Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аксиологические основания социальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил недостаточно эффективным. Профессиональноэтическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного… Читать ещё >

Аксиологические основания социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой, и не только формально (т.е. технологически и юридически). Она требует особой, дополнительной к нормативно-правовой и технологической, более жесткой и одновременно тонкой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Такой системой регламентации может быть только профессионально-этическая система. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты, органичность которой в системе социальной работы обусловлена в первую очередь тем, что сущностной, смыслообразующей основой современной профессиональной социальной работы является гуманизм.

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил недостаточно эффективным. Профессиональноэтическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института профессиональной социальной работы.

Основной функцией любой системы морали является поддержание и обеспечение существования породившей ее метасистемы, т. е. системы общества. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения)[1]. Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим ее в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим нормативный смысл и содержание.

В системе социальной работы профессиональноэтическая система, учитывающая специфику социальной работы, занимает особое место. Она играет роль не только одного из основных видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и является структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, значимым гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

Главное место в профессионально-этической системе занимает система профессионально значимых ценностей. Аналогичное место в профессионально-этическом учении занимает учение о профессионально значимых ценностях, которые, определяя смысл и содержание профессиональной деятельности, устанавливают тем самым и систему принципов и норм, и содержание долга специалиста, и требования к качествам его личности. Вследствие этого при планировании, организации, реализации деятельности и ее анализе целесообразно использовать этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет как на стадии теоретического осмысления будущей деятельности и подготовки к ней, так и в процессе практической деятельности выявить посредством анализа действительные ценности и этические принципы, положенные в ее основу, сформулировать и скорректировать цели, уточнить смысл и содержание конечного результата с точки зрения его соответствия представлениям о благе человека и общества.

С целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное — реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом, в изучении и регулировании социальной работы использование этико-аксиологического подхода приобретает большое значение. Он не может считаться единственным при исследовании социальной работы, которая многопланова, многофункциональна, многозадачна, многоаспектна, вследствие чего в ней имеют место и могут быть исследованы различные компоненты — организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т. п., каждая из которых имеет относительно самостоятельное значение и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смыслообразующих.

Вследствие этого этико-аксиологический подход может считаться одним из главных при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения философской теории ценностей, этико-аксиологический подход в социальной работе представляется необходимым, целесообразным и одним из главных.

Этот подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности и этические принципы, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле этико-аксиологический подход целесообразен и оправдан. Он позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Сконструированный в результате реализации этико-аксиологического подхода идеальный образ социальной работы может служить ориентиром, указывающим основные направления и путь развития. Поэтому главная цель применения этико-аксиологического подхода в социальной работе — содействие достижению профессионального идеала, а его главная задача — обеспечение соответствия элементов деятельности ее главным ценностям.

Функции, которые при этом выполняет этико-аксиологический подход в социальной работе, позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы. Среди них:

  • аналитическая функция — заключается в осуществлении этико-аксиологического анализа действительного состояния социальной работы, а также того ее идеального образа, который рассматривается в качестве зрелой, развитой формы социальной работы;
  • оценочная функция — состоит в формировании представления о значении социальной работы в жизнедеятельности человека и общества, ее места и роли в общественном развитии и соответствии реального состояния деятельности идеальному;
  • прогностическая функция — реализуется в выявлении тенденций в развитии социальной работы, обосновании оптимальных путей и целей ее развития;
  • целеполагающая функция — выражается в содействии формулированию и уточнению целей деятельности с позиций достижения блага человека и общества.

Прочие функции этико-аксиологического подхода в социальной работе служат цели совершенствования деятельности в целом и отдельных ее элементов, в том числе и субъекта деятельности.

Системное применение этико-аксиологического подхода в социальной работе может способствовать более качественному и полному удовлетворению потребностей общества в ее результатах. Поэтому этико-аксиологический подход в социальной работе имеет большое значение не только для самой социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, выявить потенциал развития. На этом основании можно говорить о возможном существенном повышении ее эффективности, а значит, и о повышении темпов социального прогресса.

Среди многочисленных детерминант социальной работы значительное место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность социальной работы, ее всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, ее органичная включенность в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих ее основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала — достижения блага общества и человека.

Ценностная система социальной работы представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, вступая во взаимодействие и оказывая влияние как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.

В социальной работе могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых их типологий. В ней имеются как предметные, так и субъектные; как материально-вещные, так и духовно-интеллектуальные; как реальные, так и потенциальные; как терминальные, так и инструментальные ценности и т. д.

Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа в принципе невозможна без признания, привлечения и реализации ценностей различных видов и групп, которые могут выступать в различных формах и видах. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью ее трансформации и формирования на этой основе новых ценностных ориентаций. В то же время ценности, задействованные в социальной работе, играют роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и основной целью и конечным результатом социальной работы.

Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая[2])

по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов и органично неотделимой характеристикой процесса, который образует сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность вообще и социальная работа в частности может быть представлена как деятельность по реализации социально, профессионально и (или) индивидуально значимых ценностей. Важно, чтобы профессиональная деятельность вообще и социальная работа в особенности представляла собой аксиологическую, а не аксиатическую деятельность, хотя ценности обыденного сознания в ней, несомненно, присутствуют.

  • [1] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. С. 270.
  • [2] И аксиатическая, и аксиологическая деятельность есть ценностнаяпо сути, но аксиологическая предполагает научный подход (т.е. в ее основележат научно обоснованные ценности), в то время как аксиатическаяможет базироваться на ценностях обыденного сознания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой