Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние системной экономической политики на формирование инвестиционных точек роста в разноуровневой российской экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы очень жестко встает вопрос эффективности инвестиционной экономической политики проводимой российским правительством. Поставленная цель перейти от модели догоняющего экономического развития к модели опережающего экономического развития требует пересмотра научных подходов к проблеме повышения эффективности инвестиций и использование системного и межуровнего подходов к решению этой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. 1. Экономическая политика государства как система регулирования современной экономики
    • 1. 2. Роль системной экономической политики государства в формировании привлекательного инвестиционного климата в России и регионах
  • ГЛАВА II. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТОЧКИ РОСТА КАК ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Инвестиции и инвестиционные точки роста: содержание и структура
    • 2. 2. Финансово-инвестиционные комплексы как основа для формирования инвестиционных точек роста
  • ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ГЕНЕРАЦИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ТОЧЕК РОСТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
    • 3. 1. Институциональное совершенствование процесса формирования инвестиционных точек роста
    • 3. 2. Направления совершенствования мезоуровневой экономической политики в целях формирования инвестиционных точек роста

Влияние системной экономической политики на формирование инвестиционных точек роста в разноуровневой российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для российской экономической действительности особую практическую значимость приобретают исследования процессов влияния системной экономической политики на формирование и генерирование инвестиционных точек роста в российской экономике с учетом особенностей и требований формирующейся экономики основанной на знаниях. Применение системного подхода к исследованиям государственной инвестиционной политики в области формирования инвестиционных точек роста, выводит к нас к проблематике оценки эффективности используемых экономических и институциональных инструментов государственного регулирования данных экономических отношений на разных уровнях экономической системы.

В последние годы очень жестко встает вопрос эффективности инвестиционной экономической политики проводимой российским правительством. Поставленная цель перейти от модели догоняющего экономического развития к модели опережающего экономического развития требует пересмотра научных подходов к проблеме повышения эффективности инвестиций и использование системного и межуровнего подходов к решению этой задачи. Как показывает существующая хозяйственная практика, большинство инвестиций не генерирует создание инноваций, что приводит к тенденции замедления развития всей экономической системы в целом. Кроме того, имеет место так называемое размывание инвестиций, когда конечный итог инвестиций мало ощутим для российской экономики. Для мезоуровня экономики РФ характерна и диспропорциональная структура инвестиций, которая замедляет экономическое развитие и существенно понижает экономическую эффективность. Отсюда возникает насущная необходимость формирования системы точечных инвестиций, которые смогли бы выступить в качестве точек роста всей российской экономики в целом, и могли бы привести к возникновению цепной «инвестиционно-инновационной» реакции в экономике. Данная цепная реакция должна выражаться в том, что когда подобная точка роста, сформировавшаяся в результате точечной инвестиции, генерирует вокруг себя волны инноваций, они, в свою очередь, должны привести к возникновению интереса к этим точкам роста у новых инвесторов. К сожалению, следует отметить тот факт, что подобных точек роста в российской экономике на сегодняшний день недостаточно для перехода от догоняющего экономического развития к опережающему, что делает проблематику данного диссертационного исследования весьма своевременной.

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом ключевых моментов: во-первых, в российской экономике сформировалась институциональная матрица, которая не способствует эффективному привлечению инвестиций на всех уровнях хозяйственной системы, что связано с низким уровнем инвестиционной привлекательности и высоким уровнем риска инвестиционных вложений. Это обусловлено преобладанием в некоторых случаях неформальных экономических отношений над формальными. При этом следует отметить, что российская экономика обладает огромным инвестиционным потенциалом, который еще не до конца раскрытво-вторых, системная государственная экономическая политика в области инвестиций должна учитывать специфику используемых инструментов экономического и институционального характера и изменения эффективности их действия на различных уровнях экономической системыв-третьих, необходимо провести анализ эффективности инвестиционной политики на микро-, мезои макроуровне и выявить, как соотносятся объемы инвестиций и количество появившихся за последние годы инновацийв-четвертых, в сложившихся экономических условиях необходимо осуществить комплексную координацию региональной, отраслевой инвестиционной политики, политики субъектов хозяйствования с государственной инвестиционной политикой.

Изменения, происходящие на различных уровнях хозяйственной системы под влиянием увеличивающейся роли знаний и информации, ведут к появлению новых экономических отношений в области инвестиционной политики, требующих в некоторых случаях институционального и экономического системного регулирования со стороны государства. Задача государства должна состоять в совершенствовании эффективности базовых и формировании необходимых инфраструктурных институтов спсосбствующих привлечению инвестиций в те отрасли национальной экономики, которые могут стать для экономики «интенсивными точками роста». Все это вызывает необходимость специальных исследований влияния системной экономической политики на процессы формирования и генерации инвестиционных точек роста на различных уровнях хозяйственной системы.

Степень разработанности проблемы. Сложность и актуальность теоретико-методологических проблем формирования эффективной системной государственной экономической политики на различных уровнях хозяйственной системы уже долгие годы вызывает пристальный интерес ученых экономистов и обуславливает наличие множества подходов к решению этой проблемы. В экономической науке со времен А. Смита не прекращаются споры о роли, необходимости и степени государственного вмешательства в рыночную экономику, а также о выборе эффективных инструментов государственного вмешательства. Научный фундамент основ исследования системной экономической политики государства был заложен в трудах Э. Анткинсона, Дж. Гелбрейта, К. Маркса, А. Маршала, Р. Месгрейва, Дж. Ст. Миля, В. Парето, А. Лигу, Дж. Э. Стиглица, М. Фридмена, Дж. Хикса и многих других. Отдельно в этом ряду следует выделить работы Дж. М. Кейнса и К. Маркса в которых обосновывается необходимость сознательной координации поведения экономических субъектов со стороны государства.

Среди большого количества российских ученых разрабатывающих экономическую парадигму, которая должна лечь в основу системной экономической политики направленной на формирование экономической модели экономики ориентированной на опережающее развитие следует выделить массив работ по этой проблематике таких ученых как: Л. Абалкина. С. Глазьева, В. May, Д. Львова, А. Бузгалина, А. Колганова и др.

Среди отечественных исследователей посвятивших свои работы системной инвестиционной политики государства следует выделить работы: А. Белоусова, С Глазьева, М. Николаева, О. Пчелинцева, Ю. Анискина, Т. Белоуса, Е. Бернштама, М. Власова, С. Губанова, С. Казанцева, В. Курьерова, Л. Мельникова, Г. Марченко, Е. Румянцевой и др.

Проблемы привлечения инвестиций в экономику России и создания привлекательного инвестиционного климата исследуются в работах: О. Богомолова, Р. Гринберга, А Рубинштейна, Г. Клейнера, Н. Новицкого и др.

Несмотря на то, что существует такой большой массив работ, посвященный теоретико-методологическим вопросам исследований, как системной экономической политики, так и вопросам, связанным с инвестициями возникает необходимость проведения специализированных исследований направленных на изучение процессов формирования инвестиционных точек роста в российской экономике. Это и предопределило выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка концептуальных основ влияния системной экономической политики на процесс формирования инвестиционных точек роста в российской экономике на разных уровнях хозяйственной системы.

В соответствии с целью диссертационного исследования автором решаются следующие задачи теоретического и прикладного характера: усовершенствовать методологию исследования проблемы формирования инвестиционных точек роста;

— раскрыть содержательные характеристики инвестиционных точек роста и зон опережающего экономического развития;

— выявить влияние системной экономической политики на формирование инвестиционных точек роста в России и регионах;

— сформулировать основные направления реализации системной экономической политики, которые связаны с формированием комплекса инвестиционных точек роста;

— выявить специфические особенности институционального механизма создания благоприятной инвестиционной среды для формирования инвестиционных точек роста;

— предложить комплекс рекомендаций органам государственной власти и управления, направленных на скорейшую генерацию инвестиционных точек роста в российских регионах.

Предмет исследования составляют экономические отношения, складывающиеся в процессе влияния системной экономической политики на формирование точек инвестиционного роста на различных уровнях хозяйственной системы.

Объектом исследования выступают процессы формирования и реализации экономической и инвестиционной политики государства, региона, фирмы.

Теоретико-методологические основы и информационная база исследования. Методологической основой исследования выступают системно-эволюционный подход к анализу социально-экономических процессов и явлений и теория институциональных изменений, методы диалектической логики, интеграция нормативного и позитивного анализа экономических явлений. Широко используются методы логического моделирования, а также статистический и графический анализ. В качестве принципов исследования применяются: холистический, принцип конвергенции, дополнительности, междисциплинарной релевантности.

Теоретическую базу исследования составили работы в сфере изучения принципов государственной политики, представленные в рамках исторического, институционально-эволюционного, посткейнсианского и ряда других направлений экономической науки, а также идеи, содержащиеся в исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых.

В процессе работы над диссертацией были изучены и обобщены материалы монографий, публикаций в периодической печати, научно-теоретических и научно-практических конференций и семинаров.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты правительства РФ, Указы президента РФ, данные Госкомстата РФ, статистические материалы, опубликованные в печати, самостоятельные исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— автором разработан и применен методологический подход, основанный на принципе бинарности при исследовании инвестиционных точек роста, что позволило при анализе последствий принятия регулирующих решений правительства учитывать не только «восходящие», но и «нисходящие» межуровневые взаимодействия субъектов экономики. Первый подход анализирует «восходящие» межуровневые взаимодействия и акцентирует внимание на воздействии микроэкономических инвестиционных структур и институционального базиса на свойства макроэкономического уровня (влияние инвестора и предприятия на экономику) — второй подход базируется на исследованиях «нисходящих» вертикальных взаимосвязей, анализирующих как макросреда влияет на инвестора и процесс инвестирования;

— автором выявлено влияние системной экономической политики (включающей в себя инвестиционную, инновационную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, структурную, экологическую) на формирование инвестиционных точек роста, через процессы упорядочения и обеспечения согласованности и гармонизации всех видов политик, направленных на решение противоречия между децентрализацией полномочий между макро и мезоуровнем и необходимостью согласованного и комплексного использования инструментов государственного регулирования на всех уровнях хозяйственной системы;

— предложено авторское понимание инвестиционных точек роста, под которыми понимаются такие экономические отношения, по поводу преобразования ресурсов в затраты с учетом целевых установок и интересов инвесторов, которые приводят к генерированию инвестиционного роста, формируя в дальнейшем инновационную волну и синергетический эффект от кластеров новых производств через процессы коммерциализации инноваций;

— сформулированы приоритеты реализации системной экономической политики, связанные с формированием инвестиционных точек роста: 1. формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций- 2. развитие инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов- 3. участие в мировом трансферте для формирования шестого и седьмого технологических укладов- 4. использование мер государственной поддержки для продвижения на рынок инновационной продукции- 5. формирование благоприятных тарифных условий для привлечения инвестиций- 6. обеспечение кадрового сопровождения инвестиционного процесса- 7. формирование положительного инвестиционного имиджа;

— выявлено, что институциональная среда способствует созданию оптимальных условий генерирования инвестиционных точек роста в случае создания замкнутого инвестиционно-инновационного контура, формируемого под влиянием системы экономической политики в единый комплекс финансовой и реальной инвестиционной активности;

— выявлены особенности развития институтов, направленных на создание благоприятной инвестиционной среды, которые необходимо учитывать при осуществлении комплекса целенаправленных мероприятий в рамках системной экономической политики: во-первых, формирование институтов гармонизации интересов всех участников инвестиционно-инновационного процесса которые способствовали бы выстраиванию высокоэффективных инвестиционно-инновационных замкнутых контуров в рамках баланса интересов инноваторов, инвесторов, потребителей, государства, обществаво-вторых, разработка эффективных институциональных мер, позволяющих сокращать неинновационные инвестиционные проектыв-третьих, формирование институтов по эффективному сдерживанию коррупции на всех уровнях экономических взаимодействий (макро-, мезои микроуровне) — в-четвертых, это формирование институтов способствующих привлечению иностранных инвестиций ориентированных на трансфер новых технологий и рыночных практик управления;

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение состоит в развитии актуального направления экономической науки — формирования эффективной государственной экономической политики перехода к модели опережающего экономического развития. Теоретическая значимость результатов исследования заключается также в развитии теории государственного регулирования рыночной экономики.

Практическая значимость состоит в использовании рекомендаций, разработанных в диссертации: при формировании государственной системной экономической политики в области инвестиций и инноваций;

— при разработке мер институционального совершенствования инвестиционно-инновационных процессов в российской экономикепри создании эффективного механизма формирования привлекательного инвестиционного климата через формирование инвестиционных точек роста.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Общая экономическая теория»,.

Макроэкономика", «Микроэкономика», а также спецкурсов «Государственное регулирование экономики», «Экономика общественного сектора», «Управление инвестициями».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации докладывались на итоговых научно-практических конференциях в СГСЭУ, на заседаниях кафедры «Общей экономической теории» СГСЭУ, на международных научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции (Саратов, 30 мая 2012 г.) Актуальные проблемы управления социально-экономическими системами в условиях модернизацииIV Международной научно-практической конференции: Человек и общество: проблемы взаимодействия (Саратов, 21 января, 2013 г.).

По теме исследования опубликовано 11 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК), общим объемом 5,8 п.л.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена поставленной целью, задачами, и логикой исследования. Работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Современная экономическая методология обладает достойным инструментарием, способным раскрыть содержание совокупности экономических отношений складывающихся в «инвестиционных точках роста» по поводу преобразования ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов. Объектом методологического знания выступают предметно-орудийные, познавательные и мыслительные операции, направленные на получение, проверку и построение знания о конкретном экономическом явлении.

Автор предполагает, что для оптимального раскрытия сущности экономических отношений складывающихся в инвестиционных точках роста, необходимо использовать принцип методологической бинарности. Суть принципа методологической бинарности заключается в том, что необходимо осуществлять анализ экономических отношений, складывающихся не только на одном из уровней иерархии экономической системы, но и анализировать отношения, характеризующие как экономические агенты инвестиционных процессов каждого уровня иерархии испытывают влияние друг на друга и в свою очередь оказывают влияние на объекты других уровней в рамках восходящих и нисходящих взаимодействий.

Сформулированное автором понимание системной экономической политики и выявление ее противоречий позволяет разработать механизм согласованности и гармонизации структурной, инвестиционной, инновационной, финансовой политики для создания оптимальных условий для генерации инвестиционных точек роста. Системная экономическая политика — это упорядочение, обеспечение согласованности экономических процессов, всего хода общественного воспроизводства. Системная экономическая политика должна опираться на анализ межуровнего взаимодействия в рамках экономической системы, где она осуществляется, и учитывать экономические отношения, возникающие на всех уровнях хозяйственной системы. Межуровневый подход к анализу системной экономической политики позволяет сказать о том, что произошли изменения и в структуре самого государства. Оно переживает период децентрализации. Распределение полномочий и финансовых ресурсов между центральным правительством (макроуровень) и органами самоуправления (мезоуровень) -наиболее яркий признак эволюции самого государства. Изменяются условия формирования экономической стратегии государства с учетом особенностей характерных для перехода от догоняющей к опережающей модели экономического развития. Одной из основополагающих задач государства должна стать задача по гармонизации интересов всех участников хозяйственного процесса. Гармонизация — это процесс, который должен способствовать согласованию всех элементов экономической системы развивающихся с разной степенью интенсивности, направленный на формирование целости экономической системы и ее пространственной сбалансированности.

Установлено, что использование системного, сетевого и межуровнего подхода при анализе экономической политики является очень важным для эффективного определения последствий регулирующих решений правительства, в том числе и в области инвестиционной политики как части единой системной государственной экономической политики, реализуемой правительством. Инвестиционная политика представляет собой систему сформулированных на федеральном уровне и осознанных на всех уровнях принципов, оценок и приоритетов и основанных на них стратегических государственных решений, определяющих функционирование развития всех участников инвестиционной цепочки. Инвестиционная политика должна предусматривать внутреннее согласование всех ее компонентов и используемых ей инструментов, а так же должна осуществляться эффективная ее стыковка с другими видами политик: инновационной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, экологической. Государство в рамках осуществляемой им инвестиционной политики должно решать комплекс общеэкономических задач: обеспечить сбалансированность развития всех отраслей хозяйстваобеспечить конкурентоспособность отечественной продукцииосуществлять поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономикиподдерживать развитие малого и среднего бизнесастимулировать развитие экспортных производствреализовывать программы жилищного строительства в стране и т. д.

Комплексный подход к созданию эффективной инвестиционной политики должен базироваться на реализации следующих этапов:

1. определение основных целей, задач и места инвестиционной политики в развитии экономической системы;

2. формирование принципов инвестиционной политики и выбор инструментов воздействия с целью эффективной генерации инвестиционных точек роста;

3. оценка инвестиционного потенциала регионов и зон опережающего экономического развития формирующихся вокруг комплекса точечных инвестиций;

4. выбор приоритетных технологий шестого и седьмого технологических укладов для определения направления точечных инвестиций;

5. выбор приоритетов развития регионов РФ и зон опережающего экономического развития исходя из пространственной диспропорциональности развития;

6. развитие базовых и инфраструктурных институтов способствующих согласованию интересов всех участников инвестиционного процесса;

7. коррекция и согласования различных видов государственной политики;

8. создание эффективных механизмов реализации инвестиционной политики;

9. осуществление процедуры корректировки инвестиционной политики с учетом недостатков институциональной среды и возникших проблем в создание замкнутого контура редукции инвестиций в инновации.

Механизм реализации инвестиционной политики государства включает в себя: создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестицийопределение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политикисоздание благоприятных условий для привлечения инвестицийвыбор надежных источников и методов финансирования инвестиций.

Инвестиционная политика как специфический вид деятельность, отражает формирование системы предпосылок, возможностей и условий для повышения инвестиционной активности, в равной степени касается как предпринимателей, так и органов государственной власти и государственного управления всех уровней. Кроме государственной, различают региональную, отраслевую инвестиционную политику и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства. Государственная инвестиционная политика формирует благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности через: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчисленийустановления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимовзащиты интересов инвесторов: предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсамипринятия антимонопольных мерразвития финансового лизингапроведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляциисоздания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестицийнаучно-технической и кредитно-финансовой политики и т. д. Можно сделать вывод о том, что только при осуществлении системной экономической политики и комплексном использовании всех инструментов государственного регулирования на всех уровнях хозяйственной системы можно добиться эффективных условий для создания точек инвестиционного роста в российской экономике и регионах.

Предложенное авторское понимание инвестиционных точек роста, под которыми понимаются определенные точки бифуркации, где формируются экономические отношения по поводу преобразования ресурсов в затраты с учетом целевых установок и интересов инвесторов, расширяет границы теоретико-методологического познания экономических отношений складывающихся в процессе инвестиционной деятельности всех субъектов хозяйственной системы.

Для реализации дальнейшей успешной институциализации инвестиционных отношений необходимо определить ряд стратегических для развития экономики «точек инвестиционного роста», реализация проектов которых будет по срокам оптимальна, может дать быструю отдачу, и, что самое главное, оживить или дать толчок к развитию кластеров предприятий базирующихся на технологиях шестого и седьмого технологических укладов. Для этого необходимо совершенствовать соответствующую институциональную среду формальных и неформальных институтов способствующих развитию подобных «точек роста». Установлено, что точки инвестиционного роста приводят к появлению в экономике состояния неравновесности, но при этом, ведущим к возникновению только конструктивных, а не деструктивных изменений экономической системы.

Установлено, что точка инвестиционного роста генерирует инновационную волну, которая способствует появлению синергетического эффекта. Сам синергетический эффект направлен на формирования кластеров новых производств через процессы коммерциализации инноваций появившихся в результате точечного инвестирования. Процесс коммерциализации инноваций представляет собой экономические отношения складывающихся по поводу трансформации результатов научных исследований и опытно конструкторских разработок в продуты и услуги на рынке (т.н. товары и услуги рыночной новизны). Выявлено, что для успешной коммерциализации инноваций необходимо выстроить комплексное взаимодействий между инвесторами, которые будут выступать в качестве покупателей инноваций и основными разработчиками инноваций. В качестве разработчиков инноваций могут выступать: научно-исследовательские институты, изобретатели одиночки, коллективы изобретателей, малые и средние инновационные предприятия. В качестве основных инвесторов здесь будут выступать: государство, негосударственные инвестиционные фонды, крупные и средние фирмы, венчурные фонды и «бизнес ангелы». Успех их взаимодействий во многом будет зависеть от сформировавшихся институциональных структур, которые, с одной стороны, должны защищать права интеллектуальной собственности и способствовать получению выгоды от внедрения инноваций с другой, с другой призваны обеспечить сочетание свободного доступа к знаниям с рыночным характером их распространения. Инвестиционный процесс должен иметь замкнутый контур.

В диссертационном исследовании сформулированы направления реализации системной экономической политики, которые связаны с ч формированием комплекса инвестиционных точек роста. Обосновано, что институциональная среда способствует созданию оптимальных условий генерирования инвестиционных точек роста в случае осуществления системной экономической политики на всех уровнях хозяйственной системы через гармонизацию интересов всех участников хозяйственного процесса.

Для создания оптимальных условий для осуществления инвестиций интенсивного типа необходимо решение двух важных задач, первая задача связана с гармонизацией интересов всех участников хозяйственного процесса. Экономика объединяет производительные силы, воспроизводственные процессы и производственные отношения, инкорпорируя их в гармонизирующую общеэкономическую среду. Целью экономики как общественной подсистемы является гармонизация процессов производства, распределения и потребления благ. В основе подобной гармонизации будет лежать нахождение баланса интересов на всех уровнях хозяйственных взаимодействий в экономической системе. Вторая задача связана с формированием эффективной институциональной среды. Базовые и ифраструктурные институты, снижая транзакционные издержки для всех участников, будут способствовать выстраиванию высокоэффективных инвестиционно-инновационных замкнутых контуров в рамках баланса интересов инноваторов, инвесторов, потребителей, государства, общества. Государству в этом процессе принадлежит одна из ключевых ролей.

В рамках выстраивающейся институционально-эволюционной парадигмы функционирование экономики складывается из процессов создания, взаимодействия и трансформации экономических систем различного уровня. Важнейшей системой современной экономики будет выступать система экономических отношений, складывающаяся на уровне так называемых «зон опережающего экономического развития». Обосновано, что влияние системной экономической политики состоит в формировании и генерировании вокруг комплекса инвестиционных точек роста, зон опережающего экономического развития опирающихся на развитие ключевых технологий шестого и седьмого технологического уклада. В подобных зонах необходимо обеспечить становление базисных производств нового технологического уклада, что позволит вывести российскую экономику на связанную с ним фазу роста новой «длинной волны». Для этого нужна концентрация ресурсов на развитии формирующих уклад перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной системной экономической политики, использования инструментов всех ее главных составляющих. Их надлежит сориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств.

При определении стратегических преимуществ региона сделан вывод, что поскольку национальные экономики разделены таможенными, торговыми, институциональными барьерами, внутренний рынок в сравнении с мировым более интегрирован и отдельные регионы внутри страны гораздо более специализированы, чем страны. Создать зоны опережающего развития на базе тех или иных регионов и добиться высоких темпов их роста возможно только за счет создания привлекательных институциональных условий для всех хозяйствующих субъектов и, прежде всего, для инвесторов и инноваторов. Инвесторы, оценивая те или иные зоны опережающего развития по уровню инвестиционной привлекательности, обращают внимание на следующие качественные характеристики: экономико-географическое положение (ЭГП), наличие и качество природных ресурсов, уровень развития экономики, ее стабильностьналичие и качество трудовых ресурсовуровень развития инфраструктуры (транспортной, топливно-энергетической, телекоммуникационной, рыночной) — государственная экономическая политика в области привлечения инвестиций (функционирование специальных режимов экономического благоприятствования, законодательная база) — потенциальные рынки сбыта продукцииуровень политической стабильности. Совокупность характеристик формирует инвестиционный потенциал «зон опережающего экономического развития». Инвестиционный потенциал носит обобщенный характер и выступает как взвешенная сумма частных потенциалов, среди которых потенциал:

• ресурсно-сырьевой, характеризуемый средневзвешенной обеспеченностью запасами основных видов природных ресурсов;

• трудовой, включающий трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

• производственный, определяемый результатами деятельности в основных сферах хозяйства;

• инновационный, выражающий уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрения достижений научно-технического прогресса;

• инфраструктурный, определяемый состоянием дорог, транспорта, коммуникаций, связи и других общих условий, необходимых для инвестиционного процесса;

• финансовый, дающий представление об объеме бюджетных доходов, прибыльности предприятий и доходах населения;

• потребительский, наиболее полно выражающийся в покупательной способности населения.

Отдельно следует выделить наличие инфраструктурных институтов способствующих оптимизации их деятельности, а так же эффективности функционирования базовых политических и экономических институтов отвечающих за стабильность развития зоны опережающего экономического развития. Паритет базовых и инфраструктурных институтов — условие гармоничности развития экономики.

Автор приходит к выводу, что институциональная среда способствует созданию оптимальных условий генерирования инвестиционных точек роста в случае осуществления системной экономической политики на всех уровнях хозяйственной системы через создание замкнутого контура редукции инвестиций в инновации. Редукция инвестиций в инновации осуществляется в рамках отношений коммерциализации инноваций и интеграции в единый комплекс финансовой и реальной инвестиционной активности выражающейся в следующей цепочке:

— генерация инвестиционных точек роста с учетом коррекции под действием базовых и инфраструктурных институтов;

— возникновение вокруг точки инвестиционного роста инновационной волны;

— внедрение инноваций и получение от их внедрения коммерческой отдачи;

— образование вокруг зоны инвестиционного роста зоны опережающего экономического развития базирующейся на инновационных волнах от нескольких точечных инвестиций;

— рост эффективности производства, который должен приводить к повышению экономической заинтересованности инвесторов к появлению новых инвестиций.

Результаты, полученные в ходе генерации инноваций в точках инвестиционного роста, могут превращаться в инвестиции. Это происходит в таких случаях, когда в виде инвестиций выступают технологии, интеллектуальные ценности, лицензии. Исходя из положения о том, что научные знания в ходе своего использования не уничтожаются, данный вид инвестиций приводит к возникновению мультипликативного эффекта при генерировании нового инвестиционного спроса.

Доказано, что нсгитуциональная среда должна способствовать созданию оптимальных условий генерирования инвестиционных точек роста через взаимосвязь финансовой и реальной инновационной активности. Анализируя ситуацию, связанную с трансформацией инвестиций в инновации в российской экономике можно выявить неблагоприятную тенденцию, возникающую из-за слабой эффективности существующей институциональной среды. Это проявляется в достаточно малом количестве предприятий осуществляющих технологические инновации. Так с 2009 года количество предприятий осуществляющих технологические инновации в России увеличилось всего 7,7% до 8,9%.

Это связано и с проблемами взаимосвязи и взаимовлияния финансовых инвестиционных потоков и реальных инвестиционных процессов, взаимодействия экономических субъектов финансирования и реального инвестирования, соответствия финансовых и реальных инвестиционных ресурсов. В рамках финансово-инвестиционно комплекса финансирование инвестиций интегрируется с реальным инвестиционным процессом. Финансово-инвестиционный комплекс объективно существует на всех уровнях национальной экономики (микро-, мезои макро уровнях), на каждом из которых раскрываются особенности формы проявления трех признаков, определяющих сущностное содержание финансово-инвестиционного комплекса. Задача существующих институтов способствовать формированию эффективных финансово-инвестиционных комплексов. Можно выделить две тенденции развития финансово-инвестиционных комплексов. Первая тенденция состоит в доминировании реального инвестирования над финансовым. В подобной ситуации происходит увеличение потребления реальных товаров и услуг возрастающего качества при совершенствовании структуры потребления на основе возможной минимизации затрат для их производства или оказания услуг. Вторая тенденция, которая долгое время была характерна для экономики России заключается в доминировании финансового инвестирования над реальным. Здесь критерий эффективности сводится в конечном итоге к максимально возможному обогащению финансового инвестора за счет перераспределения в свою пользу богатств, созданных в реальном секторе экономики. Лишь разумное сбалансированное сочетание реального и финансового секторов экономики при их постоянном взаимодействии способно обеспечить наивысшую эффективность хозяйствования, для чего необходимо учитывать закономерности взаимовлияния реальных и финансовых инвестиционных потоков.

Выявлены специфические особенности институционального механизма создания благоприятной инвестиционной среды, которые необходимо учитывать при осуществлении комплекса целенаправленных мероприятий в рамках системной экономической политики. Одной из особенностей институционального механизма создания благоприятной инвестиционной среды выступает проблема, связанная с тем, что некоторые институты государственного управления, принимающие решения об инвестициях не могут определить, производство какой продукции' будет выгодным или когда, в целом, экономическая политика, стратегия, сориентированы неверным образом или когда в подобной зоне высок уровень коррупции, которая сдерживает инвесторов. В этих условиях может возникать ситуация когда инвестиции направлены в бесперспективные сектора и виды производства.

Для выявления базисных зон опережающего экономического развития необходимо провести анализ инвестиционного климата в субъектах РФ. Анализ положения России в международных сравнительных исследованиях показал, что инвестиционную среду в России сложно назвать благоприятной, причем его наиболее проблемной зоной являются именно институты государственной власти. Эксперты отмечают их недостаточную эффективность при выполнении своих функций, особенно в части защиты прав собственности и регулировании инвестиционной деятельности, а также сильную коррумпированность.

Отсюда следует, что должны быть разработаны эффективные институциональные многоуровневые механизмы, которые бы ограничивали ошибочные инвестиции, а так же эффективно сдерживали коррупцию на всех уровнях экономических взаимодействий (макро-, мезои микроуровне).

Кроме того, проведенный анализ организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал показал, что идет распыление инвестиций. Большая часть предприятий (67%) тратит инвестиции на замену изношенной техники и оборудования. Причем не всегда идет обновление на базе использования техники и технологий шестого и седьмого технологических укладов. На внедрение новых технологий в 2010 г. свои инвестиции потратили 33% всех организаций от общего числа организаций. Для формирования точек инвестиционного роста необходимо сконцентрировать инвестиции на внедрении новых производственных технологий характерных для седьмого технологического уклада.

Еще одним направлением институционального совершенствования инвестиционного процесса выступает необходимость формирования институтов способствующих привлечению иностранных инвестиций связанных с трансфером в принимающую страну новых технологий, ноу-хау, методов управления персоналом и рыночных практик. Проведенный анализ иностранных инвестиций показал, что основные иностранные инвестиции в 2010 г. пришлись на сектор добычи полезных ископаемых и обрабатывающие производства. На долю наукоемких отраслей, например на производство электронного и оптического оборудования пришлось всего 0,7% всех иностранных инвестиций. Это свидетельствует о том, что иностранные инвесторы не спешат осуществлять трансферт новых технологий в российскую экономическую систему.

Выявлено, что приток иностранных инвестиций может генерировать положительные экстернальные эффекты в рамках всей экономики связанные:

• с распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т. д. в масштабах соответствующих отраслей;

• с ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями;

• с ростом доходов занятых на данном предприятии резидентов принимающей страны, обеспечивающим расширение спроса на продукцию национальной промышленности;

• с увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и местный бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций.

Исходя из возникающего положительного экстернального эффекта от иностранных инвестиций в ряде формирующихся зон опережающего экономического развития, где инвестиционные процессы более активны, должны быть созданы соответствующие институты при администрациях, занимающиеся привлечением иностранных инвестиций. Они призваны осуществлять функции, связанные с мониторингом инвестиций, поиском, продвижением, информационным и организационным обслуживанием потенциальных и существующих иностранных инвесторов, осуществлением маркетинговых мероприятий по привлечению иностранных инвестиций.

Предложен комплекс рекомендаций органам государственной власти и управления, направленных на скорейшую генерацию инвестиционных точек роста в российских регионах через создание инвестиционного механизма учитывающего ресурсное, правовое, методическое и организационное обеспечение инвестиционной деятельности.

Государство, реализуя системную политику привлечения инвестиций должно создать институциональную структуру призванную решать комплекс следующих задач:

1. способствовать развитию механизмов административной среды и совершенствованию нормативной правовой базы данного хозяйственного процесса;

2. развивать соответствующую инфраструктуру для комфортной реализации инвестиционных проектов;

3. формировать и развивать финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций;

4. совершенствовать развитие взаимодействия субъектов предпринимательства;

5. под держивать продвижение на рынок инновационной продукции;

6. формировать благоприятные тарифные условия для привлечения инвестиций;

7. обеспечивать кадровое сопровождение инвестиционного процесса;

8. формировать положительный инвестиционный имидж. Для этого необходима маркетинговая деятельность, направленная на формирование сфокусированной стратегии привлечения инвестиций в зону опережающего экономического развития.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что только при осуществлении системной экономической политики учитывающей интересы всех участников инвестиционного процесса, на всех уровнях хозяйственной системы, можно добиться оптимальных условий для формирования инвестиционных точек роста в России и регионах и вывести российскую экономику на траекторию устойчивого экономического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  2. Федеральный Закон РФ от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 года № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции»
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»
  5. Закон Саратовской области от 28 июля 1997 года № 50−300 «Об инновациях и инновационной деятельности»
  6. Закон Саратовской области от 6 декабря 1999 года № 64-ЗСО «О предоставлении налоговых льгот на территории Саратовской области»
  7. Закон Саратовской области от 23 июля 2004 года № 39−300 «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области»
  8. Закон Саратовской области от 1 февраля 2005 года № 12-ЗСО «О размещении на конкурсной основе средств областного бюджета для государственной поддержки хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Саратовской области»
  9. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 116-ЗСО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области»
  10. Закон Саратовской области от 28 апреля 2010 года № 62-ЗСО «Об участии Саратовской области в государственно-частном партнерстве»"
  11. Постановление Правительства Саратовской области от 22 февраля 2007 года № 26-П «О создании Совета по инвестициям при Губернаторе Саратовской области»
  12. Постановление Правительства Саратовской области от 22 февраля 2007 года № 63-П «О ежегодном областном конкурсе „Инвестор года“
  13. H.A. Инвестиционный потенциал и оптимизация его использования в рыночной экономике: автореф. дис.. д-ра экон. наук. М., 2000.
  14. Агалов, Владимир Константинович — Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах — СПб. — Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов — 2000
  15. А.Г. Инвестиции основа ускоренного социально-экономического развития России // Деньги и кредит. — 2012. — N 5.
  16. А. Законодательное обеспечение инвестиционной политики // Проблемы теории и практики управления. 2002. — N 4.
  17. А. Структура инвестиций: насколько она передовая? / А. Алексеев, Н. Кузнецова // Экономист. 2010. — N 3.
  18. A.B. Современные инвестиционые приоритеты в российской промышленности / А. В. Алексеев, Н. Н. Кузнецов // ЭКО. 2009. — N 4.
  19. Анализ реализации основных направлений государственной инновационной политики в России (2002 2010 гг.). М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  20. В.А. Особенности инвестирования в российские инновационные компании // Финансы. 2009. — N 10
  21. В.Д. Место и роль иностранного капитала в экономике России. Ст. 1. Объем и структура иностранных инвестиций // Общество и экономика. 2001. — N 1
  22. В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. -М., 1999.
  23. Ю. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2002. — N 4.
  24. Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю.П. Анискина/ авторы Анискин Ю. П., Алавердиев Т. А., Быков A.B., Лукичев С. А., Рыгалин Д. Б. — М.: Омега-Л, 2007
  25. Ю.П. Управление инвестициями. Учебное пособие 3-е изд-е, доп. — М.: Омега-Л
  26. Ю.П. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования / Ю. П. Анискин, А. Ф. Сергеев, М. А. Ревякина, под. ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2005,
  27. Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг. Учебник 3-е изд-е, стер. М.: Омега-Л, 2007.
  28. В.М. Инвестиционный анализ: учеб.-практ. пособие. М., 2000.
  29. А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики // Вопросы экономики. 2011. — N 6.
  30. В. Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятий // Пробл. теории и практики управления. 2001. — N 5
  31. Ю.А. Инвестиционный процесс в инновационной сфере // Микроэкономика. 2010.
  32. А.Л. Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов // ЭКО. 2008. — N 6.
  33. В.Е. Финансовые инвестиции: учебник / Барбаумов В. Е., Гладких И. М., Чуйко A.C. М. — Финансы и статистика, 2003.
  34. В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики./ М. Экзамен. 2000.
  35. В. С. Инвестиционный потенциал российской экономики. — М.: Экзамен, 2003.
  36. Я.С. Понятие, признаки и состав коллективных инвесторов / Я. С. Басенко, И. А. Алексеева // Деньги и кредит. 2012. — N 2.
  37. О. Государственные инвестиционные программы: методология оценки, экспертиза, аудит эффективности // Пробл. теории и практики управл. 2007. — N 5.
  38. Г. С. Как оценить экономическую эффективность инвестиционных проектов // ЭКО. 2010. — N 6
  39. Е. Региональное распределение инвестиций в России (материалы к лекции и семинарам) // Рос. экон. журн. 2002. — N 2.
  40. Е. Сравнительный анализ инвестиционных преимуществ федеральных округов // Экономист. 2002. — N 10.
  41. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С.Шмидт. М., 1997.
  42. Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. пособие. М., 1999
  43. В.В. Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2002.
  44. А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопр. экономики. 2004.
  45. A.C. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит., 2003 г., № 4
  46. Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6.
  47. Х.Х. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект / Валиулин Х. Х., Шакирова Э. Р. // Пробл. прогнозирования. 2003. — N 1.
  48. JI.E. Исследование инвестиционных стратегий фирм на рынках капитало- и наукоемкой продукции. — М.: ЦЭМИ РАН, 2003.
  49. П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
  50. А. Паутина роста / А. Водянов, А. Смирнов // Эксперт. 2000. -N42.
  51. А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации / А. Водянов, А. Смирнов // Рос. экон. журн. 2000. — N 1112.
  52. H.H. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2001
  53. Н.В. Особенности инвестиционного климата Росси на современном этапе. Финансы и кредит. 2004. № 4.
  54. Т. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций // Экономист. 2003
  55. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопр. экономики. 2000. — N 11.
  56. Э. Стимулирование инвестиционной деятельности // Экономист. 1993. — N 3
  57. А.Е. Новые финансовые институты и формирование портфеля инвестиционных проектов банка / А. Е. Городецкий, П. А. Будилов, И. В. Ионкина. М., 2000.
  58. Г. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экон. политика. 2006. — N 4.
  59. Г. П. Системный подход инновационно-инвестиционных вложений в приоритетные направления развития экономики / Г. П. Гришина, Е. В. Будумян // Актуал. пробл. совр. науки. 2012. — N 2.
  60. Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация // Мировая экономика и междунар. отношения. 2003. -N2.
  61. Ф.А. Инвестиции в инновации или „русская инвестиционная рулетка“ // ЭКО. — 2012. — N 5
  62. А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов: пер. с англ. М., 2004.
  63. Н. Инвестиционная прилекательность организации // Пробл. теории и практики управл. 2010. — N 3.
  64. В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Финансы. 2000. — N 12.
  65. A.A. Согласование интересов федерального центра и региона при реализации крупных нефтегазовых инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. 2003. — N 4.
  66. Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. — СПб.: Наука, 1993
  67. В. Время стратегических инвестиций // Эксперт. 2012. — N 8
  68. В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста // Деньги и кредит. 2010. — N 9.
  69. Н.Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журн. рос. права. -2012. -N 10.
  70. Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы // Пробл. прогнозирования. 2006
  71. В. Инновации и инвестиции: две стороны одной медали // Россия в глобальной политике. 2010. — Т.8, N 3.
  72. Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учеб. пособие для вузов / под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2003.
  73. Д.А. Риски инвестиционных промышленных проектов // Микроэкономика. 2011. — N 6
  74. Е.Ф. Инвестиционные институты: учеб. пособие. М., 1998
  75. В. Иностранные инвестиции в экономику России: за и против / В. Захаров, Е. Голикова // Пробл. теории и практики управл. 2012. — N3.
  76. Ю. Б. Банковская система России и реальный сектор экономики./ Саратов. СГСЭУ. 2002.
  77. Л.В. Региональная экономика. Кластерная организация. Самара. СМИУ. 2005
  78. Иванов Г. И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  79. В. Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций при вступлении России в ВТО // Вопр. экономики. 2003. -N 10.
  80. Инвестиции в России, 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
  81. С. Территории роста // Эксперт. 2012. — N 19.
  82. Институциональные предпосылки экономического роста. Управление экономикой России. /Под ред. Д. С. Львова и А. Г. Поршнева. М.: Экономика, 2002
  83. О. В. Фролов Д.П. Институционализм в российской экономической мысли (1Х-ХХ1вв) Волгоград. Вол ГУ 2002.
  84. Е. О тенденциях инвестиционного процесса // Экономист. -2007. -N4.
  85. К соизмерению отдельных составляющих регионального инвестиционного риска // Регион: экономика и социология. 1999. — N4.
  86. В. Государственное регулирование иностранных инвестиций: российские реалии и мировой опыт // Пробл. теории и практики упр. -2002. -N 2.
  87. А.Е., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2008.
  88. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. // Классика экономической мысли. М. ЭКСМО-пресс. 2000
  89. И.А. Точность оценки инвестиций в основной капитал / И. А. Кириченко, А. В. Смирнов // ЭКО. 2012. — N 4.
  90. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., 1998
  91. А.К. Формирование инвестиций развития в посткризисный период / А. К. Корнев, Н. А. Лавренов // Пробл. прогнозирования. 2011. -N11.
  92. Н.А. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2007
  93. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001
  94. И.Б. Инвестиционные ресурсы в проектах по добыче и переработке редкоземельных металлов и алмазов / И. Б. Кузнецов, З. З. Умаров // ЭКО. 2012. -N11.
  95. В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2003 г. // ЭКО. 2004. — N 2.
  96. Ю. С. Царев И.Г. Принципы движения экономической системы. М. ФИЗМАТ. 2008.
  97. В. Каких ошибок следует избегать при оценке инвестиционных проектов с участием государства / В. Лившиц, А. Швецов // Вопросы экономики. 2011. — N 9.
  98. В. Инвестиционные процессы в росийской экономике // Вопросы экономики. 2004. — N 6
  99. B.C. — Институциональные аспекты экономических реформ в России. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Высш. шк., 2000.
  100. A.B. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. — М.: МЗ-Пресс, 2001.
  101. В. Л. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М. Экономика 2007
  102. В. Л. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. Экономика 2007.
  103. Р.Дж. Прямые иностранные инвестиции и малое предпринимательство в рамках экономической политики // Пробл. теории и практики упр. 2004. — N 4.
  104. В.И. Инвестиционная политика государства в посткризисный период. М.: Наука, 2007.
  105. Г. Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику / Г. Н. Мальцев, И. Г. Мальцева // ЭКО. 2007. — N 10.
  106. К. Капитал. Критика политической экономии. / Т.1. М. Политиздат 1973.
  107. A.A. Инвестиционная привлекательность экономики как фактор национальной безопасности / А. А. Марченко, В. И. Пуганов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2012. — N 35
  108. Модернизация российских предприятий: институциональные аспекты. Россия в глобализирующейся мировой экономике. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета, 2006
  109. Н. М. Проблемы инвестиционного роста российских регионов //Финансы. Деньги. Инвестиции., 2008 г., № 1
  110. С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. -N5.
  111. М. Условия инвестиционного воспроизводства // Экономист. 2007. — N 3.
  112. P.M. Курс микроэкономики. М. Норма. 2000.
  113. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  114. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России. М.: ЦЭМИ РАН, 2001
  115. В. Тенденции и факторы инвестиционного спроса / В. Остапенко, А. Витин // Экономист. 2000. -N11.
  116. К.В. Экономическая оценка интенсивного и эффективного использования инвестиций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2012. — N 14.
  117. Ю. Стратегия экономического развития и увеличение бюджетных доходов: где взять ресурсы? Российский экономический журнал. 2000. № 2.
  118. Ю.В. Особенности реализации экономических интересов предприятия в транзитивной экономике России. Тамбов. 2010.
  119. Э. Значение прозрачности при принятии инвестиционных решений: катализатор изменений // Экон. стратегии. 2012. — N 5
  120. Ресурсный потенциал экономического роста М. 2002
  121. Е. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в Российской Федерации // Власть. 2012. — N 4.
  122. Системный анализ в экономике. Материалы научно-практической конференции. Москва, 24−25 ноября 2010 г.» Под редакцией Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2010
  123. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации / Под ред. О. В. Иншакова, Г. Б. Клейнера, В. В. Сорокожердьева. М.: Современная экономика и право, 2011
  124. О.С. Синергетика инвестиций: учеб.-метод, пособие / Сухарев О. С., Шманев C.B., Курьянов A.M. M.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. — 2008.
  125. Теория устойчивого распределения и дизайн рынков Элвина Рота и Ллойда Шепли (Нобелевская премия по экономике 2012 года) // Психология и экономика. Т.5. № 2.
  126. A.A. Управление инновационным развитием предприятия. —М.: Финансы и статистика, 2003
  127. Д.В. Трансграничное движение капиталов, инвестиционный климат и возможности увеличения инвестиций в российскую экономику // Деньги и кредит. 2011. — N 6.
  128. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М., 1999.
  129. Е. Рынок коллективных инвестиций в России -молодой и перспективный // Экон. стратегии. 2012. — N 2.
  130. ЧекмаревВ.В. Экономическое пространство и его сотово-сетевая организация. Кострома, 2002
  131. . В. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства.// Российский экономический журнал. 2001. № 11−12.
  132. У. Инвестиции. М., 1999.
  133. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992.
  134. Ф. Эпоха инноваций. — М., 2003.
Заполнить форму текущей работой