Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическая структура имиджа преподавателя высшего учебного заведения включает в себя следующие компоненты: природный, личностный, поведенческий и профессиональный. Каждый компонент включает в себя ряд характеристик. Природный компонент включает с себя внешние данные преподавателя, пол, возраст, темперамент. В личностный компонент нами включены: коммуникативные качества и умения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения имиджа человека в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 1. Междисциплинарный подход к оформлению теории имиджа
    • 1. 2. Осмысление понятия «имидж» в современной психологической литературе
    • 1. 3. Психологические факторы и механизмы формирования имиджа
  • ГЛАВА 2. Психологические особенности имиджа преподавателя высшей школы
    • 2. 1. Психологические и социальные аспекты деятельности преподавателя высшей школы
    • 2. 2. Имидж преподавателя как объект психологического исследования
    • 2. 3. Модель, критерии и показатели эффективности формирования имиджа преподавателя высшей школы
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование формирования имиджа преподавателя высшей школы
    • 3. 1. Организация исследования имиджа преподавателя высшей школы
    • 3. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Программа формирования позитивного педагогического имиджа преподавателя высшей школы
    • 3. 4. Анализ результатов формирующего эксперимента

Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Новая социально экономическая и политическая ситуация в России повлекла за собой изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека. Поворот к личности как центру общественной системы предопределил рост значимости человеческой индивидуальности. Ярко выраженную социальную значимость приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением как имидж и вызывает настоятельную потребность в изучении условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе.

Понятие «имидж» от (лат. imago — образ, от апгл. image — образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии. По объему и содержанию оно стало междисциплинарным, формировалось в категориальном иоле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех и успешность любой деятельности.

В своей работе мы опирались на труды, посвященные проблемам имиджеведения и имиджслогии. Это работы отечественных (П.С. Гуревича, В. М. Шепеля, Г. М. Андреевой, А. П. Жмырикова, П. Власовой, И Нефедовой, Г. Г. Почепцова, Е. Б. Иерелыгипой и др) и зарубежных (II. Берд, Б. Сэма, К. Боулдипга, Д. Бурстина, Э. Сэмпсон, Дж. Ягера, Э. Гоффмапа и др) исследователей.

В российской психологической традиции непосредственное отношение к исследованию явлений имиджа имеют результаты разработки таких направлении исследований, как изучение образа (Б.Г. Ананьев, П. К. Апохип, Л. В. Запорожец,.

A.В. Либип, И. С. Коп и др.) — теории деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн и др.) — исследование общения (Б.Г.Ананьев, Г. М. Апдреева, А. А. Бодалев, В.А.Кан-Калик,.

B.Н.Куницына, А. А. Леоптьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Л. А. Петровская и др.) — исследования проблем соцшиьного восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, И. С. Кон и др).

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры российском обществе профессия преподавателя высшей школы утратила былые высоты и необходимость се реабилитации не вызывает сомнения, вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога, по-прежнему, предъявляются самые высокие требования.

При разработке данной проблемы акцент необходимо сделать на том, что система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей вуза, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-копцепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений, тогда как последнее часто становится детерминантом формирования успешной профессиональной деятельности. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность глубокого научного анализа и изучения особенностей имиджа преподавателя и условий его формирования.

Имидж преподавателя высшей школы — это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии. С другой стороны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги.

Диализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии, как повой отрасли знания. Несмотря на то, что основоположник отечественной имиджелогии В. М. Шеиель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее, основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога и особенно преподавателя высшей школы, его функциям, структуре и особенностей формирования в настоящее время нет.

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность имиджа преподавателя вуза определили выбор темы исследования: «Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы структурные компоненты, особенности имиджа преподавателя высшей школа и психологические условия, обеспечивающие формирование позитивного имиджа? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: имидж преподавателя высшей школы.

Предмет исследования: процесс формирования имиджа преподавателя вуза.

Гипотеза исследования: формирование имиджа преподавателя высшей школы может быть эффективным если:

— при его создании и коррекции будет учтена общая структура имиджа с доминированием профессионального компонента в динамической модели;

— процесс формирования имиджа преподавателя высшей школы будет носить поэтапный характер, направленный на экстсриоризацию внутренних качеств преподавателя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в образовательном процессе.

— будет организована целенаправленная, систематическая, групповая и индивидуальная деятельность преподавателей, направленная на приобретение навыков самопознания, самосовершенствования, самоимиджироваипя с целью улучшения самоощущения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) На основе теоретико-методологического анализа проблемы исследования проследить генезис представлений об имиджевыявить психологическую структуру, содержание, функции, пути и механизмы формирования имиджа.

2) На основе структуры имиджа разработать динамическую модель имиджа преподавателя высшей школы и дать анализ се структурных компонентов, построить модель формирования имиджа преподавателя высшей школы как процесса экстериоризации внутренних качеств преподавателя.

3) Выделить психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы.

4) Провести эмпирическое исследование имиджа преподавателя высшей школы и па его основе представить типологию имиджа преподавателя вуза.

5) Разработать программу имидж-практикума для формирующего эксперимента, и на его основе сформировать имидж-кейс для самообразовательной деятельности преподавателя.

Методологическую основу исследования составил аксиологический и гуманистический подходы, являющиеся наиболее общими по отношению к гуманистической проблематике, рассматривающие человека как высшую ценность социального развития и позволяющие изучать процесс формирования имиджа преподавателя с точки зрения его гуманизации (В.Л. Петровский, И. Б. Котова, В. Л. Сластенин и др.) — ведущие методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать имидж как динамическое образование, формирующееся в практико-ориентироваппой деятельности в единстве с развитием личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.).

В основу конкретной методологии исследования были положены идеи личностнодеятельпостного подхода к проблеме имиджа.

Теоретической основой исследования стали: теория единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. Н. Леонтьев и др.) — теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе (З.Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, Т. Шибутапи, К. Хорни и др.) — исследования психологических механизмов социальной перцепции (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.) — теоретические положения о структуре научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы (А.Ц.Пупи, P.M. Грановская, З. Ф. Есарева и др.) — теоретические подходы к рассмотрению феномена имиджа в трудах античных философов (Сократ, Платон, Аристотель), мыслителей средневековья (Св. Августин, Ф. Аквинский, И. Дамаскии), Возрождения (М. Финчио, Пико делла Мирандола, JI. Валла) и нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Де Лабрюйер, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Ф. Гегель) — прикладные исследования политического (В.Г. Зазыкин, О. Л. Феофанов, Г. Г. Почепцов, И. Э. Белоусова и др) и педагогического имиджа (Е.Русская, В. М. Шепель, Л. М. Митипа, В. П. Черепанова, Н.Л.Петрова) — зарубежные исследования, но проблемам имиджа и его оптимизации (П. Берд, Б. Сэм, К. Поулдинг, Д. By ретин, Э. Сэмпсон, Дж. Ягср, Э. Гоффман, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Р. Берне и др.),.

Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ, сопоставление и обобщение исследований по проблеме имиджаанкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, метод обобщения независимых характеристикметод изучения результатов деятельности. Для количественной обработки полученных данных применялись методы статистической обработки результатов: для проверки гипотезы о статистической значимости разности средних значений использовался критерий Стюдента и «хи-квадрат критерий».

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психодиагностического обследования, корректным применением методов математической обработки данных, достаточно репрезентативной выборкой испытуемых.

Экспериментальной базой исследования явились социально-психологический факультет, факультет нефти и газа, кафедра физического воспитания и факультет повышения квалификации Северо-Кавказского государственного технического университетаФинансово-экономический институт (г. Ставрополь).

Научная новизна исследования состоят в анализе понятия «имидж», авторском определении понятия «имидж преподавателя высшей школы" — выделении: содержания компонентов имиджа (природный, личностный, поведенческий, профессиональный, а также визуальный, аудиальпый, кинестетический, ольфакторпый компоненты), характеристик и функций имиджа преподавателяобосновании типологии имиджа преподавателя высшей школыразработке критериев и показателей эффективности формирования имиджа вузовского педагога.

Тео рети ч ее ка я зпач и м ость исследования заключается в следующем: разработана динамическая модель имиджа преподавателя, построенная па взаимодействии и взаимовлиянии внешних и внутренних характеристик преподавателя вузавыделены психологические условия формирования имиджа преподавателя вуза как многоэтапного процессавыявлены особенности формирования имиджа преподавателя высшей школы, которые определяются обшей структурой имиджа и расширением профессионального компонента в его ди нами ч ее ко й м одел и.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что автором разработаны и внедрены в образовательный процесс вуза научно-методические рекомендации, направленные па оптимизацию индивидуального имиджа преподавателя высшей школы. Разработан спецкурс «Имидж профессионала» для преподавателей и студентов вуза, программа имидж практикума и «Имидж-кейс», предполагающие формирование имиджа вузовского преподавателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Имидж преподавателя высшей школы является гармоничной совокупностью внешних и внутренних характеристик, составляющих его структуру, включает типические и индивидуальные черты и определяет готовность и способность преподавателя к взаимодействию с субъектами образовательного пространства.

2) Структура имиджа является основой для построения динамической модели имиджа преподавателя, включающей в себя ядро имиджа (природный компонент), внутренний уровень (личностный, профессиональный, поведенческий компоненты) и внешний уровень визуальный, аудиальпый, ольфакториый, кинестстичсский компоненты), при доминирующем влиянии профессионального компонента.

3) Формирование имиджа преподавателя высшей школы — поэтапный процесс, эффективность создания которого обусловлено рядом условий: 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру- 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа- 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем, 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя- 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя, 6) овладение педагогом приемами самопознания и самооцснивапия, а также навыками самоимиджировапия и проектирования индивидуального имиджа- 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа- 8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.

4) Эффективному формированию имиджа преподавателя вуза способствует использование в этом процессе типологии имиджа преподавателей, позволяющей определить наиболее подходящий типаж и реализовать или изменить свой первичный имидж.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертации обсуждены на аспирантском семинаре и на заседании кафедры психологии Северо-Кавказскою государственного технического университета. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работахдокладывались и получили положительную оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (г. Ставрополь, 2002), использовались при чтении лекций студентам социально-психологического факультета и преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации Сев-Кав ГТУ.

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка литературы (197 иаучно-литсратурпых источников) и приложения.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.

В данной главе диссертационного исследования, опираясь на отмеченные в литературном анализе характеристики нами дано описание имиджа преподавателя вуза как объекта психологического исследованиявыделены компоненты, конкретные характеристики имиджа вузовского педагогараскрыта сущность имиджа преподавателя как динамической характеристики, выделены функции имиджа преподавателя, предложена теоретическая модель поэтапного формирования имиджа преподавателя, разработаны критерии и показатели эффективности формирования имиджа.

Из выше приведенных положений следует вывод, что имидж как объект психологического исследования является идеальным объектом со следующими характеристиками: целостный, неустойчивый, вариабельный, прагматичный, реалистичный, эмоционально окрашенный и включающий ограниченное число компонентов.

Психологическая структура имиджа преподавателя высшего учебного заведения включает в себя следующие компоненты: природный, личностный, поведенческий и профессиональный. Каждый компонент включает в себя ряд характеристик. Природный компонент включает с себя внешние данные преподавателя, пол, возраст, темперамент. В личностный компонент нами включены: коммуникативные качества и умения, интеллектуальные, волевые и нравственные качества, а так же личное обаяние. Поведенческий компонент включает: лидерское поведение вообще, поведение преподавателя в сложных педагогических ситуациях и поведение в «текучке», а так же отношение к стране, народу, обществу, к своему вузуотношение к близкимотношение к самому себе. В профессиональный компонент мы включили знания, умения преподавателя, профессиональпо-важпые качества и познавательный потенциал.

Имидж преподавателя как динамическая характеристика, находится в постоянном взаимодействии с социумом, культурой, отражает уровень сбалансированности отношений различных личностных образований. В данной главе мы представили структуру имиджа педагога в виде динамической модели, состоящей из трех уровней: ядра (природный компонент) — относительно статичон, составляющейвторой уровень подвижная переменная имиджа состоит из личностного, поведенческого и профессионального компонентоввнешняя переменная имиджа включает в себя визуальный, аудиальиый, ольфакторпый и кинестетический компоненты, которые изменяется в зависимости от условий среды.

Функции преподавателя вуза разделены нами па три группы: обучающие (коммуникативная, информативная, когнитивная, эмотивпая, конативная), деятельностпые (организационная, мотивирующая, адаптивная, дисциплинарная, воспитательная), производные (избирательная, компенсаторная, представительская). Все функции имиджа дополняют друг друга и при этом пе теряют своей самостоятельности.

Разработанная нами теоретическая модель формирования имиджа преподавателя позволяет в упрощенной форме увидеть внутренние отношения и связи в процессе работы над индивидуальным имиджем преподавателя. Создание имиджа мы рассматриваем как специально организованный процесс, целыо которого является взаимодействие его участников для формирования позитивного имиджа и обеспечения благоприятного отношения социума к преподавателю вуза.

Представленная модель содержит следующие элементы: цель, передаваемая информация, каналы коммуникации, объект и предмет воздействия. Процесс формирования имиджа является поэтапным (1) мотивациоппый, 2) когнитивно-рефлексивный, 3) оценочный, 4) конструктивно-исполнительский) и каждый этан имеет определенные цели и результаты.

Важным этапом работы над имиджем преподавателя является соотношение целей и результатов формирования благоприятного образа, то есть оценка состояния имиджа преподавателя. Мы сделали попытку выделения критериев и показателей эффективности формирования имиджа преподавателя вуза. По нашему мнению оценить эффективность имиджа можно, но обобщенным критериям: а) привлекательность имиджа (социальные и психологические), б) рссурсообеспечение его создания (экономические и организационные).

Глава 3. Организация и методы исследования.

3.1. Организация исследования.

Исходя из научной проблемы, цели и задач диссертационного исследования, мы определили экспериментальную базу и разработали программу констатирующего и формирующего эксперимента. Составляя программу исследования, мы исходили из необходимости определения условий, позволяющих формировать позитивный педагогический имидж преподавателя вуза.

В рамках научного исследования особого внимания заслуживают вопросы, связанные с возможностями использования психологических знаний, оказывающих существенное влияние па формирование позитивного имиджа педагога.

Экспериментальной базой исследования па этапе констатирующего эксперимента стали Финансово-экономический Институт и Северо-Кавказский государственный технический университет, в которых изучалось отношение преподавателей высшей школы к данной проблеме, их потребности в формировании позитивного профессионального имиджа.

Одновременно на данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа и со студентами названных вузов. В пилотажном исследовании приняли участие студенты разных курсов, очной и заочной формы обучения социально-психологического факультета и факультета нефти и газа (399 человек), преподаватели (91 человек), аспиранты (37 человек). Всего в исследовании было задействовано 527 испытуемых.

Организация исследования предусматривала четыре этапа с 2000 по 2004 г. г.: I. Подготовительный этап (2000;2001 г. г.): — Определение целей и задач исследования;

— Выбор объекта и предмета исследования;

— Определение гипотезы;

— Изучение и анализ научной литературы, но проблеме исследования.

II. Констатирующий этап (2001;2002 г. г.):

— Подбор методов и экспериментальных методик;

— Определение образа «идеального преподавателя» в представлениях студентов и преподавателей;

— Выделение значимых качеств личности преподавателя вуза, составляющих внутренний уровень его имиджа;

— Разработка модели процесса формирования имиджа преподавателя высшей школы;

— Составление программы имидж-практикума, направленного па формирование позитивного имиджа преподавателя (приложение 9);

— Разработка и составление «Имидж-кейса» для самообразовательной деятельности по формированию имиджа (приложение 10).

III. Формирующий этап (2002;2003 г. г.):

— Организация опытно-экспериментальной работы;

— Модификация разработанной программы по формированию имиджа преподавателя вуза с целью повышения эффективности се воздействия.

IV. Заключительный этап (2003;2004 г. г.):

— Обработка полученных результатов.

— Оформление рукописи диссертации;

— Апробация и внедрение результатов исследования.

Па подготовительном этапе (2000;2001 г. г.) нами было выполнено исследование поискового характера, включающее в себя изучение состояния проблемы имиджа, особенности его формирования, степень актуализации данной проблемы в педагогической деятельности и ре подавателей вузов и студентов как субъектов совместной образовательной деятельности.

Были определены объект, предмет, пели и задачи исследования, определена его экспериментальная база — Северо-Кавказский государственный технический университет и ФинансовоЭкономический Институт.

На данном этапе проводился анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме имиджа в психологии и в педагогической психологии, позволивший выявить степень изученности данного вопроса па современном этапе, определить условия, способствующие формированию позитивного имиджа преподавателей высшей школы.

В результате проведенной работы была сформулирована гипотеза и разработан план исследования научной проблемы.

Исследование, проведенное на подготовительном этапе, позволило сделать вывод о необходимости разработки проблемы формирования позитивного педагогического имиджа, важность которой обусловлена тем, что психологические механизмы формирования педагогического имиджа изучены менее обстоятельно по сравнению с возможностями формирования имиджа в других видах деятельности.

Констатирующее исследование (2001;2002г.г.) предусматривало изучение состояния проблемы имиджа преподавателя высшей школы. Па данном этапе продолжилась работа по определению особенностей формирования педагогического имиджа, изучались требования предъявляемые к личности преподавателя вуза студентами и самими преподавателями.

Исследование восприятия студентами преподавателей было связано с выявлением предполагаемого идеала педагога и типов имиджа преподавателей.

Выявление идеала преподавателя производилось при помощи контент-анализа мини-сочинений студентов «Идеальный образ преподавателя высшей школы», а также по принципу ранжирования совокупности качеств, которые важны сточки зрения исследуемой проблемы.

На этапе пилотажного исследования была использована составленная нами анкета «Визуальный имидж преподавателя», имеющая два варианта — для студентов и для преподавателей. Использование анкеты помогло нам определить общие требования студентов и педагогов к внешнему облику преподавателя высшей школы.

Исходя пз специфики контингента испытуемых, в качестве которого выступили студенты различных курсов и специальностей, аспиранты и преподаватели, была сконструирована программа формирующего эксперимента, содержащая диагностические, коррекционные и преобразующие элементы. Реализация констатирующей части исследования, участниками которой стали в общей сложности 527 человек, предполагала проведение ряда диагностических процедур, таких как анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, качественный и количественный анализ продуктов деятельности. Они были нацелены на выявление закономерностей формирования имиджа преподавателя высшей школы, особенностей его содержательных и структурных составляющих, специфики восприятия и общения у различных групп испытуемых. Применение перечисленных диагностических процедур позволило охарактеризовать специфику имиджа преподавателя высшей школы как психолого-педагогического феномена.

Параллельно составлялись программа спецкурса — имидж-практикума, направленная па формирование позитивного имиджа преподавателя вуза и «Имидж-кейс» для самообразовательной деятельности.

Формирующий этап исследования (2002;2003 г. г.) заключался в организации системной работы с преподавателями экспериментальной группы по формированию у них позитивного имиджа. На данном этапе активными участниками эксперимента стали 45 преподавателей Сев.-Кав. ГТУ и ФЭИ (15 преподавателей 1-й экспериментальной группы, 15 преподавателей П-й экспериментальной группы и 15 преподавателей контрольной группы), выбранные нами на основе результатов анализа констатирующего эксперимента.

В процессе формирующего эксперимента была реализована программа имиджпрактикума, разработанного в соответствии с моделью процесса формирования имиджа, а именно такими этапами, как:

1. Мотивациоппо-орисптировочпый этап — «Позпапнс себя».

2. Копштивпо-рефлекснвпый этап — «Построение позитивного педагогического имиджа».

3. Оценочный этап — «Самооценка индивидуального имиджа».

4. Копструкторско-исполнительский этап — «Самоимиждироваиие».

Первый этан «Познание себя» был посвящен самопознанию преподавателями своих личностных и профессионально значимых качеств и особенностей. Он включал в себя диагностический блок, который состоял из методик, выявляющих уровень показателей пяти личностных подструктур:

A) Эмоциопальпо-волевая сфера (опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиси, П. Эшнтейпметодика ШРЛТ Ч. Д. Спилберга — IO.JI. Хаиипа);

Н) Коммуникативная сфера (тесты па общительность и умение слушать);

B) Нравственная сфера (тест на ответственность «Уровень субъективного контроля», методика «Шкала совестливости», разработанная В. М. Мельниковым и Л.Т.Ямпольским);

Г) Потрсбностно-мотивационная сфера (тесты методик «Потребность в достижении» и «Потребность в общении» по Ю.М.Орлову) — Д) Характеристики личностной саморегуляции (определение уровня самооценки и уровня притязаний по тесту Дембо-Рубипштейпа) — а также тест «Определение уровня имиджа», составленный М.Спилсйп. Полученные данные использовались для выработки конкретной стратегии построения имиджпрактикума, который бы максимально соответствовал составу группы и включал в себя трспипговые упражнения, ориептироованпые на то, чтобы сфокусировать внимание преподавателей па собственной личности и особенностях се проявлении как* в профессиональной, так и в других сферах деятельности и общения.

Второй этан «Построение позитивного педагогического имиджа» был направлен па осознание преподавателем себя и своего образа в представлениях окружающих в системе профессиональной деятельности и общения. 11а этом этапе преподавателям предлагались задания, связанные с определением индивидуального проблемного поля имиджа. Получаемая при этом информация являлась основанием для отбора и проведения ролевых игр и трепнпговых упражнений, которые и составили основное содержание второго этапа программы по формированию позитивного педагогического имиджа.

Третий этан «Самооценка имиджа» был представлен на всех этапах формирования имиджа и самооценка осуществлялась при помощи «самооцепочиого круга», на котором преподаватели отмечали развитие у себя качеств личности и внешних характеристик имиджа (см. приложение № 7).

Третий этап «Саморазвитие и самовоспитание» был ориентирован па преобразование своего имиджа иа основе знаний полученных о себе в результате нмиджпрактикума, вовлечение всех участников в процесс реализации программы и последующего ее исполнения.

Заключительный этап (2003;2004г.г.) включал описание оиытио-экспсриментальной работы. На данном этапе был проведен анализ данных, обобщены результаты и сформулированы выводы, уточнены условия эффективного формирования позитивного имиджа преподавателя.

Заключительный этап предусматривал оформление рукописи диссертации, а также внедрение результатов исследования в практику педагогических коллективов высших учебных заведений.

Система мегодов, применяемых в исследовании, была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Так как имиджнрование (в широком смысле) рассматривается, как модификация поведения (иод модификацией подразумевается трансформация предшествующего состояния субъекта, его опыта), то моделирование имиджа в контексте идеи развития личности предполагает создание теоретической конструкции, которая пе только воспроизводит структуру имиджа, по и отражает взаимодействие возможных тенденций развития.

Метод психологического моделирования предполагает построение динамической модели имиджа преподавателя высшей школы как психологического феномена и изучение путей его формирования, с последующим использованием полученных результатов в качестве рекомендаций. Под «моделью» при этом подразумевалась система объектов или знаков, позволяющая воспроизводить некоторые существенные свойства системы-оригинала. Метод психологического моделирования использовался:

— Для создания такой модели имиджа преподавателя, которая отражает основные тенденции ее развития и механизмы регуляции и может стать основой для развертывания психологических механизмов воздействия по развитию и формированию педагогического имиджа;

— Для моделирования не только позитивного образа преподавателя, по и ситуации его развития, что позволило определить условия формирования имиджа вузовского педагога.

На всех этапах исследования применялся также метод наблюдения. На первых двух этапах метод наблюдения использовался как дополнительный в ситуациях, когда было необходимо: получить сведения о психическом явлении в «чистом» видесобрать первичную информацию при относительно небольшой выборке испытуемыхоценить факты, полученные с помощью других методов.

Применялось как включенное так и невключенное наблюдениезапись протоколов при этом была свободной и стандартизированной. Наблюдение, проводившееся с цслыо сбора информации о внешних данных, личностных чертах, признаках повеления, характерных для большинства преподавателей вуза, велось по формализованной схеме.

Беседа в качестве метода научного исследования применялась на всех его этапах. Применение метода беседы с преподавателями, студентами на подготовительном и констатирующем этапах позволило расширить систему фактов, полученных с помощью наблюдения и других методов, выявить социально-психологические и психолого-педагогическис аспекты, которые влияют на восприятие и формирование имиджа преподавателя высшей школы.

Беседа использовалась как вспомогательный так и самостоятельный научный метод.

Данные, собранные в результате применения первых двух из вышеизложенных методов, обрабатывались посредством контент-анализа.

С целыо изучения образа идеального н реального преподавателя, нами проводились мини-сочинения «Идеальный образ преподавателя высшей школы». Сочинение состояло из двух частей. К первой части давалась инструкция: «Опишите, какими бы Вы хотели видеть преподавателя высшей школы?» Ко второй части — предполагалась инструкция: «Опишите, собирательный образ преподавателей Вуза, ведущих занятия па Вашем факультете?» Обработка результатов проводилась с помощью контент-анализа, суть которого заключалась в выделении в тексте (мини-сочинении) смысловых единиц, т. е. объекта, о котором имеется высказывание в тексте, а так же различных черт и свойств объекта.

Анкетирование — метод, при котором испытуемый самостоятельно заполняют опросный лист (анкету) по указанным правилам. Анкеты представляли собой набор вопросов, ответы на которые способствовали решению исследовательской задачи и служили исходным эмпирическим материалом для обобщений. С помощью метода анкеты выяснялись биографические данные, мнении, ценностные ориентации преподавателей Вуза и студентов по проблеме исследования.

Анкета № 1 «Определение уровня визуального имиджа» (автор М. Сиилейн). Цель: методом объективного самоизучсиия определить уровень имиджа преподавателя на момент опроса. Анкета предполагает 2 формы опросника: для мужчин (25 вопросов) и женщин (21 вопрос). Вопросы — открытые и закрытыеиспытуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов один ответ. Обработка данных состояла в сопоставлении результатов теста с ключом. (Приложение № 2).

Анкета № 2 «Визуальный имидж преподавателя», была составлена нами с целью выявить те требования, которые предъявляют студенты и сами преподаватели к внешнему облику вузовского педагога, а также определения отношения преподавателей к возможностям коррекции и формирования индивидуального имиджа. Анкета имеет две формы: а) для студентов, б) для преподавателей. Опросник для студентов включает в себя 9 вопросов о внешнем облике преподавателя, стиле одежды, прическе, макияже, голосе, жестикуляции и т. д. Опросник для преподавателей дополнен двумя вопросами об отношении к формированию индивидуального имиджа. Испытуемым предлагалось выбрать ответы из предлагаемых вариантов или добавить свой ответ. (Приложение № 3).

Анкета № 3 «Значимые качества преподавателя», целью которой являлось по принципу ранжирования определить ту совокупность личностных и профессиональных качеств, которые важны по мнению испытуемых, с точки зрения исследуемой проблемы. Респондентам предлагалось прораижнровать 32 качества преподавателя высшей школы, которые были разделены па следующие группы: а) профессиональные качества, необходимые для организации познавательной деятельности студентовб) свойства личности, проявляющиеся в отношении преподавателя к студентамв) личностные качестваг) визуальные характеристики.

Ранжирование данных качеств студентами и преподавателями позволило выявить их идеал преподавателя высшего учебного заведения. (Приложение № 4).

На этапе формирующего эксперимента нами был использован блок психодиагностических методик, который позволил нам выявить уровень показателен личностных подструктур, которые определяют имидж преподавателя. В данный блок вошли следующие методики:

1) Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК). Цель: оцепить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Методика содержит 44 утверждения, ответы па которые (согласие или несогласие) свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. Ответы сопоставлялись с ключом. (Р.С.Немов).

2) Методика «Шкала совестливости», разработанная В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским. Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Испытуемым предлагалось 14 утверждений на которые они отвечали «да"в случае согласия и «пет» в случае несогласия. Обработка результатов производилась путем сопоставления результатов теста с ключом. (Е.П.Ильин).

3) Тест «Общительность». Цель: определить уровень развития коммуникативных особенностей человека. Респондентам предъявлялся опросник, содержащий 16 вопросов, на которые они должны были дать один из трех ответов: «да», «пет», «иногда». Сопоставление суммы набранных балов с ключом являлось способом обработки результатов. (Л.Д.Столяренко).

4) Тест «Умеете ли вы слушать?», цель которого оцепить умение человека слушать собеседника, оказывать внимание партнеру. Тест содержит 20 ситуаций общения, и участникам эксперимента необходимо было отметить те из них, которые вызывают неудовлетворение, досаду, раздражение. При подведении итогов, полученная сумма балов сопоставлялась с ключом. (Л.Д.Столярепко).

5) «Опросник для диагностики способности к эмпатии», авторы опросника А. Мсхрабиеп и Н.Эпштейп. Цель методики: оценить способность преподавателя к сопереживанию, к умению понимать и предугадывать состояние другого человека. Опросник включает в себя 33 вопроса, па которые испытуемые отвечали «да», в случае согласия и «пег», в случае несогласия. Затем ответы сопоставлялись с ключом, а полученное общее количество совпадении сравнивалось со шкалой. (Л.Д.Столярепко).

6) Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д.СпилбергаЮ.Л.Хапипа (ШРЛТ — подшкала оценки личностной тревожности). Цель методики оценить степень развития личностной тревожности, склонность человека реагировать па различные жизненные ситуации повышением тревоги и беспокойства. В данной методике 20 суждений о самочувствии человека обычно, респонденты оценивали их по четырем вариантам: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Личностная тревожность определялась по ключу. (O.I I. Елисеев).

7) Методика «Потребность в достижении» по Ю. М. Орлову. Тест направлен иа выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (степени заряженности на успех). Методика содержит 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. (О.П.Елисеев).

8) Методика «Потребность в общении» по Ю. М. Орлову. Цель теста определить степень выраженности желания человека общаться с другими людьми. Участникам эксперимента предлагалось 33 утверждения с которыми они могли согласиться или не согласиться. Обработка данных состояла в сопоставлении результатов теста с ключом. (О.Н.Елисеев).

9) «Тсст Дсмбо-Рубшиптсйн». Цель методики определить общую самооценку человека, оценку собственной внешности и уровень притязаний. (Приложение № 5).

10) «Анкета для участника имиджпрактикума» составленная автором диссертационного исследования. Цель анкеты выяснить отношение испытуемых к участию в практикуме. (Приложение № 6).

Методы статистической обработки результатов. В психолого-педагогических пауках отсутствуют общепринятые способы измерения исследуемых явлений и процессов. В связи с этим нами при количественном анализе экспериментальных данных применялись способы первичной обработки и вычисление статистических показателей, допустимые в рамках порядковых (в том числе процентнльпых) и интервальных шкал: ранжирование, табулирование, меры центральной тенденции и рассеивания, а также меры асимметрии и эксцесса для проверки гипотезы о нормальном распределении эмпирических данных. Для проверки гипотезы о статистической значимости разности средних значений использовался t-крнтерий Стыодента и критерий «хи-квадрат» при пятипроцентном уровне достоверности (р=0,05).

Таким образом можно заключить следующее: система методов экспериментального исследования (наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, моделирования, анализа продуктов деятельности) определялась релевантно задачам и целям нашего исследования. Использование этих методов позволило выявить: социально-психологические и нсихолого-педагогические аспекты, влияющие на формирование имиджа преподавателясуществующие стереотипы у различных групп испытуемыхроль, место, функции и типы имиджа преподавателя высшей школы.

Проведение эксперимента позволило разработать как модель формирования имиджа преподавателя высшей школы, программу имиджпрактикума, направленного па формирование позитивного имиджа, рекомендации, но его развитию, способствующие эффективности учебного процесса и деятельности вузовского преподавателя.

3.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Исходя из целей и задач нашего исследования, а также опираясь на данные анализа научной литературы по выделенной проблеме, мы определили, что для формирования позитивного педагогического имиджа необходимо знать те требования, которые предъявляет аудитория к личности прообраза имиджа. Для выяснения этих требований нами был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого решались следующие задачи:

1. Определить образ желаемого, идеального преподавателя в представлении студенческой аудитории.

2. Определить требования предъявляемые студентами и преподавателями к личностным, профессиональным качествам педагога, к его внешним проявлениям.

3. Определить требования преподавателей и студентов к визуальным особенностям педагога.

4. Определить отношение преподавателей высшей школы к проблеме имиджа, возможностям и особенностям формирования индивидуального имиджа.

5. Определить состояние имиджа преподавателей вуза — мужчин и женщин.

В связи с этим значительный интерес представляют результаты контент-анализа сочинений студентов: «Идеальный образ преподавателя высшей школы». Как нами уже упоминалось ранее, сочинение было направлено на изучение стереотипа желаемого, идеального преподавателя, то есть каким должен быть преподаватель высшей школы, и на выявление образа реального преподавателя.

Результаты анализа сочинении приведены в таблице 1. Следует отмстить тот факт, что результаты практически не зависели от факультета, па котором обучались студенты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-психологический анализ научной литературы по проблеме формирования имиджа, предпринятый в данной работе, показал, что в современном гумапптарном знании существует многообразие подходов к изучению такого явления как имидж. Это связано, как с возрастающей заинтересованностью исследователей данной проблемой, что обусловлено общей логикой развития изучения человека, так и с характером современных социальных процессов.

Рассмотрение имиджа как многообразного и сложного явления позволяет отнести его к ценностно-значимым характеристикам социального бытия. Феномен имиджа позволяет проследить связь экономических, социальных и культурных параметров через сущностные характеристики индивида.

Имидж является той частью духовной и материальной культуры, которая совокупно отражает достижения человека па определенном этапе развития.

Имидж можно рассматривать не только как явление, по н как процесс адаптации и социализации, в ходе которого происходит усвоение социально значимой информации и соответствующей социальной роли через обретение адекватного имиджа. Имидж является способом коммуникации и способом удовлетворения таких основополагающих человеческих потребностей, как потребпость в принадлежности и любви, в признании и одобрении, в самореализации и самоактуализации. Он же в закодированном виде транслирует социально значимую информацию от одного поколения к другому, чем обеспечивает стабильное существование социума во времени.

Мы рассматриваем имидж преподавателя вуза как интсфативную характеристику внешнего и внутреннего содержания личности педагога, влияющую па эффективность педагогической деятельности.

Позитивный имидж преподавателя являясь гармоничной совокупностью внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств преподавателя, призван продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. Мы пришли к заключению, что имидж — динамическая характеристика преподавателя, находящаяся в постоянном взаимодействии с социумом, она отражает сбалансированность различных личностных образований.

Мы выделили и подробно рассмотрели функции индивидуального имиджа преподавателя, которые мы разделили на три группы: функции обучениякоммуникативная, информативная, когнитивная, эмотивпая, копатипнаядеятельностпые функции — организационная, мотивирование, адаптивная, дисциплинарная, воспитательнаяпроизводные функции — избирательная, компенсаторная, представительская. Все функции взаимосвязаны, по при этом не теряют своей самостоятельности и каждая может стать доминирующей.

Психологическая структура имиджа включает в себя три взаимосвязанных слоя — ядро, сравнительно статичная, по способная к изменению составляющая, которая является стержнем имиджа преподавателя (природный компонент) и подвижных составляющих, которые оперативно изменяются в зависимости от условий среды (личностный, поведенческий, профессиональный компоненты), а также третий уровень (визуальный, ауднальиый, кинестетический компоненты).

Нами разработана теоретическая модель формирования имиджа преподавателя вуза, которая включает в себя такие элементы: цель, информацию, средства коммуникации, субъект и объект воздействия. Создание имиджа преподавателя рассматривается нами как поэтапный процесс (субъект прообраз имиджа — первичный имидж — вторичный имидж — идеальный имидж), специально организованное взаимодействие участников формирования имиджа на основе социальной перцепции с целыо обеспечения позитивного отношения окружающего социума к конкретному педагогу.

Анализ научной литературы и проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что имидж преподавателя высшей школы является имиджем, ориентированным па самоощущение. В основе его образования и формирования лежат потребности самовыражения, самоутверждения, достижения социального признания, самосовершенствования. Таким образом, формирование имиджа, ориентированного на самоощущение направлено на изменение Я-концепции преподавателя в направлении ее приближения к идеальному Я и тем самым к повышению самооценки и улучшению самоощущения педагога.

Практикум по формированию имиджа представляет собой психологическое средство анализа опыта самопознания, собственной системы взаимодействия, позволяющее установить сбалансированное соотношение характеристик имиджа и вывести из этого соотношения стратегию коррекции и формирования индивидуального имиджа.

В исследовании доказано, что имидж-нрактикум как средство формирования имиджа представляет собой взаимодействие его участников, их субъект-субъектные взаимоотношения, включающие в себя психологическое влияние, собственную активность преподавателя. Нами установлено, что эффективность формирования имиджа у педагогов вуза обеспечивалась созданием психологических и социально-психологических условий.

Процесс формирования позитивного педагогического имиджа включал три направлениия:

1. Мотивациоппо-ориептировочпос направление — актуализация самопознания.

2. Когнитивно-рефлексивное направление — усвоение сущности имиджа.

3. Оценочное направление — самооценка личностных, профессиональных качеств и состояния имиджа в целом.

4. Конструкторско-исполнительское направление — практическая реализация имиджа.

В ходе практикума у преподавателей актуализировался интерес к позпашпо себя как личности и специалиста, они приобрели опыт рефлексирования, появилась потребность в совершенствовании своего имиджа.

Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза: имидж преподавателей высшей школы успешно формируется и корректируется, если учитывается ряд условий, выполнение которых способствует синтезу профессионального и личностного самопознания, самоопределения и самоимиджировапия. К числу психологических условий формирования имиджа преподавателя относятся следующие: 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру- 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа- 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем, 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя- 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя, 6) овладение педагогом приемами самопознания н самоонепнвания, а также навыками самоимиджировапия и проектирования индивидуального имиджа- 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа- 8) соблюдение приинипа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.

Имидж преподавателя высшей школы формируется на основе его индивидных и личностных особенностей, следовательно, формирование позитивного имиджа педагога осуществляется посредством психологической апелляции к его личности.

Вместе с тем применение имидж практикума в каждом конкретном случае должно соотноситься с личностными особенностями его участников.

В настоящее время проблема формирования имиджа преподавателя высшей школы становится весьма актуальной и резервом для дальнейшего исследования могут стать вопросы, раскрывающие специфику имиджа педагогов работающих в разных вузах — технических и гуманитарныхвопросы раскрывающие сущность имиджа ВУЗавопросы раскрывающие сущность педагогической имиджелогии как новой отрасли знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Психологические особенности и структура педагогическогоавторитета преподавателя вуза. Автореф. дисс.канд. психол. паук, Ереван, — 1985,-21с.
  2. П.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалсва.- М.: Педагогика, 1980, Т. I — 230 е., Т. 2. — 287 с.
  3. C.li. Формирование имиджа руководителя в государственнойслужбе. Дисс.канд. социологич. паук, М., 1996, — 171с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Просвещение, — 1988, — 432с.
  5. Г. М., Богомолова П. П., Петровская JI.А. Современная социальная психология па Западе. М.: Наука, 1977. — 271с.
  6. Апохнп Г1.К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1970,-28 с.
  7. Апохии Г1.К. Философские аспекты теории функциональных систем: избранные труды. М.: 11аука, — 1978, — 400с.
  8. Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4. -М.: Наука, 1984, — 830с.
  9. Аристотель. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1975 — 1983. (Философское наследие).
  10. В.Т. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, — 1981, — 432с.
  11. В.II. Становление личиостпо-орнептироваппой позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001, — 220е.
  12. И.Э. Этнопсихологические факторы эффскивпости политического имиджа., автореферат на соискание уч. Степени канд. психол. паук, М. 2000.
  13. П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа. /Пер. с англ. Т. А. Сиваковой Ми.: Амалфея, — 1997, — 208с.
  14. М.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, — 1982, — 200с.
  15. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. — 1995, — 328с.
  16. Д.Д. Об особенностях понимания преподавателем студента. //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. /Под ред. А. А. Иодалева, Н. В. Куьминой, JI., — 1978, Вып. 4, с 3−4.
  17. Д.Д. Общение и формирование личности. / В сб. Социальная психология личности., М., 1979.
  18. Д.Д. Формирование понятия о другом человеке как личности., М.: МГУ, 1970.
  19. Д.Д., Купиципа В. М., Парфенов В. Н. О социальных эталонах м стереотипах и их роли в оценке личности. /Человек и общество. Вып. 9. JI., -1971.
  20. . Соблазн. М.: AD. Marginen, 2000. — 318с.
  21. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд па себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филипъ», — 1997, — 472с.
  22. В.В., Маркин J1.B. Устная пропаганда: критерии, показатели эффективности. J1., 1983, — 198с.
  23. Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФОРД-М, — 1998, -225с.
  24. Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРД-М, 2001, -293с.
  25. Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, — 1977, — 412с.
  26. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб.: 1905ю 164с.
  27. Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1978.
  28. М. Основные понятия стратификации. //Социологические исследования. 1994. № 5.-с. 16−35.
  29. II. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993, — 224с.
  30. Власова Н.. и проснешься боссом: справочник по психологии управления. Новосибирск: Фирма «Экор», 1993. — 214с.
  31. Вол кона В.В. К проблеме подготовки вузовского преподавателя. /Проблемы детской антропологии, материалы всероссийской научной конференции., Ставрополь, 2001, — 440с.
  32. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1990, — 284с.
  33. Г., Кайдалов Д. «Ахилесова пята», Правда, 1970, 2 октября.
  34. О.И. Политический имидж в избирательных кампаниях //Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. — М.: 1993. 158с.
  35. П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, — 1991. — 221 с.
  36. А.А., Селезнева Н. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, — 1985, — 310с.
  37. М., Джопгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс, — 1993, -269с.
  38. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956, — 76с.
  39. II.А. О значении авторитета в воспитании. // Избр. Пед. произв-я.-М.: Изд. АПН. 1952,-с 131−152.
  40. В.И., Кухтивич Т. Н. Социальный конфликт в высшей школе России. //Социально-политический журнал. № 3−6, 1994, — с. 169−180.
  41. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Прогресс, — 1992,-315с.
  42. Э. Социология образования /Научи. Ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, — 1996, — 80с.
  43. В.А. Психологическое отражение человека человеком в условиях массового общения. /В кн. Социальная психология. Л., 1979.
  44. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974, — 236с.
  45. З.Ф. Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы. /В кп. Проблемы педагогики высшей школы. Л. 1973,-с. 205−213.
  46. Жизиь в свете дома и при дворе, Санкт-Петербург, — 1890.
  47. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336с.
  48. JI.B. Самоанализ и обобщение в профессиональной педагогической деятельности. //Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса. /Под ред. В. А. Якунина и др., JI., 1987, — 190−196.
  49. Имидж лидера /отв. ред. Е.В. Егорова-Гантмаи. М.: Общ-во «Знание» России, — 1994.-265 с.
  50. Л.Г. Символический интеракционизм // Критика современной буржуазной теоретической социологии. М.: Наука, 1977, с.68−94.
  51. М.С. Мир общения: проблема межсубъектпых отношений. М.: Политиздат, — 1988, — 319с.
  52. И. Сочинения в 6-ти т. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль 1963 — 1966.
  53. Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987, — 113с.
  54. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние па людей. Л.: Лепниздат, 1991.-708с.
  55. В.Я., Якунин В. Я. Педагогика и психология высшего образования. -СПб, 1996,-320с.
  56. В.Г. Костюм как знаковая система. М., — 1980.
  57. Я.А. Психология взаимоотношении в малых фуппах. -Минск, 1976,-350с.
  58. Комлев I I.Г. Словарь новых иностранных слов. М.: 1995, — 284с.
  59. Коп И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, -1984,-335с.
  60. С.А. Историко-педагогический анализ развития основных тенденций в теории и практике самообразования. //Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания. Сб. научных трудов каф. Философии МПГУ. Вып 10. Ч. 1, М.: Прометей, — 2001, — 328с.
  61. II.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: 1994, — 385с.
  62. Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. В. П. Боброва. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс-Плюс., 1995.-699с.
  63. И.Б., Шияпов E.II. Педагог: профессия и личность. Ростов/Дону: Изд-во Ростовскоко Уи-та, 1997, — 144с.
  64. Краткий политический словарь /сост. и общ. ред. JI.A. Оникова, II.В. Шишлина. 6-е изд., доп. — М.: Политиздат, — 1989. — 623с.
  65. А. Словарь. М.: Просвещение, — 1994, — 450с.
  66. .С. Основы социальной психологии. Л., 1967. — 173с.
  67. Е.С. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994, — 192с.
  68. П.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Ю. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.: Лениздат, — 1974, — 167с.
  69. В.И. Философия и методолог ия науки. М., 1996, — 442с.
  70. И.Д. Практический менеджмент. М.: 1995.
  71. Т.Ю. Искусство обольщения. Паблнк рилейшенз по-фрапцузекп. -М., — 1996.
  72. Г. Психология пародов и масс. СПб.: «Макет», — 1995, — 316с.
  73. К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
  74. Е.В., Шарафиева Е. В., Шурубор П. Е. Лица необтее выраженье. //Высшее образование в России. № 1, 1993, — с. 76.
  75. Л.Л. Педагогическое общение. М.: Знание. — 1979, — 48с.
  76. Л.Л. Психология общения. Тарту, — 1974, — 220с.
  77. Р. Личность, культура и общество. //Личиость.Культура.Общество. 2001. Т. З. Вып. 7.-с. 67−68.
  78. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, — 1986, -144с.84Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. — 623с.
  79. IO.M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.в.). — СПб, Искусство, — 1994, — 129с.
  80. М.И. О характеристике себя как общественника и об эталоне общественника в представлении студентов. // Вопросы психологического общения и позпапия людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  81. II.И. Эталон личности общественника в представлении студента. // Вопросы психологического общения и позпапия людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  82. JI.A. Авторитет куратора как социально-педагогическое условие формирования профессиональной направленности студентов. Днсс.капд. пед. паук. Л., 1986, — 184с.
  83. А.А. Введение в аптропоэколопио: методические материалы для выполнения самостоятельной работы студентами и слушателями ИПК по темам интегрального характера, раскрывающим концепции современного образования. Омск, — 1997, — 55с.
  84. А.А. Культуротворческая сфера: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, — 1977, — 66с.
  85. II. Государь. М.: Планета, 1990.
  86. II. История Флоренции. -Л.: Паука, 1973.-440с.
  87. Т.П. Учитель ученик.-М.: Знание, — 1977, — 64с.
  88. Д.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, — 1993, — 192с.
  89. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478с.
  90. Матьс МЛ:. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 1970. — 304с.
  91. Д. ИМБ: управление в самой преуспевающей корпорации мира/ Пер. с англ. B.C. Загашвили. М.: Прогресс, 1991. -453с.
  92. Т.И. Психологические особенности рефлексивной деятельности учителя: дисс. канд. пед. наук, JI.- 1979, 187с.
  93. В.П. Психология отношений. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», -1995,-365с.
  94. Д. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван: Огебап, 2000.-с. 176−178.
  95. И., Власова Е. Я и мой имидж. М.: Яуза, Изд-во ЭКСМО-Прссс, — 1997,-208с.
  96. В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Омега, 1994.-272с.
  97. В.Б., Украинская JI.В. Когнитивные детерминанты характеристики себя и других. //Вопросы психологического общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  98. Е.Д. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (соцнальпо-психологический аспект). Дисс. канд. психол. паук. М.: 1997, — 135с.
  99. Э.Д. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994, — 327с.
  100. Памятники мировой эстетической мысли.: в 2-х т. М.: Изд-во ДХ СССР, 1962. Т. 1. — 397с.
  101. Д. Ю.А что у него в подсознании? 12 уроков по психологии проникновения в подсознание собеседника. М.: Дело, 1996. — 268 с.
  102. Папасюк АЛО. Вам нужен имиджмейкер? М.: Дело, 2001. 239 с.
  103. Панферов В Л1. Психологический журнал. Т. 8, № 4, с. 51−60.
  104. .Д. Основные социально-психологические теории. М.: «Мысль», 1971.-352с.
  105. .Д. Руководство и лидерство.//Руководство и лидерство /Под ред. Б. Д. Парыгина.-Л.: Изд-во ЛГПИИ, 1973,-с. 5−13.
  106. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М.: 1981, — 190с.
  107. Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002, — 223с.
  108. II.A. О значении авторитета и личного примера учителя в коммунистическом воспитании детей. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1949, 248с.
  109. Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход.//Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9., вып.2. М., 2002.
  110. А.В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М.: Педагогика, — 1984, — с. 151−259.
  111. Платой. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1990 — 1994. (Философское наследие).
  112. К.К. Психологическая структура личности. «Личность при социализме». — М.- - 1968, — 70с.
  113. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, — 1982, — 309с.
  114. Политиками ие рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером //Психологическое пособие для политиков /Е.А. Абашкина, Е.В. Егорова-Гантмаи, Ю. Д. Косолапова и др., М.: Антиква, -1993.-424с.
  115. В.Г. Человек в мире управления /Отв. ред. И.С. Ладенко- Сиб. Ассоп. Энергетиков, Новосибирск: Наука, сиб. отд-иие, — 1992, — 184с.
  116. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII XX веков. /Под ред. A.M. Астаховой, В. Г. Базапова, Б. I I. Путилова. — Москва -Ленинград.: Изд-во Академии паук СССР, — 1961, — 287с.
  117. Г. Г. Имиджелогия. М.: Изд-во «Рефл-бук», Киев.: Изд-во «Ваклер», — 2000, — 768с.
  118. Г. Г. Имидж-мейкер: Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев: Рекламное агенство Губериикова, — 1995.- 236с.
  119. Г. Г. Профессия: имиджмейкер. Киев., 2001., 647с.
  120. Психологические исследования общения /Огв. ред. Б. Ф. Ловов, А. В. Беляева, В. Н. Пасуленко. М.: 1985, — 344с.
  121. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 2001.
  122. Психология управления: курс лекций /А.К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшапцев, В.М. Пиколаенко- отв.ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У- М.: ИПФРА-М, — 1997. — 150с.
  123. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат. — 1990. — 494с.
  124. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управлепия.-М.: 1996.
  125. В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990.
  126. Ф.Дж. ИМБ. Взгляд изнутри: человек-фирма-маркетенг/Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990.-279с.
  127. Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции. // Вопросы психологического общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  128. С.А. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, — 1976, — 416с.
  129. Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М., 1957.
  130. Г. В. Социальная психология: курс лекций. М.: ИПФРА-М- Новосибирск: НГАЭ и УЮ, — 1997, — 224с.
  131. II.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений. //Вопросы психологии. № 5, 1981, с. 22−31.
  132. И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.
  133. З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза. Дисс.капд. псих. паук. М., — 1983, — 197с.
  134. Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. -Смоленск, 1961,-213с.
  135. М.Н. О моральном авторитете. Алма-Ата, 1967, — 127с.
  136. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Высшая школа, 1995, — 437с.
  137. В.М. О природе человеческого общения. Опыт философского анализа. Фрупзе: Мектеп, — 1974, — 147с.
  138. Социальные технологии. Толковый словарь. /Под ред. Л. Я. Дьяченко, В. М. Иванова, Москва-Нелгород, 1995, — 308с.
  139. Социологический энциклопедический словарь /редактор-коорднпатор-академик РАИ Г. В. Осипов.- М.: Издат-кая группа ИПФРА-M-IЮРМА, -1998.-488с.
  140. Спиноза. Избранные произведения. М.: Просвещение, — 1957, — Т. 1 -584с.
  141. И.Р. Психология взаимоотношений. М., Екатеринбург, 1999., -340с.
  142. . Законы подражания /Пер. с фр. СПб, — 1892, — 370с.
  143. И.А. Первое впечатление студента о преподавателе важнейшая сторона их взаимодействия в учебной деятельности. //Экспер. и прикл-я психология. Вып. 4. /Ученые записки ЛГУ/ Л., — 1971. С. 71 -77.
  144. К.Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1974, — 438с.
  145. И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссер. па соиск. уч. ст. доктора социол. Наук. Тамбов, 1998.
  146. О.А. Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе.: Дисс. Па. д-ра философ. Наук./АОИ при ЦК КПСС. М., 1982, — 448с.
  147. О.Л. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. № 6. — 1989, — с.98−100.
  148. ФеофаиовО.Л. Агрессия лжи. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма) М.: Политиздат, — 1989. — 319с.
  149. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, -1983, с. 11.
  150. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, — 1987, — 368с.
  151. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой.//Избранпое, Лондон, 1969. -285с.
  152. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 260с.
  153. Э. Душа человека, М.: Республика, — 1992, — 430с.
  154. Э. Иметь или быть (пер.с англ.) М.: Прогресс, 1986. — 356с.
  155. Э. Иллюстрированная история нравов.: В 3-х т.- М.: Республика, 1993.
  156. Р.Ф. Имидж политического лидера. /Дисс. канд. психол. паук. -М, — 1998, 199с.
  157. А.В. Решение проблем корпроративпого имиджа в условиях российских реформ. Автореф. дисс. канд. полит, паук. Нижний Новгород, 2000.
  158. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. //Вопросы психологии. № 3, 1980, с. 20−30.
  159. А.А. Теория и практика управления адаптивным поведением личности. Изд-во тип. Д11Ц PAI1., Махачкала. 2002.
  160. Цицерон. Избранные произведения. М.: Мысль, 1975. — 209с.
  161. В.И. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования, дисс. канд. педагогич. паук, Краснодар, 1999,-180с.
  162. О.Н. Авторитет преподавателя и его влияние на учебную успешность студентов. Дисс. канд. пед. наук, Л., 1986, — 190с.
  163. В .Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., нерераб. и доп. М.: Издат-я корпорация «Логос», — 1996, — 320с.
  164. В.М. Импджелогия: секреты личного обаяния. М.: Л ИНКА-ПРЕСС, — 1997, — 168с.
  165. Т. Социальная психология. М.: Просвещение, — 1969, — 248с.
  166. П.И. Современная социальная психология США. — М.: Наука, -1979,-230с.
  167. А. Афоризмы и максимы. Л.: Изд-во Л ГУ, 1991. — 329с.
  168. А. Мир как воля и представление. — Минск: Попурри, 1999. — 829с.
  169. Е.А. Самообразование как социологическая проблема. /Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, — 1995, — 143с.
  170. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Мп. Ооо «Попурри», 1996. — 606с.
  171. Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М.: ACT Канон, 1998. 395с.
  172. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, Татарское книжное нзд-во, 1991, — 191с.
  173. Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: 1994.
  174. Л. Карьера менеджера /Пер. с англ. Р. И. Столпера. М.: Прогресс, 1991.-314с.
  175. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988, — 160с.
  176. М.Г. История психологии: от античности до середины XX века. 2-е пзд. — М.: Издат. Центр «Академия», 1997.-416с.
  177. Argyle М., Furnham J.A. Social situation. Cambridge, 1981.
  178. Barnouw E. The image Empire. Ahistory of Broadcasting in the United States Oxford, 1973.
  179. Boorstin D. The image, or what happened to the American Dream. London, 1961.
  180. Boorstin D/ The image or what happend to the American Dream. London, 1961.
  181. Boulding K. The image. Knowledge in life and society. Ann Arbor, 1961.
  182. Darley S.M., Glucksberg S., Kamin L., Kinchla R.A. Psyhology, New-York, 1981.
  183. Fiske J. Understending popular culture. L. Etc, 1989.- p. 125.
  184. Gtorge H. Mead. The philosophy of the Present, Apthur E. Murpfy, ed., Chicago, 1932,-p.p. 176−195.
  185. Heidcr F., The psyhology of interpersonal relations. New-York, 1958.
  186. E., Thibant l.W. /interaktion goals as bases of interencc in interereconal behavior perception //Person perception and interepersonal behavior /Ens. R. Tagiuri, L. Petrullo. Stanford, — 1958,-p. 151−178.
  187. Jung Carl. Marriage as a psychological relationship. 1931, — Vol 17, p. 198.
  188. Lippman W. Publik opinion. New-York.: The Free Press, 1965, — p.59.
  189. Mead G. N. Mind, Self, Society. Chicago, 1934.
  190. Sampson E. The Image Factor. A Guide to Effective Sebfpresentation for career enhancement. London, — 1994.
  191. Tagiuri P. Person perception. in: the handbook of sociai psyehologi /Ed. G. Lindrey, E. Aronson. 2 nd. ed. Addison — Wesley, 1968, — vol. 3.
  192. Wilson Р/ Percentual. //I. Soc.Psyhol., 1968. Vol. 74, p. 97 102.
Заполнить форму текущей работой