Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственные органы управления и народ в 1941-1945 гг.: аспекты политического, экономического и организационно-правового взаимодействия: на материалах автономных республик Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И дело не только в том, какое место она занимала и заняла сейчас в исторической науке и историографии, посвященной Великой Отечественной войне. Актуальность разработки темы: «Государственные органы управления и народ в 1941;1945годах: Аспекты политического, социально-экономического и организационно-правового взаимодействия. (На материалах автономных республик Северного Кавказа) обуславливается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историография и методология исследуемой проблемы
  • Анализ источников
  • Глава II. Изменение форм и методов работы органов государственного управления автономных республик Северного Кавказа в первый период Великой Отечественной войны
    • 1. Структурная перестройка и организация работы государственных органов управления
    • 2. Сотрудничество государственных органов и труженников тыла в перестройке народного хозяйства на военный лад
    • 3. Военно-оборонная и мобилизационная деятельность государственных органов управления
  • Глава III. Деятельность государственных органов управления по защите и обеспечению жизнедеятельности населения в республиках Северного Кавказа в военное время
    • 1. Организация приема и размещения эвакуированного населения и материальных ценностей
    • 2. Работа по соблюдению законности и охране общественной собственности в тылу
    • 3. Мероприятия по обеспечению материальных и бытовых потребностей населения
  • Глава IV. Вклад органов государственного управления автономных республик Северного Кавказа в обеспечение экономической победы советского народа над фашистской Германией
    • 1. Деятельность государственных органов управления по повышению производственной активности рабочего класса
    • 2. Работа государственных органов по восстановлению и экономическому подъему крестьянских хозяйств
    • 3. Организация трудящихся на дальнейшее усиление шефской помощи фронту в годы войны
  • Глава V. Участие государственных органов власти и управления в идеологической и массово-политической работе в тылу
    • 1. Агитационная работа с населением автономных республик
  • Северного Кавказа
    • 2. Деятельность государственных органов управления по развитию образования и культуры в республиках Северного Кавказа
    • 3. Борьба государственных органов управления за организационное и идейное укрепление своих рядов на завершающем этапе войны

Государственные органы управления и народ в 1941-1945 гг.: аспекты политического, экономического и организационно-правового взаимодействия: на материалах автономных республик Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великая Отечественная война (1941;1945гг.) длилась почти четыре года. В историческом плане это не такой уж большой срок. Но это были годы величайшего напряжения народной воли, мужества и героизма советских людей. К тем грозным событиям люди постоянно обращают свою память. Минувшая война прошла через сердце каждого человека. 1418 дней Великой Отечественной войны — это не только важнейшая составная часть второй мировой войны, но и крупнейшее военное столкновение всех времен. Ни одно из них не втянуло непосредственно в ожесточенные сражения такое огромное число людей,. Ко многим чертам этого события применимы прилагательные превосходной степени. Отметим еще его сильнейшую противоречивость. С одной стороны — это крайне несправедливые, опасные для всего мира цели агрессора, четко организованного, обученного и вооруженного. С другой стороны — это самые высокие цели защиты Родины и всего человечества. Это был героический этап в жизни советских людей, которые одержали всемирно-историческую победу.

Из памяти не изгладились волнующие воспоминания о тех полных героики событиях июня 1941 года, когда наш народ внезапно должен был превратиться из строителя в воина, отстаивающего не только завоевания своего труда, но и само право на жизнь.

60-летие разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны вновь привлекло внимание российских и западных ученых к наиболее острым проблемам истории войны. Однако, до сих пор, несмотря на окончание холодной войны, некоторые историки, применяя различные способы фальсификаций, пытаются представить в ложном свете роль нашего народа в достижении победы над фашистской Германией и ее союзниками.

Актуальность темы

исследования. Радикальные преобразования в экономике, политической и духовной жизни, развернувшиеся в последние годы, заставляют по-новому оценить важнейшие события отечественной истории. Идет активный процесс переосмысления устоявшихся в науке оценок, выявления «белых пятен» истории России, ее суверенных республик, а также других субъектов Федерации.

Особое внимание ученых, самых широких слоев общественности привлекает период Великой Отечественной войны, проблемы которого позволяют проследить существенно значимые перемены в политическом и социально-экономическом положении страны, отдельных регионов во всей их сложности и противоречивости. И среди них проблема функционирования государственных органов управления в чрезвычайных условиях войны, формы и методы их взаимодействия с народом.

Всестороннее исследование этой проблемы является одной из важнейших задач отечественной истории.

И дело не только в том, какое место она занимала и заняла сейчас в исторической науке и историографии, посвященной Великой Отечественной войне. Актуальность разработки темы: «Государственные органы управления и народ в 1941;1945годах: Аспекты политического, социально-экономического и организационно-правового взаимодействия. (На материалах автономных республик Северного Кавказа) обуславливается, прежде всего, современной историографической ситуацией, характеризующейся необходимостью глубокого научного переосмысления советского исторического прошлого. Беспрецедентная критика «незыблемых» устоев жизни советского общества, снятие идеологических запретов с информации о реальной истории Советского Союза, идейная сумятица и политическая нестабильность современной России и новых государств, возникших в результате распада Советского Союза, — все эти и другие факторы резко изменили отношение широких слоев населения к истории. К тому же ныне находится немало горячих голов, призывающих ревизовать историю Советского государства, вычеркнуть из народной памяти скорбные и яркие страницы великих свершений и великих подвигов. Среди них преобладают «демократические» историки, политологи, социологи не раз фальсифицировавшие исторические события, факты и роль личности в истории. Общая цель этих фальсификаций сводится к тому, чтобы обвинить Советский Союз и Советскую власть во «всех грехах», переложить на нее ошибки прошлых лет, а заодно и многие нынешние трудности. К сожалению, есть немало людей, которые верят этому и соответственно реагируют на такие фальсификации. Особенно не защищена та часть неискушенной в жизни молодежи, которая плохо знает историю своей страны, в том числе и период Великой Отечественной войны. Следует обратить внимание на то, что эти вопросы актуальны не только сегодня, они будут оставаться столь же острыми еще многие годы. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях отказа от многих старых ценностей и формирование новых социальных отношений. Мы наблюдаем среди молодежи серьезную растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. И в этом, конечно, виновата не только она, но и ее учителя — в прямом и переносном смысле этого слова.

Размышляя о значении исторического опыта Советского Союза, мы не можем не задуматься над вопросом о том, насколько сегодня мы, владеем объективными знаниями о самом СССР? Что скрывается по существу за этими терминами? Насколько жизненными оказались его идеи и конкретные дела, каковы должны быть критерии их реалистичности и эффективности?

Научное изучение такой масштабной и многоплановой темы, какой является наша, позволяет глубже познать роль народа в разгроме фашизма, многообразие проявлений ими патриотизма и героизма. Необходим научный анализ объективных и субъективных мотивов и направленности поведения людей, характера и содержания всех форм и методов регулирования государственного воздействия на настроения людей в чрезвычайных условиях военной обстановки.

Мы допустили бы серьезную ошибку, если бы при анализе и оценке того или иного исторического явления попытались отвлечься от конкретно-исторической ситуации тех лет, от тех задач, которые вставали на том или ином этапе Великой отечественной войны Коммунистической партией, Советским государством. Иначе говоря, при освещении любого исторического события, должна соблюдаться предельная объективность. ~.

В этой связи актуальность исследования деятельности Совнаркомов и местных исполкомов Советов депутатов трудящихся автономных республик Северного Кавказа определялись также возникшим в современных условиях серьезным разрывом между глубоким, постоянно возрастающим интересом к истории государственного управления народным хозяйством, перебазированием промышленности на восток, организацией государственной помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны, обеспечением общественного порядка, борьбой с дезертирством и банд формированиями и возможностями исторической науки удовлетворить этот интерес. Как известно, всестороннего изучения ждут еще многие проблемы государственного строительства в годы войны, в том числе осуществление больших и сложных мероприятий государственных органов управления военного, экономического, социального, культурного и правоохранительного характера.

Значительную часть проблем предстоит переосмыслить, очистить от предвзятых толкований, субъективных интерпретаций различных перевертышей, злопыхателей и фальсификаторов. Это понятно, так как исторические исследования должны быть профессиональными и порядочными в общечеловеческом понимании этого определения, отражать взгляды, оценки, мнения того поколения людей — как зарубежных, так и советских государственных, политических и общественных деятелей, ученых и представителей широких народных масс, — что были современниками подвига народов Северного Кавказа в Великой Отечественной войне.

Разумеется, в нашем исследовании должны быть отражены и освещены противоположные взгляды и оценки, аргументированные и обоснованные, свободные от апологетики и политического субъективизма. Они должны не обличать и не переписывать историю в угоду сенсациям, не использовать выгодную в данный момент часть исторического процесса.

Актуальность темы

исследования обусловлена также необходимостью более глубокого изучения методов взаимодействия партийно-советского аппарата по организации и руководству производственным соревнованием, движением рационализаторов и изобретателей. Особо актуально изучить причинные процессы репрессий некоторых народов Северного Кавказа в годы войны и дать этому объективную оценку.

Всестороннее глубокое изучение и осмысление этих вопросов выявление специфики, обусловленной реальными местными условиями весьма актуальны в научном и практическом отношениях, так как от наличия такой основы знаний в значительной мере будет зависеть успешное решение современных проблем законности и правопорядка в стране. Специфика Северного Кавказа вызывала необходимость постоянного изменения форм и методов в проведении мер государственных органов власти и управления по вовлечению народов региона в решение вопросов обороны и соблюдения правопорядка в тылу. Эти процессы в автономных республиках Северного Кавказа развивались далеко неоднозначно.

Несомненно, что задача изучения и оценки национальноособенного, национально-специфического взаимодействия власти с народом в конкретных подходах к каждой автономной республике Северного Кавказа в условиях Великой Отечественной войны не относится к числу простейших, она приобретает интернациональный характер.

Поэтому в современных условиях оптимизации работы по интернациональному воспитанию населения полезно использование всего ценного, что было сделано партийными и государственными органами в военное время по совершенствованию национальных отношений на Северном Кавказе, объективное исследование роли идеологической и организационно-правовой работы в автономных национальных образованьях.

Изучение опыта организации деятельности аппарата государственного управления, форм и методов, возможностей дальнейшей демократизации этих процессов — одна из актуальных задач обществоведов. Вряд ли будет правильным отбрасывать в новых условиях строительства государственности все полезное для ее развития и совершенствования.

Актуальность изучаемой проблемы связана не только с ее недостаточной изученностью, она важна в современном политическом контексте, когда Северный Кавказ вновь становится ареной столкновений интересов крупных держав, что является лишним доказательством того, что регион отнюдь не утратил своего важного геополитического значения.

Все кардинальные вопросы темы частично рассмотрены диссертантом применительно к национальным республикам Северного Кавказа.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования определяется его актуальностью, научной значимостью, общественно-политической и практической потребностью исследовать и проанализировать комплекс вопросов, освещающих уровень руководства органов государственного управления автономных республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, что позволяет с учетом конкретно-исторических условий в стране и в северокавказских республиках определить особенности и закономерности решения организационных, оборонных, идеологических, национальных и правоохранительных задач в период тяжелых испытаний борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Замысел исследования состоит также в том, чтобы через призму времени, на основе анализа и обобщения имеющихся фактических данных раскрыть совокупность изменений и особенностей, которые произошли в политическом, экономическом и организационно-правовом взаимодействии органов государственного управления с трудящимися в изучаемый период.

Конкретные задачи диссертации сводятся к исследованию следующих, наиболее кардинальных вопросов этой многоплановой темы: • выявить общее и особенное в ходе перестройки органов государственного управления автономных республик Северного Кавказа на военный лад и в процессе их укрепления и развития;

• изучить организационную деятельность Совнаркомов автономных республик и местных исполкомов Советов депутатов трудящихся по мобилизации тыла на борьбу с фашистской Германией;

• показать на основе конкретно-исторического материала преемственность и развитие политического и организационно-правового сотрудничества органов управления с народом в автономных республиках Северного Кавказа в условиях войны;

• осветить основные тенденции и региональные особенности социально-экономической политики высших органов государственного управления автономных республик в годы войны;

• исследовать деятельность государственных органов автономных республик по эвакуации и реэвакуации населения и материальных ценностей в тыл в военное время;

• показать роль высших и местных государственных органов управления в решении вопросов национально-государственного строительства в автономных республиках Северного Кавказа;

• определить особенности и проанализировать социальную политику государства периода войны в автономных республиках Северного Кавказа;

• исследовать правоохранительную деятельность органов управления автономных республик;

• показать преобразующее значение идеологической и политико-массовой работы органов государственного управления автономных республик Северного Кавказа в подъеме патриотизма, укреплении единства и сплоченности народов северокавказских республик в борьбе против фашистских захватчиков.

Хронологические рамки исследования охватывают один из важных, сложных и героических периодов отечественной истории с 22 июня 1941 по 9 мая.

1945 годы, то есть весь период Великой Отечественной войны. Этому периоду посвящены и многочисленные публикации диссертанта. Именно этот исторический срез в СССР, включая и автономные республики Северного Кавказа, позволяет получить полную картину деятельности республиканских Совнаркомов и местных исполкомов Советов депутатов трудящихся, как в период их функциональной и структурной перестройки на военный лад, так и в годы восстановления, политического и организационного укрепления после изгнания фашистских захватчиков с Северного Кавказа. При этом удается выявить особенности, специфику взаимодействия государственных органов управления национальных республик Северного Кавказа с широкими слоями населения в годы войны. Это время наивысшего подъема Советской системы управления, ее огромных возможностей. Это время небывалого напряжения общественных и государственных сил, ресурсов, наибольшего всплеска единения и взаимопонимания власти с народом.

Научная новизна диссертации определяется многоаспектной постановкой проблемы и комплексным подходом к исследованию деятельности государственных органов управления автономных республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. При этом особое внимание автор уделяет исследованию вопросов, которые не ставились в опубликованной исторической литературе и не стали предметом научной дискуссии. Сделана попытка отойти от абсолютной апологетики, характерной для советской историографиизамалчивание негативных факторов, отсутствие серьезного анализа конкретных недостатков, отступление от исторической правды в силу конъюнктурных соображений, стереотипы в оценках.

Впервые показана роль и значение координированных общих усилий государственных органов управления и трудящихся автономных республик Северного Кавказа в перестройке народного хозяйства на военный лад, производстве продукции для фронта и мирного населения.

Учитывая, что до последнего времени при изучении проблемы союза рабочих и крестьян преимущественное внимание уделялось экономическим отношениям между ними, автором в рамках данного исследования сделана попытка раскрыть роль местных исполкомов Советов депутатов трудящихся и общественных организаций в упрочении политической формы этого союза в годы войны. Освещены новые формы шефства и взаимопомощи их роль в восстановлении и развитии экономических, правоохранительных и культурных связей между городами и селами национальных республик Северного Кавказа в тяжелых условиях военного времени.

Научная новизна исследования заключается и в том, что в нем освещены раннее не рассматривающиеся, актуальные на сегодняшний день вопросы правоохранительной деятельности государственных органов управления: охрана общественной собственности, борьба с дезертирами и бандформированиями на территориях автономных республик Северного Кавказа, исследуется репрессивная политика государства против некоторых народов Северного Кавказа в военный период.

Новизна диссертации заключается в том, что в ней исследуются новые данные, факты о социальной, налоговой и бюджетно-финансовой деятельности органов государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

Показана взаимообусловленность экономических и социальных процессов, вскрыты существенные изменения в обеспечении морально-политического единства народов Северного Кавказа за рассматриваемые годы, что углубляет познание закономерностей, форм и методов, использовавшихся государственными органами управления в целях поднятия политического и духовного потенциала в интересах всех народностей автономных республик Северного Кавказа.

Научная и практическая значимость диссертации. Обобщение результатов изучения деятельности государственных органов управления в многонациональных автономных республиках Северного Кавказа может быть использовано в практике государственного управления. Всестороннее изучение исторического опыта органов управления приобретает большое значение в условиях проведения реформ административной системы на современном этапе.

С учетом того, что реформирование государственного аппарата России продолжается, эта проблема становится не только научной, но и политической.

Все это позволяет сделать вывод и о возможности использования в более широком плане итогов исследования диссертанта в научных трудах по истории народов Северного Кавказа и Российской Федерации, преодоления межнациональных противоречий и конфликтов, проведения действенной социальной политики.

В связи с происходившими в России процессами, связанными с социально-экономическими и идеологическими переменами в жизни народов, проводимой реабилитацией раннее подвергавшихся по различным причинам репрессиям народов, итоги диссертации могут быть использованы на практике при составлении программ социально-экономического развития национально-государственных образований Северного Кавказа в целом и отдельно по каждому из его субъектов.

Основные теоретические и практические выводы и положения диссертации изложены в ряде работ, в том числе и в монографии, которые используются в научной и преподавательской работе.

Материалы и выводы автора используются студентами при изучении истории Дагестана и Северного Кавказа, при чтении лекций и проведении семинаров по отечественной истории. Они могут быть использованы при подготовке новых обобщающих трудов по проблемам, связанным с особенностями деятельности государственных органов власти и управления в годы суровых военных испытаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В политической истории многонационального советского государства период Великой Отечественной войны занимает особое место.

И сегодня, спустя 60 лет после ее Великой Победы, мы не перестаем удивляться тому, как в столь сложных и трагических условиях начального периода войны, когда, казалось бы, вряд ли Советский Союз устоит после такого страшного и неожиданного удара — СССР не только устоял, но сумел коренным образом изменить ход войны и в конечном итоге разгромить фашистскую Германию. Это феномен колоссального исторического значения, который будут изучать еще не одно поколение российских людей.

Большой интерес к историческим событиям периода Великой Отечественной войны советского народа объясняется еще и тем, что уроки войны, причины ее возникновения и итоги важны не только самой исторической науке, но также для правильного понимания многих проблем современности. Изучение политической истории советского общества периода войны необходимо и для того, чтобы извлечь необходимые уроки, которые могут и должны оградить от ошибок и неправильных шагов, в настоящем и будущем.

Вступление России в новую эпоху, связанную с переходом к рыночным отношениям, с трудностями проведения экономических реформ и слабым восприятием их народом, возрождения национального самосознания, убеждает в необходимости, базируясь на принципах историзма, обратиться к накопленному жизненному опыту народов, выявить все то ценное, что быть полезным в решении проблем утверждения России как суверенной государственности.

Проведенное диссертантом исследование кардинальных проблем в деятельности государственных органов управления автономных республик Северного Кавказа (Совнаркомы, местные исполкомы Советов депутатов трудящихся, городские комитеты обороны), а именно аспекты их политического, экономического и организационно-правового взаимодействия с народом в годы.

Великой Отечественной войны показывает насколько сложно протекало их решение в многонациональном регионе страны — Северном Кавказе.

Развитие событий на Северном Кавказе и в 90-е годы еще раз подтверждает уже введенное в практику суждение о том, что Северный Кавказ зачастую выступает влиятельным фактором на общее состояние развития национальных процессов в стране, на общее политическое и экономическое положение.

Судя по полученным итогам исследования, такой вывод не случаен. Северный Кавказа остается многонациональным регионом страны, постоянно привлекающим к себе внимание многих народов, которые по тем или иным причинам (социальные конфликты) вынуждены прибывать на Северный Кавказ. Не оставляют конфликты и территорию региона. Поэтому обращение к избранным для исследования проблемам весьма актуально.

В экстремальных условиях Советская государственная система, опиравшаяся на поддержку всех социальных групп и слоев общества, на патриотизм всего многонационального народа, оказался более жизнеспособным в годы войны, чем политическая система противоборствующей стороны.

Во время войны возникло качественно новое единство народа — единство, основанное на осознании общей для всех смертельной опасности, а реальной силой, которая могла воплотить это единство в конкретные дела, направленные на достижение Победы над врагом, была партийно-советская система управления.

Анализируя деятельность государственных органов управления национальных республик Северного Кавказа по организованному проведению мобилизации, эвакуации промышленных и сельскохозяйственных предприятий и населения с оккупированных территорий, строительство новых и перевод многих, раннее действовавших предприятий на выпуск вооружения, боеприпасов, обмундирования и продовольствия без преувеличения можно сказать, что эта работа явилась одним из решающих факторов, обеспечивших защиту Северного Кавказа.

Характер мероприятий, осуществлявшихся в автономных республиках Северного Кавказа в целях объединения усилий тыла с боевыми действиями на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, показывает, что основное направление работы органов государственного управления было общим для всей деятельности Совнаркома СССР, Президиума Верховного Совета СССР, ГКО СССР.

Однако, в деятельности Совнаркомов автономных республик, исполкомов Советов депутатов трудящихся имелись и свои особенности.

Во-первых, работа органов государственного управления проходила на территории ряда автономных республик Северного Кавказа с довольно большим количеством национальностей, имевших свои отличительные особенности и исторические традиции. Учитывая указанные обстоятельства, требовалось найти наиболее правильный подход к решению задач стоящих перед страной.

Во-вторых, никогда прежде чрезвычайно сложные военно-экономические проблемы не решались в таком тесном взаимодействии народов Северного Кавказа с народами всего Советского Союза. Происходила проверка на деле крепости сложившихся за годы Советской власти уз дружбы и братства между различными национальностями СССР. От местных органов власти и управления требовалось в связи с этим исключительно последовательное и правильное осуществление принципов советской национальной политики.

В-третьих, были выработаны основные направления нравственного воспитания трудящихся в годы Великой Отечественной войны. Преданность социалистической Родине, высокое сознание общественного долга, коллективизм, дисциплинированность, умение противостоять фашистской идеологии — на формирование этих качеств направлялась массово-политическая работа партийных и государственных органов.

Возникнув в первые годы Советской власти, командно-административная система управления исчерпала свои внутренние ресурсы к началу 40-х гдов, но.

Великая Отечественная война дала новый толчок, новый импульс к ее функциониванию.

Подводя итоги анализа деятельности советской системы управления в условиях Великой Отечественной войны, высоко, по достоинству оценивая ее результаты, мы не должны закрывать глаза и на те негативные процессы, которые уже тогда в ней происходили и впоследствии привели к ее разрушению.

В военный период многократно укрепился командно-административный аппарат, который состоял из дисциплинированных, исполнительных, энергичных, преданных идее работников. Талант, неординарность мышления, широкая эрудиция оказались невостребованными. Да они и не могли развиться в достаточной мере в тех экстремальных условиях, что, в конечном счете, привело к резкому снижению общего интеллектуального уровня управленческого аппарата. Таким негативным процессам положила начало советская командно-административная система, оказавшаяся единственно эффективной и результативной в условиях смертельной схватки с фашистской Германией.

Великая Отечественная война внесла структурные и функциональные изменения в системе центральных и местных органов управления в автономных республиках Северного Кавказа. Во-первых, были созданы Чрезвычайные органы управления — городские комитеты обороны в городах автономных республикинститут уполномоченных ГКО, ЦК ВКЩб) и ряд специальных комиссий и советов. Во-вторых, еще больше расширились полномочия Совнаркомов автономных республик: в организации новых производств, использовании местных сырьевых, энергетических, финансовых источников, перераспределение трудовых ресурсов и оборудования.

Необходимость особой оперативности руководства в военное время, а также трудности в созыве сессий местных Советов потребовали серьезного рассширения прав исполкомов депутатов трудящихся. Ряд вопросов, которые в мирное время решались на сессиях, теперь решались исполкомами. Чтобы поддержать принцип коллегиальности, широко практиковалось проведение расширенных заседаний исполкомов и советского актива вместо сессий Советов.

В деятельности государственных органов управления северокавказских республик был усилен централизм в управлении как политическом, государственно-административном, так и в социально-экономической, культурно-идеологической работе. Однако партийные и государственные органы поощряли и поддерживали инициативу и творчество народа, расширяя демократические начала и традиции. Советское государство под руководством Коммунистической партии сумело объединить усилия своих центральных и местных органов, превратить их в одно общее усилие, помогло своевременно и правильно решать назревшие политические, военно-оборонные, экономические, социально-бытовые, идейно-воспитательные и организационно-правовые задачи, возникшие в ходе войны.

Важную роль в осуществлении функций военной защиты Советского государства выполняли правоохранительные органы. Совнаркомы автономных республик Северного Кавказа большое внимание уделяли деятельности органов правосудия, прокурорского надзора и государственного контроля, которые призваны стоять на страже правопорядка, охраны государственной собственности, и в особенности военного имущества.

Не только содержание правоохранительной деятельности государственных органов управления в национальных республиках Северного Кавказа претерпели изменения в военное время, изменились ее организационно-правовые формы: усилился контроль за охраной общественного порядка и государственной безопасности, были повышены административные санкции налагавшиеся гражданскими и военными организациями в отношении лиц, нарушавших законы и общественный порядок. Чрезвычайные условия войны, беспощадная борьба с врагом не на жизнь, а на смерть с особой силой требовала соблюдения законности всеми звеньями государственного аппарата, должностными лицами и гражданами СССР.

Война показала, насколько действенными и эффективными были: выработанная правоохранительными органами гибкая тактика использования оперативных сил и средств, разнообразные формы и методы работы с учетом быстро менявшейся оперативной обстановки и принятые ими меры, как по борьбе с вражеской агентурой, идеологической обработкой населения, дезертирством и бандитизмом, так и защите важных промышленных предприятий, заводов, производящих военную технику и боеприпасы, горючее и т. д., объектов транспорта и связи.

Работа милиции по обеспечению общественного порядка в годы войны, как и в мирное время, велась в тесном контакте с населением. Наблюдалось стремление трудящихся к непосредственному участию во всех важнейших мероприятиях военого времени. Кроме раннее существовавших бригад содействия милиции, возникла новая форма содействия милиции — группы охраны общественного порядка. Они создавались в сельской местности и действовали под руководством участковых уполномоченных милиции.

Организационно-правовая деятельность государственных органов управления в военных условиях приобрело исключительное значение, так как от степени законности работы самого аппарата зависела стабильность политической обстановки на местах, обеспечение единства всех классов, социальных слоев и групп, различных наций и народностей и, в конечном счете, победа советского народа в Великой Отечественной войне.

Однако в работе государственных органов автономных республик Северного Кавказа по обеспечению ими законности в период войны наблюдались и серьезные недостатки. Отражением этого могут служить факты признания работы народных судей неудовлетворительной, допускались волокита и либерализм, в некоторых районах автономных республик была недостаточно поставлена работа по надзору за проведением в жизнь законов и мероприятий военного времени, соблюдение законности, что нашло свое убедительное подтверждение в депортационной политике, проводившейся в автономных республиках Северного Кавказа.

Одной из главных причин нарушений законности являлась юридическая неграмотность работников государственных органов власти и управления, которые пришли в органы управления только в период войны и не имели опыта государственной службы. Поэтому наряду с повышением партийной и административной ответственности за нарушение законов Совнаркомы и облисполкомы автономных республик принимали решения о проведении правового всеобуча работников государственных органов власти и управления.

Изучение различных аспектов деятельности Совнаркомов автономных республик Северного Кавказа, местных исполкомов Советов депутатов трудящихся, городских комитетов обороны в годы Великой Отечественной войны позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, органы государственного управления в ходе войны продемонстрировали свою гибкость и способность оперативно перестраивать свою структуру и методы работы с учетом потребностей новых условий и новых задач. Во-вторых, исследование столь трудных проблем как обеспечение правопорядка в тылу, выселение целых народов и ликвидация насильственным образом национально-государственных образований репрессированных народов Северного Кавказа показывает, насколько сложной была эта мера в социальном плане, какой огромный ущерб наносился моральной стороне общества. В-третьих, все же самым главным в работе государственных органов управления автономных республик Северного Кавказа в годы войны оставалось использование конституционных принципов работы и привлечение самых широких слоев населения к решению сложных задач военного времени. В-четвертых, там где была не налажена система проверки исполнения, где отсутствовал контроль за осуществлением решений и указаний вышестоящих органов власти и управления и своих собственных планов, государственный аппарат работал намного хуже. В годы войны хорошо налаженная проверка исполнения в большой степени способствовала эффективности всех мероприятий, проводившихся тогда местными исполкомами и управлениями.

В годы Великой Отечественной войны окрепли и обагатились ценным опытом организационно-массовой работы исполкомы Советов депутатов трудящихся автономных республик Северного Кавказа. В ходе войны исполкомы Советов намного укрепили связи с населением привлекая к практической работе тысячи людей.

Таким образом, народ полностью поддержал все организационные мероприятия государства, направленные на разгром врага. Удалось добиться максимально возможного в условиях войны единения народа и власти. В годы Великой Отечественной войны неизмеримо возрос авторитет высших и местных органов государственного управления в национальных республиках Северного Кавказа.

Многогранный опыт, накопленный в северокавказских республиках в период Великой Отечественной войны, и сегодня должен обогащать арсенал форм и методов работы государственных органов управления, особенно в вопросах укрепления дисциплины и порядка, своевременного и точного выполнения принятых решений, патриотического и интернационального воспитания многонациональных народов Северного Кавказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства
  2. Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948.
  3. А.Ф. Партия и Советы. М., 1947.
  4. М.И. Все для Победы! Статьи и речи. Сборник. М., 1945, 672 с.
  5. М.И. О корреспондентах и корреспонденциях // Партийное строительство. 1945, № 6, с 8−17.
  6. В.И. Пролетариат и крестьянство // Полн. собр. соч. Т. 9, с. 341−346.
  7. И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947, 208 с.
  8. Н.М. Год Всесоюзного социалистического соревнования. М., 1943,26 с.
  9. Е.М. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. М., 1942,36 с.
  10. Официально-документальные материалы
  11. Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. М, 1946, 324с.
  12. Важнейшие постановления СНК СССР и ЦК ВКЩб) по сельскому хозяйству за 1942−1944гг. М., 1944, 112 с.
  13. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6, М, 1971.
  14. Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне. М., 1970,494 с.
  15. Сборник законов СССР и Указы Президиума Верховного Совета СССР. 1938−1944гг. М., 1945, 185 с.
  16. Советская прокуратура. // Сборник важнейших документов. М., 1972, 408 с.
  17. Социалистическое соревнование в СССР. // Документы и материалы. М., 1965,328 с.
  18. Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода 1917−1958. М., 1966,346 с.
  19. Законодательные и административно-правовые акты военного времени.// Сборник документов. М., 1942.
  20. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. М., 1942.
  21. Трудовое законодательство военного времени. М., 1943, 84 с.
  22. Шестая сессия Верховного Совета РСФСР. Стенографический отчет. Издание Верховного Совета РСФСР, 1945, 161 с.
  23. Сборники и публикации документов
  24. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). Махачкала, 1995, 765 с.
  25. Северо-Осетинская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. // Сборник документов и материалов. Орджоникидзе, 1968, 628 с.
  26. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. М., 1994.
  27. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993, 124 с.
  28. Спецпереселенцы в СССР в 1944 или год большого переселения (документы). Отечественные архивы. М., 1993, № 5.
  29. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1921−1991: Историко-биографический справочник. // Автор составитель В. И. Ильин. М., 1999, 639 с.
  30. Депортация, реабилитация и возрождение балкарского народа: Документы и материалы. Нальчик, 2001, 902 с.
  31. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны 1941−1945гг. Сборник документов и материалов. Нальчик, 1975, 795с.
  32. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1941−1980). Сборник документов и материалов. Грозный, 1985, 327с.4. Статистические материалы
  33. Народное хозяйство в Великой Отечественной войне 1941−1945гг. Статистич. сборник. М., 1990.
  34. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М., 1977.
  35. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет. Статистич. ежегодник. М., 1972.
  36. Народное хозяйство Дагестанской АССР: Статистич. сборник. Махачкала, 1958,120с.
  37. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР: Статистич. сборник. Грозный, 1957, 132с.
  38. Северная Осетия за 60 лет. Статистич. сборник. Орджоникидзе, 1977.
  39. Северная Осетия за 60 автономий. Статистич. сборник. Орджоникидзе, 1984.
  40. Чечено-Ингушеская АССР за 40 лет. Статистич. сборник. Орджоникидзе, 1960, 160с.49. 50 лет советских финансов. Статистич. сборник. М., 1967, 350с.5. Статьи и сборников
  41. Э.С. Изменение численности рабочего класса в 1941—1945 гг.. (сборник статей). Махачкала, 1995, с. 62−73.
  42. Ю.В., Ремизова С. Ф. О трудовой деятельности многонационационального крестьянства в годы Великой Отечественной войны. // Советская этнография. 1985, № 2, с. 23−26.
  43. А.А. Роль финансов в обеспечении победы государства в Великой Отечественной войне. // Финансы, 1995, № 6, с. 3−5.
  44. Е.П., Старостенков Н. Великая Отечественная война: Народ ивласть. // Социально-политический журнал, 1995,№ 2, с. 3−20.
  45. Р. Советская экономика в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. // Вопросы экономики, 1995, № 5, с. 4−12.
  46. Н. Правда о депортации чеченского и ингушского народов. // Вопросы истории, 1990, № 7, с. 32−44.
  47. Борьба партии за укрепление социально-политического единства советского общества (1941−1945гг). // Сборник статей. Петрозаводск, 1981, 160 с.
  48. М.Д. Махачкала в годы Великой Отечественной войны. // Народы Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1985, с. 37−38.
  49. П.И. Продовольственный вопрос в годы войны. //Экономист, 1995, № 4, с. 3−12.
  50. А.Ф., Куманев Г. А. Подвиг тружеников тыла в Великой Отечественной войне. // Преподавание истории в школе. 1985, № 3, с. 2−8.
  51. Великая победа советского общественного и государственного строя. // Советское государство и право. 1975, № 5.
  52. Военные трибуналы за работой (1942−1946гг). // Новый мир, 1997, № 6, с. 130−139.
  53. Военные трибуналы в годы войны: Неизвестные страницы. // Законность, 1995, № 1, С.37−45.
  54. В.И. Уголовный розыск России (1941−2001). // Журнал российского права. 2001, № 8, с. 134−144.
  55. М. Социально-политическое значение победы. // Международная жизнь. 1994, № 9, с. 94−104.
  56. В.А. К 55-летию Великой Победы. // Военно-исторический журнал. 2000, № 3, с. 22−30.
  57. Гутин M. J1. О деятельности местных комитетов обороны в годы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории КПСС. 1970, № 8, с. 82−91.
  58. Н. Тыл фронту. К 40-летию Победы. // Военный вестник. 1985, № 4, с. 49−54.
  59. А. Экономическое обеспечение победы советского народа в Великой Отечественной войне. // Экономические науки. 1985, № 3, с. 34−43.
  60. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны. // Государство и право. 1995, № 8.
  61. М.Н. Социально-экономические условия Великой Победы. // Вопросы истории КПСС. 1986, № 5, с. 55−67.
  62. М.С. Всенародная помощь детям в период Великой Отечественной войны. // Советская педагогика. 1985, № 5, с. 17−33.
  63. Из истории трудового подвига народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. // Сборник научных трудов. Краснодар, 1985, 186 с.
  64. Г. А. Аграрное производство в 1941—1945 гг.. На материалах совхозов Дагестана. // Сборник статей. Махачкала, 1995, с. 99−110.
  65. Историография и источники истории государственных учреждений и общественных организаций СССР. // Сборник статей. М., 1983, 153 с.
  66. В.Д. Трудовой подвиг Советского народа в Великой Отечественной войне. // Советская экономика. 1985, № 3, с. 16−28.
  67. П.Н. Государственный комитет обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов 1941—1945 гг. // Отечественная история. 1995, № 4, с. 116−120.
  68. А.Д. Народное ополчение в годы Великой Отечественной Войны. // Советская педагогика. 1985, № 5, с. 26−30.
  69. В.М. Советский государственный аппарат в период Великой Отечественной войны. // Советское государство и право. 1985, № 5, с. 3−11.
  70. Е. Экономические факторы победы. // Диалог. 1995, № 4, с. 17.
  71. А.Е. Советское государственное управление в годы Великой Отечественной войны. // Советское государство и право. 1980, № 5, с. 69−79.
  72. Г. Л. Налоговая система СССР в период Великой Отечественной войны. // Советские финансы. 1946, № 3−7.
  73. Г. А. Народы СССР фронту. // Деньги и кредит. 1990, № 5, с. 27−31.
  74. С.Г. Военная прокуратура на страже законности и правопорядка в период Великой Отечественной войны. // Советское государство и право. 1985, № 4, с. 54−61.
  75. Л.С., Смирнов М. К. Военные деньги (О финансировании потребностей Великой Отечественной войны. // Деньги и кредит. 1995, № 5, с. 38−42.
  76. В.К. Военная прокуратура в годы войны. // Законность. 1995, № 3, с. 28−34.
  77. В.П. Крестьянские налоги в 40-е годы. // Социалогические исследования. 1997, № 2, с. 95−107.
  78. О. Наша война. // Октябрь. 2000, № 5? с. 148−154.
  79. Патриотический и трудовой подвиг трудящихся Дагестана в годы Великой Отечественной войны. // Сборник статей. Махачкала, 1983, 216 с.
  80. Развитие союза рабочего класса и крестьянства СССР. // Сборник статей. М, 1980, 320 с.
  81. Ю.К. Совет Народных Комиссаров СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны. // История СССР. 1980, № 3, с. 23−34.
  82. A.M. Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. 1955, № 2, с. 32−44.
  83. С.И. Духовный фактор Победы. // Ветеран. 1995, № 15, с. 12−19.
  84. .П. Идеологическая работа в период Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. 1985, № 4, с. 33−46.
  85. Р. Военная экономика: этапы развития и контуры будущего. // Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 9, с. 44−51.
  86. В.И. Всенародная помощь фронту в период битвы за Кавказ 19 421 943гг. // Сборник статей. Краснодар, 1977, с. 102−120.
  87. Г. А. Партийные организации Северного Кавказа во главе движения за оказание помощи фронту. Народный подвиг в битве за Кавказ. // Сборник статей. М., 1981, с. 327−337.6. Периодические издания.
  88. Правда-орган ЦК ВКЩб) и ЦК КПСС 1941—1945.
  89. Известия орган Верховного Совета СССР 1941−1945.
  90. Красная звезда орган народного комиссариата обороны СССР 1941−1945.
  91. Ведомости Верховного Совета СССР орган Верховного Совета СССР 1941−1945.
  92. Дагестанская правда орган Дагестанского обкома партии и Верховного Совета ДАССР 1941−1945.
  93. Социалистическая Кабардино-Балкария орган Кабардино-Балкарского обкома партии и Верховного Совета КБ АССР 1941−1945.
  94. Социалистическая Осетия орган Северо-Осетинского обкома партии и Верховного Совета СОАССР.
  95. Большевик. Журнал ЦК ВКЩб). М., 1941−1945.
  96. Вестник Академии наук СССР орган Президиума АН СССР. М., 1946, № 11−12.
  97. Исторический архив. 1955, № 3, 1957, № 3, 1959, № 1,6.
  98. Партийное строительство. 1943, № 9, 10,1945, № 5.
  99. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1941, № 9, 1942, № 2, 8.
  100. Советские финансы орган Народного комиссариата финансов СССР. 1942, № 2−3, 1944, № 8−10, 1946, № 4.
  101. Советский Дагестан. 1966, № 3,1974, № 4−6.7. Исследования и публикации
  102. И.А. Рабочий класс Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.). Орджоникидзе, 1978,112 с.
  103. А.Н. Вклад трудящихся Коми АССР в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Сыктывкар, 1967, 302 с.
  104. Н.М. Всенародная помощь фронту в Великой Отечественной войне. М., 1982, 64 с.
  105. З.М., Керимов И. К. На фронте и в тылу. Патриотизм народов Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг). Махачкала, 1959,115 с.
  106. М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973,197 с.
  107. З.М. Партийные организации республик Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1969, 84 с.
  108. В.Т. Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне. М., 1979, 151 с.
  109. В.Т. Колхозная деревня в 1941—1945 гг.. Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1984, 284 с.
  110. Н.И. Колхозный строй в Отечественной войне 1941−1945гг. М., 1945,64 с.
  111. А.П. Братский боевой союз народов СССР в Великой Отечественной войне. М., 1975,146 с.
  112. Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970, 446 с.
  113. A.M. Патриотизм трудящихся Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.). Махачкала, 1960, 181 с.
  114. Т.М. Народы Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Владикавказ, 2000,184 с.
  115. П.А. Вопросы экономики в современной войне. М., 1951, 172 с.
  116. С.В. На охране тыла страны: Истребительные батальоны и полки в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. М., 1988,256 с.
  117. Р.Е. Военно-организаторская деятельность партийной организации Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941−1945гг. Махачкала, 1979,167 с.
  118. Н.Ф., Гонов A.M. Кавказ: Народы в эшелоны (20−60 гг.). М., 1998, 365 с.
  119. М.Д. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). Хроника важнейших событий. Махачкала, 1989,43 с.
  120. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. (Бобылев П.Н., Липецкий С. В., Монин М.Е.). М., 1985, 832 с.
  121. И.И. Политотделы МТС и совхозов в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. Л., 1976,128 с.
  122. Ф.Д. Победа Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941−1945гг. М., 1953, 318 с.
  123. Во главе защиты социалистического Отечества. Л., 1985, 190 с.
  124. Л.М. Экономическая победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. М., 1946,224с.
  125. В.М. Военно-организаторская деятельность партийных организаций Северного Кавказа в первый период Великой Отечественной войны (1941−1942 гг.). Киев, 1974, 146 с.
  126. A.M. Северный Кавказ: реабилитация репрессированных народов (20−90 годы 20 в.). Нальчик, 1998.
  127. С.М. Укрепление экономических основ союза рабочих и крестьян Северного Кавказа в 1941—1945 гг.. Махачкала, 1988,136 с.
  128. С.М. Во имя Великой Победы: Борьба Организаций Северного Кавказа по усилению ведущей роли рабочего класса в экономическом сотрудничестве с крестьянами в период Великой Отечественной войны. Махачкала, 1987, 168 с.
  129. С.М. Тыл фронту. Северный Кавказ в годы войны. Майкоп, 1993, 196 с.
  130. И.А. Экономическая победа СССР в Великой Отечественной войне. М., 1970, 48 с.
  131. A.M. Деятельность Чечено-Ингушской партийной организации по мобилизации трудящихся республики на помощь фронту в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1967,178 с.
  132. И.В. Партийная организация Кабардино-Балкарии в период Великой Отечественной войны. Нальчик, 1961, 192 с.
  133. В.Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: Феномен чрезвычайных органов власти 1941−1945 гг. Саратов, 2002, 396 с.
  134. А.Д. Колхозный аул Дагестана в годы Великой Отечественной войны. М., 1946,112 с.
  135. В.И. Снаряды для фронта. Л., 1985, 256 с.
  136. А.И. Забота социалистического государства о матерях и детях. М., 1944, 79 с.
  137. М.С. Трудовой подвиг рабочего класса в 1941—1945 гг.. М., 1984, 201 с.
  138. Н.Р. Из истории союза рабочего класса и колхозного крестьянства в Великой Отечественной войне (1941−1945 гг.). Ташкент, 1962,314 с.
  139. Г. П. В годы суровых испытаний. Краснодар, 1967, 302 с.
  140. И.А. История государства и права России. М., 1995, 447 с.
  141. Г. А. История совхозного строительства в Дагестане 1920−1980 гг. М., 1982,185 с.
  142. А.А. Трудящиеся Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). Махачкала, 2002, 114 с.
  143. История Великой Отечественной войны Советского Союза в 6-ти томах. М., 1960−1965.
  144. История второй мировой войны 1939−1945гг. в 12-ти томах. М., 1975−1980.
  145. История советского крестьянства Дагестана 1917−1980 гг., Т. 2. // Османов А. И., Зульпукаров З. Г., Умарханов М. И. и др. Махачкала, 1980,388 с.
  146. История советской милиции. М., 1977,339 с.
  147. История социалистического соревнования в СССР. // Под ред. Алексеева Г. Г. М., 1980, 320 с.
  148. История социалистической экономики СССР. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны 1938−1945 гг. // Ред. кол. Виноградов В. А., Воробьев Ю. Ф. М., 1978, 565 с.
  149. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней в 2 х томах. М., 1967,440 с.
  150. История Северо-Осетинской АССР. Советский период. Орджоникидзе, 1966,318 с.
  151. Иточники Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19 411 945 гг. М., 1985,312с.
  152. Историография Великой Отечественной войны. М., 1980, 285 с.
  153. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991, 365 с.
  154. История национально-государственного строительства в СССР 1917−1978. М., 1979, Т. 2, 399 с.
  155. Г. Ш., Керимов И. К., Койстинен, Мелешко. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг.). Махачкала, 1963, 171 с.
  156. Капитальное строительство в СССР. М., 1961, 318 с.
  157. Е.С. Колхозное производство в годы Великой Отечественной войны. М., 1947,143 с.
  158. В.К. Шефство одна из форм укрепления союза рабочего класса и крестьянства. М., 1957,126 с.
  159. И.К. Трудовой подвиг народов Дагестана в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Махачкала, 1954, 18 с.
  160. П.В. И слово оружие. М., 1982,368 с.
  161. Н.Д. Морально-политический фактор Великой Победы. Д., 1985, 32 с.
  162. А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982, 328 с.
  163. А.Д. Ополченские формирования Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. М., 1988,286 с.
  164. Г. Д. Истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1961,439 с.
  165. Г. Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной войны. М., 1983,279 с.
  166. Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941−1945 гг. М., 1982,176 с.
  167. Н.М. Партийная и советская печать в период Великой Отечественной войны. М., 1960,103 с.
  168. Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945гг. М., 1970,418 с.
  169. Кузница победы: Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. Очерки и воспоминания. М., 1980,423 с.
  170. Д.Г. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны. М., 1944, 182 с.
  171. Ч.С. Военно-организаторская и политическая работа местных партийных организаций Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Черкесск, 1981,280 с.
  172. Г. А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941−1945 гг. М., 1988,242 с.
  173. Г. А. Трудный путь к победе 1941−1945. М., 1995, 98 с.
  174. А.А., Залкинд А. И. Народно-хозяйственное планирование в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М., 1985, 157с.
  175. М.Г., Позина Л. Г., Финогенов Е. И. Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны. М., 1985, 169 с.
  176. М.Г. Организаторская работа партии в промышленности в первый период войны. М., 1989, 204 с.
  177. А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. М., 1968,144 с.
  178. А.В. Рабочий класс в годы Великой Отечественной войны. М., 1971, 575 с.
  179. Г. Г. Рабочий класс фронту. Подвиг рабочего класса СССР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М., 1962, 480 с.
  180. Г. Г. Партийное строительство в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941−1945 гг. М., 1986, 391 с.
  181. B.C. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1971,575 с.
  182. З.М. Трудовое соревнование в Дагестане в 20−80 гг. Махачкала, 1992,216 с.
  183. В.В. Горючее фронту. М., 1984, 204 с.
  184. Очерки советской военной историографии. // Под ред. Жилина П. А. М., 1974,415 с.
  185. Очерки истории Северо-Осетинской партийной организации. Орджоникидзе, 1969,397 с.
  186. Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС. Нальчик, 1971, 349 с.
  187. Очерки по истории органов советской государственной власти. М., 1949, 110 с.
  188. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 2, 1917−1970. Грозный, 1972, 360 с.
  189. Органы Советского общенародного государства. // Под ред. Топорина Б. Н. М., 1979, 344с.
  190. Очерки истории школы педагогической мысли народов СССР 1941−1968. // Волков Е. И., Марков Т. Н. и др. М., 1988, 270 с.
  191. Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу, 1941−1945 гг. // Акулов М. Р., Бредков В. Н., Васильев А. Ф. и др. Л., 1980,287 с.
  192. А.Ю. Патриотическая работа и ратные подвиги молодежи Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны. Владикавказ, 1999, 187 с.
  193. В.П. Все для фронта, все для победы. Великий трудовой подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1985, 80 с.
  194. Плаксу нов Н. И. Переселенческая политика советского государства и ее осуществление в СССР (1917−1946гг.). Томск, 1976, 257 с.
  195. Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938−1945 гг.). М., 1984,386 с.
  196. Реабилитация репрессированных народов России. // Миннац. России. М., 1998,308 с.
  197. Советский тыл в Великой Отечественной войне. В 2-х книгах. М., 1974, 667 с.
  198. Диссертации и авторефераты
  199. Т.Г. Высшие и центральные государственные учреждения РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. (Организация и основные направления деятельности): Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 1991,35 с.
  200. Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922−1991 гг.). Дисс. д-ра ист. наук. М., 2002.
  201. Р.Е. Военно-организаторская деятельность партийной организации Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1979,22 с.
  202. В.Н. Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Саратов, 1996,45 с.
  203. А.А. Союз рабочего класса и крестьянства Дагестана как фактор победы в Великой Отечественной войне (1941−1945 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2000, 27 с.
  204. В.Е. Органы НКВД Краснодарсткого края накануне и в годы Великой Отечественной войны (1937−1945 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Краснодар, 1998, 21 с.
  205. П.А. Деятельность государственных органов и общественных организаций по созданию войск резерва Верховного Главнокомандования в годы Великой Отечественной войны 1941−1945гг. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Санкт-Петербург, 1995, 39 с.
  206. Р.Ч. Культурно-технический уровень рабочего класса Дагестана 1940−1950 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2001, 27 с.
  207. Е.С. Психология российских участников войн 20 века. Сравнительно-историческое исследование. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 1999,46 с.
  208. И.В. Центральная переодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.). Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 2002, 56 с.
  209. Н.А. Организация и основные направления деятельности органов власти Северного Кавказа в 1941—1945 гг.. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Краснодар, 1997, 38 с. 9. Архивные документы.
  210. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации): Ф. 7523 Архив Верховного Совета РСФСР-on. 1, дд. 16,134,256.
  211. Ф. Р-8080 Всесоюзный комитет по делам высшей школы- оп. 4, дд. 93, 140, 198, 209,278, 283, 329, 331, 406, 429, 435, 437, 449,570, 572, 574,575, 579.
  212. ЦГА РФ (Центральный Государственный архив Российской Федерации):
  213. Ф. 259 Совет Министров РСФСР-оп. 6-а, дд. 11, 12,14,15,16, 18, 20,21,29, 1121−1. Ф. 262 Госплан- on. 1, дд. 543, 736, 743, 745, 1021,1023, 1024, 678, 887, 896, 902, 912, 921- -оп. 2, дд. 108, 112,121,124, 129-
  214. РГАЭ (Российский Государственный архив экономики):
  215. Ф. 8756 Главное строительное управление Юга Наркомстроя- оп. 2, дд. 9, 12, 14,15,18,21, 24, 26, 32,34, 35, 36,41,43, 45,46,47, 50, 57.
  216. Ф. р-168 Совет Народных Комиссаров Дагестанской АССР- оп. 29, дд. 6,14−26, 32−38, 78−81, 87, 93, 412-
  217. Ф. 1040 Махачкалинский городской комитет обороны-оп. 1, дд. 2−5, 9, 12−14,15−19-
  218. Ф. р-352 Президиум Верховного Совета ДАССР- оп. 2, дд. 23,25, 36,39,43, 48, 56-
  219. Ф. 252-п Главное управление рабоче-крестьянской милиции ДАССР- оп. 2, дд. 23−26, 57-
  220. Ф. р-260 Государственная плановая комиссия при Совете Министров ДАССР- оп. 22, дд. 34, 37,43,47,48-
  221. Ф. р-190 Махачкалинский горисполком- on. 11, дд. 23, 39, 56, 75−79, 95−102, 112-- оп. 29, дд. 5−8,10−16,23−32-
  222. Ф. р-642 Местные Советы депутатов трудящихся- оп. Ь дд. 1,2,7,8,23,30−37,39,46,47, 54, 59,67,69,75−82- -оп. 3, дд. 2,4, 7, 8,11--оп. 4, дд. 1,2,6- -оп. 7, дд. 1,2,5-
  223. Ф. р-252 Махачкалинский райвоенкомат- оп. 14, дд. 6, 8, 9-
  224. Ф. р-717—Президиум Верховного Совета КБ АССР-on. 1, дд. 156,158,168,172, 183, 184-а, 185,187, 189,190,192, 193−196, 198-
  225. Ф. р Статистическое управление-on. 1, дд. 1603, 1634,1701, 1703,1705,1709.
  226. Государственный архив Республики Северная Осетия. Ф. 1 Северо-Осетинский обком КПСС- on. 1, дд., 221, 238, 277, 286−414, 467−544, 1245−1256, 1567, 1578, 1612, 1623,1645,1673-
  227. Ф. р-629 Совет Народных Комиссаров Северо-Осетинской АССР- on. 1, дд. 23, 26, 28, 31−39,45, 47, 49, 51, 53, 55, 67−72,102−119, 231−246, 356 375-
  228. Ф. 10 Орджоникидзевский райисполком -on. 1, дд. 1−4, 6, 23-
  229. Ф. р-639 Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской АССР- on. 1, дд. 56, 59, 76,82, 89,98, 246,267,351−359,360, 376-
  230. Ф. р-786 Наркомат народного образования Северо-Осетинской республики -on. 1, дд. 2,4,9,36,387, 400.
Заполнить форму текущей работой