Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выводы. 
Современные социологические теории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностная составляющая социологической теории является ее самостоятельным аспектом наряду с вопросом истинности теории. Вопрос о роли ценностей в социологической теории разграничивает объективистскую позицию (принцип свободы познания от ценностей) и принципом партийности (лат. pars — часть). В марксистской традиции в теорию входят ценности эпохи Просвещения, политические ценности, идея… Читать ещё >

Выводы. Современные социологические теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Научная картина мира и мировоззрение являются формами обобщенного знания, определяющими выбор оснований социологической теории. Дисциплинарная картина мира осуществляет эту функцию, исходя из накопленных в научном сообществе результатов познания. Наиболее влиятельной картиной мира в истории социологии было всеобщее представление о прогрессе в XIX в., воздействовавшее на теорию общественного развития. В XX в. эта картина сменилась сомнениями в социальном (но не техническом) прогрессе, неопределнностью в вопросе о направленности общественного развития. Мировоззрение теоретика, включающее научные и ненаучные знания о природе, обществе и познании, ставшие убеждением, вносят в теорию ценностные и философско-антропологические основания.
  • 2. Ценностная составляющая социологической теории является ее самостоятельным аспектом наряду с вопросом истинности теории. Вопрос о роли ценностей в социологической теории разграничивает объективистскую позицию (принцип свободы познания от ценностей) и принципом партийности (лат. pars — часть). В марксистской традиции в теорию входят ценности эпохи Просвещения, политические ценности, идея освобождения пролетариата от угнетенного положения. В социологии Франкфуртской школы и теории общества Ю. Хабермаса центральное место занимают ценности эмансипации, относящиеся к интересу всего общества, в то время как в теории социальных систем и теоретико-поведенческой социологии явных общественно-политических предпочтений нет.
  • 3. Философско-антропологические основы социологической теории реализуются в качестве позитивного либо негативного образа человека и надежности (ненадежности) его социального поведения. Негативный образ человека связан с линией Т. Гоббса в социальной теории, проявляется в его идее жесткого политического контроля. Позитивный образ человека восходит к учению Ж.-Ж. Руссо и К. Маркса, обосновывает теорию революции как смены общественной системы, подавляющей свободу человека.
  • 4. Вместе с обобщением теории социальной роли в концепции Homo sociologicus Р. Дарендорфа в социологии сложилась своя дисциплинарная модель человека наряду с Homo oeconomicus и Homo politicus. Модель Homo sociologicus Дарендорфа делит санкции на негативные и позитивные и соединяет их с типичными ожиданиями к исполнителю социальной роли: выполнение нравственного долга, внешних обязанностей, реализация возможностей по своей инициативе.
  • 5. Социолог X. Эссер систематизировал модели человека, используемые в социологии в три разновидности: SRSM (Socialized, Role-Playing, Sanctioned Man) — модель социализированного, исполняющего роль и подверженного санкциями человека, разработанная в структурном функционализме Парсонса; OSAM (Opinionated, Sensitive, Acting Man) — модель имеющего собственное мнение, чувствующего и действующего человека, которую связывают с социально-структурными признаками в эмпирических исследованиях: возраст, пол, принадлежность к социальному слою, уровень образования, религиозная, партийная принадлежность; SSSM (Symbol

Interpreting, Situations Defining, Strategic-Acting Man) модель человека, интерпретирующего символы, определяющего ситуацию и стратегически действующего человека, являющаяся основой символического интеракционизма, феноменологической социологии и этнометодологии.

6. Обобщенная модель немецко-голландского социолога С. Линденберга RREEMM (Resourceful, Restricted, Expecting, Evaluating, Maximizing Man) модель располагающего материальными и нематериальными ресурсами (экономический, социальный и культурный капитал), действующего в ограничивающих условиях, имеющего социальные ожидания и совершающего оценки человека, стремящегося максимизировать свою пользу, преодолевает односторонности моделей Homo oeconomiucus и Homo sociologicus и является перспективной для социологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой