Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Юридические процедуры и реализация прав человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность и содержание гражданских (личных) прав и свобод человека, а также анализ законодательства и практики показывают, что реализация большинства из данных прав и свобод осуществляется человеком в сугубо инициативном или простом процедурном порядке, когда иные лица обязаны не вмешаться в реализацию. Однако в некоторых случаях, даже в условиях демократии, реализация отдельных гражданских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
    • 2.
    • 2.
    • 2.
  • Глава III.
    • 3.
    • 3.
    • 3.
  • ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ И ИХ РОЛЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕСТО ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР В ЮРИДИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Юридический механизм реализации прав человека и их гарантии
  • Юридические процедуры как специфические гарантии реализации прав человека Виды правоприменительных процедур, обеспечивающих реализацию прав человека
  • ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ Гражданские (личные) права человека и юридические процедуры, обеспечивающие их реализацию
  • Политические права человека и юридические процедуры, обеспечивающие их реализацию Экономические, социальные и культурные права человека и юридические процедуры, обеспечивающие их реализацию

Юридические процедуры и реализация прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Утверждение в общественном сознании идеи прав человека отражает объективную тенденцию движения человечества к демократическому, гуманному общественному строю, основанному на признании достоинства, присущего всем членам международного сообщества. Идеал справедливого будущего, основанного на верховенстве права и приоритете прав человека, постоянно воздействует на жизнь людей и миропонимание современного человека, вносит коррективы в деятельность демократического правового социального государства.

Тематика прав и свобод человека и гражданина и их гарантий была и остается неизменно актуальной. Тем более это касается современного этапа развития России, когда права и свободы обрели качественно новое демократическое звучание. Как известно, действующая Конституция Российской Федерации закрепила фундаментальные, признанные на международно-правовом уровне права и свободы человека, обозначив их высшей ценностью (ст. 2). Закономерно, что в комплексе стоящих перед современным российским обществом задач государственно-правового." строительства выделяются задачи обеспечения реализации и охраны прав и свобод личности. Проблема тем более актуальна для России, поскольку провозглашенные права и свободы личности еще не всегда подкреплены гарантиями их полноценного осуществления.

Основываясь на принципах правового государства, предполагающего верховенство закона и Конституции, государство должно обеспечить эффективную реализацию признанных прав и свобод человека, создать необходимые для этого условия. В данном контексте принципиально, что в Российской Федерации конституционно признано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ).

В рамках системы юридического регулирования прав человека их реализация выступает как итоговая, заключительная стадия, имеющая своей целью воплощение прав человека в жизнь. Эта цель обусловливает и соответствующие правовые и иные средства, которые в своей совокупности образуют механизм реализации прав человека. Неотъемлемой частью механизма реализации целого ряда прав человека выступает та или иная юридическая процедура. Поэтому анализ юридических процедур реализации прав человека заслуживает повышенного научного внимания, так как в своей основе они призваны быть гарантиями реализации, обеспечивающими получение индивидом благ, лежащих в основе прав.

Проблемой является обоснованное установление процедур реализации тех или иных прав личности, их адекватная нормативно-правовая регламентация. Необоснованное усложнение процедур, отсутствие четкости их регламентации в законе влечет ослабление возможностей реализации прав человека и, во всяком случае, негативно сказывается на правовой активности человека в целом. Это не способствует демократизации правового положения личности в демократическом обществе.

Проблема также видится не только в отсутствии нормативной регламентации правореализационной деятельности, где регламентация объективно необходима, но и в отсутствии на практике единообразия применения юридических процедур, определяющих алгоритм правореализации, порядок взаимоотношений органов государственной власти и человека, реализующего свои права.

Соответственно, исследование юридических процедур реализации прав человека, их роли в повышении эффективности механизма реализации, значения в деле упрочения гарантий прав человека является актуальным с точки зрения развития в России демократии, упрочения правовой государственности, развития гражданского общества, в котором человек имеет возможность полноценно осуществлять свои права и свободы.

Степень научной разработанности темы. В общей теории права и государства, теории прав человека вопросам настоящего диссертационного исследования посвящены работы таких ученых, как С. С. Алексеев, В. М. Баранов, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Л. И. Глухарева, В. А. Карташкин, В. В. Копейчиков, С. А. Комаров, В. М. Курицын, В. А. Кучинский, Е. А. Лукашева, A.B. Малько, Г. В. Мальцев, Н. С. Малеин, A.C. Мордовец, Н. И. Матузов, Б. Л. Назаров, B.C. Нерсесянц, М. Ф. Орзих, Ю. С. Решетов, И. В. Ростовщиков, Ф. М. Рудинский, A.B. Стремоухов, В. А. Туманов, Б. С. Эбзеев, Л. С. Явич и др.

В процессе исследования автор опиралась на труды учёных-правоведов, разрабатывавших вопросы правопонимания, правотворчества, правового регулирования, применения и толкования права (Н.Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, H.H. Вопленко, В. М. Горшенев, И. Я. Дюрягин, В. Б. Исаков, В. Н. Карташов, Д. А. Ковачев, A.B. Мицкевич, Л. А. Морозова, П. Е. Недбайло, C.B. Поленина, И. Н. Сенякин, Ю. А. Тихомиров, И. Е. Фарбер, Т. Я. Хабриева и др.).

В диссертации также были учтены работы зарубежных ученых П. Лемана, П. Сандевуара, X. Соле, П. Халлберга, Б. Шварца и др.

В рамках исследования следует указать на учтенный диссертантом фундаментальный монографический труд «Реализация прав граждан в условиях развитого социализма» (М., 1983). Его авторы, в особенности Н. В. Витрук и В. В. Копейчиков, внесли существенный вклад в теорию процедур реализации прав личности. Однако данная работа увидела свет в советское время, была целиком построена на социалистической теории правового положения личности и на концепции «развитого социалистического общества».

До настоящего времени не было научных работ, в которых бы комплексно и целенаправленно исследовались теоретико-правовые вопросы непосредственно юридических процедур реализации прав человека в России на современном этапе ее демократического развития.

Объектом исследования выступают регулируемые правом общественные отношения, в рамках которых сложились и реализуются права человека.

Предметом исследования являются теоретико-правовые вопросы понимания юридических процедур и определения их места и роли в юридическом механизме реализации прав человека в России, а также вопросы использования различных процедур реализации прав человека в качестве их специфических гарантий применительно к основным видам прав человека.

Цель работы заключается в комплексном теоретико-правовом исследовании проблем юридических процедур в контексте создания эффективной системы гарантирования реализации прав человека в современной России исходя из задач упрочения демократии и правового государства.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда задач:

— раскрыть с учетом достигнутого уровня научных знаний имеющиеся в юридической науке подходы к определению понятия юридической процедуры как элемента правового регулирования и определить виды * процедур;

— содержательно рассмотреть юридический механизм реализации прав человека с составляющими его динамическими и статическими элементами, а также в единстве с разнообразно классифицируемыми гарантиями прав человека;

— с учетом специфики видов юридических процедур дать их развернутую характеристику как своеобразных гарантий обеспечения реализации прав человека;

— показать объективные причины и закономерности законодательного установления и использования тех или иных процессуально-процедурных порядков реализации прав человека;

— выявить особенности и виды правоприменительных процедур, являющихся частью механизма реализации определенных прав человека;

— охарактеризовать основные виды прав человека во взаимосвязи с юридическими процедурами их реализации;

— обосновать возможности оптимизации юридических процедур реализации тех или иных прав человека и обозначить пути совершенствования нормативно-правовой регламентации процедур.

Методологическую основу исследования составили различные методы познания: общенаучный диалектический метод, а также конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный, системный и иные специальные методы. Применение различных методов научного познания в их сочетании позволило всесторонне осмыслить и раскрыть предмет исследования, решив в конечном счете поставленные автором задачи.

Нормативно-правовую базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и ее субъектов, включая акты, регламентирующие вопросы реализации прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов — специалистов в области общей теории государства и права и отраслевых юридических наук. При раскрытии предмета исследования автор опирался на гуманистические философские и этические учения, прогрессивные правовые концепции прошлого и современности. В качестве концептуальной основы диссертации использована разработанная в отечественной юриспруденции теория правового положения личности. В качестве эмпирической основы работы послужил анализ реализации и гарантирования различных видов прав человека, практики нормативно-правовой регламентации юридических процедур их осуществления в Российской Федерации.

Научная новизна диссертации определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Диссертация представляет собой ранее не осуществлявшееся в современной отечественной юриспруденции комплексное теоретико-правовое исследование непосредственно юридических процедур реализации прав человека в контексте решения в современной России задач обеспечения их эффективной и полноценной реализации.

Расширен видовой ряд сложившихся на практике процедур (процессуально-процедурных порядков) реализации прав человека в современной России с обоснованием объективных потребностей их использования. Предложена систематизация указанных процедур в зависимости от целей их использования в системе обеспечения реализации прав человека. Процедуры реализации прав человека в России впервые рассмотрены применительно к основным видам прав. Обозначены пути совершенствования процедур реализации прав человека в России. Показаны тенденции правовой институционализации данных процедур с учетом решения задач упрочения гарантий прав человека, развития правовой государственности и формирования в России гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. На фоне ведущейся в юридической науке дискуссии по вопросу соотношения понятий юридического процесса и юридической процедуры можно выделить следующие основные сложившиеся научно-теоретические подходы: 1) понятия «юридический процесс» и «юридическая процедура» совпадают по своему содержанию- 2) в сравнении с юридической процедурой категория «юридический процесс» более широкая по своему содержанию- 3) понятие «юридическая процедура» выступает родовым, более общим по сравнению с понятием «юридический процесс». При этом автор считает, что разброс мнений ученых по указанному вопросу малопродуктивен для практики и предлагает «юридическую процедуру» рассматривать в качестве более узкого и специфического понятия по сравнению с понятием «юридический процесс».

С учетом различных научных позиций обосновывается целесообразность понимания юридической процедуры как нормативно установленного порядка юридической деятельности субъектов права для достижения определенных правовых целей непосредственно в процессе правового регулирования, предусматривающего, как правило, специальную правовую охрану.

2. Как целостное правовое явление механизм реализации прав человека должен характеризоваться: 1) с точки зрения статического содержания- 2) с позиции непосредственно реализации прав человека и ее стадий. Таким образом, используя категорию «механизм», становится возможным охватить весь процесс реализации человеком своих прав, представить его в системно-динамическом виде с воздействующими на него факторами.

Предлагается определение юридического механизма реализации прав человека как законодательно предусмотренного комплекса взаимосогласованных действий человека в качестве правообладателя и других субъектов с целью получения человеком социального или личного блага, опосредованного тем или иным его правом, а также пользования и распоряжения благом.

Меры защиты (охраны) прав человека не выступают изначально составной частью юридического механизма их реализации и становятся дополнительным, временным элементом механизма и только в случаях нарушений прав или посягательств на них. В специально-юридическом своем значении механизм реализации прав человека не предусматривает также и психологические аспекты их реализации.

3. Юридический механизм реализации прав человека и их гарантии — это тесно взаимосвязанные, но неоднозначные понятия, так как они отражают различные стороны процесса осуществления прав человека. Соответственно, реализацию прав человека и их гарантирование следует рассматривать как относительно самостоятельные элементы общего механизма осуществления прав человека, где категория непосредственного осуществления человеком своих прав является базовой, исходной для исследования их гарантий и иных элементов указанного механизма. По отношению к процессу реализации прав человека гарантии выступают в качестве условий, предпосылок, а также средств, способов правомерно-ориентированной и полноценной реализации прав, а также при необходимости их защиты (охраны).

4. При реализации ряда своих прав человек может самостоятельно определять порядок и варианты реализации, исходя из собственных интересов и возможностейлибо человек обязан соблюдать нормативно установленные последовательность и варианты своих действий. С учетом этого непосредственная реализация прав человека может осуществляться как в инициативной, так и в простой процедурно-правовой форме.

Выделяются особые юридические процедуры правомерно-ориентированной реализации прав человека, которые предусматривают вынесение в ходе реализации тех или иных прав человека определенных правоприменительных актов. Юридические процедуры реализации прав человека, включающие правоприменение, зависят как от сущности и содержания самих прав, так и от сложившегося в государстве политико-правового режима. В демократическом обществе указанные процедуры посути призваны обеспечивать реализацию прав человека, осуществление которых объективно не может носить произвольный характер, быть юридически бесконтрольным. В условиях антидемократического режима установление законом процедур реализации прав человека, включающих правоприменение, нередко служит существенным искусственным препятствием для их фактической реализации человеком.

5. Автор констатирует, что характер и цели участия государства в ходе правомерно-ориентированной реализации тех или иных прав человека предопределяют вынесение особых видов или сочетание видов правоприменительных актов: регистрационныхрегламентирующихразрешительныхудостоверяющихконстатирующихпредписывающихзапрещающиханнулирующих. При этом диссертант считает, что представленная классификация правоприменительных актов позволяет говорить о соответствующих видах правоприменительных процедур в ходе правомерно-ориентированной реализации прав человека. Предлагается классифицировать такие процедуры в зависимости от их содержания на: 1) правопредоставительные- 2) регистрационные- 3) лицензионно-разрешительные- 4) экспертно-удостоверительные- 5) экзаменационно-конкурсные- 6) поощрительные.

6. Сущность и содержание гражданских (личных) прав и свобод человека, а также анализ законодательства и практики показывают, что реализация большинства из данных прав и свобод осуществляется человеком в сугубо инициативном или простом процедурном порядке, когда иные лица обязаны не вмешаться в реализацию. Однако в некоторых случаях, даже в условиях демократии, реализация отдельных гражданских (личных) прав и. свобод человека обеспечивается путем использования специальных правоприменительных процедур. Это, прежде всего, права и свободы, пользование которыми связано с удовлетворением исключительно важных интересов и потребностей человека и одновременно иных лиц, предполагает компромисс интересов и потребностей. Так, процедуры регистрации. необходимы в ряде случаев при реализации лицом права на выбор места пребывания и жительства, для создания религиозного объединения в ходе коллективной реализации свободы вероисповедания й др.

7. Политические права и свободы человека, выступая в виде прав и свобод граждан государства, реализуются не только в инициативном и простом процедурно-правовом порядке. Ряд указанных прав реализуется через регистрационную правоприменительную процедуру, правопредоставительную и др. Это вызвано тем, что данные права и свободы напрямую затрагивают значительные интересы не только отдельной личности, но и многих других людей, подчас всего общества на участие в политической жизни и осуществлении государственной власти. Здесь возникает потребность всестороннего сочетания и взаимной согласованности этих интересов, ибо безответственное поведение индивида может повлечь неблагоприятные политические последствия, причинить вред правам и свободам иных граждан. Так, вынесение соответствующих регистрационных и иных правоприменительных актов и последующее выполнение их требований является непременным условием для осуществления избирательного права, права на объединение, включая формирование политических партий, права на проведение митинга и др.

8. Реализация многих социально-экономических прав граждан в России довольно часто связана с регистрационной, лицензионно-разрешительной, правопредоставительной и иными юридическими процедурами. В демократическом обществе они используются в целях объективно необходимого государственного контроля за отдельными видами экономической деятельности человека, в целях предъявления государством 1 определенных требований к субъектам экономических отношений. Сюда относятся права, в основе которых лежат существенные блага материально-имущественного плана и пользование которыми, как правило, означает одновременное распределение фондов потребления (ресурсов) между правообладателями (право на жилище, право на предпринимательскую деятельность, право на труд, право собственности на автомототранспорт, право на социальное обеспечение и др.).

Культурные права человека в силу общей свободы творчества, как правило, реализуются в инициативном и простом процедурно правовом порядке. В то же время имеются права в данной сфере, например авторские, реализация которых сопряжена с регистрацией результатов творчества и др. Подчас используются специальные регистрационные и лицензионно-разрешительные процедуры, имеющие цель государственного контроля за предоставлением определенного рода публичных услуг в сфере культуры (например, создание и эксплуатация развлекательных аттракционов в парках культуры и т. п.).

9. В процессе разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию прав человека, должны максимально предусматриваться их гарантии, включая четкую регламентацию процедур реализации прав человека, если такие процедуры объективно необходимы. Нормативно-правовое регулирование юридических процедур реализации прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться, как правило, на уровне закона, а не подзаконного акта.

Необходимо последовательное совершенствование действующего российского законодательства, регулирующего юридические процедуры реализации прав человека в целях повышения эффективности и оптимизации процедур, преодоления неоправданного правоприменительного усмотрения и иных искусственных бюрократических преград реализации, повышения активности граждан в реализации своих прав и т. д. В этой связи вносятся предложения, которые могут послужить достижению такого рода целей.

Процедуры реализации отдельных прав человека в демократическом обществе могут усложняться в интересах безопасности общества, обеспечения и защиты прав и свобод иных граждан (например, усложнение процедуры получения гражданства, получение разрешения на трудовую деятельность мигрантов и их регистрация по месту жительства, въезда в страну и др.).

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что ряд ее положений и выводов способствует расширению теоретико-правовых знаний о правах и свободах человека и гражданина, демократии, правовом государстве, правовом регулировании, реализации права, юридических процедурах и др. Особенно это касается социально-юридического механизма реализации прав человека, непосредственно гарантий их правомерной реализации.

Положения и выводы диссертации могут иметь значение для дальнейших исследований проблем правового статуса личности, обеспечения ее прав и свобод на отраслевом уровне.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания соответствующих разделов теории государства и права, специальных курсов прав человека.

Практическая значимость исследования в широком плане видится в том, что её положения и выводы направлены на решение важнейших задач упрочения гарантий прав и свобод человека и гражданина в России, на создание возможностей реализации прав и свобод в соответствии с принципами демократии и правового государства, на повышение правовой активности граждан.

Результаты исследования могут быть полезны в деле совершенствования правовых норм, регламентирующих юридические процедуры реализации прав человека. Они могут быть полезны в работе по повышению правовой культуры и правосознания граждан, а также должностных лиц, призванных обеспечивать реализацию прав человека.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и одобрена на кафедре теории и истории права и государства Волгоградского государственного университета. Положения и выводы диссертации докладывались автором на научных конференциях, в частности: на XIII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению «Право и юриспруденция» (г. Волгоград, 11−14 ноября 2008 г,), на Межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические и правовые проблемы России» (г. Волгоград, 14−15 мая 2008 г), на XIV Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению «Право и юриспруденция» (г. Волгоград, 19−22 апреля 2009 г.), на 8-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов «Проблемы теории и юридической практики в России» (г. Самара, 19−20 мая 2011 г.) — на Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты воспитательного процесса в системе высшего образования» (г. Волгоград, 25 марта 2011 г.).

Автором по теме диссертации опубликовано 11 научных работ. Ряд положений и выводов диссертации используется в ходе преподавания курса теории государства и права в Волгоградском государственном университете, а также курса правоведения в Волгоградском государственном аграрном университете.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В системе юридического регулирования прав человека их реализация выступает как итоговая, заключительная стадия, имеющая целью воплощение прав человека в жизнь. Эта цель обуславливает и соответствующие правовые и иные средства, которые в своей совокупности образуют механизм реализации прав человека. Неотъемлемой частью механизма реализации целого ряда прав человека выступает та или иная юридическая процедура. Поэтому анализ юридических процедур реализации прав человека заслуживает повышенного научного внимания, так как в своей основе процедуры призваны быть гарантиями реализации, обеспечивающими получение индивидом благ, лежащих в основе прав.

В концентрированном понимании юридическая процедура — это особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности субъектов права для достижения определенных правовых целей непосредственно в процессе правового регулирования, предусматривающий, как правило, специальную правовую охрану.

Выделяются следующие характерные черты юридической (правовой) процедуры: 1) это особая процедура, которая чётко изложена и закреплена в законах и подзаконных нормативных актах- 2) она представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности- 3) ее нормативный режим предполагает охрану от нарушений правовыми санкциями, представляющими собой вид и меру юридической ответственности- 4) она имеет ориентирующее значение для достижения определённой правовой цели, тем самым гарантируя правомерность и результативность юридической деятельности.

Реализация права в юридической науке определяется неоднозначно: как процесс, результат, воплощение правовых требований в поведении участников общественных отношений, форма выражения прав, необходимый этап правового регулирования, связанный с правотворчеством общей целью.

Под юридическим механизмом реализации прав человека следует понимать законодательно предусмотренный комплекс взаимосогласованных действии человека в качестве правообладателя и других субъектов с целью получения человеком социального или личного блага, опосредованного тем или иным его правом, а также пользования и распоряжения благом. Через категорию «механизм» становится возможным охватить всецело процесс использования человеком своих прав, представить процесс в системно-динамическом виде.

В научно-теоретическом плане реализацию прав человека и их гарантирование следует рассматривать как взаимосвязанные, но относительно самостоятельные элементы общего механизма осуществления прав человека, где категория осуществления прав человека является базовой, исходной для исследования понятий и реализации, и обеспечения (включая гарантии) прав человека.

Непосредственная реализация прав человека в процедурном плане отличается рядом специфических черт: во-первых, в данном процессе участвует личность, а не специально уполномоченный органво-вторых, специальная процедура реализации либо отсутствует, и в каждом конкретном случае человек самостоятельно определяет порядок реализации своего права исходя из собственных интересов и возможностей, либо следует процедуре, установленной закономв-третьих, отсутствует акт применения права, индивидуализирующий норму права в отношении конкретного лицав-четвертых, человек сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от этой реализации.

Непосредственная реализация прав человека включает в себя как инициативную, так простую процедурно-правовую форму их реализации.

Значительное количество прав человека, хотя и имеются все фактические обстоятельства для их претворения в жизнь, не может быть реализовано человеком без вынесения соответствующими органами необходимых актов правоприменения. В данном случае процедура реализации прав человека предусмотрена в нормативно-правовом порядке как обязательная к соблюдению.

С учетом сложившейся юридической практики представляется, что правоприменительные процедуры, обеспечивающие реализацию права человека, можно подразделить на следующие виды, в зависимости от конкретных целей, которые достигаются их применением: 1) правопредоставительные- 2) регистрационные- 3) лицензионно-разрешительные- 4) экспертно-удостоверительные- 5) экзаменационно-конкурсные- 6) поощрительные.

В результате анализа законодательства и правоприменительной практики сделан вывод, что реализация большинства гражданских (личных) прав человека осуществляется в инициативном порядке, организуется личностью самостоятельно. Между тем процесс непосредственной реализации отдельных гражданских (личных) прав человека, например, право на свободу передвижения и выбора места жительства, может предусматривать использование специальных правоприменительных процедур регистрационно-уведомительного или даже разрешительного характера (например, въезда в пограничные районы или закрытые административно-территориальные образования).

Политические права и свободы напрямую затрагивают интересы не только отдельной личности, но и многих других людей, подчас всего общества. Здесь возникает потребность всестороннего сочетания и взаимосогласованности этих интересов, ибо безответственное поведение индивида может повлечь неблагоприятные политические последствия, вред для прав и свобод иных граждан. Поэтому политические права и свободы требуют специального механизма реализации, включающего в себя различные виды порядка реализации (инициативного, процедурно-правового), а также особые правоприменительные процедуры (процедуру государственной регистрации, разрешительно-лицензионную процедуру, правопредоставительную процедуру и др.), которые повышают эффективность процесса реализации политических прав.

Экономические права человека используются в целях объективно необходимого государственного контроля за отдельными видами экономической деятельности, в целях предъявления государством определенных требований к субъектам экономических отношений. Сюда относятся права, в основе которых лежат существенные блага материально-имущественного плана и пользование которыми, как правило, означает одновременное распределение фондов потребления (ресурсов) между правообладателями. Для реализации экономических прав человека особую значимость приобретают регистрационная и лицензионно-разрешительная юридические процедуры. Вместе с тем особый характер социальных прав обуславливает в качестве условий их реализации, как правило, наличие правопредоставительных юридических процедур.

Культурные права человека, в силу общей свободы творчества, как правило, реализуются в инициативном и простом процедурно-правовом порядке. В то же время для реализации отдельных культурных прав используются специальные регистрационные и лицензионно-разрешительные процедуры, связанные с государственным контролем за предоставлением определенного рода публичных услуг в сфере культуры (например, создание и эксплуатация развлекательных аттракционов в парках культуры и т. п.).

В свою очередь, процедуры реализации отдельных прав человека в демократическом обществе могут иногда усложняться в интересах безопасности общества, обеспечения и защиты прав и свобод иных граждан (например, усложнение процедуры получения гражданства, получение разрешения на трудовую деятельность мигрантов и их регистрация по месту жительства и др.).

Следует признать, что юридические процедуры реализации прав человека в демократическом обществе должны отвечать ряду требований: быть социально обоснованными и отвечать принципам демократизма и верховенства прав человекабыть достаточными и понятными для обладателя правбыть закрепленными на уровне закона и содержать минимум отсылочных и бланкетных норм, порождающих излишнее подзаконное нормотворчествоне создавать при осуществлении искусственных препятствий для реализации правсоответствовать содержанию прав, в отношении которых они установленыбыть обеспечены как юридически, так и организационно, и материально и др.

Соответственно, необходимо последовательное совершенствование действующего российского законодательства, регулирующего юридические процедуры реализации прав человека в целях повышения эффективности и оптимизации процедур. Требуется завершить полномасштабный переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению, например, через создание государственного регистра населения. Это позволит личности реализовывать свои права без сбора дополнительных, зачастую излишних справок в различных структурах власти, что является актуальным с точки зрения развития в России демократии, упрочения правовой государственности, развития гражданского общества, в котором человек имеет возможность полноценно осуществлять свои права и свободы.

В итоге нужно заметить, что зрелое гражданское общество характеризуется целостностью, гармоничностью всех его сторон, интенсификацией общественных процессов и их модернизацией. Все это обусловливает совершенствование механизма реализации прав человека. Одним из важных условий такого совершенствования, его тенденцией является усиление процедурно-правовой упорядоченности реализации прав человека, сопровождающееся созданием более эффективных процедур правового порядка такой реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и судебные решения
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. — 21 янв.
  3. Всеобщая декларация прав человека// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. — С. 2129.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах//. Международные акты о правах человека: Сборник документов. -М.: Изд-во НОРМА, 2002. С. 30−45.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. — С. 45−72.
  6. Протокол № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. — С. 53−58.
  7. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. -С. 73−78.
  8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод// Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. — С. 159−179.
  9. Европейская социальная хартия // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. — С. 255−273.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  11. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской
  12. Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. -№ 32.-Ст. 1227.
  13. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 34. — Ст. 4029.
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25.-Ст. 2954.
  15. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 9. — Ст. 1011.
  16. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 1. — Ст. 1.
  17. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001 — № 51. — Ст. 4824.
  18. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 19. — Ст. 2060.
  19. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 47. — Ст. -4472- 1999.-№ 7.-Ст. 878.
  20. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 14. — Ст. 1514.
  21. Федеральный закон «О защите прав потребителей» // Собраниезаконодательства Российской Федерации 1996. — № 3. — Ст. 140.
  22. Федеральный закон «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 51. — Ст. 5681.
  23. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 21.-Ст. 1930.
  24. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. -1997.-№ 39.-Ст. 4465.
  25. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. — № 19. — Ст. 685.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 г. «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — 18. — Ст. 2021.
  27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 425−0, касающееся положений ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и п. 2 ст. 75
  28. Закона об исполнительном производстве // Архив Конституционного Суда Российской Федерации. — 2004.
  29. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2003. -392 с.
  30. С.С. Общая теория права: В 2-х т. М.: Юрид. лит., 1981. -360 с.
  31. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999 — 712.
  32. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. -М.: Наука, 1971.-226 с.
  33. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и
  34. Средневековье: V—XVII вв. М., 1999. — 740 с.
  35. Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  36. М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. — 416.
  37. Д.Н. Административное право России. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М), 2000. — 640 с.
  38. В.П., Сорокина В. В. Процессуальная форма юридической деятельности: вопросы теории и практики: монография. —М.: «Юрид. лит.», 2011. —280 с.
  39. В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия управления МВД России, 2001.-350 с.
  40. Великая хартия вольностей 1215 г // Документы по истории зарубежных стран. Под ред. H.JI. Крашепииковой. М.: Юрид. лит., 1987. -472 с.
  41. А.Б. Теория государства и права. — М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
  42. А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. — СПб.: СФПК СПбГУ, 2000. 384 с.
  43. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 230 с.
  44. Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 383 с.
  45. Л.Д. Юридический статус личности в России М.: Изд-во ИНФРА-М — НОРМА, 1997 — 304 с.
  46. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 300 с.
  47. H.H. Социалистическая законность и применение права.
  48. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. 184.
  49. H.H. Сущность, принципы и функции права: Учеб. пособие. Волгоград*. Изд-во ВолГУ, 1998. — 54 с.
  50. H.H. Очерки общей теории права: монография. -Волгоград, 2009. 898 с.
  51. Н.И. Государственное (административное) управление.
  52. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.
  53. Л.И. Права человека в современном мире. — М.: Юристъ, 2003.-304с.
  54. П.П., Кикоть В. Л. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2002. -448 с.
  55. В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. — М.: Госюриздат, 1963.- 167 с.
  56. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф. М. Рудинского. М.: Издательство: ТФ МИР. — 2006. — 480 с.
  57. Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.-496 с.
  58. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека.
  59. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 1076 с.
  60. Ю.А., Златопольский A.A. Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994. — 160 с.
  61. И.Я. Применение норм советского права. Вопросы теории.1. Свердловск, 1973. 274 с.
  62. Ю.Н. Лицензирование в системе государственного управления. —М., 2000. 133 с.
  63. М.И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л.: Лениздат, 1973. 450 с.
  64. И.В. Предпринимательское право: Учебник. — М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 464 с.
  65. М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. — М.: Кооперативное издательство, 1924. 96 с.
  66. Зайцев И. М Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. — Саратов: Изд-во СГУ, 1985. 136 с.
  67. O.A. Государственная защита участников уголовного процесса. — М.: Экзамен, 2002. 512с.
  68. А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами: Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции: Монография. — М.: Изд-воРУДН. 329 с.
  69. Д.Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европы и Азии. — М.: Зерцало, 1999. 256 с.
  70. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. Крашенинниковой И. А., Жидкова O.A. Ч. 1. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998. — 712 с.
  71. Кобалевский В. JL Советское административное право. — Харьков, 1929.-417 с.
  72. С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. — Н. Новгород: О-во Интелсервис, 2002. 98 с.
  73. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. Учебник. М.: Юристъ, 2004. — 587 с.
  74. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовые исследования). — Саранск: Издательство Мордовского университета. -1995. 391 с.
  75. С.А., Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. — СПб.: СПбЮИ, 2002. 336 с.
  76. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 т. М.: Юристъ, 2000. — Т. 2: Защита прав и свобод граждан. — 974 с.
  77. Конституционное право. Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Юристь, 2006. 536 с.
  78. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1994.-624 с.
  79. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.- 178 с.
  80. В.В. Стадии реализации прав и свобод личности / Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. — М.: Наука. 1983.- 122 с.
  81. История государства и права СССР. М.: Юрид. лит., 1968. — 504 с.
  82. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. -136 с.
  83. И.Ш., Обидин В. С., Шихов Е. Ю. Вопросы организации и деятельности местной (муниципальной) милиции. М.: Академия МВД РФ, 1992.-250 с.
  84. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 т. М.: Юристь, 2000. — Т. 2: Защита прав и свобод граждан. — 974 с.
  85. Конституции буржуазных государств. М.: Юрид. лит., 1982. — 308с.
  86. Конституции государств Европейского Союза. М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 816 с.
  87. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М.: НОРМА, 2001. -824 с.
  88. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. -256 с.
  89. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1994. — 624 с.
  90. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.- 178 с.
  91. А.П. Административная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Часть особенная. М.: МЮИ МВД России, Щит-М, 1999.-362.
  92. Кризис самодержавия в России. Д.: Наука, 1984. — 664 с.
  93. В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. -М.: Юрид. лит., 1983.-192 с.
  94. В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. -208 с.
  95. В.В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 83 с.
  96. Л.В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане (правовое положение). М.: Рос. право, 1992. — 320 с.
  97. Р.З. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 210 с.
  98. В.И. К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы. Полн.собр. соч. — Изд. 5-е. Т. 7. — М., 1959 — С. 129−203.
  99. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». М.: Изд-во ЭКОМ, 2000. — 448 с.
  100. B.C. Советское государство и право в период «перестройки». Распад СССР (1985−1991 гг.): Лекция. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. -36 с.
  101. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. -М.: Юрид. лит., 1973. 344 с.
  102. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. — 263 с.
  103. Е.Г. Теория процессуального права. М.: Издательство1. Норма, 2003. —240 с.
  104. В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М.: «Юрид. лит.», 1976. — 92 с.
  105. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс — Универс, 1993. — 384 с.
  106. Н.С. Охрана прав личности советским законодательством. -М.: Наука, 1985.-166 с.
  107. A.B. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. — 429 с.
  108. Г. В. Социалистическое право и свобода личности: (Теоретические вопросы). -М.: Юрид. лит., 1968. 144 с.
  109. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М.: Юрид. лит., 1973. — 648 с.
  110. В.А. Конституционные права и обязанности граждан СССР. М.: Московский рабочий, 1979. — 128 с.
  111. H.H. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. -294 с.
  112. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. -296 с.
  113. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании. М.: Изд-во ИНТУ, 1995. — 55 с.
  114. А. С., Магомедов А. А., Силантьева Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов: СВШ МВД России, 1994.- 131 с.
  115. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов: СВШ МВД России, 1996. — 288 с.
  116. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность М., 1991.- 157 с.
  117. Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород: НВШ МВД России, 1993.-244 с.
  118. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Юристъ, 1996. — 472 с.
  119. Общая теория прав человека. М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 520 с.
  120. В.В. Правомерное поведение личности. — Киев: Наукова думка. 1985. 176 с.
  121. И.В. Юридический процесс. — Саратов, 1998. 265 с.
  122. В.А. Государство и личность в СССР: (Правовые аспекты взаимоотношений). М.: Наука, 1974. — 248 с.
  123. В.П., Славин М. М. Этапы развития Советской конституции (историко-правовое исследование). М.: Наука, 1982. — 311 с.
  124. Права человека. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-573 с.
  125. Права личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1981. — 272 с.
  126. Права человека в истории человечества и в современном мире. -М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1989. 147 с.
  127. Права человека и нормативные акты субъектов Российской Федерации (сборник документов). -М.: 2000. 191 с.
  128. Права человека: проблемы и перспективы. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1990. — 156 с.
  129. Права человека: время трудных решений. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1991. — 176 с.
  130. Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. М.: Прогресс- Культура, 1994. — 416 с.
  131. Права человека. История, теория и практика. М.: Русслит, 1995. -304 с.
  132. В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. — М.: Юрид. лит., 1991. 143 с.
  133. Процессуальные нормы и отношения в Советском праве, -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. 251 с.
  134. A.C., Андриашин X.A. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник для вузов. М., 1998.- 146 с.
  135. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека: Учебное пособие. СПб.: Лексикон, 2001. — 96 с.
  136. Реализация прав граждан в условиях развитого социалистического общества. М.: Наука, 1983. — 264 с.
  137. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М.: Юрид. лит., 1994.-352 с.
  138. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Изд-воБЕК, 1995.-478 с.
  139. И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР: вопросы теории. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. — 120 с.
  140. И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1996. — 100 с.
  141. И.В. Права личности в России- их обеспечение и защита органами внутренних дел Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. -192 с.
  142. Ф.М. Личность и социалистическая законность. -Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1976. 160 с.
  143. В.А. Правовая политика и осуществление права. Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 336 с.
  144. В.П. Социалистическая правовая культура: Методологические проблемы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 144 с.
  145. Т.В. Гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М.: 1986. — 190 с.
  146. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ОВШМ МВД РФ, 1993. — 504 с.
  147. Социальное государство и защита прав человека. М.: Ин-тгосударства и права РАН, 1994. 147 с.
  148. Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. Воронеж, 1983. — С. 104.
  149. A.B. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы: Монография. СПб.: СПб. ЮИ МВД России, — 1996. — 375 с.
  150. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.: Наука, 1966 — 252 с.
  151. К.Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа: УВШ МВД РСФСР, 1991.-169 с.
  152. Теория юридического процесса / Под ред. В. М. Горшенева. -Харьков: Вища школа, 1985. 240 с.
  153. Ф. Права человека и европейская политика. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 176 с.
  154. И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 192 с.
  155. B.C., Волков А. П. Стукалова Т.В. Обеспечение конституционных прав и свобод личности. Н. Новгород.: Вектор Т. и С., 1998.-264.
  156. В.М. Гуманизм, мир, личность. М.: Наука, 1981. — 286с.
  157. В.И. Права человека и правовое государство: содержание и взаимосвязь. Учебное пособие. Волгоград, 2000. — 46 с.
  158. .С. Советское государство и права человека. Конституционные вопросы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. — 184 с.
  159. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Изд-во ПУЛ, 1992.-229 с.
  160. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 349 с.
  161. Юридическая защита прав человека: Сб. материалов семинара
  162. Московской Хельсинкской группы. М.: Моск. Хельсинкская группа, 1993. -240 с.
  163. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М.: Юрид. лит., 1976. — 280 с.
  164. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 343 с.
  165. В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М.: Юрид. лит., 1979. — 296 с. 1.I. Научные статьи
  166. .В. Из истории законодательства о крестьянах (вторая половина XIX в.) // Вопросы истории России XIX начала XX века. — JL: ЛГУ, 1983. — 190 с.
  167. П.П. Профессиональное правосознание и поведение работников правоохранительных органов // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. Ростов на/Д: РВШ МВД РФ- Саратов: Гос. акад. права. — 1995. — С. 58−67.
  168. Т.Х. Европейская конвенция о правах человека: время инкорпорации // Правозащитник. 1996. — № 3. — С. 18−27.
  169. H.A. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан в СССР // Советское государство и право. 1979. -№ 3. — С. 7
  170. Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 1983. — № 2. — С. 3−10.168. «Как получить столичную регистрацию» // Комсомольская права -2000. 5 марта.
  171. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средств ее реализации // Государство и право. 1998. — № 2. — С. 66−71.
  172. А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. -№ 2. — С. 144−152.
  173. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека («Круглый стол») // Государство и право. 1994. — № 10. — С. 3−31.
  174. В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Государство и право. 1996. — № 4. — С. 3−7.
  175. В.М. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы. // Российская юстиция. 2000. — № 3. — С. 2−5.
  176. И.А. Защита прав человека как функция конституционного правосудия // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.-С. 37−57.
  177. И.А., Воробьев О. В., Колесова Н. С. Механизм защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1990. — С. 128−154.
  178. К. Паспортная система и система прописки в России // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 2. 1994. — С. 14−26.
  179. Н.И. Теория и практика прав человека в Российской Федерации // Правоведение. 1998. — № 4. — С. 7.
  180. Ш. Мингес A.B. Реализация конституционного права неприкосновенности личности на предварительном следствии // Реализациянорм государственного и административного права на предварительном следствии. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987. — С. 48−55.
  181. М. Ограничение свободы проживания и передвижения в России (до 1932 года) // Вопросы истории. № 4. — 1994. — С. 22−34.
  182. Права человека в России: Декларация, нормы и жизнь (Материалы международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека.) // Государство и право. 2000. — № 3. — С. 37−50.
  183. Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. — № 9. — С. 3−11.185. «Сержант сказал, играя рацией: Покажь мне паспорт с регистрацией!» // Комсомольская правда. 2001 — 14 августа.
  184. Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций: теория и практика // Сов. государство и право. 1989. — № 7. — С. 35—43.
  185. .П. Обеспечение прав человека в процессе оперативно-розыскной деятельности // Права человека и правоохранительная деятельность: Тезисы докл. и сообщ. участников междунар. семинара. -Волгоград: ВЮИ МВД России, 1995. С. 15−19.
  186. О. 26 июня 1940 г. // Коммунист 1989. — № 9. — С. 84−89.
  187. А. Свобода как высшая идея // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 2., 1994. С. 5−13.
  188. С. Когда нас двинул в степь товарищ Сталин // Комсомольская правда 2000. — 23 февраля.
  189. С. Влияние института «прописки» на нарушение прав человека. Из практики Нижегородской области. // Правозащитник № 1 -1998.-С. 21−29.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
  190. B.C. Процедурно-правовые нормы: понятие и значение в регулировании трудовых отношений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Томск, 1981.-28 с.
  191. Т.Ю. Гражданский процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Томск, 1988. 27 с.
  192. О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дис. канд. юрид. наук. — Тамбов, 2003. 201 с.
  193. Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: Дис. док. юрид. наук. М., 2004. — 329 с.
  194. В.Д. Право человека на свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания: теоретико-правовые аспекты: Дис.. канд. юрид. наук. -Волгоград, 1999.-238 с.
  195. Н.В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1996.-25 с.
  196. Д.А. Права человека и механизм их реализации в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: Дис.. канд. юрид. наук. -Волгоград, 2005. 185 с.
  197. В.А. Механизмы действия права: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002.- 187 с.
  198. Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: Дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 1999. 215 с.
  199. Г. А. Право на неприкосновенность частной жизни как конституционное право человека и гражданина: Дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005. 183 с.
  200. В.Н. Теоретические основы правовой процедуры: Автореф. дис.. док. юрид. наук. — М., 1993. 259 с.
  201. О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: Дис.. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2001. 179 с.
  202. P.B. Право человека покидать страну и право гражданина возвращаться в свою страну (Вопросы теории и практики): Дис.. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2003. 189 с.
  203. С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2000. 203 с.
  204. Ю.Н. Административно-правовые средства обеспечения паспортно-регистрационной системы в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2003. 25 с.
  205. A.B. Теоретические проблемы защиты прав человека: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — СПб., 1996. 23 с.
  206. К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис.. док. юрид. наук. — СПб., 1998. 326 с.
  207. В.И. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1997. 183 с.
  208. О.В. Правовая процедура: Дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.-216 с.
Заполнить форму текущей работой