Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные педагогические пути повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: а) актуализация подготовки профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла к формированию патриотических качеств студентов вузов, условиями реализации которого являются: совершенствование учебной работы руководящего… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ развития патриотических качеств студентов вузов в дореволюционной России
    • 1. 2. Сущность, содержание и особенности процесса развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин
    • 1. 3. Анализ современного состояния развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Опытно-экспериментальной проверка результативности педагогического эксперимента
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 3. 1. Актуализация подготовки профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла к формированию патриотических качеств студентов вузов
    • 3. 2. Реализация патр иоти ч ее кого потенциала содержания гуманитарных дисциплин в процессе их преподавания в вузах
    • 3. 3. Совершенствование самовоспитания патриотических качеств студентами в ходе изучения гуманитарных дисциплин

Развитие патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях модернизации системы высшего профессионального образования в Российской Федерации патриотическое воспитание студентов вузов приобретает особую значимость и актуальность. Как показало проведенное исследование, в теории и практике патриотического воспитания студентов высшей школы в современных условиях происходят существенные изменения, связанные с корректировкой требований государственных образовательных стандартов к циклу гуманитарных дисциплин1.

Анализ практики патриотического воспитания студентов свидетельствует, что в ходе изучения гуманитарных дисциплин накоплен определенный опыт по формированию у них патриотических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Однако, в последнее время воспитательное воздействие гуманитарных дисциплин на формирование патриотических идей и взглядов заметно снизило свою эффективность. В частности, это связано, прежде всего, с массовые выхолащиванием в 90-е годы XX века из вузовских программ и тематических планов по гуманитарного цикла тем патриотического содержания, что привело к конфликту поколений, духовной деградации значительной части молодежи и снижению мотивации к защите своей Родины.

Кроме того, возможности патриотического воспитания молодежи в современных вузах снижаются вследствие недостаточной подготовленности к этому педагогических кадров, ослабления их личной мотивации к формированию у студентов качеств, необходимых для патриота и гражданина своей страны. Более 57% преподавателей исследуемых вузов отметили, что испытывают затруднения в реализации целей патриотического воспитания студентов при проведении занятий по дисциплинам гуманитарного цикла. Вместе с тем, деятельность профессорско-преподавательского состава вузов по патриотическому воспитанию студентов, по-прежнему, не носит систематического и комплексного характера. Во многих педагогических коллективах не сложилось единых взглядов на про.

1 См.: Постановление Правительства РФ № 422 от И июля 2005 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006;2010 годы». 3 цесс формирования и развития патриотических качеств в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Изучение педагогической деятельности в экспериментальных вузах показало, что более 60% профессорско-преподавательского состава определяет патриотическую значимость учебных дисциплин гуманитарного цикла как среднюю. Характерно, что большинство преподавателей отождествляют организацию патриотического воспитания только с учебными занятиями и совершенно исключают из нее работу со студентами во внеучебное время. Основными причинами этих недостатков является недостаточная научная разработанность проблемы патриотического воспитания в системе вузов, неподготовленность к данной деятельности преподавателей и низкая мотивация самих студентов на развитие патриотизма. Сложившаяся ситуация создает объективные препятствия для практической реализации целей патриотического воспитания студентов, формирования у них патриотических качеств.

Вместе с тем, в современных высших учебных заведениях на изучение предметов гуманитарного цикла отводится до 25% учебного времени. Однако, например, в инженерных вузах бюджет учебного времени на подготовку по психологии и педагогики отводит от 94 до 132 часов, а в педагогических вузах — до 1500 часов. Рассматривая проблему реализации патриотического потенциала гуманитарных дисциплин, необходимо отметить, что объем аудиторных часов на гуманитарные дисциплины недостаточен. Как правило, они представляют собой семестровые курсы при двух часовой нагрузке в неделю. При этом содержание данных курсов по государственному образовательному стандарту является достаточно объемным. В этой связи важным является вопрос о единых требованиях и системе преемственности при реализации патриотической составляющей в процессе преподавания данного блока учебных дисциплин.

В целях наиболее эффективной реализации патриотической составляющей гуманитарных дисциплин целесообразно в процессе их изучения отойти от академического стиля преподавания, расширяя применение яркого стиля изложения, а также разнообразных формы организации работы со студентами. Важно показать наиболее яркие примеры высоты духа в истории и культуре нашего народа, их влияние на патриотизм личности и нации. Кроме того, студентам активно надо предлагать для изучения литературу и источники, которые раскрывают различные концепции патриотического воспитания как исторические и так современные. Вместе с тем необходимо отметить, что по сравнению с 1988 г. в зависимости от специальности и конкретного вуза объем обществоведческой подготовки уменьшился более чем в 2 раза, объем изучения исторических дисциплин уменьшился более чем в 4 раза.

Поэтому особую важность имеет определение приоритетных направлений развития научно-педагогических основ патриотического воспитания студентов. При этом существует объективная потребность в продолжение научного поиска и разработки системы научных категорий и понятий, отражающих сущность и содержание ценностей государственности и патриотизма, а также управления процессом их формирования в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Вместе с тем вузы страны имеют достаточно возможностей для патриотического воспитания студентов как в учебное время, так и вне его. Актуальной остается и проблема выявления и обоснования приоритетных педагогических путей повышения эффективности патриотического воспитания в условиях вузах, а также разработки современных методик воспитания качеств гражданина и патриота у студентов высшей школы.

Анализ научной литературы показывает, что проблемам развития граж-данско-патриотических качеств студенческой молодежи посвящены работы культурологов и философов H.A. Бердяева, Н. Я. Данилевского, А. Д. Жаркова, И. А. Ильина, Т. Г. Киселевой, Н. В. Кротовой, В. И. Лутовинова, И. Н. Романова, В. В. Розанова, B.C. Садовской, B.C. Соловьёва, Ю. А. Стрельцова, В.И. Черни-ченко, О. В. Черновой, В. М. Чижиковастановлению личности студента посред-ствам патриотического воспитания — работы отечественных социологов Ю. Р. Вишневской, Е. И. Головахи, Г. Е. Зборовского, Б. С. Павлова, М. И. Руткевича, М. Х. Титмы. Кроме того, важнейшие аспекты патриотического воспитания российской молодежи и формирования русских патриотических традиций раскрыты в трудах историков С. И. Беленцова, А. И. Ватулина, А. П. Волкова, А. П. Медведицкова, С. А. Минюковой, В. В. Прилуцкого, P. JL Рождественской, И. Ю. Синельникова. Психологические стороны патриотического воспитания исследовались в работах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, JT.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Педагоги, представители прогрессивной отечественной мысли, В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, В. Я. Стоюнин, К.Д. Ушин-ский, С. Т. Шацкий в своих произведениях исследовали духовную и психологическую сущность русского народа, национальные ценности в воспитании и образовании, среди которых в качестве важнейшей выделяли патриотизм. Они считали, что личность должна обладать национальным своеобразием, знанием истории России, жизни народа.

Теоретический анализ исследований по проблеме патриотического воспитания советского периода показал, что большой вклад в разработку его содержания, принципов, форм, средств и методов внесли Н. К. Крупская, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, в произведениях которых фактически содержатся основы системного подхода к воспитательной деятельности, получившего развитие в трудах В. А. Караковского, А. И. Кочетова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.

Вопросам патриотического воспитания в последние годы уделяется много внимания. Концептуальные положения патриотического воспитания рассмотрены в работах A.B. Абрамова, С. А. Алиевой, A.A. Козлова, C.B. Кривых, C.B. Марзоева, Н. Д. Никандрова, А. П. Петрянкиной, В. В. Пионтковского, Г. А. Самарца, Ю. Б. Соколовской, Ю. Н. Трифонова. Воспитанию патриотизма студенческой молодежи на современном этапе посвятили свои диссертационные исследования A.A. Аронов, A.M. Арсеньев, A.B. Барабанщиков, В.А. Бе-ловцев, В. И. Вдовюк, С. Н. Винникова, A.M. Герасимов, Т. П. Гвоздева, И. Н. Глазунова, В. П. Давыдов, В. М. Горбунов, С. К. Ильин, И. С. Ключников,.

В.И. Ковалев, С. И. Кожевников, М. П. Коробейников, В. Е Кучеров, Ю. В. Лазарев, Д. М. Магдиев, И. И. Мельниченко, С. И. Мешкова, A.C. Миловидов, И. Т. Огородников, Е. А. Пеньковский, В. Ф. Родин, A.C. Рыбчинчук, В.Ф. Са-мойленко, Ю. В. Славинский, В. А. Сластенин, А. И. Сорокин, И. Д. Табунов, В. Н. Устякин, В. Е. Уткин, A.B. Фадеев, Н. Ф. Феденко, Ш. Ш. Хайруллин и др.

Однако, несмотря на их фундаментальность, большинство исследований проводилось в условиях политической и социально-экономической ситуации во многом отличной от современной жизни. В связи с этим ряд научных и прикладных положений требует уточнения и совершенствования. Кроме того, из анализа педагогической литературы следует, что проблема развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин недостаточно исследована. С учетом фрагментарности исследований проблем формирования и развитие патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, а также отсутствия научных исследований данной проблемы на уровне кандидатских диссертаций, была определена научная задача диссертационного исследования, заключающаяся развитии патриотических качеств студентов вузов на основе комплексного подхода к согласованию педагогических усилий субъектов данного процесса по построению патриотически ориентированной образовательной среды вуза, позволяющей сформировать систему связей тематики патриотической направленности по курсу гуманитарных дисциплин, которая дает возможность с наибольшей эффективностью обеспечивать формирование у студентов необходимых патриотических качеств и способствовать их всестороннему развитию.

Объектом диссертационного исследования является система патриотического воспитания студентов учебных заведений высшего профессионального образования, а его предметом — педагогическая сущность, содержание, структура и пути развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать сущность, содержание и структуру процесса развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, а также выявить основные педагогические пути повышения эффективности исследуемого процесса.

Задачи исследования:

1. Обосновать основные теоретические и прикладные положения развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

2. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности процесса развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

3. Выявить и обосновать педагогические пути повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что в современных условиях наметилось противоречие между требования к усилению патриотической направленности гуманитарных дисциплин в учебных заведениях и реальным состоянием процесса развития патриотических качеств у студентов в ходе их изучения в вузах России. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе актуализации подготовки профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла к формированию патриотических качеств студентов вузов, реализации патриотического потенциала содержания гуманитарных дисциплин в процессе их преподавания, а также совершенствования самовоспитания патриотических качеств студентами в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются положения личностно-социально-деятельностного подхода о единстве сознания и деятельности человека, о ведущей роли деятельности в его развитии, о воспитании как процессе формирования у человека системы отношений, о ведущей роли социальных условий в формировании личности, о воспитательной работе как специально организованной совместной деятельности воспитателей и воспитуемых и др.- положения квалиметрического подхода к изучению и оценке педагогических явлений (Е.В. Яковлев, Н.В. Акинфеева)2- положения общей педагогики и педагогики высшей школы (В.И. Вдовюк, Н. С. Кравчун, Н.И. Киря-щов, В.Я. Слепов) — социальной педагогики — о социальной детерминированности педагогической технологии воспитания (В.А. Никитин, Г. К. Селевко и А.Г. Се-левко) — военно-педагогической теории воспитания военнослужащих — о направлениях и условиях повышения качества воспитания и перевоспитания военнослужащих (A.B. Барабанщиков, Д. П. Познанский, В. Н. Герасимов, П.Н. Городов), о педагогической технологии, как необходимом условии совершенствования воспитательной деятельности (А.П. Шарухин).

Источниковедческую базу диссертации составили диссертации, монографии и другие научные публикации отечественных авторов по теме исследования A.A. Аронова, В. И. Вдовюка, А. П. Волкова, А. Н. Вырщикова, A.A. Крупника, В. В. Макарова, Ю. Н. Трифонова, Н. Е. Хворова, A.A. Черкасова4, Е.А. л.

См.: Яковлев Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. № 3- Акинфеева Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. № 4. 3.

См.: Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. М., 2000; Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.

4 См.: Аронов A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 1990; Волков А. П. Деятельность Коммунистической партии по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи (1961;1988гг.). Историографическое исследование: Дис. канд. ист. наук. М.: ВПА, 1989; Вырщиков А. Н. Педагогическое управление системой военно-патриотического воспитания студенческой молодежи во внеучебное время: Дис. канд. пед. наук. Ашхабад, 1978; Крупник A.A. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. канд. филос. наук. М., 1995; Макаров В. В. Патриотизм как философская проблема: Дис. д-ра филос. наук. М., 1990; Трифонов Ю. Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. М., 1997; Хворов Н. Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и военно-профессионального воспитания: Дис. канд. пед. наук. М., 1995; Черкасов A.A. Педагогические основы формирования у студентов педвуза готовности к военно-патриотическому воспитанию у учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1986 и др.

Пеньковского, В. И. Лутовинова, A.M. Герасимова, В. Е. Кучерова, а также материалы научных семинаров и конференций.

Исследование проводилось в Российском государственном социальном университете, Российском новом университете, Московском гуманитарно-экономическом институте. Непосредственное участие в исследовании приняли более 30 экспертов, 56 преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, более 500 студентов.

Непосредственная работа над диссертацией проводилась в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) — подготовительном — осуществлялось изучение научных источников по проблеме, выбор объекта и предмета исследования, разработка гипотезы и методики опытно-экспериментальной работы, предварительное изучение и анализ практики развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, уточнение плана диссертации и программы экспериментальной работы.

Второй этап (2008;2009 гг.) — основной — представлял собой непосредственное проведение педагогического эксперимента по реализации комплексной модели развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Одновременно вносились коррективы в методику исследования. Формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых применялись в образовательном процессе учебных заведений высшего профессионального образования, в которых проходил эксперимент, уточнялась гипотеза исследования. Определялись и апробировались основные пути и условия повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов.

Третий этап (2009;2010 гг.) — заключительный — включал окончательную обработку, систематизацию и обобщение полученных данных, их широкую апробацию в целях проверки эффективности выявленных путей и условий повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, внедрение научно-методических рекомендаций в практику исследуемого процесса, литературное оформление диссертационной работы, подготовку и издание публикаций по исследуемой теме.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями: изучено 130 научных трудов и различных литературных источников, 80 документов современного периода (приказы и планы воспитательной работы и государственных вузовакты итоговых проверок и другие аналитические документы) — проанализированы организация, содержание и методика патриотического воспитания студентов, реализация патриотического потенциала учебных занятий и мероприятий проводимых со студентами во внеучебное времяпроведено почти 80 индивидуальных бесед и более 30 групповых бесед по проблеме исследованияизучено и обработано более 500 анкет, заполненных студентами и преподавателями вузовразработаны и опубликованы конкретные рекомендации по развитию патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дана характеристика развития патриотических качеств у студентов в системе высшего образования, на основе анализа историко-педагогического и современного опыта;

— обоснованы педагогическая сущность, содержание, структура и особенности процесса развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин в современных условиях;

— разработана и опытно-экспериментальным путём проверена комплексная модель повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, определены критерии и показатели оценки её эффективности;

— выявлены и в ходе опытно-экспериментальной работы апробированы основные пути повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: актуализация подготовки профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла к формированию патриотических качеств студентов вузов, реализация патриотического потенциала содержания гуманитарных дисциплин в процессе их преподавания в вузах, совершенствования самовоспитания патриотических качеств студентами в ходе изучения гуманитарных дисциплин, а также условия их успешной реализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснованные сущность процесса развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, под которой понимается систематическая и целенаправленная деятельность субъектов вузов, государственных организаций и общественных объединений заключающаяся в создании национал ьно-патриотически ориентированной образовательной среды вуза, позволяющей формировать в ходе изучения гуманитарных дисциплин систему государственно-патриотических знаний и личностных убеждений, реализующихся в высоком патриотическом сознании, чувстве верности своему Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностейструктура (субъект, объект, цель, задачи, закономерности, противоречия, принципы, методы, формы, средства, результат, условия, обеспечивающие эффективность развития патриотических качеств у студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин) — содержание, определяющееся совокупностью формируемых патриотических качеств и включающее в себя развитие гражданской зрелости, любви к Отечеству, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремлению к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовности к преодолению трудностей вплоть до самопожертвования, а также отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности, готовой реализовать сформированные качества в интересах общества и государства.

2. Разработанная и апробированная в процессе опытно-экспериментальной работы комплексная модель повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, содержащая организационные, содержательные и методические мероприятия, проводимые со студентами и преподавателями, как в учебное, так и во внеучебное время.

Критерии оценки эффективности модели: целевой, мотивационный, организационно-содержательный, интегративный и их конкретные показатели.

3. Выявленные педагогические пути повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: а) актуализация подготовки профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла к формированию патриотических качеств студентов вузов, условиями реализации которого являются: совершенствование учебной работы руководящего и профессорско-преподавательского составакорректировка организации методической работыпроектирование и организация профессионального самосовершенствованияб) реализация патриотического потенциала содержания гуманитарных дисциплин в процессе их преподавания в вузах, условиями реализации которого служат: единство теоретической и практической деятельности профессорско-преподавательского состава гуманитарного цикла по организации процесса развития патриотических качеств студентовнаращивание комплексирования и улучшение согласованности патриотических воздействий и взаимодействий в ходе изучения гуманитарных дисциплинповышение требовательности к уровню патриотического содержания дисциплин гуманитарного профиля и соответствия требованиям современного моментав) совершенствования самовоспитания патриотических качеств студентами в ходе изучения гуманитарных дисциплин, основными условиями реализации которого являются: построение системы самовоспитания студентов в целостном педагогическом процессе в соответствии с учебными планами гуманитарных дисциплинприменение преподавателями, сотрудниками факультетов, другими субъектами целостного педагогического процесса приемов и способов педагогического стимулирования активной самовоспитательной работы студентоввооружение студентов современными методиками самостоятельного учебного трудаизучение индивидуальных особенностей обучаемых и их учет в процессе планирования, организации, содержания и методики самовоспитания.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристикахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение важной научной задачи педагогики высшей школы — обоснование сущности, содержания, особенностей развития патриотических качеств студентов и педагогических путей повышения их эффективности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Разработанные научные и прикладные положения рассматриваемой проблемы позволяют более адекватно отразить современные научные представления о психолого-педагогических основах данного процесса в вузах и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с патриотическим воспитанием специалистов в учебных заведениях высшего образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования дают возможность более эффективно организовывать процесс развития патриотических качеств студентов вузовпреподавательский состав может использовать разработанные критерии для оценки эффективности исследуемого процессареализация комплексной модели и практических рекомендаций позволит повысить эффективность данного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в учебном и воспитательном процессе Российского государственного социального университета (РГСУ), Российского нового университета (РосНОУ), Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ), и других учебных заведениях высшего профессионального образования. Отдельные положения вошли в методические рекомендации преподавательскому составу вузов России, участвующих в опытно-экспериментальной работе. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференциях, на учебных занятиях. Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций автора, в том числе и в рекомендованных ВАКом журналах.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Научные и прикладные основы развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплинГлава II. Опытно-экспериментальное исследование развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплинГлава III. Основные пути повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Результаты исследования показали, что совершенствование самовоспитанием студентов является составным элементом воспитательного процесса вуза и должно осуществляться комплексно, на научной основе. Выявлено, что эффективность патриотического воспитания и самовоспитания студентов возрастает в результате применения субъектами патриотического воспитания Комплексной программы. Это позволяет реализовать общий замысел и системность патриотического воспитания и самовоспитания студентов вузов, повысить уровень их патриотического сознания и патриотических качеств личности.

Практические рекомендации.

Результаты диссертационного исследования дают основания сформулировать практические рекомендации. В целях развития патриотических качеств у студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин рекомендуется:

1. Органам управления высшим образованием:

— оптимизировать содержание ГОС В ПО по гуманитарным дисциплинам в целях эффективной реализации патриотического потенциала и оптимального распределения его на весь период обучения в вузе (см. глава III § 2);

— ввести в состав квалификационных характеристик выпускников показатель сформированности патриотических качеств в соответствии с критериями оценки эффективности данного процесса, разработанными в диссертации (см. глава II § 1);

— с целью актуализации учебных планов и программ гуманитарного цикла по окончании пятилетнего срока действия вносить в них коррективы, обусловленные регулярно проводимым анализом практики развития патриотических качеств специалиста во время обучения в вузе (см. глава III, § 2, 3);

— способствовать созданию качественно новой научно-экспериментальной и учебно-информационной базы вузов, обеспечивающей овладение профессионально значимыми патриотическими качествами и формирование у студентов устойчивой мотивации к дальнейшему патриотическому воспитанию и самовоспитанию (см. глава III).

2. Руководству высших учебных заведений:

— реализовывать разработанную комплексную модель повышения эффективности развития патриотических качеств студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин в целях повышения качества их профессиональной подготовки и с учетом специфики образовательного процесса в конкретном вузе (см. приложение № 1);

— оптимизировать содержание учебных программ, тематических планов, методических разработок и т. д. по гуманитарным дисциплинам, повысить их практическую направленности на развитие патриотических качеств у студентов, компенсировать недостаток учебного времени за счет реализации патриотической направленности мероприятий проводимых как в учебное, так и внеучебное время (см. глава III, § 2);

— осуществлять оценку качества проведения занятий гуманитарного цикла с учетом разработанных в диссертации критериев оценки эффективности развития патриотических качеств студентов вузов (см. глава II § 1);

— активизировать проведение инициативных научно-исследовательских работ, творческой деятельности научно-педагогических работников и профессорско-преподавательского состава по патриотической тематике (см. глава III, §.

3. Педагогическим коллективам факультетов и кафедр:

— практиковать разработку программы совершенствования профессионального мастерства руководящего и профессорско-преподавательского состава, направленной на постоянное и системное повышение уровня патриотической культуры, с периодической демонстрацией достижений при проведении открытых и показных занятий, планировании выступлений на научно-методических семинарах, ПМК, вузовских конференциях (см. глава III § 1);

— разработать систему морального и материального стимулирования профессорско-преподавательского состава и студентов в целях повышения эффективности формирования и развития патриотических качеств, организовывать конкурсы с популяризацией личности лучшего педагога и обучающегося в этой области (см. глава III);

— рассмотреть возможность включения в оценку эффективности патриотического воспитания, осуществляемого кафедрами различной направленности, разработанных диссертантом критериев и показателей оценки эффективности развития патриотических качеств у студентов вузов как одного из показателей его профессиональной готовности (см. глава II § 1).

4. Студентам вузов рекомендуется:

— самостоятельно развивать патриотические качества в соответствии с современными методическими рекомендациями и предложениями соискателя, совершенствовать их по мере перехода с курса на курс (см.: глава III § 3);

— овладевать инновационными технологиями самостоятельного поиска и изучения научной информации патриотической направленности с помощью современных электронных носителей, в том числе посредством Интернета;

— осуществлять индивидуальное планирование самовоспитания патриотических качеств на учебный семестр, корректируя его в соответствии с изменением учебных и воспитательных задач в ходе изучения гуманитарных дисциплин (см.: глава III § 3).

Дальнейшее исследование целесообразно продолжить по следующим направлениям:

— управление качеством патриотического воспитания студентов вузов;

— организационное и методическое обеспечение процесса патриотического воспитания студентов вуза;

— формирование и развитие патриотических качеств в ходе изучения дисциплин специализации;

— развитие патриотических качеств у молодого специалиста в процессе его становления в должности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. № 4.
  2. Н.П. Организационно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.
  3. Г. В. (Агапова) Патриотизм в системе ценностей молодёжи. Тезисы докладов. Материалы областной научно-практической конференции «300 лет военному образованию России», Воронеж: ВВАИИ, 2001-
  4. А.И. Продиктовано временем // Советский патриот. 1991. — № 2. -С. 2.
  5. A.A. Методологические проблемы военно-патриотического воспитания школьников // Сборник «Основные пути совершенствования работы секций патриотического и интернационального воспитания с учащейся молодежью. Воронеж, 1987. — С. 1−5.
  6. A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1990-
  7. М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Изд-во «Правда», 1989.
  8. A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983.
  9. A.B., Давыдов В. П., и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1987.
  10. В.Г. Избр. филос. соч. М., 1948. — Т 2.
  11. В.Г. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  12. Н.Д. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1991.13.
Заполнить форму текущей работой