Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические условия развития состязательной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спецпрактикум по развитию состязательной коммуникации у будущих журналистов, направленный на углубление и расширение у участников представления о состязании как форме коммуникациивыработке стратегий состязательной коммуникацииформирование и развитие умения выявлять, эксплицировать и идентифицировать смысловые противоречия в высказываниях оппонентаумения использовать состязательные аргументыумения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое исследование состязательной коммуникации
    • 1. 1. Состязательная коммуникация как проблема социальной психологии
    • 1. 2. Социально-психологическая структура типов состязательной коммуникации
    • 1. 3. Психологические условия и факторы развития состязательной коммуникации (на материале будущих журналистов)
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое изучение состязательной коммуникации журналистов в спецпрактикуме
    • 2. 1. Социально-психологические стратегии состязательной коммуникации
    • 2. 2. Развитие состязательной коммуникации у будущих журналистов в условиях опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию состязательной коммуникации у будущих журналистов
  • Выводы по второй главе

Социально-психологические условия развития состязательной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демократизация и растущая открытость современного общества обусловливает все более активную социальную коммуникацию по острым проблемам экономики, политики и общественного развития. Проблемный характер поднимаемых вопросов нередко становится причиной острых дискуссий, которые в ряде случаев перерастают в конфликтное противостояние (В.И. Андреев, А. Я. Анцупов, H.A. Безменова, P.M. Бремсон, А. Иствуд, А. И. Шипилов, В. П. Шейнов и др.).

Активной социальной коммуникации по злободневным вопросам общественной жизни способствуют новые социальные условия, открывающие повышенные возможности для самовыражения личности в процессе коммуникации. Это повышает вероятность формирования коммуникативного плюрализма, в рамках которого генерируются различные взгляды, позиции, убеждения, суждения и ценности.

Существование в обществе плюралистических тенденций обусловливает состязательный характер социальной коммуникации. Состязание коммуникативных позиций проявляется как в стремлении обеспечить доминирование собственных идей над другими, так и в поиске стратегий, обеспечивающих укрепление собственных коммуникативных позиций. В связи с повышением значимости состязательной коммуникации повышается интерес к изучению этого коммуникативного феномена. Исследование социально-психологических условий развития состязательной коммуникации требует углубленного изучения.

Состояние и степень разработанности проблемы. В контексте исследований проблемы состязательной коммуникации особое место занимают труды в области социальной коммуникации (И.Ю. Абелева, М. А. Василик, Т. Г. Грушевицкая, М. Дебольский, Е. И. Зиборова, В. Д. Попков, Г. Г. Почепцов, А. П. Садохин, A.B. Соколов и др.).

Психологические исследования процессов социальной коммуникации имеют прочную методологическую основу, создаваемую изучением межличностных отношений (A.M. Войскунский, Е. И. Головаха, А. Иствуд, Ю. С. Крижанская, H.H. Обозов, Н. В. Панина, В. Рахматшаева, В. П. Третьяков и др.). Межличностные отношения, включающие как взаимодействие, так и противопоставление позиций, во многом определяют форму и содержание состязательной коммуникации (В.И. Андреев, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына, С. И. Поварнин, В. М. Поголына, Л. Б. Филонов и ДР-).

Особое значение для социально-психологического исследования состязательной коммуникации имеют труды в области конфликтологии и конфликтного взаимодействия индивидов и групп (А.Я. Анцупов, E.H. Богданов, Н. В. Гришина, М. Дойч, В. А. Семенов, А. И. Шипилов и др.), а также способов разрешения возникающих конфликтов (О.Н. Громова, В. А. Соснин, A.B. Стешов, В. П. Шейнов и др.).

Проблема конфликтного взаимодействия неотделима от социально-психологического анализа групповой динамики, порождающей состязательную коммуникацию (Г.М. Андреева, У. Байон, У. Беннис, А. И. Донцов, A.JI. Журавлев, A.B. Петровский, Г. Шепард и др.). Противоположные взгляды, выражаемые различными группировками и течениями, тенденции и направления, популярность и отвержение, лидеры и ведомые — все эти слагаемые групповой динамики служат важным социально-психологическим фоном состязательной коммуникации.

Исследования в области состязательной коммуникации включают ее этический аспект (В.И. Бенедиктова, А. Булыгина, Т. Даниленко, C.B. Жульева, Д. К. Захаров, М. В. Калтунова, А. Я. Кибанова, В. Г. Коновалова и др.). Учение о должном, допустимом, нежелательном и запретном в состязании коммуникативных идей оказывает большое влияние на процессы социальной коммуникации, образуя ее особую культуру.

В целом, имеющиеся исследования составляют достаточно прочную научную базу для изучения социально-психологических условий развития состязательной коммуникации на примере журналистов. Вместе с тем, пока еще не полностью решенными остаются следующие противоречия между:

— исследованиями в области состязательной коммуникации и исследованиями социально-психологических проблем ее развития;

— исследованиями социально-психологического аспекта состязательной коммуникации и необходимыми для этого практико-ориентированными разработками;

— опытом практического развития состязательной коммуникации у специалистов и применением этого опыта в профессиональной подготовке журналистов.

В связи с нерешенными противоречиями возникает проблема развития состязательной коммуникации у журналистов, поскольку она является формой коммуникативного взаимодействия как профессионально подготовленных индивидов, так и групп. В ней проявляется групповая динамика с взаимодействием различных взглядов, отношений и тенденций. На ее основе вырабатываются общие подходы, объединяющие позиции, взаимоудовлетворяющие решения. Вместе с тем, недостаточное развитие состязательной коммуникации является причиной взаимного непонимания и отвергания инакомыслия в дискуссии, проявление низкой толерантности и отсутствие уважения к личной позиции оппонента, превращение состязательной коммуникации в противостояние мнений, неразрешимый спор и острый конфликт. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования: состязательная коммуникация как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: развитие состязательной коммуникации у будущих журналистов в создаваемых социально-психологических условиях.

Цель исследования: изучить социально-психологические условия развития состязательной коммуникации у будущих журналистов и апробировать полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы. 5.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать состязательную коммуникацию как проблему социальной психологии.

2. Изучить социально-психологическую структуру состязательной коммуникации.

3. Раскрыть психологические условия и факторы развития состязательной коммуникации (на примере журналистов).

4. Разработать социально-психологические стратегии состязательной коммуникации.

5. Организовать развитие состязательной коммуникации журналистов в условиях опытно-экспериментальной работы и проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие состязательной коммуникации журналистов может быть более успешным, если способствовать овладению ими стратегиями состязательной коммуникации (коммуникативно-смысловая, прагматико-целевая, лексико-семантическая, синтактико-грамматическая, концептуальнокоммуникативная) с учетом влияния социально-психологических условий (информированность, убежденность, саморегуляция, рефлексивность, восприимчивость участников, а также логичность, обоснованность, результативность и релевантность высказывания) и факторов состязательной коммуникации на разных этапах их профессионального становления (манипуляция оппонентом, знания, опыт, прагматика коммуниканта, аргументированность и убедительность речевых действий).

Методологические основы работы составили фундаментальные труды в области теории личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, К. Г. Юнг и др.), социально-психологической обусловленности ее развития (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Дж. Келли,.

A.A. Реан и др.), высших психических функций (А. В. Запорожец, А. Н. 6.

Леонтьев, P.C. Немов и др.), деятельности и ее субъекта (Б.Г. Ананьев, В.А.

Барабанщиков, A.B. Брушлинский, Б. Ф. Ломов и др.), мышления и решения речемыслительных задач (A.A. Леонтьев, А. Р. Лурия, O.K. Тихомиров и др.).

Теоретическими основами работы стали психологические исследования социального познания (Г.М. Андреева, А. И. Донцов, Л.А.

Петровская, С.Л. Рубинштейн), социальных функций языка (Т. Белл, К.

Бюлер, P.O. Якобсон), межличностных отношений (Л.Я. Гозман, И.Н.

Горелов, К. Девис, И. С. Кон, В. Н. Куницына, В. Н. Мясищев, Т. Ньюком и др.), теория коммуникации и речевого взаимодействия (Д. Берло, И.А.

Зачесова, Д. Хаймс, Ф.И. Шарков), видов речевой деятельности (Л. С.

Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин и др.), коммуникативных функций.

A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Л. Д. Столяренко и др.), монолога и диалога в коммуникации (С.Л. Братченко, А. Добрович, Р. Ромметвейт, Т.А.

Флоренская и др.), коммуникативного целедостижения (Г.М. Андреева, A.A.

Бодалев, Л. Д. Столяренко и др.), теории манипулятивного общения (С.Б.

Каверин, В. Н. Панкратов, Г. Шиллер и др.).

Методы исследования включали: теоретико-методологический анализ литературы по социально-психологическим аспектам коммуникативной деятельности и состязательной коммуникацииэмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опросметодики: «Личностный многофакторный опросник» (Р. Кеттелл) (шкала «подчиненностидоминантности»), «Q-сортировка» (В. Стефансон) (шкала «зависимостьвызов»), тест «Описание поведения» (К.Томас в адаптации Н.В. Гришиной) шкала «наступление — сотрудничество»), тест «Коммуникативный самоконтроль в общении» (М. Снайдер), опросники «Выявление факторов эффективной состязательной коммуникации» (С.Н. Стегачёв) и метод экспертных оценок доминирования в состязательной коммуникации. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 17.0 для Windows. При этом применялись следующие статистические методы: корреляционный анализ, факторный анализ. 7.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлена социально-психологическая структура состязательной коммуникации, включающая следующие типы: сюжетно-ситуативный, функционально-ролевой, системно-доказательный, позиционно-установочный и прагматико-стратегический;

• раскрыт детерминизм развития состязательной коммуникации на примере журналистов, включающий социально-психологические условия (информированность, убежденность, саморегуляция, рефлексивность, восприимчивость участников, а также логичность, обоснованность, результативность и релевантность высказывания);

• выделен комплекс факторов развития состязательной коммуникации на разных этапах профессионального становления журналистов, таких как манипуляция оппонентом, знания, опыт, прагматика коммуниканта, аргументированность и убедительность речевых действий.

Теоретическая значимость исследования состояла в том, что в нем:

• доказана зависимость развития состязательной коммуникации у журналистов от формирования социально-психологической структуры состязательной коммуникации, учета социально-психологических условий и факторов развития этого вида коммуникативного состязания, обучения журналистов состязательным коммуникативным стратегиям в условиях опытной работы;

• классифицированы стратегии состязательной коммуникации, к которым относятся коммуникативно-смысловая, прагматико-целевая, лексико-семантическая, синтактико-грамматическая, концептуально-коммуникативная;

• систематизированы тематические блоки развития состязательной коммуникации в опытной работе на примере журналистов: состязание как форма коммуникации, стратегии состязательной коммуникации, экспликация смысловых противоречий, идентификация смысловых противоречий, использование состязательных аргументов, доминирование в состязательной коммуникации.

Практическая значимость работы подтверждается тем, что в ней.

• разработаны технологии и содержательные блоки развития состязательной коммуникации на примере журналистов в ходе опытно-экспериментальной работы;

• предложена программа спецпрактикума «Состязательная коммуникация журналистов» для развития у специалистов журналистской профессии этого вида коммуникативного взаимодействия;

• материалы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретических курсах по социальной психологии, в спецкурсах по теории общения и межличностного взаимодействия, в также в спецпрактикумах по проблемам состязательной коммуникации.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезой, применением современных методологических и теоретических подходов, использованием комплекса адекватных взаимодополняющих методов исследования, системным подходом при оценке изучаемого явления, применением методов математической статистики при качественном и количественном анализе результатов исследования, апробацией результатов исследования на практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Состязательная коммуникация есть форма проблемного общения, характеризуемая всесторонним рассмотрением проблемы, обострением противоречий по одному из ее аспектов, выделением позиций дискутирующих сторон, поиском объединяющих оснований, а также отстаиванием и укреплением собственного доминирования за счет выявления и усиления противоречий в позиции оппонента.

2. Социально-психологическая структура состязательной коммуникации типологически может быть следующей: сюжетно9 ситуативной, функционально-ролевой, системно-доказательной, позиционно-установочной и прагматико-стратегической.

3. Социально-психологическими условиями развития состязательной коммуникации являются информированность, убежденность, саморегуляция, рефлексивность, восприимчивость участников, а также логичность, обоснованность, результативность и релевантность высказывания под влиянием комплекса факторов, включающих манипуляцию оппонентом, знания, опыт, коммуникацию участников, аргументированность и убедительность высказывания.

4. Основными стратегиями состязательной коммуникации будущих журналистов являются коммуникативно-смысловая, прагматико-целевая, лексико-семантическая, синтактико-грамматическая, концептуально-коммуникативная, позволяющие эксплицировать противоречия в позиции оппонента между утверждением и фактом, утверждением и логикой, утверждением и установкой, утверждением и социальным ожиданием, утверждением и социальным одобрением.

5. В опытном развитии состязательной коммуникации на примере журналистов целесообразно использовать приемы проблематизации, детализации, цитирования, конфронтации, регламентации, интерпретации, экспозиции при изучении таких тематических блоков в спецпрактикуме, как: состязательная коммуникация и ее стратегии, типы, экспликация и идентификация противоречий, аргументация и доминирование в коммуникации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Международных научно-практических конференциях и семинарах (Воронеж, 2008; Македония 2008, Тамбов 2007 — 2010) — на.

Общероссийских научных конференциях Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2009.

2010) — на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. ю.

Державина. Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях.

Организация исследования. В констатирующем эксперименте приняли участие 120 человек, обучавшихся на 1, 3, 5 курсах ТГУ им. Г. Р. Державина по специальности «Журналистика», а также специалисты с опытом журналистской деятельности не менее 5 лет (29 человек). В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 46 студентов 3−5 курсов факультета журналистики (30 девушек и 16 юношей).

Исследование проводилось в течение 2006;2009 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

Заключение

.

Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами состязательной коммуникации. Это нужно адвокату во время защиты клиента, и менеджеру, ведущему совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и политику, общающемуся с прессой, с представителями общественности.

В ней проявляется групповая динамика с взаимодействием различных взглядов, отношений и тенденций. С ее помощью осуществляются информационные процессы как внутри, так и между социально-психологическими образованиями, и на ее основе вырабатываются общие подходы, объединяющие позиции, взаимоудовлетворяющие решения. Вместе с тем, состязательная коммуникация как особая форма социально-психологического взаимодействия по-прежнему остается недостаточно исследованной. Это приводит к подмене понятий, когда состязательная коммуникация и другие формы дискуссионного общения употребляются синонимично.

Ее специфической особенностью является то, что, с одной стороны, она объединяет свойства дискуссии, полемики, дебатов, диспута и спора, а с другой — содержит важное отличие в виде поиска «слабого места» в позиции противоположной стороны.

Таким образом, в нашем исследовании состязательная коммуникация есть форма проблемного общения, характеризуемая всесторонним рассмотрением проблемы, обострением противоречий по одному из ее аспектов, выделением позиций дискутирующих сторон, поиском объединяющих оснований, а также отстаиванием и укреплением собственной доминирующей позиции за счет выявления и усиления противоречий в позиции оппонента.

Исходя из данного определения, психологической особенностью состязательной коммуникации является выявление противоречий, ослабляющих позицию оппонента и укрепляющих собственные шансы на успех в коммуникативном состязании.

Состязательная коммуникация имеет свою социально-психологическую структуру, состоящую из следующих типов: сюжетно-ситуативного, функционально-ролевого, системно-доказательного, позиционноустановочного и прагматико-стратегического.

Развитие состязательной коммуникации на примере журналистов зависит от таких детерминирующих обстоятельств, как психологические условия и факторы.

Психологические условия развития состязательной коммуникации были выделены в результате наблюдений за коммуникативной деятельностью журналистов. Эти условия представляют комплекс, в который входят: информационная осведомленность участников, логическое построение высказываний, фактическая обусловленность выводов, реализация идейных убеждений, управляемая эмоциональная модальность, прагматически успешная коммуникация, рефлексия практического опыта, сформированная когнитивная перцепция, релевантная коммуникативная реакция.

Психологические условия как детерминирующие обстоятельства развития состязательной коммуникации на примере журналистов существенно дополняются психологическими факторами, оказывающими влияние на этот процесс. К ним относятся информированность, убежденность, саморегуляция, рефлексивность, восприимчивость участников, а также логичность, обоснованность, результативность и релевантность высказывания.

Состязательная коммуникация у будущих журналистов будет развиваться успешно, если у них сформированы соответствующие стратегии.

— ситуационно обусловленные решения, реализуемые в комплексе целенаправленных коммуникативных действий, выявляющих противоречия в.

138 позиции оппонента, ослабляющих доказательную базу противоположной стороны и обеспечивающих доминирование защищаемой позиции. Коммуникативно-смысловая, прагматико-целевая, лексико-семантическая, синтактико-грамматическая, концептуально-коммуникативная стратегии могут использоваться для успешной состязательной коммуникации будущего журналиста.

Эти стратегии направлены на то, чтобы выявить внутренние противоречия в позиции оппонента: между утверждением и фактом, между утверждением и логикой, между утверждением и установкой, между утверждением и социальным, и ожиданиями, между утверждениями и социальным одобрением. Для выявления, обострения и использования данных противоречий используются приемы проблематизации, детализации, цитирования, конфронтации, регламентации, интерпретации, экспозиции. Это позволяет укреплять собственную позицию участника состязательной коммуникации.

Спецпрактикум по развитию состязательной коммуникации у будущих журналистов, направленный на углубление и расширение у участников представления о состязании как форме коммуникациивыработке стратегий состязательной коммуникацииформирование и развитие умения выявлять, эксплицировать и идентифицировать смысловые противоречия в высказываниях оппонентаумения использовать состязательные аргументыумения доминировать в состязательной коммуникации, был реализован в шести смысловых блоках: состязание как форма коммуникации, стратегии состязательной коммуникации, экспликация смысловых противоречий, идентификация смысловых противоречий, использование состязательных аргументов и доминирование в состязательной коммуникации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила проанализировать полученный эмпирический материал и сделать вывод о динамике развития состязательной коммуникации у будущих журналистов.

В ходе спецпратикума у будущих журналистов произошли изменения, которые подтверждаются данными эмпирических методик.

В ходе опытной работы с будущими журналистами по развитию у них состязательной коммуникации в экспериментальной группе наблюдалась выраженная тенденция к росту доминирования в коммуникативном состязании, стала более выраженной доминантность в общении как качество личности, что выражалось в уверенности, наступательности, независимости, авторитарности и активности в состязательной коммуникации.

Опыт участия в состязательной коммуникации повлиял на соотношение наступательности как активного продвижения собственных интересов, что выражалась у участников опытной работы в виде активного подавления оппонента и сотрудничества как максимизации реакций приспособления в состязательных ситуациях в коммуникативной деятельности: наступательность как качество личности оказалась в некоторой степени более выраженной в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

В ходе спецпрактикума наметилась тенденция роста реакции «вызова» — активных действий, направленных на повышение своего статуса, утверждение собственных норм, ценностей и стереотипов по сравнению с зависимостью — некритического принятия индивидом норм, ценностей и стереотипов оппонента. Программа спецпрактикума «Состязательная коммуникация журналиста» позволила повысить показатели самоконтроля в общении у слушателей экспериментальной группы.

Результаты опытной работы подтвердили возможность развития состязательной коммуникации в условиях организованного спецпрактикума.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека. — М., 2004.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  3. Т.З. Социальные коммуникации: учебное пособие для вузов. -М., 2009.
  4. А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск, 1995.
  5. А.П. Аргументация, познание, общение. М., 1991.
  6. . С. Общение и его проблемы. М., 1982.
  7. И.И. Психология делового общения: учебное пособие для Вузов. М., 2009.
  8. В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). —М., 1995.
  9. В. И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995.
  10. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб. заведений. М., 2009.
  11. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  12. Е.В. Социальная психология. М., 2004.
  13. Античные риторики/Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.
  14. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 2009.
  15. Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4-х т. — М., 1976.—Т.2.
  16. И. Я вас слушаю. М., 1987.
  17. O.A. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — Минск, 2001.1819,20
Заполнить форму текущей работой