Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы управления персоналом на основе функционально-адаптационной модели специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Российская экономика, проблемы перехода к рынку» (Пермь, 1995), научно-педагогической конференции ИжГТУ «Современные проблемы университетского образования» (Ижевск, 1995), Международной конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, 1996… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы совершенствования системы работы с персоналом предприятия коммерческого профиля
    • 1. 1. Отечественный и зарубежный опыт исследования профессиональной деятельности
    • 1. 2. Роль и значение коммуникативных свойств личности в профессиональной деятельности коммерсанта
    • 1. 3. Анализ состояния работы с персоналом предприятий коммерческого профиля
  • Глава 2. Теоретические основы моделирования персонала и управления им в области коммерции
    • 2. 1. Модель жизненного цикла кадровой единицы
    • 2. 2. Модель коммерсанта
    • 2. 3. Модель системы управления персоналом
    • 2. 4. Взаимодействие моделей коммерсанта и системы управления персоналом
  • Глава 3. Функционирование модели специалиста в системе управления персоналом предприятий коммерческого профиля
    • 3. 1. Основные методические положения применения модели коммерсанта в системе управления персоналом
    • 3. 2. Модель коммерсанта специализированного предприятия
    • 3. 3. Модель системы управления персоналом специализированного предприятия
    • 3. 4. Система оплаты и стимулирования труда

Формирование системы управления персоналом на основе функционально-адаптационной модели специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой современного менеджмента является признание важности развития управления персоналом, что связано с возрастающей ролью личности в системе предприятия.

Общеизвестно, что потенциал предприятия заключен в персонале, именно люди в процессе профессиональной деятельности являются основой функционирования предприятия и достигают поставленных целей.

В настоящее время основным фактором конкурентоспособности становятся обеспеченность предприятия квалифицированными работниками и степень их мотивированности.

Предприятия коммерческого профиля являются одним из важнейших и неотъемлемых элементов рыночной инфраструктуры. Они формировались в особо сложных условиях и главная трудность заключалась в том, что при их зарождении не было специалистов — профессионалов в области коммерции.

Процесс вступления предприятий в отношения «купли-продажи», связанный с переходом к рыночным отношениям обострил вопросы управления персоналом. В первую очередь это касается кадров коммерческого профиля в силу ряда обстоятельств:

• коммерсант — новый тип специалиста, квалификационные характеристики которого требуют своего определения,.

• в отличие от других специалистов деятельность коммерсанта приносит непосредственный доход предприятию и связана с коммерческой тайной,.

• профессиональная деятельность коммерсанта непосредственно связана с коммуникационным взаимодействием, результат которого отражается на конечных результатах,.

• особенность функционирования персонала коммерческого профиля определяет постоянно изменяющаяся конъюнктура рынка.

Вопросы построения и совершенствования системы управления персоналом составляют обширную научную проблему. Большое внимание в диссертационной работе уделено работам, посвященным изучению профессиональной деятельности, таких авторов как Н. К. Гусев [66], С. Г. Струмилин [173], Л. Ф. Лисенкова [115], Е. М. Иванова [83], В. А. Ядов [167], Б .Г. Ананьев [15,16,17], А. Н. Леонтьев [112], Е. А. Климов [90], Э. Э. Линчевский [113], Б. Ф. Ломов [117], В. М. Бехтерев [30], П. Я. Гальперин [55], Б. М. Теплов [174], Ф. Ф. Аунапу [21]и др. Личный фактор изучался в различных его формах, но при административно-командной системе управления приоритет отдавался развитию, формированию и воспитанию профессионально-квалификационных навыков промышленных, производственных кадров, связанных с исполнительными функциями.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретает вопрос формирования качественных характеристик личности, связанных с индивидуальными способностями работников эффективно действовать в процессе труда. В первую очередь это касается коммерсантов, где особого внимания требуют вопросы межличностного общения.

Процесс коммуникационного взаимодействия, его социально-психологическое содержание и анализ проблем общения достаточно широко освещен в трудах В. Г. Афанасьева [22], ЛЛХБуевой [40], В. М. Соковника [165], К. К. Платонова [144], В. А. Крутецкого [101], А. А. Кидрона [89], Н. В. Кузьминой [104], H.H. Богомоловой [34], A.A. Бодалева [35], Ю. Н. Емельянова [76]. Эти авторы выделяют коммуникативные способности в качестве профессионально-важных, однако их содержание определяется ими по-разному, в соответствии с направлением научных исследований.

Проблемы управления персоналом широко освящены в работах отечественных и зарубежных ученых: А. П. Волгина [46], Г. Г Зайцева [82], А. Я. Кибанова [182], Д. Иванцевича [85], М. В. Грачева [64], В. В. Травина [177], С. С. Самыгина [153], В. К. Тарасова [173] и др.

Литература

посвященная работе с персоналом предприятий коммерческого профиля немногочисленна [67,129,143,183], и слабо адаптирована к Российским условиям. Проведенные в этой области исследования до сих пор не дали исчерпывающих результатов, и, следовательно, задача поиска новых путей совершенствования систем управления персоналом предприятий в целом и для предприятий коммерческого профиля в частности, остается актуальной.

Цель исследования — разработать обобщенную модель коммерсанта и на ее основе сформировать систему работы с персоналом предприятия коммерческого профиля, обеспечивающую достижение им своих глобальных целей.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

• выявить особенности и содержание коммерческой деятельности,.

• разработать требования и сформировать модель коммерсанта,.

• разработать методические указания по применению модели коммерсанта в системе управления персоналом предприятия коммерческого профиля,.

• разработать систему управления персоналом предприятия коммерческого профиля,.

• разработать механизм стимулирования работников предприятий коммерческого профиля.

Предметом исследования являются взаимосвязи функциональноадаптационной модели коммерсанта и системы управления персоналом.

Объектом исследования являются предприятия и структуры коммерческого профиля и его работники.

Методы исследования. Теоретическое исследование проведено на основе применения методов системного, логического и экономического анализа. В процессе прикладного исследования были использованы методы статистического, логического, сравнительного анализа, анкетный и экспертный опросы, метод фокус-групп. Обработка полученных данных проводилась с применением ПЭВМ.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

• выявлена взаимосвязь между содержанием коммерческой деятельности и уровнем подготовленности персонала,.

• предложено рассмотрение профессионального продвижения в стадиях жизненного цикла,.

• сформирована модель коммерсанта,.

• предложена система управления персоналом, ориентированная на глобальную цель предприятия,.

• разработана система работы с коммерческими кадрами, где главным рычагом является мотивация и все элементы управления персоналом взаимосвязаны на основе оценки посредством модели коммерсанта.

Практическая значимость работы. Полученные в работе численные параметры модели коммерсанта позволяют оценить степень соответствия работника эталонным требованиям и определять направления самосовершенствования.

Разработанные модели содержат основу для формирования эффективной системы подготовки и повышения квалификации персонала и могут быть использованы на предприятиях системы образования для формирования программ обучения.

Разработанные методические рекомендации по использованию предложенных моделей в практике построения системы управления персоналом позволяют осуществлять мероприятия по совершенствованию персонального менеджмента.

Реализация результатов. Результаты работы используются: в работе с персоналом предприятий г. Ижевска — торговой фирмы «Сайгас-мебель», производственно коммерческого предприятия «Учмебель», центра обучения «Соллинг» и в процессе обучения студентов специальности 61 400 «Коммерция» в Ижевском государственном техническом университете.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Российская экономика, проблемы перехода к рынку» (Пермь, 1995), научно-педагогической конференции ИжГТУ «Современные проблемы университетского образования» (Ижевск, 1995), Международной конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, 1996), научно-методической конференции «Экономическая наука в реформирующемся Российском обществе» (Ижевск, 1995), научно-технической конференции «Ученые ИжГТУ — производству» (Ижевск, 1996), межрегиональной научно-практической конференции «Занятость населения в условиях перехода к рыночным отношениям» (Ижевск, 1996), научно-методической региональной конференции «Новые образовательные технологии и педагогические новации в системе высшего образования» (Ижевск, 1996), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологические и экономические проблемы управления в условиях рыночной экономики» (Иваново, 1996), научно-методической конференции ИжГТУ «Современные проблемы университетского образования» (Ижевск, 1997), научно-технической конференции ИжГТУ (Ижевск, 1998).

Выводы.

1 .Теоретические положения реализованы в практике работы предприятий коммерческого профиля на основе разработанных методических рекомендаций.

2.Проверены на практике и сформированы численные модели коммерсанта на примере специализированного предприятия коммерческого профиля и предложена последовательность выполнения процедур при разработке моделей.

3.Полученные в результате исследования характеристики состояния работы с персоналом предприятия коммерческого профиля и оценки степени приближения к эталонным параметрам функциональных обязанностей, качеств и знаний работников позволили сформулировать рекомендации для построения системы управления персоналом.

4.0тличительной особенностью системы управления персоналом является систематическая оценка деятельности и профессиональной пригодности персонала, непосредственно связанная с функцией стимулирования.

5.Разработанная система оплаты и стимулирования труда отличается от традиционных значительной зависимостью от результатов работы и учитывает степень достижения поставленных целей и соответствие параметрам эталонных моделей работника.

Заключение

.

Анализ полученных в ходе диссертационной работы данных позволяет сделать следующие выводы:

1.Изучение существующих подходов к персональному менеджменту показывает целесообразность совершенствования системы управления персоналом предприятий коммерческого профиля. Специфические особенности функционирования предприятий коммерческого профиля в г-условиях рынка и значительная зависимость эффективной деятельности от качества персонала накладывают требования гибкости системы управления персоналом и ее направленности на конкретного работника.

2.Предложено рассмотрение процесса развития профессионального уровня по шкале времени в терминах жизненного цикла кадровой единицы, характеризующегося тем, что в своей профессиональной деятельности работник последовательно проходит стадии зарождения, формирования, роста, стабилизации и спада на протяжении всего трудоспособного времени. Такой подход позволяет точно определить этапы развития профессиональной компетенции работника и степень профессионализма, а также планировать служебно-профессиональное продвижение.

3.Разработана модель коммерсанта, отражающая интегральные требования по видам деятельности, личностным качествам и профессиональным знаниям. Проведенное исследование позволило построить иерархическое дерево показателей модели коммерсанта, которые в дальнейшем подвергаются численной оценке. Данная оценка может быть проведена только при условии точной идентификации должности, ее специфических требований и внешних условий. Для этого выявлены сорок основных уровней профессионализма коммерсантов и предложен перечень признаков, отличающих коммерческие предприятия по принципу определения параметров моделей работников. Разработанная методика определения численных значений параметров модели показывает последовательность составления эталонной и реальной моделей.

4.Построение реальных моделей работников предприятия и сравнение полученных показателей с эталонными позволяют разработать индивидуальные планы самосовершенствования и сделать выводы относительно закономерностей в отклонениях значений показателей по группам уровней работников и в целом по предприятию. Анализ полученных отклонений и результатов исследования, рассматривающего вопросы отношения руководства предприятия к решению кадровых проблем и выявления мнения непосредственных работников о состоянии кадровой работы, позволяет сформулировать рекомендации для построения системы управления персоналом предприятия.

5.В результате анализа функциональной взаимосвязи основных элементов работы с персоналом предложена система работы с персоналом предприятия коммерческого профиля, основными элементами которой являются функции подбора, подготовки, оценки, стимулирования и ротации. Оценка кадров, как составная часть названных функций управления персоналом рассматривается в качестве системообразующего элемента. б. Отличительной особенностью разработанной системы управления персоналом является наличие комплекса стимулирующих элементов, связанных с результатами сопоставления реальных и эталонных моделей и достижением индивидуальных целевых функций. Применение этой системы на практике способствует росту эффективности функционирования предприятия и позволяет регулировать социально-экономические отношения, складывающиеся на предприятии.

7.Эффективное взаимодействие предприятия с работниками достигается путем разработки эталонных требований к работникам с одной стороны и требованиям к системе управления персоналом — с другой, при этом предложенная рациональная система распределения фонда оплаты труда позволяет достичь эффективного функционирования предлагаемых моделей.

8.Предложенные теоретические модели коммерсанта реализованы в численном виде и применяются в практической работе с персоналом специализированного предприятия мебельный салон «Сайгас». Проведенное исследование состояния работы с персоналом определило основные направления совершенствования персонального менеджмента, анализ соответствия работников параметрам эталонных моделей позволил разработать индивидуальные рекомендации для самосовершенствования работников и общие — для улучшения работы с персоналом. Применение предложенных моделей функционирования системы управления персоналом и распределения фонда оплаты труда на практике позволили взаимоувязать интересы предприятия и его работников, что привело к стабильной работе, росту объема продаж и расширению рынка деятельности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Виды мотивации и стимулирования 177 129 45 23 64 157 106 125 60 156 1531. Заработная плата * * *
  2. Улучшение быта * * *
  3. Субсидирование питания * +1. Товары со скидкой * *
  4. Автомобили компании * *
  5. Расходы на проезд # # * *1. Ссуды * * * *1. Творчество * *
  6. Принципы руководства * *1. Оценка * *1. Самоуважение * *
  7. Сохранение занятости *
  8. Виды набора и расстановки 177 129 153 156 23 1691. Оценка * * *1. Анкетный * * 1. Биографический * *1. Профессиограмма * * 1. На рабочих местах *
  9. Отзывы, рекомендации * *
  10. К выявлению основных видов обучения персонала
  11. О.М. Личность коммерсанта: модель и реальность // Социально-психологические и экономические проблемы управления в условиях рыночной экономики: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 14−15 нояб. 1996 г. -Иваново, 1996. — С. 44.
  12. О.М. Место социологических исследований в изучении рынка специалистов // Ученые ИжГТУ производству: Тез. докл. XXX науч.-техн. конф., 4 апр. 1996 г. — Ижевск, 1996. — 4.1. — С. 62−63.
  13. О.М. Новые подходы к подготовке специалистов коммерческого профиля// Молодая наука новому тысячелетию: Тез.докл. Междунар. науч.-техн. конф., 24−26 апр. 1996 г.-Наб. Челны: Изд-во КПИД996.-Ч.2.-С. 170−171.
  14. О.М. Новые подходы к подготовке специальности «Менеджмент» // Занятость населения в условиях перехода к рыночным отношениям: Тез. докл. и выступл. на межрегион, науч.-практ. конф., 27−28 февр. 1996 г. Ижевск, 1996. — С. 143−144.
  15. О.М. О значении коммуникативности в подготовке специалистов коммерческого профиля // Современные проблемы университетского образования: Матер. XX науч.-пед. конф. ИжГТУ, 24−28 апр. 1995 г.-Ижевск, 1995.-С. 126.
  16. О.М. О значении коммуникативности для специалистов коммерческого профиля в условиях рыночных отношений // Российская экономика: проблемы перехода к рынку: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 14−15 нояб. 1995 г. Пермь, 1995. — С. 41−43.
  17. О.М. О новых подходах к работе с кадрами коммерческого профиля// Науч. и информ. бюллетень, дек. 1997-Ижевск: Персей, 1997. -№ 2.-Ч.2.- С.57−59.
  18. О.M. Особенности профессиональной подготовки специалистов коммерческого профиля // Экономическая наука в реформирующемся Российском обществе: Тез. докл. науч.-метод. конф., 5−6 дек. 1995 г. -Ижевск, 1995. -С. 110−112.
  19. О.М. Проблемы управления кадрами коммерческого предприятия // Известия академии труда и занятости. 1998. — № 1. — С. 87−88.
  20. О.М., Столяров А. С. О роли активных методов обучения // Новые образовательные технологии и педагогические новации в системе высшего образования: Матер, науч.-метод. регион, конф., 28−30 мая 1996 г. Ижевск: ИжГСХА, 1996. С. 4−5.
  21. Э., Миккин X. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения продавцов // Человек, среда, общение. Таллин, 1980. — С. 90−105.
  22. Amaya T. Recent trends in human resource development H Japanese Industrial Relations Series.- № 17, The Japan Institute of Labour, 1990.- Tokyo (p.l).
  23. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки: Вестн. ЛГУ. Сер. экон., филос. и права. JI., 1962. — Вып. 4.-С. 35−43.
  24. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
  25. .Г., Веккер JI.M., Ломов Б. Ф., и др. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.
  26. А. Психологическое тестирование / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. В 2 т. — М., Педагогика, 1982.
  27. В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. № 3. — М.: Народное образование, 1994. — 64 с.
  28. В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.
  29. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. -М.: Экономика, 1971. 102 с.
  30. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.:Политиздат, 1975.
  31. Т.Ю. Управление персоналом в развивающейся организации: Учеб. пособие. -М.: ИПК госслужбы, 1996.
  32. JI.B. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990. — 206 с.
  33. А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования // Высшее образование в России. — № 2. 1995. — С. 111−121.
  34. О.В. Формирование личности инженера в системе факторов развития Hi ll: Автореф. дис. Ростов н/Д, 1990. — 24 с.
  35. Я.М. Продавец и покупатель, или рассказ о том, каким могли бы стать их отношения, будь рядом психолог. Рига: Авотс, 1986. — 157 с.
  36. И.Н. Искусство торговать. М., 1968.
  37. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  38. В.М. О рациональном использовании человеческой энергии в труде // Тез. докл. конф. по НОТ в производстве. М., 1921.
  39. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  40. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. -247 с.
  41. И.А. Торговый менеджмент. Киев: Укр.-финск. ин-т менеджмента и бизнеса, 1997. — 408 с.
  42. H.H., Петровская JI.A. О методах активной социально-психологической подготовки // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1977. -№ 1,-С. 53−61.
  43. A.A. Психология о личности. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
  44. A.B. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: Автореф. дис. М., 1995. — 16 с.
  45. Е.С. Психологическая характеристика профессии шофера. -М.: Изд-во МГУ, 1983.
  46. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  47. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск. — 189 с.
  48. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.:Мысль, 1972.
  49. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. -М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. -344 с.
  50. М. Динамика профессиональных и учебных процессов у школьников // Профессиональная ориентация и консультация молодежи. -Киев, 1966,-С. 63−66.
  51. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. — С. 125,466.
  52. Е. В. Усов В.В. Открытие профессии. М.: Сов. Россия, 1977.
  53. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.
  54. А.П., Матирко В. И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ).- М.:Дело, 1992.
  55. Вопросы профессиоведения: Науч. тр. Л., 1979. — 76 с.
  56. М. Лифшиц А. Оценка эффективности управления персоналом //Кадры, 1996. -№ 1.-С. 16−19.
  57. М. А. Лифшиц A.C. Управление персоналом в зарубежных фирмах. Иваново, 1995.
  58. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. -М.: Дело, 1991. 320 с.
  59. Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
  60. К.Д., Горинов М. Н. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. Ф. Ревенко. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. — 96 с.
  61. В. Организация работы с персоналом в системе управления предприятием // Кадры, 1995. № 8. — С. 13−16.
  62. P.A. Современная информационно-энергетическая теория трудовой деятельности / Под ред. И. С. Фотина. Ижевск: Изд-во OaAO, 1994. — 169 с.
  63. П.Я. Введение в психологию. -М., 1976.
  64. Л.Ш. Формирование качественных характеристик рабочих кадров: Автореф. дис. -М., 1991. 21 с.
  65. С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии// Проблемы инженерной психологии.-Вып. I.- М.,-1968.
  66. Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. М.: РусПартнер Лтд, 1994.-282 с.
  67. A.B., Рабинович Г. О. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 136 с.
  68. А. А. Емшнн П.С. Методика оценки деловых и морально-психологических качеств руководителей и специалистов социалистического производства.- JL: 1971.-С. 11−12.
  69. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 61 400 -Коммерция (третий уровень профессионального образования). М., 1995.
  70. И. Социально-экономическая эффективность использования эргономических методов для улучшения условий труда (на примере локомотивных бригад): Автореф. дис. М., 1993. — 18 с.
  71. МБ. Суперкадры. М.: Дело, 1993. — 208 с.
  72. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  73. Н.К. Опыт построения классификации профессий на основе профессиографических материалов ленинградской профконсультационной лаборатории // Матер, профконсультации. Л., 1935.
  74. Дж. Покупка и продажа в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Павловой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 231 с.
  75. А. Основные стимулы к повышению квалификации // Кадры. — 1995.-№ 6.-С. 15−19.
  76. П. Хотите стать коммерсантом? М.: СП «Интерэксперт», Экономика, 1994. — 271 с.
  77. Dictionary off occupational title., 3-d. ed. v. 1−2. Washington, 1965.
  78. M.A. Цели профессиографии и структура профессиограммы // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. -4.1.-Л., 1974.
  79. Г. М., Задорожный Э. М., Щедрина Г. Н. Управление эффективностью научной деятельности. Киев.: Наук.думка. — 240 с.
  80. М.И., Беленький П. Е., Цапенко Б. В. Социально-экономические проблемы качества продукции и труда. Киев: Наук. думка, 1977.-191 с.
  81. А.И. Общение как фактор развития коллектива// Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 20−30.
  82. И. А. Линчевский Э.Э. Профессиональная этика и психология в торговле. М., 1980.
  83. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 168 с.
  84. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 103 с.
  85. Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда // Психологические проблемы рационализации деятельности. -Ярославль, 1976.
  86. Eysenk H. The structure of human personality. London: methuen, 1960.
  87. A.B. Эффект горизонта: руководитель и кадры // Моск. рабочий. -М., 1989.- 168 с.
  88. А.П. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психол. журнал. 1983. — Т.4. — № 1.-С. 57−76.
  89. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент): Текст лекций. СПб: Изд-во УЭФ, 1992. — 73 с.
  90. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.
  91. М.А., Титкова Н. А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб, 1993. — 61 с.
  92. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  93. Н.И. Социально-психологические проблемы коммуникационного взаимодействия: Автореф. дис. М., 1991.-21 с.
  94. М. Структура коммуникативных способностей учителя: Автореф. дис. М., 1995. — 24 с.
  95. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Вып. 1. -М.: Экономика, 1986.
  96. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981. — 199 с.
  97. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  98. Г. А., Коряк Н. М., Петровская Л. А. Проблема активного социального обучения // Вопросы психологии. 1982. — С. 166−167.
  99. М.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1982. — С. 140−146.
  100. Коллектив. Личность. Общение: Словарь соц.-психол. понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
  101. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. пособие / Под. ред. Э. С. Чугуновой. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1991.-184 с.
  102. Т.В. Функционирование и развитие кадровой службы предприятий в условиях становления рыночных механизмов: Дис. канд. экон. наук.-СПб, 1994.
  103. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. № 2. — 1995. — С. 72−78.
  104. Е.П. Психодиагностика в системе отбора, подготовки и переподготовки кадров госслужбы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995.-24 с.
  105. Ф. Основы маркетинга / Общ. ред.: Е. М. Пенькова. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  106. Р.Г., Скрипка А. Г. Основы кибернетики: Учеб. пособие для экон. спец. с.-х. вузов. М.: Экономика, 1974. — 279 с.
  107. О., Тьюсон Д. М. Типы людей и бизнес: как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. М.: Персей, Вече, ACT, 1995. — 560 с.
  108. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.
  109. С.А., Никандров О. М., Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. М.: Мысль, 1971. — 207 с.
  110. О.П. Разработка системы оценки деятельности в научных организациях: Автореф. дис. -М., 1986.
  111. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-68 с.
  112. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984. — 216 с.
  113. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций / Общ. ред.: Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1981. -В 2 кн.-Т. 2.- 512 с.
  114. В.И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 416 с.
  115. И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). М., 1995. — 496 с.
  116. А.Ф. Классификация личностей.-Л., 1924.
  117. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб: Наука, 1996.-589 с.
  118. Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. Проблемы и методы. М., 1928.
  119. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  120. Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981.-152 с,
  121. О. Психология профессий. М., 1923.
  122. Л.Ф. Психология труда и профессиональная этика в кооперативной торговле. М., 1980.
  123. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития/ Отв. ред.: В. Г. Нестеров. М.: Наука, 1987. — 234 с.
  124. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.118. «Люфтганза». Программа работы с персоналом Н Человек и труд. -1993.-№ 12.-С. 102−110.
  125. С.Ф. Менеджер за работой. М.: Мол. Гвардия, 1989. — 239 с.
  126. X. Как уцелеть среди акул / Пер. с англ.: Ю.В. Семенов- Предисл.: И. В. Липсиц, Л.Б. Невзлин- Общ. ред.: И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1992.-172 с.
  127. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991.
  128. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Авторы: З. П. Румянцева, H.A. Саломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
  129. Л.И. Принципы построения и практика внедрения автоматизированных систем оценки и аттестации ИГР и служащих на предприятии. Рига, 1980.
  130. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М., 1974.
  131. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  132. Методы количественной оценки качества продукции (квалимет-рия) / Под ред. A.B. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1972. — 196 с.
  133. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994.
  134. Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-192 с.
  135. Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 160 с.
  136. В.И. Управление развитием хозяйственной организации : методология познания, формирования, оценки Ижевск: Изд. У дм. ун-та, 1997.- 272с.
  137. H.H. Деловое общение. СПб, 1992.
  138. H.H. Практикум по менеджменту. СПб, 1992. — 88 с.
  139. В.Ф. О задачах экономики труда в области совершенствования оплаты труда // Известия академии труда и занятости. -1998.1.-С. 152−155.
  140. А.М. Руководитель: размышление о стиле управления. М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
  141. Опыт зарубежных фирм в организации оценки работников // Кадры.-1996.6.-С. 25.
  142. Организация труда в торговом предприятии-М.:Экономика, 1968.-95с.
  143. В.В. Системный подход в обучении оперативного персонала энергопредприятий // Известия академии труда и занятости. 1998. — № 1. — С. 161−169.
  144. А.Н. Многоуровневая подготовка специалиста // Высшее образование в России. № 2. — 1995. — С. 121−123.
  145. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. Т. 8. — № 4. — 1987. — С. 51−60.
  146. A.C., Иванкина Т. В., Магницкая Р. В. Кадровая политика. -М.: Юрид. лит-ра, 1989. С. 40.
  147. Пер Ю. С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. -4.1. Философия будничной жизни. М.: ИПК Изд-во стандартов. — Ижевск: Персей, 1996. — 138 с.
  148. Ю.С. Труд и его норма (нормирование труда основа егообщественной организации). Ижевск: Удмуртия, 1977.
  149. Персонал. Управление организацией: Учеб. пособие. М.: ТОО «ДеКА», 1994.-80 с.
  150. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. — 312 с.
  151. A.A., Федорова Л. Н., Чангли Д. Ф. Разработка профессиограмм -резерв повышения эффективности рабочей силы И Формирование и использование квалифицированных кадров в народном хозяйстве: Сб. науч. тр. Свердловск, 1983. — 134 с.
  152. Психологические тесты для деловых людей / Составитель H.A. Ли-твинцева. АО «Интел-Синтез», 1994. — 320 с.
  153. Психологическое изучение личности работника: Метод, рекомендации / Подг.: Г. В. Щекин, Т. М. Потапенко. Киев, 1989. — 88 с.
  154. Н. Коммерсантами не рождаются // Кадры. № 1. — 1994. -С. 7−12.
  155. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Издат. дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  156. Roe A. The sychology off occupations. -N-Y., 1956.
  157. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.
  158. Ф. О системном развитии высшего экономического образования // Высшее образование в России. № 4. — 1995. — С. 8−20.
  159. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-480 с.
  160. Э.Р., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб: Изд-во УЭФ, 1995. — 145 с.
  161. B.C. Сфера обслуживания и ее работники. М.
  162. Система работы с кадрами управления / Отв. ред.: B.A. Шаховой. М.: Мысль, 1984. -240 с.
  163. Система управления персоналом на предприятиях / ВЦП Минтруда РФ.-М., 1993.-258 с.
  164. И.И. Специалист по маркетингу глазами российского хозяйственника // Маркетинг. № 2. — 1994. — С. 70−77.
  165. Д.Ж. Сила ума, описание пути к успеху в бизнесе. Киев: ВЕК, 1991.-228 с.
  166. . Кадровые нововведения в системе управления персоналом // Кадры. 1996. — № 6. — С. 19−22.
  167. Е.Э. Пути формирования модели специалистов с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 с.
  168. А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991.-176 с.
  169. Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Метод, руководство. М., 1990. — 48 с.
  170. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В. И. Данилова. НКЦП, 1992. — 232 с.
  171. В.М. О природе человеческого общения. -Фрунзе: Ментеп, 1974.
  172. А.Г. Социально-психологические основы руководства. -М., 1971.-С. 175.
  173. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под ред. В. А. Дцова. М.: Мысль, 1977. — 231 с.
  174. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 704 с.
  175. Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М., 1994.-196 с.
  176. И.В. Психология педагогического общения. Саратов: СГПИ, 1980.- 96с.
  177. Структура профессионально-квалификационной характеристики, методологические основы, принципы и методика ее разработки. Л., 1973.
  178. С.Г. К вопросу о классификации труда // Проблемы экономии труда. -М., 1957.
  179. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -М.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. 368 с.
  180. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  181. Типовые профессионально-квалификационные характеристики и методология их разработки. М. — С. 279−288.
  182. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
  183. Труд и здоровье работников прилавка. Психологический анализ профессии продавца / Под ред. И. Г. Гельмана и др. Вып. 1. — М., 1926.
  184. Ю.В. Проблемы психологии профессий в США // Вопросы психологии. 1972. -№ 1. — С. 169−180.
  185. Р. Фактор обновления / Общ. ред.: В. Т. Рысин. М.: Прогресс, 1988.-386 с.
  186. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  187. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. — 512 с.
  188. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. -М.: АКАЛИС, 1996.
  189. С. Методы управления персоналом // Кадры. 1995. — № 7. -С. 15−17.
  190. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения, -М.: Наука, 1992.-158 с.1Ä-6. Финт И. С. Система трудовых показателей / Под ред. P.A. Галиахметова. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1993. — 150 с.
  191. С.Е. Организация производственых систем (тоеоретическое основание организационной науки). Тула, 1996. — 202 с.
  192. Э. Влияние технологических изменений на профессиональную подготовку // Кадры. 1995. — № 7. — С. 30−31.
  193. Циммерманн Х.-П. К большому успеху в малом бизнесе: вверх по служебной лестнице. М: АО «Интерэксперт», 1996. — 271 с.
  194. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследований. М.: Наука, 1973.
  195. В.Н. Управление персоналом на акционерном предприятии: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1995.
  196. В.Д. Психологический анализ деятельности в целях производственного обучения // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. -Ярославль, 1971. С. 224−228.
  197. Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив. Киев, 1975.
  198. Н.К. К вопросу о некоторых психологических особенностях профессии продавца // Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М., 1969. — С. 286−289.
  199. В.М. Имиджеология, секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, 1994. — 322 с.
  200. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  201. В. Кадровая политика в современных условиях // Кадры. -1995.-№ 6.-С. 26−29.
  202. В. Оценка трудовой деятельности // Кадры. 1995. — № 8. -С. 24−27.
  203. Г. Формирование работника нового типа (на примере ФРГ) // Соц. труд. М., 1991. — № 6. — С. 30−33.
  204. И.Н. Психологическая классификация профессий // Гигиена труда. 1923. — №№ 3−4. — С. 19−24.
  205. Г. В. Социально-психологические аспекты совершенствования деятельности кадровых служб. Киев., 1989. — 15с.
  206. Экономика и социология труда / Под ред. проф. P.A. Галиахметова, проф. H.A. Горелова. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1997. — 622 с.
  207. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  208. JI. Карьера менеджера / Общ. ред. и вступ. ст.: С. Ю. Медведков. М.: Прогресс, 1990. — 384 с.
Заполнить форму текущей работой