Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства массовой информации в механизме формирования правовых установок: проблемы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: исследовать систему ценностно-правовых ориентаций современного российского общества в условиях осуществления информационного воздействияпоказать механизм формирования массового правосознания россиян на основе сложившихся ценностно-правовых ориентацийконкретизировать в соответствии с историко-правовым контекстом процесс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Ценностно-правовое воздействие и формирование в России информационного общества
    • 1. Ценностно-правовые ориентации и массовое правосознание (категориально-содержательный анализ)
    • 2. Трансформация ценностно-правовых ориентаций россиян. в условиях модернизации российской правовой системы
  • ГЛАВА 2. Правовая информированность общества как условие формирования ценностно-правовых ориентаций и массового (общественного) правосознания
    • 1. Понятие и факторы правовой информированности общества
    • 2. СМИ и информационные технологии в процессе правовой информированности российского общества
  • ГЛАВА 3. Деструктивное воздействие СМИ на ценностно-правовые ориентации и правосознание
    • 1. Содержание и особенности деструктивного информационного воздействия
    • 2. Правовые средства противодействия деструктивному информационному воздействию СМИ на ценностно-правовые ориентации и правосознание

Средства массовой информации в механизме формирования правовых установок: проблемы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Информация всегда выступала системообразующим фактором воздействия на правосознание и правовую культуру, являлась едва ли не определяющим условием формирования ценностно-правовых ориентаций и поведенческого фона того или иного государственно-организованного общества. В современных российских условиях информационный фактор также играет первостепенную роль в правовом пространстве. Это обусловлено стремительным развитием информационных систем и технологий, всесторонне воздействующих как на индивидуальное, так и на массовое правосознание.

В настоящее время в процессе формирования в российском правовом пространстве новой информационной модели государственности принципиально иное значение приобретают информационные источники как основные средства воздействия на индивидуальное и массовое правосознание, позволяющие активно видоизменять систему правовых ценностей, взглядов и представлений. Роль ведущего информационного источника современного общества теперь отведена средствам массовой информации (далее: СМИ). СМИ сегодня — это прежде всего инструмент власти, сила, способная оказать решающее влияние на формирование ценностно-правовых ориентаций россиян, определяя их выбор юридически значимого поведения.

Вместе с тем информация все больше становится основополагающим фактором управления обществом. Это представляется особенно важным в связи с тем, что формирование информационной среды в рамках современного общества, с одной стороны, имеет положительный аспект, связанный с увеличением динамичности процессов управляемости обществом, мобильности принятия государственно-властных решений, апеллированием к общественному мнению и т. п. Однако, с другой стороны, нельзя не принимать во внимание и деструктивный характер информационного воздействия, сопряженный с созданием в обществе конфликтогенных ситуаций.

Проблема деструктивного воздействия СМИ на формирование ценностно-правовых ориентаций и правосознания является принципиальной при рассмотрении вопросов, связанных' с созданием доминирующих представлений о правовых ценностях и предпочтениях россиян.

Формирование этих представлений — ключ к эффективному управлению обществом, созданию благоприятной социально-правовой и информационной среды для включения России в правовое поле и построения правового государства и гражданского общества.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что поиск объективных аспектов и критериев информационного воздействия на ценностно-правовые ориентации и правосознание российского общества в условиях формирования в стране открытого информационного общества продолжается, имеются основания считать исследование, предпринятое диссертантом, актуальным и в теоретическом, и в практическом плане.

Степень научной разработанности темы. Первоочередное теоретико-методологическое значение для изучения роли отечественных СМИ в процессе осуществления информационного воздействия и степени их влияния на общество имели труды таких исследователей, как В. Пугачев, С. Кара-Мурза и другие, где СМИ в основном рассматривались как институты, обладающие самыми широкими возможностями манипулирования общественным сознанием.

Идея положительного (конструктивного) воздействия СМИ на окружающую действительность нашла свое отражение в работах Я. Засурского, В. Иноземцева, А. Урсула, В. Ядова и др.

Научный интерес таких авторов, как Ю. Батурин, А. Венгеров, Э. Гаврилов, М. Кудрявцев, В. Энтин, лежит в сфере институционального рассмотрения СМИ как элементов политико-правовой системы российского общества.

Значительный интерес в рамках последних исследований, касающихся проблемы деструктивного информационного воздействия, представляют работы В. А. Бачинина, исследующего негативное право (неправо) как общественное явление, и П. Бурдье, предлагающего в рамках своей теории понятие символического насилия, а также труды И. JI. Бачило, В. Н. Лопатина и М. А. Федотова, раскрывающих понятие «информационно-психологическая безопасность» личности, общества и государства и исследующих проблемы защиты прав и законных интересов указанных субъектов в информационной сфере.

Тем не менее, несмотря на то, что за последнее десятилетие был опубликован целый ряд исследований в этом направлении, проблема, составившая предмет анализа в настоящей работе в предлагаемом диссертантом исследовательском ключе, в науке достаточного осмысления и разрешения не получила.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования массового правосознания в условиях становления в российском правовом пространстве информационного общества.

Предмет исследования — воздействующее влияние СМИ на механизм формирования ценностно-правовых ориентаций и правосознания современных россиян в процессе информационной модернизации российской правовой системы. 1.

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретико-методологическом анализе осуществления информационного воздействия, результатом чего становятся разработка новой научной дефиниции, выявление ее содержательной и инструментальной характеристики, а также осмысление условий и факторов, способствующих осуществлению информационного воздействия на ценностно-правовые ориентации и правосознание россиян.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: исследовать систему ценностно-правовых ориентаций современного российского общества в условиях осуществления информационного воздействияпоказать механизм формирования массового правосознания россиян на основе сложившихся ценностно-правовых ориентацийконкретизировать в соответствии с историко-правовым контекстом процесс трансформации ценностно-правовых ориентаций россиян в условиях модернизации и обновления российской правовой системыпроанализировать понятие «правовая информированность» и охарактеризовать специфику информационного воздействия, изучив условия и факторы, способствующие данному процессуобосновать роль СМИ в процессе внедрения информационных технологий с целью формирования ценностно-правовых ориентаций современного российского обществараскрыть содержание и особенности деструктивного информационного воздействия на массовое правосознание, осуществляемое СМИопределить систему правовых средств для преодоления противодействия деструктивного информационного воздействия, осуществляемого СМИ.

Методологической основой диссертационного исследования стала диалектическая логика в сочетании с методами общенаучного и частнонауч-ного уровня (историко-логический, системно-аналитический, социологический, сравнительно-правовой, историко-юридический, нормативный, структурно-функциональный и др.). Оперирование названными общими и частными методами позволило логически обосновать и предложить некоторые способы и рекомендации по разрешению поставленных в диссертации проблем.

Теоретическая основа исследования. В основу теоретического исследования проблем формирования СМИ ценностного восприятия российскими гражданами правовой действительности легли идеи, концепции, научные взгляды ученых-теоретиков и ученых, исследующих данное правовое явление с отраслевых позиций.

Существенное значение для настоящего исследования имеют фундаментальные труды по проблемам общей теории права таких ученых, как С. С. Алексеев, В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. А. Бачинин, И. JI. Бачило, А. Г. Бережное, И. А. Ильин, С. А. Комаров, В. В. Лазарев, В. Н. Лопатин, Г. В. Мальцев, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Б. К. Мартыненко, В. С. Hepсесянц, Р. К. Русинова, В. П. Сальников, Т. В. Синюкова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, В. А. Туманова, Б. Н. Топорнин, Д. Ю. Шапсугов и ряд других.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили нормы действующего международного и национального законодательства. Наряду с федеральным законодательством активно использовались аналитические документы различных исследовательских центров, материалы научно-практических конференций, различные социально-правовые политологические и культурологические исследования отечественных и зарубежных ученых, касающиеся специфики развития российской правовой системы, политико-правовой культуры и правового менталитета, отношения российских граждан к действующим институтам государственной власти и гражданского общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— во-первых, исследована и конкретизирована система ценностно-правовых ориентаций современного российского общества в условиях осуществления информационного воздействия;

— во-вторых, показан механизм формирования массового правосознания на основе ценностно-правовых ориентаций;

— в-третьих, сообразно с историко-правовым контекстом проведено исследование процесса трансформации ценностно-правовых ориентаций россиян в условиях модернизации российской правовой системы;

— в-четвертых, проанализировано понятие «правовая информированность», определены условия и факторы, способствующие данному процессу;

— в-пятых, обоснована роль СМИ в процессе внедрения информационных технологий с целью формирования ценностно-правовых ориентаций россиян;

— в-шестых, раскрыты содержание и особенности деструктивного информационного воздействия на массовое правосознание, осуществляемого СМИ;

— в-седьмых, представлена институциональная характеристика правовых средств в целях преодоления противодействия деструктивного информационного воздействия СМИ.

Кроме того, научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Ценностно-правовые ориентации представляют собой систему оценочных отношений, складывающихся как на индивидуальном, так и коллективном (массовом) уровне, отражающих процесс восприятия права и правовых реалий и вызывающих определенные эмоциональные предпочтения (индивидуальные, коллективные, массовые) к различным сторонам и явлениям правовой жизни на основе правового опыта, правовых традиций и практики.

Содержательная составляющая ценностно-правовых ориентаций предполагает активизацию внутренних установок конкретного индивида, определенной группы или коллектива либо общества в целом, которые, по своей сути, порождают положительное эмоциональное отношение к правовой действительности, выражающееся в предпочтениях в отношении полученных знаний, умений, навыков и т. п. В качестве ценности здесь будет признаваться, все, выступающее в виде объектов желаний, целей или самой деятельности, что, как правило, подвергается выбору или же чему отдается предпочтение в ряде других подобных явлений (жизнь, свобода, равенство, справедливость, достойный образ жизни и многое другое).

Формальная составляющая понятия «ценностно-правовые ориентации» проявляется через определенные механизмы оценочных отношений, в соответствии с которыми формируются приоритеты и доминанты отношений правовых реалий российской правовой системы. Во-первых, это отношения к правовой действительности как объективной реальности, складывающиеся под воздействием внешних факторов — идеологии, господствующей правовой доктрины, общего и юридического образования, существующей системы воспитания, наконец, под воздействием СМИ. Во-вторых, это отношения россиян, складывающиеся в сфере оценок окружающего правового поведения и объектов деятельности (преступности вообще, конкретного преступления, преступников и правонарушителей). Здесь, как показывает практика, решающую роль играют, с одной стороны, официальные каналы правового информирования (законодательство), а, с другой, не менее важной, СМИ. В-третьих, отношения к правоохранительным органам (суду, прокуратуре, адвокатуре, органам внутренних дел и их деятельности). В-четвертых, последний тип оценочных отношений связан с самооценкой субъектами своего собственного правового поведения, своего места и роли как активного участника правовой жизни российского общества.

В своей совокупности оценочные отношения трансформируются в систему ценностно-правовых ориентаций, которые складываются из суммы оценочных отношений индивида, группы и или же всего общества, определяя программу правового поведения и формируя поведенческий фон в юридически значимых ситуациях.

2. Построение в России демократического правового государства сопряжено с трансформацией ценностной основы российского социума, аксиологическое значение которой позволяет установить ее реальную значимость и тем самым определить ее место и роль в системе категорий и понятий современной юридической науки. В то же время потребности современного правового развития предполагают, что в зависимости от полноты и точности собственных ценностных представлений о правовых реалиях, их генезисе, природе, свойствах, условиях, тенденциях и т. д. всецело зависит и эффективность правового регулирования. Вместе с тем следует констатировать, что российское общество сделало первый важный шаг на пути усвоения либерально-демократических ценностей, в силу чего такие основополагающие общечеловеческие ценности, как демократия, свобода, справедливость, равенство, права человека, демократические выборы и т. д. становятся неотъемлемой составляющей современного российского общества, включаясь в массовом сознании через оценочные механизмы.

Механизм формирования нормативных ценностей у современных россиян напрямую связан с тем воздействующим влиянием, которое оказывается государством, прежде всего через информационные каналы.

3. Создание в рамках российского правового поля информационного общества представляет собой новый этап демократизации Российского государства и продолжения курса на всемерное обеспечение прав и законных интересов российских граждан. Важнейшим условием данного процесса является практическая реализация информационной функции государства.

Правовая информированность есть целенаправленная деятельность государства (государственных и муниципальных органов, общественных организаций, негосударственных структур и т. п.), направленная на предоставление заинтересованным субъектам правовой информации в целях обеспечения им беспрепятственной возможности осуществлять юридически значимые действия путем реализации прав, свобод и выполнения обязанностей.

Правовая информированность — это важнейшее направление юридической деятельности, выражающееся в осуществлении информационного обслуживания населения, коммерческих и некоммерческих организаций, различных структур гражданского общества путем создания и развития сферы информационных услуг. Как вид государственной деятельности правовая информированность должна включать в себя следующие направления: формирование, сохранение и рациональное использование информационных ресурсов в сфере действующего законодательства (в соответствии с утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Доктриной информационной безопасности России) — осуществление деятельности по правовой информированности должно быть связано с обеспечением беспрепятственного доступа к информационным ресурсам и услугамосуществление данной деятельности предполагает работу в сфере законодательного регулирования по обеспечению беспрепятственной реализации российскими гражданами прав и обязанностей в информационной сфере.

4. Правовая информированность общества сегодня является системообразующим фактором современного государственно-правового развития России. Нормативные предписания, прежде чем воплощаться в реальную действительность, должны быть восприняты субъектами правового процесса. Содержательный аспект информационного воздействия заключается в информированности субъектов о моделях поведения и о тех неблагоприятных последствиях, которые могут наступить вследствие нарушения правовых предписаний. Следовательно, механизм перевода правовых предписаний в юридически значимое поведение предполагает восприятие правовых требований (норм) через механизмы правосознания. При этом социально полезным, правомерным поведение может быть только в том случае, если нормативным представлениям была обеспечена положительная оценка и реакция со стороны общества и государства, что в немалой степени опосредуется деятельностью СМИ.

Обеспечение российских граждан, государственных, негосударственных и общественных структур правовой информацией осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информационного воздействия, а с другой, путем правового регулирования условий и гарантий данного процесса.

Осуществляя свои функции, СМИ выполняют важнейшие социальные задачи, поставленные обществом, — информационную, образовательную, контрольную, интеграции различных социальных интересов, конструирования политических сил, формирования общественного мнения. Таким образом, СМИ являются действенным средством, осуществляющим влияние как на массовое правосознание, так и на институты власти в определенных интересах.

Специфика правосубъектных отношений с участием СМИ заключается в их особом социально-правовым статусе, который, с одной стороны, характеризует последних в качестве субъектов, осуществляющих информационное воздействие, с другой — как средство (канал) этого воздействия. Подобный двойственный характер правового положения СМИ зависит от отсутствия четкой нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус СМИ субъекта современного информационного общества.

Характер влияния СМИ на формирование ценностно-правовых ориентаций во многом зависит от формы контроля за их деятельностью. Вместе с тем установление жесткого экономического и политического контроля за деятельностью СМИ в процессе формирования ими ценностно-правовых ориентаций россиян как со стороны государства, так и отдельных групп приведет к искажению информационного воздействия, в результате чего воздействие приобретет деструктивный характер.

5. Информационное воздействие СМИ на правосознание может носить как позитивный, так и деструктивный характер.

Позитивное информационное воздействие представляет собой влияние правовой информации на правосознание индивидов, коллективов и общества с целью формирования позитивного отношения к праву, правовым реалиям практики его реализации и т. п.

Деструктивное информационное воздействие представляет собой негативное влияние информации, распространяемой через СМИ, на правосознание и правовую культуру с целью деформации имеющихся представлений (идей, взглядов, оценок, эмоций, переживаний и т. д.) о праве и правовых явлениях либо формирования и утверждения искаженных представлений о них. Деструктивное информационное воздействие характеризуется тем, что данный процесс носит волевой характер и выражается в непосредственной связи оказываемого на правосознание воздействия с волей оказывающих его лиц. Целенаправленный характер деструктивного информационного воздействия проявляется в его специфике, т. е. осуществлении в соответствии с программными целями государственно-правового развития современного общества. Деструктивное информационное воздействие носит принудительный характер, так как оно осуществляется помимо воли субъекта информационного воздействия и воспринимается им независимо от целевого назначения, способов и средств подачи информации. Наконец, деструктивное информационное воздействие осуществляется неправовыми методами и преследует неправовые цели.

6. В настоящее время предпринимаются активные попытки со стороны государства, нацеленные на противодействие деструктивному информационному воздействию. Создана законодательная база, направленная на правовое регулирование отношений, возникающих в информационной сфере. Тем не менее разобщенность правовых норм, отсутствие необходимой системности при правовом регулировании данных правоотношений, а также недостаточная научная оценка данной проблемы не дает ожидаемого результата в этом направлении. Решение проблемы средств противодействия деструктивному воздействию СМИ возможно только на основе комплексного, системного подхода. Системность в данном случае предполагает многоуровневую защиту от осуществления деструктивного информационного воздействия на уровне личности, общества и государства.

Важнейшей задачей в выборе правовых средств для разработки механизма противодействия деструктивному информационному воздействию, является использование средств, направленных прежде всего на создание государственной системы по искоренению причин негативного информационного воздействия, а затем на устранение его последствий.

Комплексный подход предполагает использование в неразрывной связи правовых, организационно-технических и экономических средств противодействия деструктивному информационному воздействию на правосознание россиян.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что на основе сделанных выводов и предложений оно расширяет и обогащает теоретико-правовое представление о сущности и содержании процесса информационного воздействия на формирование ценностно-правовых ориентаций и правосознания российского обществао деструктивном информационном воздействии как причине формирования негативных, искаженных представлений о данных общественных институтах.

Сделанные выводы в отношении воздействия СМИ на правосознание позволяют выработать принципы правовой политики государства относительно данных объективных процессов, заложить основы правового регулирования механизма информационного воздействия на правосознание, формирования общественного мнения, развития правового сознания и правовой культуры.

Автором предлагается на законодательном уровне закрепить теоретико-правовое понятие деструктивного информационного воздействия. В настоящее время законодатель идет по пути регламентации отношений, возникающих в связи с различными выражениями данного явления в различных сферах общественной жизни: избирательного процесса, рекламной и журналистской деятельности и т. д. Закрепление в законе предложенного понятия, по мнению автора, должно способствовать повышению эффективности защиты прав и законных интересов личности.

Собранный и обобщенный в процессе исследования материал может быть использован в учебном процессе при изучении истории государства и права, теории государства и права, отраслевых юридических дисциплин, при написании курсовых работ, учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов для студентов юридических институтов и факультетов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний и кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Краснодарского филиала Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказанийдокладывались автором на межвузовской научно-теоретической конференции «Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории» (23 апреля 2008 г., г. Ростов-на-Дону), научно-практической конференции «История и современность в контексте реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики России» (28, 29 апреля.

2008 г., г. Краснодар), всероссийской научно-практической конференции «Общество, право, культура» (25, 26 сентября 2008 г., г. Краснодар), заседаниях «круглых столов», а также излагались во время выступлений перед практическими работниками правоохранительных органовиспользуются в учебном процессе при подготовке лекций и проведении семинарских занятий во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний, Краснодарском филиале Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, Краснодарском университете МВД России, Кубанском социально-экономическом институте, Ростовском юридическом институте МВД Россииотражены в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Процесс обновления и модернизации российской правовой системы объективно связан с механизмом включения ценностных представлений россиян в правовую систему. Настоящий процесс предполагает наличие особого механизма нормативизации ценностно-правовых ориентаций в правовое пространство современного российского общества. При этом ценностно-ориентационное воздействие, осуществляемое посредством сложившейся в государстве системы правового регулирования, можно определить как проекцию ценностно-правовых ориентаций на юридически значимую деятельность, где важнейшими конструирующими данный процесс элементами являются право и выраженное им законодательство.

В результате проведенного диссертационного исследования нашло свое неопровержимое подтверждение положение о том, что механизм ценностно-ориентационного воздействия направлен на формирование массового (общественного) правосознания и заключается в организованном и целенаправленном формировании правовых установок и ценностных ориентаций на правомерное и социально активное поведение, на пропаганду идей свободы и гуманизма, справедливости и демократии, приоритета прав и свобод личности, что традиционно можно отнести к разряду традиционных общероссийских ценностей.

Механизм ценностно-ориентационного воздействия в рамках российского правового пространства осуществляется по трем основным направлениям. Первое направление связано с обеспечением информационного воздействия и формированием в России обновленного информационного общества. Второе направление ценностно-ориентационного воздействия направлено на формирование эмоционального фона российского общества. Именно в этих рамках формируются ценностные восприятия правовой действительности, система самооценок россиянами собственного правового поведения и собственной социально-правовой активности. Наконец, в рамках данного направления создается когнитивная основа правового поведения, которая характеризуется определенным уровнем развития массового правового сознания и правовой культуры российского общества. Третье направление в механизме ценностно-ориентационного воздействия характеризуется наличием мотивационных аспектов — правовыми установками личности, коллективов, социальных групп и общества в целом, трансформирующихся, прежде всего, в социально-правовую активность и выражающихся в выборе субъектами соответствующего варианта юридически значимого поведения.

Сегодня, в трансформационный период развития российского общества, предметом особого исследовательского интереса является Россия, ориентирующая развитие своей государственно-правовой системы в соответствии с идеями демократического правового государства и гражданского общества. Поэтому одной из главных задач становится выявление природы социально-правовых механизмов самореализации россиян в правовой реальности и правовом пространстве. Данный механизм представляет собой систему социо-нормативных и ценностно-правовых регуляторов юридической деятельности и правовой активности, согласно которым определяются формы, способы и уровни участия россиян в политико-правовой жизни страны.

Рассматриваемый механизм на институциональном уровне обеспечивает особую поведенческую реакцию, которая позволяет в реальной действительности детерминировать правовую активность конкретного человека, отдельной социальной группы либо всего российского социума и требует соответственно различной степени самоотдачи. Все это в различной степени измеряется ценностно-правовыми ориентациями и формирует внутренний целостно-мировоззренческий фон так же, как и различные формы и способы, в которых осуществляется правовая активность и деятельность в правовом пространстве России.

Современный социум объективно заинтересован в высоком уровне правового сознания и правовой культуры. Представляется, что только в этом случае сложный комплекс идеологических и психологических компонентов смогут выполнить свою регулятивную роль, россияне будут ориентированы прежде всего на правовые и духовные ценности как жизненно необходимые. Становясь внутренними регуляторами, ценностно-правовые ориентации создают возможность для самоконтроля личности, а следовательно, определят и политико-правовые ориентации личности, тем самым непременно вызовут к жизни и соответствующие поведенческие реакции в виде социально полезного юридически значимого поведения.

2. Проведенный анализ показал, что в процессе трансформации российской правовой системы осуществление ценностного воздействия и формирования ценностно-правовых ориентаций россиян претерпело целый ряд изменений. Создание в России демократического правового государства сопряжено с формированием ценностной основы этого процесса. Изучение ценностно-правовых ориентаций как самостоятельного явления государственно-правовой жизни страны представляет собой вполне естественное отражение процесса трансформации российского общества и реформирования его правовой системы.

Аксиологическое значение данной проблемы позволило нам установить ее реальную значимость и тем самым определить ее место и роль в системе категорий и понятий современной юридической науки. В то же время потребности современного правового развития предполагают, что в зависимости от полноты и точности собственных ценностных представлений о правовых реалиях, об их генезисе, природе, свойствах, условиях, тенденциях и т. д. всецело зависит и эффективность правового регулирования.

В целом же можно констатировать, что российское общество сделало первый важный шаг на пути усвоения правовых либерально-демократических ценностей. Очевидно, именно наличие негативного опыта и его осознание способствовало достаточно быстрому по историческим меркам перелому, в результате которого такие основные ценности правовой демократии, как свобода, правовая справедливость и формальное равенство, права человека, демократические выборы и т. д., уже вошли в правоментальную структуру массового правосознания россиян. Однако при этом социум по-прежнему остается не столько субъектом, сколько объектом преобразований, осуществляемых структурами государственной власти.

Это есть лишь еще одно доказательство того, что за прошедшие десятилетия в российском обществе произошли сложные трансформационные процессы, свидетельствующие о переосмыслении культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта, в том числе изменились политическое сознание и культура российских граждан.

Механизм формирования нормативных ценностей у современных россиян напрямую связан с тем воздействующим влиянием, которое оказывается государством, прежде всего через каналы информационного воздействия. Оживить общественную инициативу, организовать россиян на совместную работу по реализации разделяемых большинством населения правовых ценностей, создать для этого реальные возможности — важнейшая задача государства в современных условиях.

3. В процессе проведенного исследования получила свое подтверждение идея создания в рамках российского правового поля информационного общества. Информированность общества — один из важнейших факторов его прогрессивного развития и цивилизованности. Это свидетельствует о том, что, прежде чем нормативные предписания будут воплощаться в реальную действительность, субъекты права должны будет подвергаться информационному правовому воздействию.

Информационное воздействие представляет собой волевой процесс влияния информации, передаваемой различными способами (речью, музыкой, графикой и т. д.) одним человеком на сознание и психику другого человека. Категориальное осмысление информационного воздействия предполагает, что данный процесс носит волевой характер — информация отображается в сознании не путем непосредственного контакта с объектом, а посредством восприятия правовой информации. Кроме того, информационное воздействие носит зависимый характер. При этом степень зависимости информационного воздействия соразмерна степени адекватности восприятия последней, параметрам передаваемой информации (количества и качества), а также соответствующего выбора средств и способов ее передачи.

Содержательный аспект этого воздействия несет в себе важнейшую информированность о моделях поведения и о тех неблагоприятных последствиях, которые могут наступить для правореализующих субъектов вследствие нарушения правовых предписаний. При этом механизм перевода правовых предписаний в юридически значимое поведение предполагает восприятие норм через механизмы правосознания, а социально полезное активное правомерное поведение может быть состоявшимся только в том случае, если нормативным представлениям была обеспечена положительная оценка и реакция со стороны общества и государства, что в немалой, если не в значительной, степени опосредуется деятельностью СМИ.

Конкретизируя идею целевого назначения деятельности государства по правовому информированию населения, в рамках исследования было установлено, что правовая информация, полученная в процессе обучения, служит созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести активную борьбу с правонарушениями. Непосредственное соприкосновение россиян с действующим правом, реальным состоянием законности, их активный жизненный опыт, позволяющий на деле оценить способность права охранять и защищать свои права и свободы, ставить надежный заслон на пути любых злоупотреблений со стороны должностных лиц и государственных органов, являются мощными правовоспитательными факторами. Поэтому самая активная деятельность государства по правовому информированию населения не даст плодотворных результатов, если не будет совершенствоваться правовая практика и обеспечиваться реальное действие права.

Вместе с тем, чтобы добиться успеха в этом направлении, государство должно создавать необходимые условия для полноценного восприятия российскими гражданами правовой информации. Представляется, что эта задача должна быть возложена на СМИ, которым в процессе правовой информированности отводится особая роль и которые сегодня всеми силами стараются снять с себя ответственность за духовно-культурное развитие российского общества.

4. Обеспечение российских граждан, государственных, негосударственных и общественных структур правовой информацией осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информационного воздействия, а с другой — в результате правового регулирования условий и гарантий данного процесса.

Особое значение при этом принадлежит информации массового назначения, которая распространяется посредством коммуникационных технологий — СМИ и средствами массовой коммуникации. Характер влияния СМИ на формирование ценностно-правовых ориентаций во многом зависит от формы контроля за их деятельностью. При этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что установление жесткого экономического и политического контроля за деятельности СМИ в процессе формировании ими ценностно-правовых ориентаций россиян как со стороны государства, так отдельных групп приведет к деформации их деятельности, т. е. создаст условия не для позитивного, а для деструктивного информационного воздействия.

Вне зависимости от организационно-правовых форм деятельности СМИ, их основное социальное назначение заключается в информировании общества. Однако этот процесс носйт скорее субъективный, нежели объективный характер. Специфика отбора и способы подачи правовой информаv ции определяются СМИ в соответствии с целями и задачами информационного воздействия на правосознание для побуждения индивидов, групп, общества к определенной деятельности или желаемому поведению. Таким образом, информационные и идеологические задачи получают свое разрешение в том случае, когда на основе данного воздействия формируется соответствующая (желаемая) эмоциональная модель, представляющая собой симбиоз ценностных восприятий, представлений, мотивов, наконец, правовых установок определенного поведения.

Осуществляя свои функции, СМИ таким образом решают важнейшие социальные задачи, стоящие пред обществом — информационную, образовательную, контрольную, интеграции различных социальных интересов, кон-ституирования политических сил, наконец, формирования общественного мнения. В результате этого СМИ являются действенным средством, осуществляющим влияние как на массовое правосознание, так и на институты власти в интересах определенных социальных сил.

Вместе с тем масс-медиа способны создавать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять социальные ценности государства и общества и осуществлять преемственность их культурно-правовых традиций. Воздействуя на массовое правосознание, они концентрируют внимание на определенных отношениях, институтах, личностях и т. д. При этом формируемые представления во многом определяют характер и уровень правосознания и правовой культуры, а значит, фактически выступают регулятором правового поведения.

В рамках проведенного исследования было установлено, что особенность правосубъектных отношений, участниками которых выступают СМИ, заключается в их особом статусе. Социально-правовой статус СМИ определяется тем, что они, с одной стороны, являются субъектом информационного правового воздействия, а с другой — каналом этого воздействия. Вместе с тем такая неопределенность правового положения СМИ становится возможной из-за отсутствия четкой нормативной правовой базы, определяющей конкретный статус СМИ как субъекта современного информационного общества.

5. Решая исследовательские задачи, было доказано, что в условиях становления информационного общества в России принципиально изменяются роль и значение информационного воздействия на правосознание, что должно найти адекватную оценку и отражение в действующем законодательстве.

Кроме того, нашел свое подтверждение тезис о том, что информационное воздействие на правосознание может иметь не только положительные, но и отрицательные аспекты. С одной стороны, усиление роли и значения информационного фактора в жизни общества позволяет эффективнее осуществлять процесс позитивного информационного воздействия на правосознание в рамках правового воспитания, правового обучения и правового информирования. С другой — развитие информационных коммуникаций и технологий позволяет многократно увеличивать масштаб осуществления деструктивного информационного воздействия на правосознание, усложнять процесс регламентации информационного воздействия на сознание. При этом осуществление деструктивного информационного воздействия, позволяющее формировать и утверждать в правосознании как личности, так и всего общества искаженные представления о праве и правовых явлениях, способно предопределять выбор варианта юридически значимого поведения большинства членов общества, что может негативно отразиться на его развитии.

В результате проведенного исследования было определено, что воздействующее влияние СМИ на правосознание может носить как позитивный, так и негативный (деструктивный) характер. Разграничение информационного воздействия на позитивное и негативное проводится с точки зрения формирования представлений о праве, правовых явлениях, государстве и обществе в индивидуальном и общественном правосознании. Критериями проведенного разграничения служат цель и методы информационного воздействия на правосознание.

Позитивное информационное воздействие представляет собой влияние правовой информации на правосознание человека с целью формирования позитивного отношения к праву и правовым явлениям. Такое воздействие осуществляется посредством убеждения и преследует правовые цели.

Деструктивное информационное воздействие — это негативное воздействие информации, распространяемой через СМИ, на правосознание с целью деформации имеющихся представлений о праве и правовых явлениях либо формирования и утверждения искаженных представлений о них. Деструктивное информационное воздействие осуществляется посредством принуждения и преследует прежде всего антиправовые цели.

6. Анализ проблемы создания эффективного механизма правовых средств, направленных на противодействие деструктивного информационного воздействия со стороны СМИ, позволил в рамках проведенного исследования отметить два важных обстоятельства. Во-первых, в России уже имеется законодательная база, направленная на правовое регулирование отношений, возникающих в информационной сфере. Вместе с тем обращают на себя внимание разобщенность правовых норм, отсутствие необходимой системности при правовом регулировании данных правоотношений, а также недостаточная теоретико-правовая проработка основополагающих в этой области вопросов. Во-вторых, решение проблемы средств противодействия деструктивному воздействию .СМИ возможно только на основе комплексного, системного подхода. Системность в данном случае предполагает многоуровневую защиту от осуществления деструктивного информационного воздействия на уровне личности, общества и государства. Комплексный подход предполагает использование в неразрывной связи правовых, экономических и организационно-технических средств. Необходимо также отметить, что работа в данном направлении должна осуществляться на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В настоящее время законодатель, не имея целостного теоретико-правового понятия деструктивного информационного воздействия, идет по пути регламентации отношений, возникающих в процессе данного явления в различных сферах общественной жизни. Аналогичный подход имеет место и при установлении им правовых ограничений, а также оснований ответственности за правонарушения в информационной сфере. На наш взгляд, отсутствие единого комплексного подхода к данной проблеме приводит к различного рода затруднениям в правоприменительной деятельности и способствует нарушению прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Полагаем целесообразным принятие отдельного федерального закона, устанавливающего исключительный перечень оснований правовой ответственности за осуществление деструктивного информационного воздействия, а также ограничений прав и законных интересов личности в информационной сфере и запретов, связанных с их осуществлением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993.-25 дек.
  2. Всеобщая декларация прав человека: принята Ген. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1995.-5 апр.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 14 июля 2008 г. // Рос. газ. 1994. — 8 дек.- 2008. — 18 июля.
  4. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий: принята в г. Будапеште 6 мая 1999 г. // Дипломат, вестн.- 1999.-№ 6.
  5. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств: принята Резолюцией 36/103 Ген. Ассамблеи ООН 9 дек. 1981 г. // Действующее международное право. М., 1996. — Т. 1.
  6. Декларация прав и свобод человека: утверждена Советом народ, депутатов СССР 5 сент. 1991 г. № 2393−1. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991.-№ 37.-Ст. 1083.
  7. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верхов. Советом РСФСР 22 нояб. 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.- 1991. -№ 52. Ст. 1865.
  8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Президентом Рос. Федерации 9 сент. 2000 г. № Пр.-1895. // Рос. газ. 2000. — 28 сент.
  9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: принята в г. Риме, 4 нояб. 1950 г. // Собр. законодательства Рос Федерации. 2001. — № 2.
  10. Концепция внешней политики Российской Федерации // Рос. газ.- 2000. 11 июля.
  11. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: принята Резолюцией 2106 (XX) Ген. Ассамблеи ООН 21 дек. 1963 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1969. — № 25. — Ст. 219.
  12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2004−2025 гг.) // Вопр. образования. 2004. — № 1.
  13. О безопасности: закон Рос. Федерации: от 5 марта 1992 г. № 2446−1. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 15. — Ст. 769 — 1993. — № 2. — Ст. 77.
  14. О библиотечном деле: федер. закон: от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. — № 1. — Ст. 2.
  15. О государственной тайне: закон Рос. Федерации: от 21 июля 1993 г. № 5485−1. // Рос. газ. 1993. — 21 сент.
  16. О гражданских и политических правах: междунар. пакт: принят Резолюцией 2200 А (ХХ1) Ген. Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. — № 2. — Ст. 163.
  17. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации: от 17 июля 1997 г. № 1300. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. — № 52. — Ст. 5909.
  18. О политических партиях: федер. закон: от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. // Рос. газ. -2001.- 14 июля.
  19. О противодействии терроризму: федер. закон: от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. // Рос. газ. 2006. — 10 марта.
  20. О роли национального вещания и управления им: резолюция Парламент. ассамблеи Совета Европы № 748 (1975) // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. — № 15. — Ст. 1339.
  21. О связи: федер. закон: от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. — № 28. — Ст. 2895.
  22. О сертификации средств защиты информации: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. — № 27. — Ст. 2579.
  23. О средствах массовой информации: закон Рос. Федерации: от 27 дек. 1991 г. № 2124−1. // Рос. газ. 1992. — 8 февр.
  24. О федеральных органах правительственной связи и информации: закон Рос. Федерации: от 19 февр. 1993 г. № 4524−1. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. -№ 12. — Ст. 423 (утратил силу).
  25. Об архивном фонде Российской Федерации и архивах: основы законодательства Рос. Федерации: от 7 июля 1993 г. № 5341−1. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. — № 33. — Ст. 1311 (утратил силу).
  26. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон: от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. // Рос. газ. — 2006.29 июля.
  27. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон: от 26 нояб. 1996 г. № 138-Ф3. // СЗ РФ. 1996. — № 49.- Ст. 5497 — 1998. -№ 26. Ст. 3005.
  28. Об обязательном экземпляре документов: федер. закон: от 29 дек. 1994 г. № 77-ФЗ. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. — № 1. -Ст. 1.
  29. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон: от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. — № 33.- Ст. 3349.
  30. Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации: резолюция Парламент, ассамблеи Совета Европы № 820 (1984) // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. — № 15. -Ст. 1340.
  31. Об участии в международном информационном обмене: федер. закон: от 4 июня 1996 г. № 85-ФЗ. // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 1996.-№ 28.-Ст. 3347.
  32. О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественными объединениями: приказ Ген. прокуратуры Рос. Федерации от 4 марта 2008 г. № 34 // Законность. 2008. — № 5.
  33. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федер. закон: от 13 янв. 1995 г. № 7-ФЗ. // Рос. газ. 1995. — 14 янв.
  34. Относительно декларации о средствах массовой информации и правах человека: резолюция Консультатив. ассамблеи Совета Европы № 428 (1970) // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. — 1993. -№ 15.-Ст. 1338.
  35. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 22 июля 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954 — Рос. газ. — 2008. — 30 июля.
  36. Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости Верхов. Совета РСФСР.- 1962.-№ 29.-Ст. 449.
  37. И. Монографии, учебники, учебные пособия
  38. , Д. С. Профессиональная этика журналиста : учеб. посоVбие / Д. С. Авраамов. М., 1999.41 .Бачило, И. Л. Информационное право /И. JL Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов. СПб., 2001.
  39. , М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб., 2001.
  40. АЪ.Гаврилов, О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы / О. А. Гаврилов. М., 1998.
  41. , Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М., 1990.
  42. , М. К. Российское общество в условиях трансформации / М. К. Горшков. М., 2000.
  43. , Т. М. Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х начале 1930-х годов. Документированная история / Т. М. Горяева. -М., 2000.
  44. Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. -М., 2001.
  45. Граждане России: взгляд на себя самих. М., 2008.
  46. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. М., 2004.
  47. , Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович. — Спб., 1910.51 .Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. М., 1989.
  48. , С. М. Экономика средств массовой информации : учеб. пособие I С. М. Гуревич. М., 2000.
  49. , Г. Г. Российский гражданин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование) / Г. Г. Дилигенский. М., 1998.
  50. Динамика ценностей реформируемой России. М., 2006.
  51. , Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дю-ги.-М., 1908.
  52. , С. И. Безопасность России / С. И. Илларионов, О. В. Никулина, Г. Н. Рукосуев. М., 1999.
  53. , И. А. Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве / И. А. Ильин. Спб., 1915.
  54. , И. А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа / И. А. Ильин. М., 1910.
  55. , И. А. Собр. соч. / И. А. Ильин. М., 1993.
  56. Исключить всякие упоминания. Очерки истории советской цензуры. М.- Минск, 1995.
  57. , В. И. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы воспитания / В. И. Каминская, А. Р. Ратинов. -М., 1974.
  58. , И. Собр. соч. / И. Кант. М., 1965.
  59. , Т. В. Юридическая техника / Т. В. Кашанина. М., 2007.
  60. , У. Финляндия и Советский Союз / У. Кекконен. — М., 1973.65 .Кин, Дж. Средства массовой информации и демократия / Дж. Кин. -М, 1994.
  61. , Ю. М. Международное право / Ю. М. Колосов, Э. С. Крив-чикова. М., 2000.
  62. С. Говорухина. Кто развязал кровавый конфликт в Чечне / сост. Г. Анищенко и др. М., 1995.
  63. Комментарий к УК Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1997.
  64. Конституция Российской Федерации: комментарий / под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994.
  65. , В. А. Информационное право / В. А. Копылов. М., 2002. 71. Котович, А. Духовная цензура в России (1799−1855) / А. Котович.-Спб., 1909.
  66. , С. М. Смерть за смерть (Убийство Мезенцева) / С. М. Крав-чинский. Пг., 1920.
  67. , Л. О. Личная жизнь граждан под охраной закона /Л. О. Красавчиков. М., 1983.
  68. , П. А. Речи бунтовщика / П. А. Кропоткин. М. — Пг., 1921.
  69. , Н. И. Пути России: социокультурные трансформации / Н. И. Лапин.-М., 2000.
  70. , Ю. А. Человек в поисках идентичности: проблема социально-правовых критериев / Ю. А. Левада // Экономические и социальные перемены.' М., 2004.
  71. , Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М., 1973.
  72. , Е. Г. Политика терроризма политика насилия и агрессии /Е. Г. Ляхов.-М., 1987.
  73. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов. М, 1996.
  74. Методология юридической науки: состояние проблемы, перспективы / под ред. М. Н. Марченко. М., 2008.
  75. , Н. Террористическая борьба / Н. Морозов. Женева, 1880.
  76. , А. А. Информационная война в России / А. А. Мухин. М., 2003.
  77. , М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / М. М. Назаров. М., 2001.
  78. , В. С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости / В. С. Нерсесянц. М., 2000.
  79. , В. С. Право и закон / В. С. Нерсесянц. — М., 1983.
  80. , В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. М., 1997.
  81. , В. С. Юриспруденция / В. С. Нерсесянц. М., 1998.
  82. Общая теория государства и права: Академ, курс: в 3 т. / под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2001. — 3 т.
  83. , М. Основы публичного права / М. Ориу. М., 1929.
  84. Основы психологии и педагогики пропагандистской работы. Киев, 1988.
  85. , Е. А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества / Е. А. Певцова. М., 2005.
  86. , JI. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии / JI. И. Петражицкий. Спб., 1909.
  87. , Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. М., 2000.
  88. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М., 2001.
  89. , Г. Г. Психологические войны / Г. Г. Почепцов. М., 2000.
  90. Право и культура / отв. ред. С. Н. Соколова. М., 2002.
  91. Публичные услуги и право / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2007.
  92. Развитие советского гражданского права на современном этапе. -М., 1986.
  93. , С. 77. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. -М., 2001.
  94. Революционная журналистика семидесятых годов. Второе приложение к сборникам «Государственные преступления в России» / под ред. Б. Базилевского. Ростов н/Д, 1970.
  95. Рекламная деятельность: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Ф. Г. Панкратов и др. М., 2001.
  96. , К. Адвокат дьявола / К. Рисе — пер. с англ. П. В. Рубцова. М, 2000.
  97. , И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе / И. Ф. Рябко. Ростов н/Д, 1969.
  98. Система средств массовой информации в России. М., 2003.
  99. Современная западная социология: классические традиции и поиск новой парадигмы. М., 1990.
  100. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М., 2005.
  101. Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2006.
  102. Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2007.
  103. , В. М. Социология права / В. М. Сырых. М., 2007.
  104. Теория государства и права / под ред. Г. Н. Манова. М., 1995.
  105. , Л. К. Информация и собственность / JI. К. Терещенко.- М., 2006.
  106. , А. Дэ/с. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М., 1991.
  107. , И. Е. Правосознание как форма общественного сознания /И. Е. Фарбер.-М., 1963.
  108. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. -М., 1992.
  109. , Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. М., 1988.
  110. , П. А. Международные отношения / П. А. Цыганков. -М., 1996.
  111. , А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев.- М., 2001.
  112. , В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / В. А. Четвертин. М., 1993.
  113. , А. Н. Связи с общественностью : учеб. пособие / А. Н. Чумиков. М., 2001.
  114. , М. А. Образы свободы в реформируемой России / М. А. Шабанова. М., 2005.
  115. , М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество / М. А. Шабанова. М., 2000.
  116. , М. Д. Наказание. Его цели и эффективность / М. Д. Шаргородский. Л., 1973.
  117. , В. А. Социология правосознания / В. А. Шегорцов. -М., 1981.
  118. , Г. Ф. Общая теория права : в 2 т. / Г. Ф. Шершеневич.-М., 1995.-2 т.
  119. , Ю. Искусство обмана / Ю. Щербатых. СПб., 1997.
  120. , Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. М., 2007.
  121. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб., 1998.
  122. , К. Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан / К. Б. Ярошенко.
  123. I. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты диссертаций
  124. , Г. Три ипостаси свободы / Г. Аксенов // Открытая политика. 2005. -№ 8.
  125. , Г. А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  126. , П. 77. Правовая сфера духовного мира человека / П. П. Баранов // Сев.-Кавказ. юрид. вестн. — 1998. — № 1.
  127. , В. А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия / В. А. Бачинин // Государство и право. — 2001. — № 5.
  128. , В. М. Информационно-правовая политика и безопасность России: теоретико-правовой аспект: дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  129. By с, М. А. Правовая культура информационного общества / М. А. Вус // Жизнь и безопасность. 2000. — № Ъ-^.
  130. Голенкова, 3. Т. Гражданское общество в России / 3. Т. Голенкова // Социол. исслед. 1997. — № 3.
  131. , Б. А. Возможность и перспективы свободы / Б. А. Грушин // Вопр. философии. 1998. — № 5.
  132. , А. И. Политический радикализм как источник правового нигилизма / А. И. Демидов // Государство и право. 1992. — № 4.
  133. Духовное производство и духовная жизнь общества // Журн. рос. права. -2006.- № 3.
  134. , И. Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
  135. , А. Б. Реформы в России восемнадцатого века: опыт целостного анализа: автореф. дис.. д-ра ист. наук. — М., 1998.
  136. , Б. И. СМИ элемент политической системы общества / Б. И. Кретов // Соц.-гуманит. знания. — 2001. — № 1.
  137. , Г. Правовое чувство и легитимность правопорядка / Г. Крил-ле // Государство и право. — 1987. — № 3.
  138. , И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  139. , В. Н. Правовое поведение, его субъекты и пределы / В. Н. Кудрявцев, Н. С. Малеин // Просвещение. 1980. — № 3.
  140. , Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю. М. Лот-ман // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
  141. , Е. В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, система, основные тенденции развития: Конституционно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.
  142. , А. В. Проблемы типологии государства : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  143. , Б. В. Формирование правосознания как метод аттракции самоактуализации форм деятельности / Б. В. Мартынов // Методология юридической науки: состояние проблемы, перспективы. М., 2008.
  144. , Л. Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения : дис.. канд. филос. наук. Омск, 1995.
  145. , М. М. Средства массовой коммуникации на пороге XXI века / М. М. Назаров // Соц.-гуманит. знания. 1995. — № 5.
  146. Национальная безопасность и геополитика России. 2001. — № 11−12.
  147. , И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: дис.. канд. филос. наук. — Волгоград, 2006.
  148. Образование в духовно-ценностной системе координат // Вопр. образования. 2007. — № 4.
  149. , М. П. Террор как идеологема (к истории развития) / М. П. Одесский, Д. М. Фельдман // Обществ, науки и современность. 1994. -№ 6.
  150. , К. А. Правовое регулирование и средства массовой информации : дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
  151. , В. Р. Деформация правосознания граждан России : дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  152. , А. И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу / А. И. Редель // Социол. исслед. 2000. — № 12.1. Qf-7
  153. , A. H. Деструктивное воздействие СМИ на правосознание : дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  154. , А. Н. Информационный терроризм как фактор дестабилизации российского общества / А. Н. Рыков // Социальный порядок — гуманистическому обществу. Краснодар, 2001.
  155. , Ф. Т. Теоретико-методологические проблемы изучения природы правосознания / Ф. Т. Тахиров // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. М., 2008.
  156. , И. В. Становление российской правовой государственности и правосознание граждан / И. В. Тепляшин // Журн. рос. права. — 2002. — № 1.
  157. Терроризм: Психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. — № 4.
  158. , О. В. Правоохранительная информация в системе формирования правового сознания : дис.. канд. полит, наук. М., 2002.
  159. , А. Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А. Р. Тузиков // Полит, дискурс. 2002. — № 5.
  160. , В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В. А. Туманов // Государство и право. 1993. — № 8.
  161. , Е. А. Информационное общество / Е. А. Угринович // Новейший филос. слов. — Минск, 1999.
  162. Цензура в царской России и Советском Союзе: материалы науч. конф., 24−27мая 1993 г. М., 2005.
  163. , В. Г. Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации: принципы и институты: дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  164. , В. Э. Общество, лишенное мифов / В. Э. Шляпентох // Социол. исслед. 1991. — № 1.
  165. , С. А. СМИ как инструмент реализации государственной политики в современной России / С. А. Юровский // Социология власти. -2001.-№ 2.
Заполнить форму текущей работой