Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Широкодиапазонный бесплатформенный гироинклинометр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение задачи определения углов ориентации скважинного прибора (СП), т. е. практически неограниченных углов азимута, зенита и поворота (угла установки отклонителя) в наилучшей степени достигается на основе бесплатформенных инерциальных систем ориентации и навигации (БИСОН). Эти системы при прочих равных условиях обеспечивают достижение минимальных габаритов и высокой надежности при заданной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИНКЛИНОМЕТРАМ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Классификация и приборный состав инклинометров

    1. 2. Анализ схем и уравнений функционирования инклинометров и гироинкли-нометров в кардановых подвесах в режиме определения углов ориентации 20 1. 3. Алгоритмы ориентации бесплатформенных гироинклинометров на основе БИСОН

    1. 4. Методы и алгоритмы определения траектории ствола скважины наклонно направленного бурения 36 1.5. Алгоритмы определения координат ствола буровой скважины с помощью БИСОН 40

    Выводы по главе 1 42 Постановка задачи исследования

    2. ФИЗИЧЕСКАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ГИРОИНКЛИНОМЕТРОВ

    2. 1. Физическая модель и особенности схемных решений БГИ

    2. 1. 1. Физическая модель БГИ

    2. 1.2. Об использовании микромеханических гироскопов и акселерометров 48 2. 2. Математическая модель: вывод алгоритмов ориентации БГИ в углах Эйлера 50 2. 2. 1. Вывод алгоритмов ориентации БГИ для случая задания угловых скоростей СП в осях объектового трехгранника 51 2. 2. 2. Вывод алгоритмов ориентации БГИ для случая приведения угловых скоростей СП к осям горизонтного трехгранника 57 2. 3. Алгоритмы ориентации БГИ в углах Эйлера-Крылова

    2. 3. 1. Алгоритмы ориентации БГИ для случая приведения угловых скоростей СП к осям горизонтного трехгранника

    2. 4. Кватернионные алгоритмы ориентации БГИ

    2. 4. 1. Кватернионные многоступенчатые алгоритмы ориентации

    2. 4. 2. Кватернионные алгоритмы ориентации БГИ для случая приведения угловых скоростей и кажущихся ускорений к осям горизонтного трехгранника 65

    Выводы по главе

    3. ВЫВОД УРАВНЕНИЙ ОШИБОК ОРИЕНТАЦИИ И АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ГИРОИНКЛИНОМЕТРОВ

    3. 1 Уравнения ошибок БГИ для случая задания его угловых скоростей по осям объектового трехгранника

    3. 2 Уравнения ошибок ориентации БГИ для случая приведения его угловых скоростей к осям горизонтного трехгранника

    3. 3 О выполнимости условий Шулера в БГИ с многоступенчатыми кватерни-онными алгоритмами ориентации 75

    Выводы по главе

    4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ГИРОИНКЛИНОМЕТРА ПО СОВОКУПНЫМ АЛГОРИТМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    4. 1 Теоретические предпосылки 77 4. 2 Алгоритмы определения координат ствола скважины и уравнения ошибок 79 4. 3 Уравнения ошибок определения координат ствола скважины по информации от датчика приращений длины каротажного кабеля

    4. 4 Математическое моделирование процесса функционирования БГИ 90

    Выводы по главе

    5. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ГИРОИНКЛИНОМЕТРА

    5. 1 Общая характеристика и методика экспериментальных исследований

    5. 2 Лабораторные исследования ИИМ

    5. 3 Лабораторные исследования ИММ

    5. 4 Траекторные испытания БГИ

    Выводы по главе

Широкодиапазонный бесплатформенный гироинклинометр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для настоящего времени характерно широкое внедрение принципов добычи нефти с помощью наклонно-направленных, горизонтальных, кустовых и восстающих скважин. Это в первую очередь связано с развитием и широким распространением кустового бурения, которое является экономически и экологически более выгодным, чем строительство одиночных скважин. Данная технология позволяет использовать уже существующие скважины и выходить из одной скважины в различных горизонтах и направлениях к производительным пластам и удерживать ствол скважины в газоили нефтесодержащем слое.

Развитие наклонно-направленного и горизонтального бурения требуют точного контроля и обеспечения пространственного положения ствола скважины. Это связано с ужесточением требований к соблюдению проектного профиля скважины, что требуется, например, при кустовом бурении, когда важно предотвратить встречу стволов скважин при достаточно плотной сетке бурения. Точная навигация требуется и при бурении в продуктивном пласте. В этом случае допустимая погрешность определяется параметрами месторождения, главным образом толщиной горизонтального пласта (от 2 до 30 м), и его протяженностью (3−5 км) и составляет не более (0,5. 1) м. Применение метода горизонтального бурения предопределило актуальность разработки и исследования инклинометрических систем, способных с указанной выше точностью решать задачу скважинной навигации при неограниченных значениях зенитного угла.

Решение задачи определения углов ориентации скважинного прибора (СП), т. е. практически неограниченных углов азимута, зенита и поворота (угла установки отклонителя) в наилучшей степени достигается на основе бесплатформенных инерциальных систем ориентации и навигации (БИСОН). Эти системы при прочих равных условиях обеспечивают достижение минимальных габаритов и высокой надежности при заданной точности. Элементной базой являются ДНГ, волновые твердотельные гироскопы, лазерные, динамически настраиваемые, волоконно-оптические, электростатические и другие современные гироскопы, а также кварцевые, микромеханические и другие типы компенсационных акселерометров и современные микроЭВМ или микропроцессорные устройства.

Целью настоящей работы является разработка вопросов теории и экспериментальная апробация схем и алгоритмов функционирования широкодиапазонного бесплатформенного гироинклинометра (БГИ), позволяющего определять пространственное положение оси ствола обсаженной скважины без ограничений на величины углов его ориентации.

Следует отметить, что исследуемый в данной работе БГИ может быть использован в gMWD-системах, функционирующих при работающем буре [85].

В первой главе дается обзор исследований по инклинометрам, по данным обзора литературы дается классификация. Прослеживается путь развития инклинометров от приборов типа КИТ с маятником и магнитной стрелкой до систем gMWD, т. е. гиросистем, функционирующих при работающем буре. Отмечаются усилия ОАО «Электромеханика» и ЦНИИ «Электроприбор» создать отечественную gMWD систему УЗТС-90 (в настоящее время имеются зарубежные). Отмечается, что исследуемый БГИ по приборному составу и свойствам легко вписывается в состав как gMWD, так и автономных и кабельных инклинометров. Отмечается, что развитие отечественных гироинклинометров идет по пути создания БГИ. Особенностью функционирования БГИ является преимущественное применение тригонометрических алгоритмов, а также кинематических дифференциальных уравнений классического типа в параметрах Род-рига-Гамильтона (кватернионных) или уравнений Пуассона в задаче ориентации. Задача позиционирования решается по сигналам датчика глубины СП. Описываются алгоритмы БИСОН, примененные к БГИ [51]. В работе используются кинематические дифференциальные уравнений Эйлера и кватернион-ные кинематические дифференциальные уравнений с введенными в них членами азимутальной и горизонтальной коррекции от акселерометров, магнитометров и других датчиков. В результате алгоритмы приобретают свойства, характерные для систем с обратными связями. Делается вывод о необходимости дальнейшей разработки исследований БГИ с такими алгоритмами, к тому же обеспечивающими неограниченные углы азимута, зенита и вращения СП.

Во второй главе описывается схема исследуемого БГИ. На основе этой схемы строятся математические модели функционирования БГИ на основе кинематических дифференциальных уравнений Эйлера, а также кватернионных кинематических дифференциальных уравнений ориентации с введенными в них членами горизонтальной и азимутальной позиционно-интегральной коррекции. В первом случае, при использовании кинематических уравнений Эйлера, применяются разновидности алгоритмов, отличающихся применением углов Эйлера, либо Эйлера-Крылова с переключением одной разновидности алгоритмов на другую в областях значений углов зенита, при которых происходит вырождение алгоритмов. Это в первую очередь относится к разновидностям алгоритмов в виде уравнений Эйлера с членами коррекции, в которых угловые скорости и кажущиеся ускорения СП приведены к осям горизонтного трехгранника. В критических точках происходит переключение алгоритмов, соответствующих углам Эйлера-Крылова, на алгоритмы, соответствующие углам Эйлера и наоборот. По тригонометрическим формулам производится пересчет одних углов в другие.

Приведены кватернионные алгоритмы определения ориентации СП для двух вариантов: для случая, когда компоненты кватернионов абсолютных угловых скоростей и кажущихся ускорений заданы в базисе, совпадающем с корпусом БГИ. Для этого случая построены многоступенчатые алгоритмы ориентациидля случая задания компонентов кватернионов абсолютных угловых скоростей и кажущихся ускорений СП в горизонтном базисе применены одноступенчатые кватернионные алгоритмы. Даны формулы пересчетов компонентов кватернионов к углам ориентации Эйлера.

В третьей главе выведены уравнений ошибок БГИ применительно к двум разновидностям алгоритмов БГИ на основе кинематических уравнений Эйлера, в углах Эйлера, выведенными в них членами коррекции. Исследуется влияние угловых скоростей дрейфов гироскопических измерителей, сдвигов нулей акселерометров, угловых и поступательных движений подвижного объекта. В целях значительного уменьшения баллистических погрешностей выведены условия Шулера, в т. ч. для БГИ с кватернионными многоступенчатыми алгоритмами ориентации. Выведены условия асимптотической устойчивости алгоритмов ориентации.

В четвертой главе решена задача определения координат местоположения и ориентации СП. При этом учтено, что приращения декартовых координат для СП малы, так что при учете несферичности Земли с учетом разложения в ряд Тейлора нелинейных членов получены простые формулы и уравнения. Показано, что условия Шулера для колебаний в направлении север-юг отличаются от условий Шулера для колебаний в направлении запад-восток. Выведены алгоритмы позиционирования, базирующиеся на сигналах приращений длины каротажного кабеля и их пересчете к плоскости горизонта. Произведено математическое моделирование процесса функционирования БГИ при максимальных зенитных углах 70 угл. град, и 150 угл. град. Оно подтвердило теоретические предпосылки о высокой точности определения координат при применении переключения уравнений Эйлера с углов Эйлера-Крылова на углы Эйлера и наоборот в критических точках. Результаты моделирования свидетельствуют, что погрешности определения координат СП при использовании этих алгоритмов ориентации сопоставимы с погрешностями позиционировании на основе кватернионных кинематических корректируемых алгоритмов ориентации.

В пятой главе изложены методика проведения и результаты экспериментальных имитационных исследований БГИ на основе триады ВОГ и триады маятниковых акселерометров с электрическими пружинами. В силу невозможности проведения экспериментов в скважине из-за больших габаритов ВОГов, они были проведены в легковом автомобиле на склоне гор. В компьютер были заложены алгоритмы на основе уравнений Эйлера, описанных в главах 2 и 3. Опыты были проведены на двух трассах, были определены погрешности определения декартовых координат ПО в пределах 0,5 м.

Автор выражает благодарность д. т. н., профессору Петру Колестратовичу Плотникову за большую помощь и многочисленные консультации на всех этапах работы над диссертацией.

Основные результаты работы могут быть сформулированы следующим образом:

1. Разработана теория и схема бесплатформенного гироинклинометра, состоящего из трехкомпонентного гироскопического измерителя угловой скорости на основе ДНГ, ВОГ, ВТГ, ММГ или других ГИУС, трехкомпонентного измерителя кажущегося ускорения на основе кварцевых, микромеханических акселерометров, бортового вычислителя. В различных режимах работы БГИ интегрировался с трехкомпонентным магнитометром, измерителем приращений длины каротажного кабеля, измерителем длины труб бурильной скважины, измерителя толщины и глубины залегания опорных пластов по естественной у-активности породы и наземного компьютера. В устье скважины применялся GPS.

2. Сформированы алгоритмы вычисления углов ориентации БГИ, обеспечивающие определение неограниченных углов азимута, зенита и вращения, основанные на применении реконфигурируемых кинематических уравнений Эйлера с введенными в них членами коррекции, а также на применении многоступенчатых кватернионных уравнений с введенными в них членами горизонтальной (от ТИКУ) и азимутальной (от ТММ) коррекции. Рассмотрены несколько типов алгоритмов, из которых выявлены основные: а) для углов Эйлера и Эйлера-Крылова — по угловым скоростям и кажущимся ускорениям СП, определенным непосредственно ТГИУС и ТИКУ, а также по угловым скоростям и кажущимся ускорениям СП, приведенным к осям гори-зонтного трехгранникав) в кватернионах — многоступенчатые кватернионные дифференциальные корректируемые уравнения ориентации, для которых кватернионы угловых скоростей СП и коррекции заданы по осям объектового базиса. Применялись также одноступенчатые кватернионные уравнения с членами коррекции, кватернионы угловых скоростей и кажущихся ускорений которых приведены к осям горизонтного трехгранника.

3. Показано, что одновременное применение алгоритмов в углах Эйлера и Эйлера-Крылова позволяет исключить их вырождение при зенитных углах 0°, 90°, 180° и т. п.

4. Из уравнений ошибок БГИ выведены условия асимптотической устойчивости алгоритмов и условия настройки БГИ на частоты Шулера, которые, с учетом несферичности Земли, различны для меридианального и широтного направлений.

5. Выведены упрощенные алгоритмы позиционирования по приращениям координат ствола скважины, в которых учитывается эллипсоидальная модель Земли: первый вид — алгоритмы метода автономной инерциальной навигации, предусматривающие применение ТГИУС и ТИКУ высокой точностивторой вид — пересчет приращений длины каротажного кабеля к осям горизонтного трехгранника с последующим суммированием приращений по трем декартовым координатамтретий вид — интегрированный, сочетающий в себе первые два типа алгоритмов.

6. Методом математического моделирования показано, что при использовании инерциальных датчиков среднего класса точности минимальную погрешность обеспечивают алгоритмы позиционирования второго вида: не более 4 м по горизонтальным и 1 м по вертикальной координатам для скважины длиной 3000 м с изгибами в плане и профиле. Разработанные способы компенсации накопленной ошибки по горизонтальным и вертикальной координатам позволили уменьшить погрешности вычисления координат в 4 раза, и ограничить их уровнем 1 м по горизонтальным и 0.3 м по вертикальной координатам.

7. В результате экспериментальных исследований БГИ на основе ММД показано, что для данного класса точности погрешности определения углов ориентации составляют величину порядка 1,5.2°. Для повышения точности БГИ следует применять более точные ММД и (или) использовать по нескольку ММД по каждой измерительной оси ИИМ.

8. Произведена экспериментальная проверка функционирования БГИ на основе трех ВОГ с нестабильностью скорости дрейфа порядка 1°/час и трех маятниковых акселерометров ДЛУММ-3, одометра и Notebook. В ходе имитационных экспериментов успешно применена методика и алгоритмы оценивания погрешностей гироскопов с последующей компенсацией их влияния на точность определения параметров ориентации и навигации. В результате погрешности позиционирования составили в плане и в профиле не более 0,5 м. Таким образом, при использовании ММД с сопоставимыми точностными параметрами погрешности БГИ укладываются в требуемые допуски.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. X. Инклинометрия скважин / Исаченко В. X. — М.: Недра, 1987.-216с.
  2. М. В. Подземная навигация: проблемы и пути решения / Чичинадзе М. В., Попов Г. В., Люсин Ю. Б. // VII Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. -2000, СПб, Россия. С. 97−99.
  3. Patent № 2 541 366 FR, IPC Е21В47/022. Quadratic improve interpretation surveys // Sidman R., Blank I., Youngblood В. «Oil and Gas j.» 1993. vol 81. -№ 8. — P.P. 84−96.
  4. Патент № 2 004 786 РФ. Инклинометр. / Белянин Л. Н. и др., БИ 1993, № 4546.
  5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации инклинометра магнитометрического многоточечного ИММ-73−120/60, АЯЖ1.000.018-ТО. -Мин-во топлива и энергетики РФ. «Нефтегеофизика». — НПФ «Геофизика». — г. Уфа.-1990.- 104 с.
  6. Патент № 2 100 594 РФ, Способ определения азимута и зенитного угла скважины и гироскопический инклинометр. / Порубилкин Е. А., Лосев В. В. и др. 1997.
  7. Э. В. Особенности построения алгоритмов ориентации гироскопических инклинометров на базе одноосного гиростабилизатора / Фрейман Э. В., Кривошеев С. В., Лосев В. В. // Гироскопия и навигация. 2001. -№ 1.-С. 36−46.
  8. А. В. Универсальный гироскопический инклинометр / Збруцкий А. В., Маринич Ю. М. // V Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. СПб.: ЦНИИ «Электроприбор». — 1998. — С. 280−284.
  9. Bodunov В. P. Giroinclinometer for Surveying During The Drilling Process /
  10. B. P. // Procedings of the Symposium Gyro Technology, Stuttgart, Germany. 1999. — P.P. 11.1−11.9.
  11. A.c. № 609 876 СССР, Устройство для определения углов искривления и координат ствола буровой скважины / Плотников П. К., Челноков Ю. Н., БИ№ 21.- 1978.
  12. В. И. Гироскопический инклинометр «ГИД» / Галкин В. И., Измайлов Е. А., Жилин В. Б. и др. // Гироскопия и навигация.- 1997.- № 4 (19).-С. 30−39.
  13. Р. К. Cardanless Giroinclinometers Based on Micromecanical Gyros and Accelerometers / Plotnikov P. K., Melnikov A. V., Nikishin V. В., Skripkin A. A. // Symposium Gyro Technology, Stuttgart, Germany. 2000. -P.P. 10.0−10.22.
  14. А. В. Структура и устойчивость алгоритмов функционирования бескарданового гироинклинометра для наклонно-направленного бурения / Мельников А. В., Плотников П. К. Деп. в ВИНИТИ 05.05.2000, № 1295-В00.-21 с.
  15. Патент № 2 100 994 РФ, Система определения параметров разведочных скважин / Никишин В. Б., Плотников П. К., Мельников А. В., БИ 1998 № 12.
  16. А.с. № 755 999 СССР, Устройство для определения углов искривления и координат ствола скважины / Плотников П. К., Дедовской В. И. БИ 1980 № 30.
  17. Патент № 2 111 454 РФ, Инклинометр / Мельников А. В., Плотников П. К. -БИ 1998 № 10.
  18. А. В. Анализ алгоритмов функционирования бесплатформенных гироинклинометров / Мельников А. В. Саратов — 2001. — 19 с. — Деп. в ВИНИТИ 20.02.01, № 424.
  19. Патент № 2 112 876 РФ, Инклинометр / Мельников А. В., Плотников П. К., Никишин В. Б.// БИ 1998 № 16.
  20. Niu X. Y. Giro-Inclinometer Based on Micromecanical Inertial Sensors / Niu X. Y., Zao Z. V., Geiger W. and others // Simposium Gyro Technology. -Stuttgart. Germany. — 2000. — P.P. 11.1−11.14.
  21. П. К. Построение и анализ кватернионных дифференциальных уравнений задачи определения ориентации твердого тела с помощью бесплатформенной инерциальной навигационной системы / Плотников П. К. // Изв. РАН МТТ.- 1999.- № 2.- С. 3−14.
  22. В. М. Математическая модель ошибок гироскопического инклинометра / Суминов В. М., Галкин Д. В., Маслов А. А. // Гироскопия и навигация.- 1999.-№ 1 (24).- С. 30−39.
  23. А.с. № 1 002 551 СССР, Гироскопический инклинометр / Салов Е. А., Кривоносое Р. И., Ильчанинов В. П. и др.
  24. Г. Н. Инклинометры. (Основы теории и проектирования) / Ков-шов Г. Н., Алимбеков Р. И., Жибер А. В. Уфа: Гилем, 1998. — 380 с.
  25. Г. Н. Принципы построения датчиков скважинной навигации / Ковшов Г. Н., Жибер А. В. // Гироскопия и навигация.- 1999.- № 3. -С. 121−122.
  26. Melnikov A. V. The comparative analysis of method and technical means of determination of geodetic coordinates of bore hole’s lines / Melnikov A. V. // Turkish German Joint Geodetic Days. — Berlin. — 2001.
  27. JI. Н. О работах НИИ прикладной механики им. академика
  28. B.И.Кузнецова в области инклинометрии / Слезкин JI. Н., Шекшня В. В., Столяров А. Н. // Гироскопия и навигация.- 1999.- № 3.- С. 125.
  29. Г. Н. Гироинклинометр для измерения при бурении / Ковшов Г. Н., Бодунов С. Б. // Гироскопия и навигация. 1999.- № 3.- С. 123−124.
  30. . П. Разработка и испытание волнового твердотельного гироскопа для использования в инклинометрической системе / Бодунов Б. П., Бодунов С. Б., Лопатин В. М., Чупров В. П. // Гироскопия и навигация. 2001. — № 3. — С. 74−82.
  31. Патент № 2 178 523 РФ, Малогабаритный гироскопический инклинометр / Белов Р. А. и др., БИ 2002 № 2.
  32. Д. Д. Перенесение технологии создания датчиков, используемых в космических системах, в разработки, предназначенные для бурения нефтяных скважин / Линч Д. Д. и др. // Гироскопия и навигация. 1998. — № 4.1. C. 132−141.
  33. Н. П. Методические аспекты построения инклинометров / Рогатых Н. П. // Сб. статей и докладов под ред. академика РАН В. Г. Пешехонова «Применение гравиинерциальных технологий в геофизике». СПб. -ЦНИИ Электроприбор. — 2002. — С. 178−189.
  34. П. К. Определение координат местоположения бескарданного гироинклинометра с учетом несферичности Земли / Плотников П. К., Никишин В. Б., Мельников А. В. // Гироскопия и навигация.- 2003. № 3 (42). -С. 45−51.
  35. П. К. Алгоритмы и математическое моделирование работы бескарданного гироинклинометра на основе микромеханических гироскопов и акселерометров / Плотников П. К., Никишин В. Б., Мельников А. В. // Гироскопия и навигация. — 2000. № 4. — С. 61.
  36. Патент № 2 204 712 РФ, Система определения параметров забойных скважин / Плотников П. К., Никишин В. Б., Мельников А. В., Скрипкин А. А. -БИ № 14. -2003.
  37. Д. М. Инерциальная навигация на море / Климов Д. М. М.: Наука, 1984. — 116 с.
  38. А. Ю. Механика гироскопических систем / Ишлинский А. Ю. М.: Изд-во РАН, 1963. — 483 с.
  39. Kumar К. Emerging Low Cost Inertial Sensors / Kumar К., Barbour N., Et-well J. M. // The 2nd Saint-Petersburg Intenational Conference jn Gyroscopic Technology and Navigation, May, 1995, St. Petersburg.
  40. В. Д. Теория инерциальной навигации. Автономные системы / Андреев В. Д. М.: Наука, 1966. — 579 с.
  41. П. В. Теория инерциальных систем навигации / Бромберг П. В. -М.:Ф. М., 1979.-295 с.
  42. П. К. Элементы теории работы одной разновидности бесплатформенных инерциальных систем ориентации / Плотников П. К. // Гиро-скопия и навигация. 1999. № 3(26). — С. 23−25.
  43. О. Н. Интегрированные системы ориентации и навигации для морских подвижных объектов / Анучин О. Н., Емельянцев Г. И. СПб, ЦНИИ Электроприбор, 1999. — 356 с.
  44. БабурН. Направления развития инерциальных датчиков / БабурН., Шмидт Д. // Гироскопия и навигация. 2000. № 1 (28). — С.3−15.
  45. Я. И. Современные информацинно-измерительные комплексы систем подземной навигации и ориентации / Биндер Я. И. и др. // Гироскопия и навигация.- 2003. № 1 (40). — С. 110−122.
  46. Я. И. Аналитическое компасирование в инклинометрии скважин малого диаметра / Биндер Я. И. // Гироскопия и навигация. — 2003. № 2 (41).-С. 38−46.
  47. Патент № 2 158 903 РФ, Гироскоп-акселерометр с электростатическим подвесом ротора / Чеботаревский Ю. В., Мельников А. В., Плотников П. К.- БИ 2000, № 31.
  48. В. Г. Ключевые задачи современной автономной навигации / Пешехонов В. Г. // Гироскопия и навигация. 1996. № 1. — С. 48−55.
  49. В. Г. Проблемы и перспективы современной гироскопии / Пешехонов В. Г. // Приборостроение. 2000. — № 1−2. — С. 48−56.
  50. С. П. Инерциальные методы в инженерной геодезии / Дмитриев С. П. СПб.: ЦНИИ «Электроприбор», 1997. — 209 с.
  51. Патент № 2 178 523 РФ, Малогабаритный гироскопический инклинометр / Белов Р. А., Колесников А. А., Котов А. Н., Мезенцев А. П., 2002. 4 стр.
  52. Ю. Н. Об одной форме уравнений инерциальной навигации / Челноков Ю. Н. // Изв. АН СССР. МТТ. — 1981. — № 5. — С. 20−28.
  53. В. А. Обобщенные уравнения ошибок инерциальных навигационных систем / Каракашев В. А. // Изв. вузов СССР. Приборостроение. -1973. -№ 3.
  54. Инерциальные системы управления / Под ред. Д. Питмана. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1961.-455 с.
  55. В. Н. Введение в теорию бесплатформенных инерциальных навигационных систем / Бранец В. Н., Шмыглевский И. П. М.: Наука, 1992. -278 с.
  56. В. Э. Математические модели теплового дрейфа гироскопических датчиков инерциальных систем / Джашитов В. Э., Панкратов В. М. -СПб.: ЦНИИ «Элекроприбор «, 2001.-150 с.
  57. В. Ф. Волновой твердотельный гироскоп / Журавлев В. Ф., Климов Д. М. М.: Наука, 1985. — 126 с.
  58. JI. А. Микромеханические гироскопы: конструкции, характеристики, технологии, пути развития / Северов JI. А., Пономарев В. К., Панферов А. И. и др. // Изв. вузов. Приборостроение. 1998. -№ 1−2. — С. 5773.
  59. С. Ф. Опыт разработки малошумящего акселерометра / Коновалов С. Ф., Коновченко А. А., Полынков А. В. и др. // Труды VII Санкт-Петербургской МНК по интегрированным навигационным системам. -СПб. ЦНИИ «Электроприбор». — 2000. — С. 72−79.
  60. А. М. Разработка и исследование микромеханических гироскопов / Лестев А. М., Попова И. В., Пятышев Е. Н. и др. // Гироскопия и навигация. 1999. — № 2.-С. 3−10.
  61. К. П. Температурная погрешность кварцевого акселерометра / Андрейченко К. П., Андрейченко Д. К., Калихман Д. М. // Гироскопия и навигация. 1999. — № 2. — С. 18−30.
  62. А. А. Информационные характеристики вибрационного микромеханического гироскопа / Северов А. А., Пономарев В. К., Понферов А. И. и др. // Гироскопия и навигация. 2003 г. — № 1. — С. 76−82.
  63. В. Я. Приборы первичной информации. Микромеханические приборы / Распопов В. Я. Тула, ТГУ, 2002. — 343 с.
  64. Я. И. Бесплатформенные инерциальные измерительные модули: компасирование и калибровка на неподвижном основании условиях ограничения угловых перемещений / Биндер Я. И., Падерина Т. В. // Гироскопия и навигация. 2003 г. — № 4. — С.29−40.
  65. Chebotarevsky J. V. Properties and Experimental Researches of Gyroinklinome-ters on the SINS Basis / Chebotarevsky J. V., Melnikov A. V., Nikishin V. B. et al. // Simposium Gyro Technology. Stuttgart. — Germany. — 2003. — P.P. 2 102 113.
  66. В. H. Применение кватернионов в задачах ориентации твердого тела / Бранец В. Н., Шмыглевский И. П. М.: Наука, 1973. — 320 с.
  67. Л. Н. Скважинная гироскопическая система ориентации трехком-понентного сейсмического зонда / Белянин Л. Н. // Гироскопия и навигация. 2003 г. — № 1. — С. 19−30.
  68. П. К. Об устойчивости алгоритмов определения углов поворотов объекта по сигналам гироскопической бесплатформенной системы ориентации / Плотников П. К., Лючев С. А. //Изв. вузов. Приборостроение. 1991 г.-№ 10.-С. 62−68
  69. Evans F. A. Experimental Straptown redundant sensor inertial navigation Systems / Evans F. A., Wilcox J. C. AIAA Paper, 1969. — w. 851 — P.P. 1−6.
  70. Я. И. Бесплатформенный гироинклинометр с ориентацией главной оси двухмерного датчика угловой скорости в плоскости поперечного сечения скважины/ Биндер Я. И., Падерина Т. В. // Гироскопия и навигация. —2004г. № 1. -С.5−15.
  71. П. К. Измерительные гироскопические системы / Плотников П. К. Саратов, Изд-во Сарат. госуд. ун-та, 1976. — 168 с.
  72. М. С. Алгоритмы комплексирования инерциального блока низкого класса точности и системы спутниковой навигации: Автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. техн. наук / Багрова М. С. М.: МГТУ им. Баумана, 2001.- 16 с.
  73. А. В. Теория и применение бесплатформенных систем ориентации и навигации подземных объектов / Мельников А. В., Никишин В. Б. и др. // X СПб МНК по интегрированным навигационным системам. ЦНИИ «Электроприбор». СПб, 2003. С. 101−103.
  74. В. Г. Гироскопы начала XXI века / Пешехонов В. Г. // Гироскопия и навигация. 2004. — С. 5−18.
  75. H.T. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация /КузовковН.Т., Салычев О. С. -М.: Машиностроение, 1982, -215с.
  76. АКТ ВНЕДРЕНИЯ результатов диссертационной работы аспиранта кафедры «Приборостроение» Саратовского государственного технического университета Мельникова Андрея Вячеславовича, выполненной на тему
  77. ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕСПЛАТФОРМЕННЫЙ ГИРОИНКЛИНОМЕТР
  78. Технический директор ~ Кожин В.В.
Заполнить форму текущей работой