Нелинейные задачи теории наземных гирокомпасов
Быстрое вращение ротора в тагах опорах приводит к появлению высокочастотных возмущений, которые приводят в силу нелинейных эффектов к смещению положения равновесия гирокомпаса, что и обуславливает ошибку гирокомпаса. Показано, что если пренебречь конечной жесткостью подшипников и вращением системы координат отклонение оси ротора из плоскости меридйана равно в среднем нулю в любом приближении… Читать ещё >
Содержание
- ВВВДЕШЕ
- ГЛАВА I. Уравнения движения гирокомпаса в кардановом подвесе с однозначными общими интегралами. II
- I. I. Постановка задачи. II
- 1. 2. Уравнения движения гирокомпаса в кардановом подвесе
- 1. 3. Частные решения уравнений движения
- 1. 4. Исследование общего решения на однозначность
- I. I. Постановка задачи. II
- 2. 1. Интегрирование эволюционных уравнений
- 2. 2. Периоды эволюционных движений
- 3. 1. Уравнения движения гирокомпаса с неидеальными упругими подшипниками ротора
- 3. 2. Уравнения вибрации
- 3. 3. Собственные частоты гирокомпаса
- 3. 4. О прецессионных уравнениях гирокомпаса на торсионном подвесе
- 4. 1. Структура точных уравнений
- 4. 2. Погрешности гирокомпаса
Нелинейные задачи теории наземных гирокомпасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наземные гирокомпасы созданы немногим более тридцати лет назад для нужд маркшейдерского дела [75,102 J. Область их применения за эти годы значительно расширилась. Наземные гирокомпасы дают достаточно точные показания в маркшейдерском деле, геодезии, артиллерии. Для дальнейшего совершенствования высокоточных приборов уже недостаточно хорошо разработанной линейной теории наземных гирокомпасов. Возросшая сложность конструкции, высокие требования, предъявляемые в настоящее время к точности показаний приборов заставляют вновь обратиться к вопросам динамики, но на более глубоком уровне с учетом очень тонких эффектов, связанных с нелинейностью уравнений, с наличием внутренних возмущений, конечных жесткостей конструктивных частей чувствительного элемента гирокомпаса.
Первый наземный гирокомпас был создан в 1950 г. [75 J на основе морского гирокомпаса. Поэтому невозможно говорить о состоянии теории наземных гирокомпасов, не касаясь основных этапов развития морских гирокомпасов. Более того, основная часть линейной теории может быть перенесена на наземные гирокомпасы. Основополагающими работами здесь были работы отечественных и зарубежных ученых в области прикладной гироскопии А. Н. Крылова [72], Б. В. Булгакова [20], Б. И. Кудревича [73], Шуллера [125]. Уже на этом этапе были известны характер движения в окрестности положения равновесия, периоды движений, декременты затухания при наличии демпфирования.
С самого начала развития теории и практики морских гирокомпасов было наиболее важным выявление девиаций, связанных с разнообразными движениями основания и, в особенности, условий не-возмущаемости и девиаций, когда эти условия невыполнены. Большой обзор по этим работам дан в [14]. Это работы А. Ю. Ишлинского [48−50J, В. Н. Котлякова [68,70,71], Климова Д. М. [ 55], Меркина Д. Р. [83 ], Ю. К. Жбанова [33−35], Г. Д. Блюмина, М. В. Чичинадзе [I5J, В. П. Василенко, С. М. Онищенко [28 ], В. Ф. Ляшенко f80J и многие другие.
В дальнейшем развитие теории пространственных гирокомпасов были затронуты вопросы устойчивости невозмущенного движения, несферичности Земли, несовершенства реализации кинематических схем, влияния трения, люфтов, конечных жесткостей и инерции элементов гирорамы и многие другие.
Наземные гирокомпасы в отличие от морских эксплуатируются на неподвижном относительно Земли основании. Это внесло значительные изменения в конструкцию первоначальных образцов и поста-лило перед механикой задачи иного характера, решению которых посвятили свои труды многие советские ученые и инженеры В. Н. Лавров [ 75,76 ], М. А. Сергеев [l02 ], И. Б. Житомирский [Зб], П. А. Ильин [45], С. Р. Селезнев [iOl], В. П. Василенко, М.Е.Темчен-ко [ 29] и друтие. Теория наземных гирокомпасов посвящена также значительное число работ зарубежных авторов Реллесмана, Швендера и других.
Как отмечается в [102, с. З] /'практика создания и применения наземных гирокомпасов выдвинула ряд проблем: а) разработка обобщенной теорииб) исследование и выявление оптимальных методов определения положения равновесия чувствительного элементав) построение теории девиацииг) влияние вибрации на показания гирокомпасовд) исследование методов автоматической выставки ориентируемых объектов по гироскопическому азимуту". Монография М. А. Сергеева посвящена в основном построению обобщенной теории движения чувствительного элемента, излагается теория девиаций от внешних возмущений, а также рассмотрены уравнения движения с некоторыми негладкими нелинейностями. В круг решаемых механикой задач следует отнести вопросы а), в), г).
Работы, по влиянию нутаций, вибраций, вызванных неидеальностью форм подшипников, различными дебалансами роторов на точночть ность гироскопических приборов [81,124,54,58,60,103,110,111, 39−41, I8,6I, I08j показывают важность учитывания таких явлений. В приложении к наземным гирокомпасам эти вопросы на строгом уровне не были исследованы. В свою очередь исследования такого рода явлений невозможно без развития нелинейной теории наземных гирокомпасов.
В гироскопии решено немало нелинейных задач, обзор и литературы по ним приведен в работе Н. В. Бутенина, Д. М. Климова, Я. Л. Лунца, Н. П. Степаненко [24] .
Отметим работы, касающиеся теории гирокомпасов. Это работы В. П. Василенко, С. М. Онищенко [28J, Ю. К. Жбанова [34 ], где црово-дится точное интегрирование прецессионных уравнений движения гирогоризонткомпаса на произвольно движущемся объекте в прёдг-положенш^конечного угла поворота в азимуте. Наиболее близкими по исследованию нелинейных свойств уравнений наземных гирокомпасов являются работы А. М. Летова [78], 1952 г., где решение прецессионных уравнений гироскопа ~ в кардановом подвесе установленного на экваторе (или гирокомпас Анщютца) сводится к квадратурам без предположения о малости углов поворота подвеса, А. Бегена [12 J «где показана эквивалентность движения гирокомпаса и маятника, Н. В. Бутенина [22], Н. В. Бутенина и.
A.М.Лестева [26 J, И. Н. Щитова [ш], Х. Л. Смолицкого [l04,IQ5] ,.
B.П.Веденина [30], Я. Л. Лунца [79 J, В. П. Ильчанинова и В.Г.Тере-пшна [46,47], В. И. Бурлакова и А. М. Бурлаковой [4б|, А. М. Лестева.
77J. В статье В. П. Ильчанинова и В. Г. Терешина [2jJ полные уравнения движения гирокомпаса Фуко интегрируются точно в эллиптических функциях. Таким образом, развитие нелинейной реории гирокомпасов вплотную подводит цк исследованию полных уравнений более сложных механических систем, моделирующих наземные гирокомпасы.
В гироскопии и механике твердого тела также немало примеров, когда построены точные решения исследуемых уравнений в общем или частных случаях, методы построения которых могут быть использованы в аналогичных случаях. Исследование возможностей точного интегрирования уравнений движения имеет теоретическое и практическое значение. Механика тщательно коллекционирует случаи интегрируемых систем. Нередко точное интегрирование значительно упрощает исследование нелинейных уравнений и имеет свои преимущества.
Прежде всего точное решение задачи служит эталоном для приближенных методов. Примером тому могут быть работы [ 58,41J, где с помощью точных решений уравнений движения гироскопа уточняются формулы ухода Магнуса. Во-вторых, точные решения могут служить начальным приближением для более сложных задач, с помощью приближенных методов можно выяснить поведение системы в окрестности известных частных решений [59 J .
В 1-ой и 2-ой главах исследуются полные нелинейные уравнения движения гирокомпаса с кардановым подвесом гиромотора, который будем называть гирокомпасом в кардановом подвесе. Как показано в главе 3, асимптотическое интегрирование уравнений движения гирокомпаса с торсионным подвесом чувствительного элемента представляющего более сложную механическую систему, приводит к решению тех же уравнений. Поэтому более глубокое изучение свойств уравнений гирокомпаса на простой модели представляет не только теоретический интерес.
Точное интегрирование, как правило, удается в тех случаях, когда известно достаточное число первых интегралов движеп ния. Согласно теореме Лиувилля, гамильтбвова система с «» степенями свободы интегрируема, если существуют П> независимых первых интегралов в инвд&шции [4 ]. Для интегрируемости исследуемой гамильтоновой системы с тремя степенями свободы необходимо существование одного независимого от интеграла энергии и циклического интеграла собственного вращения ротора. Если в уравнениях положить скорость вращения Земли равной нулю, то получится интегрируемая система, недостающим интегралом будет в этом случае еще один циклический интеграл. Интегрируемый случай — уравнения движения гирокомпаса Фуко — получим за счет уменьшения степеней свободы, если устремить к бесконечности маятниковость системы [47 ]. Таким образом, также как и в задаче о движении твердого тела около неподвижной точки имеются некоторые частные случаи интегрируемости. Возникает вопрос: нет ли еще каких-либо случаев, когда существует дополнительный интеграл.
Наводящие мысли при ответе на этот вопрос могут появиться при решении задачи о ветвлении общего решения уравнений. Именно этот путь поиска случаев, когда решение может быть выражено в мероморфных функциях времени, привел С. В. Ковалевскую к открытию нового случая интегрируемости Г63,32]. Как оказалось, уравнения движения твердого тела около неподвижной точки имеют недостающий первый интеграл лишь в тех случаях, когда общее решение может быть выражено в однозначных функциях комплексного времени [94]. Аналогичная работа проделана Ю. А. Архангельским для твердого тела в ньютоновском поле тяжести [ 5−7 J .
Как известно [64,65,44], ветвление решений препятствует интегрируемости. Это значит, что если одна из координат как функция комплексного времени испытывает скачок при обходе по замкнутому контуру в комплексной плоскости независимого-^переменного, то тогда независимого от интеграла энергии однозначного первого интеграла не существует. Условия отсутствия ветвления решения дают необходимые условия интегрируемости уравнений, так как из однозначности решения не всегда следует интегрируемость. К примеру, уравнение Cj + hfj +O имеет однозначное решение, но первого интеграла при ЬфО не существует. Отметим еще одну сторону связи проблемы точного интегрирования и однозначности: решение уравнений с однозначными общими интегралами сводится к составлению уравнений для целых функций, отношение которых дает решение задачи.
В 1-ой главе диссертации получены необходимые условия однозначности общего решения уравнений движения гирокомпаса в кардановом подвесе методом вариации частного решения. При этом показано, что некоторые условия оказываются достаточными. jB общем случае, когда скорости вращения Земли и ротора отличны от нуля, общее решение не может быть выражено в однозначных функциях времени.
В связи с полученными в первой главе результатами возникает задача ассимтотического интегрирования уравнений движения гирокомпаса в кардановом подвесе. В гироскопии такого типа задачи. решается либо с помощью метода осреднения [16,841 путем сведения к регулярно возмущенным уравнениям, либо те же уравнения сводятся к сингулярно возмущенным и используется метод А. Н. Тихонова Jl07J. В указанной задаче применимы оба метода. Уравнения движения гирокомпаса представлены в диссертации в виде регулярно возмущенных уравнений свободного гироскопа в неподвижной системе координат. Как известно [87,58J, невозмущенные уравнения интегрируемы, решение задачи сводится к обращению гиперэллиптических квадратур, и может быть использовано для построения асимптотического решения при любых начальных данных, малым параметром служило бы отношение скоростей вращения Земли и ротора. В диссертации уравнения исследуются в предположении малости скоростей нутации, при этом углы поворотов рамок подсеса считаются конечными. Эволюционные уравнения точно интегрируются, вычисляются периоды прецессионных колебаний с учетом конечности амплитуд колебаний и нутационных движений чувствительного элемента.
В действительности свободные нутационные колебания быстро затухают, остающиеся высокочастотные колебания чувствительного элемента вызваны неидеальностью поверхностей качения шариковых подшипников ротора. В силу нелинейных эффектов вибрации могут привести i уходам Г40 J или к изменению положения равновесия, что ухудшает точность прибора. Поэтому особое значение для практики имеет исследование влияния внутренних возмущений, обусловленных вращением ротора в неидеальйых по форме подшипниках на точность гироскопических приборов [ 52 ].
В гироскопии теория неидеальных подшипников разработана в работах В. Ф. Журавлева ?37,40j. Им предшествовали работы Л. З. Новикова [88,89], С. А. Харламова [lII, II2], в которых.
— 9U исследуются соожные вопросы статики и динамики ротора в идеальных упругих шариковых подшипниках. Влияние неидеальности обработки подшипников рамок подвеса исследовано В. В. Филатовым f 108 J. В работах А. Ю. Беляева, В. Е. Петренко, Ю. В. Радыша [хз], М. А. Павловского, В. Е. Петренко [ 94 J теория неидеальных шарикоподшипников используется для диагностики состояния подшипников и осевого натяга, одной из главных величин, определяющих спектр собственных частот гиромотора.
Во второй части диссертации ставится задача исследавания вибрации гирокомпаса на торсионном подвесе и систематических погрешностей определения азимута, вызванных внутренними возмущениями. При исследовании динамики ротора в неидеальных подшипниках-' неизбежно приходится учитывать конечную жесткость его опор.
Задача определения собственных частот подвешенного на тор-сионе гиромотора с учетом упругости опор ротора тесно связана с этими вопросами и проблемой диагностики И состояния параметров подшипников в собранном гироскопе.
Собственные частоты наземного гирокомпаса с торсионным подвесом чувствительного элемента [101,102] без учета упругости опор ротора получены приближенно в статье В. П. Василенко, М.Е.Тем-ченко [ 29J .
Таким образом, в диссертацииполучены необходимые условия однозначности общих интегралов уравнений движения гирокомпаса в кардановом подвесе, -проведено асимптотическое интегрирование уравнений движения гирокомпаса в кардановом подвесе, вычислены периоды прецессионных движений!,.
— получены уравнения вибрации гирокомпаса на торсионном подвесе, приближенные формулы для собственных частот гирокомпаса с учетом упругости опор ротора,.
— получены формулы связывающие среднее отклонение оси гирокомпаса йз плоскости меридиана с коэффициентами Фурье поверхностей беговых дорожек.
Основные результаты опубликованы в четырех П печатных работах ?8−113 и докладывались на.
— Всесоюзных Королевских чтениях в МФТИ (Долгопрудный, Моск., обл., 1980).
— научных конференциях МФТИ (Долгопрудный, 1980, 1982, 1983).
— Всесоюзной конференции, посвященной Дню советской науки на ВДНХ СССР (Москва, 1984).
— на семинаре по механике систем твердых тел и гироскопов Института проблем механики АН СССР под руководством академика А. Ю. Ишлинского, чл.-корр. Д. М. Климова, проф. Е. А. Девянина. (1984).
ЗА1Ш0ЧЕНИЕ.
Итак, в диссертации исследованы нелинейные уравнения движения наземных гирокомпасов: с торсионным и кардановым подвесом чувствительного элемента. В первой главе исследованы общие решения полных нелинейных уравнений гирокомпаса в кардановом подвесе на предмет однозначности как функции комплексного переменного. Получены необходимые условия однозначности, которые свидетельствуют о неинтегрируемости уравнений движения в комплексных переменных.
Во второй главе те же уравнения решаются методом осреднения. Показано, что решение сводится к обращению элиптического интеграла третьего рода. Решения приближенной системы, полученной в результате отделения медленных переменных, ложатся на двумерные торы в четырехмерном фазовом пространстве, что характерно для интегрируемых систем. У точной системы решения для большинства начальных данных также являются обмотками торов, близких к полученным. Отметим, что это свойство все же локальное, поскольку считалось, что угловые скорости нутаций малы по сравнению со скоростью вращения ротора. Периоды медленных колебаний гирокомпаса выражены через нормальные эллиптические интегралы первого и второго рода. Формулы учитывают инерционность рамок подвеса и конечность углов поворота чувствительного элемента, что весьма важно для точного определения направления на Север по короткому отрезку траектории оси гироскопа.
В третьей и четвертой главе исследуется динамика гирокомпаса сП торсионным подвесом чувствительного элемента, ротор У которого вращается в упругих неидеальных по форме подшипниках.
Быстрое вращение ротора в тагах опорах приводит к появлению высокочастотных возмущений, которые приводят в силу нелинейных эффектов к смещению положения равновесия гирокомпаса, что и обуславливает ошибку гирокомпаса. Показано, что если пренебречь конечной жесткостью подшипников и вращением системы координат отклонение оси ротора из плоскости меридйана равно в среднем нулю в любом приближении, независимо от вида внутренних возмущений потенциальной природы. В рамках поставленной задачи, то есть с учетом конечной жесткости опор величина средней ошибки отлична от нуля, а связь её с частотой вращения ротора и погрешностями изготовления подшипников имеет резонансный характер. В связи с этим в третьей главе решается задача о собственных частотах гирокомпаса с упругими опорами ротора. Полученные там же уравнения вибрации необходимы в задаче о погрешностях'" гирокомпаса. Показано также, что результаты второй главы имеют прямое отношение к более сложной модели, рассмотренной в последних главах, в частности, периоды прецессионных движений чувствительного элемента могут вычисляться по формулам второй главы.
Список литературы
- Акуленко Л.Д., Лещенко Д. Д., Черноусько Ф. Л. Быстрое движение вокруг неподвижной точки тяжелого твердого тела в сопротивляющейся среде.- Изв. АН СССР, Механика твердого тела, 1982, 3, с. 5−11.
- Андреев В.Д., Блюмин И. Д., Девянин Е. А., Климов Д. М. Обзор развития теории гироскопических и инерциальных навигационных систем.- В кн.: Развитие механики гироскопических и инерциальных систем. М.: Наука, 1973, с. 33−72.
- Арнольд В.И. Малые знаменатели П, Доказательство теоремы А.Н.Колмогорова о сохранении условно-периодических движений при малом изменении функции Гамильтона.- Успехи математических наук, 1963, т. 18, J& 5, с.13−40.
- Арнольд В.И. Математические методы классической механики.- М.: Наука, 1979.- 432 с.
- Архангельский Ю.А. Об алгебраических и однозначных интегралах в задаче о движении твердого тела в ньютоновском поле сил.-Прикладная математика и механика, 1963, т.27, № 4, с.697−698.
- Архангельский Ю.А. Об однозначных интегралах в задаче о движении твердого тела в ньютоновском поле сил Прикладная матем. и мех., 1962, т.26, № 3, с.568−570.
- Архангельский Ю.А. Аналитическая динамика твердого тела. М.: Наука, 1977. 328 с.
- Баширов Р.Х. Уравнения движения гирокомпаса с однозначными общими интегралами.- В кн. Аэрофизика и геокосмические исследования. М.:изд. Московского физ.-техн. ин-та, 1983, с. 92−94.
- Баншров Р.Х. Об интегрировании эволюционных уравнений гирокомпаса в кардановом подвесе.-В сб.: Прикладные методы механики. М. Московский физ.-техн. ин-т, 1984, с. 70−75. Рукопись деп. в ВИНИТИ 20.04.84. № 2529−84 ДЕП.
- Ю. Баширов Р. Х. К исследованию динамики гирокомпаса на торсионном подвесе.- Изв. АН СССР, Механика твердого тела, 1984, № 2, с. 24 34.
- Баширов Р.Х. Интегрирование эволюционных уравнений гирокомпаса в кардановом подвесе.- В кн.: Современные вопросы физики и приложения. Тезисы докладов и сообщений. М.: Ин-т общей физики1. АН СССР, 1984, с. 44.
- Беген А. Теория гироскопических компасов Аншютца и Сперри и общая теория систем с сервосвязями. М.: Наука, 1967.- 172 с.
- Беляев А.Ю., Петренко В. Е., Радыш Ю. В. Метод определения собственных частот гиромотора по параметрам его вибрации, — Изв. вузов. Приборостроение, 1982, т.25, 6, с. 65−69.
- Блюмин Г. Д., Жбанов Ю. К., Кошляков В.Н.Гироскопические компасы.-В кн.: Развитее механики гироскопических и инерциальных систем. М.: Наука, 1973, с. 253−284.
- Блюмин Г. Д., Чичинадзе М. В. Условия невозмущаемости.одноротор-ного гирокомпаса.- Изв. АН СССР. Механика и машиностроение, 1964, J6 3, с. 71−78.
- Боголюбов Н.Н., Митропольский Ю. А. Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний.- М.: Физматгиз, 1963.- 412 с.
- Богоявленский А.А. К вопросу о частных решениях задачи движения гироскопа в кардановом подвесе.- Прикладная матем. и мех., 1974, т. 38, 16 4, с.757−760.
- Борзов В.И. Систематический уход гироскопа с синхронным двигателем.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1973, & 4, c. III-118.
- Бородина P.M. Решение уравнений движения уравновешенного гироскопа методом усреднения. Укр. матем. ж., 1961, т.13, № 3,с. 97−100.
- Булгаков Б.В. Прикладная теория гироскопов.- Изд. МГУ, 1976, 401с.
- Бурлаков В.И., Будакова A.M. Двухстепенной гироскоп на вращающемся основании.- Гироскопические и навигационные системы. Пермь, 1982, с. 15−19.
- Бутенин Н.В. Астатический гироскоп с сухим трением в осях кар-данова подвеса, установленного неподвижно на Земле.- Изв. вузов. Приборостроение, 1964, т.7, В 2, с.99−106.
- Бутенин Н.В., Климов Д. М. Успехи механики гироскопических и инерционных систем в СССР.-Изв. вузов СССР. Приборостроение, 1977, т.20, J& 10, с.79−96.
- Бутенин Н.В., Климов Д. М., Лунц Я. Л., Степаненко Н. П. Нелинейные задачи теории гироскопических систем, — В кн.: Развитие механики гироскопических и инерциальных систем. М.: Наука, 1973, С. 379−401.
- Бутенин Н.В., Лестев A.M. Динамика нелинейных гироскопических систем при полигармонических колебаниях основания.- Изв. вузов- Приборостроение, 1982, т.25, № 8, с.56−64.
- Бутенин Н.В., Лестев A.M. К теории гирополукомпаса.- Изв. вузов. Приборостроение, 1964, т.7, 4, с.96−102.
- Бухголц Н.Н. Основной курс теоретической механики. ч.1,2.- М.: Наука, 1972.
- Василенко В.П., Онищенко С. М. К теории корректируемого двухро-торного гирокомпаса. Изв. АН СССР, Мех. твердого тела, 1971,4, с.30−37.
- Василенко В.П., Темченко М. Е. К теории гирокомпаса на торсионном подвесе.- Инж. ж. Мех. твердого тела, 1966, I, с.6−13.
- Веденин В.П. По поводу уходов гироскопов при вращении основания.-Изв. вузов. Приборостроение, 1968, т. II, № 8, с.67−72.
- Воробьев В.М. 0 неустойчивости гирокомпаса при действии на ротор переменных моментов в условиях резонанса.- Прикладная механика, 1982, т.18, № 12, с. 102^-107.
- Голубев В.В. Лекции по интегрированию уравнений движения твердого тела около неподвижной точки.- М.: Гостехиздат, 1953−288с.
- Жбанов Ю.К. Гирогоризонткомпас на вибрирующем основании.-Прикладная матем. и мех., 1961, т.25, № 5, с.933−937.
- Жбанов Ю.К. Решение уравнений движения гирогоризонткомпаса при конечных углах отклонения от меридиана.-Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1973, 4, с. 102−104.
- Жбанов Ю.К. 0 точных решениях уравнений движения гирогоризонткомпаса. Изв. АН СССР. Мех. твердого теда, 1980, № 2, с. П-18.
- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1970, J& 3, с.171−175.
- Журавлев В.Ф. Задача о равновесии неидеального подшипника.-Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, I970t J& 4, с. 72−77.
- Журавлев В.Ф. Динамика ротора в неидеальных подшипниках.-Изв. АН СССР. Мех. твердого теда, 1971, ^ 5, с. 44−48.
- Журавлев В.Ф. 0 движении свободного гироскопа при наличии внутренних возмущений.-Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1973, G1. J6 5, с.14−21.
- Журавлев В.Ф. К вопросу об оценке эффекта Магнуса Докл. АН СССР, 1976, т.226, № 3, с.541−543.
- Журавлев В.Ф. Обобщение теоремы Рэлея на гироскопические системы.- Прикладная матем. и мех., 1976, т.40, № 4, с.606−610.
- Журавлев В.Ф., Лапин А. А. Явление самосинхронизации в скоростных гироскопических опорах.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1979, Jfc 4, с.3−10.
- Зиглин С.Л. Ветвление решений и несуществование интегралов в гамильтоновой механике. Успехи матем. наук, 1980, т.35, Jfc 5, с. 253−254.
- Ильин П.А., Сергеев М. А. Сухопутный двухстепенной гирокомпасс воздушными шаровыми опорами.- Л.: Труды Ленигградского инст. точной мех. и оптики, 1958, вып.36.
- Ильчанинов В.П., Терешин В. Г. Поведение гироскопа в кардановом подвесе с неуравновешенными рамками на вращающемся основании.--Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1977, J6 5, с.63−66.
- Ильчанинов В.П., Терешин В. Г. Об интегрировании уравнений движения двухстепенного гироскопа на вращающемся основании.- Изв. АН СССР, Мех. твердого тела, 1980, J6 I, с.48−50.
- Ишлинский А.Ю. К теории гирогоризонткомпаса.- Прикладная матем. и мех., 1956:, т.20, № 4, с.487−499.
- Ишлинский А.Ю. Механика гироскопических систем.- М.: Изд. АН СССР, I963.-L- 482с.
- Ишлинский А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация.--М.: Наука, 1976.-670 с.
- Климов Д.М. Затухание собственных колебаний гироскопа в кардановом подвесе с сухим трением.- Докл. АН СССР, 1958, т.123,3, с.410−412.
- Климов Д.М. О движении гироскопа в кардановом подвесе с неаксиально насаженным ротором.- Докл. АН СССР, 1959, т.124, В 3, с. 537−539.
- Климов Д.М. Об условиях невозмущаемости гироскопической рамы.- Прикладная матем., и мех., 1964, т.28, JS 3, с.511−513.56. /(&-/псг> 2), А/ лажа о/ nomdeafg^rcsccfx'cstjde/ns. /f 3)^/?. Syst. — /5//" — Berfa. e.a., MM, с.
- Климов Д.М., Слезкин H.A. Применение асимптотических методов к решению задачи о движении астатического гироскопа в кардановом подвесе.- Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1963, № 3, с.45−50.
- Климов Д.М., Степаненко Н. П. Об интегрировании уравнений движения гироскопа в кардановом подвесе.- Инж. ж. Мех. твердого тела, 1967, & 6, с.143−150.
- Климов Д.М., Филлипов В. А. 0 резонансе в существенно нелинейной системе.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1970, JS 6, с. 42−54.
- Климов Д.М., Харламов С. А. Динамика гироксопа в кардановом подвесе.- М.: Наука, 1978. 208 с.
- Кобрин А.И., Мартыненко Ю. Г. Об одном методе построения асимптотического решения задачи о движении гироскопа в кардановом подвесе.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1971, J& 3, с.40−47.
- Кобрин А.П., Мартыненко Ю. Г., Новожилов О прецессионных уравнениях гироскопических систем.- Прикладная матем. и мех., 1976, т.40, Л 2, с.230−237.
- Ковалевская С.В. Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки.- В кн.: Движение твердого тела вокруг неподвижной точки. М.: Изд. АН СССР, 1940, о.11−49.
- Козлов В.В. Несуществование однозначных интегралов и ветвление решений в динамике твердого тела.- Прикладная матем. и мех., 1978, т.42, В. 3, с.400−406.
- Козлов В.В. Интегрируемость и неинтегрируемость в гамильтоноР) вой механике.- Успехи математических наук, 1983, т.38, ЖЕ, с. 1−67.
- Колмогоров А.Н. О сохранении условно-периодических движений при малом изменении функции Гамильтона.- Докл. АН СССР, 1954, т.98, Jfe 4, с. 527−530.
- Кондорский И.Д. К теории гиромаятниковых систем.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1970, J& 4, с. П-15.
- Котляков В.Н. О приводимости уравнений движения гирокомпаса.--Прикладная матем. и мех., 1961, т.25, Л 5, с.801−805.
- Кошляков В.Н. Об одном классе точных решений уравнений движения корректируемого гирогоризонткомпаса.- Изв. АН СССР.Мех. твердого тела, 1969, № 6, с.3−9.
- Кошляков В.Н. Теория гироскопических компасов.- М.: Наука, 1972.- 344 с.
- Кошляков В.Н., Сосницкий С. П. Об устойчивости гирокомпаса, Изв. АН СССР. Мех. твердого тела. 1969, № 3, с. 32−35.
- Крылов А. Н. Друтков Ю.А. Общая теория гироскопов и некоторых технических их применений.- Л.:Изд. АН СССР, 1932.- 356 с.
- Кудревич Б.И. Избранные труды.- Л.: Издание управления начальника гидрографической службы ВМФ, 1959.- 464 с.
- Кузьмина Р.П., Новожилов Й. В. Применение методов пограничного слояв в задаче о движении гироскопа в кардановом подвесе.-Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1969, № I, с.31−35.
- Лавров В.Н. Ориентирование подземной маркшейдерской съёмки гироскопическими приборами.- «Уголь», 1952, № 5 (314), с.10−17.
- Лавров В.Н. Определение положения равновесия ЧЭ маркшейдерского гирокомпаса.- Л.:Труды Всесоюзного науч.-исслед. маркшейдерского института, I960, № 35, с.53−57.
- Лестев А.Й. Нелинейные гироскопические системы.-Л.:ЛГУ, 1983- 226 с.
- Летов A.M. К теории гирополукомпасов.- Инж. сборник, 1952, 13. с. 123−130.
- Лунц Я.Л. Ошибки гироскопических приборов.-Л.: Судовождение, 1968.- 232 с.
- Ляшенко В.Ф. О приводимости уравнений движения гирогоризонтком-паса и двухгироскопический вертикали.-Прикладная матем. и мех., 1962, т.26, Jfc 2, с.369−372.
- Магнус К. Гироскоп, теория и применение.- М.: Мир, 1974.-526 с.
- Меркин Д.Р. Об устойчивости движения гирорамы.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1966, № 5, с.26−32.
- Меркин Д.Р. Гироскопические системы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1974.- 344 с.
- Митропольский Ю.А. Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний М.: Наука, 1973.- 512 с.
- Митропольский Ю.А., Лыкова О. Б. Интегральные многообразия в нелинейной механике.- М.: Наука, 1973.- 512 с.
- Мозалевская Г. В., Хохлов А. И. Современное состояние задачи построения точных решений уравнений движения гироскопа в кардановом подвесе.- Исследование по истории механики.-М.: 1983, с.90−100.
- Николаю Е.Л. О движении уравновешенного гироскопа кардановом подвесе.- Прикладная математика и мех., 1939, т. З, $ 4, с.3−33.
- Новиков Л.З. Определение собственных частот колебаний электродвигателя, связанных с нелинейной упругостью подшипников.-Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1961, 1е6, с.84−90.
- Новиков Л.З. Статика радиально-упорногопдарикового-цодшипника'с осевым натягом.- Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1963, В 5, с. 17−28
- Новиков Л.З. О влиянии несферичности Земли на работу гирогори-зонткомпаса.- Прикладная матем. и мех., 1963, т.27, 5, с. 878−884.
- Новожилов И.В. О понижении порядка уравнений гироскопических систем.- йнж. ж. Мех. твердого тела, 1966, Л 5, с.33−39.
- Новожилов И.В. О применении асимптотических разложений теории дифференциальных уравнений с малым параметром при старшей производной дия исследования гироскопических систем.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1970, Л 4, с.50−57.
- Новожилов И.В. О переходе к прецессионным уравнениям гироскопии на бесконечном интервале времени.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 197I, № 5, с.10−15.
- Павловский М.А., Петренко В. Е. Влияние поступательной вибрации на погрешности гироскопа с упругими шарикоподшипниками главной оси.- Изв. АН СССР, Мех. твердого тела, 1980, № 6,с.17−29.
- Полубари (нова-Кочина П. Я. Об однозначных решениях и алгебраических интегралах задачи о вращении тяжелого твердого тела около непод-видной точки.- В кн.: Движение твердого тела вокруг неподвижной точки.-тМ.: Изд. АН СССР, 1940, с.157−186.
- Ройтенберг Я.Н. К теории гироскопического компаса.- Прикладная матем. и мех., 1964, т.28, Л 5, с.812−828.
- Руденко В.М. Определение собственных частот астатического гироскопа с упругим кардановым подвесом.- Изв. АН СССР. Мех. твердого теда, 1977, № 6, с.91−95.
- Румянцев В.В. Об устойчивости движения гироскопа в кардановом подвесе.- Прикладная матем. и мех., 1958, т.22, Jfc 3, с.374−378.
- Румянцев В.В. К динамике твердого тела, подвешенного на струне.--Изв. АН СССР. Мех. твер^рго тела, 1983, J& 5, с.5−15.
- Садов Ю.А. Переменные действие: угол в задаче Эйлера-Пуансо.-Прикладная математика и мех., 1970, т.34, В 5, с.962−964.
- Селезнев С.Р. Точный гирокомпас на неподвижном основании.-Инж. ж., 1963, т. З, № 4, с.694−699.
- Сергеев М.А. Наземные гирокомпасы.- М.: Машиностроение, 1969.232 с.
- Слезкин Л.Н. О применении асимптотических методов к исследованию гироскопических систем.- Докл. АН СССР, 1962, т.147, I, с.57−59.
- Смолицкий Х.Л. О движении гироскопа в кардановом подвесе на равномерно вращающемся основании.- Прикладная матем. и мех., 1967, т.31, № 5, с.951−958.
- Смолицкий Х.Л. Ошибки гироскопа в кардановом подвесе, находящегося на подвижном основании.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1971, J& 3, с.29−39.
- Соболев В.А., Стрыгин В. В. О допустимости перехода к прецессионным уравнениям движения гироскопических систем.- Изв. АН СССР. Мех. твердого тела, 1978, № 5, с.10−17.
- Тихонов А. Н. Васильева А.Б., Свешников А. Г. Дифференциальные уравнения.- М.: Наука, 1980.- 230 с.
- Филатов В.В. О влиянии ошибок изготовления шариковых подшипников карданового подвеса на уход гироскопических приборов.- Изв.
- АН СССР. Мех. твердого тела, 1972, В I, с.30−38. 109. Харламов П. В. Некоторые классы точных решений задачи о движении системы гироскопов Лагранжа.- Матем. физ. Киев, 1982, J& 32, с.63−76.
- НО. Харламов С. А. Нутационные колебания и уход синхронного гироскопа, установленного в кардановом подвесе.- Докл. АН СССР, 1962, т. 146, 3, с. 550−553.
- Харламов С.А. О движении гироскопа, установленного на шариковых подшипниках в кардановом подвесе.- Прикладная матем. и мех., 1962, т.27, Л 2, с. 365−369.
- Харламов С.А. О жесткости радиально-упорного шарикового подшипника с осевым натягом.- Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1962, В 5, с. I39-I4I.
- Ходырев В.Я. Влияние на однородный гирокомпас сухого тренияв опорах подвеса его чувствительного элемента.- Труды ЦНИИ МФ, 1961, вып. 39, с. 93−113.
- Черноусько Ф.Л. О движении спутника относительно центра С мае с под действием гравитационных моментов.- Прикладная матем. и мех., 1963, т.27, 3, с.474−483.
- Черноусько Ф.Л. Движение твердого теда с полостями, заполненными вязкой жидкостью при малых числах Рейнольдса.-Ж.вычисл. матем. и матем. физ., 1965, т.5, № 6, 1049−1070 .
- Четаев Н.Г. О гироскопе в кардановом подвесе.- Прикладная матем., и мех., 1958,"т.22, № 3, с. 379−381.
- Чешанков (В., Церяков М. Върху една задача на Ишлински.- Теоретична и приложна механика, 1983, т.14, Л 3, с. 30−40.
- Шульман И.®-. Интеркардинальная девиация гирокомпаса с жидкостно-торсионным подвесом.- Инж. ж. Мех. твердого тела, 1968, № 4,с. 38−42.
- Ягодкин В.В., Хлебников Г. А. Гироскопические приборы баллистических ракет. М.: Воениздат, 1967,-216 с.
- В иг {/ess JS., Fox C. MJ s/aA/iг a/ion of ancrifl seek/20 p/atfor/r? ccsi/гд, а с/и/гв/лиа^ /и//ее/ //cot's joint gyre scope. — 5W 4Ш J Ш. Mecl im */f> M7−17J.
- Fox C./7. J. a/7 с/ Maunder/. d^/iawa of a foment saspent/ea/ /lort/l teeh/г^rocccpe. — J. о/ Me Mechanic*/ S/г^Шепгг^ Science, /97% 2J, 124. /7 perturbation? c/u?'on о/ Me equations of /notion of a acsrcsccpe.959, 26, t/3.
- Scict&rM. S>er Jfretse/ko/nbass uni&r &/i/^uss e/er
- Sc/uf/sscAirtrtouayen. ?et/strfri// /иг
- MaiAemotik ипс/'MetAaaik., &-Л, Me/t4. Вег&п, /Щ1. Г-
- Уамa/notc Т. О/г criticsf speeJs о/ a s/la// suffiede/ ' fa a £а$ Searcy. J. Med, /959. M. M2, W-M