Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью настоящего диссертационного исследования явилась разработка правовых и организационных основ повышения эффективности противодействия контрабанде наркотиков. Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач: обзор и анализ международно-правовых актов, позволяющих определить основные направления борьбы с незаконной трансграничной транспортировкой наркотиковисследование национальных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков
    • 1. Международно-правовые средства борьбы с контрабандой наркотиков на универсальном уровне
    • 2. Правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков государств-участников СНГ
    • 3. Национальные правовые средства противодействия контрабанде наркотиков
  • Глава 2. Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотиков
    • 1. Взаимодействие МВД России с международными организациями и правоохранительными органами зарубежных государств в пресечении контрабанды наркотиков
    • 2. Сотрудничество МВД России и правоохранительных органов государств-участников СНГ в борьбе с контрабандой наркотиков

Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интеграционные процессы, происходящие на международном и региональном уровнях, глобализация экономики и упразднение международных торговых барьеров делают мир как никогда единым и взаимосвязанным. В то же время он становится весьма уязвимым. Постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где практически беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и свободно распространяются идеи, создает реальные предпосылки для активного развития социально опасных явлений. В числе самых серьезных проблем XXI века можно назвать и незаконный оборот наркотиков1.

Стремительное распространение наркотиков в мире в последнее десятилетие стало реальной угрозой всей человеческой цивилизации. Незаконная торговля наркотиками уже давно переросла границы отдельных государств и проникла на все континенты. С катастрофической скоростью наркотики распространяются как среди многочисленных народов, так и в малых этнических группах. В последние годы этот процесс приобрел особенно быстрые темпы, и к настоящему времени вряд ли найдется правительство, свободное от необходимости бороться с его развитием.

Вовлечение территорий все большего количества государств в нелегальный оборот наркотиков сопровождается расширением масштабов криминализации общества, увеличением числа людей, страдающих от наркозависимости и других заболеваний, связанных с употреблением наркотических средств (СПИД, гепатит).

1 Для целей настоящей работы понятие «незаконный оборот наркотиков» определяется в соответствии со ст. 1 (ш) Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Понятие «наркотики» используется как обобщающий термин для обозначения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, которые определяются в соответствие со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

На сегодняшний день свыше 180 млн. человек (4, 2% населения Земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного вида. Около 144 млн. человек пристрастились к курению каннабиса (марихуаны) — самого распространенного наркотического средства. Кокаин употребляют 14 млн. человек в мире, наркотики опийной группы — 13,5 миллионов, из которых потребители героина составляют 9 млн. человек. Стимуляторами амфетаминового ряда злоупотребляют 29 млн. мирового населения. К сожалению, эти цифры неуклонно возрастают.

Ряды пристрастившихся к наркотикам стремительно пополняются детьми и подростками — наиболее уязвимой частью населения. В некоторых странах доля школьников и молодых людей, которые признают, что пробовали потреблять каннабис, составляет.

37% 3. В России за последние десять лет число потребителей наркотиков, не достигших совершеннолетнего возраста, выросло более чем в 5 раз. Результаты исследования, проведенного в 2000 -2001 гг. учеными Института Макса Планка, показали, что шесть процентов москвичей в возрасте 15−16 лет хотя бы раз в жизни употребляли героин. Ни в одной другой из 21 страны, где осуществлялись подобные опросы, этот показатель не превышал двух процентов4.

Подобное массовое пристрастие к наркотическим средствам неизбежно ведет к интеллектуальной, физической и социальной деградации общества в целом. Человек, страдающий от наркотической зависимости, со временем теряет социальные связи, испытывает духовный вакуум, чувство безысходности и одиночества, утрачивает интерес к умственному и физическому труду, оказывается неспособными создавать семью и т. п. Его жизнь сопровождается бытовой неустроенностью, страданиями от различных.

2 См. World Drug Report 2000. UN ODCCP. — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 70.

3 Молодежь и наркотики: глобальный обзор // Комиссия по наркотическим средствам. Е/сп.7/1999/8. — Вена: ЭКОСОС ООН, 1999, — П. 29.

4 Незаконный оборот наркотиков в России: Итоговый отчет. Управление ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, Институт зарубежного и международного права им. Макса Планка, 2001. — С. 40. заболеваний, в большинстве своем обусловленных приемом наркотиков (ВИЧ-инфекция, гепатит).

На таком неблагоприятном фоне в обществе возрастает количество преступлений. Обострению сложившейся ситуации способствует то, что доминирующие позиции в незаконном обороте наркотиков приобретают организованные преступные группы, уровень профессионализма и сплоченность которых повышается с каждым годом.3.

Исторически сложилось так, что эта деятельность, связанная с наркоторговлей, всегда была организованной: одна группа людей сеяла мак, другая собирала урожай, третья перерабатывала, четвертая перевозила, пятая сбывала наркотические средства. Однако, на наш взгляд, нельзя отождествлять такую функционально организованную деятельность и организованную преступность в сфере наркобизнеса сегодня.

В настоящее время организованная преступность характеризуется сложным механизмом управления, универсальной специализацией, интернациональными масштабами деятельности. Примеров можно привести немало, достаточно вспомнить крупнейшие колумбийские наркокартели6 -Кали и Медельинский.

Становится все труднее выделять в структуре организованной преступности отдельные направления: организованная преступность в сфере экономики, связанная с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т. д. Тем не менее незаконный оборот наркотиков остается одним из наиболее опасных ее проявлений.

3 По экспертным оценкам, только в России наркобизнесом занимаются порядка.

1 600 организованных преступных групп, объединяющих около 6 тыс. человек. В 2000 г. ими совершено более 2, 5 тыс. преступлений в данной сфере. См.:

Организованная преступность и незаконный оборот наркотиков в Российской.

Федерации // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской.

Федерации за 2000 г./ Под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. — М.: Права человека, 2001. — С.136.

Наркокартель представляет собой одну из форм преступной организации, деятельность которой направлена на монополизацию незаконного производства, распространения и сбыта наркотиков.

Деятельность преступных формирований, занимающихся наркобизнесом, не сводится только к манипуляциям с наркотиками. Включая в себя коррупцию, насилие, легализацию преступных доходов, незаконный оборот оружия и многое другое, она выходит за рамки одного государства. Криминальные сообщества различных стран интегрируются с международными наркокартелями.

По мнению американского сенатора Д. Керри, наряду с итальянской мафией, японской якудза, китайскими триадами и колумбийскими наркокартелями российские группировки уже входят в ядро новой глобальной преступной организации, образованной пятеркой наиболее могущественных преступных сообществ мира. А результатом нескольких встреч лидеров русских и итальянских группировок летом 1992 г. стало принятие решения о формировании стратегического альянса с четким распределением ролей: итальянцы занимаются приобретением и сбытом наркотиков, а русские обеспечивают безопасность транзитных путей и торговой сети на территории СНГ7.

К числу наиболее опасных для экономики любого государства преступлений относится «отмывание» (легализация) доходов — процесс, при котором наличные денежные средства, полученные в ходе незаконного оборота наркотиков, посредством различных финансовых операций включаются в экономическую систему государства.

Колоссальный отток финансовых средств в теневую сферу и их инвестирование в реальную экономику наносит серьезный урон как экономической безопасности отдельных стран, так и мировой безопасности в целом.

7 Kerry J.F. Organized crime goes global while the USA stays home // The Washington Post. — 1997. — May 11. — P. 18.

В настоящее время в мире ежегодно легализуется приблизительно 300−800 g млрд. долларов США, полученных в результате наркобизнеса. До 70% средств, находящихся в распоряжении криминальных группировок, поступают, по оценкам ООН, именно от торговли наркотиками. В дальнейшем они легализуются в форме инвестиций в наиболее прибыльные отрасли, используются для приобретения пакетов акций предприятий в сфере услуг и досуга, печатных и электронных средств информации, вкладываются в недвижимость.

Большая доля незаконно полученных капиталов расходуется преступными группами на подкуп коррумпированных чиновников. Зачастую подобные факты даже не скрываются и получают широкую огласку. Например, известный наркобарон Роберто Суарез (Roberto Suarez) предложил в свое время выплатить две трети внешнего долга Боливии (около 3 млрд. долларов) в обмен на терпимость правительства этой страны к его незаконной деятельности9.

Проведенное в России социологическое исследование также обнаружило значительную степень коррумпированности администрации регионов, судей, милиции и других категорий государственных служащих. Около 87% опрошенных указали на факты коррупции в сфере незаконного оборота наркотиков, их латентность при этом составляет 10−15% 10.

Часть нажитого преступным путем капитала идет на финансирование гражданских конфликтов и закупку оружия, а также вкладывается в поддержание нестабильности в «горячих» точках планеты. Как отмечает о.

Проблема организованной преступности в Канаде // Сигнальная информация ГИЦ МВД России. — М., 1999. — № 5. — С.4.

9 Bolivian Leader Starts a Fast // The New York Times. — 1984. — October 27. -P. 9.

10 Национальная безопасность: информационная составляющая / Под общ. ред. В. В. Еременко. — М.: МОСМУ, 2000. — С. 230.

Международный комитет по контролю над наркотиками в своем докладе за 1999 г., так было в случае Анголы и Руанды" .

Можно вспомнить, что внутриполитический конфликт в Таджикистане также сопровождался мощным развитием незаконной наркоторговли. По некоторой информации, денежные средства, полученные от продажи героина и кокаина, служили для финансирования хорватских вооруженных.

12 формирований. Та же методика использовалась и в конфликте в Косово .

Взаимосвязь наркобизнеса, развития экстремизма, сепаратизма и терроризма уже не вызывает сомнений. Зарубежными учеными и специалистами разрабатываются целые теории о наркотерроризме — действиях, при которых доходы, полученные от незаконной продажи наркотиков, используются в ходе подготовки и совершения террористических актов13.

Таким образом, негативные последствия рассматриваемой проблемы столь очевидны и многообразны, что, несмотря на принятие специальных международных конвенций, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими14, ее острота продолжает вызывать серьезное беспокойство. Принимая во внимание, что борьба с наркобизнесом требует коллективной политической воли государств и их совместных усилий в данной сфере, решению вопроса о мерах пресечения незаконного оборота наркотиков последнее время стало уделяться значительное внимание.

11 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за.

1999 г. — Нью-Йорк, 2000. — П. 178.

Лукьянов Ф. Албанская мафия терзает Европу // Российская газета. — 1999. -24 июля. — С. 6.

13 Подробнее см.: Калачев Б. Ф. Наркотерроризм как криминально-политическое явление. Его связь с наркобизнесом и организованной преступностью // Россия, XXI век — антитеррор / Материалы международной научно-практической конференции. 9−10 ноября 2000 г. — М.: МВД РФ, 2000. — С. 141−144.

14 Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г., Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. В настоящее время их участниками являются более 80% всех государств мира.

Большая роль в разрешении возникающих сложностей принадлежит международным организациям. Пристальное внимание к обозначенной проблеме самой представительной из них — Организации Объединенных Наций — дополнительно свидетельствует об ее актуальности.

ООН признает проблему незаконного оборота наркотиков глобальной и призывает государства решать ее в рамках всего международного сообщества, обозначая при этом два основных направления приложения совместных усилий: пресечение каналов распространения наркотиков (сокращение незаконного предложения) и уменьшение количества их потребителей (сокращение незаконного спроса). Такая позиция прослеживается во всех документах ООН, в том числе и в принятых на XX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Политической декларации и Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики15.

Безусловно, осуществление международных и национальных стратегий, направленных на снижение спроса на наркотические средства и психотропные вещества, должно являться неотъемлемым элементом глобального подхода к решению мировой проблемы. Более того, установление 2008 г. в качестве целевого срока для достижения существенных результатов в данной области позволит оценить эффективность таких стратегий.

Вместе с тем важно помнить, что незаконная торговля наркотиками в большинстве случаев связана с необходимостью их транспортировки из регионов производства к рынкам сбыта, поэтому правоохранительные органы заинтересованных государств должны уделять особое внимание вопросам международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков.

Для государств-членов СНГ и, в частности, для Российской Федерации организация взаимодействия в этом направлении приобретает все более актуальный характер. Прозрачность границ, слабый таможенный и ь См.: Доклад Специального комитета полного состава специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместным усилиям по борьбе с мировой проблемой наркотиков. XX специальная сессия ГА ООН, A/S-20/11. -Нью-Йорк, 1998. пограничный контроль за перемещением товаров и несоответствие действующих на территории стран Содружества законодательных актов, регулирующих экономические отношения, — все это создало широкое поле деятельности для лиц, занимающихся контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. К примеру, в России более половины изымаемых из незаконного оборота наркотиков имеет контрабандное происхождение. Постепенное насыщение потребительского спроса на наркотики влечет за собой преобразование Российской Федерации в крупную транзитную территорию незаконной транспортировки наркотических средств.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г., рост масштабов наркобизнеса определяется как угроза безопасности государства. Проблема борьбы с незаконным распространением наркотических средств являлась предметом обсуждения на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, а также неоднократно рассматривалась членами Правительства Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Совета Федерации России. Начиная с 1995 г. Правительством принимаются комплексные целевые программы по борьбе с наркотиками.

Вместе с тем приходится признать, что предпринимаемые сегодня меры явно недостаточны и неадекватны сложившейся ситуации. Значительный потенциал, заложенный в международных соглашениях, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, далеко не полностью реализуется на практике.

В отношениях правоохранительных органов различных государств в сфере пресечения незаконного перемещения наркотиков обозначился круг проблем, решение которых должно способствовать установлению максимально жесткого в современных условиях контроля над распространением наркотиков.

Необходимость более эффективного использования предоставленных международно-правовыми актами возможностей обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования проблемы борьбы с контрабандой наркотиков.

Целью настоящего диссертационного исследования явилась разработка правовых и организационных основ повышения эффективности противодействия контрабанде наркотиков. Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач: обзор и анализ международно-правовых актов, позволяющих определить основные направления борьбы с незаконной трансграничной транспортировкой наркотиковисследование национальных правовых средств в области противодействия контрабанде наркотиков и формирование на этой основе предложений по совершенствованию российского законодательстваанализ договорно-правовой базы сотрудничества органов внутренних дел СНГ в сфере борьбы с контрабандой наркотиковизучение основных форм сотрудничества МВД России с подразделениями других государств в пресечении незаконного распространения наркотиков и оценка его эффективностиформирование рекомендаций и предложений по совершенствованию взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ в сфере пресечения контрабанды наркотиков.

Предметом исследования являются международно-правовые и национальные средства борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров16. Объект исследования составляют правовые основы организации борьбы с контрабандой наркотиков и.

16 Прекурсоры — химические вещества, используемые при производстве наркотических средств и подлежащие контролю в соответствии с международными конвенциями ООН, международными договорами и национальным законодательством страны (например, ангидрид уксусной кислоты, соляная кислота, перманганат калия, метилэтилкетон, толуол и др.). возникающие в этой сфере международно-правовые отношения, а также основные направления и проблемы взаимодействия подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков различных государств.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы — наблюдение, сравнение, анализ, синтезспециальные методы — исторический, формально-логический, статистическийчастные методы — сравнительно-правовой и технико-юридический анализ.

Источниковедческой базой исследования послужили: международные договоры, полностью или частично посвященные вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиковрезолюции и рекомендации Генеральной Ассамблеи ООНдоклады Международного комитета ООН по контролю над наркотиками и Комиссии по наркотическим средствам ЭКОСОС ООНдокументы, подготовленные в рамках Содружества Независимых Государств, Программы ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП) и других международных организацийматериалы международных конференций и семинаров по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиковнациональное законодательство, регулирующее оборот наркотиков, Российской Федерации и ряда других государств, таких как Иран, Китай, Нидерланды, СШАтруды отечественных и зарубежных правоведов по теме исследования. аналитические и информационные материалы отечественной и зарубежной печати.

Состояние теоретической разработки темы исследования. Проблема незаконного оборота наркотиков привлекает внимание большого числа как отечественных, так и зарубежных ученых. Различные ее аспекты рассматриваются в работах зарубежных авторов: Ф. Вильямса (Ph. Wiliams), Г. Гибсона (G. Gibson), Э. Даха (Е. Dach), М. Джилмана (М. Gilman), Х.-Х.

Кернера (Н.- Н. Korner), Д. Крамера (J. Kramer), М. Чаттертона (М. Chatterton). К международно-правовым проблемам, связанным с распространением наркотиков, одними из первых обратились С. Валдер (S. Walder), Б. Витакер (В. Whitaker), Р. Григ (R. Greegg), X. Сабогал (Н. Sabogal), П. Эдди (P. Eddy)17.

Углубленное изучение данной проблемы отечественными специалистами началось уже с середины 60-х гг. К одним из первых исследователей можно отнести Л. П. Николаеву, M.JI. Хоменкера, А. Г. Лукьяненко, И. Р. Евстигнеева, М. Ф. Орлова. Позднее вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, явились предметом исследований P.O. Авакяна, Ю. М. Антоняна, Н. П. Баранова, Т. А. Боголюбовой, В. И. Брылева, А. А. Габиани, Э. Г. Гасанова, Г. П. Гиоргадзе, М. М. Кадырова, Б. Ф. Калачева, К. А. Карповича, К. Ш. Курманова, Г. С. Меретукова, Д. Е. Метревели, Н. А. Мирошниченко, Б. П. Михайлова, А. А. Музыки, А. Н. Мусаева, Э. Ф. Побегайло, М. Л. Прохоровой, И. Н. Пятницкой, П. Н. Сбирунова, В. Н. Смитиенко, Б. П. Целинского, А. С. Якубова и др.

Всего за последние 30 лет в нашей стране проведено более 40 исследований в данной области. Однако изучению подвергались в основном уголовно-правовой, криминологический, медицинский и социологический аспекты.

Среди работ, в которых внимание уделено международно-правовому аспекту проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, необходимо отметить труды таких ученых как Л. Н. Анисимов, Г. Е. Бувайлик, М. П. Доронин, И. И. Карпец 18. Ими был рассмотрен конвенционный.

17 Greegg R. W. The United Nations and the opium problem. — International and Comparative Law Quarterly, 1964; Eddy P., Sabogal H, Walder S. The cocaine wars: Murder, money, corruption and the world’s most valuable commodity. — L.: Arrow books, 1988; Whitaker B. The global connection: The crisis of drug addiction. — L.:

Cape, 1987.

См.: Анисимов Л. Н. Международно-правовые проблемы регулирования производства, применения и распределения наркотических средств. Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Л., 1972; Бувайлик Г. Е. Международный контроль над производством и распространением наркотических средств. Автореф. механизм борьбы с незаконным оборотом наркотиков, дан исторический обзор предпосылок, обусловивших установление международного контроля над наркотиками, и сравнительный анализ международно-правовых актов, регулирующих оборот наркотических средств. М. П. Доронин одним из первых выделил и охарактеризовал контрабанду наркотиков как самостоятельную проблему.

В современных условиях, когда сфера незаконной транспортировки наркотиков расширилась до глобальных масштабов, вопросы противодействия контрабанде наркотиков и совершенствования деятельности правоохранительных органов в этой области требуют нового осмысления, в том числе и с позиции международного права.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые на основе комплексного подхода исследован круг проблем, существующих в области борьбы с контрабандой наркотиков — важнейшей составляющей проблемы незаконного оборота наркотиков — и предпринята попытка их решения с позиции формирования и практического применения норм международного права.

Серьезное внимание уделяется содержанию понятийного аппарата (экспорт-импорт наркотиков, контрабанда) в международно-правовых актах и национальном законодательстве ряда государств. Автором приводятся определения, содержащиеся в международно-правовых документах, а также предпринимается попытка определить понятие «контрабанда наркотиков» в международно-правовом понимании.

Подробно исследуется правовая регламентация борьбы с незаконным импортом-экспортом наркотиков в странах с различными правовыми системами. Глубокий анализ нормативных актов ряда государств позволил дис. канд. юрид. наук. — Киев, 1967; Доронин М. П. Международная борьба с контрабандой наркотиков. — Л., 1987; Карпец И. И. Преступления международного характера. — М., 1979. выдвинуть и обосновать предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Рассматриваются основные направления сотрудничества органов внутренних дел России с международными организациями и органами, а также подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков других государств. Впервые на диссертационном уровне исследуется правовая основа и некоторые проблемы взаимодействия с правоохранительными органами государств-участников СНГ в сфере пресечения незаконного трансграничного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Диссертант впервые вводит в научный оборот и исследует новейшие источники по проблеме незаконного оборота наркотиков, включая нормативные документы и решения, принятые в ходе международных конференций, а также ведомственные нормативно-правовые акты и практические материалы, подготовленные Главным управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Службы криминальной милиции (ГУБНОН СКМ) МВД России.

Результатом разработки темы явились следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Контрабанда наркотиков в международно-правовом понимании представляет собой перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров из одного государства в другое государство в нарушение установленных международно-правовыми актами и национальным законодательством положений, норм и правил осуществления экспорта, импорта или транзита.

2. Отмечая, что основу борьбы с контрабандой наркотиков составляют универсальные международные соглашения (Конвенции 1961,1971, 1988 г.), в диссертации обосновывается необходимость совершенствования сотрудничества в правовой и практической сферах на региональном и субрегиональном уровнях.

3. Адекватным отражением происходящих в мире изменений является унификация законодательства в сфере контроля над незаконным распространением наркотиков государств-участников СНГ. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит разработке и принятию модельного законодательства Содружества, подробный анализ которого представлен в диссертации.

4. Обосновывается необходимость сосредоточения усилий в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков на укреплении пограничных рубежей как в техническом, так и в оперативном плане. Наряду с другими мерами это предполагает заключение с соседними государствами специальных соглашений о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов.

5. Отмечается, что сотрудничество правоохранительных органов в области противодействия контрабанде наркотиков должно основываться на результатах комплексных научных исследований, проводимых совместно государствами-членами СНГ.

6. Делается вывод о необходимости активизировать взаимодействие правоохранительных органов в сфере проведения международных специальных операций. Для этого следует: разработать единую для всех стран Содружества методику проведения таких операцийвключить в статистическую отчетность всех государств СНГ сведения о результатах проведения международных контролируемых поставок, вне зависимости от государственной принадлежности территории, на которой изъяты наркотики.

7. Выдвигается и аргументируется необходимость рассмотрения вопроса об учреждении постоянно действующего межгосударственного органа СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, одним из основных направлений деятельности которого должно стать противодействие контрабанде наркотиков.

8. Отмечается, что средства национального правового регулирования оборота наркотиков в России не в полной мере соответствуют реально существующей опасности и требуют совершенствования. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за совершение контрабанды наркотиков, а также отнести к предмету контрабанды (ст. 188 УК РФ) прекурсоры.

Апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения прошли апробацию:

1. В ходе проведения учебных занятий курсантов и слушателей Московской академии МВД России.

2. В форме одного из разделов учебной программы по курсу «Международное право» в Московской академии МВД России.

3. В практической деятельности ГУБНОН СКМ МВД России при подготовке учебных пособий и ведомственных документов.

Структура работы подчинена логике системного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Анализ состояния незаконного оборота наркотиков в мире позволяет сделать вывод, что в настоящее время проблема незаконной торговли наркотиками и злоупотребления ими стоит практически перед всеми государствами. По мере обострения этой проблемы мировое сообщество стремилось выработать адекватные средства международного контроля. Однако современные прогнозы международных экспертов и специалистов свидетельствуют о том, что, несмотря на попытки правительств большинства государств сдержать развитие этих негативных процессов в ближайшее время снижения уровня незаконного оборота наркотиков не произойдет. А значит, усилия государств, направленные на решение проблемы незаконного оборота наркотиков должны быть увеличены в несколько раз.

Важнейшим элементом решения этой проблемы и одним из направлений борьбы с незаконным предложением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является борьба с контрабандой наркотиков. Понимание того факта, что отдельное государство не в состоянии самостоятельно решить сложнейшие задачи в области контроля над экспортом и импортом наркотиков и разработать глобальную стратегию борьбы с международной незаконной транспортировкой наркотиков, заложило основы для объединения усилий государств в этой сфере.

Созданная международная правовая база позволяет в достаточно эффективной форме противодействовать незаконному распространению наркотиков в рамках отдельного государства, а также в мировом масштабе. Предоставляя государствам широкие возможности для решения в процессе сотрудничества проблемы незаконного оборота наркотиков, международно-правовые нормы, между тем, постоянно требуют своего усовершенствования и доработки. Значительный потенциал их использования далеко не полностью реализуется на практике.

Одним из обязательных условий, необходимых для достижения этой цели, является то, что международно-правовая база будет дополнена действием национальных правовых средств, позволяющих в достаточно эффективной форме противодействовать незаконному распространению наркотиков как в рамках отдельного государства, так и в мировом масштабе. Законодательство, призванное регламентировать оборот наркотиков, должно изменяться и дополняться, с тем чтобы соответствовать складывающейся ситуации. Устранение пробелов в законодательстве на национальном уровне лишит лиц, занимающихся контрабандой наркотиков, возможности уклониться от ответственности.

Применительно к Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц в случае контрабанды наркотических средств или психотропных веществ. Это обусловлено тем, что в последнее время в крупномасштабных операциях с контрабандой наркотиков юридические лица, связанные со структурами международной организованной преступности, играют все более активную роль. Получает распространение практика, когда незаконные партии наркотиков под видом законного груза или сокрытые в нем отправляются в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний.

Также следует отнести к предмету контрабанды (ст. 188 УК РФ) прекурсоры. Некоторые их химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в «Списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации. Действия, связанные с их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по статье 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире.

Одним из приоритетов борьбы с контрабандой наркотиков, с нашей точки зрения, является совершенствование сотрудничества в правовой и практической сферах на региональном и субрегиональном уровнях. Это связано с тем, что именно на этих уровнях более гибкий механизм международного контроля над оборотом наркотиков позволяет более быстро реагировать на происходящие в этой области изменения. Применительно к Российской Федерации это означает активизацию взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.

В этих целях целесообразно рассмотреть вопрос об учреждении постоянно действующего межгосударственного органа СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, одним из основных направлений деятельности которого должно стать пресечение контрабанды наркотиков. При этом следует в максимальной степени использовать помощь и содействие международных органов и организаций, а также заинтересованных государств.

Адекватным отражением происходящих в мире процессов является унификация законодательства стран Содружества в сфере контроля над оборотом наркотиков. От эффективности использования этого средства зависит возможность стабилизации ситуации, связанной с распространением наркотических средств и злоупотреблением ими на всем пространстве СНГ. В этой связи необходимо выстроить систему модельного законодательства СНГ, находящую свое закрепление в нормативных актах государств-членов Содружества, а также продолжать практику заключения и реализации соглашений в этой области.

Важным элементом пресечения незаконного трансграничного перемещения наркотиков является приграничное сотрудничество правоохранительных органов, которое должно осуществляться на основе соответствующих специальных соглашений. В этой связи государствам-членам.

СНГ следует обратить особое внимание на укрепление правового обеспечения деятельности органов внутренних дел приграничных регионов.

Параллельно с этим подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков государств СНГ необходимо продолжать следовать уже принятым в соответствии с заключенными договорами обязательствам. Прежде всего это касается необходимости разработки согласованного механизма проведения международных специальных операцийналаживания системы сбора и обмена информацией о маршрутах и каналах контрабанды, стратегии действий криминальных группировок, занимающихся торговлей наркотиками на территории СНГподготовки и повышения квалификации специалистов в данной области.

В этой связи одним из направлений работы должна стать разработка единой для государств Содружества методики осуществления международных специальных операций (прежде всего, международных контролируемых поставок), а также рассмотрение вопроса о включении в статистическую отчетность стран СНГ сведений о результатах проведения таких операций.

Координацию деятельности правоохранительных органов стран Содружества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков следует осуществлять с учетом результатов совместно проводимых комплексных научных исследований, позволяющих выявить объективную картину состояния, уровня и динамики незаконного распространения наркотических средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 год, — Нью-Йорк, 1998.
  2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1998 год. Нью-Йорк, 1999.
  3. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1999 год. Нью-Йорк, 2000.
  4. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2000 год. Нью-Йорк, 2001.
  5. Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом к ней от 25 марта 1972 г.).
  6. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 8 июля 1999 г.
  7. Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.
  8. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.
  9. Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.
  10. Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ / Международно-правовые акты государств-участников СНГ в области борьбы с преступностью. Сборник документов. / Сост. Слюсарь Н. Б. М.: ООО «Интел универсал», 1999.
  11. Молодежь и наркотики: глобальный обзор // Комиссия по наркотическим средствам. Е/сп.7/1999/8. Вена: ЭКОСОС ООН, 1999.
  12. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5494−1 от 22 июля 1993 г. «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации».
  13. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 8−8 от 2 ноября 1996 г. «О рекомендательном законодательном акте «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».
  14. Распоряжение Президента Российской Федерации № 343-рп от 17 сентября 1998 г. «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими».
  15. Собрание законодательств СССР. 1937. — № 17. — ст. 106 -107.
  16. Соглашение о незаконном обороте на море в осуществление статьи 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 31 января 1995 г.
  17. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 г.
  18. Стенограмма заседаний Государственной Думы // Государственная Дума. -Бюллетень № 121 (569) от 17 октября 2001 г. 63 С.
  19. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1993.
  20. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М., 1996.
  21. Федеральный закон № З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  22. Авторефераты и диссертации
  23. Л.Н. Международно-правовые проблемы регулирования производства, применения и распределения наркотических средств. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ленинград, 1972. — 23 с.
  24. Г. Е. Международный контроль над производством и распространением наркотических средств. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1967. — 18 с.
  25. С.А. Уголовно-правовые меры предупреждения контрабанды наркотиков. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1996. — 22 с.
  26. .Ф. Организация и деятельность ОВД в борьбе с незаконным распространением наркотиков. Научный доклад в качестве диссертации. -М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. 68 с.
  27. В.В. Правовые и организационные проблемы с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1998.-30 с.
  28. К.М. Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств (на примере республики Киргизия). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997. — 19 с.
  29. В.И. Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков (теория и практика). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. -24 с.
  30. .С. Система криминологических, уголовно-правовых и организационных мер борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в России. Караганда, 1998. — 19 с.
  31. .И. Уголовно-правовая борьба с контрабандой. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. -23 с.
  32. Н. Концептуальные проблемы борьбы с наркотизмом в Республике Казахстан. Алма-Аты, 1999.- 448 с.
  33. P.O. Наркомания и методы борьбы с ней. Ереван, 1990. — 323 с.
  34. М.Я. Наркотизм в России: основные тенденции и меры противодействия: монография. СПб., 1998. — 174 с.
  35. Актуальные аспекты деятельности государственных органов, общественных и религиозных организаций России по противодействию незаконному обороту наркотиков. М.: Международный комитет по наркотикам, Моск. открытый соц. ун-т, 1999. — 224 с.
  36. Андреева J7.A. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. СПб., 1998. — 43 с.
  37. JI.H. Наркотики: правовой режим. Международно-правовые и внутригосударственные проблемы регулирования производства, применения и распределения наркотических средств и психотропных веществ. Л., 1974. — 144 с.
  38. Ю.М., Князев В. В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом: монография. М.: Институт МВД России, 1999. — 210 с.
  39. И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984. — 287 с.
  40. .С., Волеводз А. Г., Воронова Е. В., Калачев Б. Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. -М.: ООО Изд. «Юрлитинформ», 2001. 248 с.
  41. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского. М., 1953. -Т.22. — С. 456.
  42. Борьба с наркоманией. Кишинев, 1990, — 221 с.
  43. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительно-правовой аспекты. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. — 246 с.
  44. Борьба с незаконным оборотом наркотиков (из опыта таможенной службы ФРГ). М.: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений, 1993. — 42 с.
  45. Война с наркомафией: пока без победителей / Сост. Елин J1.H. М.: Республика, 1992. — 335 с.
  46. .В. Уголовная ответственность юридических лиц: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». -СПб., 1998, — 40 с.
  47. Вопросы и ответы о проводимой Нидерландами политике в отношении наркотиков. Отдел информации для зарубежных стран Министерства иностранных дел Нидерландов, 1998. — 45 с.
  48. Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей / МЮИ МВД России / Отв. ред. проф. Б. В. Яцеленко М., 1999, — 202 с.
  49. А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., Мысль. 1990.-223 с.
  50. А.А. Наркотизм вчера и сегодня / Ред. И. Н. Пятницкая. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1988. 260 с.
  51. Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления: (на материалах Азербайджанской Республики). М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997.-265 с.
  52. Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой / Аналитические тетради Института Латинской Америки РАН. М., 1999. — Вып. 7.-140 с.
  53. В.Ю., Кикоть В. Я., Калачев Б. Ф., Моднов И. С. Организованные преступные группировки в российском наркобизнесе на рубеже XXI века (концептуальное исследование и предложения): Учебное пособие. СПб.: Изд. «Лань», ВНИИ МВД РФ, 2000. — 40 с.
  54. К.К. Транснациональная преступность: проблемы и пути их решения. М., ВНИИ, 1997. — 258 с. 58. «Грязные» деньги и закон: правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. М., 1995. — 296 с.
  55. М.П. Международная борьба с контрабандой наркотиков / Редкол. Журн.: Вестник ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1987. — 23 с.
  56. Г. Н., Калачев Б. Ф. Наркомания и наркобизнес: Выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. д.ю.н. проф. П. Г. Пономарева. М.: Новый Юрист, 1998.- 240 с.
  57. В.М. Наркотики угроза безопасности России (Обзор законодательной практики США по контролю за наркотическими веществами). — СПб.: ООО «Петровский фонд», 1997. — 140 с.
  58. В.П., Зубов И. Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка: Учебное пособие. -М.: НИИ МВД России, 1993. 160 с.
  59. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Ежегодное обследование за год конопли и опийного мака за 1999 / Проект Управления ООН по Контролю за Наркотиками и Предупреждению Преступности AD/RER/99/C32/. -Бишкек, 1999, — 40 с.
  60. .Ф., Веренникова Т. Ю., Моднов И. С., Клипачев А. Д. Контрабанда наркотиков в Россию: Научно-аналитический обзор / Под научной ред. проф. П. Г. Пономарева М.: ВНИИ МВД России, 1996. -30 с.
  61. .Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью: (На примере незаконного распространения наркотиков) / Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М., 1995. — С. 71−76.
  62. .Ф., Моднов И. С. Незаконное распространение наркотиков как многофакторная угроза национальной безопасности России. М., 1998. -149 с.
  63. И. И. Преступления международного характера. М.: Юр. лит., 1979.-264 с.
  64. Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. -306 с.
  65. КНР. Законодательные акты. М., 1989. — 357 с.
  66. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. М., 1991. — 160 с.
  67. И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М.: Международные отношения, 1975. — 158 с.
  68. С.И. Вызовы безопасности южных границ России. М.: ООО «Издат. Центр науч. и учеб. Программ», 1999. — 245 с.
  69. В.В. Преступность XX в.: Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., 1997. — 498 с.
  70. В.Б., Крылов О. В., Чистов О. А., Кочетова О. В. Контрабанда наркотиков с использованием внутриполостных сокрытий: Методическое пособие. М.: РИО РТА, 1999. — 56 с.
  71. Марта Брилл Олкотт, Наталия Удалова-Зварт. Наркотрафик на Великом Шелковом пути: безопасность в Центральной Азии / Пер. с англ. Умерова М. М.: Московский Центр Карнеги. — 2000. — № 2. — 33 с.
  72. Материалы научно-практической конференции «Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков». — М., 1998. -91 с.
  73. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000. — 442 — 451 с.
  74. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. М., 1992. — 30 с.
  75. Международно-правовые акты государств-участников СНГ в области• борьбы с преступностью. Сборник документов / Сост. Слюсарь Н. Б. М.: ООО «Интел универсал», 1999. — 640 с.
  76. Г. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с наркобизнесом -Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1994. 191 с.
  77. Методические рекомендации по организации и тактике проведения международных контролируемых поставок наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. М.: ГУБНОН СКМ МВД России, 2001. — 16 с.
  78. Н.А., Музыка А. А. Уголовно-правовая борьба снаркоманией. Киев, 1988. — 207 с.
  79. В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Учебно-практическое пособие / Под ред. д.ю.н. А. Ю. Шумилова. М: Изд. Шумилова И. И., 1998. — 96 с.
  80. А.Н., Сбирунов П. Н., Целинский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств: (история и современность) / Н.-и. лаб. по изуч. пробл. борьбы с общеугол. преступностью ВНИИ МВД РФ.-М., 2000.-207 с.
  81. Наркомания в России: вызов национальной безопасности. Преступностькак угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1997. — С. 60−80.
  82. Наркоситуация в Российской Федерации. УБНОН МВД России, региональное представительство Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в России и Белоруссии. -М., 1999.-52 с.
  83. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. М., 1999. — 153 с.
  84. Наркотики в России. М.: Издательство ИКАР, 2001. — 80 с.
  85. Наркотики. Наркомания. Наркобизнес. Ситуация в России. М.: УБНОН МВД России, 2001. — 29 с.
  86. Наркоугроза и противодействие / Сост. В. В. Еременко. М.:
  87. Международный комитет по борьбе с наркотиками, 2000. 336 с.
  88. Национальная безопасность: информационная составляющая / Под общ. ред. В. В. Еременко. М.: МОСУ, 2000. — 311 с.
  89. Незаконный оборот наркотиков в России: Итоговый отчет. Управление ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, Институт зарубежного и международного права им. Макса Планка, 2001. -152 с.
  90. Некоторые проблемы наркоманий и токсикоманий. М., 1989. — 153 с.
  91. Новый уголовный кодекс Франции. М., 1993.
  92. О наркотических средствах и психотропных веществах: Сборник законодательных и нормативно-правовых актов. М.: БУКВИЦА, 1998. -96 с.
  93. B.C. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. — 190 с.
  94. В.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с наркоманией и наркотизмом. -М., 1992. 152 с.
  95. Организационные основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в зарубежных странах. М., 1995. — 75 с.
  96. Организация борьбы с контрабандой прекурсоров: Учебно-методическое пособие. М.: СНП РНА, 2000. — 336 с.
  97. Организация комплексного контроля за оборотом наркотиков в ФРГ. -М., 1995. 106 с.
  98. Организованная преступность 4 / Под ред. д.ю.н., проф. Долговой А. И. -М.: Криминологическая ассоциация, 1998. — 280 с.
  99. И.Б. Международные и национальные правовые средства борьбы с отмыванием преступных доходов: Монография. М.: Изд-во РУДН, 1999. — 296 с.
  100. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. B.C. Овчинский, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРО, 1996. -400 с.
  101. Перевозка героина через Центральную Азию в Российскую Федерацию // Центрально-азиатская конференция по проблемам незаконного оборота наркотиков и прекурсоров. 27−30 ноября 2000 г. Бишкек, 2000. — 20 с.
  102. Пособие по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ для оперативного состава таможенных органов / Государственная Таможенная Служба России, Таможенная Служба Финляндии 1997 г. -96 с.
  103. Правовая система Нидерландов. М., 1998. — 419 с.
  104. Правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост. Г. Г. Шония / Отв. ред. заслуженный юрист России д.ю.н., проф. В. Е. Эминов. М.: МСЭУ, 1999. — 400 с.
  105. Проблема предупреждения наркомании в современном обществе: Материалы межвузовской научной конференции / Сост. К. В. Харабет / Под ред. А.А. Тер-Акопова. М.: Изд. МНЭПУ, 1996. — 96 с.
  106. Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1994. — 213 с.
  107. Противодействие контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров в Российской Федерации. -М.: УБНОН МВД России, 2000. 20 с.
  108. Противодействие незаконному наркообороту. Сборник международно-правовых актов / Сост.: д.ю.н. Т. Н. Москалькова, И. Л. Димитров, Н. Б. Слюсарь. М.: Издательство, 1999. — 248 с.
  109. Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими: теория и практика (материалы научно-практической конференции): Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. А. Я. Гришко, Н. В. Тарасова. Смоленск: СФ ЮИ МВД России, 2000. — 70 с.
  110. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М.: УБНОН МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «ЩИТ-М», 2000. — 580 с.
  111. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Часть II Под ред. А. Н. Сергеева. М.: ГУБНОН СКМ МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «ЩИТ-М», 2000. — 638 с.
  112. Л.Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. СПб., 1999. -64 с.
  113. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА- М, 1999.-С.1012.
  114. Россия и наркотики (краткий обзор ситуации). М., 1999. — 16 с.
  115. Руководство по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами. В контексте международных договоров. -Женева: ВОЗ, 1988.- 181 с.
  116. .С. Контрабанда наркотиков в Казахстане: проблемы и пути их преодоления. Монография. Алма-Аты: «Басла», 1998. — 160 с.
  117. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. -Минск, 1998. — 152 с.
  118. Совершенствование борьбы с наркотизмом: Материалы конференции. -М., 1997, — 162 с.
  119. Сотрудничество Министерств внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств: Сборник документов. (1992−2000 гг.) М.: БКБОП, УМС ГУПР и ВС МВД России., 2000. — 468 с.
  120. Стратегия, методология и основные направления деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. -М: УБНОН МВД России, 2000. 17 с.
  121. Таможня и наркотики: обзор задержаний наркотиков в 1999 г. М.: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, 2000. -28 с.
  122. Таможня и наркотики: обзор задержаний наркотиков в 2000 г. М.: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, 2001. -40 с.
  123. Теоретические и правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Сборник научных трудов / ВНИИ МВД РФ / Под общ. ред. Пономарева П. Г. -М., 1998. 97 с.
  124. JI.M. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. -М.: Российск. гос. гуманитар, ун-т, 1998. 112 с.
  125. . М. Международная борьба с контрабандой.- М., 1981. -215 с.
  126. Укрепление потенциала в области контроля над наркотиками и предупреждению преступности в государствах Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. UN ODCCP. Стратегическая программа на 2002−2005 годы. 97 С.
  127. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов / Под общ. ред. проф. В. В. Черникова. Вып. 2. — М.: МВД России, 2000. — 464 с.
  128. Г. И. Наркобизнес на юге России: политические аспекты. М., 1997.-59 с.
  129. А.Ю., Ивасенко В. Б. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу: Справочное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. А. Ю. Шумилова. 2-е изд. М: Изд. Шумилова И. И., 1999. — 72 с.
  130. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. академика Б. Н. Топорнина. -М.: Юрист, 2001. С. 453−454, 590.127 Статьи
  131. Д. Золотая пора таджикской наркомафии // Известия. 1993. — 16 октября. — С. 7.
  132. Амелин В, Не везде стоят часовые: Приграничные регионы и проблемы безопасности России // Российская Федерация сегодня. — 2000. № 6. -С. 32.
  133. Ю. Наркосиндикат «Ичкерия» // Щит и меч. 1997. — № 6−7.
  134. А.В. Проблема нарколобби // Актуальные проблемы контроля за незаконным оборотом наркотиков / Сборник МЮИ МВД РФ. М., 1996. -С. 53−56.
  135. Анисимов J1.H. Международно-правовые вопросы борьбы с незаконным применением и распространением наркотических средств // Правоведение. 1970.- № 6.-С. 108−115.
  136. А. Острейшая мировая проблема // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации. М., 1992. — № 2−3. -С. 8−10.
  137. А.В. О проникновении международной организованной преступности в Россию и мерах противодействия этому процессу // 10 лет борьбы с организованной преступностью / Сборник научных трудов ВНИИ МВД России. М., 2000. — С. 93−97.
  138. Н. Борьба с наркопреступностью, проституцией и порнографией в КНР: Письмо из Китая // Проблемы Дальнего Востока. -2000. № 2. — С. 39−46.
  139. Э. Сообща победить наркотическое бедствие!: Динамика международного права в области контроля наркотических средств // Обозреватель 2000. — № 7. — С. 63−132.
  140. Э.А. Правовое регулирование обращения наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Здравоохранение. -2000, — № 9.-С. 111−121.
  141. Борьба с контрабандой наркотиков в СНГ // Борьба с преступностью за рубежом / Сборник ВНИТИ. М., 1993. — Вып. 5 — С. 5−9.
  142. А.В., Кадовик Е. И. Структура и тенденции наркобизнеса // Совершенствование борьбы с организованной преступностью / Сборник МИ МВД. -М., 1998. -Вып. 2. С. 21−26.
  143. М. Таможня дает добро!: Беседа с пред. Гос. Тамож. ком. России М. В. Ваниным. // VIP premier. 2000. — С. 18−20.
  144. JI.H. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и международное право // Юридический мир. -2000, — № Ю.-С. 25−30.
  145. В.В. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере контроля над наркотиками // С.- Петерб. юр. институт МВД России. Использование заруб, опыта в. СПб., 1995. — С. 207−211.
  146. Д.Г., Мосенцова Е. М. Таможня и проблемы борьбы с наркобизнесом // Теневая экономика и организованная преступность / Сборник МИ МВД России. М.: МИ МВД РФ, 1998. — С. 288−290.
  147. Э. Антинаркотизм: международные тенденции и проблемы // Законность. 1996. — № 8. — С. 2 — 6.
  148. Э. Наркобизнес национальная опасность для генофонда народов // Прокурорская и следственная практика. — 1999. — № 3−4. — С. 69−75.
  149. В.Г. Экономический аспект международной преступности в России // Теневая экономика и организованная преступность / Сборник МИ МВД России. М., 1998. — С. 223−228.
  150. Г. В. Борьба с наркотизмом в зарубежных странах // Вестник Московского университета: Серия 11. Право. М., 1988 — № 2. — С. 6163.
  151. В.К. Наркомания и наркотизм: причины и условия // Ученые записки: государство и право. Ульяновск, 1997. — № 2. — С. 24−33.
  152. Д. М. Неотложные меры стран СНГ по борьбе с преступностью и незаконным оборотом наркотиков // Вестн. Межпарламент. Ассамблеи. -СПб., 1996.- № 2, — С. 83−86.
  153. В.Б. Наркомафия рвется во власть: Незаконный оборот наркотиков как угроза безопасности глобального характера // Интерпол в России. -2000. № 2.-С. 130−136.
  154. В.Б. Наркотики как угроза национальной безопасности России // «Безопасность» / Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. М., 1997. — № 7−9 (июль-сентябрь) — С. 61−67.
  155. В.Б. Роль и место органов Федеральной пограничной службы России в борьбе с контрабандой наркотиков // Совершенствование борьбы сорганизованной преступностью. М.: МИ МВД РФ, 1998. — Вып. 1.- С. 176−180.
  156. Исламский Эмират Афганистан // Эксперт. 2000. — № 26. — С.54−55.
  157. Как Европа воюет с кокаином // Щит и меч. 1997. -25 декабря. — С. 11 — 12.
  158. .Ф. Суверенизация государств Средней Азии и Казахстана как фактор, способствующий незаконному обороту наркотиков // Ислам инародная культура. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. -С. 33−42.
  159. .Ф. Борьба с транснациональным распространением наркотиков // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации.- 1995.- № 15, — С. 37−43.
  160. В.И., Сергеев А. Н. Незаконный оборот наркотиков в России // Известия Методического Центра проф. образования и координации научных исследований. М.: ГУК МВД РФ, 1997. — № 3.
  161. И., Куртов А. Наркотическая «заря» над Центральной Азией -новая угроза цивилизации // Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 5. -С. 120−136.
  162. К.Н. Каналы и источники незаконного поступления наркотиков в Россию // Проблемы государственной политики по. / Сборник Белгород, юр. института МВД РФ. Белгород, 1999. — С. 18−20.
  163. Ф. Албанская мафия терзает Европу // Российская газета. 1999.- 24 июля.
  164. В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Международная конференция о коррупции. (Тезисы доклада) // Государство и право. 2000. — № 4. — С. 99−111.
  165. М. Понятие контрабанды нуждается в совершенствовании // Сов. Юстиция. М&bdquo- 1992. — № 9−10. — С. 17 — 21
  166. Наркобизнес // Международная жизнь. М., 1990. — № 12. — С. 110−122.
  167. Наркосиндикаты в ФРГ и Западной Европе. Характеристика многонациональных сетей наркоторговли // Уголовное право. 2000. — № 7.-С. 29−31.
  168. Незаконный оборот наркотиков угроза национальной безопасности России // Интерпол в России. — 2000. — № 2. — С. 22−26.
  169. Организованная преступность и незаконный оборот наркотиков в Российской Федерации // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 г./ Под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. -М.: Права человека, 2001. С. 135−145.
  170. Проблема организованной преступности в Канаде // Сигнальная информация ГИЦ МВД России 1999. № 5. — С.3−6.
  171. Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже веков // Государство и право. 2000. — № 4. — С. 112−115.
  172. А.В. Транснациональные синдикаты // Вестник МВД РФ. -М., 1996. № 3−4. — С. 94−97.
  173. Прохоров J1.A., M. J1. Прохорова. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности // Право и политика. 2000. — № 6.-С. 83−87.
  174. Россия против наркотиков: Специальный выпуск // Безопасность. М., 1998. — № 11−12.-С. 7- 168.
  175. Г. Б. Развитие законодательства по борьбе с контрабандой // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. -Алма-Ата, 1998. № 5. — С. 69−75.
  176. А. Современная наркоситуация в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими // Городское управление. -2001. -№ 3.-С. 15−21.
  177. П.П. О правовых основаниях изъятия доходов, полученных от противозаконной деятельности // Государство и право. 2001. — № 1. -С.63−71.
  178. В.В. Правовые коллизии между понятиями контрабанды в уголовном и таможенном законодательстве и их влияние на процесс расследования // Росс. юрид. журн. Екатеринбург, 1997. — № 1. — С. 133 140.
  179. Совершенствование борьбы с незаконным оборотом наркотиков: международный опыт и опыт России (научно-практическая конференция) // Государство и право. М., 1996. — № 5. — С. 134−137.
  180. И. Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. — № 4. — С. 27−30.
  181. Типология отмывания денег (на примере США) // ГИЦ МВД России: Обзорная информация. М., 2000. — Вып. 1. — С. 6−8.
  182. К.В. На границе не все спокойно: Погранич. служба России. // Обозреватель. 2001. — № 2. — С. 33−36.
  183. А. Организация борьбы с международной наркомафией: региональный аспект // Власть. М., 1999. — № 11. — С. 54−57.
  184. Ю.В. Новые шаги европейской интеграции в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Следователь. М., 1997. — № 2. — С. 78−81.
  185. К.В. Участие России в международном сотрудничестве государств в борьбе с наркобизнесом // Россия в окружающем мире: правовые аспекты. М., 2000. — Вып. 2. — С. 135−138.
  186. С.Ш. Международная наркомафия нацелена на сращивание с таджикским наркобизнесом // Прокурорская и следственная практика. -М., 1998.-№ 4.-С. 48−54.
  187. А. ООН и система контроля над наркотиками // Международная жизнь, 2000. № 2. — С. 49−58.
  188. Afghanistan. Strategic Study # 7: An Analysis of the Process of Expansion of Opium Poppy to New Districts in Afghanistan. Final Report. November, 2000. -41 p.
  189. Annual Repot on the States Drugs Problem in the European Union. -Luxembourg: Official Publication of the European Communities, 1998. 98 p.
  190. Controlled Substances Act. As amended to February 15, 1996. U.S. Department of Justice. DEA Office of Chief Counsel. Washington, D.C., 1996.
  191. Creation of a Security Belt Around Afghanistan. UN ODCCP. Vienna, June 2000. — 5 p.
  192. Customs and Drugs 2000. World Customs Organization Annual Report. -Brussels, 2000. 64 p.
  193. International Narcotic Control Strategy Report. US Department of State, Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs. March 1999. — 734 p.
  194. Interpol, Heroin World Report 1999.-Lyon, 1999. -138 p.
  195. Interpol, 4th International Heroin Conference. 23d -26th February 1999. ' Yangon, Myanmar, 1999. — lip.
  196. League of Nations Treaty Series. 1922. — Vol. 8. — P. 188−235.
  197. League of Nations Treaty Series. 1939. — Vol. 198. — P. 299−323.
  198. Losing Ground against drugs: The erosion of America’s board: Hearing before the Comm. On the judiciary, US Senate, Congr., 2d sess. July 31, 1996. -Washington: Gov. print., 1997. 91 p.
  199. Military role in drug interdiction: Hearing before the Investigations subcomm. Of the Comm. On armed services, House of representatives, 101st Congr., ld sess., Sept. 21, 1989. Washington: Gov. print, off., 1990. — 59 p.
  200. The Anti-Narcotics Law of The Islamic Republic of Iran. Drug Control HQ. -November, 1997.
  201. The Drug Trade in Afghanistan and its Regional Implications. Trafficking patterns along the Afghan border with Tajikistan. ODCCP Sub-Office in Tajikistan. March, 2000. — 20 p.
  202. The federal strategy on the southwest border: Hearing before the Select comm. on narcotics abuse and control, House of representatives, 101st Congr., 2d sess., Dec. 10, 1990. Washington: Gov. print, off., 1991. — 149 p.
  203. The role of the Department of defence in the interdiction of drugs smuggling into the United States: A staff rep. To the Comm. On gov. operations. -Washington: Gov. print. Off., 1990. VII, 27 p.
  204. UNDCP, Global Illicit Drug Trends 2000. ODCCP Studies on Drug and Crime. Statistics. Vienna, 2000. — 219 p.
  205. UNDCP, Global Illicit Drug Trends 2001. ODCCP Studies on Drug and Crime. Statistics. New York, 2001. — 282 p.
  206. World Drug Report 2000. UN ODCCP. New York: Oxford University Press, 2000.- 172 p.
  207. Acharya A. A concern of Asia? // Survival L., 1999. — Vol. 41. — № 3. — P. 84−101.
  208. Bolivian Leader Starts a Fast // The New York Times. 1984. — October 27.
  209. Chatterijee S.K. Drug abuse and drug related crimes: Some unresolved legal problems. Nijhoff, 1989. — Vol. 13. — 274 p.
  210. Data on Drug Crime in the Federal Republic of Germany in 1999. Drug Data File. 9 p.
  211. DEA Briefing Book. New York: US Department of Justice, 1996. — 50 p.
  212. Drug Enforcement Handbook. New York: US Department of Justice, 1994. -124 p.
  213. Eddy P., Sabogal H, Walder S. The cocaine wars: Murder, money, corruption and the world’s most valuable commodity. L.: Arrow books, 1988. — 464 p.
  214. Greegg R. W. The United Nations and the opium problem. International and Comparative Law Quarterly, 1964. Vol. 13. — P. 96−115.
  215. Green Mazerolle L., Kadleck C., Roehl J. Controlling drug and disorder problem the role place manager // Criminology Columbus (Ohio), 1998. — Vol. 36.- № 2. — P. 371−403.
  216. Kerry J.F. Organized crime goes global while the USA stays home // The Washington Post. 1997. — May 11. — P. 17−19.
  217. Kramer, J. M., Drug Abuse in the USSR. In A. Jones, W.D. Connor, and D.E., Powell, eds., Soviet Social Problems. Boulder: Westview Press, 1991. — P. 94−118.
  218. New surveillance system introduces in the Caribbean // UPDATE UN ODCCP. — November, 2000. — P. 13.
  219. Report of the Specialized officer attached to the Cocaine Group, in the General Secretariat’s Drug Sub-Directorate Mr. Boubouris // 5th International conference on cocaine trafficking. 7th-9th April 1999. Cartagena de indias, Colombia. — 5 p.
  220. Tackling Drugs to Build a Better Britain. The Government’s 10-Year Strategy for Tackling Drug Misuse. April 1998. 36 p.
  221. Whitaker B. The global connection: The crisis of drug addiction. L.: Cape, 1987.-Vol. 23.-432 p.
  222. Wiliams, Ph., Black, S. Transnational threats: Drug trafficking and weapons proliferation // Contemporary security policy. L., 1994. — Vol. 15, № 1. — P. 127−151.
  223. Энциклопедия уголовного права. Шанхай, 1993. — С. 914−915. (на кит. яз.).
Заполнить форму текущей работой