Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные тенденции экономического развития Российской Федерации в 1990-е гг. XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому главным средством обеспечения устойчивого развития являлось изменение условий хозяйствования. Правительству было необходимо преодолеть недоработки в сфере совершенствования законодательства, особенно при обеспечении должных условий развития предпринимательства. Вместе с тем, действительно необходимые коррективы реформаторской деятельности правительства B.C. Черномырдина порой приводили… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ I. Приоритеты экономической политики Российской Федерации в условиях рыночных реформ
  • РАЗДЕЛ II. Социальные аспекты экономических преобразований 1990-х гг
  • РАЗДЕЛ III. Противоречия экономического развития России в 1990-е гг. и поиск путей их преодоления

Основные тенденции экономического развития Российской Федерации в 1990-е гг. XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена, прежде всего, потребностью исторической науки и общества в целом в осмыслении проблем российской модернизации на различных этапах ее осуществления. Период радикальных экономических реформ, развернувшихся в России в 1990;е п и призванных обеспечить решительный переход от командно-административной экономики к рыночному хозяйству, представляет в данном контексте особый интерес.

Исторический опыт и уроки экономического реформирования 1990;х гг. имеют особое значение для современной России, поскольку их объективный научный анализ позволяет избежать уже допущенных раннее ошибок. В частности, актуальность избранной теме придает очевидный кризис монетаристского подхода, практиковавшегося на начальном этапе экономических реформ 1990;х гг., при котором считалось, что формирование саморегулирующейся экономики, функционирующей стабильно и эффективно, возможно без вмешательства государства. Как известно, реализация политики монетаризма способствовала упразднению или ослаблению отдельных звеньев государственного управления экономическими процессами, что привело к известным негативным последствиям. Анализ подобных (и иных) экономических вопросов представляется весьма своевременным и актуальным.

Важнейший аспект актуальности связан с социальными последствиями радикальных экономических реформ, развернувшихся в Российской Федерации в 1990;е гг. С привлечением обширного материала и новых данных необходимо объективно оценить позитивные и негативные для общества стороны экономических преобразований, которые привели не только к выходу России за рамки «железного занавеса», но и способствовали обострению комплекса социальных противоречий, связанных со стремительной имущественной дифференциацией постсоветского общества, понижением уровня государственного финансирования социальных проектов и увеличением доли малообеспеченных слоев населения. Большая часть этих проблем не решена вплоть до настоящего времени, что еще раз подчеркивает актуальность темы диссертационного исследования.

Историография проблемы. Несмотря на актуальность вопросов экономической политики и экономического развития, исследование темы еще только начинается. Главная причина заключается в том, что историки еще объективно не успели накопить необходимый объем исследований по относительно новой проблеме. Кроме того, очевидная злободневность вопросов экономической политики и рыночных реформ 1990;х гг., сопровождавшихся серьезными кризисными явлениями в сфере организации государственного управления, обусловила зачастую чрезмерную полемическую заостренность многих публикаций, нацеленных преимущественно на поверхностную пропаганду догматических взглядов и откровенную дискредитацию политических противников. Данное обстоятельство не способствовало повышению научного уровня появлявшихся исследований, последовательному и непредвзятому анализу накопленного исторического опыта.

Научный анализ литературы по теме диссертации позволил дифференцировать историографию и выделить в ней несколько направлений.

Прежде всего, необходимо выделить официальные публикации в изданиях, подведомственных различного рода государственным структурам. Выходящие в них исследования практически полностью отражают правительственную позицию по вопросам экономической политики и перспектив рыночного реформирования. Не случайно, также, что именно здесь часто публиковались работы руководителей страны и членов Правительства.1 Ценность подобного рода исследований, на наш взгляд, состоит в том, что они наиболее рельефно отражают именно текущие социально-экономические приоритеты государственной политики, которые впоследствии, как правило, существенно трансформируются в общеполитической, а затем и мемуарной литературе тех же самых авторов с целью придания большей привлекательности их деятельности, а порой и ее откровенного оправдания.

Второе направление составляет комплекс работ, посвященных государственному регулированию экономической деятельности в 1990;е гг. Прежде всего, здесь следует отметить обобщающие произведения общетеоретического характера, ставящие своей задачей выяснение наиболее фундаменталь.

1 Степашин С. В. Нам не нужны особые полномочия // Финансовый контроль. 2001. № 3- Морозов О. Регионы просят рубля. // Финансовый контроль. 2002. № 2- Луртов В. А. Бюджет и налоговая служба //Финансы. 1997. № 1- Починок А. П. Повышение научно-методологической обоснованности налогового процесса — веление времени // Налоговый вестник. 1999. № 12- Солтаганов В. Экономические преступления растут// Экономика и жизнь. 1993. № 36. ных вопросов российской действительности.2 По своей концептуальной направленности они зачастую отличаются самым серьезным образом. Однако именно идейный плюрализм данных трудов с разнообразием их подходов к пониманию положения и роли России в современном мире и, соответственно, задач, стоящих перед государством и его органами, позволяет более полно представить теоретико-экономическую основу политического курса российского руководства и свойственные ему особенности реализации экономической политики.

В числе публикаций данного блока — литература скорее учебного, чем научно-теоретического плана, совмещающая моменты теоретического поиска с популяризацией рыночной экономики, 3 а также работы прикладного характера, интересные, прежде всего, своей практической направленностью.4 Наличие здесь конкретного, живого материала делает такие труды весьма ценными и в источниковом плане.

2 Государственное регулирование рыночной экономики. М., РАГС. 1998; Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство. М.: Русь, 1998; Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики II Проблемы теории и практики управления. 1996, № 6- Соколинский В. М. Государство и экономика. М., 1996.

3 Абалкин Л. И. Курс переходной экономики. М. 1997; Кругов М. Б. Экономическая политика России: Пособие для либеральных реформаторов. М., 2000 и др.

4 Кураков Л. П. Российская экономика: состояние и перспективы. М., 1998; Постоленко М. Л. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации: Управление. Организация. Регулирование и контроль. М., 1994.

Третий блок исследований составляют труды по политической истории России, показывающие истоки экономических преобразований, их объективную обусловленность интересами различных социальных групп и слоев. Они также содержат интереснейшие данные о наиболее заметных переломных моментах в политическом курсе страны, непосредственно отражавшихся на экономических процессах.5 Несмотря на наличие определенных политических пристрастий авторов, работы данного плана дают богатейший материал, свидетельствующий о значительном, а часто и ведущем влиянии экономических интересов различных политических групп на их программные установки и решения.

Следует отметить, что в числе работ, посвященных анализу экономической политики России в период рыночных реформ, особенно интересными представляются труды начала 1990;х гг. Наполненные оптимизмом реформаторов, ожиданием рыночного чуда, они позволяют значительно лучше понять причины последующих неудач на пути реформирования советской экономики.6 На наш взгляд, их своеобразным продолжением и.

6 Современная политическая история России (1985;1998 годы). Т.1. М., 1999; Согрин В. Политическая история современной России, 1985;1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994; Млечин Л. М. Формула власти: От Ельцина к Путину. М., 2000; Время собирать камни: Сильное государство — гарантия прав человека, прав народов/ Общ. ред. Ю. В. Скокова. М., 1996; Россия: Новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 года. М., 1997.

6 Меньшиков С. М. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М., 1990; Яковец Ю. В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М., 1990 и др. теоретическим завершением являются труды бывших идеологов и зачинателей реформ, несмотря на накопленный за годы преобразований опыт, во многом так и оставшихся в прошлом.7. В принципе, к такого рода «политически ангажированным» работам примыкают и труды их антиподов, в частности, тех политиков, которые еще не реализовали на практике свои идеи.8.

Четвертый блок публикаций составляют многочисленные полемические работы по отдельным проблемам российских экономических реформ, прежде всего, затрагивающие вопросы грандиозного раздела бывшей общегосударственной собственности и непосредственно выходящие на экономическую тематику.9 Немалое значение для разработки темы исследования имеют также работы зарубежных авторов. Анализ существовавших точек зрения на другом политическом полюсе позволил более объективно, и, часто, более сдержано оценить социально-экономические итоги развития России в 1990;е гг.10.

К пятому направлению относится комплекс исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам борьбы с экономической преступностью в Российской Федерации в 1990;е гг.11 Причем здесь интересны не только труды са.

7 Гайдар Е. Государство и эволюция: Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997 и др.

8 Глазьев С. Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. Статьи, выступления, интервью. М., 1994 и др.

9 Медведев Р. А. Чубайс и ваучер: Из истории российской приватизации. М., 1997 и др.

10 Делпла Дж. Ценовая политика в России: сила инерции. М., 1993; Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996; Его же. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М., 1994 и др.

11 Погосян Н. Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998; мих историков, но и многочисленные работы публицистического плана.12 К этому же направлению относятся публикации в изданиях, подведомственных различного рода государственным структурам, в частности, — Счетной палате Российской Федерации.13.

Матузов Н.И., Малько А. В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений // Государство и право. 1995. № 4- Формирование правового государства и совершенствование деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1991; Гуляев А. Силовые структуры и коммерческие организации// Закон. 2001. № 9- Гуров А. И. Профессиональная преступность. М., 1990; Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М., 1996; Погосян Т. Ю. Торговые отношения в призме уголовного законодательства. Историко-правовой аспект. Екатеринбург, 1998.

12 Константинов А. Бандитский Петербург: Документальный очерк. СПб., 1996; Раззаков Ф. И. Бандиты времен капитализма: Хроника российской преступности 1992;1995. М., 1997 Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997; Горелик А. С. Шишко И.В. Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998;

13 Степашин С. В. Вступительное слово Председателя Счетной палаты РФ на открытии Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. М., 2001; Степашин С. В. Государственный долг — важнейшая проблема федерального бюджета / Финансовый контроль. 2002. № 2- Коровников А. В. Военный бюджет России: реальность и перспективы // Финансовый контроль. № 2. 2002; Громов Б. Учет — это не только социализм. // Финансовый контроль. 2001. № 3- Подберезкин А. Счетная палата: горячая осень 2001 года. II Финансовый контроль. 2002. № 2- Жуков А. Финансовый резерв должен быть прозрачен // Финансовый контроль. 2002. № 2 и др.

В рамках отдельного направления необходимо выделить блок юридической литературы, в которой исследуются проблемы законотворчества, обобщены многочисленные законодательные и правовые акты, регламентирующие деятельность частных предприятий и субъектов экономической деятельности.14.

В целом, анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что проблемы разработки и реализации экономической политики в 1990;е гг., несмотря на очевидную актуальность темы, изучены далеко недостаточно.

Учитывая результаты историографического обзора, автор определил в качестве цели данной работы комплексное научное исследование основных тенденций экономического развития Российской Федерации в 1990;е гг. XX в.

Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы нами определены следующие задачи:

— определить основные приоритеты экономической политики Российской Федерации в условиях рыночных реформ 1990;х гг.;

— выявить и показать важнейшие социальные последствия экономических преобразований 1990;х гг.;

— провести комплексный анализ основных противоречий экономического развития России в 1990;е гг. и показать пути поиска их преодоления в 1990;е гг.

14 Свиридова Т. И. Правовое регулирование приватизации государственных предприятий. М., 1994; Шатров С. О. Проблемы законодательного обеспечения финансового контроля в России. М., 2001; Жданов А. А. Финансовое право. Учеб. пособие. 2-е изд., М., ТЕИС, 1995; Конюхова Т. В. Комментарий к бюджетному законодательству. Законодательство и экономика. 1996. № 23−24.

Хронологические рамки исследования ограничены 1990ми гг.

Нижняя грань исследования определяется началом масштабных перемен как в государственном, та к и экономическом развитии России, переходом страны к рыночной экономике, созданию частного экономического сектора, приватизации государственной собственности и глобальной смене модели хозяйствования. Верхние границы исследования ограничены рубежом 1990;х гг. — началом нового XXI столетия, главным образом, потому, что с приходом новой президентской администрации, в области экономического и государственного строительства началось осуществление комплекса экономических мероприятий, требующих отдельного рассмотрения.

Источниковая база диссертации формировалась на основе использования как опубликованных, так и архивных документов и материалов. Среди открытых публикаций следует, в первую очередь, указать на разнообразные нормативно-правовые акты. Важными источниками явились Конституция и Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления Правительства.15 Их дополняют законы и подзаконные акты, опубликованные как в текущей периодике, так и в специальных тематических сборниках и изданиях. При этом автором широко привлекались как законы, регламентирующие деятельность субъектов экономической деятельности, так и правовые акты, определяющие область компетенции государственных надзорных и контрольных органов. Разнообразный.

15 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России., М., 1993; Собрание законодательства РФ (СЗ РФ) — Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП) и др. материал для анализа характера и общих результатов экономических процессов 1990;х гг. был извлечен из статистических сборников.16 Особый блок источников составили публикации, принадлежащие перу российских политиков, в т. ч. курировавших в правительстве и в органах представительной власти вопросы экономики.17.

Чрезвычайно большое значение для сбора фактического материала имела периодическая печать. Автором использовались материалы официальных изданий, партийной печати, ведомственных журналов, а также массовая газетно-журнальная периодика. При этом особое внимание уделялось наиболее авторитетным органам печати, предлагающим серьезные аналитические публикации и далеким от дешевой сенсационности.

Архивная источниковая база по избранной теме на сегодняшний день достаточно обширна, но, к сожалению, не систематизирована и зачастую недоступна широкому кругу исследователей. Основная часть материалов отложилась в центральных и текущих архивах. В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) значительный интерес для исследователей представляют материалы по делу КПСС и коллекция.

16 Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994;2000; Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М., 1999; Сборник статистических материалов, 1990. М., 1991 и др.

17 Ельцин Б. Общими силами — к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 1998, 24 февраляСтепашин С. В. Государственный долг — важнейшая проблема федерального бюджета / Финансовый контроль. 2002. № 2- Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999; Коржаков А. В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М., 1997 и ДРрассекреченных документов Ф. 89. Интерес представляют также материалы, находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и Российском государственном архиве экономики (РГАЭ).

Интерес представляют материалы Текущего архива Счетной палаты Российской Федерации, в котором отражены основные вехи борьбы власти с экономическими правонарушениями. Автор использовал в своей работе сохранившиеся в текущем архиве разнообразные материалы работы аудиторов Счетной палаты, аналитические записки, отчеты об исполнении бюджета РФ и союзного государства России и Белоруссии, документы Сводно-аналитической инспекции Счетной палаты, результаты проверок деятельности отдельных предприятий и ведомств.

В целом, источниковая база подбиралась с учетом специфики темы исследования и оказалась достаточно репрезентативной.

Методологической основой диссертации явились как общенаучные, так и специальные исторические методы исследования. Опираясь на диалектико-материалистический метод исследования, автор, прежде всего, руководствовался принципом историзма, использовал общие методы исторического исследования: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, исторического описания, системно-структурный.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной историографии на основе обширного массива архивных и опубликованных документов исследованы основные направления экономического развития России в 1990;е гг.

Автором всесторонне рассмотрены особенности комплекса экономических реформ 1990;х гг., с одной стороны закрепивших тенденции к демократизации общественной жизни, с другой — способствовавших колоссальной имущественной дифференциации российского общества.

В работе по-новому показана роль правительства Е. Т. Гайдара в процессе государственного регулирования экономики. В частности, автором отмечаются негативные последствия излишней веры нового руководства в универсальность принципов экономического развития и самодостаточность механизмов рыночного саморегулирования.

В диссертации показана непродуманность и преждевременность стремительного открытия на рубеже 1980;1990;х гг. российских рынков для зарубежных товаров, в короткие сроки сделавшая советскую продукцию неконкурентноспособной на фоне вновь завезенной. По мнению автора, в данном вопросе не был выдержан принцип постепенного вхождения России в мировой рынок товаров и услуг, что имело ярко выраженные негативные последствия.

Исследуя экономические процессы, автор показал, что недооценка и даже игнорирование задач государственного регулирования экономики, явно проявившиеся в первой половине 1990;х гг., привели к росту правового и экономического нигилизма, обеспечили стремительный рост теневой, криминальной экономики и, в конечном итоге, способствовали процессам дезорганизации производства.

В исследовании показано, что центральным событием экономического развития России в 1990;е гг., обеспечившим коренное изменение условий хозяйствования в стране, стала приватизация. Автор делает вывод о том, что, положив в основу реформы собственности зарубежный опыт, правительство в недостаточной степени учло российскую экономическую специфику, в связи с чем процессы приватизации породили существенные экономические деформации. Вместе с тем, действительно необходимые коррективы реформаторской деятельности правительства B.C. Черномырдина порой приводили к реанимации традиционалистских, «советских» вариантов не только структуры управления, но и принимаемых решений. Автор доказывает, что в 1990;е гг. на уровне правительства окончательно так и не была решена основная проблема совершенствования законодательства в сфере экономики, особенно при обеспечении должных условий развития предпринимательства.

Автор доказывает, что только к концу 1990;х гг. часть политической элиты России осознала необходимость более жесткого государственного вмешательства в сферу экономического развития, что проявилось в совершенствовании управления финансовой системой, тщательном контроле над расходованием бюджетных средств Правительством и Минфином.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что собранные материалы, полученные результаты и научные выводы могут быть использованы в деятельности органов государственной власти. Материалы диссертации могут использоваться для подготовки научных и учебно-методических трудов, привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях, занятых подготовкой экономистов, юристов, социологов и работников государственного аппарата.

Апробация исследования. Результаты диссертации изложены в публикациях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что в ходе экономических реформ 1991;2000 гг. в основных чертах в России была создана рыночная экономика. Однако в силу как объективных, так и субъективных причин, она была далека от того идеала, на который ориентировались авторы многочисленных реформаторских проектов начала 1990;х гг. Монетаристская политика первого года реформ имела слишком высокую социальную цену, так как привела к обнищанию основной массы населения страны. Попытки полностью перенести на российскую почву западную модель хозяйствования окончились неудачей и вызвали к жизни неоднократные корректировки реформ.

Специфика проводившихся в начале 1990;х гг. реформ заключалась в постоянной смене правил «экономической игры». Это толкало в тень не только сугубо криминальных, но и обыкновенных отечественных предпринимателей. В итоге все чаще проявлялось стремление отечественных бизнесменов уйти от государственного вмешательства, обеспечившее стремительное развитие теневой экономики. В короткий срок здесь были накоплены огромные капиталы.

Кроме того, за годы реформ за границу ушло порядка 300 млрд. долларов, что было вполне сопоставимо с бюджетом станы. Население после политики «шоковой терапии» больше не верило государству, в «чулках» у него сохранялось не менее 70 млрд. долларов.238 В условиях экономического кризиса про.

238 Российская газета. 1998.17 сентября. водились массовые закупки готовой продукции за рубежом. Только «челноки» ежегодно импортировали товаров на сумму, равную объему ежегодного нефтяного экспорта. В то же время на этом фоне наблюдался кризис капитальных вложений в производство и затухание инвестиционной деятельности.

Поэтому главным средством обеспечения устойчивого развития являлось изменение условий хозяйствования. Правительству было необходимо преодолеть недоработки в сфере совершенствования законодательства, особенно при обеспечении должных условий развития предпринимательства. Вместе с тем, действительно необходимые коррективы реформаторской деятельности правительства B.C. Черномырдина порой приводили к реанимации традиционалистских, «советских» вариантов не только структуры управления, но и принимаемых решений. В результате добиться экономического роста реформаторам-либералам так и не удалось. Это послужило одной из главных причин смены кабинета министров в марте 1998 г. Новым главой правительства стал С. В. Кириенко. Отсутствие среднего класса, непоследовательность и половинчатость реформ, массовая коррупция государственных служащих и народных избранников во многом дискредитировала в глазах общественности саму идею рыночной экономики.

Рыночные механизмы не могли не породить у населения свойственные любому буржуазному обществу неуверенность в завтрашнем дне большую безработицу, лишение многих традиционных для советского человека социальных гарантий в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Необходимость для каждого работоспособного гражданина обеспечивать «самовыживание» в условиях рынка неизбежно входило в противоречие с вековыми традициями коллективизма, оказания взаимопомощи.

Вопреки явно негативным переменам социально-экономической жизни постсоветского общества, на президентских выборах 1996 г. большинство избирателей отказались от возврата к прежней модели развития. Это произошло, как нам представляется, главным образом, из-за работающего в стране рынка товаров и услуг, которого не было и не могло быть в социалистической экономической системе.

В то же время, стремительное изменение условий хозяйствования чаще всего серьезно опережало процесс законотворчества, создавая известный правовой вакуум. Новые экономические институты зарождались и развивались во многом стихийно, правила «экономической игры» либо отсутствовали, либо были известны очень немногим субъектам экономических отношений. Все это мешало нормальному развитию отечественного бизнеса. На определенном этапе в более выгодных условиях оказались не законопослушные граждане, а полукриминальные и откровенно криминальные элементы. В стране наметился стремительный рост теневой экономики, достигшей, в конечном счете, рекордных показателей. Наряду с этим, серьезно возросло число криминальных проявлений в легальной государственной и частной экономике.

В данной связи в обществе все более осознавалась необходимость активного вмешательства государства в становление рыночной экономики. Индикатором здесь явилась Президентская кампания 1996 г. и принятые в ее рамках законы. В частности, в новом УК (глава «Преступления в сфере экономической деятельности»), вступившем в силу с 1 января 1997 г. были впервые введены уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, за «отмывание» денег и т. д.

Однако изученный материал показывает, что активизация законотворческой деятельности во второй половине 90-х годов не сняла основных проблем. Несмотря на постоянные изменения законодательства, в сфере регулирования экономической деятельности было мало позитива. Серьезные проблемы существовали и с кодификацией норм административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательства. Вплоть до принятия нового КоАП РФ в 2002 г., они были разбросаны по многочисленным нормативно-правовым актам, нередко противоречившим друг другу.

Пробелы в законодательстве усугублялись непрерывной корректировкой структуры федеральных органов исполнительной власти. Так, например, в период с 1996 по 1998 годов высший орган РФ в области торговли изменял название трижды (Комитет РФ по торговле, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство торговли РФ). Характерно, что эти изменения не сопровождались своевременными изменениями в нормативно-правовых актах (в т.ч. Правительства РФ, приказах, инструкциях).

На конкретных примерах в работе рассмотрена динамика социально-экономической политики, история ее становления, трансформации и соответствие жизненным потребностям общества.

Автор отмечает, что провозглашение Российской Федерации социальным государством в определенной степени означало то, что социальная политика в России является одним из приоритетных направлений государственной политики. На протяжении последнего десятилетия Российское государство стремилось к созданию реальных гарантий социальной защиты населения, что нашло отражение как в предлагавшихся законопроектах, так и в принятых нормативных правовых актах.

Вместе с тем, как показал проведенный анализ, государство все в меньшей степени выступало в качестве реального гаранта достойного существования его граждан. Это, прежде всего, выразилось в незначительных, нередко совсем не соизмеримых с прожиточным минимумом размерах выплат, а также во все большем желании привлекать негосударственные структуры к участию в финансировании социальных выплат.

В ходе исследования, наряду с характеристикой проводимых государством в 1990;е гг. законодательных мероприятий в рамках осуществления социально-экономической политики, приводятся факторы, влиявшие на процесс принятия соответствующих законодательных решений и препятствовавшие их наиболее эффективной реализации, а также рассматривается роль субъектов, участвовавших или в наибольшей степени оказывавших воздействие на процессы формирования и реализации законодательных решений в социально-экономической сфере.

В работе сделан вывод о том, что финансовый кризис августа 1998 гг. привел к значительному снижению объемов государственных социальных расходов в реальном выражении. Вместе с тем количество граждан, нуждавшихся в социальной поддержке, заметно возросло. Существовавшая система социальной защиты оказалась плохо приспособлена для работы в подобных условиях. Она обладала ограниченными возможностями перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся и нуждалась в серьезной доработке, которая так и не была осуществлена вплоть до конца 1990;х гг.

В работе показано, что переломными для регулирования хозяйственно-экономической сферы стали изменения конца 1990;х гг. Приближение новых президентских выборов с 1998 г. дало новый импульс законотворческой деятельности^ в конце 1990;х гг. закрепленный благодаря некоторой экономической стабилизации, а затем и усилиями нового политического руководства страны.

Начиная с 2000 г., как представляется, период хаотического и безграничного масштабного криминального раздела собственности пошел на убыль, предпринимаются энергичные действия по укреплению государственной власти, повышению роли федеральных законов, созданию единого правового поля. По сути, этими мерами было положено начало новой эпохи экономического развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России. М.: Известия, 1993. 127 с.
  3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990−1993.
  4. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990−1993.
  5. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990−1993.
  6. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП). 1993−1999.
  7. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 1993−1999.
  8. Собрание постановлений Правительства РСФСР. 19 901 993.
  9. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Республика, 1992. 111 с.
  10. Новые законы и нормативные акты. М., 1998.
  11. Новые законы и нормативные акты. М.: Российская газета, 1997.-79с.
  12. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.
  13. Письмо Банка России от 03.07.97 г. № 479.
  14. Применение налогового законодательства арбитражными судами. Сборник постановлений и материалов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. М., 1998.
  15. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. с. 616.
  16. Федеральный закон от 2.01.2000 г. № 13-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» II Российская газета. 2000. 6 января.
  17. Грязные" деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. Сборник материалов. М., 1994.
  18. Аналитический отчет МВД РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч. 1996. № 11−12.
  19. Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М.: Республика, 1995.-657 с.
  20. Программа углубления экономических реформ в России. М.: Республика, 1992. 63 с.
  21. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994−2000.
  22. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат, 1999.-416 с.
  23. Сборник статистических материалов, 1990. М.: Финансы и статистика, 1991. -351 с.
  24. Уровень нашей жизни в 1913—1993 гг. Аналитический справочник/ Сост. В. М. Уралов. М.: Б.и., 1995. 47 с.
  25. Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарии. М.: Республика, 1992.-79 с. 1. Архивы
  26. ГАРФ. Ф. 428. ГАРФ. Ф. 4372. ГАРФ. Ф. А-605. ГАРФ. Ф. А-408. ГАРФ. Ф. А-409. РГАНИ. Ф. 2. РГАНИ. Ф. 4. РГАНИ. Ф. 5. РГАНИ. Ф. 89. РГАЭ. Ф. 7386.
  27. Текущий архив Счетной палаты РФ1. Пресса
  28. Аргументы и факты. 1999−2002.
  29. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993−2000.
  30. Государство и право. 1992−2000. Деловая жизнь. 1992−2002. Закон. 1994−2002. Законность. 1992−2002. Законодательство и экономика. 1995−2000. Коммерсант. 1997−1999. Комсомольская правда. 1994−2000.
  31. Л.И. К цели через кризис: Спустя год. М.: Луч., 1992. 223 с.
  32. Л.И. Курс переходной экономики. М. 1997. Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. 2002. № 5−6.
  33. О.В. Разрешение финансово-правовых споров в Конституционном Суде РФ // Ваш налоговый адвокат. Выпуск 1. М. 1997.
  34. B.C. Честь и бесчестье нации. М.: Республика., 1999. 480 с.
  35. И. Исполнение законодательства о коммерческой (предпринимательской) деятельности// Государство и право. 1999. № 9.
  36. А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996, № 6.
  37. .В. Экономические преступления. СПб., 1999.
  38. Время собирать камни: Сильное государство — гарантия прав человека, прав народов/ Общ. ред. Ю. В. Скокова. М.: Белый парус, 1996. 270 с.
  39. Гаджиев Г А, Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М. 1998.
  40. Е. Государство и эволюция: Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997.-224 с.
  41. С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы / Законность. 2002. № 2.
  42. Е. Кутенев А. Выбор России и его последствия. М., 1994.
  43. С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. Статьи, выступления, интервью. М.: Гнозис., 1994. 416 с.
  44. Н.А. Таможенный контроль. М., 2000. 207 с.
  45. М. Декабрь-91: Моя позиция. М.: Изд-во „Новости“, 1992.-224 с.
  46. А. С. Шишко И.В. Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.
  47. Государственное регулирование рыночной экономики. М., РАГС. 1998.
  48. А.И. Профессиональная преступность. М., 1990. Делпла Дж. Ценовая политика в России: сила инерции. М., 1993.
  49. А. Без надлежащей законодательной базы преступность в экономике не остановить // Экономика и жизнь. 1996. № 6. с. 4.
  50. . Общими силами к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 1998, 24 февраля.
  51. .Н. Записки президента. М.: „Огонек“, 1994. -415с.
  52. .Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: ACT, 2000.-426 с.
  53. В.И. Власть в России. М.: РАГС, 1996.-273 с. Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития: „Круглый стол“ // Государство и право. 1992. № 10.
  54. А. Ортис А. Кара-Мурза С. Коммунизм. Еврокоммунизм. Советский строй. М.: ИТРК, 2000. 159 с.
  55. В.А. Московская милиция. М.: Муравей, 1999. 208 с. Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство. М.: Русь, 1998. 215 с.
  56. История полиции России. М., 1998. Как это было. М., 1993.
  57. Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. № 1.
  58. А. Бандитский Петербург: Документальный очерк. СПб.: Фолио-Пресс, 1996. 494 с.
  59. А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интербук, 1997. 480 с.
  60. Ю. Казнить нельзя помиловать// Закон. 2002. № 9.
  61. Кризис как политическая константа современной российской действительности (Материалы межвузовской научно-теоретической конференции). М., 1999.
  62. Кровавый Октябрь в Москве. М., 1994. с.24−37.
  63. М.Б. Экономическая политика России: Пособие для либеральных реформаторов. М.: ИМПЭ, 2000. 95 с.
  64. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М., 1998.
  65. А.Г. Бал беззакония: Диагноз адвоката. М.: Политбюро, 1999. 351 с.
  66. И.И. Налоговые преступления. М., 1997.
  67. В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М., 1996.
  68. А.И. За державу обидно. М., 1998.
  69. Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997.
  70. Ф. Поддельный „Абсолют“ бьет все рекорды // Российская газета. 1998.19 февраля.
  71. В.А. Бюджет и налоговая служба // Финансы. 1997
  72. В.О. Указное право в России. М., 1996.
  73. Н.И., Малько А. В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений // Государство и право. 1995. № 4.
  74. Р.А. Чубайс и ваучер: Из истории российской приватизации. М.: ИМПЭКО, 1997. 23 с.
  75. Меньшиков С. М^Советская экономикам катастрофа или катарсис? М.: СП „Интер-Версо“, 1990. 399 с.
  76. Л.М. Формула власти: От Ельцина к Путину. М.: Центрополиграф, 2000. 570 с.
  77. Нам взятка строить и жить помогает // Экономика и жизнь. 2000. № 16.
  78. А.В. Переход к рынку и уголовный закон // Известия. 1990. 29 октября.
  79. Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты)/ РАУ-корпорация. М.: Обозреватель, 1994. 494 с.
  80. М. Дух демократического капитализма. Минск: Лучи Софии, 1997. 455 с.
  81. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996.432 с.
  82. А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М.: Республика, 1994. 175 с.
  83. Ответы редакции // Деловая жизнь. 2002. № 5−6.
  84. Е.Г. О праве органов налоговой полиции осуществлять проверки // Налоговый вестник. 2000. № 1.
  85. Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юрист. 1998, 302 с.
  86. Т.Ю. Торговые отношения в призме уголовного законодательства. Историко-правовой аспект. Екатеринбург, 1998.
  87. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
  88. Г. Х. Блеск и нищета Административной Системы. М.: ПИК, 1990. 240 с.
  89. О.М. Тревожные сны царской свиты. М.: Сов. секретно, 2000. 704 с.
  90. М.Л. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации: Управление. Организация. Регулирование и контроль. М.: ПАИМС, 1994. 191 с.
  91. А. В. Похмелкин В.В. Идеология и уголовная политика. М., 1992.
  92. А.П. Повышение научно-методологической обоснованности налогового процесса веление времени // Налоговый вестник. 1999. № 12.
  93. Е.М. Годы в большой политике. М.: Сов. секретно, 1999. 447 с.
  94. Пульс реформ: юристы и политологи размышляют. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
  95. В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16.
  96. Ф.И. Бандиты времен капитализма: Хроника российской преступности 1992−1995гг. М.: ЭКСМО, 1997. 598 с.
  97. Россия сегодня: реальный шанс. М.: РАУ-Корпорация, 1994.
  98. Россия: Новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 года. М.: Республика, 1997. 367 с.
  99. К.Р. Государственно-правовое регулирование малого предпринимательства в России. М., 1997.
  100. Т.И. Правовое регулирование приватизации государственных предприятий. М., 1994.
  101. А.А. Дюжина ножей в спину: Поучительная история о российских политических нравах. М.: Вагриус, Петро-Ньюс, 1999. 240 С.
  102. Советская милиция: история и современность, 1917−1987/ Под ред. А. В. Власова. М.: Юрид. лит., 1987. 335 с.
  103. Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993.
  104. Современная политическая история России (1985−1998 годы). Т.1.М., 1999.
  105. В. Политическая история современной России, 1985−1994: От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994. 192 С.
  106. В.М. Государство и экономика. М., 1996.
  107. И.Н. Акт документальной проверки налогоплательщика: требования к составлению, особенности, статус, значение для расследования преступлений. // Налоговый вестник. 1999. № 3.
  108. В. Экономические преступления растут // Экономика и жизнь. 1993. № 36.
  109. А. Борзые щенки нынче не в моде // Экономика и жизнь. Московский выпуск. 2000. № 6.
  110. М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.
  111. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000.
  112. С. Спекуляция и свобода торговли // Социалистическая законность. 1991. № 5.
  113. С. Совершенно несекретно. М.: Вагриус, 2000. 448 с.
  114. В. Заря правовой реформы (апрель 1985 июнь 1989). М.: Прогресс, 1990. 271 с.
  115. М.Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.
  116. А.Н. Темнее всего перед рассветом: Россия (СССР) Запад: идейные и экономические битвы цивилизаций накануне 2000 года. М.: Экономическая газета, 1999. 816 с.
  117. Что ждут от власти предприниматели // Экономика и жизнь. 2000. № 15.
  118. Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  119. С. Правовой статус налоговой полиции // Хозяйство и право. 1999. № 4.
  120. Ю.В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М.: Экономика, 1990. 192 с.
  121. Geldwaschereigesetz: Notwendigkeit ernes Marschhaltes» in: Basler Zeitung. № 88 15.04.1996.
  122. C. «Neue Herausforderungen durch Geldwascherei» in: Basler Zeitung № 24 29.01.1996.
Заполнить форму текущей работой