Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Февраля 2011 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, обращаясь к участникам Архиерейского собора РПЦ, определил Русскую православную церковь в качестве крупнейшего и наиболее авторитетного общественного института современной России. Так оно и есть. Однако, лишь доктринальное признание церковью того, что в современных условиях государство сохраняет особую роль, являясь ключевым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление социально-политической доктрины христианства и ее роль в формировании демократических политических институтов
    • 1. 1. Социально-политическая доктрина церкви: основы трактовки
    • 1. 2. Социально-политические идеи Ветхого Завета и Нового Завета: архаические основания христианского социально-политического учения
    • 1. 3. Влияние социально-политического учения католической церкви и протестантизма на становление институтов политической демократии
  • Глава 2. Социально-политическая доктрина как фактор превращения Русской православной церкви в действенный институт граяеданского общества
    • 2. 1. Развитие социально-политического учения Русской православной церкви
    • 2. 2. Социально-политическая доктрина Русской православной церкви как фактор политической модернизации современной России
    • 2. 3. Политико-правовые проблемы совершенствования социально-политической доктрины Русской православной церкви

Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время сохраняется устойчивая тенденция возрастания роли религиозного фактора в общественно-политической жизни России. Это объясняется тем, что большинство стран мира, в том числе и Россия, реагируют на процессы глобализации как на вызовы и пытаются найти ответы на них в собственных культурных ресурсах. К тому же не только в России, но и на глобальном уровне возрастание роли религии в политической жизни — процесс закономерный, связанный с кризисом классических идеологий, стремлением сохранить национальную идентичность в условиях глобализации.

В политической теории сохраняет свою эффективность культуралистский подход, выводящий формы социальности, в том числе политической жизни, из религиозных традиций. Диалектическое напряжение между традицией и современностью, из которого некогда возникла западная цивилизация, ныне проявляется и в других цивилизациях, в которых религия выступала государственно-образующим институтом.

Русская православная церковь (РПЦ) по своему существу и статусу на протяжении всей своей истории была государственной. В ней всегда доминировал так называемый «мотив государственной полезности». В свою очередь, государство рассматривало РПЦ не только как религиозный институт, но и как идеологическую платформу власти.

Многовековое подчинение церкви государственной власти породило социально-политическую инертность православия, а церковные идеалы тяготели к самодержавию, игнорируяиные варианты политического устройства страны. В условиях господства коммунистической идеологии церковь преследовалась: и оказалась отодвинутой на обочину общественной жизни. В столь жестких рамках традиционнаясоциально-политическая пассивность церкви стала способом выживаниям в большевистском государстве.

Сегодня религиозныйфактор5 вновь обрел свою политическую актуальность. Отказ от. коммунистической идеологии, распад СССР, процессы глобализациий кризис национальной/ идентичности обусловили усиление внимания к Русской православной церкви со стороны общества. Несмотря на то, что Россия веками развивалась как многонациональная и многоконфессиальная страна, именнокг авторитету РПЦ как наиболее крупному социальному институту обращается: политическая: элита для оправданияили отрицаниятого или иного политического и цивилизационного выбора. В свою очередь, церкви, чтобы соответствовать современным реалиям и не оказаться за пределами социально-политической жизниобщества и государства, следует открыто выражать свою позицию:.

Актуальность диссертационногоисследования определяется следующими основными обстоятельствами:

1. РольюРусской православной церкви в социальной и духовно-нравственной жизни современного российского общества.

2. Необходимостью наличияу Русской ' православной. церкви социально-политической доктрины, способствующей ее превращению в действенный институт гражданского общества:

Степень разработанности темы: Интерес исследователей к социально-политической составляющей религии оформился в Новое время. В частности, Томас Гоббс, основоположник социологической теории религии, в работе «Левиафан, или материя, форма № власть государства церковного и гражданского», отстаивая принцип примата государства над церковью, тем не менее, рассматривал религию как систему законов, необходимых для контроля за обществом1.

Позднее изучением социально-политического характера религии занимались О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт, П. де Лобье и другие ученые, отразившие в своих работах характер взаимодействия религии и власти2.

Свою лепту в изучение религиозных оснований политической жизни внесли русские религиозные мыслители и философы Х1Х-ХХ веков: Н. А. Бердяев, С. Н: Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк3.

Для рассмотрения социально-политической доктрины католицизма важными источниками являются Библия, сочинения Августина Блаженного, Исидора Севильского, Григория Великого, Фомы Аквинского, энциклики, римских пап, прежде всего, Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, деятельность которых в большой степени была посвящена общественным вопросам и роли церкви в государстве4. Другими источниками являются труды теологов В: Э: фон Кеттелера, А. де Любака, Ж. Маритена, Ю. Майка, Й. Хеффнера и др.5.

1 См.: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1991.

2 См.: Конт О. Позитивистский катехизис, или Суммарная экспозиция универсальной религии / Р.Арон.

Развитие .социологической мысли. М., 1993; Дюркгейм D. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Вебер М Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003; Вебер М. Хозяйство и общество. М., 2010; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 2007; Лобье де П. Три града. Социальное учение христианства. М., 2001; Он же. Социальная доктрина Католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1989 и др.

3 См.: Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2007; Он же. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Он же.

Философия неравенства. М., 2006; Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991; Он же. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 2008; Ильин И. А. Основы христианской культуры о сопротивлении злу силой. М., 2007; Лосский Н. О. История русской философии. М., 2000; Соловьев В. С. Национальный вопрос в России. М., 2007; Франк С. Л. Смысл жизни. М., 2004; Он же. Духовные основы общества. М., 1992 и др.

4 См.: Лев XIII «Diuturum illud» (1881), «Immortale Dei» (1885), «Rerum Novarum» (1891) — Пий XI «Quas.

Primas"(1925), «Quadragesimo Anno» (1931), «Caritale Christi"(1932) — Иоанн XXIII «Mater et Magistra» (1961) — Павел VI «Populorum Progression» (1967), «Octogesima Adverniens» (1971) — апостольское посланиеИоанн — Павел II «Laborem Exercens» (1981), «Centissimus annus» (1991) и другие выступления и послания римско-католического папы.

5 См.: Кеттелер фон В. Э. Рабочий вопрос и христианство, 1864- Любак де А. Католичество: социальные аспекты догмата. М., 1992; Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000; Майка Ю. Социальное учение.

Учение протестантизма было сформулировано в начале XVI века М. Лютером и Ж. Кальвином, а затем было дополнено и развито такими теологами протестантизма как К. Барт, Д. Бонхеффер, А. фон Гарнак, Э. Трельч6.

Важнейшим источником, определившим во многом социально-политическую мысль русского православия и историю церковно-государственных отношений, является торжественная проповедь 1043 г. киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати». Выделяются труды епископа Игнатия (Д. А. Брянчанинов), архимандрита Феодора (А. М. Бухарева), доктора богословия, протоиерея Г. В. Флоровского8.

Принципиальные суждения по данной проблематике неоднократно высказывали предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Илларион (Г. В. Алфеев), игумены Вениамин (В. Н. Новик) и Филарет (А. В. Булеков), протодиакон А. Кураев, протоиереи В. Чаплин, В. Цыпин9.

Католической церкви: опыт исторического анализа. Рим, 1994; Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2004 и др.

6 См.: Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1997; Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. URL: http://www.calvin.tvcom.ru (дата обращения: 10.03.2010) — Барт К. Церковная догматика. Т. 1. М., 2007; Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994; Гарнак фон, А Сущность христианства. М., 2010; Трельч Э. О возможностях христианства в будущем. М., 1910. Кн. 2. С. 90−114. URL: http://www.reHg-library.pstu.ru (дата обращения: 03.03.2010) и др.

7 См.: Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и Благодати. М., 1994.

8 См.: Игнатий (Брянчанинов А. Б.), епископ. Избранные творения (в сокращении). В 2 т. М., 2009; Феодор (Бухарев А. М.), архимандрит. О духовных потребностях жизни. М., 1991; Флоровский Г. В. (протоиерей). Пути русского богословия. URL: http://www.vehi.net (дата обращения: 03.03.2010) и др.

9 См.: Кирилл, митрополит (с 1 февраля 2009 предстоятель Русской православной церкви Святейших Патриарх Московской и Всея Руси). Всемирный Русский Народный Собор объединят тех, кому дорога их принадлежность к русской цивилизации. Интервью от 19.06.2006 г. директору государственной телерадиокомпании «Калининград» В. Шаронову // Архив официального сайта Московского Патриархата 1997;2009. URL: http://www. mospat.ru (дата обращения: 04.05.2010) — Он же Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Государственной Думе на парламентских слушаниях по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. Церковь и общество в свете основ социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www. mospat.ru (дата обращения: 15.04.2010) и другие публичные выступления, проповеди, доклады на Архиерейских и Поместных Соборах, цикл телепередач на «Первом канале» — «Слово Пастыря». URL: http://www.ltv.ruИларион (Алфеев Г. В.), митрополит. Цикл телепередач на канале «Россия 24» — «Церковь и мир». URL: http://www.vesti.ruВениамин (Новик А. Н.), игумен. Анализ 1−5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // Соцнс. 2002. № 4- Филарет (Булеков A.B.), игумен. Церковь и права человека: право на позицию // Ведомости. 2008. № 126 (2148). URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения: 05.05.2010);

Доктринальными источниками социально-политической мысли Русской православной церкви сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.), которые отражают позицию РПЦ по широкому спектру религиозных, экономических, социальных и политических вопросов, «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности» (2011 г.)10.

Отдельный блок литературы составили государственные правовые документы различных периодов: собрания узаконений РСФСФ, Материалы Пленума ЦК КПСС, Ведомости Съезда народных депутатов * СССР и Верховного совета СССРЗакон «О свободе вероисповедания"-(1990 г.), Федеральный закон «О'свободе совести и о религиозных объединениях (1997 г.) и др.» Большую помощь, особенно в исторической части, оказали сборники архивных материалов Кремля12.

Роль Русской православной церкви в социальной, политической и экономической жизни России отражена в работах многих современных исследователей. Их условно можно разделить на два блока.

В первом блоке сосредоточены исследования, посвященные традиционалистскому подходу к пониманию влияния православия на политическую историю России. Это, прежде всего, работы Н. Н. Алексеева,.

Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды. М., 2006; Он же. Церковное право. М., 1996; Чаплин В. А. Церковь и политика в современной России // Религия и государство в современной России: науч. доклады. Московский Центр Карнеги Выпуск № 18. '" Основы социальной концепции Русской православной церкви. Отдел внешний сношений Московской патриархии. URL: http://www.mospat.ru (дата обращения: 13.03.2010) — Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru (дата обращения: 04.05.2010) — Базисные ценности — основа общенациональной идентичности. URL: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 07.06.2011).

11 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 18 Ст. 263- 1975. № 27 Ст. 572- 1992. № 19 Ст. 217- Материалы Пленума ЦК КПСС. 19−21 сентября 1989 г. М., 1989; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1990. № 21. Ст. 240- № 41. Ст. 813- О свободе вероисповедания: закон от.

25 октября 1990 г. № 267−1- О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от.

26 сентября 2997 г. № 125-ФЗ.

12Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922;1925 гг. М., 1997; Кн. 2. Политбюро и Церковь. 1922;1925 гг. М., 1998.

B. Н. Андреева, А. Л. Андреевой, В. А. Бачинина, Ю. Ю. Булычева, А. Л. Ка-зина, М. Н. Коняева, А. С. Панарина, В. Е. Семенова, А. Н. Швечикова13.

Исследовательские труды второй группы авторов — В. А. Ачкасова, О. Ю. Васильевой, О. Е. Казьминой, К. Н. Костюка, А. И. Кырлежева, М. П. Мчедлова, Н. А. Митрохина, В: Д. Ройка, Н. А. Трофимчука,.

C. Б. Филатова, С. Л. Фирсова и др. — в диссертации относятся^ к либеральному подходу изучения особенностей социально-политической мысли православия и роли РПЦ в современном государстве14.

Объектом1 исследования является Русская православная церковь в современной социально-политической жизни Российской Федерации.

Предмет, исследования — формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви.

Цель работы — определить основные этапы формирования-и развития социально-политической доктрины Русской-православной церкви.

13 См.: Алексеев Н. Н. Идея государства. СПб., 2001; Андреев В. Н. Менталитет народа и формирование национальной модели хозяйствования / Проблемы управления хозяйственными системами. Вып. 10. М., 2002; Андреева Л. А. Религия и власть в России: религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. М., 2001; Бачинин В. А. Христианская мысль: политическая теология и христианское правоведение. Том VI. СПб., 2005; Булычев Ю. Ю. Православие. Словарь неофита. СПб., 2006; Козин A. Л. Великая Россия. Религия. Культура. Политика. М., 2007; Он же. Последнее царство (Русская православная цивилизация). СПб., 1998; Коняев Н. М. На земле Святой Троицы. M., 2010; Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Саиенов В. Е. Современные проблемы российской ментальности: материалы всероссийской научно-практической конференции). СПб., 2005; Швечиков А. Н. Восточная мудрость как религиозный феномен // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сер.: Философия. 2008. № 1(10). С. 160−162- Он же. Христианство и демократия в контексте проблем современной России // Материалы конференции «Духовные и социальные проблемы современной России». СПб., 2003. С. 26—33.

14 См.: Ачкасов В. А. Особенности эволюции российской государственности или почему в России нет нации-согражданства? // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. Т. 5. № 4. СПб., 2009; Он же. Этническое многообразие и толерантность: сравнение проблем и решений в городах мира. СПб., 2009; Он же. Риски.

• этнополитической мобилизации в условиях кризиса развития // Политика развития и политико-административные отношения: сб. статей. Краснодар, 2009; Васильева О. Ю. Русская православная церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004; Казьмина О. Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009; Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001; Кырлежев А. И. Церковь и Мир в социальной концепции Русской православной церкви. URL: http://www.religare.ru (дата обращения: 06.12.2010) — Мчедлов М. П. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М., 2007; О социальной концепции русского православия. M., 2002; Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е, испр., доп. M., 2006; Роик В. Д. Социальная доктрина христианства // Социальное партнерство. 2004. № 2- Трофимчук H.A. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999; Филатов С. Б. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Послесловие. Религия в постсоветской России. M., 2002; Фирсов С. Л. Православная церковь и российское государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996 и т. д.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социально-политической доктрины церквивыявить социально-политические идеи ветхозаветного и новозаветного периодов христианстваосуществить анализ влияния социально-политического учения католицизма и протестантизма на становление правового государства и институтов политической демократиипроанализировать роль православия в становлении российского государстваопределить генезис и проследить динамику формирования социально-политической мысли РПЦвыявить ориентиры совершенствования социально-политической доктрины Русской православной церкви.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы отечественных и зарубежных ученых, религиозных мыслителей, теологов и богословов.

Методологические основы исследования определяются: историческим подходом, посредством которого выявляется влияние православия и Русской православной церкви на становление и развитие российского государствасистемно-институциональным подходом, рассматривающим церковь в качестве социального института в ее взаимодействии с институтами государственной властисравнительным подходом, позволяющим изучить социально-политические доктрины различных церквей, что дает возможность определить степень разработанности социально-политической доктрины Русской православной церквикулътуралистским подходом, обращающим внимание на влияние господствующей религии на политическую жизнь общества.

Эмпирической основой исследования являются данные социологических опросов, печатные издания средств массой информации и дополнительно информационные и аналитические Интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертационного исследования: состоит в том, что: сформулировано политологическое определение понятия «социально-политическая доктрина церкви" — обозначены принципиальные-положения Ветхого и Нового Заветов, образующие архаические основания христианской социально-политической доктринырассмотрены основные этапы истории развития социально-политического учения католицизма и протестантизма и их влияние на формирование институтов политической демократииотражена динамика формирования социально-политической доктрины Русской православной церкви в контексте исследования, основных этапов государственно-церковных отношений в российской политической историивыявлены политико-правовые факторы, противодействующие формированию социально-политической доктрины Русской православной церкви, содействующей процессам модернизации российского общества, превращению РПЦ в действенный институт гражданского обществапредложены основные ориентиры совершенствования социально-политической доктрины Русской православной церкви.

Основные положения, выносимые на защиту:

Социально-политическая доктрина церкви — это система принципов, позволяющих толковать и оценивать с религиозной точки зрения государственную политику в политико-правовой, экономической, культурной и социальной сферах общественной жизни.

Русская православная церковь изначально опиралась на обожествление персонифицированной власти. Противоречие между принципом личного доверия и формально-правовым принципом предопределило в истории России характер формирования системы власти, основанной на отношениях личной зависимости.

Учитывая влияние существующих социально-политических доктрин католической церкви и протестантизма на мировое политическое развитие, Русская православная церковь не может быть в стороне от модернизационных процессов в России и от создания своей социально-политической доктрины.

Социально-политическая доктрина Русской православной церкви, адекватно отвечающая вызовам времени, может стать фактором трансформации церкви в действенный-институт гражданского общества.

Формирующаяся социально-политическая доктрина Русской православной церкви задает формат консервативной модернизации, обеспечивающей авторитетную духовно-нравственную экспертизу общественно значимых явлений и поддержку институтам представительной демократии.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по таким дисциплинам как «Политология», «Религиозный фактор в современных политических отношениях», «Религиоведение», а также спецкурсов по политической теологии и социологии религии.

Основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы изложением основных положений и выводов работы на научно-практических конференциях и в девяти научных публикациях, в том числе в трех статьях журналов, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК России. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Северо-Западной академии государственной службы. I.

Заключение

.

1. Для того чтобы содействовать достижению «общего блага», церкви, отделенной от государства необходимо иметь социально-политическую доктрину, отвечающую вызовам времени, позволяющую оказывать влияние на определение политического курса общества. Под социально-политической доктриной церкви понимается система принципов, позволяющих толковать и оценивать с религиозной точки зрения государственную политику в политико-правовой, экономической, культурной и социальной сферах общественной жизни.

2. Христианская социально-политическая доктрина опирается на фундаментальные положения Ветхого и Нового Заветов.

Ветхий Завет заложил основы перехода общественной жизни от естественного в государственно-правовое состояние, провозгласив теократическую модель взаимодействия духовной и светской властей, определив семью как основу общества, незыблемость частной собственности, верховенство закона, соразмерность и неотвратимость наказания за противозаконные действия.

Новый Завет провозгласил отделение церкви от государства (Кесарюкесарево, а Богу — Богово) и показал, что его обращенность к внутреннему миру человека, личным мотивам как побудительной причине действий гораздо выше любых установленных социальных норм. Исключительное следование ветхозаветным правилам уступило место осознанно совершаемым поступкам. Новый Завет, очертив предельные основания добродетели в христианской культуре, воплощенные, прежде всего, в идеале ненасильственного «со-бытия», данного в Нагорной проповеди Иисуса Христа, заложил моральные ориентиры европейского демократического развития общества.

3. Особый вклад в развитие социально-политической доктрины христианства внесла католическая церковь. Несмотря на известные периоды папоцезаризма и системный консерватизм, католицизм, оказался способным к концептуальным переменам, отвечающим вызовам, времени на различных этапах смены социально-политических ориентиров" европейского общества. II Ватиканскоий собор продемонстрировал достигнутое примирение между Римско-католической церковью и либерализмом^ Поддержка Ватиканом защиты прав человека устранила нравственное препятствие к укреплению представительных форм правления среди преимущественно католических народов1 Европы, сохранив за, католической церковью статус наиболее влиятельного христианского института в современном мире.

4. Не имея единой централизованной церкви, — столь разветвленного и многочисленного аппарата церковного управления, храмов и монастырей, которыми располагает католическая и православная церкви, протестантизм наиболее органично соединил христианскую антропологию и политико-правовую практику. Протестантизм и протестантские общины шире, чем другие конфессии, трактовали христианский потенциал свободы. Именно поэтому протестантизм содействовал быстрому развитию либеральных демократических идей в государствах, где он является ведущей религией и идеологической платформой.

Таким образом, социально-политические доктрины и политико-правовые практики католической церкви и протестантизма содействовали становлению демократических политических институтов Европы и Нового.

Света. Благодаря утвержденным принципам универсализма и гражданского равенства, обеспечивалось превосходство права, а политические и правовые нормы формулировались, в конечном счетев. категориях прав и обязанностей индивидова не отличительных особенностей социальных' и этнических групп.

5. Православие, оформившееся в Византийской империи в течение первого: тысячелетиян. э., провозгласило принцип «симфонии» светской и духовной. властей: Однако в условиях жесткой политической «экономической-, зависимости от государствапринцип гармоничного сосуществованияосталсянедостижимым идеалом, а церковь, была превращена в инструмент государственной политики:

6. Российская политическая история не дискретна, а едина и может трактоваться. в модусах превращенных форм православия. Вплоть до февраля 1917 года у власти в России находился, православный христианский государь. В этом смысле институт партийно-государственных вождей Советского Союза может интерпретироваться как, извращенное идеологическое наследие института царской власти. Что касается современности, то Конституция предоставляет Президенту Российской Федерации не меньше полномочий, чем/ у последнего Российского* императора, что является свидетельством традиционного дляРоссии способа, построения, и наследования духовно-нравственной вертикали.

7. Реализуя государственно-образующую функцию, Русская" православная церковь являлась зависимым от государственной" власти религиозным, объединениемчто не содействовало формированию ее социально-политической доктрины.

8. Первыйшаг на пути доктринального оформления своих взглядов Русской православной церкви на политическую жизнь общества сделан с принятием «Основ социальной концепции Русской православной церкви» (2000 т.) и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.). Прорывом в развитии социально-политической доктрины Русской православной церкви стали «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности» (2011г.). Характер принимаемых РПЦ решений, отраженных в вышеперечисленных документах, свидетельствуют о способности Русской православной церкви к новому осмыслению и формулированию конструктивной позиции по отношению к современной российской действительности в условиях модернизации.

В принятых документах не нашли освещения или не получили религиозной оценки ключевые аспекты связанные с верховенством закона и права, утверждением института представительной политической демократии и незыблемостью частной собственности, тем самым церковь не в полной мере содействует процессам модернизации России, формированию институтов гражданского общества. Поэтому для того, чтобы социально-политическая доктрина православия соответствовала вызовам времени, Русской православной церкви следует принять реальности светского государства и секуляризованного общества не как вызов духовному развитию, но как призыв к коррекции своей доктрины, в которой бы получили нравственную оценку фундаментальные политические ценности современного общества.

Очевидно, что в России продуктивной может стать, лишь консервативная модернизация, осуществляемая в эволюционной форме, сочетающая создаваемые демократические политические институты и веками сложившиеся в обществе ценности, носителями которых является традиционная церковь.

3 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, обращаясь к участникам Архиерейского собора РПЦ, определил Русскую православную церковь в качестве крупнейшего и наиболее авторитетного общественного института современной России. Так оно и есть. Однако, лишь доктринальное признание церковью того, что в современных условиях государство сохраняет особую роль, являясь ключевым социальным институтом, регулируемым правом, духовно-нравственное содействие институту представительной демократии, как основополагающему условию обеспечения превосходства закона и права в общественной жизни, а также поддержка современной политической и социально-экономической системы, основанной на солидарности, будет содействовать трансформации Русской православной церкви в действенный институт гражданского общества, обеспечивающий высокую духовно-нравственную экспертизу общественно значимых явлений в обновляющемся мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. С., bishop. Approaching a New Era. Электронный ресурс. URL: http://www.vatican2voice.org/3butlerwrites/newera.htm (дата обращения: 28.05.2011).
  2. European People’s Party (EPP). History. Электронный ресурс. URL: http://www.epp.eu/party.asp?z=5B (дата обращения: 08.06.2011)
  3. II Ватиканский Собор. Православная энциклопедия / под. ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: в 24 т. Т. 7. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. 751 с.
  4. International Center Democratic Party. Электронный ресурс. URL: http://www.epp.eu/party.asp?z=5B http://idc-cdi.com/main.html (дата обращения: 09.07.2011).
  5. Kurth, J. The protestant deformation and American foreign policy. Paper Presented to The Philadelphia Society, 37th National Meeting, April 2001. Электронный ресурс. URL: http://www.phillysoc.org/Kurth%20Speech.htm (дата обращения: 17.04.2011).
  6. Lift Every Voice: A report on religion in American public life. Электронный ресурс. URL: http://pewforum.org/publications/?TypeID=l (дата обращения: 08.02.2011).
  7. Religion and public life. A faith based partisan divide. Электронный ресурс. URL: http://pewforum.org/uploadedfiles/TopicsAssues/PoliticsandElections/religi on-and-politics-report.pdf (дата обращения: 08.02.2011).
  8. Schlesinger, A. Forgetting Reinhold Niebuhr // The New York Times. September 2005. Электронный' ресурс. URL: http://www.nytimes.eom/2005/09/l 8/books/review/l 8schlesinger. html (дата обращения: 11.01.2011).
  9. Августин Блаженный. Творения. О граде Божием. Т. 4. XIX, VVII / Августин Блаженный. СПб.- Киев: Алетейя- УЦ ИММ-Пресс, 1998. 593 с.
  10. , Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский. М.: Алетейя, 2007. 560 с.
  11. , Н. Н. Идея государства / Н. Н. Алексеев. СПб.: Лань: Фонд «Ун-т», 2001. 368 с.
  12. , В. Н. Менталитет народа и формирование национальной модели хозяйствования / Проблемы управления^ хозяйственными системами. Сб. научн. тр. Вып. 10: ПИмаш, 2002. С. 4−47.
  13. , JI. А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России / Л. А. Андреева. М.: Ладомир, 2001. 253 с.
  14. , JI. А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ // Общественные науки. 2001. № 4.
  15. , Р. Г. Талион и золотое правило (критический анализ сопряженных контекстов) // Вопросы философии. 2001. № 3.
  16. Армия нуждается в духовном руководстве. Электронный ресурс. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2010/02/armiya-nuzhdaetsya-v-duhovnom-rukovodstve/ (дата обращения: 04.06.2010)
  17. Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922−1925 гг. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 600 с.
  18. Архивы Кремля. В 2-х кн- Кн. 2. Политбюро и Церковь. 1922−1925 гг. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. 647 с.
  19. , В. А. Риски этнополитической мобилизации в условиях кризиса развития // Политика развития и политико-административные отношения: сб. статей / отв. ред. JI. В. Сморгунов, Е. В. Морозова. Краснодар, 2009.
  20. , В. А. Этническое многообразие и толерантность: сравнение проблем и решений в городах мира. СПб., 2009.
  21. , В. А. Особенности эволюции российской' государственности или почему в России, нет нации-согражданства? // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. 2009. Т. 5. № 4.
  22. Аяцков призвал пустить священников в вузы, а Кураев не стесняться быть русскими. Мир религий. Электронный ресурс. URL: http://www.religio.ru/arch/27Feb2003/news/5405.html (дата обращения: 07.05.2010).
  23. ,. В. А. Христианская мысль: политическая теология и. христианское правоведение. Том VI / В. А. Бачинин. СПб: Новое и1. Старое, 2005. 188 с:
  24. , Н. А. Русская идея / Н: А. Бердяев. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2009. 286 с.
  25. , Н. А. Истина Православия. Электронный ресурс. URL: http://www.vehi.net./berdyaev/istina.html (дата обращения: 05.07.2010):
  26. , Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. М.:1. Наука, 1990. 224 с.
  27. Бердяев- Н А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М: ACT, 2006. 349 с.
  28. Бончеффер, Д: Сопротивление ш покорность / Д. Бончеффер. М.: Прогресс, 1994. 344: с.38: Брянчанинов- А. Б. (епископ Игнатий). Избранные творения (в сокращении): в 2-х т. / А. Б. Брянчанинов. М.: Сибирская Благозвонница, .2009. 1152 с.
  29. , С. Н. Православие: очерки учения православной церкви (1964) / С. Н. Булгаков. М.: Платформа, 1991. 403 с.
  30. , С. Н. Труды по социологии и теологии : в 2-х т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1999. 826 с.
  31. , С. Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.
  32. , Ю. Ю. Православие. Словарь неофита / Ю. Ю. Булычев. М.: Амфора, 2006. 300 с.
  33. , Д. Американцы: колониальный опыт / Д. Бурстин. М.: «Прогресс», «Литера», 1993. 480 с.
  34. , А. М. (архимадрид Феодор). О духовных потребностях жизни / А. М. Бухарев. М.: Столица, 1991. 320 с.
  35. , В., иерей. Курс лекций по Сравнительному богословию. Электронный ресурс. / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/text/430 753.html (дата обращения: 25.03.2010).
  36. , О. Ю. Русская православная церковь и II Ватиканский собор / О. Ю. Василева. М.: Изд-во Лепта-Пресс, 2004. 382 с.
  37. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. 704 с.
  38. , М. Протестантская этика и дух капитализма /М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  39. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1990. № 21.
  40. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1990. № 41.
Заполнить форму текущей работой