Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Экспериментально-психологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При подборе средств психокоррекции дезадаптации личности мы придерживались принципа комплексности психологических воздействий как на дезадаптированных индивидов, так и на индивидов, окружающих и взаимодействующих с ними. Комплексность воздействия на дезадаптированных заключалась и в том, что в пси-хокоррекционной работе применялись разнообразные сочетания различных индивидуальных и групповых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологическая сущность дезадаитации личности
    • 1. 1. Методология теоретического и экспериментального исследования психологической дезадаптации личности
    • 1. 2. Причины и сущность дезадаптации личности
    • 1. 3. Структура дезадаптации личности
    • 1. 4. Методы психологической профилактики и коррекции дезадаптивного поведения
  • Глава 2. Психологические факторы дезадаптации теоретический и экспериментальный анализ)
    • 2. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 2. 2. Деформации в потребностно-мотивационной сфере личности как фактор ее дезадаптации
    • 2. 3. Эмоциональные показатели дезадаптированности личности
    • 2. 4. Акцентуации характера как предпосылки и факторы дезадаптации личности
  • Глава 3. Психокоррекция дезадаптации личности
    • 3. 1. Уровни дезадаптации личности
      • 3. 1. 1. Первый уровень дезадаптации личности
      • 3. 1. 2. Второй уровень дезадаптации личности
      • 3. 1. 3. Третий уровень дезадаптации личности
    • 3. 2. Психологические основы и средства коррекции дезадаптации личности
      • 3. 2. 1. Я-образ как когнитивная основа обучения самомониторингу в психокоррекции личности
      • 3. 2. 2. Профилактическая работа с социальным окружением дезадаптированных подростков (педагогами, воспитателями и родителями)
      • 3. 2. 3. Анализ эффективности психологических средств коррекции дезадаптации личности

Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Экспериментально-психологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дезадаптация личности как психологическое явление проявляется в поведении, состоянии человека, а также в свойствах характера дезадаптированного человека.

Дезадаптация как феномен, относящийся к человеку, изучается с позиций разных научных дисциплин. В медицине дезадаптация рассматривается как следствие патологических изменений в организме человека, сопряженных с психологическими деформациями личности. При психологическом подходе выделить психологическую дезадаптацию, как изолированное психологическое явление, не представляется возможным. Психологические проявления дезадаптации и психологической дезадаптированности человека как субъекта деятельности характеризуются путем рассмотрения интегративного действия психофизиологических, психологических и социальных факторов на сознание, поведение индивида в деятельности, общении и познании. Особенностью дезадаптации личности является негативный оттенок ее проявлений, выражающийся в большей или меньшей степени и являющийся следствием деформации функционирования психофизиологических, психологических механизмов, определяющих состояние и поведение человека, его развитие. С точки зрения социальной психологии дезадаптация личнти выражается в нарушении нормальных взаимоотношений с людьми и возникает вследствие несоответствия установок, ценностных ориентаций личности требованиям и нормам поведения общества, в котором человек живет.

Проблемой исследования мы выбрали психологическую дезадаптацию личности, проявляющуюся в сс поведении и свойствах характера, по той причине, что последствия дезадаптации и дезадаптивного поведения нарушают нормальное протекание жизнедеятельности, а дезадаптивное поведение довольно часто перерождается в девиантное и делинквентное поведение.

Необходимость психопрофилактики и коррекции дезадаптив-ного поведения определяют актуальность исследования по выявлению причин, сущности, психологических условий, порождающих явление дезадаптации, а также психологических средств профилактики и коррекции дезадаптивного поведения и дезадаптированно-сти личности.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в последнее десятилетие в нашей стране вследствие неблагополучного социально-экономического положения и политической нестабильности резко возросли преступность и другие проявления асоциального поведения. Особенно опасным для будущего страны являются темпы роста преступности среди детей и подростков, среди молодежи, обусловленные утратой в современном обществе морально-нравственных норм и ценностей.

Проблема дезадаптации личности не нова и изучается с различных позиций в смежных с психологией науках: медицине, педагогике и в различных отраслях психологии: медицинской, педагогической, юридической, социальной, превентивной психологии.

В медицинской психологии изучаются дезадаптивные проявления человека, обусловленные нервно-психическими расстройствами, нарушениями высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи и др.), распадом мотивационной сферы человека, психопатоподобными состояниями и др. Дезадаптивные проявления в состояниях эмоциональной фиксации и в фиксированных формах поведения изучались П. Жане (1911). А. Кемпински (1975), Г. В. Залевским (1976, 1993).

Нарушениям высших психических функций, приводящим к дезадаптивному поведению человека, посвящены исследования многих ученых (В.Н. Мяеищев, С. Я. Рубинштейн, Е. Д. Хомская и.

ДР-).

Распад мотивационной сферы, нарушение иерархии мотивов, вследствие алкоголизма, приводящий к дезадаптации личности исследован Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь (1971).

Признаки дезадаптивного поведения патологических форм систематизированы и классифицированы в работах В. В. Ковалева (1972, 1974).

В педагогике дезадаптацию личности и дезадаптивное поведение изучают в связи с проблемой трудновоспитуемых, педагогически запущенных детей (Л.М. Зюбин, 1973, А. И. Кочетов, 1972, И. А. Невский, 1981 и др.).

В педагогической психологии проблемы дезадаптации личности рассматриваются в связи с девиантностью поведения детей и их ригидностью (В.А. Татенко, 1984, М. А. Алемаскин, 1985, JI.A. Радзиховский, 1990, Э. В. Галажинский, 1996).

Механизмы психической дезадаптации и возможные пути их коррекции анализируются в работах Ю. А. Александровского (1976,1993), А. Е. Личко (1983), Ф. Б. Березина (1988) и др.

Социальным факторам дезадаптации и регуляции поведения п цены исследования М. И. Бобневой (1978), С. Д. Арзуманян (I >0), С. А. Беличевой (1994), H.A. Клейберга (1997) и др.

Краткий обзор направлений исследований дезадаптации личности и дезадаптивного поведения, возможностей коррекции деза-даптированности личности показывает, что к настоящему времени накоплен огромный материал экспериментальных и теоретических исследований по данной проблеме в пределах различных наук.

Однако острота проблемы сегодняшнего дня, недостаточность специальных исследований, посвященных исследованию психологических факторов дезадаптации и отсутствие научно-обоснованных типологий дезадаптированных, позволяющих организовать эффективную систему профилактики и психокоррекции дезадаптации личности и проявлений дезадаптивного поведения, заставляет обратить внимание к данной проблеме и оценивать ее как весьма актуальную. Решение конкретных профилактических задач в отношении дезадаптированных индивидов требует методологического и методического обеспечения психокоррекционного процесса, поиска и подбора эффективных психологических средств коррекции дезадаптивных проявлений.

Целью данной работы является выявление уровней проявления дезадаптации на основе выделения психолого-типологических особенностей личности дезадаптивного характера и соответствующих выделенным уровням психологических средств коррекции дезадаптации.

Объектом исследования является дезадаптивное поведение личности.

Предмет исследования — психологические особенности и психологические средства коррекции дезадаптации личности.

Для реализации сформулированной цели мы выдвинули и проверили следующие гипотезы:

Мы предположили, что в структуре личности могут формироваться такие комплексы психологических качеств, которые являются определяющими факторами дезадаптации личности, что их выявление позволит провести психологически обоснованную типизацию проявлений дезадаптации и установить соответствующие эффективные психологические средства их коррекциипсихокоррекционный эффект выражается в сдвиге показателей по всем уровням психологических ресурсов личности.

Исходя из поставленной цели исследования и сформулиро^ ванных гипотез, решались следующие задачи:

— Изучить концептуальные подходы к пониманию природы дезадаптации личности и психологических средств ее коррекции;

— Выявить индивидуально-психологические факторы, детерминирующие дезадаптацию личности;

— Исследовать индивидуально-психологические и социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением и выявить уровни их дезадаптации;

— Разработать и описать психологически обоснованную систему коррекции личности дезадаптированных подростков;

— Изучить эффективность психологических средств коррекции к дезадаптированным подросткам с девиантными формами поведения.

Методологической основой исследования стал системный подход при соблюдении принципов детерминизма и развития.

В соответствии с логикой исследования, в процессе работы использовались следующие методы:

— методы структурно-функционального и структурно-уровневого анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований дезадаптации личности и дезадаптивного поведения в психологии, в ее отдельных отраслях и смежных науках- -общие методы построения типологий личности.

Методы экспериментального исследования отбирались в соответствии с моделью исследования, которая состояла из четырех блоков: диагностического, установочного, коррекционного, оценки эффективности. Методы каждого блока варьировались в зависимости от задач конкретного этапа исследования. Следует отметить. что достаточно сложной является проблема построения диагностического блока исследования, и в этой ситуации надежным критерием отбора служит только концептуально обоснованная операционально определенная модель личности. Спорным также остается вопрос о конкретном методическом наполнении диагностического комплекса, т.к. в настоящее время существует множество психологических методик, которые могут достаточно полно моделировать и оценивать профили личностей в целом. Нами для исследования были выбраны психологические методики, — тест Вагнера, шкала Стотта, опросник Кэтгелла, тест Ханина-Спилбергера, проективная методика «Дерево», методика Люшера, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, способствующие, по нашему мнению. исследованию динамики развития состояний дезадаптации у подростков с девиантными формами поведения.

Методическое наполнение психокоррекционного процесса согласуется с общими принципами, разработанными в исследованиях по этому вопросу и варьирует в связи с установками психолога, проводящего психокоррекционную работу, а также зависит от целей конкретной исследовательской и практической работы.

Полученные экспериментальные данные подверглись статистической обработке.

Системный структурно-функциональный и структурно-ур невый анализ концепций, направлений исследований различных зарубежных и отечественных психологических школ, отдельных ученых, а также экспериментальное исследование дезадаптации личности позволили сформулировать следующие концептуальные положения исследования:

— дезадаптация человека зарождается, развивается, формируется и проявляется на психофизиологическом, психологическом и социальном уровнях в зависимости от характера и уровня взаимодействия внутренних (физиологических, психофизиологических, психических) и внешних (материальных и социальных) факторов;

— дезадаптация личности сложным образом, по принципу взаимовлияния, связана с мотивами, целями, задачами, установками, притязаниями, эмоциональными состояниями, способностями, субъектно-личностными отношениями;

— на основе исследования индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей дезадаптированных личностей можно определить уровни их дезадаптированности и психологические средства коррекции дезадаптации и дезадап-тивного поведения.

Достоверность и обоснованность наших выводов о структуре и уровнях дезадаптации личности и эффективности предлагаемых методов коррекции дезадаптации подтверждаются выявленными положительными корреляциями между результатами, полученными разными методами, и позитивным влиянием психокоррекционной работы, выразившимся в степени проявления дезадаптированности испытуемыхприменением апробированных, стандартизованных и валидизированных методик.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:

— проведено комплексное экспериментальное исследование психологической сущности дезадаптации и построены психологические профили структу ры дезадаптированной личности с разными уровнями проявления признаков дезадаптированности;

— выявлены факторы формирования, особенности проявления, уровни дезадаптации как относительно устойчивые свойства и основы для типизации дезадаптированных индивидов;

— рассмотрена дезадаптация как интегральное психологическое свойство и состояние субъекта, формирующиеся в результате деформаций в функционировании его психофизиологических, психических и социальных механизмов адаптации-дезадаптации.

— разработаны и описаны психологически обоснованные программы и личностно-ориентированная система коррекции дезадаптированной личности на основе проверки ее эффективности.

Обобщение результатов теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы дезадаптации личности позволило нам сформулировать определение дезадаптации:

Дезадаптация личности представляет собой психологический феномен, выражающийся в неадекватном поведении личности, обусловленном деформацией реакций организма, психики на внутренние и внешние стимулы, а также установок, ценностных ориентаций, направленности личности".

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического и экспериментального анализа позволяют рассматривать дезадаптацию как интегральное свойство и состояния личности, отражающее деформации в психофизиологи-чес! лх и личностных механизмах жизнедеятельности человекатеоретическую и практическую ценность имеет научно-обоснованная разработка системы диагностики, психопрофилактики и коррекции дезадаптации личности.

Практическая значимость работы определяется психологическими рекомендациями по диагностике, профилактике и психокоррекции дезадаптации личности, эффективность которых проверена экспериментально и в повседневной работе с дезадаптированными подростками, консультируемыми в социально-психологическом центре «Эдис» г. Читы. Последовательность, этапы и конкретное содержание представлены в программе работы с дезадаптированными подростками с девиантным поведением.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы, с детьми и подростками, поставленными на учет в психологическом центре г. Читы по поводу их девиантного поведения. Материалы исследования использовались в лекциях для родителей и работников учебно-воспитательных учреждений, в которых раскрывались экспериментально-проверенные идеи реализации концепций профилактики и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Диагностический материал использовался для выявления личностных особенностей обследуемых и разработки программы работы с дезадаптированными подростками. Материалы и результаты исследования обсуждались на семинарских занятиях с руководителями школ, школьными психологами, социальными педагогами-инспекторами комиссий по делам несовершеннолетних, инспекторами по охране детства.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях областного психологического совета (г.Чита), на коллегиях областного комитета общего и профессионального образования, науки и молодежной политики, ученых Советов Заб. ГПУ и ИПКиПК. Основные идеи и научные результаты отражены в 7 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системный структурно-функциональный и структурно-уровневый анализ позволяет утверждать в контексте психологических систем, что дезадаптация выступает как интегральное свойство и состояние личности, отражающее деформации в психофизиологических, психологических и личностных механизмах жизнедеятельности человека.

2. Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей дезадаптированных испытуемых позволяют выделить психологические профили структуры личности с разными уровнями проявления дезадаптированности.

3. Результаты психокоррекционной работы, проведенной на основе анализа диагностических данных, позволяют разработать научно-обоснованную, эффективную систему психологической коррекции личности.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Текст вместе с таблицами и рисунками занимает 210 страниц.

Список литературы

включает 195 источников на русском и иностранном языках. В работе имеется 14 рисунков и 37 таблиц.

Такие выводы В. К. Вилюнас сделал на основе анализа концепций, в которых подчеркивается зависимость возникновения эмоций от познавательной оценки ситуации. Так, согласно P.C. Лазарусу (1968), эмоции возникают в результате взаимодействия первичной когнитивной оценки значения воздействий или ситуации для индивида — их опасности, и вторичной определяющей возможности действия в такой ситуацииа страх является реакцией на невозможность избегания воспринимаемой опасности и может привести к дезадаптивному поведению. Согласно информационной теории П. В. Симонова (1981), условием возникновения эмоции является вероятность удовлетворения потребностей в соответствии с формулой:

Э = П (Н — И), где, Э — эмоция, П — потребность личности, Н — необходимая информация для принятия решения, И — наличная информация. Если нет потребности, эмоция не возникает (Э = 0, при П = 0). Эмоция не возникает и при Н = И, то есть нет тревоги относительно возможности решения задач. Эмоция при данной потребности максимальна, если И = 0. Если И > Н, эмоция меняет знак: может поменяться на радость. По концепции С. Шехтера (1970), эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, а их характер и направленность определяются оценкой ситуации.

Для нашего исследования важно выяснение соотношения между мотивацией поведения и эмоциями. В психологии эмоций одни считают, что субъект отчетливо переживает возникающие у него эмоциональные побуждения и реально руководствуется ими в жизни, если этому не препятствуют другие побуждения (например, желание не причинять зла другим). Подобный подход определяет концепции эмоций мотивирующих поведение. Парадигма концепций эмоций других ученых признает детерминированность поведения потребностями и мотивами, а эмоции, согласно этой парадигме, возникают в специфических ситуациях (например, фрустрации, конфликты, успеха-неуспеха). Таким образом сами ситуации влияют на поведение человека, следовательно эмоции мотивируют зедение, но механизм взаимодействия эмоций и мотивации оста-С1. невыясненным.

О способности эмоций побуждать активность и действия говорит выявленный факт, что в критических условиях, когда невозможно найти адекватный выход из опасных, травмирующих, неожиданно возникших ситуаций, возникает эффектное состояние субъекта (Я.М. Калашник, 1981). Действие аффекта приводит субъекта к стереотипным действиям, представляющим собой способ", I разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия и т. п. Известно, что и другие ситуативно возникающие эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, так же способны вызвать у человека определенные поступки, дезадаптивного характера. Главной причиной дезадаптивного, бессмысленного, агрессивного проявления действий, управляемых аффектом, является их стереотипный, закрепленный эволюцией характер. В связи с обсуждением эмоциональных признаков дезадаптивного поведения нельзя оставить без внимания экспрессивную функцию эмоций, обеспечивающую невербальную коммуникацию. Специфические особенности таких эмоциональных состояний, как смех, страх действия, печаль, горе, освещенные в работах А. Бергсона (1914), П. Жане (1928), 3. Фрейда (1923), Э. Линдеман (1944), также могут выражать дезадаптивное состояние личности и могут привести к дезадаптивному поведению.

Агрессия как структурная составляющая дезадаптивного поведения человека, в особенности ее враждебная форма, как правило, сопровождается разрядкой эмоционального напряжения и возбуждения. Напряженное эмоциональное состояние человека обычно возникает при наличии провоцирующих агрессивность обстоятельств и провоцирующих агрессивных действий другого. Выяснение соотношения между эмоциональной напряженностью личности и ее агрессивностью для нас имеет важное значение, так как мы их рассматриваем как признаки дезадаптивного поведения.

В нашем экспериментальном исследовании мы с помощью разных методик выявляли различные признаки проявлений эмоций и их корреляционные связи с другими проявлениями дезадаптированных подростков.

Карта дезадаптации Д. Стотга позволяет выявить черты характера подростков, связанных с эмоциями. К ним можно отнести депрессию (Д), связанную с сменой настроениятревожность и враждебность по отношению к взрослым и детям (ТВ, ТД) (ВВ, ВТ), негативизм, выражающийся в асоциальном поведении- (А) — нетерпеливость (Н) — эмоциональное напряжение (ЭН). Средние показатели по данным признакам оказались наиболее высокими у подростков экспериментальной группы, составленной из детей, по поводу которых родители или учителя обращались в социально-психологический центр (г. Чита). Средние показатели выделенных признаков оказались следующими: Д (депрессия) — 6,4 + 0,8- ТВ (тревожность по отношению к взрослым) — 3,7 + 0,8- ТД (тревожность по отношению к детям) — 4,5 ± 0,4- ВВ (враждебность по отношению к детям) — 2,9 ± 0,7- А (негативизм в асоциальном поведении) — 5,1 ± 0,3- Н (нетерпеливость) — 3,3 ± 2,0- ЭН (эмоциональное напряженность) — 3,2 + 0,7.

При этом в контрольной группе, составленной из произвольно выбранных школьников (достаточно благополучных в плане поведения) средние показатели по тем же признакам дезадаптации оказались намного меньше: Д — 1,6 ± 0,4- ТВ — 1,1 ± 0,9- ВВ — 0,9 ± 0,4- ТД — 0,9 ± 0,6- А — 0,8 ± 0,7- ВД — 0,6 ± 1,5- ЭН — 0,8 ± 1,0 (табл. 10).

Средние показатели по выделенным признакам в группе дезадаптированных мальчиков по сравнению с девочками оказались выше по ВВ, ТД и А, по другим показателям и девочки, и мальчики имеют примерно одинаковые показатели (табл. 11,12).

Анализ усредненных показателей шкалы Д. Стотта с возрастом выявил постепенное уменьшение КД (коэффициента дезадаптированное&tradeот 57,3 + 1,2 (для 13-летних) до 50,7 ± 1,2 (для 16-летних). Однако некоторые показатели шкалы выявили тенденцию к увеличению с последующим сохранением (Д, А), а другиетенденцию к понижению с последующим почти постоянством (ТВ, ВВ, ЭН.

Заключение

Основные выводы.

1. Поскольку дезадаптация личности не может возникать одномоментно, а формируется постепенно, в следствие различной стет ени нарушений адекватного развития Я-концепции, самооцен-к притязаний, потребностей личности, то и психологические средства, предназначенные для коррекции дезадаптации, не могут быть универсальными и раз и навсегда установленными. Различные уровни проявления дезадаптации личности и. индивидуально-психологические особенности испытуемых одного и того же уровня дезадаптации требует дифференцированного подхода к составлению комплекса психокоррекционных средств и их варьирования. изменения в соответствии с успешностью или неуспешностью коррекции в процессе работы с дезадаптивными.

При подборе средств психокоррекции дезадаптации личности мы придерживались принципа комплексности психологических воздействий как на дезадаптированных индивидов, так и на индивидов, окружающих и взаимодействующих с ними. Комплексность воздействия на дезадаптированных заключалась и в том, что в пси-хокоррекционной работе применялись разнообразные сочетания различных индивидуальных и групповых тренингов с цел1 ю выхода на самотренинг: проигрывание ситуаций позитивного взаимодействия и общениявыполнения различных ролей для нахождения способов, редуцирующих проявления дезадаптивного поведениясоздание психологического климата, побуждающего к взаимодействию при опоре на выявленные положительные качества испытуемыхсоздание ситуаций ожидания приятных, позитивных для каждого участника результатов воздействия, общения и т. д.

Принцип личностной ориентированности психокоррекционной работы реализовывался при индивидуальной консультационной и коррекционной работе при обязательном установлении позитивного личностного контакта между испытуемыми и психологом с целью формирования желаний и стремлений дезадаптированного адекватно использовать свой психоэнергетический, адаптивно-когнитивный, интеллектуальный, нравственно-творческий потенциал для самоконтроля.

Сложность подбора психологических средств коррекции дезадаптации личности предопределила организационную, содержательную, целевую, мотивационную, когнитивную стороны психокоррекционной работы.

На основе системного структурно-функционального анализа и структурно-уровневого анализа результатов теоретического и экспериментального исследования отечественными и зарубежными психологами, а также собственно экспериментального исследования дезадаптации личности и ее дезадаптивного поведения, нам удалось:

— Создать целостное обобщенное представление о дезадаптации личности, выразилось в предлагаемом нами определении: «Дезадаптация личности представляет собой психологический феномен, выражающийся в неадекватном поведении личности, обусловленном деформацией реакций организма, психики на вь енние и внешние стимулы, а также установок, ценностных ориентаций, направленности личности».

— Создать программу профилактической психокоррекции и комплекса психологических средств коррекции дезадаптации, нацеленных на минимизацию отрицательных поведенческих проявлений, адаптацию к реальности, личностный рост, которые дают положительный эффект в достижении этих целей. Об этом свидетельствует динамика изменения показателей дезадаптации после выполнения задач всех этапов психопрофилактической коррекци-онной работы. (Главный показатель — средний коэффициент дезадаптации — в экспериментальной группе в результате профилактической психокоррекционной работы уменьшился с 52.2 до 20.7).

2. Три уровня дезадаптации были выделены на основе экспериментального установления деформаций в комплексе психологических факторов и выявления особенностей неадекватного использования психологических ресурсов человека: психоэнергетического (мотивационно-темпераментологические ресурсы), когнитивно-адаптивного (адаптивно-познавательные способности), интеллектуально-креативного и нравственно-творческого потенциалов, тем самым подтвердилась выдвинутая нами в начале исследования гипотеза.

3. Предложенная нами типология уровней дезадаптации иод-ростков с девиантньши формами поведения частным и корреляционным анализом и представлена следующими уровнями.

3.1. Умеренный тип дезадаптации характеризуется в целом позитивной самооценкой и ее разбалансированность касается, в основном, взаимоотношений в семье. Поведенческие реакции подростков с этим типом девиации не выходят за рамки подросткового бунтарства и девиантность обнаруживается, в основном, в семейных взаимоотношениях (17.6% подростков). Незначительные отклонения самооценки от нормы (понижение или повышение) отражаются в их недоверии к людям, в проявлениях депрессивности, подверженностью влияниям неблагоприятных условий среды, тревожности по отношению к сверстникам и в некоторой эмоциональной напряженности. Эти отличительные черты и образуют комплекс психологических факторов, детерминирующих дезадаптацию личности на первом уровне.

С точки зрения неадекватного использования психологических ресурсов человека отклонения в поведении испытуемых можно объяснить незначительными нарушениями в использовании психоэнергетического и когнитивного адаптивного потенциала.

3.2. Тотальный тип дезадаптации (2 уровень) характеризуется выраженностью девиантного поведения не только в семье, но и повсеместнодесоциализированное поведение их выходит за рамки обыкновенного подросткового бунтарства и реализуют нестабильность их самооценки и амбивалентность личностных проявлений (41.2% подростков).

Комплекс психологических факторов в наибольшей степени определяющих дезадаптированных данного уровня, составляет низкий самоконтроль, эмоциональная напряженность и связанная с ней личностная тревожность (у эмотивных, возбудимых, экзальтированных), асоциатьность, тревожность по отношению к сверстникам.

Подростков данного уровня дезадаптации отличает заметное неадаптивное использование психологических ресурсов человека: психоэнергетического потенциала (его расходование в связи с деформированными мотивами), когнитивного и интеллектуально-креативного потенциалов (расходование на обдумывай реализацию дезадаптивных форм поведения),.

3.3 Деструктивный тип дезадаптации (3-й уровень) характеризуется несбалансированностью поведения, диссоциированной самооценкой, выраженными личностными нарушениями, некритичностью, отсутствием самоконтроля и проявляется в стойком деза-даптивном поведении с эпизодами делинквентности (38.2% подростков).

Комплекс наиболее выраженных психологических факторов, определяющих данный уровень дезадаптации включает в себя такие особенности личности как асоциальность, недоверие к людям, напряженность, тревожность по отношению к сверстникам (чувствительность к их оценкам), болезненность. Практически все психологические ресурсы человека используются неадекватно, лишь в различных формах дезадаптивного поведения. Особенно выпукло дезадаптивность проявляется в нравственно-творческом потенциале резко негативного характера.

3.4.Психологические средства коррекции дезадаптации личности, использованные в нашем исследовании, представляют собой комплекс взаимодействующих моделей деятельности психологов, состоящей из:

— организационные модели, позволившие реализовать системный подход к созданию единого реабилитационного пространства (социально-психологический центр г. Чита) — l'/'O.

— психопрофилактической модели, основанной на гипотезе о факторах риска, выдвинутых классиками психиатрии (П.Б Гануш-кин, А.Е. Личко);

— психодиагностической модели, усматривающей организацию комплексного обследования испытуемых с одновременным переходом в психокоррекционную работу с ними (A.C. Спиваковская);

— психокоррекционные модели, требующие личностно-ориентированного подхода на основе установления личностных ресурсов испытуемых (Э.Г. Эйдемиллер, В.И. Кабрин).

3.5. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы и отбора психологических средств коррекции.

3.5.1. У подростков экспериментальной группы достоверно уменьшились показатели дезадаптации, по величине приблизившиеся к показателям контрольной группы.

3.5.2. Применение программы психопрофилактической коррекции определило позитивные изменения во всей личностной структуре подростков экспериментальной группы и в особенности эмоциональной сфере, стабилизировало и приблизило к адекватной их самооценку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию.-Екатеринбург, 1995. — 224с.
  2. A.A. О сотрудничестве врача и психолога в лечебном процессе, задачи их совместной подготовки на кафедре медицинской . -В кн.: Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995. -С.165−170.
  3. Э.М. И.Н.Гильяшева. Адаптированный, модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла.// Методические рекомендации. Выпуск № 6. 1995. -М.: Фолиум. — 40 с.
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.: 1993. -400 с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Наука, 1976. С. 36
  6. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Докт. дисс. Томск, 1997. — 301 с.
  7. М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. //Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. -Тюмень, 1985.-6.-С. 5−11.
  8. А.Г. Профилактика суицидальных действий. Методические рекомендации. М., 1980, 27 с.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
  10. С.Д. Микросфера и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван, 1980.
  11. И. К тренингу. //Журнал практического психолога. -1998. -№ 46.-С. 21.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. — С. 601.
  13. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. -М: Педагогика, 1985.-207 с.
  14. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Издательство МГУ, 1990. — 367 с.
  15. А.Г. У истоков психоаналитической педагогики. /Предисловие к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми». М.: Педагогика, 1991.-144 с.
  16. .А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов.// В кн.: Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 39−45.
  17. Г., Богач В., Лысенко В. Психологические проблемы неуспевающих детей. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. — Т. 7. — С. 128−133.
  18. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. -221 с.
  19. A.C. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1981. — 126 с.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. -295 с.
  21. Берн.Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб, 1994.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с,
  23. М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1997. -298 с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-309 с.
  25. И.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами. //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. С. 57−82.
  26. . Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  27. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М.: Изд-во «Филин», 1966. С. 398−407.
  28. И.Ю. «Гедонистический риск» и отклоняющееся поведение молодежи. /В сб. Психологические проблемы. отклон. по-вед. школьников. М., 1990. — С. 45−54.
  29. Б. С. Мишина О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность. //Вестник МГУ, сер. 14. Психология. — 1982. — № 1. — С.12−19.
  30. B.C. Аномалии личности.- М., 1988.
  31. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  32. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  33. В.М. Опыт использования HAND теста в этнопсихологии. //Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, — № 4. — С. 110−117.
  34. Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб.: Питер, 1988. — 336 с.
  35. Э. Диагностика афессивности: Тест руки Вагнера. -Минск: МП.ДР.-Кара, 1996. 20 с. 36.илюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  36. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тесты. М., 1993. — С. 3−28.
  37. Л.С. Проблемы возраста. //Собрание сочинений.
  38. Л.С. Избранные психологические исследования. -М. 1956.40. .Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.М., 1984. т. 4. -432 с.
  39. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Издательство МГУ, 1985. — 45 с.
  40. И. Модифицированный вариант методики Р.Кэтгелла. СПб., 1996.-20 с.
  41. Э.А. Комплексное исследование особенностей человека. //Вопросы психологии. 1986. -№ 6. — С. 18−32.
  42. Л.А., Алмазов Б. Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — С. 15.
  43. Н.В. Опыт организации работы по профилактике деви-антного поведения в сб. Материалы областной научно-практической конференции «Пути преодоления детской беспризорности». — Чита, 1997. — С. 83−87.
  44. Н.В. Учебная тревожность как фактор дезадаптации младшего школьника. Методические рекомендации. Томск, 1999, -44 с. 50. .Гузяева Н. В. Проблема оценки эффективности психопрофилактики и психокоррекции. // Вестник ТГПУ. 1999 (в печати).
  45. Н.В. Особенности организации профилактической и психокоррекционной работы при дезадаптивном поведении. //Вестник ТГПУ. 1999 (в печати).
  46. А.А., Железнякова Е. А., Смирнова Г. Г. Критерии социально-педагогической дезадаптации в анализе девиантного поведения подростков. // Психологический межвузовский вестник. -М., 1994.
  47. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполпоценности.//Вестп. Сан-Пет. Ун-та. -Серия 6.-Вып. 1 (№ 6), 1996. -С.59−68.
  48. Диагностика школьной дезадаптации /Под ред. Беличевой С. А. -М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. 126 с.
  49. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  50. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. //Под ред. В. Н. Панферова. Псков, 1994. — 280 с.
  51. Ю.М., Попова М. Активные групповые методы сонная .ого обучения. //Журнал практического психолога. 1997. -№ 6. — С.33−47.
  52. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976.
  53. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии., -Томск, 1993.-272 с.
  54. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. //Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С.59−72.
  55. А.И. Неврозы у детей и подростков. -Л., 1988. 43 с.
  56. Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. //Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 59−63.
  57. Г. Л. Групповые методы психотерапия и психокоррекции. //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1963. — С. 231−354.
  58. Г. Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе //Патохарактерологический опросник для подростка. Л., 1987. -С. 20−25.
  59. В.И. Транскоммуникации и личностное равновесие: Психология коммуникативного развития человека как личности.-Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 256 с.
  60. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии. 1984. — № 4. -С. 89−95.
  61. Я.М. Судебная психиатрия. М., 1981.
  62. Е. Р. Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. //Психологический журнал. -1995.-Т.16. -№ 1. С. 115−121.
  63. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1998.-269 с.
  64. H.A. Социальные нормы и отклонения. (2 изд.) М.: Вита-Прогресс, 1997.
  65. Ковалева А. И, Социология личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1966.
  66. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени. //Социологические исследования. 1998. — № 8. — 57 с.
  67. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  68. В.Г. Девиантное поведение у подростков. М.: Беларусь, 1988.-207 с.
  69. М.Ю. Психологические особенности психосоциального развития подростков. //Журнал практического психолога. -1997. -№ 3. С. 10−13.
  70. Ю.А., Будникова Е. И. Психолого-педагогическая служба школы. //Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов — на — Дону, 1995.-С. 139−146.
  71. В.М. Криминология семейного неблагополучия. -Пермь: Кн. Из-во, 1987. 180 с.
  72. H.A., Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения в человеческом познании. //Сибирский психологичекий журнал. 1997. -№ 5. — С. 43−49.
  73. И.Н. К вопросу об истоках проявления отклоняющегося поведения личности. //Материалы межд. Научно-практической конференции. Орел, 1996. — С. 75−78.
  74. А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972. — 120 с.
  75. А.И., Веруинская Л. Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.
  76. А.И. Психофизиологические проблемы исследования аг ¿-1вности человека. //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.25
  77. В.Н. Социальное и биологическое в антисоциальном поведении. //Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977.-С. 152−158.
  78. И.А., Сафуанов Ф. С., Савина О. Р. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных личностей вкризисной ситуации. //Психологический журнал. 1991. -Т. 12, -№ 3, — С. 57−67.
  79. С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе.-СПб., 1996.- 126 с.
  80. Т.Н. Сравнительный анализ психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. //В сб.: Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.-С. 119−124.
  81. Т.Н., Мумер О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». СПб., 1995.
  82. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. //Журнал практического психолога. 1997. — № 3. — С. 42−60.
  83. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте, — Прага, 1984.
  84. Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе. //Журнал практического психолога. М.: Фолиум, — 1998. — № 2. — С. 42−51.
  85. Н.С., Райская М. И., Грибанова Г. В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. М., 1988.
  86. К. Акцентуированные личности. М, 1989. — С. 388.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, — 1975.-304 с.
  88. А.Н. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.- 216 с.
  89. B.C. Структура личности: характер, способности, самопознание. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. — 107 с.
  90. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. (Изд. 2-е, доп. и перераб.) — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  91. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 444с.
  92. К. Агрессия: перевод с нем. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.-272 с.
  93. В.В., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии. -//Вестник МГУ, 1987. -сер. 14. Психология. № 2. — С. 46−54.
  94. Д. Социальная психология. /Перев. с английского -СПб.: Питер-Ком., 1988. 688 с.
  95. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. //Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 93−99.
  96. С.И. Психология тренинга. СПб.: Академический проспект, 1997, — 387 с.
  97. Манова-Томова В.С., Пирсов Г. Д., Понушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте. София, 1981.
  98. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981.-284 с.
  99. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемна Я образа в ситуации социального перелома. //Журнал практического психолога. 1995. — № 5. — С. 61−68.
  100. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. — С. 116−118.
  101. Мид М. Культура и мир детства. М., 1992.
  102. В.П., Коростченкова Н. И. Влияние неблагоприятного психологического климата семьи на развитие детей. //Проблемы многоуровневой подготовки в вузе. Кемерово, 1994. — С. 46−58.
  103. К орено Д. Психодрама. М., 1996. — 199 с.
  104. В.А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых «трудных детей» в условиях массовой школы. //Эмоциональный стресс и пограничное нервно-психическое развитие. Л., 1977.-С. 124.
  105. М>й P. Искусство психологического консультирования. М., 1994. -С. 118.
  106. М’ягер В. К. Мишина Т.М. Семейная психотерапия.//В кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. -С. 297−310.
  107. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 224 с.
  108. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК., 1995.-357 с.
  109. П.А. Проблема «ненормативного» психического развития. //Вопр. психологии. 1994. — № 6. — С. 49−57.
  110. A.A. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.-С. 32−39.
  111. И.А. Трудный успех. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  112. И.М., Барднер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб — Риа, «Эксперимент», 1996. — С. 80.
  113. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. Общение и формирование личности школьника. М.: Просвещение, 1987. -143 с.
  114. Л. Ф., Шаграева O.A. Образ жизни семьи как условие психического развития ребенка.//В сборнике: Семья, тендер, культура. М., 1997. -С.64−170.
  115. Р.В. Справочная книга школьного психолога. (2-е изд.) М.: Просвещение, 1996. — С. 352.
  116. Г. Г. Психическая средовая адаптация и Я-концепция несовершеннолетних. //Дети молодежь — общество. -Челябинск, 1995.-С. 104−106.
  117. А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции. /Магистр. М., 1966. -№ 1. — С. 52−64.
  118. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет.//Под редакцией И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М., 1988, — 192 с.
  119. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. ML: Изд-во МГУ, 1982. -С. 168.
  120. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов — на — Дону.: Феникс., 1996. — Т. 2. -416 с.
  121. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992
  122. В.А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов — на — Дону., 1996. — 509 с.
  123. В.А. К психологии активности личности. //Вопросы психологии. №> 3 — 1975. — С. 34−43.
  124. . Избранные психологические труды М., 1969.
  125. К.К. Структура и развитие личности. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  126. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. — С. 83−90.
  127. A.M. Дети без семьи. М., 1990.
  128. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. //Под ред. Дубровиной И. В. М.: Международ' педагогическая академия, 1995. — 222 с.
  129. Психическое развитие воспитанников детского дома. /Под ред. д>оровиной И.В., Рузской А. Г. М., 1990.
  130. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: Сб. науч. трудов. М.: Изд. АПН СССР, 1990. — С. 160.
  131. Психологический словарь. /Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Ю. Г. М.: Педагогика-Пресс. 1997. — С. 11−13, 85, 265−266, 336, 393. 385−386.
  132. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации. Уч. пособие. Свердловск. 1987. — 75 с.
  133. Психология развивающейся личности. /Под ред. А. В. Петровского.-М., 1987.-260 с.
  134. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  135. H.H. Разработка психометрической модификации 8-цетного варианта теста Люшера. //Психологический журнал. -1995. Т.16. -№ 11.-С. 23−25.
  136. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. Дубровиной И. В. -М.: Просвещение, 1991.-С. 303.
  137. .А. Замкнутый круг социальной дезадаптации. //Сб. Педагогическая наука и образование Томской области. Томск, 1994.-С. 24−26.
  138. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
  139. A.A. Характерологические особенности подростков делинквентов. //Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 139−144.
  140. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. — С. 163−166.
  141. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Издат. группа. «Прогресс», Универс., 1994. 480 с.
  142. Н.М. Роль семьи в условиях социальных трансформаций. М&bdquo- 1997. — С. 114−120.
  143. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. — 173 с.
  144. С.Я. Экспериментальные методики психопатологии. -М&bdquo- 1990.
  145. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. — 123 с.
  146. М.Г., Семенов С. Д., Стойко Н. Г., Чиганова С. Д. Опыт работы Красноярского центра социального здоровья «Каминский» с девиантными подростками. //Вестн. психосоц. и коррекци-онно-реабилитационной работы. М., 1996. — № 3. — С. 5*> ^5.
  147. Г. Стресс без дистресса. М, 1979.
  148. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. Метод, рекоменд. в помощь педагогам-практикам. М., 1991. — 16 с.
  149. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции //Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 6. — С. 57−63.
  150. В. Я. Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. — 209 с.
  151. С.Л. Дети с аффективным поведением. М., 1966. л
  152. И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. -М.: Прогресс, 1996. С. 235−242.
  153. М.И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирования. Киров, 1990. — 76 с.
  154. Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989, 215 с.
  155. Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях. //Мир психологии и психология в мире. М., 1995. — № 3. — С. 123−131.
  156. Социальная дезадаптация детей и подростков: причины, проявления, преодоление. /Под ред. Иовчук Н. М., Сидорова Н. Р. М.: Московский департамент образования, 1995 — 110 с.
  157. A.C. Профилактика детских неврозов.(комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. -200 с.
  158. Е.Б. Противоречия и проблемы жизни подростка // Журнал практического психолога.- 1997. -№ 3. С. 134−146.
  159. .М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961
  160. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -450 с.
  161. В.В., Мухлыгина О. В. Динамика дизадаптационных проявлений у учащихся средней школы.//Журнал практического психолога. 1997. — № 5. — С. 40−45.
  162. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. //Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 6. — С. 38−41.
  163. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  164. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -144с.
  165. Ю.И. Психология подростка. М. Российское педагогическое агенство, 1997. — 698 с.
  166. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447 с.
  167. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. /Под ред. В. П. Ильина. Минск, 1996. — 192 с.
  168. X. Мотивация и деятельность. М., 1986 — 406 с.
  169. Е.Д. Нейропсихология. М., Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.
  170. JI., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-608 с.
  171. Э.Г., Кулаков С. А. Групповая психотерапия у подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, t //Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. -№ 3. — С. 118−125.
  172. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1996. -327 с.
  173. Энциклопедия психологических тестов: Личность, мотивация, потребность, общение, лидерство. М., 1997.
  174. Межличностные отношения. М., 1997.
  175. Aster R., Wakefield J. The relationships between parents personality and their ratings of their preschool behaviors. //Pers. And Individ. Diff. 1990.- 11,№ 11.-P. 1131−1136.
  176. Aviram A. Personal autonomy and the flexible school. // Int. Rev. Educ. 1993. — 39. — № 5. — P. 419−433.
  177. Baldwin A. Personal structure analysis //Journal of Abnormal and Social Psychology, 37. P. 163−183.
  178. Bandura A. Social Learning theory ofidentificatory processes. — In: D.A. Goslin (ed.), Handbook of socialization Theory and research, R. Rand McNally. — 1969. — P. 99−100.
  179. Bisserbe J.C., Boulenger J.P. Les effects negatifs de Fanxiete. //Sci. Etvie.-1989.-Hors. Ser. № 168.-P. 114−119.
  180. Dollard J.et.al.Frustration and Agression- New-Haven, Vale. -1939.
  181. Eisenberg L. School phobia: A study in the communication of anxiety. American Journal of psychiatry, vol. 114. P. 712−718.18: ikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton. 1968. P. 175.
  182. Hartmann H. Ego Psychology and the problem of adaptation. New York. — 1958.-P. 10.
  183. Lazarus R.S. Psychological steess and the coping process. -New-York: McGraw Hill. 1966.
  184. MoslowaN. Motivation and personality. N.Y. Harper., 1970.
  185. Moos R.N. The human context: Environmental determinants of behavior. New York: Wiley. 1976. -P. 124−125.
  186. Phyllips L. Human adaptation and his failures. Academic Press. New-York and London, 1968.
  187. Ratter J.B. The psychological situation in Social learning theory in D. Magnussen (Ed.) Hillsolade, NJ.: Erlbaum, 1981.
  188. Relationships between hand test variables and maladjustment in school childreen. /Hiisenrath M., Sivec H. // J.Person. Assesment. -1990. 55. -№ 1,2. — P. 344−349.
Заполнить форму текущей работой