности, необходимая для саморазвития инновационных компаний.

Существующие «барьеры» — негативные факторы создают условия, в которых субъектам малого и среднего бизнеса невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой. Очевидно, что современная экономика — инновационная социально ориентированная экономика требует обратного. Скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро и практически непрерывно обновлять бизнес на основе самых передовых технологий.

В современных условиях, по мнению автора, необходима децентрализация процесса венчурного финансирования и более глубокая диверсификация направлений его приложения, согласно пакетам стратегических документов субъекта Российской Федерации, в которые входят Стратегия социально-экономического развития, Схема территориального планирования и Программа экономического и социального развития субъекта Российской Федерации. Более того, эти меры необходимо принять незамедлительно — ввиду неразвитой венчурной финансовой системы государство будет выводить свободные средства, скопившиеся на балансовых счетах институтов развития, чтобы покрыть дефициты федерального и региональных бюджетов.

В целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, автором предлагается на уровне федеральных округов (ФО) учредить государственные корпорации развития, на примере ОАО «Российская венчурная компания». Основные направления инвестиционной политики таких венчурных компаний должны основываться на стратегиях социальноэкономического развития федеральных округов, призванных скоординировать направления развития федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры в разрезе федеральных округов с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. Функции по управлению и координации за деятельностью венчурных компаний возложить на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Это в дальнейшем потребует совершенствования Института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с наделением их исполнительно-распорядительными функциями и встраиванием их в технологии управления региональным развитием и социально-экономическими процессами намежрегиональном уровне.

Единое информационное пространство венчурных компаний позволит сконцентрировать интеллектуальный потенциал страны, обеспечит реализацию сетевых инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации.

Предложенная автором инфраструктура венчурного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства создаст условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынковсосредоточится на создании потенциала для будущего посткризисного развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращиванияинновационной активности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4. № 230-Ф3, 18.12.2006 // govportal.garant.ru
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.1,2. М.: Изд-во «Ось-89», 2006.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ, 24.07.2007.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, 6.10.2003 г.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом регулировании“ № 65-ФЗ, 1.05.2007.
  7. Федеральный закон „О передаче прав на единые технологии“ № 284-ФЗ, 25.12.2008, „Российская газета“, № 266, 30.12.2008.
  8. Федеральный закон „О патентных доверенных“ № 316-Ф3, 30.12.2008, Российская газета», № 267, 31.12.2008.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» № 249, 22.05.2004.
  10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» № 31 30.01.2009//economy.gov.ru
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020» № 1662-р 17.11.2008.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 838-р 7.06.2006.
  13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена указом Президента Российской Федерации № 537 12.05.2009 // gov.ru
  14. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.
  15. Малое предпринимательство в России. Стат. сб. М.: Госкомстат, 1999, 2001, 2003, 2006, 2007, 2008.
  16. Регионы России 1997. Стат. сб. -М.: Госкомстат, 1998.
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели 2006. Стат. сб. М.: Росстат, 2007.
  18. Россия в цифрах 2007 г. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2007.
  19. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. — М.: Госкомстат, 2001, 2004, 2005, 2007, 2008.
  20. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М.: ИЭ РАН, 1997.
  21. А.Н. и др. Новый экономический и юридический словарь.-М., 2003.
  22. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка 2002−2005 гг./ Ресурсный центр малого и среднего предпринимательства. По заказу Агентства США по Международному развитию, 2006.
  23. Аналитический обзор: развитие экономики в странах ЕС// http://www.radagroup.ru.
  24. К. Тенденции Европейского венчурного капитала. /Пер. с англ.// Вестник РАВВИ, 2003, № 4.
  25. С. и др. Банковский кризис: туман рассеивается?// Вопросы экономики. 1999, № 5.
  26. Выступление Президента ТПП Е. М: Примакова на пятой Всероссийской конференции представителей малых предприятий 11.03.2004// http://technet.ru.
  27. Э.М. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. /Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2006.
  28. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  29. О.Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  30. П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетия практики. СПб.: «Альпари СПб», 2003.
  31. Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. -М., 1998.
  32. И. «Венчурный капитал в странах Центральной и Восточной Европы» // ptpu.ru /issues, 2005.
  33. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.: Олимп, 2001.
  34. Н.А. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства СПб.: Изд-во юрид. факульт. Санкт-Петербургского госуд. ун-та, 2004.
  35. Дисбаланс между темпами производства и потребления в РФ сдерживает рост экономики Выступление министра финансов- РФ А. Кудрина// Quote.ru 26.10.2007.
  36. Доклад Международного банка реконструкции и развития МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), 2002 //http://web.worldbank.org.
  37. Доклад по венчурному капиталу и инновациям ОЭСР Paris, OECD, 1996.
  38. Е., Петров Ю. Сравнительный анализ эффективной налоговой ставки в России и зарубежных странах// Налоговый вестник -1995, № И.
  39. JI.T. Венчурное финансирование малого и среднего предпринимательства// Финансы и кредит 2006, № 4 (208).
  40. Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика венчурный капитал. — М.: ЗелО, 1996.
  41. С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  42. А. Т. Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. -М.: Экономика, 2005.
  43. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения. /Пер. с англ. М., 1993.
  44. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. -М.: Изд-во РАГС, 2005.
  45. А. «Венчурный капитал идет в Азию»// Эксперт, 15.08.2007.
  46. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  47. О.В., Шестаков М. Н., Шеховцов А. О. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 19 961 999 гг.// Вопросы экономики. 2000, № 10.
  48. Л.П., Кураков В. Л. Толковый словарь экономических и юридических терминов. (Серия «Библиотека экономиста») -М.: изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. 2002.
  49. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  50. В.В. и др. Анализ нормативно-правовой базы снижения экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов РФ// Регион: экономика и социология. 1999. (спец. вып.).
  51. А., Литвак Дж., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: федерализм, создающий рынок// Вопросы экономики. 2001, № 4.
  52. .Л. Региональная асимметрия в Российской Федерации: измерение и регулирование/ Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: Экор., Сибирское соглашение, 2000.
  53. М.Г. Предпринимательство. М., 2005.
  54. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. М.: Экономика, 1998.
  55. Е.В., Полякова О. Ю. Теневая экономика и ее роль в экономике России// Межотраслевая информационная служба 2001, № 3 (116).
  56. И.П. Малый бизнес в Японии. — М.: Восток-Запад, 2004.
  57. И.П. О социально-экономической роли малого и среднего бизнеса в Японии// Японский опыт для российских реформ. Вып.2. М.: МАКС ПРЕСС, 2000.
  58. С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России// Менеджмент в России и за рубежом 2001, № 1.
  59. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. Пер с англ. -М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
  60. Л.Ш. и др. Универсальный бизнес-словарь. М., 1997.
  61. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. -М.: Республика, 1992.
  62. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. /Под общ. ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева, О. М. Шестоперова. М.: Новое издательство, 2004.
  63. Малые и средние предприятия. Управление и организация. /Под. ред. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К. Х. /Пер. с нем. М.: Международные отношения, 2000.
  64. Малый экономический словарь. / Под. ред. А. Н. Азрилияна -М.: Институт мировой экономики, 2000.
  65. Материалы III Всероссийского налогового форума «Налоговая система России и развитие предпринимательства». М.: 2006.
  66. Материалы из выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э. С. Набиуллиной на Всероссийском форуме, 26.05.2008 г. // nisse.ru.
  67. Материалы круглого стола «Инновационная отрасль в России итоги 2008 года», 11.12.2008 // nairit.ru.
  68. Материалы отчета Комитета по научной и технологической* политике ОЭСР. //Венчурное финансирование: теория и практика, — М.: АНХ, 1998.
  69. Материалы круглого стола «Молодежный инновационный сектор России. Проблемы и перспективы», 05.03.2009 // nairit.ru.
  70. Материалы III Ежегодного Форума Института Адама Смита по проблемам «Альтернативных инвестиций в России», 25.02.2009.
  71. May В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста российских регионов// Вопросы экономики 2001, № 11.
  72. О. «В одной туфле», Эксперт «Северо-Запад», 08.12.2008.
  73. Национальная экономика. / Под общ. ред. В. А. Шульгина. -М.: Изд-во Российской экономической академии, 2002.
  74. Ю.А. О проблематике адаптивного управления экономическим потенциалом предприятия/ Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством. Вып. 10. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  75. Т.Г. Роль Федерального казначейства в реформировании бюджетного процесса// Бюджет. 2006, № 12.
  76. Нехорошева JI. H, Егоров С. А. Модели государственного регулирования развития венчурной деятельности. Мировой опыт, Минск, 2007.
  77. Новые правила бюджетного учета. Профессиональный комментарий ведущего специалиста, Казначейства России Е. В. Володиной- Инструкция- утвержденная Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2006.
  78. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука,'2001.
  79. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юристъ, 1999.
  80. Основы экономической безопасности. /Под ред. Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел Синтез», 1997.
  81. Отчет Федерального казначейства о финансовой деятельности 2005 г. (по консолидированному бюджету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов) М., 2005.
  82. Отчёт о заседании президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации» 18.04.2008 // kremlin.ru.
  83. У., Пантюшин В. Администрация малого и среднего бизнеса (опыт разных стран)// Предпринимательство в России. /Ежеквартальный журнал Института стратегического анализа и развития предпринимательства 1998, № 2 (13).
  84. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации 2003−2006 гг.// Центральный банк Российской Федерации. Департамент платежного баланса Центрального банка Российской Федерации// www.cbr.ru.
  85. В.В. Банки на переходе. М.: Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2001.98. «Принципы инвестиционной политики ОАО «РВК», 22.02.2007 // rusventure.ru.
  86. Проект концепции развития венчурной индустрии в Российской Федерации (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций) был представлен общественности 13.11:2002 г, Центр стратегических разработок www.csr.ru.
  87. А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  88. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации «Индекс ОПОРЫ» 2007−2008 //www.opora.ru.
  89. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  90. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд. — М., 2003.
  91. Регионы России: финансовые аспекты развития. Автор концепции и руководитель проекта В. Кашин. М.: Агентство Информарт, 1997.105. «Риски частно-государственного' партнерства"/ Ассоциация менеджеров ПРООН, 2007.
  92. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001 — М.: Ресурсный Центр малого и среднего предпринимательства, 2002.
  93. Россия-2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ММВБ, 1999.
  94. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.
  95. Н. В. Анализ общей динамики развития малого и среднего предпринимательства в России в начале XXI века. М., 2007.
  96. Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством. Вып. 10. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  97. Социология: Энциклопедия. / Под ред. Грицанова А. А. М.: Книжный Дом, 2003.
  98. М.М. План финансов/ У истоков финансового права.-М.: Статут, 1998.
  99. Тенденции развития рынка небанковского микрофинансирования в России (2003−2005 гг.). Третий раунд мониторинга. — М.: Ресурсный центр малого и среднего предпринимательства, Российский Микрофинансовый Центр, 2007.
  100. Толковый словарь терминов венчурного финансирования. СПб.:Феникс, 2004.
  101. JI.H. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  102. В.Б., Вороновская О. Е. Эффективность программ поддержки малого и среднего предпринимательства// Экономическая наука современной России 2002, № 3.
  103. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков/ Институт «Восток-Запад». -М.: МАКС-Пресс, 2001.
  104. A.M., Нойберт М. Венчурный капитал. СПб.: Наука, 1999.
  105. А.Н. Инновационный тип развития экономики России.-М: РАГС, 2005.
  106. В.В. и др. Развитие малого и среднего предпринимательства. Отечественный и зарубежный опыт. М.: Экономист, 2006.
  107. С.Н. и др. Регионы Российской Федерации 19 942 000 гг.: социально-экономический анализ- финансовый потенциал- вопросы привлечения инвестиций. М.: ИНИОН РАН, 2001.
  108. В.Н., Максимов Д. В., Богуславский В. В. Малое предпринимательство в России. — М.: Феникс, 2006.
  109. А.Ю., Авилова А. В., Приписнов В. А. Малое предпринимательство в России: тенденции развития// Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. -М, 1995.
  110. А.Ю. Малое предпринимательство в России// Мир России-2001, Т. 10, № 4.
  111. .М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства М.: Финансы и статистика, 2006.
  112. Й. Теория экономического развития. /Пер с англ. -М.: Прогресс, 1982.
  113. Л.И. Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства на базе венчурного капитала. -М.: РАГС, 1996.
  114. О. Развитие малого и среднего бизнеса в России. Региональный аспект. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
  115. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация том 2002/5. ОЭСР, — М.: Весь Мир, 2002.
  116. Artificial Intelligence Techniques. Alan Bundy, editor. Springer Verlag, 1997.131. «Benchmarking EU &US. Innovation and competitiveness"The Information Technology and Innovation Foundation (ITIF), 01.02.2009
  117. Best Procedure Report, SEC (2001) 1704, 29.10.2001.Claire Cain Miller, «Venture Investment Climbs in India, China and Israel», 02.03.2009 // venturesource.com.
  118. Community initiative for SMEs (Small and Medium-sized enterprises)// Communication from European Regional Development Fund, ERDF 1994.
  119. Dumont, Huzmezan: Concepts, methods and techniques in adaptive control (2002).
  120. The First Ten Years Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union. 2002 The International Bank for Reconstruction and Development/ The World Bank 1818 H Street, NW.
  121. Frye Timothy and Zhuravskaya Ekaterina «Costs of doing business in Russia» mimeo, CEFIR Moscow, 2001.
  122. Integrated Programme for Small and Medium-sized enterprises (SMEs) and the craft sector// Communication from the Commission, Brussels, 10.07.96.
  123. The Location of Industry and the Depressed Areas. By S. R. Dennison. -Oxford University Press, 1939.
  124. McMillan John and Woodruf Christofer. The Central Role of Enterpreneurs in Transition Economies. JEP v. 16, #3 2002.
  125. The OECD Small and Medium Enterprises Outlook OECD, 2000.
  126. Polishchuk L. Small business in Russia: Institutional Environment. Center for Institutional Reform and the Informal Sector (IRIS). -University of Mariland.
  127. Richardson H.W. Regional Growth Theory. London, 1973.
  128. Slinko I., Yakovlev E., Zhuravskaya E. Institutional Subversion: Evidence from Russian Regions. http://www.cefir.org/Papers/cefwp34.pdf
  129. Tinbergen J., Bos H.C. Mathematical Models of Economic Growth. New York, 1962.
Заполнить форму текущей работой