Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка применения программно-целевого подхода в региональной экономической политике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе характеризуется программно-целевой подход (метод) развития экономики, который позволяет обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть долговременные и дорогостоящие мероприятия по улучшению ситуации в экономике и социальной сфере региона… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ц
    • 1. 1. Экономические исследования региональной политики в СССР и современной России. ц
    • 1. 2. Стратегия регионального развития экономики
    • 1. 3. Региональная экономическая политика: понятие и особенности осуществления
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
    • 2. 1. Нормативно-методические основы разработки и реализации целевых программ
    • 2. 2. Формирование программ социально-экономического развития региона и их использование для решения региональных проблем
    • 2. 3. Методы оценки целевых программ и их социально-экономического эффекта для региона
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА И ЕГО ОЦЕНКА ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
    • 3. 1. Характеристика периодов социально-экономического развития региона в 1992 — 2011 гг.: проблемы и аспекты
    • 3. 2. Реализация целевых программ области в различных социально-экономических условиях
    • 3. 3. Эконометрическое моделирование реализации целевых программ региона
    • 3. 4. Формирование стратегии социально-экономического развития области в системе управления региональным развитием страны

Оценка применения программно-целевого подхода в региональной экономической политике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Программно-целевой подход становится действенным инструментом государственного регулирования и планирования. Целевые программы развития являются одним из важнейших средств реализации региональной экономической политики. Формирование программ социально-экономического развития региона в современных условиях — перспективное направление использования программно-целевого метода, так как ориентация на программно-целевой метод формирования бюджета заявлена Правительством Российской Федерации, а также в Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. По заявлению Председателя правительства РФ В. В. Путина на расширенной коллегии Министерства финансов 17 апреля 2012 г. федеральный бюджет на 2014 — 2016 гг. будет сформирован по программно-целевому принципу.

В среднесрочной перспективе формирование бюджета России и регионов начнет основываться не на заявках министерств и ведомств, а на федеральных, региональных целевых и ведомственных программах при последовательном сокращении непрограммной части. До 1 июня 2012 г. Министерство экономического развития должно провести инвентаризацию федеральных целевых программ на предмет их эффективности.

Однако в программных документах для описания проблемы используется одна или несколько однотипных проблем, не проводится взаимосвязь с другими проблемами региона, а также не характеризуются возможные отрицательные последствия, которые могут возникать после решения исследуемых проблем.

В настоящий момент при реализации программно-целевого метода (разработки и реализации целевых программ) назрела необходимость использования системного подхода: комплексного обоснования решения стоящих перед регионом проблем с учётом его специфических характеристик.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В основе диссертационной работы лежат исследования Э. Б. Алаева, А. Г. Аганбегяна,.

С. В. Березнева, В. И. Бувальцевой, Е. Т. Гайдара, А. Г. Гранберга, Н. Н. Козловского, А. М. Лаврова, С. А. Липиной, Г. Е. Мекуш, В. В. Михайлова, В. П. Можина, Б. П. Орлова, В. Е. Селиверстова, Л. В. Смирнягина, В. С. Сур-нина, Г. А. Унтуры, Б. Л. Штульберга и др. Большое значение для исследования имели работы, касающиеся стратегии территориального развития экономики и региональной экономической политики: Л. И. Абалкина, В. И. Бутова, В. И. Видяпина, В. Г. Игнатова, Р. Каппеллина, Н. П. Кетовой, О. Кузнецовой, В. Н. Лексина, А. Я. Лившица, Н. М. Мухетдиновой, Б. Мюллера, И. П. Фар-хутдинова, Э. Чичотти, А. Н. Швецова и др.

Основные подходы к анализу экономики с применением методов эконо-метрического моделирования, использованные в настоящем исследовании, базируются на трудах английских статистиков К. Пирсона и В. Госсета (псевдоним «Стьюдент»), американских эконометристов Н. Гликмана и Л. Клейна, представителей украинской школы моделирования В. Гееца и М. Скрипничен-ко, российских исследователей С. А. Айвазяна, С. В. Борисовой, В. А. Валентинова, Н. М. Гордеенко, Н. Н. Данилова, И. И. Елисеевой, В. А. Колемаева, М. С. Красса, Э. А. Лакалина, В. Л. Макарова, И. Н. Молчанова, А. И. Орлова, В. И. Суслова, С. А. Суспицина, Б. П. Чупрынова, М. М. Юзбашева и др.

Эконометрические методы ранее применялись при оценке развития экономики страны и региона, инфляционных процессов в экономике, оценке сберегательного потенциала населения региона, организации бюджетного процесса, а также оценке воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику региона. Оценить влияние целевых программ на экономику региона при использовании эконометрических методов стало возможным только в настоящее время. Ранее оценка программно-целевого подхода производилась абсолютными (стоимостными и натуральными) количественными и качественными показателями, на основе анализа коэффициентов, а также экспертными методами.

Ориентация на программно-целевой метод формирования бюджета страны и регионов с одной стороны и возможность использования эконометрических методов при оценке влияние целевых программ на экономику региона — с другой определили выбор темы исследования.

ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа выполнена в рамках Паспорта специальностей ВАК (экономические науки). Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): п. 3.15. Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планып. 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях)1.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является региональная экономическая политика как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития региона.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является программно-целевой подход в региональной экономической политике.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью работы является оценка применения программно-целевого метода в региональной экономической политике как инструмента реализации стратегии социально-экономического развития региона на базе эконометрического моделирования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— уточнить основные понятия общегосударственной стратегии территориального развития экономики и исследовать экономическую составляющую ее реализации;

— изучить методические и законодательные основы формирования целевых программ социально-экономического развития как средства осуществления.

Курсивом выделены разделы пунктов Паспорта специальностей ВАК, исследуемые диссертантом в работе. региональной экономической политики в России и за рубежом и их использования для решения региональных проблем;

— идентифицировать основные аспекты и социально-экономические проблемы для обоснования применения программно-целевого подхода в региональной экономической политике;

— выявить основные тенденции и особенности реализации программно-целевого метода на различных периодах социально-экономического развития области в 1992 — 2011 гг.;

— изучить основные методы оценки результатов реализации целевых программ;

— оценить результаты программно-целевого подхода с использованием эконометрических методов оценки (на примере Кемеровской области).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области регионального развития и стратегического управления. В работе использованы основы теории региональной экономикиустойчивого развития социально-экономических системтеоретических исследований по проблемам государственного регулированияпрограммно-целевой подходосновных теоретических концепций, в т. ч. региональный подход к разработке макростратегии пространственного развития, концепция межрегионального взаимодействия, основанная на применении экономико-математических моделей для обоснования экономического эффекта взаимодействия, концепция комплексного развития района.

При написании работы использовались и учитывались законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, агентств и служб РФ, региональные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере регионального развития, договоры и соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также отчетность и отдельные решения региональных органов власти и управления.

Особое место уделено изучению таких документов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 г., Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. и иных государственных, региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.

Обоснование положений и аргументация выводов осуществлялись на основе реализации общенаучных методов: диалектического и историко-логического. В процессе предпринятого исследования использовался также системный подход, заключающийся в рассмотрении стратегии развития региона, региональной экономической политики и целевых программ как взаимосвязанных элементов. Для решения отдельных задач в работе использованы методы экономико-математической обработки статистических материалов.

Эмпирическая база формировалась на основе официальных данных Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов, Федеральной службы РФ по статистике, ее территориального органа по Кемеровской области, Главного финансового управления региона и др.- анализа западноевропейских исследовательских центров по региональному развитию, а также материалов круглых столов, семинаров и конференций.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования: развиты теоретические основы реализации программно-целевого подхода в региональной экономической политике как инструмента стратегии регионального развития (на примере Кемеровской области) и разработаны методические положения её оценки на базе эконометрического моделирования, позволяющего установить взаимосвязь между показателями использования государственных средств и изменяемыми параметрами экономики региона, которые нашли отражение в следующих элементах научной новизны.

1. Определены основные социально-экономические проблемы Кемеровской области для обоснования применения программно-целевого подхода в региональной экономической политике на базе уточнения понятий общегосударственной стратегии территориального развития экономики и изучения методических и законодательных положений формирования целевых программ социально-экономического развитиявыявлена необходимость комплексного учета данных проблем в стратегии развития территории, целевых программах, национальных и региональных проектах (3.16).

2. Выявлены основные тенденции и особенности реализации программно-целевого подхода в предложенной периодизации социально-экономического развития Кемеровской области 1992 — 2011 гг. (3.16).

3. Обосновано наличие взаимосвязи между объемами финансирования по федеральным и региональным целевым программам и ВРП Кемеровской области. Для данного обоснования впервые применены эконометрические методы оценки. Ранее использовались методы, основанные «на анализе коэффициентов, а также экспертные методы (3.15).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке теоретических аспектов формирования стратегических основ развития экономики региона, механизмов реализации региональной экономической политики, в т. ч. в рамках реализации программно-целевого метода. Разработанные теоретические положения могут быть использованы:

— в процессе формирования стратегии социально-экономического развития регионов и страны;

— при разработке законодательных и других нормативно-правовых актов по модернизации государственной и региональной политики, в т. ч. регламентирующих и регулирующих процессы разработки и реализации федеральных и региональных программ социально-экономического развития;

— в учебном процессе высшей школы экономического и управленческого профиля, в т. ч. при чтении таких дисциплин как «Региональная экономика» и «Эконометрика».

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его материалы носят прикладной характер. Отдельные положения, выводы и предложения, содержащиеся в работе, можно использовать в процессе формирования стратегии социально-экономического развития Кемеровской области при совершенствовании деятельности региональных органов власти и управления, а также в законотворческом процессе на различных уровнях при подготовке нормативных актов, обеспечивающих функционирование региональных систем. Разработанные и научно обоснованные в диссертации исследования способны послужить средством согласования разобщенных процессов программирования на различных уровнях и повышения на этой основе степени сбалансированности целевых программ социально-экономического развития регионов. Некоторые результаты, полученные в процессе исследования, носят универсальный характер и могут быть распространены на другие регионы Российской Федерации.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные теоретические выводы и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на ряде научно-теоретических и научно-практических конференций регионального (Кемерово, 2006 г., 2007 г., 2011 г.), федерального (Пенза, 2004 г.- Кемерово,.

2008 г.) и международного уровней (Киров, 2003 г.- Кемерово, 2006 г., 2008 г.,.

2009 г.- Пермь, 2007 г.- Сочи, 2009 г.- Курган, 2012 г.), где получили положительную оценку. Отдельные положения исследования опубликованы в монографии «Инвестиционная стратегия роста экономики региона: теория, методология, практика», отмеченной Дипломом Фонда развития отечественного образования лауреатов конкурса на лучшую научную книгу 2008 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, проведенные в диссертационной работе, позволили сделать следующие выводы.

1. Исследовав генезис категории «стратегия региональная», введенной в политико-экономический оборот при рассмотрении регионального аспекта общей стратегии государства и обосновании принципиальных положений региональной политики, и встречающиеся в экономической литературе ее определения, автор выстраивает иерархию от общегосударственных категорий к их экономическим и пространственным составляющим, уточнив схему А. Г. Гранберга. Во-первых, в качестве составной части общей стратегии развития государства выделена национальная стратегия социально-экономического развития и дано ее определение. Во-вторых, государственная политика как процесс управления государством должна быть рациональной: иметь научное обоснование политического решения органов власти страны путём выбора наилучшей альтернативы разнавития, т. е. опираться на общую стратегию развития страны, в т. ч. на циональную стратегию социально-экономического развития. В-третьих, в качестве важной составляющей внутренней политики государства выделена государственная региональная политика, которая осуществляется на федеральном уровне и от эффективной и правильной реализации которой зависит развитие всей территории страны. В-четвертых, региональная экономическая политика не может существовать сама по себе, а лишь в рамках общей региональной политики, углубляя ее экономическую составляющую. В-пятых, в качестве составляющей стратегии регионального развития выделена и охарактеризована стратегия территориального развития экономики страны, как преломление через региональные аспекты общей стратегии развития государства. Таким образом, выстроена иерархия от общегосударственных категорий к их экономическим и пространственным составляющим.

2. В работе указано, что термин «региональные аспекты» используется в экономической литературе повсеместно. Однако никто из авторов не указывает на то, что это такое, не даёт определение понятия. Из описания и случаев употребления понятия видно, что оно используется в различных областях и сферах по отношению к их объектам и процессам, в т. ч. относится к экономической и социальной политике. Автором предлагается следующее определение понятия, применимое к любой области исследования. Региональный аспект — это комплексный взгляд на изучаемый объект или процесс с позиции определённой территории, отражающий набор характеристик, специфичных для неё.

Набор таких характеристик по отношению к заданной территории определяется во времени и пространстве путём изучения экономико-географического положения и природно-ресурсного потенциала региона, а также мониторинга его развития. Наиболее важными из них являются пространственные, определяющие важнейшие территориальные пропорции и уровни развития региональных систем, обеспечивающие повышение эффективности общественного производства. В работе также выделены производственные, экономические, социальные и политические характеристики. Выявлена статичность пространственных характеристик региона, в то время как набор других характеристик региона со временем трансформируется.

3. На уровне субфедеральной региональной экономической политики в качестве ее средства реализации используются федеральные и региональные целевые программы. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны (Российской Федерации).

Региональные целевые программы — взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона (Кемеровской области).

4. В работе характеризуется программно-целевой подход (метод) развития экономики, который позволяет обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть долговременные и дорогостоящие мероприятия по улучшению ситуации в экономике и социальной сфере региона, радикальное решение его проблем. Автор замечает, что нормативными документами не закреплено понятие «целевая программа». Наиболее точное определение приводит к.э.н. P.A. Ялмаев: «.целевую программу можно определить как целереализующую совокупность запланированных к проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение проблемной ситуации, требующей для эффективного решения неординарной концентрации усилий и средств».

В отличие от других инструментов региональной политики, целевые программы нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Федеральные целевые программы как средство реализации федеральной РЭП ориентированы на решение федерально-значимых проблем общегосударственной региональной экономической политики. Однако если федеральные программы, преломленные через призму региональных аспектов, учитывают уровень интереса субъекта Российской Федерации и степень его участия в реализации этого интереса, в этом случае они являются средством реализации субфедеральной РЭП: направлены на решение приоритетных региональных проблем, которые аналогичны проблемам другого (их) субъекта (ов) РФ. Региональные целевые программы являются прямым дополнением к реализуемым на территории субъекта РФ федеральным программам. С одной стороны, они могут быть направлены на решение федерально-значимой проблемы, обозначенной в рамках федеральной программы, но отражающие специфику конкретного региона. С другой стороны, они могут быть ориентированы на решение специфичной региональной проблемы конкретного субъекта РФ.

5. Для оценки реализации целевых программ и их социально-экономического эффекта для региона на практике применяются экспертные методы и методы, основанные на анализе коэффициентов. В условиях развивающейся экономики прогноз возможных вариантов развития событий на основе экспертных методов может оказаться весьма приблизительным. Для каждого конкретного случая эксперту необходимо самостоятельно определять форму взаимосвязи показателей эффективности и изменяемых параметров. Такие расчеты весьма объемны и требуют больших затрат времени.

В качестве практического замечания по применению «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», основанных на анализе коэффициентов, отмечено, что все проекты, представляемые на рассмотрение в региональные органы власти нацелены на получение высокого чистого приведенного дохода, достаточную рентабельность, приемлемый срок окупаемости, бюджетный эффект и улучшения целевых социально-экономических показателей развития региона. Расчет показателей согласно действующей методике давно изучен и адаптирован для получения «желаемого» прогнозного результата как предпринимателями для разработки бизнес-планов, так и разработчиками целевых программ. Таким образом, региональные органы власти оказались перед необходимостью применения нового инструмента оценки, который позволит более объективно принимать решения о начале реализации новых целевых программ и осуществлять оценку и корректировку уже действующих.

В работе для оценки реализации программно-целевого подхода предлагается использовать эконометрическое моделирование, которое отражает статистические закономерности, устанавливаемые экономической наукой.

Эконометрические методы ранее применялись при оценке развития экономики страны и региона, инфляционных процессов в экономике, оценке сберегательного потенциала населения региона, организации бюджетного процесса, а также оценке воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику региона.

Применение эконометрического моделирования для оценки программно-целевого подхода в экономике региона (на примере Кемеровской области) в современных условиях до настоящего времени было невозможным в силу ряда ограничений:

1) для использования эконометрических методов число наблюдений должно в 6−7 раз превышать число объясняющих переменных (минимальный объём выборки — 12−14 лет), иначе применение данного инструментария будет некорректным;

2) нормативно-правовая база разработки и реализации целевых программ в России начала формироваться лишь в 1995 г., и окончательно доработана только к 2000 г.;

3) российская экономика в её современном виде функционирует лишь два десятилетия. Следовательно, впервые оценить влияние целевых программ на ВРП области на базе эконометрического моделирования стало возможным не ранее 2007 г.

6. Исследование реализации стратегии и политики субъекта РФ необходимо проводить с учетом природно-ресурсного потенциала территории, периодов и этапов её социально-экономического развития. Автором охарактеризован природно-ресурсный потенциал Кемеровской области, а также проведена периодизация социально-экономического развития региона, в основе которой лежат динамика ВРП и индекс его физического объёма. В ходе экономических реформ на территории Кузбасса в 19 922 011 гг. выделены три периода. Первый период (1992 — 1998 гг.) — трансформационный кризис, главной отличительной чертой которого стало падение производства по всем отраслям экономики региона и уровня жизни его населения (отрицательная динамика ВРП в сопоставимых ценах). Структура производства оставалась неизменной, и не о какой инновационной перестройке экономики Кузбасса говорить не приходилось. Особенностью данного периода стал 1995 г, когда появилась видимость реальных улучшений социально-экономического развития области. Однако регион и его экономика были институционально не готовы к стабилизации ситуации и её дальнейшему улучшению, падение экономики продолжилось. Второй период: восстановительный подъём экономики 1999 — 2008 гг., отличительной чертой которого стала стабилизация экономики региона и ее последующий рост (положительная динамика ВРП в сопоставимых ценах). Однако устойчивый характер развития экономика региона не получила. Финансово-экономический кризис 2008 г. и несбалансированная политика региональных и федеральных властей предыдущих периодов стали отправной точкой выделения третьего периода (2009 г. — по н. в.) — изыскание возможностей перехода экономического развития региона на диверсифицированную инновационную основу в кризисных условиях путём модернизации производств и нахождения новых отраслей, менее зависимых от внешней конъюнктуры. Особенностью этого периода стало вхождение Кемеровской области в 2011 г. в число десяти бездотационных территорий России (регионов-доноров). Кризис не только выявил слабые стороны в экономике региона, отдельных отраслей и предприятий, но и дал возможность для быстрых действий в направлении модернизации производств и диверсификации экономики.

7. В работе выявлены проблемы каждого периода. Проблемами первого периода являлись: 1) слабость управления радикальными экономическими преобразованиями на региональном уровне- 2) экстенсивное «однобокое» использование разнообразных и значительных природных ресурсов Кузбасса привело к его сырьевой ориентации при ухудшении экологической обстановки- 3) индустриальная направленность Кузбасса обусловила одностороннее некомплексное развитие экономики- 4) массовое старение основных производственных фондов организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства региона при незначительных темпах их обновления.

К основным проблемам второго периода социально-экономического развития Кемеровской области можно отнести: 1) несоответствие существующей институциональной среды динамично меняющейся региональной экономике- 2) направленность бюджетной политики Кемеровской области на решение текущих вопросов социальной политики региона- 3) отставание инновационного развития региона вследствие медленной модернизации индустриального комплекса Кузбасса- 4) медленная реструктуризация кризисных предприятий обрабатывающего сектора промышленности региона- 5) недостаточная гибкость и адаптивность системы профобразования к запросам регионального рынка труда- 6) изношенность коммунальной инфраструктуры региона породила затратный характер жилищно-коммунального хозяйства области.

Основными проблемами Кемеровской области третьего периода социально-экономического развития являются: 1) медленная диверсификация экономики региона на фоне восстановления исторически сложившейся сырьевой направленности- 2) отставание уровня производительности труда региональных предприятий от зарубежных и отечественных аналогов- 3) ухудшение социально-экономического положения населения моногородов.

8. В работе прослежено применение программно-целевого подхода на разных этапах социально-экономического развития региона. В первом периоде региональные власти Кемеровской области впервые обозначили идею применения программно-целевого подхода для решения наиболее острых проблем. В 1993 г. в условиях глубокого трансформационного кризиса началась разработка региональных целевых программ («Фата», «Милосердие», «Кузбасс — детям», «Село-Конкорд» и другие).

В условиях трансформационного кризиса на федеральном уровне нормативно-правовые основы реализации целевых программ были разработаны только к 1997 г. Фактическая реализация федеральных целевых программ на территории Кузбасса началась с 1998 г. (последний год первого периода). До этого времени финансирование из федерального бюджета происходило в рамках мероприятий, заявленных в региональных целевых программах.

Во втором периоде социально-экономического развития региона в условиях посткризисного восстановления экономики к реализации региональных целевых программ в полной мере присоединились федеральные. В 2008 г. начала осуществляться региональная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области», которая в 2009 г. вошла состав комплексной «Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области». С её разработкой и реализацией фактически предпринята попытка структурной перестройки экономики области программно-целевым методом. Однако её реализация запоздала на 5 лет, что признают официальные органы власти региона.

9. В разрезе периодов развития экономики Кемеровской области произведена группировка федеральных и региональных целевых программ направленных на потребление (использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей) и накопление (использование части дохода для расширения производства и увеличение на этой основе выпуска продукции и услуг). Выявлено, что основной объём финансирования всех программ Кемеровской области в первом периоде был направлен на накопление (78,26% от общего объёма финансирования целевых программ, 82,37% - ФЦП и 64,62% - РЦП). Около 2/3 финансирования всех программ из федерального бюджета были направлены на подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной программы «Модернизация транспортной системы России». Только 1/5 часть средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов, были направлены на программы в сфере потребления («Культура России», «Социальная поддержка инвалидов», «Старшее поколение», «Дети России», «Повышение уровня социальной защиты населения», «Здоровье кузбассовцев» и другие).

Во втором периоде доля финансирования программ, направленных на накопление, сократилась с 78,26% до 56,23% от общего объёма финансирования. Из них средства федерального бюджета сократились на 10% (до 72,72%), однако по-прежнему были направлены на программы, способствующие расширению производства и увеличению выпуска продукции и услуг. При этом объем региональных целевых программ, освоенный в сфере потребления, вырос с 1/5 до V2 («Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области», «Культура Кузбасса», «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» и другие).

10. Выявлены основные тенденции и особенности реализации программно-целевого подхода в Кемеровской области за три периода социально-экономического развития (1992 — 2011 гг.).

Для первого периода характерны следующие: 1) решение социально-экономических проблем области сопровождалось неэффективным освоением бюджетных средств, хроническим недофинансированием и невыполнением программных мероприятий- 2) существующие целевые программы не были направлены на структурную перестройку экономики региона- 3) региональные власти получили инструмент реализации плановых мероприятий, под которое было разработано соответствующее законодательство- 4) наличие положительного опыта в апробации выбранного программно-целевого подхода в качестве инструмента реализации региональной экономической политики.

Во втором периоде выделяются: 1) устранение проблем, заложенных глубоким трансформационным кризисом- 2) оперативное решение возникающих проблем органами региональной власти при помощи разработки и реализации новых региональных целевых программ- 3) использование программно-целевого подхода для решения социальных проблем, но не структурной перестройки экономики Кемеровской области.

В третьем периоде наблюдается: 1) решение региональными властями при помощи программно-целевого подхода не только существующих проблем, но попытка спрогнозировать новые- 2) реализация целевых программ направлена на снижение последствий финансового кризиса, в т. ч. продолжены программы социальной поддержки населения- 3) появление новых точек роста: метано-угольная и нефтеперерабатывающая отрасли, формирование энергоугольных кластеров и переработка отходов (промышленных и твёрдых бытовых).

11. Апробация эконометрического моделирования для оценки программно-целевого подхода проведена на базе статистических наблюдений объёмов финансирования целевых программ Кемеровской области. На основе этапов построения и анализа простой региональной эконометрической модели проведено исследование влияния на ВРП: 1) целевых программ федерального и регионального уровней, 2) отдельных целевых программ, реализованных на территории Кемеровской области и финансируемых непрерывно.

Для проведения количественной оценки влияния федеральных и региональных целевых программ на экономику Кемеровской области в работе использован метод корреляционно-регрессионного анализа. В качестве обобщающего показателя, характеризующего масштабы экономики региона, выбран валовой региональный продукт: во-первых, ВРП является основным показателем, характеризующим экономический рост региона и его устойчивое развитиево-вторых, максимально отражает добавленную стоимость практически всех отраслей экономики региона. Объемы освоенных финансовых средств, поступивших по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области в 1993 — 2008 гг, использованы в качестве факторов осуществления программно-целевого подхода.

В результате анализа моделей влияния федеральных и региональных целевых программ, осуществляемых на территории Кемеровской области, на ВРП области выявлено:

1) существенное влияние целевых программ на экономику Кемеровской области. Построенные модели объясняют свыше 86% общих дисперсий величины ВРП в текущих ценах. Следовательно, развитие экономики региона сильно зависит от правильно выбранных целевых программ развития.

2) взаимодействие и взаимосвязь федеральных и региональных целевых программ Кемеровской области. Региональные власти учитывают социально-экономические программные мероприятия федеральных властей, а федеральные власти при разработке и реализации соответствующих программ учитывают потребности региона;

3) отдача на один рубль вложенных средств по федеральным целевым программам в ВРП Кемеровской области выше, чем по региональным программам. Мероприятия региональной экономической политики могут быть реализованы без вливания финансовых средств субъекта Федерации, но не могут проходить в масштабах экономики страны без финансовых средств федерального бюджета;

4) целевые программы региона могут ограничиться только федеральным финансированием, но при этом не будет достигнуто оптимальное развитие территории. Связь величины ВРП региона с объемом финансирования региональных целевых программ значительнее, чем с объемом финансирования по федеральным программам;

5) региональные целевые программы оказывают большее влияние на экономику Кемеровской области, чем федеральные. Часть финансирования по федеральным программам доходит до региона в виде поставки оборудования. Финансовые средства, потраченные на закупку оборудования, расходуются не на территории региона. В отличие от этого, большая.

часть освоенных средств по региональным целевым программам остаётся у экономических субъектов региона, непосредственно финансируя региональный бизнес, поддерживая или создавая рабочие места;

6) несмотря на сильную корреляцию между объемами финансирования целевых программ с объёмами ВРП Кемеровской области (коэффициенты корреляции более 0,73), по некоторым программам социальной направленности невозможно построить уравнения регрессии или параметры такого уравнения являются статистически незначимыми, т. е. такие целевые программы существенно не влияют на экономику региона.

12. В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2025 г. предлагается осуществление комплекса стратегических проектов и программ. Диверсификация и инновационный характер экономики региона в долгосрочной перспективе должны обеспечить переход к устойчивому экономическому развитию Кемеровской области. Реализация Стратегии потребует продолжения работ по реформированию системы государственного и муниципального управления, а также реформированию бюджетного процесса и бюджетной системы.

Социально-экономическое развитие Кемеровской области на долгосрочную перспективу имеет два сценария: 1) инерционный сценарий предполагает рост экономики за счет усиления сырьевой специализации региона- 2) базовый (целевой) сценарий — это достижение конкурентоспособности в опоре на рост технологий и человеческого капитала, диверсификация экономики, расширение ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья, так и в направлении включения в него новых видов (отраслей, секторов) производственной деятельности.

Проецирование установленной в ходе анализа взаимосвязи между ростом экономики региона и целевым финансированием реализуемых в Кузбассе государственных программ на долгосрочную перспективу позволяет спрогнозировать влияние осуществления программно-целевого подхода на возможность реализации стратегии территориального развития экономики региона в двух сценариях развития. Большая часть инвестиционной нагрузки придётся на региональный бюджет. Самофинансирование региона за отдельные годы должно до 8,8 раза превышать федеральные поступления для базового сценария развития и до 8 раз — для инерционного. Таким образом, к 2025 г. предполагается значительное увеличение расходной части регионального бюджета Кемеровской области по финансированию целевых программ.

В работе отмечено, что интерпретация прогнозных объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам носит условный характер. Обосновании объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам, необходимых для достижения плановых величин ВРП Кемеровской области производится без учета влияния на ВРП иных факторов, к основным из которых относится экспорт продукции угледобывающей отрасли и продукции первичных переделов. Интерпретация результатов прогноза будет достоверной только при сохранении отраслевой пропорции добавленной стоимости региона, что сложно спрогнозировать в долгосрочной перспективе, при постоянном стремлении региональных властей изменить эту структуру — с одной стороны, и периодических мировых финансовых кризисах — с другой стороны.

Несмотря на существенную роль экспорта при формировании ВРП, программно-целевой подход как инструмент эффективного освоения бюджетных средств смог занять свою нишу в активизации инвестиционной деятельности региона. Целевые программы позволяют привлекать и иные источники финансирования, а не только государственные.

При разработке и реализации целевых программ разного уровня необходимо делать ставку на четкое выделение приоритетов и эффективное расходование средств: каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат, т. е. соответствовать целям экономического роста. Приоритет должен быть отдан целевым программам в сфере высоких технологий и инноваций, образования и здравоохранения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: федер. закон: [№ 145-ФЗ от 31.07.1998 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://www.consultant.ru /рори1аг/Ьис1§ е1/#ш1х) — Дата доступа: 15.09.2009.
  2. Российская Федерация. Законы. О поставках продукции и товаров для государственных нужд Электронный ресурс.: федер. закон: [№ 60-ФЗ от 13.12.1994 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://www.securpress.ru/documents/31.htm-Дата доступа: 28.05.2009.
  3. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений
  4. Текст.: федер. закон: № 39-Ф3 от 25.02.1999 г. в последующих редакциях] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 9. — ст. 1096.
  5. Российская Федерация. Законы. Об особой экономической зоне в Калининградской области Электронный ресурс.: федер. закон: [№ 13-Ф3 от 22.01.1996 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://femida.info/! 1/fzooezvko009.htm — Дата доступа: 28.05.2009.
  6. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2007 год Электронный ресурс.: федер. закон: [№ 238-Ф3 от 19.12.2006 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2006/12 /22Zbudget-zakon-dok.html — Дата доступа: 27.05.2009.
  7. Российская Федерация. Постановления. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах
  8. Электронный ресурс.: Постановление Правительства РФ: № 862 от 30.07.1998 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://openbudget.karelia.ru/rfdesignl.shtml — Дата доступа: 28.05.2009.
  9. GjiLAtsU/PILOT/main.html Дата доступа: 16.01.2010.
  10. Российская Федерация. Постановления. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002−2010 годы Электронный ресурс.: Постановление Правительства РФ: [№ 675 от 17.09.2001 г. в последующих редакциях] // КонсультантПлюс: Версия «Проф», август 2011.
  11. Российская Федерация. Постановления. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011−2015 годы Электронный ресурс.: Постановление Правительства РФ: [№ 1050 от 17.12.2010 г. в последующих редакциях] // КонсультантПлюс: Версия «Проф», август 2011.
  12. Российская Федерация. Указы. О министерстве регионального развития Российской Федерации. Текст.: указ: [№ 1168 от 13.09.2004 г. в последующих редакциях] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004.-№ 38.-ст. 3775.
  13. Кемеровская область. Законы. О региональных целевых программах Кемеровской области Электронный ресурс.: обл. закон: [№ 58−03 от 11.05.2005 г. в последующих редакциях] Режим доступа: www.depcult.ru/documents/depkult15.doc — Дата доступа: 15.11.2009.
  14. Кемеровская область. Законы. О технопарках в Кемеровской области Электронный ресурс.: обл. закон: [№ 55−03 от 02.07.2008 г. в последующих редакциях] Режим доступа: http://www.ako.ru/ZAKON/view гакоп. азр?С45 733=Оп — Дата доступа: 28.05.2009.
  15. Кемеровская область. Законы. Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Жилище» на 2006 год Электронный ресурс.: обл. закон: [№ 121−03 от 14.11.2005 г. в последующих редакциях] // КонсультантПлюс: Версия «Проф», август 2011.
  16. Кемеровская область. Законы. Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Жилище» на 2007 год Электронный ресурс.: обл. закон: [№ 203−03 от 29.12.2006 г. в последующих редакциях] // КонсультантПлюс: Версия «Проф», август 2011.
  17. Кемеровская область. Распоряжения. О реализации региональной программы «Жильё» Электронный ресурс.: распоряжение Администрации Кемеровской области: [№ 41 б-р от 20.05.1994 г.] // КонсультантПлюс: Версия «Проф», август 2011.
  18. , А. А. Стратегия развития региона основа выживания и развития Текст. / A.A. Агаев // Эффективное управление региональной экономикой и ее роль в становлении развитого экономического пространства.
  19. , А. А. Стратегия развития региона основа выживания и развития Текст. / A.A. Агаев // Эффективное управление региональной экономикой и ее роль в становлении развитого экономического пространства.
  20. Сборник научных материалов ежегодной Международной научно-практической конференции- под ред. И. В. Скопиной. Киров: Изд-во ВятГУ, 2003.-351 с.
  21. , Т. А. Стратегия регионального развития Кузбасса: целевые программы и технопарк приоритетные средства реализации РЭП
  22. B.Д. Борисовой, С. М. Васина. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. — С. 12−14.
  23. , А.П. Введение регионального компонента в учебный процесс Текст. / А. П. Алукаева, О. В. Кочеваткина / Учеб. пособие. Саранск: Статуправление, 2005. — 86 с.
  24. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения Текст. // Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 г. / Ижевск, 2005.
  25. , М. Бюджетная реформа России: первые итоги и возможные перспективы Текст. / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. 2005. — № 11. — С. 57−69.
  26. , И. В. Целевые программы города Новосибирска и проблемы оценки их результативности Текст. / И. В. Баранова // Финансы. -2009.-№ 3.-С. 56−68.
  27. , С. В. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона Текст. / С. В. Березнев, В. С. Сурнин. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2001. — 286 с.
  28. Большой экономический словарь Текст. / Под ред. А.Н. Азрилия-на. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994. 528 с.
  29. , С. А. Вводный курс эконометрики: Учебное пособие Текст. / С. А. Бородич. Мн.: БГУ, 2000. — 354 с.
  30. , В. И. Устойчивость экономики региона, реализация принципов саморазвития (На примере Кемеровской области): Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 Текст. / В. И. Бувальцева. Кемерово, 2002. — 335 с.
  31. , В. И. Основы региональной экономики: учебное пособие Текст. / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. М.-Ростов-на-Дону, 2000. -448 с.
  32. , В. Г. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России Текст. / В. Г. Былов. М., 1996. — С. 19.
  33. , В. А. Эконометрика : учебник Текст. / В. А. Валентинов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 448 с.
  34. , В. А. Эконометрика: Практикум Текст. / В. А. Валентинов. М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2007. — 436 с.
  35. Валовой региональный продукт и его взаимосвязь с основными макроэкономическими показателями. Аналитическая записка. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган ФСГС по Кемеровской области. — Кемерово, 2004. — 19 с.
  36. , М. В. Оценка эффективности использования государственных средств Электронный ресурс. / М. В. Васильева. Режим доступа: http://www.cfm.ru/management/controlling/productivityofjpublicfunds.shtml -Дата доступа: 27.05.2009.
  37. , С. И. Политическая социология. Массовые настроения на переломе веков (1998−2003) Текст. / С. И. Васильцов, С. П. Обухов, В. П. Пешков. М.: Издательство ЦИПКР «Русский летописец», 2003. — 192 с.
  38. , К. Два ключевых министра не могли договориться, как России жить дальше. Владимир Путин поддержал обоих, и План-2020 был быстро принят Текст. / К. Гаазе, А. Савкин, М. Фишман // Русский Newsweek. -6−12 октября 2008 г. -№ 41 (213). С. 18−24.
  39. , Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории Текст. / Е. Т. Гайдар. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 656 с.
  40. Глобалистика: Энциклопедия Текст. / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков- Центр научных и прикладных программ «Диалог». М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. — 1328 с.
  41. , В. В. Экономика знаний Текст. / В. В. Глухов, С.Б. Короб-ко, Т. В. Маринина. СПб.: Питер, 2003. — 528 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  42. , А. Г. Математические модели социалистической экономики: Учеб. пособие для экон. вузов и фак. Текст. / А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 1978. -351 с.
  43. , А. Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов Текст. / А. Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1. — С. 87−106.
  44. , А. Г. Моделирование социалистической экономики Текст. / А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 1988. — 487 с.
  45. , А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов Текст. / А. Г. Гранберг. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  46. Гуманистические ориентиры России Текст. / Л. И. Абалкин, A.B. Барышева, Т. В. Бурмистрова и др.- Ин-т экономики РАН, Корпорация «Теле-вик». М., 2002. — 391 с.: диагр. — (Вызовы нового века и стратег, ответ России).
  47. , Н. Н. Курс математической экономики : учеб. пособие Текст. / H.H. Данилов. М.: Высш. шк., 2006. — 407 с.
  48. , Ю. С. Региональная политика и управление Текст. / Ю. С. Дулыциков. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 257 с.
  49. , И. И. Общая теория статистики : учебник Текст. / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев — Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 480 с.: ил.
  50. , И. И. Эконометрика Текст. / И. И. Елисеева. М.: Финансы и статистика, 2005. — 576 с.
  51. , А. И. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) Текст. / А. И. Жуковский, C.B. Васильев, Д. С. Штрейс / Под общей ред. С. Ю. Фабричного. Оттава-Москва-Великий Новгород, 2006. — 175 с.
  52. , Н. В. Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России Текст. / Н. В. Зенчева, Б. И. Герасимов — Под науч. ред. Д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 96 с.
  53. Иллюстрированный самоучитель по MatLab Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.books.everonit.ru/ZZMatlab/index.html -Дата доступа: 07.02.2010.
  54. , В. А. Периодизация как метод исторического исследования: Кандидатская диссертация Текст. / В. А. Илюшин. -М, 1973. 191 с.
  55. , Д. Кузбасс созидающий Текст. / Д. Исламов. Изд. второе, перераб. и доп. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — 147 с.
  56. Итоги развития экономики и социальной сферы Кемеровской области в 2008 году Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ako.ru/official/strukt/ECONOM/itogi-econom2008.ppt — Дата доступа: 12.06.2008.
  57. , Р. Региональная политика в местном и региональном измерении Текст. / Р. Каппеллин II Регион: экономика и социология. 1995. — № 4. — С. 181−192.
  58. , Д. В. Вычислительная математика Электронный ресурс. / Д. В. Кирьянов. Издатель: Новый диск, 2001−2004. — Режим доступа: http://www.keldysh.ru/pages/comma/ - Дата доступа: 07.02.2010.
  59. ИЗ. Кислюк, М. Б. Модель экономики Кузбасса: (Вопросы теории, методологии и практики) Текст. / М.Б. Кислюк- Под науч.ред. B.C. Сурнина. -Кемерово: Полигр. комб., 1996. 287 с.
  60. , М. Б. Региональные особенности реформирования экономики. На примере Кемеровской области Текст. / М. Б. Кислюк. Кемерово: Кемер. кн. изд-во, 1994. — 134 с.
  61. , В. В. Региональная экономика России: Учебник Текст. / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 548 е.: ил.
  62. , В. А. Эконометрика: Учебник Текст. / В. А. Колемаев. -М.: ИНФРА-М, 2004. 160 с. — (Серия «Высшее образование»).
  63. , Е. Б. О выборе целевых бюджетных фондов в качестве формы финансирования расходов бюджетов Текст. / Е. Б. Коровкина // Финансы. 2006. — № 3. — С. 20−23.
  64. , М. С. Математические методы и модели для магистрантов экономики: Учебное пособие Текст. / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  65. , О. Региональные аспекты Федеральной экономической политики Электронный ресурс. / О. Кузнецова // Материалы к семинару CEPRA 15−16 ноября 1999 года. Режим доступа: www.cepra.ru — Дата доступа: 16.08.2002
  66. , А. М. Бюджетная реформа 2001−2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами Текст. / A.M. Лавров // Финансы. -2005. -№ 9.- С. 3−13.
  67. , В. Новая региональная политика магистральный путь разрешения российского кризиса Текст. / В. Лапин, Ю. Травкин, М. Фоми-чев // Городское управление. — 1998. — № 9. — С. 2−6.
  68. , Ю. Н. Основы стратегического управления: Конспект лекций Текст./ Ю. Н. Лапыгин.-ЧЛ,-Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, 2002.-116с.
  69. , Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие Текст. / Н. И. Ларина, A.A. Кисельников / НГАЭиУ. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. 172 с.
  70. , В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов / Изд. стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 368 с.
  71. , В. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов / В 5 т., 12 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 992 с. — Т. 1.
  72. , А. Я. Региональная политика и экономические проблемы федерализма Текст. / А. Я. Лившиц, A.B. Новиков, Л. В. Смирнягин // Регион: экономика и социология. 1994. — № 3. — С. 28−36.
  73. , Т. Г. Регулирование регионального развития Текст. / Т. Г. Линник // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. — № 3−4. — С.47−53.
  74. , С. А. Социо-экономика России переходного периода (1991−2003) Текст. / С. А. Липина / Предисл. A.C. Куликова. М.: Едитори-алУРСС, 2004.- 152 с.
  75. , Е. Новая реальность Текст. / Е. Логинова // Деловой Кузбасс / Новый век. Декабрь 2009 — январь 2010. — № 12−1 (93−94). — С. 1518.
  76. , Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки Текст. / Л. И. Лопатников. 5-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
  77. , В. П. Кузбасс крупнейший промышленный регион России Текст. / В. П. Мазикин // Наука в Сибири.-2010.-№ 4 (28 января).-С.4−5.
  78. Малый экономический словарь Текст. / Под ред. А. Н. Азрилия-на. М.: Институт новой экономики, 2000. — 1088 с.
  79. , В. В. Модель региона-квазикорпорации Текст. / В. В. Маслаков, К. И. Зубков, В. Ю. Пленкин // Регион: экономика и социология. -2000.-№ 2.-С. 17−35.
  80. , В. В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития Текст. / В. В. Маслаков // Регион: экономика и социология. 2000.-№ 3. — С. 151−156.
  81. , А. С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации Электронный ресурс. / A.C. Матненко. Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/?matnenko. html — Дата доступа: 20.12.2009.
  82. , Г. Е. Экологическая политика и устойчивое развитие: анализ и методические подходы Текст. / Г. Е. Мекуш- Под ред. С.Н. Бобылева- Министерство образования и науки РФ- Кемеровский гос. ун-т. М.: Экономика, 2011. — 255 с.
  83. , Р. М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы Текст. / P.M. Мельников // Регион: экономика и социология. 2006. — № 3. — С. 15−29.
  84. , А. Ю. Саморазвитие экономики региона (на примере Кемеровской области) Текст. / А. Ю. Микельсон, B.C. Сурнин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 175 с.
  85. , Б. 3. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации Текст. / Б. З. Мильнер. М.: Инфра-М, 2003. — 177 с.
  86. , H. М. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней Текст. / Н. М. Мухетдинова // Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — С. 49−56.
  87. О концепции региональной политики Текст. // Экономист. -1995.-№ 4.-С. 19−22.
  88. , А. И. Эконометрика: Учебник для вузов Текст. / И. А. Орлов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 576 с.
  89. , К. Словарь по экономике Текст. / К. Пасс, Б. Лоуз, Л. Дэ-вис- пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб., 1998. — 750 с.
  90. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие Текст. / И. И. Елисеева, C.B. Курышева, Н. М. Гордеенко и др.- Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 е.: ил.
  91. Программа углубления экономических реформ Правительства Российской Федерации Текст. // Вопросы экономики. 1992. — № 8. — С. 548.
  92. Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005−2010 годы Текст. Кемерово: Издательский дом «Кузбасская книга», 2005. — 356 с.
  93. , Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. С. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
  94. , Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. С. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2010. 512 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
  95. Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы Текст. / Под ред. А. И. Трейвиша, С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 296 с.
  96. Региональная экономика: Учебник Текст. / Под ред. В.И. Видя-пина, М В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с. — (Серия «Высшее образование»).
  97. Региональная экономика: новые подходы Текст. / JI.A. Козлов, И. А. Ильин и др. М.: Наука, 1993.- 127 с.
  98. Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы, формы и методы реализации Текст. / A.C. Маршалова, Г. Д. Ковалева, Г. А. Унтура и др. / под ред. A.C. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.-520 с.
  99. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза Текст. / рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435 с.
  100. Российский энциклопедический словарь Электронный ресурс. / Режим доступа: http://enc.mail.ru/article/1 900 458 255 Дата: 26.03.2009.
  101. Е. Е. Новая экономическая энциклопедия Текст. / 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010. — 826 с.
  102. , А. Всё пойдёт без плана Текст. / А. Савкин, И. Иванов, С. Зайцева // Русский Newsweek. 6−12 октября 2008 г. — № 41 (213). — С.26−32.
  103. , А. Первая эконометрическая модель экономики Украины прогнозирует экономический рост Электронный ресурс. / А. Сахно. Режим доступа: http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=5353&Callback=46 -Дата доступа: 06.04.2000.
  104. , Ю. Стали ли федеральные целевые программы инструментом государственной промышленной политики? Текст. / Ю. Симачев, А. Соколов // Российский экономический журнал. 2002. — № 8. — С. 3−6.
  105. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Текст. / Госстандарт России. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 30 с.
  106. Современный экономический словарь Электронный ресурс. -Режимдоступа:http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses3/ses6684.htm7text Дата доступа: 02.05.2009.
  107. , Е. И. Статус региональных целевых программ в законодательстве субъектов РФ Текст. / Е.И. Сомина//Финансы.-2005.-№ 12.-С.8−10.
  108. Социальная статистика Текст. / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 с.
  109. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации Текст. / Под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. — 1200 с.
  110. Становление новой экономической системы: стратегия развития государства на период до 2010 года Текст. // Российский экономическийжурнал.-2001.-№ 1.-С. 3−37.
  111. Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста Текст. Новосибирск, 2005. — 203 с.
  112. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу Текст. / Под руководством В. Н. Княгинина. СПб: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2007. -183 с.
  113. , К. М. Управление процессом реализации национальных проектов: Автореферат дисс. на соис. уч. степени к-та экон. наук. Текст. / K.M. Строганов. Москва, 2007. — 28 с.
  114. Современный экономический словарь Электронный ресурс. -Режимдоступа:http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses3/ses6684.htm?text Дата доступа: 02.05.2009.
  115. , Е. И. Статус региональных целевых программ в законодательстве субъектов РФ Текст. / Е.И. Сомина//Финансы.-2005.-№ 12.-С.8−10.
  116. Социальная статистика Текст. / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 с.
  117. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации Текст. / Под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. — 1200 с.
  118. Становление новой экономической системы: стратегия развития государства на период до 2010 года Текст. // Российский экономический журнал. -2001. -№ 1. С. 3−37.
  119. Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста Текст. Новосибирск, 2005. — 203 с.
  120. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу Текст. / Под руководством В. Н. Княгинина. СПб: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2007. — 183 с.
  121. , К. М. Управление процессом реализации национальных проектов: Автореферат дисс. на соис. уч. степени к-та экон. наук. Текст. / K.M. Строганов. Москва, 2007. — 28 с.
  122. , С. П. Региональная асимметрия: теория и практика (на примере Кемеровской области) Текст. / С. П. Субботин. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2002. — 157 с.
  123. , А. Б. О периодизации истории современного олимпийского движения Текст. / А. Б. Суник // Теория и практика физической культуры: науч.-теор. журн. 1983. — № 8. — С. 41−44.
  124. , В. С. Проблемы перехода экономики региона к устойчивому развитию Текст. / B.C. Сурнин, Г. А. Кареев. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 1998. — С. 189−190.
  125. , С. А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики Текст. / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 1995. — № 4. — С. 24−28.
  126. , С. А. Межрегиональные различия: сравнительный анализ федеральных округов и «субокругов» Текст. / С. А. Суспицын // Российский экономический журнал. 2001.- № 1.-С. 53−66.
  127. , С. А. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики Текст. /
  128. С.А. Суспицын // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 5771.
  129. , С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации Текст. / С. А. Суспицын — Отв. ред. В. И. Суслов. Новосибирск: Изд-во ИЭиОП СО РАН, 1999. — 196 с.
  130. , С. Планирование и программно-целевой подход в региональном экономическом развитии. Европейский опыт Текст. / С. Тейлор / Европейский центр по изучению политики. М, 2000. — С. 3−15.
  131. Толковый словарь русского языка Электронный ресурс. / Подред. Д. Н. Ушакова. Режим доступа: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov/p/perl.html — Дата доступа: 04.11.2009.
  132. Тулеев выступил с Бюджетным посланием на 2009 год Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru-teacher.livejournal.com/247 310.html — Дата доступа: 27.11.2008.
  133. , С. Л. Неопределенность в управлении региональными программами экономического и социального развития Текст. / С. Л. Турков. Хабаровск: вычислительный центр ДВО РАН, 1999. — С. 2−5.
  134. , Г. А. Экономическая теория и региональная экономика Текст. / Г. А. Унтура // Региональная экономика: реформирование: Учеб.-метод. пособ. под науч. ред. М. Б. Кислюка, B.C. Сурнина. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1997.-Разд. 1.-С. 15−79.
  135. , И. П. Концептуальные основы стабилизации экономики региона Текст. /И.П. Фархутдинов. Южно-Сахалинск, 1998. -148 с.
  136. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 30.03.2012.
  137. , А. Г. Региональное развитие и экономический рост Текст. Режим доступа: http://www.krskstate.ru/press/pressinter/0/ dokladid/ 39. — Дата доступа: 15.04.2004.
  138. , Ю. Г. Проблема реализации федеральных целевых программ на региональном уровне Текст. / Ю. Г. Швецов, И. В. Миркин // Финансы. -2005. № 5. -С. 31−33.
  139. , Р. И. Регион: Экономические методы управления Текст. / Р. И. Шнипер. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-320 с.
  140. , Р. И. Региональная программа и принципы ее разработки: вопросы межотраслевого взаимодействия Текст. / Р. И. Шнипер, И. Н. Воевода, С. С. Гузнер / Отв. ред. В.В. Кулешов- ИЭОПП СО АН СССР. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1986. 294 с.
  141. , Р. И. Региональные предплановые исследования (экономический аспект) Текст. / Р. И. Шнипер / Отв. ред. Б.П. Орлов- ИЭОПП СО АН СССР. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1979. — 367 с.
  142. Эконометрическая модель экономики России. Компьютерная модель экономики России Электронный ресурс. / В. Л. Макаров, С. А. Айвазян, C.B. Борисова, Э. А. Лакалин. Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/ rus/activity/research.htm — Дата доступа: 07.05.2006.
  143. Экономика региона: реформирование. Учебно-методическое пособие Текст. / Под науч.ред. М. Б. Кислюка, B.C. Сурнина. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1997. — 708 с.
  144. Экономическая статистика: Учебник Текст. / Под ред. проф. Ю. Н. Иванова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 736 с. -(Классический университетский учебник).
  145. Экономическая энциклопедия Текст. / Гл. ред. Л. И. Абалкин / Ин-т экон. РАН, науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
  146. , Р. А. Финансирование федеральных целевых программ в условиях послевоенного восстановления экономики: Автореферат дисс. на со-ис. уч. степени к-та экон. наук. Текст. / P.A. Ялмаев. Волгоград, 2007. — 27 с.
  147. , Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночныхреформ: Курс лекций Текст. / Е. Г. Ясин. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003 -437 с.
  148. Eichorn, Wolfgang- Solte, Dirk: «Das Kartenhaus Weltfinanzsystem: Ruckblick Analyse — Ausblick.» Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt am Main, Dez. 2009, ISBN: 978−3-596−18 503−0
  149. Muller, В.: «Kooperationen als Instrument der regionalen Wirtschaftspolitik.» Weiterbildungskonferenzen: Wirtschaftsforderung und Weiterbildung: Erfahrungen aus Deutschland, den Niederlanden und Ru? land, Nishnij Nowgorod, Juni 1999
  150. Solte, Dirk: «Weltfmanzsystem am Limit. Einblicke in den «Heiligen
  151. Gral» der Globalisierung.» Terra Media Verlag, Berlin, Febr. 2009, ISBN: 978−39 811 715−2-5
  152. Solte, Dirk: «Weltfinanzsystem im Balance. Die Krise als Chance fureine nachhaltige Zukunft.» Terra Media Verlag, Berlin, Febr. 2009, ISBN: 978−39 811 715−4-9
Заполнить форму текущей работой