Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование защиты трубопроводов морских нефтеотгрузочных терминалов от чрезмерно высоких давлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди главных проблем моделирования гидравлических ударов применительно к сложным трубопроводным системам, каковыми являются морские терминалы, отметим следующие: проблема адекватной математической модели, отражающей гидродинамику переходных процессов при наличии различных воздействий запорными элементами, нестационарными режимами насосной станции, взаимодействием между этими воздействиями… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблемы безопасности трубопроводных систем морских нефтеотгрузочных терминалов, обусловленные нестационарными процессами и методы их решения
    • 1. 1. Проблемы безопасности трубопроводных систем морских нефтеотгрузочных терминалов, обусловленные гидравлическими ударами
    • 1. 2. Снижение интенсивности гидравлических ударов в трубопроводах морских нефтеотгрузочных терминалов
    • 1. 3. Гидравлические удары в трубопроводах морских терминалах с удаленными наливными причалами
    • 1. 4. Выводы по главе 1
  • 2. Математическая модель гидравлических ударов на трубопроводах морских терминалов
    • 2. 1. Современные проблемы гидравлического удара
    • 2. 2. Уравнения гидравлического удара
    • 2. 3. Определение касательного напряжения на стенке
      • 2. 3. 1. Квазистационарное касательное напряжение на стенке
      • 2. 3. 2. Эмпирические поправки квазистационарного касательного напряжения на стенке
      • 2. 3. 3. Теоретические модели касательного напряжения на стенке
      • 2. 3. 4. Двумерные уравнения массы и количества движения
      • 2. 3. 5. Модели турбулентности
    • 2. 4. Уравнения закрытия отсечных и концевого клапанов
    • 2. 5. Уравнения остановки насосной станции
    • 2. 6. Выводы по главе 2
  • 3. Методы математического моделирования гидравлических ударов
    • 3. 1. Обзор инженерных методов решения задач неустановившихся течений в трубопроводных системах
    • 3. 2. Инженерный метод расчета гидравлического удара при наличии сосредоточенного отбора части жидкости на основе принципа суперпозиции — наложения расходов
    • 3. 3. Влияние параметров клапана-гасителя на величину гидроудара в нефтепроводе
    • 3. 4. Обзор аналитических методов решения задач неустановившихся течений в трубопроводных системах
    • 3. 5. Аналитическое решение линеаризованной задачи гидравлического удара при наличии отбора жидкости
    • 3. 6. Алгоритм численного решения нелинеаризованной задачи
      • 3. 6. 1. Метод характеристик
      • 3. 6. 2. Начальные условия
      • 3. 6. 3. Граничные условия закрытия клапанов
      • 3. 6. 4. Граничные условия сброса жидкости в емкость
      • 3. 6. 5. Граничные условия остановки насоса
      • 3. 6. 6. Граничные условия сочленений
      • 3. 6. 7. Выбор шага пространственной координаты для последовательности труб с разными параметрами
      • 3. 6. 8. Сложные соединения труб
      • 3. 6. 9. Граничные условия резервуаров
    • 3. 7. Выводы по главе 3
  • 4. Математическое моделирование гидравлических ударов на нефтяных отгрузочных терминалах
    • 4. 1. Исходные данные для расчета параметров гидравлических ударов на трубопроводах (на примере Варандейского нефтяного отгрузочного терминала)
      • 4. 1. 1. Физико-химические свойства транспортируемой нефти
      • 4. 1. 2. Параметры трубопроводной системы Варандейского нефтяного отгрузочного терминала
    • 4. 2. Проверка расчетной модели на основе фактических данных, полученных на Варандейском нефтеотгрузочном терминале
    • 4. 3. Анализ гидроудара при закрытии концевого клапана на наливном шланге
      • 4. 3. 1. Уравнения переходных процессов в вязкоупругих трубах
      • 4. 3. 2. Особенности применения метода характеристик при переходных процессах в вязкоупругих трубах
      • 4. 3. 3. Особенности метода характеристик для последовательности труб с разветвлениями
    • 4. 4. Выводы по главе 4
  • 5. Анализ системных и технологических мероприятий на параметры гидравлического удара на Варандейском нефтяном отгрузочном терминале
    • 5. 1. Анализ влияния логики реакции управляющей системы Варандейского нефтяного отгрузочного терминала и параметров запорной арматуры на параметры гидроудара
    • 5. 2. Анализ эффективности отбора жидкости перед отсечным клапаном на параметры гидроудара на основе аналитического решения
    • 5. 3. Анализ гидроударов в протяженных трубопроводах нефтяных терминалов
    • 5. 4. Влияние полимерных добавок снижающих турбулентное трение на параметры гидравлического удара
    • 5. 5. Выводы по главе 5

Совершенствование защиты трубопроводов морских нефтеотгрузочных терминалов от чрезмерно высоких давлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности и надежности эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов с удаленными от берега наливными устройствами является адекватная система защитных мероприятий, включающая как защиту акватории от проливов нефти, так и защиту трубопроводной системы от возможно более крупных аварий из-за гидравлических ударов, возникающих при быстром закрытии клапанов.

В этой связи актуальным является разработка прогнозных методов оценки влияния различных системных мероприятий, например логики закрытия отсечных клапанов и останова насосной станции, а также технологических мероприятий, например отбора жидкости перед отсечными клапанами на параметры гидравлических ударов.

Среди главных проблем моделирования гидравлических ударов применительно к сложным трубопроводным системам, каковыми являются морские терминалы, отметим следующие: проблема адекватной математической модели, отражающей гидродинамику переходных процессов при наличии различных воздействий запорными элементами, нестационарными режимами насосной станции, взаимодействием между этими воздействиями, сложной трубопроводной обвязки (разветвления, разные диаметры и толщины стенок труб), существенном различии модулей упругости стальных труб и армированных нефтеотгрузочных шлангов.

— проблема адекватного задания силы трения при одномерном гидравлическом приближении;

— проблема выбора аналитических или прямых численных методов расчета в рамках одномерного приближения, обеспечивающих приемлемую точность;

— системные и технологические проблемы, как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации;

— системная проблема разработки адекватной логики реакции системы на штатную аварийную ситуацию в связи с позицией танкера, включающая начало, синхронность или рассогласованность, а также продолжительность закрытия отсечных кранов и время задержки останова насосной станции;

— технологическая проблема использования защитных мероприятий с целью предотвращения динамических перегрузок при гидравлических ударах, в частности, использование в случае необходимости форсированного отбора нефти перед отсечными клапанами, начиная с момента начала их закрытия.

На стационарных морских отгрузочных причалах режим аварийной остановки отгрузки нефти может быть инициирован:

— аварийной остановкой пускового, подпорного или магистрального насосов;

— самопроизвольном или несанкционированном разъединении отгрузочного шланга стационарного морского отгрузочного причала и захватного носового приемного устройства танкера;

— сигналом АСУ ТП нефтеотгрузочного терминала при нарушении одного из параметров «зеленой линии» «береговой резервуарный парк — стационарный морской отгрузочный причал — танкер».

Сложность конструкций нефтеотгрузочного терминала обусловлена особыми условиями эксплуатации гидравлической системы. Одной из важной особенностью является зависимость устойчивой работы технологического оборудования и системы автоматизации нефтеотгрузочного терминала от позиционирования танкера во время проведения технологических операций по отгрузке нефти. Смещение танкера в продольном и поперечном направлении за допустимые нормативы приводит к тому, что автоматическая система управления технологическим процессом на береговых сооружениях, стационарном морском причале и танкере путем управляющих воздействий и сигнализации производит немедленное прекращение отгрузки нефти.

Наличие относительно большого количества быстродействующих клапанов, перекрывающих доступ нефти при поступлении на них аварийнопредупредительных сигналов, переводит гидравлическую систему нефтеотгрузочного терминала из установившегося режима в неустановившийся до полного прекращения отгрузки нефти. При неустановившемся режиме могут быть резкие и часто опасные волновые колебания давления (гидроудары), которые могут привести к снижению надежности отдельных элементов и гидравлической системы в целом.

Вследствие важного значения надежности нефтеотгрузочного терминала для устойчивого функционирования системы нефтеснабжения потребителей с использованием морского танкерного флота проектировщики и эксплуатационный инженерно-технический персонал нуждаются в удобных аналитических методах инженерного расчета неустановившегося движения нефти в гидравлических системах морских терминалов, позволяющих прогнозировать гидравлические удары в зависимости от режима эксплуатации трубопроводной системы, особенностей конструкций, являющихся источником переходных процессов, получать необходимую информацию для выбора мероприятий по защите труб от чрезмерно высоких давлений, а также для расчета уставок и настройки срабатывания быстродействующей запорной арматуры. Последнее особенно важно для нефтеотгрузочных терминалов, поскольку из-за ограниченности возможностей применение традиционных систем и средств защиты от чрезмерно высоких давлений может быть проблематичным (например, ограниченная площадь для размещения емкости для сброса части жидкости при использовании клапанов — гасителей гидроудара) и выбор начала срабатывания, времени закрытия отсечного клапана может быть единственным и эффективным решением.

Динамические процессы в системах (гидравлических станций, магистральных нефтепроводах и газопроводах, в насосных и турбинных установках, в трубопроводах гидромеханизмов и т. п.), различных по своей физической природе, как правило, имеют одинаковое математическое описание. В то же время аналитические, численные и графические методы решения задач динамики волновых процессов в некоторых областях техники часто оказываются более разработанными, чем в других. А в отдельных областях, например, применительно к нефтеотгрузочным морским терминалам, продолжают оставаться малоизученными, и их разработка является актуальной задачей. Это объясняется тем, что существующие методы расчета волновых процессов удобно применять к простым трубопроводным системам, состоящим из однородных элементов, не имеющих разветвленных участков трубопроводов различного диаметра, большого количества запорной арматуры, расположенных на относительно коротких расстояниях друг от друга и соответственно взаимно влияющих на колебания давления и расхода при их одновременном срабатывании при аварийной остановке отгрузки нефти, сопровождающем возникновением волновых процессов.

В связи с указанным, возникла потребность в исследованиях волновых процессов, присущих сложным гидравлическим системам нефтеотгрузочных морских терминалов и усовершенствовании методов их расчета. Указанные исследования и усовершенствования методов расчета в первую очередь предусматривает учет особенностей конструкций и условий эксплуатации как терминала в целом, так и отдельных элементов (например, гидравлические характеристики шаровых клапанов — коэффициентов гидравлического сопротивления, коэффициентов расхода).

Другой причиной, вызвавшей интерес к совершенствованию методов расчета волновых процессов в трубопроводах отгрузочного морского терминала, явилась необходимость разработки наряду со сложными аналитическими и численными методами расчета также аналитических зависимостей, позволяющих на инженерном уровне оперативно прогнозировать возможность возникновения чрезмерно высоких давлений и выбора адекватных мероприятий систем защиты трубопроводов терминала от скачкообразного изменения давления, т. е. динамических нагрузок ударного характера, снижающих надежность эксплуатации гидравлической системы отгрузки и поставки нефти потребителям морским транспортом.

Большой вклад в теорию нестационарных динамических процессов в трубопроводах, начиная с пионерских работ Н. Е Жуковского, внесли Л. Аллиеви, Л. Бержерон, О. Шнидер, Д. А. Фокс, Л. С. Лейбензон, С. А. Христианович, И. А Чарный, А. X. Мирзаджанзаде, Г. Д. Розенберг, В. Стритер, В. И. Марон, М. В. Лурье, В. И. Мащенко, М. А. Гусейнзаде, В. А. Юфин, Б. Ф. Лямаев, X. Н. Низамов, Р. Ф. Ганиев, Л. Б. Кублановский, Л. В. Полянская и другие авторы.

Несмотря на значительные достижения в исследованиях нестационарных процессов в трубопроводах различных гидравлических систем до настоящего времени остаются нерешенные проблемы, в том числе при расчете гидравлических ударов на трубопроводных системах морских терминалов.

Цель работы — повышение безопасности трубопроводов морских нефтеотгрузочных терминалов на основе адекватных методов расчета переходных режимов и системных и технологических защитных мероприятий от чрезмерных давлений.

Основные задачи исследования:

1. Разработать расчетную математическую модель гидравлических ударов в трубопроводах морских нефтяных отгрузочных терминалов, на основе взаимно дополняющих инженерных, аналитических, численных методов и алгоритмов расчета.

2. Доказательство адекватности математической модели на основе сравнительного анализа численных данных, с фактическими данными, полученными в условиях промышленной эксплуатации в широком диапазоне режимных параметров.

3. Проведение расчетов эффективности влияния различных системных и технологических мероприятий на параметры гидроударов, в частности синхронизации останова насосной станции и закрытия отсечных клапанов, а также отбора нефти перед отсечными клапанами.

4. Определить возможность использования погрузки нефти с нефтеотгрузочных причалов на удалениях до 45 км, обеспечивающих предельную величину гидроудара меньше прочности труб. Определить параметры гидроудара при использовании противотурбулентных присадок, как средство регулирования его интенсивности.

Методы решения задач.

При решении поставленных задач использовались приближенные инженерные, аналитические и численные решения дифференциальных уравнений гидродинамики нестационарных течений жидкости в сложных трубопроводных системах. Для доказательства адекватности математической модели и предложенных расчетных методов использованы опытно-промышленные данные, полученные при гидравлических ударах на действующих трубопроводах морских нефтеотгрузочных терминалов.

Научная новизна:

1. Построена математическая модель переходных процессов в трубопроводах морских нефтеотгрузочных терминалов и разработан алгоритм решения задачи расчета гидроударов с учетом особенностей их конструкции.

2. Доказана адекватность математической модели переходных режимов в широком диапазоне режимных параметров эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов.

3. На основе моделирования гидравлического удара разработаны методы прогнозирования и мероприятия по уменьшению последствий гидроудара на трубопроводах морских нефтеотгрузочных терминалов.

Практическая ценность работы:

Предложенная методология исследования переходных процессов в трубопроводах морских нефтяных терминалов может быть использована для проектирования систем защиты от гидравлических ударов, как функционирующих, так и вновь проектируемых морских нефтеотгрузочных терминалов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработка математической модели гидравлического удара в трубопроводах морских нефтяных терминалов на основе одномерных уравнений гидродинамики.

2. Разработка комбинированных инженерных, аналитических и численных методов расчета параметров гидроудара.

3. Доказательство адекватности математической модели на основе численного моделирования гидравлических ударов на нефтяных морских терминалах.

4. Результаты прогнозного численного моделирования различных системных и технологических мероприятий по снижению интенсивности гидравлических ударов.

5. Прогнозный численный анализ возможности строительства и эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов со значительным удалением нефтеотгрузочных причалов от берегового резервуарного парка.

6. Численный анализ гидравлических ударов при использовании противотурбулентных присадок.

Достоверность результатов подтверждается сравнением численных расчетных и фактических значений параметров гидравлических ударов на морских терминалах, а также сравнением численных расчетов с точными аналитическими решениями на модельных примерах.

Апробация работы.

Основные результаты исследований, представленных в работе, прошли тестовую апробацию на Варандейском нефтяном отгрузочном терминале и доложены на научно-практической конференции «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» 26.05.2009 г. в ГУЛ «Институт проблем транспорта энергоресурсов», г. Уфа.

Публикации.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 9 научных трудах, в т. ч. 2 — в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Объем и структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, основных выводов, библиографического списка использованной литературы, включающего 138 наименований. Работа изложена на 103 страницах машинописного текста, содержит 13 рисунков, 7 таблиц.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработаны основы математического моделирования гидравлических ударов в трубопроводах морских нефтяных отгрузочных терминалов, с использованием взаимно дополняющих инженерных, аналитических, численных методов и алгоритмов расчета.

2. На основе сравнительного анализа численных данных, полученных методом характеристик, с фактическими данными, полученными в условиях промышленной эксплуатации, доказана адекватность модели в широком диапазоне режимных параметров, что делает возможным проведение прогнозных численных экспериментов.

3. Проведены расчеты эффективности различных системных и технологических мероприятий на параметры гидроударов, в частности синхронизации останова насосной станции и закрытия отсечных клапанов, а также отбора нефти перед отсечными клапанами.

4. Установлена возможность использования погрузки нефти с нефтеотгрузочных причалов на удалениях до 45 км, обеспечивающих предельную величину гидроудара меньше прочности труб. Определена степень затухания величины гидроудара при использовании противотурбулентных присадок.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.

СМЛОП — стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал;

БРП — береговой резервуарный парк;

ВНОТ — Варандейский нефтеотгрузочный терминал;

МХ — метод характеристик;

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах. — М.: «Недра», 1975. — 296 с.
  2. Д.А. Гидравлический анализ неустановившегося течения в трубопроводах. М.: Энергоиздат, 1981. — 248 с.
  3. Н.Е. О гидравлическом ударе в водопроводных трубах. Полное собрание сочинений. Т. VII, ОНТИ, 1937.
  4. В.И. Гидрогазодинамика потока в трубе. М.: Нефть и газ. -1999.- 171 с.
  5. М.В. Вычислительный практикум по трубопроводному транспорту нефти, нефтепродуктов и газа. М.: Нефть и газ. — 1997. — 68 с.
  6. Vitkosky, J. P., Lambert, M. F., Simpson, A. R., and Bergant, A. Advances in unsteady friction modeling in transient pipe flow // Proc., 8th Int. Conf. on Pressure Surges, A. Anderson, ed., The Hague (NL), 2000. pp. 471−481.
  7. А.Г. Характеристики систем с распределенными параметрами. М.: Наука, 1979. — 224 с.
  8. А.И. К теории одноразмерного неустановившегося движения жидкости в трубах и расчету воздушных колпаков и уравнительных башен // Известия ОТН АН СССР. 1938. — № 6. — С. 59−82.
  9. Belik N. P., Makhin V. A., Prisnyakov V. F. Determining the natural frequencies of fluid oscillations in complex pipelines // Mekhanika Zhidkosti i Gaza, 1966.- Vol. 1, No. 2.- pp. 133−136.
  10. Belik N. P., Chirva L.G. Detemiination of the natural oscillation frequency spectra of liquids and gases in pipes of varying cross section // Aviatsionnaia Tekhnika, no. 1, 1981.-p. 9−13.
  11. Kartvelishvili L. N. Water hammer: basic concepts and current state of the theory//Hydrotechnical Construction, Vol. 28, No. 9, 1994.- pp. 49−54.
  12. Д. H. Нестационарные гидродинамические процессы. М.: Машиностроение, 1982. — С. 239.
  13. В. В. Динамика трубопроводных систем. М.: Наука, 1987. — С. 437.
  14. . Ф. Стационарные и переходные процессы в сложных гидросистемах. JL: Машиностроение Л. О., 1978. — 190 с.
  15. А.И. Операционное исчисление. -М.: Гостехиздат, 1950.-432 с.
  16. Гидродинамические процессы в сложных трубопроводных системах / М. А. Гусейнзаде, Л. И. Другина, О. Н. Петрова, М. Ф. Степанова. М.: Недра, 1991.-164 с.
  17. В.А., Мамедов А. И., Аллахвердиев В. А. Расчет переходных процессов в сложных разветвленных системах магистральных нефтепроводов с учетом влияния ударных волн // Изв. вузов. Нефть и газ. 1986,№ 11.-С. 69−73.
  18. М. С. Распространение волн в многослойном трубопроводе с протекающей жидкостью // Строительная механика и расчет сооружений. 1971, № 1 (121). — С. 45−49.
  19. Allievi L. The Theory of Waterhammer // Am. Soc. Civil. Eng, 1925.
  20. Л. От гидравлического удара в трубах до разряда в электрической сети. М.: Машгиз, 1962. — 393 с.
  21. Wood, F. M. The application of heaviside’s operational calculus to the solution of problems in water hammer // Trans. ASME. 1937, v. 59. — pp. 707−713.
  22. E.A. Метод расчета неустановившихся течений жидкости в трубопроводе при переменных скоростях звука // Матем. Моделирование. 2004, том 16, № 4. — С. 67−79.
  23. В.П. Метод Фурье для гиперболического уравнения с разрывными коэффициентами // ДАН СССР. 1962. — Т. 142, № 1. — С. 21−24.
  24. Э.Ф., Гольянов A.A. Математическое моделирование распространения импульса давления в трубопроводной системе // НИС,
  25. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ. Сер. «Транспорт и хранение нефтепродуктов». Вып. 10−11,2002.-С. 35−41.
  26. Streeter V.L., Wylie Е.В. Hydraulic Transients. Мс Graw-Yill, NY. — 1967. -327 p.
  27. Д.Н., Зубов Л. Б. Гидравлический удар в напорных водоводах. -М.: Стройиздат, 1975. 125 с.
  28. Указания по защите водоводов от гидравлического удара. М.: Госстройиздат, 1961.- 226 с.
  29. Г. В., Картвелишвили Н. А., Любимцев Я. К. Гидравлический удар и уравнительные резервуары. М.: Наука, 1968. — 248 с.
  30. Tsukamoto Н., Ohashi Н. Transient Characteristics of a centrifugal pump during starting period // Trans. ASME. J. Fluids Eng. 1982. — v. 104. — № 1. -pp. 6−13.
  31. Г. Д. Неустановившиеся движения вязко-пластической жидкости//ДАН СССР, 1959.- т. 129.-№ 4.-С. 56−58.
  32. В.Ф., Полянин А. Д. Справочник по дифференциальным уравнениям с частными производными: точные решения. М.: Международная программа образования, 1996. — 496 с.
  33. .И. Гидродинамические характеристики затворов и элементов трубопроводов. М.: Машиностроение. — 1965. — 260 с.
  34. Schedelberger, J., Closing Characteristics of Spherical Valves // 3R international. 1975. — 14, pp. 333−339.
  35. Chaudhry M. H., Hussaini М. Y. Second-Order Accurate Explicit Finite-Difference Schemes for Waterhammer Analysis // ASME Journal о f Fluids Engineering. 1985.-Vol. 107.-pp. 523−529.
  36. Arfaie M., Anderson A., Implicit Finite-Differences for Unsteady Pipe Flow // Mathematical Engineering for Industry. -1991.- Vol. 3.-pp. 133−151.
  37. Guinot V. Riemann Solvers for Water Hammer Simulations by Godunov Method // International Journal for Numerical Methods in Engineering. -2000,49.- pp. 851−870.
  38. Hwang Yao-Hsin, Chung Nien-Mien. A Fast Godunov Method for the WaterHammer Problem // International Journal for Numerical Methods in Fluids, 2002.-40, pp. 799−819.
  39. Jovic, V. Finite Elements and the Method of Characteristics Applied to Water Hammer Modelling//Engineering Modelling, 1995. 8(3−4), pp. 51−58.
  40. Shu, J.-J. A Finite Element Model and Electronic Analogue of Pipeline Pressure Transients with Frequency-Dependent Friction // ASME Journal of Fluids Engineering. 2003. — 125, pp. 194−199.
  41. Cheng Yong-guang, Zhang Shi-hua, and Chen Jian-zhi. Water Hammer Simulations by the Lattice Boltzmann Method // Transactions of the Chinese Hydraulic Engineering Society, Journal of Hydraulic Engineering, 1998(6), pp. 25−31.
  42. Jones S. E., Wood D. J. An Exact Solution of the Waterhammer Problem in a Single Pipeline with Simulated Line Frictio // ASME PVP. — 1988. — 140, pp. 21−26.
  43. Sobey R. J. Analytical Solutions for Unsteady Pipe Flow // Journal of Hydroinformatics. 2004. — 6, pp. 187−207.
  44. А. Е., Hwang, К. L. A Characteristic Model of Transient Friction in Pipes // J. Hydraul. Res. 1991. — 29(5). — pp. 669−685.
  45. Ghidaoui M. S, Mansour G.S., Zhao M. Applicability of Quasissteady and Axisymmetric Turbulence Models in Waiter Hammer // Journal of Hydraulic Engineering, ASCE.-2002.-Vol. 128(10).- pp. 917−924.
  46. Vardy A. E., Brown, J. M. B. Transient, Turbulent, Smooth Pipe Friction // J. Hydraul. Res. 1995. — 33. — pp. 435−456.
  47. Daily J. W., Hankey W. L., Olive R. W., Jordaan, J. M. Resistance Coefficients for Accelerated and Decelerated Flows Through Smooth Tubes and Orifices //Trans. ASME. 1956. — 78(July). — pp. 1071−1077.
  48. Shuy, E. B. Wall Shear Stress in Accelerating and Decelerating Turbulent Pipe Flows // J. Hydraul. Res. 1996. — 34(2). — pp. 173−183.
  49. В., Golia U. M., Greco M., 1991, Some Remarks on the Momentum Equation for Fast Transients // Proc. Int. Conf. on Hydr. Transients With Water Column Separation, IAHR, Valencia, Spain. pp. 201−209.
  50. M.A., Юфин В. А. Нестановившееся движение нефти и газа в магистральных трубопроводах. М.: Недра, 1981. — 231 с.
  51. Pezzinga, G. Quasi-2D Model for Unsteady Flow in Pipe Networks // J. Hydraul. Div., Am. Soc. Civ. Eng. 1999. — Vol. 125 (7). — pp. 676−685.
  52. Boulos P.F., Lansey K.E., Karney B.W. Comprehensive Water Distribution Systems Analysis Handbook for Engineers and Planners. Mwh Soft Inc. Publ. Pasadena Calif.
  53. Wood D.J., et al 2005, Numerical Methods for Modeling Transient Flow in Pipe Distribution Systems // Journal AWWA, 97- 7 104.
  54. Wood D.J., Lingireddy S, Boulos P.F. Pressure Wave Analysis of Transient Flowin Pipe Distribution Systems 2005 MWH Soft Inc. Publ. Pasadena Calif.
  55. Kennedy R. Sliding-plug surge relief valve helps meet DOT requirements // Pipe line industry. 1992, vol. 75, no 1. — pp. 67−70.
  56. Guinot V. Riemann solvers for water hammer simulations by Godunov method // Int. J. Numer. Methods Eng., 2000. 49. — pp. 851−870.
  57. Hwang Y-H., Chung, N-M. A fast Godunov method for the water hammer problem // Int. J. Numer. Meth. Fluids. 2002. — 40. — pp. 799−819.
  58. Zhao M., Ghidaoui M. S. Godunov-type solutions for water hammer flows // J. Hydraul. Eng.-2004,130(4).- pp. 341−348.
  59. Ю.В. Применение теории пассивных четырехполюсников к расчету распространения колебаний давления в разветвленных гидравлических системах авиадвигателей // Изв. ОТН АН СССР, 1951. -т. 11, № 2.-С. 105−120.
  60. В.И. Применение операционного исчисления для исследования переходных процессов в магистральном нефтепроводе // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1976. — № 11. — С. 14−17.
  61. Van den Horn В. A.- Kuipers М. Strength and stiffness of a reinforced flexible hose // Applied Scientific Research. 1988, vol 45, No 3. — pp. 251−281.
  62. Swisher G. M., Doebelin E. O., Dynamic response of hydraulic hoses // Journal of spacecraft and rockets. 1970. vol. 7, 12, pp. 1470−1472.
  63. Gaily M., Guney M., Rieutord E. An investigation of pressure transients in viscoelastic pipes // J. Fluids Eng. 1979, ASME 101(4). — pp. 495−499.
  64. Covas D., Stoianov I., Mano J.F., Ramos H., Graham N., Maksimovic C. The dynamic effect of pipe-wall viscoelasticity in hydraulic transients. Part II— Model development, calibration and verification // J. Hydraul. Res. IAHR. —2005.-43(1).-pp. 56−70.
  65. Kokoshvili S. M. Water hammer in a viscoelastic pipe // Mechanics of Composite Materials. Vol. 6, No. 5. — 1970. — pp. 786−788.
  66. Blitshtein Yu. M., Khublaryan M.G. Transient delivery movement of a fluid in pipes made of a viscoelastic material // Mekhanika Zhidkosti i Gaza, Volume 11, Number 2.- Март 1976, — pp. 321−325.
  67. P. M., Бахтизин P. H. Распространение давления в вязкоупругих средах при их движении в трубах из упруговязкого материала//ИФЖ. т.44, № 3, — 1983.-С.414−421.
  68. Vardy, А.Е., Brown, J.M. Transient, turbulent, smooth pipe friction // J. Hydraul. Res. IAHR. 1995. — 33(4). — pp. 435−456.
  69. Vardy, A.E., Brown, J.M.B. Transient turbulent friction in smooth pipe flows //J. Sound Vibration.-2003.-259(5) — pp. 1011−1036.
  70. Vardy, A.E., Brown, J.M.B. Transient turbulent friction in fully-rough pipe flows // J. Sound Vibration. 2004. — 270(1−2). — pp. 233−257.
  71. Kepler SoaresA., Covas D. I., ReisL. F. R., Analysis of PVC Pipe-Wall Viscoelasticity During Water Hammer // Journal of hydraulic engineering 2008, vol. 134, no. 9.-pp. 1389−1394.
  72. Waiters G.Z. Water Hammer in PVC and Reinforced Plastic Pipe // Journal of the Hydraulics Division, Vol. 102, No. 7, July 1976. pp. 831−843.
  73. Blitshtein Yu. M., Khublaryan M. G. Propagation of perturbation waves in infinitely long viscoelastic pipes // Fluid Dynamics, Volume 10, Number 3. -1975 r. 447−451.
  74. Cheremisinoff N.P., Cheremisinoff P.N. Fiberglass Reinforced Plastics. -T&E, NY, 1995.-270 p.
  75. Bong S.J., Karney B.W., BoulosP. F., WoodD. J. The need for comprehensive transient analysis of distribution systems // Journal American Water Works Association 2007, vol. 99, no. 1. — pp. 112−123.
  76. Bai Y., Bai Q. Pipeline and Risers. Elsevier. — 2005. — 812 p.
  77. Ш. И., Гумеров А. Г., Верушин А. Ю. О влиянии параметров клапана-гасителя на величину гидроудара в нефтепроводе // НТЖ «Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов» / ИПТЭР. 2009. Вып. 2 (76). С. 76 — 78.
  78. Р.Г., Верушин А. Ю. Моделирование гидравлических ударов в трубопроводах морских нефтеотгрузочных терминалов // НТЖ «Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов» / ИПТЭР. 2009. Вып. 3 (77). С.
  79. ISGOTT (International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals) 5th Edition / ICS, OCIMF and IAPH. 2006. — 450 p.
  80. ISGOTT. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов. М.: Издательство: ЦНИИМФ, 2007 г. — 600 с.
  81. Общие и специальные правила перевозки нефтеотгрузочных грузов (7-М) (Издание 1985 г. с учетом поправок, принятых в 1987, 1988, 1991 и 1997 г.). Издание второе, откорректированное. СПб.: ЦНИИМФ, 1997. -578 с.
  82. Korteweg, D. J. Uber die fortpflanzungsgeschwindigkeit des schalles in elastischen rohren // Ann. Phys. Chemie 5(12). 1878. — pp. 525−542.
  83. Parmakian J. Water-Hammer Analysis. NJ. Prentice-Hall Englewood Cliffs, 1955.-161 p.
  84. E. В., Streeter V. L., Suo, Lisheng. Fluid Transient in Systems. -Prentice-Hall, Englewood Cliffs. 1993.
  85. Chaudhry M. H. Applied Hydraulic Transients. New York. — Van Nostrand Reinhold Co. — 1987. — 521 p.
  86. Larock B.E., Jeppson R.W., Waiters G.Z. Hydraulics of pipeline systems Publisher: CRC Press. 1999. — 552 p.
  87. Diesselhorst, Т., Schmidt, R., Schnellhammer, W., (2000), Realistic calculation of pressure surges, Inclusion of dynamic friction and fluid-structure interaction, 3R international. Vol. 39, No. 11. — pp. 678−682.
  88. В.Д., Блейхер Э. М. Немудров А.Г., Юфин В. А., Яковлев Е. И. Трубопроводный транспорт нефти и газа. М.: Недра. — 1978. — 407 с.
  89. Е.Л., Арбузов Н. С., Ходяков В. А., Цараков А. Г. Инженерные методы прогнозирования и профилактики гидроудара // Трубопроводный транспорт нефти. М.: ТрансПресс. — 1995. — № 11.-С. 24−28.
  90. Л.М. Расчет повышения давления в нефтепроводах при переходных режимах // Нефтяное хозяйство. М., 1973. — № 9. — С. 4849.
  91. В.И. Математическая модель переходных процессов в насосной установке и реализация ее на ЭВМ // Сб. научн. тр. Ташкентск. политехи, инс-та. 1980. — № 296. — С. 9−15.
  92. Е.В., Фридман Г. М. Расчет перегрузок трубопроводов по давлению в переходном процессе // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -М.: ВНИИОЭНГ. 1976. -№ 9. — С. 17−18.
  93. Е.В. Расчет быстропротекающих переходных процессов, возникающих после включения и отключения насосных агрегатов // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ. — 1974. -№ 12. — С. 26−29.
  94. Е.В., Голосовкер Б. И., Щепетков Л. Г. Оптимальное управление нефтепроводом и оценка его эффективности // Нефтяное хозяйство. М., 1974.- № 5.-С. 55−57.
  95. Е.В., Захарочкина А. Л. Идентификация характеристик нефтепровода и насосных агрегатов по эксплуатационным данным // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ. -1976.- № 7.- С. 8−10.
  96. В.В., Жуков В. М. Ливанов Ю.В. Савельев М. П., Седов Ю. Д. Исследование приработки оборудования нефтепроводов // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ.-1971.- № 6. — С. 11−14.
  97. В.И. Зависимость себестоимости перекачки от производительности нефтепровода // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -М.: ВНИИОЭНГ. 1976. -№ 5. — С. 32−35.
  98. В.И. Зависимость потребляемой мощности от производительности нефтепровода // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-ML: ВНИИОЭНГ.- 1975.-№ 11.-С. 12−16.
  99. М.А., Юфин В. А. Методы расчета неустановившегося движения нефтепродуктов и нефтей в магистральных трубопроводах с промежуточными насосными станциями. М.: Недра, 1973. — 72 с.
  100. В.Ю., Гаршин В. В. О работоспособности соединительных муфт нефтяных насосов // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М., ВНИИОЭНГ. — 1974. — № 12. — С. 9−12.
  101. О.В., Эрдрайх B.C. Учет переходных процессов работы крупных осевых, диагональных и центробежных насосов на стадиипроектирования. Экспресс-информация, сер. ХМ-4. — М.: ЦДНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1979. — № 4. — 48 с.
  102. Ghilardi P., Paoletti Ф. Additional Viscoelastic Pipes as Pressure Surge Supressors // Proceedings of 5-th Int. Conf. on Pressure Surges, Pub. BHR Group LTD, Hannover, F.R. Germany. pp. 113−121.
  103. Исследование неустановившихся режимов магистральных нефтепроводов при пуске центробежных насосов на открытую задвижку. ТНТО. Сер. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — М: ВНИИОЭНГ. — 1972.-92 с.
  104. Я. В. Мамедов А.И., Мусаев В. Г. Численный метод расчета переходных процессов в трубопроводе с отдельными участками непрерывного отбора и с промежуточными станциями // Уч. записки АзИНЕФТЕХИМ. Баку. 1976. сер. IX, № 1. — С. 68−72.
  105. Я. В. Мамедов А.И., Алиев P.M. Численный метод расчета переходных процессов в магистральном продуктопроводе, оборудованном центробежными насосными агрегатами, при последовательной перекачке // ИВУЗ Нефть и газ. Баку. 1981. — № 12. -С. 68−72.
  106. A.A. Центробежные и пропеллерные насосы. М. — Л.: Машгиз. — 1950. — 318 с.
  107. H.A. Василенко С. К. Основные причины остановок работы нефтепроводов Западной Сибири // Тр. Тюменск. индустр. инс-та. Тюмень, 1976. — вып. 56. — С. 7−11.
  108. Х.Б., Алиханов М. Г., Котен В. Г. Влияние неравномерностей загрузки нефтепроводов на расход электроэнергии // Тр. Сев. Кавказск. научн.-исслед. и проект, инс-та нефт. пром. — 1979. -№ 19.-С. 41−47.
  109. А.И., Мусаев В. Г., Аскер-Заде Б.А. Расчет нестационарного движения жидкости в трубопроводе, оборудованном центробежным насосным агрегатом // ИВУЗ Нефть и газ. Баку. 1979. № 12. — с. 66−70.
  110. JI.И., Турабелидзе В. Г. Влияние нестационарности системы «электродвигатель центробежный насос» на распределение давления в магистральном трубопроводе // Сообщ. АН Груз. ССР. -Тбилиси, 1980,-97, № 1.-С. 137−140.
  111. А.И. Методы расчета неустановившихся режимов работы сложных магистральных трубопроводов. М.: ВНИИОЭНГ. — 1986. -38 с.
  112. А. К. Малюшенко В.В. Конструкции и расчет центробежных насосов высокого давления. М.: Машиностроение. 1971.-304 с.
  113. С.И. Изменение подачи и давления перекачивающих станций при их отключении // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ. — 1981. № 12. — С. 2−4.
  114. Н.З. Пути снижения энергозатрат в трубопроводном транспорте //НТРС Проектирование и строительство трубопроводов и газонефтепромысловых сооружений. М.: Информнефтегазстрой. -1980.-вып. 11.-С. 27−34.
  115. К.Е., Крикунец A.M. Упрощенный метод расчета переходных процессов в трубопроводе при отключении насосов // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ. -1975.-№ 2.-С. 5−8.
  116. Г. П. Опыт проведения анализа отказов перекачивающего оборудования магистральных трубопроводов и мероприятий по их уменьшению // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-М.: ВНИИОЭНГ. 1980. № 7. — С. 4−6.
  117. С.А. Об отказах магистральных насосов в переходные режимы работы // РНТС Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. -М.: ВНИИОЭНГ. 1983. № 7. — С. 9−10.
  118. А.Д. Определение динамических характеристик центробежного насоса // Респ. межвед. сб. Разработка месторождений полезных ископаемых. Киев, 1971. — № 32. — С. 82−85.
  119. А.Д. Центробежный насос как динамический объект // Респ. межвед. сб. Разработка месторождений полезных ископаемых. Киев, 1971.-№ 24.-С. 81−85.
  120. Такаяма Нагаёси, Икэути Санэхару. Переходные гидравлические процессы при сокращении количества работающих насосов на нефтепроводе. Тэцудо гидэюцу кэнкюсирё, 1980. — 37, № 4. — С. 154 157.
  121. Zielke, W. Frequency-Dependent Friction in Transient Pipe Flow // ASME J. Basic Eng. 1968.-90, — pp. 109−115.
  122. Ю.В. Верушин А.Ю, Никитин А. Н. Перспективы реконструкции систем безопасности магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» // Трубопроводный транспорт нефти. 1998. — № 5. — С. 8−10.
  123. В.А., Мамедов А. И., Аллахвердиев В. А. Численный метод расчета переходных процессов в сложных системах магистральных нефтепроводов с учетом влияния устройств гашения ударных волн // ИВУЗ Нефть и газ. Баку. 1987. № 6. — С. 71−76.
  124. В.А., Мамедов А. И., Аллахвердиев В. А. Расчет переходных процессов в сложных разветвленных системах магистральныхнефтепроводов с учетом влияния устройств гашения ударных волн // ИВУЗ Нефть и газ. Баку. — 1986. — № 11. — С. 69−73.
  125. В.А., Мамедов А. И., Насибова Н. М. Расчет переходных процессов в сложных разветвленных магистральных нефтепроводах с учетом изменения напряжения сети // ИВУЗ Нефть и газ. Баку. 1986. -№ 12.-С. 79−82.
  126. Ken Shou Fanq. Speed-torque curve is pump startup clue // Power 1974.- v. 118, № 7. -pp. 44−45.
  127. Junkowski W.M., Witezak K.J. Analiza oddziatywania zaworow zwzotnych rurociaqu dalekoaitpzneqo na pzzeptyw nieustalony // Archiwum budowy maszyn.- 1974. v. 21. -№ 1.-pp. 71−92.
  128. Saito Sumio. Переходные пусковые характеристики насосов // Эхара дзюко. Ebara Enq. Rev. 1981. № 116. — pp. 9−14.
  129. Saito Sumio. Характеристика неустановившегося режима в насосе в пусковой период // Bulleten JSME. 1982, v. 25, № 201. — р.372−379.
  130. Ю. В., Верушин А. Ю., Лисанов М. В. и др. Концепция методического руководства по оценке степени риска магистральных трубопроводов // Трубопроводный транспорт нефти. 1997. — № 12. -С. 8−14.
  131. А. Ю., Галкин В. А. Экологическая безопасность объектов магистрального транспорта нефти реальность сегодняшнего дня // Трубопроводный транспорт нефти. — М. — 1998. — № 6. — С. 21−27.
  132. ОАО «Варандейский терминал"1. Дата2,1. <0.2009.1. АКТвнедрения результатов диссертации
  133. Тел: (81 853)6−38−07 Факс (81 853) 6−38−93 6−31−24
Заполнить форму текущей работой