Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональный механизм регулирования развития общественно-значимых услуг: на примере Республики Марий Эл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходит проникновение услуг в различные сферы экономической и социальной жизни, возрастает уровень конвергенции производства овеществленных товаров и услуг, повышается их видовое и страновое разнообразие. Для более четкого определения места и сущности социальных услуг и выделения данных услуг из общего спектра услуг и услуг социальной сферы в работе был проведен детальный анализ услуг как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Место и роль сферы общественных услуг в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации
    • 1. 1. Содержание, структура и принципы формирования социальных услуг на современном этапе развития
    • 1. 2. Возрастание роли общественных услуг в обеспечении устойчивости и динамичности развития субъекта Российской
  • Федерации
  • ГЛАВА 2. Особенности региональной структуры сферы общественных услуг и усиление их социальных функций
    • 2. 1. Процесс формирования и новые тенденции в сфере общественных услуг субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. Общественные услуги в системе образования и здравоохранения как важнейшие социально-значимые факторы формирования человеческого капитала
  • ГЛАВА 3. Совершенствование механизма финансового регулирования и повышение эффективности развития сферы общественных услуг
    • 3. 1. Повышение эффективности сферы общественных услуг в государственном секторе экономики субъекта Российской Федерации
    • 3. 2. Основные направления совершенствования механизма финансового регулирования сферы общественных услуг

Региональный механизм регулирования развития общественно-значимых услуг: на примере Республики Марий Эл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современной российской экономике происходят качественные изменения, связанные с ее включением в мировое экономическое пространство инновационной интеграции, развитием науки, техники и технологий. Указанные процессы усиливают роль человеческого капитала в общественном воспроизводстве, что, в свою очередь, предъявляет особые требования к социальным преобразованиям в обеспечении динамизма общественного производства, здоровью и уровню образования населения.

В современной российской экономике открывается новый качественный этап развития, он связан с подготовкой принятия Концепции стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. По Конституции Российской Федерации страна является социально ориентированным государством. В условиях глобализации большую роль играют международные нормы. Если в прошлом социальная защита была требованием профсоюзов, то сейчас — это задача государства. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики. Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов, сыграть важную роль в повышении макроэкономической сбалансированности и качества бюджетной политики в целом.

Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности служит реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.

Особую значимость избранная тема исследования приобретает в связи с возрастанием роли услуг в валовом региональном продукте, в структуре национальных счетов, со слабым состоянием отечественного рынка социальных услуг, невозможностью для многих граждан в полной мере реализовать конституционное право на укрепление и охрану здоровья, на образование. Действующая модель хозяйственного механизма социальной сферы государства не отвечает современным требованиям и задачам, что обусловливает необходимость ее реформирования.

Под реформированием социальной сферы понимаются изменения направлений деятельности и механизмов предоставления услуг, установленных законом в соответствии с существующим набором полномочий и функций органов исполнительной власти. Отсюда и вытекает понятие общественной услуги — деятельность органов государственной власти, направленная на удовлетворение прав и потребностей населения, результаты которой потребляются в процессе ее осуществления.

Совершенствование механизма хозяйствования в сфере рынка общественных услуг в системе экономических отношений представляет собой новый этап в развитии социально-экономических реформ, усилении социальной защиты населения, формировании гражданского общества, что, безусловно, выдвигает необходимость решения широкого круга проблем, присущих социальной сфере.

Актуальность выбранной темы исследования связана и с тем, что процесс перехода к принципиально новой модели национальной экономики — социально ориентированному государству — обострил проблему экономических отношений на формирующемся рынке общественных услуг.

Степень научной разработанности темы. В экономической литературе большое внимание проблемам услуг в социальной сфере уделяли авторы: Т. Заславская, В. Майер, П. Мстиславский, М. Солодков, Б. Ракитский, Т. Корягина, В. Медведев и др., которые активно участвовали в дискуссиях о сущности услуг как экономической категории. Всесторонне обсуждался вопрос не только о сущности, но и о методах повышения эффективности сферы общественных услуг. В настоящее время изучению сфере общественных услуг в странах с развитой рыночной экономикой придается огромное значение.

Проблемы эффективности функционирования социальной сферы, ее экономического механизма и влияния на социалыю-экономическое развитие общества привлекли внимание представителей экономической науки еще в XVIII веке. Среди экономистов, чьи имена и научные концепции прочно вошли в теорию экономики, следует прежде всего выделить Дж. С. Милля,.

A. Маршалла, А. Лигу, Й. Шумпетера, Д. Гелбрейта, Р. Коуза, М. Фридмана и др.

Современная наука проявляет значительный интерес к проблемам развития сферы услуг, человеческому фактору, функционированию образовательных систем и медицинских услуг.

Большое внимание вопросам модернизации образования в свое время уделяли российские ученые: С. Струмилин, В. Жамин, Г. Егиазарян, Р. Розов,.

B. Андреев, Г. Балыхин, С. Беляков, Ю. Громыко, А. Грязнова, И. Ильинский, В. Лившиц и др. В их работах раскрывается механизм государственного влияния на формирование образовательных структур и повышение их роли в обществе.

Переход к новой модели современной экономики обострил проблему экономических отношений и в сфере предоставления медицинских услуг.

В отличие от зарубежной экономической науки в работах отечественных авторов исследование механизма хозяйствования сферы услуг представлено не столь широко, в основном в' них анализируются лишь вопросы становления и развития рынка в сфере образования и здравоохранения, соотношения платных и бесплатных услуг в данной сфере, финансирования и налогообложения данного сектора экономики.

Наиболее полно и последовательно эти вопросы освещены в работах В. Бойкова, Р. Варданяна, И. Введенской, К. Гулина, Н. Ермаковой, И. Зиборовой, М. Климкина, Д. Комягина, Э. Кулагиной, И. Шеймана и других авторов.

Теоретические исследования становления и развития системы социально-экономических услуг являются одним из важных этапов разработки новой концепции развития социальной сферы в Российской Федерации. Раскрытие сущности, прогнозирование тенденций дальнейшего развития системы предоставления общественных услуг в переходной экономике России и своевременное разрешение присущих ей противоречий становится одним из наиболее актуальных направлений исследования в государственном секторе экономики.

Системы, обеспечивающие развитие человеческого капитала, были серьезно подорваны по мере сокращения финансирования государственным сектором здравоохранения, образования и системы социальной защиты населения, что ухудшило многие социальные показатели. Сочетание высоких затрат (в основном на заработную плату) и плохая адресность социальных программ обусловили неэффективность предоставления общественных услуг.

Перед Республикой Марий Эл, как и перед другими субъектами Российской Федерации в переходном периоде, стоят беспрецедентные проблемы развития экономических основ в социальном секторе. Становление рыночной экономики усиливает необходимость развития социального сектора, адекватной требованиям рыночных отношений и формирование новых структур и институтов. Изменение традиционной системы социального обеспечения объективно вызвано проводимыми реформами и происходящими изменениями в экономических отношениях. Реформирование социальных отношений во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера адаптируется к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении.

Целенаправленное проведение политики, ориентированной на экономический рост при использовании средств и инструментов, которые как можно меньше ограничивали бы экономическую свободу, обеспечивали полную занятость и достижение максимально высокого благосостояния, является целью социально ориентированной рыночной экономики. Она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует прогрессу.

Для экономики, обращенной к человеку, характерна социальная справедливость в' распределении, основанная на сочетании достойного минимума доходов с необходимой его дифференциацией.

Одним из главных и наиболее ценных богатств России являются ее духовные ресурсы. Именно духовная энергия является основой созидания, творчества и конкуренции, которые в конечном итоге определяют основные направления экономического развития и прогресс мировой цивилизации. Место страны в современном мире сегодня определяется, прежде всего, качеством человеческого капитала, состоянием образования, степенью и эффективностью использования достижений науки и техники.

Необходимость изучения влияния качества образования на экономический потенциал страны вызвана изменениями, которые произошли в России по мере становления цивилизованной рыночной экономики и укрепления своих позиций на мировой арене.

Главным гарантом успешного социально-экономического развития на современном этапе выступает образовательный, интеллектуальный потенциал и его роль возрастает по мере продвижения к будущему гражданскому информационному обществу.

Важным критерием образования становится его качество, так как только качественное образование может дать России высококвалифицированных специалистов, способных повысить конкурентоспособность нашей страны.

Фундаментальная идея, на основе которой развиваются современные теории образования, — это теория «человеческого капитала», разработанная в трудах экономистов, исследовавших воздействие человека на экономику. В прошлом столетии и, особенно во второй его половине, теория «человеческого капитала» нашла своих сторонников в лице М. Блауга, Г. Беккера, У. Боуэна, В. Вейсборда, Ф. Махлупа, Д. Бока, М. Веста, М. Либермана, Д. Норта, Г. Сормана, Л. Хайека, Т. Шульца. Все они высоко оценивали роль человеческого фактора, образования, экономического механизма развития сферы образования, рынка образовательных услуг.

Актуальность выбранной темы связана еще и с тем, что процесс перехода к принципиально новой модели национальной экономикисоциально-ориентированному государству — обострил проблему экономических отношений и в сфере предоставления медицинских услуг.

В частности, различные направления функционирования здравоохранения отражены в трудах ведущих западных учёных: М. Бурсталла, Б. Джонсона, К. Дональдсона, М. Драммонда, Г. Каратзаса, Дж. Кенаги, К. Корбеджа, Дж. Корнай, Дж. Лайтнера, Т. Миллера, К. Родригеса, М. Фридмана, Ф. Шеклея и других.

Предметом их исследования явились развитие рыночных отношений в сфере общественных услуг, особенности формирования спроса, предложения, ценообразования на социальные услугиразвитие предпринимательской деятельности в сфере образования и здравоохранения, анализ источников финансирования социальной сферы и др.

Однако заметим, что среди зарубежных учёных нет единства в понимании принципов функционирования образования и здравоохранения в современном обществе.

В отличие от зарубежной экономической науки в работах отечественных авторов исследование механизма хозяйствования сферы медицинских услуг представлено не столь широко и в основном в них анализируются лишь вопросы становления и развития сферы образования и здравоохранения, соотношения платных и бесплатных услуг. Что касается различия аспектов управления данной сферой на макроуровне, то в последние годы в условиях переходного периода исследованием данной проблемы занимаются такие видные ученые Российской Федерации, как М. Н. Колосов, Е. В. Егоров, Е. В. Пономаренко, И. В. Подпорина и др.

И так, изучение отечественной экономической литературы нацеливает к выводу о том, что многие вопросы, касающиеся механизма хозяйствования в бюджетной сфере, сфере образовательных и медицинских услуг, применительно к региональным условиям, остаются недостаточно изученными. Следовательно, возникает необходимость в исследовании сферы общественных услуг с учётом особенностей производства и потребления вышеуказанных услуг на уровне отдельных регионов Российской Федерации.

Актуальность обозначенной проблемы и отсутствие фундаментального исследования, дающего целостное представление о развитии социальной сферы в экономике Республики Марий Эл на основе системного анализа предоставления общественных услуг как на уровне Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов, в частности, обусловили выбор темы исследования.

Цели и задачи исследования. На основе изучения теоретического материала и обобщения практического опыта в условиях развивающейся рыночной экономики целью исследования является разработка регионального механизма регулирования развития общественных услуг в государственном секторе экономики.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

• определить место, роль и тенденции развития общественных услуг в социальной сфере с учетом особенностей их формирования;

• внести дополнения в классификацию общественных услуг с учетом современного развития государственного сектора экономики;

• выявить особенности региональной структуры сферы общественных услуг и на этой основе разработать более подробный перечень общественных услуг;

• обосновать необходимость и предложить систему измеримых характеристик качества общественных услуг;

• обосновать потребности и предложить механизм финансового регулирования развития общественных услуг региона;

• разработать методику упорядочения и систематизации процедуры оценки оказываемых услуг в регионе на современном этапе развития;

• разработать механизм контроля и оценки эффективности оказания общественных услуг.

В решение указанных задач особое значение отводится эффективности общественных услуг, увязанных с установленными пороговыми значениями индикаторов, так как в условиях переходного периода они играют важнейшую роль в формировании рыночных отношений в экономике республики.

Предмет исследования — экономические отношения, отражающие процесс развития сферы общественных услуг в условиях современного этапа рыночных отношений в субъекте Российской Федерации.

Объектом исследования послужили региональные общественные услуги государственного сектора экономики Республики Марий Эл.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической базой исследования стали работы ведущих представителей основных школ экономической науки, отечественных и зарубежных ученых по основам развития социальной сферы, теории общественных благ, социально значимых услуг. Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были применены диалектический метод познания, системный и исторические подходы, различные приемы статистико-экономического, расчетно-математического и других методов исследований. Источником информации послужили данные Государственного комитета по статистике при Правительстве Российской Федерации и Республики Марий Эл, исследования международных организаций (ООН, ЕЭС, ВЭФ, Всемирного Банка), результаты конкретного изучения работы отраслей социальной сферы Республики Марий Эл.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании необходимых экономических условий для развития сферы общественно-значимых услуг государственного сектора экономики субъекта Российской Федерации. К основным результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:

• Определены место, роль и тенденции развития общественных услуг в социальной сфере субъекта Российской Федерации с учетом особенностей их формирования и развития. Это обусловлено особенностью трансформационной экономики и возрастанием в этой связи роли общественных услуг, что потребовало систематизации услуг в целях их дальнейшего совершенствования в новых условиях.

• Внесено дополнение в классификацию общественных услуг с учетом современного этапа развития государственного сектора экономики.

• Выявлены особенности региональной структуры сферы общественных услуг и на их основе разработан дополнительный перечень общественных услуг.

• Обоснована необходимость и разработана система измеримых характеристик качества общественных услуг. Их применение позволит контролировать социальную сферу и повысить ответственность работников за выполнение конкретной услуги.

• Упорядочены и систематизированы потребности населения в услугах образования и здравоохранения на примере Республики Марий Эл с учетом качественной оценки, что позволит приблизить к реальности прогноз социально-экономического развития региона и проект республиканского бюджета на очередной финансовый год.

• Предложен механизм регулирования развития сферы общественных услуг. Конкретизированы виды конкурентных структур в условиях рыночных отношений с учетом складывающегося спроса и предложения на них, что существенно повышает их потребительские характеристики.

• Разработан и рекомендован для практического применения механизм контроля за эффективностью оказания общественных услуг и результативностью расходов, который позволит более целесообразно планировать и расходовать средства республиканского бюджета субъекта Российской Федерации на эти цели.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по развитию социальной сферы в условиях рыночной экономики, которые прошли экспериментальную проверку в ряде отраслей социальной сферы и были использованы в процессе осуществления экономических преобразований, в формировании информационной базы, помогающей разрабатывать способы оптимизации государственных расходов субъекта Российской Федерации. Предложенные направления совершенствования социально — экономических отношений в сфере услуг могут составить основу принятия решений по дальнейшему развитию рыночных отношений. Результаты исследования могут быть использованы ВУЗах, так как содержит упорядоченные сведения по вопросам рассматриваемой проблематики. В учебном процессе данные исследования могут изучаться в рамках спецкурсов, спецсеминаров, в разделах учебных курсов по региональной экономике, освещающ их особенности социально-экономического развития, вопросы изменения и совершенствования бюджетного процесса.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» в ГОУ ВПО «Марийском государственном университете».

Апробация работы. Автором опубликовано по теме исследования 10 работ, в которых изложены состояние и проблемы организации регулирования развития общественных услуг и даны практические рекомендации по их реформированию в сфере образования и здравоохранения.

Результаты исследования сообщались на научно — практических конференциях преподавателей и аспирантов Марийского государственного университета в 2003;2007 годахна XIV Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых Тульского государственного университетана Всероссийских научнопрактических конференциях Пензенского государственного университета межотраслевого научноинформационного центра, в периодическом научно-практических журналах: «Вестник — 2006», спецвыпуск к 55-летию ИжГТУ и 75-летию УдГУ и «Известия Уральского государственного экономического университета».

Теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в работе, обсуждены и получили одобрение в Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, использовались при составлении проекта бюджета республики.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 4-х приложений, 19 таблиц и 10 рисунков. Диссертация содержит 171 страницу текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе проведен детальный анализ особенностей и тенденций рыночной экономики и выявлены ключевые моменты, присущие постиндустриальному этапу развития общества на современном этапе. В ряду новых тенденций были выделены следующие:

1. Степень социальной поддержки населения, относящая в первую очередь к бесплатному или льготному предоставлению социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него;

2. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу — степени вмешательства государства в социальную сферу — претерпевает циклические перемены только в зависимости от экономических возможностей государства, но и в соответствии с реакцией общества на изменения в политике, затрагивающие его интересы;

3. Изучение экономических отношений в производстве общественных благ показало, что они детерминированы многоаспектными экономическими интересами, основанием которых являются взаимозависимые потребности отдельного индивида и социальных объединений, отражающие взаимосвязь части и целого. Производство общественных благ осуществляется в особой институциональной среде, которая определяется взаимоотношениями институтов власти с институтами гражданского общества. Свобода общественного выбора в связи с этим ограничена механизмом производства и распределения общественных благ, определяемым институциональной средой, что обусловливает возникновение трансакционных издержек;

4. Переход к рыночной экономике определил существенные изменения в экономических отношениях по производству общественных благ. Модель преобразования и развития данных отношений сохранила общедоступность базовых социальных общественных благ: здравоохранения и образования, что выражало общественную волю, и это во многом ускорило адаптацию в России новых экономических механизмов в производстве общественных благ;

5. Поскольку в переходной экономике параллельно развиваются рыночные и нерыночные отношения по производству общественных благ, не ущемляя интересы наименее обеспеченных слоев населения, реагируя на специфический спрос наиболее обеспеченных слоев населения, то в соответствии с конкретными условиями целесообразно сочетать государственное финансирование и частное производство общественных благ на основе контрактациирасширять дополнительные платные услуги в общественном секторе.

Происходит проникновение услуг в различные сферы экономической и социальной жизни, возрастает уровень конвергенции производства овеществленных товаров и услуг, повышается их видовое и страновое разнообразие. Для более четкого определения места и сущности социальных услуг и выделения данных услуг из общего спектра услуг и услуг социальной сферы в работе был проведен детальный анализ услуг как экономической категории, определены границы и функции социальной сферы, подробно рассмотрены существующие точки зрения, присутствующие в данной области, и предложен авторский подход к рассмотрению сферы услуг, социальной сферы, сферы социальных услуг как объекту теоретического изучения и управленческого воздействия. С нашей точки зрения, можно выделить три основных подхода к услуге, используемые в современных исследованиях. Во-первых, услуга рассматривается как процесс, деятельность по удовлетворению определенной потребности. Во-вторых, услуга определяется как результат, который появляется на стадии конечного потребления и обусловлен определенной потребностью индивида. В-третьих, услуга понимается как сочетание деятельности и результата этой деятельности. Деятельность в данном контексте является неотъемлемой частью услуги, а результат предполагает получение определенной выгоды или изменение объекта, на который направлена деятельность.

В работе систематизированы подходы к выявлению сути услуги и предложена наиболее приемлемая, с нашей точки зрения, трактовка услуги для целей управления. В рамках данной трактовки услуга как экономическая категория рассматривается через взаимосвязь деятельности и ее результата, нацеленных на удовлетворение потребности индивида. Услуга как товар представляет собой хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей заказчиков — физических и/или юридических лиц, путем предоставления им духовных, социальных, материальных благ или создания условий для потребления этих благ.

Основными направлениями оптимизации производства и распределения общественных благ являются финансовые, институциональные и структурные преобразования, с помощью которых регулируется эффективность через такие инструменты, как нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты, управленческо — административные инструменты, мониторинг, прогнозирование и планирование, неформальные инструменты.

Рост образовательного и культурного уровня работающих выступает сегодня необходимой предпосылкой лучшей их адаптации к динамично меняющимся условиям труда. Систематическое обновление науки и техники требует соответствующих знаний и психологической готовности к принятию решений и действиям в нестандартных ситуациях, творческого, инициативного подхода к делу, умения взять на себя ответственность за принимаемые в сложных ситуациях решение.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

6. Анализ функционирования организаций здравоохранения показывает, что эффективность их деятельности зависит от отношений собственности, возникающих в связи с созданием благ, имеющих своей целью охрану и укрепление здоровья. Мировой опыт свидетельствует, что в современной экономике здравоохранение наиболее эффективно функционирует при наличии разнообразных форм собственности: государственная, частная, иностранная, смешанная, совместная. Такое многообразие позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной формы собственности и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия. Неотъемлемым элементом хозяйственного механизма здравоохранения являются рыночные отношения. На основе изучения зарубежного опыта трансформации развитых систем предоставления социальных услуг можно сделать вывод о необходимости сохранения и усложнения основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Особое внимание должно быть уделено адекватному правовому обеспечению деятельности всех экономических субъектов, участвующих в предоставлении общественных услуг, упорядочению действующих норм при либерализации предложения социальных услуг, допуску к их предоставлению широкого круга экономических субъектов. Приоритетным направлениям должно стать широкое использование косвенных механизмов экономического регулирования при предоставлении общественных услуг для снижения негативных последствий перераспределения доходов. При реализации этих мер необходимо учитывать интересы различных групп работников, их дифференциацию, создавать условия для развития всех видов социальных услуг.

7. Основные требования к формулировке общественной услуги — это возможность количественной оценки потребности в данной услуге, определения параметров качества услуги, конечного результата и ответственного за достижение этого результата с заданными параметрами качества.

Важным моментом в организации системы мониторинга качества услуг является информированность населения о принятых стандартах, возможности потребителей услуг дать свою оценку и увидеть влияние, которое оказывает итоговая оценка.

Качество и объемные показатели производства общественных услуг во многом определяются теми стандартами, которые закладываются в систему договорных отношений между государственными органами и конкретными производителями услуг вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности. Между тем проблема стандартизации социальных услуг не является такой легкоразрешимой, как хотелось бы всем участвующим в процессе их производства и потребления субъектам. Исследование существующей ситуации позволило автору предложить систему критериев, которым должны удовлетворять стандарты качества социальной услуги. По нашему мнению, стандарты должны: быть четко взаимоувязанными с конкретной социальной услугой (стандарты качества для услуг в разных областях социальной сферы будут различаться в той части, в которой различаются сами бюджетные услуги учреждений этих отраслей) — содержать показатели результативности (ожидаемый результат) предоставления услуги (полнота удовлетворения, степень выполнения, быстрота достижения результата и др.) — описывать целевые значения выполнения социальной услуги на определенный периодвключать перечень обязательных и дополнительных условий, необходимых для оказания услугисодержать количественные и качественные показатели, характеризующие динамику изменений социальной среды и условий жизни отдельного индивида от предоставления услуги. В целом приведенный подход вносит вклад в развитие практических и отчасти теоретических положений стандартизации общественных услуг и ориентируется на расширение использования норм и нормативов в этой области.

8. Актуальность проблем государственного регулирования экономики России в целом обусловливается тем, что в переходный период рыночный механизм полностью не срабатывает. Кроме того, рыночные механизмы в отраслях социальной сферы, и особенно в сфере социальных услуг, распространяются относительно медленно, поскольку, с одной стороны, социальная сфера традиционно является областью ответственности государства, с другой — имен, но в этих отраслях высоки патерналистские ожидания населения. При рассмотрении вопросов регулирования сферы социальных услуг следует, с нашей точки зрения, отметить следующие два момента, определяющие особенности и направления вмешательства в данную сферу со стороны государства. Во-первых, сфера социальных услуг является полем деятельности организаций и предприятий разных форм собственности. Многосекторальность субъектов экономической деятельности обусловливает необходимость применения дифференцированных методов воздействия, учитывающих специфику всех участников. Во-вторых, сфера общественных услуг практически во всех странах с любыми моделями социальной политики является прямо или косвенно объектом государственного вмешательства (в данном контексте речь идет об адресной трактовке общественных услуг) и, что еще более важно, — объектом государственных гарантий в том или ином объеме. 9. Учет многосекторальности производителей и важность обеспечения населения нормативно гарантированным объемом общественных услуг позволили нам сформулировать основные положения, в рамках которых может быть построена система их государственного регулирования: по своему содержанию регулирование сферы общественных услуг должно представлять собой систему мер по активизации участия всех субъектов социальной политики в производстве данных услугдолжна проводиться дальнейшая работа по нормативно-правовому обеспечению деятельности всех участников сферы общественных услуг, гармонизация федерального и регионального законодательства, определяющего компетенцию разных уровней властиследует использовать практику применения не только административных, но и рыночных механизмов регулирования участия разных субъектов экономической деятельности в производстве общественных услугтребуется разработка инновационных подходов к регулированию сферы общественных услуг, включающих учет мнения населения при формировании государственных программ. Таким образом, в работе проведен системный анализ особенностей общественной услуги как исследовательской категории и определено ее место в рыночной экономикевыявлены основные составляющие регулирования сферы общественных услуг.

Приоритет должен быть отдан разработке методологической базы для анализа, рассматриваемых проблем. В качестве самостоятельного объекта изучения должна быть выделена проблема институциональных трансформаций в системе предоставления услуг, их влияние на эффективность функционирования системы в целом. Комплексный анализ проблем трансформации в социальной сфере и их последствий предоставляет необходимую информацию о выборе возможных направлений развития системы предоставления услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Акалис, 1996. — 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2006. — N 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г., № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 32. — Ст.3338.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части I и II). — М.: ТД ЭЛИТ-2000, 2002. 408 с.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 3. -С.5.
  6. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации/ Министерство регионального развития Российской Федерации. М.2006.
  7. Нормативные базы данных на сайтах государственных органов власти Российской Федерации //www rg.ru/official/spravka/other-dok, sht m.
  8. Методика и результаты расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2005 год. М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2004 г. //http: // www.minfin.ru.
  9. Программа социально-экономического развития регионов Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы). // http: // www.ekonomy.gov.ru.
  10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2004.
  11. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 165 (ред. от 27.05.2004) «Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» // Российская газета. 2004. — № 75. — 10 апр.
  12. Закон Республики Марий Эл от 9 апреля 2001 года № 9−3 «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл // Собрание законодательства Республики Марий Эл. — 2001. — № 5.-С. 7−12.
  13. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 года № 285 «О программе реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2003. — № 9. — С. 23−45.
  14. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 июня 2005 года № 164 «О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2005.-№ 7.-С. 17−34.
  15. Программа экономических преобразований Республики Марий Эл на 2005−2007 годы // Собрание законодательства Республики Марий Эл. -2006.-№ 11.-С. 45−67.
  16. Н.А. Формирование государственного сектора экономики / Н. А. Абдуллаев // Проблемы практики и управления. 2003. — № 5. — С. 2227.
  17. A.M. Угрожает ли России новая реформа образования? / А. М Абрамов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 3. -С. 63−64.
  18. Э.М. Структурные изменения в экономике Российской Федерации за последнее время / Э. М. Агабабьян, М. С. Зверева, А. В. Дурнер // X Международные Плехановские чтения: тез. докл. М., 1997. — 167 с.
  19. А.Ю. Формирование системы управления образовательным комплексом регионального классического университета: автореф. дис. канд. экон. наук / А.Ю. Александров- ЧТУ. Чебоксары, 2004.-21 с.
  20. Ш. М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ш. М. Алиев- Рос. эконом, акад. им. Г. В. Плеханова. -М., 2003. 22 с.
  21. С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С. А. Анисимов, В. А. Максимов // Финансы. 2005. — № 1.
  22. И. Стратегическое управление: сокр. пер. с анг. / И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  23. Г. Н. Формы и методы регулирования развития сферы услуг региона : дис.. канд. экон. наук, 08.00.05 / Г. Н. Баранова. СПб., 2004. -190 с.
  24. Е. Воздействие организаций «третьего сектора» на становление либеральной модели социальной политики в России / Е. Белокурова // Мировая экономика и международные отношения. — 1998. № 10. -С.42−50.
  25. В.И. Уровень и качество жизни россиян на рубеже веков /
  26. B.И. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5.1. C. 7−51.
  27. В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов / В. И. Бовыкин. М.: Экономика, 1997. — 366 с.
  28. Н.М. Формирование и развитие региональных рынков услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Н. М. Бородачев. СПб., 2007. — 173 с.
  29. .И. Экономика здоровья населения / Б. И. Бояринцев, А. А. Гладышев. -М.: Экон. фак., ТЕИС, 2001.- 102с.
  30. Е.А. Государственное регулирование сферы профессиональных образовательных услуг : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Буланова- С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. СПб., 2006 — 18 с.
  31. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А. Вифлеемский // Вопросы экономики. -2002.-№ 2.-С. 115−121.
  32. Н. Спецификация управления собственности государственных предприятий / Н. Волостнов // Общественные науки и современность. 2003. — № 5. — С. 23−32.
  33. М.В. Образовательная услуга: проблемы качества / М. В. Волынкина // Высшее образование сегодня. 2004. — № 12. — С. 24−26.
  34. Е.В. Регулирование потребления платных услуг в регионе: на примере Самарской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Воронцова. Самара, 2004. — 191 с. -Библиогр.: с.151−162.
  35. Всемирная история. Т. З: Экономические мысли. — М.: Высш. шк., 1987.-90 с.
  36. Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин // Общество и экономика. 2000. — № 9−10. -С. 30−69.
  37. Л. Образование в России: документы и размышления / Л. Гребнев // Высшее образование в России. 2005. — № 1. — С. 24−25.
  38. Л.М., Урожаева, Ю.В. Региональные особенности экономического подъема Российской Федерации в 1999—2003 годы /www.iet.ru.
  39. В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения / В. И. Гришин // Финансы. — 2005. — № 4.
  40. Дж. К. Экономические теории общества: пер. с англ. / Дж.К. Гэлбрейт. -М.: Akademia, 1976.- 406с.
  41. Р. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Р. Дорнбуш, С. Фишер, И. Шмалензи // Экономикс. М.: Инфра-М, 1997.-783с.
  42. С. Неэффективность управления государственной собственностью (на примере крупных предприятий) // Вопросы экономики. — 2004.-№ 9.-С. 44−53.
  43. Г. П. Новый учебник по политэкономии / Г. П. Журавлева, Т. В. Соболев // Экономические науки. 1998. — № 12. — С. 4.
  44. А. А. Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. А. Зенина. Саратов, 2005. — 162 с.
  45. Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. М.: Едиториал УРСС, 2003.-259 с.
  46. И. Э. А. Формирование механизма регулирования рынка лечебно-оздоровительных услуг: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Эдуард Анатольевич И- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2003 — 17 с.
  47. А.Н. Человеческий капитал в современной экономике / А. Н. Исаенко // США: история, политика, идеология. 2002. — № 2. -С. 110−127.
  48. А.Н. Человеческий капитал определяющий фактор экономического роста / А. Н. Исаенко // Человек и труд. — 2002. — № 3. -С. 83−87.
  49. А.Н. Значимые закономерности экономического развития Электронный ресурс. // Вестник Финансовой Академии. 2001. -№ 1. — Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/l (l7)200l/2.html свободный.
  50. А. Размеры государства и экономический рост / А. Илларионов, Н. Пивоварова // Вопросы экономики. 2002. — № 9. -С. 18−45.
  51. П.И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей //Вопросы экономики. 2002. — № 5. — С. 103−125.
  52. Э.Ю. Приоритеты политики США в области образования / Э. Ю. Каверина // Общество и экономика. 2002. — № 5. — С. 90−103.
  53. П.И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей / П. И. Кадочников // Вопросы экономики. — 2002. № 5. — С. 103−125.
  54. С.В. Государственная собственность и отношение к ней в современной России / С. В. Казанцев // ЭКО. 2000. — № 5. — С. 80−91.5
  55. В.П. Право собственности: пределы и ограничения /
  56. B.П. Камышанский. М.: ЮНИТИ, 2000. — 303 с.
  57. Р. Влияние характеристик собственности на результаты экономической деятельности промышленных предприятий / Р. Капелюшников, Н. Демина // Вопросы экономики. 2005. — № 2.1. C. 53- 68.
  58. Р.И. «Где начало того конца?.» (к вопросу об окончании переходного периода в России) / Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики.-2001. -№ 1.-С. 138−156.
  59. Э. Эффективное фермерское хозяйствование / Э. Касл, М. Беккер, А. Нельсон. М.: Агропромиздат, 1991. -345 с.
  60. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ М. Кастельс- пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.
  61. О.Г. Регулирование развития рынка бытовых услуг в муниципальном образовании: на примере Московской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Г. Копылов. М., 2005. — 200 с. — Библиогр.: с. 180 191.
  62. Е.В. Государственное регулирование развития сферы жилищно-коммунальных услуг в крупном городе : автореф дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В Коротаев- С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. -СПб., 2007.- 17 с.
  63. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. -734 с.
  64. В.В. Стратегия развития сферы услуг / В. В. Котилко, И. И. Санин. М.: Сатурн, 2003. — 248 с.
  65. В.В. Региональная экономика России /В.В. Кристанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 581 с.
  66. В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению / В. Ф. Кузин // Здравоохранение. -2000.-№ 4.-С. 36−43.
  67. Т.А. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Марий Эл: стат. сб. Маристат. / Т. А. Кузнецова, P.M. Григорьева, Н. Г Новосёлова. Йошкар-Ола, 2005. — 188 с.
  68. А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг / А. Кузьмина // Вопросы экономики. 2007. — № 1. — С. 144−146.
  69. В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования / В. Куликов // Российский экономический журнал. 2000. -№ 1. — С. 3−12.
  70. В.В. Основные направления реформы здравоохранения: материалы и лекции / В. В. Кучеренко. М.: ТЕИС, 2000. — 25 с.
  71. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь / X. Ламперт. -М.: Дело, 1993.-25 с.
  72. К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — С. 75.
  73. У. Свободный город /У. Липман. М.: Мысль, 1995. -346 с.
  74. М. Рыночная трансформация системы образования в России / М. Лукашенко // Общество и экономика. 2002. — № 1. — С. 146−158.
  75. О. Системный подход к оценке качества образования / О. Марухина, О. Берестнева // Стандарты и качество. 2002. — № 4. -С. 35−36.
  76. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е. М. Малбурд. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2000.-368 с.
  77. К. Теории прибавочной стоимости / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. М.: Политиздат, 1990. — Т. 26, 4.1. — С. 149.
  78. К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1983. — 15 с.
  79. К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. М.: Политиздат, 1978. — Т.2, кн.2. — 650 с.
  80. А. Принципы экономической науки. T. I / А. Маршалл. -М.: Прогресс, 1993. С. 7−8.
  81. А. Принципы экономической науки: в 3-х т.: пер. с англ. -М.: Прогресс, 1995. Т.1. — 540 с.
  82. С.Г. Задачи развития системы социальных услуг в переходной экономике России / С. Г. Медянцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Шабашева. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. Вып. 2. — С. 261−262.
  83. К. Территоря будущего ./ К. Менгер // Основы политэкономии. М.: Политиздат, 1992. — 495 с.
  84. Методические материалы по реформированию и оздоровлению муниципальных финансов / Под ред. А. А. Климова, С. И. Лысовой. -Тольятти, 32 003. 124 с.
  85. Д.В. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: Кн.1: Трансформация постсоциалистического общества / Д. В. Минульский А.В. Сидорович. М.: Экономика. — Т.1. — 757 с.
  86. Н.В. Социально-экономическое развитие России / Н. В. Мирохин // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С. 29−34.
  87. В. Д. Уровень и качество жизни в социально-ориентированной рыночной экономике. (Показатели, индикаторы, критерии) / В. Д. Митрофанов. М.: МПГУ, 2008. — 90 с.
  88. А.Е. Общественные блага в системе экономических интересов: автореф. дис. канд. экон. наук / А.Е. Морозов- Сам.ГУ. -Самара, 2002. 25 с.
  89. Мониторинг качества управления субнациональными общественными финансами / Под ред. Е. Е. Ваксовой. М.: ЛЕНАНД, 2005. -112 с.
  90. Н. Финансирование социальной сферы / Н. Му-хаметдинова // Экономист. 2002. — № 2. — С. 3−10.
  91. Н.Г. Принципы Экономикс / Н. Г. Мэнкью. 2-е изд., сокр. — СПб.: Питер, 2000. — 554с.
  92. P.P. Формирование рынка лечебно-оздоровительных услуг в России: перспективы развития и методы регулирования: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Нарушевич Роман Романович — С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. СПб., 2004. — 18 с.
  93. Нельсон Р. О сложностях и ограничениях рыночной организации / P.O. Нельсон // Проблемы новой политической экономии. 2001. — № 2. -С. 47.
  94. Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпы экономического роста / Р. Нигматуллин // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 125−131.
  95. И.П. Развитой социализм / И. П. Николаева. М.: Экономика, 1984. — 103 с.
  96. Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис / Н. Е. Николайчук. СПб.: Питер, 2005. — С. 10−17.
  97. З.Т. Экономическая теория / З. Т. Новикова. М.: Академический проект, 2005. — 383 с.
  98. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: АЗЪ, 1994. 796 с.
  99. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп./ М. Олсон. М.:ФЭИ, 1995. — 95 с.
  100. Опыт и перспективы реализации Программ реформировании региональных финансов: Материалы Всероссийского совещания (Чебоксары, 6−8 февраля 2003г). Чебоксары: РГУП «ИПК «Чувашия», 2003 — 248 с.
  101. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации //Высш. образование сегодня. -2005. — № 1. С. 4−11.
  102. Г. Социальная сфера: методология анализа и управления / Г. Осадчая // Общество и экономика. 2000. — № 9−10. — С.8−29.
  103. А. Экономическая теория благосостояния./ А. Пигу. М.: Прогресс, 1985. — Т.2. — 454 с.
  104. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 165 (ред. от 27.05.2004) «Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» // Российская газета. 2004. — № 75. — 10 апр.
  105. Н. Частная ли собственность в России? Вероятные сценарии развития бизнеса) / Н. Понадюк // Вопросы экономики. — 2006. -№ 1.с. 144−156.
  106. Т.Н. Региональный рынок социально значимых услуг: формирование и регулирование: монография / Т. Н. Полякова, Ю.В. Вертакова- М-во образования и науки Рос. Федерации, Кур. гос. техн. ун-т. Курск, 2005. — 149 с
  107. Т.Н. Регулирование регионального рынка социально значимых услуг: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.Н. Полякова- Воронеж, гос. техн. ун-т. — Воронеж, 2004 20 с.
  108. Правовое обеспечение реформы федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред.
  109. A.С. Карасевой. М.: ЛЕНАНД, 2005. — 112 с.
  110. Практика внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах Российской Федерации / Под ред. М. А. Клишиной. -М.: ЛЕНАНД. 2005. 128 с.
  111. Проблемы и противоречия воспроизводства в России в контексте мирового экономического развития. Теория. Сопоставления. Поиски / Под ред. В. Н. Черковца М.: Эконом. факультет МГУ, ТЕИС, 2004. — 459 с.
  112. С. О приоритетах социальной политики / С. Пронин,
  113. B. Люблинский, Р. Цвылев // Общество и экономика. — 2000. — № 8. С. 27−36.
  114. Развитие отраслей социальной сферы в переходной экономике / отв. ред. Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова.- М.: Экономический фак. МГУ, ТЕИС, 2001.-276 с.
  115. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта / Сер. «Проект «Финансовое планирование». СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003. — 104 с.
  116. Ю.В. Развитие добросоветской конкуренции на региональном рынке услуг по профессиональной уборке помещений : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.Н. Рябичев- Ин-т регион, эконом, исслед. -М., 2007. 26 с.
  117. Республика Марий-Эл: стат. ежегодник / территориальный орган Федеральной службы гос. стат. по РМЭ. Йошкар-Ола, 2006. — 341 с.
  118. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2004. — 725 с.
  119. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2006. — 819 с.
  120. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. -М.: 2007. 826 с.
  121. Ф. Условия жизни в России. // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 59−69.
  122. С. Сравнительная экономика стран мира: культура, богатство и власть в XXI веке: пер. с англ. / С. Роулзфилд. М.: РОССНЭН, 2004.-431с.
  123. В.М. Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер и др. М.: Экономика, 1990. — 334с.
  124. Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. 2001. — .№ 4. — С. 32−39.
  125. П. Экономикс / П. Самуэльсон, Д. Вильям. М.: Изд-во БИНОМ, 1997. — 800 с.
  126. П. Экономика / П. Самуэльсон. М.: НПО"Алгон» ВНИИСИ, 1992. — Т. 1. — 158 с.
  127. С. Рост экономики, от которого Россия только проиграла// Финансист. -2001. -№ 1. С. 4−5.
  128. А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Соцэкгиз, 1962. — 651 с.
  129. Т.П. Стратегия продвижения электронных образовательных услуг на региональный рынок: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. П. Серебровская. М., 2007. — 165 с.
  130. П.М. Концептуальные основы функционирования и регулирования социальной сферы региона: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 / П. М. Сотнич — С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2002. — 25 с.
  131. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, JI.III. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М., 2003. — 480 с.
  132. А.А. Межбюджетные отношения и их реформирование на региональном уровне: автореф. дис. канд. экон. наук / А.А. Соколова- Сев.-Кавказ. ГТУ. Ставрополь, 2005. — 26с.
  133. Н.П. Развитие рынка услуг в условиях становления постиндустриальной экономики: автореф. дис. канд. экон. наук / Н.П. Стадник- Сар.ГЭУ. Саратов, 2002. — 19с.
  134. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2004: стат.сб. -М.: Статистика России, 2005. 250 с.
  135. США. Сфера услуг / Под ред. Е. А Громова М.: Маркетинг, 1971.412с.
  136. Трансформация экономики России / А. В. Бузгалин идр.- Под ред.А. В. Бузгалина. М.: Финансы и статистика, 2006. — 616 с.
  137. В. Эволюция системы социальной поддержки населения / В. Трубин // Общество и экономика. 2000. — № 9−10. — С. 30−69.
  138. Управление международным обменом товаров, услуг, капитала / Под общ. ред. Э. Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004. -С. 155−162.
  139. А. Сопоставление эффективности государственных и негосударственных секторов: статистичекий подход // Вопросы экономики. -2005.-№ 9.-С. 65−75.
  140. И.Г. Экономическая наука и неоклассицизм / И.Г. Халсманн- пер. с англ. А. А Курышевой // Квартальный журн. австрийской школы экономической науки. — 1999. — 4.2, № 4. — С.3−20.
  141. С. Секреты шведского социализма / С. Хирдман // АИФ. -2000.-№ 6.-С. 12.
  142. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002. — 49 с.
  143. В.В. Система экономических отношений в сфере образования / В. В. Чекмарев // Кострома: Изд-во Костромского гос. пед. ун-та им. Н. А. Некрасова, 1998. 30 с.
  144. Человеческий потенциал современной России: сборник / Под. ред. Г. Х. Шлигарова, И. Е. Задорожнюка. М.: Изд-во СГУ, 2005. — 264 с.
  145. А. Ведомственная социальная инфраструктура в России в период экономических реформ / А. Чирикова // Общество и экономика. -2000.-№ 3−4.-С. 263−286.
  146. В.В. Регулирование рынка санаторно-курортных услуг : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. В. Широких. СПб., 2005. — 173 с.
  147. А. Эволюция социальной политики: тенденции и перспективы. / А. Шаронов // Общество и экономика. 2000. — № 7. — С. 39−105.
  148. А.В. Конкуренция на региональных рынках профессионально-образовательных услуг : на материалах Рост. обл. / А. В. Щербина — науч. ред. А.Г. Дружинин- Ростов, гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — Библиогр.: с. 116−121.
  149. Е.И. Методологические основы прямого маректинга: монография / Е. И. Шереметьева. М.: Кнорус, 2005. — 125 с.
  150. С. Проблемные узлы системы финансирования здравоохранения / С. Шишкин // Общество и экономика. 2000. — № 8. — С. 48−66.
  151. Е.Н. Развитие экспорта образовательных услуг высшей школы региона : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.Н. Шошина- Воронеж, гос. техн. ун-т. Воронеж, 2007. — 21 с.
  152. А.В. Конкуренция на региональных рынках профессионально-образовательных услуг : на материалах Рост. обл. / А.В. Щербина- науч. ред. А.Г. Дружинин- Ростов, гос. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. С. 116−121.
  153. А.В. Конкуренция на региональных рынках профессионально-образовательных услуг: факторы, механизмы, регулирование: на материалах Ростовской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. В. Щербина. Ростов н/Д, 2002. — 174 с.
  154. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства /Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1985. 548с.
  155. Я.С. История экономических учений / Я. С. Ядгаров. М.: ИНФРА-М, 2001.-320 с.
  156. ЯндиеваМ.И. Финансы регионов 2004. -М., 2006. — 215 с.
  157. ЯсинЕ. Бремя государства и экономическая политика//Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 4−30.
  158. Andreasen Alan R., Drumwright Minette E. Alliances and Ethics in Social Marketing / Alan R. Andreasen (ed.), Ethics in Social Marketing. Washington, DC: Georgetown University Press, 2000.
  159. Aoki M. What are Institutions? How Should We Approach Them? ww.stanford.edu.org. 1999.
  160. Applying Social Cognition to Consumer-Focused Strategies, Frank R. Kardes, Paul M. Herr, and Jacques Nantel, eds., Mahwah, NJ: Lawrenke Erlbaum Asssociates, 2005, 416 pp.
  161. Blanchard O., Kremer, M. Disorganization. Quarterly Journal of Economics, CXII, 1997, Nov. 4, 1091−1126.
  162. Business for social responsibility. «Overview of Corporate social responsibility», 2003.
  163. Card D. Estimating the Returns to Schooling: Progress on Some Persistent Econometric Problems. NBER Working Paper 7769. June 2000. http://www.nber.org/papers/w7769.
  164. Cooke P., Clifton, N., Huggins, R. Competitiveness and the Knowledge Economy: The UK in Global, Regional and Local Context. Regional Industrial Research Report No 30,2001.
  165. Nozik R. Anarchy, State and Utopia, Basil Blackwell. Ox ford, 1974. -205 p.
  166. Pejovich S. Towards an economic theory of creation and specification of property rights / S. Pejovich // Readings in the economics of law and regulations. Ed. by Ogus A. I., Veljanovsky С. C. Oxford, 1984. — 56 p.
  167. O’Connor J. The Fiscal Crisis of the State / J. O’Connor // New York: St Martin’s Press. 1973. — 203p.
  168. Prest A.R. Finance in Theory and Practice / A.R. Prest, N.A. Ватт L.: Weidenfeld andNicolson, 1985.- 105 p.
  169. Rubin H. Globalization and the Global New E-Economy Index Электронный ресурс. Режим доступа http://www.metricnet.com/ свободный.
Заполнить форму текущей работой