Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональная модель физического воспитания первоклассников с направленным развитием их координационных способностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция модернизации отечественного образования предусматривает множественные преобразования в этой сфере. Это открытие школ нового типапереход на 12-летнее обучениевведение новых учебных плановразработка и реализация альтернативных авторских программ по учебным предметамуже обсуждается повсеместное введение новой шкалы отметок в баллах и др. В современных условиях роль начальной школы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные методологические и теоретические подходы к физическому воспитанию младших школьников (по данным литературы и практики)
    • 1. 1. Основные психофизические особенности детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Характеристика условий жизнедеятельности детей в г. Туле
    • 1. 3. Реализация метода моделирования в процессе физического воспитания первоклассников
    • 1. 4. Анализ современных программ по физическому воспитанию, используемых в подготовительных группах ДОУ и в начальной школе."
    • 1. 5. Влияние уровня развития координационных способностей на различные показатели психофизического статуса детей. ^
      • 1. 5. 1. Определение понятий: ловкость, координационные способности
      • 1. 5. 2. Связь уровня развития ловкости с психическими процессами, высшей нервной деятельностью, показателями здоровья и физической подготовленностью детей
      • 1. 5. 3. Современные тенденции в физическом воспитании детей младшего школьного возраста

Региональная модель физического воспитания первоклассников с направленным развитием их координационных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В последнее десятилетие, как теоретики, так и практики нашего образования все большее внимание уделяют проблемам развивающего обучения. Этим проблемам посвящены серьёзные научные труды, их стремятся решать с помощью различных особых учебников и методических пособий. Это свидетельствует о том, что проблемы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся всё более актуальными в нашем образовании (В.В. Давыдов, 1996) [42].

Согласно закону «Об образовании» (1992), одним из ведущих принципов, на основе которых возможно совершенствование российской системы образования, является его регионализация [51]. Масштабы территории нашей страны, существенные различия в экологии и климате в совокупности с социально-экономическими условиями и национально-этническими особенностями местного населения приводят к осознанию необходимости разработки региональных систем физического воспитания (В.А. Ермаков, 1997; В. К. Бальсевич, 1997 и др.) [21, 48]. Рядом учёных-исследователей (В.П. Аксёнов, Ю. И. Родин, JI.C. Савинкина, 1997, Аксёнов В. П., Родин Ю. И., 1998, H.A. Агаджанян, A.A. Желтиков, А. Е. Северин, 2000) замечено, что климатические, социально-экономические и экологические условия могут различаться по показателям даже в районах крупных городов [2,3,4]. Сейчас некоторые российские чиновники, представители культуры и науки вполне правомерно считают, что важнейшее условие выхода России из общего кризиса — это интенсивное реформирование нашего образования, которое необходимо быстро превращать в средство развития различных региональных общественных систем. Многие научно-практические коллективы уже разработали или разрабатывают проекты развития образования в самых разных регионах страны (В.М. Петровичев, 1994; В. В. Давыдов, 1996; С. С. Филиппов, 2003), и др. [42,114,115,148].

Концепция модернизации отечественного образования предусматривает множественные преобразования в этой сфере. Это открытие школ нового типапереход на 12-летнее обучениевведение новых учебных плановразработка и реализация альтернативных авторских программ по учебным предметамуже обсуждается повсеместное введение новой шкалы отметок в баллах и др. В современных условиях роль начальной школы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста становится ещё более важной. Это очевидно, так как в этот период создаётся основа их здоровья и интеллекта, на которой будет строиться вся последующая жизнь.

Инновационная направленность деятельности учителей начальных классов, включающая в себя разработку, освоение и применение педагогических новшеств, выступает средством обновления содержания образования в начальной школе и совершенствования методов обучения и воспитания. Инновационные процессы, происходящие в школьном образовании, требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения и определения эффективных средств, методов развития личности, укрепления и охраны здоровья детей. С этих позиций необходимо концептуально пересмотреть сложившуюся практику обучения и воспитания учащихся младших классов, направив ее на формирование всесторонне развитой личности [86].

Модернизация школьного образования предполагает реализацию принципа вариативности программ обучения учащихся, в том числе и разработки более гибких программ по физической культуре, способных к обновлению и учитывающих возрастные, индивидуальные особенности физического и психического развития детей. В концепции развития физической культуры особо подчеркивается важность и необходимость организации систематических занятий, направленных на развитие кондиционных и координационных способностей, формирование двигательных умений и навыков, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Координационные способности (ловкость) — ведущее двигательное качество в физическом воспитании. Оно интересует многих отечественных и зарубежных учёных уже более полувека. Исследованию различных проявлений этих способностей в сфере физической культуры и спорта посвящено множество научных работ (Н.А. Бернштейн, 1966; В. И. Филиппович, 1973; И. М. Туревский, 1980; Е. П. Ильин, 1982; P. Hirtz, 1985; К. Zimmerman, 1986,1988; В. И. Лях, 1989; И. М. Туревский, В. П. Филин, Л. Б. Кофман, 1993; Л. Д. Назаренко, 2001 и др.) [22, 149, 138, 139, 56, 162, 168, 169, 78,97, 113, 163 и др. ].

Специалисты (B.C. Фарфель, 1975; В. И. Филиппович, 1981; Н. А. Фомин, В. П. Филин, 1982; В. И. Лях, 1987, 1991, и др.) установили, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте 4−8 лет процесс развития ловкости в дальнейшем существенно замедляется. Систематическое и целенаправленное применение именно в этом возрастном промежутке педагогических воздействий для координационно-двигательного совершенствования даёт наибольший эффект. Упущенные в этот период возможности развития ловкости едва ли можно наверстать позднее [78, 86, 143 и др.].

Судя по данным, имеющимся в литературе, [4, 86, 91, 105, 107, 138 и др.] наиболее благоприятным периодом для овладения всеми основными видами локомоций является возраст от 5 до 10−12 лет. Для совершенствования двигательных действий, связанных с относительно сложными по координации движениями рук, сенситивный период наступает после 7−8 лет (Л.Е. Любомирский, 1974) [138].

Средовые факторы, наряду с генетическими способны оказывать влияние на межиндивидуальную вариативность координационных способностей. Например, влияние среды вносит решающий вклад в изменчивость таких проявлений данных способностей как динамическое равновесие, дифференцирование силовых параметров движений, воспроизведение движений в пространстве и некоторые другие (В.И. Лях, В. А. Соколкина, 1997) [85].

При достаточно большом количестве федеральных образовательных программ в них практически не учитываются особенности условий жизнедеятельности детей в различных регионах. Кроме того, развитию координационных способностей младших школьников в этих программах уделено внимания не больше, чем воспитанию других двигательных качеств. В последнее время созданы региональные программы по физической культуре для Москвы и Санкт-Петербурга. В доступной нам литературе программ по физическому воспитанию школьников г. Тулы и сходных с ним по условиям жизнедеятельности регионов не обнаружено.

Таким образом, актуальность темы наших исследований заключается в объективной необходимости разработки программы физического воспитания для первоклассников с учётом их проживания в конкретном регионе, в частности, в г. Туле.

Основное противоречие, которое мы пытались разрешить в данной работе, заключается в необходимости создания моделей физического воспитания, адекватно отражающих психофизическую подготовленность школьников (в частности, первоклассников) конкретного региона (г. Тулы), с одной стороны, и их недостаточностью, с другой.

Цель исследования: повышение эффективности физического воспитания первоклассников на основе учёта конкретных условий их.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие конкретные задачи исследования:

1. Изучить, на основании уже имеющихся данных, состояние проблемы физического воспитания первоклассников общеобразовательных школ;

2. Разработать программу физического воспитания школьников 1-х классов на основе развития их координационных способностей с учётом условий жизнедеятельности и экспериментально определить её эффективность (на примере г. Тулы);

3. Выявить влияние уровня развития координационных способностей на другие физические качества и психические процессы первоклассников;

4. Исследовать половой диморфизм у первоклассников в процессе реализации экспериментальной программы.

Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что учёт условий жизнедеятельности и приоритетное развитие координационных способностей первоклассников в ходе учебных занятий по физической культуре повысят в целом эффективность процесса их физического воспитания.

Объектом данного исследования являлся процесс физического воспитания первоклассников в общеобразовательных учреждениях.

Предметом исследования являлись средства, методы, формы организации занятий в процессе физического воспитания детей, направленные преимущественно на развитие их координационных способностей, в конкретном регионе (г. Тула).

Методологическую основу исследования составляют философские учения о человеке как высшей ценности и самоценности общественного и индивидуального развитияоб общественно-исторической и социокультурной обусловленности ведущей роли деятельности в формировании личности.

Теоретическая основа исследования сложилась из теории системного подхода как общенаучного метода эмпирических исследований в различных теоретических и практических областях (Э.Г. Юдин, B.C. Тюхтин) — психологической теории детерминации становления личности внешними и внутренними факторами развития (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, C.JI. Рубинштейн и др.) — теории деятельности ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев и др.) — теории человеческой индивидуальности и ее развития в деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б. М. Теплов и др.) — теории педагогического образования и самообразования (А.Г. Асмолов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) — теории и методики физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев и др.) — современных представлений о процессе обучения двигательным действиям с позиций теории многоуровневого управления движениями H.A. Бернштейна и формирования двигательных функциональных систем П. К. Анохинасовокупности основных теоретических положений о физическом воспитании младших школьников (Л.П. Матвеев, Е.Г. Леви-Гориневская, Л. Ф. Шитикова, М. Н. Алиев, И. М. Магомедов, Л. К. Завьялов, A.A. Гужаловский и др.).

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются: в разработанных теоретических положениях региональной программы физического воспитания первоклассников с акцентированным развитием у них координационных способностей;

Содержащиеся в работе новые теоретические положения, выводы, разработанная программа развития координационных способностей первоклассников могут быть использованы педагогами-практиками в организации физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений г. Тулы или регионах с аналогичными параметрами внешней среды, и их внедрение повысит эффективность педагогического процесса по физическому воспитанию младших школьников. Сама технология создания модели физического воспитания может быть использована для решения аналогичных педагогических задач у других возрастных контингентов.

Научная новизна. Представлены новые данные о закономерностях, средствах, методах и формах физического воспитания первоклассников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Тулы, на основе приоритетного развития координационных способностей с учётом условий жизнедеятельности. Разработана и экспериментально обоснована региональная программа физического воспитания первоклассников. Определены организационно-методические условия, необходимые для эффективной реализации данной программы. Исследована динамика психофизической подготовленности детей за период их обучения в первом классе. Выявлена степень полового диморфизма в результате реализации экспериментальной программы. Исследована взаимосвязь уровня развития координационных способностей и показателей психических процессов у первоклассников.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Создание региональных образовательных программ для различных контингентов учащихся является положительной тенденцией в процессе модернизации системы образования в стране;

2. Целенаправленное и преимущественное развитие координационных способностей первоклассников на учебных занятиях по физической культуре с учётом условий их жизнедеятельности повышают в целом эффективность процесса физического воспитания детей данного возраста;

3. Программа по физическому воспитанию первоклассников (её структура и содержание), направленная на преимущественное развитие координационных способностей, с учётом условий их жизнедеятельности в г. Туле.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в сообщениях на:

X научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», г. Коломна (20 мая 2000 г.).

Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Повышение результативности в спорте, физическом воспитании и оздоровлении населения», г. Чайковский (24 апреля 2002 г.).

XII научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», г. Коломна (20 мая 2002 г.).

XIII научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», г. Коломна (20 мая 2003 г.).

Всероссийской научно-практической конференции «Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры», г. Москва, (11−13 сентября 2003 г.).

Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в формировании личности студента высшего учебного заведения» г. Тула. (10−11 октября 2003 г.).

Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России» г. Москва (17−18 ноября 2003 г.).

Объём и структура диссертации. Диссертация изложена на 192 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3-х глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Текст работы иллюстрирован 16-ю таблицами и 54-мя рисунками.

Выводы.

1. В настоящее время наблюдаются достоверные различия в условиях жизнедеятельности населения не только континентов и отдельных государств, но и городов и районов крупных городов. Эти различия оказывают существенное влияние на формирование психофизического статуса различных контингентов населения определённой местности, особенно детей.

2. В современных условиях в процессе модернизации системы образования в нашей стране наметилась прогрессивная тенденция создания региональных образовательных программ для различных контингентов учащихся. Разработка таких программ и их реализация позволяют более полно учитывать условия жизнедеятельности детей и учащейся молодёжи.

3. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, радиационного загрязнения и в период адаптации первоклассников к условиям школы, узконаправленную физическую нагрузку следует несколько снизить, компенсировав её целенаправленным развитием координационных способностей, в основном, расширением двигательного фонда детей.

4. У детей экспериментальной группы выявлены: достоверно более высокие приросты результатов в большинстве контрольных упражнений, характеризующих развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностейболее богатая школа движений, по сравнению с контрольной группой;

5. В ходе исследований подтверждены следующие особенности в физическом воспитании первоклассников: в этом возрасте уже проявляются половые различия в развитии двигательных способностей. Мальчики имеют некоторое преимущество при выполнении физических упражнений, где значителен вклад скоростных, скоростно-силовых, и, в отдельных случаях, силовых способностейдевочки — в упражнениях на гибкостьразвитие кондиционных и координационных способностей первоклассников носит индивидуальный характер. Координационные способности являются основой для последующего более успешного развития кондиционных способностей.

6. Координационные способности первоклассников развиваются неравномерно.

Наиболее высокие темпы прироста показателей наблюдаются в упражнениях на проявление абсолютных и относительных координационных способностей в циклических локомоциях у мальчиков, способности к согласованию движений, в баллистических движениях с установкой на точность ведущей рукой, в динамическом равновесии у мальчиков и девочек, в способности к точности дифференцирования пространственных параметров движений у девочек.

Наиболее низкие темпы прироста показателей наблюдаются в упражнениях на проявление абсолютных и относительных координационных способностей в циклических локомоциях у девочек, в баллистических движениях с установкой на точность неведущей рукой, в способности к статическому равновесию на правой (левой) ноге, в способности к точности дифференцирования силовых параметров движений у мальчиков и девочек, в способности к точности дифференцирования временных параметров движений у мальчиков.

7. Результаты формирующего эксперимента показали достаточную эффективность разработанной программы для школьников первых классов, т.к. по его окончании у участников экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, были зафиксированы достоверно более высокие результаты в следующих контрольных упражнениях: у мальчиков — в беге на 15 м с высокого старта, в челночном беге 3×5 м, в метании в цель правой рукой, точности пространственного анализа ведущей руки, у девочек — в статическом равновесии на левой ноге, воспроизведении временного отрезка 5 секунд.

Отрицательного влияния реализации экспериментальной программы на процесс развития других двигательных качеств у участников опытной группы не обнаружено.

8. За период эксперимента достоверные положительные сдвиги в показателях психических процессов были отмечены у участников обеих групп. Достоверного преимущества по исследуемым показателям у участников экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, зафиксировано не было.

9. Отмечен явный (достоверный) половой диморфизм у первоклассников в проявлении некоторых координационных способностей: способности к согласованию движений, ориентированию в пространстве, баллистических движениях с установкой на точность, в точности пространственного анализа, в статическом равновесии на левой ноге, в абсолютных циклических локомоциях.

Практические рекомендации.

На основе результатов проведенного исследования представляется возможным предложить некоторые рекомендации в практику физического воспитания первоклассников:

1. В связи с тем, что различия в развитии кондиционных и координационных способностей у мальчиков и девочек 7−8 лет нестабильны, дифференцировать процесс физического воспитания первоклассников по половому признаку нецелесообразно, однако учитывать его желательно.

2. В процессе развития координационных способностей у первоклассников не следует забывать о том, что данный возраст является сенситивным периодом для развития скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости.

3. Занятия у первоклассников по физической культуре следует проводить по возможности на открытом воздухе.

4. Развивая кондиционные и координационные способности первоклассников, во главу угла, прежде всего, должно быть поставлено решение образовательных, а затем оздоровительных и воспитательных задач. При овладении новыми физическими упражнениями следует не только формировать двигательный навык, но и стремиться максимально развивать качество ловкости.

5. В физкультурно-педагогической деятельности учителю целесообразно пользоваться модельными характеристиками физической подготовленности детей данного региона. Среднестатистическая модель психофизической подготовленности первоклассников г. Тулы может быть рекомендована как ориентир в целенаправленной физической подготовке детей и как основа комплексного контроля в процессе физического развития двигательных способностей учащихся нашего города или региона с аналогичными условиями внешней среды.

6. Так как первоклассники ещё не владеют элементарной техникой двигательных действий, необходимой для полноценного развития двигательных качеств, учебный материал следует предлагать им, в основном, в виде освоения разнообразных двигательных умений и навыков. Для эффективного развития координационных способностей у первоклассников следует обучать их не только основным двигательным действиям, но и сложнокоординационным.

7. Физическое воспитание первоклассников, проживающих в экологически неблагоприятном регионе, должно осуществляться с учётом влияния негативных факторов внешней среды на их психофизический статус.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.A. Экология физической культуры человека / P.A. Абзалов, А. И. Зиятдинов // Теория и практика физической культуры. — 1997. -№ 8. — С. 53−54.
  2. , H.A. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / H.A. Агаджанян, A.A. Желтиков, А. Е. Северин. Тула: ТГПУ, 2000. — 309 с.
  3. , В.П. Развитие двигательных способностей старших дошкольников: Учеб. пособие / В. П. Аксёнов, Ю. И. Родин Ю.И. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. 120 с.
  4. , В.П. Проблема «экология — здоровье — биологический возраст» (региональные аспекты) / В. П. Аксёнов, Е. А. Девятиярова // известия ТГУ, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности», выпуск № 5. Москва-Тула, 1999. С. 62−65.
  5. , В.П. Управление тренировочным процессом многоборцев ГТО на основе математического моделирования: Дис. канд. пед. наук / В. П. Аксёнов. М., 1986.
  6. , Д.В. Антропогенные загрязнения окружающей среды и здоровье детей / Д. В. Алгебова, В. В. Лазарев, JI.K. Царёва // Антропогенные воздействия и здоровье человека: тезисы докл. Ш Всероссийской научн.- практ. конф. Калуга, 1995. — С.8.
  7. , М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Автореф. дис. док. пед. наук / М. Н. Алиев. — Ростов-на-Дону, 1995. — 46 с.
  8. Ю.Амосов, Н. М. Моделирование мышления и психики / Н. М. Амосов. — Киев, 1964.
  9. П.Антонов, В. П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье / В. П. Антонов. Киев, 1989. — 111 с.
  10. , Е.А. Физическое воспитание в детском саду / Е. А. Аркин. — М. -Л., 1946.-С. 46.
  11. О.Артамонова, Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. В. Артамонова. Волгоград: ВГАФК, 1996.-26 с.
  12. М.Амонашвили, Ш. А. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / Ш. А. Амонашвили, М. М. Безруких, Р. Н. Бунеев и др. // Дошкольник. Младший школьник. 2002. — № 2. — С. 1−14.
  13. Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России / Под ред. М. Фешбаха. М.: ПАИМС, 1995.-448 с.
  14. , Л.С. Чернобыль и здоровье детей (К 10-летию аварии на ЧАЭС) / Л. С. Балеева, Е. Е. Карпеев // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 1996. -№ 3.- С. 5−10.
  15. , Л.С. Итоги 10-летнего кагортного наблюдения за детьми, подвергшихся ионизирующему облучению в результате аварии на ЧАЭС / Л. С. Балеева и др. // Гематол. и трансфуз. 1996. — № 6. — С. 11−13.
  16. Бальсевич, В. К Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников / В. К. Бальсевич // Советская педагогика.- 1983.-№ 8.-С. 18−21.
  17. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич.- М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. — 275 с.
  18. , H.A. О ловкости и ее развитии / H.A. Бернштейн. — М.: ФиС, 1991.-288 с.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: 1989.- 191 с.
  20. , П.П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М., 1961. — С. 559.
  21. , С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке /С.Д. Бойченко, E.H. Карсеко, В. В. Леонов и др. // Теория и практика физ. культуры. 2003. — № 8. — С. 15−18.
  22. , Е.Я. Информативность тестов используемых для характеристики физ. подготовленности человека / Е. Я. Бондаревский // Теория и практика физ. культуры. 1983. — № 1. — С. 23−26.
  23. , Н.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся различного пола и возраста / Н. В. Бондарь // Антропогенные воздействия и здоровье человека: тезисы докл. научн.-практ. конф. -Калуга, 1995.-С. 19−20.
  24. , Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович. М.: Знание, 1979. — 96с.
  25. , В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В. И. Боричев // Начальная школа. 1992. — № 1. — С. 15−17. .
  26. , И.М. Двигательные способности и успеваемость по предмету «Физическая культура» / И. М. Бутин, К. В. Ткачёв // Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания: Тез. докл. Междунар. конф. — Тула, 1997. С. 288−289.
  27. , Ю.Л. Заболеваемость и физическое состояние школьников Тульской области / Ю. Л. Веневцева, О. П. Панфилов, Л. В. Тарасенко // Экология физического воспитания. Тула, 1995. — С. 16−17.
  28. , Н.Е. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте / Н. Е. Веракса, А. И. Булычёва // Вопросы психологии. — 2003. № 6. — С. 17−31.
  29. , М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М. Я Виленский, E.H. Литвинов // Физ. культура в школе. 1990. -№ 12.-С. 2−7.
  30. , JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. / JI.C. Выготский. — М, 1984. Т. 4. — С.244−269.
  31. , JI.C. Психология развития ребёнка / JI.C. Выготский. — М.: Изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2003. 512 с.
  32. , Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю. В. Высочин, В. И. Шапошникова // Физ. культура в школе. 1999. — № 1. — С. 69−72.
  33. , М.А. Спортивная метрология / М. А. Годик // Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1988. — 192 с.
  34. , H.A. Развитие двигательных качеств у школьников / A.A. Гужаловский. Мн.: Нар. Асвета, 1978. 88 с.
  35. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — С. 163−213.
  36. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.:ИНТОР, 1996.-544 с.
  37. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхтина. — М.: Мысль, 1988.-316 с.
  38. , К. Г. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка / К. Г. Дорожилова. М., Медицина, 1983. — С. 160.
  39. , Ю.И. Физическая культура: уч. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
  40. , В.Н. Физическая подготовка студентов, подвергавшихся воздействию малых доз радиационного заражения: Дис. канд. пед. наук / В. Н. Егоров. Тула, 1998.
  41. , В.А. Дидактическое положение индивидуализации регионального физического воспитания / В. А. Ермаков // Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания: Тез. докл. Междунар. конф.-Тула, 1997.— С. 162−163.
  42. , Л.А. Влияние малых доз радиации на нервно-психическое здоровье детей / Л. А. Ермолина, Н. К. Сухотина, О. Д. Сосюкало и др. //Социал. и клинич. психиатр. 1996. — № 3. — С. 5 -14.
  43. , Ю.Д. В новых условиях — новая программа / Ю. Д. Железняк // Физ. культура в школе. М., 1987. — С. 29−33.
  44. , Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987. 287с.
  45. , Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния) / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  46. , Е.П. Ловкость миф или реальность? /Е.П. Ильин // Теория и практика физ. культуры. — 1982. — № 3. — С. 51 -53.
  47. , Е.П. Психология / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. 560 с.
  48. , JI.A. Экологические особенности и медико-биологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС / Л. А. Ильин, М. Н. Балонов, Л. А. Булданов и др. // Радиационная медицина. 1989. — № 11.-С. 59−81.
  49. A.M. Социально-экономические аспекты ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС / A.M. Кабушко. — Минск: Бел. НИИНТИ, 1992. 76 с.
  50. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу для вузов / М. В. Кларин. М., 1994. 222 с.
  51. , А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста / А. Г. Комков, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 1. — С. 40−46.
  52. , М.Д. О концепции обучения младших школьников / М. Д. Кудрявцев // Физ. культура в школе. 2003. — № 6. — С. 15−17.
  53. , В.В. Методология построения модельных характеристик сильнейших спортсменов / В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин. М.: ФиС, 1980.-С. 68−80.
  54. , З.И. Физическая культура в I-IV классах / З. И. Кузнецова. -Л.: Учпедгиз, 1961. — 248 с.
  55. Леви-Гориневская, Е. Г. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Г. Леви-Гориневская. М., Медгиз, 1963.-С. 3−20.
  56. , Г. И. Психолого-педагогическая анимация антропогенных воздействий на здоровье ребенка / Г. И. Ловецкий // Антропогенные воздействия и здоровье человека: тезисы докл. научн.- практ. конф. — Калуга, 1995. С.60−61.
  57. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.
  58. Лях, В. И. Определение координационных способностей с помощью тестов / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 1988. — № 12.
  59. Лях, В. И. Координационные способности школьников /В.И. Лях. — Минск: Полымя, 1989. 159 с.
  60. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  61. Лях, В. И Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Программа общеобразовательных учебных заведений. — М.: Просвещение, 1993. 64 с.
  62. Лях, В. И. Соблюдая основополагающие принципы / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физ. культура в школе. 1993. — № 1. — С. 2−7.
  63. Лях, В. И. Координационные способности школьников /В.И.Лях// Физическая культура в школе. № 5. — 2000. — С. 3−13.
  64. Лях, В. И. Координационные способности школьников /В.И.Лях// Физическая культура в школе. № 4. — 2000. — С. 6−10.
  65. Лях, В. И. Координационные способности школьников /В.И.Лях// Физическая культура в школе. № 6. — 2000. — С. 7−14.
  66. Лях, В.И. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7−9 лет / В. И. Лях, В. А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 2−7.
  67. , И.М. Педагогические основы развития координационных способностей у учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. М. Магомедов. — Ростов-на-Дону, 1999. — 27 с.
  68. , И.И. Эхо сильнее грома / И. И. Мазур, О. И. Молдаванов. — Тула: РИО ТППО, 1994. С. 10.
  69. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. М.: ФиС, 1982. — 199 с.
  70. , А.П. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1−4 классов / А. П. Матвеев, М. В. Малыхина // Физическая культура в школе. 2002. — № 1. — С. 35−38.
  71. , Е.А. Разработка комплексных критериев оценки экологического состояния территорий г. Тулы: Автореф. дис. канд. техн. наук / Е. А. Машинцов. — Тула, 2000. 23 с.
  72. , Б.Н. Основы методики физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений / Б. Н. Минаев, Б. Н. Шиян. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  73. , В.П. Радиационное загрязнение и внутреннее облучение детей / В. П. Михалев, В. Л. Адамович // Гиг. и сан. 1996. — № 4. — С. 32−35.
  74. , Г. Б. Коротко о важном / Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. 1981. — № 12. — С. 13.
  75. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990. — 256с.
  76. , Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. М.: Изд-во «Теория и практика физ. культуры», 2001. — 332 с.
  77. , H.H. Облако (Нетрадиционное оздоровление дошкольников) / H.H. Назаренко, C.B. Кузнецова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.-100 с.
  78. , В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. М.: ФиС, 1969. — 32 с.
  79. , P.C. Психология / P.C. Немов. В 3 кн. Кн.З. — М.: Просвещение, 1995. С.6−111.
  80. На пути к чистому городу / Под ред. Д. А. Гусева. Тула, 1998. — 19с.
  81. , И.И. Ионизирующая радиация и здоровье человека / И. И. Никберг. Киев: Здоровье. — 1989. — 80 с.
  82. , С. Физическое воспитание и здоровье / С. Нилуашев // Физ. культура в школе. 1993. — № 3. — С. 2−4.
  83. О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях в 1999/2000 учебном году. Письмо Департамента общего и среднего образования Минобразования РФ от 14 мая 1999 г. № 717/11−12. Вестник образования. № 11. — 1999. — С. 31 — 44.
  84. Окк, A.A. Возрастная динамика ловкости у девочек: Автореф. дис. канд. пед. наук / A.A. Окк. Тарту., 1975. — 27 с.
  85. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под редакцией A.A. Гужаловского. — М.: ФиС, 1986. — 352 с.
  86. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М. Я Набатниковой. М.: ФиС, 1982. — 280 с.
  87. , Г. Внимание первоклассники / Г. Панина. Начальная школа. (8−15) 22 июля 2003 г.-С.15.
  88. , В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Панов. — М.: ВНИИФК, 1996.
  89. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др- Под ред. Ю. Д. Желязняка. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  90. , Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук /Л.И. Пензулаева. М. 1973. — 20 с.
  91. , A.M. Центральное программирование механизмов реализации координационных способностей спортсменов и их педагогическое обоснование: Автореф. дис. док. пед. наук / A.M. Петров. М. 1997. — 48 с.
  92. , В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула, Приок. кн. изд-во, 1994. — 288 с.
  93. , В.М. Региональное образование: организация, управление развитием: Автореф. дис. док. пед. наук / В. М. Петровичев. М. 1994. — 32 с.
  94. Психология: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А. Ц. Пуни. -М.: ФиС, 1984.-255 с.
  95. Радиация: дозы, эффекты, риск / Пер. с англ. Ю. А. Банникова. -М.: Мир, 1988.-79 с.
  96. Радиация и здоровье / Под общ. ред. В. Н. Нестерова. — Мн.: Навука i техжа, 1993. — 127 с.
  97. , Ю. Н. Обработка результатов измерений в физическом воспитании и спорте: Учеб. пособие / Ю. И. Родин. Тула: ТГУ, 2001. -С. 5−18.
  98. , Ю.И. Программа по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ю. И. Родин, В. П. Аксёнов // Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. 50 с.
  99. , П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры / П. А. Рудик. М., ФиС, 1976. 239 с.
  100. , В.П. Работаю по своей программе / В. П. Рябинцев // Физическая культура в школе. 1990. — № 2.
  101. , Е.И. Исследование функции равновесия школьников 7−9 лет / Е. И. Савчук, A.C. Куц, В. А. Леонова // Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания: Тез. докл. Междунар. конф. Тула, 1997. — С. 318−319.
  102. , Г. П. Особенности обучения передвижению коньковым и классическими ходами с учётом координационных способностей юных лыжников: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. П. Семёнов.- Спб., 1992.-22 с.
  103. , O.A. Сопряжённое развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям младших школьников в процессе игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Семкина. СПб.: СПб ГАФК, 1998.
  104. , Ю.В. Насколько опасно облучение? / В. П. Сивинцев. Радиация и человек / Ядерное общество СССР. 2-е изд., перераб. И дополн. -М.: Издат, 1991. — 112 с.
  105. , Ю.И. С нарушением требований ГОСТа / Ю. И. Смирнов, М. Н. Боген // Физ. культура в школе. — 1997. — № 2. С. 4−5.
  106. , З.И. Программа физического воспитания с элементами пластики движений под музыкальное сопровождение для 1−3 классов общеобразовательной школы / З. И. Смирнова // Спорт в школе.-2000.-№ 47−48.-С. 4−7.
  107. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. В. М. Зациорского. М.: ФиС, 1982. — 256 с.
  108. Спортивные и подвижные игры / Под ред. Ю. И. Портных. -М.: ФиС, 1977. С.57−64.
  109. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общ. ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2000. — С. 30.
  110. Теория и методика физического воспитания. / Учебник для студентов факультета физ. культуры пед. ин-тов по специальности 0303 Физ. культура / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.-287 с.
  111. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Г. Д. Харабуги. М.: ФиС, 1974. — 320 с.
  112. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
  113. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Учебн. Пособие для студентов пединститутов / Под ред. A.B. Кенемана, Д. В. Хухлаевой. М., Просвещение, 1978.
  114. , И.М. Зигзаги ловкости / И. М. Туревский, В. П. Филин, Л. Б. Кофман // Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. — 208 с.
  115. , И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. М. Туревский. М., 1980.-33 с.
  116. , И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодёжи / И. М. Туревский. Тула: Изд-во Т111Ю, 1993. — 149 с.
  117. Учебник спортсмена /В.Д. Михайлов, А. О. Романов, Н. Г. Озолин, Л. П. Матвеев, В. М. Дьячков и др. Составитель А. О. Романов. — М.: ФиС, 1964.-С.131.
  118. Учение о тренировке, (пер. с нем.) / Под ред. Д. Харре. — М.: ФиС, 1971.-328 с.
  119. , B.C. Двигательные способности / B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 12. С. 27.
  120. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» / Физ. культура в школе. 1999. — № 5.
  121. , В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации / В. А. Фетисов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. -№ 1.-С. 2−4.
  122. , JT.K. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движений: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. К. Федякина. Майкоп. АГУ, 1998. — 26 с.
  123. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В. П. Богословский, М. Н. Давыденко, В. И. Дробышев и др.- Под ред. М. Д. Рипы. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  124. , С.С. Муниципальная система физической культуры школьников / С. С. Филиппов, В. В. Жгутова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 4. — С. 12−14.
  125. , В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества / В. И. Филиппович // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 2. — С. 58 — 62.
  126. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: ТГУ- Москва: Барс, 1997. — 392 с.
  127. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480с.
  128. , В.Т. В начальной школе (Физическая культура для учеников 1−4 классов) / В. Т. Чичикин // Спорт в школе. — 2000. — № 17−18.-С. 12−17.
  129. , А.Н. Развитие координационных способностей в профессиональной физической подготовке учащихся физкультурно-педагогических лицеев: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Шалгин. М., 1997.-24 с.
  130. , Ю.А. Системы и модели / Ю. А. Шрейдер, A.A. Шаров. М.: Радио и связь, 1982. — 152 с.
  131. , В.П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет (изд.2-е, доп., перераб.) Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. //Отв. ред. Л. Б. Кофман. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — 112 с.
  132. Эколого-гигиенические вопросы и здоровье населения Центра России / Под ред. проф. Ткачёва П. Г., доц. Гербич В. А.- Рязань: Ряз. мед. инст., 1992.-С. 149.
  133. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  134. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М.: Знание, 1974. — 63 с.
  135. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391с.
  136. , С.В. Ещё раз о ловкости и ее разновидностях / С. В. Янанис // Теория и практика физической культуры. М., 1985. — С. 2123.
  137. Koordinativer Fahigkeiten im Schulsport. Von einem Autorenkollektiven unter der Leitung von P. Hirtz / Berlin Volk und Wissen, Volkzeigener Verlag, 1985. 152 s.
  138. Ludwig, G. Zur koordinativer Entwicklung im Vorschulalter / G. Ludwig // Aktuellsportmotorische forschungen im Sichte Lernen N.A. Bernstein. Tressenheide / Usedom — DDR. — 1981. — S. 14.
  139. Martin, D. Training im Kindes und Jugendalter / D. Martin/ -Schorndorf. 1998. — 247 s.
  140. Mekota, K. Fesbattrie zur Diagnostik koordinativer Fahigkeiten // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1984. — № 2. — S. 118−122.
  141. Plante, T. J. Physikalfitness and enhansel psychological health / T. J. Plante, J. Robin // Current Psychology: Research and Reviews. — 1990. —V. 9.-№ 1.-P.2−24.
  142. Starosta, W. Existenzsensibler und Kritisher Penoden in der Entwicklung den Bewegungs koordination / W. Starosta, P. Xirtz // Leistungsport. 1989. — № 6. — S. 23.
  143. Zimmerman, K. Koordinativen Fahigkeiten in Sportspil / K. Zimmerman // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1988. — № 4. — S. 251−253.
  144. Zimmerman, K. Zu spezifischen Merkmalen der Trainings koordinativen Fahigkeiten und Sporttechnischer Fertigkeiten / K. Zimmerman // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1986. — № 3. — S. 211−215.
Заполнить форму текущей работой