Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научные картины мира в новоевропейской науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала XX в. стала развиваться иная, неклассическая картина мира. Она отбросила представления об абсолютном пространстве и времени и об абсолютном наблюдателе, ввела понятие о корпускулярно-волновых свойствах материи, предельных скоростях распространения взаимодействий, вероятностных процессах. Построение квантово-релятивистской картины мира еще не завершено, но уже сейчас в своих основных… Читать ещё >

Научные картины мира в новоевропейской науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О научных картинах мира говорят в основном в отношении лишь новоевропейской науки, когда существенно возросла роль науки в культуре, произошел прорыв в научном познании.

С появлением ньютоновской теории окончательно сформировалась механистическая картина мироздания. Согласно ей, материя находится в абсолютном пространстве и времени, состоит из частиц (корпускул), подчиняется основным законам механики (закон инерции, закон всемирного тяготения и др.). В XIX в., не устраняя основных положений механики, формируются и другие научные картины мира. Таковы, например, статистически-термодинсшическая и электродинамическая картины. Важную роль играли в XIX в. также эволюционные воззрения, которые вошли в общую научную картину XIX в.

С начала XX в. стала развиваться иная, неклассическая картина мира. Она отбросила представления об абсолютном пространстве и времени и об абсолютном наблюдателе, ввела понятие о корпускулярно-волновых свойствах материи, предельных скоростях распространения взаимодействий, вероятностных процессах. Построение квантово-релятивистской картины мира еще не завершено, но уже сейчас в своих основных чертах она имеет огромное значение для современного, отвергающего допущения классической науки, способа мышления.

Сейчас признанным лидером естествознания является физика. Ее теоретико-математическая и техническая мощь — образец для других наук. Благодаря глубоким разработкам в ее передовых областях — в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц и др. — появилась теоретическая возможность глобального синтеза физических представлений. Известный ученый С. Хокинг считает, что современная физика явно движется к единой «завершающей» теории природы; разумеется, это не означает «конца физики» вообще, так как большинство ученых не останутся при этом без работы, а будут продолжать решать конкретные проблемы.

Что же касается положения дел в других науках, то нужно признать, что физическая картина мира не учитывает специфики, скажем, биологических или социальных наук. Между тем влияние таких наук, как биология или информатика, на современные общенаучные представления огромно. Ряд идей, повлиявших на становление кибернетики и теории систем, в свое время пришел именно из биологии. Но можно ли говорить, например, о «биологической картине мира»?

Вопрос о существовании других научных картин мира, отличных от физической, остается спорным. Очевидно, что биология и другие науки уступают физике по своей универсальности, способности охватить «все бытие целиком». Тем не менее ряд важных идей, формирующих современное научное мировоззрение, а также их мировоззренческая значимость для человека говорят о том крупном вкладе, который вносят другие науки в общую современную научную картину мира.

Вполне допустимо говорить и о частных «картинах», создаваемых науками — биологической, химической, социологической и др. С помощью изучения истории частных наук можно воссоздать содержание и изменения тех систем представлений, которые составляют философско-онтологический базис той или иной конкретной научной дисциплины.

Например, Л. Ф. Кузнецова выявляет системы понятий, характерных для биологической и химической картин[1]; есть также исследования, посвященные картине мира в исторической науке[2] и других дисциплинах.

  • [1] См.: Кузнецова Л. Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. М., 1984.
  • [2] См.: Шмаков В. С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой