Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность социальной политики в современной России: региональные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная политика является динамичным объектом исследования, которому в политологических исследованиях уделяется большое внимание. Системный подход к данному объекту исследования позволяет сформировать адекватную модель социальной политики, включающую систему приоритетов, различающуюся по своей структуре в зависимости от конкретных уровней развития регионов. Эффективность социальной политики… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава I. Теоретико-методологические основы изучения региональной социальной политики. стр
    • 1. 1. Сущность и основные модели социальной политики в современном обществе. стр
    • 1. 2. Семноедержание региональнойциальной политикс
  • Глава II. Анализ эффективности социальной политики в российских регионах. стр
    • 2. 1. Критерии и факторы эффективности региональной социальной политики. стр
    • 2. 2. Типология и проблематика региональной социальной политики в России. стр
    • 2. 3. Социодинамика эффективности региональной социальной политики в современной России. стр

Эффективность социальной политики в современной России: региональные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная политика является динамичным объектом исследования, которому в политологических исследованиях уделяется большое внимание. Системный подход к данному объекту исследования позволяет сформировать адекватную модель социальной политики, включающую систему приоритетов, различающуюся по своей структуре в зависимости от конкретных уровней развития регионов. Эффективность социальной политики в широком смысле определяется эффективностью всей политики государства в целом, включая внутреннюю и внешнюю политику. Это значит, что сама социальная политика через эффективность ее мер должна обеспечивать социально-политическую стабильность государства и конкурентоспособность страны в условиях глобализации, а также, интеграцию общества. Объектом воздействия этого вида политики выступает социальная сфера общества на всех ее уровнях, включая региональный и муниципальный. Исследования социальной сферы, как области, непосредственно затрагивающей жизненно-важные вопросы существования человека, всегда имели актуальный характер. Любые политические решения имеют своим итогом изменения в социальной сфере.

Социальная политика государства не существует в отрыве от его деятельности в экономической, налоговой, бюджетной, внешней и других областях. Поэтому к социальной политике имеют отношение управленческие действия, которые не только связаны с воздействием на непосредственно социальную сферу, но и аспекты управленческой деятельности, опосредованно отражающиеся на жизнедеятельности социума. Изменения в политике и экономике России в последнее время нередко приводят к дестабилизации социальной сферы. В данном контексте понятие эффективности социальной политики ранее сводилось преимущественно к оценке экономии и эффективности расходования бюджетных средств на социальные нужды. Устойчивость управления страной и ее глобальная конкурентоспособность, перспективность стратегических планов политического руководства требуют новых подходов к формированию социальной политики, новых методологий ее анализа и институционализа-ции.

В настоящее время наметился новый подход к пониманию социальной политики на основе парадигмы эффективности. Поэтому вопросы, связанные с политическими технологиями управления в социальной сфере, постановкой целей и задач, оценкой прогнозирования возможных альтернатив, анализом реализации политических решений и формированием ее институциональных элементов, представляются актуальными.

Актуальность настоящего исследования обусловливается также его региональной направленностью. Регионализация государственной политики в России и социальной политики в том числе направлена на сохранение целостности страны. В эпоху политических и экономических кризисов проблемы социальной сферы служили катализатором и пусковым механизмом социальных и этнополити-ческих конфликтов. Поэтому действенная социальная политика должна учитывать региональную специфику. Социальная политика относится в настоящее время к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это вызвано как внедрением рыночных механизмов, сокращением сферы государственного регулирования в хозяйственной деятельности, так и социально-экономической ситуацией на всей территории регионов России, требующим принятия мер для обеспечения минимальных стандартов жизнедеятельности и предупреждения социальной напряженности. Позитивное развитие регионов невозможно без эффективной социальной политики.

Экономические и политические преобразования в современном российском обществе непосредственно отражаются на условиях жизни и деятельности широких слоев населения. С одной стороны, эти преобразования создали дополнительные возможности для самореализации масс, их предпринимательской инициативы, роста экономической активности и рынка труда. С другой стороны, — привели к резкому снижению жизненного уровня значительной части населения и непомерному социальному и имущественному расслоению россиян. Особенно важная роль социальной политики на уровне регионов обусловлена условиями территорий, ресурсной базой, культурно-историческими традициями, особенностями менталитета населения. Все это — факторы формирования социальной политики, разработки ее нормативных основ и реализацию на практике. Упорядоченная совокупность краткосрочных и долговременных процессов и тенденций, основанных на единой идеологии и воплощающей определенный подход, обусловливает появление той или иной региональной модели социальной политики.

Расположение каждой конкретной модели в спектре между рыночным и государственно-патерналистским полюсами характеризует ее специфику и преобладающий тип. Современное состояние государства и общества стимулирует социальную политику к колебаниям между этими полюсами, а региональные особенности обусловливают смещение к тому или иному полюсу. Социальная политика может успешно реализовываться на основе последовательных нравственных принципов и устойчивой системы законов и правовых актов. Эта деятельность проводится достаточно разветвленными организационными системами, дифференцированными в зависимости от целей и направления различных видов социальной политики. Индивиды формируют определенные ожидания в ее отношении и оценивают совпадение социальной практики со своими ожиданиями позитивно, рассогласование с ними — негативно. Структура социальной политики, закономерности процесса ее становления и функционирования позволяют сделать вывод, что она относится к числу социальных образований наиболее крупного масштаба в современном обществе. Институциональная сущность социальной политики накладывает отпечаток как на социально-управленческую практику, так и на характер и направленность исследований.

Вышеизложенные обстоятельства обусловливают актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Всесторонний анализ специфики и институционализации социальной политики, тенденций преобразования социальных институтов в систему гарантий стандартов качества жизни, моделей социальной политики представлен в работах К. Е. Андесена, Х. Ламперта, Т. Маршалла, Д. Норта, Ю. Хабермаса, Т. Парсонса, Т. Тилтона, Г. Тирборна, Л. фон Штайна, В. Веддигена, К. Остборна и др.1.

1 Lampert H., Lehrbuch der Sozialpolitik, 4. Auflage. Berlin, Springer, 1996; Lampert. H., Lehrbuch der Sozialpolitik, 5. AuflageBerlin, Springer, 1999. Marschall T. H. Citisenscip and Social Class. London, 1981; Habermas J. Theorize der Kommunikativen Handelns — Frankfurt a. M., 1985. Parsons T. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations. In: T Pai-sons. Societies Evolutionary and Comparative Perspectives. — New Jersey. Pren-licc-Hall. 1966. North D. C. Institutions and Economic GrowthAn Historical Introduction // World Development. 1989. № 9. Weddigen, W. Sozialpolitik. Eine Einfbhrung in ihre Theorie und Praxis. Verlag von Gustav Fischer in Jena, 1933.

Отечественные исследования феномена социальной политики интенсифицировались только в последнее время. Изучению проблем государственной социальной политики, а также её региональных аспектов посвящены работы И. А. Григорьевой, В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, Т. А. Заславской, С. В. Кадомцевой, В. М. Капицына, В. В. Колкова, В. П. Милецкого, Г. И. Осадчей, В. Г. Попова, А. И, А. И. Стребкова, Б. В. Тихомирова, Л. В. Топчия, С. В. Устименко Е.И.Холостовой и ряда других авторов.2.

Разработке концептуальных основ формирования региональной социально-экономической политики, принципов государственного управления регионами, проблем федерализма в России посвящены работы А. Лаврова, Д. Литвака, В. Христенко и др.3.

Следует отметить исследования общетеоретического характера, посвященные изучению специфики феномена федерализма в ка.

2 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998; Григорьева И. А. Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека. Автореф. докт.дисс.СПБ., 2005; Попов В. Т., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа/ Учебно-методическое пособие. М. 1997; Капицин В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998, № 8- Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996; Стребков А. И. Социальная политика: теория и практика.СПб.: Изд-во СПб. 2000; Социальная политика России на современном этапе / Учебное пособие / Пол ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М. 1997; Топчий Л. В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы, № 1. 1995; Шрейдер В. Ф. Местное самоуправление как институт социальной политики. М., 2005 и др.

3 Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства РФ: проблемы и решения // Консти-туционное право: Восточноевропейское обозрение.-1999.-№ 1.-. с40−50- Лавров А., Литвак Д., Сазерленд Д., Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей. М.: Организация экономического сотрудничества и развития, 2001; Христенко В. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Дело, 2002. 608 с. честве основополагающего принципа организации общественных отношений в неоднородных обществах. Работы Дж. Мэдисона, А. Гамильтона, Д. Джея, Д. Элиазара, А. Лейпхарта, В. Рикера и др.4, ставшие научной классикой, в которых концептуализируются федеративные отношения как способ преодоления многочисленных социальных расколов, механизмы общественной интеграции и преодоления конфликтов.

Знакомство с научной литературой позволяет сделать вывод о том, что большинство классических и современных исследований ориентировано на статическое исследование федеративных структур. При этом исследования динамической компоненты федеративных систем представлены исключительно хронологической фиксацией, недостаточно изучена сущность и эффективность социальной политики, а также процесс ее институционализации в современных условиях. Не предпринималось также специального рассмотрения институционализации социальной политики на уровне регионов и формирования ее региональных моделей. Дискуссионным является вопрос о роли различных факторов, в том числе, субъективных, в формировании и реализации социальной политики. Представляет значительные трудности управление формированием ее различных элементов на современном этапе. Все это обусловило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования является региональная социальная политика.

4 Hamilton A., Madison J. Jay J. The Federalist Papers. Bantam books, 1982; Elazar D. Federalism and the Way to Peace, Institute of Intergovernmental Relations, Queen’s University, Kingston, Canada, 1994 Burgess M. Federalism and Federation // Gagnon A. (ed) Comparative Federalism and Federation. Harvester: Wheatsheaf. 1993; Riker W. Federalism: Origin, Operation, Significance, Boston, 1964; Лейпхарт A. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис, 1992, № 1,2.

Предметом исследования выступает эффективность региональной социальной политики как системы в современном российском обществе.

Основной целью диссертационного исследования является системный анализ эффективности региональной социальной политики посредством выявления основных компонентов ее содержания, особенностей и тенденций социодинамики в современной России.

Для достижения указанной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:

— показать специфику, роль и основные модели социальной политики в современном обществе;

— раскрыть сущность и элементы содержания региональной социальной политики как системы;

— осветить основные критерии и факторы эффективности социальной политики на уровне региона;

— рассмотреть процесс институционализации и провести анализ эффективности региональной социальной политики в регионах России и обосновать ее типические особенности.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции российских и зарубежных исследователей по проблемам сущности социальной политики, социальной справедливости и социального государства. При освещении эффективности региональной социальной политики основной акцент был сделан на системный анализ ее содержания.

Системный анализ разрабатывается в трудах А. Богданова, Л. Берталанфи, Н. Винера, Н. Лумана, У. Эшби5. Значительный вклад.

5 Богданов A.A. Всеобщая организационная наука. M.-JL: Книга, 1925. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political System. N.Y., в его разработку внесли такие отечественные исследователи как И. Блауберг, И. Пригожин, В. Садовский, Э. Юдин. В области социальных наук компаративный и сетевой подходы успешно применяли Г. Алмонд, Г. Голосов, Л. Сморгунов и др6. Выявить существенные черты федеративных моделей, специфику их функционирования позволяет структурно-функциональный подход. Традиции данного подхода связаны с именами Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Штомпки и др. Значительным достижением данного подхода является выявление взаимосвязи и дуализма структуры и социального действия, структуры и агента.

Эмпирической базой исследования послужили материалы государственной и региональной статистики, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня по вопросам социальной политики и социальной защиты населения, данные анализов социально-экономического и демографического развития области.

Исследовательская гипотеза, выдвигаемая автором, связана с положением о том, что социальная политика объективно становится одним из приоритетов деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время она институционализируется на федеральном и региональном уровне: происходят процессы становления нормативной и ценностной базы социальной политики, складываются организационные, операциональные структуры, в сознании населения создается комплекс.

1953, Easton D. A Framework for Political Analysis, N.Y., 1965; Bertalanfly L. General System Theory: Foundation, Development, Applications. London, 1971.

6 Алмонд Г., ПАуэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная полититоло-гия сегодня: Мировой обзор.- М., 2002. Голосов Г. В. Сравнительная по-литология.-Новосибирск, 1995. Сморгунов JI.B. Сетевой подход к политике и управлению //Полис 2001, № 3. устойчивых представлений и ожиданий по поводу социальной политики.

В то же время становление и формирование целостной модели социальной политики на региональном уровне, происходит противоречиво, что зависит как от ресурсной базы региона, гак и от сложившихся стереотипов массового сознания и представлений руководителей различного уровня. В современных условиях содержание, структура и масштабы деятельности института региональной социальной политики обусловлены в значительной степени неадекватностью федеральной социальной политики и теми представлениями, которые влияют на менталитет органов власти. Оптимизация региональной социальной политики — это комплексный многоаспектный процесс, ряд факторов которого находится вне сферы компетенции регионального руководства, и он включает в себя последовательную систему воздействия на все элементы, обусловливающие региональную социальную политику.

Положения, представляющие научную новизну и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— На основе системного подхода выявлена институциональная сущность социальной политики как ключевого направления публичной политико-управленческой деятельности социальных субъектов и институтов государственной власти всех уровней по регулированию и оптимизации развития социальной сферы общества;

— проанализированы основные модели социальной политики и раскрыты основные компоненты содержания региональной социальной политики как системного образования;

— обосновано положение о том, что институционализация социальной политики как системы происходит посредством формирования социального законодательства и эффективного правоприменения, становления современных институтов разработки и реализации социальной политики на всех уровнях, подготовки федеральных, региональных и муниципальных кадров в органах исполнительной власти, воспитание у них современной управленческой этики и политико-правового сознания;

— сформулированы основные критерии измерения эффективности реализации региональных моделей социальной политики и обусловливающие последние факторы, среди которых решающее значение имеют согласованные действия ветвей и органов государственной власти при разработке и реализации стратегии социального развития региона, а также их взаимодействие с федеральной системой социальной политикой.

— показано, что регионализация социальной политики выступает в современной России одним из эффективных путей повышения ее действенности в субъектах РФ. На региональном уровне формируются конкретные формы социальной политики, которые обусловлены национально-историческими традициями и менталитетом населения, уровнем ресурсов региона, мировоззрением руководителей регионального и муниципального уровня.

— выделены основные модели региональной социальной политики и показано, что они имеют противоречивый характер по причине того, что социально-экономическая среда обусловливает двойственность социальной политики, выражающейся в ее как традиционном государственно — патерналистском, так и рыночном характере. Предложенная автором типология социальной политики регионов основана на учете соотношения в ее содержании элементов традиционных (патерналистских) и рыночных механизмов и их регионального баланса.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Теоретическая значимость заключается в формулировке новых обобщений, что вносит вклад в развитие теории и практики региональной социальной политики в современной России. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по социальной политике и социальному управлению. Материалы диссертации могут быть использованы для оптимизации стратегии социально-экономического развития регионов.

Заключение

.

Проведенное рассмотрение системного содержания, критериев, факторов и особенностей региональной социальной политики в современном российском обществе позволяет сделать следующие обобщения.

В первую очередь, следует подчеркнуть, что среди существующих теоретико-методологических подходов существенным эвристическим потенциалом обладает системно-социологический анализ, позволяющий выявить основные компоненты социальной сферы как объекта политико-управленческого воздействия со стороны социальной политики. Названный анализ позволил выделить ключевую роль, которую играют в управляющем комплексе системы социальной политики такие компоненты, как государственная власть, социальные субъекты государственной власти, институциональные, процессуально-нормативные и ресурсно-инфраструктурные элементы.

Вместе с тем региональная государственная власть по своему статусу в современной России обладает ограниченными ресурсами в области социальной политики и имеет узкое окно возможностей в решении большинства социально-экономических, культурных и других проблем субъектов федерации. В управляющем комплексе социальной политики решающую роль играют социальные субъекты власти на определенной территории, а также институциональные компоненты, к которым относятся органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации, которые на основе артикулирования и агрегирования интересов населения регионов, издают и вводят в действие региональные нормативные правовые акты по вопросам социального развития. Процессуально-нормативными компонентами системы региональной власти выступают политико-управленческие процессы (полный управленческий цикл), регулируемые федеральными и региональными законами и другими правовыми актами. На программной стадии названного цикла решающее значение имеют научно обоснованная формулировка «дерева целей» региональной социальной политики, а также отбор соответствующих принципов и методов ее осуществления.

Наряду с вышеизложенным в работе были рассмотрены разнообразные модели социальной политики, сложившихся в современном мире и в России. Сегодня в стране не существует единой для всех регионов модели. В диссертации выделено четыре основных модели: высокоэффективная, эффективная, депрессивная и «реактивная», каждая из которых имеет свою «прописку». Между ними существует весьма значительная разница, которая вытекает из различий в социально-экономическом развитии самих регионов. Эта разница примерно такая же, как между африканскими странами и западноевропейскими державами.

Внедрение в нашей стране адекватной ее особенностям модели позволит властям регионов полнее использовать возможности программно-целевого метода политического управления социально-экономическим развитием своих территорий, строже следовать в своей социальной политике требованиям принципов социальной справедливости, солидаризма, партнерства и др. В диссертации показано, что разнообразные факторы эффективности социальной политики дают наибольший позитивный результат при их комплексном применении. Но при этом главенствующее значение имеет системный характер региональной социальной политики, благодаря которому даже при незначительных ресурсных и социальноинфраструктурных возможностях достигаются заметные результаты в совершенствовании социальной сферы, включая рост благосостояния, повышения уровня социальной защищенности населения и др. Сравнительный анализ эффективности социальной политики в некоторых регионах современной России показал, что позитивные результаты в этом отношении достигаются в тех из них, где имеются не только обширные материальные ресурсы и бюджетные средства, но и сама региональная социальная политика носит системный характер и когда горизонтальное сотрудничество между различными ветвями и органами власти дополняется вертикальным сотрудничеством между различными уровнями власти.

Поскольку в последнее время обостряется проблема неравенства социально-экономического развития регионов России, которое в последние годы не уменьшается, а, как показано в Докладе о развитии человеческого потенциала в стране, только увеличивается, постольку в практике совершенствования региональной социальной политики основной упор следует делать на преодолении этой негативной тенденции. Без активного участия центральной власти и ее обширных бюджетных ресурсов такую задачу не решить, ибо все без исключения регионы с депрессивной или «реактивной» социальной политикой относятся к дотационным субъекта федерации. Самостоятельно и без помощи из центра они вряд ли смогут переломить ситуацию.

Наглядно, каким образом формируется региональная социальная сфера и, какие факторы оказывают на нее решающее воздействие, отражено в нижеследующей схеме.

Факторы внешней среды прямого воздействия.

Поставщики ресурсов Законодательные органы страны, региона и муниципалитета.

Потребители социальных благ и услуг Конкуренты.

Цели лФакторы внутренней среды.

Региональная организация социальной сферы.

Структура.

Общее состояние национальной экономики Уровень технологий Социокультурные потребности Политическая обстановка.

Факторы внешней среды косвенного воздействия.

Таким образом, на содержание социальной сферы в регионе оказывают воздействие и факторы внутренней среды, и факторы внешней среды (прямого и косвенного воздействия). Вместе с тем главенствующее влияние на нее оказывает региональная социальная политика, которая способна достигать положительного эффекта при условии обеспечения ее системного характера, обеспеченности бюджетными и инфраструктурными ресурсами.

Таким образом, эффективность региональной социальной политики обеспечивается при условии последовательного учета всего комплекса объективных и субъективных факторов и дополнении их системным характером политико-управленческой деятельности социальных субъектов и институтов региональной государственной власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, М., 2002.
  2. В.В. Послание Президента Росси1ской Федерации к Федеральному Собранию РФ. Известия 27 апреля 2007 г. 1. Монографии и статьи
  3. Амстердамский договор // Документы Европейского Союза. М., 1999.
  4. В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново. 2004.
  5. Г. П. Политические ценности, гражданская культура и участие в местном самоуправлении/ Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского общественно-научного форума. СПб., Изд-во СПбГУ, 2003.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Наука, 1981.
  7. И.В. Современное федеративное государство (опыт методологии анализа механизма федеративных отношений. Саранск. 1999.
  8. А.И. Социальное государство как политическая форма организации гражданского общества. В кн.: Конфликт-политика-общество. Под ред. А. И. Стребкова. СПб., 2007.
  9. О. Социальная сфера: балласт или двигатель прогресса // Власть. 1997, № 12.
  10. Е.В. «Третий сектор» и региональные власти. М., 2000.
  11. A.K. Управление и самоуправление. Л.: Наука, 1972.
  12. А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. JI., 1967.
  13. П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
  14. С.Н. Региональный контекст оптимизации системы местного самоуправления в Новгородской области/ Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского общественно-научного форума. СПб., Изд-во СПбГУ. 2003.
  15. H.A. Города-доноры: опора федерального центра или источник региональных конфликтов? // Полис. 2002. № 6.
  16. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия // Социс. 1997. № 7.
  17. А.О.Бороноев, В. Х. Тхакахов. Социальные процессы: методология исследования. В кн.: Проблемы теоретической социологии. Вып.4. под ред. проф. А. О. Бороноева. СПб., 2003.
  18. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
  19. С. Что сменит российский псевдофеде-рализм?//Федерализм. 2001. № 1.
  20. А.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправле-ния//К вопросу о развитии федерализма в России, М., 2002.
  21. Власть многоликая / Отв. ред. А. И. Уваров. М., 1992.
  22. А. Масштабы и пределы социальной политики Северных стран // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11.
  23. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. 1997. № 1.
  24. A.A., Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В. Д. Федерализм и публичная сфера в России/ДТолис. 2001. № 4.
  25. A.A., Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В. Д. Эволюция российского федерализма//Полис. 2002. № 3.
  26. Гаман-Голутвина О. В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции//Полис. 2004. № 2.
  27. В. Федеральная политика и местное самоуправление в России: идеологии, интересы и практи-ка./Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право. М., 1998.
  28. В., Рыженков С., Бри М. (ред.) Россия регионов: трансформация политических режимов. М., 2000.
  29. Государственная политика и управление: концепции и проблемы государственной политики и управления. Под ред. Л. В. Сморгунова. М., РОССПЭН. 2006.
  30. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998-
  31. И.А. Человек в социальном государстве: согласование интересов. СПб., 2002.
  32. И.А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб., 2004.
  33. И.А. Социальная политика- взаимодействие государства, общества и человека. Сб., 2005.
  34. В. Проблемы становления демократического государства в России. M.:AdMarginem, 1996.
  35. Европейская социальная хартия и дополнительный протокол. В кн.:Документы Европейского Союза. М., 1999.
  36. Е., Сафрончук М., Социальная политика ЕС. // Европа.2005. № 53.
  37. A.A. «Исполнительный федерализм» в современной России/ДТолис. 2001. № 4.
  38. A.A. К вопросу о федералистской культу-ре//Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. 2000. № 1.
  39. JI. Общественное мнение и социальная политика // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1997. № 3.
  40. B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 9.
  41. В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России, Ростов-на-Дону. 2001.
  42. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизации процесса. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  43. В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998, № 8.
  44. В.К. Социальная защита жилищных прав граждан в условиях перехода к рынку//Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М. Современная экономика и право, 2004.
  45. В.В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  46. Конфликт. Политика. Общество. Под.ред.проф. А. И. Стребкова. СПб., 2007.
  47. Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах//Полис. 1997. № 3.
  48. С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М.: Наука. 1996.
  49. И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации. М., 2000.
  50. М. Модели социальной политики // Общество и экономика. 2000. № 8.
  51. X. Социальная рыночная экономи-ка.Германский путь. М.: Экономика, 1994.
  52. Н.И., Беляева Л. А. Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях М.: Аспект-Пресс, 1994.
  53. В.П. Гражданское общество: российская действительность и институт местного самоуправления/ Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского общественно-научного форума. СПб., Изд-во СПбГУ. 2003.
  54. К., Энгельс Ф. Соч.М., 1967.
  55. A.A. Внешние и внутренние факторы демократических транзитов. М., 1999.
  56. A.A. Социальная политика местного самоуправления (региональные аспекты). Автореф.канд.дисс. СПб., 2000.
  57. В.П. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы становления социального государства. СПб. Изд-во СПбГУ. 1997.
  58. В.П. Введение в социологию права. СПб., Изд-во СПбГУ. 2003.
  59. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимодействия и разграничение полномочий. Автореф. докт дисс. М., 2003.
  60. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987.
  61. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.:ИФРАН, 1994.
  62. М.Г. Человеческое измерение федерализма (Федералистские теории и тенденции развития федеративных отношений в России//Полис. 2003. № 3.
  63. Д.З. Право на самоуправление как ценность гражданского общества/ Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского общественно-научного форума. СПб., Изд-во СПбГУ. 2003.
  64. E.H. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно- компаративного анализа социально и политической динамики. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  65. Д., Макафи Н. Политика местной общины. М., 1993.
  66. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996.
  67. Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003.
  68. А. Россия: рождение рыночной экономики. Пер. с англ. М.: Республика, 1996.
  69. Основные направления социальной политики в Российской Федерации на 1996 1997 гг. (Фрагменты) // Человек и труд. 1996. № 4.
  70. A.B. Европейская социальная политика. Киев. 1999.
  71. Патнэм Роберт. Чтобы демократия сработала. М., 1996.
  72. Политические процессы в России в сравнительном измерении / Под ред. М. А. Василика и Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  73. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 годов // Российская газета. 1997. 12 марта.
  74. Р. Белгородская область: «земская» политика региональной элиты//Реформа местного самоуправления в региональном измерении. М., 1999.
  75. Развитие государства благосостояния в странах Соверной Европы и России: сравнительная перспектива. Под ред.И.Григорьевой. СПб., 2004.
  76. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2006/2007. Под общей редакцией проф.С. Н. Бобылева. М. Весь мир. 2007.
  77. Реформирование России: мифы и реальность / Рук. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1994.
  78. В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2.
  79. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества / Под ред. М. К. Горина. М.: Academia, 1995.
  80. Дж. Теория справедливости. Изд. НГУ. Новосибирск, 1995.
  81. В.А. Странная федерация: проблемы и перспективы развития федерализма в России//Полития. 1999/2000. № 4.
  82. М. Особенности функционирования социальной политики ЕС на современном этапе // Белорусский журнал.2003. № 2.
  83. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994.
  84. В.В. США: политический механизм городского управления. М., 1976.
  85. С.Н. Методические основы учета социально-экономических особенностей регионов в социальной политике. Автореф.докт.дисс. М., 1999.
  86. Л.В. (ред.) Государственное управление и политика. СПб., 2002.
  87. Л.В. Управление в условиях неопределенности: В поисках моделей устойчивого развития // Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность. СПб., 2000.
  88. Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции <^оуегпапсе"//Полис. 2003. № 4.
  89. Л.В. Сетевой подход к политике и управлению //Полис 2001, № 3.
  90. Социальная политика России на современном этапе / Учебное пособие / Пол ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М. 1997
  91. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. Под. ред. Е.Ярской. М., 2002.
  92. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М., 2001.
  93. Социальная политика и предпринимательство / Отв. ред. Г. А. Осипов. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  94. Социальная политика России: история и современность. Новочеркасск. 1999.
  95. А.Н. Правовое государство. Идея, теория и практика. Курск, 1994.
  96. Л. Социальное обеспечение в западных странах: проблемы 90-х годов // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12.
  97. О.М. Правовое государство. Методические указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.
  98. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М.: Политиздат, 1989. Социальная рыночная экономика: вопросы теории / Под ред. Г. П. Лузина. Апатиты: РАН, 1993.
  99. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия / Отв. ред. Зарецкая С. Л. М.: РАН, 1994.
  100. Социальная цена экономического кризиса // Свободная мысль. 1995. № 4.
  101. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Вып. 4 / Отв. ред. В. Т. Пуляев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  102. Социальные императивы реформ // Вопросы экономики. 1996.№ 1.
  103. Социальное государство и защита прав человека / Отв ред. Е. А. Лукашева. М.: РАН, 1994.
  104. E.H. Социальная структура переходного общества (Опыт инвентаризации) // Полис. 1994. № 4.
  105. Дж. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  106. Структурная перестройка и экономический рост Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на период 1997 — 2000 годов // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  107. Социальная энциклопедия. М., 2000.
  108. Социально-экономические показатели по регионам РФ. М., 2001.
  109. Социальное управление и планирование. Сборник статей. Под ред. проф. Л. Т. Волчковой. СПб., 2004.
  110. Социальное государство: Библиографический указатель. М., 2002.
  111. А.И. Социальная политика: Теория и практика СПб., 2000.
  112. В.А. Социальная политика в России: История и современность. СПб., 1999.
  113. Трансформации социальной структуры и стратификации российского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: РАН, 1996.
  114. Управление социальной сферой. Под ред. В. Э. Гордина. М., 1998.
  115. П.А., С.Д. Валентей, Соловей В.Д., Любовный В. Я. Перспективы российского федерализма: федеральные округа- региональные политические режимы- муниципали-теты//Полис. 2002. № 4.
  116. В. Перспективы российской государственности в этническом контексте//Федерализм. 2000. № 2.
  117. Е.И. Социальная политика. М., 2001.
  118. Т.И. Архитектоника социального пространства. Атореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Саратов, 2004.
  119. В.Л. Социальная политика и развитие личности. М., 1977.
  120. А.Е. Направление и параметры российской административной реформы//Полис. 2003. № 4.
  121. Шахалов Ф. И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2006.
  122. C.B. Экономика социальной сферы. М., 2003.
  123. В.Ф. Местное самоуправление как институт социальной политики. М., 2005.
  124. В.Ф. Региональное измерение социальной политики местного самоуправления (на примере Г. Омска). Автореф.докт.дисс. СПб., 2006.
  125. Д.Дж. Сравнительный федера-лизм//Полис. 1995. № 5.
  126. Д.Дж. Что такое федерализм Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск, Вып. 3. 1996.
  127. М. Государственные и муниципальные финансы. Методическое пособие. М., 2000.
  128. P.A., Мамонтова Т. И. Политика доходов и социальная защита населения // Российский экономический журнал. 1995. № 10.
  129. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996.
  130. М.И. Региональные и местные бюджетные системы. М., 1997.
  131. Alderfer H. F. Local Government in Developing Countries. N-Y. 1964.
  132. Armut im Modernen Wohlfahrtsstaat. Westdeutscher Verlag. 1992.
  133. Ashford D.E. British Dogmatism and French Pragmatism: Centre-Local Policymafing in the Welfare State. L., 1982.
  134. Basu R. Public Administration: Consepts and Theories. New Dehli, 1986.
  135. Bealey F. Democracy in the Contemporary State. Oxford. 1988.
  136. Blau R. Enchange and Power in Social Life. New York. 1964.
  137. Brown C.V., Jachson P.M. Publik Sektor Economics. New York. 1993.
  138. Darendorf R. Der Ausbau des Sozialstaats und Dilemma des Staatshaushultes ein internationales Problem. Hamburg. 1981.
  139. Duncan S., Goodwin M. The Local State and Uneven Development. Cambridge. 1988.
  140. Graham Allan, Graham Crow. Families, hoeseholds and society, Cambridge. 2001.
  141. Grundtexte zur Sozialen Marktwirtschaft. Gustav Fischer Verlag. Stuttgart/New York. 1981.
  142. Grundtexte zur Sozialen Marktwirtschaft. Band 2. Gustav Fischer Verlag. Stuttgart/New York. 1988.
  143. Grundtexte zur Sozialen Marktwirtschaft. Band 3. Gustav Fischer Verlag. Stuttgart/New York. 1992.
  144. Ehrenberg H., Fuchs A. Sozialstaat und Freiheit. Frankfurt am Main/New York. 1986.
  145. Elazar D. Federalism and the Way to Peace, Institute of Intergovernmental Relations, Queen’s University, Kingston. Canada, 1994.
  146. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge. 1990.
  147. Ferniss N., Tilton T. The Case for the Welfare State. From Sozial Sekurity To Sozial Equality. Blomington/London. 1977.
  148. Flora P. Die Entstehung des Wohlfahrtsstaates in Grossbritanien und Deutschland (1850 1950). Stuttgart. 1982.
  149. Hartwich H.H. Rechtsstaat und Demokratie nach dem Grundgesetz // Gegenwartskunde. 1995. Heft 4.
  150. Hartwich H.H. Sozialstaatspostulat und gesellschaftlicher Status Quo. Koln. 1970.
  151. Heimann E. Soziale Theorie des Kapitalismus: Soziale Theorie der Sozialpolitik. Tubingen. 1929.
  152. Herzog Pon. Some Questions for Republicans. Political Theory. London. 1990.
  153. Heinze R.G., Olk T., Hilber J. Der neue Sozialstaat. Analyse und Reformperspektiven. Lambertus Verlag. 1988.
  154. Heize R.G., Hombach B., Scherf P. Sozialstaat 2000 -Auf dem Weg zu neuen Grundlagen der Sicherung. Bonn. 1987.
  155. Hohneker M., Josef H. Sozialstaat in der Krise. Koln.1985.
  156. Hurry N. Hirsh The Trenody of Liberalism: Constitutional Liberty and Renewal of Community. Political Theory. 14.1986. N-Y.
  157. John Higham, Paul Conkin, eds., New Directions in American Intellectual History, Baltimore. 1979.
  158. Jones G., Stevart J. The case for local Covernment. London. 1985.
  159. Koslowski S. Die Geburt des Sozialstaates aus dem Geist des Deutschen Idealismus / Person und Gemeinschaft bei Lorenz von Stein. Weinheim. 1989.
  160. Koslowski S. Von Sozialen Staat zum Sozialstaat. Umsteig und Niedergang einer Vision // Der Staat. 1995. Heft 2.
  161. Koch C. Sozialstaat und Wohlfahrtsstaat // Leviathan. 1995. Heft 1.
  162. Lampert H., Lehrbuch der Sozialpolitik, 4. Auflage. Berlin, Springer, 1996- Lehrbuch der Sozialpolitik, 5. Auflage- Berlin, Springer, 1999.
  163. Landsrem S. S. Sweden // Studies in Comparative Local Government. Hague, 1970, vol. 4. № 1.
  164. Leitner S. Die strukture Verfestigung des Geschlechter-verhaltnisses durch den Wohlfahrtsstaat // Os-rerreichische Zeitschrift fur Politikwissenschaft. 1997. № 3.
  165. Lessenich S. Umbau, Abbau, Neubau? Der deutsche Sozialstaat im Wandel // Leviathan. 1996. Heft 2.
  166. Marschall T.H. Citisenship and Social Class. London.1981.
  167. Marschall T.H. Burgerrechte und Soziale Klassen. Zur Soziologie des Wohlfahrtsstaates. Frankfurt am Main/New York. 1992.
  168. Mark Granovetter Economic Actions and Social Structure: the Problem of Embeddedness. American Journal of Sociolojy 91. November. 1985.
  169. Maurice B. The Coming of the Welfare State. London.1961.
  170. Mill J. S. On Liberty. Baltimore. 1974.
  171. Milton J. Esman, Norman T. Uphoff Local Organizations: Intermediaries in Rural Developmtnt. Ithaca. 1984.
  172. Neumann F. Sozialler Rechtsstaat // Neumann. 1932.
  173. Offe K. Wohlfartsstaat // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsycholigie. 1991. Heft 2.
  174. Parsons T. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations. In: T Paisons. Societies Evolutionary and Comparative Perspectives. New Jersey. Pren-licc-Hall. 1966.
  175. Rau J.L. Global Politics. Boston. 1987.
  176. Rothschild K.W. Wohlfahrtsstaat und Wachstum: der Fall Schweden // Wirtschaft und Gesellschaft. 1997. Heft 2.
  177. Ritter G. Der Sozialstaat: Entstehung und Entwicklung im internationaler Vergleich. Munchen. 1991.
  178. Robinson M. Towards a Paradigm of Community Development // Community Development journal. Oxford. 1995.
  179. Sozialpolitik: Historische Entwicklung im internationaler Vergleich. Opladen. 1988.
  180. Stein L. von. Geschichte der Sozialen Bewegung in Frankreich vom 1789 bis unsere Tage. 3 Band. Leipzig. 1850.
  181. Stein L. von. Gegenwart und Zukunf der Rechts-und Staatswissenschaften Deutschlands. Stuttgart. 1876.
  182. Sounders P. Social Class and Stratification. L., 1990.
  183. Stayner J. Understanding Local Government. Oxford.1980.
  184. Spiker M. Letimitatsprobleme des Sozialstaats. Bern, Stuttgart. 1986.
  185. Swaan A. Der sorgende Staat. Frankfurt/New York.1993.
  186. Talos E. Umbau des Wohlfahrtsstaates // Osterreichische Zeitschrift fur Politikwissenschaft. 1993. № 3.
  187. The Role of the Constitution in a Changing Society. Oslo, 1991.
  188. Titmuss R. Social Policy. London. 1974.
  189. Trojan A. Jenseits der Grenzen des Sozialstaates. Frankfurt am Main. 1986.
  190. William A. Galston. Liberal Virtues. American Political Science Review 82, N-Y. 1988.
  191. Woodiwiss A. The visual in social theory. Lovdon&New York. 2001.
  192. Weddigen, W. Sozialpolitik. Eine Einfbhrung in ihre Theorie und Praxis. Verlag von Gustav Fischer. Jena. 1933.
  193. Wehner B. Der neue Sozialstaat: Vollbescheftigung, Einkommen-gerechtigkeit und Staatsentschuldigung. Opladen. 1992.
Заполнить форму текущей работой