Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные теории политических ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория Р. Инглхарта основана на предложенной А. Маслоу концепции иерархии человеческих потребностей, согласно которой все многообразие человеческих потребностей иерархически организовано в несколько уровней таким образом, что только удовлетворение потребностей низшего уровня может быть условием для перехода к удовлетворению потребностей более высокого уровня. А. Маслоу выделяет следующие уровни… Читать ещё >

Основные теории политических ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория и прикладные исследования ценностей, в том числе и политических, развивались в XX столетии на стыке философии, социологии, психологии и политологии. Отсутствие какого-либо согласия в определении человеческих ценностей привело к появлению множества концепций и инструментов измерения, которые условно можно свести к трем подходам.

Утилитаристский подход, сторонники которого называют ценностями все то, что служит реализации потребностей и интересов человека (Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Р. Брандт, Д. Брейбрук, В. П. Бранский и др.).

Политико-идеологический подход, в котором ценности играют роль идейного культурного образца и социального регулятора (М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, В. П. Тугаринов и др.).

Социально-психологический подход, согласно которому ценности есть результат исключительно внутреннего опыта личности (Г. Олпорт, М. Рокич, Ш. Шварц, В. А. Ядов, Г. О. Брицкий, К. А. Абульханова-Славская, Д. А. Леонтьев и др.).

Классическая теория политических ценностей была разработана американским социологом Рональдом Инглхартом (Ronald Inglehart). Основная особенность его работы состояла в том, что он создал целостную теоретико-методологическую концепцию изучения собственно политических ценностей, эмпирическое обоснование которой осуществлялось на основе результатов прикладных исследований в 43 странах.

Теория Р. Инглхарта основана на предложенной А. Маслоу концепции иерархии человеческих потребностей, согласно которой все многообразие человеческих потребностей иерархически организовано в несколько уровней таким образом, что только удовлетворение потребностей низшего уровня может быть условием для перехода к удовлетворению потребностей более высокого уровня. А. Маслоу выделяет следующие уровни потребностей:

  • • физиологические потребности;
  • • потребность в безопасности;
  • • потребность в принадлежности и любви;
  • • потребность в признании;
  • • потребность в самоактуализации.

В интерпретации Р. Инглхарта физиологические потребности и потребность в безопасности соотносятся с материалистическими ценностями, а потребности в любви, признании и самоактуализации — с постматериалистическими ценностями.

Инглхарт выдвинул теорию, согласно которой произошел глобальный сдвиг ценностной системы человечества от материализма к постматериализму. Под ценностями «материализма» он имел в виду предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия, а под ценностями «постматериализма» — подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни.

Его теория основывалась на двух ключевых гипотезах: гипотезе ценностной значимости недостающего, согласно которой наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает, и гипотезе социализационного лага, которая подразумевает, что состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию.

По мнению Р. Инглхарта, обстоятельства, в которых социализировалось то или иное поколение, оказывают решающее влияние на систему ш ценностей этого поколения, которая заменяется в обществе только тогда, когда на смену этим поколениям приходят новые, воспитанные в других условиях и являющиеся носителями другой системы ценностей. Именно таким медленным, но систематическим способом происходит, по мнению Инглхарта, процесс изменения ценностей в обществе. «Так, если, согласно гипотезе ценностной значимости недостающего, процветание ведет к распространению постматериальных ценностей и ценностей постмодерна, то социализационная гипотеза подразумевает, что ни ценностям индивида, ни ценностям общества в целом не предстоит перемениться мгновенно. Наоборот, фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно; в масштабном виде это происходит по мере того, как во взрослом обществе на смену старшему поколению приходит молодое»[1].

  • [1] Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества /Полис. 1997. № 4. С. 9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой