Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты РФ, научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, а также разработки и внедрения стратегий по реализации их конкурентных преимуществ. Для решения поставленных задач были использованы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности и формирования стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ
    • 1. 1. Экономическое содержание конкурентоспособности и факторы ее обеспечения
    • 1. 2. Резервы конкурентоспособности и их классификация
    • 1. 3. Понятие и виды конкурентных преимуществ. Факторы, оказывающие влияние на их формирование. Принципы и периоды развития конкурентных преимуществ
    • 1. 4. Экономическое содержание и типы стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ
  • 2. Диагностика методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 2. 1. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 2. 2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 2. 3. Исследование тенденций развития сферы услуг Самарской области
  • 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 1. Разработка авторской комплексной количественной методики оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 2. Разработка модели оценки эффективности обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 3. Рекомендации по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ

Оценка конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из особенностей современной российской экономики в соответствии с общемировыми тенденциями является интенсивное развитие сферы услуг, которая характеризуется динамичностью и нестабильностью конкурентной среды. В этих условиях предприятия сферы услуг вынуждены осуществлять постоянный мониторинг своей конкурентоспособности, отражающей эффективность их функционирования на рынке. Следовательно, изучение данной экономической категории является важным и актуальным вопросом, поскольку позволяет выявить отличительные качества и ресурсы, изучить потенциал и цели деятельности, настоящую и будущую стратегии, а также удовлетворить специфические запросы потребителей. Иными словами, обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг напрямую зависит от наличия у них конкурентных преимуществ, инструментом достижения которых, в свою очередь, являются стратегии по их реализации.

Целесообразно отметить, что на практике разработка и внедрение стратегий по реализации конкурентных преимуществ должны базироваться на результатах диагностики финансового состояния предприятий сферы услуг и их потребительской привлекательности, проводимой в рамках оценки конкурентоспособности. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом проблем. Во-первых, в научной литературе не отражена модель, характеризующая взаимосвязь и взаимозависимость конкурентоспособности и инструментов ее достиженияво-вторых, отсутствует комплексная количественная методика ее оценки, что затрудняет исследование преимуществ и недостатков по сравнению с конкурирующими предприятиямив-третьих, не определены рекомендации по повышению конкурентоспособности, обусловленные выявлением конкурентных преимуществв-четвертых, не сформированы профессиональные навыки предприятий сферы услуг по разработке и реализации мероприятий, направленных на ее обеспечение.

Все вышеизложенное указывает на необходимость продолжения исследований в данном направлении: обоснования теоретических положений обеспечения конкурентоспособности, разработки комплексной количественной методики ее оценки и рекомендаций по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ.

Степень изученности проблемы. Глобализация мировой экономики и, как следствие, усиление конкурентной борьбы на международных и национальных рынках привело к тому, что проблеме оценки и обеспечения конкурентоспособности стало уделяться значительное внимание.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют труды следующих отечественных и зарубежных ученых: М. В. Авдюхиной, И. JI. Акулича, А. У. Альбекова, И. Ансоффа, X. Анн, Г. JI. Багиева, С. Г. Божук, В. Бурра, О. С. Виханского, М. И. Гельвановского, Е. П. Голубкова, Т. П. Данько, Е. Ф. Дмитрук, А. П. Дуровича, Д. А. Егорова, С. В. Емельянова, А. А. Завгородней, Н. JI. Зайцева, Н. И. Ивашковой, А. В. Ишханова, JI. Н. Ковалик, Ф. Котлера, М. JI. Кричевского, Т. Е. Крымовой, Ж.-Ж. Ламбена, Ш. Ш. Магомедова, Т. Д. Масловой, А. Н. Матанцева, Э. В. Минько, М. Г. Миронова, О. А. Митько, В. М. Мишина, С. Огородова, Т. Пилчера, М. Портера, А. Г. Поршнева, А. Н. Романова, У. Руделиуса, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М. Э. Сейфуллаевой, Р. А. Фатхутдинова, В. П. Федько, Н. Г. Федько, Д. О. Ямпольской, Н. С. Яшина и др.

Глубокое и всестороннее изучение научных работ указанных авторов позволило сделать вывод, что, несмотря на многообразие подходов к рассмотрению исследуемой проблемы, в настоящее время не существует комплексной количественной методики оценки конкурентоспособности, а также рекомендаций по формированию стратегий по реализации конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг. Это, в свою очередь, определяет актуальность темы диссертационной работы и значимость теоретических и практических результатов проведенного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в обосновании теоретических положений обеспечения конкурентоспособности, разработке комплексной количественной методики ее оценки и рекомендаций по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— конкретизировать категории «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «стратегия по реализации конкурентных преимуществ» применительно к предприятиям сферы услуг и определить на этой основе их взаимосвязь и взаимозависимость;

— выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность, конкурентные преимущества и стратегии предприятий сферы услуг по их реализации;

— исследовать передовые отечественные и зарубежные методы и методики оценки конкурентоспособностиразработать комплексную количественную методику оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг;

— построить экономико-математическую модель оценки эффективности обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг;

— разработать рекомендации по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ.

Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг Самарской области, осуществляющие грузопассажирские перевозки.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, обеспечивающие конкурентоспособность предприятий сферы услуг.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты РФ, научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, а также разработки и внедрения стратегий по реализации их конкурентных преимуществ. Для решения поставленных задач были использованы методы индукции, дедукции, статистического, экономико-математического и системного анализа, прогнозирования, а также социологические и экспертные методы. Информационную базу исследования составили материалы статистики, справочные и методические материалы, результаты обследования предприятий сферы услуг, проведенного диссертантом.

Научная новизна диссертационного исследования и вклад автора заключаются в следующем:

— выявлены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятий сферы услуг, и представлена их авторская классификация;

— уточнены определения конкурентных преимуществ и стратегии по их реализации для предприятий сферы услуг и предложены обобщенные классификации данных категорий;

— построена авторская модель обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, отражающая взаимосвязь и взаимозависимость следующих экономических категорий: «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества» и «стратегия по реализации конкурентных преимуществ»;

— предложена классификация методов оценки конкурентоспособности, систематизирующая их в зависимости от формы и сущности методов, способа определения конкурентоспособности, способа и источника получения информации;

— разработана авторская комплексная количественная методика оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая соединяет в себе три существующих направления: оценку конкурентоспособности услуг, оценку эффективности маркетинговой деятельности и оценку конкурентоспособности предприятия в целом;

— предложены рекомендации по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ, основанные на комплексной количественной методике оценки конкурентоспособности.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке комплексной количественной методики оценки конкурентоспособности и рекомендаций по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ, которые могут быть использованы в их деятельности в целях повышения эффективности функционирования на рынке. Сформулированные авторские определения исследуемых экономических категорий и их классификации могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по профессиональным и специальным дисциплинам со студентами вузов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты диссертационного исследования изложены на научных конференциях различных уровней: IV городской научно-практической конференции «Наука — сервису города» (Тольятти, 2003 г.), V научно-практической конференции молодых специалистов ОАО «АВТОВАЗ» «Технологии настоящего и будущего в ОАО «АВТОВАЗ» (Тольятти, 2003 г.), IV Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Наука — промышленности и сервису» (Тольятти, 2006 г.), а также региональном конкурсе научно-технического творчества молодежи по направлению «Методология технико-экономического управления и оптимизации ресурсов в социальной сфере, промышленности и сервисе» (Тольятти, 2006 г.).

Основные положения диссертации используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Маркетинговые исследования», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Маркетинговые коммуникации». Представленные в работе методические разработки и рекомендации, предложения и выводы апробированы в ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «Предприятие «КомТраст».

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Тема диссертационной работы соответствует специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг), п. 15.115. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 научных работ общим объемом 5,42 п. л. (личный вклад автора диссертации составляет 2,965 п. л.).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 133 источника литературы, и 8.

Заключение

.

Проведенные в диссертационной работе теоретические и прикладные исследования подтвердили необходимость осуществления оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, оказывающих прямое воздействие на эффективность их функционирования на рынке. Характерной особенностью современной российской экономики является стремительное развитие сферы услуг, на долю которой в промышленно развитых странах приходится более 70% всего дохода страны. Это, в свою очередь, обусловливает динамизм конкурентной среды и создает предпосылки к разработке таких мероприятий, которые обеспечивали бы наибольшую адаптацию предприятий к условиям хозяйствования посредством формирования и внедрения стратегий по реализации конкурентных преимуществ.

Трансформация экономической мысли в плане трактования сущности конкурентоспособности позволила в конечном итоге выделить два наиболее распространенных подхода, согласно которым она отождествляется с эффективностью деятельности предприятия или его услуг. Кроме того, конкурентоспособность предприятий сферы услуг во многом определяется факторами, оказывающими на нее влияние. Это потребовало их выявления и систематизации, поскольку в настоящее время, несмотря на многообразие подходов к рассмотрению указанной проблемы, не существует единой классификации данных факторов. В связи с этим автор предлагает классифицировать их по следующим признакам:

1. По степени специализации.

2. По приоритетности воздействия.

3. По источнику возникновения.

4. В зависимости от среды предприятия.

5. По способу воздействия.

Источником конкурентоспособности предприятий сферы услуг выступают конкурентные преимущества, по определению сущности которых в настоящее время в научной литературе также не сложилось единого мнения. В связи с этим автором диссертации было конкретизировано определение данной экономической категории, согласно которому это такие характеристики деятельности предприятия, которые выделяют его среди конкурентов благодаря высокой компетентности при оказании услуг, ориентированной на удовлетворение нужд потребителей наиболее эффективными способами.

Исследование показало, что одной из проблем обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг является отсутствие обобщенной классификации видов конкурентных преимуществ, что не позволяет успешно оперировать ими в той или иной конкретной ситуации. Поэтому в диссертационной работе представлена авторская классификация конкурентных преимуществ, реализация которых напрямую зависит от периода их развития, принципов и требований к формированию.

В то же время в качестве инструмента повышения конкурентоспособности предприятий автор обосновывает стратегии по реализации конкурентных преимуществ и представляет разработанное им определение и обобщенную классификацию их типов.

Следовательно, экономические категории «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества» и «стратегия по реализации конкурентных преимуществ» являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Это нашло отражение в построенной в диссертационном исследовании модели последовательного обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая позволяет правильно расставить приоритеты при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности.

Учитывая, что повышение конкурентоспособности предприятий возможно лишь на основе определения ее текущего уровня, отражающего преимущества и недостатки функционирования на рынке, в работе проведена диагностика методических подходов к ее оценке. На основе этого автором предложена классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий, систематизирующая их в зависимости от формы и сущности методов, способа определения конкурентоспособности, способа и источника получения информации.

Исследование тенденций развития сферы услуг Самарской области выявило три основных отрасли услуг (жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи), формирующих величину их платного объема потребления. Совокупный удельный вес данных отраслей экономики региона в целом за анализируемый период составил более 59%, что подтверждает правильность выбранных объектов исследования.

Изучение научных трудов выявило отсутствие методики оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая охватывала бы основные аспекты их функционирования и позволяла получать объективные и достоверные результаты, характеризующие положение на рынке. В связи с этим автором диссертационного исследования разработана комплексная количественная методика оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг, соединяющая три наиболее важных направления ее исследования: оценку конкурентоспособности услуг, оценку эффективности маркетинговой деятельности и оценку конкурентоспособности предприятия в целом. Особенностью представляемой методики является ее комплексный характер, а также возможность получения интегрального показателя. Его значение должно быть больше 1. При этом чем выше интегральный показатель, тем более конкурентоспособно рассматриваемое предприятие.

В целях определения возможности применения разработанной методики оценки конкурентоспособности на практике автором диссертационного исследования построена экономико-математическая модель оценки эффективности ее обеспечения. Данная модель основана на использовании регрессионного анализа, позволяющего установить степень влияния показателей конкурентоспособности предприятий на рентабельность их услуг.

Исследования показывают, что наибольшее влияние из всех рассмотренных факторов на результирующий показатель деятельности оказывает конкурентоспособность услуг, в то время как составляющая времени — наименьшее. Это объясняется тем, что в условиях нестабильной конкурентной среды отсутствие у предприятия каких-либо мероприятий по усилению своей конкурентной позиции способствует снижению его конкурентоспособности. При этом повышение каждого из рассматриваемых факторов в плановом периоде на 1% приведет к росту рентабельности услуг исследуемых предприятий на 0,19%, что говорит об эффективности построенной автором модели.

Зная, что основным инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются стратегии по реализации их конкурентных преимуществ, в диссертации предложены рекомендации по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ, основанные на комплексной количественной методике оценки конкурентоспособности. Это значит, что в рамках каждого из рассматриваемых направлений исследования автором представляются мероприятия, которые в конечном итоге ориентированы не только на повышение эффективности функционирования предприятия по отдельно взятому параметру, а по их совокупности.

Таким образом, в диссертационном исследовании представлены взаимосвязанные теоретические положения и практические рекомендации организационно-экономического характера, которые на современном этапе развития российской экономики, характеризующейся широким использованием научно-исследовательских разработок, имеющих как научную, так и практическую значимость. Это обусловливается тем, что реализация указанных выше рекомендаций направлена на обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг не только по каждому из рассматриваемых направлений их конкурентоспособности, но и эффективности функционирования предприятий в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс.: [Принята всенародным голосованием 12.12.1993]. 79 кб.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ Электронный ресурс.: [Принят Государственной Думой 16.07.1998]. -2 84 кб.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Электронный ресурс.: [Принят Государственной Думой 21.12.2001]. 563 кб.
  4. Федеральный Закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ Электронный ресурс.: [Принят Государственной Думой 19.07.1995]. -31 кб.
  5. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Электронный ресурс.: [Принят Государственной Думой 14.01.1998]. 115 кб.
  6. Федеральный Закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Электронный ресурс.: [Принят Государственной Думой 24.11.1995]. -294 кб.
  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300−1 Электронный ресурс. 94 кб.
  8. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Электронный ресурс. 4 кб.
  9. Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» Электронный ресурс. 51 кб.
  10. Автомобильный транспорт Самарской области в 2004 г. (в разрезе городов и районов) Текст. Самара, 2005.
  11. Краткий статистический сборник «Самарская область 2004» Текст. -Самара, 2005.
  12. Краткий статистический сборник «Самара в цифрах 2004» Текст. -Самара, 2005.
  13. Объем реализации платных услуг населению Самарской области за 2004 год Текст. Самара, 2005.
  14. , Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе Текст. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — 328 с.
  15. , Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия Текст. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999. — 27 с.
  16. , М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями Текст. // Маркетинг. 2003. — № 6 (73). — с.33−42.
  17. , И. JI. Маркетинг Текст.: учебник / И. Л. Акулич. 3-е изд. — Мн.: Высш. шк, 2004. — 463 с.
  18. , А. У. Коммерческая логистика Текст. / А. У. Альбеков, О. А. Митько. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-416 с.
  19. , И. Стратегическое управление Текст. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  20. , Г. Л. Маркетинг Текст.: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- под общей ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2001.-718 с.
  21. , Г. Л. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики Текст. / Г. Л. Багиев, О. А. Новиков. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.- 136 с.
  22. , В. П. Стратегический анализ Текст. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. — с.43−49.
  23. , В. П. Стратегический менеджмент Текст. М.: ИМПЭ, 1997.86 с.
  24. , Д. И. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги -маркетинг и нововведения Текст. -М.: Аквилон, 1989.
  25. , А. Ф. Маркетинг Текст.: учебник / А. Ф. Барышев. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
  26. , Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Текст. / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. М.: ИНФРА-М, 2005. — 366 с.
  27. , Л. Е. Теория экономического анализа Текст. М.: ИНФРА-М, 2005.-222 с.
  28. , А. Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4. -с.3−8.
  29. , В. Л, Анализ конкурентоспособности фирмы Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. -2001 г. № 5. — с.63−71.
  30. , Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления Текст. / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. 2002. — № 4 (65). — с.29−34.
  31. , А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности Текст. / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 4. — с.35−44.
  32. , С. Г. Маркетинговые исследования Текст. / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик, — СПб.: Питер, 2004. 304 е.: ил.
  33. , А. Б. Большой экономический словарь Текст. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2004. — 860 с.
  34. , А. А. Маркетинг малого предприятия Текст. Киев: ВИРА ~ Р, 1998.-384 с.
  35. , Р. А. Анализ и выбор конкурентных позиций предприятия Текст. Казань, 1998. — 44 с.
  36. , В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества Текст. // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 4. — с. 107−113.
  37. , А. К. Конкурентоспособность товара, ее оценка Текст. -Новосибирск, 1998. 52 с.
  38. , С. Н., Социальные показатели конкурентоспособности продукции Текст. / Г. О. Тащиян, Ю. М. Осипов // Автоматизация и современные технологии. -2003,-№ 5.-с.40−42.
  39. Н. П. Маркетинг Текст. М.: МГУК, 1999. — 569 с.
  40. , О. С. Стратегическое управление Текст.: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2003. — 296 е.: ил.
  41. , А. А. Конкурентоспособность промышленной продукции Текст. // Стандарты и качество. 2003. — № 5. — с.59−65.
  42. , А. Маркетинговый подход к измерению эффективности производства Текст. / А. Воронов, О. Валькович // Маркетинг. 2002. — № 6 (67). -с.32−42.
  43. , Д. С. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2002. — 145 с.
  44. , М. И. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели Текст. // Вопросы статистики. 1999. — № 12.
  45. , И. Н. Менеджмент Текст.: учебник. М.: Банки и биржи, 1997. -356 с.
  46. , Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. -с.28−43.
  47. , Е. П. Маркетинг Текст.: словарь. М.: «Экономика», «Дело ЛТД», 1994.- 160 с.
  48. , Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика Текст. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2000. — 461 с.
  49. , Е. П. Основы маркетинга Текст.: учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999.-656 с.
  50. , Е. А. Менеджмент качества и конкурентоспособности Текст. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета экономики и финансов, 1998. 207 с.
  51. , Т. П. Управление маркетингом Текст. М.: ИНФРА-М, 2001. -с.207.
  52. , А. А. Измерение конкурентоспособности предприятий отрасли: теория и методы измерения Текст. Курск: ГУИПП «Курск», 2000. — 87 с.
  53. , Е. Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды Текст. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. — № 2 (38). — с. 15−20.
  54. , М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции Текст. / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Издательство стандартов, 1991.- 127 с.
  55. , А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности Текст. -Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 464 с.
  56. , Д. А. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на основе комплексно-комбинированного подхода Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2003. — 182 с.
  57. , С. В. Американский опыт повышения национальной конкурентоспособности Текст. // США* Канада: ЭПК 2002. -№ 11.- с.64−77.
  58. , С. В. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа Текст. // Мировая экономика и мировые отношения. 2002. — № 3. — с.83−90.
  59. , П. В. Основы стратегического управления Текст. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. — 195 с.
  60. , А. А. Маркетинговое планирование Текст. / А. А. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. СПб.: Питер, 2002. — 352 е.: ил.
  61. Зайцев, Н. J1. Экономика организации Текст.: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Н. J1. Зайцев. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 624 с.
  62. , В. Ю. Методика оценки конкурентоспособности промышленных предприятий (на примере автомобильной промышленности) Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Казань, 2003. — 199 с.
  63. , И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий Текст. / И. У. Зулькарнаев, J1. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  64. , С. Г. Организация стратегического менеджмента на предприятиях водоснабжения России Текст. / С. Г. Иванов, Э. С. Шалухина // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 6. — с. 100.
  65. , А. В. Сущность и многообразие форм межстрановых конкурентных отношений Текст. // Финансы и кредит. 2004. — № 2. — с.48−54.
  66. Как продавать товар на внешнем рынке Текст.: справочник. / отв. ред. Ю. А. Савинов. М.: Мысль, 1990. — 286 с.
  67. , Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции Текст. // Машиностроитель. 2003. — № 8. — с.30−34.
  68. , Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Текст. / пер. с англ. / науч. ред. и авт. послеслов. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. -239 с.
  69. , В. В. Конкурентоспособность продукции и ее оценка: на примере рынка хлебобулочных изделий Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2003. — 191 с.
  70. , М. И. Конкурентные стратегии Текст. СПб. — 2000. — 284 с.
  71. , Е. Б. Анализ конкурентоспособности товаров Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — с.45−59.
  72. , Ф. Основы маркетинга Текст.: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс. 2-е европ. изд. — М. — СПб. — Киев: Вильяме, 1999. — 1152 е.: ил.
  73. , JI. Оценка экономического аспекта маркетинговой деятельности предприятия Текст. // Практический маркетинг. 2002. — № 9. — с. 11−13.
  74. , А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки Текст. / А. М. Кротков, Ю. Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6 (26). — с.59−68.
  75. , Т. Е. Совершенствование методов анализа и оценки конкурентоспособности предприятия Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2002. — 130 с.
  76. , Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Текст. / пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  77. , Ю. В. Концептуальные решения в планировании конкурентоспособности продукции предприятия Текст. / Ю. В. Ласточкин, И. И. Ицкович // Финансы и кредит. 2004. — № 22 (160). — с.59−63.
  78. , А. Н. Вопросы изучения аспектов конкурентоспособности товаров Текст. // БИКИ. Приложение 12. — 1984. — 86 с.
  79. , И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров услуг Текст.-М., 2001.-221 с.
  80. , Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров Текст. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 294 с.
  81. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга Текст. -СПб.: Издательство «Питер», 2002. 320 с.
  82. , И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия Текст. // Маркетинг. 1996. — № 3. — с.33−39.
  83. Маркетинг Текст.: учеб. изд. / У. Руделиус, М. В. Авдюхина, П. И. Ивашкова и др. 1-е рос. изд. — М.: Деново, 2002. — 690 с.
  84. Маркетинг Текст.: толковый терминологический словарь-справочник. -М.: СП «Инфоконт», 1991.-224 с.
  85. Маркетинг Текст.: учебник для вузов / ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. — 560 е.: ил.
  86. , А. Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга Текст. М.: Юристь, 2002. — 378 с.
  87. , Т. Д. Маркетинг Текст. / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2004. — 400 е.: ил.
  88. , Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с.44−57.
  89. , Б. А. Уровень качества Текст. М.: Изд-во стандартов, 1989. -184 с.
  90. , Э. В. Качество и конкурентоспособность Текст. / Э. В. Минько, М. Л. Кричевский. СПб.: Питер, 2004. — 268 е.: ил.
  91. , М. Г. Ваша конкурентоспособность Текст. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. — 160 с.
  92. , В. М. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий Текст. / В. М. Мишин, Д. А. Егоров // Машиностроитель. 2003. — № 8. — с.5−9.
  93. , Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке Электронный ресурс. // Режим доступа: www.marketing.spb.ru.
  94. , О. Н. Основы прогнозирования экономического и социального развития Текст. М.: Изд-во МГУС, 2000. — 80 с.
  95. , JI. М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы Текст. М.: «Издательство Элит», 2004.-208 с.
  96. Новый экономический словарь Текст. / под ред. А. Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2006. — 1088 с.
  97. , С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей Текст. // Проблемы теории и практики управления. -2002.-№ 1. с.46−51.
  98. , Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма Текст. М.: Изд-во МГУ, 1994.-368 с.
  99. , А. П. Маркетинг Текст.: учебник. М.: ИКФ Омега-JI, 2002. -656 с.
  100. , А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей Текст. / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. 2000. — № 2. -с.23−26.
  101. , Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании Текст. // Европейское качество. Дайджест. 2004. — № 1. — с.41−45.
  102. , Н. Оценка конкурентоспособности продукции Текст. / Н. Пирадова, Е. Табачный // Маркетинг. 1993. — № 1. — с.133−141.
  103. , А. Оценка конкурентоспособности хлебокомбината (г. Старый Оскол) Текст. / А. Полозова, Н. Фролова // Практический маркетинг. 2002. — № 9. -с.14−21.
  104. , М. Международная конкуренция Текст. / пер. с анг.- ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — с. 33, 38.
  105. В., Методика оценки эффективности управления маркетингом на предприятии Текст. / В. Похабов, И. Пономаренко // Маркетинг. 2001. — № 5 (60). -с.102−120.
  106. Программа дисциплины «Корпоративный менеджмент» Текст. М.: РЭА им. Плеханова, 1998. -с.60.
  107. , А. А. Методы обеспечения и оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на российском рынке Текст.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2002. — 157 с.
  108. , А. А. Повышение конкурентоспособности строительных материалов на внешнем рынке Текст. СПб.: изд-во «Химия», 1998. — 208 с.
  109. , Ю. А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли Текст. // Вопросы статистики. 2004. — № 7. — с. 15−29.
  110. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 425 с.
  111. , С. Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью Электронный ресурс. // Режим доступа: www.marketing.spb.ru И кб.
  112. , М. Э. Международный маркетинг Текст.: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 61 500 «Маркетинг» / М. Э. Сейфуллаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 319 с.
  113. , В. И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия Текст. // Стандарты и качество. 2000. — № 4. — с.54−59.
  114. , JI. Е. Внешний рынок и предприятие Текст. М.: Финансы и статистика, 1993. — 160 с.
  115. , Г. О. Экономический мониторинг конкурентоспособности предприятия Текст. // Маркетинг. 2004. — № 2 (75). — с. 16−25.
  116. , А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии Текст. / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд- учебник / пер. с англ.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  117. Управление организацией Текст.: учебник / ред.: А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. -669 с.
  118. Управление организацией Текст.: энциклопедический словарь. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2001. — X, 822 с.
  119. , X. Оценка конкурентоспособности новой техники Текст. // Маркетинг. 1998. — № 6. — с.25−35.
  120. , Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса Текст. М.: 2002. — 892 с.
  121. , Р. А. Стратегический маркетинг Текст.: учебник для вузов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 610 с.
  122. , Р. А. Стратегический менеджмент Текст.: учебник для вузов.- 3-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 416 с.
  123. , В. П. Маркетинг для студентов вузов Текст. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
  124. , В. П. Основы маркетинга Текст. / В. П. Федько, Н. Г. Федько. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 480 с.
  125. , Н. Г. Маркетинговые коммуникации Текст. / Н. Г. Федько, В. П. Федько. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
  126. , С. В. Повышение конкурентоспособности как стратегия развития предприятия Текст. Белгород: Изд-во Белгородской государственной технологической академии строительных материалов, 1998. — 31 с.
  127. Цены и ценообразование Текст.: учеб. / И. К. Салимжанов, О. В. Португалова, В. Е. Новиков и др.- ред. И. К. Салимжанова. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. — 360 с.
  128. , А. Н. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции Текст. / А. Н. Чубинский, О. С. Ракитова // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 4. — с. 19−27.
  129. , А. Д. Цены и ценообразование Текст.: учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2004. — 376 с.
  130. , В. А. Маркетинговый анализ Текст. / В. А. Шаповалов. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 156 с.
  131. , Н. С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия Текст.: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 1997. — с.76−77.
Заполнить форму текущей работой