Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Репрезентация этнических других в городском пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессионалы" обращаются к конструированию репрезентаций этнической «другости», к созданию ресторанов этнической тематики, исходя из требований рынка, чтобы получить прибыль и привлекать разнообразную публику. Этническая «другость» сегодня ' переходит на принципиально новый уровень — становится неотъемлемой составляющей «продукта», «товара» или «услуги». Этническая культура используется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ДРУГИХ
    • 1. 1. Этнический Другой как коммуникативный субъект
    • 1. 2. Консьюмеризация этнической «другости»
  • ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ДРУГОЙ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ СУБЪЕКТ: АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ «ДРУГОСТИ» В ЭТНИЧЕСКИХ РЕСТОРАНАХ
    • 2. 1. Конструирование репрезентаций этнической «другости» «профессионалами» (на примере этнических ресторанов г. Самары)
    • 2. 2. Восприятие репрезентаций этнических Других посетителями этнических ресторанов

Репрезентация этнических других в городском пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловливается, прежде всего, изменениями, происходящими в современном российском обществе. Построение рыночной экономики и становление общества потребления приводят к исчезновению устаревших институтов, усвоению новых норм и правил обращения с этническими категориями. Процессы глобализации и локализации только усиливают эту тенденцию, способствуя большему разнообразию на рынке потребительских товаров и услуг, большей локальной и региональной автономии, а также появлению новых повседневных практик населения.

Расширение межкультурных контактов и распространение принципов толерантности приводят к переосмыслению специфики отношений между этническими субъектами. Проведение политики мультикультурализма, постепенное признание ценности этнических различий предполагают преодоление традиционных подходов, видевших в этнических Других только врагов или конкурентов. При этом подэтническими Другими сегодня понимаются не только представители этнической группы или этническая группа в целом, но и конструкты, созданные и репрезентированные в рамках различных повседневных пространств.

В XXI веке конструкты этнических Других приобретают новые качества, выступают уже не только своеобразными «маркерами» индивидуальной идентичности, но и значимыми мобилизационными ресурсами, товарами или торговыми марками (брэндами), оригинальными способами привлечения внимания потребителей.

При этом в отличие от общества модерна, где этническая «другость» конструировалась преимущественно с помощью репрессивных, властных практик, сохраняющих свое влияние и в постмодернистском обществе, все большую активность сегодня проявляют экономические субъекты, действующие в конкретных городских пространствах. Городская реальность становится ареной для производства репрезентаций этнической «другости».

В городском пространстве разворачивается коммуникация между значимыми экономическими агентами — «профессионалами» (предпринимателями, архитекторами, дизайнерами), производящими и продающими этническую «другость», и потребителями — посетителями тематизированных этнических пространств (этнических ресторанов).

Наконец, важно отметить, что среди отечественных социальных исследователей тема конструирования репрезентаций этнической «другости» в повседневных / городских пространствах до сих пор не получила большого признания и разработки. Следовательно, данная научная-область, с одной стороны, нуждается в новых исследованиях, расширяющих и углубляющих ранее полученные результаты. С другой стороны, требует проведения методологической рефлексии самого поля исследований конструирования репрезентаций этнической «другости» в городском пространстве, в первую очередь, экономическими агентами («профессионалами» и. потребителями), которые, вступая в, процесс коммуникации, конструируют тексты этнических Других в пространствах этнических ресторанов, производя с их помощью новые репрезентации города, меняя его облик.

Степень научной разработанности проблемы. Вплоть до начала XX века понятия «инаковости», «другости» анализируются социальными мыслителями только в связи с необходимостью определения сущности субъекта, рационального, рефлексирующего по поводу своего бытия, которое оказывается немыслимым без Других. Практически единственным подходом к определению «Я» и его Другого был диалектический подход, когда Другой рассматривался по образу и подобию «Я», как основа для «Я-идентичности» (например, Г.-В.-Ф. Гегель [23]). В XX веке наблюдается увеличивающийся интерес к исследованию проблематики этнической «другости», что приводит к появлению новых точек зрения: этнический Другой рассматривается как равноправный партнер «Я», как вторая сторона взаимодействия (М. Бубер [19], М. Бахтин [8], Э. Левинас [51]), а его идентичность как конструирующийся феномен, как продукт, появляющийся под действием агентов, факторов внешней и внутренней среды.

Различные аспекты конструирования этнической идентичности изучаются российскими исследователями (например, О. Бредникова, О. Паченков [17], В. Воронков [46], JI. Дробижева [32], С. Кардинская [43], В. Малахов [59], Н. Мухаметшина [66]- П. Романов, [75], J1. Сагитова [77], С. Соколовский [82], В. Тишков [85], В. Ярская [75], Е. Ярская-Смирнова [75]) изарубежными учеными (такими, как Б. Андерсон [4], Р. Брубейкер, Ф. Купер [18], И. Освальд [46], Э. Хобсбаум [89] и другие). Все они видят в ней динамическую/ категорию, определяющуюся: политическими, экономическими^ культурными факторами, а также специфическую характеристику личности, группы или пространства.

Особое значение для понимания сущности этнического Другого имеют работы постколониальных исследователей, которые совершили серьезный исследовательский поворот, начав делать акцент на «перформативной» сущности этнического Другого, на практиках его дикурсивного производства и репрезентациях на. страницах книг, журналов, в СМИ, в различных пространствах (Э. Сайд [78], X. Баба [97], Ф. Фанон [104], С. Бенхабиб [9]). В российской науке данное направление пока не очень развитооно становится актуальным благодаря обращению к ним таких специалистов, как А. Горных [26], В. Ильин [39]- В. Малахов [58], БМарков [61], А. Космарский [47], П. Романов, Е. Ярская-Смирнова [74] и некоторым другим. А благодаря представителям психоаналитического направления — Ж. Лакану [50], Ж. Делезу [30], С. Жижеку [34], — становится очевидным, что Другой — это символический конструкт. С Жижек, например, пишет, что Другой — это фантом, это дискурсивно производимый феномен, а Ж. Бодрийар [13], Э. Сайд [78], Р. Барт [5, 6], указывают на знаковую сущность Другого, на то, что Другой, как знак, подвергается манипуляциям и репрезентациям. Этнический Другой предстает для: нас в формах репрезентации (С. Холл [110]), производимых с помощью текстового и визуального дискурсов. Такие репрезентации этнической «другости» конструируются «профессионалами» (А. Лефевр [116]). При этом Другие репрезентируются как, например, в печатных изданиях, в СМИ, так и в городских пространствах (А. Космарский). В городе происходит встреча с Другим, знакомство, а также его приручение.

Фигура этнического Другого приобретает особое значение в обществе постмодерна, где сильны процессы глобализации, обществе, в котором потребление становится новой идеологией, «религией» XXI века. Законы рынка, потребительская демократия заставляют производителей, маркетологов, «профессионалов» обращаться к этнической «другости», за счет которой товары приобретают «необходимую» для продажи привлекательность. Этничность, как знак, выступает «объектом» распродажи. (И. Нойман [67], Б. Марков [61], 3. Бауман [7], В. Ильин [40]). Использование этнической «другости» является способом индивидуализации, придания необычности обычным вещам, а, следовательно, и привлекательности. Поэтому происходит актуализация этничности, ее постоянное воспроизводство, причем, уже не принудительными модернистскими институциями, а новыми структурами и пространствами.

Распространение глобальных воздействий приводит к воскрешению местных культурных и этнических форм. Мультикультурализм и «глокализация» характеризуют общественные процессы на современном этапе (А. Аппадурай [96], 3. Бауман [7], Г. Ритцер [123], П. Бергер, С. Хангтингтон [65], С. Бенхабиб [9] и другие), обуславливая интерес к этнической «другости» в пространствах крупных городов (А. Фарбер, К. Гданиек [105], JI. Стоянова [133], М. JI. Калдвелл [118], А. Кинг, Ш. Зукин [131]).

Теоретической и методологической основой исследования выступают:

• Постклассическое понимание этнического Другого как коммуникативного субъекта и дискурсивного феномена. Идеи Э. Сайда, исследующего дискурсивные практики производства репрезентаций Другого Европы — Востока и определение «дискурсивного» М. Фуко.

• Определение коммуникативности, в котором синтетически соединен подход М. Бахтина (теория диалога) и Ю. Хабермаса (теория коммуникативного поведения).

• Теория репрезентации С. Холла, в которой под репрезентацией понимается практика конструирования образа объекта с помощью знаков и символов.

• Концепция А. Лефевра о производстве репрезентаций в городском пространстве «профессионалами».

Методологической базой эмпирического исследования выступает качественная методология, основанная на идеях символического интеракционизма и феноменологической социологии. Нами был выбран этнографический тип исследования, который повлиял на формулирование целей, задач и общей перспективы эмпирического анализа, а также позволил использовать различные социологические методы для более глубокого понимания изучаемого явления.

Цель данной работы состоит в изучение особенностей коммуникации между «профессионалами» и посетителями в процессе производства и потребления репрезентаций этнической «другости».

Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

• провести анализ теоретических источников по проблеме репрезентации этнических Других;

• рассмотреть этнического Другого как коммуникативного субъекта, репрезентированного в полиэтническом городском пространстве;

• описать консьюмеризацию этнической «другости» с точки зрения современных социологических теорий;

• разработать социологический инструментарий и провести эмпирическое исследование для изучения репрезентаций этнической «другости» в этнических ресторанах;

• проанализировать деятельность «профессионалов» по конструированию репрезентаций этнической «другости» (на примере этнических ресторанов г. Самары);

• описать особенности восприятия репрезентаций этнических Других посетителями этнических ресторанов г. Самары.

Объектом исследования выступает репрезентация этнической «другости» в условиях современного крупного города.

Предмет исследования: особенности коммуникативного процесса производства и потребления репрезентаций этнической «другости» в городском пространстве.

Эмпирическую базу исследования составили материалы 20 полуструктурированных интервью с «профессионалами», 30 полуструктурированных интервью с посетителями этнических ресторанов г. Самары, а также включенных наблюдений в 9 местах общественного питания г. Самары (рестораны «Марракеш», «Восточный квартал», «Жили-Были», «Бухара», «Джин-Джу», «Анталия», «Правда жизни», «Ацатун», «Фрау Мюллер») и анализа фотографий. Все материалы были собраны в период с 2006 по 2008 год.

Методы исследования: Основные методы сбора информациивключенное наблюдение, полуструктурированное интервью, фотография как иллюстрация и визуальная репрезентация. Для обработки данных использовался качественный анализ данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются авторским обобщением отечественных и зарубежных источников по теме исследования, непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, корректным применением положений о социальной структуре, социальных институтах и процессах, согласованностью методов и методологии исследования, корректным выбором способов интерпретации полученных эмпирических данных, апробацией теоретических и эмпирических выводов в публикациях автора, в выступлениях на научных и научно-практических международных и всероссийских конференциях и методологических семинарах.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что постмодернистском обществе в отличие от общества модерна, в котором этническая «другость» конструировалась преимущественно с помощью репрессивных, властных практик, все большую активность начинают проявлять и экономические субъекты, действующие в конкретных городских пространствах. В данном случае этнические рестораны становятся одними из основных тематизированных городских пространств, в которых производятся различные репрезентации этнической другости.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автором:

• в авторской интерпретации применена теория коммуникативного определения «другости» для описания основных характеристик этнического Другого;

• в контексте рассматриваемой модели коммуникации между акторами, конструирующими этнические репрезентации, разработана программа и инструментарий эмпирического исследования;

• на основе оригинального эмпирического исследования показано, что в постмодернистском обществе наряду с репрессивными, властными способами конструирования этнической «другости» особое значение приобретают повседневные практики экономических агентов, действующих в рамках конкретных городских пространств (этнических ресторанов);

• на основе обобщения теоретических моделей и эмпирических данных впервые обосновано, что процесс конструирования репрезентаций этнической «другости» может быть рассмотрен как коммуникативный процесс взаимодействия «профессионалов» и потребителей, которые являются двумя активными агентами в условиях потребительской демократии;

• авторская концептуализация предметной области позволила установить, что этническая «другость» в этнических ресторанах — это обобщенный конструкт, в большинстве случаев отсылающий к общим концептам «другости» (например, восточность, европейскость);

• доказано, что этническая «другость» может выступать своеобразным ресурсом, торговой маркой (брэндом), который используют предприниматели для достижения экономических целей. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

• для развития социологической теории, теории социальных институтов и процессов, социального конструирования реальности;

• для концептуализации таких феноменов, как Другой, этничность, этнический Другой, консьюмеризация «другости»;

• для дальнейшей институционализации поля социальных исследований репрезентаций этнических Других;

• при разработке стратегии и методологии исследования репрезентаций этнической «другости»;

• в качестве теоретической основы дляпроведения социологических и маркетинговых исследований ресторанного бизнеса;

• при принятии управленческих решений в ходе организации мероприятий по развитию регионального ресторанного бизнеса;

• для разработки учебных курсов «Социология», «Этносоциология», «Социология коммуникаций», «Социальная политика» и некоторых других.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения,.

Заключение

.

Проведенное исследование репрезентаций этнических Других в городском пространстве показало, что этнические Другие являются значимой составляющей городской повседневности, причем, изменчивой, определяющейся различными факторами и акторами. В данной работе особое внимание было уделено рассмотрению особенностей коммуникации между двумя значимыми агентами по конструированию репрезентаций этнической «другости» — «профессионалами» и посетителями, взаимно влияющими на мнения друг друга. И целью данной работы было изучение особенностей коммуникации между «профессионалами» и посетителями в процессе производства и потребления репрезентаций этнической «другости».

Для достижения поставленной цели были проанализированы и обобщены теоретические подходы (классйческие и постклассические) к пониманию сущности феномена Другого и этнического Другого, обосновано понимание этнического Другого как коммуникативного субъекта, а также «текста», конструирующегося значимыми агентами и репрезентирующегося в городском пространстве с помощью различных символов и знаков. Было установлено, что знак образуется соединением означающего и означаемого. При этом означающее многозначно, комбинаторно и референтно (отсылает к другим категориям смыслов, полям референтности). Этническая «другость», рассматривающаяся как текст, производимый агентами («профессионалами» и посетителями) с помощью различных знаков и символов, по мнению диссертанта, является отражением глобализирующегося общества, как показатель общества потребления и мультикультурализма, как часть консьюмеристской культуры (А. Фарбер и К. Гданиек, JI. Стоянова, М. JI. Калдвелл, А. Кинг, Ш. Зукин и другие).

Кроме того, в работе было показано, что особый вклад в современное постклассическое определение феномену этнической «другости» и процесс ее производства внесли такие ученые, как Э. Сайд, Б. Андерсон, Ф. Фанон, X. Баба, Ж. Делез, С. Жижек. Обобщая, их концепции, в данной работе под этническим Другим нами понимался конструирующийся текст, создается автором с помощью различных знаков и подлежит чтению и интерпретации читателем и меняется под воздействием различных факторов, наиболее значимым из которых является сам коммуникативный процесс его производства.

Акцент на коммуникации и диалоге в данной работе был сделан на основе работ таких авторов, как М. Бубер, М. Бахтин, Ю. Хабермас. А говорить о сущности и особенностях репрезентации позволил критический подход к теории репрезентации С. Холла, где репрезентация рассматривается как практика, включающая в себя взаимосвязь «вещей», понятий и знаков, которые играют решающее значение в производстве каких-либо значений в дискурсе.

Еще одной основополагающей для данной работы концепцией стала теория А. Лефевра, вслед за которым мы сделали акцент на значимости городского пространства игородских агентов. Городское пространство, включающее разнообразные знаки, сленги, кодификации и репрезентации, используемые и производимые агентами и акторами — профессионалами и технократами, является ареной для производства этнических значений.

Профессионалы" обращаются к конструированию репрезентаций этнической «другости», к созданию ресторанов этнической тематики, исходя из требований рынка, чтобы получить прибыль и привлекать разнообразную публику. Этническая «другость» сегодня ' переходит на принципиально новый уровень — становится неотъемлемой составляющей «продукта», «товара» или «услуги». Этническая культура используется в качестве ресурса или продукта в специально созданных тематизированных городских пространствах (этнических ресторанах), ориентированных на извлечение прибыли, может «продаваться» и покупаться. Таким образом, в работе теоретически и практически нами были рассмотрены практики консьюмеризации этнической «другости». Показано, что роль современного потребителя не пассивная, а в условиях потребительской демократии он — активный субъект, влияющий на предложения услуг и товаров на рынке, в том числе и этнических. (М. Фезерстоун, Г. Дебор, М. Фридман, Б. Марков, 3. Бауман, В. Ильин и др.).

В эмпирической части работы был собран и проанализирован материал о конструировании репрезентаций этнической «другости» профессионалами (на примере этнических. ресторанов г. Самары), а также выявлены особенности восприятия репрезентаций этнических Других посетителями этнических ресторанов.

Все этнические рестораны Самары были разделены нами на два вида — рестораны «для этнических своих», в которых этническая «другость» не репрезентируется для достижения экономических целей, и рестораны «для этнических «других» (в первую очередь, для русского населения), в которых и происходит экономическое целеполагание. Было установлено, что благодаря этническим ресторанам «для других», которые являются значимой частью нашей повседневности, этнические Другие становятся «видимыми» на улицах современных городов, «продаются» и «покупаются». «Профессионалы» обращаются к конструированию в них репрезентаций этнической «другости», преследуя экономические цели, поэтому этнический ресторан — это сконструированное «профессионалами» тематизированное пространство, которое представляет собой их интерпретации и представления об этническом Другом как об «объекте распродажи». «Профессионалы» следят за темчтобы этнический «Другой» был интересным, продаваемым и модным, мобильным. По мнению «профессионалов», некоторые этнические символы являются особенно модными, востребованными, понятными, полезными (здоровая еда) потребителям, этим объясняется появление большого количества итальянских, японских, а также русские и европейских ресторанов в Самаре.

В зависимости от того, какие средства используют «профессионалы» для репрезентации этнической «другости», и на каких посетителей ориентируются, все рестораны «для других» были разделены на два типа: массовые рестораны и элитные. В-них только на первый взгляд используются однии те же средствадляконструирования этнической? «другости»,. но при более тщательном* анализе становитсяпонятным, что? они различаются количественно и качественно: В первом®случае подбираются такие вещи, символыдетали, которые позволяют создать стереотипную этническую «другость». Во втором случае: конструируютсяболее сложные репрезентации, создающие: видимость, эксклюзивности, новизны, или-«аутентичности» (традиционности).

Помнению «профессионалов», этничность может быть рассмотрена как дополнительная? услуга, или- «хорошая, упаковка» ресторанаэкзотика, закоторую можно получить дополнительную? прибыль. Именно поэтому она: должна быть изменчива (мобильна): и адаптироваться" к особенностям городской среды, вкусам и предпочтениям потребителей*.

Посетители- (потребители) — — это: второй агент, образующий' коммуникативное пространство-, в котором производятсяотнические Другие. Покупая ресторанные товарыи услугипосетители такжеучаствуют в конструировании? образа? этнического Другого-, Интересуясь определенным видом этнической «другости», они могут заставлять «профессионалов» се же и: конструировать для: них, т. е. определяют предложение: № наоборот, «профессионалы» создают собственные версииэтнической-: «другости" — которые рекламируют и продают потребителямформируют у них спрос на? такую этническую «другость». Это процесс ' коммуникации «профессионалов» и посетителей непрерывен, данные агенты взаимно? влияют друг на друга, производя репрезентации этнических Других.

Посетители включаются^ в? процесс коммуникацииначиная^ с момента обнаружения этнических ресторанов (их можно найти, гуляя по улицам города, благодаря СМИ — газетам, журналам, радио, интернету, рассказам знакомых, друзейи т.д.), и уже потом посетители начинают «узнавать» их в городском пространстве, и «покупать» некоторые из них. По мнению посетителей, не все репрезентации этнической «другости» являются привлекательными, востребованными являются либо репрезентации привлекательной конкретной этнической еды, культурылибо репрезентации этнического / экзотического Другого. Именно такие конструкты позволяют посетителям развлекаться и отвлекаться от повседневности, переживать новые эмоциональные состояния.

Таким образом, основная гипотеза исследования подтвердилась. В работе было показано, что в отличие от общества модерна, где этническая «другость» конструировалась преимущественно с помощью репрессивных, властных практик, в постмодернистском обществе все большую активность проявляют экономические субъекты, действующие в конкретных городских пространствах. В данном случае этнические рестораны становятся одними из основных тематизированных городских пространств, в которых производятся различные репрезентации этнической' другости. Это наиболее востребованные тематизированные места общественного питания, которые в зависимости от класса обслуживания, направленности, месторасположения и т. д. могут удовлетворить многочисленные желания «постиндустриального субъекта».

Резюмируя Проведенное в рамках данной работы исследование, показывает непрерывность и сложность процесса репрезентации этнической «другости» в городском. пространстве, указывает на необходимость ее дальнейшего изучения на примере других российских регионов, а также может служить основой для дальнейших социологических и маркетинговых исследований этнической «другости», репрезентаций этничности, практик консьюмеризации этничности, коммуникации между «профессионалами», потребителями и другими значимыми агентами, например, СМИ, рекламными агентствами и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Концепции этничности и экономические стратегии в среднеазиатском обществе // адрес доступа: hhtp:/ www.indepsocres.spb.ru/sbornik8/6rabash.htm
  2. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию СПб.: Алетейа, 2000. — 272 с. ISBN 5−89 329 164−6
  3. Т. В. Негативная диалектика М.: Научный мир, 2003. -374 с. ISBN 5−89 176−191−2
  4. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. -288 с. ISBN 5−93 354−017−3
  5. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994 — С. 297 318) // адрес доступа: http://www.durov.com/literaturel/barthes-94a.htm
  6. Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. С фр., вступит ст. и сост. С. Н. Зенкина —М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с. ISBN 5−8242−0089−0
  7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества М.: Весь мир, 2004. — 188 с. ISBN 5−7777−0303−8,978−5-7777−0303−3
  8. М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  9. С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру-М.: Логос, 2004. -350 с. ISBN: 5−94 010−279−4
  10. . В. Париж столица XIX столетия // Историко-философский ежегодник — М.: 1990. // адрес доступа: http://photounion.by/klinamen/dunaev-ben2.htmr
  11. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки 1988. — № 2 // адрес доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/BibliotekaBenjamin.htm
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  13. Трактат по социологии знания М.: МЕДИУМ, 1995. — 323 с. ISBN 5−85 691 036−2
  14. . К критике .политической экономии знака М.: Академический проект, 2007. — 335 с. ISBN 978−5-8291−0898−4
  15. . Пароли. От фрагмента к фрагменту Екатеринбург: У-Фактория, 2006.-200 с. ISBN 5−9709−0003−6
  16. . Система вещей М.: Рудомино, 1999. — 220 с. ISBN 57 380−0156−7 // http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-le-systeme-des-objets.htm
  17. О. Исторический текст ad marginem или разделенная память разделенных городов // Ab imperio. 2004. — № 4. // адрес доступа: http://abimperio.net/cgi-bin/aishow.pl?state=portal/toc/42004r&idlang=2
  18. О. Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Этничность и экономика: Сборник статей международного семинара / П.р. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб, 2000. С. 47−59
  19. Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ab Imperio. 2002.-№ 3.-С. 61−116
  20. М. Я и Ты // адрес доступа: http://medikas-pl.boom.ru/ID154621.htm
  21. Ван Дейк Т. А. Анализ новостей как дискурса // Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация М.: Прогресс, 1989. — Ван Дейк Т. А. Анализ новостей как дискурса // ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.-С. 113−121, 126−136
  22. Ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка — М., 1988. — Вып. 23 // адрес доступа: http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm
  23. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  24. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа.// Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4
  25. К. Интерпретация культур М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 560 с. ISBN 5−8243−0474−2'
  26. С.И. Феноменология Другого Сартра // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология.» -2006. — № 1 (4) стр.88−112
  27. А. Воображаемый другой (Ж. Лакан). Непоставленные вопросы // адрес доступа: http://lacan.narod.ru/indlak/oni5.htm
  28. А. С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Флинта- МПСИ, 2005. — 382 с.
  29. С. Коммуникативные -стратегии // адрес доступа: http://www.xyz.org.ua/discussion/communicativestrategy.html
  30. Г. Общество спектакля М.: Издательство «Логос», 1999. — 224 с. ISBN 5−830−10 053−3
  31. . Турнье М. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб., 1999. С. 282−302 // адрес доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/deleuze/tournier.html
  32. И. Понятие субъекта и Другого в современной философии культуры // Вестник СамГУ 2007. — № 1 (51) — С. 213−219
  33. Л. Проблемы межэтнических отношений в постсоветской России // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. Пособие / В. А. Ядов. М.: Флинта, 2005.-С. 194−223
  34. С. Интерпассивность. Желание. Мультикультурализм. СПб.: Алетейа, 2005. 156 с. ISBN 5−89 329−735−0
  35. С. Тринадцать опытов о Ленине. М: «Ад Маргинем», 2003. — 253 с. ISBN 978−5-93 321−071−9
  36. С. Хрупкий абсолют или почему стоит бороться за христианское наследие М.: Художественный журнал, 2003. — 174 с. ISBN: 5−901 116−07−0 .
  37. Г., «Как возможно общество?» // Зиммель Г. Избранное в 2-х томах. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 509 — 526
  38. Д. Феномен потребления: критический подход. // Социология потребления — СПб. Социологическое общество им. М. Ковалевского, 2001. С. 10 — 24
  39. В.И. Драматургия качественного полевого исследования — СПб.: Интерсоцис. 2006. 256 с. ISBN 978−5-94 348−043−0
  40. В.И. Глобализация и фрагментация потребления // адрес доступа: hhtp://marketing.spb.ru/read/m7/l7.htm
  41. В.И. Поведение потребителей. Учеб. Пособие — Сыктывкар, Сыктывкарский университет, 1998. 224 с. ISBN 5−272−88−9
  42. В.И. Потребление в социальном поле // Социология потребления — СПб.: Социологическое общество им. М. Ковалевского, 2001. С. 25 — 39
  43. Информационный городской сайт Самара-сегодня // адрес доступа: http://wws.ru/index.php?iCategory=l 101 &fVRange=101
  44. С. В. Конструирование дискурса этнической идентичности (интерпретативные модели удмуртской этничности) Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет, 2005.- 269 с. ISBN 5−70 290 153−3
  45. С. Исследовательское интервью М.: Смысл, 2003. — 301 с. ISBN 5−89 357−145−2
  46. О. Мардань Е. Мультикультурализм начинается с кухни // Режим доступа: http://www.dialogi.lv/article.php?id=421&t=9&rub=0
  47. Конструирование этничности: формирование этнических общин Санкт-Петербурга / В. Воронков, И. Освальд. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. ISBN 5−86 007−134
  48. А. Исследователь в городе: от всевластия взгляда к столкновению с Другим // Communitas.Сообщество. 2005. № 1. С. 21−34. // адрес доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/03/16/272 935/4-Communitas 1 2006Ko smar ski .p df
  49. Кун Т. Структура научных революций. // Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htm
  50. . Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа // адрес доступа: koob.mhost.ru
  51. . Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/1955) — М.: Гнозис/Логос, 1999.- 520с.
  52. Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с.
  53. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 160 a ISBN 5−89 329 107−7
  54. Т. П. Философия диалога М. Бубера — М.: ИФ РАН, 1999.- 133 с.
  55. Ю.М. Семиосфера. — СПб.: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с. ISBN 5−210−1 488−6
  56. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века Барнаул, 1998. — С. 86 — 112
  57. А. Толерантность: кризис концепта или уточнение его границ? // адрес доступа: http://www.eurasianhome.org/xml/iyexpert.xml?lang=m&nic=expert&pid=432
  58. B.C. Национализм как политическая идеология. Учебноепособие М.: КДУ, 2005. — 320 с. ISBN 5−98 227−089-Х
  59. М. Необходимость себя М.: Лабиринт, 1996. — 432 с. ISBN 5−87 604−124−6
  60. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества М.: REFL-book, 1994. — 527 с. ISBN 978−5-17−11 041−4
  61. Мид Дж. Г. Интернализованные Другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты М.: Изд-во МГУ, 1994. — 560 с.
  62. А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra, 1997. № 4 // адрес доступа: http ://www. carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55 643 .htm
  63. Многоликая глобализация / Под. ред. П. Бергера и С. Хангтингтона М.: Аспект Пресс, 2004. — 379 с. ISBN 5−7567−0320−9
  64. Н. Этничность и политика: Учебное пособие. Самара: Самарская гос.арх.-строит. Университет- 2005. 168 с. ISBN 5−9585−0131−3
  65. И. Использование «Другого»: Образы Востока и формирование европейских идентичностей М.: Новое издательство 2004. — 336 с. ISBN 5−98 379−007−2
  66. Особенности национального ресторанного бизнеса // адрес доступа: http://www.sibrestoran.ru/restorator/31
  67. В.М. Инсценирование «украинскости»: некоторые культурные практики репрезентации этнических различий в современной
  68. Москве // Журнал социологии и социальной антропологии 2005. Т. 8 — № 1 (30)-С.136−148
  69. Повседневность городского пространства в кино (фильм Ш. Акерман «С Востока») // адрес доступа: http://takaya.by/life/notice/kerman
  70. В.В. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков // Социологический журнал. 1998. № ¾. С. 57−85 / адрес доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/34-radaev.htm •
  71. Расизм в языке социальных наук / Под. ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2002. — 224 с.
  72. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр «Academia», 1995. С. 3 — 18
  73. П.В., Ярская-Смирнова Ё.Р. Социальная антропология -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 416 с. ISBN: 5−222−5 062−1
  74. П., Ярская В.,. Ярская-Смирнова Е. Репрезентация этничности в вузовских учебниках по социальной работе и социальной политике // адрес доступа: http://old.msses.ru/win/faculty/socialwork/romanov-yarskaya-ethnicity.rtf
  75. Т. Новая локальность // адрес доступа: http://www.intelros.ru/lib/statyi/savitskayal.htm
  76. Э. Ориентализм. Западные ¦ концепции Востока СПб.: Русский мир, 2006. — 637 с. ISBN 5−9 900 557−1-4
  77. А. Спорт, Тендер и Нация // адрес доступа: http://wwh.nsys.by/klinamen/dist 10. html
  78. . П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии -М.: Республика, 2000. 390 с.
  79. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. -М.: Добросвет, 1998. 289 с. ISBN 5−7913−0021−2
  80. С. Образы других в российской науке, политике, праве. М.: Путь, 2001. 205 с. ISBN 5−93 733−017-х
  81. Р. В. Дилемма социальных и культурных оснований репрезентации // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Соц. науки. 2002. Вып. 1. С. 221−233
  82. М.Ю. Нациосфера: Опыт анализа семиосферы наций -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. 279 с. ISBN 5−7807−0496−1
  83. , В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. — 532 с. — ISBN 5−85 810−034−1
  84. А. Визуальные исследования как исследовательская парадигма // адрес доступа: http://viscult.by.c'om/article.php?id=l 08
  85. М. Четыре шага к свободе // Общественные науки и современность-1991.- № 3.-С. 16−19
  86. ФукоМ. Археология знания-СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия" — Университетская книга, 2004. 416 с. ISBN 5−93 762−034−8
  87. Э. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм М.: Праксис, 2001. — С. 121 — 145
  88. Шейгал Е. И, Арчакова Е. С. Тезаурусные связи и структура концепта // Язык, коммуникация и социальная среда. 2002 Вып. 2 // адрес доступа: http://tpll999.narod.ru/WEBLSE2002/SIffiIGALLSE2002.HTM
  89. А. Формирование понятия и теория в общественных науках // Социология. Тексты М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-736 с.
  90. Г. П. Смысл и значение // адрес доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/68
  91. НЛО 2003. — № 59 II адрес доступа: http ://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/etk.html
  92. Этнические группы и социальные границы — М.: Новое издательство, 2006. — 200 с. ISBN 5т98 379−064−1
  93. Ярская-Смирнова Е. Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований — Саратов, гос. техн. университет. Центр социальной политики и тендерных исслед., М.: 2001. — 254 с. ISBN 5−248−114−5
  94. Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of globalization. -Minneapolis: 1996.-224 c. ISBN: 0−8166−2793−2
  95. Bhabha, H. Location of culture. L.- N.Y.: Routledge, 1998. — 285 p. ISBN-10: 415 054 060 ISBN-13: 978−415 054 065
  96. Bhattacharya G., Gabriel J., Small S. Race and Power. Global rasism in twenty-first century.- London and NY.: Routledge. Talor and Francis Group, 2002.- 186 p.
  97. Cohen A.P. The Symbolic Construction of Community. Chichester L., N. Y.: Tavistock, 1985. ISBN 203 131 681
  98. Consuming geographies. We are where we eat / D. Bell and G. Valentine. London, New York. 2000. 236 p. ISBN 0−415−13 768−3- ISBN 0−415 137 675
  99. Crang M. Relics, places and unwritten geographies in the work of Michel de Certeau // Thinking space / ed. by M. Crang and N. Trift. London and New York, 2003. P. 1−30
  100. Derrida, J. Ends of Man / J. Derrida // Philosophy and Phenomenological research. (Sept. 1969). Vol. 30 — № 1. — P. 58−65
  101. Dwight N. Hopkins. .The Religion of Globalization // Religions/Globalizations. Theories and Cases 1998: Duke University Press. -259 p. ISBN 10: 822 327 953 ISBN 13: 978−822 327 950
  102. Fanon, F. National Culture. The Postcolonial Studies Reader / F. Fanon. L.N.Y. — 2001. — 232 p.
  103. Farber A. Gdaniec C. Shopping Malls and Shishas. Urban Space and
  104. Material Culture as Approaches to Transformation in Berlib and Moscow. // Ethnologia Evropa. 34 (2004). P. 113−128
  105. Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. Sage Publications. Los Angeles London New York Singapore. 2007. 203 p. ISBN: 978−1-4129−1013−2
  106. Fridman J. Being in the Word: Globalization and localization. // Global culture. Nationalism, globalization and modernity. London: Sage, 1990. 311−328
  107. Galbraith J.K. The New Industrial Society. New York: Signet, 1967. -576 p.
  108. Gilman S. Difference and Pathology-. Ithaca, N.Y., Cornell University Press. Trade Paperback, Near Fine, 1985. 292 p.
  109. Hall S. The work of representation // Representation: Cultural representation and signifying practices / Ed. by Stuart Hall. London: Sage publ. The Open univ., 1997. 400 p. ISBN:761 954 325
  110. Hamilton D. Cognitive processes in Stereotyping and Intergroup Behavior. Hillsdale (N.J.): Erlsbaum, 1981. P. 115−144
  111. Kintsch W., Greene E. The role of culture-specific schemata in the comprehension and recall of stories // Discourse Processes, 1978. № 1. P. 1−13.
  112. Knorr Cetina K., Bruegger U. The Market as an Object of Attachment: Exploring Postsocial Relations in Financial Markets // Canadian Journal of Sociology. 2000. Vol. 25. № 2. P. 141−168
  113. Language and Social Context / Ed. by P. Giglioli. Harmondsworth: Penguin Books, 1976. 399 p.
  114. Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. London, Sage, 1994. -360 p. ISBN 8 039−8472
  115. Lefebvre A socialist in space. / A. Merrifield/ Thinking space / ed. by M. Crang andN. Trift. London and. London: Routledge, 2000. P. 167−82
  116. The Levinas Reader. / Ed. by S. Hand. Oxford: Blackwell Publishers 1996.-311 p.
  117. Melissa L. Caldvell The Cultural Politics of Food and Eating, Co-editedwith James L. Watson. Blackwell Publishers, 2005. 336 p. ISBN:631 230 939
  118. Moscovici, S. On social representation. In: J. P. Forgas (Ed.), Social cognition. Perspectives on everyday understanding. Academic Press, London, 1981,-P. 181−209
  119. Pink S. Doing Visual Ethnography. London: Sage, 2001. — 208 p. ISBN 761 960 546 ISBN-13(EAN) 9 780 761 960 546
  120. Readings in the Sociology of Language / Ed. by J. Fishman. The Hague: Mouton, 1977.- ISBN 9 027 915 288 ISBN 978−9 027 915 283
  121. Rifkin J. The age of Access. New -York: JP Tarcher, 2001. 320 p. ISBN 1 585 420 824
  122. Ritzer G. Globalization of Nothing. 2004 Sage 238 p.
  123. Slater, D. Capturing Markets from the Economists. In Cultural Economy: Cultural Analysis and Commercial Life. Edited by du Gay, P.- Pryke, M. Sage, 2002. P. 59−77
  124. Stubbs M. Discourse Analysis. The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford: Blackwell, 1983. 272 p. ISBN:22 677 8339University of Chicago
  125. Tenbruck F.H. The cultural foundations of society // Social Structure and Culture/ Ed. by Hans Haferkamp. Berlin- N.Y.: de Gryeter, 1989. P. 15−35
  126. The myth of consumerism / Conrad Lodziak. London-Sterling, Virginia Pluto press. 2002. ISBN 745 317 618
  127. Thompson E.P. The making of the English working class. L., 1963 ISBN 394 703 227
  128. Van Dijk T.A. Discourse and the Denial of Racism van Dijk Discourse Society. 1992. P. 87−118
  129. Zukin S. The cultures of cities/ Blackwell Publishers Inc. 238 Main131
  130. Street, Oxford OX4 1JF.- 1995. 307 p. ISBN 1−55 786−436−5- ISBN 1−55 786 437−3
  131. Научен алманах / Серия: — История, култура, медия. Кн. 2: Глобализацията и социално-културното развитие. Научни доклади. — Варна, 2002. — 258 с.
  132. JI. Этнокултурного на наследство и предизвикателствата на глобализма // Научен алманах / Серия: История, култура, медия. Кн. 2: Глобализацията и социално-културното развитие. Научни доклади. — Варна, 2002.- С. 128−138
Заполнить форму текущей работой