Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безгодова O.B.PR в системе политического управления современной России: тенденции развития. Дисс. .канд.полит.наук. М., 1997; Ужанов А. Е. Система «public relations» (связей с общественностью в вооруженных силах): сущность, проблемы функционирования, пути формирования. Дисс. .канд. соц.наук.М., 1998; Векслер А. Ф. Связи с общественностью исполнительной власти современной России: особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретико-методологические основы исследования связ венных органов с общественностью. ость и роль связей с общественностью в сфере социально

Специфика функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особую востребованность тема «система связей с общественностью государственных органов», особенно ее технологические аспекты приобретает в связи с возросшей ролью коммуникаций в современном российском обществе, необходимостью создания и поддержания доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией как субъектом социальных действий и общественностью.

В сфере государственного управления происходит смена управленческих парадигм, что предполагает прежде всего пересмотр идеологии взаимодействия с общественностью: установление эффективной обратной связи с населением, расширение и развитие внешних коммуникаций органов власти и др. На современном этапе государственная власть должна реагировать на динамику внешней среды, учитывать запросы и измечяющиеся потребности населения, для этого эффективно использовать такие управленческие технологии, как «связи с общественностью».

Налоговая служба является для нашего общества новой государственной структурой. Функционирование организации как части государственного управления требует социологического подхода, раскрывающего в системном аспекте специфику связей налоговой службы с общественностью.

В связи с проводимой в стране налоговой реформой возрастает социальная значимость изучения налоговой системы, которая является сферой взаимодействия грая-дан и органов власти, общества и государства, способом вовлечения каждого члена социума в систему его институтов. Фискальная служба выступает как организация для решения определенных общественных задач. Налоги связаны с самой сущностью государства, обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда для осуществления его деятельности. Однако в настоящее время налоги и сборы не воспринимаются общественностью как обязательное социальное явление. Эти обстоятельства диктуют потребность углубленного анализа функционирования системы «связей с общественностью» в налоговой системе, посредством которых осуществляется социальное управление в обществе.

Проблемы повышения эффективности налоговой системы могут рассматриваться в нескольких аспектах, в том числе как оптимизация взаимоотношений между субъектами управления налоговой системой. Данный аспект связан с регулированием определенных отношений с общественностью путем включения в подготовку и реализацию налоговых решений одних субъектов управления налоговой системой (граждане-налогоплательщики) и повышения информационно-координационной деятельности других субъектов (налоговых администраций).

Именно поэтому существует объективная потребность, во-первых, в глубоком научном осмыслении такого рода взаимодействия в системном социолого-управленческом плане, во-вторых, в решении организационно-структурных и методико-технологических проблем формирования «связей с общественностью» в структуре Федеральной налоговой службы.

Степень разработанности темы. Общие проблемы и методология социологии управления исследованы в трудах М. Т. Алексича, Д. М. Гвишиани, В. Б. Житенева, П. Н. Лебедева, Ж. Т. Тощенко и других. г.

Комплекс проблем, исследуемых отечественными и зарубежными учеными достаточно широк и разнообразен, а совокупность подходов и мнений охватывает самые различные области социологии управления.

В последние годы опубликовано значительное количество работ по проблемам социального действия и «связям с общественностью». Это, прежде всего, переводы, ставших классическими, работ представителей западной пиарологии, а также исследования отечественных ученых и пиарменов-практиков, адаптирующих достижения американской и европейской науки о связях с общественностью к российской I действительности.

Проблематика «связей с общественностью» получила достаточно основательную разработку в российском обществознании. Появились серьезные публикации, которые дают основание говорить о зарождении и быстром развитии связей с общественностью как отдельной отрасли i социальных наук. В этой связи прежде всего следует отметить труды И. В. Алешиной. Е. А. Блажнова, Б. Л. Борисова, И. Л. Викентьева, С. А. Варакуты, В. Т. Ганжина, А. Б. Зверинцева, Д. И. Игнатьева, Г. В. Иванченко, В. Г. Королько, В. Л. Музыканта, Г. Г. Почепцова, Г. Л. Тульчинского, А. Н. Чумикова, М. А. Шишкиной, И. П. Яковлева и других исследователей.1 В работах названных авторов рассматривается методологическая и методическая проблематика связей с общественностью в организациях, обобщается российский и зарубежный опыт, содержится описание ряда технологий и процедур деятельности органов по связям с общественностью.

Представляют значительный интерес также методологические и методические разработки ключевых проблем связей с общественностью зарубежными исследователями. В изданных трудах Брума Дж.М., Блэка С., Бернейза Е. Л., Сентера А. Н., Катлипа С. М., Ханта Т., Грюнинга Е., Стоуна Н., и других, связь с общественностью предстает в качестве практической дисциплины, обладающей собственными ресурсами и технологиями. 2.

Однако названными авторами рассматриваются в основном общие.

1 Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997;Блажнов Е. А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 1994; Борисов Б. Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998;Викентьев И. Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. М., 1995; Варакута С. А. Связи с общественностью. М., 2004; Ганжин В. Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? М., 1998; Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент PR. Санкт-Петербург., 1997; Иванченко Г. В. Реальность паблик рилейшнз. М., 1999; Игнатьев Д. И. Настольная энциклопедия PR. М., 2002; Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз.Киев., 2000; Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. М., 1998;Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998; Тульчинский Г. Л. Public relations-Репутация, влияние, вязи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб, 1994;Чумиков A.H. Связи с общественностью. М., 2000; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб, 2002; Яковлев И. П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб, 1995.

2 Broom G.M. Effective public relations. Englewood Cliffs, NJ., 1994; Black Sam The Essentials of public relations. London, 1993 — Bernays E. L biography of an idea: memories of public relations counsel. New York, 1965; Cutlip S.M., Center A.N., Hunt Todd, Grunig James E. Public Relations Techniques. Orlando, 1994 — Stone Norman The management and practice of public relations. London, 1995. подходы к «связям с общественностью», их применение прежде всего в сфере экономического менеджмента.

Обращает на себя внимание то, что в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, развитием рыночных отношений появились работы, освещающие проблемы PR в бизнесе. Среди авторов, обратившихся к теме связей с общественностью в коммерческой деятельности можно назвать К. В. Антипова, А. Ф. Векслер, Ю. М. Демина, И. М. Синяеву, Е. Н. Пашенцева.1.

Среди трудов российских специалистов в сфере государственной власти и управления можно выделить работы В. М. Горохова, В. С. Комаровского, А. Н. Чумикова, О. Н. Савиновой, М. Д. Валовой и др., в которых проведен анализ практики взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с общественностью, разработаны подходы по оптимизации деятельности в органах исполнительной власти современной России.2.

Продуктивные идеи по данной проблеме содержатся также в исследованиях А. Е. Ужанова, О. В. Безгодовой, А. Ф. Векслер, Э. Б. Жарниковой, М. А. Костеевой, О. В. Болтромеюк.3.

1 Антипов К. В. Паблик рилейшнз для коммерсантов. М., 2000; Векслер А. Ф. Связи с общественностью для бизнеса. Нижний Новгород, 2001; Демин Ю. М. Бизнес — PR. М., 2003; Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности.М., 2000;Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики.М., 2000.

2 Горохов В. М. Связи с общественностью в органах гос. службы .М., 1996; Связи с общественностью -«паблик рилейшнз» государственной власти и управления./ Под.общ.ред.проф.В. С. Комаровского. Алматы, 1997; Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М., 2000; Савинова О. Н. Власть и общество: на пути к диалогу. Нижний Новгород., 1998; Валовая М. Д. «Паблик рилейшнз» как технология диалога гос. службы с общественностью//Государственная служба России: диалог с обществом. М., 1998.

3 Безгодова O.B.PR в системе политического управления современной России: тенденции развития. Дисс. .канд.полит.наук. М., 1997; Ужанов А. Е. Система «public relations» (связей с общественностью в вооруженных силах): сущность, проблемы функционирования, пути формирования. Дисс. .канд. соц.наук.М., 1998; Векслер А. Ф. Связи с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования. Дисс. .канд.полит.наук.М., 2000; Жарникова Э. Б. Совершенствование деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти РФ в процессе выработки политико-административных решений: Дисс. .канд.полит.наук. М., 2001; Костеева M.A. Роль корпоративных связей с общественностью в управлении клиентно-ориентированной организации. Дисс. .канд.соц.наук.М., 2003; Болтромеюк О. В. Функции налоговой полиции России: социальный и институциональный аспекты. Дисс.. канд. соц. наук. М., 2001.

Особо необходимо отметить работы, связанные с социально-экономическими аспектами функционирования налоговой системы В трудах основоположников теории налогообложения А. Смита, Дж. Кейнса и др. представлен теоретический анализ процессов, происходящих в обществе под влиянием налоговой системы.1 В данных исследованиях рассматриваются не только -" экономические, но и социальные последствия функционирования налоговых систем.

Сходная проблематика анализируется также и отечественными учеными-экономистами: Б. Н. Топорнин, Д. Г. Черник, и др. исследуют налоговую систему, опираясь на экономико-правовой подход. При этом они указывают на необходимость комплексного, в том числе социологического осмысления налоговой системы.2.

Характеристика исторического развития налоговой службы дается в работах Ф. Броделя, В. О. Ключевского и др. В них содержится богатый исторический материал, позволяющий изучить процесс становления налоговой системы.3.

К научным исследованиям последних лет относятся работы М. В. Павенковой и И. А. Колотий, трактующие налоговую систему как институт социального управления, описывающие становление службы по связям с общественностью в федеральных органах государственной власти.4.

Сфера связей с общественностью включает большое количество научных и практических дисциплин, интегрируя знания различных наук:

1 Смит. А Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики в 2-х т. М., 1993; Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег .М.: Гелиос APBJ999.

2 Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. М.:ИНФРА, 2003; Топорнин Б. Н. Налоговый кодекс сегодня и завтра. М., 1997.

3 Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993.-124с. Ключевский В. О. Русская история. М.:Мысль, 1993.

4 Павенкова М. В. Налоговая система как институт социального управления. Автореферат дисс. .канд.соц.наук.СПб., 2001; Колотий И. А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институализации и повышения эффективности. Дисс. .канд.полит.наук. М., 2004. психологии, философии, социологии, журналистики, логики и др.

— социального управления и государственной службы: И.В.Бестужев-Лада, В. С. Нечипоренко, Е. В. Охотский, В. Л. Романов, В. М. Соколов, М. А. Шишкина и другие-1.

— теории менеджмента: М. Айзенберг, И. В. Алешина, Е. А. Блажнов, М. Б. Горкина, Ф. Тейлор и др.-2 теории рекламы: Б. Л. Борисов, М. Д. Валовая, И. Л. Викентьев,.

• о.

Л.Ю.Гермогенова, И. В. Крылов, В. Л. Музыкант;

— теории коммуникаций и информационного воздействия: А. Б. Зверинцев, В. П. Конецкая и другие-4.

— социальной психологии и социологии общения: Г. М. Андреева, Н. И. Богомолова, Л. С. Выготский, В. З. Коган, А. Д. Урсул и другие.5.

Па основании изученных источников диссертант сделал вывод, что наблюдается недостаток в работах, посвященных анализу специфики налоговой службы с точки зрения социологии управления и особенностей функционирования в ней системы «связей с общественностью». Можно I констатировать факт отсутствия комплексных социологических исследований и теоретико-методологических разработок проблем.

1 Бестужев-Лада И.В. прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993; Мельн иков В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба России: диалог с обществом. М., 1998; Государственная кадровая политика и механизм ее реализации./ Под. общ. ред. Охотского Е. В. М., 1998; Романов В. Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. М., 1997; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002.

2 Айзенберг М. Менеджмент рекламы.М., 1993; Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997; Блажнов Е. А. Паблик рилейшнз: приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 1994; Горкина М. Б. PR на 100% как стать хорошим менеджером по PR. М., 2003, Тейлор Ф. Менеджмент. М., 1992 .

3 Борисов Б. Л. Технологии рекламы и Pjl.M., 2001; Валовая М. Д. Азы древнейшего ремесла или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994; Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. Cn6,1995; Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России.М., 1994; Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России.М., 1996; Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы.М., 1998.

4 Конецкая В. П. Социология коммуникации.М., 1997; Зверинцев А. Б. Коммуникационный мененджмент,-СПб., 1997;

5 Андреева Г. М. Социальная психология.М., 199бБогомолова Н. И. Доктрина «человеческих отношений» — идеологическое оружие монополий. М., 1972;Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996; Коган B.3. Теория информационного взаимодействия.Новосибирск.1991;Урсул А. Д. Проблемы информации в современной науке.М., 1975. взаимосвязи налоговой системы с общественностью в системно-коммуникационном плане, а также отсутствие монографий, определяющих специфику функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации, что актуализирует социологический подход в данном исследовании. Этим предопределены объект, предмет, цель и задачи данного исследования.

Объектом диссертационного исследования является взаимосвязь налоговой службы и общественности.

Предметом диссертационного исследования является специфика функционирования системы связей налоговых органов с общественностью в контексте социологии управления.

Цель исследования заключается в выявлении социальной роли системы «связей с общественностью» налоговых органов Российской Федерации как формы социального управления, определении путей повышения ее эффективности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

— обобщить и систематизировать методологические подходы к сущности и структуре «связей с общественностью», их анализу;

— выявить особенности связей с общественностью в системе государственных органов;

— раскрыть место института налоговой службы в системе социального управления;

— выявить специфику связей с общественностью налоговой службы;

— определить актуальные проблемы и тенденции развития связей с общественностью в налоговой службе.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Важное значение для разработки темы исследования имели идеи отечественных ученых Ю. П. Буданцева, М. К. Горшкова, В. Г. Гречихина, Б. А. Грушина, В. Б. Житенева, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, Ж. Т. Тощенко, А.К.

Уледова, Г. Л. Тульчинского относительно различных областей социологии управления, политики, общественных отношений, общественного мнения, массовых коммуникаций.

В диссертации использованы общенаучные методы: исторический, метод структурно-функционального анализаприкладной социологии (контент-анализ документов, данных социальной статистики, анализ прессы, конкретных социологических исследований, сравнительные методы анализа). Диссертационная работа опирается на ряд отечественных и зарубежных исследований в области теории связей с общественностью (пиарологии), теории журналистики, лингвистики, теории коммуникаций. Междисциплинарный характер феномена «связей с общественностью» обусловил применение в исследовании методологического инструментария вышеуказанных гуманитарных наук.

Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы», Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 21декабря 2001 года № 888 «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002;2004 гг.)», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002;2010 годы), Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

В ходе работы весьма важным было изучение ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской.

Федерации (2003;2005гг.). Использованы статистические данные и материалы Федеральной налоговой службы России, статьи в ведомственных печатных изданиях. 9.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений и практических рекомендаций стали результаты конкретных социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в которых диссертант принимал непосредственное участие:

— «Предпринимательство в социальной структуре российского общества». Руководитель исследования — д.и.н., профессор В. С. Нечипоренко. Сентябрь — ноябрь 2004 года. Социологический опрос проведен в 10 субъектах Российской Федерации. Опрошено 1504 человека. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, роду занятий. Индекс исследования в диссертации: ПРС-04.

— «Налоговая служба в СМИ». Руководитель исследования д.ф.н., профессор В. М. Соколов. Январь 2002 — январь 2003. Контент-анализ материалов прессы. Исследовано 10 газет («Время новостей», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Московская правда», «Труд», «Известия», «Независимая газета», «Ведомости», «КоммерсантЪ», «Газета»). Проанализировано 430 публикаций центральной прессы. Индекс: ПРЕСС-04.

Для вторичного анализа автором использованы следующие материалы социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС, центром изучения общественного мнения Тамбовской области и кафедрой социологии НАГУ :

— «Нравственные основы государственной службы. Разработка свода этических правил государственного служащего Российской Федерации». Руководители исследование — д.с.н., профессор Е. В. Охотский, д.ф.н., профессор В. М. Соколов. Октябрь-ноябрь 1997 г. Социологический опрос проведен в 14 субъектах Российской Федерации. В качестве респондентов выступили 1211 жителей, 1145 государственных служащих и 48 экспертов из 12 федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской.

Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и j занимаемой должности. Индекс: НОГС-97.

— «Отношение населения Тамбовской области к действующей налоговой системе». Руководитель исследования к.э.н. О. И. Коврикова. Январь-февраль 2001 г. Социологический опрос проведен в Тамбовском регионе. В качестве респондентов выступили 1500 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду деятельности. Индекс: OHTH-Ol.

— «Причины уклонения от уплаты налогов и сборов». Руководитель исследования к.и.н. Л. И. Скрябина. Август-сентябрь 2003 г. Социологический опрос проведен методом анкетирования по сплошной выборке в Новосибирской области. Опрошено 1200 человек. Индекс: ПУУН-03.

Для вторичного анализа автором использованы также опросы Фонда «Общественное мнение»:

— «Министерство по налогам и сборам». Интервью по месту жительства 21−22 декабря 2002 г. Опрос населения проведен в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Опрошено 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Индекс: МНС (-02.

— «Плотный, опрятный, с папкой в руках». Отчет Петрова А. С. от 26.12.2002 г. Всероссийский опрос городского и сельского населения проведен 21 декабря 2002 года. Опрошено 1500 человек. Индекс: ИНСП-02.

— «Последнее время по телевизору часто идет реклама, призывающая граждан уплатить налоги. Приходилось или не приходилось вам видеть такую рекламу?». Опрос населения 10 марта 1999 г. Опрошено 1200 человек. Индекс: РЕК-99.

— «Налоги и справедливость». Отчет Г. Кертман. Опрос населения 18 апреля 2002 г. Опрошено 1500 человек. Индекс: HAJI-02.

Основные результаты исследования, полученные соискателем, их научная новизна состоят в следующем:

— предложено авторское понимание рассмотрения сущности и роли связей с общественностью сфере социального управления: во-первых, как системы информационно-аналитических и процедурно-технологических действий организации в обществе, во-вторых, как функции управления деятельностью организации, в-третьих, как механизма посредничества для достижения коммуникационного взаимодействия между субъектами общества;

— на основе анализа имеющихся дефиниций выявлены различия между понятиями «паблик рилейшнз» и «связи с общественностью»: «связи с общественностью» — постоянная работа, направленная на формирование положительного облика организации- «паблик рилейшнз», решение отдельной, частной цели, прикладное направление деятельности;

— проанализированы условия и особенности реализации связей государственных органов с общественностью. Выявлено, что специфика служб «связей с общественностью» в органах государственной власти и управления определяется не только своеобразием технологий, но прежде всего ее целями: содействие развитию гражданского общества, в том числе налаживанию каналов прямых и обратных связейизучение общественного мнения, информирование и разъяснение действий власти, содействие одобрению и поддержке гражданами ее политикиразрешение противоречий между всеми участниками общественных процессов, согласование государственных, социальных, корпоративных и частных интересов;

— предложена классификация основных функций служб связей с общественностью в органах государственной службы: идеологическая,.

14 организационно-технологическая, информационно-коммуникативная, воспитательная и управленческая функции;

— раскрыта сущность налоговой службы с точки зрения социологии организации, показано социальное значение функций налоговой службы: экономическая — проведение фискальной политики и регулирование экономических процессовполитическая — поддержка национального суверенитета и выполнение поручений граждан-налогоплательщиковсоциальная — развитие социальной сферы и снижение уровня социального неравенствафункция налоговой культуры — осуществление на практике норм налогового права, поддержание сложившейся технологии определения, сбора и распределения налоговых средств, а также формирование гражданского сознания налогоплательщиков;

— определены объективные и субъективные причины, обусловливающие сложности функционирования системы «связей с общественностью» в налоговых органах, такие, как неумышленное и умышленное уклонение от уплаты налогов, гражданский протест против налогов, непонимание социальной значимости налогообложения и др.;

— раскрыты особенности применения технологий «паблик рилейшнз» в практике налоговых органов: информационные интернет-технологии, социальная реклама, взаимодействие со средствами массовой информации. Разработаны практические рекомендации по оптимизации «связей с общественностью» в структуре Федеральной налоговой службы: планирование рекламных кампаний с учетом психологических особенностей различных категорий населения и территориальной специфики на основании данных специальных предварительных социологических исследованийпринятие единой концепции связей налоговых органов с общественностью и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в ней положения могут быть использованы:

— при подготовке нормативных актов, расширяющих общественное участие в управлении налоговой системой;

— для формирования концепции создания позитивного имиджа налоговой службы в обществе и проведения рекламных мероприятийв рамках модернизации налоговых органов, направленной на внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы;

— при подготовке учебно-методических материалов по курсам связи государственных органов с общественностью.

Апробация диссертации. Приобретенные в ходе исследования проблематики диссертации знания позволили автору разработать ряд проектов нормативных и методических документов Управления ФНС России по Республике Хакасия, участвовать в организации ведомственных печатных изданий, проводить рекламные акции и информационные мероприятия.

Материал и выводы диссертационного исследования способны помочь повысить эффективность деятельности государственных и общественных институтов в процессах информирования их целевой общественности, оптимизировать процесс публичного диалога между социальными субъектами, ^ тем самым способствовать процессам гармонизации их отношений.

Положения диссертации могут быть учтены в ходе подготовки законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих функционирование рекламной и PR-информации. Результаты исследования могут найти применение в практической деятельности структур по связям с общественностью различного уровня.

Основные положения диссертационного исследования изложены в выступлениях автора на:

1. Заседании круглого стола «Взаимодействие государственных органов власти и средств массовой информации: опыт, проблемы, перспективы» в аппарате Правительства Республики Хакасия в апреле.

2002 г.

2. Научных катановских чтениях кафедры философии и социологии.

ХГУ им. Н. Ф. Катанова в мае 2003 г.

3. Межрегиональной научно-практической интернет-конференции «Приоритеты социально-экономического развития регионов России в современных условиях», проведенной ХГУ им. Н. Ф. Катанова 29 ноября.

2003 г.

4. Научных катановских чтениях Института экономики и управления ХГУ им. Н. Ф. Катанова в апреле 2004 г.

5. Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы модернизации российской экономики» 18−19 декабря 2004 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

В России, как и во многих других странах, избравших путь демократического развития, в период формирования новой коммуникационной среды, новых форм коммуникационного обмена, происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные и общественные институты, граждане как члены социума. Общество с развивающейся демократией и цивилизованными публичными коммуникациями порождает новый род социальной деятельности «связей с общественностью».

В работе раскрыты особенности исследования связей с общественностью в системе государственных органов. На основе диссертационного исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время связи с общественностью стали важной составляющей управления, представляют собой один из мощных ресурсов исполнительной и государственной власти в целом в интересах всего общества.

Специфика «связей с общественностью» в государственной службе связана с сущностными особенностями деятельности органов власти, которые заключаются в том, что реализация целей и осуществление функций ведется в социально-политической сфере, затрагивает большое количество общественных интересов, что требует от «связей с общественностью» особого уровня и качества функционирования.

Эффективная коммуникативная составляющая управления организацией возможна только в «открытом» обществе, так как информация затрагивает общественный интерес и приобретает публичный статус. Система «связей с общественностью» позволяет обеспечивать «открытость» организации по отношению к социальной среде, в которой она действует.

Автором сделан вывод о том, что «связи с общественностью» не решают всех задач, связанных с взаимодействием органов власти и общественности, а лишь их определенную группу — формирование имиджа, учет общественного мнения и реагирование на потребности общества.

По своей сути отношение с общественностью организации как субъекта социальной деятельности тесно связано с общественным мнением. В диссертационном исследовании обосновано, что установление двусторонней коммуникации в рамках социальной ответственности обусловливает потребность для организации — добиваться благоприятного отношения к себе посредством распространения информационных материаловдля общественности — реализации права людей знать все, относящееся к деятельности организации.

В институтах государственной власти связь с общественностью выступает как неотъемлемая деятельность управления, обеспечивающая взаимодействие различных субъектов. Она направлена на разъяснение сути проводимой политики, убе’кдение общественности в ее правильности, ломку ложных стереотипов, освещение конкретных инициатив руководства, информирование населения о социально-политических, экономических и иных событиях.

В качестве стратегических задач связей с общественностью в информационной деятельности государственных органов власти выступает содействие развитию гражданского общества, в том числе налаживание каналов прямых и обратных связей, разрешение противоречий между всеми участниками общественных процессов, согласование государственных, социальных, корпоративных и частных интересов.

Автором отмечено, что на практике наиболее востребованы технологии убеждающей коммуникации, изучение общественного мнения, установление и поддержание обратной связи.

Связи с общественностью органов государственной власти представляют собой систему целей и задач в информационной сфере применительно к специфике работы каждого конкретного органа власти в зависимости от сферы его деятельности и уровня компетенции, поэтому содержание информационной политики федеральной налоговой службы имеет свои особенности.

Современное состояние связей с общественностью характеризуется синтезом достижений PR-практики и ее научного, теоретического осмысления, появлением специализированных структур, профессионально занимающихся PR-деятельнЪстью. Все это свидетельствует о процессах становления связей с общественностью как особого социального института.

Если принять во внимание тот факт, что целью «связей с общественностью» является «формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды», то становится очевидной значимость PRкоммуникаций. Исследование посвящено проблемам комплексного описания эффективных инструментов «связей с общественностью» налоговых органов как социальной деятельности.

Связи с общественностью способствуют формированию оптимальной коммуникационной среды организации. Основной задачей «связей с общественностью» является формирование, поддержание или приращение паблицитного капитала данного субъекта публичных коммуникаций. Связи с общественностью формируют позитивное мировосприятия у общественности.

В данном исследовании анализируются сущностные характеристики I рассматриваемого явления «связей с общественностью», внимание обращается прежде всего на существующую в современной науке неоднозначность трактовки понятия «паблик рилейшнз», отсутствие единого определения. На основе изучения теоретико-методологического и прикладного базиса современных исследований технологий PR 1 соискателем предпринята попытка дать определение понятию «паблик рилейшнз». Автором рассматривается проблема расхождения понятия «связи с общественностью» и «паблик рилейшнз», установлено, что паблик рилейшнз может рассматриваться лишь как часть общественных отношений.

В диссертации приводится сравнительная таблица различий понятий «реклама», «паблисити», «маркетинг», «лоббирование», «пропаганда"по следующим основаниям: цели, итоги коммуникации, методы воздействия, наличие обратной связи. Проведенный анализ понятийного поля i концептов позволил установить взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

В работе показано, что процесс социальных изменений в обществе связан с определенными социальными технологиями, направленными на изменение состояния социального объекта. Объектом является общественность, а инструментом изменения ее состояния являются механизмы «связей с общественностью».

Будучи инструментом публичных коммуникаций, PR отражает ряд функций связей с общественностью. В исследовании разработана оптимальная классификация функций «связей с общественностью»: идеологическая, организационно-технологическая, информационно-коммуникативная, воспитательная и управленческая функции. Классификация функций способствует применению механизмов связи с общественностью в налоговых органах. В работе подчеркивается, что приведенные функции являются универсальными для системы «связей с общественностью» любых социальных организаций, включая налоговую службу.

С точки зрения социологии организации, налоговая службасоциально значимая организация. Содержательная составляющая налоговой службы представлена через описание ее функций: экономической, политической, социальной и налоговой культуры. Подобное условное деление позволяет конкретизировать структуру налоговой системы как института социального управления.

В исследовании предпринята попытка проанализировать внутреннее содержание системы «связей с общественностью» через представление совокупности PR-механизмов. Любая практическая социальная деятельность не обходится без инструментария, от эффективности которого напрямую зависят ее результаты. Другими словами, на первый план выходит необходимость облечения информации в ту форму, которая является наиболее эффективной в конкретном коммуникативном акте.

В результате применения коммуникативных технологий, «связи с общественностью» налоговых органов реализует прежде всего свои идеологические, управленческие и воспитательные функции. Анализ сущности и специфики «связей с общественностью» налоговой службы, позволил сделать ряд обобщающих выводов, которые могут помочь в оптимизации деятельности связей с общественностью, достижению баланса взаимодействия на уровне целевых аудиторий и построению социально-партнерских отношений при формировании имиджа налоговой службы.

Все более отдаляясь от эпохи «закрытости» органов государственной власти, социум входит сегодня в период коммуникативных технологий такого уровня, когда потребитель информации вправе делать выбор источников, средств. В этой связи приобретает актуальность вопрос о формах подачи PR-информации, с помощью которых вносятся изменения в информационное пространство.

Если принять во внимание тот факт, что целью «связей с общественностью» налоговых органов является «укрепление налоговой дисциплины и повышение доверия граждан к налоговой администрации», то становится очевидной значимость внедрения в практику работы PRслужбы налоговых органов обозначенных в исследовании технологических приемов работы информационной налоговой службы: внедрения системы позитивных традиций, социальной рекламы и Интернет технологий. В исследовании особо отмечено появление новых каналов передачи PR-информации. Значительная часть информации передается целевой общественности по электронным каналам, посредством электронного носителя, через Интернет-сайты. В исследовании приведены критерии эффективности использования новейших коммуникационных технологий: оперативность передачи информациимаксимально информативные коммуникации с неограниченным расширениемглобализм и всеобщность информационного ресурса.

Критерием оценки соответствия целей результатам деятельности «связей с общественностью» является достижение взаимопонимания в I обществе по вопросам налоговой политики и формирование позитивного имиджа налоговой организации.

В качестве основных целей системы «связей с общественностью» налоговых органов автор выделяет формирование положительного имиджа налоговой службы как социальной организации, осуществляющей мобилизацию денежных средств для формирования доходной части бюджета государствавоспитание высокой налоговой культуры в обществедостижение сознательного исполнения населением обязанностей по уплате налогов и сборов.

В ряду этих целей автором особо выделена задача по формированию положительного имиджа налоговой службы, который должен соответствовать идеологии организации, учитывать ее имманентные характеристики и быть единым во всех своих проявлениях.

Исходя из этого, автор считает, что необходимо осуществить комплекс мер, направленных на изменение отношения общественности к проблеме сбора налогов, выработать новые социальные ценности, повышающие его эффективность, понимание необходимости уплаты налоговзнакомить общественность с деятельностью налоговых служб, с целью создания верного представления об их работе.

Другими словами, на первый план выходит необходимость принятия PR-концепции, которая является наиболее эффективной в период проведения налоговой реформы. Особенно необходимым представляется разработка и проведение единой централизованной стратегии на всех уровнях деятельности налоговых органов. Информационное обеспечение, по нашему мнению, должно представлять единую, комплексную систему мер, осуществляющих плановое, целенаправленное обеспечение общественности информацией о деятельности налоговой службы через: средства массовой информации, встречи с налогоплательщиками, систематическое изучение общественного мнения, оказание в профилактическом порядке услуг налогоплательщикам.

Достижение положительных результатов возможно только при реализации сбалансированной программы, предусматривающей проведение реформ, которые должны затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство, использование технологических процессов и коммуникационных технологий и др.

Настоятельная необходимость научного осмысления представленной темы диктуется тем фактом, что «связи с общественностью» как особая форма коммуникационного обмена на сегодняшний день активно используются в практике налоговых органов. Таким образом, проведенное исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета.-1993 .-25 декабря.-№ 237.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы» // Российская газета.- 2003.-25 июля.- № 148.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Российская газета. 1998.06 августа.№ 148−149. часть 2 от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ // Парламентская газета.-2000.-10 августа.- № 151−152.
  4. Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"//Российская газета.-1995.-14 января.-№ 9−10.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря2001 года № 888 «О федеральной целевой программе «развитие налоговых органов (2002−2004 гг.)» //Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.-07 января.(Ч.2.).-№ 1,ст.32.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002−2010 годы). //Российская бизнес-газета.-2002.-12,19,27 февраля.- № 6,7,8.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
  8. Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». //Российская газета.-2003.-15 февраля.- № 30.
  9. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124−1 «О средствах массовой информации».
  10. Монографии, учебные пособия, книги
  11. М. Менеджмент рекламы. М., ИнтелТех, 1993.-80 с.
  12. К.В. Паблик рилейшнз: Учебное пособие.-М.: Дашков и К, 2002.- 145 с.
  13. К.В. паблик рилейшнз для коммерсантов: Учебное пособие. -М.: Дашков и К, 2000.- 131 с.
  14. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров.-М.: Гном-Пресс, 1997.- 255 с. t
  15. Г. М. Социальная психология.-2-е доп.изд.-М., 1989.- 335 с.
  16. Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М., 1994.-336 с.
  17. Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламы и public relations .-М.:Медиа, 1997.- 220 с.
  18. Е.А. Паблик рилейшнз «PR»: приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учебное пособие для деловых людей. -М.: ИМА-пресс, 1994.- 157 с.
  19. .Л. Технологии рекламы и PR : Учебноеjпособие.-М. :Гранд:Фаир-Пресс, 2001.- 618 с.
  20. Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство.-М.: Имидж-Контакт: Инфра-М, 2001.232 с.
  21. Бернейз Э. Паблик рилейшнз. М., Наука, 1994.
  22. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.- 239 с.
  23. В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации.- СПб.: Из-во С-Петерб. Унта, 1997.- 232 с.
  24. А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса.- Н. Новгород: Изд-во центр, агентства PR-Эксперт, 2001.- 194 с.
  25. С.А. Связи с общественностью: Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2004.-245 с.
  26. И.Л. Средства рекламы и «паблик рилейшнз». СПб., 1995.-238 с.
  27. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. -М.: Рус.Партнер.ЛТД., 1994.- 252 с.
  28. В.М. Связи с общественностью в органах государственной службы: Вводная лекция к курсу .-М.: Изд-во РАГС, 1996.- 43 с.
  29. В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит?: Введ. в средоведческую коммуникологию: Учебное пособие/Международный независимый эконом-политолог, ун-т. М.: Из-во МНЭПУ, 1998.-176 с.
  30. Горкина М.Б. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR. -М.: Альпина Паблишер, 2003.- 212 с.
  31. Грин Энди. Креативность в паблик рилейшнз/ Пер. с англ. под. ред Андреевой А. Н. -2-е изд.- СПб.: Нева, 2004.- 254 с.
  32. В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). М., НИИ труда, 1990.
  33. М.К. Общественное мнение: история и современность. М., Политиздат, 1988.-383 с.
  34. Доти, Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. -М: Филинъ, 1998.288 с. j
  35. Ю.М. Бизнес-Р^-М.:Бератор-Пресс, 2003.
  36. Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. -М.: Инфра-М, 2003.- 367 с.
  37. Джефкинс Фрэнк. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов/пер. с англ. под ред. Еремина Б. Л. -М.: Юнити-Дана, 2003.- 400 с.
  38. А.Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. -Спб.: Союз, 1997.- 287 с.
  39. Г. Е. Социология управления.-М.:Гардарики, 2004.-270 с.
  40. B.C. Связь с общественностью «паблик рилейшнз» -государственной власти и управления. -Алматы, 1997.- 43 с.
  41. О.И. Влияние на человека: Историко-социологический взгляд: -М.: Барнаул: Пикет, 2000.- 510 с.
  42. О.И. Формирование масс: Природа общественных связей и технологий «паблик рилейшнз»: опыт историко-социологического исследования.- Калининград: Янтар. сказ, 2001.- 546 с.
  43. Э.А. Корпоративная культура и PR: Учебно-практическое пособие.-М.-Ростов на Дону: Март, 2003. 412 с.
  44. Китчен Филипп. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учебное пособие для вузов/ Международная рекламная ассоциация., пер. с англ. под ред. Еремина Б.Л.-М.: Юнити Дана, 2004.- 444 с.
  45. Е.Г. Связи с общественностью: вводный курсб Учебное пособие/ -М.: Логос, 2002.- 119 с.
  46. В.Г. Основы паблик рилейшнз.-М.: Рефл-бук, 2000 г.- 527 с.
  47. В.П. Социология коммуникации. Уебник. -М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.- 302 с.
  48. Катлип Скот и др. Паблик рилейшнз. Теория и практика/ Катлип Скот, М., Сентер, Ален, X., Брум, Глен, М. 8-е изд.: пер. с англ: учебное пособие.-М.: Издательский дом Вильяме. 2000.- 614 с.
  49. К.О. Социология государственной службы.-М.: Изд-во РАГС, 2004.-188с.а
  50. Э.Ф. Общественные связи. -М.:ТВ-Пресс: Агентство Граф Илья Толстой, 1998.- 309 с.
  51. Мирошниченко А.А. Public relations в общественно-политической сфере: Провинциальная практика. -М.: Эксперт бюро, 1998.- 141 с.
  52. В.А. Паблик рилейшнз: Теория и практика. -М.: Вира-Р, 2001.-3 76с.
  53. Мюррей A. PR/ пер. с англ. Новикова В.-М.: Фаир-пресс, 2003.-192 с.
  54. Музыкант B. J1. Теория и практика современной рекламы: Учебное пособие ч.1.-М.: Евразийский регион, 1998.- 400 с.
  55. B.JI. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике: Учебное пособие для вузов -М.: Армада-Пресс, 2001.- 686 с.
  56. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки/отв.ред. А. В. Шевченко.-М.:Изд-во РАГС, 2002.- 301 с.
  57. Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., Экономика, 1993.-223 а
  58. Г. Г. Имидж-мейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995.- 235 с.
  59. Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами).-М.: Центр, 1998.-349 с.
  60. Г. Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением.-М.: Центр, 1998.- 349 с.
  61. Пищулин Н. П. Социальное управление: Теория и практика: Учебноепособие. В 2 т. Т2.-М.: Академкнига, 2003.- 451 с.
  62. И.Н. Информационная война и власть.-М.: Изд. дом Мир безопасности, 2001.-224 с.
  63. Полторак.В. А. Социология труда и управления. -М.: Люкс-Арт, 1995.-257с.
  64. В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика: Учебное пособие.-М.: Малыш, 1997.- 156 с.
  65. П.В. Социология менеджмента и организаций. -Ростов н/Д.:Феникс, 2004.-284с.
  66. О.В. Социология и психология управления.-М.:Экзамен, 2002.-511с.
  67. Социология средств массовой коммуникации: Учебное пособие. -М.МГИМО, 1992
  68. А. Карьера в маркетинге, рекламе и PR/ пер. с англ. под ред. Андреевой А.Н.-8-е изд.-СПб.: Нева, 2003.- 223 с.
  69. О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления: Монография/ ВАГС. -Н.Новгород.: Нижполиграф, 1997- 160 с.
  70. В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат, 1986.- 240 с.
  71. .Т. Социология. М.: Прометей, 1994.-384 е.
  72. Тульчинский Г. Л. Public relations: репутация, влияние, связи с прессой и общественностью,'спонсорство. СПб, 1994.- 80 с.
  73. Г. Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов: СПб: Питер, 2004.- 314 с.
  74. А. Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975.- 386 с.
  75. Уилкокс, Денис Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ/ Пер. с англ.: Карцевой И. В. и др.-4-е изд.-М.:Имидж-Контакт: Инфра-М, 2004.- 780 с.
  76. Е.С. Связи с общественностью в государственном*управлении Германии. -Киев, 2003.- 110 с.
  77. М.В. Социология управления.-М.: ИНФРА-М-Новосиб-к: НГАЭ и У, 1998.-142с.
  78. С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., Юристь, 1997.-343 с.
  79. В.И. Основы современной теории организации. -М., 1995.- 75 с.
  80. Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение.- СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  81. Ф. Практическое пособие по паблик рилейшнз: Пер. с англ.-СПб.: Нева, 2003.- 190 с.
  82. Чумиков А. Н. Связи с общественностью.-М.: Дело. 2000.- 271 с.
  83. Г. Манипуляторы сознанием. М., Мысль, 1980.- 325 с.
  84. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления: Паллада медиа: Русич, 2002.» 442 с.
  85. Эффективная налоговая система — основа развития экономики: Сб.научн.тр./ Отв.ред.А. И. Киба.-Барнаул.: АлтГТУ, 2003.
  86. Black Same The essentials of public relations.L.: Hogan page, 1994.- 192 p.
  87. Bland Michael. Communicating out of crisis Houndmills-L.: Macmillan, 1995.- 248 p.
  88. Hunt, Todd. Publ of techniques/-Fort Worch: Harcourt Brace College, 1994.-418 p.
  89. Kavanagh. Dennis Election campaigning: The new marketing of politics,-Oxrord-Cambridge:Blackwell, 1995.- 272 p.
  90. Moore Simon. An invitition to public relations.-L., N.-Y.:Cassell, 1996.-132 p.
  91. Public Relations. Strategies and tactics/ Wilcox D.L., Dult P. H, Agee
  92. W, K., Cameron G.T.-6th ed.-N.V.etc.: Longman, 2000. j
  93. Seitel, Freser P. The practice of public relations.^- Upper Saddle river (New Jersey):Prentice Hall, 2001.- 534 p.
  94. Stone Norman. The management and practice of public relations.-Houndmills-L.:Macmillan, 1995.- 304 p.
  95. Статьи из журналов и газет
  96. А. Мифология современных средств массовой информации // Пресс-служба.-2003 .№ 7.-С.75−77.
  97. М. Без «вишенки в коктейле» не обойтись// Советник.-2003.-№ 11. -С.10−12.
  98. Валовая.М. Виртуальный мир системы власти// Государственная служба.-2001.-№ 2.-С.21−29.
  99. А.Ф. История PR// Советник.-1998.№ 9.-С. 15−17.
  100. А. Квадратура круга или специальный события как инструмент связей с общественностью// Советник.-2003.№ 11.-С.28−30.
  101. И. Связи с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт// Проблемы теории и практики управления.-2003.№ 4.-С.39−43.
Заполнить форму текущей работой