Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международный рейтинг. 
Социология международных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До начала XXI в. рейтинги, и тем более образовательные, не служили информационным поводом для создания новости. Как свидетельствует американская литература, образование вообще не входило в лист тем, обладающих событийностью и способностью привлечь внимание массовой читательской аудитории. Отношение к образовательной отрасли изменилось, когда она стала рассматриваться как ключевой ресурс выхода… Читать ещё >

Международный рейтинг. Социология международных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин " рейтинг" (от англ. rating — оценка, порядок, классификация) введен для оценки явления, которое практически не может быть выражено количественным показателем. Он является инструментом упорядочения субъективных оценок по заданной шкале. Его практическому применению способствовал один из подходов, разработанный математической логикой, описывающий любую структуру как сложный тип отношений, для понимания которых стали применяться технические способы решения.

Разница между рейтингом и индексом становится заметной при сравнении их функций. Как правило, индексы служат базой данных при составлении рейтингов. Таким образом, индекс выполняет информативную функцию. Тогда как ориентированный на конечного потребителя рейтинг формирует его предпочтения и в этом качестве выступает инструментом принуждения объектов оценки к конкуренции, в том числе в политической сфере. В международной среде рейтинги используются как инструмент мягкой силы, оперирующий нематериальными активами страны во внешней среде. Среди них — индивидуальная доброжелательность, высокая культура, моральный авторитет институтов, приверженность порядку, законопослушание, качественное образование и т. д. В современных международных отношениях мягкая сила рассматривается как важный показатель национальной мощи с распростанением этого значения на все инструменты, в которых этот феномен находит применение.

В 2012 г. Московский институт исследования быстроразвивающихся рынков «Сколково» и британская глобальная аудиторская компания Ernst & Young учредили Индекс мягкой силы для стран с быстроразвивающимися рынками (Rapid Growth Market Soft Power Index), который рассчитывается по трем критериям: качеству корпоративного поведения (integrity[1]), глобальной интеграции и имиджу. Примечательно, что для расчета одной из ключевых переменных, входящих в критерий глобальной интеграции, были использованы данные глобальных рейтингов качества университетского образования.

Первый международный университетский рейтинг был подготовлен журналом Asiaweek[2], опубликовавшим в 1997 г. классификацию крупнейших университетов Азиатско-Тихоокеанского региона. Бойкот 35 университетов, включенных в «табель о рангах», и непомерное чувство превосходства лидирующих вузов привели к закрытию проекта. Однако спустя короткое время первый действующий глобальный рейтинг вновь появился в Китае. К сегодняшнему дню практически все наиболее известные рейтинги составляются и публикуются специально созданными структурными подразделениями СМИ и учебных издательств, превращаясь в новый вид деятельности (табл. 4.5).

Таблица 4.5

Наиболее влиятельные глобальные рейтинги университетов

Название

рейтинга

Academic Ranking of World Universities (ARXVU)

THE World University Rankings (THE)

Quacquarelli Symonds World University Rankings (Q5).

Webometrics (WEB)

Страна происхождения.

Китай.

Великобритания.

Великобритания.

Испания.

Место происхождения и год создания рейтинга. Особенности оценки.

Shanghai Jiao Tong University, 2003. Результаты рейтинга оценивают научно-исследовательские достижения 3 тыс. университетов по шести показателям.

TSL Education Ltd, компания специализируется на разработке стандартов образования и организации рабочих мест на основе сетевого объединения преподавателей из 270 стран и территорий.

Отчеты публикуются в The Times Higher Education, приложении к газете The Times. 2004. Результаты рейтинга оценивают показатели производительности шести тысяч университетов по 13 показателям, ориентируя выбор студентов, преподавателей, руководителей университетов, промышленных кругов.

Компания Quacquarelli, с 1990 г. специализируется в области образования и обучения за рубежом,.

  • 2005 г. — THE-QS:
  • 2009 г. — QS.

Результаты рейтинга оценивают качество исследовательской деятельности; мнение работодателей и карьерный потенциал; преподавательскую, образовательную и международную ориентации университетов по 16 показателям. Эти показатели охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового класса.

Лаборатория *Cybermetrics"

Центра информации и документации Национального исследовательского совета, 2004. Результаты рейтинга оценивают присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве, опираясь на показатели университетских сайтов.

В зоне внимания WEB 16−20 тыс. университетов. в результате анализа которых формируется итоговая таблица, включающая 4 тыс. вузов мира.

Источник. URL: rb.ru/inform/147 397.html; timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012/reputation-ranking; Times Higher Education’s 2012−2013 World University Rankings; shanghairanking.com/; webometrics.info/.

В табл. 4.6 представлены главные критерии и источники статистики основных глобальных рейтингов.

Таблица 4.6

Основные единицы анализа и измерения наиболее влиятельных глобальных рейтингов[3]

Название рейтинга

Главные критерии

Источник статистики

ARWU

Результаты исследований.

Число статей, опубликованных в журналах Nature и Science

Число статей, индексируемых в базах данных Science Citation Index Expanded и Social Sciences Citation Index (Thomson Reuters)

ТПЕ

Результаты исследований.

Среднее число цитирований в расчете на одну статью (нормализованное по областям науки, по данным базы Web of Science, Thomson Reuters)

Объем и репутация научно-исследовательских работ.

Доход от исследований.

QS

Результаты исследований.

Среднее число цитирований в расчете на одну штатную академическую единицу (по данным базы Scopus, Elsevier)

WEB

Результаты исследований.

Число результатов поиска по сайту' вуза научной поисковой системой Google Scholar и число цитирований найденных документов.

Число «ценных» файлов, размещенных на сайте (число файлов с результатами исследований четырех форматов: PDF, PS, DOC и РРТ)

ARWU

Общее число выпускников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса[4]

THE

Качество образования.

Оценка преподавания и условия обучения.

QS

Качество образования.

Индекс академической репутации.

Соотношение числа профессорско-преподавательского состава к числу студентов.

Индекс репутации вуза среди работодателей.

QS

Международная деятельность.

Доля иностранных преподавателей от общей численности преподавательского состава.

Доля иностранных студентов от общего контингента обучающихся.

Уровень организации международной деятельности.

WEB

Размер

Число страниц сайта, получаемых в результате поиска системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead

Источник. Сост. по материалам статьи: Волоцкий Е. В., Екимова Н. А. Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования // URL: journal.econorus.org/.

Выделенные в табл. 4.5 и 4.6 критерии международных рейтингов делают сравнимой деятельность национальных вузов, однако их универсальность применима лишь к вузам, в которых преподавание ведется на английском языке. Эта особенность присуща и рейтинговым изданиям. В списках журналов, ранжированных по импакт-фактору, практически все позиции занимают англоязычные издания, публикующие работы по медицине, цитологии, биохимии, молекулярной биологии, физике, математике. Тенденциозные ограничения, присущие THE и QS, попытались преодолеть разработчики WEB, изменив набор инструментов оценки.

Методологический аспект ранжирования показывает, что в международном пространстве ресурсной базой формирования бренда университета являются рыночное качество организации магистратуры, аспирантуры и научной работы преподавателей. В то же время качество базового курса обучения (бакалаврията) почти не влияет на статус вуза, оставляя его в лоне классической организации университета.

До начала XXI в. рейтинги, и тем более образовательные, не служили информационным поводом для создания новости. Как свидетельствует американская литература, образование вообще не входило в лист тем, обладающих событийностью и способностью привлечь внимание массовой читательской аудитории. Отношение к образовательной отрасли изменилось, когда она стала рассматриваться как ключевой ресурс выхода из экономического кризиса. В настоящее время образование в США — это второй по объему рынок стоимостью в 1,3 трлн долл.[5]

Антикризисные функции образования лежат и в основе альтернативной модели исследовательского университета. В этой конструкции магистратура и аспирантура функционируют как организации по производству инновационных продуктов, поддерживая тенденцию капитализации и коммерциализации образования, появление которой американские авторы связывают с деятельностью Фонда Гейтса и компании Wireless Generation Руперта Мердока[6].

Свою нишу в антикризисной инфраструктуре вокруг образовательной отрасли заняли СМИ, учебные издательства, научная периодика, действующие в интересах бизнессообщества рейтинговые агентства и специалисты рэнкинга. Механизмом повышения рентабельности СМИ и естественнонаучной периодики служит показатель удельного цитирования журналов — импакт-фактор (IF)[7].

На иных принципах построен первый образовательный рейтинг 40 развитых государств, составленный британской исследовательской компанией Economist Intelligence Unit (EIU). Его оценки учитывают образовательные достижения, имущественное неравенство и уровень преступности. В первую десятку вошли программы образования Финляндии, Южной Кореи, Гонконга, Японии, Сингапура, Соединенного Королевства, Нидерландов, Новой Зеландии, Швейцарии и Канады. Во втором и третьем десятке места распределились следующим образом: Ирландия — на 11-м, Австралия — на 13-м, Германия — на 15-м, США — на 17-м, Россия — па 20-м, Франция — на 25-м.

Приведенные примеры показывают, что понятия качество жизни, качество образования, счастье не имеют универсальной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Поэтому в разных международных индексах используются различные критерии и различная методика расчета.

Рейтинг как метод представления результатов оценки берет свое начало с «пушечного рейтинга» королевского флота Великобритании (1677 г.), в классификации которого (gun rate) место корабля определялось числом длинноствольных пушек. Создание рейтинга начинается со сбора информации по специальной методике, получившей название рэнкинг[8].

Глобальные рейтинги способствовали появлению кластера высокорейтинговых структур, превратили внешние оценки, в изготовлении которых принимают участие рэнкеры и международные институты рэнкеров, банкиры и банки, журналисты, издатели и СМИ, а также создатели вычислительной техники, в механизмы воздействия на социальные практики.

Результаты рейтингов публикуются в открытом доступе и широко освещаются мировыми и национальными СМИ, оказывая влияние на международный имидж страны, массовое сознание, вектор развития национальных культур.

  • [1] Integrity в кодексах корпоративного поведения указывается как одна из главных моральных ценностей организации.
  • [2] Англоязычный журнал Asiaweek был основан в 1975 г. в Гонконге, прекратил свое существование в 2001 г. по экономическим причинам.
  • [3] Каримова А. Б. Международное воздействие на создание национальных рейтингов: рельефы новой ситуации // Организация и самоорганизация интеллигенции в современном мире. М.: РГГУ, 2013. С. 301−302.
  • [4] Медаль Филдса и одноименная премия вручаются один раз в четыре года двум, трем или четырем молодым математикам не старше 40 лет. Приз и медаль названы в честь канадского математика Дж. Филдса, предложившего в ходе VII международного математического конгресса (Торонто, 1924) учредить золотую медаль в знак признания выдающихся заслуг своих коллег.
  • [5] Gates Foundation to Oakland Teacher: «We have different realities». 2012. 14 Sept. // URL: crooksandliars.com/taxonomy/term/25 321.
  • [6] Ravitch D. Profitizing Education Puts Our Nation At Risk, March 29, 2012. [Электронный ресурс] URL: crooksandliars.com/karoli/ diane-ravitch-profitizing-education-puts-ou; Murdoch buys education tech company Wireless Generation, Nov., 22, 2010: URL: gothamschools. о rg/2010/11/22/murdoch-buys-education-tech-company-wireless-generation.
  • [7] Импакт-фактор (IF) — численный показатель важности научного журнала. С 1960;х гг. он ежегодно рассчитывается Институтом научной информации (Institute for Scientific Information, ISI), который в 1992 г. был приобретен корпорацией Thomson и ныне называется Thomson Scientific. IF (публикуется в журнале Journal Citation Report) оценивает уровень журналов, качество опубликованных в них статей и является основанием для выделения грантов и приема на работу.
  • [8] Рэнкинг — таблица статистических данных, выстроенная на основе заданного количественного критерия. Для поиска рэнкинговой информации используется телефон, база данных организаций интересующей отрасли и выбор привлекательного для конечного потребителя критерия. Полученный массив рэнкинговой информации является базой данных для составителей рейтинга — социологов, маркетологов и обработчиков статистики математическими инструментами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой