Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма поддержки российского бизнеса на международных рынках

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях слабо диверсифицированной и ассиметричной структуры внешнеторгового оборота система государственной поддержки отечественных экспортеров с использованием финансовых механизмов и тарифного регулирования, по обоснованному мнению автора, не сложилась. Необходимо дальнейшее укрепление нормативной базы, изучение и апробирование более разнообразного набора средств и методов регулирования, при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ^ 1. Изменение роли государственного регулирования иод влиянием экономической либерализации
    • 1. 1. Тенденции развития государственного регулирования в условиях глобализации
    • 1. 2. Переходный период в России: от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность к гибкому регулированию.34″,
    • 1. 3. Условия, и факторы международной конкурентоспособности российской экономики.54,
    • 1. 4. '. Проблемы и, формы согласования' интересов* государства и бизнеса
  • Глава 2. Методы, государственной поддержки* российских компаний при выходе на внешние рынки
    • 2. 1. Экономическая дипломатия' как новая" формам государственного сопровождения и"поддержки бизнеса
    • 2. 2. Соотношение методов, экономической- и внеэкономической поддержки.'
    • 2. 3. Государственная поддержка бизнеса* и инструментыv нетарифного регулирования
  • Глава 3. Направления повышения' конкурентоспособности российских компаний на мезвдународных рынках товаров и услуг, в условиях присоединения к ВТО
    • 3. 1. Техническое регулирование как система методов обеспечения конкурентоспособности компаний
    • 3. 2. Международные стандарты управления, международными потоками финансовых ресурсов
    • 3. 3. Институциональные условия государственной поддержки и обеспечения-деятельности бизнеса в условиях ВТО

Совершенствование механизма поддержки российского бизнеса на международных рынках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Глобализационные процессы в мировой экономике выражаются в наиболее общем виде как последовательное устранение экономических границ и создание условий для свободного обращения всех факторов" производства. Государство, как таковое, постепенно отстраняется от участия в хозяйственных связях, в т. ч. во внешнеэкономической деятельности, уступая’место частным операторам, приобретающим статус самостоятельных субъектов международных экономических и правовых отношений.

Курс на присоединение России к ВТО тесно связан с политическим выбором фактически открытой модели рыночной экономики, что должно быть обеспеченов качестве конечнойцели трансформации национального хозяйства. Принятие данной моделипрактически стирает границы между внутренним и внешним рынком, превращая экономическое пространство страны в часть общемирового экономического пространства. 1.

Перспективы закрепления сырьевой специализации, асимметрия в едином экономическом пространстве, сжатие экономической территории, вплоть до потери страной экономического суверенитета — это лишь часть проблем, с которыми Россия может столкнуться на пути к рыночной экономике открытого типа. Необходимость государственного регулирования процесса перехода к открытой экономике, тесные партнерские отношения власти и частного" предпринимательства в этом.

1 Согласно методике ООН характеристика открытости национальной экономики определяется соотношением суммарной доли экспорта и импорта к объему бюджета страны. По расчетам автора, общая сумма экспорта и импорта в 2006 году превышала объем доходов консолидированного бюджета РФ более чем на 50% (при исчислении внешнеторгового оборота по методологии платежного баланса) и более чем на треть (при исчислении суммарного оборота экспорта и импорта по данным таможенной статистики. процессе являются обязательными условиями, обеспечивающими устойчивость и защищенность национальной экономики и отечественного бизнеса от комбинированного воздействия негативных внешних и внутренних факторов.

Основной тенденцией развития международных экономических связей является дальнейшая либерализация торгового режима* в целях повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости, непрерывного увеличения реального дохода и эффективного спроса, полного использования* мировых ресурсов, расширения производства и обмена товарами.

В условиях глобализации модель открытой экономики влечет за собой соответствующие изменения в административных, правовых, финансовых механизмах государственного" регулирования. Меняется соотношение между правилами международного регулирования, региональными нормами и национальными системами хозяйствования.

Одновременно" с экономиками всех стран мира российская экономика вступает прямо и косвенно в процессы транснационализации и глобализации мировой экономики в целом. При таких обстоятельствах регулирование экономического поведения отечественного бизнеса нацеливается на гармонизацию общенациональных и корпоративных интересов.

Успешное развитие и функционирования национального бизнеса во многом зависит от эффективности государственной поддержки, защиты и лоббирования его интересов на международном уровне. При этом социальный договор между государством и бизнесом должен предполагать выстроенную систему взаимной ответственности и гарантий с четким разграничением полномочий.

Одной из важнейших задач государства в условиях открытой экономики является обеспечение безопасности бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, создание благоприятных условия для взаимодействия рынков капитала, товаров и услуг. Государство становится"по-отношению к бизнесу поставщиком услуг ориентированных на: формирование инфраструктуры развития бизнесасоздание и реализацию механизмов защитывнедрение систем правового, экономического и технического регулирования рисковформирование условий повышения конкурентоспособности компаний. Вместе с тем эта задача является составной частью политики обеспечения устойчивого и экономически безопасного развития регионов и экономики страны в целом:

В данной работе рассматриваются относительно новые тенденции в государственном регулировании деятельности отечественного бизнеса на международных рынках: переход от прямоговоздействия на внешнеэкономический* обмен к гибкой экономической дипломатии, гарантирующей прочную основу и защиту деятельности, отечественного бизнеса за рубежомметоды и средства поддержки экспортной деятельностиметоды нетарифного и технического регулирования рисковинфраструктурные решенияи правовые решения, направленные на защиту и поддержку российских компаний, на внутреннем* и зарубежных рынках в условиях признаниянорм ВТО, МВФ, МОТ и других международных организаций.

Актуальность данных вопросов очевидна, особенно сейчас, когда на повестке дня формирование долгосрочной стратегии развития страны, нацеленной на обретение нового качества развития — кардинальное повышение конкурентоспособности, в т. ч. самих субъектов хозяйственной деятельности России, качества и темпов экономического роста.

Степень научной разработанности темы. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимательства постоянно привлекают внимание исследователей. Особенно острые дискуссии развернулись, в первой половине девяностых годов. В российской государственной, предпринимательской и научной среде они были связаны со стремлением оценить последствия либерализации внешнеэкономической деятельности для всех участников. Новым содержанием наполнились исследования5 после мирового финансового кризиса и частичного российского дефолта, а также начавшейся < адаптацией российской-системы регулирования к условиям присоединения к ВТО. Больше внимания уделяется изменениям, происходящим в роли и значении^ государственного регулирования в условиях глобализации и усилении международной конкуренции за качество институтов рынка и методов взаимодействия, между бизнесоми властью.

Различным аспектам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и деятельности российского, бизнеса на мировых рынках посвящены работы таких известных российских исследователей, как: А. Барковский, О. Богомолов, А. Булатов, Р. Гринберг, Э: Грязнов, С. Глазьев, М. Головнин, С. Долгов, А. Либмащ В^Орешкин, М: ОсьмоваС. Ситарян, Б. Смитиенко,. Б. Хейфец, И. Фаминский, Ю. Шамрай и многих других.

Вопросывлияния глобализации на взаимоотношениягосударства и бизнеса, а также последствия* присоединения России к ВТО для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и отечественных корпораций, рассматриваются в своих исследованиях А. Дынкин, И. Дюмулен, М. Ершов, И. Иванов, Е. Ищенко, В'.Кушлин, Н. Ливенцев, — А. Лисицын-Светланов, В. Мау, С. Меньшикова, Я. Лисоволик, А. Наговицын, А.ОболенскийВ.Овчинников, В. Перская, А. Портанский, С. Сильвестров, Ю. Шишков, Н. Шмелев и др., Работы этих авторов, а также ряда других использовались в ходе проведенного исследования, при обосновании различных аспектов, избранной темы.

Среди зарубежных исследователей, внесших заметный вклад в развитие рассматриваемых проблем, следует отметить У. Бека, Р. Грэхэма, Д. Карро, П. Лами, А. Ослунда, М. Портера, М. Пебро,.

А.Райнша, Дж. Сакса, Дж. Сороса, Дж. Стиглица, Г. Сэмпсона, Д. Тарра, П.Фишера.

Вместе с тем в экономической научной литературе и официальных документах, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность отечественных компаний, остается много пробелов в понимании механизмов взаимодействия государства и бизнеса в открытой экономике в интересах обеспечения национальной конкурентоспособности-. И дело даже не в том, сокращаются* или нет границы экономического' суверенитета государства, хотя эта тема также все еще находится на периферии экономических исследований. Важнее другое — то, что-институты государства и предпринимательской среды должны изменять технологии и методы взаимоотношений впроцессе партнерства, с тем, чтобы эффективным итогом стало повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса на внешних рынках.

Осознание необходимости такого подхода стало формироваться-только в последние годы, с накоплением ресурсову государства и формированием более перспективных интересов,' чем в 1990;е гг., у российских предпринимателей. В этой связи обобщение накопленного российского и зарубежного опыта, а на этой основе дальнейшая научная разработка механизма поддержки отечественного бизнеса, выходящего на международные рынки, будет способствовать повышению конкурентоспособности и устойчивости развития" в,> долгосрочной перспективе российской экономики.

Цель и задачи' исследования. Главной целью диссертационного исследования является научное обобщение происходящих изменений во взаимодействии государственных институтов и частного предпринимательства в условиях высокой степени открытости российской экономики, в т. ч. в ходе присоединения к Всемирной Торговой Организации, и методологическое обоснование практической разработки соответствующих инструментов государственной поддержки отечественного бизнеса.

В соответствии с поставленной целью в работе решался ряд взаимосвязанных задач, в том числе:

• влияние экономической глобализации на изменение роли и функций государственного регулирования экономического развития, в интересах обеспечения международной конкурентоспособности национальной экономики;

• уточнение условий, факторов и инструментов обеспечения конкурентоспособности российской экономики в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности;

• выявление направлений и форм партнерского взаимодействия государства с частным бизнесом, развивающихся в результате проводимого реформирования институтов исполнительной власти;

• систематизация требований. Всемирной Торговой организации к государственному регулированию и поддержке отечественного бизнеса на внешних рынках;

• определение тенденций в развитии методов государственной поддержки российских компаний при выходе на внешние рынки;

• разработка организационно-правовых основ государственной поддержки и обеспечения деятельности бизнеса в условиях ВТО;

• выявление направлений повышения конкурентоспособности российских компаний на международных рынках товаров и услуг в условиях присоединения к ВТО.

Объектом исследования является трансформация механизма государственной поддержки деятельности российских компаний на международных рынках, их соответствие условиям Соглашений ВТО и широко используемым инструментам в практике постиндустриальных и развитых экономик стран.

Предметом исследования выступает совокупность экономических и организационно-правовых отношений государства с компаниями, с саморегулируемыми ассоциациями и объединениями предпринимателей в процессе согласования интересов с целью обеспечения, как международной' конкурентоспособности' российской экономики, так и адекватного российскому потенциалу места в мировомхозяйстве.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения экономической5 теории о роли и" функциях государства в экономике, о границах его вмешательства в современных условиях мирового развития в деятельность хозяйствующих субъектов, механизмах ее регулирования, используемых в разных странах, о развитии конкурентных отношений на международных рынках.

В работе использованы методы структурно-функционального подхода, экспертных оценок и международных сопоставлений" а также сценарный подход. Использованы так же официальные материалы и документы различных министерств и ведомств, обширный фактологический и статистический материал, а также доклады и исследования Всемирного Экономического Форума, Организации экономического сотрудничестваи развития, Всемирной Торговой Организации и Мирового банка.

Научная новизна и основные научные результаты.

Научная новизна состоит в том, что с помощью анализа и обобщения международных тенденций в трансформации системы государственного регулирования и на основе уточнения представлений о содержании экономического суверенитета государства выявлены объективно обусловленные требования к развитию партнерских отношений между институтами государства и частного бизнесаизложена целостная концепция гармонизации действующих технических стандартовсформулированы предложения и рекомендации по ускорению процесса продвижения и поддержки национально ориентированных интересов отечественных компаний на внешних рынках. Так она заключается в следующем:

1. На базе исследования процесса глобализации, основанного на интернационализации всей общественной жизни и содержательно наполненного либерализацией и унификацией самых разнообразных форм социального и экономического общения, сформулированы глубинные трансформации в основах национальной государственности, обусловливающие существенные измененияв механизме государственного регулирования всех сфер хозяйственной жизни, в т. ч. России как полноценного субъекта мирового хозяйства.

2: Доказано, что процесс присоединения, России к ВТО повлечет существенные изменения в роли, функциях, статусе государства в экономических и гражданско-правовых отношениях, а также в> правовом положении-субъектов частного-права. В этой связи автором1 предложено ускорить формирование экономического и" институциональноправового • режима, обеспечивающего поддержку и защиту национального бизнеса на внешних рынках.

3. Доказано, что участие в составе ВТО требует поиска новых форм администрирования и регулирования, поскольку государственный аппарат частично утрачивает контроль за разработкой внутренних правил, норм и инструментов экономического управления и регулирования, в.ч. выработка единых требований к государственным регуляторам рынка и повышение их ответственностиразработка органами исполнительной* властш и саморегулируемыми организациями общих и специальных необходимых технических регламентовразвитие системы саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельностиускорение процесса реформирования системы аккредитации и сертификации, существенно осложняющей отечественным производителям товаров и услуг получение сертификатов, признаваемых в большей части стран ВТО.

4. Доказано, что техническое регулирование в условиях открытого рыночного хозяйства выступает одним из главных и всеохватывающих механизмов выстраивания партнерских отношений между государством и частными компаниями в рыночной конкурентной среде. Оно направлено с одной стороны, на защиту национального потребителя и рынка от недобросовестной международной конкуренции, с другой- — на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции-национальными производителями.

Основными научными результатами диссертации являются: ¦ Определение глобализации как необратимого процесса интернационализации всей общественной жизни, содержательно наполненного либерализацией самых разнообразных форм социального и экономического общения^ которая’не только-открывает новые каналы трансграничного^ свободного перелива материальных, человеческих, интеллектуальных или финансовых ресурсов, но одновременно пробуждает и катализирует глубинные изменения в основах государственности. До последнего времени наиболее эффективной во всех отношениях формой организации общества оставалось государство. На его уровне принимались всегда основные политико-экономические решения, затрагивающие производство, распределение и использование различных ресурсовобеспечивались различные направления национальной безопасности, определялись основные направления и инструменты экономической политики, поддерживался баланс между экономически эффективным и социально справедливым развитием общества.

Именно этот баланс нарушает глобализация, поскольку возникает несоответствие реальных полномочий между традиционными государственными институтами принятия решений и новыми наднациональными и международнымиорганизациями, контролирующими необходимые дляих реализации" основные ресурсы и экономические процессы.

Перечень сфер экономики, которые все активнее подвергаются: воздействию, международных норм экономического регулированияи контроля со стороны международных торгово-экономических, финансово-кредитных и валютпо-финансовых органов и организаций изменяется. Он расширяется и детализируется.

В связи с тем, что в рамках ВТО уже сформирован механизм регулирования не только внешнеэкономической' деятельностино5 и аспектов" формирования конкурентной среды на внутреннем рынке, доступаиностранных субъектов до1 формирования государственных резервов' и пр., — все этопредполагает ускорение процесса создания: и обеспеченияего? функционирования внутри странового, российского: механизма: регулированияэкономического и институционально-правового режима-! нацеленного на • поддержку и. защиту национального бизнеса на внешних рынках.

Сделан также аргументированный, вывод, что безпоиска новых форм администрирования и регулирования государственный аппарат частично* утрачивает контроль за разработкой внутреннихправил, норм и инструментов экономического управления-и регулирования. В условиях, глобализации информационных, потокови финансово-экономических процессовпод влиянием наднациональных и транснациональных", организаций' пересматриваются перспективы и масштабы экономического? суверенитетакак на уровнегосударства, так и местных самоуправляемых национально-территориальных, образований. Выявленыи уточнены условия, факторы и инструменты обеспечения конкурентоспособности российской экономикиСреди: них: отсутствие ясных, четких и единых требований к государственным регуляторам рынка и к процессам государственного' регулированияотсутствует ответственность государственных регуляторовнеудовлетворительное состояние реализации ФЗ «О техническом регулировании" — не разрабатывается органами исполнительной власти и саморегулируемыми организациями необходимое количество общих и специальных технических регламентовнеразвита система саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельностисистема аккредитации и сертификации находится в стадии реформирования, что создает большие проблемы для' отечественных производителей товаров и услуг при получении сертификатов, признаваемых в большей части стран ВТО:

Определено, что внешняя конкурентная среда (в том числе в рамках ВТО) не управляется ине регулируется с российской стороны. Отечественные товары, услуги, финансы, кадры при экспорте сталкиваются с требованиямина удовлетворение которых требуется* производить затраты, резко снижающие их конкурентоспособность. В, свою"очередь, российская таможенная граница достаточно свободно преодолевается иностранными конкурентами. Происходит потеря национального рынка в значительной части секторов экономики (известный порог утраты суверенитета и экономической безопасности по различным видам деятельности составляет 20−30% импорта).

На основе обобщения опыта международных организаций предложены области и способы отражения результатов хозяйственной деятельности в единых форматах на основе единых стандартов отчетности, в первую очередь экспортеров.1 Определены так же области и способы использования российскими компаниями международных механизмов капитализации активов, особенно нематериальных, на основе использования стандартов Системы менеджмента качества (далее — СМК), что ставит их в неравное положение по отношению к иностранным компаниям. Предлагается создать конкретныеблагоприятные условия для прямого (без посредников) доступа к передовым технологиями инновационным и инвестиционным механизмам и увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции, и услуг.

Обосновано, что в условиях жесткой конкуренции не только между экономическими субъектами, но и в условиях экономической конкуренции между государствами в целом, государство призвано обеспечить российские компании тем же арсеналом правовых и экономических инструментов, которые имеютсяв распоряжении их иностранных конкурентов нешироко используются.

Предложены основные минимально необходимые организационно-управленческие меры, которые должна содержать национальная система содействия отечественным. компаниям:

• государственная поддержка конкурентоспособности национальных предприятий, посредством целевого — содействия инновационным предприятиями целевых дотаций в сфере исследований;

• государственная поддержка осуществления отечественных, инвестиций за рубежом посредством предоставления государственных гарантий и страхования от политических и экономических рисков, а. так же посредством финансирования инвестиционных проектов;

• государственная поддержка экспортной деятельности посредством предоставления государственных гарантий и страхования от политических и экономических рисков, а так же посредством финансирования экспортных сделок;

• обеспечение правовой, защиты интересов отечественных предпринимателей от политических и экономических рисков за рубежом посредством обеспечения доступа к эффективным механизмам разрешения споров между частными субъектами и государствами.

Для реализации вышеназванных мер автором сформулированы предложения, которые приоритетно должны получить отражение на уровне федеральных законов, и в частности урегулирования вопросов оказания государственного содействия путем предоставления государственных гарантий против. инвестиционных и экспортных рисков.

Важным элементом системы перераспределения рисков между отечественными предприятиями и государством должны и в условиях ВТОоставатьсядвусторонние' международные договоры РФ с иностранными государствами о. поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также договоры о торговом* и экономическим сотрудничестве.

Автором" предложено для" обеспечения эффективной защиты интересов отечественных предпринимателей^ за рубежом* расширить количество двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о торговле и экономическом сотрудничестве. Упомянутые двусторонние договоры являются необходимой-предпосылкой принятия государством на себя ряда рисков, связанных с осуществлением национальными предприятиями хозяйственной деятельности за рубежом. Актуальным в этой связи является и вопрос о ратификации Российской Федерацией Вашингтонской конвенции" о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором, поскольку эффективная правовая защита инвесторов невозможна без доступа к международным инстанциям разрешения споров.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в условиях недостаточного внимания со стороны государства к разработке специальных законов, направленных на поддержку и стимулирование хозяйственной деятельности российских предприятий за рубежом, основные результаты могут быть использованы при формировании национальной экономической и организационно-правовой системы поддержки отечественного бизнеса на международных рынках с целью обеспечения российских компаний тем же арсеналом правовых и экономических инструментов, которые предоставлены в распоряжение их иностранных конкурентов. Основные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в работе профильных подразделений Министерства иностранных дел, Министерств экономического развития, промышленности и торговли в Федеральной таможенной службе, Федеральном агентстве по защите интеллектуальной собственности. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, переподготовке или повышении квалификации специалистов по специальности «Мировая экономика» по курсам «Международные экономические отношения», «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» и пр.

Апробация диссертационной работы. Основные выводы изложены на научно-практических конференциях в ФГОУП ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» в 2006;2008 г. г., в научных публикациях автора общим объемом 2,3 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На протяжении всей новой истории4 науровне государства принимались всегда основные политико-экономические решения, затрагивающие производство, распределение и использование различных ресурсовобеспечивались ' различные направления национальной безопасности, определялись основные направления и инструменты экономической' политикиподдерживался баланс между экономически эффективным' и социально справедливым развитием' общества.

Этот баланс нарушает глобализация, которая' в исследовании характеризуется как необратимый процесс интернационализации всей общественной жизни, содержательно наполненный либерализацией, гармонизацией и унификациейсамых разнообразных форм социального и экономического общения. В работе выделен методологически важный' аспект — опережающее и, ускоренное развития процессовтлобализации в финансовой сфере.

1. Равновесие при принятии управленческих решений все больше изменяется в пользу международного регулирования с делегированием нарастающего объема полномочий от государства наднациональным международным органам (как региональным интеграционным институтам, так и универсальным глобальным, среди которых выделяются ВТО, МВФ, МБРР) и транснациональным-организациям.

Отмечается, что нормы международного права инкорпорируются в-национальное законодательство и непосредственно влияют на" трансформацию функций и самих институтов государственного регулирования экономики.

2. Анализ широкомасштабногореформирования с 1980;х гг. системы государственного управления" в группе развитых странна основе концепции Нового государственного управления (New Public.

Management) приводит к заключению, что главной целью реформ стало существенное изменение технологий реализации функций государства. В результате происходит превращение государства в «активизирующего субъекта» развития, которое включает три элемента: а) предоставление гарантий и разделение ответственностиб) активизация граждан и общества в целомв) эффективность и экономичность.

Сутью реформирования, в конечном счете, стало делегирование ряда функций, ранее осуществлявшихся государством, рыночным структурамширокомасштабная маркетизацйя государственного управления. Трансформация государственного регулирования на новых принципах повлекла за собой изменение принципов работы госаппарата: в оборот вошли свойственные рынку категории (прибыль, издержки, конкуренция, расчет затрат, ориентация на результат т.д.). Другим важнейшим аспектом является привлечение частного бизнеса и саморегулируемых общественных организации к реализации ряда функций, выполнявшихся ранее государством.

Отмечается, что основные принципы описанного подхода нашли отражение в проводимой в Российской Федерации с 2003 года Административной реформе. При этом предлагается обратить внимание на необходимость последовательного осуществления принятых принципов и ресурсной поддержки их реализации.

Однако реформы сопровождались и сопровождаются рядом показанных в работе издержек. Одним и главных недостатков является их преувеличенная самоценность, тогда как задуманы они лишь в качестве инструмента создания эффективного государства как части решения более общей задачи обеспечения международной конкурентоспособности страны.

3. В ходе последовательного анализа мер по либерализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в ходе системных преобразований, проводимых с начала 1990;х гг. в Российской Федерации, выявлены основные направления реформирования механизмов регулирования. Выделены и охарактеризованы три этапа эволюции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, первый — регулирование в основном мерами валютной политики, второй — использование преимущественно экономических мер государственного регулирования и третий этап — сочетание тарифных и нетарифных мер регулирования (с 1998 г.). На этой основе сделан вывод, что развитие действующего законодательства в отношении внешнеэкономической деятельности отечественных производителей требует существенного пересмотра старых регуляторов и их дополнения новыми, направленными на перенос центров конкуренции вовне, поддержку экономической экспансии отечественного бизнеса. Пакет законов, поддерживающих эффективный вывоз товарно-сырьевой группы товаров, должен быть дополнен законами, стимулирующими вывод других секторов экономики на внешний рынок.

4. Особое внимание требуется уделить регулированию импорта. Регулирование в этой области должно создавать условия, при которых, несмотря на требуемое международными организациями равенство прав (в доступе на различные сегменты внутреннего рынка, использовании ресурсов, инвестиционной деятельности и т. д.), отечественные компании имели бы доминирующее положение на внутреннем рынке.

5. В первую очередь, предлагается обратить внимание на разработку базовых документов, к которым относится доктрина экономической дипломатии. Доктрина должна определить контуры внешнеэкономической политики и стратегии реализации экономических интересов как составной части внешнеполитической деятельности, предусмотреть использование экономических инструментов поддержки отечественного бизнеса в политических целях, наметить основные направления и приоритеты политической поддержки бизнеса на международных рынках и в отношениях с международными организациями различного уровня. Объективно необходим наступательный характер доктрины и формируемого на ее основе пакета законов и программ действий, стимулирующих информационную и экономическую экспансию со стороны российского государства и поддерживаемых им экономических агентов на зарубежные экономические территории, с учетом того, что действующие на них хозяйствующие субъекты разделяют национальные интересы России. На основе такой доктрины должен быть подобран конкурентный набор современных механизмов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности.

В работе на конкретном примере методов энергетической дипломатии раскрывается роль экономической дипломатии в продвижении национальных экономических интересов.

6. Комбинация условий и факторов, обеспечивающих конкурентоспособность крупного бизнеса и экономики в целом может быть различной и зависит от выбранных экономической политикой государства сценариев развития: инерционного, инвестиционного или инновационного.

Обосновано, что не только перспективы конкурентоспособности российской экономики, но и нынешние показатели ее развития могут быть обеспечены только при реализации сценария инновационного развития сочетающегося с активной позицией на международных рынках макротехнологий, в которых российские разработчики сохраняют приоритет. По результатам критического осмысления процессов, происходящих в российской экономике, предпринята попытка определить основные составные элементы государственного регулирования инновационного развития, важнейшей составной частью которого является освоение разнообразных форм государственночастного партнерства,.

8. В условиях слабо диверсифицированной и ассиметричной структуры внешнеторгового оборота система государственной поддержки отечественных экспортеров с использованием финансовых механизмов и тарифного регулирования, по обоснованному мнению автора, не сложилась. Необходимо дальнейшее укрепление нормативной базы, изучение и апробирование более разнообразного набора средств и методов регулирования, при ориентации на стимулирование' внешнеэкономической деятельности отраслей обрабатывающей промышленности, привлечение и коммерциализацию инновационных продуктов. В качестве приоритетных для развития системы регулирования предложено рассматривать следующие меры: утверждение нормативных правовых актов, (с учетом требований ВТО), предусмотренных Концепцией развития государственной финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерациивнесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, которые бы установили исключительныйпорядок для выдачи гарантий, осуществляемых в рамках утвержденных федеральных целевых программрассмотрение возможности осуществления оплаты поставок и услуг российских организаций, строящих в счет государственных кредитов объекты технического содействия за рубежом, с учетом волатильности валютных курсовупрощение обязательных процедур, предшествующих экспорту промышленной продукцииповышение эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.

9. В исследовании рассмотрены инструменты нетарифного регулирования в соответствии с классификацией, разработанной Секретариатом ГАТТ/ВТО и их роль, как мер скрытого протекционизма в регулировании внешнеэкономической деятельности бизнеса. Согласно этой классификации нетарифные, ограничения подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензированиетаможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифовстандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаровограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы, для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов.

Но особенное внимание уделено участию государства в стимулировании внешнеторговых операций, а именно, в субсидировании производства и экспорта товаров, системе государственных закупок товаров, государственной торговле. Это обосновано тем, что государственные закупки стимулирующую и стратегическую функции, направленные на структурное развитие и качественный экономический рост.

В условиях давно назревшей модернизации российской экономики это важнейший-компонент ее активизации со стороны государства. Однако всякого рода международные нормы, ограничивающие развитие инфраструктуры российского рынка государственных закупок вступают в противоречие с насущными потребностями экономического развития. Во время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали соглашение по государственным закупкам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглашения состоят в том, что государственные закупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, чтоиностранные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные. Вместе с тем, показано, что государственные закупки составляют значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой.

Ю.Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на Л мировые рынки.

11. В содержании работы дается подробный анализ малоисследованных механизмов обеспечения конкурентоспособности отечественных компаний. Рассматриваемые механизмы находятся в стадии становления в системе государственного регулирования российской экономики, соответствуют условиям нарастающей глобальной конкуренции, отражают требованиям международных экономических организаций, разрабатывающих универсальные требования и правила работы на международных финансовых и товарных рынках. К их числу относятся: техническое регулирование различных аспектов бизнес-деятельностисертификация и аккредитациямеждународные и глобальные стандарты инвестиционной деятельности, финансового и управленческого учетасистемы менеджмента качествагарантии и страхованиезалоговое обеспечение и секьюритизация.

12. Техническое регулирование различных деятельности бизнеса на основе развитых национальных систем" аккредитации и сертификации является важным механизмом обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса на внутреннем" и внешних рынках в условиях открытой экономики, В' рамках таких систем тесно сотрудничают государство, бизнес ш его саморегулируемые объединения и организации (СРО). По мнению автора, это направление поддержки' и защиты интересов отечественного бизнеса не получило систематического развития в российской практике государственного регулирования. Болеетогоему уделяется! необоснованно мало внимания, тогда как в развитых странах этот механизм становится мощным" средством ведения конкурентной: борьбы на самых разнообразных международных рынках.

13. Техническое регулирование рассматривается как правовое регулирование отношений между хозяйствующими субъектами. Отлаженная система^ технического, регулирования в рыночной экономике защищает частное предпринимательство от административного произвола, способствует росту прозрачности* и конкурентоспособности бизнеса и, как следствиеповышению его рыночной стоимости и капитализации национальной экономики в целом.

В настоящее время национальные системы технического регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности ведущих стран переходят на новый уровень развития. Широко внедряются глобальные стандарты менеджмента ресурсов финансовых рынков (инвестиционные глобальные стандарты), интегрированные в глобальные стандарты менеджмента производства качественной продукции, обеспечивая тем самым привлечение финансовых ресурсов, необходимых для повышения качества продукции и роста рыночной стоимости компанию.

14. Международная практика, показывает, что в каждом государстве: техническое регулирование имеет свою специфику. В той связи в диссертации рассмотрены основные модели технического регулирования, их слабые и сильные: стороны. Показано также, что в крупных странах с переходной экономикой (Индия, Бразилия, КитайМексика, и другие), с активной государственной поддержкой своих: конкурентных позицийна международных рынках товаров и услуг, преобладает тенденция «вытеснения простых разрешительных государственных лицензий лицензионными^ соглашениямиВ них более четко прописываются' финансовые права и ответственность государства, выдающего лицензии, и предпринимателей^ получающих эти лицензии;

15. В странах с развитой рыночной экономикой применяется более прогрессивная система технического регулирования на основе сертификации и аккредитации предпринимательской деятельности. Эту систему государство стремитсяраспространить на самые разные виды бизнеса.

В работе предложено различать два подхода к модели технического регулирования, основанные на англо-саксонском и континентальном праве. Первый подход отличается от второго стандартами управления ресурсами, поставляемыми с фондового рынка.

Англо-саксонский подход отличается большей, жесткостью требований, к применению положений стандарта ISO 9001:2000. Например, уменьшено число работающих на предприятии, приходящееся на одного внутреннего сертифицированного аудитора до 200 сотрудников, в то время, как в европейском варианте это число может составлять 300−400 человек. Несоблюдение этого требования приводит к требованию со стороны потребителей продукции сертифицировать всю продукцию на соответствие требованиям качества.

Европейский вариант модели представлен европейскими инвестиционными стандартами. Эти стандарты напрямую влияют на стоимость привлекаемых внешних ресурсов, поскольку снижают риски финансовых рынков. Они ' обеспечивают эффективность вложений при приемлемых для инвесторов уровнях рентабельности и рисках, требуют высокого уровня прозрачности компании-производителя продукции.

Производственная деятельность предприятия сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ISO 9001/ 2000 на основании внешнего независимого аудита. Причемсертифицированное предприятие берет на себя обязательства постоянно поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества как корпоративный актив, создающий экономические выгоды в других активах предприятия, и применять различные корпоративные стандарты качества продукции, например такие, как GMP (фармацевтика), RAL (автомобилестроение), СММ программирование) и так далее: Отсюдаследует вывод, что, если предприятие не применяет СМК, а использует только корпоративные стандарты качества продукции, то это означает, что оно неспособно постоянно гарантировать отсутствие дефектов в продукции.

Важно учитывать, что отсутствие, например, СМК (ISO 9001) на предприятии неизбежно вызовет снижение экономических выгод в других активах и проблемы с применением корпоративных стандартов и наоборот.

16. Более сложную задачу представляет сертификация, финансовой деятельности предприятиям Она охватывает процессы-поставки ресурсов на предприятие, бухгалтерского учета и составления. финансовой отчетности по международным стандартам;

Результаты производственной? деятельности предприятиянаряду, с нормативной иправовой информациейтрансформируются: в информацию навходах процессов составленияфинансовой отчетности-, служащей-, в свою очередь, инструментом для* управления?: ресурсами, поступающимис мировых финансовых рынков.

Основными^ стандартами, регулирующими финансовую деятельность предприятия являются — инвестиционные стандарты FT 146/SR02−1-10, стандарты бухгалтерского1 учета и составленияфинансовой* отчетностиIFRS (МСФО), стандарты проведения, финансового аудита, принятые в конкретной стране.

17. В исследованиипроанализированымеждународные стандарты управления? международнымипотоками финансовых ресурсовОт их освоения^ и внедрения в российских: компаниях зависит возможность включения в работу на рынках инвестиций и гарантийв интересахпривлечения! «длинных» денежныхсредств поднаиболее выгодные условия: Для, выполнения этих условий! нужноуметь работать с-инвестиционными-стандартами (стандартами поставки финансовых ресурсов) для? своевременного пополнения ресурсовв которых предприятия, применяющие СМК, испытывают потребность.

Каждыйстандарт четко описывает конкретные схемы взаимодействия процессов управленияфинансами: и производства продукции напредприятии: и определяет порядок действийзаемщиков и кредиторов на входах и выходах процессовпо управлению рисками и ресурсами в соответствии^ с требованиями^ пункта 6 стандарта ISO 9001:2000; касающегося менеджмента ресурсов. Чем больше таких стандартовприменяет предприятие, тем больше у него возможностей и конкурентных преимуществперед остальными по привлечению внешних заимствований! без каких либо" ограничений права собственности.

18. Глобализация объективно вызывает необходимость, в глобальной унификациинорм и правил бухгалтерского учета. К числу серьезных проблем-, зависящих от такой? унификацииотносится несопоставимость, финансовойинформациио компанияхпривлекающих ресурсы. Такие стандартыпретерпевают большие изменения. Это связано с темчто качество бухгалтерского и управленческого учета многих предприятийосуществляющих внешнеэкономические операции, отстает от требований со стороны рассмотренных выше глобальных инвестиционных стандартов:

Обращеновнимание на необходимость, разработки таких стандартов, которые гарантируют инвесторамвысокую достоверность финансовой отчетности' и снижают: риски-манипулирования! финансовыми показателями^.

Стратегическая цель- — создание единой системы бухгалтерского? учета: и< аудита на основе англоамериканских (GAAP) и континентальных (IFRS) стандартов.

Но это — первый этан. Следующий этан заключается в том, что «стандарты, разработанные на основе принципов GAAP и IFRS вместе с СМТС — это следующаяболее, высокая ступень, развития1 аудиторской и бухгалтерскойдеятельности: Приэтом? повышается4. роль в этом деле крупных саморегулируемых организаций: как коллегиальных разработчиков технологий и стандартов учета и аудита в перспективе способных, стать стандартамиISO:

На этом основании автор приходит к выводу, что действующая1 в Российской Федерации система стандартовбухгалтерского учета и аудита неадекватна современным, требованиям и тенденциям, обозначенным выше, поскольку формируется* государством в лице Министерства финансов, а не самими бухгалтерскими сообществами, что делает эту уникальную в мировой практике систему менее конкурентоспособной, а' внедрение самих МСФО в российскую практику бухгалтерского учета сомнительным. В результате' финансовая отчетность предприятий практически не влияет на, принятие инвестиционных решений, для которых МСФО собственно и предназначены.

Если предприятие не имеет в составе персонала достаточного числа обученных и сертифицированных специалистов, то оно может подвергнуться согласно соглашениям ВТО и ОЭСР санкциям. Эти санкции касаются сертификации всей его продукции на соответствие* конкретным стандартам. Они могут быть предъявлены, если, предприятие имеет сертификат соответствия требованиям1 основополагающего стандарта ISO 9001/2000, выданный даже самой' авторитетной международной организацией по сертификации: Это положение, как правило, не принимается в расчёт бизнес-г структурами.

19. В исследовании постоянно подчеркивается, что требованиям организации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности частного бизнеса и проектов государственно-частного партнерства должны" учитывать принципы и формы регулирования ВТО, осуществляемого по трем направлениям: организация доступа на рынки и обеспечение-широкого открытия рынковиспользование защитных механизмов в многосторонней торговле в случае проблем, вызванных либерализацией торговлииспользование исключений и освобождения от обязательств, необходимых для гибкого управления системой.

В работе сделан вывод о том, что, несмотря на усиление глобализации в национальной системе государственного регулирования всех субъектов экономической деятельности каждого государства, помимо общих предписаний, согласованных с международными нормами, и касающихся экспортно-импортных операций и инвестиций, присутствует комплекс норм, формирующий специальный режим для ввоза и вывоза товаров, технологий и услуг двойного назначения. В группе развитых стран присутствуют механизмы и инструменты, закрепленные национальными нормами, направленными на поддержание и продвижение отечественного бизнеса за рубежом.

20. В условиях жесткой конкуренции не только между субъектами рынка, но и в условиях экономической конкуренции между государствами в целом, государство должно обеспечить российские компании тем же арсеналом правовых и экономических инструментов, которые предоставлены' в распоряжении их иностранных конкурентов. Основными элементами национальной системы содействия отечественному бизнесу должны стать следующие элементы:

— государственная поддержка конкурентоспособности национальных предприятий, посредством целевого содействия инновационным предприятиям и целевых дотаций в сфере исследований;

— государственная поддержка осуществления отечественных инвестиций за рубежом посредством предоставления государственных гарантий и страхования от политических и экономических рисков, а так же посредством финансирования инвестиционных проектов;

— государственная поддержка экспортной деятельности посредством предоставления государственных гарантий и страхования от политических и экономических рисков, а так же посредством финансирования экспортных сделок;

— обеспечение правовой защиты интересов отечественных предпринимателей от политических и экономических рисков за рубежом посредством обеспечения доступа к эффективным механизмам разрешения споров между частными субъектами и государствами.

Наряду с предоставлением государственных гарантий против инвестиционных и экспортных рисков важным элементом системы перераспределения рисков между отечественными предприятиями и государством являются двусторонние международные договоры РФ с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений и договоры о торговом и экономическим сотрудничестве. Актуальной в этой связи является ратификация Российской Федерацией Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором, поскольку эффективная правовая защита инвесторов невозможна без доступа к международным инстанциям разрешения споров.

Кроме того, необходимыми представляются следующие практические меры и действия:

— принятие промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке;

— завершение государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме государственных кредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности.

— создание, на базе зарубежных аналогов, механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо зависящих от резко возросшего импорта.

— создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т. п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции;

Перечисленные меры целесообразно координировать с регулированием прямых иностранных инвестиций, с тем, чтобы их привлечение не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортозамещения, но и увеличивало бы экспортный потенциал страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: РИОР, 2005.- 47 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, ч.2, собрание законодательства РФ от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994. № 51-ФЗ, ч.1, собрание Законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  4. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г № 61-ФЗ, собрание законодательства РФ от 02 июня 2003 г. № 22 ст. 2066.
  5. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе» (с изменениями на 03 декабря 2007 г.)
  6. Закон Российской Федерации от 07 июля 1993 г. № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах» (с изменениями на 08 декабря 2003 г.)
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (в редакции 2001 г.).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (с изменениями и дополнениями), собрание законодательства РФ от 26 июля 1999 г.№ 30. ст.3774
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 01 декабря 2007 г.)
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г.№ 50 ст. 4850.
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. № 50 ст.4851
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г.№ 50 ст. 4859.
  16. Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2008 год». М: Изд. «Известия» УД Администрации Президента РФ. 2008 г.
  17. Закон Республики Беларусь «Об экспортном контроле» от 6 января 1998 года № 130−3-
  18. Закон Республики Казахстан «Об экспортном контроле» от 18 июня 1996 года № 9−1-
  19. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности Российской Федерации" —
  20. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" —
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации «-
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».
  23. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 24 июня 1994 г.
  24. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 199 Г г.
  25. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле некоторыми изделиями из стали от 13.10.97.
  26. Соглашение об единых мерах нетарифного регулирования при формировании таможенного Союза (Вступило в силу 15 июля 1999 г.).
  27. Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали из Российской Федерации от 24 октября 1997 года.
  28. Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении некоторых видов горячекатаной плоской углеродистой сталепродукции из Российской Федерации от 12 июля 1999 года.
  29. Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении нитрата аммония из Российской Федерации (Соглашение по нитрату аммония) от 19.05.2000.
  30. Российско-американское Соглашение о торговле текстильными изделиями категории 435 от 1996 года.
  31. Проект «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.», МЭРТ. 2008 г. 1. Монографии и статьи
  32. Административная реформа: все только начинается.//Профиль. № 25 от 04.07.2005.
  33. Е.А. Особенности международного законодательства в области государственного финансирования внешней торговли// Внешняя торговля. 2001.- № 2−3.- с.47−59.
  34. Е.П. Современная международная торговля// Российский экономический журнал.- 1998.- № 6,7/8,9/10.
  35. Э.П. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие /Э.П. Бабин, Т. М. Исаченко.- М.: «Издательство «Экономист», 2007.- 463с
  36. Т.Е. Практикум по курсу «Мировая экономика». М-' ' Финансы и статистика, 2001
  37. В.Д. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности России: Учебное пособие. М.: РАГС, 2003. — С. 10.
  38. О.Т. /Мировая экономика в век глобализации».- М.:Изд. «Экономика», 2007. С. 9−11
  39. Большой экономический словарь. 2-е изд. Под ред. А. Н. Азриэлияна. М.: Ин-т новой экономики, 1999.
  40. E.F., Продиус И. П. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие для вузов. М.:Сирин, 2002. — 183 с.
  41. В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. — М.: «Финансы и статистика», 1996.-160с.
  42. П.Борко Ю. А., Данилов Д. А. Россия Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства. — М.: Изд-во «ОГНИ ТД», 2005. — 78 с.
  43. Д. В защиту глобализации.- М: Ладомир, 2005-
  44. Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячелетия: тенденции и перспективы развития / Андреев В. Д., Бегарь В. В., Орешкин В. А. и др. Под ред. Орешкина В. А. — М.: ВНИКИ, 2002.-241 с.
  45. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Оболенский В. П., Краснов Л. В., Смирнов В. П. и др. Под ред. Ситаряна С. А. М.: Наука, 2003. — 252с.
  46. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы: Монография/ Под ред. И.С. Королева- Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М. :Наука, 2003. — 325 с.
  47. Всемирная торговая организация: краткое пособие для бизнеса. М., 2001.
  48. Д. Официальные итоги военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в 2006 году. Журнал «Экспорт вооружений» № 1 за 2006 год, М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2006.
  49. Вебер М.: «Политика как призвание и профессия» в М.Вебер. Избранное.- М.: Прогресс, 1990.
  50. Внешняя торговля. 1998, № 11. — С. 6−9.21. ВНИКИ. Сборник № 2. 2001.
  51. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия /Л.Н. Овчарова и др. М.: Поматур, 2004−231 с.
  52. ВТО и сельское хозяйство России. -М.: ТЕИС, 2003. 177 с.
  53. И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М.:Консалтбанкир, 2002. — 621 с.
  54. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. /Под общей ред. В. И. Кушлина. Изд. 3-е, доп. и перераб. — М.: Изд-во РАГС, 2006.-615 с.
  55. Г. В. Смешанная экономика // Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. М., 2004.
  56. Гринберг Р. С Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации /Р.С.Гринберг, А. Н. Барковский, Р. Г. Томбер.-М.: Экономика, 2007.444 с.
  57. Р.С. Интервью с либералом прагматиком Р.Гринбергом об экономической- политике и мифах российской экономики./ Р. С. Гринберг //Мир перемен. — 2007.-№ 1.- С. 13−18.
  58. Государственные корпорации в экономической системе России». Ж. «Экономические науки». 2008, № 2.
  59. Государственно- частное партнерство в инновационных системах./ Под. ред. С. Н. Сильвестрова.- М: Издательство ЛКИ-URSS, 2008-
  60. А. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО/А.Грязнова М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2003.-132с.
  61. Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
  62. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). /Отв.ред. А. Неклесса, — С.-Петербург, 2000 и др.
  63. Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. ИКЦ Академкнига, М, 2003.
  64. Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — С. 60.
  65. И.В. Государственное предпринимательство: Учебник. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  66. С. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. — 215с.
  67. И.И. Всемирная торговая организация. Экономика. Политика. Практика./И.И. Дюмулен.-М.: Международный конгресс «Россия в ВТО», 2007. С 153.
  68. И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004. — 529 с.
  69. И.И. Международная торговля услугами. — М.: Экономика, 2003.-315 с.
  70. М. Экономический суверенитет России в глобальной экономике.- М: Экономика, 2005.
  71. Европейский Союз и Россия. Статистические сопоставления 1995 -2005.Стат. сб. /Росстат. М: ИИЦ «Статистика России». 2007.
  72. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 19 201 990 годов: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. 191 с.
  73. Инновационный путь развития для новой России /Под ред. В. П. Горегляда. М., Наука, 2005.
  74. Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. /Е.Г. Ищенко.- М.: Издательство РАГС, 2006.-312 с.
  75. JI.C. Модель открытой экономики: внешнеэкономическая безопасность России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
  76. Инновационный путь развития экономики России / Отв. ред. А. Н. Фоломьев М.: РАГС, 2005. — 584 с.
  77. Инновационная экономика / Дынкин А. А., Иванова Н. И., Грачев М. В. и др. Под ред. Дынкина А. А. и Ивановой Н. М. М.: Наука, 2004. 352 с.
  78. JI. Национальные особенности приватизации// Деловые люди, 2004, № 162.
  79. Д., Жюйар П., Международное экономическое право. М: Международные отношения, 2002-
  80. М.В. Государственный предпринимательский сектор в странах Европейского сообщества. Экономическая роль и тенденции развития. М., «Наука», 1988.
  81. А.И. Правовое регулирование международных экономических отношений: учебник для вузов/ А. И. Кривенький. -М.:Дашков и К, 2006. 341 с.
  82. Р. Фирма, рынок и право/ Пер. с англ. Б. Пинспера. М.: Дело, 1993.- 192 с.
  83. Кил JL, Элиот И. Экономические циклы и реформы государственной службы в США.// Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия. М.:РАГС, 1999. С.58−59,61.
  84. Н. Присоединение Китая к ВТО (анализ китайско-американских договоренностей) / Н. Котляров// МЭиМО.-2003.- № 6.-С.15
  85. Э.Н. Аграрные аспекты вступления стран СНГ В ВТО /Э.Н.Крылатых// Научные труды Всероссийского института аграрных проблем и информации.-2002.-№ 6. С.25−40.
  86. Э.Н. Аграрный сектор стран с переходной экономикой и ВТО/Э.Н. Крылатых, О. Н. Строкова //МЭиМО.-2(Ю2.-№ 5.-С.59.
  87. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: Стратегия инновационного прорыва. — М.: Экономика, 2004. — 628 с.
  88. В.И. Траектории экономических трансформаций. М.: Экономика, 2004.
  89. В.И. Цели и факторы модернизации экономики// Экономист.-2001 .-№ 8.-С.З-10.
  90. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Дынкин А. А., Куренков Ю. В., Орешкин В. А. и др. Под ред. Дынкина А. А. и Куренкова Ю. В. М.: Международные отношения, 2003. — 374 с.
  91. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановой макроэкономический анализ / Под рук. Гельвановского М. И. М.: ИМЭМО РАН, 2000. — 125 с.
  92. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2-х кн. / Под ред. Ясина Е. Г. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 453 е., 478 с.
  93. В.К. Мировая экономика: Учеб. для вузов. 2-е изд, доп. и перераб. — М.:Юнити-Дана, 2001. — 735 с.
  94. Н.Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.
  95. В., Шувалова И. Тор-100. Российский экспорт // Экспорт.-2001.-№ 27.-с.71−76.
  96. В.П. Торговля оружием. Маркетинг, лизинговые операции, офсетные сделки, лицензионные соглашения, оружие нелетального действия. М.: Экономика, 2006.
  97. В.П. Торговля оружием. Послепродажный сервис, запасные части, модернизация. М.: Экономика, 2007.
  98. В. Рынок рабочий силы в экономике инноваций // Инновационный путь развития для новой России / Под ред. Горегляда В.п. М., 2005.
  99. Международная экономическая интеграция: учебное пособие/ Н. Н. Ливенцев и др.- МГИМО (ун-т) МИД РФ. М.: Экономистъ, 2 006 430 с.
  100. В. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М., 1991.
  101. В. и Соболева И. Экономика человека. М., 1995.
  102. В. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика // МЭиМО, 2005, № 9.
  103. Международные экономические отношения г учебник для вузов/ Под ред. А. И. Евдокимова. М.:Проспект, 2004. — 548 с.
  104. Международные экономические отношения: учебник/ Н. Н. Ливенцев и др. МГИМО (Университет). — 2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: Велби: Проспект, 2005. 648 с.
  105. Мировая- экономика: учебник/В.В: Алексеев и др.- под ред. А. С. Булатова.-2е изд., перераб. и доп.-Ml: Экономист, 2007.-860с
  106. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран.//Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой.-М.: Флинта. 2000:
  107. Место национальной экономики в системе мирохозяйственных связей /отв.ред. и сост. А. И. Безрукова.- М.:ИНИОН РАН- 1996.-130с.
  108. К. Интеграция Китая в мировую систему торговли: последствия членства в ВТО./ К.Михалопулос. —Ханань:Доклад для» Международного- форума по стратегии реформ и развития Китая в начале 21-го века СПШ. Хайку, 2000.-35 с.
  109. А.Г. Внешняя торговля: Учеб. пособие. М.:Русская деловаяшитература, 1999. — 288 с.
  110. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность.- М.: «НПО «Экономика», 2000: -477с.82'. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002.
  111. Общее- европейское экономическое пространство: перспективы взаимоотношений России и ЕС / Ашрафян В., Клепач A., May В. и др. Под ред. Брюна Э., Грефа К., May В, Никонова В., Самсона И. -М.: Изд-во «Дело», 2004. 240 с.
  112. Общий рынок Россия-ЕС. Возможно ли это? — М.: Комитет «Россия в-объединенной Европе», 2002. — 44 с.
  113. В.В. Глобальная конкуренция^ М*.: ИНЭС. 2007. С.324−331.
  114. В., Райнш А. Международная сертификация- качества,-Москва- Берлин: ИКФ «Каталог», 2004.
  115. В.П. Формирование внешнеэкономической специализации России (XX- начало XXI века). М.: ИМЭМО РАН, 2005.-76с.
  116. В.А. Сравнительные показатели интеграции экономию! России в мировое хозяйство. — М.: Российская таможенная академия, 2004. 105 с.
  117. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. — М., ИМЭМО РАН, 2002. 265 с.
  118. Общество и экономика. 1997, № 1−2.
  119. М. Дорога в эффективную экономику / М., 1993.
  120. М. Скрытая тропа к процветающей экономике. См. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы / М., 194. С.92−123.
  121. И. Государство и рынок: экономические и социальные цели // Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Книга 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). М., 2005.
  122. К., фон: Планируемый рынок и общественная конкуренция — стратегии реформ / Социальные идеалы и политики в меняющемся мире. М., 1992.
  123. В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем. М., 1995.
  124. В. Основы национальной экономики / Пер. с нем. М., 1996.
  125. В.В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование.- М.: «Петровский двор», 1998. -144с.
  126. Перская В. В .Глобализация и государство. М.: РАГС, 2005.-207 с.
  127. В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России./В.В.Перская М.: АНКИЛ, 2007.-213 с.
  128. В.В. Иностранный капитал в странах трансформируемой экономики// Государственная служба. 1999. № 3.
  129. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.- М: ИГ «Прогресс», 1990 г.
  130. П., Кривошапкин С. Экономические основы формирования современных форм планирования. М.: 2000.
  131. ЮЗ.Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран: Учебник. Второе издание. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001.
  132. И.А. «Воспроизводство в России в 2005—2006 гг.: использование ВВП на накопление капитала и конечное потребление». М: Институт экономики. 2008 г.
  133. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Под ред. Д. С. Львова.- М.: Экономика, 1999.
  134. Политическая система США. Актуальные измерения. М. 2000. С.133−134.
  135. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.
  136. Проблема образования человека в геополитических и геоэкономических государственных доктринах развитых стран // «Эксперт», 2004, № 44.
  137. Плюрализм и многообразие трудовых отношений. М., 1995.
  138. ПО.Райнхард К. Реформирование государственного управления. Концепция активизирующего государства // Реформы государственного управления. РАГС, С 8−9.
  139. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/ Госкомстат.- М., 2005.
  140. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении / Сэмпсон Г., Гинкель X., Аннен К. и др. Под ред. Сэмпсона Г. — М.: Изд-во «Весь мир», 2004. 298 с.
  141. Россия и международная торговая система /Под ред. Э. Ван Дузера, С. Ф. Су тырина, В .И.Капусткина.-СПБ ."Издательство «Петрополис», 2000,-456с.
  142. Результаты уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. М.Наука. Интерпериодика-МАИК.2002.
  143. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  144. Россия: стратегический маневр в мировом экономическом пространстве» в кн. «Россия в глобализирующемся мире: политико — экономические очерки / Отв. ред. ак. Д. С. Львов.-М.:Наука, 2004.
  145. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва/ Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М., 2004. — 628с.
  146. Россия в глобализирующемся мире: стратегия обеспечения конкурентоспособности. /Отв.ред. акад. Д. С. Львов.- М: Наука, 2005-
  147. Т.Б. ВТО: практический аспект/Т.Б.Рубинштейн.-М.: Гелиос АРВ,-2004.-528 с.
  148. П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.
  149. Ю. Надежда и опора/Ю.Сазонов//Финансовый контроль.-2005-№ 8. С 36−40.
  150. Л. Всемирная торговая организация и интересы предпринимателей //Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 3.
  151. К.Б. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. — М.: Экономика, 2006. — 270 с.
  152. С.Н. Мировое хозяйство: новые тенденции развития//Российский экономический журнал.-2000.-№ 8.-с.63−75.
  153. Г. Россия-Евросоюз: вопросы стратегического партнерства. Мировая экономика и международные отношения. 2005. -№ 3. -С. 82.
  154. П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. М.: Наука, 1997.
  155. Современный цивилизованный рынок: Зарубежный опыт и его распространение в СНГ/ А. И. Ракитов, В. К. Сенчагов, Р. И. Капелюшников и др. Ярославль Экономическая Академия, 1995. -625с. '
  156. Социализм в перспективе постиндустриализма. М., 1999.129- Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Книга 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). М., 2005.
  157. Дж.Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.
  158. Стиглиц Дж. Ю: Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию/ Джозеф Ю. Стиглиц, Эндрю Чарлтон- пер. с англ. г М.: Изд. «Весь Мир», 2007−280 с.
  159. А.Н. Россия в международном разделении труда. Выбор конкурентоспособной’стратегии. — М.: МАКС Пресс, 2004. — 524 с.
  160. Торговая политика и значение: вступления в ВТО- для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Дэвида Тарра.-М: «Весь мир», 2006. С.418−419.
  161. В.И. Международная- торговля: Учебник. 2-е изд., нерераб. и дон. — М.:Инфра-М, 2001. — 445 с.
  162. Фридман и Хайск. О свободе. CAT0 Institute,. 1985:
  163. Хеман Х.-Х., Майер К. «Концептуальные внутренние и. международные аспекты экономической? безопасности России» в кн-. «Безопасность России- XXI век. Отв. ред.- А. В. Загосрский. — М- «Права человека»,.2000-
  164. Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учеб. для вузов. 2-ё изд., перераб: и доп. — М-:Юристъ, 2002. — 378 с. ¦
  165. Н. О развитии экспортного потенциала России //Внешнеэкономический бюллетень. — 2001.-№ 8.- с.44−47.
  166. М. Глобализация? как источник конкуренции, конфликтов и возможностей //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1, — с.52−59. -,
  167. Шишков Ю: Россия- в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // Российский- экономический журнал.- 1998. -№ 9−10.- с.79−89.
  168. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли- Российской Федерации: Учебник/ В. И. Дворцов, В. Н. Бурмистров, Е. Н. Ганакова и др: -М.:Экономика-2001. 383 с.
  169. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов. М: Изд-во РАГС, 2004. с. 250.
  170. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики, 2004, № 7.
  171. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. //Международный институт П. Сорокина -Н.Кондратьева.- М.:"Изд-во «Экономика», 2001.- 346 с.
  172. Ehsan U. Choudhri, Dalia S. Hakura. International Trade and Productivity Growth Exploring the Sectoral Effects for Developing Countries. IMF Working Paper, February 2000.
  173. Constantine Michalopoulos. The Integration of Transition Economies into the World Trading System. 1999.
  174. Constantine Michalopoulos. WTO Accession for Countries in Transition. 2000.
  175. Constantine Michalopoulos The Role of Special and Differential Treatment for Developing Countries in GATT and the World Trade Organization. 2000.
  176. Bijit Bora, P. J. Lloyd and Mari Pangetsu. Industrial Policy and the WTO. 1999.
  177. Sam Laird. Transition Economies, Business and the WTO. WTO Working Papers. 1998.
  178. Asselberghs R. PPP Was passiert wo in der EU. S.13
  179. Behrens Р/ Die private Durchsetzung von WTO-Recht//Individuelrechtsshutz in der EG und der WTO. Baden-Baden.-2002.
  180. Budaus / Griming. S.46- Beirat fur Wirtschaft- und Sozialfragen. S. 33- Siebel U. R. S. 4.1 l. Panelreport vom 22/12/1999/Wt/DS152/R
Заполнить форму текущей работой