Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы использования информационно-методического сопровождения в образовательном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-методическое сопровождение выражается в вовлечении каждого учащегося в активный познавательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность, применение им на практике полученных знаний и четкого понимания, где, каким образом и для достижения каких целей эти знания могут быть применены. Это также коллективная работа при решении разнообразных проблем, в сотрудничестве… Читать ещё >

Теоретические основы использования информационно-методического сопровождения в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность информационно-методического сопровождения в формировании профессиональной компетенции

профессиональный компетенция педагог информационный При появлении новых тенденций в современном мире и образовании, необходимо наряду с деятельностью методических служб, переходить к новым методам поддержки преподавателей, мастеров производственного обучения, таким, как, например, информационно-методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования [7].

В толковом словаре С. И. Ожегова слово «Сопровождать» — значит следовать рядом, вместе с кем-то, а «Сопровождение" — явление, действие вместе с кем-то. Исходя из этого «методическое сопровождение» — это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Современные исследователи проблем методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения методическое сопровождение деятельности педагогических работников имеет такие преимущества:

более индивидуализировано и гибко;

имеет более тонкую инструментовку;

в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного организации, в котором он работает, так и системы образования в целом;

более многоаспектно;

предполагает обеспечение постоянного взаимодействия педагогического работника с другими субъектами обучения;

осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;

несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;

имеет постоянный характер [2].

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что информационно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций — в этом и заключается актуальность информационно-методическое сопровождения: многообразие функций, которое оно выполняет.

Являясь важнейшим видом методической работы в системе образования, сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогам на протяжении всей их профессиональной карьеры, требует достаточно тонкой инструментовки, носит индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки [7].

Ведущими в сопровождении являются принципы диалогового общения, совместного определения и переопределения ситуаций. Отношения сопровождаемого и сопровождающего выстраиваются в рамках кооперированной деятельности, предполагающей высокую степень востребованности межличностного общения, развитие коммуникативных форм, пластичность и гибкость обмена знаниями и опытом.

В данном контексте мы рассматриваем информационно-методическое сопровождение как технологию управления процессом постановки и решения профессиональных задач, включающую диагностику существа возникших проблем, информирование о путях их решения и помощь на этапе реализации; предполагающую организацию самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых, чередуемую с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими, осуществлением обучения сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки деятельности и ее результатов [2].

Этапы информационно-методического сопровождения, предполагающие определенное деятельностное содержание процесса становления нового педагогического профессионализма, представлены в таблице табл. 1.

Таблица 1.

Этапы информационно-методического сопровождения.

Этап Сопровождения.

Содержание деятельности.

Планирование и подготовка.

Выявление потребностей профессиональных групп и отдельных педагогов в сопровождении и поддержке. Разработка концепции сопровождения. Поиск возможных источников сопровождения (квалифицированных специалистов, базовых школ и т. п.). Разработка пакета методических материалов сопровождения. Определение критериев оценки эффективности сопровождения.

Собственно сопровождение.

Актуализация внутренних сил и резервных возможностей педагогов и профессиональных групп. Консультирование по конкретным проблемам и проектам. Информационная и аналитическая поддержка, обеспечение методическими разработками. Помощь в поиске оптимальных технологий и методик. Организация информационного обмена и контактов между педагогами. Повышение уровня адаптации к профессионально-стрессовым ситуациям (инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа и т. д.). Диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов.

Рефлексия и анализ результатов сопровождения.

Неформальный контроль и отслеживание изменений в деятельности педагогов (профессиональных групп). Корректировка моделей инновационного поведения. Итоговый анализ и оценка эффективности процесса сопровождения.

Использование результатов сопровождения.

Появление новых источников ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Поддержка и развитие профессиональных инициатив и экспериментальных проектов. Разработка рекомендаций по организации и сопровождению инновационной деятельности педагогов.

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является обеспечение интеллектуального и нравственного развития человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знания. Быстрое обновление знаний, включая базовые, в области педагогики ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов, способных:

адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного общества, самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач;

самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии;

грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию, а также эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и мировые, для решения поставленных задач;

уметь работать в коллективах, объединяющих специалистов различных областей знания.

Современные тенденции образования диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения студента в образовательном процессе, в том числе и при адаптации его к процессу обучения в колледже.

В современных исследованиях сопровождение рассматривается как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого учащегося в процессе взаимодействия в образовательной среде.

Информационно-методическое сопровождение выражается в вовлечении каждого учащегося в активный познавательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность, применение им на практике полученных знаний и четкого понимания, где, каким образом и для достижения каких целей эти знания могут быть применены. Это также коллективная работа при решении разнообразных проблем, в сотрудничестве не только с преподавателями, но и со сверстниками, возможность свободного доступа к информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса должно осуществляется в соответствии с государственными стандартами высшего образования, национальными программами становления и развития информационной инфраструктуры, информатизации образования, решениями Ученого совета университета по проблемам информатизации.

Одним из основных направлений информационно-методического сопровождения является внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, научно-исследовательскую работу и управление колледжем в целях повышения уровня системы образования для вхождения в мировое образовательное пространство [19].

Информационно-методическое сопровождение направлено на решение следующих задач:

соответствие учебных компьютерных лабораторий требованиям учебного процесса;

обеспечение новыми программами;

содействие в создании электронных учебников и сайтов;

создание баз данных;

техническое обеспечение учебных занятий;

организация доступа ППС, студенчества и администрации колледжа к интернету, электронной почте;

посредством типографии и полиграфического отдела оформление проводимых в университете мероприятий;

издание учебников и научно-методических пособий ППС;

совместное с учебной частью проведение тестирования во время сессий, осуществление контролем и аттестации студентов [6].

Информационно-методическое сопровождение включает следующие структурные компоненты:

учебно-методический комплекс дисциплины (информационное наполнение процесса обучения);

библиотека, учебные дисциплины — электронные учебники, пособия, собственные проекты, интернет-классы (условия индивидуальной траектории обучения);

постоянно обновляющиеся информационные банки дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, образцы выполненных проектов);

модульный принцип построения курсов дисциплин и рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса (необходимое педагогическое условие функционирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды колледжа, основанное на высокой информационной культуре преподавателей и студентов);

модульно-рейтинговая педагогическая технология (средство оптимизации учебного процесса, адаптированного к личностным особенностям обучающихся);

внедрение творческих проектов, в том числе коллективных;

студенческие научно-практические конференции, публичные защиты творческих проектов и представление результатов своей деятельности в сети интернет (средство формирования рефлексивных и коммуникативных навыков);

автоматизированная система контроля знаний (облегчает труд преподавателя и способствует открытости, объективности и беспристрастности оценивания обучающихся);

выбор информационного ресурса (оптимальное сочетание электронных и традиционных учебных ресурсов) [7].

Приведенные в нашей модели структурные компоненты имеют свои технологические особенности и выполняют определенные дидактические задачи.

Таким образом, информационно-методическое сопровождение образовательного процесса выступает, с одной стороны, как часть традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной система, направленная на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой