Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент — студент» и «преподаватель — студент» в современном российском вузе
![Диссертация: Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент — студент» и «преподаватель — студент» в современном российском вузе](https://gugn.ru/work/3172944/cover.png)
Актуальность данного исследования определяется рядом обстоятельств. В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологические исследования межличностной значимости в реально функционирующих ученических группах
- 1. Ученические группы как одна из разновидностей первичных или вторичных малых групп
- 2. Отношения межличностной значимости в реально функционирующем контактном сообществе
- 3. Степень разработанности социально-психологических аспектов психологии студенчества
- Глава 2. Экспериментальное исследование отношений межличностной значимости в системах «студент — студент», «педагог — студент» и обсуяадение полученных результатов
- 1. Программа экспериментального исследования: гипотезы, методический инструментарий, организация исследования
- 2. Особенности интрагруппового структурирования студенческих групп и специфика отношений межличностной значимости их членов
- 3. Особенности межличностной значимости студентов для преподавателей вуза
Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент — студент» и «преподаватель — студент» в современном российском вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данного исследования определяется рядом обстоятельств. В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В то же время его субъектность не может быть в психологическом плане описана, объяснена и понята без учета социально-психологической характеристики социальной ситуации развития и, прежде всего, его позиции в системе взаимодействия с ближайшим и при этом референтным окружением. При этом анализ специальной литературы рисует достаточно отчетливо выраженную картину преимущественного внимания исследователей к учащимся наиболее массовых образовательных учреждений, в первую очередь, общеобразовательных школ, хотя и здесь собственно социально-психологические аспекты проблемы нередко либо остаются на периферии исследовательской практики, либо выступают как фоновые, уточняющие вопросы, связанные с проблематикой психологии развития и педагогической психологии.
Несомненно, нельзя сказать, что психологические проблемы студенчества полностью обойдены вниманием психологов — теоретиков и психологовпрактиковано совершенно очевидно, что этот круг вопросов до конца еще не прояснен, особенно, если речь идет о характере межличностных отношений студентов со своими соучениками и преподавателями. Актуальность подобных исследований именно сейчас связана еще и с тем, что в условиях быстро меняющегося мира, казалось бы, раз и навсегда устоявшиеся, по сути дела, классические идеи педагогического взаимодействия в вузе в реальной.
• образовательной практике в буквальном смысле «переворачиваются», меняют свою психологическую сущность, направленность и тональность, теряя менторское звучание и переходя в логику реального партнерства всех субъектов образовательного процесса. Несомненно, в рамках данного диссертационного исследования не было задачи исчерпывающе заполнить те лакуны, которые в социальной психологии высшей школы образовались в связи с недостаточным, на наш взгляд, вниманием к вопросам отношений межличностной значимости в системах «студент — студент» и «педагогстудент». В рамках данной экспериментальной работы мы, с одной стороны, попытались привлечь внимание к острым, а порой и болезненным аспектам взаимоотношений студента со своим референтным окружением, а с другой — наработать и проинтерпретировать ту конкретику реального взаимодействия и общения студента с сокурсниками и преподавателями, которая бы смогла хотя бы частично вскрыть социально-психологическую специфику его личностного развития в условиях реального процесса и группообразования в рамках учебной студенческой группы в современном российском вузе.
Цель исследования состоит в выявлении и интерпретации зависимостей и закономерностей, раскрывающих особенности характера отношений межличностной значимости разностатусных студентов для своих сокурсников и преподавателей.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики отношений межличностной значимости разностатусных студентов в системах «студент — студент» и «преподаватель — студент» .
Предметом исследования выступают социально-психологические особенности статусно-ролевого и личностного видения разностатусных студентов разных курсов их соучениками и преподавателями.
Задача исследования:
1. Осуществить анализ психологической литературы по проблемам группообразования применительно к ученическим сообществам, в том числе и по студенческим учебным группам, обозначить теоретические позиции в области отношений межличностной значимости, которые могли бы стать интерпретационным алгоритмом рассмотрения экспериментальных данных.
2. Сформулировать гипотетический блок исследования, подобрать адекватную целям и гипотезам исследования батарею методических средств и апробировать ее в рамках пилотажного этапа исследования.
3. Выявить в ходе основной экспериментальной серии закономерности, зависимости и тенденции, раскрывающие социально-психологическую сущность отношений межличностной значимости разностатусных студентов разных курсов со своими соучениками и отношений преподавателей вуза к ним.
4. Сформулировать основные выводы исследования, а также блок психологических практикоориентированных рекомендаций, адресованных преподавателям — кураторам студенческих учебных групп и методистам деканата и учебного управления.
Для проверки справедливости выдвинутых гипотез и реализации задач, поставленных в исследовании, помимо анализа документального материала, консультаций с компетентными лицами и целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих студенческих учебных групп, был использован следующий собственно экспериментальный методический инструментарий: социометрическая и аутосоциометрическая процедуры, референтометрическая и аутореферентометрическая процедуры, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социально — психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли, методика определения степени ценностно — ориентационного единства в группе.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются концептуальные позиции, раскрывающие общенаучные принципы аналитического рассмотрения проблемы — принципы детерминизма, системности, развития и гуманизма. Именно это и задает действительно комплексный и при этом подлинно субъектный подход к реализации исследовательских задач данной диссертационной работы. Принципиальное значение в разработке собственно теоретико-базовых основ исследования, его планирования и осуществления имеют теория отношений личности (В.Н. Мясищев и др.), теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа (А.В. Петровский и др.), концепция персонализации (В.А. Петровский и др.), трехфакторная модель «значимого другого» (А.В. Петровский и др.). Кроме того, теоретическими основаниями данного исследования являются также многочисленные теоретические, теоретико-экспериментальные, экспериментально-теоретические и экспериментальные разработки, результаты которых позволили опереться на уже выявленные, описанные и проинтерпретированные факты и закономерности, характеризующие специфику процессов группообразования и личностного развития в ученических сообществах их членов, а также особенности отношений межличностной значимости в рамках образовательных учреждений разного типа.
Надежность и достоверность результатов исследования основана, прежде всего, на адекватности методолого-теоретических конструкций содержательной стороне проблематики исследования, определена конструктивно — сущностным анализом специальной социально — психологической и психологической литературы, детальным осмыслением затрагиваемых вопросов, тщательным подбором методических средств и статистической обработкой эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Данное конкретное диссертационное исследование является, по сути дела, одним из целого цикла экспериментально — теоретических работ, выполненных в рамках стратометрической концепции и концепции персонализации и при этом направленных на социально — психологический анализ особенностей межличностной значимости в группах разного типа и уровня социальнопсихологического развития. В связи с этим, научная новизна и теоретическая значимость этой диссертации определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, это связано с необходимостью дополнительной проверки научной состоятельности и эвристичности общих концептуальных представлений об интегральных основаниях межличностной значимости в любых реально функционирующих малых группах, кроме того, той в социально — психологическом плане принципиальной специфики, которая свойственна этой системе взаимодействия в условиях современных российских вузов. При этом, в данной работе впервые анализируются эмпирические данные, позволяющие развернуто проинтерпретировать специфику взаимовосприятия студентами разных курсов своих разностатусных соучеников, описать и осмыслить особенности аттракционных, референтных и неформально властных взаимоотношений между ними.
Также в диссертации были, по сути дела, впервые получены и проанализированы экспериментальные материалы, рисующие психологическую картину того, как преподаватели современного вуза в аттракционном и референтном планах относятся к разностатусным студентам, • обучающимся на разных курсах — первом, третьем и пятом.
В теоретическом плане экспериментально выявленные и социальнопсихологически содержательно проинтерпретированные результаты позволяют и дополнительно подтвердить, и в то же время конкретизировать разработанную и обоснованную в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации трехфакторную модель «значимого другого», прояснив, каким образом заявленные общетеоретические положения проявляются в условиях, А отношенческих систем «студент — студент» и «преподаватель — студент» .
Практическая значимость исследования. Данная диссертация представляет собой отчетливо экспериментальное исследование, носит при этом очевидный практико-ориентированный характер. Подтверждается, это, прежде всего тем, что и блок выводов и блок рекомендаций достаточно откровенно адресован практическим работникам высшего образования как практическим вузовским психологом и педагогам, так и собственно управленцам. Наработанные эмпирические данные, выявленные закономерности и зафиксированные зависимости предоставляют практическим вузовским специалистам реальную возможность понять и учесть специфику отношений межличностной значимости и в учебных студенческих группах, и в системе взаимодействия «преподаватель — студент». Более того, полученные данные позволяют кураторам студенческих групп (будь то преподаватели или методисты) не реагировать на кардинальные изменения системы межличностных отношений в учебно-воспитательном коллективе вуза, что называется, постфактум, а предугадывать их динамику и заблаговременно выстраивать алгоритм и логику своих целенаправленных действий по формированию благоприятного и в личностном, и в собственно деловом планах социально — психологического климата.
Следует отметить и еще один момент, а именно то, что детально апробированный в данной диссертации комплекс социально — психологических методик может быть использован практическими вузовскими психологами в качестве исследовательско — диагностического инструментария для анализа особенностей межличностных отношений в учебно-воспитательном коллективе вуза.
Положения, выносимые на защиту:
1. Студенческие группы первокурсников, третьекурсников и пятикурсников, будучи сообществами разного уровня социально-психологического развития («становящиеся», «зрелые», «умирающие»), характеризуются полными, неусеченными универсально значимыми интрагрупповыми структурами — социометрической, референтометрической и неформальной властной.
2. В рамках студенческой группы характер и направленность отношений межличностной значимости между ее членами в значительной степени детерминируются принадлежностью каждого из них к определенному статусному слою в интрагрупповой иерархии неформальной власти. При этом интенсивность и специфика выраженности этой зависимости на первом, третьем и пятом курсах качественно различны: а) на первом курсе высокостатусные студенты жестко подчеркивают свою несхожесть со всеми своими соученикамисреднестатусные студенты подчеркивают свое статусное превосходство над «аутсайдерами» и свое сходство с неофициальными лидераминизкостатусные студенты, легко различая высокостатусных и среднестатусных соучеников между собой, демонстрируют стремление не видеть отличий своего положения в группе и положения в ней высокостатусных студентовб) на третьем курсе высокостатусные студенты, подчеркивая свое и таких же, как они сами, неофициальных лидеров статусное превосходство над остальными членами группы, в ряде случаев декларируют свое сходство с некоторыми среднестатусными (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и принципиальное несходство с некоторыми высокостатусными (конкуренты конкретного официального лидера) — среднестатусные и особенно низкостатусные студенты выступают в роли явных привеженцев способа оценки своих соучеников через призму их принадлежности к тому или иному внутригрупповому статусному слоюв) на пятом курсе и высокостатусные, и среднестатусные студенты используют при оценке и сравнении своих соучеников между собой статусный ориентир, лишь когда дело касается «аутсайдеров», а низкостатусные студенты вообще не применяют подобный ракурс межличностного оценивания.
3. В студенческих группах на разных курсах степень совпадений экспектаций и реальных межличностных предпочтений различна: чем старше курс, тем выше уровень совпадения ожиданий и реальных социометрических и рефрентометрических выборов.
4. Отношения межличностной значимости в системе «преподаватель — студент» в существенной степени определяются фактом принадлежности конкретного студента к определенному статусному слою в интрагрупповой структуре студенческого сообщества. При этом на первом, третьем и пятом курсах характер и интенсивность данной зависимости различны. а) На первом курсе и в аттракционном, и в референтном планах наиболее значимыми для преподавателей являются высокостатусные студенты. Помимо неофициальных лидеров, в качестве достаточно референтных лиц для преподавателя в сфере межличностных отношений оказываются порой и низкостатусные студенты. б) На третьем курсе и в аттракционном, и в референтном планах наиболее значимыми для преподавателей являются среднестатусные студенты. Помимо среднестатусных членов студенческой группы в качестве достаточно в аттракционном плане значимых, для преподавателей лиц оказываются порой и низкостатусные студенты. в) На пятом курсе значимость для преподавателей студентов и в аттракционном, и в референтном планах определяется не принадлежностью того или иного учащегося к тому или иному статусному слою в интрагрупповой иерархии неформальной власти в учебном сообществе, а зависит от характера накопленного преподавателем опыта диадического взаимодействия с конкретным студентом и наличием или отсутствием осознаваемых педагогом перспектив дальнейшего профессионального партнерства с ним.
Апробация результатов исследования. Как рубежные, так и итоговые результаты данной диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых МГ1111У (2004 — 2005 г. г.), на круглых столах «Социальнопсихологические проблемы образования факультета социальной психологии МГППУ» (2003, 2004 г. г.), на расширенных заседаниях кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ (2003 — 2005 г. г.), на расширенных заседаниях лаборатории истории психологии ПИ РАО (2004, 2005 г. г.), на расширенном заседании лаборатории социально — психологических проблем сознания ПИ РАО (2005 г.).
Апробация полученных данных осуществлялась в ходе лекций и семинарских занятий в рамках авторского курса «Социальная психология студенчества» в 2004 — 2005 и 2005 — 2006 учебных годах на факультете социальной психологии МГППУ, результаты исследования также апробировались в ходе лекционных занятий по дисциплинам «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Социальная возрастная психология».
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография 207 наименований, из них 23 — на иностранных языках.
Выводы:
1. Студенческие группы вне зависимости от того, о первом, третьем или пятом годах обучения идет речь, имеют полные, неусеченные социометрическую и референтометрическую структуры. В то же время основные как количественные, так и качественные характеристики этих структур позволяют говорить о том, что учебные группы первокурсников чаще всего могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников — как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», то есть окончательно завершающие свою жизнедеятельность.
2. Отношения межличностной значимости между студентами в рамках студенческих групп в решающей степени определяются принадлежностью партнеров по учебно-профессиональному взаимодействию и внеучебному общению к тому или иному статусному слою в неформальной интрагрупповой иерархии власти. При этом от того, о каком курсе идет речь, зависит форма и интенсивность выраженности данной закономерности.
2.1. Первокурсники:
Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучеников между собой жестко ориентируются на свое статусное превосходство, подчеркивая свою собственную и таких же, как они сами, неофициальных лидеров несхожесть со всеми остальными студентами. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в то же время подчеркивают свою несхожесть с «аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различая статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают свое несходство с неофициальными лидерами.
2.2. Третьекурсники:
Высокостатусные третьекурсники также как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих соучеников между собой жестко ориентируются на свое статусное превосходство, подчеркивая свою собственную и таких же, как они сами, неофициальных лидеров несхожесть со всеми остальными студентами. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры в условиях «зрелых» групп при оценке соучеников подчеркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и явную несхожесть с конкретными такими же, как они, высокостатусными членами группы — конкурентами. Среднестатусные студенты — третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучеников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют еще большую готовность рассматривать своих соучеников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные «согруппники».
2.3. Пятикурсники: Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучеников лишь, в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при оценочном сравнении своих соучеников, наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.
3. Степень межличностной значимости для преподавателей студента в существенной степени связана со статусом последнего в неформальной интрагрупповой структуре сообщества соучеников. При этом характер этой связи применительно к разным годам обучения в вузе принципиально различен.
3.1. Аттракционные предпочтения:
3.1.1. В связи с тем, что преподаватели могут судить о студентах — первокурсниках в основном по их активности на учебных занятиях система эмоциональных предпочтений строится преимущественно в логике «чем выше статус студента, тем он более заметен преподавателю и потому в аттракционном плане более привлекателен для него».
3.1.2. В связи с тем, что на третьем курсе высокостатусные студенты нередко завоевывают и удерживают свой статус благодаря не столько успехам в учебно-профессиональной деятельности, сколько благодаря «гиперактивности» в досуговой сфере, аттракционные предпочтения преподавателей, как правило, направлены на среднестатусных и даже низкостатусных студентов, которые, не надеясь занять главенствующую позицию в групповой иерархии неформальной власти, акцентируют свое внимание именно на поиске профессионального контакта с преподавателем.
3.1.3. В условиях пятого курса, когда с одной стороны, группа существенно теряет для студента свою актуальную значимость, а преподаватели накопили опыт партнерства, по сути дела, с каждым студентом, аттракционные отношения «преподаватель — студент» строятся в основном без учета индивидуальных статусов учащихся и при этом преимущественно с опорой на накопленный опыт профессионального диадического сотрудничества.
3.2. Референтные предпочтения:
3.2.1. Наиболее референтными для преподавателей первокурсниками в сфере межличностных отношений являются высокостатусные студенты, причиной чему выступают те же обстоятельства, что определяющие аттракционные предпочтения педагогов. В то же время и низкостатусные члены группы не оказываются в референтном плане неразличимы для преподавателей — адекватная оценка межличностных отношений в группе в условиях дефицита информации (и это четко понимают педагоги) может быть достигнута лишь путем комплексного учета мнений и позиций представителей полярных статусных категорий студентов.
3.2.2. Наиболее референтными для преподавателей третьекурсниками в сфере межличностных отношений являются среднестатусные студенты, которые, будучи значительным большинством, в «зрелой» группе при этом представляют собой ее устойчивое, стабилизирующее социально-психологический климат в сообществе, ядро.
3.2.3. В референтном плане для преподавателей, работающих с пятикурсниками, наиболее значимым является мнение конкретных самоценных для них личностей вне зависимости от статуса последних в интрагрупповой структуре студенческого сообщества.
Рекомендации:
1. Вузовским психологам, методистам и преподавателям — кураторам при планировании и осуществлении воспитально-организационных мероприятий и в конкретных случаях вынужденной необходимости полного или частичного переформирования студенческих групп следует учитывать, что в рамках этих студенческих сообществ складывается достаточно развитая интрагрупповая неформальная структура власти, которая в решающей степени определяет характер межличностных взаимоотношений отдельных студентов и специфику социально — психологического климата в студенческом сообществе в целом. При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что системы аттракционных и референтных отношений в студенческих группах, будучи несомненно значимыми, являются производными от универсально значимой интрагрупповой иерархии неформальной власти.
2. Принимая конкретные организационно — педагогические решения по переструктурированию студенческого сообщества, администрация вуза должна руководствоваться рекомендациями вузовских психологов, которые, в свою очередь, должны выстраивать свои рекомендации с опорой на то, что, как правило, учебные студенческие группы первокурсников представляют собой «становящиеся» общности, студенческие группы третьекурсников — «зрелые» общности, а студенческие группы пятикурсников — общности, уже во многом потерявшие свою референтность для студентов и находящиеся на этапе завершения своей жизнедеятельности.
3. Практическим вузовским психологам, работающим в направлении оптимизации взаимодействия членов учебно-воспитательного коллектива, следует учитывать, что и аттракционные, и референтные предпочтения, демонстрируемые преподавателями в отношении студентов разных курсов, имеют качественно различные психологические основания. Так, преподаватели, работающие с первым курсом, ориентированы на взаимодействие преимущественно с высокостатусными студентами, работающие с третьим курсом — на взаимодействие со среднестатусными студентами, а работающие с пятикурсниками, по сути дела, не берут в расчет интрагрупповой статус студента и ориентируются, прежде всего, на индивидуальную историю своего профессионального партнерства с каждым из учащихся. В связи с этим совершенно очевидно, что практические вузовские психологи основные усилия должны направлять на оптимизацию взаимодействия педагогов с представителями «нелюбимых» ими категорий студентов: на первом курсе это низкостатусные, на третьем — высокостатусные, а на пятом это те учащиеся, с которыми данный педагог не имел реального опыта диадического профессионального партнерства.
4. Представленный в работе комплект методического инструментария может быть рекомендован практическим вузовским психологам в качестве исследовательскодиагностического средства, использование которого позволяет, с одной стороны, получить «срезовый» эмпирический материал для оценки характера отношений межличностной значимости в системах «студент — студент», «педагог — студент» и специфики протекания в конкретных сообществах процесса интрагруппового структурирования, а с другой — обоснованно спланировать дальнейшую коррекционную работу по оптимизации социально — психологического климата и реального учебно-профессионального взаимодействия в учебно-воспитательном коллективе современного вуза.
Заключение
.
Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы по проблематике диссертационной работы, само проведенное нами экспериментальное исследование, полученные в его ходе эмпирические данные, результаты их и количественной обработки, и качественной интерпретации, материалы длительного целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих студенческих учебных групп позволили сформулировать выводы диссертации и предложить ряд практикоориентированных рекомендаций.
Список литературы
- Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.
- Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс.канд. психол. наук. — М., 1992.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. Социально психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.
- Аллесе Е. Различия во взаимоотношениях подростков и. юношей:// Материалы 6 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1980.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.
- П.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980.- № 2.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — № 2.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.
- Байчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
- Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов — психологов: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1997.
- Беляев Б.В. Проблемы коллектива и его экспериментально — психологического изучения // Психология. Т.2. Вып.2. М., 1929.
- Г. Беляев Б. В. Проблемы коллектива и его экспериментально -психологического изучения // Психология. Т. З. Вып.З. М., 1930.
- Березин Б А. О влиянии взаимных оценок на взаимоотношения в трудовом коллективе // Социально психологические и лингвистические характеристики форм общения. JL, 1970.
- Берне Р. Развития Я концепции и воспитание. — М., 1986.
- Богданова Д.Я. Внутригрупповые взаимоотношения и общительность // Социально психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально -психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
- Бодалев А.А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. Вып.9. Л., 1971.
- Болтон Ф. Общественные черты в детстве и юности // Ребенок, его природа и потребности. М., 1926.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога — практика // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. -№ 1.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Буева Л.П. Общественное отношение и общение // Проблемы общения и воспитание. Т.1. Тарту, 1974.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
- Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. -М., 1973.
- Волков Б.Н. Влияние коллектива на оценку учащимися положительных качеств личности своих одноклассников // Социально психологические проблемы взаимоотношений в группах учащейся и рабочей молодежи. Минск, 1970.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально психологическом исследовании. — JL, 1970.
- Волков И.П. Социометрия как метод социальной психологии: Автореф. дисс.канд. психол. наук. JI., 1968.
- Волков И.П., Обозов Н. Н. Измерения флюктуаций типа психологического статуса в зависимости от размера сферы общения // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л., 1969.
- Воробьев А.В. Степень и направленность влияния учителя на нравственную сферу личности учащихся // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксискую социальную психологию. -М., 1972.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1996.
- Горбатенко Т.М. Профессиональные намерения и структура межличностных отношений старшеклассников. // Психологические особенности общения в коллективе. М., 1986.
- Гусейнов А.Д. Специфика адаптации в студенческой группе студентов -первокурсников // Интрагрупповое структурирование в сооществах разного типа. Краснодар, 1989.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. СПб., 2003.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения «вершин» профессионализма. М., 1993.
- Деркач А.А., Марасанов Г. И. Психолого акмеологическое консультирование управленческих кадров. — М., 1996.
- Десев JI.H. К психологии отношений и взаимоотношений в первичном коллективе учащихся девятых одиннадцатых классов // Социально -психологические и лингвистические характеристики форм общения. JL, 1970.
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
- Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. — М., 1979.
- Дубов И.Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе // Руководство и лидерство. JL, 1973.
- Зозуль В.А. Психологические особенности авторитета подчиненного в управленческой деятельности органов внутренних дел: на материале следственного подразделения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1977.
- Исаева Э.Г. Особенности адаптации в студенческой группе бывших разностатусных старшеклассников // Коллектив и личность: личностное в групповом и групповое в личностном. Махачкала, 1988.
- Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. Киев, 1974.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1972.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога -професиоведа // Психологический журнал. 1993. — т. 14 — № 4.
- Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. — № 1.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личностизначимого другого как субъекта общения: Диссканд. психол. наук. 1. М., 1983.
- Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2001.
- Кон И. С. Психология ранней юности. -М., 1989.
- Кон И. С. Психология юношеской дружбы. М., 1973.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 2.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
- Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
- Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Психология. Учебник для педвузов. / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2002.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: — теоретический и прикладной аспект. М., 1991.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Кроник А.А., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии. — 1987. № 1.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Д., 1967.
- Кульчицкая Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.
- Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. JL, 1968.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. СПб., 2003.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. JL, 1924.
- Лахестик П. О личных взаимоотношениях оттесненных учеников и особенностях их развития // Советская педагогика и психология. Тарту, 1968.
- Лахестик П. Путь развития в личных взаимоотношениях учащихся // Советская педагогика и психология. Т. З. Тарту, 1970.
- Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1995.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев Д.А. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. Л. -М., 1985.
- Лийметс Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и психология. Т.5. Тарту, 1971.
- Лийметс Х.И. О некоторых исходных положениях в исследовании ученических групп и коллективов // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Лийметс Х.Й. Понятие общения и воспитание // Проблема общения и воспитание. Т. 1. Тарту, 1974.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1980.
- Лосенков В А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л., 1974.
- Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство. Л., 1973.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
- Медведев П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
- Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
- Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
- Миллс Т.М. О социологии малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
- Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
- Морозов А.С. Три подхода у исследованию явлений социального влияния // Социально психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.
- Обозов Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество. Вып. 13. Л., 1973.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
- Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 1973.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М., 1995.
- Орлов Ю.М. Влияние положения личности в группе на мотив достижения // Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
- Орн Ю. А. Оценка интерперсональных отношений подростками // Материалы 4 Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально — оценочная система. -М., 1991.
- Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. — М., 1971.
- Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1982.
- Петровский А.В. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1983.
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
- Петровский В.А. Метод отраженной субъектности // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
- Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. — 1985. № 4.
- Петровский В.А. Системно деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.
- Пищева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышлениястудентов психологов: Автореф. диссканд. психол. наук. — Иркутск, 1997.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
- Плугина М.И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997.
- Полонский И.С. Взаимозависимость школьного и внешкольного общения подростков // Социально — психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
- Полонский И.С. Методы изучения стихийно группового общения подростков и юношей // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Поротова И.В. Авторитет воспитателя как результат его личностного влияния (на материале профтехучилищ): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1989.
- Попков В. А., Коржу ев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968.
- Прихожан A.M. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Проблема общения и воспитания. Т. 1 -2. Тарту, 1974.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002.
- Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. М., 1979.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
- Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого психолога // Вопросы психологии. — 1965. — № 6.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблема становления личности. М., 1994.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М., 1992.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 1−2. М., 1989.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая теория. М. — Воронеж, 1998.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. — Свердловск, 1986.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — № 4.
- Сачкова М.Е. Социально психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально -психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
- Синягин Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
- Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М. — JI., 1929.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
- Снегирева Т.В. Приспособленность и ее связь с социометрическим статусом. М., 1975.
- Снегирева Т.В. Процесс социально психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1978.
- Социально психологические проблемы руководства и управления коллективами. — М., 1974.
- Социальная психология в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лобунской. Ростов — на — Дону, 1999.
- Социальная психология. / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон в шести томах. Т.З. М., 2005.
- Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
- Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975.
- Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.
- Социально психология образования / Под ред. А. Н. Сухова. — М., 2005.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. / Под. ред. А. А. Бодалева и др. Краснодар, 1974.
- Тищенко С.А. Особенности осознания подростками объектов подражания в классной группе // Общение как объект теоретических и прикладных исследований. Д., 1973.
- Трофимова В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1987.
- Уманский Л.И. Лидер и лидерство в контактных группах // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. -М., 1987.
- Франки В. Человек в поисках смысла. / Под ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986.
- Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. диссканд. психол. наук. -М., 1984.
- Хохлова JI.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1980.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чернышев А.С. Направленность юношеской группы и ее организованность // Психологические проблемы юности. М., 1968.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: Дисс. .д-ра психол. наук. М., 1993.
- Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы интерната: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1980.
- Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. 1972. — № 5.
- Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно воспитательного коллектива. М., 1975.
- Щедрина Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе // Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
- Юлдашбаева Д.Т. Особенности дружеских отношений в классном коллективе. // Личность и деятельность. Ульяновск, 1985.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1972.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально психологическая проблема. — М., 1973.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. — № 4.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Янотовская Ю.В. О соотношении реальных и социометрических ^ выборов в совместной учебно трудовой деятельности // Измерения висследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Янотовская Ю.В., Эльконинова Е. И. О взаимоотношениях студентов «новичков» в учебной группе // Деятельность и общение в группе. Курск, 1990.
- Anastasi A. Psychological Testing. N.4. 1976.-750р.
- Buhler Ch. Meaningful Living in the mature years // Aging and Leisure. N.4., 1961.
- Deutsch M., Horstein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons, New York, 1975.
- Gulfords G. Isolation and Description of Occupational Sterotypes // J. Of Occup. Psych. 1967.V.41, N. 1, P.57−64.
- Fincham R., Rhodes P. Principals of organizational behavior.-Oxford: Univ. Press, 1988.
- Fox M.W. Concepts in ethology: Animal and human behavior // Minneapolis: University of Minnesota Press, 1974.
- Haul S., Hilton I. Individual Development and Social Experience. -London, 1975.
- Hersberg F. The motivation to work. N.4., 1963.-157.
- Hewstone M., Strobe W., Godol J.-P., Stephenson G. (eds).Introduction to Social Psychology. Basil Blackwell Ltd, Oxford, 1989.
- Jeannerod M. To act or to act: perspectives on the representation of actions. The 25 Barlett Lecture // Quart. J. Of experim. Psychol. 1999. V. 52A. N1.
- Katz D., Kahn R. The Social Psychology of organisations. -1967,N4.
- Krech D., Crutchfild R., Livson N. Elements of psychology. N.Y., 1969.
- Lehman H.C. Age and achievement. New Jersey, 1953.
- Luhmann N. Funktionen und Folgen forvalen Organisation. Berlin/ 1964.-p. 31−32.
- Mead G. Mind, self and society, N.4., 1934.
- No and Yes. On the genesis of human communication. New York, 1957.
- Praxis und Theorie der Individuakpsychologie. Frankfurt am Main, 1974.
- Shaver K. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc., Cambridge, Massachussets, 1977.
- Siggal H., Aronson E., Van Hoose T. The cooperative subject: Myth or reality? // Journal of Experimental Social Psychology, 1970, N6.
- Smirnov S.D. Intelligence and Personality in the Psychological Theory of Activity / Personality and Intelligence // Ed. By R. Sternberg and Ruzgirs N.Y., 1994, P.221−247.
- Stephan C.W., Stephan W.G. Two Social Psychologies. Wardsworth Company, Belmont, California, 1990.
- Torondike R., Hagen E. Ten thousand careers. N.4., 1959.-346p.
- Thelen E., Smith L.A. Dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.