Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов рутульской школы средствами игровых технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях формирования, развития и активизации познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев 5 и 6 экспериментальных классов нами была разработана и внедрена в рамках обучающего эксперимента авторская лингводидактическая система игр и игровых заданий, которая носит комплексный характер и соответствует поурочным тематическим планам. В соответствии с тематическим содержанием уроков… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Квалификационные характеристики исследования
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку как неродному средствами игры
    • 1. 1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку как неродному средствами игры
    • 1. 2. Дидактический аспект процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку как неродному средствами игры
    • 1. 3. Лингвистическое обоснование процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку в условиях рутульско-русского двуязычия
  • ГЛАВА 2. Специфика применения игровых технологий в обучении русскому языку как неродному
    • 2. 1. Игровые технологии в практике обучения русскому языку как неродному
    • 2. 2. Анализ учебно-методической литературы по проблеме игрового обучения русскому языку как неродному
    • 2. 3. Констатирующий эксперимент и его результаты
  • ГЛАВА 3. Дидактическая система формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы на основе игровых технологий
    • 3. 1. Методическая организация обучающей игры на уроке русского языка
    • 3. 2. Лингводидактическая система игр и игровых заданий в рамках обучающего эксперимента
    • 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента

Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов рутульской школы средствами игровых технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования. Современные требования к качеству среднего образования выдвигают совершенно новые задачи по формированию мотивационно-ценностной сферы обучающегося, в которой приоритетное место занимает формирование и развитие познавательного интереса.

Значение познавательного интереса как формы проявления познавательной потребности, избирательного отношения к действительности, проявляющегося в стремлении к познанию определенных объектов или явлений, заключается в следующем: процесс изучения учебного предмета имеет позитивную эмоциональную окраску и, следовательно, субъективно воспринимается как более легкийпроцесс усвоения знаний приобретает выраженный личностный характер, усваиваемые знания становятся личностным достоянием обучающегося, приобретают для него личностную ценность, он стремится к их дальнейшему приобретению, переосмысливает их.

Среди сложных и весьма значимых проблем средней школы задачи формирования и развития познавательного интереса к русскому языку находятся в числе самых важных, особенно в условиях национальных регионов, где русский язык — это не только учебный предмет, но и средство познания других дисциплин (в сельских школах Республики Дагестан с 5 класса все учебные предметы изучаются на русском языке).

Успех в овладении русским языком как неродным зависит не только от условий объективного порядка, но и субъективного, среди которых личностное отношение как к самому языку, так и к процессу овладения им, точнее, познавательный интерес к нему, является одним из принципиальных моментов. Интерес к неродному языку возникает на основе потребностей личности, например, в получении знаний, необходимых для речевой деятельности обучающегося на языке межнационального общения. В условиях полиязыковой ситуации Дагестана, где языком межнационального общения является русский, обозначенные задачи школьного образования крайне актуализируются.

Сегодня перед учителями русского языка как неродного стоят более сложные задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств воздействия на ум, волю, чувства ученика с целью его быстрейшего введения в богатый мир неродной речи во всех ее видахчтении, говорении, аудировании, письме. Но особого внимания требует развитие именно связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом их успешной речевой деятельности.

Учителей русского языка тревожит невнимание учеников к слову, ограниченность словарного запаса, неумение точно и ясно формулировать свои мысли, в целом низкий уровень русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов. Эти процессы в сфере образования имеют место на фоне общего негативного отношения к нормам русского литературного языка, возникшего в обществе в последние десятилетия.

В связи с этим возникает проблема повышения качества овладения связной речью на уроках русского языка. Повысить эффективность урокаэто значит добиться пробуждения познавательной активности и, как следствие, прочности знаний и умений обучающихся, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы обучения.

Поиск методической доминанты в последние годы ведется в сфере игрового обучения. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Вместе с тем остается немало вопросов, требующих более глубокого изучения и разработки в соответствии с коммуникативными и познавательными потребностями обучающихся, возникающими в процессе преподавания русского языка в условиях многонационального региона.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена острой потребностью в теоретическом осмыслении и практической разработке приемов, максимально эффективно формирующих и развивающих у учащихся 5−6 классов рутульской школы познавательный интерес к русскому языку как: 1) предмету изучения, 2) средству познания других учебных дисциплин, 3) языку межнационального общения с целью повышения уровня развития русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов.

Объект исследования — процесс обучения, ориентированный на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы средствами игровых технологий.

Предмет исследования — лингводидактические игры и игровые задания, нацеленные на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы.

Цель исследования — разработка научно обоснованной дидактической системы формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы на основе игровых технологий.

Исследовательская гипотеза состоит в предположении, что формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы будет осуществляться более эффективно, если:

— определена сущность познавательного интереса как лингводидактической категории, способствующей улучшению уровня развития русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов;

— установлены причины отсутствия или низкого уровня развития интереса у учащихся к изучению русского языка в условиях рутульско-русского двуязычия и выявлены факторы, обусловливающие их устранение;

— разработана лингводидактическая система игр и игровых заданий, нацеленная на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев.

Поставленная цель, обозначенный предмет и выдвинутая гипотеза исследования предусматривают решение следующих основных задач:

— обосновать психологические, педагогические и лингводидактические принципы исследуемой проблемы;

— выявить лингвоспецифику рутульско-русского двуязычия как контекста процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку в рутульской школе;

— разработать лингводидактическую систему игр и игровых заданий, нацеленную на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев;

— экспериментально проверить эффективность лингводидактической системы игр и игровых заданий, нацеленной на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области психологии, психолингвистики (A.A. Алхазишвили, J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, A.A. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна), педагогики (М.И. Лисиной, H.A. Менчинской, В. В. Серикова, Г. А. Цукерман, И.С. Якиманской) — общие положения в разработке игровых обучающих технологий (А. Акишиной, Ю. К. Бабанского, П. М. Баева, Л. А. Боновича, Л. Г. Вишняковой, Л. С. Выготского, М. В. Кларина, И. Копи, В. Ольшанского, Т. Рик, Л. Д. Сандаковой, М. Ф. Стронина, В. А. Трайнев, В. М. Филатова, Д. Б. Эльконина и др.), проблемы интереса (О.Я. Арет, A.A. Бодалева, Л. П. Буевой, Л. И. Игнатовского, В. Ж. Келле, А. Г. Ковалева, О. И. Кочетова, A.A. Любара, Ю. И. Малеванного, Л. И. Рувинского, К. Д. Ушинского, А. Я. Шляховой и др.), познавательного интереса (К.А. Абульхановой, A.B. Барабанщикова, Г. Н. Волкова, В. В. Давыдова, А. Г. Здравомыслова, Ю.О.

Злотникова, В. Ф. Константинова, О. И. Кочетова, П. Е. Кряжева, В. И. Куценко, А .Я. Шляховой, Г. И. Щукиной и др.) — методики преподавания русского языка как неродного (Г.Г. Буржунова, Е. М. Верещагина, З. М. Габуниа, В. Г. Гака, К. Э. Джамалова, Ю. Н. Караулова, Г. А. Китайгородской, В. Г. Костомарова, Г. И. Магомедова, Р.К. Миньяр-Белоручева, О. Д. Митрофановой, М. М. Михайлова, Е. И. Пассова, A.A. Реформатского, В. Ю. Розенцвейга, Р. Б. Сабаткоева, Х. Х. Сукунова, М. М. Фомина, А. Д. Швейцера, М. И. Шурпаевой, JI.B. Щербы и др.).

Характер поставленных задач определил выбор методов исследования:

— теоретического исследования базовых источников (изучение лингвистической, методической литературы);

— эмпирического исследования: опросы (анкетирование), наблюдение, изучение передового опыта;

— педагогического эксперимента (констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты);

— статистической обработки и анализа экспериментальных данных;

— сопоставительно-типологического анализа.

Экспериментальная база и организация исследования: 5−6 классы Шиназской Рутульской, Ихрекской средних школ Рутульского района Республики Дагестан. В эксперименте участвовало 190 учащихся. Исследование проводилось в три этапа: с 2007 по 2011 гг.

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) определялись проблема и область исследования, изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература, определялась теоретическая база исследования.

На втором этапе (2008 — 2009 гг.) проводился констатирующий эксперимент, выявляющий базовый уровень познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы. На основе анализа специфики проблемно-познавательных и коммуникативно-ситуативных задач обучения был сделан анализ содержания программ, учебников и учебных пособий по русскому языку, разработана лингводидактическая система на основе игровых технологий.

На третьем этапе (2009 — 2011 гг.) проводился обучающий эксперимент, исследовалась динамика развития познавательного интереса к русскому языку в рамках контрольного экспериментаобрабатывались экспериментальные данныеподводились итоги диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— уточнены место и роль познавательного интереса в процессе формирования и развития личности обучающегося;

— конкретизирована роль игры в образовательном процессе, ее стимулирующая функция по отношению к формированию и развитию познавательного интереса к русскому языку как неродному;

— разработана и экспериментально проверена лингводидактическая система игр и игровых заданий, нацеленная на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев;

— определены критерии сформированности и разработана методическая система диагностики уровня познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев.

Практическая значимость исследования:

— практически подтверждена эффективность разработанной лингводидактической системы игр и игровых заданий, нацеленной на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школычто позволяет оптимизировать процесс обучения русскому языку как неродному;

— результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций к проведению уроков русского языка, в разработке научных основ составления учебников и учебных пособий по русскому языку для национальных регионов, при составлении специальных учебных пособий, ставящих целью развитие познавательного интереса к русскому языку, методических рекомендаций для студентов педагогических специальностей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на достижения современных исследований в области лингвистики, психологии, педагогики и методики преподавания русского языкаметодологической аргументированностью исходных теоретических положенийлогической структурой построения исследованияэффективностью использованных методов исследования, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Дидактическая система формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы на основе игровых технологий обосновывается психолого-педагогическими и лингводидактическими принципами обучения неродному языку.

2. В условиях рутульско-русского двуязычия для продуктивной организации процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку необходимо учитывать результаты сопоставительного описания контактирующих языков с целью прогнозирования и предупреждения интерферентных ошибок.

3. Лингводидактические игры и игровые задания, системно внедренные в процесс обучения русскому языку как неродному, обеспечивают значительный рост познавательного интереса учащихся-рутульцев, что позволяет в целом поднять уровень владения нормами русского литературного языка в устной и письменной формах.

4. Критерии сформированности уровня познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев, включающие комплекс функциональных дифференцированных показателей, а также системная диагностика этих показателей, позволяют осуществлять педагогический мониторинг уровня искомого интереса.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические результаты работы обсуждены на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ДГГТУ и ДГУ, на заседаниях методических секций учителей русского языка школ Рутульского района РДна межвузовских (Махачкала, 2009 г.), региональных (Махачкала, 2010 г.), международных (Астрахань, 2011 г.) научно-практических конференциях. Результаты исследования были апробированы и внедрены в практику обучения русскому языку в рутульских школах.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа изложена на 161 странице и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Игра как вариативно-ситуативное речевое упражнение, в ходе которого учащиеся приобретают опыт речевого общения, не только должна занимать важное место на уроке, но и может быть его стержнем. В этой связи игра ни в коем случае не должна противопоставляться основной части урока. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на уроке и создавал общую игровую атмосферу. Выделяем и раскрываем три основных этапа в методической организации обучающей игры на уроке русского языка: I этап: подбор и подготовка обучающей игрыII этап: организация и проведение обучающей игрыIII этап: объявление результатов обучающей игры.

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна решать посильные для учащихся задачи, однако нельзя исключать и задачи, которые выполнить нелегко. Ученики должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.

Игра требует столь же внимательного отношения, как и другие средства учебного воздействия на учащихся. Игра — важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Воспитательная сущность игр отражается в их правилах.

2. В целях формирования, развития и активизации познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев 5 и 6 экспериментальных классов нами была разработана и внедрена в рамках обучающего эксперимента авторская лингводидактическая система игр и игровых заданий, которая носит комплексный характер и соответствует поурочным тематическим планам. В соответствии с тематическим содержанием уроков лингводидактические игры соотнесены с изучением программного материала, для каждой игры указаны раздел, тема урока, методические цели, условие и задание. В самом лингводидактическом игровом задании заложены условия, формирующие умение сопоставлять, сравнивать, дифференцировать признаки языковых единиц, что уже само по, себе вызывает осознанное владение их функцией, формой, содержанием, что в совокупности и формирует языковую и речевую компетенции обучающихся.

3. На этапе контрольного эксперимента устанавливалась результативность и эффективность апробированной системы формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы. На основании разработанной уровневой характеристики и выявленных данных итоговых показателей определен итоговый уровень развития искомого интереса. Установлено, что результаты в экспериментальных классах значительно выше результатов обучения в контрольных классах. Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердили эффективность внедренной дидактической системы. Экспериментальная работа подтвердила результаты теоретического исследования, установила достоверность апробированной дидактической системы формирования и развития искомого интереса, разработанной в соответствии с целью и гипотезой исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку как неродному у учащихся национальных регионов является одной из актуальных и сложных дидактических проблем в современных условиях российского образовательного пространства.

В условиях полиязыковой ситуации Дагестана, где языком межнационального общения является русский, учителей русского языка тревожит невнимание учеников к слову, ограниченность словарного запаса, неумение точно и ясно формулировать свои мысли, в целом низкий уровень русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов.

В связи с этим возникает остроя потребность в теоретическом осмыслении и практической разработке приемов, максимально эффективно формирующих и развивающих познавательный интерес к русскому языку как языку межнационального общения у учащихся средней школы с целью повышения уровня развития русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов. Поиск методической доминанты в последние годы ведется в сфере игрового обучения.

На основании проведённого теоретического анализа проблемы формирования и развития искомого интереса средствами игровых технологий выявлены психо лого-педагогические, дидактические и лингвистические условия решения поставленных в данном исследовании задач.

Построение системы лингводидактического воздействия невозможно без анализа языкового контекста обучения, в частности рутульско-русского двуязычия. В связи с этим нами обобщены результаты сопоставительного описания разноструктурных русского и рутульского языков и выявлены причины возникновения интерферентных ошибок в русской речи рутульцев на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях языка.

На основании педагогической деятельности, систематического наблюдения и экспериментального анализа состояния обозначенной проблемы было установлено, что в условиях традиционной методики познавательный интерес к русскому языку у большинства учащихся 5−6 классов рутульской школы находится на недостаточном уровне развития. Это подтвердило обоснованность выдвинутой исследовательской гипотезы: формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы станет осуществляться более эффективно, если будет разработана и внедрена в образовательный процесс такая дидактическая система, которая средствами игровых технологий позволит повысить уровень искомого интереса.

Особая роль и большие возможности дидактических игр объясняются тем, что они существенно влияют на общее повышение мотивации к изучению предмета, развивают воображение, творческий поиск, интерес к исследованию, экспериментированию. Специфика лингводидактических игр в нерусской среде заключается в том, что они не только повышают интерес к занятиям и упрочивают положительную мотивацию учения, но и поэтапно формируют и развивают умения и навыки связной речи в аудировании, чтении, говорении и в письменной речи. Кроме того, в основе игровых действий лежит комплекс внутренних операций по выбору языковых средств, а также по принятию решений не только речевого, но и поведенческого характера, что облегчает учащимся сложный процесс анализа окружающего мира и закрепления отдельных явлений этого мира в неродной речи.

Проведение педагогического эксперимента первоначально предусматривало диагностирование исходного уровня развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев. Для этого имеющиеся в педагогике показатели уровней развития познавательного интереса были адаптированы к условиям данного эксперимента. В качестве критериев определения уровня развития искомого интереса использованы следующие показатели: 1) наличие (отсутствие) мотивации изучения русского языка в качестве языка межнациональной коммуникации- 2) коммуникативная культура — знания и умения по русскому языку- 3) познавательная активность на уроках русского языка.

В целях формирования, развития и активизации познавательного интереса к русскому языку у учащихся-рутульцев 5 и 6 экспериментальных классов была разработана и внедрена в рамках обучающего эксперимента авторская лингводидактическая система игр и игровых заданий, включающая следующие виды: графические, фонетические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, игры на перевод. Всего разработано 80 игр и игровых заданий: 40 для 5-ЭК и 40 для 6-ЭК, предназначенных как для классной, так и для внеклассной работы. Внеклассная работа отличается некоторой автономностью и обладает большими возможностями для расширения знаний и развития творческих умений обучающихся на основе выявленных интересов и способностей.

В соответствии с тематическим содержанием уроков лингводидактические игры соотнесены с изучением программного материала, для каждой игры указаны раздел, тема урока, методические цели, условие и задание. В самом лингводидактическом игровом задании заложены условия, формирующие умение сопоставлять, сравнивать, дифференцировать признаки языковых единиц, что уже само по, себе вызывает осознанное владение их функцией, формой, содержанием, что в совокупности и формирует языковую и речевую компетенции обучающихся.

Словарный материал, используемый в процессе экспериментального обучения, имел познавательный и культурологический характер. Технические средства, применяемые в обучении, были нацелены на аудиовизуальное стимулирование познавательного интереса к русскому языку.

На этапе контрольного эксперимента устанавливалась результативность и эффективность апробированной системы формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5−6 классов рутульской школы. Диагностика итогового уровня развития искомого интереса показала, что результаты в экспериментальных классах значительно выше результатов обучения в контрольных классах. Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердили эффективность внедренной дидактической системы, которая активизировала мыслительно-речевую творческую деятельность учащихся, позволила закрепить теоретические знания, сформировать и отработать практические умения и навыки. Разнообразные игры и игровые задания способствовали превращению внешней мотивации во внутреннюю, стимулировали интерес у учащихся 5−6 классов к изучению русского языка в условиях рутульско-русского двуязычия.

Таким образом, экспериментальная работа подтвердила результаты теоретического исследования, установила достоверность апробированной дидактической системы формирования и развития искомого интереса, разработанной в соответствии с целью и гипотезой настоящего исследования. Очевидно, что апробированная нами дидактическая система может быть адаптирована к обучению русскому языку учащихся-билингвов различных национальных регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.A. Культура русской речи в условиях национально-русского двуязычия Текст. / A.A. Абдуллаев Махачкала, 1995. — 298 с.
  2. , В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики) Текст. / В. А. Аврорин. Л., 1975.- 276 с.
  3. , A.A. Игры на уроках русского языка Текст. / A.A. Акишина, Т. Л. Жаркова, Т. Е. Акишина. М., 1990. — 95 с.
  4. , Ш. А. Установление гуманных отношений в процессе обучения Текст. / Ш. А. Амонашвили // Хрестоматия по психологии / Под ред. проф. A.B. Петровского. М., 1987. — 498 с.
  5. , А.Н. Пути повышения грамотности учащихся по русскому языку в восьмилетней школе Текст. / А. Н. Андреев. -М., 1961. 98 с.
  6. Н.П. Воспитание игрой Текст. / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  7. , П. Игровые задачи на уроках русского языка Текст. / П. Аркадьев, А. Кадыкова. М., 2005. — 30 с.
  8. , А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка Текст. / А. Т. Арсирий, Г. Н. Дмитриева. Ч.1.- М., 1963. — 56 с.
  9. , А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка Текст. / А. Т. Арсирий. Ч.П.- М., 1967. — 286 с.
  10. Ю.Арутюнов, А. Р. Игровые задания на уроках русского языка Текст. / А. Р. Арутюнов, П. Г. Чеботарев, Н. Б. Музруков. М., 1984. — 217 с.
  11. , С.Д. Русский язык: Учебник для 6 класса национальных школ Текст. / С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская, Х. Х. Сукунов, Н. М. Хасанов. -Спб., 2002. 319 с.
  12. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1985. — 150 с.
  13. , Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. Начальная школа Текст. / Н. В. Бабкина. М., 1998. — № 4.
  14. , П.М. Играем на уроках русского языка Текст. / П. М. Баев. М., 1989.-87.
  15. , Н.Т. Методика преподавания русского языка Текст. / Н. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1990.
  16. , У.А. Практикум по внеклассной работе в вузе Текст.: для студентов иностранного языка педагогических институтов / У. А. Башкирова, Т. А. Соловьёва. Иваново, 1971. — 96 с.
  17. , Е.Е. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. Е. Бенина. М., 2000. — 213 с.
  18. , JI.B. Развитие познавательного интереса к русскому языку у студентов экономического факультета вуза в условиях многоязычия Текст.: дис. канд. пед. наук / JI.B. Березина. М., 2009. — 182 с.
  19. , С.И. Вопросы обучения произношению применительно к преподаванию русского языка иностранцам Текст. / С. И. Бернштейн // Вопросы фонетики и обучение произношению. М., 1975. — С. 7.
  20. , З.У. Двуязычие и культура русской речи Текст. / З. У. Блягоз. -Майкоп, 1977.-95 с.
  21. , Г. А. Морфемный разбор как средство развития интереса учащихся к русскому языку Текст. / Г. А. Богданова \ РЯШ.-1982.-№ 5. -С. 41−44.
  22. , Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя Текст. / Г. А. Богданова. М., 2003. — 206 с.
  23. , Л.И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 310 с.
  24. , В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособие Текст. / В. М. Букатов. М., 1997.
  25. , Г. Г. Виды звуковой интерференции в русской речи учащихся: дагестанцев Текст. / Г. Г. Буржунов //РЯНШ. 1975. — № 6. — С. 31−37.
  26. , Г. Г. Сравнительно-типологическая фонетика русского и дагестанских языков Текст. / Г. Г. Буржунов. Махачкала, 1975-а.-78 с.
  27. , Г. Г. Роль социолингвистических факторов в развитии двуязычия (на материале ДАССР) Текст. / Г. Г. Буржунов // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. -М.: Наука, 1979.-С. 15−21.
  28. , Г. Г. Межъязыковая интерференция на фонетико-фонологическом уровне в условиях национально-русского двуязычия Текст. / Г. Г. Буржунов // Русский язык и языки народов Дагестана. -Махачкала, 1991. С. 45−47.
  29. , Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев. -М., 1897.-82 с.
  30. , Е.А. Русский язык: Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. 5 класс Текст. / Е. А. Быстрова, О. М. Александрова, О. В. Зеленова, Е. Е. Семенова. М., 2009. — 238 с.
  31. Вайнрайх, У. Языковые контакты Текст. / У. Вайнрайх. Киев, 1979.-261с.
  32. , Н.Л. Русский язык в афоризмах Текст.: учеб. пособие / Н. Л. Векшин. Эдиториал УРСС, 2004.- 184 с.
  33. , Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка Текст. / Л. И. Величко.- М., 1983.- 127 с.
  34. , В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе Текст. / В. М. Вергасов. Киев, 1985.- 109 с.
  35. , Г. О. Избранные работы по русскому языку Текст. / Г. О. Винокур. М., 1959. — 492 с.
  36. , Н.С. Воспитание интереса к урокам русского языка на основе семантического анализа языковых явлений Текст.: дис. канд. пед. наук / Н. С. Вислобокова. М., 1986. — 210 с.
  37. , Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Л. Г. Вишнякова. М.: МГУ, 1987. -109 с.
  38. , А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе Текст. / А. И. Власенков. М., 1982. — 189 с.
  39. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 331 332.
  40. , Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л. С. Выготский И Вопросы психологии. 1966, № 6. — с. 62−76.
  41. , Н.И. Использование занимательности как средство повышения качества обучения русскому языку Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /Н.И.Гамбург. Л., 1966.-25 с.
  42. , Е.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Е. И. Гербарт. T.I. — М., 1940. — 94 с.
  43. , Ю.Б. Введение в общую психологию Текст.: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.:ЧеРо, 1998. — 332 с.
  44. , Г. Г. Секреты орфографии Текст. /Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. -М., 1991.-222 с.
  45. , К.Э. Грамматическая интерференция в русской речи учащихся-дагестанцев (рутульцев) Текст. / К. Э. Джамалов.-Махачкала, 1998. 104 с.
  46. , К.Э. Лексико-семантическая интерференция в русской речи двуязычных дагестанцев Текст.: учеб.-метод. пособие по спецкурсу / К. Э. Джамалов. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. — 70 с.
  47. , Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе Текст. / Ю. Д. Дешериев.-М., 1966.- 402 с.
  48. , В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе Текст. /Доклад чл.-кор. АПН РСФСР В. А. Добромыслова. М., 1950. — 45 с.
  49. , В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классов на занятиях по русскому языку Текст. / В. А. Добромыслов. М., 1956.-80 с.
  50. , Е.И. Работа по развитию речи на уроках грамматики и орфографии Текст. / Е. И. Досычева // РЯШ. 1940. — № 3. — С. 41−45.
  51. , Р.И. Игра и ее педагогическое значение Текст. / Р. И. Жуковская. М.: Педагогика, 1975. — 111 с.
  52. Текст. / А. И. Зарецкий. М., 1961. — 167 с. 58.3дравомыслов, А. Г. Проблемы интереса в социологической теории
  53. Текст. / А. Г. Здравомыслов. Л., 1964. — с. 73. 59. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку Текст] /И.А.
  54. , Г. Х. Рутульский язык Текст. / Г. Х. Ибрагимов. -Махачкала, 2004. 307 с.
  55. , В.А. После урока Текст. / В. А. Иванов, Г. А. Панов, З. А. Потиха // На уроке и после урока. М., 1962. — 67 с.
  56. , П.П. Предисловие к сборнику Текст. / П. П. Иванов //Вопросы преподавания русского языка в восьмилетней школе. М., 1963. — С. 3−5.
  57. Игровое моделирование: Методология и практика Текст. / Отв. Ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 230 с.
  58. , Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения Текст. / Д. Н. Кавгарадзе. -М., 1998.
  59. , Т.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам Текст. /Т.А. Китайгородская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 176 с.
  60. , М.В. Педагогическая технология Текст. /М.В. Кларин. М., 1989.
  61. , Е.И. Активизация учащихся и развитие их интереса к занятиям на уроках грамматики Текст. / Е. И. Кореневский //Пути совершенствования преподавания русского языка в 5−8 классах/ Под ред. В. А. Добромыслова. М., 1962. — С. 38−46.
  62. , В.Г. Культура языка и речи в свете языковой политики Текст. / В. Г. Костомаров //Язык и стиль. М., 1965. — С. 31.
  63. , А.Н. Дидактическая структура системного усвоения знаний в средней школе Текст.: дис. канд. пед. наук/ А. Н. Крутецкий. М., 1982.-238 с.
  64. , Ю.В. Формирование познавательного интереса к русскому языку в 5, 6, 7 классах общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /Ю.В. Кулеша. М., 2000. — 26 с.
  65. , Н.Д. Психология Текст. / Левитов Н. Д. М., 1964. — 156 с.
  66. , В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст.: учебное пособие / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1987.- 89 с.
  67. , Е.А. Развитие познавательного интереса студентов профессиональной высшей школы в дидактическом диалоге Текст.: дис. канд. пед. наук/ Е. А. Липендина. Барнаул, 2006. — 187 с.
  68. , С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка Текст. / С. И. Львова //РЯШ.- 1984.-№ 2.-С.36- 39.
  69. , Г. А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук/ Г. А. Любимова. М., 2005.- 239 с.
  70. , Г. И. Учет особенностей родных языков в процессе обучения русскому языку Текст. / Г. И. Магомедов.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.-48 с.
  71. , Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях полиязычия Текст. / Т. И. Магомедова. -Махачкала, 2009. 233 с.
  72. , А.К. Мотивация учебной деятельности школьника Текст. / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 136−142.
  73. Методика русского языка в дагестанской национальной школе Текст. / Под ред. Магомедова Г. И. Махачкала, 2004. — 615 с.
  74. , Е. М. От игры к знаниям Текст. /Е.М. Минкин. М., 1983.
  75. Миньяр-Белоручев, Р. К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному Текст. / Р.К. Миньяр-Белоручев // ИЯШ. 1991. — № 5. — С. 14−16.
  76. , О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного Текст. / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров. М., 1990. -267 с.
  77. , М.М. Культура русской речи Текст. / М. М. Михайлов. -Чебоксары, 1966. 190 с.
  78. , Н.Г. Учителю о познавательном интересе Текст. / Н. Г. Морозова. М., 1979. — 73 с.
  79. , В.Н. Проблема потребностей в системе психологии Текст. /В.Н. Мясищев // Ученые записки Ленинградского госуниверситета. Л., 1957.- № 244., Вып. П. — С. 14−21.
  80. , P.C. Психология Текст. / М., 1990. — 250 с.
  81. , Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры Текст. /Б.П. Никитин. М, 1990.
  82. , Р.Б. Пути активизации познавательных интересов учащихся при обучении русскому языку в казахской школе Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук/ Р. Б. Нуртазина. М., 1985. — 19 с.
  83. Общая психология Текст. / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева,
  84. A.A. Степанова. М., 1981.- 383 с.
  85. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им.
  86. , И.М. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарями Текст. / И. М. Подгаецкая //РЯШ.-1982.-№ 5. -С. 14−17.
  87. , И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка Текст. / И. М. Подгаецкая. М., 1985. — 208 с.
  88. , H.A. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4−6 классов к урокам русского языка Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / H.A. Подшибякина. М., 1985. — 27 с.
  89. , З.А. Как сделаны слова в русском языке Текст.: справочник служебных морфем. Пособие для учителя / З. А. Потиха.- Д., 1974.- 132 с.
  90. , Е.П. Кружок русского языка в школе Текст. / Е. П. Преображенская. М.-Л.Д966. — 47 с.
  91. , О.Я. Некоторые вопросы методики преподавания русского языка в дагестанской национальной школе Текст. / О. Я. Прик. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. — 104 с.
  92. , Т.Н. Методика урока русского языка Текст.: Краткий очерк / Т. Н. Приступа. Рязань, 1971. — 56 с.
  93. Программа по русскому языку для V-XI классов национальных школ РФ Текст. / Под общей редакцией Х. Х. Сукунова, Л. А. Тростенцовой. -Минобразование РФ, 2002. 53 с.
  94. , М.М. Организация обучения русскому языку в свете современных требований Текст. / М. М. Разумовская // РЯШ. 1982.-№ 4.-С. 9−12.
  95. , A.A. О некоторых трудностях обучения произношению Текст. /A.A. Реформатский // Русский язык для студентов-иностранцев. -М., 1961.- с. 6−12.
  96. , Я.И. О закономерных соответствиях при переводе на родной язык Текст. / Я. И. Рецкер // Теория и методика учебного перевода. -М., 1950.-С. 156−173.
  97. Рик, Т. Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс Текст. / Т. Г. Рик. -М., 2011.-127 с.
  98. , В. Ю. Языковые контакты Текст. / В. Ю. Розенцвейг. -Л, 1972. 102 с.
  99. Ю.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологи Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М, 1946.-593 с.
  100. Ш. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир Текст. /С.Л. Рубинштейн// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.-389 с.
  101. , В.Х. Психологический анализ факторов мотивации овладения вторым языком Текст.: автореф. дис. докт. псих, наук / В. Х. Салибаев. М., 1971. — 52 с.
  102. ПЗ.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  103. , Г. П. Активизация познавательной деятельности учащихся на первых уроках по словообразованию в 4 классе Текст. / Г. П. Соколова // РЯШ.-1982.- № 5. С. 47−50.
  104. , H.H. Необычное словообразование Текст. / Н. Н. Соловьева. -М, 1998.- 125 с.
  105. , М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка Текст.: пособие для учителя / М. Ф. Стронин. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  106. , Х.Х. Структурно-типологический анализ развития национально-русского двуязычия Текст. / Х. Х. Сукунов.- Нальчик, 1984.-209 с.
  107. , Е.А. Преподавание русского языка и родной язык учащихся Текст. / Е. А. Супрун // РЯНШ. 1962. — № 3. — С. 7−11.
  108. , Р.Т. Лингводидактические проблемы развития интереса студентов национальных групп вузов к овладению русским языком Текст.: дис. докт. пед. наук / Р. Т. Талипова. М., 1985. — 275 с.
  109. Теория и практика обучения русскому языку Текст. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2007. — 336 с.
  110. , В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) Текст. / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М., 2008. — 281 с.
  111. , Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия Текст. / Н. Б. Троицкая. М: Астрель, 2004. — 167 с.
  112. , Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко. М, 1973.-255 с.
  113. , Ф.П. Несколько слов о языковой норме и культуре речи Текст. /Ф.П. Филин // Вопросы культуры речи. 1966.-Вып. 7. — С. 68 — 75.
  114. , М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия) Текст. / М. М. Фомин. М., 1998. — 280 с.
  115. , Д.В. Занимательная грамматика. Русский язык Текст. / Д. В. Цыганкин. Саранск, 2004. — 156 с.
  116. , А.К. К проблеме своеобразия русской речи в условиях национально-русского двуязычия Текст. / А. К. Шагиров // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. — с. 140−144.
  117. , Н.М. Содержание предмета «Русский язык» в национальной школе Текст. / Н. М. Шанский, Е. А. Быстрова // Русский язык как предмет изучения в национальной школе. М., 1983. — С. 112.
  118. , С.А. Игры для учащихся феномен культуры Текст. / С. А. Шмаков. -М.: Новая школа, 1994. — 203 с.
  119. , М.И. Лингвистические основы обучения русскому произношению учащихся-дагестанцев на продвинутом этапе Текст. / М. И. Шурпаева. Махачкала, 1980. — 178 с.
  120. , В. Очерки по лингводидактике Текст. / В. Шярнас. -Вильнюс: Моксалас, 1976. 216 с.
  121. , Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе Текст. / Л.В. Щерба// Общие вопросы методики. М.: Учпедгиз, 1947.-С.319−337.
  122. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л.В.1. Щерба. Л., 1974. — 428 с.
  123. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М., 1971.- 351 с.
  124. , К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — 360 с.
  125. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Знание, 1974.
  126. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1975.
  127. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  128. , B.C. Светлая радость познания Текст. / B.C. Юркевич. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  129. Arnold R. A. The function of language game in the classroom. // FLT Journal. 1979. — Vol. 33, № 3 — P. 205−207.
  130. Birnbaum R. Games and Simulation in Hiqber Edication. // Simulation and games. London: Beverly Hiles Sade Rublications. — 1982. — Vol. 13, № 1 — P. 3−12.
  131. Hadfield J. Advanced Communication games. Edinburgh, 1987.
  132. Lugram E. Age and Language Learning, In: Advises in the Teaching of Modern Language. Vol. 1. -N. Y., 1964.1. АНКЕТА
  133. Мотивы изучения русского языка 3 2 1
  134. Мне нравятся уроки русского языка
  135. Я изучаю русский язык, чтобы быть грамотным
  136. Я изучаю русский язык, чтобы общаться с людьми других национальностей
  137. Я изучаю русский язык, чтобы лучше успевать по другим предметам
  138. Я изучаю русский язык, чтобы быть умным и много знать
  139. Я хотел (-ла) бы, чтобы уроки русского языка проходили в форме игры
  140. Я изучаю русский язык, чтобы родители не ругали за плохую успеваемость
  141. Я изучаю русский язык, чтобы быть для всех примером
  142. Я изучаю русский язык, чтобы получать хорошие оценки
  143. Я изучаю русский язык, чтобы после окончания школы продолжить учебу
  144. ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ Ежик (5 класс)
  145. На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.
  146. Все повторилось и на следующий день. Ежик словно взялся снабжать меня едой приносил то яблоки, то груши.1. По Ю. Збанацкому)1. Лесная чаша (6 класс)
  147. Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был очень теплый.
  148. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку здравствуйте!
  149. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна.1. По М. Пришвину)
Заполнить форму текущей работой