Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Маркетинговое исследование в системе массового питания потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие руководители предприятий ориентированы главным образом на процесс производства, когда предприятие уделяет максимум внимания изготовлению продукции, ее качеству, ценам. Предпринимаются значительные усилия для продажи изготовленных товаров. Иной подход обеспечивается, если предприятие решает производственные и торговые проблемы с использованием маркетинга. Тогда оно выпускает продукцию… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы маркетинговых исследований массового питания
    • 1. 1. Маркетинговое исследование системы общественного питания потребительской кооперации, его особенности
    • 1. 2. Показатели оценки деятельности системы общественного питания
    • 1. 3. Диагностика внешнего окружения: возможности потребительского рынка (методика)
  • II. Оценка состояния массового питания потребительской кооперации Новосибирского облпотребсоюза
    • 2. 1. Исследование продаж продукции и услуг
    • 2. 2. Анализ доходов и структуры затрат
    • 2. 3. Организационно-управленческие преобразования в системе потребительской кооперации и их влияние на развитие массового питания
  • III. Развитие массового питания потребительской кооперации на основе маркетингового исследования
    • 3. 1. Диагностика деятельности предприятий массового питания с использованием компьютерной технологии
    • 3. 2. Изменение в стратегии и тактике развития системы массового питания
    • 3. 3. Совершенствование взаимодействия предприятий в системе массового питания потребительской кооперации

Маркетинговое исследование в системе массового питания потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Массовое питание потребительской кооперации, как и другие отрасли экономики, находится в кризисном состоянии. Одним из главных путей выхода из кризиса, обеспечения поступательного развития является маркетинговая деятельность. Об этом свидетельствует опыт преуспевающих фирм стран с развитой рыночной экономикой, отечественных предпринимателей.

Целью диссертационного исследования является проведение анализа общего состояния, отработка рекомендаций его улучшения, разработка стратегии развития на основе внедрения маркетинговой деятельности в предприятиях массового питания потребительской кооперации Новосибирской области.

В хозяйственной и потребительской психологии россиян маркетинг, как философия бизнеса, не принимается в силу отсутствия знаний и понимания его, недостаточного использования в практической деятельности.

Многие руководители предприятий ориентированы главным образом на процесс производства, когда предприятие уделяет максимум внимания изготовлению продукции, ее качеству, ценам. Предпринимаются значительные усилия для продажи изготовленных товаров. Иной подход обеспечивается, если предприятие решает производственные и торговые проблемы с использованием маркетинга. Тогда оно выпускает продукцию в строгом соответствии с нуждами и запросами потребителей. Этот товар как бы сам находит своих потребителей, а предприятие, удовлетворяя спрос, реализует его с выгодой для себя.

В зависимости от специфики предприятия маркетинг в его жизни может играть различную роль. Однако в любом случае основной функцией маркетинга является проведение исследований. «Маркетинговые исследования представляют систематическое определение круга данных, необходимых в связи с предстоящей организацией маркетинговой ситуации, их сбор, анализ и отчет о результатах.» .

Каждое исследование — уникально, ибо различается от подобных целью, информацией, методиками проведения, полученными результатами.

Система массового питания потребительской кооперации имеет ряд особенностей, которые не позволяют использовать в полном объеме существующие методики при проведении маркетинговых исследований в этой сфере. Поэтому необходима разработка новых подходов в исследованиях деятельности предприятий массового питания в сельской местности, использовании комплекса показателей при оценке происходящих изменений, выработке нетрадиционных управленческих решений для вывода системы отрасли из кризисного состояния. Этим и обусловливается выбор темы диссертации.

Предметы исследования — система показателей и методика проведения маркетингового исследования в массовом питании.

Объектом исследования явились объединения (предприятия), а также система массового питания в целом Новосибирского облпотребсоюза.

Теоретической и методологической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме.

Информационную основу диссертации составили материалы и документы государственных законодательных органов Российской Федерации, статистические материалы системы потребительской кооперации и Госкомстата России, Новосибирского облпотребсоюза и областного комитета государственной статистики, материалы объединений (предприятий) массового питания потребительской кооперации области. Для получения информации, неучитываемой в статистике, по разработанной программе проведены специальные обследования: анкетный опрос руководителей районных подразделений, личное наблюдение за деятельностью предприятия, беседы с поставщиками сырья и покупных товаров, средств материально-технического обеспечения. В анкетных опросах приняли участие более 50% от общего числа директоров объединений отрасли, 29 поставщиков сырья, покупных товаров, оборудования и инвентаря. Осуществлена обработка и анализ полученной информации. В ходе исследования применялись экономико-статистические методы сбора и обработки информации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— проведено маркетинговое исследование в системе массового питания потребительской кооперации Новосибирской области;

— определены показатели оценки развития системы массового питания в масштабах области;

— дана оценка состояния массового питания в сельской местности;

— разработана методика диагностики деятельности предприятия массового питания;

— предложены пути изменения маркетинговой стратегии системы массового питания потребительской кооперации области;

— выработаны конкретные направления по совершенствованию взаимодействий предприятий в рамках системы массового питания облпотребсоюза;

— адаптирован метод стратегического анализа затрат для предприятий массового питания;

— разработана система маркетинговых решений применительно к предприятиям быстрого обслуживания.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что использование методики маркетинговой оценки и диагностики деятельности предприятия позволяет системе массового питания корректировать свою работу с ориентацией на потребителя, выпускать продукцию и оказывать услуги, отвечающие постоянно меняющимся и возрастающим потребностям сельского населения, потеснить конкурентов и расширить свое участие на рынке.

Результаты исследования частично использованы в непосредственной деятельности объединений предприятий массового питания Новосибирского облпотребсоюза.

Апробация исследования. Полученные результаты исследования излагались на научных конференциях:

— международная конференция г. Красноярск 1996 г.;

— научно-практические конференции Сибирской коммерческой академии потребительской кооперации (1994;1996 гг.).

Публикации: по теме исследования опубликовано 5 печатных работ общим объемом 0,7 печатных листа .

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Она изложена на 131 странице машинописного текста, содержит 25 таблиц, 9 рисунков, 6 приложений, 2 схемы .

Заключение

.

Необходимость выявления причин кризисного положения системы массового питания потребительской кооперации придает важное значение проведению маркетинговых исследований. Они предусматривают изучение внешнего окружения и внутреннего состояния предприятий, взаимодействия этих сред обитания организации, а также корректировку стратегического и тактического поведения на рынке.

Однако в каждый данный момент требуется выявление проблемы и цели исследования, четкое определение его содержания. Массовое питание в сельской местности отличается своей спецификой, что было учтено при маркетинговом анализе.

В процессе разработки удалось определить круг показателей, в наибольшей степени характеризующий состояние и развитие системы в масштабах областного потребсоюза.

Результаты деятельности отдельных предприятий и системы в целом в значительной, если не в определяющей степени, зависят от внешнего окружения. Оно — многообразно. В условиях рынка внешнее окружение не постоянно, а при инфляции подвержено резким изменениям.

В диссертации предложена вполне работающая методика для диагностики внешнего окружения. Она приемлема именно для небольших по размеру предприятий, каковыми являются объединения предприятий массового питания.

Исследование продаж продукции и услуг занимает центральное место в маркетинге. На селе пока не удалось преломить тенденцию на снижение производства и реализации продукции и услуг.

Несмотря на мощное влияние общественных факторов на этот процесс (рост цен, инфляция, уменьшение численности посетителей и другие), на предприятиях недостаточно уделяется внимания вопросам рекламы, сбыта и другим сторонам марке тинговой деятельности.

Это обусловило необходимость проведения более углубленного исследования. В одном из районов области (Ордынском) оно проведено и предложены конкретные маркетинговые решения. Дано маркетинговое обоснование функционирования предприятия быстрого обслуживания на 50 мест, «экспресс-сервис». Эти решения могут быть адаптированы для других районов области.

Анализ доходов и структуры затрат проведен с использованием нового подхода: стратегического анализа издержек. Его применение позволило выявить стратегически важные аспекты в деятельности объединений с точки зрения оптимизации издержек на предприятиях. Например, за счет снижения стоимости закупаемого сырья, привлечения для перевозок грузов собственного автомобильного транспорта, более эффективного использования торговых и производственных площадей, сокращения площади арендуемых помещений.

С переходом к рынку произошли существенные организационно-управленческие преобразования в системе массового питания потребительской кооперации. Они оказали как позитивное, так и негативное влияние на функционирование системы. Процесс преобразований находится в развитии. Важно оптимизировать взаимоотношения между райпо, объединениями массового питания, облпотребсою юм на основе взаимной выгоды. Это одна из предпосылок успешной реализации рыночной стратегии развития системы в сельской местности.

Конечная цель маркетингового исследования — корректировка стратегии развития системы массового питания потребительской кооперации области. Требуется переориентация всей деятельности об [.единений и отраслевой системы на нужды и запросы потребителя. Основной упор должен быть сделан на развертывание сбытовой деятельности, стимулирование продаж, более гибкую маркетинговую работу, переподготовку кадров.

Для вскрытия важнейших стратегических направлений применены отработанные в зарубежной практике методы выявления стратегических задач, оценки сильных и слабых сторон деятельнос'1 и системы. Это позволило сузить число альтернативных решений и сосредоточить внимание на главном.

С тем, чтобы обеспечить поступательное развитие маркетинга, в исследовании предложена методика диагностики маркетинговой деятельности на уровне объединения и отраслевой системы в целом.

На протяжении всей диссертации утверждается мнение о необходимости более эффективного использования главного преимущества — принадлежности объединений потребительской кооперации, как сложившейся системы по обслуживанию сельского населения. Для реализации одной из идей предложено создание формирования объединений массового питания на новых условиях. Интеграция предполагает па| гнерство при решении сложных рыночных проблем: снабжения сырьем и средствами материальнотехнического обеспечения, маркетинга, коммерции, переподготовки кадров и другие. Указаны конкретные шаги по объединению усилий в этом направлении.

Предложенные в диссертации подходы, методики, идеи, решения применимы как в массовом питании потребительской кооперации, так и на предприятиях других отраслей этой системы и в организациях, основанных на иной форме собственности.

Одновременно с проведением исследования велась работа по внедрению полученных результатов в практическую деятельность предприятий массового питания Новосибирского облпотребсоюза. Политика диверсификация рынка успешно применена в объединениях массового питания Машковского, Венгеровского, Искитимского, Купинского, Убинского райпо.

Концепция расширения рынка нашла наиболее эффективное применерие в массовом питании Коченевского, Карасукского, Чистоозерного, Качковского райпо. Отдельные же элементы этой концепции успешно применяются практически во всех предприятиях области.

Таким образом можно сделать вывод, что применение предприятиями массового питания области глубокого внутреннего анализа, изучение внешнего окружения, внедрение маркетинговой деятельности на основе выводов данной диссертации позволит им сохранить систему предприятий, обеспечит поступательное развитие в условиях современного рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И., Медведев В. Менеджмент как система управ-ления хозяйственной деятельностью: ч.1. — М.:ВАВТИПК 1990.
  2. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./ Л. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкафидр.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  3. Аксиомы бизнеса. Пер. с англ. Мн.: Парадокс, 1995. — 432 с.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  5. A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крои Пресс, 1993. -302с.
  6. И. Стратегическое управление. М Экономика, 1989.
  7. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: АО «Финстатинформ», 1995. — 112 с.
  8. JI. Статьи по маркетингу в журнале «Массовое питание» за 1990 г. (№ 3,5, 6, 8,9, 12).
  9. А.И., Вардин Т. И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. М.: Экономика, 1990.
  10. А.Р., Цихоцкий A.B. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. -Новосибирск: Наука, 1993.
  11. С. Паблик рилейшена. Что это такое'.' М.: СПАСЕС, 1990.
  12. Бок-Зи-Коу. Повышение эффективности массового пита-ния. М.: Экономика, 1977. — 118 с.
  13. Бизнес-карта России. Социально-экономический потенциал. Составитель АО (АДИ). М.: «Бизнес-карта», 1993.
  14. Г. Дж. Практическое руководство по правлению сбытом. М.: Экономика, 1991.
  15. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М.: Перспектива, 1995. — 154 с.
  16. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: / Е. Г. Ищенко, О. Д. Андреева и др. Новосибирск: ИРИЦ «Сибирь, 1992.
  17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. -Челябинск: ТОО „Медиум-Комм“, 1995.
  18. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: „Руспартнер Лтд“, 1994.
  19. Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е. П. Голубков, E.H. Голубкова, В.Д. Секерин- Общ. ред. Е. П. Голубкова. М.: Экономика, 1991.
  20. Е.П. Маркетинг. Словарь. М.: 1ело Лтд», 1995. — 160 с.
  21. И. А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы. -Новосибирск: СП «Интербук», 1991.
  22. Г. В., Соломенникова Е. А. Бизнес-диагностика на промышленном предприятии //ЭКО, 1995, № 12, с. ЗЬ-52.
  23. Данные об отдельных фактических показателях хозяйственной деятельности потребительской кооперации Российской Федерации. М.: 1996.
  24. А. Реклама. М.: изд. гр. «Прогресс» «Универс», 1993.
  25. В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М.: Внешторгреклама, 1986.
  26. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995.
  27. Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ решения. М.: Экономика, 1988.
  28. А.П. Теория рыночного хозяж гва. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 411 с.
  29. Жих Е.М., Панкрухин А. П., Соловье). В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. — 139 с.
  30. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 22 марта 1991 г.
  31. Закон РФ «О несостоятельности (банкроте ! не) предприятий»
  32. П.С., Демидов В. Е. и др. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности. М.: Внешторг гздат, 1989.
  33. П.С., Демидов В. Е. Формула — спеха: маркетииинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). — М.: Междунар. отношения, 1991. — 416 с.
  34. Информационные системы для руководителей. М.: Финансы и статистика, 1989.
  35. К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1988. 215 с.
  36. Г. Гибкая тактика. Прямой путь к успеху. Питание и общество. — 1995. — № 3. с. 38−40.
  37. З.А. Рыночные формы хозяйствования в потребительской кооперации. Учебное пособие. М.: ЦУМК, 1995.
  38. Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1981. — 160 с. 39. Карлофф В. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послеслов. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  39. Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991.
  40. Г1 Клас Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991.42!- Кооперативы в России. Их роль в рыночной экономике. М.: 1996.
  41. Кортленд J1. Бове, Уильям Ф. Арене. Современная реклама: пер. с англ. Тольяти: «Издательской дом Довгань», 1995. 704 с.
  42. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.45/ Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  43. Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и массового питания: Учеб. для вузов. i-e изд. перераб. и доп. -Минск: Вышейш. шк., 1990. — 495 с.
  44. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993.
  45. М.В. Финансы и кредит: популярно о сложном / Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1992. 199 с.
  46. K.P., Брю С.Л. Экономикс. М.: с.520
  47. Ю. На помощь рассчитывай, но и сам не плошай. / Торговая газета. 5 авгус та 1995.
  48. К., Энгельс Ф. Избранные сочинение. Т.1. — М., 1984. — с. 23 352., Маджаро С. Международный маркетиш. М.: Международные отношения, 1979.
  49. Маркетинг: Сборник / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Д. И. Костюхина. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  50. Маркетинг: учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- под ред. А. Н. Романова. М.: Ьанки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 560 с.
  51. В.Р. Массовое питание: ре-ервы эффективности и организации. М.: Экономика, 1985. — 128 с.
  52. Материалы центра экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации. Прогноз численности населения России до 2005 года. // Общество и экономика. № 3−4, 1994.
  53. Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. -М.: Прогресс, 1991.
  54. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том 1,2. М.: Внешторгиздат, 1993.
  55. А.Д. Основы организации рекламы. М.: Внешторгиздат, 1992.
  56. Народное хозяйство Российской Федерации. 1991. Стат. ежегодник / Госкомстат России. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1992.-607 с.
  57. . Маркетинг по французски. // Питание и общество.1993.-№ 2.-с. 9−11.
  58. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
  59. О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации. Указ Президента РФ.
  60. О предприятиях и организациях потребительской кооперации. Постановление Первого общего Собрания представителей потребительской обществ РФ от 10 февраля 1993 г.
  61. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фоминского. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1994. — 480 с.
  62. Дж. Путь к покупателю. М.: 1993
  63. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  64. Положение о фонде развития потребительской кооперации Российской Федерации. Утверждено постановлением Правления Центросоюза Российской Федерации от 04.07.94 г. № 37
  65. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1994. — 896 с.
  66. Правила рынка: иностранные инвестиции- внешняя торговля- трудовая миграция- конкурентоспособность- дипломатия, (под ред. В.Д. Щетинина). М.: Междунар. отношения, 1993. — 350 с.
  67. .С. Искусство рекламы. М.: Полымя, 1984.
  68. Розничная торговля Новосибирской области за 1994 г. / Госкомстат РФ, Новосибирский областной комитет государственной статистики, 1995.
  69. Рыночная экономика: 200 терминов / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Политиздат, 1991.
  70. Ю.А. Как сделать товар конкурентоспособным // Как продать ваш товар на внешнем рынке: справочник. М.: Мысль, 1990. — 214 228 с.
  71. В.В. Экономика массового питания потребительской кооперации. М.: Экономика, 1984. — с.
  72. В.В. Планирование маркетинга. Новосибирск, СКА ПК, 1995. — с.
  73. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен X. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993.
  74. Г. С. Бизнес, коммерция, рынок. М.: Информпечать, 1993.
  75. А.П. Современные прикладные психологии: процесс и язык коммуникации. М.: Луч, 1992.
  76. Словарь-справочник по международному бизнесу и менеджменту. -М.: Банки и биржи, 1994.
  77. Современный маркетинг / В. Е. Хрупкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  78. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1995 г. М., 1996.
  79. Социальные индикаторы уровня жизни населения Новосибирской области в 1994 г. / Управление труда и занятости администрации Новосибирской области. Новосибирск, 1994.
  80. Социально-экономическое положение России в 1994 г. (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики № 3, 1995.
  81. Социально-экономическое развитие Российской Федерации // Вестник экономики, № 8, 1995.
  82. Статистический сборник народного хозяйст ва России в 1993 г. М.: Статистика, 1994.
  83. Л.Ф. Рынковедение. М.: Экономика, 1993.
  84. Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. Учебно-практическое издание. М.: Перспектива, 1994. — 65 с.
  85. Н.Д. Инвестиционный потенциал сферы обращения: оценка и прогноз. Новосибирск: Ид.-во НГУ, 1991.
  86. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993.
  87. Управление потребителем с помощью маркетинга // Торговая газета. 1995. — 26 апреля. — с. 6.
  88. Р.У. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988.
  89. И.А. Социально-экономические проблемы массового питания. М. Экономика, 1980. — 135 с.
  90. Н. Найти свой путь в рекламном деле. М.: «Ай Кью», 1992.
  91. A.M. Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 1996.
  92. П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.
  93. Н. Роберт. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. Пер. с англ. — М.: «Дело Лтд», 1995. — 128 с.
  94. В. Как организовать сбыт продукции // Рынок. 1991. — № 9. — с. 11.
  95. Н.И. Сбытовая политика. Лекция для студентов. -Новосибирск, СКА ПК, 1994. 30 с.
  96. А.Ю. Сфера услуг сибирского района (политэконо-мический анализ). Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1979. — 190 с.
  97. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 317 с.
  98. В.Г. Факторы повышения производительности труда в массовом питании. М.: Экономика, 1978. — 56 с. с 104. Шонберг Р. Японские методы управления предприятием. М.: Экономика, 1988.
  99. Ценообразование и рынок. М.: Прогресс, 1992. — 320 с.
  100. Цзе К. К. Методы эффективной торговли (опыт «Лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ. / Пер. Б. А. Гольдберга. Предисл. Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1988. — 237 с.
  101. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. A.A. Горячев. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  102. М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Банки и биржи, 1994.
  103. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Издательство НГТУ, 1993.
  104. А., Малюков В. Коммутанты: что мелкому здорово, то крупному смерть. Коммерсант-Дейли, 8 февраля 1995.
  105. Материалы Второй научно-практической конференции «Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения».- Новосибирск, 1995.
Заполнить форму текущей работой