Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие продовольственного рынка: оценка и регулирование: на материалах Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования установлено, что структурно — экономические процессы формирования продовольственного рынка нуждаются в значительном ресурсном обеспечении: организационном, информационном, правовом и социально-психологическом. Выявлено, что адекватное ресурсное обеспечение может достигаться посредством экономического взаимодействия различных товаропроизводителей и потребителей, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические подходы и предпосылки оценки и регулирования рыночной динамики АПК в условиях реформирования
    • 1. 1. Формирование регулируемого продовольственного рынка -объективная основа и условие экономического развития аграрной сферы экономики
    • 1. 2. Особенности развития региональных АПК и их продовольственных рынков
    • 1. 3. Условия и особенности развития конкурентной среды продовольственного рынка
    • 1. 4. Факторы, определяющие конъюнктуру продовольственного рынка
  • 2. Оценка состояния и динамики развития продовольственного рынка
    • 2. 1. Формирование продовольственного рынка: основные тенденции (макро уровень)
      • 2. 1. 1. Характеристики особенностей и уровней потребления продуктов питания
    • 2. 2. Анализ развития регионального продовольственного рынка (факторы и темпы)
      • 2. 2. 1. Оценка основных факторов спроса
      • 2. 2. 2. Оценка основных факторов предложения
    • 2. 3. Оценка уровня продовольственного самообеспечения региона
  • 3. Направления развития продовольственного рынка и совершенствование системы продовольственного обеспечения региона
    • 3. 1. Вариантные возможности и пути повышения продовольственной обеспеченности региона
      • 3. 1. 1. Регулирование объемов и структуры предложения на региональном рынке продовольствия
    • 3. 2. Формирование оптовых продовольственных рынков
    • 3. 3. Организация маркетинговых систем в продовольственной сфере региона
      • 3. 3. 1. Концептуальные основы формирования
      • 3. 3. 2. Приоритеты в развитии региональной системы агро-продовольственного маркетинга
      • 3. 3. 3. Развитие интегральных агромаркетинговых систем

Развитие продовольственного рынка: оценка и регулирование: на материалах Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для Российской Федерации проблема устойчивого производства достаточного объема продовольственных ресурсов в силу природных, экономических, социальных, национально-исторических особенностей была и остается актуальной. Несмотря на трудности, связанные с развитием кризисных явлений в аграрной сфере, происходит становление аграрного сектора и его важнейшей составляющейпродовольственного рынка. Но направления и темпы его динамики носят трудно предсказуемый характер, да и сам продовольственный рынок развивается с заметными деформациями. Во-первых, между субъектами рыночных отношений все еще отсутствуют устойчивые и взаимовыгодные экономические связи. Во-вторых, практически не сформирована современная рыночная инфраструктура. В-третьих, низка управляемость процессами формирования и развития продовольственного рынка со стороны государственных органов власти и, прежде всего региональных. В связи с этим обеспечение динамичного развития продовольственного рынка — важнейшая стратегическая и тактическая задача для каждого региона в отдельности и страны в целом. Достаточность и доступность продовольствия формирует социальную и политическую стабильность в обществе, что в свою очередь, создает условия для экономического развития, укрепления мощи и авторитета государства.

Степень разработанности темы. Различные аспекты проблем развития агропромышленного комплекса, функционирования продовольственных рынков, обеспечение продовольственной обеспеченности и безопасности нашли отражение в работах: Л. И. Абалкина, А. Н. Алтухова, В. Р. Боева, И. Н. Буздалова, В. В. Кузнецова, В. П. Коровкина, В. А. Киселева, А. Ф. Серкова, В. В. Милосердова, Б. И. Пошкуса, В. Я. Узуна, И. Г. Ушачева, А. А. Шутькова, И. Ф. Хицкова и других ученых.

Вместе с тем, с переходом к рыночным отношениям многие вопросы методологического характера, необходимые для становления новых структур пока еще далеки от своего окончательного решения. Теоретического осмысления требуют проблемы построения и развития продовольственного рынка как целостной экономической системы, нуждаются в уточнении методики оценки уровней обеспеченности и безопасности и их прогнозирование. Необходимо серьезное обоснование организационно-экономической системы на всех уровнях. Все это обуславливает актуальность, научную и практическую значимость поставленных в диссертационной работе вопросов, связанных с особенностями хозяйственных отношений и возможностей регулирования в сфере продовольственного рынка.

Цель и задачи исследования

Целью проведения исследования является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций для организации эффективной системы продовольственного обеспечения региона на основе ускоренного развития его агропромышленного комплекса. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

• исследовать особенности и динамику функционирования регионального продовольственного рынка как целостной развивающейся регулируемой системы и выявить действующие на нее стимулирующие и сдерживающие факторы;

• раскрыть специфику и основные свойства системы продовольственного обеспечения, обосновать необходимость ее развития как важнейшего условия повышения уровня продовольственной безопасности всех территориальных образований;

• оценить региональный уровень продовольственной обеспеченности, определить сложившиеся и перспективные тенденции развития;

• разработать организационно-экономический механизм формирования рыночной инфраструктуры, рекомендации по более эффективному регулирования продовольственного рынка;

• определить приоритетные направления в стратегии и тактике развития регионального АПК и продовольственного рынка, а также системы продовольственной обеспеченности в целом.

Предметом исследования являются социально-экономические процессы, определяющие условия и возможности развития регионального продовольственного рынка и создание системы продовольственной обеспеченности в условиях реформирования.

Объектом исследования являются: федеральный и региональный продовольственные рынки, вся совокупность элементов системы продовольственного обеспечения территорий, а также субъекты рыночных отношений в данной сфере и складывающиеся между ними социально-экономические связи.

Теоретической и методологической базой проведения исследований послужили работы отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам реформирования аграрного сектора экономики, рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия и обеспечения их устойчивого развития. В качестве источников информации использовались данные государственных статистических органов, в том числе областного и городского комитета статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, данные статей и докладов российских и зарубежных ученых, законодательные документы, указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации, концептуальные материалы и федеральные программы развития агропромышленного комплекса страны. Для достижения поставленной в диссертационной работе цели и решения задач применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, системного и сравнительного анализа, экономико-статистический, социологических исследований и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

• на основе авторского подхода уточнено экономическое содержание категории «продовольственная обеспеченность региона» как сложной интегрированной системы, обладающей свойствами целостности, обособленности и структурированности;

• всесторонне оценен комплекс организационно-экономических условий и факторов, определяющих процесс развития регионального АПК, местных продовольственных рынков, обеспечивающих продовольственное снабжение и безопасность территории;

• предложена и апробирована система показателей комплексной оценки конъюнктуры регионального продовольственного рынка;

• определены направления и разработаны предложения по развитию АПК, совершенствованию механизма обеспечения продовольственной обеспеченности региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Корректировка концептуальных подходов к формированию и оценке системы продовольственного обеспечения на основе максимального использования ресурсов АПК и более рациональной интеграции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей в целом;

2. Систематизация и характеристика факторов и условий, влияющих на уровень и динамику конкурентной среды и продовольственной обеспеченности в ходе рыночных преобразований и реформирования АПК.

3. Анализ экономических и социальных результатов и последствий развития продовольственного рынка и продовольственного обеспечения населения региона в период 1990;2005 гг., позволяющий установить размеры сложившихся объемных и структурных деформаций, положительные тенденции и перспективы развития.

4. Разработка приоритетных направлений формирования и функционирования региональной системы продовольственного обеспечения, включающих меры государственного воздействия на макрои микро уровнях, а также мер для стимулирования процессов саморегулирования (оптовые рынки, инфраструктура, маркетинг) хозяйствующих субъектов продовольственной сферы экономики.

Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов к продовольственному обеспечения региона в условиях кризиса аграрной сферы экономики, а также подходов и методов, позволяющих более объективно оценивать процессы в данной сфере и эффективно их регулировать.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения создают практическую основу по организационно-экономическому построению эффективного регионального продовольственного рынка, позволяющего развивать эту систему с максимальным использованием местных ресурсов. Предложенная методика комплексной оценки обеспечения продовольственной обеспеченности и безопасности региона, рекомендации по рыночному регулированию, использовались при разработке региональной концепции и комплексной программы развития АПК Ленинградской области до 2010 года.

Изложенные в диссертации основные положения, выводы и рекомендации носят, с нашей точки зрения, универсальный характер и могут быть применены в других регионах страны для создания эффективной системы продовольственной безопасности.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы соискателем на научно-практических конференциях различного уровня. Кроме того, основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора.

Результаты работы АПК области в этом секторе последние годы прогрессируют: в прошлом году было произведено 2195 миллионов яиц и более 100 тысяч тонн куриного мяса. Продукция птицефабрик «Северная», «Русско-Высоцкая» и «Роскар» уже вытеснила с прилавков импортное мясо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная в ходе диссертационного исследования комплексная оценка общего состояния и динамики развития продовольственной сферы на макро и микро уровнях, в условиях социально-экономических преобразований, позволяет сделать следующие выводы.

1. В Российской Федерации и большинстве регионов с начала реформирования АПК снижаются (по сравнению с медицинскими) нормы потребления продуктов питания при резком повсеместном падении объемов сельскохозяйственного производства. Это связано в значительной мере с макроэкономическими проблемами и ошибочной, во многом, стратегией реформирования аграрной сферы в целом (непродуманной приватизацией и либерализацией цен, нарушением эквивалентного обмена, разрывом межотраслевых связей, резким сокращением бюджетного финансирования, демографическими деформациями и т. д.).

2. Сельское хозяйство в условиях рынка вследствие сильной зависимости от природных особенностей, низкой оборачиваемости денежных средств не имеет пока возможности обеспечить рентабельность своего производства на уровне отраслей промышленности, торговли или переработки. Рыночные механизмы перелива капитала при такой ситуации не срабатывают. Поэтому возможности увеличения производства продукции и обеспечение и повышение уровня продовольственной обеспеченности могут реализовываться только на основе государственного регулирования в сочетании с предпринимательской деятельностью сельских товаропроизводителей, развитием рыночных форм интеграции и кооперации на всех уровнях.

3. Аграрный сектор экономики страны и регионов может обеспечить продовольственное снабжение только при усилении государственного протекционизма, связанного с увеличением бюджетного финансирования целевых программ поддержки развития АПК в целом, организации региональных оптовых рынков и бирж.

4. Данная проблема весьма актуальна и требует оперативного решения ряда теоретических и практических вопросов. К первой группе относится: разработка более обоснованных подходов к продовольственной обеспеченности регионов и страны в целом, совершенствование методов, оценочных критериев и прогнозирование сценариев развития в продовольственной сфере. Ко второй — формирование эффективной системы продовольственного обеспечения всех территориальных образований страны.

5. Неотъемлемой частью развития научных основ совершенствования системы управления экономикой региона и его соответствующего продовольственного снабжения является концепция продовольственной безопасности, которая, по мнению автора, должна строиться как регулируемая система, формирующаяся с учетом возможностей местных ресурсов и использования всего потенциала федерального продовольственного фонда страны.

6. На основе всестороннего исследования системы формирования продовольственного рынка на федеральном и региональном уровнях в период 1990 — 2005гг. нами были скорректированы научные основы преобразования агропромышленного комплекса и его структурных единиц: производящих, перерабатывающих и снабжающих.

7. Разработанные автором теоретический инструментарий, определение научных основ и организационно-экономических условий преобразования социально-экономических отношений в аграрной сфере региона явились базой построения концепции регулирования его продовольственного рынка и более полной продовольственной обеспеченности населения.

8. Важнейшим в исследовании проблем развития продовольственного рынка явилось, по нашему мнению, выявление сущности и особенности современной экономической политики, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов федерального и территориального управления по согласованию народнохозяйственных, отраслевых и местных ресурсов посредством реализации различных программ, мер, мероприятий, установления и развития вертикальных и горизонтальных принципов взаимодействия различных субъектов продовольственного рынка.

9. Основным направлением экономической политики в период реформирования становится организация регионального хозяйства, т. е. формирование отраслевых и продовольственных субрынков, регионального бюджета, регулирование производства посредством налоговых льгот, формирование обеспечивающего инфраструктурного комплекса, в том числе социальной инфраструктуры. В работе показаны два конструктивных подхода к формированию регионального продовольственного рынка — в частности: структурно-функциональный и регулирующий. Акцент только на одном каком-либо подходе в преобразовании в становлении регионального рынка снижает эффективность всей системы продовольственной обеспеченности.

10. В ходе исследования установлено, что структурно — экономические процессы формирования продовольственного рынка нуждаются в значительном ресурсном обеспечении: организационном, информационном, правовом и социально-психологическом. Выявлено, что адекватное ресурсное обеспечение может достигаться посредством экономического взаимодействия различных товаропроизводителей и потребителей, а также осуществления инвестиционной политики по отношению к приоритетным сферам региональной экономики. Обоснован процессорный подход к преобразованию регионального продовольственного рынка, в основе которого формирование более оптимальной межотраслевой структуры регионального АПК, формирование ресурсосберегающих механизмов.

11. Кроме разработки методологических и теоретических аспектов, изучаемой проблемы, скорректированы методики и системы показателей, позволяющей более точно определить современный и перспективный уровни продовольственного обеспечения, результаты исследований позволили разработать ряд конкретных предложений и рекомендаций: а) формирование в регионе интегрированных систем, позволяющих повышать уровень продовольственной обеспеченности, целесообразно осуществлять на основе уже имеющегося опыта по созданию производственно-торговых, торгово-закупочных кооперативов, ассоциаций и предприятий по производству, переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также агропромышленных финансовых групп и других аналогичных структурб) необходимо оказывать финансовое и организационное содействие ускоренному развитию инфраструктуры рынка, в том числе крупных оптовых продовольственных, а также местных рынков, товарных бирж, проведению аукционов, ярмарок и других форм организованной оптовой и розничной торговли с выходом на них непосредственных товаропроизводителей или представляющих их организаций, как. правило, кооперативного типав) в сфере развития инфраструктуры продовольственного рынка следует использовать уже созданную производственную базу в сельскохозяйственных предприятиях районных и межрайонных снабженческих и обслуживающих организаций регионаг) для более эффективного регулирования регионального продовольственного рынка, создания стабильной системы обеспечения его безопасности необходимо:

• сформировать адекватные экономические условия, в том числе за счет кредитования, целевого дотирования закупок;

• разработать финансово-кредитную систему формирования материально-технической базы АПК и продовольственного рынка, законодательно решить организацию фондов поддержки АПК;

• расширить применение лизинга как механизма развития рынка с учетом интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей (повышение качества продукции, уменьшение доли услуг посредников);

• ввести лицензирование юридических и физических лиц, занимающихся поставкой и продажей сельскохозяйственной продукции, предусмотреть обязательное наличие сертификата, в особенности — на зарубежную продукциюд) в системе продовольственного обеспечения региона особое значение необходимо отводить созданию эффективных вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем (сети служб и консультационных центров), в функции которых входило бы обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и покупателей, местных органов управления информацией, прогнозом и ориентацией по межрегиональным связям, данными о конъюнктуре местных и зарубежных продовольственных рынкове) с целью более устойчивого функционирования системы продовольственного обеспечения региона необходимо:

• формирование нового типа межотраслевых отношений, основанных на выравнивании ценовых пропорций на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, потребляемые в аграрной сфере (для этого может быть использована система целевых и гарантированных цен, регулирование цен на основные виды материально-технических ресурсов и транспортные тарифы);

• повышение платежеспособного спроса населения для стимулирования товарных потоков продовольствия, особенно групп с наиболее низкими доходами;

• гибкую систему защиты региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке от импорта по демпинговым ценам продовольствия путем использования механизма пороговых цен;

• организацию товарных закупок не реализованной на свободном рынке сельскохозяйственной продукции по рыночным ценам, но не ниже гарантированных цен с последующим проведением товарных интервенций;

• изменение системы финансирования агропромышленного производства с переходом преимущественно на программно-целевой метод выделения средства, формирование специальных фондов льготного кредитования для продвижения продукции на продовольственном рынке и осуществления текущих сезонных затрат, а также инвестирования на основе целевых программ и конкурсных проектов;

• организацию системы страхования, прежде всего урожая сельскохозяйственных культур, базирующейся на принципе добровольности и дифференцированной государственной поддержке;

• принятие законодательных решений по вопросам удешевления транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из основных зон их товарного производства;

• финансовое и организационное содействие развитию инфраструктуры продовольственного рынка, особенно кооперативной системы.

Реализация выработанных рекомендация и предложений может стать одним из факторов, способствующих совершенствованию формирования и регулирования продовольственного рынка региона и обеспечения его безопасности в настоящее время и в перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» от 26.06.1991 № 1490−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР от 27.06.1991. № 26 ст. 878.
  2. Федеральный Закон «О зерне» от 14.05.1993 № 4973−1 // Ведомости СНД и ВС РФ от 03.06.1993. № 22 ст. 799.
  3. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 № 53-Ф3 // Российская газета. № 243. 15 декабря 1994. с. 3.
  4. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 № 100-ФЗ // Сборник законодательства Российской Федерации от 21.07.1997. № 29 ст. 3501.
  5. Федеральный Закон «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» от 05.12.1998 № 183-Ф3 // Сборник законодательства Российской Федерации от 07.12.1998. № 49 ст. 5970.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. I, П. М: ИНФРА-М, 1996.-535 с.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» от 24 января 1992 года // Правительственный вестник. № 7. 1992.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 года № 708 // Сельская жизнь. 1992 год 22 сентября с. 2.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году» от 12 апреля 1993 года № 303 // Российская газета. 1993 год 24 апреля. с. 13.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержке АПК в 1993—1994 годах» от 18 ноября 1993 года № 1186 // Российская газета. 1993 год 4 декабря. с. 5.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования агропромышленногокомплекса Российской Федерации в 1994 году» от 23 февраля 1994 года № 126 // Российский фермер 1994 год № 8-с. 9−10.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе аграрной реформы в РФ на 1994 1995 гг.» от 16 июня 1994 № 791 // АПК: экономика и управление. 1994 год № 12.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий АПК» // Экономика и жизнь. 1994 год № 42. с. 20.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239 // Российская газета. 1995 год 22 марта.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году» от 11.03.1995 № 240 // Деловой мир. 1995 год 24 март, с. б.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году» от 7 февраля 1996 года № 135 // Российская газета. 1996 год 21 февраля.
Заполнить форму текущей работой