Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние информации на формирование этнополитического сознания россиян: региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТ
  • Раздел II. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Раздел III. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В
  • РЕШЕНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Влияние информации на формирование этнополитического сознания россиян: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Этнополитическое сознание как сегмент массового сознания в исторической перспективе стало объектом научного осмысления сравнительно недавно, чуть более столетия назад. Отечественная наука выделила данное социальное явление в качестве самостоятельного объекта исследования еще позднее — во второй половине XX века. При этом в XIX—XX вв.еках и на современном этапе феномен «массовости» сознания людей и связанные с ним явления получили настолько широкое распространение, что стали глобальным фактором, в значительной степени определяющим облик современной человеческой цивилизации в целом.

Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества. Позитивная динамика социальных изменений зависит от степени и эффективности использования информации. В свою очередь, осуществляемый переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие, управление обществом, вызывает социально-экономические сдвиги в обществе и воздействует на все сферы человеческой жизнедеятельности. Изменение политической активности граждан, ломка традиционных стереотипов общественного сознания, структура политических интересов россиян особым образом коррелируют с механизмом функционирования информационных коммуникаций. В современных условиях очевидна возрастающая общественная потребность в создании эффективного механизма — прогнозирования и моделирования этнополитических процессов с применением информационных коммуникаций.

Процессы массовизации, механизмы их возникновения и изменения требуют целенаправленного изучения и научного объяснения, поскольку понимание их роли и функций, влияния на преобразование социума становится сегодня решающими условиями успешной деятельности в этой важной сфере человеческого бытия. Процессы, зарождающиеся в недрах современного российского массового сознания, находят свое выражение в различных общественных проявлениях, в том числе и таких, как социальная апатия и агрессия, социально-политическое безразличие, этнофобия и ксенофобия, массовые культы и психозы. Следует подчеркнуть, что без выявления закономерностей и сущностных черт этнополитического сознания как сегмента общих (массовых) социальных интенций невозможно адекватно понять и описать глубинные процессы, протекающие в современном российском социуме.

Между тем гуманитарные науки пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определять динамику интенции массового сознания вообще и этнополитических воззрений в частности. Это обусловлено тем, что процессы взаимосвязи информационных технологий, массового, этнополитического и культурного (в широком смысле) сознания не попали в центр внимания отечественной социологической мысли. Остается нерешенной проблема информационно-аналитического обеспечения управленческих решений в различных сферах государственного управления. В связи с этим постановка проблем более полного вовлечения информационно-аналитических ресурсов в этнополитические процессы является актуальной задачей на государственном уровне.

Этнополитическое сознание как проявление массового сознания обретает значение глобального социального феномена. Более того, генезис моделей регионального управления этнополитическими процессами является нелинейным, и поэтому сегодня особенно важны попытки обобщения управленческой практики, активно применяющей новые информационные коммуникации, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития.

Таким образом, стремление к пониманию места и возможностей информации в решении этнополитических проблем региона представляется весьма своевременным. Это и определило актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические проблемы становления и развития информационного общества, воздействия информационно-коммуникационных технологий на управление социальными, политическими процессами уже нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Однако перед любым исследователем когерентности информационных технологий и массового сознания встают насущные вопросы. Во-первых, наблюдается недостаток источников, рассматривающих понятия «массовое», «этнополитическое» сознание с позиций политических институтов, этнополитической конфликтологии, политических процессов и технологий при широком их использовании в прикладных исследованиях и даже при апелляциях к обыденному сознанию. Во-вторых, множатся подходы к определению понятия «массовость» в сознании, которые ставят исследователя перед проблемой выбора методологических оснований видения социальной реальности.

С другой стороны, проблематика оценки роли и места информационных технологий в современном обществе представлена глубокими исследованиями западных ученых: У. Эко, Д. Кукка, Ж. Делеза, А. Крокера, а также интересными работами отечественных авторов И. П. Ильина, В. А. Кутырева, A.B. Гулыги, В. А. Шашинского. В зарубежной литературе информационная деятельность рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, ее отдельные аспекты анализируются в рамках процессов становления информационного общества. М. Эрл, Э. Фридман, Дж. Кэнн в своих исследованиях раскрывают роль информационной индустрии в развитии общества, прослеживают двуединый процесс информатизации и становления информационного рынка в современных условиях. К вопросам формирования информационного общества в России обращаются Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин.

Проблема реального массового сознания и его особого носителя — массового человека возникает в интеллектуальных кругах, а затем институционализируется в науке на рубеже XVIII—XIX вв.еков. Понятие «массовое сознание» распространялось благодаря трудам Г. Тарда, Г. Лебона, Ш. Сигеле и У. Макдауголла, хотя у этих авторов термин носит больше описательный, образный характер, в основном лишь подчеркивая масштабы проявлений, «массовости» сознания. Серьезный вклад в развитие теории «массового сознания» внес Э. Дюркгейм, а также его ученики и последователи, среди которых в первую очередь следует назвать М. Мосса, К. Леви-Строса, М. Гране, Л. Леви-Брюля.

Нельзя обойти вниманием процесс формирования научных представлений об информации. Его фундаментом стали работы К. Шеннона и Н. Винера, в которых содержались важнейшие идеи, принципы и теоремы статистической теории информации. У. Эшби одним из первых попытался применить подход, предложенный К. Шенноном, для процессов управления. Этот важный методологический подход приблизил исследователей к изучению информации, циркулирующей в обществе. Семантические теории информации разрабатывали Й. Бар-Хиллел, Р. Карнап, Ю. А. Шрейдер, Е. К. Войшвилло и другие исследователи. Используя концепции разнообразия, они рассматривают семантические свойства в связи с другими аспектами информации. Ю. А. Шрейдер, в частности, под информацией понимает любые сведения, которые изменяют запас знаний (тезаурус) приемника информации.

Значительный вклад в развитие теорий информации внесли отечественные ученые А. Н. Колмогоров, В. М. Глушков, Б. С. Украинцев, B.C. Тюхтин, А. Д. Урсул и другие исследователи. Широкий спектр вопросов, связанных с изучением информационных процессов в системе управления, отражен в работах по различным отраслям знания.

Для исследования информационной составляющей систем управления большое значение имеют труды Д. Клиланда, В. Кинга, С. Оптнера, А. Ньюэлла, Дж.С. Шоу, Г. Саймона, A.C. Малина, В. И. Мухина, Ю. М. Каныгина. В. Г. Афанасьев подчеркивает значение информации для социального управления. Его идеи нашли продолжение на современном этапе в теории «информационного управления» (М.А. Bye, В. В. Кульба, Э.Е. Рокицкая). Т. М. Дридзе отмечает значимость информации для социально ориентированного управления, где она выступает проводником между властью и населением.

Большой вклад в изучение информационных потребностей и анализа информационных ресурсов внес Д. И. Блюменау. Занимаясь разработкой методов информационного анализа / синтеза документов, Д. И. Блюменау ввел в научный оборот понятие профессиональной информации. Н. Луман, Ю. Хабермас, Д. Остин, Д. Томпсон прослеживают процессы коммуникации в информационном пространстве. Функции политической идеологии как разновидности коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества, и ее дифференциация освещаются в трудах Г. Лассуэлла. Анализ информационного фактора социальной модернизации представлен в работах К. Германа, В. Дахина, Ю. Нисневич.

При изучении современных тенденций развития информационных процессов большое значение имеют исследования первых идеологов концепции формирования постиндустриального (информационного) общества — таких социологов, как О. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, М. Кастельс, А. Турен Д. Тапскотт и другие. Среди российских исследователей проблем развития информационного общества следует выделить имена А. Урсула, А. Ракитова, Г. Громова, Р. Цвылева, С. Зуева, А. Глинчиковой, Е. Вартановой, И. Мелюхина и других. В публикациях таких авторов, как К. Колин, Н. Моисеев, Л. Зыбайлов, В. Шапинский, В. Костюк, В.Б.

Симоненко, большое внимание уделяется проблеме оценки роли и места информационных технологий в современном обществе. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы, освещающей этнополитические процессы, позволяет выделить несколько направлений исследования этого феномена. Первое направление, базирующееся на понимании этнополитических процессов как фактора трансформационных изменений общества, связано с трудами, посвященными общему анализу социальных изменений, трансформации институтов и процессам модернизации общества. Их авторы: Дж. Александер, В. Амелин, Ш. Айзенштадт, Ю. Левада, Д. Норт, А. Панарин, П. Сорокин, С. Хантингтон, П. Штомпка, Д. Эптер, В. Ядов, В. Ярская, Е. Ясин.

Второе направление исследований сопряжено с примордиональным и инструментальным пониманиями этничности, обеспечивающими этническую мобилизацию и солидаризацию в формате этнополитических процессов. Яркими представителями этого направления в России являются С. Арутюнов, С. Арутюнян, Р. Абдулатипов, Ю. Бромлей, М. Широкогоров, Н. Чебоксаров. Кроме того, существует и конструктивистское видение этнополитических процессов. В российской науке конструктивистского понимания феномена этничности придерживаются В. Тишков, Л. Дробижева, В. Малахов, В. Воронков.

Саратовскую школу этнополитических исследований представляет коллектив ученых, возглавляемый В. Ярской, в начале 90-х годов XX века вошедшей в число разработчиков и исполнителей союзной программы «Народы России». Региональной государственной политике в сфере межэтнических и этноконфессиональных коммуникаций посвящены исследования авторитетной группы ученых Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина, представленной методологически весомыми трудами И. Брянцева, О. Лиценбергер, К. Мокина, С. Наумова, О. Ожеговой, Р. Пашяна, В. Семенова.

Анализ научной литературы свидетельствует о глубине фундаментальных исследований в области массового сознания, но в целом научное обсуждение этнополитических проблем, на наш взгляд, инициируется в первую очередь политическими решениями и принятием законодательных актов, отодвигая на задний план систематическую теоретико-методологическую рефлексию. Особенностью наличной ситуации в данной области гуманитарного знания является недостаточное использование принципа системности в подходах специалистов.

Общая теоретическая и эмпирическая неисследованность данного явления во многом связана с тем, что оно, в силу своей масштабности и всеобъемлемости, по-прежнему представляет собой новый предмет для теорий среднего уровня. Настоящее диссертационное исследование в определенной мере компенсирует пробел в целостном подходе к изучению информационного влияния на массовое сознание, выявляя сущностные характеристики этнополитического сознания россиян.

Приходится констатировать, что в теоретической базе исследований недостаточно раскрыты экономические, социальные, политические функции информации, не определено понятие единого информационного пространства, не осмыслен порядок формирования основных информационных ресурсов. Не изучен в полной мере и механизм воздействия информации на решение этнополитических проблем в регионах. Таким образом, изложенные аргументы обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования, а указанные обстоятельства во многом предопределили теоретико-методологический и методический характер диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель — выявить региональную специфику и потенциал влияния информации на этнополитическое сознание россиян. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи: выявить сущностные характеристики этнополитического сознания россиянисследовать динамику этнополитического сознания россиян на современном этапе существования социумараскрыть роль информационных коммуникаций и актуализировать проблему влияния информации на степень интериоризации позитивного этнополитического взаимодействияпроанализировать и обобщить практический опыт внедрения информационных технологий в региональный социально-политический процессразработать авторские рекомендации по эффективному функционированию информационных коммуникаций в региональном этнополитическом пространстве.

Объект диссертационного исследования — информационные коммуникации как современные средства воздействия на массовое сознание.

Предмет исследования — влияние информации на этнополитическое сознание и региональные этнополитические процессы.

Методологическая основа и теоретические источники диссертационного исследования. Методологической основой исследования послужил системно-комплексный подход, сочетающий структурно-функциональный, диалектический, герменевтический, феноменологический методы. Данный подход позволяет выявить различные сущностные аспекты массового и этнополитического сознания в их диалектической взаимосвязи, преодолеть ограничения, присущие эвристическим возможностям отдельных методологических направлений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области социологии, этнополитических процессов, теории управления, политических и информационных технологий, а также смежных научных дисциплин — философии, социологии, политологии, конфликтологии, психологии, информатики. Подобная полипарадигмальность свидетельствует о многоаспектности проблемы.

При решении исследовательских задач применялись общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза, сравнительно-типологический и конкретно-исторический подходы. Использованы социально-философские, политологические, социологические и иные разработки как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Важной методологической концепцией для диссертационной работы стала теория технологического развития информационного общества Д. Белла и его последователей М. Эрла, Э. Фридмана, Дж. Кэнна. Для исследования сложного, противоречивого и изменчивого феномена «массовости» сознания применялся системный анализ массовых интенций. Эта методология позволяет, с одной стороны, исследовать диалектику внешне-объектного в сфере «массовости», а с другой — выявить субъектно-активные, атрибутивные характеристики и интенции массового и этнополитического сознания. Кроме того, в исследовании использованы методология и методы историко-сравнительного анализа, когнитивная модель-теория Т. А. Ван Дейка, концепция габитуса П. Бурдье, региональный и ситуационный подходы, социологические и статистические методы сбора и обработки информации.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002;2010», рейтинг регионов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН РФ, региональные программы по информатизации органов управления, а также предварительные материалы областной целевой программы «Социальное и национально-культурное развитие народов области» на 2008;2010 годы.

Другими источниками информации послужили государственные и ведомственные документы по проблемам государственного управления, монографии, периодические публикации и материалы по использованию информационных технологий в управлении социально-политическими процессами, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниковую базу исследования дополняет вторичная социологическая информация: данные социально-политических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, Фонда «Экспертиза», Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), Аналитического центра Юрия Левады, Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина.

Важным информационным ресурсом обладают Всемирный портал соотечественников, Форум переселенческих организаций, Интернет-портал гражданского общества в Саратовской области. В диссертации использованы материалы, представленные на этих сайтах. Наряду с этим анализировались результаты социологических исследований, выполненных различными коллективами аналитиков в регионах России. Диссертационная работа основывается и на авторских социологических структурированных пилотажных исследованиях.

Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа означенного предмета, решения поставленных в диссертационном исследовании задач и достижения цели.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: на основе авторского анализа даны содержательные характеристики понятия «этнополитическое сознание», уточнено содержание понятий «массовое сознание», «общественное сознание»;

— выявлена направленность информационных потоков и определена степень влияния информации на формирование этнополитического сознания;

— зафиксирована динамика этнополитического сознания россиян через степень информационной распространенности позитивных (негативных) нейтральных этнических стереотипов;

— систематизирован практический опыт внедрения информационных технологий в региональный этнополитический процесс;

— на основе эмпирических показателей разработаны авторские рекомендации по эффективному функционированию и внедрению информационных коммуникаций в региональное этнополитическое пространство.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для выявления сущностных характеристик этнополитического сознания необходимо подвергнуть научной рефлексии дискурсивную практику и гуманистическое видение феномена сознания, включающего в себя проявления как «массовости», так и «общественного». Понятие «массовое сознание» фиксирует в теоретической форме всю совокупность противоречивых процессов неструктурированного общего в сознании людей, соответствующие этому духовные феномены, группы неявных ценностей и правил, механизмы общей мотивации и формы реализации массовой активности.

Общественное сознание — это способ коллективного понимания окружающей реальности, характеризующийся достаточно четкой структурированностью и устойчивостью представлений, определенным выражением в течение длительных временных периодов, наличием стабильных групп носителей-субъектов, гармоничной синхронизацией с другими формами сознания и общественного бытия.

Под этнополитическим сознанием понимается особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биосоциального единства, коррелирующее со способностью определять свое отношение к политическому пространству и место в нем.

Массовое, этнополитическое, общественное сознания диалектически взаимосвязаны и составляют динамическую систему, характеризующуюся структурностью, иерархичностью, информационной целенаправленностью.

2. Сущностью генезиса сознания россиян в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных, форм сознания. Результатом этого процесса стало преобладание массового сознания над общественным, рост влияния этнических и национальных факторов в сознании современных россиян. Российское этнокультурное пространство имеет свою оригинальную специфику. Региональная специфика заключается в том, что народы, составляющие суперэтнос России, живут каждый по своим «этническим эталонам». Саратовский регион в этом смысле не составляет исключения, но здесь ярко выражен общий континуум современного российского этнополитического сознания, которое распадается на три основных потока: славянский, тюркский и кавказский. Характерным для всех трех групп является стремление к самоидентификации и установлению новых маркеров для «своих» и «чужих».

3. На данном этапе существования социума для славянских групп типичным становится процесс преодоления постсоветского чувства неуверенности, тревожности. На основе анализа эмпирического материала можно утверждать, что в этнополитическом сознании стал преобладать интегративный настрой. «Отступление», «сдача позиций» и чувство «растерянности» сменились приоритетами укрепления государственности, хотя снизилась удовлетворенность состоянием национальной культуры, что маркируется представлением о глубоком несоответствии между мощным духовным потенциалом русского народа и слабой его реализацией на практике.

Для тюркских и кавказских этнических групп характерно формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом в сознании исламского населения на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленные интенции: этническая — в форме «традиционного ислама» и религиозная — в форме «чистого ислама».

Активизация этничности ведет к дальнейшему дроблению тюркских и кавказских народов, стремлению установить многочисленные межэтнические границы, обособиться друг от друга. Активизация же религиозности ведет к преодолению межэтнических границ, началу объединения тюркско-кавказских этнических групп в единый национально-государственный суперэтнос. На данном этапе существования российского социума для тюркских и кавказских групп характерным становится процесс преодоления постсоветского «парада суверенитетов"1.

4. Информационные коммуникации выступают важным механизмом, через который реализуется связь между этнокультурными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать информационную систему, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны.

Наличие в Саратовском регионе развитой системы информационно-технического обеспечения взаимоотношений органов власти и гражданского общества позволяет создать единое информационное пространство районов, городов, региона, что обеспечивает прозрачность и демократичность управленческих решений. Анализ эмпирических.

1 В геополитической плоскости этот тезис иллюстрируют события, предшествующие признанию Российской Федерации самопровозглашенных республик, Южной Осетии и Абхазии. показателей внедрения информационных технологий в региональный этнополитический процесс позволил разработать рекомендации по эффективному функционированию и внедрению информационных технологий в региональное этнополитическое пространство, а именно:

1) организовать на уровне местного самоуправления систему информационного отслеживания этнополитической активности основных групп влияния в микросоциуме;

2) не только формально поддерживать систему взаимодействия руководства местного самоуправления с лидерами национально-культурных автономий, но и блокировать действия на уровне СМИ, направленные на установление монопольного или приоритетного влияния на местную власть и граждан;

3) разработать систему упреждающих действий и инициатив, позволяющих консолидировать население на основе общегражданских интересов России.

Существование в регионе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти обеспечивает оптимальное решение комплексных задач по управлению, в частности, этнокультурными реалиями и повышает эффективность процессов гармонизации социальной системы на всех уровнях.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость проведенного анализа заключается в опыте системного обобщения, социально-политического осмысления накопленной в результате различных исследований информации по указанным проблемам. Полученные результаты и выводы позволяют уточнить и подвергнуть критике некоторые устоявшиеся среди исследователей теоретические постулаты и штампы в отношении понятий «массовое» и «этнополитическое» сознание, характера и форм их взаимосвязи.

Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут составить основу принятия решения при внедрении механизма информационных технологий в управление социально-политическими процессами субъектов РФ.

В методологическом и практическом плане значимость настоящего исследования заключается в том, что изложенные в работе представления о влиянии информационных технологий на формирование этнополитических воззрений и интенций в массовом сознании современных россиян позволяют разрабатывать теоретические модели развития российского общества, прогнозировать направленность его изменений, их характер и результаты.

Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, излагались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Территория постмодерна» (Саратов, 2005 г.), «Этнический фактор в процессе социальных трансформаций. Миграционная политика: проблемы и перспективы трудовой миграции» (Саратов, 2007 г.) — всероссийских научно-практических конференциях: «Современный город: социокультурные и экономические перспективы» (Саратов, 2003 г.) — «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (Саратов, 2004 г.). Автор принимал участие во всероссийских научно-практических конференциях «Власть и этноконфессиональные процессы в Нижнем Поволжье: история и современность» (Саратов, 2005 г.) — «Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса» (Саратов, 2006 г.) — «Качество государственного управления как фактор конкурентоспособности российских регионов» (Саратов, 2007 г.) — «Цивилизационный кризис и национальная безопасность России» (Саратов, 2007 г.) — в межвузовской научной конференции «Российское общество: цивилизационные границы трансформации» (Саратов, 2006 г.). Участвовал в работе постоянно действующего семинара «Методология исследования этнокультурных рисков» (Саратов-Энгельс, 2008 г.).

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в шести публикациях общим объемом в 4,7 п.л., из которых две статьи опубликованы в периодических научных изданиях, включенных в Перечень ВАК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители — все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах.

Мощный импульс, под час драматический, идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего российского общества к проблемам антропотока. Мировое сообщество, особенно Западная Европа и Российская Федерация, преодолевая вызовы времени, стоят перед решением общего социально-этнического вопроса: как сохранить себя, свои культурные образы и традиционную идентичность.

Географическое положение между Европой и Азией определяют этническую составляющую миграционных потоков, проходящих через Приволжский федеральный округ (ПФО). Саратовская область, входящая в.

Я7.

ПФО, исторически полиэтнична. За минувшее десятилетие она устойчиво теряет только два народа: евреев и немцев, но является «принимающей стороной» и для внутренних нерусскоязычных мигрантов, и для.

9Л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.
  2. Р. Г. Болтенкова Л.Ф. Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. М., 1992−1993. Книги 1. 2.
  3. , Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России: М.: Славянский диалог, 2000.
  4. , Р.Г. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе // Спецназ России (общественно-политическое издание). 2002. № 5
  5. X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя. 2001.
  6. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — 1988.-№ 7,9.
  7. Авксентьев В. А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
  8. В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.
  9. В.А., Шаповалов В. А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж. 2005.
  10. Азиатская Россия / под общ. Рук. Г. В. Глинки. — СПб., 1914. — Т. 1−3. П. Александров В. А. Политика Российского правительства по национальному вопросы (середина XVII XVIII вв.) // Национальная политика в России. Кн. I. М., 1992.
  11. H.A. Национально-языковая ситуация в РФ // Этнополитический вестн. России. 1995. № 6.
  12. Н. Духовные предпосылки евразийской культуры. М., 2000.
  13. В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80−90-х годов. М., 1993.
  14. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс, 2001.
  15. С.А. Малочисленные народы России // Этнополитический вестн. России. 1995. № 4.
  16. С.А. Этничность объективная реальность // Этнографические обозрение. 1995. № 5.
  17. Ю.В. Армяне в Москве. СОЦИС, 2001,№ 11
  18. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992.
  19. М., Тэпс Д. Чеченская диаспора в России. СОЦИС, 1999, № 2
  20. У. Законы и объяснения в социологии // Модели объяснения и логика социологического исследования. В кн.: Социо-Логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991.
  21. A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997.
  22. В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.
  23. Р. Война языков // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  24. Т. В. Национально-государственное устройство России: история и современность. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  25. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Мысль, 1993.
  26. Д. Социальные рамки информационного общества. // Технологии информационного общества 98 — Россия.
  27. Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.
  28. H.H., Мельникова О. Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М., 2005.
  29. H.H., Мельникова О. Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
  30. А.О. Основы этнической психологии. СПб., 2001.
  31. Дж. История Советского Союза. В 2 Т. М., 1991.
  32. Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 19 641 994. М, 1996.
  33. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  34. М. Два образа веры. М., 1999.
  35. В. Кабанов В.Диктатура доктрины // Родина, 1992, № 3.
  36. П. О телевидении и журналистике // Экономическая социология. Т. 6, № 3, 2005.
  37. Т.Ю., Гусакова A.C. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России 1905−1917 гг. М., 1976.
  38. О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма. Минск, 2005.
  39. Р. Общества // Социо-логос. I. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.
  40. В движении добровольном и вынужденном: постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина. М., 1999.
  41. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  42. А. И. Русский народ в национальной политике, XX век. / А. И. Вдовин, В. Ю. Зорин, А. В. Никонов. М.: Информ.-издат. агентство «Русский мир». 2003.
  43. М. Город. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  44. М. Избранные произведения, М.: Просвящение, 1990.
  45. Г. В. Монголы и Русь. Тверь Москва, 2000.
  46. Г. В. Начертание русской истории. СПб., 2000.
  47. А. Ввведение // Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002.
  48. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М, 1995.
  49. Д. Триумф и трагедия. М., 1989.
  50. О.Д., Татаренко И. В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. Мир России, 2001,№ 2
  51. Э. Фашизм для России // Российская Федерация. 1995. № 8.
  52. Д. Этническая пресса в «простреливаемом» пространстве / Российская пресса в поликультурном обществе. М.1999.
  53. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  54. Э. Посттрадиционные формы в исламе: бега и торговля, голоса избирателей и арахис // Конференции / Форум мировой политики «Двадцать лет, которые изменили мир». Турин, 4−6 марта 2005 г.
  55. О. А. Национальная политика в России: историко-политологический обзор. Новосибирск: СибУПК, 2001.
  56. А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994.
  57. А.Д. Национальный вопрос. СПб., 1977.
  58. JI.H. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1990.
  59. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  60. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Римскому. М., 1991.
  61. Р. «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» М.: Наука, 2005.
  62. С. Чечня. Коварные таинства истории. М., 1999
  63. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  64. А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX—XXI вв.еков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13−15 мая 1998. Орел, ГТУ, 1998.
  65. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1999.
  66. JI.M., Аклаев А. Р. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  67. B.C. Религия, культура и цивилизация на Востоке. — М., 1990.
  68. В.И. Россия: состояние, перспективы и противоречия развития. М., 1995.
  69. JI.M. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  70. В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.
  71. В. Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ: автореф. дис. / Зорин В. Ю. — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2003.
  72. В.Ю. Национальная политика в России: История, проблемы, перспектива. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
  73. A.A. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // Этнографическое обозрение. 1996. № 1.
  74. Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
  75. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
  76. Т. Этническая группа. М., 1994.
  77. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  78. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М. 1996.
  79. Ф. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социс.1987, № 5. С. 138.
  80. Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: РГГУ, 1996.
  81. Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  82. И.Н. Россия и мировая цивилизация // Отечественная история. — 1992. -№ 4.
  83. И.А. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. — 1994. № 5.
  84. История Отечества: люди идеи, решения. Очерки истории Советского государства. В 2 Ч. М., 1991.
  85. История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина и др. М., 1999.
  86. История теоретической социологии. М.: КАНОН + РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ» 2006, том 2.
  87. К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
  88. И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ //Религиоведение. 2201. № 1.
  89. Кара-Мурза А. Как возможна Россия. М., 1999.
  90. В.И. Практическая психология. СПб.: Университетская книга, 1992.
  91. В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 2000.
  92. М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. М., 2005.
  93. М.М. Этнография и социология. М., 2004.
  94. В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. № 6.
  95. Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998.
  96. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничныхгосударствах: Мат-лы междунар. конф. 1993 г. М., 1994.
  97. A.B., Сазонов В. В., Тарасов Е. Ф. Использование контент-анализа для исследования массовых коммуникаций // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 2000.
  98. K.JI. Национальные отношения. Их место и роль. Элиста. 1999.
  99. М.Н. Герои и жанры массовой культуры Японии. // Человек: образ и сущность. М.: ИНИОНРАН, 2000.
  100. В.Г. Языковой вкус эпохи. (Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). М.: Педагогика-Пресс, 2004.
  101. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.
  102. М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. № 5.
  103. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  104. В. Этнические стереотипы // Психологический журнал. 1989, № 5.
  105. В.М. Стратегия выживания северных этносов. Екатеринбург, 1999.
  106. Г. У. Эмпирический опыт исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. № 2.
  107. М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  108. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  109. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  110. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С.28−44.
  111. Леви-Стросс К. Мифологики в' 4-х тт. СПб.: Университетская книга, 1983.
  112. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С.46−54.
  113. A.A. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
  114. A.A. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды // Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. М. 2004.
  115. A.A. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды // Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  117. А.Ф. Русская философия. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991.
  118. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 2005.
  119. А.Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
  120. М.К. Обзор русской колонизации. М., 1996.
  121. М.К. Образование основной государственной территории великорусской народности: Заселение и объединение центра. Л., 1999.
  122. В. В. Образование единого Русского государства. Л., 1951.
  123. В. В. Происхождение русского народа. Л., 1976.
  124. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.
  125. Л. Правовой анализ нормативной базы по разжиганию национальной, социальной, религиозной нетерпимости и розни / Российская пресса в поликультурном обществе. СПб. 2004.
  126. А. Ксенофобия в постсоветском обществе // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.
  127. В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.
  128. Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. М., 1996.
  129. Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе / Материалы международной научно-практической конференции (март, 1998 г.) в 2-х частях. Саратов: Издательство ПАГС. 1998.
  130. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М., 1999.
  131. А. Образ другого, образ врага // 50 / 50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М. Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.25−29.
  132. Миграционная ситуация в странах СНГ // Под. ред. Ж. А. Зайончковской. М., 1999.
  133. Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 2001.
  134. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта// Социологические исследования. 1993. № 5.
  135. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 2003.
  136. А. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения на него русских. СПб., 1990.
  137. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЭР СЭ, 2001.
  138. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.
  139. Национальная политика России: история и современность / Кулешов C.B., Аманжолова Д. А., Волобуев О. В. / Науч. центр «Руссика». М.: Рус. Мир. 2000.
  140. Новая технократическая волна на Западе" М., 1986.
  141. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: Наука, 1991.
  142. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. М.: Радуга, 1991.
  143. Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
  144. Р. Русская революция. М., 1994.
  145. P.JI. Психология национализма. СПб., 1999.
  146. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.
  147. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. — М., 1982.
  148. Политическая история в партиях и лицах. М. 1993.
  149. Политические партии России в контексте её истории. Ростов-на-Дону. 1998.
  150. B.C. Историческая память в этническом самосознании // Социологические исследования. 1999. № 1.
  151. Представительство / Национальная газета, 2002, № 6 7.
  152. Проект / Национальная газета, 2001, № 4 5. с.10
  153. Пути решения национального вопроса в современной России. М., 1999.
  154. Разделит ли Россия участь Союза ССР? / Рук. авт. колл. Э. Л. Баграмов. М., 1993.
  155. Религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
  156. Российская цивилизация. М., 1998.
  157. Российский проект в глобальном контексте // Независимая газета. 11.04.2 005 162. Россия Чечня. М., 1998.
  158. Россия и ее соседи: соотношение национальных интересов внутри СНГ. М., 1999.
  159. Россия: центр и регионы. Вып. 3. М., 1999.
  160. В.П. Словарь Культуры XX века. М., 1999.
  161. Русские / Отв. ред. В. А. Александров. М., 1999.
  162. Русские. Этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян. М., 1992.
  163. A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002.
  164. Ю.И. Общество, этнос, нация // Этнополитический вестник России. 1995. № 4.
  165. Сикевич 3. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
  166. Э.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.
  167. П. И. Искомая нация России: какая же? // Власть. 1998. N 8−9.
  168. Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб., 1996
  169. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. № 1.
  170. Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев: Внешторгиздат, 1991.
  171. Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.
  172. В.В. Политическая история современной России. 1985 1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994.
  173. A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПб ГУП, 1996. 2000.
  174. Г. У. Межэтническое общение, когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988.
  175. B.C. Национальный вопрос в России. // Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 1.
  176. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.
  177. Г. В. Этническая группа в современном городе. JL, 1987.
  178. И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Ин-т Психологии РАН, 1999.
  179. С. А. Уроки М.М. Ковалевского и Российский Кавказ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 2.
  180. К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН РАН, 2000.
  181. В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.
  182. В.И. Национальная безопасность России: основы теории, сущность, приоритеты. Саратов, 1998.
  183. В.И. Роль географического фактора в истории России. Саратов, 1996.
  184. Толерантность: Сб. научн. ст. / Под ред. М. Б. Хомякова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
  185. Толерантность в контексте многоукладной российской культуры. Екатеринбург, 2001.
  186. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М., 1996.
  187. С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 2005.
  188. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ от 17 июня 1996 г., N 25, ст. ЗОЮ
  189. М. О терпимости. Пер. с англ. И.Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
  190. Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН, 2000.
  191. А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1998. № 6.
  192. П.Н. Социологические теории национализма. М., 1991.
  193. JI. Происхождение африканских культур. М.: Наука, 2003.
  194. Э. Иметь или быть. СПб.: Белые альвы, 2003.
  195. Е. «Родная земля»: Образы территории в этническом самосознании российских татар // Ab Imperio. 2004. № 3.
  196. Н.Г. Грани этнической идентификации. СОЦИС, 2002, № 5
  197. Хаким Рафаель. Сумерки империи. Казань, 1993.
  198. О. Искусство и банальность. JL: Политиздат. 1923.
  199. С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 1.
  200. А.И. Системный анализ явления агрессии человек ¦— человек. Исследовательский центр «HERWY». М., 2004.
  201. Э. Последняя утопия // Конференции / Форум мировой политики «Двадцать лет, которые изменили мир». Турин, 4−6 марта 2005.
  202. Р.Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России. СОЦИС, 2001, № 1
  203. Н. И. Славянофильство. М., 1986.
  204. П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. — Т. 1−2.
  205. Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.
  206. Ю.В. Роль этнической самооценки в самосознании народа. Личность. Культура. Общество. 2001, Т. З, Выпуск 4(10)
  207. E.H. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис М., 2000. № 2. С. — 80.
  208. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1983.
  209. А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 2006.
  210. В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997.
  211. Школа ненависти // Родина. 1990, № 10.
  212. Ю.М. Визуализация информации. М.: Изд-во Моск. унта, 1994.
  213. .С., Карапетян JI.M. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
  214. Экономика русской цивилизации. М., 1995.
  215. И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.
  216. А. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М. Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С. 107−111.
  217. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция / Сост. и отв. ред. М. Н. Губогло. М., 1999.
  218. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
  219. И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Радио и связь, 1996.
  220. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993.
  221. В. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972.
  222. Ярская-Смирнова Е. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. № 4.
  223. К. Духовная ситуация времени. СПб.: Белые альвы. 2005.
Заполнить форму текущей работой