Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «мелодическое» и «гармоническое» пение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразие монастырских традиций не перечеркнуло устоявшихся представлений об основных распевах русской православной церкви. Монастырские «переводы» стали, преимущественно, локальными направлениями магистральных течений в русском богослужебном пении. О подобном соотношении общего и частного пишет А. Никольский, уточняя значение распространенных терминов «распев» и «напев»: «Каждый роспев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Жанры в троицком музыкальном искусстве. Репертуар троицкого мастеропения
    • 1. 1. Развитие жанров в троицком песнотворчестве
    • 1. 2. Репертуар «мелодического» и «гармонического» пения
  • Глава II. «Мелодическое» пение
    • 11. 1. Раннее одноголосие
    • II. 1.1. Мелодика, ритмика и просодия
    • II. 1.2. Индивидуальные свойства мелодики и ритмики
    • II. 1.3. Функциональность структур песнопения
    • II. 1.4. Форма
      • 11. 2. Позднее одноголосие
        • 11. 2. 1. Основные принципы распева
        • 11. 2. 2. Мелодика, ритмика и просодия
        • 11. 2. 3. Индивидуальные свойства мелодики и ритмики
        • 11. 2. 4. Объединяющие признаки троицкого «мелодического» пения
        • 11. 2. 5. Функциональность структур песнопения
        • 11. 2. 6. Форма
  • И.З. Особенности художественного пространства и времени в текстах троицких песнопений и музыке «мелодического» пения
  • Глава III. «Гармоническое» пение
    • III. 1. Раннее «строчное» многоголосие
    • III. 1.1. Раннее русское многоголосие и теория транспозиции
    • III. 1.2. Эстетические воззрения современников на раннее русское многоголосие
    • III. 1.3. Раннее многоголосие троицкой традиции: опыт реконструкции
    • III. 1.4. Соотношение голосов, фактура, интервальная структура
    • III. 1.5. Мелодика, ритмика и просодия. Функциональность структур песнопения
    • III. 1.6. Форма
      • III. 2. Позднее «партесное» многоголосие
    • III. 2.1. Проблема атрибуции позднего троицкого многоголосия
      • 111. 2. 2. Стилистика позднего троицкого многоголосия
      • 111. 2. 3. Современные обработки троицкого напева
      • III. 3. Особенности художественного пространства и времени в музыке «гармонического» пения

Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «мелодическое» и «гармоническое» пение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Монастырское песнотворчество — уникальный и малоизученный пласт церковной музыкальной культуры. Возникшие в эпоху Московской Руси, монастырские песнопения стали, по оценкам музыковедов, высокохудожественными образцами мастеропения. В то время, к концу XVI — началу XVII века, развились такие крупные творческие центры, как Троицкий, Чудов, Кириллов, Опе-калово-Вознесенский, Соловецкий и другие монастыри. В них формировались собственные традиции создания песнопений. Многие знаменитые «дидаскалы» были иноками монастырей: Маркелл Безбородый, Варлаам Рогов, Лонгин Ши-шелов, Исайя Лукошков и пр.

Своеобразие монастырских традиций не перечеркнуло устоявшихся представлений об основных распевах русской православной церкви. Монастырские «переводы» стали, преимущественно, локальными направлениями магистральных течений в русском богослужебном пении. О подобном соотношении общего и частного пишет А. Никольский, уточняя значение распространенных терминов «распев» и «напев»: «Каждый роспев отмечается типичными чертами известного и вполне определенного характераего мелодии — самобытныих общий дух — своеобразен и весьма ярок.<.> Напев — это собрание вариантов на основные роспевы, окрашенные в чисто местный колорит» [Никольский 1915:6]. Однако ученый отмечает, что «существовали самостоятельные роспевы чисто местного происхождения, как напр., роспев Большого Успенского Собора, какой-либо Лавры, пустыни и т. п.» [Никольский 1915:5−6].

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — «художественный портрет России в ее целом» [Флоренский 2001:491], старинный русский монастырь, находящийся в непосредственной близости от столицы, являющийся одной из самых древних обителей центральной Руси. «Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается, как целое» [Флоренский 2001:491].

Троице-Сергиева Лавра обладает богатейшими музыкальными традициями. Лавре принадлежит одно из самых ценных рукописных певческих собраний, которое находится ныне в РГБ. Среди композиторов, творивших в обители, можно назвать имена и тех, которые жили в эпоху Московской Руси (Иона Зуй, Лонгин Шишелов), и современников (С.З. Трубачев, архим. Матфей (Мормыль)). Лавра имеет давние традиции хорового исполнительства и регентского искусства, поддерживающие строгую уставность, каноничность монастырского богослужения.

Троицкая песнотворческая традиция включает «мелодическое» и «гармоническое» пение. Такое наименование русского церковного одноголосия и многоголосия встречается в работах прот. Димитрия Разумовского, прот. Василия Металлова и др.

Формирование троицкого мелодического пения происходило в течение длительного времени. Целесообразно выделить «ранний» период в развитии лаврского одноголосия, в течение которого появились первые известные образцы, относящиеся к путевому распеву (эти песнопения сохранились в рукописях последней трети XVI — XVII вв.), а также «поздний» период (XVIII — XIX вв.), связанный с отражением преимущественно «поздних» церковных распевов,-греческого, киевского (и их сокращенных вариантов), сокращенного знаменного распева, а также знаменного силлабо-мелизматического в новой редакции.

Троицкое гармоническое пение также имеет два этапа развития: «ранний», к которому относится «строчное» пение (песнопения зафиксированы в рукописях конца XVI — XVII вв.), и поздний, включающий «партесное» пение (с конца XIX в. до текущего момента)1.

Отметим, что в настоящее время в Лавре начинается возрождение исполнительских традиций мелодического и раннего гармонического пенияна новом уровне развивается сочинение многоголосных композиций.

1 Регенты Лавры считают, что в продолжение XVNI-XIX вв. местная певческая традиция была одноголосной. На данный момент это подтверждается нотным материалом.

Таким образом, комплекс песнопений, созданных в Лавре на протяжении нескольких исторических периодов, обладает редкостным богатством состава и образует особую монастырскую традицию, требующую осмысления со стороны ученых. Поэтому тема работы, посвященная изучению лаврского песнотворче-ства, является актуальной.

Итак, объектом исследования является монастырское песнотворчество как часть русской церковно-певческой культуры.

Предметом исследования стало раскрытие композиционных свойств мас-теропения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Изучение троицкого мастеропения началось сравнительно недавно и отражено в единичных исследованиях.

С. Трубачевым, приложившим много усилий к сохранению и возрождению творческого наследия Троицкой обители, подготовлен к изданию «Ирмо-логий по напеву Троице-Сергиевой Лавры», выпущенный с предисловием автора. Н. В. Парфентьева в книге «Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв.еков» рассмотрела певческие циклы некоторых монастырских распевщиков, в том числе Лонгина Шишелова [Парфентьева 1997:172−180]. В работах Г. А. Пожидаевой «Пространные распевы Древней Руси XI-XI1 веков» и «Певческие традиции Древней Руси» проанализированы песнопения монастырской традиции XVI—XVII вв.: уточнена их региональная атрибуция и наиболее яркие стилистические особенности, расширен круг пения монастырских школ, в том числе и троицкой [Пожидаева 1999; 2007:264−282]. В работе Н. С. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» затронуты некоторые аспекты творчества современных мастеров пения Троице-Сергиевой Лаврыархим. Матфея (Мормыля), игум. Никифора, а также положено начало изучения композиторского наследия диак. С. Трубачева [Гуляницкая 2002:223−229- 237−240- 278−292].

Однако до сих пор еще не было специального исследования, целиком посвященного песенному творчеству древнейшего русского монастыря.

Основная проблема исследования заключается в попытке сформировать целостное представление о песнотворческом искусстве Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры, включающем «мелодическое» и «гармоническое» пение, — от древнейших времен по сей день.

С основной проблемой исследования связан комплекс субпроблем:

• изучение репертуара троицкого песнотворчества;

• анализ жанров в троицком мастеропении;

• определение стиля и стилистики в троицких песнопениях;

• выявление и обозначение общих свойств в лаврской традиции раннего и позднего периодов.

В качестве основного материала исследования фигурируют как опубликованные, так и рукописные троицкие песнопения. К опубликованным образцам троицкого одноголосия и многоголосия относятся композиции в расшифровке М. В. Бражникова [Успенский 19 716], В. М. Беляева [Беляев 1997], А. В. Конотопа [Конотоп 2005], Г. А. Пожидаевой [Пожидаева 1992; Монастырские распевы 2002], Н. С. Серегиной [Серегина 1994], песнопения «Ирмология по напеву Троице-Сергиевой Лавры» [Ирмологий 1982], а также избранные песнопения из Обихода иером. Нафанаила [Нафанаил б.г. а, б] и современных репертуарных сборников: Ирмология [Ирмологий 1983], Всенощного бдения [Всенощное бдение 2005], Литургии [Литургия 2006], «Песнопений Триоди Постной» [Триодь 2002], «Песнопений Страстной Седмицы» [Седмица 2002], «Рождественского триптиха» [Триптих 1999]. Особая роль в исследовании принадлежит материалам, обнаруженным в хранилищах РГБ — песнопениям рукописи ф. 304 / II, № 390. Весь этот материал — изданный и рукописный, около 800 песнопений — стал необходимым и достаточным для изучения троицкой традиции.

Помимо образцов, созданных в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, к работе привлечены опубликованные и некоторые рукописные песнопения различных распевов русской православной церкви с XI по XX вв., а также избранные ненотированные рукописные источники.

При исследовании материала основными стали музыковедческие методы, в сочетании с теми, которые сложились в смежных областях знания — литературоведении, языкознании, искусствоведении. Важно подчеркнуть, что в процессе исследования мы опирались на общеметодологические закономерности гуманитарного знания (например, герменевтику, компаративистику, системный подход).

Кроме того, в работе над темой использовано интервьюирование. (В частности, удалось взять интервью у регентов Лавры — архим. Матфея (Мормы-ля), архим. Макария, игум. Никифора, о. Филиппа (Неседова), а также регента троицкого подворья о. Владимира (Горбика)).

Гипотеза исследования заключается в том, что Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра, как крупнейший мировой духовный и культурный центр, обладает своеобразной музыкальной традицией, развившейся в течение нескольких веков и сохранившейся в обновленном виде до сего дня.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы (I. «Жанры в троицком музыкальном искусстве. Репертуар троицкого мастеропения" — II. «Мелодическое» пениеIII. «Гармоническое» пение) и заключение. Работа снабжена библиографическим списком и четырьмя приложениями.

Заключение

.

Песнотворческие традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — бесценная часть русской церковной музыкальной культуры, неисчерпаемая по глубине содержания и разнообразию художественного воплощения богословских образов.

Эти своеобразные традиции свидетельствуют о редкостной развитости церковно-песенного искусства центрального русского монастыря. Мелодическое и гармоническое пение, созданное в Лавре, отличается не только богатством репертуара, но и сложностью композиционной техники. На протяжении нескольких исторических периодов музыкальные принципы разрабатывались, доводились до совершенства, обновлялись, порой значительно изменяя стилистические признаки троицкого письма.

Деяния многих поколений лаврских мастеров не остались неким огромным по ценности музейным экспонатом. Лаврское церковно-певческое искусство живооно обогащается новыми творениями наших современников, поддерживающих и развивающих местные традиции, вносящих индивидуальные, неповторимые оттенки в общую палитру троицкой песнотворческой манеры.

Исследование творческого наследия троицких песнопевцев привело к конкретным результатам.

Выяснилось, каким образом трансформировался облик жанров в троицком мастеропении. К настоящему времени сохранились лишь отдельные черты, свойственные жанрам разных периодов. Претерпели изменения интонационный фонд песнопений, ритмика, уровень распевности. Многоголосные обработки, в том числе и современные, в большей или меньшей степени видоизменили характер звучания жанров.

Мелодическое пение — главное пение Троицкого монастыря вплоть до начала XX в., — обнаружило своеобразие стилистики.

При сравнении троицкого пути с силлабо-мелизматическим пением XVII в. проявилось их отдаленное родство, заключающееся в общности некоторых элементов мелодики и ритмики. При анализе путевого пения разных монастырских школ обнаружилось, что, во-первых, существуют общепутевые интонационные модели. Во-вторых, стилистика троицкого пути оказалась наиболее сложной. Оригинальность, развитость, самобытность троицкого пути наталкивают на мысль о том, что перед нами не просто «напев», а достаточно самостоятельный местный «распев» (по определению А. Никольского) — однако эта идея требует дальнейшего изучения материала. Позднее одноголосие — это, за исключением отдельных образцов, «напев», вобравший в себя стилистические признаки нескольких распевов русской православной церквизнаменного, греческого, киевского и их сокращенных вариантов, — и обогащенный собственными мелоформулами, а также видоизменениями различных деталей.

При этом троицкое мелодическое пение разных исторических периодов связано общностью некоторых стилистических признаков мелодики и ритмики. Оно сохранило и отдельные черты силлабического знаменного распева древней традиции, восходящего ко времени основания монастыря преп. Сергием Радонежским, и к русской церковной музыке у истоков ее развития.

Прояснилось «происхождение» мелодий в песнопениях позднего троицкого одноголосия и многоголосия. Троицкий ирмологий, сочетающий несколько видов распевов, предстал как уникальная книга своего вида.

Выяснилось, что лаврские распевщики XVIII—XIX вв. руководствовались определенными композиционными принципами, включающими обработку мелодий, использование стилистических признаков одного или нескольких видов распевов, создание песнопений на основе оригинальных мелоформул или с включением местных интонационных моделей.

Анализ мелодики, ритмики и просодии привел к заключению, что стилистика позднего троицкого одноголосия силлабического типа содержит музыкально-выразительные средства, характерные для знаменного силлабического одноголосия XI-XII и XIV—XV вв. Наиболее ярко это проявилось в Троицком ирмологии, отражающем некоторые стилистические черты Ирмология Студийской эпохи.

Проявилась преемственность раннего и позднего троицкого одноголосия, что выразилось в общих свойствах мелодики и ритмики. Таким образом, сохранение древних традиций обнаружилось не только в связи троицкого пения с древним знаменным, но и в опосредованной связи троицкого пути — через позднее троицкое пение — со знаменным силлабическим распевом XIV—XV вв.

Гармоническое пение Троицкой обители предстало как многоплановое явление, требующее осторожного и вдумчивого подхода.

Одноголосные мелодии получили свое дальнейшее развитие в многоголосии: образцы троицкого пути — в строчном пении, а поздние лаврские напевыв партесном. В то же время, раннее многоголосие открыло новый этап развития лаврского пения, связанный с гармоническим мышлением.

Впервые нами атрибутированы песнопения раннего многоголосия как принадлежащие к троицкой традиции. Использование особого исследовательского ракурсапопытки их стилистической реконструкции с применением транспозиции, — привело к выводам, существенно изменяющим представление о троестрочном пении.

Анализ стилистики раннего троицкого многоголосия, изученного на материале, включающем реконструированные песнопения, позволил выявить свойства мелодики, ритма, просодии, фактуры, интервальной структуры. Обнаружено, что интервалы в двоестрочии и типы фактур в двухи трехголосном строчном пении обладают формообразующей функциональностьюэто свидетельствует о высокой степени осмысления распевщиками возможностей интервальной гармонии.

Позднее партесное пение стало совершенно иной ступенью развития лаврского многоголосияв нем сохранились лишь отдельные признаки строчного пения местной традиции.

В диссертации уточнена атрибуция композиций, относящихся к позднему троицкому гармоническому пению, которое опирается на композиционные принципы церковной музыки XIX в. Наряду с этим, в нем ощутимо также влияние русского партесного многоголосия XVIII в. и южно-русского (киевского) пения.

Современное троицкое гармоническое пение, развивающееся в творчестве диак. С. Трубачева, архим. Матфея и других мастеров, включает обработки старинных лаврских мелодий.

Архим. Матфей продолжает развитие троицких традиций в области гармонизации: стилистика его обработок местного напева «соединяет» начало и конец XX в. Кроме того, в этих композициях прослеживаются некоторые черты троицкого многоголосия XVI—XVII вв.

Гармонизации троицких мелодий, выполненные диак. С. Трубачевым, отличаются высоким профессионализмом, яркой образностью, самобытностью. В них есть и отдельные черты, проявляющиеся в целом в лаврской песнотворче-ской традиции.

Современные обработки, стилистически более близкие песнопениям позднего периода, являются многоценной частью троицкого мастеропения, «связующей нитью» прошлого и будущего.

Исследование жанровых форм позволило сделать вывод о том, единицы песнопений, взаимодействуя между собой, образуют иерархический принцип построениятаким образом, процессы формообразования начинаются на уровне мельчайших структур. В лаврском мелодическом и гармоническом пении определены особенности единицы формытекстомузыкальной строки, то есть строки гимнографического текста с соответствующим ему напевом. В троицких песнопениях рассмотрены приемы разделения и объединения строк, наиболее многообразно представленные в путевом пении, а также приемы, подчеркивающие членение композиции на разделы или способствующие связи разделов в единое целое, цельности одночастной формы.

Выявлены некоторые особенности жанровых форм троицкого пути, отличающегося по сравнению с силлабо-мелизматическим знаменным пением более сложной организацией строк, многообразием приемов, связанных с просодией.

Существенно разнится формообразование в троицком пути, — более развитом, -и песнопениях Успенского собора, а также Соловецкого монастыря.

Итак, в результате исследования обнаружилось, что песнотворческие традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры непрерывно развивались с XVI до начала XX в., возобновлены после открытия Лавры в XX в. и продолжают развиваться в настоящее время. Монастырь, основанный величайшим русским святым — преп. Сергием Радонежским — устоял не один раз в тяжелейшие годы исторических катаклизм и дал Руси не только многих и многих духовных подвижников, но и талантов, способствующих развитию русской культуры, в том числе и музыкальной.

Предложенное исследование творчества троицких мастеров открывает пути к дальнейшему его изучению. Выявленные оригинальные интонационно-ритмические модели позволят в будущем атрибутировать песнопения неизвестного происхождения и расширить круг пения лаврской традиции. Дальнейшее исследование традиций других монастырских школ позволит более полно охарактеризовать лаврское песнотворчество, понять его традиционные и оригинальные черты. Важно изучить троицкое авторское творчество, зарождение которого связано с непродолжительным периодом на рубеже XVI—XVII вв. (время, характеризующееся ростом личностного начала). Следующий этап развития авторского лаврского мастеропения начинается только с конца XIX в., однако троицкими песнопевцами созданы многочисленные композиции, по своему количеству вполне сопоставимые с неавторским творчеством обители в разные исторические периоды. Необходимо изучение соотношения авторской и монастырской «безымянной» традиции. Осмысление этого существенного пласта троицкого богослужебного пения поможет воссозданию панорамы музыкального искусства монастыря.

Песнопения, созданные в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, образуют единое целое с лаврской литературой, иконописью. Эта уникальная традиция дала миру истинные шедевры творчества. Каковы особенности подобного синтеза искусств"? На этот вопрос еще предстоит ответить в будущих исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверинцев 2005 С. С. Аверинцев. Другой Рим: Избранные статьи. СПб, 2005.
  2. Алексеева 1983 -Г.В. Алексеева. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного пения). Владивосток, 1983.
  3. Безуглова 1981 ЯФ. Безуглова. «Достойно есть» Опекаловского распева//ТОДРЛ. Т. XXXVI / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1981.
  4. Белоненко 1981- А. С. Белоненко. Показания архиерейских певчих XVII века// ТОДРЛ, XXXXVI. Л., 1981.
  5. Беляев 1962 ДМ Беляев. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962.
  6. Беляев 1971- В. М. Беляев. О музыкальном фольклоре и древней письменности: статьи и заметки, доклады. М., 1971.
  7. Беляев 1997 В. М. Беляев. Раннее русское многоголосие. М., 1997.
  8. Богомолова 1983 -М.В.Богомолова. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1983.
  9. Богомолова 2005 М. В Богомолова. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере Великой панихиды). М., 2005.
  10. Богомолова 2006 М. В Богомолова. Русское безлинейное многоголосие (на материале певческих рукописей XV—XVII вв.). Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 2006.
  11. Бражников 1972-МД Бражников. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
  12. Бражников 1984-М.В. Бражников. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  13. Бражников 2002 М. В. Бражников. Русская певческая палеография. СПб, 2002.
  14. Бровина 2005 И. В. Бровина. Традиции древнерусского певческого искусства в творчестве современных композиторов (произведения для хора, а capella). Автореф. дис.канд. искусствоведения. М., 2005.
  15. Бычков 1999- В. Бычков. 2000 лет христианской культуры sub spesie aesthetica. В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.-СПб, 1999.
  16. Вагнер 91А-Г.К Вагнер. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
  17. Владышевская и др. 1999- Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашева., А. И. Кандинский. История русской музыки: Учебник. Вып. 1. М., 1999.
  18. Владышевская 2006- Т. Ф. Владышевская. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  19. Вознесенский 1891 прот. И. Вознесенский. О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения. Рига, 1891.
  20. Гарднер 2004а И. А. Гарднер. Богослужебное пение русской православной церкви. Т. 1. М&bdquo- 2004. (Репринт изд. 1977)
  21. Гарднер 20 046 И. А. Гарднер. Богослужебное пение русской православной церкви. Т. 2. М., 2004. (Репринт изд. 1977)
  22. Гаспаров 2002 М. Л. Гаспаров. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика Рифма. Строфика: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по филол. специальностям. М., 2002.
  23. Герасимова-Персидская 1994- Н.А.Герасимова-Персидская. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. М., 1994.
  24. Глас Византии 2006- Глас Византии. Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания. М., 2006.
  25. Гуляницкая 1993- Н. С. Гулянщкая. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций// Музыкальная академия. М., 1993. Вып. 4.
  26. Гуляницкая 1995 Н. С. Гуляницкая. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995.
  27. Гуляницкая 1999- Н. С. Гуляницкая. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 1999.
  28. Гуляницкая 2002 Н. С. Гуляницкая. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  29. Гуляницкая 2004- Н. С. Гуляницкая. О духовной музыке начала XX века: переложение, гармонизация, обработка древнего напева// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 2004.
  30. Гуляницкая 2004- Н. С. Гуляницкая. Руководство к изучению основ музыковедения. М., 2004.
  31. Гуляницкая 2005- Н. С. Гуляницкая. «Взбранной Чудотворче»: образ в музыке XX века // Христианская культура: прошлое и настоящее. К 2000-летию Рождества Христова. М., 2005.
  32. Гуляницкая 2005 Я. С. Гулянщкая. Русская музыка: становление тональной системы XI—XX вв.: Исследование. М., 2005.
  33. Давыдова 2005 Е. Г. Давыдова. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX- начала XX века. Автореф. дис. .канд. искуссвоведения. М., 2005.
  34. Денисов 1996- Н. Г. Денисов. Устные традиции пения у старообрядцев. Пение по «напевке». Вопросы интерпретации. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1996.
  35. Денисов 1998 Н. Г. Денисов. Интервью с о. Матфеем (Мормылем). www.seminaria.ru
  36. Денисов 2005 Н. Г. Денисов. Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения. М., 2005.
  37. Дилецкий 1979 Н. Дилецкий. Идеа грамматики мусикийской//Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. Публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопова. М., 1979. Ефимова 1986- И. В. Ефимова. Русское строчное многоголосие второй половины
  38. XVII начала XVIII веков (к проблеме дешифровки) // Русская хоровая музыка XVI — XVIII веков. М., 1986.
  39. Заболотная 1993- Н. В. Заболотная (ред.). Русское хоровое многоголосие XVII
  40. XVIII веков: хрестоматия. М., 1993.
  41. Заболотная 2001 Н. В. Заболотная. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI—XIV вв.: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  42. XIX веков. Синодальная традиция. СПб, 2003.
  43. Захарьина 2007 Н. Б. Захарьина. Русские певческие книги: типология, пути эволюции. Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 2007.
  44. Игнатия 2005 -монахиня Игнатия. Церковные песнотворцы. М., 2005.
  45. Иларий и Арсений 1878−1879- Иларий и Арсений. Описание рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. II, отдел VI. Богослужебные книги. М., 1878−1879.
  46. Кабанова 2005 -Н.И. Кабанова. Рукописное наследие С. В. Смоленского. Проблемы и задачи целостного анализа. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 2005.
  47. Келдыш 1978- Ю. В. Келдыш. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.
  48. Келдыш 1983 Ю. В. Келдыш. Древняя Русь XI—XVII вв.ека // История Русской музыки. Т. 1.М., 1983.
  49. Коляда 1994- Е. И. Коляда. Древнерусская гимнография и иконопись: некоторые общие закономерности формирования жанров // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика: Междунар. науч. конф. 1991−1994 гг.: Материалы. М., 1994.
  50. Коляда 1997- Е. И. Коляда. Жанровая система восточнохристианской и древнерусской гимнографии: генезис, основные этапы и закономерности формирования// Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 1997.
  51. Коляда 1999- Е. И. Коляда. Проблема жанра в древнерусской гимнографии// Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 1999.
  52. Конотоп 2005 А. В. Конотоп. Русское строчное многоголосие XV — XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005.
  53. Конотоп 1974- А. В. Конотоп. Супрасльский ирмологион 1598−1601 гг. и теория транспозиции знаменного распева (на материале певческих нотолинейных рукописей XVII в.). Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1974.
  54. Кручинина 1978- А. Н. Кручинина. Попевка в русской музыкальной теории XVII века. Автореф. дис.канд. искусствовед. Л., 1978.
  55. Кручинина, Шиндин 1979 А. Н. Кручинина, Б. А. Шиндин. Первое русское пособие по музыкальной композиции // Памятники культуры: новые открытия. Л., 1979.
  56. Кюрегян 2003 Т. С. Кюрегян. Форма в музыке XYII — XX веков. М., 2003.
  57. Лозовая 1987- И. Е. Лозовая. Самобытные черты знаменного распева. Автореф. дис. .канд. искусствовед. Киев, 1987.
  58. Лосев 1995- А. Ф. Лосев. Форма- Стиль- Выражение/ Сост. А.А.Тахо-Годи. М., 1995.
  59. Львов 1853 А. Львов. О церковных хорах, и несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения. СПб, 1853.
  60. Львов 1858 -А. Львов. О свободном или несимметричном ритме. СПб, 1858.
  61. Мазель 1986 -Л.А. Мазель. Строение музыкальных произведений. М., 1986.
  62. Макаровская 2000 М. В. Макаровская. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева (на материале нотированной службы Литургии св. Иоанна Златоустого XVI—XX вв.). Автореф. дис. .канд. искусствовед. М., 2000.
  63. Маслов 2002 схиархим. Иоанн (Маслов). Лекции по литургике. М., 2002.
  64. Металлов 1893 В. М. Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. Саратов, 1893.
  65. Металлов 1893- В. М. Металлов. Церковное пение, как предмет преподавания в народной школе. Замечания по дидактике и методике церковного пения. Саратов, 1893.
  66. Металлов 1897- В. М. Металлов. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии. М., 1897.
  67. Металлов 1898- В. М. Металлов. Старинный трактат по теории музыки, 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким. Идеи грамматики мусикийской. СПб, 1898.
  68. Металлов 1899а-ЯМ Металлов. Азбука крюкового пения. М., 1899.
  69. Металлов 18 996- В. М. Металлов. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного пения по гласовым по-певкам. М., 1899.
  70. Металлов 1898, 1901 В. М. Металлов. Синодальные бывшие патриаршие певчие. III. СПб, 1898, 1901.
  71. Металлов 1911- В. М. Металлов. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. XXV. М., 1911.
  72. Металлов 1912а- В. М. Металлов. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным. С прил. 12 табл. (facs.) снимков с рукописей X-XI-XII вв. Ч. 1−2. М., 1912.
  73. Металлов 19 126- В. М. Металлов. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг Русской церкви в XVII веке. Сергиев Посад, 1912.
  74. Металлов 1912в — В. М. Металлов. Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев. М., 1912.
  75. Металлов 1912 г — В. М. Металлов. Русская симиография. Из области церковно-певческой археологии и палеографии. Текст с приложением CXIX таблиц фото-литографических снимков с крюковых рукописей X—XVII вв. М, 1912.
  76. Минея 1893а-Минея. Сентябрь. Киев, 1893.
  77. Минея 18 936-Минея. Ноябрь. Киев, 1893.
  78. Минея 1982-Минея. Декабрь. М., 1982.
  79. Мясоедов 2002 -А.Н. Мясоедов. Гармония. Учебник для регентов. М., 2002.
  80. Назайкинский 1982 -Е.В. Назайкинский. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
  81. Николаев 1995 прот. Б. Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. Опыт исследования мелодии и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной. М., 1995.
  82. Никольский 1915-А В. Никольский. Формы русского церковного пения. Петроград, 1915.
  83. Одоевский 1864 -В.Ф. Одоевский. К вопросу о древнерусском песнопении. М., 1864.
  84. Паисов 1999- Ю. И. Паисов. Духовный концерт в современной музыке России// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 2004.
  85. Парфентьев 1991 -Н.П. Парфентьев. Древнерусское певческое искусство в духовной-культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.
  86. Парфентьев 1991- Н. П. Парфентьев. Профессиональные музыканты России XVI—XVII вв.еков: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991.
  87. Парфентьев, Парфентьева 1993 Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентъева. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII вв.еков. Челябинск, 1993.
  88. Парфентьева 1997- Н. В. Парфентьева. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв.еков. Челябинск, 1997.
  89. Плотникова 1996- Н. Ю. Плотникова. Многоголосные формы обработки древних распевов в русской духовной музыке XIX начала XX веков. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1996.
  90. Плотникова 2004 Н. Ю. Плотникова. Партесные гармонизации знаменного и греческого распевов (на материале стихиры «Свет превечный» из службы Благовещения Пресвятой Богородице). М., 2004.
  91. Пожидаева 1987 Г. А. Пожидаева. Об особенностях расшифровки демественного распева// Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Сб. тр. ЛоЛГК и ГМПИ им. Гнесиных. Л., 1987.
  92. Пожидаева 1999- Г. А. Пожидаева. Пространные распевы Древней Руси XI XYII веков. М., 1999.
  93. Пожидаева 2001 Г. А. Пожидаева. Демественное ключевое знамя и его современное прочтение // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001, № 1.
  94. Пожидаева 2002 Г. А. Пожидаева. Принципы мелизматического распева в русской монодии XI- XVII веков. Автореферат дисс. д-ра искусствоведения. М., 2002.
  95. Пожидаева 2003 Г. А. Пожидаева. Музыкальные и музыкально-речевые структуры знаменного многоголосия (силлабо-мелизматический тип)// Древняя Русь. М., 2003.
  96. Пожидаева 2004 Г. А. Пожидаева. Принципы распева в раннем русском многоголосии // Древняя Русь. М., 2004, № 3.
  97. Пожидаева 2007 Г. А. Пожидаева. Певческие традиции Древней Руси. М., 2007.
  98. Покровский 1901 A.M. Покровский. Азбука крюкового пения. Объяснение главнейших начертаний древнего русского безлинейного нотописания. М., 1901.
  99. Покровский 1901- А. М. Покровский. Знаменный роспев (большой). Техническое построение роспева на древне-греческих ладах и разбор мелодических строк (лица и фиты). Новгород, 1901.
  100. Поспелова 2004 Р. Л. Поспелова. Западная нотация XI—XIV вв.еков. Основные реформы (на материале трактатов). Автореф. дисс. доктора искусствоведения. М., 2004.
  101. Потемкина 1999-Н.А.Потемкина. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции). Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1999.
  102. Потулов 1872- Н. М. Потулов. Руководство к изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви. М., 1872.
  103. Преображенский 189 В А. В. Преображенский. Словарь русского церковного пения. М., 1896.
  104. Преображенский 1897 А. В. Преображенский. По церковному пению указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей. Екатеринославль, 1897.
  105. Преображенский 1907 А. В. Преображенский. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века. Памятники древней письменности и искусства. СПб, 1907.
  106. Преображенский 92A- А. В. Преображенский. Культовая музыка в России. Вып. II. Л, 1924.
  107. Преп. Иоанн Лествичник 2003 преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2003.
  108. Преп. Никодим Святогорец 2003 преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. Пер. с греч. Святителя Феофана Затворника. М., 2003.
  109. Протопопов 1972- В. В. Протопопов. Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора XVII начала XVIII века. Muzica antique III. Bydgoszcz, 1972.
  110. Протопопов 1987- В. В. Протопопов. История полифонии. Вып. 5: Полифония в русской музыке XVII начала XVIII вв. М., 1987.
  111. Протопопов 2004- В. В. Протопопов. Творения Василия Титова для Всенощного бдения // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 2004.
  112. Разумовский 1863- прот. Д. В. Разумовский. О нотных, безлинейных, рукописях церковного знаменного пения. Исследование. Отт. из Чтений в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863. Вып. 1.
  113. Разумовский 1867- прот. Д. В. Разумовский. Церковное пение в России. Вып. 1−3. М., 1867−1869.
  114. Разумовский 1886- прот. Д. В. Разумовский. Богослужебное пение православной Греко-российской церкви. Теория и практика церковного пения. М., 1886.
  115. Разумовский 1895 прот. Д. В. Разумовский. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки. СПб., 1895.
  116. Разумовский, Одоевский 1960- Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского / Описания под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  117. Преп. Сергий Радонежский 2005 Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 2005.
  118. Рамазанова 2004 Н. В. Рамазанова. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб, 2004.
  119. Рахманова 1990 М. П. Рахманова. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности (Духовная музыка Чайковского)// Советская музыка. М., 1990. Вып. 6.
  120. Рахманова 1994- М. П. Рахманова. Духовная музыка Римского-Корсакова// Музыкальная академия. М., 1994. Вып. 2.
  121. Рахманова, Красилин 1996 М. П. Рахманова, М. М. Красилин (авт.-сост.). Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII — начала XX вв. М., 1996.
  122. Рахманова 2003 М. П. Рахманова. «Истинно древняя христианская церковь не знала гармонии"// Одноголосный обиход Большого Успенского собора Московского Кремля. М., 2003.
  123. Рахманова 2004 М. П. Рахманова. Страстная седмица в духовном творчестве Гречанинова// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 2004.
  124. Рахманова 2005 М. П. Рахманова (ред.-сост.). Князь Владимир Одоевский. Дневник.
  125. Переписка. Материалы: К 200-летию со дня рождения. М., 2005.
  126. Римский-Корсаков 946-H.A. Римский-Корсаков. Основы оркестровки. М., 1946.
  127. Рогов 1973- Музыкальная эстетика России XI- XVII веков/ Сост. А. И. Рогов. М., 1973.
  128. Рожкова 1998- Т. Н. Рожкова. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции (период после 1988 года). Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1998.
  129. Серегина 1975- Н. С. Серегина. Художественный стиль Древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Л., 1975.
  130. Серегина 1996- Н. С. Серегина. Роспевщик Лонгин: (Эскиз творческого портрета)// Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство: Тез. ист.-теорет. конф. СПб, 1996.
  131. Серегина 1994 Я. С. Серегина. Песнопения русским святым. СПб, 1994.
  132. Серегина 1995- Н. С. Серегина. Рукописная книга «Стихирарь месячный» как памятник музыкальной культуры Древней Руси. Автореф. дис. .д-ра искусствоведения. М., 1995.
  133. Серегина 2004- Н. С. Серегина. Музыкальный строй семи небес (Ангельское пение по источникам XII в.) // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2004.
  134. Симон (Азарьин) 1824- Симон (Азарьин). Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевой Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М., 1824.
  135. Скребков 1969- С. С. Скребков. Русская хоровая музыка XVII- начала XVIII века. М., 1969.
  136. Смоленский 1887 С. В. Смоленский. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей» Александра Мезенца. Казань, 1887.
  137. Смоленский 1888- С. В. Смоленский. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Изд. с объясн. и примеч. С. В. Смоленский. Казань, 1888.
  138. Смоленский 1899 С. В. Смоленский. О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение). СПб, 1899.
  139. Смоленский 1907 С. В. Смоленский. О колокольном звоне в России. СПб, 1907.
  140. Способин 1984 -И.В. Способин. Музыкальная форма. М., 1984.
  141. Срезневский 1989а- И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. М., 1989. Т. 2. Ч. 1.
  142. Срезневский 19 896- И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. М., 1989. Т. 3. Ч. 1.
  143. Срезневский 1989в- И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. М., 1989. Т. 3. Ч. 2.
  144. Старостина 2005 Т. А. Старостина. Звукоощущение как сущностная основа русской музыки // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. Том 2.
  145. Старостина, Клишин 2005 Т. А. Старостина, А. Клишин. Звуковая картина русского троестрочия: опыт электронной реконструкции // Музыкальная академия. М., 2005. Вып. 4.
  146. Старостина 2006 Т. А. Старостина. Западноевропейский трактат и русская азбука (к проблеме различия принципов музыкальной композиции)// Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2006. Том 2.
  147. Типикон 1992 Типикон, сиесть Устав. СПб, 1992.
  148. Томашевский 2006- Б. В. Томашевский. Краткий курс поэтики / Вступ. статья, примеч. JI.B. Чернец. Изд 3-е. М., 2006.
  149. Троицкий патерик 2006- Троицкий патерик или сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Сергиев Посад, 2006.
  150. Трубачев 2005 игумен Андроник (Трубачев). Диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.
  151. Трубачев www- игумен Андроник (Трубачев). Диакон Сергий Трубачев/ www.precentor.ru.
  152. Тутомлина 2005 С. Н. Тутомлина. Русские певческие Триоди древнейшей традиции. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 2005.
  153. Тынянов 1924 -Ю.Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка. JL, 1924.
  154. Тюлин 1965 -Ю.Н. Тюлин. Музыкальная форма. М., 1965.
  155. Успенский 1971 а -Н.Д. Успенский. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  156. Успенский 1971 б Н. Д. Успенский. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971.
  157. Успенский 1976- Н. Д. Успенский. Русский хоровой концерт конца XVII- первой половины XVIII веков: хрестоматия. Л., 1976.
  158. Успенский 2004 Н. Д. Успенский. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004.
  159. Флоренский 1993- П. А. Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Публ. игум. Андроника (Трубачева) и М. С. Трубачевой. М., 1993.
  160. Флоренский 2001 П. А. Флоренский. Христианство и культура / Вступ. ст. и примеч. А. С. Филоненко. М., 2001.
  161. Холопов 2004 Ю. Н. Холопов. Обиходные лады и многоголосие // Христианская культура: прошлое и настоящее. М., 2004.
  162. Холопова 1999- В. Н. Холопова. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб, 1999.
  163. Холопова 1983 В. Н. Холопова. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
  164. Цуккерман 1980- В. А. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980.
  165. Цуккерман 1983 В. А. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983.
  166. Черемисина-Ениколопова 1999- Н.В. Черемисина-Ениколопова. Законы и правила русской интонации. М., 1999.
  167. Черкасова 2007 С. А. Черкасова. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю). Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 2007.
  168. Шавохина 1987 Е. Е. Шавохина. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифонии. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. JI, 1987.
  169. Шиндин 2004 Б. А. Шиндин. Жанровая типология древнерусского певческого искусства. Новосибирск, 2004.
  170. Шиндин, Ефимова 1991- Б. А. Шиндин, И. Е. Ефимова. Демественный роспев. Монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991.
  171. Ярцева 1990- Лингвистический энциклопедический словарь под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990.
  172. Raasted 1966 J. Raasted. Intonation formulas and modal signatures in Byzantine musical manuscripts. Kopenhagen, 1966 (MMB, Serie Subsidia- Vol. 7).
  173. Skrebkov -S. Skrebkov. Evolyutsiya stilya v russkoy khorovoy muzike XVII veka. Musika antique Europae orientalis. Bydgoszcz and Torin. 1966.
  174. Swan 1940 -A.J. Swan. The Znamenny Chant of the Russian Church. MQ, xxvi.
  175. Swan 1940 -A.J. Swan. Russian Music and its Sources in Chant and Folk-Song. New York, 1973.
  176. Velimirovic 1960 -M. Velimirovic. Byzantine Elements in Early Slavic Chant. MMB, Subsidia, iv. 1960.
  177. Velimirovic 1972 -M. Velimirovic. Present State of Research in Slavic Chant. AcM, xliv, 1972.1. Нотография
  178. Всенощное бдение 1888- Всенощное бдение (по напеву Киево-Печерской Лавры). Переложение и предисл. Л. Д. Малашкина. М., 1888.
  179. Всенощное бдение 2005 Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для~< монастырских хоров / Сост. Архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад, 2005.
  180. Ирмологий 1899-Ирмологий нотного пения. СПб, 1899.
  181. Ирмологий 1904- Ирмологий нотного пения, содержащий ирмосы всего лета по напеву, употребляемому в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
  182. Ирмологий 1982 Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры. Т. 2. М., 1982.
  183. Ирмологий 1983 Ирмологий. Нотное приложение. Т. 3. М., 1983.
  184. Литургия 2005 диакон С. Трубачев. Песнопения Литургии. Песнопения Литургии: Для хора без сопровождения. М., 2005.
  185. Литургия 2006 Песнопения Божественной Литургии / Сост. архим. Матфей, игум. Никифор. Сергиев Посад, 2006.
  186. Львов 1906- Ирмосы Господским, Богородичным и иным нарочитым праздникам греческого распева / Гарм. А. Львова. СПб, 1906.
  187. Монастырские напевы 2002 Монастырские напевы XVI—XVII вв.еков: Традиции русского церковного пения. Вып. II / Пер. крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 2002.
  188. . г.а иером. Нафанаил. Песнопения Божественной Литургии / Предисл. авт. Ч. 1. М., б.г.
  189. . г.б иером. Нафанаил. Песнопения Всенощного бдения. Ч. 2. М., б.г.
  190. Обиход 2002- Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов. М., 2002 (Репринт 1899).
  191. Обиход 2004- Обиход церковных песнопений: древняго роспева: Соловецкого монастыря: в 3-х частях. М., 2004.
  192. Обиход 2003 Одноголосный обиход Большого Успенского собора Московского Кремля. М., 2003.
  193. Праздники 2004 Праздники нотного пения. М., 2004 (Репринт 1900).
  194. Седмица 2002 Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров. / Сост. архим. Матфей (Мормыль). — Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2002.
  195. Сотница 2002 «Ангельская сотница» Сто херувимских песен. Золотоноша, 2002.
  196. Триодь 1891 Триодь нотного пения Постная и Цветная. М., 1891.
  197. Триодь 2002 Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров. / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад, 2002.
  198. РГБ 1 РГБ, ф. 304 /1, № 458. Ирмолог киевского распева (XVIII в.).
  199. РГБ 2 РГБ, ф. 304 /1, № 459. Ирмолог киевского распева (XVIII в.).
  200. РГБ 3 РГБ, ф. 304 / II, № 245. Сборник писем и других архивных материалов об освящении Гефсиманского скита.
  201. РГБ 4 РГБ, ф. 304 / II, № 246. Сборник повестей, сказаний об иконах Богородицы, описаний монастырей и др.
  202. РГБ 5 РГБ, ф. 304 / II, № 254. А. В. Горский. Историческое описание Сергиевой Лавры.
  203. РГБ 6 РГБ ф. 304 / II № 305. Житие Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры.
  204. РГБ 7 РГБ, ф. 304 / II, № 390. Сборник духовных песнопений учебного характера на линейных нотах.
  205. РГБ 8- РГБ, собр. Разумовского, ф. 379, № 3, конец XVII в. Ключ Тихона Макарьев-ского (двознаменник).
  206. РГБ 9- РГБ, собр. Разумовского, ф. 379, № 2, поел. четв. XVII в. Ключ Тихона Макарьевского (двознаменник).
  207. ГИМ 1 ГИМ, Синодальное певческое собр., № 212. Сборник песнопений (двознаменник).
  208. РГБ 10- РГБ, собр. Разумовского, ф. 379, № 88. Сборник певческий (Обиход, Октоих, Триоди).
  209. РГБ 11 РГБ, собр. Большакова, ф. 37, № 153. Демественник.
  210. Песнопение 1 песнопение «Дом Духа Пресвятаго», из современных рукописных нот.
  211. Песнопение 2 песнопение «От юности восприял еси Христа», из современных рукописных нот.
  212. Устав 1796-Устав церковный. М., 1796.
  213. Нотные приложения Приложение 1
  214. Образцы реконструкции путевого троицкого многоголосия1
  215. Величание Рождества Богородицыверх путьш
Заполнить форму текущей работой