Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История помощи инвалидам в XV-XVIII веках. 
Обзор нормативно-правовых актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром I, получили дальнейшее развитие во времена правления Екатерины II (1762−1796). Однако во времена её правления государственная система призрения была существенно изменена. В начале своего правления она открывала благотворительные учреждения нового типа, в которых призревались увечные… Читать ещё >

История помощи инвалидам в XV-XVIII веках. Обзор нормативно-правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До времени правления Великого Князя Московского Ивана III (1462−1505) не было разграничения нищих, инвалидов и других нуждающихся на категории. Всем им оказывалась приходская и монастырская помощь. Они селились рядом с монастырями и получали от монастырей помощь.

Во времена правления Великого Князя Московского Ивана III (1462−1505) были сделаны первые попытки классифицировать нищих по нуждам. В этот период строятся первые гражданские больницы, «богадельные избы», «богородные дома» и внемонастырские приюты.

Дело помощи инвалидам было продолжено во времена правления Ивана IX Грозного (1547−1584). Ещё в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были посвящены нищим, немощным, больным, убогим, увечным. По этим законам жили до времени правления Алексея Михайловича (1645−1678). Главным законом времён Ивана Грозного был «Стоглавый Собор», содержащий 100 статей (глав). Социальной поддержке населения были посвящены 71, 73 и 97 главы. Помощи инвалидам посвящена 73 глава: «Ответ о богадельнях, и о прокажённых, и о клосных, и престарившихся, и по улицам в коробеях лежащих, и на тележках и на санках возящих неимущим, где главы подклонити». Содержание: «И о том соборной ответ. Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся описати по всем градом, опроче здравых строев. Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею. А боголюбцы милостыню и вся потребная им приносят же своего ради спасения. Да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет, несмотря по людем. Да над ними приказати священником добрым, да целовальником или градцким людем добрым над ними смотрити, чтобы им насилъства и обиды от стряпчих не было. А священники бы к ним в богадельни мужския и женския приходили, да их поучали и наказывали их страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении, да их бы покаивали и при конце причащали телу и крови господа нашего, Иисуса Христа. А преставльшихся погребению предавали и о них поминали во священных божественных службах. А здравые бы строи с женами по богадельням не жили, а питалися бы, по дворам ходячи, от боголюбцов, якоже и доднесь, а которые возмогут работати, и они бы страды подлежали». Таким образом, Стоглавым Собором законодательно закрепляется положение инвалидов.

Следующим этапом развития помощи инвалидам было создание «Аптекарского приказа» в период с 1560 по 1581 годы (точную дату установить не удалось), который, однако, был создан для оказания медицинской помощи царской семье, а такие функции, как регуляция медицины, фармацевтических дел в стране, помощь раненым и поддержка инвалидов (в первую очередь, военных) были приобретены Аптекарским приказом в период правления Михаила Фёдоровича (1613−1645). До правления Михаила Фёдоровича общественным призрением занимались Патриарший, а затем Монастырский приказы.

Во времена правления Алексея Михайловича (1645−1676) помощь инвалидам оказывалась в основном посредством богаделен. В 1682 году, во время правления царя Фёдора Алексеевича (1682−1689) был издан указ «О начале устроения и распространения в России общественного призрения». Это был исторически важный указ как для общественного призрения в целом, так и для призрения инвалидов. В нём говорилось: «Нынешнего (1682) года, по указу Великого Государя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, велено построить две шпитальни или богадельни: одну в Знаменском монастыре, что в Китае, а другую на Гранатном дворе, что за Никитскими воротами. А на пропитание их им даны будут вотчины, которые были за архангельским владыкою да вотчины ж, которые были за Знаменским монастырем, чтоб впредь по улицам бродящих и лежащих нищих (меж которыми многие притворные воры и всем здоровы и работать могут) не было. И то дело самое доброе и богоугодное, и каковые похвалы достойно, свидетельствует о том божественное писание обоих Заветов. А в государствах и во градах, где такие домы нищим построены, великая от того польза как ниже сего следует: «Во-первых, таковым Великим Государем, где бедные, увечные и старые люди, которы никакой работы работать не могут, а наипаче же служилого чина, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечены, а приюту себе не имеют, и должно по смерть их кормить, за такое благое дело последует от Господа Бога временное и вечное благословенство. И ни за которые дела не обещан вечный дати живот, точию за творящим милость к бедным, как сам Господь повелевает: «милости творите паче, нежели жертвы». И такое государство бывает от всяких наветов соблюдаемо, как псаломник глаголет: «блажен разумеваяй на нища и убога; в день лют избавит его Господь». «А когда такие увечные люди будут от бродящих притворных нищих разобраны и ходить им по улицам возбранится, тогда те здоровые нищие, также и дети их, которых множество великое по улицам бродят, и ничему их не учат, а возрастя, кроме воровства от таких бродящих людей не возможно быти, принуждены будут хлеб свой заживать работою или каким ремеслом к общенародной пользе. Потому, что всякая праздность не приводит человека ко иному, точию к злым делам и воровству». «Когда таким людям по улицам возбранено будет ходити и под окнами милостыни просить, тогда и воровства такова не будет. Для того, что такие воры, по дворам ходя, только примечают, кто как живет, и как его дом, как бы исплоша, где малолюдство, кого днем, или ночью покрасть. А иные такие же воры, как о том повествуется, малых робят с улиц крадут; и руки и ноги им ломают и на улицы их кладут, чтоб на них люди смотря, умилились и больше им милостыни давали». «Еще же многие от таких нищих, которые странными болезнями и прилипчивыми одержимы, как-то: франками, раком, волком на лице и по рукам, и те садятся просить во многонародных местех. И такова нищего, когда б жена чревата усмотря, испужалась, могла бы такова ж поврежденного младенца родити. И для такой причины во всех странах Еуропских, таким людем отнюдь не позволяют по улицам ходити, не токмо что во многонародных местех сидеть; а взяв их, лечат буде исцельны; а буде не исцельны и конечно скудны, поят и кормят по смерть в особых отделенных местех». «Еще же которые меж теми нищими будут больные и увечные, а лечить их можно, и у того дела молодым дохтурам не малая польза, и в науке своей изощрение. И вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечьбе таких людей познается; также и лекарей, которые ныне Государево жалованье емлют же, а некоторым делать нечего». «Только к совершенству того дела надобны различные статьи, которые ниже сего последуют, и чтоб по тем статьям Великого Государя указ был учинен. «А для лечбы их по всякой нужде, надобно, чтоб у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками. И аптека небольшая; для того, что со всяким рецептом ходить в город неудобно. А лекарства мочно про них держать недорогие, однакож пользу будут чинити. «Еще же которые нищие будут без руки, или без ноги, или с иным каким увечьем, а кроме того будет всем здоров и в таких летах, что работать может: и тех принимать ли? и в которые больницы? или их отсылать к каким работам? А в иных государствах, таких, буде они не на городских службах изувечены, заставляют работать, смотря по делу, кому какую работу удобнее работать. «И таким поведением учинится, что не токмо на Москве, но и в городех всего Московского Государства никакого нищего, по улицам бродящего, не будет. Только надобно приказывать по караулам и по всем воротам, чтоб стрельцы таких нищих в Аптекарской Приказ приводили и там смотря их, буде совершенные нищие, что работать не может, или увечен, отсылать их в шпитальню; а буде каково притворного, здорового нищего поймают, и о тех также Указ надобно учинить, куды их отсылать, и какое им наказание чинить?». «О Нищенских детех, робятах и девках, которые также по улицам бродят милостины просить, надобно Великого же Государя Указ учинить. А в иных Государствах, таким построены дворы, в которых перво изуча их грамоте, научают ремеслу, какому кто похочет, или отдают мастерам их учить по домам; а девок отдают по монастырем для учения ж. И изуча, и в лета совершенные пришед, как может хлеб свой зажить, и себя с женою прокормить, отпускают на волю. Или, купя дворы тем, поженят. И от таких людей и впредь уж во градах прибыток, а воровства от таких опасаться нечего, потому что ему уже способ, чем сыту быть, дан. «И таким бы способом многие науки и ремесла, которых ныне из иных чужих государств всегда здесь требуют, и дорогою ценою купят, или таких людей на тяжких и великих кормех призывают, на Москве завелись. «А в таких дворех, мнится, не трудно учити наукам, которые зело во всяких случаях нужны и потребны, как последует: «Во-первых, наука цифирная, которая всякого чина людям годна, и наипаче же купетским; без которой многие купетские люди, щоту и выкладки не разумея, пропадают и обнищают. «Фортификация, или инжинерная наука, без которых обоих наук генералу или полковнику, и никакому начальному человеку чин свой по должности никакими мерами исполнити невозможно. И для того ныне у многих Великих Государей повелось: которой полковник тем наукам не учен, и ево разве с великою трудностию в службу прынимают, для того, что наступления на неприятеля, ни обороны своим творити по воинскому праву не может. «Архитектура, которая учит всякие здания изрядно и правильно строить. «Знаменить, или живописная наука, которая тем всем наукам есть повождением. К той же принадлежит и преспектива. «Геометрия, которая учит земли размеривать, и растояние места от места, и высоту и глубину точию цыфирью и инструментом смечать и сказать. И к строению крепостей городовых зело нужна. И фортификация, или инжинерское дело без сей не состоится. «Артиллерия, которая учит по размеру прямому как пушки лить, и в какую меру стрелять, порох делать, и всякие огнестрельные статьи, как гранаты и прочие к тому принадлежащие статьи; и в какой размер их метать, чтоб на намеренные места падали. «И те науки все мочно б в школах к тому устроенных изучити. И от таких бы гуляков, которые ныне туне хлеб едят, изучась, Великому Государю великая прибыль была. И вместо иноземцев, которых с великою трудностию достают и на малое время выезжают, да и те многие в тех науках несовершенны, мочно б и своих завесть; как ныне сказывают у Турок, у которых те науки преже сего не были, ныне же все учатся, а наипаче же тем, которые к воинскому делу принадлежат». «А без тех вышеписанных наук, наипаче же цыфири, фортификации, геометрии и артиллерии, невозможно никакими мерами добрую, благополучную и прибыточную войну, хотя и великим многолюдством, водити. И теми науками самые крепкие и неудобъемлемые городы емлют; также и многие городы, сею наукою устроенные, великим могут отпор дати, и не токмо себя, но и все свое государство соблюсти». «А что ремесла всякие и те потому ж мочно было распространить в таких же дворех, изуча их. А наука (добрым мастерам) дав прибыточные привилия, от чего бы им мочно корысти быть, вскоре начнут распространяться. «А по великой нужде надобны б были ремесла сии последующие: «Шолковых локотных товаров дело, которое уже за милостию Божиею и Великого Государя тщанием, чаять, в доброе произведется поведение, если помочь заводчику того дела будет. «Суконное дело, к которому случаи самые добрые в московском государстве есть; и мочно сукна нарочитые здесь делать. «Золотое и серебренное дело совершенно умеют иноземцы; а русские люди, для того, что не учатся знаменити, того дела не умеют в совершенство изучиться. «Часовое дело, токарное костяное, кузнечное всяких субтильных орудий и инструментов, которые, ныне все из-за моря привозят. «Оружейное дело всякими образцы, также печатать медными досками и иныя многия рукоделия, которые в государствах Еуропских, во многих нарочитых городех, на особливых дворех делают, и таких гулящих людей учат, и их же делами кормят с небольшею придачею постороннею. «А к наукам и ко всяким ремеслам были б, чаять, многие охотники, для того, что народа российского многие зело понятны, как о том о некоторых образцы есть. «И таким бы способом многая Великого Государя казна, которая таким людям дается, сохранена была б, и многия тысячи людей могли б хлеб свой тем заживать, которые ныне по улицам бродя, ничего не вымышляют, как бы и что своровать? И те бы статьи, которые ныне привозят из иных государств, учали б делать в Московском государстве. И от того б родилось, что за московские товары учали б платить вместо товаров иноземных золотом и серебром. И так бы богатство множилось. «А для унятия бродящих всяких воров (которые ленятся работать и смотрят, где бы кого покрасть, или мошну подрезать, или шапку схватить, или иное какое зло учинить) сделаны за морем во многих городех дворы, где таких людей по особым чюланцам сковав, сажают на несколько недель, или по вине смотря; и заставливают пилами тереть сандал, или иную какую тяжелую работу делать; и по работе смотря, в размер дают им и хлеба в вес, и воды или кваса. В тех же дворех смиряют непослушливых сынов, которые досаждают отцам, или матерям, или родителям своим; и тем многое воровство удерживается, для того что того двора зело те люди опасны, ведая тяжкую работу и скудость пищи. «И для того во всех государствах Еуропских, не токмо великих, но и в малых городех, построены при церквах их больницы и школы. В больницах кормят и одевают больных и престарелых людей, за которых жители мнят граду своему воздаяние от Господа Бога получити. «Также начальство каждого града ни о чем не имут такое попечение, точию как бы возрастующие их граждане во благих нравах и науках и ремеслах достизали, и каждый по своему званию мог бы, без обиды ближняго своего, праведне хлеб свой зажити, в котором самая тишина, мир и благословенство каждого града состоится. Рассуждая, как лесные древеса не могут благих плодов приносити, если не отрежутся ветви их грубыя и не прилепится к ним благого древеси ветвица, чрез которую, новые ветви изростя, уже плод добрый господину своему приносят, и не туне землю занимают: тако и человек, иже от естества выну ко злу, паче неже к добру склонен есть, от лет младых прирожденную грубость благими науками и учением не искоренить, то от естества самого зело трудно ко благонравию прилепится. И человек, кроме учения, человеком именоватися не может для того, что не весть, как он человек. И во вся дни живота своего (еще и зело почтен, еже образ Бога Невидимого носити ему) пребывает аще и жив, но мертв, и видя, но слеп» .

В приведённом ниже отрывке содержится лишь небольшая часть всего указа, в котором особое внимание уделяется тому, как и чему обучать детей нищих для государственного и личного их блага и приводятся примеры Европейских государств.

Отцом Фёдора Алексеевича, Алексеем Михайловичем (правление: 1645−1682) для призрения нуждающихся категорий граждан, в том числе и инвалидов, был создан Приказ строения богаделен, ведавший постройкой богаделен в Москве и других городах в 1670—1680-х годах. Одной из форм поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде — предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 года по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярам других городов «жаловались» земельные поместья: за тяжкие ранения — 50 десятин, за лёгкие — 25. Нижним чинам — городовым, стрельцам, солдатам и казакам выделялись земли размером 25 десятин. нищий инвалид богадельня благотворительный Во времена правления Петра I (1689−1725) общественное призрение приобрело государственный характер. Поддержка начинает осуществляться силами государства в специальных учреждениях. В указе Петра I от 8 июня 1701 года сказано: «в домовых Святейшаго Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовыя казны». Для помощи инвалидам Пётр I издал указ от 31 января 1712 года «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей». Указ гласил: «По всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Также Петром I были изданы указы, регулирующие общественное призрение: «Об устройстве при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей», «О защите вдов, сирот и бедных людей», указ Сената «Об отсылке не имеющих пропитания отставных от воинской службы чинов, в монастыри, и о даче им жалования из монастырских доходов», Манифест «Регламент и устав духовной коллегии о борьбе с нищенством и определении действительно нуждающихся в общественном призрении», указы «О вычете из жалования у всяких чинов людей кроме солдат с каждого рубля по копейке на содержание гошпиталей», «Об отдаче в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи, о раздаче безродных младенцев на воспитание», «Об определении в монастыри отставных солдат и сирот и об учреждении семинарий и гошпиталей». В 1723 году Сенатом был издан указ, согласно которому «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят, тех отдавать в богадельни». Особую заботу Пётр I проявлял о военнослужащих, среди которых военные инвалиды были особо нуждающимися в помощи. Ещё в 1715 году было велено отправлять в монастырские богадельни отставных и увечных солдат, не имевших средств на жизнь. 22 марта 1716 года был издан указ о призрении воинских чинов, «которые из-за дряхлости или увечья к делам не годятся». Решено было после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». В указе Сената от 29 июля 1719 года отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Кроме того, сведения о раненых заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т. д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристраивать» так, чтобы они имели источник существования. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей гошпиталей, надзирателей за исправностью дорог и мостов и т. д. С целью улучшения финансирования оплаты лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат указом от 5 июля 1714 года вдвое увеличил «венечный сбор» в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I (1725) повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области. Однако данный факт не означает, что государственная политика в области общественного призрения была свёрнута.

Императрица Елизавета Петровна (правление 1741−1761) уделяла внимание помощи немощным. Она требовала строительства богаделен, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих. Эта забота отразилась в её указе от 13 января 1760 года, согласно которому повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. Содержание этого указа: «до учреждения инвалидных домов, разослать в города и определить в богадельни, и ежели где в городах богаделен нет, то построить от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий в тех местах, где хлеб дешев, вновь деревянные без излишних украшений покои, наблюдая интерес, только были бы по числу людей вместительны и зимой спокойны, а доколе оные построены будут, дать им в городах квартиры». В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период меры в социальной сфере свидетельствовали об укреплении в России государственной системы призрения.

В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром I, получили дальнейшее развитие во времена правления Екатерины II (1762−1796). Однако во времена её правления государственная система призрения была существенно изменена. В начале своего правления она открывала благотворительные учреждения нового типа, в которых призревались увечные, больные, убогие, нищие и престарелые люди. Большое значение имеет издание Екатериной II 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний». Содержание: «В приказе общественного призрения председает губернатор сам, и заседают два заседателя верьхняго земскаго суда, два заседателя губернского магистрата, да два заседателя верьхней расправы. Приказ общественного призрения ведет весьма верныя и точныя приходный книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание которого установления сколько по годно расходится, сочиняет по годно особливыя расходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление. Приказ общественного призрения имеет один срок заседания в году, а именно от 8 января до страстной недели…» …" …и дозволяется приказу общественного призрения, буде случится надобность для сведения подробного, или местного призвать для заседания в приказ общественного призрения уезднаго, которого дворянского представителя, или городского главу для общаго уважения дел. Что есть дело приказа общественного призрения. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном надзирании народных школ; установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола, оставшихся после родителей без пропитания; установление и надзирание гошпиталей или больниц для излечения больных; установление и надзирание богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; установление и надзирание особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют; установление и надзирание дома для сумасшедших; установление и надзирание работных домов для обоего пола; установление и надзирание смирительных домов для обоего пола людей…". В этом документе предусматривалось создание под председательством губернаторов приказов общественного призрения — административных органов, занимавшихся помощью «сирым и убогим». Именно на них кроме всего прочего возлагалась обязанность организовывать и содержать больницы, аптеки, богадельни, дома для сумасшедших и другие заведения подобного рода. Екатерина II указом от 23 февраля 1764 года отменила обязанность монастырей содержать раненых, больных и старых воинов. Эта обязанность возлагалась на созданные инвалидные команды. Всего в них призревалось около 4300 человек. При Екатерине II получило дальнейшее развитие строительство инвалидных домов — военных богаделен для призрения раненых, больных, престарелых воинов. Деятельность Екатерины II способствовала развитию общественной инициативы в сфере призрения нуждающихся. При её поддержке появляются благотворительные общества и союзы.

  • 1. Басов Н. Ф. «История социальной работы» .
  • 2. Антология социальной работы.
  • 3. Полное собрание законов Российской Империи.
  • 4. Мельников В. П., Холостова Е. И. «История социальной работы в России» .
  • 5. Фирсов М. В. «История социальной работы в России» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой