Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная компетентность и профессионализм муниципальных служащих в контексте реформирования местного самоуправления в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессионализм как характеристика полноты, всесторонности и объема реализации профессиональной квалификации муниципальных чиновников взаимосвязан с социальной компетентностью. Последняя в части освоения знаний, умений и навыков решения социальных вопросов местного значения коррелирует с уровнем освоения профессии (профессий) муниципальных служащих. Социальная компетентность влияет… Читать ещё >

Содержание

Глава IIервая. Теоретические аспекты социологического анализа социальной компетентности и профессиональной деятельности муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления в современной России.

§ 1. Понятие «социальная компетентность»: теоретические подходы к определению.

§ 2. Роль социальной компетентности в повышении профессионализма муниципальных служащих.

Глава вторая. Развитие социальной компетентности муниципальных служащих и повышение уровня их профессионализма в условиях реформирования местного самоуправления в

России (на материалах Уральского Федерального округа).

§ 1. Источники, условия и факторы формирования социальной компетентности муниципальных служащих.

§ 2. Оценка социальной компетентности муниципальных служащих.

§ 3. Основные направления развития социальной компетентности и повышения уровня профессионализма муниципальных служащих.

Социальная компетентность и профессионализм муниципальных служащих в контексте реформирования местного самоуправления в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность постановки проблемы. Становление эффективной системы местного самоуправления в современной России невозможно без достижения высокого уровня профессионализма в работе муниципальных служащих. На происходящие кардинальные изменения в организационном строении данной системы оказывает влияние процесс осуществления вступившего в 2006 году в силу Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учетом реальных потребностей российского общества, сформировавшихся к началу XXI века, профессиональное развитие муниципальных управленцев отражает логику нового законодательства в сфере строительства местного самоуправления. В ее основе усиление социальной составляющей этой сферы. Отсюда закономерно актуализируется потребность в социологических исследованиях социальной направленности профессиональной компетенции и компетентности муниципальных служащих, вытекающих из особенностей их трудовой деятельности.

Во-первых, рассмотрение проблем формирования социальной компетентности чиновничества в системе местного самоуправления отражает потребность местных сообществ в углублении социального развития территориальных социумов.

Во-вторых, социологический анализ социальной компетентности муниципальных управленцев позволяет уточнить приоритетные направления в модернизации организационной структуры местного самоуправления.

В-третьих, социологическое изучение социальной компетентности муниципальных служащих может существенно повлиять на моделирование корпоративных отношений внутри органов местного самоуправления.

В-четвертых, огромное значение социологическое понимание сущности социальной компетентности приобретает в профессиональной социализации личности и определении кадровых перспектив трудовой деятельности муниципального чиновника.

В-пятых, знание содержания и форм проявления социальной компетентности муниципальных чиновников способствует достижению взаимоотношений внутренней и внешней сред муниципального управления, адекватных друг другу в современных условиях.

Благодаря сказанному, проблема социологического анализа социальной компетентности современных российских муниципальных служащих приобретает огромное теоретическое и практическое значение в контексте повышения их профессионализма и результативности реформирования системы местного самоуправления в современной России.

Степень научной разработанности темы исследования. В прямой постановке проблема влияния социальной компетентности чиновников на их профессиональную деятельность и функционирование в целом системы органов власти в современной России не получила пока полного и всестороннего рассмотрения. В то же время отдельные аспекты заявленной в диссертации проблемы рассматривались в источниках различных научных направлений.

Проблемам социальной и профессиональной детерминации жизнедеятельности личности уделяется большое внимание в работах как зарубежных (К. Альдерфер, Ф. Херцберг, Д. МакКлелланд, В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер, Э. Лок, С. Адаме и др.), так и отечественных авторов (В. Веснин, О. Виханский, А. Наумов, А. Карпов, О. Ромашов, Н. Шаталова и др.). Ими нередко выделяются теоретические и прикладные аспекты повышения эффективности управления персоналом государственных и муниципальных органов. В рамках этих аспектов выявляется проблематика, связанная с исследованием профессиональной и социальной компетентности чиновничества. Такая проблематика в косвенной постановке находит отражение в классических работах по теории бюрократии М. Вебера, М. Крозье, П. Бурдье, 3. Баумана, Г. Саймона и др.

Большое внимание в 90-е гг. XX века в российской социально-экономической литературе уделено анализу содержания происходящих в современной России общественных преобразований (А. Андреенкова, Б. Бабо-сов, А. Вардомацкий, А. Виноградов, И. Рековская, Н. Лапин, Л. Гордон и другие). Роль этих преобразований в трансформации личности современных чиновников очевидна. Прежде всего, проведенные указанными авторами исследования актуализировали внимание к особенностям отношения различных социальных групп, в том числе и управленческих кадров к процессу перехода к рынку и социальным проблемам, связанным с общественными преобразованиями в России. В этой связи содержание проблемы повышения социальной компетентности чиновника неизбежно отражает специфику адаптационных изменений к общественным преобразованиям в современной России и управления ими.

В немалой степени влияние феномена мотивации социальной жизнедеятельности личности, выявленное в исследованиях В. Асеева, Е. Ильина, В. Ковалева, А. Леонтьева, Д. Узнадзе, П. Якобсона, Дж. Аткинсона, К. Мадсена, А. Маслоу и др. отразило содержательный смысл социальной компетентности чиновников.

В публикациях С. Андреева, Г. Атаманчука, М. Афанасьева, А. Вишневского, В. Граждана, М. Дмитриева, М. Капустина, И. Клямкина, В. Никонова, В. Смолькова, Л. Якобсона и др. актуализация исследования социальной компетентности российского чиновничества осуществляется в контексте проблем реформирования государственного устройства, трансформационных изменений, анализа деформаций в функционировании государственной и муниципальной службы современной России.

Отчетливо усиление внимания специалистов к теме диссертации проявляется на фоне теоретических и прикладных исследований профессиональной и корпоративной культуры современного российского чиновничества (О. Аверина, Т. Аликин, Г. Атаманчук, В. Попов, В. Китаев, А. Митин, Л. Налимова, В. Романов, Б. Хохряков и др.). Особую роль здесь приобретают исследования социального и профессионального развития чиновничества, его социальной ориентации в современном российском обществе.

В числе приоритетных многие авторы (А. Белькова, Е. Беклемищев, В. Вилюнас, С. Костина, А. Панькова, В. Скворцов, Н. Чевтаева и др.) рассматривают вопросы деловой и профессиональной карьеры, мотивации становления и профессионального развития государственных и муниципальных служащих. В этом контексте усиливается внимание к социально-профессиональным качествам современных российских чиновников, включая образовательную, трудовую, семейно-брачную и другие сферы социальной жизнедеятельности чиновничества.

В работах Т. Базарова, В. Виноградова, И. Гущиной, Е. Климова и др. проанализированы проблемы и содержательные стороны деятельности персонала органов государственного и муниципального управления в современной России. Это существенно раздвигает методологические и методические горизонты социально-психологического и социологического анализа социальной компетентности чиновничества в России.

В работах В. Бойкова, А. Гапоненко, А. Панкрухина, Б. Ушакова и других рассматривались интересы и потребности служащих властных структур, их мотивы и стимулы, отношение к работе, социально-психологическое самочувствие. Эти элементы жизнедеятельности чиновников взаимодействуют, а нередко включаются в содержание их социальной компетентности.

Глубокий анализ правового и социального статуса современных государственных и муниципальных служащих в России проведен в работах таких авторов как Ю. Н. Старилов, Д. Н. Бахрах, В. Э Бойков, Е. В. Охотский, Е. В. Масленникова, А. Е. Лукьяненко, C.B. Гребениченко, В. М. Сергеев, В. Г. Игнатов, В. А. Сулемов, Т. Ю. Базаров, Е. А. Аксенова и др.

Составляющие коммуникативной компетентности получили отражение в работах JI.A. Петровской, Ю. М. Жукова, A.A. Бодалева.

В то же время в работах большинства социологов и психологов отсутствует комплексный и системный подходы в анализе процесса личностного социального развития современного российского чиновника. Поэтому, как правило, проблемы социальной компетентности государственных и муниципальных служащих только подчеркиваются, выделяются в общем плане, а не конкретно. При этом значительно меньше внимания в литературе уделяется социальной компетентности кадров местной администрации, хотя роль муниципальных чиновников в функционировании территориальных социумов заметно возрастает.

В настоящий период складываются предпосылки для углубленного изучения проблемы формирования и повышения социальной компетентности современного российского чиновничества. Однако внимание к вопросам трансформации в новых условиях требований к социальной компетентности российских чиновников, особенно муниципальных служащих, проявляется недостаточно.

Не получило пока должного освещения влияние социальной компетентности на управленческую деятельность чиновников. Поэтому попытки ряда исследователей раскрыть роль и особенности отдельных компонентов социальной компетентности чиновников в повышении их профессиионализма можно расценить как отражение неизбежно возникающей глубокой и насущной потребности в изучении содержания и форм проявления социальной компетентности работников органов власти в системе местного самоуправления.

Высказанными соображениями объясняется выбор объекта, предмета и формулировка цели и задач диссертационного исследования. Его объектом выступают основные группы современных российских муниципальных служащих (на примере руководителей и специалистов органов управления в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации в Уральском Федеральном округе1).

Предмет исследования — влияние развития социальной компетентности муниципальных служащих на повышение их профессионализма в условиях реформирования системы местного самоуправления.

Цель и задачи диссертационной работы. Основная цель работы состоит в разработке и реализации комплексного теоретико-эмпирического подхода к социологическому анализу роли социальной компетентности муниципальных служащих как фактора повышения их профессионализма в процессе глубокой трансформации системы местного самоуправления в современной России.

Осуществление этой цели предполагает решение нескольких задач:

1 Далее сокращенно — УрФО.

1. Раскрыть содержание приоритетных методологических и методических направлений социологического анализа социальной компетентности муниципальных служащих.

2. Выявить специфику социальной компетентности муниципальных чиновников как фактора повышения их профессионализма.

3. Определить и оценить реальное состояние социальной компетентности муниципальных служащих (на примере групп руководителей и специалистов органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации УрФО).

4. Дать социологическую оценку зависимости профессионализма и профессиональной деятельности муниципальных служащих от уровня их социальной компетентности.

5. Выявить особенности социальной компетентности как фактора адаптации муниципальных служащих к общественным преобразованиям в современной России.

6. Сформулировать основные направления по формированию, развитию и усилению влияния социальной компетентности муниципальных служащих на повышение их профессионализма в ходе реализации реформы местного самоуправления в современной России.

Реализация поставленной цели и задач позволяет существенно углубить в социологии управления теоретико-методологическое понимание социальных основ развития кадрового потенциала муниципальных служащих. Это может существенно помочь в достижении глубоких результатов как в реформировании системы местного самоуправления в современной России, так и в получении глубоких выводов и выработке комплекса предложений по повышению эффективности деятельности органов власти в стране.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования. Важнейшие методологические и теоретические источники работы содержатся в произведениях основоположников ряда классических направлений социологии управления, в первую очередь социологии бюрократии (3. Бауман, П. Блау, П. Бурдье, М. Вебер, М. Крозье, К. Маркс, Р.

Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон, Ф. Тэйлор, А. Файоль, Ю. Хабермас, Р. Эмерсон и др.).

Особое внимание здесь было уделено системному, структурно-функциональному подходам, детерминационному и особенно факторному анализу. Элементы последнего востребованы нами в первую очередь при разработке комплексного теоретико-методологического подхода к социологическому анализу влияния социальной компетентности на повышение эффективности профессиональной деятельности муниципальных управленцев.

Авторские позиции в понимании проблемы формирования и развития социальной компетентности чиновников в огромной мере испытали влияние высказываний крупнейшего уральского социолога Л. Н. Когана и его последователей о роли в функционировании «актуальной» культуры общества социальных ценностей и их деятельностной природе. В этой связи в диссертации акцентировано внимание на рассмотрении содержания и конкретных проявлений социальных ценностей государственных и муниципальных служащих, проанализированных в работах Н. Байкова, В. Белолипецкого, А. Кудашева, В. Костина, В. Иванова, В. Игнатова, А. Понедежова и др.

Содержание социальной компетентности муниципальных служащих рассмотрено в контексте институционального и стратификационного подходов, разработанных в трудах таких зарубежных и отечественных авторов, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, Д. Норт, Н. Смелзер, Л. Буева, М. Руткевич, В. Здравомыслов, Г. Зборовский, Е. Заборова, Н. Костина, В. Ядов и др.

Большое значение в раскрытии автором содержания роли социальной компетентности чиновничества в муниципальной службе имеет анализ концептуально-теоретических подходов, выработанных в рамках зарубежной и отечественной социологии и психологии управления (Б. Ананьев, М. Альберт, К. Беккер, М. Вудкок, С. Дип, А. Ковалев, М. Мескон, К. Платонов, Л. Сесмеи, Д. Френсис и др.).

При разработке автором функциональной концепции влияния социальной компетентности муниципальных служащих на их кадровый потенциал и результаты профессиональной деятельности существенное место отводится анализу содержания социально-экономических, политических, духовно-идеологических детерминант социальной и профессиональной жизнедеятельности различных групп населения России в процессе общественных трансформаций в современной России (Л. Гордон, Н. Слепцов, Н. Лапин и др.).

Углубление теоретических взглядов на природу и содержание социальной компетентности муниципального чиновничества в диссертации осуществлено на основе развития идей о социальных функциях системы органов местного самоуправления, содержащихся в работах известных российских специалистов в социологии государственного и муниципального управления В. Бойкова, Г. Зинченко, Л. Борзуновой, А. Новокрещенова, А. Оболонского, В. Лукьянен-ко, В. Сулемова, И. Ивлева и др.

В работе применялись конкретные методы социологического исследования, прежде всего, массовый анкетный и экспертный опросы, методы математико-статистического анализа.

Эмпирическая основа диссертационного исследования. В основу теоретических выводов в работе были положены результаты конкретно-социологических исследований, организованных кафедрой социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы (научный руководитель: профессор, доктор социологических наук В.Г. Попов). В первую очередь речь идет о массовом и экспертном опросах «Социальная компетентность муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа», проведенных при непосредственным участии автора в 2004;2006 гт.(объем квотной выборки 1200 чел.).

В диссертации проводится анализ данных социологических исследований, проведенных кафедрой социологии и управления общественными отношениями УрАГС в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Уральского Федерального округа:

1. «Социальное развитие малого северного города» (г. Покачи, 2002 г., тип выборки населения квотный, опрошено 1100 чел., эксперты из числа муниципальных служащих -67 чел.- г. Югорск (Ханты-Мансийский автономный округ), 2004 г., тип выборки населения квотный, опрошено 1200 чел.- муниципальные служащие- 81чел.).

3. «Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих в Курганской, Тюменской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе» (2002;2003 гг., объем квотной выборки 860 чел.- муниципальные служащие — 428 чел.).

4. «Социальное управление ЗАТО» (г. Новоуральск Свердловской области, 2005 г., объем квотной выборки 1005 чел., муниципальные служащие — 73 чел.)1.

Используемые социологические данные в основном обладают достаточно высокой статистической значимостью, подтверждены в ходе повторных измерений. В них, как правило, рассматриваются в сопоставлении результаты массовых и экспертных опросов.

В качестве дополнительных источников в работе использовались результаты исследований, проведенных Всероссийским Центром изучения общественного мнения, Российской Академией государственной службы, федеральные законы и законы субъектов федерации, касающиеся государственной власти и местного самоуправления, статистические сборники, публикации в специальных журналах и на Web сайтах.

Важно отметить, что в основных тенденциях результаты проведенных автором исследований и данные региональных и общероссийских опросов существенно не расходятся. Поэтому эмпирическая база содержания работы сложилась вполне достаточная для глубоких теоретических обобщений относительно специфики и особенностей воздействия социальной компетентности муниципальных служащих на их профессиональную деятельность в современном российском обществе.

1 Особенности методики и выборки исследований опубликованы в печати и итоговых материалах о результатах проведенных научно-исследовательских работ.

Научная новизна диссертации заключается в разработке и реализации социолого-управленческой концепции формирования и развития социальной компетентности муниципальных служащих как фактора повышения их профессионализма в ходе реформирования системы местного самоуправления в условиях общественной трансформации в современной России. Основные результаты исследования, определяющие его принципиальную научную значимость, заключаются в следующем:

1. Впервые осуществлен методологический анализ содержания когнитивного, социокультурного, деятельностного, институционального, стратификационного и структурно-функционального подходов к изучению феномена социальной компетентности муниципальных служащих. В работе сформулировано авторское понимание данного феномена как универсального когнитивного свойства, в котором выражается степень освоения муниципальными служащими институциональных, стратификационных, социокультурных особенностей профессиональной деятельности в сфере местного самоуправления.

2. На основе рационально-коммуникативного подхода (Ю. Хабер-мас) к социальному управлению диссертант раскрыл новый методологический смысл проблемы формирования социальной компетентности муниципальных служащих. В содержании этой проблемы он усматривает не только организационно-функциональную, но и гуманистическую направленность освоения субъектом содержания и форм системы социального управления.

3. Дана комплексная социологическая оценка социальной компетентности муниципальных служащих. Она признана в целом адекватной реальной социально-экономической, социально-политической ситуации, состоянию развития социальных сфер и характеру приоритетных социальных проблем, решаемых органами местного самоуправления. Дифференциация форм социальной компетентности чиновников отчетливо проявилась в зависимости от их социально-профессионального по должности статуса и региональной специфики. В частности, уровень социально-экономической компетентности в целом выше практически во всех группах, за исключением первых руководителей, а уровень социально-политической компетентности весьма низок, особенно среди специалистов. Компетентность в отношении социальных сфер, приоритетных социальных проблем развития муниципальных образований оказалась у чиновников далеко не всегда совпадающей с оценками населения этих сфер и проблем. Однако в большинстве случаев, несмотря на высокую значимость ситуативных моментов, муниципальные чиновники и население муниципальных образований дали однопорядковые по рангу оценки этих сфер и проблем, что свидетельствует о преобладании среди муниципальных служащих социально компетентных чиновников, в первую очередь среди специалистов.

4. Впервые проведено социологическое исследование влияния социальной компетентности муниципальных служащих на уровень их профессионализма в условиях общественной трансформации в современной России. Получены конкретно-социологические данные в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации УрФО о влиянии социальной компетентности муниципальных чиновников на их профессиональную деятельность, социальную и профессиональную адаптацию, управленческие ресурсы. Доказано, что от данного вида компетентности зависит общее социализационное развитие, в том числе профессиональное. Социальная компетентность муниципального чиновника является условием успешного освоения ценностей (миссии) муниципальной службы, выработки навыков работы с населением, получения опыта деловой коммуникации и основанием для профессионального воздействия на решение вопросов местного значения.

5. Определены основные направления формирования и развития социальной компетентности современных муниципальных служащих как фактора повышения эффективности их профессиональной деятельности в условиях общественной трансформации в современной России. Автор обосновывает необходимость формирования в современных условиях нового типа муниципального служащего — специалиста-«гуманитария», владеющего социальными технологиями управления, в том числе социальной адаптации населения.

Основные положения диссертационного исследования, выдвигаемые на защиту:

•развитие социальной компетентности выступает одним из приоритетных факторов повышения профессионализма муниципальных служащих;

•становление и развитие социальной компетентности муниципальных служащих отражает условия преодоления кризиса российского общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации как основными детерминантами формирования и развития муниципальной службы и социально-профессиональной группы «муниципальные служащие»;

•влияние социальной компетентности основных групп муниципальных служащих на уровень их профессионализма существенным образом зависит от тендерных, возрастных, образовательных характеристик кадрового состава органов местного самоуправления, а также от стажа работы в органах власти и длительности проживания в данной местности;

• социальная адаптация и социальное самочувствие муниципальных служащих к общественным преобразованиям в современной России коррелируют с их социальной компетентностью;

•на оценку населением социальной компетентности муниципальных служащих как фактора повышения их профессионализма влияют объективные (наличие в муниципальном образовании нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации муниципального образования) и субъективные (предвзятое отношение ко всему «чиновничеству», противоречивое общественное мнение, личностные характеристики респондентов) причины;

• социально-экономическая ситуация в стране и регионах обуславливает неудовлетворенность населения работой муниципальной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня социальной компетентности муниципальных служащих и степени эффективности их профессиональной деятельности.

Научно-практическая значимость исследования. Исследовательские результаты, обобщенные и представленные в диссертации, служат основой разработки приоритетные направлений повышения кадрового потенциала органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации Уральского Федерального округа. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, могут быть изложены в виде специального учебного курса для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.08 — социология управления, включены в содержание вузовского курса «Социология управления», использованы при составлении тематики выступлений перед слушателями курсов повышения квалификации работников органов государственной власти и местного самоуправления.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты работы нашли отражение в 4 статьях автора и двух коллективных монографиях общим объемом 10.2 п.л., в выступлениях на одной международной (2006 г.) и двух всероссийских (2004, 2005 гг.) научных конференциях по проблемам регионального и муниципального управления, формирования и развития кадрового потенциала. Результаты эмпирических исследований по теме диссертации были учтены при составлении программ повышения квалификации служащих в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации Уральского Федерального округа.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы, использовались в преподавании учебных курсов «Социология», «Социология управления», в спецкурсе «Социальные проблемы современной российской бюрократии», «Кадровый потенциал муниципальной службы», прочитанных автором для слушателей Филиала Уральской академии государственной службы в г. Лангепас в 2004;2005 гг. и для студентов Нижневартовского педагогического института.

Структура диссертации. Работа объемом 189 с. состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 286 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного социологического анализа целесообразно высказать обобщенные оценки, выводы, предложения и рекомендации:

1. Методологический синтез когнитивного, социокультурного, дея-тельностного, институционального, стратификационного и структурно-функционального подходов в понимании феномена социальной компетентности муниципальных служащих, основанный на рационально-коммуникативном подходе (Ю. Хабермас) к социальному управлению, позволяет в целостном, системном виде представить феномен социальной компетентности как важнейший в условиях реформирования местного самоуправления в России фактор повышения профессионализма муниципальных служащих.

2. В период постепенного выхода из кризиса российского общества стабилизация экономической, политической, социальной и духовно-идеологической социокультурной ситуации выступает основным детерминантом формирования и развития муниципальной службы и социально-профессиональной группы «муниципальные служащие». Социальная ком-петентость здесь становится конкретной формой накопления необходимого социального капитала, без которого нереален высокий уровень профессионализма чиновников.

3. Становление и развитие социальной компетентности муниципальных служащих испытывает на себе в комплексной, интегративной, синтетической форме воздействие как внешней, так и внутренней социальной среды местного самоуправления. Благодаря этому социальная компетентность включается как в основные сферы социальной жизнедеятельности муниципального чиновника, так и в его профессиональную деятельность как разновидности публичной, социально-управленческой деятельности.

4. Социальная компетентность муниципальных служащих выступает универсальным когнитивным свойством, в котором выражается степень освоения ими институциональных, стратификационных, социокультурных особенностей профессиональной деятельности в сфере местного самоуправления. Это свойство является одним из результатов социализации личности, в том числе профессиональной. Включение их сферу освоения профессии (профессий) муниципальных служащих приводит к взаимодействию их социальной и профессиональной компетентности. Социальная компетентность чиновника отражает институциональность его профессиональной деятельности, административно-управленческие требования, должностные обязанности, вытекающие из специфики муниципального органа. В этом можно также усматривать обратное влияние профессиональной деятельности на социальную компетентность муниципального служащего, которая здесь непосредственным образом пересекается с компетентностью профессиональной.

5. Содержание социальной компетентности муниципальных служащих отражает специфику моделей бюрократической профессиональной культуры, в котором выделяются качества, связанные с знанием и умением практически реализовать технологии коммуникативного взаимодействия с внешней и внутренней средой местного самоуправления, социальной адаптации к общественным инновациям. Это содержание приобретает в ходе реформирования местного самоуправления и административной реформы в целом менеджерский, проектный и технологический характер. Поэтому современный муниципальный служащий обязан овладеть основами макро-и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики, обладать методами и процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы и планы с использованием новейших методов и моделей. Муниципального менеджера современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий культурный и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.

6. Профессионализм как характеристика полноты, всесторонности и объема реализации профессиональной квалификации муниципальных чиновников взаимосвязан с социальной компетентностью. Последняя в части освоения знаний, умений и навыков решения социальных вопросов местного значения коррелирует с уровнем освоения профессии (профессий) муниципальных служащих. Социальная компетентность влияет на формирование условий успешной социальнро-профессиональной и трудовой адаптации муниципальных служащих в ходе освоения ими должности и содержания работы, профессиональной социализации, связанной с освоением ценностей (миссии) муниципальной службы, выработки навыков работы с населением, получения опыта деловой коммуникации. Социальная компетентность отражается в выборе профессии (профессий) муниципальных служащих, без чего невозможен процесс их вхождения в профессиональную сферу, а потому и процесса профессионализации. Выбор этой профессии (профессий) здесь в основном вторичен, носит редуцированный характер.

7. Социальная компетентность муниципальных служащих воплощается в решении ими социальных вопросов местного значения — создании условий для массового отдыха жителей поселений, содействии в установлении опеки и попечительства над нуждающимися, организации библиотечного обслуживания населения, решении жилищных проблем, предоставлении образовательных услуг, создании условий предоставления медицинских, бытовых, досуговых, ритуальных и иных услуг, охране памятников культуры, обеспечении условий для развития массовой физической культуры и спорта и др.

8. Проведенное комплексное социологическое и социально-статистическое сравнительное исследование влияния социальной компетентности муниципальных служащих на уровень их профессионализма в условиях общественной трансформации в современной России позволяет сделать вывод о приоритетности среди источников, условий и факторов формирования социальной компетентности муниципальных служащих их статусную по должности дифференциацию. Определенное воздействие оказывают тендерные, демографические, особенно возрастные различия, стаж работы в должности и в органах власти. Стаж, опыт работы, сложившийся у муниципальных служащих в зависимости от их статусной по должности дифференциации неоднороден. Руководители чаще всего имеют больший стаж работы, постольку их отношение к социальным знаниям, сказывается вполне определенным образом: чем опытнее муниципальные служащие, тем среди них меньше социально-компетентных чиновников. Наоборот, среди частично компетентных и некомпетентных более опытные служащие в большей степени востребуют социальные знания. Существенными представляются как факторы, влияющие на характер социальной компетентности, предшествующие места работы и особенности должностей, предшествующих ныне занимаемой муниципальной должййсВвжное место в оценке уровня социальной компетентности чиновников имеет их образовательный уровень и, особенно, профиль профессионального образования. Этот фактор, как правило, коррелирует со сферой профессиональной деятельности, предшествующей переходу в органы местного самоуправления. При всех различиях в приоритетах образование для муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление» не является типичным. Отсюда интеллектуально-рациональной основа их социальной и профессиональной компетентности в основном содержит специальные знания, экономические и правовые. В то же время место социальных знаний расширяется в данной основе социальной компетентности.

10. Среди приоритетных социальных чувств и настроений современных муниципальных служащих, как и среди населения, в основном доминируют надежда и оптимизм. Их преобладание среди муниципальных служащих существенно. Аналогично, оценивается и такое настроение, как «желание бороться с несправедливостью», равнодушие и апатия ко всему. Переживания страха, тревоги, растерянности и безысходности не могут играть решающей роли, поскольку значительно уступают позитивным и конструктивным чувствам и настроениям. Это означает, что освоение и реализация муниципальными чиновниками норм социальной жизнедеятельности осуществляется в условиях конструктивного поиска путей решения социальных проблем, организации дееспособной системы жизнеобеспечения населения, формирования и развития благоприятного морально-психологического микроклимата в органах местного самоуправления.

11. Социальную компетентность муниципальных служащих можно оценить в целом как адекватную реальной социально-экономической, социально-политической ситуации, состоянию развития социальных сфер и характеру приоритетных социальных проблем, решаемых органами местного самоуправления. Социально-нравственная компетентность муниципальных служащих выразилась достаточно определенно в степени овладения ими нормами служебного этикета и в доминирующих жизненных ценностях. Дифференциация форм социальной компетентности чиновников отчетливо проявилась в зависимости от их социально-профессионального по должности статуса и региональной специфики. Анализ показал, что уровень социальной компетентности различен у чиновников в зависимости от ее разновидности. Если уровень социально-экономической компетентности в целом выше, хотя и недостаточно высок, практически во всех группах, за исключением первых руководителей, то уровень социально-политической компетентности весьма низок, особенно среди специалистов, как на Севере, так и на «большой земле». Компетентность в отношении социальных сфер, приоритетных социальных проблем развития муниципальных образований оказалась у чиновников далеко не всегда совпадающей с оценками населения этих сфер и проблем. Однако в большинстве случаев, несмотря на высокую значимость ситуативных моментов, муниципальные чиновники и население муниципальных образований давали однопорядковые по рангу оценки этих сфер и проблем, что свидетельствует, на наш взгляд, преобладании среди муниципальных служащих социально компетентных чиновников, в первую очередь среди специалистов.

12. Адекватная реальной ситуации в стране, регионах и муниципальных образованиях, хотя и невысокая в целом, оценка социальной компетентности муниципальных служащих, особенно первых руководителей, затрагивает глубинные основы функционирования системы органов местного самоуправления в период их коренного реформирования. Она может рассматриваться как важный индикатор, позволяющий фиксировать в этот период направления социального и профессионального развития муниципального чиновничества.

13. Формирование и развитие компетентности в вопросах социального взаимодействия и взаимоотношений между людьми во внешней и внутренней среде муниципальной службы в современных условиях становится ключевым направлением повышения профессионализма чиновников. В нем отчетливо выделяется потребность в использовании в их профессиональной деятельности социально ценностных качеств, сформированных в социализационных процессах, в которые муниципальные служащие когда-либо включались. Это позволяет достаточно определенно утверждать, что сегодня, как никогда, современная муниципальная служба нуждается в особого рода чиновнике — «гуманитарии», социальная компетентность которого связана не только с широким кругозором во внешней и внутренней социальными средами, но и владением социально-коммуникационными технологиями, позволяющими выйти на уровень управления этими средами.

14. Важнейшим направлением, связанным с повышением уровня профессионализма муниципальных служащих, является становление и совершенствование профессионально-образовательных, деловых, коммуникационных знаний и умений. Данное направление в значительной мере получает технологический характер. Муниципальный служащий должен владеть технологиями установления социальных контактов, организации коллективного восприятия и конструктивного отношения к муниципальным проектам со стороны различных групп населения.

15. Развитие социальной компетентности выступает приоритетным направлением в социально-профессиональной и трудовой адаптации чиновничества, без чего невозможен рост его профессионализма. Особую значимость это направление приобретает в условиях усложнения и роста трудностей в работе современных муниципальных чиновников. За последние годы выполняемая работа стала легче для каждого седьмого опрошенного муниципального служащего, в то время как труднее она представляется для 37,5% опрошенных. Затруднился ответить примерно каждый десятый, а для остальных работа отчасти стала легче, отчасти труднее, то есть полученные ответы также не совсем определенные. При этом в основном затруднения связаны с увеличением объема работы (почти каждый четвертый ответ), изменением законодательной базы (каждый седьмой ответ), ростом нестабильности (каждый десятый ответ), отсутствием необходимого опыта в овладении компьютерными технологиями (каждый двенадцатый ответ) и др.

16. Изменения в трудовой сфере, как видим, касаются значительной части муниципальных служащих. Для большинства из них «хорошая работа», прежде всего, связана с высокой оплатой. Каждый четвертый опрошенный указал на это. В то же время каждый пятый респондент считает важнейшим в ней наличие смысла жизни. Для каждого шестого ценностно значимым является в труде моральное удовлетворение, для каждого восьмого — возможность творческой самореализации. Среди остальных свойств хорошей работы для чиновников выделяются ее общественно полезный характер, возможность общения с людьми, саморазвития и др. При этом отметим, что «хорошая работа» как квалифицированная, профессионально компетентная деятельность отражена в ответах всего двух процентов опрошенных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих: учеб. пособие / А. Н. Аверин. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2005.-96 с.
  2. О.Р. Этика и культура управления. Учебное пособие. -Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы, 1999. -196 с.
  3. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления соци-ально-психолошческой характеристики для аттестации кадров. М.: МГУ, 1986. -422 с.
  4. Административная этика. Учебное пособие / Под ред. B.JI. Романова. -М.РАГС, 1999.-314с.
  5. Администратор образования: управленческая компетентность в современных условиях: Сб. материалов науч.-практ. конф. НИРО//Редкол.: В. М. Соколов (отв. ред.) и др.- Н. Новгород: Нижешр. гуманитар, центр, 2000, — 240 с.
  6. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. — 309 с.
  7. Е.А., Базаров Т. Ю. Управление персоналом в системе государственной службы: учебное пособие. М, 1997. -132 с.
  8. Т.Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования. Дисд-ра социол. наук. Екатеринбург, 2000. — 44 с.
  9. Т.Л. Государственный служащий: дилеммы профессионализма. // Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения. Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрАГС, 2002. — С.104−110.
  10. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя.-М. Технологическая школа бизнеса, 1993−142с.
  11. О.Б. Профессионализм муниципального управления что это?/Городское управление. 1999. № 3. С. 46.-57.
  12. Т.И. Аттестация государственных и муниципальных служащих. Методика оценки. Пермь: Tacis, Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 321 с.
  13. В.Ф. Основы социологических знаний. Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород, 1998.// http://www.nki.nnov.ru/public/socio./ content. htm 9К — 23.11.2000-
  14. А.Г. Психология личности М., 1990. — 234 с.
  15. И. Я Вас слушаю: (советы руководителю, как правильно слушаь собеседника). Сокр. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1988. 110 с.
  16. В.Г. Управление // Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.-С. 704−706.
  17. В.Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления//Вопр.философии. 1982.- № 7.
  18. Е.М. Социология управления: Учеб. Пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. Мн., 2001, С. 34−35.
  19. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: ИПК ГС, 1995. — 279 с.
  20. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М., 1984. — 230 е.-
  21. В. Культура и история. — М., 1977. — 187 с.
  22. А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) //Городское управление. 2001. -№ 11.- С.20−45.
  23. С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997, — 122 с.
  24. Г. В. Местное самоуправление. М., 1996. -186 с.
  25. К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М., 2000. — 326 с.
  26. Н., Хазанов С. Д. Государственная администрация: ее органы и служащие. Екатеринбург: УрПОА, 1998. -120 с.
  27. К. Межличностная коммуникация / Пер. с англ. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. — 53 с.
  28. И.В. Методика использования математических пакетов в профессиональной подготовке студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 2004.-22 с.
  29. А. Ю. О содержании понятия (профессиональная карьера) // Возрождение России: Материалы молодежной секции научно-практической конференции. Екатеринбург: УрГУ, 1998. — С. 15−17.
  30. В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета // Социологическое исследование. -1997. № 6. — С. 24−30.
  31. В.П. Налоговые реформы зависят от социальной ситуации // Российский налоговый курьер. 2002. № 7. С. 11−19.
  32. Э.Л. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя: Конспект лекций./ Э. Л. Валдовска.- Рига: МИПКСНХ ЛатвССР, 1983.- 28 с.
  33. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.808 с.
  34. В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юристь, 1998. — 496 с.
  35. К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации / Пер. с англ. -Обнинск: Институт муниципального управления. 2002. 56 с.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека,-М.: Смысл, 1990.-416 с.
  37. В. Еще раз о муниципальном профессионализме. // Муниципальная служба. 2001. — № 4. — С. 20−30.
  38. JI.T., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к рыночным реформам//Социальные реформы в России: История, современное состояние, перспективы.- Спб, 1995.-С.83−88.
  39. А.Г., Лапин В. А., Широнов А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 1998. — С. 14.
  40. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Наука, 1991.-519 с.
  41. В. Как работать с должностной инструкцией // Менеджмент сегодня. 2001. — № 4. — С. 44−51.
  42. И.Н. Менеджмент. М.: банки и биржи, Юнити, 1995.480 с.
  43. Э. Социология: учебник 90-х годов.- Челябинск, 1991.- 276 с.
  44. Н. Как сформировать «критическую массу» компетентных управленцев //Государственная служба. 2000. — № 1. С. 27−38.
  45. Государственная служба: становление, кадровое обеспечение Ред-колл. Лукьяненко В. А., Сулемов В. А., Ивлев И. А. М, 1994.- 356 с.
  46. В. О некомпетентности и бюрократизме в государственной службе // Государственная служба.2002. № 1. С. 34−45.
  47. Ю., О1 Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века.Пер.с англ./Авт, Предисловия Б. З. Мильнер. -М.: Экономика, 1991. 319с.
  48. Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. Спб, 1998.-344 с.
  49. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. Том IV. СПб., 1994. — СС.224,605.
  50. Декларация основных принципов кадровой политики региональных и местных органов управления//Человек и труд. -1995. № 7. — СС.23−29.
  51. Деловитость, компетентность, поиск: Сборник/ Сост. В. А. Дрозд.-Киев: Политиздат Украины, 1983.- 256 с.
  52. О.И. Конфликтологическая компетентность руководителя: опыт эмпирических исследований и акмеолошческие модели. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.- 52 с.
  53. Г. Управление персоналом. -М: Дином, 1997. 100 с.
  54. Л.Х., Аракелян И. А. О соотношении социальной и ценностной ориентации личности// Образ жизни и ценностные ориентации личности-Ереван, 1979.-С.46−56.
  55. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  56. . Модельные институты и символический порядок: элементарные формы социальности в современном российском обществе.// Мониторинг общественного мнения. 2002. — № 1 (57). -с. 14−19.
  57. Э.В. Местные органы власти во Франции. М., 1996. — 235 с.
  58. Э. Норма и патология // Рубеж: альманах социальных исследований. -1996.- № 2.- С.82−88.
  59. Э. О разделении общественного труда. // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков. Хрестоматия. М, 1994. С. 267−339.
  60. В.Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001. — 245 с.
  61. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Страсбург. -М, 1990. -23 с.
  62. Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки : Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1997.-25 с.
  63. O.E. Гражданские позиции государственных служащих// Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. 2000. -№ 1.-С.5−19.
  64. A.A. Современный российский чиновник // Социологические исследования. -1996. № 8. — С.49−51.
  65. Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. М., 2002. — С. 150.
  66. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. / Ю. М. Жуков, J1.A. Петровская, П. В. Растянников. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  67. Н.П. О системе оценки персонала // Деньги и кредит. -1999. -№ 11.-С.48−51.
  68. Г. Г. Управление персоналом. Учебное пособие. Спб.: Ур-ГУ, 1998. -305. с.
  69. Зарубежный опыт управления персоналом. Обеспечение кадрового потенциала организации (ч.З) / под ред. Герберта Дж. Крудена и Артура У. Шермана. -М.: Российская бизнес-школа, 2001. -445 с.
  70. Зарубежный опыт управления персоналом. Организация и управление персоналом (ч. 1) / под ред. Герберта Дж. Крудена и Артура У. Шермана. -М.: Российская бизнес-школа, 2001. 412 с.
  71. Зарубежный опыт управления персоналом. Подбор и расстановка кадров (ч 2.) / под ред. Герберта Дж. Крудена и Артура У. Шермана. -М.: Российская бизнес-школа, 2001. -516с.
  72. Зарубежный опыт управления персоналом. Руководство в организации (ч.4) / под ред. Герберта Дж. Крудена и Артура У. Шермана. -М.: Российская бизнес-школа, 2001. 486 с.
  73. Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс. 2002. — № 8. — С.3−16.
  74. Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 122с.
  75. А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М.: Политиздат, 1986, — 223 с.
  76. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. М.: АН СССР, 1966. -С.86−95.
  77. Г. П. Как изменить работу чиновников: опыт консультирования. Ростов н/Д: ООО «РостИЗдат», 2000. — 234с.
  78. Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социологические исследования. 1996. -№ 6. -С.102−110.
  79. В.Н. Реформы и будущее России // Социологические исследования. -1996.-№ 9.- С. 7−16.
  80. В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления/Менеджмент в России и за рубежом. -1998. № 3. — С.25−27.
  81. В.А. Аттестация государственных и муниципальных служащих. Вопросы и проблемы // ОПЫТ: информационно-методический сборник. № 31. Екатеринбург: Правительство Свердловской области. 2000. -178 с.
  82. Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993. -221 с.
  83. Н.В. Понимающая власть: синтез знания, интересов власти и народа / Н. В. Иванчук // ЧиновникЪ.- 2002.- N 6 (22). С. 18−21.
  84. В.Г., Белолипецкий В. К., Понеделков A.B. Профессионализм в системе государственной службы. -Ростов-на-Дону, 1997.- 342 с.
  85. В.Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М., Ростов-на-Дону, 1999. — 327 с.
  86. В.Г., Понеделков A.B. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации (на опыте Северо-Кавказского региона) / Уч.пос. к курсу. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2001. — 328с.
  87. Кадры-персонал: Словарь тезаурус. — М, 1993. — 287 с.
  88. JI. Муниципальная служба: состояние и пути развития кадрового потенциала/Муниципальная служба.- 2002.- № 1.- С.14−18.
  89. A.B. Психология менеджмента. Учебное пособие. -М.: Гар-дарика, 1999. -584с.
  90. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000, с. 339. http://vmw.sociology.ru/forum/00−34abramov-eng.html.
  91. В.В. Профессионал это тот, кто владеет тонкостями// Протокол и этикет.- 2001.- № 2. — С.25−38.
  92. JI.H. Социология культуры.- Екатеринбург: УрГУ, 1992.- 118с.
  93. JI.H. Теория культуры.-Екатеринбург:УрГУ, 1993 .-160 с.
  94. O.A. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации : Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск., 2004. — 26 с.
  95. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. М, 1998. — 443 с.
  96. Комментарий к ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ"/ под ред. Демина В. П. М: ИНФРА, 2001. — 320 с.
  97. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-381 с.
  98. Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы : Пособие для самообразования. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2000.- 41 с.
  99. В.А. Теория управления: Уч.пособие. Екатеринбурге УрАГС, 2001.-216 с.
  100. H.H. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе экономического обучения в вузе : Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск., 2004. — 21 с.
  101. H.H. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе экономического обучения в вузе : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск., 2004. — 21 с.
  102. С. Н. Актуальные проблемы формирования кадрового состава государственной службы РФ / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Челябинск: APT, 2000. С. 197−199.
  103. С.Г. Российская социология в поисках концептуальных основ науки управления. Автореф. Дисс.. кандидата социологических наук. -С. -Петербург, 2003. — 23 с.
  104. А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -М, 1999. 378 с.
  105. А. Оптимизация численности управленческого персонала на основе оценки его загруженности//Персонал. 2001. — № 5. — С. 25−28.
  106. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
  107. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. -157 с.
  108. А.Р. Управленческая адаптация государственных служащих. М.:Теис, 1998. — 207 с.
  109. Г. А. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога: Метод, пособие для студентов // Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева — М-во общ. и проф. образования РФ. Магнитог. гос. пед. ин-т- Магнитогорск, 1998.- 51 с.
  110. И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). -М.: Элник, 1995. 496 с.
  111. .М. Государственная служба. М., 1993. — 431 с.
  112. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социол. исслед. М., 1994. — № 6. — С.54−61.
  113. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1 986 143 с.
  114. Е.А. Кадровый корпус государственных служащих: социологические характеристики // Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. 2001. — № 2. — С. 17−27.
  115. Личность и ее ценностные ориентации// Информационный бюллетень.- № 19. Вып. 1.-М., 1969. — С.22−26.
  116. H.H. Профессиональная компетентность педагога/ Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П.- Рос. акад. образования, Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, Самар. экон. лицей, — Самара: ОАО «СамВен», 1997.- 107 с.
  117. В.А. Тоталитаризм и коррупция. Сборник статей. Екатеринбург, 2001.- 176с.
  118. Н. Власть Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001.-256с.
  119. . Планируйте карьеру // Служба кадров. 1999. — № 5. — С. 6165.
  120. МальцевВ.А. Государственный служащий современного типа. -Н.Новгород, 1995.-373 с.
  121. В.Н. Жизненные позиции личности: идеологический и социально-психологический аспекты./АОН при ЦК КПСС.-М.:Мысль, 1989. 543 с.
  122. М. Технология и эффективность социального управления. / Перевод с болг. Под ред. Т. В. Керимовой. М.: Прогресс, 1982. — 335 с.
  123. Ю.М. Социальная ориентация личности.- Ростов н/Д., 1990.112 с.
  124. Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994-СС.410−450.
  125. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1998.-800с.
  126. Местное самоуправление в современной России. Учебное пособие / под ред. Игнатова В. Г., Рудой В. В. Ростов н/Д.: Феникс, 2001, — 315с.
  127. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения. Спб, 2000. -348 с.
  128. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: «Экономика», 1989. — 48с.
  129. Д.А. Компетентность субъектов рыночной экономики/ Д. А. Мещеряков. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1997. — 161 с.
  130. Г. Н., Тамбовцев B.JI. Социально-экономическая эффективность целевых комплексных программ // Социол. исслед. 1981. — № 3. — С.86.
  131. .А. Сколько социального эффекта? // Изобретатель и рационализатор.- 1983, — № 8. С.ЗО.
  132. А. Н. Культура власти и управления: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Митин- Урал. акад. гос. службы Екатеринбург: Б. и., 2001- 594с.
  133. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.31 — 42.
  134. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация текста Дж. Гилфорда и М.Салливена. Руководство по использованию. Спб: ГП «Иматон», 1996. — 56 с.
  135. И.М., Модель Б. С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству: Екатеринбург, 1998. -245 с.
  136. Е. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики в управлении. -1996. № 6. — С. 52−55.
  137. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17 модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 16 / Науч. Ред. А. И. Наумов. М.: ИНФРА — М, 2000. — 288 с.
  138. C.B. Информационная открытость власти. -Новосибирск: СибАГС, 1997.-101 с.
  139. Надель-Червинская M.А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов в 3-х томах. Т.2. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — С.514.
  140. Направленность и потенциал кадров государственного управления: Опыт пилотажного психолого-социологического исследования.-М, 1993. 383 с.
  141. Г. Н. Коммуникативная компетентность личности: Учеб. пособие/ Г. Н. Николаева- Орлов, гос. ин-т искусств и культуры, Упр. образования Администрации г. Орла.- Орел: Изд-во Соц.-образоват. центра, 1997.- 138 с.
  142. A.B. Самоорганизация территориальных общностей и местное самоуправление. Новосибирск: Наука, 2002. — 480 с.
  143. О порядке исчисления стажа государственной службы государственным служащим Ханты-Мансийского автономного округа. Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. — № 5.-1998.-СС.4−9.
  144. О государственной службе Свердловской области: Областной закон от 18 октября 1995 г. № 26−03 // Ведомости Свердловской областной Думы. -1995. № 10. — С.80−106.
  145. О государственной службе Ханты-Мансийского автономного округа. Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. № 5. -1997.-С.З 5−52.
  146. О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Указ Президента РФ. Российская газета. -1995, — 15 февраля.-С.1
  147. О квалификационных разрядах, порядке проведения квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе. Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. — № 5. -1998. — С. 12−23.
  148. О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г № 123. Российская газета.- 1996. — 3 февраля. — С. 1−2.
  149. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 6 июня 1991 года № 1550−1// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  150. О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе. Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. — № 4. -1998.-С.8−18.
  151. О реестре государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента РФ. Российская газета. — 1995. — 25 января. -С. 2−3.
  152. О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 июня 1994 г. № 1140// Собрание законодательства РФ. 1994. № 7. Ст. 685.
  153. О создании Совета по вопросам государственной службы при Губернаторе автономного округа, постановление Губернатора от 1 сентября 1997 года 3318. Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. -№ 6.-1998.-С. 23−24.
  154. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ. Российские вести. -1996 -16 августа. — С. 1−2.
  155. Об аттестации государственных и муниципальных служащих Свердловской области: Областной закон от 20 января 1997 г. № 1−03 // Государственная служба. Сборник нормативных правовых актов РФ и Свердловской области. Екатеринбург, 2000. — 310с.
  156. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 35. — Ст. 3506.
  157. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  158. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1995.-№ 31.
  159. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный Закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1998.-№ 2.-Ст. 224.
  160. Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента РФ. Российская газета.- 1997. — 9 сентября. — С. 1−3.
  161. Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего: Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 11. — Ст. 1036.
  162. A.B. Постсоветское чиновничество, квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. — № 5. -С.36−48.
  163. A.B. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: Дело, 2002. — 168с.
  164. П.А. Профессионализм муниципальной службы// Муниципальная власть. 2003. — № 1. — С. 10−18.
  165. Особенности экономической ситуации в стране основание для перемен в муниципальных органах власти // Государственная и муниципальная служба: проблемы становления и развития: Тез. докл. Урал, регион, практ. конф.-Пермь, 1998.-С. 101−103.
  166. Отчет о кадровом составе, Администрация Губернатора. Ханты-Мансийск, 2001. — 28 с.
  167. В.А. Какого политика можно продать // Социологические исследования.- 1998.-№ 10.-С. 52−58.
  168. А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего // Чиновник. 1999. — № 4. — С.27−34.
  169. Р. Экология человека // Теоретическая социология: Антология В 2 ч. / Пер. с англ, фр, нем., ит. Сост и общ ред С. П. Баньковский. М.: Киевский дом «Университет», 2002. — Ч. 1. — С. 374 -389.
  170. Т. О социальных системах / Под ред.В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. — 832с.
  171. Т. О структуре социального действия. М., 2000. — С. 464 573.
  172. В.В. Профессиональное управление // Муниципальная власть.- 1999.- № 3.-С. 11−23.
  173. Пенкова-Люейзер Г., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. М., 2000.-267 с.
  174. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. -М.: МГУ, 1989. 216 с.
  175. Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения: О влиянии философии на формирование теории систем. М.: Мысль, 1975.-С.21.
  176. В.А. Технология карьеры. М: Арогресс, 1995. — 198с.
  177. A.B. Элита: Политико-административная элита: Проблемы, методологии, социологии, культуры Ростов-на-Дону, 1995.- 306 с.
  178. A.B. Компетентность востребована: (Социол. аспект)/ А. В. Понеделков- Акад. обществ, наук ЦК КПСС, Каф. теории партий и об-ществ.-полит. движений, — М.: Луч, 1991.- 172 с.
  179. В.Г. Город и городской социум в контексте социального и муниципального управления. В кн.: Разум власти прирастает наукой. Интеллектуальный портрет ведущих ученых Уральской академии государственной службы. Екатеринбург, 2001. — С. 58-
  180. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. На правах рукописи. -Екатеринбург: УрГУ, 1997. 333 с.
  181. В.Г., Китаев В. В., Хохряков Б. С., Чевтаева Н. Г. Профессиональная культура современного российского муниципального чиновника. -Екатеринбург: УрАГС, 2003. -164 с.
  182. В.Д. О проблеме социально-психологической адаптации населения к рынку// Обновление России: трудный поиск решений.- М., 1992,-Вып. 1. -С.51−62.
  183. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.-23 с.
  184. А.И. Современная социология организаций. М.: 1995.296 с.
  185. Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России. Автореф. диссд.социол.н. Екатеринбург, 2004. — 42с.
  186. JI. Имидж государственного и муниципального служащего //Чиновник. -1998.-№ 2. С.42−43.
  187. Л. Профессиональная карьера мужчин и женщин// Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С.62−76.
  188. Профессионализм управленческих кадров. М, 1994. — 344 с.
  189. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1997. — 448 с.
  190. Региональная государственная служба: проблемы, опыт, социологический анализ. Ростов-на-Дону, 1996.- 423 с.
  191. С.Р. Кадры: профессионализм и компетентность/ С. Р. Риза-ев.- Ташкент: Узбекистан, 1991.- 156 с.
  192. P.A. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника/ Р. А. Рогожникова.- М.: Перм. гос. пед. ун-т, 1996.- 152 с.
  193. В.А. Психология управления. М.- Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. -384 с.
  194. Ю.А. Формирование управленческих кадров. М., 1982.324 с.
  195. В.Л., Нечипоренко B.C. Состояние и развитие организационной культуры государственной службы // Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. -2000.- № 1.- с. 30−45.
  196. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах (по результатам социологических исследований)-М.:Академия, 1996.-294с.
  197. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. — 435 с.
  198. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. -М.: Юнити, 1995,-425с.
  199. С.И. Практические аспекты управления персоналом// Муниципальная служба. 1999. — № 2. — С.82−88.
  200. Т. И др. Управление по результатам. Пер. с фин. -М.: Прогресс, 1993.-318 с.
  201. Сведения о составе и сменяемости кадров администраций муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа. Администрация Губернатора. Ханты-Мансийск, 2005. — 34 с.
  202. JI.B. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004. — 24 с.
  203. М.К. Проблема обеспечения профессионализма государственной службы//Чиновник. 1999.- № 4.-С.37−45.
  204. К. Тестирование и оценка персонала // Управление персоналом. 2000. — № 4. — СС. 41−44.
  205. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М: ИН-ФРА-М, 1996. -608с.
  206. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992.-110 с.
  207. П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ. СПб., 2000. С. 799 — 806.
  208. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1994.- 560 с.
  209. П.А. Современное состояние России// Новый мир.- 1992-№№ 4−5.-С. 98−110.
  210. Состав работников, замещавших государственные и муниципальные должности, по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования на 1 сентября 2003 года. Т.З. М., 2004. — С. 175−176, 179, 188, 197, 200, 203, 212, 215, 227, 230.
  211. Социальное управление: Словарь/ Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: МГУ, 1994. — 208. с.
  212. Социально-психологический менеджмент: Словарь-справочник/ Под ред. Б. Г. Ушакова. Екатеринбург: УрАГС, 1996. -156 с.
  213. Социально-психологическое самочувствие учителя: время перемен / Огв. ред. Г. П. Яшин. Свердловск, 1990.- 86 с.
  214. Социальный менеджмент: Учебное пособие / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.- под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. -2-е изд., перепаб. и доп. М.: Высшая школа, 2002. — 356 с.
  215. Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи. М., 1975. — 153 с.
  216. Социологические проблемы управления (Кто управляет и как?). Пособие для преподавателя /Авт. сост. В. М. Зырянова. Екатеринбург: УрАГС, 1998.-354 с.
  217. Социология .Основы общей теории: Учебник для вузов/ Огв. Ред. Г. В. Осипов.- М., 2002. 367 с.
  218. М.И. Психология управления. Практическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. — 344 с.
  219. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1995. — 240 с.
  220. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопросы психологии. 1995. № 1. -С. 60−68.
  221. Н.С. Социальное управление «сверху вниз» или «снизу верх»// Социально-политические науки. 1990 — № 11. — С. 59−65.
  222. Субъект и социальная компетентность личности: Сб. ст. // Рос. акад. наук, Ин-т психологии- Под ред. А. В. Брушлинского.- М.: ИПРАН, 1995.- 167 с.
  223. США: организация государственных программ. М., 1980.- С.367
  224. С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 22 с.
  225. P.E., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М.: Российская академия управления, 1993. — 72 с.
  226. В.В., Дятлов В. А. Оценка и аттестация персонала // Муниципальная служба. -1999. № 3. — С. 61−72.
  227. К. Карьера и мотивация // Управление персоналом. 1998. -№ 12. -С.42−48.
  228. Управление это наука искусство (А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф.У. Тэй-лор, Г. Форд)/ Сот. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  229. Управление персоналом в системе государственной службы / под ред. Аксенова Е. А., Базарова Т. Ю. М.: ИПК Госслужбы, 1997. -268 с.
  230. Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2000. — 423 с.
  231. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е. В. Тишина. М., 2001. -325 с.
  232. Управленческое консультирование. В 2-х тт. Т 1./ Под ред. Милана Кубра. -М.: Интерэксперт, 1992. 367 с.
  233. Э.А. Управление фирмой. -М.: Акалис. 1996. 516 с.
  234. А. Российский кадровик: тайны карьеры. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. 1993.-125. с.
  235. .Г. Государственный служащий: социальный портрет. Обретение статуса и формирование имиджа. Екатеринбург: УрАГС, 1996. — 108 с.
  236. Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 года № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 2.-Ст. 224.
  237. Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». М.: ГроссМедиа, 2005. — 46 с.
  238. А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М: Экономика, 1990. — 168с.
  239. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.324с.
  240. Э. Местные органы власти в Европе / Пер. с англ. И предисл. В. И. Камышанова. М., 1992. — 237 с.
  241. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: Фонд ментал. здоровья, 1996. — 157 с.
  242. X., Кокавеч И. Оценка профессиональной деятельности// Иностранная психология. -1995. № 5. — С. 15−33.
  243. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Пер. с англ. Е. Нестерова, Т. Принцева- Под общ. Ред. И. В. Андреевой СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  244. М. Муниципальные служащие: команда местного самоуправления / Пер. с англ. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002.-43с.
  245. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М., 2002. -145 с.
  246. М., Юпошина И. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации: (Руководители и специалисты) // Управление персоналом-2000.-№ 5.-С. 30−32.
  247. Г. Социальная эффективность: сущность и критерии // Общественные науки.- 1978. № 4. — С.31.-43.
  248. Чиновник: от служения государству к обслуживанию общества// ОНС. 2002. — № 4. — С. 12−29.
  249. В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: ЮНИ-ТИ, 1994, — 325с.
  250. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.248 с.
  251. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Нар. образование, 1999.- 430.
  252. С.С. Развитие основных компетенций специалистов по персоналу как фактор повышения эффективности системы кадровой работы в организации : Автореф. дис.канд. эконом, наук. М., 2002. — 22 с.
  253. В.Н. Профессионализм муниципального управления// Муниципальная власть, 2003. № 1. С. 6.
  254. В.М. Ресурсы профессионального развития // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2004. № 7. СС. 18−29.
  255. П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. М., 1996.-431 с.
  256. П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе// Социол. исслед. 2001. — № 1. — с.6−17.
  257. Энциклопедический социологический словарь Под общ. редакцией акад. РАН Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995.- С. 610.
  258. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления / под ред. Игнатова В. Г., Иванова В. Н. Майкоп, Ростов н/Д.:СКАГС, 1999. -656с.
  259. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 13 —14.
  260. ЯккокаЛ. Карьера менеджера. Тольятти: Довгань, 1995.-400 с.
  261. Л.И. Реформа государственной службы: интересы и приоритеты // ОНС. 2002. — № 3. — С. 15−30.
  262. В. Социальный статус российского чиновника // Государственная служба. -2001. -№ 3(13). С. 14−19.
  263. Alexander J. Theoretical Logic in Sociologiy. Berkley, 1982. Vol 1.-243 p.
  264. Becker H. Social Impact Assessment. L., 1998. P.5−8-
  265. Merton R. Sozial theory and sozial strukture. Glenkoe, 1968. — 356p.
  266. Parsons T. The sozial system. -L., 1951, — 684 p.
  267. Parsons T. System of modern societies. Prentice Hall, 1971.- 286p.
  268. Parsons Т., Shils E. A. Toward a General Theory of Action. Cambridge, 1951.-318 p.
  269. Parsons Т., Shils E. A. Working Papers in the Theory of Action.- N.Y., 1953.-435 p.
  270. Soderstrem E. Social impact assessment: experimental methods and approaches. N.Y., 1981, — P.4−6.
  271. Tarde G. Etudes de psychologie sociale.- P., 1898.- 348 p.
Заполнить форму текущей работой