Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В социокультурном контексте социализации личности спорт выступает в нескольких ипостасях: во-первых, как социальная технология с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведенияво-вторых, как социальный институт формирует профессиональный статус субъекта, поскольку спортивная деятельность позволяет занять в социуме вполне определенное местои, наконец, в-третьих, спорт… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИНСТИТУТ СПОРТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Институт спорта и молодежная культура в современном обществе
    • 1. 2. Особенности социализации молодежи,
  • Вовлеченной в спортивную деятельность
  • 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА СПОРТА: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ
    • 2. 1. Ценностные ориентации молодежи в условиях коммерциализации и профессионализации спорта
    • 2. 2. Особенности молодежной институциональной спортивной субкультуры

Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальное социально-экономическое трансформирование российского общества сопровождается активным ростом молодежных субкультур, что для России приобретает особую актуальность. Трансформирование социальных институтов в условиях переходного периода и становления новых социально-экономических отношений имеет неоднозначные последствия. С одной стороны эволюция общественных институтов способствует закреплению новых стратегий к изменившемуся миру, с другой — приводит к отклонениям в социализации и расширяет социальную базу становления субкультур, не вполне адекватных требованиям современного социума. Кроме того, расширение ареала и типов молодежных субкультур, для субъектов которых характерны отклонения в социализации и тем самым формирование ценностных ориентаций далеко не всегда социально-позитивной направленности не способствует стабилизации социально-экономической и политико-правовой ситуации в стране, выступая тормозящим фактором общественного развития. Все указанное выше процессы хорошо иллюстрируются изменением роли спорта в жизни современного общества.

Разработка рассматриваемой проблематики особенно важна в социальном плане, поскольку она касается молодежи. Ведь любая проблема, связанная с этой социальной группой, не только отражает реальное состояние общества в целом, но и затрагивает перспективы развития социума в социальном, экономическом и политическом плане, во многом определяя вопросы самореализации и особенности поиска своего пути в новых социально-экономических условиях.

В условиях коммерциализации и деидеологизации настоятельная потребность определенной части молодежи в спортивном самоутверждении нередко приводит к ориентации на чисто «материальные интересы», что во многом определяется ориентацией на ускоренное статусное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптированности.

В настоящее время социологи должны обратить специальное внимание на особенности формирования, становления и функционирования разных типов молодежных субкультур, в том числе в системе конкретных социальных институтов. В конечном итоге это позволит выявить условия формирования у входящего в жизнь поколения ценностных ориентаций, адекватных требованиям социума, обеспечивающих позитивную направленность социальных процессов. Вследствие возрастающей значимости современного института спорта предметом должного внимания и заботы может и должно стать влияние этого института на процессы вхождения субъекта в культуру социума и его самоутверждение в социальном и личностном плане.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Оценка степени разработанности проблем современного спорта в силу его многоаспектности требует внимания к теоретическим источникам из различных областей — социальной философии, теории и истории культуры, общей, прикладной и эмпирической социологии, политологии, социальной и педагогической психологии, спортивной и общей педагогики, социального управления. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, степень разработанности теоретико-методологических оснований, позволяющих понять механизмы становления и социальную природу этого социального института, с другой, — меру разработанности научных принципов прикладного анализа вопросов функционирования и развития самого феномена спорта и механизмов его влияния на такие социальные процессы как социализация и становление молодежных субкультур.

Применительно к проблематике диссертации первое направление охватывает вопросы, связанные с феноменом институционализации. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодня достаточно основательно проработаны теоретические основания институциональной организации и системности общественных форм бытия, равно как и важная для понимания практики и тенденций динамики социальных процессов проблематика содержательных характеристик социальных институтов и специфики их функций (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. И. Руткевич, Т. Веблен, Р. Мертон, М. Ориу, В. И. Добреньков, С. С. Фролов и др.).

Следует отметить также серьезное внимание исследователей к проработке социокультурных аспектов становления социальных институтов в аспекте общетеоретического анализа вопросов трансляции культуры и в плане исследования особенностей практики функционирования и управления социальными институтами в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе (Н.А.Бердяев, А. Вебер, И. И. Ильин,.

B.О.Лосский, А. В. Толстых, Й. Хейзинга, В. Г. Федотова и др.).

Однако конкретная проблема, рассматриваемая в диссертационном исследовании, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе практически не разработана. Тем не менее, отдельные ее аспекты затронуты в работах по «смежной» проблематике.

Особо следует выделить общетеоретические работы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций (М.Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, У. Томас, А. Маслоу, Е. М. Бабосов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.).

В социокультурном контексте ценностные ориентации долгое время рассматривались в психологическом ключе, и основные разработки здесь связаны с именами Б. Г. Ананьева, А. Г. Здравомыслова,.

C.А.Иконниковой, И. С. Кона, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и ряда других исследователей.

Начиная с последней четверти прошлого века активно развивается такое направление, как социология молодежи (П.И.Бабочкин,.

С.А.Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, Т. Д. Петрова, С. В. Полутин, В. С. Собкин, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги и др.). Гораздо меньше внимания уделяется вопросам приложимости общетеоретических положений этого направления социологического познания к прикладному исследованию такого специфического процесса как социализация молодежи в системе института спорта. Правда, на рубеже веков появились разработки и в этом направлении (В.А.Винник, А. Г. Егоров, М. А. Захаров, В.А.Пономарчук).

В отечественной науке проблеме особенностей влияния конкретных социальных институтов на становление личности уделялось должное внимание, однако, прежде всего, в плане социально-психологическом и педагогическом (С.А.Беличева, А. И. Ковалева, А. В. Мудрик, Ю. Г. Пилипейченко и др.). Не потеряли своего значения разработки П. Ф. Лесгафта. Но только в последнюю четверть прошлого века начали наиболее активно разрабатываться теоретико-методологические и социально-философские проблемы, важные для понимания влияния спорта на социальные процессы (В.Г.Бауэр, М. П. Безруков, Н. Н. Визитей, С. И. Гуськов, В. С. Козлова, В. А. Пономарчук, М. М. Сараф, В. И. Столяров, В. Н. Супиков, Ю. И. Фомин и др.). Были также предприняты попытки разобраться в особенностях влияния современного спорта на становление его субъектов (Н.Н.Визитей, В. А. Винник, З. Кравчик, О. А. Мильштейн, Н. И. Пономарев, В. А. Пономарчук, В. И. Старшинов, В. И. Столяров, Н. У. Хайрутдинова и др.).

Тем не менее, имеет место разрыв между разработками общетеоретического плана и анализом проблемы на основе конкретных социологических исследований.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность и вследствие этого недостаточная отраженность в отечественной социологической литературе определили выбор цели и задач, объекта и предмета предпринятого нами исследования.

Налицо необходимость разработки вопросов влияния института спорта на такие социальные процессы, как формирование ценностных ориентаций молодежи и становление конкретных разновидностей молодежной культуры, особенностей их функционирования в социально-экономической и социально-политической реальности современной России.

Объект исследования — молодежный контингент субъектов современного спорта как социального института.

Предмет исследования — особенности, социальные механизмы и тенденции формирования ценностных ориентаций молодежного контингента с активной установкой на функционирование в системе профессионального спорта.

Цель — анализ роли и места спорта как социального института в процессе социализации молодежи и в становление ценностных ориентаций подростков — носителей институциональной спортивной субкультуры.

Задачи исследования:

• провести теоретико-методологический анализ особенностей становления современного спорта как социального института, определяющих содержание и социальную направленность ценностных ориентаций молодежного контингента субъектов спортивной деятельности;

• выявить особенности социализации современной молодежи, факторы, условия и предпосылки формирования социально-психологических особенностей и ценностных ориентаций субъектов современного института спорта;

• определить роль ближайшего окружения, социальных институтов и социальной ситуации в целом в становлении личности субъектов институциональной спортивной субкультуры;

• проанализировать особенности молодежной спортивной субкультуры в общекультурном плане, возможность и перспективность социальных воздействий на становление личности субъектов молодежной спортивной субкультуры в целях профилактики девиантной социализации.

Методы исследования. В исследовании использованы следующие методы:

• теоретические — логико-исторический и ретроспективный анализ, структурно-функциональный и институциональный методы в системном подходе;

• эмпирические — качественный анализ документов, анкетный опрос, интервью.

Обработка данных социологического исследования проводилась с помощью Да-системы Использовались также методы описательной статистики.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют теоретические положения классической и современной социологии, позволяющие рассмотреть эволюцию социального института спорта в контексте общих социальных процессов. Методологической основой работы стали исторический и логический подход к явлениям и процессам общественной жизни, идеи теории управления социальной сферой, системного подхода, институционального и структурно-функционального анализа, адаптированные применительно к особенностям объекта и предмета исследования.

Эмпирическая база исследования. Исходным материалом стал комплекс социологических исследований, осуществленных сотрудниками сектора социологии ВНИИ физической культуры и спорта в 80−90-х годах прошлого века, посвященных влиянию разных форм физкультурно-спортивной активности на ценностные ориентации личности и социально-психологическим предпосылкам эффективности вхождения подростка в институт спорта в качестве действующего спортсмена (В.А.Винник, В. А. Пономарчук, Н.У.Хайрутдинова), вторичный анализ результатов которых был осуществлен нами.

Материалы указанных исследований сопоставлены с данными исследований института спорта как сферы услуг в контексте социологии управления, осуществленных в 2002;2005 гг. (руководитель проекта В.Н.Супиков), в которых диссертант принимал участие в качестве одного из исполнителей (молодежный контингент обследованных составил 1404 респондента).

Дополнительно в 2006 году был проведен опрос учащихся детско-юношеских спортивных школ разной специализации (N = 490), а также тренеров (N = 215).

Новизна диссертационной работы состоит в разработке авторской концепции становления двух конкретных типов молодежной спортивной субкультуры: с пассивной (околоспортивная субкультура, культура «фанов») и активной (собственно спортивная субкультура) установками на спортивную деятельность. Выявление факторов и механизмов становления второго из исторически обусловленных феноменов создало реальные предпосылки для понимания механизмов социализации в современном институте спорта и сущности молодежной спортивной субкультуры.

Новизной обладают следующие выдвинутые нами положения:

• определено, что сущностные характеристики установок субъектов спортивной деятельности определяются общекультурным фоном и установками социума, условиями и факторами становления современного спорта, а при формировании институциональной спортивной субкультуры как одного из феноменов молодежной культуры социума — особенностями спорта как социального института;

• выяснено, что субъектом молодежной спортивной субкультуры является индивид с определенной ограниченностью социокультурных интересов, что связано с ранней включенностью субъектов спорта в трудовую профессиональную деятельность и отставанием в других аспектах социализации;

• обосновано, что в условиях недостаточного внимания социума к установкам субъектов спортивной субкультуры возрастают риски социальных конфликтов вследствие переноса стереотипов поведения ее субъектов в иные сферы жизнедеятельности;

• установлено, что институционально обусловленные ценностные ориентации субъектов спортивной субкультуры практически не зависят от региональных особенностей функционирования института спорта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отечественном институте спорта в условиях его профессионализации и коммерциализации формируются два типа молодежной субкультуры: институционально обусловленная молодежная спортивная субкультура, ценности которой осваиваются в процессе непосредственно физкультурно-спортивной деятельности, и околоспортивная субкультура, обусловленная превращением его профессиональной компоненты в один из видов системы шоу-бизнеса.

2. Ценностные ориентации субъектов спортивной субкультуры существенно различаются от ценностных ориентаций субъектов околоспортивной субкультуры и ориентаций подростков, не вовлеченных в систему спорта.

3. Особенности ценностных ориентаций субъектов спортивной деятельности и тем самым направленность личности спортсменов отражают особенности современного института спорта как превращенной формы физической культуры в условиях рыночной экономики.

4. Ценностные ориентации молодежи в институте спорта как собственно спортивного типа, так и околоспортивной направленности, имеют определенные внутренние конфигурации, выраженные в некоем комплексе качеств, которые и определяют стиль поведения спортсмена и его взаимоотношения с другими людьми. Будучи институционально обловленными, они практически мало зависят от региональных условий, т. е. являются специфичными для данного типа субкультуры.

5. Потенциальная возможность выработки в субкультурах института спорта социально негативных установок (агрессивность поведения, корпоративная мораль и т. п.) при определенных условиях может реально воплотиться в прецеденты массового экстремизма, принять формы социального конфликта с негативными последствиями. Это положение необходимо учитывать в социальных технологиях работы с молодежью как спортивной субкультуры (здесь должна быть выработана система релаксационных мероприятий), так и околоспортивной субкультуры (формирование этики и дисциплины поведения «болельщика»).

Научно-практическая значимость работы определяется разработкой теоретико-методологических и методических основ исследования молодежных субкультур и ценностных ориентаций их субъектов, выявлением места и роли института спорта и ценностей молодежной институциональной спортивной субкультуры в социализации подрастающего поколения, а также тем, что результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций по формированию теоретической и методической базы молодежной политики в сфере спорта и совершенствования потенциала этой сферы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на региональных и международной конференциях в 2004;2006 гг. Основные положения и выводы диссертационного исследования, теоретические и практические результаты апробированы в выступлениях на двух международных научно-практических конференциях и региональных семинарах.

Диссертация обсуждена на кафедре «Управление и социология» Пензенского государственного университета и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе -«Социализация и спорт» (2 печатных листа) и «Социально-педагогические проблемы детско-юношеского спорта» (1,5 печатных листа).

Материалы исследования использовались при подготовке учебных пособий, чтении спецкурсов в учебных заведениях, а также для проведения занятий в системе подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в институте спорта (Пензенский государственный университет им. В. Г. Белинского, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Белорусский государственный университет физической культуры и спорта).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги социологического анализа проблемы институциализации отечественного спорта и реалий его влияния на социализацию молодежи с активной установкой на спорт в аспекте формирования ценностных ориентаций можно сделать следующие выводы:

1. В отношении процесса институциализации отечественного спорта:

• при исследовании природы современного спорта необходимо исходить из того, что социальные институты — это особые виды производства и в этом плане спорт тоже лишь особый вид «общественного производства». При этом спорт является социальным институтом, воспроизводящим конкретную систему социальных ценностей рыночного общества, способствующим усвоению и закреплению этих ценностей;

• начало институциализации спорта в СССР следует связать с периодом, когда создаются добровольные спортивные общества и ведомства, а также Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, который, продолжая развивать массовую физкультуру, в гораздо большей степени поворачивается к спорту, когда организуется развернутая система соревнований и на первый план выходит результат — престижные места и рекорды.

2. Относительно тенденций становления спорта в стране как социального института:

• в направленности становления института спорта в нашей стране отмечались следующие изменения — от государственной основы системы физического воспитания как института формирования готовности к труду и обороне к пришедшейся на 70−80-е годы прошлого века профессионализация и коммерциализация спорта и превращение его в отрасль производства, индустрии, отрасль массовых зрелищ, т. е. в коммерческую отрасль, которая во второй половине 80-х — начале 90-х практически предстала перед нами уже отраслью производства в чистом виде;

• если в советское время спортивная деятельность позволяла субъектам с активной установкой на спорт реализовать себя в условиях способствующих этому факторов государственного вмешательства в завуалированной, латентной форме, что позитивно сказывалось на социализации субъекта, по сути дела одобрялось социумом и не вызывало возражений со стороны большинства его членов, то в настоящее время вмешательство коммерческих структур с предоставлением статусных и материальных преференций уже на ранних этапах спортивного совершенствования привело к формированию спортивной субкультуры с не всегда позитивными для социума ее характеристиками.

3. В отношении процесса социализации:

• в социокультурном контексте социализации личности спорт выступает в нескольких ипостасях: во-первых, как социальная технология с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведенияво-вторых, как социальный институт формирует профессиональный статус субъекта, поскольку спортивная деятельность позволяет занять в социуме вполне определенное местои, наконец, в-третьих, спорт, воспроизводя определенные базовые механизмы формирования личности, включает субъекта в социум в качестве полноправного его члена и формирует вполне определенные социальные отношения;

• преобладающим в этих условиях становится ранняя профессионализация и обретение вполне конкретного социального статуса без достаточного обеспечения социальной зрелости, что неизбежно сказывается на полноценности социализации и соответственно на ценностных ориентациях субъекта.

4. Формирующаяся в таких условиях институционализированная спортивная субкультура, ее особенности и перспективы определяются сочетанием позитивных и негативных факторов.

Первые имеют такую направленность вследствие:

• возможности передачи позитивного социального опыта и опыта социально-позитивного общения от одного подростка к другому без видимого воспитательного воздействия педагога;

• возможности приобщения к трудовой деятельности в игровой форме, поскольку участие в тренировочно-подготовительном процессе к собственно соревновательной деятельности носит по существу именно трудовой характер, вследствие чего спортивная деятельность содействует формированию способности к концентрации усилий и воспитанию воли подростка;

• игровой формы и соревновательного характера деятельности, когда самоутверждение его как личности протекает в позитивной в социальном плане форме.

Правда, при этом в негативном плане сказывается обязательная для спорта как социального института мотивировка на победу любой ценой, даже с ущербом для здоровья и потерями в нравственном плане в контексте жизненных ценностей, целей и установок.

5. Негативно сказывается на социализации субъектов спортивной субкультуры тот факт, что вхождение в институт спорта создает предпосылки ограничения влияния на процесс социализации института образования и института семьи, что приводит к усилению влияния на подростков средств массовой коммуникации, которые сегодня отдают предпочтение индивидуалистическим и корпоративным ценностям.

6. Культивирование индивидуалистических и корпоративных ценностных ориентаций в среде социально незрелых личностей ведет если не к отрицанию норм общественной морали и права, то к снижению их значимости в общественном мнении. Следствием такого положения дел становится дефицит личностного общения и приоритет общения формализованного, безличностного, а это, в свою очередь, становится предпосылкой утраты нравственного чувства и асоциального поведения в повседневных условиях.

7. Вряд ли стоит предъявлять претензии к институту спорта по поводу негативного воздействия на цели и установки субъектов в нравственном плане, поскольку спорт, как и любой социальный институт, существует вне и независимо от морально-нравственных оценок, ибо его социальная сущность отражает сущностные характеристики современного общества.

8. Мерами, ставящими заслон для негативных тенденций в протекании социальных процессов под влиянием института спорта и его институциированной субкультуры следует считать обеспечение его реального и более содержательного взаимодействия прежде всего с институтом образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. Т.Р. Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: На материалах города Набережные Челны: Дис. канд. социол. наук. Казань, 2004.
  3. М.Е. Структура ценностных ориентации младших подростков из дисгармоничных семей. М.: МГСА, 2003. — 93с.
  4. Альтернативная культура: Энциклопедия. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 240 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М. — Воронеж, 1996. — 384 с.
  6. С.С. Информационная культура: Уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. -1998.-№ 2.-С. 79−112.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  8. И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // СОЦИС. 1984. — № 4.
  9. И.Н. Молодежная субкультура // Социологическая: энциклопедия. Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2003. — С.209.
  10. А.И., Медков В. М. Социология семьи. -М., 1996.
  11. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  12. М.А., Винник В. А., Козлова B.C. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи (социологический анализ). Мн.: ЧУП «Квадрат-Пресс», 2005.
  13. А.И. Нравственное сознание: сравнительный анализ материалов исследований 1987 и 1989 гг. // Инф. бюллетень Центра социологических исследований АОН при ЦК КПСС. 1990. — N 2.
  14. JI.T., Рагимов А. А. Культура как фактор социальной активности // Философские проблемы культуры. Тбилиси: Мецнереба, 1980.
  15. А.В. Региональное телевидение и формирование ценностных ориентации старшеклассников, Пятигорск: ПГЛУ, 2001.
  16. Е.М. Социология отклоняющегося (девиантного) поведения // Прикладная социология. Минск, 2000. С. 247−266.
  17. П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично меняющемся обществе. М., 2000.
  18. П.И., Мантуров С. В., Шуралева Е. Ф., Черняева В. А. Этнонациональные ценности молодежи Бурятии (по результатам опроса молодежи). М.: Социум, 2000.
  19. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратеги. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 с.
  20. Г. Б. Ценностные ориентации молодежи в условиях социального риска: Дис. канд. филос. наук. Махачкала, 2005.
  21. В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Спорт для всех. 2001. -№ 1.- С.50−56.
  22. М.П. Социальная защита спортсмена (социологический анализ).-М., 2000. 120с.
  23. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
  24. Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  25. Бестужев-Лада И. В. Структура потребностей и социальные качества личности // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. Вып.8. — М.: ИСИД990. — С. 43−48.
  26. Бобнева М. И, Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
  27. О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностнные ориентации. Ростов н/Д.: Ин-т нар. хоз-ва, 1990. — 8 с. — Деп. в ИНИОН РАН.
  28. Л.Г., Солодова Г. С. Социология личности. -Новосибирск, 1997. С.41−42.
  29. А.К. Зависимость формирования направленности личности в процессе интериоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте: Дис.. канд.психол. наук. -Курск, 2004.
  30. В.И.Столяров.Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи". М, 2003.
  31. А.П. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дис. докт. соц. наук. Минск, 1992.
  32. Э.П. Актуальные проблемы социального девиантного поведения и социального контроля (Сводный реферат) // Социологические исследования в России. Вып.2. 1991−1992. — М.: ИНИОН РАН, 1993. -С.169−185.
  33. Н.Н. Общение как способ воспроизводства общечеловеческих ценностей в историческом процессе // Проблемы перестройки мышления и психологии. Н. Новгород, 1991. — С. 95−97.
  34. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  35. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  36. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986. 162 с.
  37. В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1991.
  38. В.А., Дельцова Т. Ю. Спорт и молодежная субкультура // Идеология современного спорта: Материалы Республиканской научнопрактической конференции, г. Минск, 25 ноября 2005 г. Минск: БГУФК, 2005. — С.14−15.
  39. В.А., Пономарчук В. А. Спорт и ценностные ориентации подростков: Информационный бюллетень ФИСО МО РФ. 1994. — № 6. -44с.
  40. В.А., Пономарчук В. А. Гражданское общество: ценностные ориентации и нравственный выбор // Философские исследования. 2003. — № 2. — С. 121−142.
  41. Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М., 1994.
  42. С.Г. Эмпирический материал для исследования динамики ценностей личности в экстремальных моральных условиях. М.: Концепт, 2002.
  43. Н.В. Ценностные ориентации в системе профилактики противоправного поведения подростка: Дисс.. канд. социолог, наук. М.: РАГС, 1998.
  44. О.В. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации: На примере Дальневосточного региона: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.
  45. Г. В. Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в сфере образования: Автореф.. дисс.канд.социолог.наук. -М.:РАГС, 1999.
  46. С.С. Ценностные ориентации российского общества и роль СМИ в их формировании // Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы: Материалы междунар. науч. конф. «Ломоносов-2003». М., 2003. — Т.1. — С. 144−149.
  47. Ф.Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политики (на материалах газет республиканского значения): Автореф.. дисс. канд. социолог.наук. -М.-РАГС, 1998.
  48. С.И. Государство и спорт. М., 1996. — 176 с.
  49. А. А. Объем выборки // Социологические исследования. 1988. — N 6. — С.83−89.
  50. Т.Ю. Проблемы формирования спортивной субкультуры // Идеология современного спорта: Материалы Республиканской научно-практической конференции, г. Минск, 25 ноября 2005 г. Минск: БГУФК, 2005. — С. 19−20.
  51. Т.Ю., Супиков В. Н., Молодежная субкультура России в начале XXI века: тенденция экстремизма // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион. Общественные науки. 2006. — № 4. — С.26−32.
  52. Т.Ю., Супиков В. Н. Социально-педагогические проблемы детско-юношеского спорта. Пенза.2004. — 29 с.
  53. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв.ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. -224с.
  54. Динамика ценностных ориентации молодежи в трансформирующемся обществе / Бабосов Е. М., Бабосов С. Е., Бубнов Ю. М.,
  55. В.А., Яковук Т. И. Минск: Современное слово, 2001. — 160 с.
  56. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. Т.1,5.
  57. И.Ц. Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества: На материалах Республики Бурятия: Дис. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2004.
  58. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М.- JL: Наука, 1966.
  59. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.333с.
  60. Т.В. Динамика ценностных ориентации личности в условиях раннего экономического образования: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2002.
  61. .В., Зоркая Н. А. Молодежь в ситуации социального перелома // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения / Интерцентр ВЦИОМ: бюл. М., 1994. — № 2. — С.16−21.
  62. С.П., Чичаева И. И. Ценности образования в современном российском общественном сознании. Набережные Челны: Изд-во Ин-та упр., 2001.
  63. Дюдюкина J1.A. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  64. Э. Ценности и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991,-№ 2.-С. 106−114.
  65. А.Г. Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры // Формирование гуманистического мировоззрения студентов: сб. науч. трудов. Смоленск: СГИФК, 1991.
  66. С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентации личности (по материалам изучения молодеж. групп): Дис. канд. психол. наук. Курск, 1993.
  67. Е.С. Криминологические проблемы административно-деликтного поведения несовершеннолетних: Теория и практика. (По материалам г. Москвы): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1993.
  68. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования: Сб.науч.тр. /АПН СССР. Центр пед. инноваций. М., 1990. -260с.
  69. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. -335с.
  70. Западно-европейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.
  71. Захаров М. А. Социология спорта: Учебно-метод. пособие. -Смоленск: СГАФКСТ, 2007.
  72. О.Г. «Металлический» карнавал глазами психолога. // Некоторые проблемы исследований современной культуры: Сб.науч.тр. — М.: НИИ культуры, 1987.-С. 180−192.
  73. Г. Е. Социология образования. Екатеринбург, 1994.
  74. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223с.
  75. А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999.
  76. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. — М., 1966. — С. 139, 195 202.
  77. Т.В. Жизненное самоопределение молодежи малых городов центра России как объект социологического анализа и регулирования: Автореф. дисс.. канд.социолог.наук. Орел: ОРАГС, 2001.
  78. Ю. Один становится скинхедом за компанию, другой любит подраться, третий разделяет идеологию // Известия. М., 2004. — 11 октября.
  79. Ю. Скинхеды наши дети, их у нас просто не может пе быть // Известия. — М., 2004. — 20 сентября.
  80. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  81. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе и о своих сверстниках (Социологическое исследование). Л., 1969.
  82. И. М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.
  83. И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив 21 века. М., 1998.
  84. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. М., 1999.
  85. Интеллигенция и нравственность / Под ред. Л. И. Коханович, В. Т. Лисовского. М., 1990.
  86. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
  87. В.Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентации военнослужащих: Философско-социологический анализ: Дис. докт. филос. наук. СПб., 1994.
  88. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. — № 3. — С.124−128.
  89. Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: Дис. канд. психол, наук. Барнаул, 2002.
  90. М.Б. Роль традиции социальной группы в процессе формирования ценностных ориентации личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2001.
  91. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: Автореф.дисс.. д-ра социолог.наук. М.: Институт молодежи, 1997.
  92. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.-223 с.
  93. А.А., Гришина Е. А., Ильинский И. М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: Тенденции, перспективы. М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 167−189.
  94. B.C. «ФАНЫ»: феномен околоспортивной толпы. -Москва-Смоленск, 2000.
  95. B.C. Спорт и его аудитория. Смоленск, 2003.
  96. B.C. Спорт как социально-зрелищная сфера / Под ред. В. А. Пономарчука. Мн.: Изд. «ВЭВЭР», 2005. — 320с.
  97. B.C., Аруцев М. А. Молодежная спортивная субкультура как социокультурный феномен. Мн.: УП «Технопринт», 2005.
  98. О.В. Социальная реклама в процессе формирования ценностных установок трансформирующегося общества. Саратов: СГТУ, 2003. — 123с.
  99. Е.Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 2003.
  100. М. С. О понятии социального института // Введение в социологию. М.: Наука, 1994.
  101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  102. А.В. Социально-педагогические аспекты становления профессионального коммерческого спорта в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. пед наук. М., 1999. — 25 с.
  103. А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: Дис. докт. социол. наук. М., 1995.
  104. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  105. Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. -М.: ИФРАН, 2000.- 194с.
  106. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 17−28.
  107. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. М.: ИФ АН СССР, 1991. — С.4−31.
  108. В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.
  109. П.Ф. Избранные произведения. М., 1987.
  110. Н.Б. Становление ценностных ориентации в разных условиях развития: На примере подростков: Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1999.
  111. А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.
  112. В.Т. Социальные проблемы юности // Среднее специальное образование, — 1991. № 4.
  113. В.В. Трансформация российского общества: социологические аспекты. М., 2002.
  114. Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности // Теория и практика физической культуры. 2003. -№ 1.- С. 11−15.
  115. С.П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России: Автореф.дисс.. д-ра социолог.наук. -М.: РАГС, 1998.
  116. Э. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный курс /Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995.
  117. А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // СОЦИС. 1998. — № 12. — С.94−97.
  118. Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. -М., 1997.
  119. Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  120. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. — № 2−4.
  121. О.А. Жизненный путь и физкультурно-спортивная активность личности // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1988. С.51−67.
  122. О.А. Социальная сущность спорта как фактора формирования личности // Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. трудов. Малаховка, 1988.
  123. О.А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М., 1979. — 144 с.
  124. Е.В. Ценностные ориентации молодежи в условиях современного города и урбанизационных процессов: Дис.. канд. социол. наук. Краснодар, 2004.
  125. О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 1992.
  126. Молодежь России социальное развитие / Редколл. В. И. Чупров (Отв. ред.) и др. — М., 1992.
  127. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М., 1993.
  128. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: Гос. доклад гос.ком. РФ по молодежной политике. М.: СОЦИУМ, 2000.
  129. А. В. Социализация и «смутное время». М., 1994.
  130. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  131. Начало пути: поколение со средним образованием / Отв. ред. М. Х. Титма. М., 1989.
  132. О.Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002.
  133. С.А. Физическая культура и социализация личности студента // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С. 13−16.
  134. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации // Бюллетень законодательных и ведомственных актов. 1999. — № 22.
  135. Д. Социальная психология винтиков // Вопросы философии. 1989, — № 4.
  136. М. Основы публичного права / Пер. с франц.- Под ред. Е. Пашуканиса и Н.Челянова. М.: Изд-во Ком. Акад., 1929.
  137. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — С.111−113.
  138. Основы социально-психологической теории. М.: Международная педагогическая Академия, 1995.
  139. ПарсонсТ. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.
  140. Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. — М.: Академический Проект, 2002.
  141. Т. Общества. Эволюционные и сравнительные перспективы. -М., 1996.
  142. Т. Система современных обществ. М., 1997.
  143. А.А. Спортивные клубы в России: становление и развитие // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С.30.
  144. Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1990.
  145. С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности: в помощь лектору. М.: Знание РСФСР, 1988.-40 с.
  146. В., Пономарчук В., Старшинов В. Спортсмену -физическую культуру // Спортивные игры. 1985. — № 4. — С.4−5, 16.
  147. В.Г., Старшинов В. И. Сопоставление моральной ответственности спортсменов стран с различным общественным строем // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 8.
  148. С.М. Российский менталитет и модернизация. Адрес в Интернете: http: // stat. bashedu. ra / konkurs / bagautdinov/bgu/ pozdaeva. htm
  149. C.B. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ. Саранск, 2000.
  150. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974.
  151. В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. М.: ФИСО, 1994.
  152. В.А. Трансформация мотиваций как основа социально-психологического отбора в спорте // Социальные трансформации (Выпуск 2): Материалы международного коллоквиума. Смоленск: СГПУ, 2002. — С.103−110.
  153. В.А. Физическая культура и становление личности (социально-философский подход): Дисс. в форме научного доклада. доктора филос. наук. М.: ИФРАН, 1994.
  154. В.А., Винник В. А. Мир спорта: Взгляд на арену // Социологические исследования. 1991. — № 5. — С.68−75.
  155. В.А., Козлова B.C. Институт спорта: история и реалии. Минск, 2002.
  156. В.А., Молчанов С. В., Старшинов В. И. Человек в мире физической культуры и спорта. М., 1987.
  157. В.А., Старшинов В. И. Спорт и формирование личности // Спортивные игры. 1986. — № 1.
  158. В.А., Супиков В. Н. К вопросу о возрастной периодизации при социологических исследованиях института спорта // Социально-педагогические предпосылки профессионального самоопределения спортивного педагога. Минск: БГУФК, 2005.
  159. Профессиональный спорт в СССР учредил Сталин: секретный архив Акселя Вартаняна // Спорт-экспресс. № 171 (2664).
  160. Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентации подростка: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  161. Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  162. К.А. Современная российская семья как транслятор культурных ценностей: Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2005.
  163. В.Г. Ценностно-мотивационная сфера личности в системе непрерывного профессионального образования // Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития / Под ред М. Г. Рогова, В. Г. Иванова. Казань, 2003. — С. 25−56.
  164. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: Социально-психологический аспект. Казань: Изд-во КГТУ, 1998. -155с.
  165. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис.. докт. психол. наук. -Ярославль, 1999.
  166. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 648 с.
  167. М.Н. Социальная структура. М. Альфа-М, 2004.
  168. . Молодежь и становление новой России // СОЦИС. -1998. № 5. — С.90−98.
  169. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. JL: Наука, 1979. — 264с.
  170. А.Г. Формирование правосознания молодежи как социальный регулятор девиантного поведения. М.: РАГС, 1999.
  171. М. Профессионализация спорта и спортивная этика // Олимпийское движение и социальные процессы. -М., 2001.
  172. М. Спорт как свобода // Олимпийское движение и социальные процессы, — М., 2002.
  173. Свенцицкий A. J1. Личность в группе // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — С. 301−318.
  174. А.С. Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе: Автореф.дсс. канд.социолог.наук. М.: Институт молодежи, 1999.
  175. З.В. Молодежная культура: за и против. JL, 1990.
  176. Г. Г. Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе (по результатам социолого-педагогического исследования). М.: АСОПиР, 2002.
  177. B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте: Дис. докт. психол. наук в виде научн. докл. М., 1997. -88с.
  178. B.C. Жизненные ориентации старшеклассников // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. М., 1990.-С. 72- 101.
  179. B.C. Ценностные ориентации старшекласников в условиях социальной нестабильности // Magister. 1995. — № 2.
  180. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: Кросскультурный анализ. Москва—Амстердам (по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей). — М.: ЦСО РАО, 1994.- 151 с.
  181. П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.
  182. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества (социологические исследования). М., 1999.
  183. Социально-психологические проблемы образования: Ценностно-мотивационный аспект / Под ред. М. Г. Рогова. Казань, 1999.
  184. Социология молодежи / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
  185. Г. Сочинения: Опыты научные, философские и политические /Под общред Н, А Рубакина. СПб., 1899. — С.126−128.
  186. Спорт и образ жизни/Под. ред. Столярова В., Кравчика 3.- М.: Физкультура и спорт, 1984. 248 с.
  187. В.И. Трансформация социальной структуры постсоветского общества: теоретико-методологические и концептуальные посылки исследования. -М., 1995.
  188. В.И. Исследование нравственного долга и ответственности спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1975.
  189. В.И. Гуманистическая теория спорта и проблема ее практического использования в спортивном и олимпийском движении // Спорт для всех. 1999 — № 4.
  190. О.В. Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2004.
  191. Студенческая молодежь Беларуси в мире современной культуры. Брест: Изд-во БГТУ, 2004.
  192. В.Н. Спорт как социальный институт в системе управления качеством жизни: Дисс.. д-ра социолог.наук. 22.00.04. и 22.00.08. Орел: ОРАГС, 2004-
  193. В.Н. Спорт как сфера услуг: экономика, право, управление. Минск: ФУАинформ, 2005.
  194. В.Н., Дельцова Т. Ю. Социализация и спорт. М.-Пенза, 2006.-33 с.
  195. А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: «Алетейя», 2000.
  196. А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991
  197. А. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 250−289
  198. Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны, http:// www.freenet.bishkek.su/jornal/n5/JRNAL511 .htm
  199. В.П. Избранные философские труды /Отв. ред. А. О. Бороиоев. Л., 1988.
  200. С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентации личности: Дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  201. Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долговременные горизонты). -М.-Кострома: КРУ, 2003. Т. 1,2.
  202. Ф.Р., Чупров В. И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. М., 1983.
  203. Ю.А. К вопросу о понятии «профессиональный спорт» // Тезисы докладов VIII конференции молодых ученых. М.: ГЦОЛИФК, 1970. -С.6−8.
  204. Ю.А. О возможности измерения уровня проявления профессиональных тенденций в спорте // История, организация и социология физической культуры и спорта. Тезисы докладов. Минск: БГОИФК, 1971. -С.223−226.
  205. Ю.А. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ): Автореф. дисс.. д-ра социолог, наук. М.: РАУ, 1993.
  206. С.С. Социология. М.: Наука, 1994.
  207. Н.У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: Дисс.. канд. пед наук. -Москва, 1991.
  208. ХейзингаЙ. Homo Ludens.-M.: Прогресс-Академия, 1992.
  209. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. М., 1992.
  210. Л.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентации подрастающего поколения: Автореф. дис.. канд. социол. наук. -Ставрополь, 2004.
  211. М.Б. Ценностные ориентации русской и западной культур: Дис. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004.
  212. Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.
  213. В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994.
  214. Чупров В. И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи: Дисс.. докт. социолог, наук в форме научн. докл. М., 1994.
  215. М.А. «Неправовая свобода» и социальная адаптация // Свободная мысль 1999.- № 11. — С. 54−67.
  216. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования, — 1995. № 9.
  217. Ф.Э. Социология образования: Прикладные исследования. М.: Academia, 2001.
  218. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.
  219. Е.В. Исследования личности в группе в истории отечественной социальной психологии в 20 — 50-х годах XX века // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. — С. 12 — 35.
  220. Шумакова НЛО. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физическойкультуры. 2002. — № 9. — 53−56.
  221. В.А. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки: Ежегодник. М., 1991.-С. 49−61.
  222. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
  223. Fielding М. Against competition // Proceedings of the philosophy of Education Society of Great Britain. 6 July 1976.
  224. Sherif C.W. The Social Context of Competition // Social Problems in Athletics: Essays in the Sociology of Sport. Urbana Chicago — London: Univ. of Illinois Press, 1976.
  225. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America -Boston, 1918−1920.-Vols. 1−5.
  226. Washington ProFile. 2003. — 10 December. — 2004. — 23 January- 25 June- 9 July.
Заполнить форму текущей работой