Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнопедагогика русской нацииСоциально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа процесса эволюции этнопедагогики русских была выделена ее важнейшая особенность. Она заключается скорее не в том, что этнопедагогика русских прошла в своем развитии несколько этапов, каждый из которых связан с соответствующим этапом развития этносоциальной общности (род, племя, народность, нация), а в том, что переход от одного этапа к другому осуществлялся в виде скачка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ЭТНОПЕДАГОГИКА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Проблема народной педагогики в социально-философской мысли
    • 1. 2. Этнопедагогика как предмет социального познания
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОГО В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ РУССКОЙ НАЦИИ
    • 2. 1. Взаимосвязь особенного и общего в процессе развития этнопедагоги-ческих традиций русской нации
    • 2. 2. Этнопедагогика русских: сущность и явление
    • 2. 3. Значение и смысл этнопедагогики в формировании самосознания русской нации
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ РУССКИХ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
    • 3. 1. Особенности развития этнопедагогики русских в XX веке
    • 3. 2. Социальная роль этнопедагогики в возрождении русской нации

Этнопедагогика русской нацииСоциально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством связано с изменениями во всех сферах жизни общества и, в том числе, в духовной сфере. В связи с этим возрастает роль целенаправленного социально-педагогического воздействия. Ученые многих стран в последние годы активно разрабатывают теории, концепции, системы воспитания, главная задача которых — формирование личности, способной решить вставшие перед человеческой общностью проблемы. В результате этого творческого поиска все чаще высказываются мнения о необходимости возврата к этнопедагогике, понимаемой как система воспитательных традиций, выработанных этносами Земли. Один из аргументов подобных концепций звучит следующим образом: происхождение ряда проблем, вставших перед человечеством, могло быть связано с процессом утраты национальных традиций воспитания. Действительно, в прошедшем веке процесс трансформации этнических культур, в том числе, и этнопедагогики проходил гораздо большими темпами, чем в предыдущие столетия. Этнопедагогика, отразившая принципы, идеалы, ценности, выработанные на протяжении тысячелетней истории человечества, традиционно способствовала формированию высоконравственной личности, способной любить свою Родину, жить в мире и согласии с другими людьми, бережно относиться к природе. Учитывая сложность проблем, вставших перед человечеством, очевидно, что исследование механизма, позволяющего решать задачу формирования личности, обладающей вышеперечисленными качествами, весьма актуально.

Одной из важнейших проблем человечества во второй половине XX века стала проблема межнациональных конфликтов. В последние годы число столкновений между различными этносами не только не уменьшается, но даже увеличивается, конфликты грозят охватить новые регионы и государства, принять глобальный характер. Большую угрозу несут подобные конфликты для России — федеративного государства, где проживают более 150 этносов, многие из которых имеют свои территориальные образования. Крупное межэтническое столкновение может привести к нарушению территориального единства Российской Федерации, несет угрозу ее суверенитету. Дальнейшее социально-экономическое развитие российского общества зависит от того, насколько эффективен механизм предотвращения подобных явлений.

Особую роль в этом механизме играют не только объективные факторы (экономические, внутрии внешнеполитические), но и субъективные, среди которых особое место занимает воспитание межнациональной толерантности, веротерпимости, формирование культуры межнационального общения. Сегодня проблема разработки теорий, позволяющих выполнить данную задачу, актуальна как никогда, и ее актуальность увеличивается по мере нарастания межнациональных конфликтов. При всем многообразии подходов, все чаще высказываются мнения о необходимости внедрения в социально-педагогическую практику элементов этнопедагогики. Справедливо отмечая гуманистическую направленность народной педагогики, ее связь с жизнью, исследователи приходят к выводу, что приобщиться к культуре всего человечества можно только посредством познания духовно-нравственных ценностей, выработанных конкретным этносом. Как следствие, возрастает интерес к этнопедагогическому наследию народов Земли, делаются попытки его осмысления. Однако, как правило, исследования не идут дальше этнографического описания приемов, методов, содержания обучения и воспитания народной педагогики. Именно поэтому требуется социально-философский анализ такого сложного культурного феномена, каким является этнопедагогика, включающий разработку методологии ее исследования, изучение ее генезиса, исследование воздействия на механизм формирования национального самосознания, обоснование необходимости внедрения в социально-педагогическую практику.

В XIX веке русский ученый Н. Я. Данилевский выдвинул концепцию культурно-исторических типов, явившуюся парадигмальным переворотом в гуманитарных науках. Новая концепция оказала влияние на социально-философское, историческое, социологическое и культурологическое знание, однако в педагогической науке она практически не была признана. Основным направлением развития научной педагогики стало абсолютизация универсальных («общечеловеческих») педагогических принципов воспитания и образования, отказ от изучения особенностей систем социализации, выработанных различными народами. С нашей точки зрения, представляется актуальной задача исследования средствами социальной философии возможностей и перспектив для распространения цивилизаци-онного подхода на педагогическую науку. Для этого необходимо подвергнуть анализу традиции социализации, выработанные в рамках одного из культурно-исторических типов, рассмотреть особенности их возникновения и развития, выявить функции, принципы, идеалы, нормы.

Актуальной проблемой является исследование этнопедагогических традиций русского этноса. По мнению ряда ученых, современные процессы в российском обществе приводят к утрате национальной самобытности, культуры, разложению основных идеалов и ценностей, духовной деградации государствообразующего этноса Российской Федерации, что несет угрозу существованию всем народам, населяющим нашу страну.

Сегодня, когда речь идет о необходимости восстановления духовного, экономического, политического могущества России, очевидно, что данный процесс невозможен без обращения к традициям воспитания, выработанным на протяжении всей ее истории. Наша страна не раз показывала примеры выхода из кризисов, во время которых деформировались политические и экономические основы жизни народа (период феодальной раздробленности, монголо-татарского ига, Смута начала XVII века и т. д.). Но русский народ преодолевал все трудности, проходя через испытания, он становился еще более могущественным. Это было возможным благодаря сохранению духовной культуры этноса и механизма ее воспроизводства — этнопедагогики. В связи с этим важным представляется изучение потенциала этнопедагогики при решении проблем, вставших сегодня перед русской нацией, рассмотрение ее в качестве инструмента воспроизводства и сохранения национального самосознания русских.

Актуальность исследования этнопедагогики русских повышается также тем, что опыт ее изучения и возрождения может быть востребован другими этносами, проживающими на территории Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Интерес к проблеме анализа этно-педагогических традиций возникает в эпоху Возрождения, когда в Европе начинают складываться современные нации. Одним из первых мыслителей, поднявших проблему научного осмысления этнопедагогических традиций, был Я. А. Коменский, построивший свою педагогическую систему, опираясь на воспитательные традиции чешского народа. Позднее данная проблема привлекает Ж.-Ж. Руссо и представителей немецкой классической философии (И. Канта, Г.- В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте), пытавшихся рассмотреть роль этнопедагогических традиций в формировании личности и в развитии нации. Их мысли были развиты Ф. Ницше, К. Ясперсом, М. Хайдеггером и другими представителями западноевропейской философии.

Особое внимание анализу этнопедагогических традиций придавали русские мыслители М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, пытавшиеся обосновать необходимость использования в социально-педагогической практике воспитательных традиций русского этноса. Позднее, во второй половине XIX — первой половине XX века, российские философы B.C. Соловьев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой,.

В.В. Розанов, Н. А. Бердяев, Г. Г. Шпет, Н. С. Трубецкой, С. И. Гессен, И. А. Ильин и другие создали теоретическую и методологическую базу для изучения этнопедагогических традиций русских средствами педагогической науки. В опоре на их концепции русские педагоги П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, В. М. Бехтерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский строили педагогические теории, в которых нашли отражение воспитательные традиции славянских этносов.

В конце XX века в отечественной науке повысился интерес к проблеме этнопедагогики. Г. Н. Волков, B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко заново ввели проблему этнопедагогики в научный оборот. Сегодня различные аспекты этой проблемы раскрываются в работах З. П. Васильцовой, Г. И. Петровой, Е. П. Белозерцева, А. П. Орловой, П. Б. Бондарева, В.И. Ма-тиса и многих других исследователей. Теоретические проблемы использования элементов этнопедагогических традиций русских в современной социально-педагогической практике рассматривают В. Д. Шадриков, В. Н. Филиппов. Несмотря на общую тенденцию увеличения количества работ, посвященных исследованию воспитательных традиций этносов, проживающих на территории России, проблемы этнопедагогических традиций государствообразующего этноса РФ — русских, затрагиваются сравнительно редко.

Большое значение для анализа этнопедагогики имеют исследования этнопсихологии и этнического самосознания русских, проведенные Л. М. Дробижевой, Ю. В. Арутюняном, К. О. Касьяновой, С. И. Григорьевым, 3. В. Сикевич. Проблемы формирования нации и национального самосознания раскрывают В. Г. Бабаков, В. М. Семенов, А. С. Калмырзаев. Особенности русской культуры проанализированы в трудах Н.О. Лосско-го, А. С. Фролова, В. Н. Филиппова, А. В. Юдина, В. В. Кожинова, Е. С. Троицкого, О. А. Платонова и многих других.

Проблемы происхождения этноса и его основных сущностных характеристик, другие теоретические проблемы этнологии рассмотрены в трудах Ю. В. Бромлея, JI.H. Гумилева, С. А. Арутюнова, С. В. Лурье, Н.Н. Че-боксарова, И. А. Чебоксаровой, М. Мид и других.

Вопросы этнической экологии подробно освещены в работах A.M. Буровского, Н. А. Томилова, П. К. Дашковского, А. В. Иванова.

Анализ научной литературы показывает, что при всей разработанности проблемы этнопедагогики в педагогической и этнографической литературе, в современной отечественной социальной философии данный вопрос осмыслен недостаточно. Философские взгляды на этнопедагогику фрагментарны, несистематизированы, они, как правило, высказываются в связи с другими проблемами. Подобное состояние коренным образом отличается от ситуации, сложившейся во второй половине XIX — первой половине XX веков. В этот период русские мыслители выдвинули ряд концепций, отличающихся глубиной анализа сущности этнопедагогики. Однако некоторые из идей, высказанных в прошлом, устарели в силу того, что значительно изменились не только социально-экономическая ситуация, но и сам предмет исследования. Сегодня состояние этнопедагогики русской нации значительно отличается от ее состояния в начале XX века. Это значит, что в настоящее время возрастает актуальность изучения современного состояния этнопедагогики русских, разработки теорий и концепций, позволяющих эффективно применять достижения народной педагогики в современной социально-педагогической практике. Поэтому перед социальной философией встает следующая задача: на основе обобщения и синтезирования достижений частных наук раскрыть сущность этно-педагогических традиций русской нации, обосновать необходимость их изучения и внедрения в современную практику.

Объект исследования — этнопедагогика русской нации.

Предмет исследования — особенное в этнопедагогике русской нации в контексте социально-философского осмысления.

Цель исследования — провести социально-философское исследование особенностей этнопедагогики русской нации.

Задачи исследования:

— проанализировать социально-философские взгляды зарубежных и отечественных мыслителей на проблему происхождения, функций, основных сущностных характеристик этнопедагогических традиций;

— разработать теоретико-методологические основы исследования народной педагогики;

— выявить закономерности процесса эволюции этнопедагогических традиций русской нации;

— подвергнуть социально-философскому анализу основные элементы этнопедагогики русских;

— исследовать роль этнопедагогики в формировании самосознания русских;

— рассмотреть современное состояние этнопедагогики русских;

— предложить варианты включения этнопедагогики русских в социально-педагогическую практику.

Методологической основой исследования выступают:

— законы и принципы диалектики, позволяющие исследовать становление и развитие этнопедагогики с точки зрения философских категорий «всеобщее», «единичное» и «особенное», «причина» и «следствие», «сущность» и «явление», «форма» и «содержание»;

— системный и структурно-функциональный подходы;

— герменевтический подход, позволяющий толковать смысл и значение некоторых элементов этнопедагогических традиций;

— принцип взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания;

— принцип взаимосвязи исторического и логического;

— цивилизационный подход;

— деятельностный подход.

Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами работы. Философские методы: раздвоения единого на противоположностивосхождения от абстрактного к конкретному в последовательности: от общего (этнопедагогика в структуре социального познания) к особенному (особенности этнопедагогики русских, воплощение этнопедагогиче-ских традиций русских в практику). Общенаучные методы: историческийгерменевтическийсистемный и структурно-функциональныйлогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия).

Теоретической базой исследования выступают концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевскогоконцепция взаимосвязи материально-производственной, социальной, политической, духовной сфер жизни общества разработанная B.C. Барулиным и М. Я. Бобровымконцепция социализации индивида, разработанная Н. П. Дубининымдеятельностный подход.

Источниковедческой базой исследования являются этнологические и этнографические работы, дающие богатый фактологический материал для исследования этнопедагогики русских (М. Н. Мельников, Е. А. Покровский, И. А. Панкеев, Е. А. Россолова, А. А. Коринфский и др.), а также исследования А. С. Хомякова, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, Б. А. Рыбакова, В. В. Мавродина, Ю. Д. Петухова, В.М. Кан-дыбы, П. М. Золина, О. А. Платонова, посвященные истории развития русской нации.

Научная новизна исследования:

1. Разработаны теоретико-методологические основы анализа этнопе-дагогики и сформулировано следующее направление ее исследования: изучение генезиса, поиск противоречий, обусловивших развитие этнопе-дагогики, структурирование элементов народной педагогики по видам деятельности.

2. Раскрыто понятие «этнопедагогика» — это способ (механизм) передачи подрастающему поколению накопленных в результате познавательной и практической деятельности этноса знаний о мире и о самих себе с помощью специфической системы приемов и методов обучения и воспитания.

3. В истории развития этнопедагогики русских выделено три этапа, связанных с этапами развития этносоциальной общности. Установлено, что переходы от одного этапа к другому обусловлены борьбой между содержанием и формой этнопедагогики.

4. Проведен анализ элементов этнопедагогических традиций русской нации с позиции деятельностного подхода.

5. Выявлено, что одной из функций этнопедагогики русской нации является формирование национального самосознания. Данная функция реализуется посредством таких элементов этнопедагогики как язык, религия, традиции, пример-идеал.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнопедагогические традиции детерменированы особенностями развития русского народа. В своем развитии этнопедагогика русских прошла три этапа (этнопедагогика рода-племени, народности и нации). Переходы от одного этапа к другому были обусловлены конфликтом содержания и формы этнопедагогических традиций.

2. Сущность этнопедагогики определяется ее функцией — формирование всесторонне развитой личности в многообразных формах деятельности.

3. Этнопедагогика играет ведущую роль в процессе формирования национального самосознания. Определяющее значение в этом процессе имеют такие элементы этнопедагогики как язык, религия, традиции, пример-идеал.

4. Этнопедагогические традиции русских могут стать фундаментом для организации процесса социализации личности в современной России, при условии их оптимального сочетания с достижениями педагогической и психологической науки.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в анализе широкого спектра социально-философских взглядов на проблемы, связанные с происхождением, особенностями, значением этнопедагогических традиций;

— в разработке принципов анализа этнопедагогики, связанных с закономерностями социального познания;

— в попытке применить цивилизационный подход при анализе педагогических традиций;

— в анализе особенностей становления и развития этнопедагогики русской нациив обосновании значимости этнопедагогики в процессе формирования и развития национального самосознания;

— в разработке и обосновании основного направления в изучении и развитии этнопедагогики русской нации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

— философское обоснование необходимости внедрения этнопедагогических традиций русских в социально-педагогическую практику позволяет сформулировать общую методологическую базу для разработки и внедрения в процесс обучения и воспитания соответствующих методик в педагогической и психологической науках,.

— проведенный в исследовании анализ социальных условий и особенностей реализации этнопедагогических традиций русской нации в практике российского образования способствует их возрождению и внедрению в современную систему социализации;

— методические рекомендации проведенного диссертационного исследования позволяют повысить эффективность учебно-воспитательной работы, помогут в разработке ряда учебных программ и спецкурсов («Этнопедагогика», «Этнопедагогика русской нации», «Социально-философские проблемы этнопедагогики»).

Достоверность полученных результатов обусловлена исходными методологическими принципами, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, широкой источниковедческой базой, применением выводов исследования в практической деятельности.

Апробация работы осуществлена участием в следующих конференциях, в выступлениях на методологических, научно-теоретических и методических семинарах: международная конференция «Жизненные силы славянства на рубеже тысячелетий» (Барнаул, 2000), всероссийская конференция «Эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание студенческой и учащейся молодежи в современных условиях» (Барнаул, 2000), региональная научно-практическая конференция «Формирование патриотического самосознания русского народа» (Барнаул, 1999.), научно-теоретическая конференция «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» (Барнаул, 1999.). Результаты диссертационного исследования нашли применение в преподавании курсов этнологии, философии, фило-софско-педагогической антропологии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, схем. Общий объем текста диссертационного исследования — 182 страницы, библиография — 191 источник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ, проведенный в исследовании, дает представление о сложности выбранной темы, для раскрытия которой, помимо философской литературы, был использован материал целого ряда наук: педагогики, этнографии, психологии, истории. Только это позволило решить поставленные в начале исследования задачи и утвердительно ответить на вопрос о том, нужно ли применять этнопедагогику русских в современной социально-педагогической практике.

Проблема этнопедагогики весьма широко представлена в трудах философов. К ней в той или иной форме обращались представители западноевропейской и русской мысли. Причем, последние — в гораздо большей степени, что обусловлено особой актуальностью данной проблемы для России, постоянно испытывающей культурные воздействия как со стороны Запада, так и со стороны Востока. Вектор развития взглядов русских мыслителей на этнопедагогику был направлен в сторону осознания необходимости применения их в социально-педагогической практике. Эта научная традиция была прервана во второй половине XX века, когда этно-педагогическая проблематика выпала из сферы интересов философии. Однако проблема осталась. В самом общем виде ее можно сформулировать следующим образом: следует ли использовать этнопедагогику в современном процессе социализации? Очевидно, что решить этот вопрос можно только после рассмотрения особенностей ее становления, развития, выявления ее роли в процессе формирования национального самосознания.

Для этого был применен несколько иной методологический подход, нежели тот, который используется в этнографических и педагогических исследованиях. Понимание этнопедагогики не только как способа передачи знаний, умений, навыков, но и как процесса и результата познавательной деятельности этноса, позволило значительно расширить спектр изучаемых вопросов, связать проблемы развития этнопедагогики с проблемами развития этноса, более полно рассмотреть структуру народной педагогики. Определенное значение имеет герменевтический метод, позволивший раскрыть смысл и значение элементов этнопедагогики.

В связи с этим был разработан следующий подход к анализу народной педагогики: изучение генезиса этнопедагогики, поиск противоречий, обусловивших ее развитие, рассмотрение борьбы содержания и формы как основного источника развития этнопедагогики, структурирование элементов народной педагогики по видам деятельности, выявление значения в процессе формирования национального самосознания, анализ современного состояния этнопедагогических традиций этноса.

В результате анализа процесса эволюции этнопедагогики русских была выделена ее важнейшая особенность. Она заключается скорее не в том, что этнопедагогика русских прошла в своем развитии несколько этапов, каждый из которых связан с соответствующим этапом развития этносоциальной общности (род, племя, народность, нация), а в том, что переход от одного этапа к другому осуществлялся в виде скачка. Можно выделить два таких «скачка»: принятие христианства и реформы Петра I. Эти переходы были закономерными и отражали насущные потребности формирующейся русской нации. О том, что этнопедагогика русских возникла закономерно, говорит и анализ функций, выполняемых ею. Во-первых, этнопедагогика способствует формированию личности (посредством системы различных видов деятельности). Во-вторых, механизм формирования национального самосознания в значительной степени зависит от этнопедагогики (в первую очередь от таких элементов, как язык, религия, пример-идеал). Для раскрытия первой функции было необходимо подойти к анализу элементов этнопедагогики с точки зрения деятельностного подхода, в результате чего было выявлено, что народная педагогика выполняет задачу формирования личности посредством познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной, художественной деятельности, с каждой из которой связан определенный элемент этнопедагогических традиций. Для того, чтобы обосновать ведущую роль этнопедагогики в процессе формирования национального самосознания, в структуре последнего было необходимо выделить два уровня, из которых первый связан с самоидентификацией, а второй — с осознанием целей, задач, идеалов, принципов, выработанных этносом, патриотизмом. Поскольку второй уровень этнического самосознания непосредственно связан с процессом социализации, то становится очевидным, что именно этнопедагогика на всех этапах развития этноса способствовала его формированию.

Осознание того, какой долгий и сложный путь прошла народная педагогика русских, насколько многообразны выполняемые ей функции, делает особенно актуальным изучение ее современного состояния, которое можно понять только в контексте истории русской нации в XX веке. В силу отсутствия соответствующих исследований, сложно сделать вывод о том, что в большей степени повлияло на процессы разложения этнопедагогики русских в указанный период — целенаправленная политика советского руководства или объективные общемировые процессы утраты национальной самобытности. В принципе, это не важно. Важнее следующее: налицо кризис всех структурных элементов этнопедагогики русских, что угрожает процессу воспроизводства национального самосознания, мешает формированию всесторонне развитой личности и как следствие, ставит под вопрос существование самой русской нации. Более того, есть все основания предполагать, что духовный кризис, а также кризис национального самосознания, охвативший русскую нацию в последние десятилетия XX века, одной из основных причин имеет отказ от использования этнопедагогики в социально-педагогической практике. Это свидетельствует о том, что этнопедагогика русских должна стать основой для организации процесса социализации личности в современной России, при условии ее оптимального сочетания с достижениями педагогической и психологической науки.

Обоснование необходимости внедрения этнопедагогики русских в современную практику лежит не только в плоскости поиска неких теоретических аргументов (оптимальное сочетание традиций и инноваций, непротиворечивость народной педагогики и научных знаний, общечеловеческой и этнической культуры и т. д.). В пользу этнопедагогики говорит ее история, отразившая судьбу русского народа, ее функции, в наибольшей степени способствующие развитию этноса, ее основные принципы, выработанные десятками поколений и прошедшие проверку на прочность. Вывод о необходимости внедрения этнопедагогики русской нации в социально-педагогическую практику выдвигает требование координации усилий всех социальных институтов, как условия возрождения самосознания русского народа. Ведущую роль в этом процессе должна сыграть школа.

Несмотря на то, что многие проблемы, связанные с этнопедагогикой, остались неосвещенными, удалось сделать главное — вновь ввести данную проблему в спектр вопросов, изучаемых социальной философией. Этот шаг закономерен, поскольку без него дальнейшее изучение народной педагогики превращается в простое коллекционирование фактов, без какой-либо попытки их осмысления.

В ходе исследовательской работы удалось выделить основные аспекты проблемы этнопедагогики, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшем ее изучении. Перспективы ее разработки условно можно разделить на две группы.

1. Более глубокое изучение этнопедагогики русских: исследование ее генезиса (особый интерес представляет начальный этап развития этнопедагогики, который, очевидно, обусловил ее основные особенности), изучение влияния педагогических культур других этносов на этнопедагогику русских, тщательное исследование структурных элементов этнопедагогики русской нации, изучение роли этнопедагогики не только в механизме формирования национального самосознания, но и при преодолении всех форм отчуждения, раскрепощении сущностных сил человека. 2. Включение в область социально-философского анализа этнопедагогики других этносов и создание цельной картины педагогической культуры всего человечества, изучение процессов взаимодействия этнопедагогических традиций народов Земли.

Выбор для анализа народной педагогики конкретной нации имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, удалось воссоздать картину становления и развития этнопедагогики русских, рассмотреть ее структуру, основные характеристики, современное состояние. С другой стороны, это не дает права делать далеко идущие, глобальные выводы, применимые к воспитательным традициям всех народов Земли. Их можно сформулировать только на основе анализа широкого круга педагогических культур различных этносов. В частности, особый интерес представляет народная педагогика еврейского и цыганского этносов, сыгравшая едва ли не ключевую роль в сохранении их самобытности в условиях отсутствия государственной и территориальной целостности. При этом может быть использован подход, применявшийся в данном диссертационном исследовании.

Проблема этнопедагогики многогранна, она должна решаться как в теории, так и на практике, представителями всех этносов, но вряд ли будет решена однозначно как в силу разнообразия этнических культур, так и по причине ее постоянного изменения, трансформации, развития. Наверняка можно сказать следующее: ее разработка является важнейшим условием успешного развития каждого этноса в отдельности и всего человечества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — М., 1998. — 23 с.
  2. Н.С., Морозов И. А., Слепцова И. С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1995. — 174 с.
  3. Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии, 1992. № 10. С. 76−87.
  4. В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989.-444 с.
  5. Алтай. Годы созидания. 1939−1999. Сборник документов. Барнаул: Упр. арх. дела Алт. края, 1999. — 532 с.
  6. Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли (конца XIX начала XX вв.). — Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1993. — 136 с.
  7. Ан С.А., Голубева J1.H. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1996. — 226 с.
  8. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.- 258 с.
  9. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабушкин, Б. Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
  10. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-266 с.
  11. Ю.В., Дробижева J1.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 271 с.
  12. А.Н. Народные русские сказки. М.: Худ. лит-ра, 1982. -319 с.
  13. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. -М.: Совр. писатель, 1995. Т. 1. 735 с.
  14. В.Г., Семенов В. М. Национальное самосознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: РАН Институт философии, 1996. — 70 с.
  15. B.C. Социальная философия. В 2-х ч. М.: МГУ, 1993. Ч. 1. — 336 с.
  16. B.C. Социально-философская антропология. М.: Омега, 1994.-256 с.
  17. И.И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Педагогика, 1995. — 158 с.
  18. О. Национальный вопрос и социал-демократия. С-Пб, 1909 // Калмырзаев А. С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата: Казахстан, 1984.-207 с.
  19. Е.П. Русская национальная школа. М.: Владос, 1990. -215 с.
  20. Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 207 с.
  21. Т.И. Трудовое воспитание в народной педагогике русских крестьян Сибири (1861 1917 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. -Новосибирск, 1991. — 19 с.
  22. М.Я. Законы развития человеческого рода. Барнаул: Полиграфист, 1991. — 179 с.
  23. М.Я. Общие законы развития коллектива. Барнаул: Б.и., 1992. — 166 с.
  24. М.Я. Система законов и категорий общей социологии. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. — 239 с.
  25. М.Я. Система законов и категорий специальной социологии. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. 97 с.
  26. П.Б. Русская цивилизация и образование (к разработке концепции русской школы) // Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М.: Тип. Мосметростроя, 1994. — 250 с.
  27. Ю.В. Очерки истории этноса. М.: Наука, 1983. — 416 с.
  28. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
  29. A.M. Возникновение и проблематика антропоэкологии (социально-философский аспект). Автореф. дисс.. док. философ, наук. -Красноярск. 1996. 24 с.
  30. Былины и песни Алтая: Из собрания С. И. Гуляева. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988. — 392 с.
  31. В круге жизни. Семейные праздники, обычаи, обряды. Пермь: Пермская книга, 1993. — 317 с.
  32. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. — 158 с.
  33. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. М.: Сов. Россия, 1989. — 158 с.
  34. В. Народная педагогика // Сибирская живая старина: Эт-ногр. сб. Иркутск: Восточно-сибирское отделение Русского географического общества, 1926. Вып. 1. — 183 с.
  35. Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования, 1997, № 2. С. 66−71.
  36. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издат. центр «Академия», 1999. -168 с.
  37. Выбор судьбы: Социальные проблемы жизненного самоопределения молодежи Алтая. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. -128 с.
  38. JI.C. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984. Т. 3. — 368 с.
  39. И.И. Воскрешение духа. М.: Изд. центр «Терра», 1992. -638 с.
  40. Гегель Г.-В. Народная религия и христианство // Работы разных лет. В двух томах. М.: Мысль, 1972. Т.1. — 668 с.
  41. Гегель Г.-В. Речи директора гимназии // Работы разных лет. В двух томах. М.: Мысль, 1972. Т.1. — 668 с.
  42. Г. В. Феноменология духа // Сочинения в 4-х тт. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 4. — 439 с.
  43. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1990.-363 с.
  44. А.И. Русский народ и социализм // Собр. Соч.: в 30 т. М.: Изд-во РАН СССР, 1956. Т.7. — 511 с.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  46. С.И., Немировский В. Г. Молодежь Сибири на пороге зрелости. Барнаул: Алт. книжное изд-во, 1988. — 117 с.
  47. Д.М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. -Калуга: Изд-во Калуж. гос. ун-та, 1992. 122 с.
  48. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — 376 с.
  49. М.Н. Социально-этнические последствия двуязычия // Советская этнография, 1972. № 2. С. 26−37.
  50. Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1993.-335 с.
  51. Гумилев J1.H. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993. — 576 с.
  52. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К., 1993. — 503 с.
  53. Гумилев J1.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. — 543 с.
  54. В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х томах. М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 1. — 388 с.
  55. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 574 с.
  56. П.К. К вопросу о психологических аспектах этнической экологии // Экология древних и современных обществ. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 1999. — 245 с.
  57. Н.А. «Русская цивилизация», сочиненная г. Жеребцовым // Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика. 1986. -346 с.
  58. Ф.М. Дневник за 1877 год // Полн. Собр. Соч. в 30 т. -Л.: Наука, 1972−1988. Т.25. 519 с.
  59. Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. -М.: Мысль, 1987.- 303 с.
  60. Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография, 1985, № 5. С. 3−16.
  61. Дробижева J1.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография, 1991, № 1. С. 313.
  62. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  63. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. — 284 с.
  64. Изучение культур славянских народов. Серия «Советские этнографические исследования». М.: Ред. «Общественные науки и современность», 1987. — 159 с.
  65. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 годов // Собр. Соч. в 10 томах. М.: Русская книга, 1993. Т.2 кн.2.-478 с.
  66. И.А. Путь духовного обновления // Собр. Соч. в 10 томах. М.: Русская книга, 1993. Т.1. — 398 с.
  67. История воспитания и образования в России. XVIII век. Хрестоматия в 2-х ч. М.: Российский открытый университет, 1992. Ч. 2. — 137 с.
  68. А.С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата: Казахстан, 1984. — 207 с.
  69. В.М. История русского народа до XII века н.э. М.: КСП МФЦ, 1995.-223 с.
  70. И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 6-ти томах. М.: Мысль, 1963−1966. Т. 6. — 743 с.
  71. И. О педагогике // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. -710 с.
  72. В.В. Народ-богатырь. М.: Воениздат, 1971. — 199 с.
  73. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  74. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX веков. — М.: Изд-во РГНФ, 1996. — 124 с.
  75. В.О. Курс русской истории // Сочинения в 8 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 2. — 468 с.
  76. В.В. История Руси и Русского слова (Опыт беспристрастного исследования). М.: Алгоритм, 1999. — 477 с.
  77. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. Сб. ст. -М.: Наука, 1971. 384 с.
  78. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 1993. — 399 с.
  79. В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  80. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.-493 с.
  81. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 191 с.
  82. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на Дону: Феникс, 2000. 448с.
  83. Куликовская битва и подъем национального самосознания (сб. ст.). -Л.: Наука, 1979.-413 с.
  84. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 536 с.
  85. К.Н. Византизм и славянство // Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (18 721 891). М.: Республика, 1996. — 799 с.
  86. К.Н. Культурный идеал и племенная политика // Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — 799 с.
  87. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  88. В.А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Алтайского края // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. — 334 с.
  89. М.В. Древняя российская история // О воспитании и образовании. М.: Педагогика. 1991. — 344 с.
  90. М.В. О нынешнем состоянии словесных наук в России // Полное собрание сочинений. М.-Л.: АН СССР, 1950−1959. Т.7. — 995 с.
  91. Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
  92. С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. -446 с.
  93. В.В. Происхождение русского народа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 184 с.
  94. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. -300 с.
  95. А.С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 261 с.
  96. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 336 с.
  97. В.И. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности образования в национальной школе // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Сборник статей. Барнаул: День, 1996. — 215 с.
  98. М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-239 с.
  99. Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. — 112 с.
  100. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство, отрочество. М.: Худ. лит-ра, 1994. — 525 с.
  101. В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследований. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. — 196 с.
  102. Д.А. Проблема культурного отчуждения молодежи (в контексте современного российского общества): Автореф. дис.. канд. философ, наук. Барнаул, 1999. — 18 с.
  103. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры // Магистер, 1995, № 6. с. 3−10.
  104. Ф. Человеческое, слишком человеческое // Сочинения. В двух томах. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. Т.1. — 832 с.
  105. А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. — 320 с.
  106. О русская земля! М.: Сов. Россия, 1982. — 368 с.
  107. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Ляхович. -Томск: ТГУ, 1989.-238 с.
  108. Е. Формирование национального самосознания: социально-философский анализ: Автореф. дис.. доктора философ, наук. М., 1993.-41 с.
  109. Ш. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов. 22-е издание. -М.: Рус. яз. 1990.-921 с.
  110. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989, № 7. С. 106−111.
  111. А.П. Национальной школе опыт народной педагогики // Советская педагогика, 1991, № 7. С. 88−91.
  112. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. — М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
  113. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
  114. И.А. Обычаи и традиции русского народа. (2-е изд-е). М.: OJIMA-ПРЕСС, 1999. — 542 с.
  115. И. А. Рассолова Е.А. Круг земного бытия: обычаи, обряды, молитвы. М.: Терра, 1997. — 335 с.
  116. Г. И. Русская традиция понимания человека как фактор возрождения российского образования // Образование в Сибири, 1994, № 1. С. 122−130.
  117. Ю.Д. Дорогами Богов. Этногенез и мифогенезис индоевропейцев. М.: Метагалактика, 1998. — 255 с.
  118. О.А. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке. Т.2. М.: Родник, 1997. — 1040с.
  119. Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. М.: Терра, 1997.-413 с.
  120. Поучение Владимира Мономаха // О, Русская земля! М.: Сов. Россия, 1982. — 368 с.
  121. Развитие национального образования на Алтае (Проблемы национальной школы). Барнаул: АГУ, 1993. — 180 с.
  122. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  123. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1−4. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994−1996.
  124. П. Существование и герменевтика // Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. — 347 с.
  125. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
  126. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. М.: РНИСиНП, 1995. — 216 с.
  127. Русская игрушка. Из коллекции художественно-педагогического музея АПН СССР. М.: Сов. Россия, 1987. — 195 с.
  128. Русская цивилизация и соборность. Сб. ст. М.: Тип. Мосметрост-роя, 1994.-250 с.
  129. Русские.-М.: Наука, 1999.-828 с.
  130. Русские. (Этносоциологические очерки). М.: Наука, 1992. — 464 с.
  131. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. — 334 с.
  132. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1880. — 607 с.
  133. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения в 2-х тт.- М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 656 с.
  134. .А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Б.и., 1963.- 361 с.
  135. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. — 78 с.
  136. С тревогой за судьбы русской культуры // Алтайская правда, 1999, № 20. С. 2.
  137. B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М.: Мысль, 1977. — 215 с.
  138. Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. -319 с.
  139. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Механик, 1996. — 208 с.
  140. Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064с.
  141. B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск первый // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. Т.1. — 687 с.
  142. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. — 765 с.
  143. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1992. -303 с.
  144. В.А. Проблема воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения: в 5 т. Киев: Рад. школа, 1979. Т. 1- 686 с.
  145. Е.И. Украинская народная педагогика в ее историческом развитии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 35 с.
  146. Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. -М.: Соц.-полит, журнал, 1998.- 687 с.
  147. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  148. JI.H. О народном образовании // Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  149. Н.А. Этническая экология: культуроведческий подход // Экология древних и современных обществ. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 1999. — 545 с.
  150. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. — 346 с.
  151. Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: социально-философские очерки. М.: Советская Россия, 1989.-269 с.
  152. Н.С. Европа и человечество // История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995. 798 с.
  153. Н.С. К проблеме русского самопознания // История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. — 798 с.
  154. .Л. Наука и языкознание. Новое в лингвистике. Вып.1 // Филиппов В. Н. Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию. -Барнаул: ГИПП «Алтай», 1999.-438 с.
  155. К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  156. В.Н. Образование в духовном обновлении России // Философия образования: Сб. науч. тр. БГПУ. Выпуск первый. — Барнаул, Изд-во БГПУ, 1994.-288 с.
  157. В.Н. Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1999. — 438 с.
  158. В.Н. Проблема раскрепощения сущностных сил человека. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1991.-259 с.
  159. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 157 с.
  160. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. -575 с.
  161. Фихте И.-Г. Основные черты современной эпохи // Сочинения в двух томах. СПб.: Мифрил, 1993. Т.2. — 798 с.
  162. C.JI. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990. -607 с.
  163. А.С. Проблемы соборности в русской культуре // Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М.: Тип. Мосметростроя, 1994.-250 с.
  164. А.С. Социологические проблемы русской культуры. Барнаул: Б.и., 1992. — 76 с.
  165. М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  166. А.С. О сельской общине // Русская цивилизация и соборность. Сб. ст. М.: Тип. Мосметростроя, 1994. — 250 с.
  167. А.С. Семирамида // Сочинения в 2-х томах. М.: Изд-во «Медиум», 1994. Т.1. — 590с.
  168. E.JI. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика, 1989, № 7. С. 103−106.
  169. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
  170. Численность и территориальное размещение населения Алтайского края (По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Барнаул: Упр. статистики Алт. края, 1990. 4.1. — 169 с.
  171. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993. 181 с.
  172. Л.С. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб: Изд-во С-Пб. ун-та, 2000. — 204 с.
  173. Ф. Система трансцендентального идеализма // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1987. Т.1. — 637 с.
  174. М.Н. Традиционные бытовые связи современной городской семьи у русских // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.-334 с.
  175. Г. Г. Введение в этническую психологию // Сочинения. М.: Правда, 1989.-604 с.
  176. Экология древних и современных обществ. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 1999. — 245 с.
  177. Д.Б. Проблемы психологии игры // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  178. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. — 326 с.
  179. Этнография детства, (сб. фольклорных и этнографических материалов). М.: Беловодье, 1998. — 390 с.
  180. . М. : ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 320 с.
  181. А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк., 1999.-331 с.
  182. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд-е. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  183. Bonesteel R. Conventional deterrence in ethno-nationalist conflicts // Military Review. Dec. 1994 Feb. 1995, Vol. 75. Issue 1. P. 20−24.
  184. Community, society, and the school // Educational Administration Abstracts, Jan. 1995, Vol. 30. P. 96−102.
  185. Gorin N. Characteristics of the psychological cast of the Russian people // Russian Social Science Review, Jul/Aug 1997, Vol. 38. Issue 4, p. 38−47.
  186. Kappeler A. Some remarks on Russian national identities (sixteenth to nineteenth centuries) // Ethnic Groups. 1993, Vol. 10. Issue 1−3. P. 147−156.
  187. Mead M. Culture and commitment. A study of the generation gap. New York: Natural history press. Doubledey, 1970. — 113 p.
  188. Vandervoort D., Divers P. Ethno-Culture, Anxiety, and Irrational Beliefs // Current Psycholodgy. Fall 1999, Vol. 18. Issue 3. P. 287−294.
Заполнить форму текущей работой