Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства: На примере среднего класса
В то же время очевидно, что исследование различных групп потребителей не может основываться на одних и тех же принципах. Люди не похожи друг на друга, у них не совпадают жизненные ориентиры, установки, цели и задачи, в соответствии с которыми они обустраивают свой быт, проводят свободное время, совершают те или иные покупки. Особенности поведения людей, в том числе и потребительского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты формирования потребительских предпочтений
- 1. 1. Формирование социальной общности
- 1. 1. 1. Механизм формирования социальной общности
- 1. 1. 2. Система факторов, определяющих поведение представителей социальной общности
- 1. 1. 3. Средний класс и особенности его формирования
- 1. 2. Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение среднего класса
- 1. 2. 1. Факторы, определяющие личное потребление
- 1. 2. 2. Факторы, определяющие открытое потребление
- 1. 3. Потребление как элемент образа жизни среднего класса
- 1. 4. Статусные группы среднего класса и особенности их потребления
- 1. 4. 1. Статусная структура среднего класса
- 1. 4. 2. Предпринимательский слой среднего класса
- 1. 4. 3. Особенности потребления статусных групп
- 1. 1. Формирование социальной общности
- 2. 1. Социальный облик современного российского среднего класса
- 2. 1. 1. Идеологические установки, ценности и нормы российского среднего класса
- 2. 1. 2. Трудовые ценности российского среднего класса
- 2. 1. 3. Влияние идеологических установок и ценностей на потребительское поведение среднего класса
- 2. 2. Влияние профессиональной принадлежности представителей 79 российского среднего класса на потребление
- 2. 2. 1. Формирование рынка профессий в России
- 2. 2. 2. Социальные и экономические параметры статуса российского среднего класса
- 2. 2. 3. Влияние экономических параметров статуса па потребление
- 2. 3. Особенности поведения представителей российского среднего класса на отдельных рынках потребительских товаров и услуг
- 2. 3. 1. Личное потребление предметов повседневного спроса
- 2. 3. 2. Открытое потребление товаров длительного пользования и услуг
- 2. 4. Образ жизни российского среднего класса и общие тенденции систематизации потребления
- 3. 1. Значение предпочтений среднего класса в процессе формирования структуры потребительского спроса
- 3. 2. Факторы потребительских предпочтений
- 3. 2. 1. Потребительские предпочтения в системе факторов, создающих спрос
- 3. 2. 3. Система факторов, формирующих потребительские предпочтения
- 3. 3. Модель потребительских предпочтений среднего класса
- 3. 3. 1. Построение схематической модели потребительских предпочтений
- 3. 3. 2. Построение математической модели оценки предпочтений
Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства: На примере среднего класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успех компании в рыночной экономике во многом зависит от того, насколько она владеет информацией о поведении потребителей и о факторах, его обуславливающих. Это особенно важно при разработке маркетинговой стратегии фирмы, работающей на российском рынке. В период становления общественной структуры социальные позиции людей неустойчивы, также как и подверженные воздействию социальной среды их потребительские ориентиры. Когда структура российского общества сформируется окончательно, завоевать покупателей с устоявшимися потребительскими традициями будет значительно труднее. Сейчас же, пока вкусы и предпочтения у различных групп потребителей находятся в стадии формирования, промышленные и торговые компании имеют реальную возможность заполнить пустующие рыночные ниши и тем самым создать фундамент для своей дальнейшей деятельности. Поэтому, в период социально-экономической трансформации общества представляется актуальным исследование поведения российского потребителя, а также оказывающих на него влияние факторов.
Наука об изучении потребителей относительно молода, хотя некоторые исследователи затрагивали проблемы потребительского поведения достаточно давно. Уже в 1672 году в исследование поведения людей в качестве одной из переменных было включено потребление, а в 1857 году Энгелем проводились его первые статистические исследования. В законах потребления, которые он вывел, впервые была показана взаимосвязь между доходами и расходами, а также были сделаны некоторые обобщения относительно распределения доходов. Подобные исследования продолжались и в начале 20-го века. Так, в 20-хначале 30-х годов 20-го столетия Пол Лезарфелд и его коллеги проводили в Вене с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса [98, С.58]. Однако, изучение потребителя, как систематическая область знания, возникла лишь в конце 50-х — начале 60-х годов 20-го столетияво время экономического подъема, затронувшего многие страны Запада. Глобальные перемены в экономике были главными факторами, побудившими разбальные перемены в экономике были главными факторами, побудившими развивать стратегические маркетинговые исследования и обратиться к изучению потребительского поведения. В 50−60-е годы основные темы научных исследований вращались вокруг способов усиления приверженности потребителей к торговым маркам. Приоритетным было выявление тех свойств, которые потенциальный потребитель ждет от продукта. Практические задачи, стоявшие в то время перед производителями потребительских товаров и услуг, заключались в разработке положительного имиджа фирмы и ее продуктов. Тогда же закладывался фундамент методологии воздействия на потребителя. В отдельную же область исследования выделились в 60-е годы благодаря работам Ньюмана, Като-на, Фербера, Гаварда. В это время были предприняты попытки интегрировать накопленные знания о мотивации и поведении потребителей в форме систематических моделей принятия решений и выбора потребителя. В 1974 году появился специализирующийся на этой тематике журнал — Journal of Consumer Research.
Однако, до недавнего времени специалистов по маркетингу интересовали вопросы не потребления, а покупки. Их работа была ориентирована на конечный результат, и факторам, оказывающим влияние на его получение, уделялось недостаточное внимание. Большинство опубликованных исследований потребителей проводилось в интересах маркетинга и основывалось на использовании эмпирических методов. Только с начала 80-х годов, в особенности после появления работ Холбрука и Хиршман, область исследований потребителей обогатилась новыми методами. Холбрук высказал предположение, что изучение потребителя важно для его понимания, даже и без непосредственного влияния на него [93, С.41]. С этого времени в исследованиях несколько меняются акценты, и наряду с рассмотрением проблемы решения о покупке появляются публикации по таким аспектам, как поиск ощущений потребителем, его эмоциональное восприятие товаров и т. д. Такое смещение акцентов было вызвано изменениями, произошедшими на многих потребительских рынках. В условиях перенасыщения рынков различными товарами производителям становилось все сложнее удерживать своих потребителей и привлекать новых. Обозначился постепенный переход ключевых факторов достижения рыночного преимущества из области нововведений в область коммуникаций с потребителями, в связи с чем появилась необходимость более глубокого теоретического исследования потребительского поведения и факторов, его формирующих.
В то же время очевидно, что исследование различных групп потребителей не может основываться на одних и тех же принципах. Люди не похожи друг на друга, у них не совпадают жизненные ориентиры, установки, цели и задачи, в соответствии с которыми они обустраивают свой быт, проводят свободное время, совершают те или иные покупки. Особенности поведения людей, в том числе и потребительского, концентрированно выражаются в таком понятии, как образ жизни, на основании которого у окружающих формируются представления о социальной принадлежности потребителя. Образ жизни достаточно сложно оценить и ранжировать, так как это понятие проявляется не столько в объеме потребляемых материальных благ, сколько в их качественных показателях и в формах совершения покупок. Поэтому, применение классических теорий спроса, основанных на максимизации экономической полезности потребления, сегодня практически невозможно. Проведение различных эмпирических исследований, строящихся на математических зависимостях между структурой потребления и количественными показателями, такими как, например, уровень доходов или цен на потребительские товары, не позволяет получить полное представление о поведении потребителей. Во-первых, любая подобная теория будет действовать в определенных и неменяющихся условиях, а в реальной жизни этого достичь не удается, и во-вторых, потребление становится все более социально обусловленным. В современных условиях вкусы следует рассматривав не столько как личностные характеристики, сколько в качестве социальных особенностей групп. Сегодня социальная принадлежность оказывает заметное влияние на формирование потребностей людей и даже если не регламентирует перечень «обязательных» покупок, то во всяком случае устанавливает принципы потребления и критерии, в соответствии с которыми осуществляется выбор. Поэтому, для того чтобы понять потребности людей и разработать систему маркетинговых мероприятий, обеспечивающих максимальное удовлетворение этих потребностей, крайне важно учитывать положение, которое занимает потребитель в социально дифференцированном обществе.
Социальная дифференциация имеет долгую историю. Разделение людей на касты, сословия иди классы существовало практически с момента зарождения общественных отношений. Однако, до относительно недавнего времени социальная структура представлялась достаточно простой. В зависимости от обладания властью и собственностью все общество делилось на две группы с различными традициями, ценностями, абсолютно непохожими жизненными укладами и противоположными экономическими интересами. Лишь начиная с 18 века в странах Европы начинает происходить постепенное заполнение социального пространства, образовавшегося между буржуазией и рабочим классом. Отф крытия в различных областях науки и техники вызвали рост числа как крупных промышленных предприятий, так и небольших ремесленных мастерских, что в свою очередь активизировало и торговлю. Так, появилась значительная по численности группа мелких собственников, которые не могли быть отнесены ни к одному из существовавших в то время классов. Промежуточное положение в структуре общества тех, кого позже стали называть предпринимателями, определилось средними по уровню доходами и наличием у них черт, характерных дня крайних социальных слоев. Владение собственностью, сочетающееся с выполнением свойственных ранее только наемным работникам функций, обеспечило среднему классу особое экономическое положение, что способствовало формированию особенных черт поведения его представителей. Значительно позже, уже в 20-ом столетии, произошло расширение понятия «средний класс». Новые технологии и новые формы организации бизнеса инициировали повышение роли управленческого труда и изменили отношение к высшему профессиональному образованию. Появилась необходимость в формировании класса специалистов по маркетингу, банковскому делу, управленцев с рыночной ориентацией. Профессионализм становится ключевым признаком, обеспечивающим с одной стороны, социальную обособленность среднего класса, а с другой — его экономическую. устойчивость и стабильность. В результате произошло заметное усиление позиций среднего класса в современных западных обществах. Благодаря значительно возросшей численности и высокому уровню доходов, средний класс создал массовый платежеспособный спрос, обеспечив, тем самым, необходимую базу для массового производства и преодоления кризисов сбыта. И сегодня в странах с давними рыночными традициями средний класс занял доминирующее положение на многих потребительских рынках, а вкусы его представителей предопределили параметры массового спроса. За последнее время по ряду социальных и экономических признаков стало возможным говорить о появлении среднего класса и в России, и есть основания предполагать, что в будущем численность этой социальной группы будет расти. Поэтому, и перспективы развития российского потребительского рынка связаны, во многом, со становлением отечественного среднего класса.
Отдельные вопросы, рассматриваемые в диссертационной работе достаточно глубоко освещены в научной литературе. Так, исследованию факторов потребительского спроса и закономерностей его формирования, потребительского поведения и психологии потребителей посвящены труды Ф. Котлера, Дж. Энджела, Т. Веблена, П. Бурдье, К.Кэмпбэлла. С другой стороны, вопросам изучения среднего класса и особенностей экономического поведения его представителей уделялось особое внимание в работах как западных, так и российских ученых, среди которых М. Вебер, М. Севидж, Т. Парсонс, М. Кивинен, Т. Заславская, В. Радаев, О. Александрова и другие. Однако комплексно и всесторонне потребление среднего класса практически не исследовалось. Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность данного аспекта функционирования потребительских рынков обусловили выбор темы и характер диссертационной работы.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке и построении модели потребительских предпочтений, обеспечивающей участникам хозяйственной деятельности возможность организации эффективной маркетинговой коммуникации с целевой группой потребителей, в качестве которой рассматривается средний класс. В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:
— анализируется система факторов, определяющих потребительское поведение представителей среднего класса;
— устанавливаются экономические и социальные параметры среднего класса и выявляются общие тенденции формирования спроса среднего класса на рынках потребительских товаров и услуг;
— определяются взаимосвязи между социально-экономическими условиями внешней среды и системой потребительских предпочтений среднего класса.
Объектом исследования являются потребительские предпочтения, а предметом исследования служит система связей и взаимозависимостей, обеспечивающих воздействие со стороны участников хозяйственной деятельности на рыночное поведение среднего класса.
Теоретической и методологической базой исследования являются работы, посвященные теории потребительского поведения и потребительского выбора, работы, освещающие практические аспекты маркетинговой коммуникации с потребителем, а также исследования особенностей мотивации и поведения среднего класса, проведенные отечественными и зарубежными учеными в разное время.
В результате проведенного исследования получены следующие результаты, составляющие научную новизну диссертации и являющиеся личным вкладом автора:
• Сформирована система доказательств, подтверждающая определяющую роль среднего класса в процессе формирования потребительских предпочтений, обуславливающая необходимость учета участниками предпринимательской деятельности особенностей потребления среднего класса в целях повышения собственной конкурентоспособности на потребительских рынках. Предложенная система доказательств является результатом проведенного исследования и впервые предложена автором;
• Изучены и по-новому структурированы группы известных факторов, формирующих систему потребительских предпочтений среднего класса. Выполненная работа позволяет определить элементы, формирующие систему потребительских предпочтений среднего класса и разработать субъекту предпринимательства механизм воздействия на них;
• В развитие идей М. Вебера и Т. Парсонса предложена и обоснована оригинальная, базирующаяся на поэлементном анализе, авторская концепция социального статуса и его влияния на систему потребительских предпочтений;
• Предложена оригинальная модель потребительских предпочтений, учитывающая специфику состояния и развития потребительских рынков в России, а также позволяющая определять основные направления организации мероприятий маркетинговой коммуникации.
• Разработаны методические рекомендации по практическому применению модели потребительских предпочтений.
• Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования могут быть использованы предпринимательскими структурами, работающими на российских потребительских рынках, в своей хозяйственной деятельности. Содержащиеся в диссертационной работе предложения могут найти практическое применение при разработке ассортиментной политики субъектами предпринимательства и разработке механизмов обеспечения их эффективного взаимодействия с потребителями, а также при подготовке учебных материалов к таким дисциплинам, как «Основы предпринимательства» и «Поведение потребителей» .
Основные результаты выполненного исследования потребительских предпочтений среднего класса заключаются в следующем:
1. Структурированы и изучены факторы, под влиянием которых формируются особенности потребительского поведения среднего класса.
2. Выявлена статусная структура среднего класса, отражающая дифференциацию его представителей в сфере потребления.
3. Проанализировано потребительское поведение российского среднего класса в меняющихся социально-экономических условиях и теоретически обоснована устойчивость потребительских предпочтений его представителей.
4. Построена схематическая модель, отражающая систему взаимосвязей между факторами, формирующими потребительские предпочтения среднего класса.
5. На основе изученных подходов к вопросам группового выбора и выявления групповых предпочтений предложена математическая интерпретация модетпж паЯШииПМШШ /тт">д тгопптх. «глаапч лллтрйтлтт плтгпжо ркч/лаи и ттпа ттлчтАттжхжу vi iv 0хст%скяг хг iv 11» 1ш ям выбранных целевых сегментов, а также обеспечивающая дополнительные возможности организации эффективной маркетинговой коммуникации с выданными целевьши группами потребителей.
В практическом плане в работе изложены методические рекомендащи по проведению опенки предпочтительности товаров, предня 'шачрнньгх для потребления представителями среднего класса, а также определены подходы к ин-терпретащв* получению^ результатов, предложена методика выявление целевых сегментов, основанная на разработанной схематической модели потреби.
М ЯГЛЧУИУ ИПДИПАИН^НИЙ.
Предложенный подход к исследованию потребительских предпочтений среднего класса, направлен на повышение эффективности деятельности компаний, работающих на российских потребительских рынках, обеспечивая широ.
ЖПЯА РЛОгДЛ^РОАЛТО' хс119 ду^иду^вжуу жи>
— в установлении социальных, экономических и психологических особенностей целевых групп потребителей,.
— в выявлении характеристик потребительских товаров и услуг, имеющих наибольшее значение для представителей целевых групп,.
— в определении области маркетингового воздействия на потребительские предпочтения,.
— в обеспечении прогноза изменений потребительских предпочтений в нестабильных условиях социально-экономической среды.
Список литературы
- Авраамова Е. К проблеме среднего класса в России // Вопросы экономики. -1998. — № 7. — стр.78−87
- Александрова O.A. Средний класс в современном обществе // Общество и экономика. 1996.- № 6.- стр.57−76
- Антипин П.В. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России // Социологический журнал. 1996. — № ¾. -стр.218−226
- Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // СоцИс. 1995. — № 1. — стр. 104−115
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ. 1996.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ. — 1995.
- Баркан Д.И., Ходяченко В. А. Практический маркетинг. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. Л.:Аквилон. -1991.
- Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // СоцИс. 1993. — № Ю. — стр. 13−22
- Березин И.С. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации // Бизнес и политика. 1997. — № 3. — стр.56−61
- Ю.Богомолова Т. Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация: объективные и субъективные измерения // СоцИс. 1997. — № 9. — стр.28−40
- П.Булдык Г. М. Теория вероятностей и математическая статистика. Минск.: Вышейск.шк. — 1989. — 284 с.
- Ванетти М. Маркетинг рыночных сегментов // Проблемы теории и практики управления. -1997 № 2. стр. 107−113
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
- М.Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. 1992.1. Вып. 1.-стр. 19−38
- Вебер М. Основные понятия стратификации // СоцИс.- 1994, — № 5.- стр. 147 156
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. — 1984. — 367 с.
- Верховин В.И. Структура и функции монетарного поведения // СоцИс. -1993. № 10. — стр.67−73
- Верховин В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // СоцИс. 1995. — № 8, — стр. 62−67
- Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: СПбГУ. -1995. — 163 с.
- Власов П., Хорошавина Н. Кредиты не для слабонервных // Эксперт. 1998.- № 30. стр 18−20
- Воробьева И. В. Маркетинг и типы решений о покупке // Вестник СПбГУ. -Серия «Экономика». Вып.З. — 1996. — № 19. — стр.81−87
- Гейгер Т. Стратификация. // Социальная стратификация. М.-1992.-Вып.З.-стр.69−92
- Гидценс Э. Стратификация и классовая структура. // СоцИс. 1992. — № 9. -стр. 112−123.
- Гладких И.В., Старов С. А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 4. — стр.47−56
- Голенкова З.Т., Романенко Л. Н., Бирюков П. Б. Британские социологи о современном среднем классе // СоцИс.- 1996. № 10. — стр. 145−152
- Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом.- 1998.-№ 5.-стр. 11−29
- Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // СоцИс.- 1997.-№ 3.-стр.60−67.
- Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований. -1992. Вып.З. — стр.123- 142.
- Гребенников А.Н. Целевые сегменты рынка и целевые аудитории // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 2. — стр.46−49
- Добров Д., Горский К., Чеберко И., Замуруева И. Барахолка среднего класса // Коммерсантъ-Деньги. 1998. — № 37. — стр.40−43
- Дуберман JI. Социальное неравенство: классы и касты в США. // Социальная стратификация общества. М.-1979.- Вып.1- стр.119−130
- Дьячков Н.Ф. Что такое брэнд, или свято место пусто не бывает // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. — № 5, стр.28−36
- Емельяненко В. Защити себя сам. // Московские новости, № 35,98
- Ждановская Г. А., Васина Е. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебания спроса на те или иные виды товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 2. — с тр.4−9
- Заславская Т.Н. Социальная структура современного российского общества // СоцИс. 1997 № 2. — стр.5−23.
- Иевлев В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.32−40
- Калянина JI. Все едут в Испанию // Эксперт. 1998. — № 23. — стр.32−34
- Калянина Л. Средний русский не хочет в «Макдональдс» // Эксперт. 1998. -№ 42. — стр.30−31
- Кашин В.Н. Социальная полигика и структура личного потребления // Куда идет Россия?- 1996. стр.400−404
- Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 1994. — № 2. — стр. 134−141
- Кирпичников А. Мода на скромность // Эксперт. 1998. — № 40. — стр.33
- Костина Г., Медовников Д. Замечен из-за прилавка // Эксперт. 1997. -№ 23.-стр. 12−23
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. — 1990. — 736 с.
- Краус И. Стратификация, класс, конфликт // Социальная стратификация общества. М.-1979.- Вып.1.- стр.47−78
- Крылов И. Социальные аспекты технологий маркетинга (сегментирование, позиционирование, брэндинг) // Практический маркетинг. 1998. — № 2. -стр.2−7
- Курочкин Н.Е. Борьба супермаркетов за потребителя: у нас и в Европе // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.51−55
- Леонгардт Д. Для богатых и бедных // Бизнес Уик. 1997. — № 4. — стр.26−32
- Магун В. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения. -1997. Вып.2. — стр. 134−176
- Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. -1996. -№ 1. -стр.47−62
- Маликова H.H. Динамика перемен // СоцИс. 1997. — № 10. — стр.21−25
- Миркин Б.Г. Проблемы группового выбора. М.: Наука. — 1974. — 256 с.
- Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М.: Механик. — 1997. — 205 с.
- Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. СПб.: СПбУЭФ. — 19%. — 109 с.
- Надель С. Проблемы социально-структурного анализа // Социальный облик современного западного общества. М.: Наука. — 1993. — стр.7−34
- Николаева М.А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7−8. — стр.9−13
- Остроушко М.А. Источники информации и социальное поведение // Проблемы инфовзаимодействия. 1995. — Вып.2. — стр.71−83
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс. — 1997. -270 с.
- Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. 1992. — Вып.1. — стр.114−137
- Парсонс Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории // Социальная стратификация. 1992. — Вып.1. -стр.230−242
- Песчанский В.В., Назарова Н. В. Городские средние слои // Социальный облик современного западного общества. М.: Наука. — 1993. — стр.96−124
- Пиирайнен Т., Турунцев Е. Отталкиваясь от М.Вебера: к пониманию процессов социальной трансформации в России // Вопросы экономики. 1998. -№ 7. — стр.65−77.
- Пилдич Дж. Путь к покупателю: о том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. М.: Прогресс. — 1991. -256 с.
- Поляков Д.H. Public Relations как составная часть маркетинга в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.29−31
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. -1993.-896 с.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: АСТ-Пресс. -1996.-317 с.
- Радаев В.В. Что изучает экономическая социология // Российский Экономический Журнал. 1994. — № 9. — стр.49−55
- Радаев В.В. Средние слои населения в России: стратегии сбережений // Российские общественные науки: новая перспектива. 1996. — Вьш.7. — стр.36−55
- Радаев В.В. Средний класс в России или к появлению нового мифа // Знание-сила. -1998. -№ 7. стр. 74−78
- Рощина Я. Стиль жизни предпринимателя: типы предпринимательских ори-ентаций // Вопросы экономики. 1995. — № 7.- стр.91−102
- Рывкина Р. Переходное экономическое сознание российского общества // Вопросы экономики. -1997. № 5. — стр. 71−83
- Рывкина Р. Эксперты о среднем классе в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, -1993.-№ 6.-стр. 19−21
- Савин А. Средние русские кто они? // Известия. — № 8. — 1998.
- Санников В.Д. Состояние и перспективы оценки брэндов в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 3. — стр. 17−23
- Сваластога К. Социальная дифференциация // Социальная стратификация. М.-1992.-Вып.З.
- Секерин В.Д. Требования потребителей и маркетинг // Маркетинг. 1997. -№ 3. — стр.43−53
- Слободский А.Л. Экономическое поведение: социально-психологическое обоснование теоретической типологии. СПб.: СПбУЭФ. -1994.
- Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. — 1995.
- Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. М.:ИНИОН. -1995. — 155 с.
- Суворова И.А., Менахина О. Э. Стратегия маркетинга для российского производителя // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. — № 5.стр. 18−21
- Терновская Е. Ипотека: проблемы, перспективы // Хозяйство и право. -1997.- № 9.-стр. 16−26
- Тихонова Е.В., Латышева Е. В. Исследование социальных методов регулирования покупательского поведения // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. — № 8. — стр. 139−146
- Умов В.И. Российский средний класс // Полис. 1994. — № 4. — стр.29
- Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука. 1978. -352 с.
- Хазбиев А. Кризис научил обувщиков // Эксперт. -1998. № 5. — стр.36
- Хахулина JI. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, — 1999. — № 2. —: тр. 24−33
- Зб.Хэвдргк Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успех" на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. -стр. 110−115
- Чеберко И., Хариас А., Бакеев А., Ребров В. Бедность не порок // Коммерсантъ-Деньги. -1998. — № 35. — стр.20−25
- Черкасова H.A. Российский телезритель: развитие восприятия телевизионной рекламы // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 6. -стр.38−41
- Чикунова Е. Покупатель // РИСК. 1997. — № 4. — стр. 101−103
- Чикунова JI.A. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования //
- Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998 № 2. — стр. 12−17
- Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — стр.35−51
- Шереги Ф.Э. Конкуренция на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996 № 3. — стр. 10−16
- Энджел Дж., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб.: «Питер». -1999. — 706 с.
- Энджел Дж. и др. На пути к маркетингу. Н.Новгород.: Нижегородский университет. — 1993. — 152 с.
- Юл Дж., Кендалл М.Дж. Теория статистики. М.: Госкомиздат. — 1960. -779 с.
- Ясецкий К., Всеволовский В. Формирование предпринимательского слоя в Польше // Бизнес и политика. 1996. -№ 1−2.- стр.40−48
- Beeghley L. The Structure of Social Stratification in the US. Boston: Allyn and Bacon. — 1989. — 332 p.
- Belk R.W. Studies in the Consumer Behavior // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, Routlege. — 1995.
- Campbell C. The Sociology of Consumption // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. — 1995. — p.96−126
- Consumerism: Search for the Consumer Interest / Ed. by D.A.Aaker, G.S.Day. -NY.-1982.-500p.
- Elster J. Rational Choice Theory // The polity reader in social theory. Cambridge. — 1995.
- Koivumaki T. Permanent income hipothesis and variability of consumption // Finnish economic papers. Helsinki. — 1996. — Vol. 9. — № 2. — p. 144−154
- Loudon D.L., Delia Bitta A.J. Consumer behavior: concepts and applications. NY.: McGraw-Hill. — 1984. — 727 p.
- McNeal, McDaniel Consumer behavior: Classical and contemporary dimensions. Boston, Toronto.: Little, Brown and Company. — 505 p.
- Miles D. A household level study of the determinants of incomes and consumption // Economy Journal of Cambridge. 1997. — Vol. 107. — № 440. — p. l-25
- Monis B. The Brand’s the Thing // Fortune. -1996. March 4. — p.28−57.
- Rational choice / Ed. By J. Elster. NY: NY univ.press. -1986. — 266 p.
- Savage M., Butler T. Social Change and the Middle Classes. London: UCL Press. — 1995. — 388 p.
- Sippel R. An experiment on the pure theory of consumer’s behavior // Economy Journal of Cambridge. 1997. — Vol. 107. — № 444. — p. 1431−1444
- Thomas M.J. Consumer Market Research: does it have validity? Some postmodern thoughts // Marketing Intelligence and Planning. 1997. — Vol. 15. — № 2.- p.54−59
- Warde A. Gentrification as consumption // Environment and Planning. D: Society and Space. — 1991. — Vol.9. — p.223−232.