Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физические оценки как средство развития методологической культуры учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умение учащихся корректно формулировать физические задачи-оценки из анализа окружающей действительности, характеризуемое качественным показателем успешности постановки физических задачоценок (77). Сущность 77 в следующем. В числитель заносим наибольшее число условий задач-оценок, корректно сформулированных учащимися класса, а в знаменатель наименьшее число задач-оценок, корректно сформулированных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
    • 1. 1. Методологическая культура и возможности ее достижения учащимися при изучении физики
    • 1. 2. Объективные составляющие методологической культуры учащихся
    • 1. 3. Субъективные составляющие методологической культуры учащихся
    • 1. 4. Оценка как научная категория и ее возможности в формировании методологической культуры учащихся
  • Краткие итоги главы
  • 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ОЦЕНОК
    • 2. 1. Методологическая направленность организации познавательной деятельности учащихся при использовании физических оценок
    • 2. 2. Конструирование содержания познавательной деятельности, направленной на развитие методологической культуры учащихся на основе физических оценок на уроках изучения новых знаний
      • 2. 2. 1. Механика
      • 2. 2. 2. Основы молекулярной физики и термодинамики
      • 2. 2. 3. Основы электродинамики и оптики
      • 2. 2. 4. Основы релятивистской и квантовой физики
    • 2. 3. Развитие методологической культуры учащихся на основе использования оценочных методов при обучении решению физических задач
      • 2. 3. 1. Количественные оценки
      • 2. 3. 2. Размерные оценки
      • 2. 3. 3. Графические оценки
    • 2. 4. Оценочные методы как элементы проектного обучения
  • 4. физике
    • 2. 5. Возможности оценочных методов в содержательном обобщении знаний учащихся по физике
  • Краткие итоги главы

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ. .. 171 3.1. Организация и основное содержание педагогического эксперимента по использованию физических оценок в качестве средства развития методологической культуры учащихся.

3.2. Итоги педагогического эксперимента по развитию методологической культуры учащихся на основе использования физических оценок.

Физические оценки как средство развития методологической культуры учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очень часто упрощенная модель проливает больше света на то, как в действительности устроена природа явления, чем любое число вычислений ab initio. В конце концов, идеальный расчет просто копирует природу и не объясняет ее".

Ф. Андерсон [2].

Актуальность исследования.

Развитие физики несет коренные изменения характера научных знаний, самого процесса физического познания и взаимоотношений знания и познания. Физические знания о мире становятся как более глубокими и фундаментальными, так и более детальными. Это видно из анализа генеральных направлений развития современной физики, таких как поиски универсальной картины взаимодействия и изучение нелинейных явлений. Достигнутые здесь физиками результаты привели к отказу в их объяснении от ряда фундаментальных положений, сформировавшихся в классической физике (например, механический детерминизм) и к появлению принципиально новых понятий, которые еще несколько десятилетий назад показались бы абсурдныминапример, понятие «динамического хаоса».

Физические знания становятся более сложными для восприятия и осмысления не только школьниками, но и физиками — исследователями, работающими в разных областях науки и, как правило, не мгновенно понимающими друг друга. Быстрому взаимопониманию способствуют количественные и качественные оценки, получаемые именно в рамках общей методологии физики, а не конкретного содержания различных теорий.

Характерная ситуация складывается и в образовании. При изучении физики, как отмечал П. Л. Капица [65], в отличие от изучения математики необходимо помнить, что как параметры, так и переменные величины в уравнениях, выражающих математические модели физических явлений, должны представляться конкретными реальными (правдоподобными) числовыми значениями. Быстрые качественные и количественные оценки последних по порядку величин позволяют представить их относительную значимость при описании изучаемого явления и приучают учащихся с самого начала разграничивать что существенно в данном явлении и определяет его протекание, а чем можно пренебречь.

Анализ тенденций образования позволяет рассматривать физику как основу интеллектуального развития школьников [70]. Интеллект проявляется в основном в решении проблем. В процессе обучения физике можно ставить различные учебные проблемы, относящиеся к фундаментальным и универсальным закономерностям взаимодействия частиц и полей, лежащим в основе других природных явленийхимических, биологических, астрономических, геологических и др.

Вышеизложенное выводит в разряд актуальных проблему поисков мобильных средств развития научного мышления и физического понимания учащихся до уровня методологической культуры, общей при изучении всех разделов курса физики средней школы. Таким средством, по-видимому, могут выступать именно физические оценки.

Основное противоречие, разрешаемое в ходе исследования — между необходимостью отражения в школьном физическом образовании Л модельного характера научных знаний и отсутствием у учащихся массовых школ навыков самостоятельного создания физических моделей реальных явлений. На основе методологии физики и психолого-педагогических аспектов организации познавательной деятельности для решения противоречия предложена методика обучения учащихся разработке оценочных моделей и дальнейшей работе с ними по всем основным разделам курса физики средней школы.

Объект исследования — процесс совершенствования содержательных и методологических основ обучения физике.

Предмет исследования — процесс обучения получению физических оценок и их использованию в качестве средства развития методологической культуры учащихся при изучении различных разделов курса физики средней школы.

Цель исследования — изучение возможностей развития методологической культуры учащихся на уроках физики на основе использования оценочных методов и разработка методики обучения получению и использованию физических оценок в качестве средства развития методологической культуры учащихся.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа физической, философской, методологической, психолого-педагогической и методической литературы изучить сущность понятия методологическая культура. Исследовать проявления методологической культуры в изучении физики.

2. Вскрыть условия становления методологической культуры в обучении физике и изучить влияние этого процесса на интеллектуальное развитие учащихся.

3. Найти критерии оценки уровня развития методологической культуры, практически приемлемые для обучения физике.

4. Изучить состояние вопроса о применимости оценочных методов для развития методологической культуры учащихся при обучении физике как учебной модели науки.

5. Обосновать подходы к развитию методологической культуры учащихся на основе методики обучения получению и использованию физических оценок в познавательной деятельности учащихся.

6. Разработать содержание методики развития методологической > культуры учащихся на основе оценочных методов при изучении новых знаний и обучении решению физических задач-оценок.

7. Проследить прямые и косвенные результаты внедрения методики обучения получению и использованию физических оценок на качество обучения физике и интеллектуальное развитие учащихся.

Методы исследования подбирались по требованию адекватности задачам исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опытаанализ содержания и организации процесса обучения физике в щ школепедагогические измерения (по результатам наблюдений, анкетирования учащихся и учителей, индивидуальных и групповых опросов учащихся, зачетов, экзаменов, физических олимпиад различного уровня) — педагогический эксперимент со статистической обработкой его результатов.

Логика и основные этапы исследования.

1 .Изучение передового педагогического опыта по использованию в обучении различных категорий учащихся оценочных методов.

И".

Определение внутренних и внешних границ проблемы исследования. (2001/2002 уч. г.).

2. Изучение состояния проблемы развития методологической культуры в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Изучение возможностей применения методологических ориентиров базисной науки физики к обучению учащихся разработке, оснащению и использованию оценочных моделей в основной и полной средней школе. Изучение психолого-педагогических основ развития методологической культуры в процессе обучения физике. Разработка исходной гипотезы, цели, конкретных задач, предмета исследования. Отбор понятийного аппарата и определение границ применимости понятий. Уточнение тезауруса по проблеме исследования. Отбор и апробация методов исследования. Проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента. Разработка и апробация практических рекомендаций к использованию различных уровней и средств методологии физики для обучения различных категорий учащихся построению оценочных моделей. (2001/2002 уч. г.).

3. Теоретическое обоснование и практическая разработка прикладного пакета развития методологической культуры учащихся путем систематического использования оценочных методов для постановки поискового и формирующего этапов педагогического эксперимента. Апробация критериев эффективности методики. Проведение поискового и формирующего этапов педагогического эксперимента с текущей обработкой его результатов. (2001 — 2004 уч. гг.).

4. Проверка промежуточных и окончательных выводов в контрольном педагогическом эксперименте. (2003/2004 уч. г.).

4. Обобщение и синтез теоретико-экспериментальных данных по проблеме исследования. Ретроспективная ревизия соответствия развития методологической культуры учащихся целям общего среднего образования по физике. Завершение перевода концепции исследования в той ее части, в которой она оказалась состоятельной в ранг основных теоретических положений и выводов по проблеме исследования. Определение направлений дальнейшего использования характеристик, объективных и субъективных составляющих методологической культуры для совершенствования содержания и методов обучения физике. Внедрение разработанных основ развития методологической культуры учащихся в педагогическую практику в школах, а также в системы подготовки и повышения квалификации учителей физики. (2001 — 2004 уч. гг.).

Теоретике — методологической базой исследования явились:

— труды классиков физики по фундаментальным, методологическим и мировоззренческим аспектам ключевых достижений классической и современной физики (Ф. Андерсон, Н. Бор, JL де Бройль, Е. Вигнер, Г. Галилей, В. Гейзенберг, П. Дирак, П. Л. Капица, JI. Каданов, Дж. Максвелл, И. Ньютон, М. Планк, И. Пригожин, Э. Ферми, Р. Фейнман, В. А. Фок, Э. Шредингер, А. Эйнштейн и др.);

— работы философов, историков и методологов физики по вопросам мировоззренческой и методологической интерпретации ключевых достижений физики (М. Вартофский, В. С. Готт, Д. П. Горский, Б. М. Кедров, В. В. Копнин, П. С. Кудрявцев, Б. Г. Кузнецов, М. Лауэ, Н. Ф. Овчинников, Б. И. Спасский, Ф. Франк и др.);

— работы физиков-исследователей, имеющих принципиально важные методические результаты в области становления содержания обучения физике в средней школе (Г. А. Бордовский, Е. И. Бутиков, В. А. Извозчиков, В. Г. Горбацкий, А. С. Кондратьев, А. К. Кикоин, И. К. Кикоин,.

Ю. Jl. Климонтович, А. А. Самарский, А. Д. Суханов, С. Д. Ханин, Б. М. Яворский и др.).

— работы физиков-методистов по вопросам совершенствования технологий и методологических основ научного познания в обучении физике (J1. И. Анциферов, С. В. Бубликов, И. Б. Горбунова, Н. Е. Важеевская, Р. Ю. Волковыский, П. А. Знаменский, П. В. Зуев, С. Е. Каменецкий, Ф. П. Кесаманлы, В. В. Лаптев, В. В. Майер, В. Н. Мощанский, А. В. Перышкин, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, И. И. Соколов, Л. В. Тарасов, А. В. Усова, Т. Н. Шамало, Н. В. Шаронова и др.).

— исследования в области психологии развития интеллекта и становления человека как субъекта деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. Айзенк, Б. Блум, Г. А. Берулава, Э. де Боно, Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленская,.

A. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и др).

— работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, Л.

B. Медведева, И. И. Соколова, А. П. Тряпицына, В. А. Якунин и др.).

— работы, раскрывающие различные аспекты методологической культуры деятельности учителя (Е. В. Бережнова, В. И. Загвязинский, В. С. Лукашов, П. Г. Кабанов, А. А. Касьян, В. К. Кириллов, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.).

Концепция исследования состояла в разработке подходов к развитию методологической культуры учащихся на основе систематического использования оценочных методов при изучении учебного материала на уроках новых знаний, а также при обучении постановке и решению физических задач-оценок, вплоть до использования физических оценок в обобщающем повторении и реализации элементов проектного обучения.

Гипотеза исследования. Объективные составляющие методологической культуры усваиваются учащимися быстрее и субъективные составляющие развиваются интенсивнее по сравнению с существующим состоянием их усвоения и развития в массовой педагогической практике, если изучение содержания обучения физике строить на систематическом обучении учащихся получению и дальнейшему использованию количественных и качественных оценок. Условием этого является систематическое обучение постановке и решению физических задач-оценок по основным разделам курсов физики основной и полной средней школы. Понимание модельности физических знаний о природе, достигаемое при активном использовании качественных и количественных оценок, по-видимому, формирует черту научного мышления, проявляющуюся в умении разработки альтернативных оценочных моделей явлений, если использование какой-либо конкретной модели (неявно подразумеваемой авторами задачи, предложенной одноклассниками в процессе решения и т. д.) оказалось неудачным.

На защиту выносятся следующие положения.

1.При системно — деятельностном подходе к обучению методологическая культура учащихся может быть охарактеризована умениями: анализа любой субъективно новой ситуации реального мира, поставленной в виде проблемы на материале физикиподбора языка описания проблемной ситуациивыявления и формализации фундаментальных количественных характеристик и осмысления качественных аспектов проблемыразработки, оснащения и использования физических моделей объектов, рассматриваемых в ситуациидоведения уровня понимания физической составляющей проблемной ситуации до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во временииспользования результатов анализа разобранной физической проблемной ситуации к анализу сходных проблем.

2. Добиться ускоренного усвоения учащимися объективных и развития субъективных составляющих методологической культуры, возможно если познавательную деятельность учащихся конструировать на систематическом получении и дальнейшем использовании физических оценок. Объективными составляющими являются средства методологии физики, позволяющие на уровне знаний основной и полной средней школы получать быстрые качественные и количественные оценки относительно изучаемых вопросов. Субъективными составляющими выступают характеристики учащихся как субъектов обучения, из которых при систематической разработке и использовании огрубленных физических моделей наиболее заметно развиваются познавательные возможности, а также более сбалансировано проявляются качества творчески и критически мыслящих личностей.

3. В общем физическом образовании становится возможным не пассивное знакомство, а активное изучение учащимися принципиальных вопросов современной физики, если обучение конструировать на систематическом использовании оценочных методов. При этом обучение постановке и решению задач-оценок выступает условием интенсификации обучения качественному анализу физических явлений на уровне грубых приближений, не вызывающим перегрузки учащихся.

Основными критериями эффективности методики являются:

1. Умение учащихся корректно формулировать физические задачи-оценки из анализа окружающей действительности, характеризуемое качественным показателем успешности постановки физических задачоценок (77). Сущность 77 в следующем. В числитель заносим наибольшее число условий задач-оценок, корректно сформулированных учащимися класса, а в знаменатель наименьшее число задач-оценок, корректно сформулированных учащимися класса из анализа изучаемой действительности по теме урока. Для получения выводов об эффективности методики сопоставляем числители и знаменатели показателя 77 по экспериментальным и контрольным классам. Показатель 77 сопровождаем комментариями по следующим вопросам. 1) Ъ каких формулировках задачи-оценки окажутся решаемыми на основе знаний, изученных к настоящему времени в данном классе? 2) Для решения каких задач-оценок потребуется изучить материал более высоких ступеней физического образования или организовать опережающее изучение ряда вопросов по программе данного класса? 5) Какие формулировки задач-оценок можно предложить учащимся более старшего или младшего возраста? 4) Какие задачи-оценки, в которых присутствует содержательная или методологическая «изюминка» можно рекомендовать для проведения различных физических конкурсов и олимпиад различного уровня — от внутришкольных и выше?

2. Умение учащихся решать физические задачи-оценки, характеризуемое количественным коэффициентом успешности решения физических задач-оценок (К). Представить К можно в виде, выраженного в процентах, отношения числа п отметок «4» и «5», полученных учащимися по итогам выполнения контрольной работы, составленной из физических задач-оценок, к общему числу N полученных учащимися отметок при выполнении предложенной работы (K=(n/N)*100%).

Научная новизна исследования и полученных результатов.

1. В отличие от выполненных ранее работ, связывавших развитие методологической культуры с максимально возможным приближением модельных представлений об изучаемом физическом объекте к реальному прототипу — как приближение субъекта к объекту, в настоящем исследовании основное внимание уделено достижению физического понимания качественной картины изучаемого явления путем обучения разработке предельно упрощенных оценочных моделей. Последнее соответствует опоре рассуждений на методологический принцип простоты и точке зрения физиков-исследователей об эвристическом значении упрощенных моделей (Ф. Андерсон, А. С. Кондратьев).

2. В работе доказано, что усвоение модельности научных знаний о природе, достигаемое при активном использовании физических качественных и количественных оценок в познавательной деятельности учащихся, формирует принципиально важную черту научного мышления, проявляющуюся в умении разработки альтернативных оценочных моделей явлений, если использование какой-либо конкретной модели (неявно подразумеваемой авторами задачи, предложенной одноклассниками в процессе решения и т. д.) оказалось неудачным.

3. Разработан подход, позволяющий, с одной стороны, повысить действенность физических знаний путем большего приближения содержания школьного образования к запросам учащихся о применимости изучаемого материала к анализу окружающих реальных явлений на качественном уровнес другой стороны, оттенить научное значение и дедуктивную ценность методологии физики, при организации познавательной деятельности учащихся на основе постановок и решений соответствующих задач-оценок относительно реальных явлений, вызывающих интерес у учащихся.

Теоретическое значение результатов исследования.

1. Обоснована целесообразность введения термина «методологическая культура» в теорию и методику обучения физике. Дана общая характеристика, а также выделены объективные и субъективные составляющие методологической культуры, достигаемые при обучении физике.

2. Доказано, что при систематическом использовании оценочных методов в изучении содержания обучения физике основной и полной средней школы становление методологической культуры учащихся происходит более интенсивно по сравнению с темпом ее развития в традиционной педагогической практике.

3. Определено необходимое условие интенсификации развития методологической культуры в виде формирования умений ставить и решать физические задачи-оценки на основе возможностей оборудования школьного кабинета физики, наблюдений за окружающими природными явлениями, использования художественной и научно-популярной литературы по изучаемым темам курсов физики основной и полной средней школы.

4. Сформулированы критерии отбора задач-оценок для повышения качества знаний учащихся по физике.

Практическое значение работы.

1. Разработано содержание методики обучения получению и использованию физических оценок в качестве средства развития методологической культуры учащихся. Содержание предложено в виде методических рекомендаций и разработок, применимых в массовой практике обучения учащихся с различными уровнями образованности по физике.

2. Для определения вклада оценочных методов в развитие методологической культуры учащихся введены и апробированы: качественный показатель успешности постановки физических задач-оценок (77) — количественный коэффициент успешности решения физических задач-оценок (К).

Достоверность н обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается разносторонним анализом проблемывнутренней непротиворечивостью полученных результатов и их соответствием достижениям психологии и педагогики по развитию интеллекта учащихсяиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачамрепрезентативностью и положительными результатами педагогического эксперимента, проводившегося в течение 2001 — 2004 учебных годов с участием на различных этапах 852 учащихся и 49 учителей Санкт-Петербурга.

Апробация результатов исследования.

Практические результаты исследования — содержание методики обучения получению физических оценок и их использованию в качестве средства развития методологической культуры учащихся апробировано в процессе проведения педагогического эксперимента, а также в практической работе автора с учащимися 7−8 классов кружка решения задач при АГ СПб ГУ, в работе автора в жюри физической олимпиады школьников Санкт-Петербурга, при прохождении ассистентской и доцентской практики в РГПУ им. А. И. Герцена.

Теоретические результаты проверены в ходе обсуждения публикаций автора по теме исследования на аспирантских семинарах кафедры методики обучения физике РГПУ им. А. И Герцена, в ходе заседаний секции «Развития исследовательских умений учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин», а также конференции НИИ Общего Образования при РГПУ им. А. И. Герцена (СПб., 2001 — 2004) — при обсуждении выступлений автора на следующих конференциях:

Герценовские чтения": Научная конференция (СПб., 2002 — 2004) — «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях»: Международная научно — практическая конференция (Екатеринбург, 2002) — «ФССО — 03»: Международная конференция (СПб., 2003).

Результаты исследования внедрены в практику: -работы по повышению квалификации учителей физики в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, а также в аналогичную работу в Ленинградском областном институте развития образования;

— работы методического объединения учителей физики Пушкинского района г. С.-Петербурга;

— работы штаба физической олимпиады школьников С.-Петербурга в городском Дворце Творчества юных;

— методической подготовки студентов старших курсов РГПУ им. А. И. Герцена;

— обучения физике учащихся 7−8 классов кружков академической гимназии СПбГУ, слушателей ИДП РГПУ им. А. И. Герцена, учащихся 9 -11 классов ФМГ № 30, а также школ №№ 157, 292, 344, 381, 399, 530, 590 г. С.-Петербурга.

Структура и объем диссертации

Диссертация объемом 199 страниц иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Основное содержание положений, вынесенных на защиту представлено в следующих работах автора:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Методика развития методологической культуры на основе использования физических оценок позволяет более полно (по сравнению с подходами, разработанными ранее) ответить на традиционные вопросы методики обучения физике: зачем, чему, как и кого учить?

Цели физического образования определяются социальным заказом и уровнем развития науки. От целей зависит содержание образования. [142] Методы, средства и организационные формы обучения зависят как от целей и содержания образования, так и от контингента обучаемых.

В настоящей работе удалось реализовать комплексный методический подход, обеспечивающий как традиционные ответы на поставленные вопросы, так и уточнение ответов за счет усиления их методологической направленности. Оценки дают возможность добиваться усвоения смысла изучаемого материала учащимися быстрее, чем точные методы. В содержании образования становится возможным рассматривать вопросы, логика изучения которых без использования оценок большинству учащихся недоступна. В организации познавательной деятельности учащихся основной и полной средней школы становится возможным качественный анализ физических явлений провести на уровне оценок, так как «истинная физика проявляется уже и в грубых приближениях» [75].

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Даны основные характеристики и выделены составляющие методологической культуры, которыми могут ускоренно овладеть учащиеся при систематическом использовании в обучении физике оценочных методов.

2. Предложены критерии отбора задач-оценок для использования в обучении физике в средней школе.

3. Доказана возможность существенного повышения уровня физического понимания учебного материала по всем основным разделам школьного курса физики, если содержание и методику обучения конструировать в виде элемента «образования как учебной модели науки», предполагающей активное использование учащимися оценочных методов, базирующихся на разных уровнях методологии физики.

4. Предложенная методика становления объективных и субъективных составляющих методологической культуры на основе систематического использования физических оценок, применима в условиях массового характера обучения физике и наиболее коротким путем приводит учащихся к пониманию модельности научных знаний о природе и способствует интенсивному формированию черт мышления, исключающих психологические тупики познания при неудаче использования какой-либо конкретной модели.

5. Предложены и апробированы критерии сформированности элементов методологической культуры: показатель успешности постановок физических задач-оценок — умение учащихся самостоятельно подмечать интересные объекты и ситуации в окружающей действительности и доводить, возникающие в подмеченном физические вопросы, до корректных формулировок задач-оценоккоэффициент успешности решения физических задач-оценок — умение учащихся решать физические задачи оценочного характера.

6. Педагогический эксперимент подтвердил правильность выдвинутой гипотезы. В педагогическом эксперименте зафиксированы эффекты овладения учащимися объективными составляющими и развития субъективных составляющих методологической культуры на качественно новых уровнях, достигаемых на основе использования физических оценок при изучении различных разделов курса физики основной и полной средней школы. Однако зафиксированный эффект требует дальнейших комплексных исследований, относящихся как частным, так и общим вопросам методики обучения физике.

Разработанная методика становления методологической культуры учащихся на основе применения физических оценок адресована: исследователям проблем развития умений исследовательской деятельности учащихся через содержание образованияфизикам-методистам институтов повышения квалификации учителейучителям физики основной и полной средней школыкафедрам методики обучения физике для профессиональной методической подготовки студентов.

В предложенном подходе использования физических оценок к становлению методологической культуры развиваются человеческие качества, без которых не обойтись не только физику-исследователю, но и любому культурному человеку.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях диссертанта:

1. Задачи Санкт-Петербургской городской олимпиады школьников по физике 1999;2003 гг. Условия, пояснения, решения: Учебное пособие / И. А. Барыгин, С. В. Бубликов, Д. Ю. Волченков, Р. П. Колалис, А. А. Курдюмов, С. П. Молеваник, А. С. Чирцов и др. / Под общ. ред. А. А. Курдюмова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского дворца творчества юных, 2003. — 129 с./3 с. (8,1 п.л. /0,19 п.л.) (Диссертанткой предложены ряд задач оценочного характера для учащихся 7−8 классов. Членам жюри принадлежит основное содержание пособия.).

2. Молеваник С. П. Критерии отбора задач-оценок для обучения физике: Всероссийский межвузовский сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 74 — 77. (0,25 п.л./ 0,25 п.л.).

3. Бубликов С. В., Кондратьев А. С., Молеваник С. П., Филиппов М. Э. Ориентиры развития методологической культуры учащихся при обучении физике // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции: В 2-х ч. — 4.1. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2002. — С. 29 — 31. (0,19 п.л. / 0,05 п.л.) (С. П. Молеваник ориентир — система использования физических оценок. А. С. Кондратьев и С. В. Бубликов выдвинули и реализовали использование разных уровней методологии физики в качестве названных ориентиров. А. С. Кондратьев и М. Э. Филиппов выдвинули и реализовали математическое моделирование при решении задач относительно реальных явлений.).

4. Молеваник С. П. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся при обучении решению физических задач-оценок // Сборник научных трудов по непрерывному образованию. -Вып. 4. — Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. — СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2003. — С. 128−139. (0,9 п.л.).

5. Бубликов С. В., Кондратьев А. С., Молеваник С. П. Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: метаметодический аспект: Материалы доклада на круглом столе // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник СЗОРАО. -Вып. 7. — Тенденции в развитии и модернизации современного образования. — СПБ., 2002. — С. 329 — 342. (0,1 п.л. / 0,02 п.л.) (С. П. Молеваник оттенила роль оценочных методов в развитии исследовательских умений. А. С. Кондратьев и С. В. Бубликов вскрыли и обосновали метаметодические аспекты разных уровней методологии физики в развитии исследовательских умений.).

6. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Решение задач-оценок как компонент развития методологической культуры учащихся // Первое сентября: Приложение. — Юбилейный выпуск № 1. — Физика. — № 20/03. — М., 2003. -С. 17−18 (0,25 п.л. / 0,13 п.л.) (С. П. Молеваник — постановки условий и решений задач. С. В Бубликов — обоснование комплексного подхода к развитию методологической культуры.).

7. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Совершенствование школьного физического образования на основе физических оценок // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе: Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения». — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 153 — 160. (0,5 п.л. / 0,25 пл.) (С. П. Молеваник — примеры оценок в конструировании содержания образования. С. В Бубликов — подход к конструированию содержания образования с различной степенью детализации материала.).

8. Молеваник С. П. Содержательные приемы использования физических оценок для преодоления формализма в знаниях учащихся // Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -С. 101 — 104. (0,5 п.л. / 0,5 п.л.).

9. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Составляющие методологической культуры, формируемые при обучении физике: Всероссийский межвузовский сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 44−47. (0,25 п.л. /0,13 пл.). (С. П. Молеваникоценочные модели как конкретные элементы методологической культуры. С. В Бубликов — объективные и субъективные составляющие методологической культуры.).

10. Бубликов С. В., Молеваник С. П., Штейн Б. М. Становление методологической культуры учащихся в обучении физике // Физика в системе современного образования (ФССО-ОЗ): Труды седьмой Международной конференции. — Т. 3. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 20 — 22. (0,19 п.л./ 0,06 п.л.) (С. П. Молеваникподходы к конструированию содержания методологической культуры приближенными и оценочными методами. С. В. Бубликов — постановка проблемы и общие подходы к использованию методологии физики в развитии методологической культуры. Б. М. Штейн — методические подходы к организации исследовательской направленности обучения при изучении электромагнитного поля.).

11. Бубликов С. В., Макошина А. С., Молеваник С. П. Физические задачи-оценки как средство развития исследовательской культуры учащихся // Преподавание физики в школе и вузе: Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения». — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 99 — 103. (0,31 пл./ 0,12 пл.) (С. П. Молеваник — разработка оценочных моделей для постановки задач. С. В Бубликов — подход к использованию задач-оценок для развития исследовательской культуры. А. С. Макошина — условия и решения некоторых задач.).

12. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Задачный подход к реализации методологической направленности вариативного компонента физического образования // Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе: Международный сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 79 — 82. (0,25 пл./ 0,13 пл.) (С. П. Молеваник — разработка огрубленных моделей для решений ряда задач. С. В Бубликов — задачный подход к реализации методологической направленности вариативного компонента физического образования.).

13. Бубликов С. В., Молеваник С. П. Возможности изучения проблем космической безопасности Земли на уроках решения задач по физике // Физика в школе и вузе: Международный сб. научных ст. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — С.59 -63. (0,3 п.л./ 0,1 п.л.) (С. П. Молеваник — методическая схема анализа оценочной модели для изучения гравитационных проблем. С. В Бубликов — идея, воспитательные аспекты и модельные подходы к изучению проблем космической безопасности на уроках решения задач.).

Работы 2, 4, 8 — написаны лично диссертанткой. Вклад соавторов в работы 1, 3, 5−7, 9−13 — указан в соответствующей строке списка публикаций. Результаты исследования, отраженные в публикациях, выполнены лично автором диссертации. Публикации достаточно полно отражают основные положения и результаты исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Б. Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 13.00.02. — Киров, 2003. — 23 с.
  2. Ф. Локальные моменты и локализованные состояния. // УФН. 1979.-т. 127. -№ 1.-С. 19.
  3. В. И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников в процессе обучения физике. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.02 — теория и методика обучения физике. — М., 1972. — 20 с.
  4. О. С. Основы методологического мышления. М.: ВВШУ, 1989.-412 с.
  5. . Перспективы социальной психологии. М.:ЭКСМО-пресс, 2001.-687 с.
  6. И. А. Теоретизация знаний учащихся по физике на основе методологических принципов (полная средняя школа): Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика). — Киров, 2003. — 20 с.
  7. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. -Бийск: НИЦ Бийского пединститута, 1993. 238 с.
  8. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  9. Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16. — № 5. — 1995.- С. 49 -58.
  10. П.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  11. БЭС / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Научное изд-во «БРЭ" — СПб.: Норинт, 2002. — 1456 с.
  12. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание: Пер. с англ. Фока В. А. и Лермонтовой А. В. М.: ИЛ, 1961. — 151 с.
  13. Г. А., Горбунова И. Б., Кондратьев А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 116 с.
  14. В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. СПб.: РГПУ, 2001. — 169 с.
  15. С. В. Новая концепция модели в методологии теоретической физики // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе: Сб. науч. ст. СПб.: Образование, 1998. — С. 137 — 140.
  16. Бройль де Л. Революция в физике = Новая физика и кванты: Пер. с франц. М.: Госатомиздат, 1963. — 229 с.
  17. Ю. М., Стасенко А. Л. Как физики делают оценки // О современной физике учителю. — М.: Знание, 1975. — 95 с.
  18. А. В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. — № 6. — С. 3 -15.
  19. С. В., Кондратьев А. С. Уровни обучения физике в средней школе // Разноуровневое развивающее обучение всовременной школе: Материалы межвузовского семинара. СПб.: Образование, 1993.- С. 33 — 34.
  20. С. В., Кондратьев А. С. Методика обучения решению олимпиадных физических задач: Пособие для учителей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, 1997.- 102 с.
  21. С. В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: Автореф. дисс .д. п. н.- 13.00.02 теория и методика обучения физике. — СПб., 2000. — 41 с.
  22. С. В. Физические оценки как компоненты методологической подготовки учащихся // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы научно-методической конференции «Университеты России». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. — С. 117 — 118.
  23. Е. И., Быков А. А., Кондратьев А. С. Физика в примерах и задачах. М.: Наука, 1989. — 464 с.
  24. Е. И., Кондратьев А. С. Физика: Учеб. пособ. для углубленного изучения: В 3-х кн. М.: Физматлит, 2004. — Кн. 1. -Механика. — 368 е.- Кн. 2. — Электродинамика. Оптика. — 336 с.
  25. Е. И., Кондратьев А. С., Уздин В. М. Физика: Учеб. пособ. для углубленного изучения: В 3-х кн. Кн. 3. — Строение и свойства вещества. — М.: Физматлит, 2004. — 336 с.
  26. А. А. Формирование обобщенных экспериментальных умений учащихся на уроках физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -13.00.02 теория и методика обучения физике. — JL, 1990.- 16 с.
  27. М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  28. Е. Этюды о симметрии: Перевод с англ. М.: Мир, 1971. -318 с.
  29. А. Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного сознания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Киев, 1990.- 16 с.
  30. К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. Бодалева А. А.-М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  31. JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Главный ред. Запорожец А. В. Детская психология. — Т. 4. / Ред. Эльконин Д. Б. -М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  32. В. Л. // Физика в школе.-№ 1. 1987. — С. 19.
  33. Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики: Учебное пособие для ст-тов педин-тов. М.: МОПИ, 1986.- 126 с.
  34. О. Н. Теоретические проблемы общего физического образования в новой образовательной парадигме: Дисс. д-ра педагогических наук. 13.00.02 — теория и методика обучения физике. — М., 1995.-314 с.
  35. М. П. Современный подход к решению задач по механике в курсе физики средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -13.00.02 методика преподавания физики. — СП., 1993. — 16 с.
  36. И. Б. Новые компьютерные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях по физике: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 200 с.
  37. В. С. Философские вопросы современной физики: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1988. 343 с.
  38. М. М., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.136 с.
  39. М. В. Физические модели реальных явлений как основа построения школьного курса физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего образования). — СПб., 2004. — 16 с.
  40. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996.- 541 с.
  41. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Дисс.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1996. — 59 с.
  42. П. А. М. Воспоминания о необычайной эпохе: Сб. статей: Пер. с англ. / Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  43. А. Е. Индивидуально психологические особенности познавательных процессов как фактор успешности обучения: Дисс. канд. психол. наук. — 19.00.01. — Л., 1986.- 155 с.
  44. Т. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. -М.: ИНФРА-М, 1997.-334 с.
  45. Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  46. В. Ф. Методологические вопросы курса физики средней школы и проблема формирования научного мировоззрения учащихся: Дисс. д-ра педагогических наук. 13.00.02 теория и методика обучения физике. — Владивосток, 1974.-435 с.
  47. Н. Е. Собрание сочинений. Т. 3. — Гидравлика. Прикладная механика. — M.-JL: Гостехтеориздат, 1949. — 700 с.
  48. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  49. Задачи Санкт Петербургских олимпиад по физике 1996/97 и 1997/98 учебных годов. Условия, решения, пояснения:/ Под общ. ред. А. А. Курдюмова и А. С. Чирцова — СПб.: Изд-во С.-Петербургского городского дворца творчества юных, 1999. — 103 с.
  50. Заир-Бек С. И. Личностно-ориентированные технологии в школьном образовании // Обновление школьных технологий образования: Сб. н. тр. / Под ред. Е. С. Заир-Бек. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 16−25.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. 1992. — 31 июля.
  52. Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.- 128 с.
  53. П. В. Проблема оценки методологической грамотности учащихся по физике // Обновление школьных технологий образования: Сб. н. тр. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С 65 — 70.
  54. Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.-160 с.
  55. В. А. Современные проблемы методологии и теории обучения физике // Методологические вопросы формирования мировоззрения и стиля мышления учащихся при обучении физике: Межвуз. сб. науч. тр.-Л.: Изд-во ЛГПИ, 1986. С. 6 — 25.
  56. В. А., Потемкин М. И. Научные школы и стиль научного мышления. СПб.: Образование, 1997.- 141 с.
  57. Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И. Васильевой, Т. К. Ахаян, М. Г. Казаковой и др. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  58. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории.): Монография / Под общей ред. Извозчикова В. А. СПб.: Образование, 1996. — 224 с.
  59. П. Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога / Под. ред. Дмитриенко В. А. Томск: Изд-во ТГУ, 1999.-140 с.
  60. М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. № 4. — 1989. — С. 5 — 15.
  61. С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1987.-336 с.
  62. С. Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы.-М.: Просвещение, 1982.-96 с.
  63. П. JI. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления. М.: Наука, 1987. — 496 с.
  64. А. Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: Автореф. дисс. канд. пед .наук. М., 1995. — 46 с.
  65. . М. Проблемы логики и методологии науки. М.: Наука, 1990.-345 с.
  66. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу. М.: Арена, 1994. -222 с.
  67. . А. Современные тенденции формирования методологических знаний при обучении физике // Преподавание физики в школе и вузе: Материалы межнународной научной конференции «Герценовские чтения». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -С. 59−62.
  68. А. С. Физика как основа интеллектуального развития школьников // Обучение физике в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей. СПб.: Образование, 1998.-С. 3−8.
  69. А. С. Физическое понимание и его уровни // Образование и культура Северо Запада России: Вестник СЗО РАО. — Вып. 2. — СПб., 1998. — С. 140 — 148.
  70. А. С., Лаптев В. В. Задачи по физике. Оптика. Релятивистская и квантовая физика: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 110 с.
  71. А. С., Лаптев В. В., Трофимова С. Ю. Физические задачи и индивидуальные пути образования: Научно методическая разработка. — СПб.: Образование, 1996.-87 с.
  72. А. С., Петров В. Г., Уздин В. М. Методология физической теории в школьном курсе физики. Инта: Изд-во городского отдела народного образования, 1994. — 102 с.
  73. А. С., Прияткин Н. А. Качественные методы при изучении физики в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. — 96 с.
  74. А. С., Прияткин Н. А. Парадоксы в физике (причины и значение): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 60 с.
  75. А. С., Филиппов М. Э. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 111 с.
  76. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (проект) // Народное образование.-№ 2. 2000. -С. 19−26.
  77. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Ин — т практической психологии- Воронеж: Изд -во НПО «МОДЭК», 1998.-411 с.
  78. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Пед. общество России, 2001.- 120 с.
  79. П. С. Курс истории физики: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1982. — 448 с.
  80. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. JL, 1980.-С 19.
  81. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.-334 с.
  82. И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Дисс.. д-ра пед. н. -13.00.02 теория и методика обучения физике. — Л., 1984. — 409 с.
  83. В. В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: Дисс. д-ра педагогических наук. 13.00.02 — теория и методика обучения физике. — Л., 1989. — 399 с.
  84. Л. А. Технология поэлементного обучения решению задач по физике в средней школе // Проблемы преподавания физики в школе ивузе: Всероссийский межвузовский сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ Им. А. И. Герцена, 2003. — С. 52 — 54.
  85. М. История физики: Пер. с нем. М.: ГИТТЛ, 1956. — 229 с.
  86. О. Е. К вопросу о сущности общего образования // Образование и культура Северо Запада России: Вестник СЗО РАО. — Вып. 2. — СПб., 1997. — С. 82 — 87.
  87. А. И. Модели современной физики: Взгляд изнутри и извне. -М.: ГНОЗИС, 1999. 166 с.
  88. . Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  89. И. И. Научные теории в содержании школьного физического образования: Монография. СПб.: Образование, 1998. -163 с.
  90. Е. С. Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.02 — теория и методика обучения физике. — СПб., 1997. — 17 с.
  91. . Ф. Вопросы обшей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.-446 с.
  92. А. В. Изучение явления спонтанного нарушения симметрии на примере школьных задач // Физика в школе и вузе: Междунар. сб. научных ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — С. 201 — 205.
  93. В. В. Изучение гидравлического удара // Учебная физика. 2002. -№ 3.-С. 11 — 17.
  94. В. В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: Автореф. дисс. д. п. н. 13.00.02 — теория и методика обучения физике. — М., 2000. — 44 с.
  95. Дж. Вводная лекция по экспериментальной физике (значение эксперимента в теоретическом познании): Статьи и речи. -М.: Наука, 1968.- 422 с.
  96. Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе: Из опыта работы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  97. С. Н. Физика. Решение задач повышенной сложности: По материалам городских олимпиад школьников. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 440 с.
  98. И. Методологические основы дидактики: Переводе болг. / Предисл И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  99. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  100. Л. В. Методика проведения практических и лабораторных занятий на базе ЭВМ в профессионально направленном курсе физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.02 — методика преподавания физики. — СПб., 1993. — 16 с.
  101. Мел един Г. В. Задачи оценки // Квант. — 1983. — № 7. — С. 26 — 31.
  102. Методологические принципы физики. История и современность / Отв. ред. Б. М. Кедров, Н. Ф. Овчинников. М.: Наука, 1975. — 512 с.
  103. Методологический анализ физического познания / Отв. ред. Н. П. Депенчук, Р. Вазнер и др. Киев: Наукова Думка, 1985. — 279 с.
  104. Методология в сфере теории и практики / Отв. ред. А. С. Симанов, В. Н. Карпович. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. — 303 с.
  105. А. Б. Квантовая физика для больших и маленьких. М.: Наука, 1989. — 144 с.
  106. В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики.-М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  107. В. В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики средней школы: Дисс. д-ра педагогических наук. 13.00.02 -теория и методика обучения физике. — Киров, 1978.-410 с.
  108. А. Г. Человек как предмет философского познания. -М.: Мысль, 1972. 190 с.
  109. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Народное образование. № 2. — 2000. — С. 14 — 18.
  110. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение: Перевод с англ. М.: Мир, 1990. — 344 с.
  111. Образовательная программа маршрут ученика: В 2-х ч. — Ч. 1. / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998. — 118 с.
  112. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа / Сост. Дж. JI. Стал, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл, Скотт Уолтер. -СПб.: Изд-во ИОО, 1997. 57 с.
  113. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. Перышкина А. В. и др. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  114. Я. Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем: Современные концепции, ошибки и парадоксы. М.: Наука, 1979.-384 с.
  115. Педагогика: Учебное пособие для ст-тов педин-тов / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  116. И. Ю. Ценностно-смысловой анализ содержания естественнонаучного образования в практической деятельности учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. 13.00.01 — общая педагогика.- СПб., 2003. 23 с.
  117. . Избранные психологические труды: Перевод с франц. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  118. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.254 с.
  119. М. Н. Исследование дидактических функций картины мира в непрерывном педагогическом образовании: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.- СПб., 1999. 229 с.
  120. Примерные программы среднего (полного) общего образования / Сост. Н. Н. Гара, Ю. И. Дик. М.: Дрофа, 2000. — 464 с.
  121. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТПИМИО, 1994. -131 с.
  122. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.-304 с.
  123. Н. С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -13.00.02 теория и методика обучения физике.-М., 1995.-42 с.
  124. JI. А. Задачи-оценки в школьном курсе физики // Вопросы методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики: Сб. научных тр. М.: Прометей, 1997. — С. 63 — 67.
  125. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  126. В. Г. Методология совершенствования преподавания физики // Физика в школе. № 3. — 1983. — С. 10 — 17.
  127. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике.-М.: Просвещение, 1975.-272 с.
  128. А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование. -М.: Наука, 1997.-320 с.
  129. Э. Энрико Ферми физик: Пер с англ. / Под ред. Понтекорво Б. М. — М.: Мир, 1973. — 325 с.
  130. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.- 152 с.
  131. В. А. Наука и научное познание в свете современной философии. СПб.: ЛГОУ, 1997. — 20 с.
  132. . Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высш. шк., 1985.-271с.
  133. И. И. Проблема моделирования в педагогике: Методологический анализ, нетрадиционные подходы // Современные технологии обучения физике в школе и вузе: Сб. научных ст. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. С. 80 — 90.
  134. А. Т. Принцип единства физической картины мира в обшей системе методологических принципов // К otazkam vedeckeprace v didaktice fyziki: Sb. Mater. Z 2 mezinaroni konference. cast 2. -Praha: Univerzita Karlova, 1985.- C. 267−275.
  135. А. Д., Голубева О. H. Современный взгляд на структуру физики: Физика в системе современного образования: Тез. докл. Междунар. конф. (ФССО-95). Петрозаводск, 1995.
  136. JI. В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990.-288 с.
  137. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов /С.Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. /Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  138. А. В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. 143 с.
  139. В. А. Физическая наука и образование // Проблемы преподавания физики: Сб.ст.-М., 1978.-64 с.
  140. Р. Характер физических законов: Пер. с англ. / Под ред Смородинского Я. А. М.: Мир, 1968. — 232 с.
  141. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Просвещение, 1989.-224 с.
  142. Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 1.- М.: Сов. энциклопедия, 1988. 704 с.
  143. Философско психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова- РАО. — М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  144. Фок В. А. Принципиальное значение приближенных методов в физике // Философские вопросы физики: Сб. ст. JL: Изд-во ЛГУ, 1974. — С. 5 -11.
  145. В. Е., Пендюр И. Ю. Школьная физика. СПб.: Изд-во «Авалон», 2003. — 128 с.
  146. Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией: Пер. с англ. / Спец. редактор Широков М. Ф.- М.: ИЛ, 1960. 543 с.
  147. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Томского ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
  148. Л. Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Дисс. кандидата педагогических наук. 13.00.02 -теория и методика обучения физике. — СПб., 1997.- 136 с.
  149. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Учебное пособие. -Свердловск, 1990. 94 с.
  150. Р. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дисс. канд. психол. наук. 19.00.07 — педагогическая психология. — СПб., 1997.- 157 с.
  151. Н. В. Методика формирования мировоззрения учащихся при обучении физике: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов. М.: МП «МАР», 1994.- 183 с.
  152. М. П. Методологические функции физической теории // Методологические и философские проблемы физики: Сб. ст. -Новосибирск, 1982.-С. 249−256.
  153. А., Инфельд JL Эволюция физики = Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов: Перевод с англ. -М.: Молодая гвардия, 1966.-267 с.
  154. Ю. Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся: Дисс. канд. пед. н. -13.00.02 теория и методика обучения физике. — СПб., 1998.- 158 с.
  155. В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  156. Bloom В. S. Human Characteristics and Learning.-N. Y., 1976.
  157. Isayev D. A. Soviet Approach: Integrated Science // Science Scope. 1993. -Vol. 16.-№ 5.-pp. 50−55.
  158. Kadanoff L.P. Greats // Physics Today.-1994-, 4.-p.9-l 1.
  159. Letter to the Editor // The physics teacher.-Vol. 39.-№ 2.-2001 .-p.5−7.
Заполнить форму текущей работой