Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление социальной адаптацией молодежи к учебной деятельности в высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: (Философско-социологи-ческий аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982; Захарченко Н. Р. Социальная адаптация как механизм формирования личности. — Кривой Рог: КГРИ, 1983. Деп. в ИНИОН № 12 607 — Кджанян М. Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ереван, 1982; Кинелев C.B. Адаптация… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
  • РАЗДЕЛ 3. ДИАГНОСТИКА ФАКТОРОВ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
  • РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. л,.,.,

Управление социальной адаптацией молодежи к учебной деятельности в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная реальность в России обусловлена и характеризуется глобально-кардинальными изменениями во всех сферах общественного развития. Аналогичные и собственно специфические перемены в области образования поставили на повестку дня новые многочисленные вопросы в процессе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Происходящее реформирование высшей школы одновременно сочетается с инновационными тенденциями внутри самих вузов, выраженными в структурной, функциональной, методологической и методической переориентации (Приложение 1, табл. 1 — 3). Перемены в социально-экономических условиях жизни, идеологическое и политическое настоящее и наиболее вероятное будущее внесли значительные коррективы также и в сознание, деятельность и поведение учащейся молодежи. Происходят заметные изменения в мировоззрении, ценностных ориентациях, социальных качествах как поступающих, так и обучающихся молодых людей, их взглядах на смысл высшего образования в жизни, в мотивационных установках на процесс обучения.

С момента поступления в вуз и до завершения учебы в нем студентам постоянно приходится приспосабливаться к условиям обучения, то есть адаптироваться к формам, средствам и методам работы и постоянно организовывать свою умственную самостоятельную деятельность. Социальная адаптирован-ность к учебной деятельности, а именно — принятие, выполнение, поддержание кодекса норм, правил, организационных и научных законов учебной работы является постоянной проблемой, касающейся российского студенчества.

Только по данным вузов Липецкой области явный отсев студентов с различных курсов составляет от 2% до 6% от общего количества поступивших абитуриентов, а скрытый (переход с одной специальности, формы обучения на другую) еще дополнительно от 3% до 7% учащихся (Приложение 1, табл. 4). Кроме того, постоянно (или периодически), в «зоне риска» (исключение по неуспеваемости) находится еще около 10%. В результате дестабилизирующего воздействия данного процесса возникают проблемы, касающиеся дисциплины, ответственности, исполнительности как во всех, так и в отдельных видах учебной деятельности (на аудиторных занятиях, при выполнении научно-исследовательских работ, в ходе учебно-производственной практики) обучающихся. Следует учитывать, что на стабильность студенческого контингента и на его ориентированность на первоначально избранную специализацию, оказывает влияние множество факторов. К непосредственным и постоянно действующим факторам-детерминантам относятся показатели микросреды.

М.С.Дмитриева подчеркивает, что «управление адаптацией студента к обучению в вузе с необходимостью требует полной ясности в общей картине оптимальных механизмов адаптации, строгой научной обоснованности. рекомендаций по формированию у студента адаптивного поведения» Это согласуется с позицией Л. Я. Дятченко, который в качестве возможного объекта регуляции среди различных социальных процессов наиболее реальным представляет процесс социальной адаптации2. Однако до настоящего времени комплексное (теоретический и математико-статистический анализ) изучение организационно воздействующих структур вуза и самой учащейся молодежи на процесс социальной адаптации студента не проводилось.

Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению причин соответствующих явлений с точки зрения выражения ими определенных социальных отношений, выявлению основных закономерностей, комплекса определяющих адаптационных факторов, непосредственно воздействующих на процесс социальной адаптации студенческой молодежи к учебной деятельности, а также разработке алгоритма и технологий воздействия на них в интересах.

1 Дмитриева М. С. Модель адаптивного поведения и возможности управления познавательной деятельностью студента // Проблемы адаптации студентов. — Каунас: КПИ, 1978. -С. 8.

См.: Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М. — Белгород: ЦСТ, 1993. — С.74. управления адаптационным процессом.

Степень научной разработанности темы.

Интерес к понятийному и содержательному аппарату процесса социальной адаптации в отечественной науке стал активно проявляться с шестидесятых годов. Прежде всего происходит философское осмысление и интерпретация как термина, так и конкретизация сути и содержания самой проблемы социальной адаптации. Это работы Т. И. Алексеевой, Л. П. Буевой, В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, диссертационные исследования Т. Г. Дичева, научные материалы под редакцией Г. И. Царегородцева и многих других авторов.

Т" к/ w.

В качестве социологическои категории процесс социальной адаптации (терминологически, исторической обусловленности зарождения и развития, динамического механизма, и т. п.) рассматривался прежде всего в исследовательских работах Ю. В. Гана, Н. Р. Захарченко, М. Г. Кджаняна, С. В. Кинелева, И. А. Милославовой, И. Н. Никитиной, М. В. Ромма, Н. А. Свиридова, В.Н. Суда-кова и других2.

Научные разработки по этой проблематике в области жизнедеятельности коллективов и организаций, относящихся к определенным социальным инсти.

1 См.: Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. — М.: МГУ, 1986; Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968; Верещагин В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. — Владивосток, 1988; Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация / Пер. с болг. — М.: Прогресс, 1984; Дичев Т. Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М.: 1973; Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. — М.: Мысль, 1975.

2 См.: Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: (Философско-социологи-ческий аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982; Захарченко Н. Р. Социальная адаптация как механизм формирования личности. — Кривой Рог: КГРИ, 1983. Деп. в ИНИОН № 12 607 — Кджанян М. Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ереван, 1982; Кинелев C.B. Адаптация личности как социальное явление: (Социально-философский аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. — JL, 1978; Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. — JL, 1974; Никитина И. Н. Социальная адаптация как социологическая категория // Методологические проблемы социологического исследования. — М., 1979; Ромм М. В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информационный подход): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Новосибирск, 1995; Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. — Владивосток, 1979. Деп. в ИНИОН № 4199- Судаков В. Н. Адаптация личности: (Философско-социологический анализ): Автореф. канд. филос. наук. — Свердловск, 1983. тутам, представлены в работах И. А. Георгиевой, JIM. Растовой, Н. А. Свиридова, и другими, характеризующими данный процесс относительно частных (военных, производственных, научных) отраслей.

Первоначально основные направления исследований адаптационных процессов в вузе затрагивали психологические (изучались динамика познавательных процессов, характерологические изменения), психолого-педагогические (влияние педагогических воздействий на различных уровнях организации), социально-психологические (адаптация к вузовскому коллективу) аспекты и их роль в формировании и развитии личности обучающихся.

Изучение данной проблематики непосредственно и опосредованно включало отдельные вопросы, касающиеся процесса социальной адаптации (работах А. Ш. Агабенкова, Д. А. Андреевой, сборнике статей под руководством В. Г. Асеева, трудах Н. А. Березовина, В. И. Брудного, В. С. Викторовой, С. М. Глушаковой, Л. Г. Григорьевой, В. И. Добрыниной, В. В. Лагерева, В. Т. Лисовского, коллектива под руководством Л. И. Рувинского, Т. Н. Кухтевич и исследованиях ряда других авторов2.

1 См.: Растова JI M. Социальная адаптация личности в коллективе. Автореф. дис. канд. филос. наук. — Барнаул, 1973; Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования, 1980. — № 3- Георгиева И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук — JL, 1986.

2 См.: Агабенков А. Ш. Социологическое исследование процесса профессиональной адаптации студенчества: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1987; Андреева Д. А. Процесс адаптации — составная часть образа жизни студента. Гл. II., § 2. / Образ жизни современного студента. Социологическое исследование. — Л.: ЛГУ, 1981; Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В. Г. Асеева. — Иркутск, 1994; Березовин H.A. Пути адаптации первокурсников к студенческому коллективу. — Минск: БГУ, 1977; Брудный В. И. Адаптация студентов младших курсов вуза. — М.: НИИВШ, 1975; Викторова B.C. Об адаптации студентов — первокурсников к педагогическому вузу // Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе: Студент как предмет познания и воспитания. — Саратов: СГПИ, 1975; Глушакова С. М. Критерии социально-психологической адаптации студентов в вузе // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. — Новосибирск: НЭТИ, 1988; Григорьева Л. Г. Некоторые результаты исследования проблемы адаптации первокурсников в системе высшего образования // Педагогика высшей школы. — Минск, 1978. Вып. ИДобрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе: Спецкурс — М.: МГУ, 1996; Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в.

Но, несмотря на то, что в настоящее время сформулированы основные положения и накоплено определенное количество статистических данных по исследованию процесса адаптации (или отдельных его аспектов) студенческой молодежи в высшем учебном заведении (в университете, политехническом или педагогическом институте), работ, посвященных значению социальной среды, детерминирующим факторам, управлению ими в процессе социальной адаптации студенчества немного. Сюда можно отнести диссертационные исследования Л. Г. Егоровой, С. В. Мадорской, Л. А. Молодцовой, Ф. Г. Хейрулина, В. Г. Хорошко и некоторые другие.

Исследование вопросов, связанных с социальной адаптацией, ограничивалось в основном следующими рамками: внимание акцентировалось на студентах первого — второго курсарассматривались отдельные социально детерминированные аспекты проблемы — профессиональная, социокультурная адаптация и другиесоциальная адаптация изучалась в контексте отдельных параметровучебной, научной, общественно-трудовой активности, коммуникативной деятельности и т. д.

В диссертационном исследовании С. В. Мадорской дано определение проблемного поля исследовательской деятельности в изучении социальной адаптации к учебному процессу, в виде системы «активного включения личности обувысшей школе. Вып. 3. — М.: НИИВО, 1991; Лисовский В. Т. Формирование личности современного студента: (Опыт социологического исследования в высшей школе 1966 — 1975 г. г.): Автореф. д-ра филос. наук. — Л., 1976; Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: МГУ, 1980; Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: МГУ, 1980; Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т.Н.Кух-тевич, В. М. Прокопенко — М.: МГУ, 1992.

1 См.: Егорова Л. Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1978; Мадорская С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу: (Конкретно-социологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Минск, 1986; Молодцова Л. А. Процессы отбора абитуриентов и адаптации студентов к обучению в высшей школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981; Хейрулин Ф. Г. Некоторые социальные проблемы формирования студенчества и адаптация студентов к вузу: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Саратов, 1972; Хорошко В. Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1979. чающегося в различные структурные элементы учебно-воспитатального процесса вуза для выполнения определенных социальных функций (образования, воспитания, трудовой и общественной деятельности) на соответствующем этапе обучения." .

Однако «белыми пятнами» остаются вопросы возможных взаимозависимостей различных факторов на степень активности (пассивности) в учебной деятельности и ее результативности как непосредственно в учебно-познавательной, так и в научно-творческой и практико-познавательной сфере.

Изучению влияния отдельных факторов на процесс адаптации были посвящены статьи Л. К. Гришанова и В. Д. Цуркан (информационный фактор), Р. Р. Бибриха (мотивационный фактор), Е. С. Волкова, А. А. Ефимовой, Т. В. Сел реды (коммуникативный фактор), Е. И. Тимошук и других (групповой фактор) .

Но влияние каждого из перечисленных факторов было рассмотрено только в отдельности, вне комплексного анализа микросредовых, личностно-органи-зационных факторов социальной адаптации к учебной деятельности на протяжении всего периода обучения. Также наблюдается малочисленность современных статистических данных, затрагивающих данную тему и неразработанность математико-статистического аппарата решения проблемы.

Оптимизация процессов личностной и групповой адаптации или отдель.

1 См.: Мадорская С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу: (Конкретно-социологический анализ). Указ. источ. — С. 13.

См.: Гришанов JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев: Штиинца, 1990; Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев: Штиинца, 1990; Волков Е. С. Общение как фактор адаптации личности студента к профессии учителя // Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. — М.: МГПИ, 1981; Ефимова A.A. Общение — одно из условий социальной адаптации первокурсников // Формирование потребности личности в общении. — Новосибирск, 1981; Середа Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1987; Тимощук Е. И., Немцова И. Е. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на процесс адаптации студентов // Личность в системе коллективных отношений. (Материалы конференции). — М., 1980. ных ее видов в представленных работах касалась прежде всего изменений в психолого-педагогическом направлении. При этом использовались, в основном, психолого-коррекционные методы воздействия.

Одним из механизмов создания позитивного эффекта социоадаптирован-ности к учебной деятельности являются социально-адаптационные технологии, позволяющие воздействовать на процесс адаптации, то есть управлять этим процессом через выявленные закономерности.

Методологические и методические основы социальных технологий, а также некоторые вопросы управленческой теории и практики, использование которых возможно в данном направлении, разработаны в научных монографиях и статьях Н. С. Данакина, Л. Я. Дятченко, А. Ф. Зверева, В. И. Иванова, Г. А. Котель-никова, М. Маркова, В. В. Московцева, В. И. Патрушева, Н. Стефанова и других авторов.

Фундаментальные исследовательские работы, касающиеся разработок технологий социально-адаптационной направленности в организации высшего профессионального образования на протяжении всего периода обучения немногочисленны, а имеющиеся научные публикации по данной проблеме представляют собой, как правило, либо описание проблемы, либо определение проблематики исследования.

1 См.: Данакин Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. — Белгород: ЦСТ, 1996; Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М. — Белгород: ЦСТ, 1993; Зверев А. Ф. Рациональность и эффективность организаций как социологическая проблема. — Липецк: ЛГПИ, 1996; Иванов В. И. Социальные технологии в общественном мире. — М.: Славянский базар, 1996; Котельников Г. А. Социально-синергетический подход к разработке социальных технологий // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 2- Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982; Московцев В. В. Некоторые пути повышения качества функционирования управленческих систем посредством улучшения организаторской работы специалистов // Научно методические материалы по БП. — Киев, КВВАИУ, 1990; Патрушев В. И. Социальная технология как социологическая категория // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. (Материалы Международной научно-практической конференции в г. Белгороде) — Белгород, 1991. — 4.2- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. — М.: Прогресс, 1986.

Объектом исследования стала студенческая молодежь первого — пятого курсов обучения факультетов гуманитарного и технического направления высших учебных заведений Липецкой области.

Предметом исследования является диагностика состояния и динамических изменений социальной адапгированности к учебному процессу вузовской молодежи.

Цель исследования: Разработка технологии оптимизации управления социальной адаптацией молодежи в высшей школе на основе моделирования социального процесса в учебной деятельности и диагностики определяющих (значимых) факторов модели.

Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Разработки концептуальной модели социальной адаптации молодежи в высшей школе, основу которой составляют микросредовые факторы.

2. Выявления, анализа и классификации стратегий управления адаптационными процессами к учебной деятельности в вузе.

3. Формирование критериев оценки социальной адаптации молодежи к учебному процессу.

4. Разработки программы социологического исследования процесса социальной адаптации к учебной деятельности.

5. Разработки технологии оптимизации управления социальной адаптацией молодежи в вузе.

Основными гипотезами являются:

1. Социальная адаптация студенчества к учебной деятельности в вузе является факторно-динамическим процессом.

2. Управление адаптацией студенчества к учебной деятельности в вузе осуществляется посредством проектирования и реализации социальных адаптационных технологий.

3. Адаптационная технология, как и любая технология, состоит из простейших технологических элементов (элементарных адаптационных технологий), позволяющих формировать траектории управления адаптационными процессами в зависимости от целей реализуемых стратегий социальной адаптации,.

4. Цели стратегий управления социальной адаптацией формируются на базе анализа проблемных ситуаций, возникающих в учебной деятельности вуза.

5. Оптимизация процесса управления социальной адаптацией базируется на решении задачи минимизации ресурсов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в обосновании концепции социальной адаптации молодежи к учебной деятельности в вузе, которая в отличие от других концептуальных подходов базируется на анализе проблемных ситуаций, инструментом разрешения которых в процессе управления социальными процессами выступают адаптационные технологии;

— в разработке и формализации модели социальной адаптации;

— в разработке классификатора стратегий управления адаптационными процессами к учебной деятельности в вузе, базирующегося на выделении элементарных адаптационных технологий как базовых элементов траекторий управления социальными процессами;

— в формировании обобщенного аналитического критерия оценки адаптации студенчества к учебной деятельности на базе логико-вероятностного подхода теории исследований операций;

— в создании и реализации программы социологического исследования процесса социальной адаптации молодежи в ведущих вузах Липецкой области с целью получения количественных характеристик определяющих факторов социального процесса;

— в методике проектирования адаптационной технологии, представляющей собой решение задачи оптимизации управления.

Теоретико-методологической базой диссертации являются:

Концептуальные установки классиков (основоположников) социологической теории Э. Дюркгейма и МВебера о взаимодействии общества и составляющей и продуцирующей его личности (индивида), а также работы отечественных философов и социологов в области проблематики природы процесса социальной адаптации.

Конкретизация к теме исследования обобщенного подхода использования вероятностных критериев качества функционирования социально-экономической системы специального назначения, разработанного в трудах А.П.Воро-новича, Ю. А. Кибардина, А. И. Старикова, Н. М. Лысенко.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

Материалы государственных документов и статистических справочников федерального и регионального уровня. Статистические данные и нормативно-правовые документы по высшему образованию: уставы вузов, материалы приемных комиссий, рабочие учебные планы по специальностям, итоги зачетно-экзаменационных сессий, программы развития вузов.

Вторичный анализ статистических данных социологических исследований, проводимых в вузах Липецкой области: материалы исследований, проведенные в 1996 — 1998 г. г. кафедрой социологии ЛГТУ (руководительВ.М.Кравченко) и социологической лабораторией ЛГПИ под руководством М. А. Вейта.

В качестве методов исследования автором использовались: наблюдение (на лекционных, семинарских, практических занятиях, во время зачетно-экзаменационной сессии), контент-анализ учебно-научной документации в виде рефератов, курсовых, дипломных работ, метод экспертной оценки преподавателей вузов, деловые и организационные игры, опросы и интервью.

Основное место занимают материалы следующих социологических исследований, проведенных поэтапно:

1. Полевой опрос (используется методы анкетирования, групповое и индивидуальное интервьюирование), контент-анализ: «Вы и Ваша будущая профессия» (ноябрь — декабрь 1996 г., выборочная совокупность составила 182 студента).

2. Полевое анкетирование «Социально-психологическая адаптация как социологическая проблема» (сентябрь — декабрь 1997 г., опрошено 213 респондентов).

3. Анкетирование «Социальная адаптация молодежи в вузе: проблемы и I решения» (февраль — июнь 1998 г., генеральная и выборочная совокупность составляет соответственно — в Липецком государственном техническом университете — 4043 и 394 респондента, в Липецком государственном педагогическом институте — 3200 и 348 студентов, в Елецком государственном педагогическом институте — 2733 и 354 обучающихся) и опрос профессорско-преподавательского состава (проведенный аналогичным образом).

Научно-практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения могут быть использованы для организации.

V/ ^ С/ /— и учебной, научной, практической и культурно-общественной деятельности студенческой молодежи.

Разработанные в диссертационном исследовании факторная модель социальной адаптации к учебной деятельности, диагностический инструментарий оценки ее статического и динамического состояния, алгоритм управления социально-адаптационными процессами могут быть использованы в качестве основы активизации деятельности студентов в процессе обучения, расширения границ научного познания в самосознании студентов, усиления познавательно-ориентированной личностной мотивации обучающихся в результатах учебной деятельности.

Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке и преподавании таких учебных дисциплин, как «Социология управления», «Управление персоналом», «Социология образования», «Социология молодежи», «Педагогика высшей школы» .

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в практической деятельности следующим образом:

— в разработке образовательной стратегии подготовки российских специалистов с высшим образованием в области менеджмента в рамках образовательной программы Европейского Союза ТЕМРШ/ТАОБ для России, согласно директиве XXII комиссии ЕС по вопросам молодежи, образования и науки;

— в разработке и проведении занятий в курсе «Введение в специальность» на факультете экономики в ЛГТУ;

— чтении учебного курса «Организационное поведение» в ЛГТУ;

— разработки и апробации учебного курса «Социология образования» в ЛГТУ (для студентов специальности «Социология»), ЛГПИ (для студентов 4 -го курса всех специальностей) и ИУУ Липецкой области (для слушателей курсов повышения квалификации);

— в выступлениях на областной научной конференции «Молодежь и наука на рубеже XXI века» (Липецк, апрель 1997 г.) — секции «Социально-экономические и культурологические факторы и условия энергои ресурсосбережения» международной конференции «Промышленность стройматериалов и стройинду-стрия, энергои ресурсосбережение в условиях рыночных отношений» (Россия, Белгород, 6−9 октября 1997 г.) — второй региональной научно-практической конференции «Педагогические проблемы в контексте многоуровневой системы образования» (Липецк, 25 — 26 ноября 1997 г.) — межвузовской научно-методической конференции «Инновационные процессы в высшей школе и проблемы совершенствования подготовки специалистов» (Липецк, 3−4 февраля 1998 г.) — Международном семинаре руководителей образовательных учреждений МНЭПУ «Проблемы и сравнительный анализ современных образовательных систем» (Липецк, 4−6 ноября 1998 г.);

— в публикациях (всего опубликовано 13 работ, объемом 3,9 печатных листа).

Предварительные материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социально-политических теорий Липецкого государственного педагогического института, а также на кафедре социологии и кафедре менеджмента Липецкого государственного технического университета. Окончательно диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социально-политических теорий Липецкого государственного педагогического института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографического списка и шести приложений. В диссертации представлены четыре таблицы, одиннадцать схем, один рисунок, девять формул, четыре блок-схемы.

Выводы.

1. Анализ существующих социально-адаптационных технологий управления в вузе показал их несовершенство, количественную недостаточность, низкую эффективность, обусловленные тем, что отсутствуют методики выявления приоритетных направлений разработок технологий управления социальными процессами и их оптимизации в учебной деятельности.

2. Оптимизация управления социальной адаптацией молодежи в вузе базируется на выявлении управляющих (определяющих) и управляемых (определяемых) факторов и оптимизации их значений, формирующих ресурсы адаптационных процессов.

3. Технология оптимизации управления социальной адаптацией в вузе включает в себя решение трех основных задач:

— выбор стратегии решения при формировании траекторий адаптационных технологий (на базе оптимизации ресурсов элементарной технологии адаптационного регулирования) методом реактивного реагирования;

— разработку алгоритма управления адаптационным процессом;

— проектирование адаптационной технологии в рамках заданных условий и ограничений, накладываемых на ресурсные компоненты образовательного цикла вуза.

4. Выбор стратегии управления при формировании траектории адаптационной технологии представляет собой решение оптимизационной задачи линейного программирования, где в качестве ресурсных компонентов используются учебное время, информационные затраты и мотивационные характеристики. Оптимальное решение достигается при максимуме показателя самоадаптации студенчества:

Рса = х2 • х2 тах, где X!, х2- координаты оптимального плана.

5. Результаты выбора оптимальных траекторий управления адаптационными технологиями сведены в обобщенную таблицу «Разрешение проблемных ситуаций в учебной деятельности» .

6. Анализ полученных результатов оптимизации ресурсов, характеризующих социальные процессы обучения, показал:

— что показатель самоадаптации изменяется в диапазоне.

0,20 < РСА <0,70, если сумма показателей ресурсов аддитивна;

— если Рса — 0,35 — то имеют место проблемные ситуации в социальных процессах учебной деятельности, разрешаемые с помощью разработки и реализации адаптационных технологий;

— если Рса< 0,70, можно считать, что проблемная ситуация разрешенаа при Рса = 0,70 разрешена оптимальным образом.

7. Приоритетность разработки адаптационной технологии определяется по величине максимального значения координаты (XI, х2) оптимального плана Они могут быть: а) адаптационными технологиями, имеющими целью снижение степени неопределенности информации о проблемной ситуацииб) адаптационными технологиями, имеющими целью повышение степени мотивации разрешения проблемной ситуации.

8. Разработан алгоритм управления адаптационным процессом, включающий в себя: исходные данные (предпочтение) формирования технологии управления, проблематику и перечень основных условий его реализации.

9. Сформулированы и детализированы основные принципы проектирования адаптационных технологий с целью выбора стратегий управления социальными процессами в вузе на базе метода реактивного реагирования.

11. Разработан алгоритм проектирования адаптационной технологией разрешения проблемной ситуации в учебной деятельности вуза, включающий в себя:

— анализ и описание проблемной ситуации;

— проектирование адаптационной технологии;

— проектирование адаптационной базы управления адаптационными технологиями.

12. Решение трех основных задач управления: выбор стратегииразработка алгоритма и проектирование адаптационной технологии, в совокупности, формируют технологии оптимизации управления социальной адаптацией в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило получить и проанализировать конкретные результаты, сформулировать на их основе выводы и разработать некоторые рекомендации по вопросу социальной адаптации молодежи к учебной деятельности в высшей школе.

Анализ существующих многолетних традиций учебных процессов в вузах РФ показал, что их необходимой частью является социальная адаптация к учебной деятельности. Результатом такого анализа явилось обоснование концепции социальной адаптации молодежи к учебной деятельности в вузе, которая в отличие от других концептуальных подходов базируется на анализе возникновения проблемных ситуаций, инструментом разрешения которых в процессе управления социальными процессами выступают адаптационные технологии.

Социальная адаптация молодежи к учебной деятельности — это, прежде всего, путь к повышению образовательного и профессионального уровня специалистов.

Принципиальное значение в каждой ситуации приобретает определение и оценка степени адаптации и самоадаптации молодежи к различным видам учебной деятельности.

Определяющим является обобщенный подход использования статистических и вероятностных критериев, объективно отражающих закономерности возникновения случайных событий, ведущих к возникновению различного рода процессуальных исходов, базирующийся на принципе гарантированности результата в процессе моделирования управления адаптационным процессом как функции определяющих факторных переменных.

В процессе исследования было выявлено, что в основе инструментария механизмов управления социальной адаптацией целесообразно использовать систему адаптационных технологий регуляционного типа, используя для определения стратегий управления принципы целеполагания и планирования.

Рассмотренный подход к проблеме позволил разработать и конкретизировать обобщенную концептуальную модель социальной адаптации молодежи к учебной деятельности, включающую в себя адаптационные технологии по видам учебной деятельности как обоснованное управленческое действие, обусловленное воздействием факторов влияния: источников, условий и факторных переменных, объединенных в группы институционно-детерминированных, институционно-личностных и личностно-детерминированных составляющих. Конкретное содержание каждого факторного элемента группы было получено в ходе проведенного анализа главных компонент факторных переменных.

В результате анализа причинно-следственных процессов в вузе явилось определение различных видов индивидуальной и групповой социальной адаптации по отношению к учебной деятельности, а также недостаточное методологическое и методическое обеспечение для проектирования адаптационных технологий и оптимизации управления социальными процессами вуза на их основе.

Диагностика факторов процесса социальной адаптации молодежи в вузе рассматривалась как операционная фаза разработки методики управления адаптационными процессами в учебной деятельности.

Формализация концептуальной модели социальной адаптации в вузе базируется на анализе информационной среды учебной деятельности, разработке, принятии и реализации решений в процессе ситуационного управления.

С целью формализации параметров концептуальной модели социальной адаптации выделены элементарные адаптационные технологии и разработан классификатор стратегий управления адаптационными процессами, обеспечивающий формирование траекторий в процессе управления социальными явлениями в учебной деятельности вуза.

Разработан метод формирования траекторий адаптационных технологий управления при реализации социально-адаптационных стратегий: адаптационной координации, адаптационного (мотивационного) средообразования и адаптационного регулирования.

Использование логико-вероятного подхода теории исследования операций для анализа параметров формализованной модели управления процессом социальной адаптации позволило разработать обобщенный аналитический критерий оценки адаптации студенчества к учебной деятельности в вузе:

РД=ПР.= П (РСА1+ЧСА^) ,.

1 1 = 1 где р са * + Я са -= 1, р са 1= НI, • р м I — частный аналитический критерий самоадаптации (личностной адаптации) студенчества к учебной деятельности;

Нп — степень неопределенности информации исследуемого процесса, оцениваемая энтропиейр м 1 — мотивация как показатель частоты (статистической вероятности) участия студенчества в исследуемом процессец са — показатель вероятности возникновения проблемной ситуации;

Я1 — условная вероятность разрешения проблемной ситуации преподавательским составом посредством разработки и реализации адаптационной технологии.

При этом, с точки зрения управления процессом, величина самоадаптации характеризует степень риска в управлении адаптационным процессом.

Ситуационный анализ проводился на основе разработанной в диссертации программы социологического исследования, позволившей получить количественные показатели определяющих факторов в моделируемых процессах, выявить шестнадцать основных социальных проблем в учебной деятельности вузов, разрешаемых на базе пятидесяти трех адаптационных технологий, формирующих «проблемное поле» социальной адаптации в вузе.

Количественный анализ управляющих факторов показал:

— если Рса 5 35%, то имеет место проблемная ситуация в учебной деятельности;

— если 22% < рсд < 35%, то целесообразно использовать в управлении адаптационным процессом простейшие траектории стратегии адаптационого регулирования в форме «адаптационных технологий» ;

— если 16% < рол <21%, то траектория управления усложняется и включает в себя элементы стратегии адаптационного регулирования и элементы стратегии адаптационного (мотивационного) средообразования в форме «Вузовской программы социальной адаптации учащихся» ;

— если рсд 5 15%, то траектории адаптационных технологий управления социальными процессами выходят за рамки компетенции вуза и носят, как правило, уровень государственных комплексных программ социальной адаптации, при этом стратегия адаптационной координации базируется на всей совокупности элементарной базы «проблемного поля «социальной сферы вуза, описываемой классификатором элементарных адаптационных технологий.

При этом, в качестве «граничных» адаптационных технологий при классификации их по стратегиям управления социальным процессом выделяются в особую группу адаптационные технологии средообразования мотивационного плана как связующие элементы процесса управления социальной адаптацией.

Несовершенство существующих социально-адаптационных технологий управления в вузе потребовало в диссертационном исследовании решения научной задачи разработки технологии оптимизации управления социальной адаптацией.

Технология оптимизации управления социальной адаптацией представляет собой методику разрешения проблемных ситуаций в учебной деятельности вуза. Она включает в себя следующие основные этапы:

— выбор стратегии решения при формировании траектории управления адаптационной технологией (базирующейся на оптимизации ресурсов элементарных технологий адаптационного регулирования) методом реактивного реагирования;

— разработку алгоритма управления адаптационным процессом;

— проектирование адаптационной технологии в рамках заданных условий и ограничений.

Выбор стратегии управления базируется на решении задачи оптимизации методом линейного программирования ресурсов социального процесса, оптимальное значение которых достигается при максимализации показателя самоадаптации рсл = XI • х2 -*¦ шах, где, XI, х2 — координаты оптимального плана.

Решение оптимизационных задач показало, что показатель самоадаптации изменяется 0,20 < рСА < 0,70, при условии, что сумма относительных показателей ресурсов аддитивна, и что если рсл < 0,35, то имеют место проблемные ситуации, разрешаемые с помощью разработки и реализации адаптационных технологийесли рсл < 0,70, то можно считать, что проблемная ситуация разрешенаа при рсл = 0,70 ситуация разрешена оптимальным образом.

Приоритетность разработки адаптационных технологий определяется по величине координаты оптимального плана и цели управления.

Разработан алгоритм управления процессом социальной адаптацией. Сформулированы и детализированы основные принципы проектирования адаптационных технологий для системы управления социальными процессами в вузе и проанализированы их взаимосвязи.

Разработан алгоритм проектирования адаптационной технологии разрешения проблемной ситуации в учебной деятельности вуза, включающий в себя: анализ и описание проблемной ситуациипроектирование адаптационной технологиипроектирование информационной базы управления адаптационными технологиями.

Разработана технология оптимизации управления социальной адаптацией в вузе на основе решения трех основных задач управления: выбора стратегииразработка алгоритмапроектирование адаптационной технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н. Некоторые вопросы адаптации студентов в вузе // Экономика, организация и планирование высшего образования. Воронеж, 1975. -С. 84−87.
  2. А.Ш. Социологическое исследование процесса профессиональной адаптации студенчества: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1987. -26 с.
  3. Т.Д., Баландина Т. Ю., Вишневский Ю. Р. Вуз и перестройка в зеркале социологии. Свердловск: УПИ, 1990. — 37 с.
  4. В. Преподаватель и студент. (Вопросы общения) // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 87 — 95.
  5. С.Г. Понятие «адаптация «в социологии // Айперян С. Г. Возникновение, развитие и основные формы использования понятия «адаптация «. Ереван, 1984. Рук. деп. в ИНИОН № 17 784. — С.20 — 42.
  6. Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1972. -С. 38−59.
  7. Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе. (Материалы региональной научно-практической конференции в г. Нижневартовске). Нижневартовск, 1994. — 238 с.
  8. Т.Н. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: МГУ, 1986.-215 с.
  9. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965.-С. 180.
  10. В. А. Проблема адаптации студента // Молодежь и образование. -М.: Молодая гвардия, 1972. С. 194 — 203.
  11. Д.А. К вопросу об адаптации студента в вузе. (Материалы конференции). Тарту, 1971. — С. 49 — 55.
  12. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. Вып. XIII. Ч. II. — Л.: 1973.- С. 64.
  13. Д.А. Процесс адаптации составная часть образа жизни студента. Гл. II, § 2. / Образ жизни современного студента. Социологическое исследование. — Л.: ЛГУ, 1981. — С. 59 — 67.
  14. М.С., Иванов B.C., Киселев A.M., Котельников Г. Н., Лысенко Н. М. Безопасность полетов летательных аппаратов. Киев: КВВАИУ, 1989.-210 с.
  15. Н.Г., Кансузян Л. В., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования, 1995. № 4. -С. 125 -129.
  16. С. С. Социологическое исследование движения студенческих контингентов в процессе обучения: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1978.-21 с.
  17. О.Н. Образовательный путь возрастной когорты в индустриальном регионе: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 1991. 20 с.
  18. Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. канд. пед. наук. Красноярск,!996. — 19 с.
  19. Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 231 с.
  20. Безопасность полетов летательных аппаратов. Методические основы / Под ред. А.И.Старикова-М.: Транспорт, 1988. 159 с.
  21. H.A. Пути адаптации первокурсников к студенческому коллективу. Минск: БГУ, 1977. — 90 с.
  22. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990. — С. 17−29.
  23. М.И. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 158 с.
  24. Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Ф. Б. Ломов. -М.: Наука, 1977.-227 с.
  25. В.И. Изменения в потребностно-мотивационной сфере личностипри адаптации к учебно-воспитательному процессу: Автореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1989. — 18 с.
  26. В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. М.: НИИВШ, 1975.-36 с.
  27. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268 с.
  28. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 339 с.
  29. Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1973. 18 с.
  30. И. В. Сорокина Н.Д. Преподаватель и студент Московского университета. Социологический анализ // Вестник МГУ (Серия 7. Философия.) 1993, — № 2.-С. 77−81.
  31. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -808 с.
  32. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972. -551с.
  33. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 1995. -№ 5. — С. 137 -145,
  34. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 164 с.
  35. В.С. Об адаптации студентов-первокурсников к педагогическому вузу // Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе: Студент как предмет познания и воспитания. Саратов: СГТШ, 1975.-С. 36−43.
  36. Е.С. Общение как фактор адаптации личности студента к профессии учителя // Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. М.: МГПИ, 1981. — С. 85 — 90.
  37. Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах. (Материалы республиканского научно-методического семинара в г. Кишиневе). Кишинев: КГУ, 1984. — 85 с.
  38. Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1994. — 96 с.
  39. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.-384 с.
  40. Гайнер M. JL, Акшинази JI.A. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 143 — 145.
  41. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: (Философско-социо-логический аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1982. -18 с.
  42. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 131 — 135.
  43. E.H. Инновационные процессы в высшей школе России в условиях переходной экономики: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1997. -19 с.
  44. И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук Л., 1986. — 18 с.
  45. С.М. Критерии социально-психологической адаптации студентов в вузе // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. -Новосибирск: НЭТИ, 1988. С. 49 — 52.
  46. Ю.М. Информационные аспекты управления и моделирования. -М.: Наука, 1978.-223 с.
  47. Л.Г. Некоторые результаты исследования проблемы адаптации первокурсников в системе высшего образования // Педагогика высшей школы. Минск, 1978. — Вып. II. — С. 45 — 47.
  48. Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990.1. С. 3−17.
  49. Н.С. Аналитические модели социального процесса // Технологии социального управления (Материалы Международной научно-практической конференции в г. Белгороде). Ч. 1. — М. — Белгород, 1995. — С.74 -76.
  50. Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород: Центр социальных технологий, 1996.-271 с.
  51. Н.С., Сакулин В. Е., Гордилова О. А., Ломазов В. А. Профессиональная ориентация и профессиональная готовность учащейся молодежи. -Белгород: Центр социальных технологий, 1996. 21 с.
  52. Т.С. Самостоятельная работа как средство адаптации первокурсника // Совершенствование психолого-педагогической подготовки учителя. Вып. II. Ярославль, 1975. — С. 51 — 57.
  53. Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1973. — 48 с.
  54. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе: Спецкурс. М.: МГУ, 1996. — 94с.
  55. В.В., Конторов Д. С. Проблема системологии (проблемы теории сложных систем). -М.: Советское радио, 1976. 154 с.
  56. Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  57. Э. Социология образования / Пер. с фр. Астаховой Т. Г. Под ред. Собкина В. С., НечаеваВ.Я. -М.: Интор, 1996. 78 с.
  58. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М. — Белгород: Центр социальных технологий, 1993. — 343 с.
  59. Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1978. -18 с.
  60. Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза: Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 256 с.
  61. Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. -М.: Экономика, 1988. 191 с.
  62. .А. Образование как фактор социальной адаптации личности:
  63. Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1980. — 16 с.
  64. A.A. Общение одно из условий социальной адаптации первокурсников // Формирование потребности личности в общении. — Новосибирск, 1981.-С. 78−85.
  65. Л.З. Вопросы адаптации студентов педвуза // Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. Новосибирск: НГПИ, 1976. -С. 79−91.
  66. В.И., Иванов B.C. Безопасность полетов летательных аппаратов (теория и анализ). -М.: Транспорт, 1986. 223 с.
  67. Л. Статистическое оценивание. Пер. с нем. М.: Статистика, 1967. -598 с.
  68. Западная социология. Словарь. Составители: Громов И. А., Мацке-вич А.Ю., Семенов В. А. СПб., 1997. — С. 359.
  69. Н.Р. Социальная адаптация как механизм формирования личности. Кривой Рог: КГРИ, 1983. Рук. деп. в ИНИОН № 12 607. — 18 с.
  70. А.Ф. Идеальный тип бюрократии М.Вебера и его модификации: проблема рациональности и эффективности в западной социологии организаций. Липецк: ЛГПИ, 1989. Рук. деп. в ИНИОН № 38 270. -18 с.
  71. А.Ф. Рациональность и эффективность организаций как социологическая проблема. Липецк: ЛГПИ, 1996. — С. 36 — 54.
  72. А.Ф. Управленческие отношения и бюрократизм. Липецк: ЛГПИ, 1988. Рук. деп. в ИНИОН № 35 289. — 16 с.
  73. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977. С. 173 — 188.
  74. В.И. Социальные технологии в общественном мире. М.: Славянский базар, 1996. 334 с.
  75. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом М.: Дело, 1993. — 304 с.
  76. С.Н., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа // Человек и общество. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 7 — 17.
  77. Методологические и теоретические проблемы общения как феномена культуры. -М&bdquo- 1986. Рук. деп, в ИНИОН № 25 665. 379 с.
  78. Л.Г. Технология социальная // Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С. 345.
  79. В.И. Коммуникативный мир личности студента и проблемы эффективности подготовки специалиста // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса / Под.ред. В. И. Кабрина Томск: ТГУ, 1978. — С. 133 — 143.
  80. В.Е. О понятии «адаптация студентов в вузе» // Оптимизация процесса формирования личности студента. Куйбышев: КГУ, 1980.1. С. 83−94.
  81. В.П. Современные аспекты адаптации. ~ Новосибирск.: Наука, 1980. -191 с.
  82. И.Д. Цивилизация и адаптация / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1984.-240 с.
  83. В.А. Особенности мотивационно смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1997. — 16 с.
  84. М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ереван, 1982. — 23 с.
  85. Н.Д., Кушнерев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидальногоповедения у обучающейся молодежи / Под рук. А. Г. Амбрумовой. М., 1988.-21 с.
  86. С.В. Адаптация личности как социальное явление: (Социально-философский аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1978.-21 с.
  87. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995 — № 1. — С. 142 — 145.
  88. О. А. Особенности организации учебного процесса на гуманитарных факультетах университетов Соединенных Штатов Америки // Социология высшей школы. Горький, 1982. — С. 129 — 138.
  89. Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Лебедева. Л.: Наука, 1984.-110 с.
  90. В.Ю. Социальная эффективность подготовительных отделений вузов: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1979. — 24 с.
  91. Концепция очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации // Комиссия по подготовке проекта концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. Первый вариант М., 1997. — 21 с.
  92. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1983. -16 с.
  93. В.Г., Трембач В. Г. Влияние учебно-научно-производственного комплекса на адаптацию студента // Проблемы интеллектуального развития в подготовке будущих специалистов. Краснодар: КПИ, 1991.1. С. 67−69.
  94. Г. А. Методологические принципы социолого-синергетичес-кого подхода к социальному познанию // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Вып.1. Белгород: БелГТАСМ, 1999. — С. 6 -11.
  95. Г. А. Социальная синергетика // Философско-культурологи-ческий альманах. Вып. 1. Белгород: БГУ, 1998. — С. 11 — 18.
  96. Г. А. Социально-синергетический подход к разработке социальных технологий // Российский журнал социальной работы. 1995.2.-С. 19−22.
  97. Т.П., Комарова Н. Г. Студенческие настроения (По материалам конкретно-социологического исследования) Липецк: ЛГПИ, 1986. — 18 с.
  98. В.М. Сегодня студент, завтра — руководитель // Ленинское знамя от 29.06.1986. -№ 149. -С.2.
  99. В.М. Студенты и социология // Политехник от 21.05.1986. -№ 18. С. 3.
  100. П.Ф. Формирование развития творческой личности студентов. -Киев, Высшая школа, 1984. 132 с.
  101. С. Теория информации и статистика. М.: Наука, 1962. — 280 с.
  102. .Я. Оптимальное решение? это очень важно! — Л.: Машиностроение, 1994. -128 с.
  103. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе: Методические указания к проведению опроса студентов первого курса. Брянск: БИТМ, 1988. — 18 с.
  104. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. -М.: НИИВО, 1991.-48 с.
  105. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вуза // Психологический журнал. Т. 17. — 1996. — № 4. — С. 134−140.
  106. А.Я. Социальные проблемы реформирования высшего образования в России: региональный аспект (на материалах Сахалинской области): Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 1997. 25 с.
  107. Е.В. Технология образовательной деятельности в вузе // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. (Материалы Международной научно-практической конференции в г. Белгороде) Белгород, 1991. — 4.3. — С. 94 — 95.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. 4-ое изд-ие. М.: МГУ, 1981.-584 с.
  109. В.Т. Формирование личности современного студента: (Опыт социологического исследования в высшей школе 1966 1975 г. г.). Автореф. д-ра филос. наук. — Л., 1976. — 38 с.
  110. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  111. Личность студента и успешность его обучения в вузе / Под общей ред. В. В. Шкарина. Н. Новгород: НГУ, 1991. 123 с.
  112. С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу: (Конкретно-социологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. Минск, 1986. — 22 с.
  113. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982. — 174 с.
  114. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1994.-702 с.
  115. H.H. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Саранск, 1993. — 31 с.
  116. И. А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 18 с.
  117. Л.А. Процессы отбора абитуриентов и адаптации студентов к обучению в высшей школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. -18с.
  118. В.В. Некоторые пути повышения качества функционирования управленческих систем посредством улучшения организаторской работы специалистов // Научно-методические материалы по БП. Киев, КВВАИУ, 1990.-С.187−227.
  119. В.В. Разработка методики оценки и анализа уровня социальной адаптации и профессиональной подготовки выпускников вузов ВВС по месту службы. Отчет о НИР, шифр «Фонология — CK — Москва, ВВС, 1987. 122 с.
  120. В.В. Методы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. Отчет о НИР, шифр «Сближение 90 Харьков, ХВВАИУ, 1990. — 27 с.
  121. В.В. Реализация новых форм и методов обучения в процессе преподавания дисциплины БПЛА педагогический эксперимент // Сборник научно — методических материалов. — Харьков, ХВВАИУ, 1991.1. С. 56−74.
  122. А.И. Совершенствование управления высшей школой в условиях демократизации: (Социологический аспект): Автореф. дис. канд. со-циол. наук. Харьков, 1990. — 16 с.
  123. B.JI. Взаимодействие управления и самоуправления как средства оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов: (на опыте средних специальных учебных заведений). М.: Изд-во РАН, Ин-т Социологии, 1994. — 25 с.
  124. A.A. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд — во АН Арм. ССР., 1988. -262 с.
  125. Направления и формы гуманитаризации высшего образования в техническом вузе. Рязанская государственная радиотехническая академия. -Рязань, 1995. 52 с.
  126. Т.Г. Формирование мотивов учебной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Автореф. канд. пед. наук. -Саратов, 1996. 17 с.
  127. С.П. Метод концептуального проектирования систем организационного управления // Социология: методология, методы, математические модели. Т.7. — 1996. — С. 30 — 55.
  128. С.П., Масленников Е. В. Социологические исследования и концептуальный анализ // Социология: методология, методы, математические модели. Т.7. — 1996. — С. 56 — 65.
  129. H.H. Социальная адаптация как социологическая категория // Методологические проблемы социологического исследования. М., 1979. -С. 158−173.
  130. Образовательные стандарты и развитие личности (Материалы Международной конференции в г. Омске). Омск, 1995. — 217 с.
  131. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45 — 50.
  132. B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1977. — 18 с.
  133. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в высшей школе / Отв. ред. И. А. Чукалов. Чебоксары, 1983.-114 с.
  134. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов // Под ред. A.A. Радуги-на М.: Центр, 1998. — 432 с.
  135. Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду / Под ред. Р. Г. Гуровой М. Изд-во АПН СССР, 1991. — 117 с.
  136. Е.М. Социальные нормы, управление, поведение. — М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
  137. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995. -193 с.
  138. Л.В. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995.-16 с.
  139. Поэтапная адаптация студентов к избранной профессии / Отв. ред. Л. Е. Этинген. Душанбе, 1975. — 63 с.
  140. А.И. Организация: системы и люди. -М.: Политиздат, 1983.176 с.
  141. А.И. Современная социология организаций. М., 1995. — 296 с.
  142. Проблемы адаптации и здоровье для студентов // Вестник высшей школы, 1982.-№ 5.-С. 39.
  143. Проблемы адаптации студентов: (Материалы конференции в г. Каунасе). -Каунас: КПП, 1978. 157 с.
  144. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза // Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: МГУ, 1980. 143 с.
  145. Проблемы многоуровневой системы образования: (Материалы II научно-практической конференции в г. Томске). Томск: ТГУ, 1994. — 301 с.
  146. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов / Под ред. В. Т. Лисовского и В. А. Сухина. Л.: ЛГУ, 1983.- 180 с.
  147. П.А., Семиченко В. А. Психологические особенности самостоятельной работы студентов в период адаптации // Совершенствование подготовки учителя в педвузе. М.: МГПИ, 1980. — С. 128 — 137.
  148. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М.: НИИВШ, 1976. — 44 с.
  149. Профессиональная ориентация в высшей школе. Кемерово: КГУ, 1986. -159 с.
  150. Профессиональная ориентация в школе и вузе. Кемерово: КГУ, 1991. -140 с.
  151. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. (Материалы симпозиума в г. Ереване). Ереван: АГПИ, 1973. -153 с.
  152. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н. М. Казань, 1977. — 243 с.
  153. Пути и методы управления качеством подготовки специалистов в вузе. (Материалы республиканской научно-практической конференции). -Минск, 1985.-112 с.
  154. Разработка методов адаптации студентов к условиям обучения, путей ихреализации на практике / Рук. В. В. Лагерев. Брянск: БИТМ, 1990. — 85 с.
  155. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1973. — 18 с.
  156. В.М. Особенности адаптационного периода для студентов в вузе //Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.-С. 99−101.
  157. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1987. -18 с.
  158. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информационный подход): Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1995. — 16 с.
  159. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога: (Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации). -Ростов наД.: РГУ, 1969.-277 с.
  160. Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. -М.: Мысль, 1981.-207 с.
  161. Л.И., Ковалева М. М., Соловьева A.B. В целях скорейшей адаптации // Вестник высшей школы, 1981. № 10. — С. 56 — 58.
  162. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 224 с.
  163. Р.Б. Студент и карьера // Молодой человек в условиях кризиса. (Материалы Международной научно-практической конференции). М. -СПб., 1994.-С. 46−49.
  164. Самоорганизация студентов первого курса // Под ред. П. Е. Рыженкова. -Новосибирск, 1990. 156 с.
  165. И.А., Новиков B.C. Неспецифические механизмы адаптации человека. Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  166. А.Л. Социальная психология управления: учебное пособие -Л.: ЛГУ, 1986. 175 с.
  167. H.A. Некоторые методологические проблемы социальной адаптадии личности. Владивосток, 1979. Рук. деп. в ИНИОН № 4199. — 17 с.
  168. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования, 1980. № 3. — С. 44 — 51.
  169. Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс факторам учебного процесса. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1987.-18 с.
  170. Система образования Липецкой области в 1997 году. Липецк: Изд — во департамента науки и образования администрации Липецкой области, 1998.-36 с.
  171. Словарь прикладной социологии // Социальная адаптация. Минск, 1984. -С. 160−161.
  172. А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. -Л., 1976.-212 с.
  173. Е. О специфике молодежных проблем // Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб., 1992. — № 1. — С. 3 — 29.
  174. А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1988. — С. 100 — 101с.
  175. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. — С. 57 — 70.
  176. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. -М.: Наука, 1978. 156 с.
  177. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко М.: МГУ, 1992. — 122 с.
  178. Современные проблемы университетского образования (Материалы П1 Всероссийской научно-методической конференции в г. Волгограде). -Волгоград: ВГУ, 1993. 138 с.
  179. М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических вузов: Автореф.дис. канд. психол. наук-Казань, 1996. 17 с.
  180. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов. -М. Белгород: Луч — Центр социальных технологий, 1995. — 309 с.
  181. Социология молодежи / Отв. ред. Лисовский В. Т. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.-460 с.
  182. Н. Общественные науки и социальная технология / Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1976. 151 с.
  183. В.Н. Адаптация личности: (Философско-социологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1983. — 18 с.
  184. Е.И., Немцова И. Е. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на процесс адаптации студентов // Личность в системе коллективных отношений. (Материалы конференции). -М., 1980. -С. 231 -232.
  185. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. — 384 с.
  186. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. -М.: Academia, 1996, — 196 с.
  187. Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития / Науч. ред. Макарин Н. П. и др. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995.-99 с.
  188. Ф.Г. Некоторые социальные проблемы формирования студенчества и адаптация студентов к вузу: Автореф. дис. канд. филос. наук, — Caратов, 1972. 18 с.
  189. Д. Причинный анализ в статистических исследованиях / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1981. — 256 с.
  190. В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 16 с.
  191. В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 167 с.
  192. ЦыбаВ.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М.: Финансы и статистика, 1981. — 225 с.
  193. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1989. -24 с.
  194. Я.Ю. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240 с.
  195. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера, управленческая гуманиторология. М.: Финансы и статистика, 1992. — 237 с.
  196. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов. // Высшее образование в России. 1997, — № 2. — С. 68 — 77.
  197. Ф.Э., ХарчеваВ.Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. — 304 с.
  198. И.И. Влияние социально-демографических факторов на процесс формирования специалиста в вузе: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Харьков, 1982. 13 с.
  199. И.В. К вопросу об особенностях адаптации студентов младших курсов университета // Личность в коллективных отношениях. М., 1980. -С. 55−64.
  200. К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 348 с.
  201. П. История как человеческий продукт: развитие теории действия. / Пер с англ. М.: Аспект — Пресс, 1996. — С.242 — 254.
  202. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  203. В. JI. Режим дня в процессе адаптации студентов первых курсов к вузовским условиям: (На материале педагогических институтов): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982. 18 с.
  204. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С. 13.
  205. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцва. -М.: Мысль, 1975.-277 с.
  206. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности. Тамбов, 1983. — 84 с.
  207. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. ОсиповаГ.В. -М.: ИСПИ РАН, 939 с.
  208. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. — 263 с.
  209. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 331 с.
  210. Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. — С. 141 — 166.
  211. Ф. Технология обучения в системе высшего образования (пособие для преподавателей) / Пер. с польского М.: Высшая школа, 1986. -133 с.
  212. Encyclopedia of Psychology. Н. J. Eysenck, W. Arnold and R. Meili (EDS) / Herder and Herder, New York, 1972. Vol., P. 25.
  213. Golin Leicester. Social Technology. «Technology Today», London, 1971. -P. 81−107.
  214. Heison H. Adaptation level theory. Psychology: A study a Science, New York, № 4, 1959.-568 p.
  215. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968. 198 p.
  216. Thomas W. L., Znaniecki Fl. The Polish Peasant in Europe and America, New York, 1927. Vol. II, P. 1846 1849.
  217. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД 1993 -1998 ГОДОВ
Заполнить форму текущей работой