Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства: На примере среднего класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время очевидно, что исследование различных групп потребителей не может основываться на одних и тех же принципах. Люди не похожи друг на друга, у них не совпадают жизненные ориентиры, установки, цели и задачи, в соответствии с которыми они обустраивают свой быт, проводят свободное время, совершают те или иные покупки. Особенности поведения людей, в том числе и потребительского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты формирования потребительских предпочтений
    • 1. 1. Формирование социальной общности
      • 1. 1. 1. Механизм формирования социальной общности
      • 1. 1. 2. Система факторов, определяющих поведение представителей социальной общности
      • 1. 1. 3. Средний класс и особенности его формирования
    • 1. 2. Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение среднего класса
      • 1. 2. 1. Факторы, определяющие личное потребление
      • 1. 2. 2. Факторы, определяющие открытое потребление
    • 1. 3. Потребление как элемент образа жизни среднего класса
    • 1. 4. Статусные группы среднего класса и особенности их потребления
      • 1. 4. 1. Статусная структура среднего класса
      • 1. 4. 2. Предпринимательский слой среднего класса
      • 1. 4. 3. Особенности потребления статусных групп
  • Выводы
  • Глава II. Становление среднего класса в современной России и формирование его потребительских стандартов
    • 2. 1. Социальный облик современного российского среднего класса
      • 2. 1. 1. Идеологические установки, ценности и нормы российского среднего класса
      • 2. 1. 2. Трудовые ценности российского среднего класса
      • 2. 1. 3. Влияние идеологических установок и ценностей на потребительское поведение среднего класса
    • 2. 2. Влияние профессиональной принадлежности представителей 79 российского среднего класса на потребление
      • 2. 2. 1. Формирование рынка профессий в России
      • 2. 2. 2. Социальные и экономические параметры статуса российского среднего класса
      • 2. 2. 3. Влияние экономических параметров статуса па потребление
    • 2. 3. Особенности поведения представителей российского среднего класса на отдельных рынках потребительских товаров и услуг
      • 2. 3. 1. Личное потребление предметов повседневного спроса
      • 2. 3. 2. Открытое потребление товаров длительного пользования и услуг
    • 2. 4. Образ жизни российского среднего класса и общие тенденции систематизации потребления
  • Выводы
  • Глава. HL Модель формирования потребительских предпочтений среднего класса в России
    • 3. 1. Значение предпочтений среднего класса в процессе формирования структуры потребительского спроса
    • 3. 2. Факторы потребительских предпочтений
      • 3. 2. 1. Потребительские предпочтения в системе факторов, создающих спрос
  • — щ 3.2.2. Система факторов, ограничивающих потребление
    • 3. 2. 3. Система факторов, формирующих потребительские предпочтения
    • 3. 3. Модель потребительских предпочтений среднего класса
    • 3. 3. 1. Построение схематической модели потребительских предпочтений
    • 3. 3. 2. Построение математической модели оценки предпочтений
  • Выводы

Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства: На примере среднего класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успех компании в рыночной экономике во многом зависит от того, насколько она владеет информацией о поведении потребителей и о факторах, его обуславливающих. Это особенно важно при разработке маркетинговой стратегии фирмы, работающей на российском рынке. В период становления общественной структуры социальные позиции людей неустойчивы, также как и подверженные воздействию социальной среды их потребительские ориентиры. Когда структура российского общества сформируется окончательно, завоевать покупателей с устоявшимися потребительскими традициями будет значительно труднее. Сейчас же, пока вкусы и предпочтения у различных групп потребителей находятся в стадии формирования, промышленные и торговые компании имеют реальную возможность заполнить пустующие рыночные ниши и тем самым создать фундамент для своей дальнейшей деятельности. Поэтому, в период социально-экономической трансформации общества представляется актуальным исследование поведения российского потребителя, а также оказывающих на него влияние факторов.

Наука об изучении потребителей относительно молода, хотя некоторые исследователи затрагивали проблемы потребительского поведения достаточно давно. Уже в 1672 году в исследование поведения людей в качестве одной из переменных было включено потребление, а в 1857 году Энгелем проводились его первые статистические исследования. В законах потребления, которые он вывел, впервые была показана взаимосвязь между доходами и расходами, а также были сделаны некоторые обобщения относительно распределения доходов. Подобные исследования продолжались и в начале 20-го века. Так, в 20-хначале 30-х годов 20-го столетия Пол Лезарфелд и его коллеги проводили в Вене с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса [98, С.58]. Однако, изучение потребителя, как систематическая область знания, возникла лишь в конце 50-х — начале 60-х годов 20-го столетияво время экономического подъема, затронувшего многие страны Запада. Глобальные перемены в экономике были главными факторами, побудившими разбальные перемены в экономике были главными факторами, побудившими развивать стратегические маркетинговые исследования и обратиться к изучению потребительского поведения. В 50−60-е годы основные темы научных исследований вращались вокруг способов усиления приверженности потребителей к торговым маркам. Приоритетным было выявление тех свойств, которые потенциальный потребитель ждет от продукта. Практические задачи, стоявшие в то время перед производителями потребительских товаров и услуг, заключались в разработке положительного имиджа фирмы и ее продуктов. Тогда же закладывался фундамент методологии воздействия на потребителя. В отдельную же область исследования выделились в 60-е годы благодаря работам Ньюмана, Като-на, Фербера, Гаварда. В это время были предприняты попытки интегрировать накопленные знания о мотивации и поведении потребителей в форме систематических моделей принятия решений и выбора потребителя. В 1974 году появился специализирующийся на этой тематике журнал — Journal of Consumer Research.

Однако, до недавнего времени специалистов по маркетингу интересовали вопросы не потребления, а покупки. Их работа была ориентирована на конечный результат, и факторам, оказывающим влияние на его получение, уделялось недостаточное внимание. Большинство опубликованных исследований потребителей проводилось в интересах маркетинга и основывалось на использовании эмпирических методов. Только с начала 80-х годов, в особенности после появления работ Холбрука и Хиршман, область исследований потребителей обогатилась новыми методами. Холбрук высказал предположение, что изучение потребителя важно для его понимания, даже и без непосредственного влияния на него [93, С.41]. С этого времени в исследованиях несколько меняются акценты, и наряду с рассмотрением проблемы решения о покупке появляются публикации по таким аспектам, как поиск ощущений потребителем, его эмоциональное восприятие товаров и т. д. Такое смещение акцентов было вызвано изменениями, произошедшими на многих потребительских рынках. В условиях перенасыщения рынков различными товарами производителям становилось все сложнее удерживать своих потребителей и привлекать новых. Обозначился постепенный переход ключевых факторов достижения рыночного преимущества из области нововведений в область коммуникаций с потребителями, в связи с чем появилась необходимость более глубокого теоретического исследования потребительского поведения и факторов, его формирующих.

В то же время очевидно, что исследование различных групп потребителей не может основываться на одних и тех же принципах. Люди не похожи друг на друга, у них не совпадают жизненные ориентиры, установки, цели и задачи, в соответствии с которыми они обустраивают свой быт, проводят свободное время, совершают те или иные покупки. Особенности поведения людей, в том числе и потребительского, концентрированно выражаются в таком понятии, как образ жизни, на основании которого у окружающих формируются представления о социальной принадлежности потребителя. Образ жизни достаточно сложно оценить и ранжировать, так как это понятие проявляется не столько в объеме потребляемых материальных благ, сколько в их качественных показателях и в формах совершения покупок. Поэтому, применение классических теорий спроса, основанных на максимизации экономической полезности потребления, сегодня практически невозможно. Проведение различных эмпирических исследований, строящихся на математических зависимостях между структурой потребления и количественными показателями, такими как, например, уровень доходов или цен на потребительские товары, не позволяет получить полное представление о поведении потребителей. Во-первых, любая подобная теория будет действовать в определенных и неменяющихся условиях, а в реальной жизни этого достичь не удается, и во-вторых, потребление становится все более социально обусловленным. В современных условиях вкусы следует рассматривав не столько как личностные характеристики, сколько в качестве социальных особенностей групп. Сегодня социальная принадлежность оказывает заметное влияние на формирование потребностей людей и даже если не регламентирует перечень «обязательных» покупок, то во всяком случае устанавливает принципы потребления и критерии, в соответствии с которыми осуществляется выбор. Поэтому, для того чтобы понять потребности людей и разработать систему маркетинговых мероприятий, обеспечивающих максимальное удовлетворение этих потребностей, крайне важно учитывать положение, которое занимает потребитель в социально дифференцированном обществе.

Социальная дифференциация имеет долгую историю. Разделение людей на касты, сословия иди классы существовало практически с момента зарождения общественных отношений. Однако, до относительно недавнего времени социальная структура представлялась достаточно простой. В зависимости от обладания властью и собственностью все общество делилось на две группы с различными традициями, ценностями, абсолютно непохожими жизненными укладами и противоположными экономическими интересами. Лишь начиная с 18 века в странах Европы начинает происходить постепенное заполнение социального пространства, образовавшегося между буржуазией и рабочим классом. Отф крытия в различных областях науки и техники вызвали рост числа как крупных промышленных предприятий, так и небольших ремесленных мастерских, что в свою очередь активизировало и торговлю. Так, появилась значительная по численности группа мелких собственников, которые не могли быть отнесены ни к одному из существовавших в то время классов. Промежуточное положение в структуре общества тех, кого позже стали называть предпринимателями, определилось средними по уровню доходами и наличием у них черт, характерных дня крайних социальных слоев. Владение собственностью, сочетающееся с выполнением свойственных ранее только наемным работникам функций, обеспечило среднему классу особое экономическое положение, что способствовало формированию особенных черт поведения его представителей. Значительно позже, уже в 20-ом столетии, произошло расширение понятия «средний класс». Новые технологии и новые формы организации бизнеса инициировали повышение роли управленческого труда и изменили отношение к высшему профессиональному образованию. Появилась необходимость в формировании класса специалистов по маркетингу, банковскому делу, управленцев с рыночной ориентацией. Профессионализм становится ключевым признаком, обеспечивающим с одной стороны, социальную обособленность среднего класса, а с другой — его экономическую. устойчивость и стабильность. В результате произошло заметное усиление позиций среднего класса в современных западных обществах. Благодаря значительно возросшей численности и высокому уровню доходов, средний класс создал массовый платежеспособный спрос, обеспечив, тем самым, необходимую базу для массового производства и преодоления кризисов сбыта. И сегодня в странах с давними рыночными традициями средний класс занял доминирующее положение на многих потребительских рынках, а вкусы его представителей предопределили параметры массового спроса. За последнее время по ряду социальных и экономических признаков стало возможным говорить о появлении среднего класса и в России, и есть основания предполагать, что в будущем численность этой социальной группы будет расти. Поэтому, и перспективы развития российского потребительского рынка связаны, во многом, со становлением отечественного среднего класса.

Отдельные вопросы, рассматриваемые в диссертационной работе достаточно глубоко освещены в научной литературе. Так, исследованию факторов потребительского спроса и закономерностей его формирования, потребительского поведения и психологии потребителей посвящены труды Ф. Котлера, Дж. Энджела, Т. Веблена, П. Бурдье, К.Кэмпбэлла. С другой стороны, вопросам изучения среднего класса и особенностей экономического поведения его представителей уделялось особое внимание в работах как западных, так и российских ученых, среди которых М. Вебер, М. Севидж, Т. Парсонс, М. Кивинен, Т. Заславская, В. Радаев, О. Александрова и другие. Однако комплексно и всесторонне потребление среднего класса практически не исследовалось. Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность данного аспекта функционирования потребительских рынков обусловили выбор темы и характер диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке и построении модели потребительских предпочтений, обеспечивающей участникам хозяйственной деятельности возможность организации эффективной маркетинговой коммуникации с целевой группой потребителей, в качестве которой рассматривается средний класс. В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:

— анализируется система факторов, определяющих потребительское поведение представителей среднего класса;

— устанавливаются экономические и социальные параметры среднего класса и выявляются общие тенденции формирования спроса среднего класса на рынках потребительских товаров и услуг;

— определяются взаимосвязи между социально-экономическими условиями внешней среды и системой потребительских предпочтений среднего класса.

Объектом исследования являются потребительские предпочтения, а предметом исследования служит система связей и взаимозависимостей, обеспечивающих воздействие со стороны участников хозяйственной деятельности на рыночное поведение среднего класса.

Теоретической и методологической базой исследования являются работы, посвященные теории потребительского поведения и потребительского выбора, работы, освещающие практические аспекты маркетинговой коммуникации с потребителем, а также исследования особенностей мотивации и поведения среднего класса, проведенные отечественными и зарубежными учеными в разное время.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты, составляющие научную новизну диссертации и являющиеся личным вкладом автора:

• Сформирована система доказательств, подтверждающая определяющую роль среднего класса в процессе формирования потребительских предпочтений, обуславливающая необходимость учета участниками предпринимательской деятельности особенностей потребления среднего класса в целях повышения собственной конкурентоспособности на потребительских рынках. Предложенная система доказательств является результатом проведенного исследования и впервые предложена автором;

• Изучены и по-новому структурированы группы известных факторов, формирующих систему потребительских предпочтений среднего класса. Выполненная работа позволяет определить элементы, формирующие систему потребительских предпочтений среднего класса и разработать субъекту предпринимательства механизм воздействия на них;

• В развитие идей М. Вебера и Т. Парсонса предложена и обоснована оригинальная, базирующаяся на поэлементном анализе, авторская концепция социального статуса и его влияния на систему потребительских предпочтений;

• Предложена оригинальная модель потребительских предпочтений, учитывающая специфику состояния и развития потребительских рынков в России, а также позволяющая определять основные направления организации мероприятий маркетинговой коммуникации.

• Разработаны методические рекомендации по практическому применению модели потребительских предпочтений.

• Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования могут быть использованы предпринимательскими структурами, работающими на российских потребительских рынках, в своей хозяйственной деятельности. Содержащиеся в диссертационной работе предложения могут найти практическое применение при разработке ассортиментной политики субъектами предпринимательства и разработке механизмов обеспечения их эффективного взаимодействия с потребителями, а также при подготовке учебных материалов к таким дисциплинам, как «Основы предпринимательства» и «Поведение потребителей» .

Основные результаты выполненного исследования потребительских предпочтений среднего класса заключаются в следующем:

1. Структурированы и изучены факторы, под влиянием которых формируются особенности потребительского поведения среднего класса.

2. Выявлена статусная структура среднего класса, отражающая дифференциацию его представителей в сфере потребления.

3. Проанализировано потребительское поведение российского среднего класса в меняющихся социально-экономических условиях и теоретически обоснована устойчивость потребительских предпочтений его представителей.

4. Построена схематическая модель, отражающая систему взаимосвязей между факторами, формирующими потребительские предпочтения среднего класса.

5. На основе изученных подходов к вопросам группового выбора и выявления групповых предпочтений предложена математическая интерпретация модетпж паЯШииПМШШ /тт">д тгопптх. «глаапч лллтрйтлтт плтгпжо ркч/лаи и ттпа ттлчтАттжхжу vi iv 0хст%скяг хг iv 11» 1ш ям выбранных целевых сегментов, а также обеспечивающая дополнительные возможности организации эффективной маркетинговой коммуникации с выданными целевьши группами потребителей.

В практическом плане в работе изложены методические рекомендащи по проведению опенки предпочтительности товаров, предня 'шачрнньгх для потребления представителями среднего класса, а также определены подходы к ин-терпретащв* получению^ результатов, предложена методика выявление целевых сегментов, основанная на разработанной схематической модели потреби.

М ЯГЛЧУИУ ИПДИПАИН^НИЙ.

Предложенный подход к исследованию потребительских предпочтений среднего класса, направлен на повышение эффективности деятельности компаний, работающих на российских потребительских рынках, обеспечивая широ.

ЖПЯА РЛОгДЛ^РОАЛТО' хс119 ду^иду^вжуу жи>

— в установлении социальных, экономических и психологических особенностей целевых групп потребителей,.

— в выявлении характеристик потребительских товаров и услуг, имеющих наибольшее значение для представителей целевых групп,.

— в определении области маркетингового воздействия на потребительские предпочтения,.

— в обеспечении прогноза изменений потребительских предпочтений в нестабильных условиях социально-экономической среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. К проблеме среднего класса в России // Вопросы экономики. -1998. — № 7. — стр.78−87
  2. O.A. Средний класс в современном обществе // Общество и экономика. 1996.- № 6.- стр.57−76
  3. П.В. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России // Социологический журнал. 1996. — № ¾. -стр.218−226
  4. В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // СоцИс. 1995. — № 1. — стр. 104−115
  5. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ. 1996.
  6. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ. — 1995.
  7. Д.И., Ходяченко В. А. Практический маркетинг. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. Л.:Аквилон. -1991.
  8. Л.А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // СоцИс. 1993. — № Ю. — стр. 13−22
  9. И.С. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации // Бизнес и политика. 1997. — № 3. — стр.56−61
  10. Ю.Богомолова Т. Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация: объективные и субъективные измерения // СоцИс. 1997. — № 9. — стр.28−40
  11. П.Булдык Г. М. Теория вероятностей и математическая статистика. Минск.: Вышейск.шк. — 1989. — 284 с.
  12. М. Маркетинг рыночных сегментов // Проблемы теории и практики управления. -1997 № 2. стр. 107−113
  13. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  14. М.Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. 1992.1. Вып. 1.-стр. 19−38
  15. М. Основные понятия стратификации // СоцИс.- 1994, — № 5.- стр. 147 156
  16. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. — 1984. — 367 с.
  17. В.И. Структура и функции монетарного поведения // СоцИс. -1993. № 10. — стр.67−73
  18. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // СоцИс. 1995. — № 8, — стр. 62−67
  19. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: СПбГУ. -1995. — 163 с.
  20. П., Хорошавина Н. Кредиты не для слабонервных // Эксперт. 1998.- № 30. стр 18−20
  21. И. В. Маркетинг и типы решений о покупке // Вестник СПбГУ. -Серия «Экономика». Вып.З. — 1996. — № 19. — стр.81−87
  22. Т. Стратификация. // Социальная стратификация. М.-1992.-Вып.З.-стр.69−92
  23. Э. Стратификация и классовая структура. // СоцИс. 1992. — № 9. -стр. 112−123.
  24. И.В., Старов С. А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 4. — стр.47−56
  25. З.Т., Романенко Л. Н., Бирюков П. Б. Британские социологи о современном среднем классе // СоцИс.- 1996. № 10. — стр. 145−152
  26. Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом.- 1998.-№ 5.-стр. 11−29
  27. В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // СоцИс.- 1997.-№ 3.-стр.60−67.
  28. А.Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований. -1992. Вып.З. — стр.123- 142.
  29. А.Н. Целевые сегменты рынка и целевые аудитории // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 2. — стр.46−49
  30. Д., Горский К., Чеберко И., Замуруева И. Барахолка среднего класса // Коммерсантъ-Деньги. 1998. — № 37. — стр.40−43
  31. JI. Социальное неравенство: классы и касты в США. // Социальная стратификация общества. М.-1979.- Вып.1- стр.119−130
  32. Н.Ф. Что такое брэнд, или свято место пусто не бывает // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. — № 5, стр.28−36
  33. В. Защити себя сам. // Московские новости, № 35,98
  34. Г. А., Васина Е. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебания спроса на те или иные виды товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 2. — с тр.4−9
  35. Т.Н. Социальная структура современного российского общества // СоцИс. 1997 № 2. — стр.5−23.
  36. В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.32−40
  37. JI. Все едут в Испанию // Эксперт. 1998. — № 23. — стр.32−34
  38. Л. Средний русский не хочет в «Макдональдс» // Эксперт. 1998. -№ 42. — стр.30−31
  39. В.Н. Социальная полигика и структура личного потребления // Куда идет Россия?- 1996. стр.400−404
  40. М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 1994. — № 2. — стр. 134−141
  41. А. Мода на скромность // Эксперт. 1998. — № 40. — стр.33
  42. Г., Медовников Д. Замечен из-за прилавка // Эксперт. 1997. -№ 23.-стр. 12−23
  43. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. — 1990. — 736 с.
  44. И. Стратификация, класс, конфликт // Социальная стратификация общества. М.-1979.- Вып.1.- стр.47−78
  45. И. Социальные аспекты технологий маркетинга (сегментирование, позиционирование, брэндинг) // Практический маркетинг. 1998. — № 2. -стр.2−7
  46. Н.Е. Борьба супермаркетов за потребителя: у нас и в Европе // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.51−55
  47. Д. Для богатых и бедных // Бизнес Уик. 1997. — № 4. — стр.26−32
  48. В. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения. -1997. Вып.2. — стр. 134−176
  49. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. -1996. -№ 1. -стр.47−62
  50. H.H. Динамика перемен // СоцИс. 1997. — № 10. — стр.21−25
  51. .Г. Проблемы группового выбора. М.: Наука. — 1974. — 256 с.
  52. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М.: Механик. — 1997. — 205 с.
  53. М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. СПб.: СПбУЭФ. — 19%. — 109 с.
  54. С. Проблемы социально-структурного анализа // Социальный облик современного западного общества. М.: Наука. — 1993. — стр.7−34
  55. М.А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7−8. — стр.9−13
  56. М.А. Источники информации и социальное поведение // Проблемы инфовзаимодействия. 1995. — Вып.2. — стр.71−83
  57. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс. — 1997. -270 с.
  58. Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. 1992. — Вып.1. — стр.114−137
  59. Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории // Социальная стратификация. 1992. — Вып.1. -стр.230−242
  60. В.В., Назарова Н. В. Городские средние слои // Социальный облик современного западного общества. М.: Наука. — 1993. — стр.96−124
  61. Т., Турунцев Е. Отталкиваясь от М.Вебера: к пониманию процессов социальной трансформации в России // Вопросы экономики. 1998. -№ 7. — стр.65−77.
  62. Дж. Путь к покупателю: о том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. М.: Прогресс. — 1991. -256 с.
  63. Поляков Д.H. Public Relations как составная часть маркетинга в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3. — стр.29−31
  64. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. -1993.-896 с.
  65. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: АСТ-Пресс. -1996.-317 с.
  66. В.В. Что изучает экономическая социология // Российский Экономический Журнал. 1994. — № 9. — стр.49−55
  67. В.В. Средние слои населения в России: стратегии сбережений // Российские общественные науки: новая перспектива. 1996. — Вьш.7. — стр.36−55
  68. В.В. Средний класс в России или к появлению нового мифа // Знание-сила. -1998. -№ 7. стр. 74−78
  69. Я. Стиль жизни предпринимателя: типы предпринимательских ори-ентаций // Вопросы экономики. 1995. — № 7.- стр.91−102
  70. Р. Переходное экономическое сознание российского общества // Вопросы экономики. -1997. № 5. — стр. 71−83
  71. Р. Эксперты о среднем классе в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, -1993.-№ 6.-стр. 19−21
  72. А. Средние русские кто они? // Известия. — № 8. — 1998.
  73. В.Д. Состояние и перспективы оценки брэндов в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 3. — стр. 17−23
  74. К. Социальная дифференциация // Социальная стратификация. М.-1992.-Вып.З.
  75. В.Д. Требования потребителей и маркетинг // Маркетинг. 1997. -№ 3. — стр.43−53
  76. А.Л. Экономическое поведение: социально-психологическое обоснование теоретической типологии. СПб.: СПбУЭФ. -1994.
  77. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. — 1995.
  78. Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. М.:ИНИОН. -1995. — 155 с.
  79. И.А., Менахина О. Э. Стратегия маркетинга для российского производителя // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. — № 5.стр. 18−21
  80. Е. Ипотека: проблемы, перспективы // Хозяйство и право. -1997.- № 9.-стр. 16−26
  81. Е.В., Латышева Е. В. Исследование социальных методов регулирования покупательского поведения // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. — № 8. — стр. 139−146
  82. В.И. Российский средний класс // Полис. 1994. — № 4. — стр.29
  83. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука. 1978. -352 с.
  84. А. Кризис научил обувщиков // Эксперт. -1998. № 5. — стр.36
  85. JI. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, — 1999. — № 2. —: тр. 24−33
  86. Зб.Хэвдргк Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успех" на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. -стр. 110−115
  87. И., Хариас А., Бакеев А., Ребров В. Бедность не порок // Коммерсантъ-Деньги. -1998. — № 35. — стр.20−25
  88. H.A. Российский телезритель: развитие восприятия телевизионной рекламы // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 6. -стр.38−41
  89. Е. Покупатель // РИСК. 1997. — № 4. — стр. 101−103
  90. JI.A. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования //
  91. Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998 № 2. — стр. 12−17
  92. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — стр.35−51
  93. Ф.Э. Конкуренция на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996 № 3. — стр. 10−16
  94. Дж., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб.: «Питер». -1999. — 706 с.
  95. Дж. и др. На пути к маркетингу. Н.Новгород.: Нижегородский университет. — 1993. — 152 с.
  96. Юл Дж., Кендалл М.Дж. Теория статистики. М.: Госкомиздат. — 1960. -779 с.
  97. К., Всеволовский В. Формирование предпринимательского слоя в Польше // Бизнес и политика. 1996. -№ 1−2.- стр.40−48
  98. Beeghley L. The Structure of Social Stratification in the US. Boston: Allyn and Bacon. — 1989. — 332 p.
  99. Belk R.W. Studies in the Consumer Behavior // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, Routlege. — 1995.
  100. Campbell C. The Sociology of Consumption // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. — 1995. — p.96−126
  101. Consumerism: Search for the Consumer Interest / Ed. by D.A.Aaker, G.S.Day. -NY.-1982.-500p.
  102. Elster J. Rational Choice Theory // The polity reader in social theory. Cambridge. — 1995.
  103. Koivumaki T. Permanent income hipothesis and variability of consumption // Finnish economic papers. Helsinki. — 1996. — Vol. 9. — № 2. — p. 144−154
  104. Loudon D.L., Delia Bitta A.J. Consumer behavior: concepts and applications. NY.: McGraw-Hill. — 1984. — 727 p.
  105. McNeal, McDaniel Consumer behavior: Classical and contemporary dimensions. Boston, Toronto.: Little, Brown and Company. — 505 p.
  106. Miles D. A household level study of the determinants of incomes and consumption // Economy Journal of Cambridge. 1997. — Vol. 107. — № 440. — p. l-25
  107. Monis B. The Brand’s the Thing // Fortune. -1996. March 4. — p.28−57.
  108. Rational choice / Ed. By J. Elster. NY: NY univ.press. -1986. — 266 p.
  109. Savage M., Butler T. Social Change and the Middle Classes. London: UCL Press. — 1995. — 388 p.
  110. Sippel R. An experiment on the pure theory of consumer’s behavior // Economy Journal of Cambridge. 1997. — Vol. 107. — № 444. — p. 1431−1444
  111. Thomas M.J. Consumer Market Research: does it have validity? Some postmodern thoughts // Marketing Intelligence and Planning. 1997. — Vol. 15. — № 2.- p.54−59
  112. Warde A. Gentrification as consumption // Environment and Planning. D: Society and Space. — 1991. — Vol.9. — p.223−232.
Заполнить форму текущей работой