Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наша работа, посвященная изучению ситуационных, личностных детерминант и типов одиночества подростков, выполнена в рамках когнитивного, интеракционистского и типологического подходов к изучению заявленной темы. Детальный анализ понятия «одиночество» в русле когнитивного подхода позволил рассматривать его как субъективное переживание, индикаторами которого выступают: осознание неудовлетворенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА
    • 1. 1. Теоретические основы осмысления феномена «одиночество» в философии и психологии
      • 1. 1. 1. Осмысление феномена «одиночество» в философии
      • 1. 1. 2. Теоретические подходы к исследованию одиночества в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Психологическая сущность феномена одиночества
    • 1. 3. Ситуационные и личностные детерминанты одиночества
    • 1. 4. Возрастные особенности одиночества
    • 1. 5. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ И ТИПОВ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Общая стратегия и методы исследования
    • 2. 2. Частота переживания одиночества в подростковом, старшем школьном, молодом, зрелом и позднем зрелом возрастах: анализ и обсуждение результатов
    • 2. 3. Интенсивность переживания одиночества, его индикаторы в подростковом возрасте: анализ и обсуждение результатов
    • 2. 4. Личностные детерминанты одиночества подростков: анализ и обсуждение результатов
    • 2. 5. Ситуационные факторы, детерминирующие переживание одиночества в подростковом возрасте: анализ и обсуждение результатов
    • 2. 6. Личностные типы подростков, переживающих одиночество: анализ и обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование термина «одиночество» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблеме одиночества в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к этой проблеме в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются в отечественной психологии с ограниченным числом научных теоретико-эмпирических исследований одиночества. Очевидна и практическая значимость данной проблемы: все большее число людей разных возрастов испытывают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что может привести к психическим расстройствам (Э. Фромм, Дж.И. Янг JI.M. Хоровиц, P.C. Френч, К. А. Андерсон и др.). Особое беспокойство' вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, О. Э. Калашникова, Д. В. Валлерштейн, Д. Б. Келли, В. Киселева, И. С. Кон, Д. Майерс, Ф. Райе, A.A. Реан, Е. Е. Рогова, Р. В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.

Степень научной разработанности проблемы. В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Наибольшее развитие исследования в этой области получили в США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества: психодинамический (Г. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман)^ феноменологический (К. Роджерс), экзистенциональный (К. Мустакас), социологический (К. Боумен, Д! Рисмен, Ф. Слейтер) — интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.), когнитивно-бихевиоральный (Д.И. Янг), интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис), общесистемный (Дж. Фландерс). В отечественной психологии проблема одиночества значительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. В нашей стране одиночество чаще всего рассматривается в контексте проблематики общения (К.А. Абульханова-Славская, В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, А. А. Бодалев, Ж. В. Пузанова и др.) и семейных отношений (И. Волкова, В. Музыченко, А. З. Рубинов, Ю. П. Кошелева, Г. В. Старшенбаум, Е. Токарева, Е. С. Яхонтова и др.). Однако следует отметить, появление в конце XX в. в отечественной психологии отдельных научных работ, публикаций, посвященных изучению одиночества как социально-психологического феномена* (C.JI. Вербицкая, Н. П: Романова, B.C. Дробышевский, С. Г. Трубникова (Корчагина), и др.), рассмотрению культурно-исторических форм одиночества (С.А. Ветров, Ю. М. Швалб, О. В. Данчева и др.), психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О. Б. Долгинова, Е. Е. Рогова, А. Р. Кирпиков, В. Киселева, С. В. Малышева, Е. В. Неумоева, Н. В. Перешеина, З. Н. Сафина, И. М. Слободчиков, Г. Р. Шагивалеева и др.).

Вместе с тем, анализ научной литературы позволяет констатировать:

1) ряд авторов употребляет понятия «одиночество», «изоляция» и «уединение» как синонимичные, взаимозаменяемые, поэтому обозначается необходимость сопоставления и различения данных конструктов;

2) исследователи, отмечая, что в подростковом возрасте одиночество переживается чаще, чем в других возрастных группах, эмпирически не доказывают данное утверждение;

3) идея совместного влияния ситуационных и личностных переменных на одиночество имплицидно существует в психологии, однако как самостоятельная эта проблема практически не изучалась.

Таким образом, выявлены противоречия:

1) между исключительной значимостью проблемы одиночества для психологической теории и практики и ее недостаточной разработанностью;

2) между утверждением: подростки, по сравнению с другими возрастными группами, чаще переживают одиночество и отсутствием эмпирических исследований доказывающих это;

3) между отдельными упоминаниями о ситуационных и личностных детерминантах одиночества и недостаточной эмпирической изученностью совместного влияния этих переменных на одиночество.

Связанные с этим научно-исследовательские проблемы можно сформулировать следующим образом:

1) отсутствуют эмпирические исследования доказывающие, что подростки, по сравнению с другими возрастными группами, чаще-переживают одиночество;

2) недостаточно комплексных исследований одиночества подростков и его детерминант;

3) отсутствует личностная типология подростков, переживающих одиночество.

В теоретическом плане актуальность работы обусловлена рассогласованием между актуальностью и степенью разработанности проблемы одиночества подростков, его ситуационных и личностных детерминант, отсутствием личностной типологии подростков, переживающих одиночество.

Практическая актуальность состоит в необходимости психологического сопровождения формирования, развития и реализации жизни личности на всех этапах ее становления, особенно в кризисные периоды.

Объект исследования — одиночество подростков.

Предметом исследования являются частота, интенсивность переживания одиночества, его ситуационные и личностные детерминанты в подростковом возрасте.

Цель работы состояла в изучении ситуационных, личностных детерминант и типов одиночества подростков.

Данная цель конкретизировалась нами в следующих основных задачах исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов к изучению одиночества для постановки проблемы исследования и определения парадигмы, в рамках которой возможно изучение феномена одиночества у подростков.

2. Выявить частоту переживания одиночества в подростковом, старшем школьном, молодом, зрелом и позднем зрелом возрастах.

3. Определить интенсивность переживания одиночества, его индикаторы в подростковом возрасте.

4. Выявить личностные детерминанты одиночества подростков.

5. Определить ситуационные факторы, детерминирующие переживание одиночества в подростковом возрасте.

6. Выявить личностные типы подростков, переживающих одиночество на основе личностных, ситуационных переменных и с учетом особенностей переживания.

Гипотезы исследования. В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение, что переживание одиночества в подростковом возрасте детерминировано личностными особенностями подростка и актуальными социальными ситуациями.

Теоретическое предположение конкретизировалось в ряде частных эмпирических гипотезах:

1. Подростки 12—13 лет, по сравнению с другими возрастными группами, чаще переживают одиночество.

2. Личностными детерминантами одиночества подростков являются: интроверсия, эмоциональная неустойчивость, мотив аффилиации- «страх отвержения», низкая самооценка, застенчивость.

3. Ситуационными факторами, детерминирующими переживание одиночества в подростковом возрасте, выступают: развод родителей,. резкие перемены в жизни подростка (переезд на новое место жительства, смена школы, класса и т. п.), трудности в общении со сверстниками и родителями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения когнитивного (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.) и интеракционистского (Р. Вейс) подходов к изучению одиночества и его детерминанттипологический подход (К.А. Абульханова-Славская) — принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн) — теоретические и эмпирические исследования одиночества (К.И Кутрона, К. С. Рук, К. Рубинстайн, Ф. Шейвер, У. А. Садлер, Б. Б. Джонсон, Н. Е. Покровский, С. Л. Вербицкая, Н. П. Романова,.

B.C. Дробышевский, С. Г. Трубникова (Корчагина), Г. М. Тихонов и др.), его особенностей и детерминант в подростковом возрасте '• (И.С. Кон, О. Б. Долгинова, Е. Е. Рогова, C.B. Малышева, А. Р. Кирпиков, В. Киселева, Р. В. Шмелев и др.).

Методы исследования. Комплекс методов и методик, применяемых в исследовании, определен исходными методологическими предпосылками, а также целью и задачами каждого этапа и всего исследования в целом. Основными методами сбора данных являлись: 1) теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования- 2) психологическое тестирование. В качестве основного методического инструментария применялись: опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой- «Методика исследования самооценки и уровня притязаний» Р.Дембо.

C.Я.Рубинштейн в модификации A.M. Прихожанопросник Г. Айзенка (подростковый) — методика «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана;

Методика измерения застенчивости" Е.П. Ильина- 3) анкетный опрос- 4) беседа.

Для статистической обработки полученных данных использовались: первичная описательная статистика (медиана, среднее арифметическое значение, стандартное отклонение) — частотный анализ и процентиликритерий углового преобразования Фишера (ср*) — критерий согласия распределения Колмогорова-Смирноваоднофакторный дисперсионный анализ (с использованием процедуры парных сравнений по критерию Шеффе) — факторный анализ (методом анализа главных компонент с помощью вращения варимакс) — множественный регрессионный анализ (обратным пошаговым методом) — кластерный анализ (иерархическийметодом К-средних).

Обработка количественных данных проводилась с помощью программы вычисления Microsoft Office Excel 2007, пакета программ статистической обработки данных SPSS (версия 11.5).

Этапы выполнения диссертационного исследования: данная работа является обобщением’исследований, проводившихся в 2004— 2010 гг. Первый этап (2004—2005 гг.) — этап теоретического анализа современного состоянияи степени разработанности проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки цели, предварительных задач и гипотез. На втором этапе (2006;2007 гг.) предварительные гипотезы проверялись в ходе проведения первого этапа эмпирического исследования, направленного на получение первичной информации о проблеме. Третий этап (2008;2010 гг.) был направлен на выработку базовой стратегии исследования, сбор основного эмпирического материала, его обработку, анализ и интерпретациюобобщение, осмысление и оформление работы.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 603 человека, из них на первом этапе исследования приняли участие 480 респондентов, среди которых 180 человек подросткового возраста и по 60 человек старшего школьного (средний возраст — 16,6 лет), юношеского средний возраст — 18,8 лет) возрастов, респондентов периода молодости (средний возраст — 23,8 лет), зрелости (средний возраст — 38,7 лет) и поздней зрелости (средний возраст — 68,8 лет). Испытуемых подросткового возраста мы, используя периодизацию Д. И. Фельдштейна, разделили на 3 группы: 10−11 лет (средний возраст — 10,5 лет), 12−13 лет (средний возраст — 12,9 лет) и 14−15 лет (средний возраст — 14,1 лет). Необходимость деления этих групп диктовалась потребностью изучения одиночества внутри самого подросткового периода.

На втором и третьем этапах исследования приняли участие 123 подростка (средний возраст — 13,2 лет).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью применяемых подходов, четким определением предметной области, целей и задач исследования, релевантностью целям и задачам исследования выборочной совокупности, применением стандартизированных и> обоснованных методов и методик сбора данных, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, качественной интерпретацией закономерностей, подтвержденных статистической обработкой данных.

Научная новизна. исследования:

1. Обосновано применение когнитивного, интеракционистского и типологического подходов к исследованию одиночества, позволяющих изучить его как целостный и многоплановый феномен.

2. Доказано, что интенсивность переживания одиночества у подростков находится в прямой-зависимости от степени его удовлетворенности — неудовлетворенности отношениями со значимыми людьми в различных сферах жизнедеятельности и определяет чувства, сопровождающие переживание одиночества.

3. Теоретически определена система факторов, обуславливающих переживание одиночества в подростковом возрасте, включающая личностные особенности подростка, трудности в общении со сверстниками и родителями, резкие перемены в жизни подростка и эмпирически доказано, что эмоциональная неустойчивость, застенчивость, низкая самооценка, интроверсия, развод родителей и трудности в общении со сверстниками детерминируют переживание одиночества у подростков.

4. Впервые в эмпирическом плане доказано совместное влияние ситуационных и личностных переменных на одиночество в подростковом возрасте.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1. Проведенный анализ и результаты эмпирического исследования расширяют имеющиеся в психологии взгляды на проблему одиночества в возрастном аспекте.

2. Выявленные ситуационные и личностные детерминанты одиночества подростков открывают перспективы понимания факторов возникновения, переживания одиночества и условий его проявления.

3. Применение типологического подхода позволяет выявить и содержательно раскрыть личностные типы подростков, переживающих одиночество и тем самым, углубить научные знания об особенностях подростков, оказавшихся в-сложных жизненных ситуациях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практической работе психологов школьной психологической службы, молодежных центров, служб экстренной психологической помощи и психологического консультирования для организации и проведения диагностической, профилактической, консультационной работы, а также при разработке программ (тренинговых, коррекционных) психологической поддержки подростков, переживающих одиночество.

Материалы исследования применимы в сфере общей психологии, психологии личности и возрастной психологии, могут быть использованы для разработки новых курсов («Психология одиночества», «Психология подросткового одиночества и пути его преодоления», «Феноменология одиночества в подростковом возрасте» и т. п.) при обучении психологов, педагогов и социальных работников.

Основные результаты исследования обобщены в положениях, выносимых на защиту:

1. Одиночество — субъективное переживание, индикаторами которого в подростковом возрасте выступают: осознание неудовлетворенности отношениями со значимыми людьми, негативный эмоциональный фон:

— у подростков с высокой интенсивностью переживания одиночества наблюдается неудовлетворенность отношениями со значимыми людьми практически во всех сферах жизнедеятельности;

— одиночество подростков с высокой интенсивностью его переживания, сопровождается широким спектром отрицательных эмоций.

2. Личностными детерминантами одиночества подростков являются: эмоциональная неустойчивость, застенчивость, низкаясамооценка, интроверсия.

3. Ситуационными факторами, детерминирующими переживание одиночества в подростковом возрасте, выступают: трудности в общении со сверстниками и развод родителей.

4. Выделены три личностных типа подростков, переживающих одиночество: «Объективно и субъективно одинокий», «Субъективно одинокий, противоречивый», «Ситуативно-одинокий», которые обусловлены личностными, ситуационными переменными и особенностями переживания одиночества.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения соответствуют формуле специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», содержанием которой является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, развития и функционирования личности. Содержание работы соответствует п. 1 «Психическая жизнь и поведение человека. Детерминанты, определяющие психическую жизнь. .», п. 13 «Психологические проблемы общения и коммуникации», п. 15 «Эмоциональные процессы и состояния. Психология переживания», п. 31. «Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности» паспорта специальности 19.00.01 — «Общая психология, психология личности, история психологии».

Апробация работы: Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональной научной конференции, посвященной 30-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и ценности современного российского общества» (Омск, 2005) — региональной научной конференции, посвященной 85-летию М. Е. Бударина «Человек в контексте эпохи» (Омск, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы теории и практики современной психологии» (Иркутск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» (Кострома, 2007) — Международной научно-практической конференции «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития (Пенза, 2007) — научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» (Астрахань, 2008) — Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика» (Казань, 2008) — XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 35-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского «Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России» (Омск, 2009) — 4 Международной ежегодной научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 2009) — Международной научно-практической конференции «Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной и социальной компетентности» (Иваново, 2009) — XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2010).

Обсуждение теоретических положений и основных результатов эмпирического исследования проходило на заседаниях методологических семинаров кафедр социальной и общей психологии ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (2007—2010 гг.).

Теоретические положения, а также данные, полученные в ходе исследования, используются при чтении курса «Общая психология: мотивация, эмоция, воля».

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют 11 параграфов, выводов, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Основной текст диссертации, изложенный на 160 страницах, иллюстрируется 10 таблицами, 7 рисунками. В приложениях представлены материалы, не вошедшие в основной текст рукописи. Библиографический список включает 209 источников, из которых 23 — на иностранном языке.

Выводы.

1. Обоснована и эмпирически подтверждена актуальность изучения одиночества в подростковом возрасте: доказаночто подростки 12—13 лет, по сравнению с подростками 10−11, 14−15 лет, респондентами периода старшего школьного, юношеского, молодого, зрелого и позднего зрелого возрастов, чаще переживают одиночество.

2. Теоретический анализ проблемы одиночества позволил обозначить оптимальный подход к его изучению: когнитивный и определить, что индикаторами одиночества в подростковом возрасте выступают: осознание неудовлетворенности отношениями со значимыми людьми, негативный эмоциональный фон:

— чем больше сфер, в которых подросток испытывает неудовлетворенность отношениями со значимыми людьми, тем интенсивнее переживание одиночества. Подростки с высоким уровнем одиночества статистически значимо чаще, подростков с низкой и средней интенсивностью его переживания, испытывают неудовлетворенность отношениями со значимыми людьми практически во всех сферах жизнедеятельности («мать», «семья» в целом, «друг», «коллектив», «учителя» и."ближайшее окружение"-в целом);

— чем интенсивнее переживание одиночества, тем чаще оно сопровождается чувствами, несущими в себе ярко выраженную отрицательную эмоционально-аффективную окраску. Одиночество подростков с высокой интенсивностью его переживания статистически значимо чаще, чем у подростков с низким уровнем одиночества, сопровождается следующими чувствами: отчужденность, ощущение, что я не такой как вседепрессиятоска по какому-то человекустрахпокинутость, ненужностьгнев, злость и реже — смирениемравнодушием, безразличиемспокойствием, умиротворенностьюувлеченностью, занятостьюхорошим настроением, радостьюудовлетворенностью.

3. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что переживание одиночества в подростковом возрасте обусловлено рядом личностных особенностей, таких как эмоциональная неустойчивость, застенчивость, низкая самооценка, интроверсия.

4. Реализация интеракционистского подхода к изучению детерминант одиночества и понимание наличия, наряду с личностными особенностями, объективных ситуаций, вызывающих переживание одиночества, позволило установить влияние на одиночество подростков следующих ситуационных факторов: трудности в общении со сверстниками и развод родителей.

5. Теоретически и эмпирически эксплицированы личностные типы подростков, переживающих одиночество, выявлены их особенности, обоснованы основания для типизации: интенсивность и частота переживания одиночестваудовлетворенность — неудовлетворенность отношениями со значимыми людьмичувства, сопровождающие переживание одиночестваличностные особенности подросткаситуации, вызывающие переживание одиночества. Результаты исследования позволили выделить три личностных типа подростков, которые различаются по указанным выше переменным. Типы были условно названы: «Объективно и субъективно одинокий», «Субъективно одинокий, противоречивый», «Ситуативно-одинокий».

Заключение

.

Проблема одиночества является одной из наиболее актуальных и мало изученных в современной отечественной психологии проблем и в то же время наиболее сложной в плане исследования.

Наша работа, посвященная изучению ситуационных, личностных детерминант и типов одиночества подростков, выполнена в рамках когнитивного, интеракционистского и типологического подходов к изучению заявленной темы. Детальный анализ понятия «одиночество» в русле когнитивного подхода позволил рассматривать его как субъективное переживание, индикаторами которого выступают: осознание неудовлетворенности, отношениями со значимыми людьми, негативный эмоциональный фон. Проведенное исследование показало, что чем больше сфер, в которых подросток испытывает неудовлетворенность отношениями со-1 значимыми людьми, тем интенсивнее переживание одиночества и тем чаще оно сопровождается чувствами, несущими в себе ярко выраженную отрицательную: эмоционально-аффективную окраску.

Применение в работе интеракционистского подхода к изучению детерминант одиночества, позволило, во-первых, установить, что личностными детерминантами одиночества подростков являются: эмоциональная неустойчивость, застенчивость, -низкая самооценка, интроверсияситуационными факторами, детерминирующими1 переживание одиночества в подростковом возрасте, выступают: трудности в общении со сверстниками и развод родителей, во-вторых, предположить, что для изучения совместного влияния личностных и ситуационных переменных на одиночество, необходимо выделить типы людей чувствительных к одиночеству [32].

Использование в работе типологического подхода, позволило выделить три личностных типа подростков: «Объективно и субъективно одинокий», «Субъективно одинокий, противоречивый», «Ситуативно-одинокий», которые' обусловлены личностными, ситуационными переменными и особенностями переживания одиночества. На основе полученных данных можно не только диагностировать, но и прогнозировать переживание одиночества у конкретного типа личности.

Результаты проведенного исследования носят прикладной характер и могут быть использованы психологами, работающими с подростками при разработке программ по профилактике и коррекции переживания одиночества в подростковом возрасте. Необходимость разработки этих программ диктуется, прежде всего, тем, что в подростковом возрасте человек, находясь в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития, начинает самостоятельно строить свою судьбу, свой мир. И от того, как он воспримет одиночество, как отнесется к нему, во многом будет зависеть не только его дальнейшая судьба, но и судьба будущего общества, поскольку «.реально перестраивать общество и создавать не просто отдельные конструкты, а принципиально новую историческую действительность на принципиально новых основаниях будут. те, кто сегодня находится в подростковом возрасте» [162, с. 18].

В настоящее время проблема одиночества, являясь особенно актуальной, в современной психологической науке^ выступает одним из перспективных исследовательских направлений. В нашей исследовательской работе мы не смогли охватить всех граней изучаемого предмета, исследовать феномен «одиночество» во всех его аспектах. Наша диссертационная работа, порождая новые вопросы, открывает перспективы и направления дальнейшего продвижения научной мысли.

В плане дальнейших исследований довольно перспективным является анализ тендерных и возрастных особенностей переживания одиночества, поскольку в каждый возрастной период одиночество имеет свою специфику и свои причины, рассмотрение стратегий преодоления одиночества. Дальнейшего и систематического исследования заслуживает вопрос о личностной и ситуационной детерминации одиночества. Нельзя забывать и о практическом, прикладном значении изучения данной проблемы. Оказание профессиональной помощи человеку, переживающему одиночество, должно составлять конечный психологический смысл исследования этого феномена.

Выделенные нами направления дальнейшего продвижения научной мысли доказывают потенциальную глубину и перспективность изучения феномена «одиночество».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983. Т. 4. — № 1.-С. 7−21-
  2. Абульханова-Славская, К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека) Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 1993. — С. 7−21-
  3. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5.-С. 3−19-
  4. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987. С. 10−14-
  5. , А. Исповедь Текст. / Августин Аврелий — перевод с лат. М. Е. Сергиенко — под. общ. ред. А. А. Столярова — авт. вступ. ст. А. А. Столярова. М.: Канон+, 1997. — 464 е.-
  6. , А. О граде Божием Текст. / Августин Аврелий Блаженный. — Мн.: Харвест — М.: ACT, 2000. 1296 е.-
  7. Альманах психологических тестов Текст. — М.: КСП, 1996. — С. 229−232-
  8. , А. Г. Психологические аспекты одиночества Текст. /
  9. A. Г. Амбрумова, О. Э. Калашникова // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. — Т. 6. — № 3. — С. 53−63-
  10. , А. Г. Психология самоубийства Текст. / А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. — Т. 6. — № 4. — С. 14—20-
  11. , В. Г. О проблемах современного человекознания Текст. /
  12. B. Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. — 380 е.-
  13. , В. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / В. Г. Ананьев — под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 е.-
  14. , В. Г. Человек как предмет познания Текст. / В. Г. Ананьев. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 288 е.-
  15. , Т. М. Семья Текст. / Т. М. Афанасьева. — М.: Просвещение, 1988.-256 е.-
  16. , JI. И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук/ JI. И. Белозерова. — Л., 1983. — 19 е.-
  17. , Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 448 е.-
  18. , Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека Текст. / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио — М.: ACT, 2002. — 688 е.-
  19. , Н. А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев — сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. — Харьков: Фолио — М.: ACT, 2002. — 736 е.-
  20. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне — под общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 421 е.-
  21. , Т. К. Жизнь старого и одинокого человека Текст. / Т. К. Биксон, Л. Э. Пепло, К. С. Рук, Ж. Д. Гудчайлдс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989. — С. 485−511-
  22. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1982. — 200 е.-
  23. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 е.-
  24. Большой толковый психологический словарь Текст. В 2 т. Т.1. А—О / Ребер Артур. М.: ACT: Вече, 2003. — 592, 1. е.-
  25. , Д. Привязанность Текст. / Д. Боулби — под общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. — 447 е.-
  26. , Д. Психология человека Текст. / Д. Боулби. — М.: Мир, 1982. — 840 е.-
  27. , М. Проблема человека. Перспективы Текст. / М. Бубер // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. — С. 88 — 97-
  28. , М. Путь к одиночеству и самосознанию Текст. / М. Бубер // Феномены человеческого бытия: сб. науч. тр. — Мн.: Экономпресс, 1999. — С. 71−76-
  29. Бююль, A. SPSS: искусство обработки- информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей Текст. / А. Бююль, П. Цефель — перевод с нем. — СПб.: ДиаСофтЮП, 2005! -608 с.-
  30. , Д. В. Последствия развода родителей: переживания ребенка* в период поздней латентности Текст. / Д. В. Валлерштейн, Д. Б. Келли // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. — С. 361—383-
  31. , Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Ф. Е. Василюк. — М.: МГУ, 1984. — 200 е.-
  32. , Ж. Можно ли оценить риск суицида? Текст. / Ж. Ведрин, Д. Вебер // Социальная и клиническая психиатрия. — 1997. — Т. 7. — № 3. — С. 69−73-
  33. , Р. С. Вопросы изучения одиночества Текст. / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. — С. 114−128-
  34. , С. JI. Социально-психологические факторы переживания одиночества Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. JI. Вербицкая. — СПб., 2002.-218 е.-
  35. , С. А. Отчуждение в трансформируемом обществе Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук/ С. А. Ветров — Омск, 1995. — 16 е.-
  36. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 288 е.-
  37. , В. К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2004. 496 е.-
  38. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. — М.: Просвещение, 1967. — 360 е.-
  39. , И. Лоскутное одеяло для одинокой женщины Текст. / И. Волкова, В. Музыченко. М.: Мысль, 1993. — 238 е.-
  40. , Л. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский — под. общ. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432, 1. е.-
  41. , И. А. Одинокая старость и одиночество в старости (медико-социальные аспекты) Текст. / И. А. Гехт // Психология зрелости и-старения. -2001. -№ 3 (15), осень. С. 68−76-
  42. , Ю. Б. К понятию личности Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология личности: сб. науч. тр. М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 34−35-
  43. , Л. П. Грядущий век — век одиночества (к проблеме Интернета) Текст. / Л. П. Гримак // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 84−89-
  44. , Э. Картезианские размышления Текст. / Э. Гуссерль. СПб.: Наука: Ювента, 1998. — 315 е.-
  45. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. В 4 т. Т. 2. И.-О. / В. И. Даль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 622, 1. е.-
  46. , JI. И. К проблеме метода диагностики одиночества подростков Текст. / JI. И. Дементий, Е. М. Коротеева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. — № 1. — С. 41—47-
  47. , JI. И. Личностные типы и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте Текст. / Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева // Омский научный вестник. 2010. — N" 4 (89).-С. 97−101-
  48. , Д. Б. Изначальное одиночество человека в экзистенциальной философии Текст. / Д. Б. Демидов // Феномены человеческого бытия: сб. науч. тр. — Мн.: Экономпресс, 1999. С. 82−86-
  49. Джонг-Гирвельд, Д. Типы одиночества Текст. / Д. Джонг-Гирвельд, Д. Раадшелдерс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр — М.: Прогресс, 1989.-С. 301−319-
  50. , А. Милые бранятся. Текст. / А. Добрович, О. Ясицкая. М.: Московский рабочий, 1986. — 135 е.-
  51. , О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена Текст. / О. Б. Долгинова // Прикладная психология. — 2000. № 4. — С. 28— 36-
  52. , О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / О. Б. Долгинова. -СПб., 1996.- 166 е.-
  53. , М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология Текст. / М. И. Еникеев. М.: ПРИОР, 2002. — С. 285-
  54. , М. Практическая психология старости Текст. / М. Ермолаева. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 320 е.-
  55. , Л. Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков Текст. / Л. Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи. М., 1978. — С. 93 — 104-
  56. , Г. В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования Текст.: учеб. пособие / Г. В. Залевский. — Томск: Томский государственный университет, 2006. 150 е.-
  57. , Ф. Застенчивость Текст. / Ф. Зимбардо. М.: Педагогика, 1991.-208 е.-
  58. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006.-512 е.-
  59. , Е. П. Психология индивидуальных различий Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. — С. 526−530-
  60. , Е. П. Эмоции и чувства. Текст. / Е. П. Ильин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 783 е.-
  61. , И. А. Путь к очевидности Текст. / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993.- 120 е.-
  62. , В. И. Архетипика базовых коммуникативных отношений и проблема толерантности в коммуникативном мире современного человека Текст. / В. И. Кабрин, С. И. Тимонова // Сибирский психологический журнал.-2003.-№ 18.-С. 7−10-
  63. , В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей Текст. / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2006. — 240 е.-
  64. , А. Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. Р. Кирпиков. М., 2002. — 181 е.-
  65. , В. Подростковое одиночество: причины и последствия Текст. / В. Киселева // Воспитание школьников. 2003. — № 6. — С. 47−52-
  66. , М. Одиночество и старость Текст. / М. Кларк, Б. Г. Эндерсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. С. 453−484-
  67. , Д. В. Учителю о психологии и физиологии школьника Текст. / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. — 80 е.-
  68. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий Текст. / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛТениздат, 1987.-144 е.-
  69. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / ЗИ1. С. Кон.- М.: Политиздат, 1989. 335 е.-
  70. Кон, И. С. Дружба Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1987. — 3 48 е.-
  71. Кон, И. С. Какими они себя видят Текст. / И. С. Кон. М.: Знансисе, 1975. — 96 е.-
  72. Кон, И. С. Многоликое одиночество Текст. / И. С. Кон. // Знангие сила. — 1986.-№ 12.-С. 40−42-
  73. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -357 е.-
  74. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — м.: Просвещение, 1989. — 255 е.-
  75. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982. 207 е.-
  76. , С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества Текст. / С. Г. Корчагина. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 196 е.-
  77. , Ю. П. Одиночество: традиции и ракурсы изучения Текст. / Ю. П. Кошелева // Психология зрелости и старения. 2001. — № 4 (16), зима. — С. 29−69-
  78. , Ю. П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений Текст. / Ю. П. Кошелева // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. -С. 107−116-
  79. , О. В. Одиночество пожилых людей: тендерные и другие аспекты Текст. / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. — 2006. № 1 (33), весна. — С. 64−85-
  80. , О. В. Социальная психология старения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Краснова, А. Г. Лидере. М.: Академия, 2002. — 288 е.-
  81. , В. А. Психология подростка Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Просвещение, 1965. — 316 е.-
  82. , О. Н. Личность в одиночестве Текст. / О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев // Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 114−125-
  83. , О. Н. Психология и психопатология одиночества Текст. / О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. — М.: Медицина, 1972. 335 е.-
  84. , И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. 464 е.-
  85. , В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Н. Куницына. Л., 1968. — 16 с.-
  86. , В. Н. Межличностное общение Текст.: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — СПб.: Питер, 2001. — 544 е.-
  87. , В. Н. Психологический портрет застенчивого человека: гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства Текст. / В. Н. Куницына, Е. Н. Бойцова. — Ижевск, 1983.-237 е.-
  88. , С. В. Одиночество как социальное явление Текст.: дис.. канд. социологических наук / С. В. Куртиян. М., 1995. — 145 е.-
  89. , К. И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации Текст. / К. И. Кутрона // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989. — С. 384—410-
  90. , С. Несчастнейший Текст. / С. Кьеркегор — сост. и коммент. А. Суховей. -М.: Библ. богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2002. — 367 е.-
  91. , С. Страх и трепет Текст. / С. Кьеркегор — под общ. ред. С. А. Исаева. -М.: Республика, 1993.-383 е.-
  92. , В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Лебедев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 407 е.-
  93. , Н. О. Бог и мировое зло Текст. / Н. О. Лосский — сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994. -432 е.-
  94. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1996.-684 е.-
  95. , Ф. Г. Два лика одиночества Текст. / Ф. Г. Майленова // Человек. 2002. -№ 2. — С. 129−135-
  96. , С. В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. В. Малышева. М., 2003. — 214 е.-
  97. , С. В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков Текст. / С. В. Малышева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. — № 3. — С. 61−68-
  98. , С. В. Особенности чувства одиночества у подростков Текст. / С. В. Малышева, Н. А. Рождественская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № з. — с. 63−68-
  99. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры Текст. / М. Мид // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. -М.: Прогресс, 1989. С. 98−113-
  100. , Б. Одиночество: междисциплинарный подход Текст. / Б. Миюскович // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989.-С. 21−51-
  101. , Е. Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте (гендерный аспект) Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Н. Мухиярова. — СПб., 2006.- 192 е.-
  102. , А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках Текст. / А. Д. Наследов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.-416 е.-
  103. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. 392 е.-
  104. , Р. С. Психология Текст.: учебник для студентов высших педагогических учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 688, 1. е.-
  105. , Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. В. Неумоева. Тюмень, 2005. — 233 е.-
  106. , А. В. Онтология одиночества: Рассуждения о природе человеческого одиночества Текст. / А. В. Нечаев. — Самара: Самарский ун-т, 2004.-282 е.-
  107. Оди, Дж. Р. Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества Текст. / Дж. Р. Оди // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989.-С. 129−151-
  108. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет Текст. / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов. М.: Педагогика, 1988. — 190 е.-
  109. , Б. Бегство от себя в развлечение Текст. / Б. Паскаль // Феномены человеческого бытия: сб. науч. тр. — Мн.: Экономпресс, 1999. С. 76−79-
  110. , Л. Э. Одиночество и самооценка Текст. / Л. Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989. — С. 169−191-
  111. , Н. В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. В. Перешеина. М., 1999. — 147 е.-
  112. , Д. Теоретические подходы к одиночеству Текст. / Д. Перлман, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. -С. 152−168-
  113. , А. В. Теоретическая психология Текст.: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2001. — 496 е.-
  114. , Е. Пусть старость станет в радость Текст. / Е. Печерская // Здоровый образ жизни. 2001. — № 1. — С. 24-
  115. , Н. Е. Одиночество и аномия Текст.: дис.. доктора соц. наук / Н. Е. Покровский. — М., 1996-
  116. , Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм Текст. / Н. Е. Покровский // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989.-С. 5−20-
  117. Практикум по возрастной психологии Текст. / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — С. 549−551-
  118. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 е.-
  119. Психология подростка. Полное руководство Текст. / под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 е.-
  120. Психология современного подростка Текст. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 е.-
  121. Психология суицида Текст.: учеб. пособие для студентов-специальности 20 400 «Психология» / И. Н. Рассказова. Омск: ОмГМА, 2005. — 84 е.-
  122. Психология. Словарь Текст., / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 е.-
  123. , Ж. В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект) Текст.: автореферат дис.. канд. философских наук / Ж. В. Пузанова. М., 1995. — 17 е.-
  124. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624 е.-
  125. , Д. Измерение одиночества Текст. / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. — С. 192—226-
  126. , В. По ту сторону одиночества Текст. / В. Рахматшаева // Семья и школа. 1995. — № 3. — С. 12−14-
  127. , С. Г. Одиночество (медико-социальные аспекты) Текст. / С. Г. Резников, А. Г. Рожков- Омск: ИПК Омич, 1995. — 152 е.-
  128. , Е. Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Е. Рогова. Ростов-на-Дону, 2005. — 171 е.-
  129. , К. Эллен Вест и одиночество Текст. / К. Роджерс // Психология личности: сб. науч. тр. М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 216−225-
  130. , Н. П. Одиночество: введение в проблему Текст. / Н. П. Романова, В. С. Дробышевский. М.: МПУ, 2003 — 324 е.-
  131. Рубин, 3. Дети без друзей Текст. / 3. Рубин // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. -М.: Прогресс, 1989. С. 343−360-
  132. , А. 3. Семья, одиночество, любовь Текст. / А. 3. Рубинов. — М.: Сов. Россия, 1986. 192 е.-
  133. , К. Одиночество в двух городах Северо-Востока Текст. / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. С. 320−342-
  134. , К. Опыт одиночества Текст. / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989. — С. 275—300-
  135. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Питер, 2002. — 720 е.-
  136. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 е.-
  137. Рук, К. С. Перспективы помощи одиноким Текст. / К. С. Рук, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. — С. 512— 551-
  138. , У. А. От одиночества к аномии Текст. / У. А. Садлер, Т. Б. Джонсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989.-С. 21−51-
  139. , Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии Текст. / Г. С. Салливан. СПб.: Ювента — М.: КСП+, 1999. — 347 е.-
  140. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С. 319−344-
  141. Сафина, 3. Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи Текст.: дис.. канд. пед. наук / 3. Н. Сафина. Казань, 1996. — 177 е.-
  142. , Р. Одинокий брак в корпоративной Америке Текст. / Р. Сейденберг // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989.-С. 411−432-
  143. , В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества Текст. / В. Серма // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989.-С. 227−242-
  144. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 е.-
  145. , И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста Текст. / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 28−32-
  146. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1997.-800 е.-
  147. , Н. Возраст и неравенство Текст.: учеб. пособие по психологии старости для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / Н. Смелзер — под общ. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004, — С. 57−90-
  148. , Э. Д. Старость и взаимоотношения Текст.: учеб. пособие по психологии старости для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / Э. Д. Смит — под общ. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. С. 613−646-
  149. , В. С. Смысл любви Текст. / В. С. Соловьев — сост., авт. вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбаева. — М.: Современник, 1991. — 525 е.-
  150. , JI. И. Одиночество: социально-философский анализ Текст.: дис.. канд. философских наук / JL И. Старовойтова. — М., 1995-
  151. , Г. В. Любовь против одиночества Текст. / Г. В. Старшенбаум. М.: Знание, 1991. — 64 е.-
  152. , В. В. Уровни и единицы самосознания Текст. / В. В. Столин // Психология самосознания: сб. науч. тр. — Самара: БАХРАХ-М, 2003. — 123−155-
  153. , Г. М. Феномен одиночества Текст. / Г. М. Тихонов // Бытие культуры: сакральное и светское: сб науч. тр. — Екатеринбург: УрГУ, 1994.-С. 56−80-
  154. , F. M. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты Текст.: дис.. доктора философских наук / F. М. Тихонов.' Ижевск, 2006. 359 с.-. o ' К, / V". '
  155. , Е. Женское одиночество Текст. / Е. Токарева — сост. Т. Разумовская // Узы брака, узы свободы. М.: Мол. гвардия, 1990. — С. 163−185-
  156. , Е. Холостяки Текст. / Е. Токарева — сост. Т. Разумовская // Узы брака, узы свободы. — М.: Мол. гвардия, 1990. — С. 196—222-
  157. , Г. Д. Различение понятий одиночества, уединения-и изоляции в философии трансценденталистов Текст. / F. Д. Topo // Феномены человеческого бытия: сб. науч. тр. Мн.: Экономпресс, 1999. — С. 79−82-
  158. , Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу Текст. / Г. Д. Topo — под общ. ред. А. А. Елистратова. — 2-е изд. М.: Наука, 1980. — 455 е.-
  159. , Е. Н. Смысл жизни Текст. / Е. Н. Трубецкой — сост. А. П. Полякова^ П. П- Апрышко. —М.: Республика, 1994. -432 е.-
  160. , С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления Текст.,: дис. канд. психол. наук / С. Г. Трубникова. — М., 1999. — 195 е.-
  161. , Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные- характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. -2-е изд: — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. -672 е.-
  162. Фельдштейн, Д: И. Человек в современной- ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития Текст. / Д. И. Фельдштейн.// Мир психологии. 2005. — № 1 (41). — С 15−24-
  163. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, F. М. Мануйлов. — М.: Институт Психотерапии, 2005. — С. 95—98-
  164. , П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи Текст. / П. А. Флоренский. M.: АСТ, 2003. — 640 е.-
  165. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм — под общ. ред. П. С. Гуревича. -М.: Прогресс, 1989. 272 е.-
  166. , Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.-
  167. , Э. Искусство любви Текст. / Э. Фромм. М.: Асбест, 1995. -210 с.-
  168. , Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское Текст. / Н. Хамитов. — Киев: Наукова думка, 1995. — 172 е.-
  169. , А. У. Вдвоем с сами собой. Краткое введение в психогигиену одиночества Текст. / А. У. Хараш // Знание — сила. — 1994. № 8.— С. 134— 144-
  170. , А. У. Психология одиночества Текст. / А. У. Хараш // Педология.- 2000. № 4. — С. 34—42-
  171. , А. Г. Профессиональная работа женщин и семья Текст. / А. Г. Харчев, С. И. Голод. Л.: Наука, 1971-
  172. , Ю. Г. У одиночества характер крут. Текст. / Ю. Г. Хорицкая, С. М. Шевченко. М.: Моск. рабочий, 1990. — 189 е.-
  173. , Л. М. Прототип одинокой личности Текст. / Л. М. Хоровиц, Р. С. Френч, К. А. Андерсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. С. 243−274-
  174. , Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ Текст.: дис.. канд. психол. наук / Г. Р. Шагивалеева. — Казань, 2003.- 169 е.-
  175. , Н. Ф. Старение. Норма и патология Текст.: учеб. пособие по психологии старости для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / Н. Ф. Шахматов — под общ. ред. Д. Я. Райгородского.- Самара: БАХРАХ-М, 2004. С. 228−322-
  176. , Ю. М. Одиночество: социально-психологические проблемы Текст. / Ю. М. Швалб, О. В. Данчева. Киев: Украша, 1991. — 270 е.-
  177. , Г. Обновление Текст.: учеб. пособие по психологии старости для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / Г. Шихи — под общ. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2003*.- С. 475−490-
  178. , Г. Я уникален Текст.: учеб. пособие по психологии старости для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / Г. Шихи — под общ. ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2003.- С. 362—446-
  179. , Р. В. Взаимозависимость девиантного поведения и состояния одиночества в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Р. В. Шмелев. Ульяновск, 2004. — 182 е.-
  180. , JI. Б. Психология семейных отношений Текст. / JI. Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. 512 е.-
  181. , И. Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста Текст. / И. Эйсенсен // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. С. 433−452-
  182. , Э. Г. Детство и общество Текст. / Э. Г. Эриксон — под общ. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2000. — 415 е.-
  183. , Э. Г. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Г. Эриксон — под общ. ред. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. — 344 е.-
  184. , В. В. Современный словарь по психологии Текст. / В. В. Юрчук. — Мн.: Современное Слово, 1998. -768 е.-
  185. Янг, Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение Текст. / Дж. И. Янг // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. С. 552−593-
  186. , Е. С. Прощай одиночество! Одиночество как социально-психологическая проблема Текст. / Е. С. Яхонтова. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. 120 е.-
  187. Bitter, W. Einsamkeit in medizinisch-psychologischer, theologischer und soziologischer Sicht Text. / W. Bitter. Stuttgart: Klett, 1967-
  188. Bowman, C. C. Loneliness and social change Text. / C. C. Bowman // American Journal of Psychiatry. 1955. — Vol. 112. — P. 194−198-
  189. Buber, M. Dialogisches Leben: Gesammelte Philosophische und Padagogische Schriften Text. / M. Buber. Zurich: Muller, 1947-
  190. Buber, M. Werke. Erster Band. Schriften zur Philospohie Text. / M. Buber. -Heidelberg: Kosel-Verlag: Verlag Lambert Scheider, 1962-
  191. Claussen, R. Einsamkeit — Zur Begriffsgeschichte eines Gefuhls Text. / R. Claussen // Semiosis. 1992. — Vol. 17. — P. 99−108-
  192. Fromm-Reichmann, F. Loneliness Text. / F. Fromm-Reichmann // Psychiatry. -1959.-Vol. 22.-P. 1−15-
  193. Fromm-Reichmann, F. Loneliness Text. / F. Fromm-Reichmann // The anatomy of loneliness. New York: International Universities Press, 1959. — P. 338−361-
  194. Jung, C. G. The stages of life Text. / C. G. Jung // Collected Works. 1931. -Vol. 8.-P. 43−58-
  195. Moustakas, C. E. Loneliness and love. Englewood Cliffs Text. / C. E. Moustakas. New York: Prentice-Hall, 1972-
  196. Moustakas, C. E. Portraits of loneliness and love. Englewood Cliffs Text. / C. E. Moustakas. New York: Prentice-Hall, 1975-
  197. Older bereaved spouses Research with practical applications Text. / Ed. By Dale A. Lund. New York etc.Hemisphere, Cop, 1989. — 240 p.-
  198. Peplau, L. A. Perspectives on loneliness Text. / L. A. Peplau, D. Perlman // Loneliness. A sourcebook of Current Theory, Research and Therapy / Ed. L. A. Peplau, D. Perlman. — A Wiley-Interscience Publication. John Wiley & Sons, 1982.-P. 1−18-
  199. Peplau, L. A. Theory, Research & Application Text. / L. A. Peplau // Journal of social Behavior & Personality. 1987. — Vol. 2. — P. 5−21-
  200. Perlman, D. Toward a social psychology of loneliness Text. / D. Perlman, L. A. Peplau // Personal relationship: — Personal relationships in disorder / Ed*. S. Duck & R. Gilmour. London: Academic Press, 1991-
  201. Risman, D. The lonely crowd Text. / D. Risman, R. Denney, N. Glazer. — New-Haven: Yale University Press, 1950-
  202. Rodgers, C. K. A way of being Text. / C. K. Rodgers. Boston: Houghton Mifflin, 1980.-240 p.-
  203. Slater, P: The pursuit of loneliness. American culture at the breaking point Text. / P. Slater. Boston: Beacon, 1976. — 154 p.-
  204. Sullivan, H. S. The interpersonal theory of psychiatry Text. / H. S. Sullivan. — New York: Norton, 1953-
  205. Weis, R. S. Loneliness: The Experience of emotional and social isolation Text. / R. S. Weis. Cambridge: MIT Press, 1973-
  206. Zilboorg, G. Loneliness Text. / G. Zilboorg // Atlantic Monthly. 1938. -Vol. l.-P. 45−54.
Заполнить форму текущей работой