Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теории межличностного взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических… Читать ещё >

Теории межличностного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первые теории взаимодействия включали в себя описание структуры социального действия. В истории социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, среди социологов (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальных психологов большое распространение получила теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Исследователи фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. В качестве задачи исследования выступал поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Например, согласно теории Т. Парсонса, в которой описывалась структура социального действия, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность (как результат единичных действий). С точки зрения абстрактной схемы в качестве элементов взаимодействия выступают: а) деятель; б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). По Парсонсу, деятель мотивирован реализацией своих установок (потребностей). В отношении «другого» он развивает систему ориентации и ожиданий: стремление к достижению цели и учет вероятных реакций другого. Автор выделяет пять пар таких ориентаций, предполагая при их помощи описать все виды человеческой деятельности.

Однако данная теория не имела никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий. По мнению А. Н. Леонтьева, при таком подходе невозможно уловить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом[1]. Кроме того, предложенное Парсонсом направление неизбежно приводит к утрате социального контекста, так как в нем все богатство социальной деятельности (вся совокупность общественных отношений) выводится из психологии индивида[2].

Социологические исследования структуры взаимодействия связаны с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Данный подход был разработан польским социологом Я. Щепаньским. Основным понятием при описании социального поведения по Щепаньскому является понятие социальной связи, которая представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта; б) психического контакта (взаимной заинтересованности); в) социального контакта (совместной деятельности); г) взаимодействия («систематического, постоянного осуществления действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»); д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)[3]. Согласно автору, выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия. Однако включение в предпосылки взаимодействия «социального контакта» уводит нас от истинного понимания содержательной стороны самого взаимодействия, так как данное взаимодействие может быть рассмотрено как реализация совместной деятельности.

В современной психологии можно выделить следующие основные теории взаимодействия:

  • 1) теория социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау);
  • 2) теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман);
  • 3) психоаналитическая теория (3. Фрейд);
  • 4) трансактный анализ (Э. Берн);
  • 5) когнитивные теории, среди которых в плане описания взаимодействия основное внимание привлекают теории баланса[4].

Бихевиоральный подход. Теория социального обмена Дж. Хоманса включает рассмотрение социального поведения как взаимодействия людей, находящихся в непрерывных процессах обмена друг с другом. Люди при этом могут обмениваться как материальными, так и нематериальными ценностями (идеями, вниманием, заботой и т. п.). Данная теория основана на бихевиоральной методологии, согласно которой в поведении человека закрепляются те реакции, которые чаще получают вознаграждение. Соответственно, если человек получает от другого человека вознаграждения (например, в виде внимания, положительных эмоций), контакт продолжается. Однако взаимодействие будет продолжаться тогда, когда плата за него (например, время, личные усилия, деньги) не превышает вознаграждения. Если же одна из сторон взаимодействия чувствует себя ущемленной, взаимодействие может закончиться или перейти в конфликт (например, вы все время сами приглашаете подругу сходить в кафе, оплачиваете счет, но с ее стороны не получаете даже благодарности). Соответственно, если человек уверен, что его издержки компенсируются той пользой, которую ему приносит контакт, отношения остаются стабильны. Однако второй партнер также должен иметь такую уверенность. Таким образом, происходит своего рода обмен взаимными выгодами между партнерами взаимодействия. Если же один из партнеров чувствует себя ущемленным, он стремится отрегулировать взаимодействие, и на этой основе может возникнуть конфликт.

Таким образом, социальная связь устанавливается и поддерживается в том случае, если она отвечает следующим условиям:

  • 1) соответствует личностной целесообразности, т. е. издержки не превышают получаемого вознаграждения;
  • 2) если достигнута взаимная согласованность, выработаны единые критерии платы и вознаграждения и достигнуто взаимное равновесие издержек и вознаграждений.

Однако бывают отношения, которые существуют достаточно длительно, но при этом не являются согласованными и симметричными. Например, в паре двух подруг одна всегда получает больше вознаграждений, чем вторая.

Для объяснения несимметричных отношений Хомане выдвигает принцип наименьшего интереса, который состоит в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. В результате он получает власть, так как имеет больше возможностей вознаграждать других, чем его партнеры. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена.

Хомане использует принцип дистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей. Следовательно, социальное неравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорции личных вкладов людей в общественное целое.

Таким образом, отношения власти возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников процесса обмена обладает монопольным правом па некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам, что в конце концов приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальной стратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей, основанных па определенной системе культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысляют и понимают намерения другого человека.

Взаимодействие с точки зрения интеракционистов имеет символическую природу, т. е. люди используют символы для обмена действиями. Любой символ (например, слово), в свою очередь, возникает в результате взаимодействия и имеет договорную природу. Люди должны сходным образом расшифровывать смысл символа, чтобы понимать друг друга. Например, один и тот же жест (кивание головой) имеет разное значение в разных культурах, что может приводить к непониманию между людьми. В случае если люди одинаково расшифровывают символы, они приспосабливают свои действия к действиям других людей и взаимодействие происходит эффективно.

Люди реагируют нс только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, ставя себя на место другого человека, принимая роль другого. С позиции символического интеракционизма взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор в теории межличностного взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т. е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, учитывать ожидания других людей.

Социальные ожидания — экспектаций — влияют на поведение человека; он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

Социальная роль — это относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т. п.

Можно выделить три типа реализации ролей: «подражание», «исполнение», «выбор». Для раннего возраста присуще «подражание» — примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. «Исполнение» есть результат взаимодействия социального «Я» человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет «выбор» какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, цепными, референтными для него.

Разновидностью символического интеракционизма является теория социальной драматургии И. Гофмана. Данный автор рассматривает межличностное взаимодействие как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гофмана называют драматургическим подходом, или концепцией управления впечатлениями, т. е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются «сохранить свое лицо», если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление.

К символическому интеракционизму примыкает также этнометодология Г. Гарфинкеля. Предметом изучения этнометодологи и являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т. п.). Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

Правила и само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания, имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т. е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-либо правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между «поверхностными» и «глубокими» правилами, где «поверхностные» правила — это нормы социальной жизни, а «глубокие», интерпретационные правила являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

Психоаналитический подход, основоположником которого является З. Фрейд, рассматривает процесс взаимодействия с точки зрения воспроизведения детского опыта. Люди в процессе взаимодействия невольно используют понятия и сценарии, которые усвоили в детстве.

Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

В теории трансактного анализа сочетаются принципы психоанализа и бихевиоризма. Э. Берн, основатель трансактного анализа, рассматривает взаимодействие как результат выбора позиции и соответствующего действия — трансакции. Выделяются три позиции, которые являются результатом актуализации соответствующего состояния личности: Ребенок; Взрослый; Родитель (эти состояния соотносимы с тремя подструктурами личности по 3. Фрейду, но не соответствуют им полностью). Ребенок — это актуализация состояния, свойственного ребенку: непосредственного восприятия и реагирования на происходящее, позиция «снизу». Родитель — состояние «сверху», положение знающего, авторитетного, поучающего родителя. Взрослый — это состояние партнера, «на равных». Каждое действие является трансакцией, совершаемой при актуализации определенного состояния. В каждый момент времени может актуализироваться только одно состояние «Я» (эго), но состояние может быстро меняться. Взаимодействие представляет собой обмен трансакциями. При этом трансакции могут быть взаимодополняющими — при полном взаимопонимании партнеров, или пересекающимися — при несогласовании действий партнеров. Пересекающиеся трансакции являются потенциальными конфликтогенами.

Берн выделяет также виды взаимодействия: «отсутствие», ритуалы, развлечения, игры, совместная активность, интимность.

Когнитивные теории. С точки зрения когнитивного подхода не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает и интерпретирует.

Теории баланса, или теории когнитивного соответствия, которые являются разновидностью когнитивных теорий, рассматривают поведение человека как функцию его отношения к партнеру и к объекту, в связи с которым происходит коммуникация.

К теориям соответствия относятся:

1) теория структурного баланса Хайдера: он постулирует сбалансированность когнитивной структуры в ситуации восприятия другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. Каждый человек старается углядеть мотивы другого человека. Наряду с экспериментальными исследованиями необходимо учитывать эти категории здравого смысла.

Основное внимание уделяется проблеме восприятия другого человека.

" Друг моего друга — мой друг" - это формула, отражающая стремление к балансу.

Данная теория основывается на двух постулатах:

  • • баланса;
  • • приписывания (человек приписывает другому определенные качества и причины поведения).

Модель отношений: Р — О — X (Р — воспринимающий человек, О — другой, X — тот объект, который они воспринимают). Все эти три момента связаны между собой. Под объектом может восприниматься и человек, и предмет, и явление (например, ситуация выборов). Положительное отношение к О переносится на X — они транситивны (например: мать любит свою дочь, дочь любит своего жениха — следовательно, мать будет любить жениха дочери. Если мать не любит этого жениха — несбалансированная структура, кто-то должен изменить свое отношение). Положительные отношения транситивны, а отрицательные — нет, они не переносятся на другого человека;

  • 2) теория коммуникативных актов Ньюкома (рис. 4.3): А — В — X (А — воспринимающий, В — другой, X — объект). Если, А и В относятся друг к другу хорошо, они стремятся одинаково относиться к X; если нет — они стремятся договориться об этих общих отношениях. Если это не удается — люди могут разойтись (А — бизнесмен. Хочет купить лодку X. Он любит жену В. Жена против лодки. Между, А и В должны состояться переговоры, чтобы уладить эту несбалансированность: либо В изменит отношение к X, либо, А и В поссорятся);
  • 3) теория когнитивного диссонанса Фестингера. Данный автор заменяет термин «противоречие» на «диссонанс» .

Человек знает, что чего-то делать нельзя, а все равно это делает — возникает когнитивный диссонанс.

Основные постулаты теории когнитивного диссонанса заключаются в следующем:

  • • между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
  • • существование диссонанса вызывает желание его уменьшить;
  • • проявления этого стремления: изменить поведение; изменить свои знания; осторожно относиться к новой информации (например, курильщик избегает информации о вреде курения или обесценивает ее, чтобы избежать когнитивного диссонанса);
  • 4) теория конгруэнтности Осгуда, Танненбаума.

Модель коммуникативных актов Ньюкома: трансформация несбалансированных отношений в сбалансированные.

Рис. 4.3. Модель коммуникативных актов Ньюкома: трансформация несбалансированных отношений в сбалансированные.

В этой теории также берется триада: Р — реципиент, К — коммуникатор, О — объект, сообщение.

Бывают случаи, когда одновременно изменяется отношение и к коммуникатору, и к идее, которую он проповедует.

Для исследования используется методика семантического дифференциала: по 7-балльной шкале оцениваются эмоциональное отношение, сила и активность.

В ходе исследований было обнаружено, что скорее меняется отношение к К (коммуникатору), чем к О (объекту беседы). Таким образом, оказалось, что отношение к объекту является более прочным, чем отношение к личности, т. е. человеку проще порвать отношения с близкими людьми, чем изменить свои взгляды.

Обобщение различных теорий взаимодействия представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Теории межличностного взаимодействия

Теория.

Основные положения.

Бихевиоральные теории: теории социального обмена.

А. Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б. Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

В. Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г. «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д. «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е. «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж. Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.

Теория символического интеракционизма.

A. Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей.

Б. Люди реализуют социальные ожидания — «экспектаций» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B. Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где этого человека ценят.

Теория социальной драматургии.

Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки. Взаимодействие людей — это театральная пьеса.

Теория этнометодологии.

А. Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями — это центр социального взаимодействия.

Б. Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.

Пихоаналитические теории.

При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).

Трансактный анализ.

A. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б. Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г. Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

Теории баланса.

A. Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям). Б. Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей — мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья» .

B. Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).

  • [1] Леонтьев А. II. Проблемы развития психики.
  • [2] Андреева Г. М. Социальная психология. С. 102.
  • [3] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: пер. с польск. М.: Прогресс, 1969. С. 84.
  • [4] Столяренко Л. Д" Столяренко В. Е. Социальная психология. 4-е изд., 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой