Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень развития духовно-интеллектуального потенциала подростка (креативный, конструктивный, пассивный) средствами педагогического стимулирования отслеживается соответственно критериям: знания (о духовных ценностях современной культуры, внутреннем мире личности, её духовных потребностях, убеждениях, Я — концепции, духовных, интеллектуальных, творческих способностях, о самосовершенствовании, его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Духовно-интеллектуальный потенциал подростка: структура и содержание
    • 1. 2. Роль педагогического стимулирования в развитии духовноинтеллектуального потенциала подростка
    • 1. 3. Модель развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования
  • ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование педагогического инструментария диагностики развития духовно-интеллектуального потенциала подростка
    • 2. 2. Реализация системы средств педагогического стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала подростка
    • 2. 3. Динамика развития духовно-интеллектуального потенциала подростка
  • ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная ситуация развития общества обусловливает обращение к духовно-интеллектуальному потенциалу человека, являющемуся гарантом духовной безопасности нации, стабильности культурных процессов в обществе и их нравственной основой.

Существование современной цивилизации невозможно без опоры на духовно-ориентированный интеллект. Всё больше внимания уделяется сохранению и созданию духовных ценностей, исследование которых даёт ключ к анализу и конструированию модели развития духовно-интеллектуального потенциала личности школьника.

Обеспечить гармоничность духовного и интеллектуального развития, удовлетворить и развить духовные потребности, реализовать потенциально возможные духовные и интеллектуальные способности каждого подростка призваны образовательные учреждения.

Подростку необходимы не только знания гуманитарных дисциплин, но и практический опыт духовно-интеллектуальной деятельности. Выразить свою неповторимую индивидуальность, творчески самореализоваться в ней невозможно без осознания своей уникальности, проявить которую помогут адекватные средства педагогического стимулирования.

Важным фактором развития духовно-интеллектуального потенциала подростка является его взаимосвязь с педагогическим стимулированием. Сложившаяся система образования не всегда способна удовлетворить многоаспектные запросы современного подростка, пока ещё недостаточно используются средства стимулирования. Потребность общества в личности с высокоразвитым духовно-интеллектуальным потенциалом актуализирует проблему поиска средств педагогического стимулирования, адекватных цели развития духовно-интеллектуального потенциала подростка, изучения взаимосвязи процесса его развития и средств педагогического стимулирования.

Педагогическое стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала подростка предполагает использование гибкой системы педагогических средств, ориентированных на потребностно-мотивационную сферу учащихся, вызывающих у них переживания, отношения, действия или поступки, адекватные социально-значимым ценностямспособствующих формированию соответствующих личностных качеств, изменению стратегии духовно-интеллектуального поведения, проявлению подростками своей субъ-ектности, готовности и способности к самосовершенствованию.

Гуманитарные предметы в средней школе, на наш взгляд, обладают значительным педагогическим потенциалом для развития у подростка духовно-интеллектуального потенциала, так как в них содержится многовековой духовный опыт человечества, находятся доказательства необходимости интеллектуального, духовного и нравственного самосовершенствования, рассматриваются возможности для эмоционально-окрашенного выражения ценностных отношений.

Следовательно, развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования в образовательном процессе становится одной из важных задач педагогической науки.

Степень разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определённый объём знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. В частности, разработаны методологические основы становления духовной культуры личности (Ф. Аквинский, Г. В. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк, Б. Спиноза, Платон и др.). В работах представителей русской философской мысли XIX—XX вв. даны основания духовности человека и показаны пути её развития на основе христианских ценностей и традиций (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, B.C. Соловьев, С. Л. Франк и др.). Различные стороны проблемы воспитания духовности личности нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных философов (В.А. Андрусенко, Л. П. Буева,.

М.С. Каган и др.), психологов (Б.С. Братусь, Ю. П. Вяземский, П. Е. Ершов, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, П. В. Симонов и др.) и педагогов (В.И. Андреев, Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, Б. Т. Лихачёв, А. А. Орлов, В. М. Пустовалов, В. Г. Рындак, Т. Г. Русакова, В.А. Сухо-млинский, К. Д. Ушинский, В. Д. Шадриков, Р. Штейнер и др.).

Охарактеризованы природа и структура интеллекта (В.Д. Карвасар-ский, Ю. В. Крамаренко, С. С. Либих, В. Н. Мясищев, Р. Стернберг, И.М. Тонконогий), рассмотрены проблемы умственного развития (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, Е.Н. Кабанова-Меллер, В. А. Крутецкий, Л. М. Перминова, А. В. Усова, М. А. Холодная и др) — механизмы творческого развития, становления творческой индивидуальности (В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, A.M. Матюшкин, А. Я Пономарёв,.

A.П.Тряпицына). Разработаны приемы и способы развития умственной деятельности (Д.Б. Богоявленская, К. М. Гуревич, Э. де Боно, А. Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская).

Проанализированы возрастные доминанты духовного и интеллектуального развития подростка: концепция когнитивного развития (Ж. Пиаже) — концепция возрастной одарённости (Н.С. Лейтес) — связь уровня интеллекта с развитием нравственных принципов, моральных суждений и установок (L. Kohlberg, J.E. Marcia, I. Rowe, H.E. Weinreich).

Гуманистическая идея стимулирования в процессе развития личности ребёнка рассматривается в концепции педагогического стимулирования (Л.Ю. Гордин, А. П. Кондратюк, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, В. Н. Тарасюк и др.) — раскрыты возможности стимулирования познавательной активности учащихся (B.C. Ильин, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин,.

B. П. Шуман, Г. И. Щукина).

Теоретический анализ позволяет отметить, что в отечественной педагогической науке, во-первых, не существует единого подхода к пониманию структуры и содержания духовно-интеллектуального потенциала личностиво-вторых, не выявлены средства педагогического стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала учащихся среднего звена.

В своём исследовании мы вводим ряд ограничений: 1) возрастные параметры (исследуется только духовно-интеллектуальный потенциал учащихся 6−9 классов) — 2) пространственно-временная локализация (педагогическое взаимодействие осуществляется в условиях школьного урока и внеклассных занятий в ходе изучения предметов гуманитарного цикла).

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта, собственной деятельности в качестве учителя иностранного языка позволили выявить основные противоречия между:

— потребностью общества в личности, обладающей высокоразвитым духовно-интеллектуальным потенциалом, с одной стороны, и недостаточным уровнем его развития в образовательном учреждении;

— потенциальными возможностями педагогического стимулирования в развитии духовно-интеллектуального потенциала подростка и их реализацией в образовательном процессе;

— потребностями практики в научно-методическом обеспечении процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования и недостаточной разработанностью вопроса в педагогической науке.

Проблема нашего исследования заключается в поиске и научном обосновании структуры и содержания процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.

Актуальность, практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования».

Объект исследования: развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка в образовательном процессе.

Предмет исследования: педагогическое стимулирование развития духовно-интеллектуального потенциала подростка в образовательном процессе гимназии.

Цель исследования: обосновать структурно-функциональную модель развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.

Гипотеза исследования. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка в образовательном процессе гимназии происходит успешно, если педагогическое стимулирование:

— исходит из необходимости динамики перехода учителей от устано-вочно-целевого к развивающему и рефлексивно-результативному этапам моделирования данного процесса;

— способствует осмыслению целей развития духовно-интеллектуального потенциала подростка в гимназии (конкретные, перспективные, оперативные);

— обеспечивается комплексом стимулирующих педагогических ситуаций с элементами интегративных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий;

— направлено на согласование системы знаний, интеллектуальных умений с ценностными отношениями, мотивами познания и самосовершенствования, духовно-интеллектуальными качествами подростка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «духовно-интеллектуальный потенциал подростка».

2. Обосновать систему средств педагогического стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала подростка.

3. Разработать структуру и содержание процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования в условиях гимназии (на уроках гуманитарного цикла).

4. Создать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ас-молов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Ю.Н.Ку-люткин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина) — теория педагогического стимулирования (В.Н. Тарасюк) — теория воспитания духовности (Т.И. Власова) — теория взаимодействия в педагогике и психологии (И.А. Зимняя, Б. Т. Лихачев, В. Г. Рындак, Д. И. Фельдштейн, Г. П. Щедровицкий) — теория ориентации личности в мире ценностей (А.В. Кирьянова, Н. К. Сергеев, В.А. Ядов) — концепция развития интеллектуального потенциала (И.Б. Александрова, Б. Г. Ананьев, А.В. Ба-жанов, В. К. Гербачевский, И. И. Портнягин, Т. Ю. Филиппова) — ведущие идеи гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, Е.Н. Шиянов), культурологического (Н.А. Бердяев, B.C. Библер), системного (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. Н. Блауберг, Ю.А. Конаржевский), личностно-рефлексивного (Л.А. Байкова, В. А. Беликов, В. Г. Рындак, В.В. Сериков), технологического подходов (Б. Блум, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, В.Э. Штейнберг).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап (1999;2000) — определение теоретических и методологических оснований исследования, уточнение формулировок, структуры и содержания понятий, разработка диагностической программы, проведение констатирующего эксперимента. Основные методы: общетеоретические (анализ научной и научно-методической литературы, понятийно-терминологической системы по проблемепостроение гипотез, прогнозирование) и эмпирические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта).

Второй этап (2000;2002) — обоснование структурно-функциональной модели развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования, разработка и экспериментальная апробация комплекса стимулирующих педагогических ситуаций, выявление динамики развития духовно-интеллектуального потенциала подростка, типов взаимосвязей развития духовно-интеллектуального потенциала подростка и педагогического стимулирования. Основные методы исследования: общетеоретические (прогнозирование, моделирование) — эмпирические (наблюдение, беседа) — социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы) — социально-психологические (тестирование, тренинг) — математические (ранжирование) — описательные (включенное наблюдение, эмпати-ческое слушание).

Третий этап (2002;2003) — уточнение и проверка научных идей диссертации, анализ и интерпретация результатов исследования, их внедрение в практику образовательного процесса гимназий, литературное и техническое оформление работы. Основные методы, используемые на третьем этапе: общетеоретические (анализ продуктов деятельности учащихся) — математические (шкалирование, математическая обработка цифровых данных) — описательные (самоотчет, описательные самохарактеристики).

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе гимназии № 4, отдельные положения исследования проверялись на базе гимназий № 1,2 г. Оренбурга. Исследованием было охвачено в общей сложности более 310 человек: 274 учащихся и 36 педагогов.

Научная новизна исследования состоит в обогащении педагогической науки за счёт:

— уточнения понятия «духовно-интеллектуальный потенциал подростка» как универсального интегративного личностного свойства, отражающего совокупность системы знаний, интеллектуальных умений, ценностных отношений, мотивов, духовно-интеллектуальных качеств, определяющего характер и результаты деятельности, поведения, побуждающего к самосовершенствованию, обеспечивающего духовное взросление;

— обоснования системы средств педагогического стимулирования, способствующих развитию духовно-интеллектуального потенциала подростка;

— разработанности структурно-функциональной модели развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.

Теоретическая значимость заключается:

1. В обосновании теоретических предпосылок развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования: интеграции духовного и интеллектуального в потенциале личностивозрастных доминант духовно-интеллектуального аспекта развития подростка.

2. В выявлении принципов развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.

3. В определении типов взаимосвязи педагогического стимулирования и процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка (взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь).

Практическая значимость результатов исследования при их использовании в педагогической деятельности заключается:

1. В обосновании педагогического инструментария диагностики уровня развития духовно-интеллектуального потенциала подростка.

2. В разработке технологического обеспечения процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования соответственно этапам (установочно-целевой, собственно развития, рефлексивно-результативный), включающего цели, задачи, приоритетные направления взаимодействия, комплекс стимулирующих педагогических ситуаций с элементами интегративных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий, базу организационных форм взаимодействия, а также планируемый результат каждого из этапов.

3. В создании научно-методических рекомендаций по организации развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью, соответствием методологической основы исследования поставленной проблеме, применением комплекса научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборок, статистической достоверностью результатов и личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-интеллектуальный потенциал подростка — это универсальное интегративное личностное свойство, отражающее совокупность знаний, интеллектуальных умений, ценностных отношений, мотивов, духовно-интеллектуальных качеств, определяющее характер и результаты деятельности, поведения, побуждающее к самосовершенствованию, обеспечивающее духовное взросление.

2. Педагогическое стимулирование как система средств развития духовно-интеллектуального потенциала подростка включает комплекс стимулирующих педагогических ситуаций, взаимодополняющих методов и приёмов стимулирования и осуществляется на уровне содержания учебного материалаорганизации и характера протекания деятельности подросткахарактера взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействиярезультата деятельности и педагогической оценки путём интериоризации внешних объективных, социально ценных побудителей в личностно-значимые мотивы духовно-интеллектуального поведения, способствует созданию положительного отношения личности к средствам и методам ненасильственного педагогического воздействия и обеспечивает активизацию движущих сил личности (ценностных отношений, потребностей, мотивов).

3. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования обеспечивает структурно-функциональная модель, отражающая логику и внутриэтапную динамику исследуемого процесса соответственно целям (конкретная, перспективная и оперативная) — содержанию (формирование системы знаний и интеллектуальных умений, ценностных отношений, мотивов познания и самосовершенствования, актуализация и развитие духовно-интеллектуальных качеств) — технологиям (комплекс стимулирующих педагогических ситуаций с элементами интегра-тивных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий) — инструментарию отслеживания результативности (уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения) — типам взаимосвязи (взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь) — уровням стимулирования (содержание учебного материалаорганизация и характер протекания деятельности подростковхарактер взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействиярезультат деятельности и педагогическая оценка) — принципам организации гуманистического педагогического взаимодействия, гуманитарно-смысловой и эмоциональной насыщенности содержания, культуротворчества, рефлексивного диалога, системности, технологичности, стохастичности целедостижения.

4. Уровень развития духовно-интеллектуального потенциала подростка (креативный, конструктивный, пассивный) средствами педагогического стимулирования отслеживается соответственно критериям: знания (о духовных ценностях современной культуры, внутреннем мире личности, её духовных потребностях, убеждениях, Я — концепции, духовных, интеллектуальных, творческих способностях, о самосовершенствовании, его способах и роли в жизни человека) — интеллектуальные умения (самостоятельно ставить цель, планировать, прогнозировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, самостоятельно развивать знания, работать с источниками информации, вести дискуссию, использовать приемы и способы интеллектуальной деятельности) — ценностные отношения (к познанию как творчеству, самосовершенствованию, к себе, другим людям, миру в целом) — мотивы познания, самосовершенствованиядуховно-интеллектуальные качества (способность принять «другого», способность к самоанализу, готовность к самообразованию, самосовершенствованию, творческая активностьразвитое воображение, эрудированность).

Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении теоретического анализа процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования;

— в организации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического знания;

— в обосновании структурно-функциональной модели процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись практической педагогической деятельностью и посредством организации экспериментальной работы на базе гимназий № 4, 1,2 г. Оренбурга. Основные положения исследования и его результаты обсуждались на методологических семинарах, заседаниях кафедры общей педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета (2000;2003) — теоретических семинарах, методических совещаниях и педагогических советах гимназии № 4 г. Оренбурга (1999;2003) — на региональных научно-практических конференциях «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 28−29 ноября, 2002) и «В. А. Сухомлинский и современная школа Урала и Сибири» (Оренбург, 12−14 марта, 2003) — на Всероссийских научно-практических конференциях «Интеграция теории и практики формирования творческой активности студентов педагогических вузов» (Самара,.

2001) и «Воспитание молодого интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения» (Красноярск, 20 мая, 2003) — на международных научно-практических и научно-методических конференциях «Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия — Германия» (Оренбург, 20−21 апреля, 2000) и «Качество образования: Системы управления, достижения, проблемы» (Новосибирск, 2003) — опубликованы в сборнике научно-методических трудов (Москва, 2003) — монографии (Оренбург, 2003).

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В ходе проведённой опытно-экспериментальной работы на уроках гуманитарного цикла осуществлялась апробация модели развития духовно-интеллек-туального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования (рис.4), были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

1. Констатирующий эксперимент показал, что существующая система учебно-воспитательной работы недостаточно стимулирует развитие у подростков духовно-интеллектуального потенциала.

2. Экспериментальное исследование уровня развития духовно-интеллектуального потенциала подростков осуществлялось посредством системной диагностики. В качестве ведущих методов выступали системный и уровневый анализ, интеграция которых основана на выявлении уровня развития исследуемого личностного свойства по основным его компонентам.

3. Разработка инструментария психолого-педагогической диагностики осуществлялась поэтапно:

— теоретический анализ объекта измерения и выбор критериев, которые дают возможность судить о его состоянии, уровне развития исследуемого потенциала;

— установление эмпирических индикаторов проявления каждого критерия;

— поиск протяженности выделенных в качественном анализе критериев и показателей, выделение уровней развития изучаемого объекта;

— перевод выделенных критериев и показателей в количественные эквиваленты, отбор математического аппарата для статистического анализа получаемой педагогической информации.

4. Критериями развития духовно-интеллектуального потенциала подростка являются знания, интеллектуальные умения, мотивы познания и самосовершенствования, ценностные отношения, духовно-интеллектуальные качества. Различная степень их проявления характеризует уровни развития духовно-интеллектуального потенциала подростка: креативный, конструктивный, пассивный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме «Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования».

Актуальность исследования проблемы развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования определяется необходимостью обеспечить гармоничность его духовного и интеллектуального развития в условиях демократизации и гуманистической ориентации современной системы образования.

Духовно-интеллектуальный потенциал подростка в нашем исследовании рассматривается как универсальное интегративное личностное свойство, отражающее совокупность системы знаний, интеллектуальных умений, ценностных отношений, мотивов, духовно-интеллектуальных качеств, определяющее характер и результат деятельности, поведения, побуждающее к самосовершенствованию, обеспечивающее духовное взросление. Духовно-интеллектуальный потенциал подростка не есть изначально данное и неизменное образование, являясь результатом развития, он становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения индивида.

Рассмотрение процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка как неотъемлемой части общего процесса развития личности ставит перед педагогической наукой задачу поиска новых подходов к отбору содержания, методов, средств, технологий педагогического взаимодействия, обеспечивающих эффективность исследуемого процесса на основе гуманистического критерия.

Анализ современных концепций показал, что педагогическое стимулирование как интегральное образование системы стимулов предполагает инте-риоризацию внешних объективных, социально ценных побудителей в лич-ностно-значимые мотивы поведения, способствует созданию положительного отношения личности к средствам и методам ненасильственного воздействия и превращению учащихся в субъектов собственного развития.

Доказано, что использование системы средств педагогического стимулирования, представленной комплексом стимулирующих педагогических ситуаций активизирует движущие силы личности (ценностные отношения, потребности, мотивы), содействует повышению уровня развития духовно-интеллектуального потенциала подростка и выражается в позитивной направленности духовно-интеллектуального поведения. В ходе исследования установлено, что использование средств педагогического стимулирования в процессе развития духовно-интеллектуального потенциала подростка при соблюдении принципа учёта возрастных доминант его развития (в духовно-интеллектуальном аспекте) оптимально решает вышеобозначенную задачу.

Структура и содержание процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования определялся на основе ведущих философских и психолого-педагогических положений о сущности всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования личности, особенно на современном уровне общественно-исторического бытия. Модель развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования, апробированная в эксперименте, позволяет отметить, что её системообразующим фактором выступает целостность, рассматриваемая нами как глубокая интеграция всех компонентов.

Эксперимент подтвердил, что структурно-функциональная модель развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования базируется на принципах организации гуманистического взаимодействия, гуманитарно-смысловой и эмоциональной насыщенности содержания, культуротворчества, рефлексивного диалога, системности, технологичности, стохастичности (вероятностного характера) целедо-стиженияфункционирует соответственно установочно-целевому, собственно развития, рефлексивно-результативному этапамреализуется на уровнях содержания учебного материала, организации и характера протекания деятельности подростков, характера взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействия, результата деятельности и педагогической оценки с помощью комплекса стимулирующих педагогических ситуаций с элементами интегративных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий. Взаимосвязь процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка и педагогического стимулирования осуществляется согласно её типам (взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь).

Каждый этап развития (установочно-целевой, собственно развития, рефлексивно-результативный) направлен на согласование системы знаний, интеллектуальных умений с ценностными отношениями, мотивами, духовно-интеллектуальными качествами, которые, входя в новый синтез с потребностями подростка, обеспечивают внутриэтапную динамику развития духовно-интеллектуального потенциала подроста.

Содержание развития духовно-интеллектуального потенциала подростка (формирование системы знаний и интеллектуальных умений, ценностных отношений, мотивов познания и самосовершенствования, актуализация и развитие духовно-интеллектуальных качеств) проектируется соответственно основным направлениям развития духовно-интеллектуального потенциала подростка:

— накопление интеллектуальной культуры, которая определяется умением ставить цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и т. д. за счёт создания атмосферы интеллектуального поиска, опоры на индивидуальный ментальный опыт, использования нетрадиционных «интеллектуально-ёмких» методов и форм проведения урока;

— воспитание основ эмоциональной культуры, развития способности осознавать себя в целом, в совокупности своих свойств и качеств, правильно оценивать ситуацию (проблему, событие), её значимость для дальнейшей деятельности, выражать, контролировать и регулировать собственные эмоциональные состояния и проявления;

— развитие творческого воображения, которое обеспечивает построение стратегий духовно-интеллектуального поведения подростка в неопределённых проблемных ситуациях, является средством создания образов, заменяющих активную деятельность;

— диалогическое общение, когда у подростка возникает доверие к учителю, желание поделиться с ним содержанием своего внутреннего мира, вступить в равноправный диалог, даёт ему право на свой темп, свой путь и свой потенциал возможностей и «возвращает» его на урок духовного равноправия.

Формирование ценностных отношений к познанию как творчеству, самосовершенствованию, к себе, другим людям, миру, обогащение индивидуальной системы ценностей обеспечивается за счет приобщения подростков к духовным ценностям культуры, изучения её аксиосферы, гуманитарно-смыслового насыщения содержания педагогического взаимодействия.

Подтверждено, что основным фактором эффективности развития духовно-интеллектуального потенциала подростка выступает система средств педагогического стимулирования, реализуемая на уровнях содержания учебного материала, организации и характера протекания деятельности подростка, характера взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействия, результата деятельности и педагогической оценки посредством сочетания комплекса стимулирующих педагогических ситуаций и элементов интегра-тивных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий соответственно типам взаимосвязи (взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь).

Исследование позволило установить значимые изменения в уровне развития духовно-интеллектуального потенциала подростков, что даёт возможность прогнозировать его дальнейшее развитие при соблюдении апробированных требований:

— обоснование инструментария психолого-педагогической диагностики уровня развития духовно-интеллектуального потенциала подростка, включающего критерии, уровневые показатели, методы диагностики и математической обработки результатов;

— моделирование процесса развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования с позиций принципов организации гуманистического педагогического взаимодействия, гуманитарно-смысловой и эмоциональной насыщенности содержания, куль-туротворчества, рефлексивного диалога, системности, технологичности, сто-хастичности (вероятностного характера) целедостижения;

— разработка технологического обеспечения на основе сочетания комплекса стимулирующих педагогических ситуаций и элементов интегратив-ных технологий, игровых, тренинговых и диалоговых взаимодействий;

— построение многоступенчатой программы развития духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования с опорой на возрастные доминанты развития духовной и интеллектуальной сферы подростков соответственно этапам с последующим отслеживанием результатов на каждой из ступеней (стартовая, становления, совершенствования).

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, выявлено и экспериментально доказано, что использование системы средств педагогического стимулирования в развитии духовно-интеллектуального потенциала подростка обеспечивает его положительную динамику.

Проведённое исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Остаются актуальными вопросы разработки технологий развития духовно-интеллектуального потенциала школьника и студента в условиях дополнительного и дистанционного образованиядидактических моделей развития духовно-интеллектуального школьников в образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Педагогическое стимулирование потребности в общественной деятельности у старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1975. — 18с.
  2. Ю.П. Сверхзадача Саши Рогозина или диалектика любви и свободы // Нар. образование.- 1997. № 1. — С.100−102.
  3. .Г. Психология и проблемы человекознания.- М., 1996. С.326−328.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.- Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — С.565 — 573.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития.- М.: Изд.-во МГУ, 1988.-С. 362−368.
  6. Г. А. Сюжет для домашней работы: обучение целеполаганию на уроках английского// Учит. газ. 1996. — 3 дек. — С.11−12.
  7. В.А. Формирование духовности: Пособ. для уч., пед. доп. образования, студ. Оренбург, 1997. — С.34−35.
  8. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. С.17−21.
  9. Аристотель. Сочинения в 4 т.- М., 1975.- Т.1. Метафизика. — Кн. 8. -С. 223−233.
  10. А.Г. Психология личности. М., 1990. — С.313−317.
  11. JI.A. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. Рязань, 2000. — 156с.
  12. М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь // Педагогика Российского зарубежья. Хрестоматия: Пособ. для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996, — С. 120−128.
  13. В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1995. — 28с.
  14. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
  15. B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — С.213- 216.
  16. С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 19с.
  17. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособ. для студентов высш. уч. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2002. -320с.
  18. Л.И. Изучение мотивации и поведения детей и подростков. М., 1972, — 192с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Изд-во. ин-та практ. психологии. — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995.-С. 169−170.
  20. В.В. Энергия эмоций. Самара: Изд. дом «БАХРАХ» в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ». — 1996. -472с.
  21. Большой Энциклопедический словарь. М., 1993. — 1168с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4.- С. 33 — 36.
  23. Н.В., Симонов В. М. Учебно-деловая игра в условиях гуманитаризации образования: Учеб. пособ. Элиста, 2002. — 92с.
  24. А.И. С помощью методов проблемного обучения // Вест, высш. образования. 1986. — № 7.- С.31−32.
  25. Н. Г. Развитие воображения и творчества на уроках французского языка // Ин. яз. в школе. 1999. — № 3. — С. 15−17.
  26. Т. Дедуктивные головоломки Шерлока Холмса / Предисл., упр. Е. В. Гвоздиковой. М.: Рольф, 2002. — 160с.
  27. А.А. Честь и достоинство как педагогические стимулы нравственного развития школьников в ученическом коллективе: Педагогика и этика. Киров — Йошкар-Ола, 1977. — С.101−109.
  28. Т.И. Развитие духовно-нравственной культуры учащихся в условиях школы Человека. Сборник научно-метод. мат-лов. Ростов-на-Дону, 2002.- 116с.
  29. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников.- Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1999.-212с.
  30. .С. Психология подростка. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2002.- 160с.
  31. Т. Тренировка ума: упражнения для развития повышенного интеллекта. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 288 с. — (Серия «Сам себе психолог»),
  32. JI.C. Педагогическая психология. -М., 1926.- 232с.
  33. JI.C. Избранные сочинения. М., 1964. — 279с.
  34. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения. Н. Новгород, 1994.-218с.
  35. .П. Что такое я сам? // Педагогика Рос. зарубежья: Пособ. для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М: Институт практ. психологии, 1996. -С. 68−71.
  36. Г. В. Энциклопедия философских наук. В Зт. Т.1.-М.: Мысль, 1974. — С.223−224.
  37. .С. Дидактическая прогностика.- Киев: Высш. шк., 1979. -240с.
  38. С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. — 346с.
  39. И. Как стимулировать желание учиться // Нар. образование.2003.-№ 2.-С.137−144.
  40. Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань. — 1996. — 19с.
  41. Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса // Сов. педагогика. 1974. — № 12.- С. 52 — 70.
  42. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики •в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 135с.
  43. P.M., Крижановская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб: OMS, 1994.-192с.
  44. Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребёнка: Методика диагностирования // Классный руководитель. 2003. — № 6. — С.65−85.
  45. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80с.
  46. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии.- 1997.-№ 1.- С. 3.
  47. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: ПИТЕР, 1997.- 320с.
  48. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.- 321с.
  49. А.А. Акмеологические факторы устойчивого и безопасного развития // Безопасность Евразии 2001. — № 3. — С. 31- 32.
  50. А. А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. — 224с.
  51. Т.Н. Развитие иноязычного потенциала студентов технического университета: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.-20с.
  52. И.К. Дифференциация обучения средствами учебника: Новые исследования в пед. науках. М., 1990. — С.28 — 34.
  53. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.-С.143−152.
  54. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — С. 183 — 198.
  55. В.И. Учитель как исследователь.- М. Педагогика, 1987. -160с.
  56. Е.В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьников// Вопр. психологии. 1995. — № 6.- С. 3442.
  57. А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности //Педагогика 2002. — № 2. — С. 3 — 8.
  58. В.В. Принципы православной педагогики // Педагогика Рос. Зарубежья: Пособ. для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996.-С. 168−176.
  59. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. — 224с.
  60. И.А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранным языкам // Ин. яз. в шк. 1992. — № 1- С. 16−20.
  61. Е. В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками // Ин. яз. в шк. 1999. — № 6. — С. 41−42.
  62. К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1980. С.134−141 .
  63. И.А. Аксиомы религиозного опыта.- Париж-Москва, 1993.- С. 104 -111.
  64. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 130с.
  65. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика // Матер, респуб. конф. Оренбург: Южный Урал, 1993.-400с.
  66. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -204с.
  67. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. 261с.
  68. М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Magister. 1998.-№ 4. — С. 25−29.
  69. И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе.- 2002. № 5.- С. 23 -25.
  70. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С.208−219.
  71. А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. -1998. № 4.-С. 37- 50.
  72. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188с.
  73. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НИЦ «Эксперимент», 1998- 180с.
  74. КлимоваТ.Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособ. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. — 126с.
  75. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение.- 1969. — 391с.
  76. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176с.
  77. Э. П. Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения // Ин.яз. в шк. 1989. — № 2 — С. 47−49.
  78. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособ. для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368с.
  79. Кон И. С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.- С. 310 -317.
  80. А.В., Попков В. А., Рязанова E.JL Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. 2002. — № 1.-С. 18−22 .
  81. В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека.-Воронеж.-Изд-во Воронежск. ун-та, 1990. С. 104.
  82. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957.-715с.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255с.
  84. С.С., Шадрин H.J1. Русско-английский словарь пословиц и поговорок: 500 единиц. М.: Рус. яз., 1989. — 352с.
  85. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-воЛГУ, 1970.- С. 61 -63.
  86. Л.М. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера педагога (диалектическая, проектировочная, экспериментальная деятельность): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1996. — 33с.
  87. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334с.
  88. Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 320с.
  89. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. Философии.- 1972.- № 9.- С.95−108.
  90. .Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Прометей, 1995.- 282с.
  91. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития.-М., 1978.-103с.
  92. Логический словарь-справочник / Под ред. Н. И. Кондакова. М., 1975. -С.203 — 204.
  93. Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Педагогика Рос. Зарубежья: Пособ. для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — С.38- 40 .
  94. М.Н. Методика изучения мотивации учения подростков 7−9 кл. // Нар. образование. 2001. — № 8.- С.77−89.
  95. А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -С.452 -459.
  96. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — С.25 -32.
  97. И.П. Человек и его потенциал. Киев, 1995.- 218с.
  98. В.Н., Синягин Ю. В. Потенциал личности // Мир психологии. -М.: Воронеж. 2000.-№ 1.- С.250−261.
  99. А. Откровенно говоря // Наука и жизнь.- 1979.- № 3. С.66- 68.
  100. А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузыря.- М.: Изд-во МГУ, 1982. С.201−202.
  101. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  102. М., Шрагина JI. Управляемое воображение // Нар. образование. 2000. — № 9. — С.141- 152.
  103. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. пед. училищ / Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1990.- 175с.
  104. P. JI. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся // Ин. яз. в шк. 1991. — № 2.- С. 13−17.
  105. В.Д. Методология систем: вербальный подход (Безопасность систем). М.: Экономика, 1999. — 251с.
  106. Модернизация гимназического образования: Теория и практика: Монография / Под ред. В. Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2003 — С. 241−247.
  107. А.В. Общение, как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.-112с.
  108. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1995. — 350с.
  109. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Спр. пособ./Е. А. Маслыко. П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. 4-е изд., стереотип. — Мн.: Выш. шк., 1998.- 522с.
  110. Р.С. Психология образования: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- В 2 кн.- Кн.2 М.: Просвещение, 1994.- 496с.
  111. В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология /Общ. ред. и сост. Н. К. Гаврюшина.-М., 1994.- С.70- 77.
  112. Новейший философский словарь.- Минск, 1998. 764с.
  113. Обзоры по основным направлениям развития педагогической науки и практики: Вып. 3(65). М., 1988. — 52с.
  114. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. язык, 1990.-921с.
  115. Т. И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников // Ин. яз. в шк. 1989. — № 1. — С.27−30.
  116. .Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.-219с.
  117. Педагогика.- Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. И. А. Зязюна.- Киев: Вышей-шашк.- 1982.-382с.
  118. Педагогика: Учеб. пособ. для пед. училищ / С. П. Баранов, JT. Р. Болотина, Т. В. Волкова, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1981. — 367с.
  119. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанско-го.- М.: Просвещение, 1983. С. 195−197.
  120. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. М.: Бол. Рос. Энц., 2002. — С.107 -108.
  121. В. Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учить и учиться. М.: Сентябрь, 1999. — 128с.
  122. А.В. Способности и труд.- М.: Знание, 1966. 80с.
  123. А.В. Феномен субъектности в психологии личности.- М., 1993.- 96с.
  124. М.М. Педагогика.- М.: Учпедгиз, 1934. 246с.
  125. К.К. О системе психологии.- М.: Мысль, 1972. С. 28 — 32.
  126. И.И. Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- Якутск, 2000.-С. 19.
  127. Пособие по английскому языку: для внеаудиторных занятий в сред, спец. учеб. заведениях / Сост. Л. Д. Цесарский. 2-е изд., доп. — М.: Высш. шк., 1979.-214с.
  128. A.M. Понять другого // Семья и школа. 1997. — № 10. — С. 1415.
  129. Проблемы педагогического стимулирования и методологических исследований истории советской школы: Сб. ст./ Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972.-258с.
  130. Г. С. Проявление феноменов «автономности-зависимости» в учебной деятельности// Новые исследования в психологии. 1984. — № 2.
  131. В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики. 1917−1980-е гг.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992.- 34с.
  132. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ин -т Тренинга, 2000. — 256с.
  133. Психология: Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  134. Психология и педагогика- Учеб. пособ. для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин- Науч. ред. Е. А. Короткое.- М.: Центр, 1999. 256 с.
  135. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. -240с.
  136. В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: Монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. — 244с.
  137. З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования // Сов. педагогика.- 1974. № 10. — С.69−79.
  138. Равкин З. И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 208с.
  139. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. -М., 1993. 510с.
  140. Р., Уиттинг К. Толковый словарь английских пословиц / Пер. А. П. Нехая. СПб.: Лань, 1997. — 256с.
  141. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 656с.
  142. Н.А. Английский для делового международного общения: Многоуровневая программа спецкурса для ст. кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. -Оренбург, 2000.- 50с.
  143. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. — 325с.
  144. Российская педагогическая энциклопедия.- В 2 т. / В. В. Давыдов. М.: Бол. Рос. Энц., 1998. — 672с.
  145. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980.-С. 212−216.
  146. С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959.-С. 122−123.
  147. С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973. -424с.
  148. Г. Ф. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе // Ин.яз. в шк. 1992. — № 1. — С. 26−29.
  149. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Пед. вестник, 1997.- 244с.
  150. В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. — 192с.
  151. В.Г. Уроки Сухомлинского, 2-е изд.- М.: Пед. вестник, 2003. -С. 125−131.
  152. Н.Н. Общая теория статистики.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.- Статистика, 1971.-368с.
  153. А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Шк. технологии. 1998. — № 4. — С. 144−148.
  154. Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-Л., 1983. С. 63 — 66.
  155. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1973.-431с.
  156. Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования: Монография.- Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. 124с.
  157. В. В., Костина Л. П. Активные формы проведения уроков в старших классах // Ин. яз. в шк. 1989. — № 2. — С. 53−57.
  158. И.А. Методологичекские и педагогические основы человеческого измерения информационных технологий дистанционного обучения в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ставрополь, 2002. -С.20−21.
  159. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 266с.
  160. Г. К. Технология саморазвития личности школьника // Образование в современной школе. 2002. — № 3. — С.29−37.
  161. Г. К. Технологии педагогических советов // Шк. технологии.-1998. -№ 3.-С.37−47.
  162. Г. К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» // Нар. образование. 2000. — № 1. — С. 144 -165.
  163. Г. К., Закатова И., Левина О. Сделай себя сам // Нар. образование. 2000. — № 7. — С. 102- 114.
  164. В.Д. Педагогический процесс. Социально-психологический аспект: Учеб. пособ.- 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 1993.-77с.
  165. Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 234с.
  166. Т.В., Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1998.- 22 с.
  167. П.В. и др. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. М.: Наука, 1989. — 352с.
  168. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986.-№ 6.- С. 14−22.
  169. Словарь иностранных слов.- 7-е изд., перераб. М.: Рус. язык, 1979. -624с.
  170. Словарь современного русского языка. М, 1956.- Т.5.- С. 386.
  171. Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др. / Под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. Мн.: Те-сей, 1999.- С.81- 82.
  172. Словарь русского языка.- В 4 т.- Т.1 /Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. язык, 1981.-696с.
  173. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. язык, 1993. 740с.
  174. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сб. / Под ред. З. И. Равкина.- В 3 т. Т.1. — М., 1994. — С. 131−139.
  175. Ю.В. Социалистическая нравственность: единство и многообразие // Этическая мысль: Науч.- публ. чт. М.: Политиздат, 1988, — С. 22 -45.
  176. B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения.- В 2 т.-Т.1.- М.: Правда, 1988.-С. 504 -538.
  177. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 174с.
  178. Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи: матер, науч. конф.- Владимир, 1970.-198с.
  179. Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 544с.
  180. В.А. Избранные педагогические сочинения.- В 3 т.- Т.1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль.- М.: Просвещение, 1991.- 207с.
  181. В.А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. освета, 1982.-С.124- 127.
  182. Тарасюк В. Н Теоретические основы педагогического стимулирования. -Карачаевск: КЧГПУ, 1998. 116с.
  183. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. — 293с.
  184. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Попул. пособ. для род. и пед. Ярославль: Акад. развития, 1996. — С. 159−184.
  185. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Ушакова.- 1996. Т.З. -783 с.
  186. Толковый словарь /Под ред. С. И. Ожегова.- М., 1972.- С. 232 -233.
  187. А. Духовность образования и трансценденция // Alma mater.- 1998. -№ 8.-С. 8- 13.
  188. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91с.
  189. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 171с.
  190. .И., Перминова Л. М. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования // Педагогика. 2002. — № 5.- С.14−19.
  191. В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. -№ 7.-С. 50 -58.
  192. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. — 152с.
  193. Философия Гегеля: Проблемы диалектики.- М., 1987. 121с.
  194. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560с.
  195. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Интор, 1994.-127с.
  196. Философский энциклопедический словарь/ Л. Ф. Ильичёв и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 854с.
  197. С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения.- М., 1990.-481с.
  198. С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология.- М., 1994,-С.509- 511.
  199. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопр. психологии. 1992. — № 4. — С.32- 39.
  200. А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособ. для уч. М.: ВЛАДОС, 2000.- 320 с.
  201. А.В. Технология эвристического обучения // Шк. технологии. 1998. — № 4. — С.55−75.
  202. Г. М. Создание учебно-речевых ситуаций на основе юмористических текстов // Ин. языки в шк. 1992. — № 3−4. — С. 76−80.
  203. А.В. Обучение как фактор интеллектуального развития учащихся гимназических классов (на материале изучения французского языка): Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 1996. — 22с.
  204. В.Д. К проблеме духовных способностей // Magister. 1996. -№ 5. — С.1−16.
  205. Т.И., Давыденко Т. М. Деятельность учителя по формированию системы знаний учащихся как объект внутришкольного управления: Учеб. пособ. Москва — Белгород, 1993. -84с.
  206. М.Т. Потенциал: сущность, структура // Социально-гуманитарные знания.-№ 1. 2002. — с.236−245.
  207. Е. Н., Котова И. Б Развитие личности в обучении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. — С. 160−170.
  208. В.А. Моделирование в философии.- М., 1967.- 326с.
  209. В.П. Актуальные вопросы дидактики. Владимир: ВППИ, 1974.-109с.
  210. В.П. Потребности, цели и мотивы деятельности // Актуальные вопросы дидактики.- Ч. III. Владимир, 1976.- 263с.
  211. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Ав-тореф. дис. д-рапед. наук. М., 1969. — 29с.
  212. Экология и защита окружающей среды: Методическая разработка (на англ. языке) /Авт.-сост. Н. А. Репина, В. А. Митрофанова.- Оренбург, 1999.-33с.
  213. Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психол. труды.-М., 1989.- 194с.
  214. Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.- 284с.
  215. Н.С. Экология и образование: Матер, «круглого стола» журналов «Вопр. философии» и «Экология и жизнь"// Вопр. философии. 2001. -№ 10. — С.21−26.
  216. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. д-ра пед. наук -Челябинск, 1992. 24с.
  217. М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4. — С.24 -43.
  218. Baker, C.D. The Adolescent as Theorist: An Interpretative View. Journal of Youth and Adolescence, 1982, 11, pp.167−181.
  219. Bart, W.M. Adolescent Thinking and the Quality of Life. Adolescence, 1983, 18, pp.875−888.
  220. Bruner, J.S., Oliver R., Greenfield P. Studies in cognitive growth. New York, Wiley, 1966. — pp. 240−251.
  221. Carmines, E.G., and Baxter, D.J. Race, Intelligence, and Political Efficacy among School Children. Adolescence. 1986, 22, pp. 437−442.
  222. Darmody, J. P. The Adolescent Personality, Formal Reasoning, and Values. Adlolescence. 1991, 26, pp.732−742.
  223. Earl, W.L. Creativity and Self-Trust: A Field of Study. Adolescence, 1987, 22, pp.419−432.
  224. Elkind, D Egocentrism in Adolescence. Child Development, 1967, 38, pp. 1025−1034.
  225. Harding, C.G., and Snyder, K. Tom, Huck and Olive Stone as Advocates in Kohlberg’s Just Community: Theory-based Strategies for Moral Education. Adolescence. 1991, 26, pp. 319−329.
  226. Henderson, B.B., and Gold, S.R. Intellectual Styles: A Comparison of Factor in Gifted and Average Adolescents. Journal of Personality and Psychology. 1983, 45, pp. 624−632.
  227. Inhelder В., Piaget J., The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence. New York: Basic Books, 1958.
  228. Gardner H. La nueva ciencia de la mente. Barcelona, Paidys, 1996-
  229. Kohlberg L. Moral Education in the Schools, a Developmental View. School Review, 1966, 74, pp. 1−30.
  230. Kohlberg L. Essays in Moral Development. The Psychology of Moral Development. San Francisco. Harper & Row. 1984. V. II.
  231. Murray E.J. Motivation and emotion (4 ed.). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice -Hall, 2000.- 155p.
  232. Okum, M.A., and Sasfy, J.H. Adolescence- the Self-Concept, and Formal Operations. Adolescence, 1977, 12, p. 378.
  233. Piage, J. The Moral Judgment of the Child. 1932. Reprint, Glencoe, IL: Free Press, 1948.
  234. Piage, J. Adolescent Behavior and Society: A Body of readings, 3rd ed. Edited by R.E. Muuss. New York: Random House, 1980, p.75.
  235. Rowe, I., and Marcia, J.E. Ego Identity Status, Formal Operations, and moral development. Journal of Youth and Adolescence, 1980, 9, pp. 87−99.
  236. Schank R. The Creative Attitude. N.Y.: Macmillan. — 1988. — P. 89.
  237. Sternberg R.J. Successful Intelligence: How Practical and Creative Intelligence Determine Success in Life. N.Y.: «Simon & Schuster». — 1991. — 367p.
  238. Sternberg R. J. Beyond IQ: a triarchic theory of human intelligence. New York, Cambridge University Press, 1985.- P.201.
  239. Santilli N. R., and Hudson, L.M. Enhancing Moral Growth: Is Communication the Key? Adolescence, 1992, 27, pp. 145−160.
  240. Tomalin В., Stempleski S. Cultural awareness / ser. editor Alan Maley. Oxford University Press. — 1996. — 160p.
  241. Weinreich, H.E. The Structure of Moral Reason. Journal of Youth and Adolescence, 1974, 3, pp. 135−143.
Заполнить форму текущей работой