Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математическое моделирование развития малого бизнеса в регионах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования: для республики Дагестан проведен анализ показателей эффективности деятельности предприятий сферы малого бизнеса на основе анализа главных компонент и многомерной средней и выявлены отрасли с высоким потенциалом развитияразработана оригинальная, эконометрическая модель относительного спроса и предложения труда агрегированного сегмента малого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие малых предприятий в регионах России
    • 1. 1. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения
    • 1. 2. Малые предприятия Республики Дагестан: анализ состояния и пути развития
    • 1. 3. Анализ существующих подходов к исследованию функционирования и развития малого предпринимательства
  • Глава 2. Экономико-математическое моделирование конъюнктуры рынка труда малого бизнеса
    • 2. 1. Механизм формирования спроса и предложения труда в сегменте малого предпринимательства
    • 2. 2. Спецификация макроэкономической модели рынка труда как системы одновременных эконометрических уравнений
    • 2. 3. Эконометрические методы идентификации параметров модели и особенности их применения на панельных данных
  • Глава 3. Эконометрический анализ развития малого бизнеса в регионах России в условиях трансформирующейся экономики
    • 3. 1. Статистический анализ динамики развития малого предпринимательства
    • 3. 2. Методология формирования исходных данных и описательная статистика
    • 3. 3. Идентификация параметров модели спроса и предложения труда и экономический анализ результатов расчетов
    • 3. 4. Оценка связей и зависимостей в малом бизнесе методами эко-нометрического моделирования

Математическое моделирование развития малого бизнеса в регионах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Опыт развитых стран показывает, что малые предприятия играют одну из ключевых ролей в экономике этих стран, выполняя ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, внедрение новых технологий. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50% и выше.

Малый бизнес представляет достаточно крупный сектор российской экономики. Однако, несмотря на государственную поддержку, его развитие в последние годы тормозится: резкий подъем начала 90-х годов развития малого бизнеса сменился к концу столетия стагнацией. Доля его в ВВП страны в 2002 г. составила всего 12% (на уровне регионов этот показатель варьирует от 0,5% до 25%).

По нашему мнению стагнация развития малого бизнеса в России является результатом дифференциации процесса образования МП в регионах и объясняется неодинаковыми условиями создания собственного бизнеса. Детерминантами таких различий являются региональные риски, в том числе связанные с неоднородностью целей региональных органов власти и управления, отсутствием заметных преимуществ в занятости на МП, дифференциация населения в результате реформ.

При разработке мероприятий государственной поддержки малого бизнеса необходимо учитывать факторы, оказывающие существенное влияние на процесс возникновения новых малых предприятий. Также при формировании региональных программ развития малого бизнеса надо учитывать склонность населения к предпринимательству.

Существуют различные экономико-математические методы и модели исследования развития малого бизнеса в России. Они позволяют выявить особенности функционирования этого сегмента экономики и предсказывать его динамику в будущем при изменении каких-либо параметров. Однако большинство известных методов и моделей не всегда позволяют определить причины возникновения зависимостей, не дают возможности находить управленческие воздействия, которые бы обеспечивали наиболее эффективное развитие динамических процессов, дать рекомендацииi по обоснованию оптимальных стратегий4 развития предпринимательства.

Указанные нерешенные задачи и определяют актуальность и практическую значимость диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемам развития малого бизнеса, вопросам маркетинговой, финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, институциональным особенностям развития, формам государственной финансовой его поддержки посвящены научно-исследовательские работы как российских, так и зарубежных ученых, в частности: Бабаевой JI.B., Блиновой Т. А., Данилиной Я. В., Ивановой Н. Ю., Норта Д., Радаева В. В., Рыбиной М. Н., Шахбанова Р. Б., Aslund А., Backberg Е., Baumol W.J., Brown D., DeJong D., Earl J., Johnson S., Kihlstrom R., Laffont J.J., Mason C.M., Reynolds, P.O., Storey D. и др.

В работах Айвазяна С. А., Басаревой В. Г., Егоровой Н. Е., Клейнера Г. Б., Колесниковой JI.A., Журавской Е. В., Лапиной Г. П., Майна Е. Р., Маренного М. А., Мхитаряна B.C., Орлова А. И., Попова В. М., Сонина K.A., Хачатряна С. Р., Amin А., Baumol W., Berkowitz D., Sakova Z. и др. освещены вопросы экономико-математического моделирования малого бизнеса на уровне отдельных предприятий, модели исследования операций^ прогнозирования развития, финансово-инвестиционного состояния деятельности субъектов малого бизнеса, региональных рисков, инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала, сравнительного анализа внешней среды развития малого бизнеса.

Однако выполненные исследования либо относятся к начальному периоду развития предпринимательства в России, либо используют в качестве статистической базы только пространственные данные или только временные ряды.

На основании обзора и анализа известных исследований можно заключить, что вопросы построения эконометрических моделей для изучения проблем дифференциации регионов по предпринимательской активности и определения факторов, влияющих на эту активность в конце 90-х начале 2000;х гг. остается малоисследованной.

Объектом исследования является сектор малого предпринимательства в экономике России и, в частности, республике Дагестан.

Предмет исследования — динамические процессы функционирования сферы малого бизнеса и, в частности, рынка труда.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка эконометрических моделей для анализа факторов, влияющих на предпринимательскую активность на макро и мезо уровнях, выявления региональных различий в уровне развития малого бизнеса, а так же отраслевых различий в республике Дагестан.

Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: раскрыть экономическую сущность малого предпринимательства, определить основные направления деятельности малых предприятий и обобщить формы создания малых предприятий, выявить существенные факторы и сдерживающие ограничения развития малого бизнеса в Россииразработать модель относительного спроса-предложения агрегированного сегмента малого предпринимательства в разрезе регионов и построить состоятельные и эффективные оценки ее параметров на панельных данных;

— выполнить эконометрический анализ динамики развития малого предпринимательства по регионам России по наиболее важным показателям и выявить факторы, определяющие дифференциацию регионов по уровню развития малого предпринимательства,^.

— построить однои многофакторные эконометрические модели, характеризующие связи и зависимости между показателями развития малого бизнеса в разрезе регионов страны, с помощью которых дать оценку особенностей различных групп регионов.

— оценить динамику структурных изменений в отраслях малых предприятий республики Дагестан.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационной работы составили исследования российских и зарубежных ученых в области формирования механизмов развития малого бизнеса в современных российских условиях. Методологической основой исследования является системный подход к процессам формирования и развития малого бизнеса, методы математической статистики и эконометрики, математического моделирования экономических систем.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Для решения поставленных в диссертационной работе задач использовались инструментальные программные средства: Microsoft Excel 2000, Stata 7.0, SAS.

Работа выполнена в рамках пунктов 1.4 «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления .» и 1.8 «Математическое моделирование экономической конъюнктуры, деловой активности, определение трендов, циклов и тенденций развития» паспорта специальности 08.00.13 — математические и инструментальные методы экономики.

Информационно-эмпирическая база диссертационного исследования. При проведении исследования использованы статистические данные Госкомстата РФ по регионам Российской Федерации 1997;2002 гг., а так же данные государственного комитета по статистике республики Дагестан, индексы «Эксперт-РА» по оценке инвестиционного климата в регионах, индексы концентрации (Герфиндаля-Хиршмана) по выпуску и занятости, данные ЦЭФИР о концентрации выпуска и занятости в регионах РФ.

Научная новизна результатов исследования: для республики Дагестан проведен анализ показателей эффективности деятельности предприятий сферы малого бизнеса на основе анализа главных компонент и многомерной средней и выявлены отрасли с высоким потенциалом развитияразработана оригинальная, эконометрическая модель относительного спроса и предложения труда агрегированного сегмента малого предпринимательства в разрезе регионов, которая представляет собой систему одновременных уравнений, проведено оценивание этой системы различными методами (двухшаговый метод наименьших квадратов, трехшаговый метод наименьших квадратов и др.) на базе сформированных панельных данных по регионам Россиина основе анализа результатов разработанных эконометрических моделей сделаны выводы о значимости институциональных факторов для развития предпринимательства в регионах России, наряду с факторами риска, предпринимательским и трудовым потенциалом населения, а также дан анализ региональных фиксированных эффектов спроса/предложения, временного эффекта и эффекта региональных особенностей субъектов Южного Федерального округаразработаны однои многофакторные эконометрические модели, характеризующие связи и зависимости между технико-экономическими показателями развития малого бизнеса в разрезе регионов страны (объем выпуска продукции, численности занятых, объем инвестиций и др.), с помощью которых дана оценка особенностей различных групп регионов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения разработанных моделей и рекомендаций при планировании и прогнозировании развития малого бизнеса с учетом региональных особенностей. Результаты исследования приняты для практического использования Комитетом Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка й Отделом потребительского рынка и развитию предпринимательства Администрации Госсовета и Правительства Республики Дагестан и подтверждены документами о внедрении.

Материалы диссертации использованы в преподавательской деятельности соискателя на экономических факультетах Дагестанского государственного университета при чтении курсов лекций по дисциплинам эконометрика, экономико-математические методы и модели, а также при разработке учебно-методических материалов к этим курсам.

Основные положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Система мероприятий по под держке бизнеса в России и причин неприспособленности системы государственной поддержки малого предпринимательства, призванной обеспечить: оптимизацию нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства, развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства, лизинг оборудования для восполнения нехватки высокотехнологичных основных фондов;

2. Система показателей относительной отраслевой доходности предприятий сферы малого бизнеса, сконструированная на основе анализа главных компонент и многомерной средней и позволяющая определить отрасли с высоким потенциалом развития;

3. Эконометрическая модель относительного спроса и предложения агрегированного сегмента малого предпринимательства в разрезе регионов России и результаты ее оценки;

4. Результаты эконометрического анализа о значимости институциональных факторов для развития предпринимательства в России, наряду с факторами риска, предпринимательским и трудовым потенциалом населения, региональных фиксированных эффектов спроса/предложения и временного эффекта;

5. Оценка региональных особенностей субъектов Южного Федерального округа в формировании сегмента малого бизнеса методами экономико-математического моделирования.

Внедрение и апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлялись, обсуждались и получили положительную оценку на ХХ1Х-ХХХ1 Международных конференциях «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе 1Т+8Е» (Украина, Ялта-Гурзуф, 2002;2004) — III Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрог, 2003) — I Международной научной конференции «Функционально-дифференциальные уравнения и их приложения» (Махачкала, 2003) — IV Межвузовских научных чтениях «Математические и статистические методы в экономике и естествознании» (РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2003) — IIIV Региональных научно-практических конференциях «Компьютерные технологии в науке, экономике, образовании» (Махачкала, 2001;2003).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 14 научных работах, в которых автору принадлежит 4,6 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 11 приложений. Текст занимает 130 страниц. Библиографический список литературы включает 123 источника.

Выводы по 3-й главе.

1. Выполнен статистический анализ динамики развития малого предпринимательства на основе данных по регионам Российской Федерации Госкомстата РФ по некоторым наиболее важным статистическим показателям.

На протяжении последнего ряда лет в российской экономике наблюдается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства, со среднегодовым темпом прироста 6%. Ежегодно увеличивается плотность распространения малого предпринимательства за счет предпринимателей без образования юридического лица. Эффективность работы малых предприятий неуклонно снижается с 21,6% рентабельности в 1999 г. до 4% в I полугодии 2002 г.

2. Выявлены этапы развития малого предпринимательства в постсоветский период, которые вписываются в схему трансформации экономики в целом. На раннем этапе экономических преобразований сектор МП по-видимому выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. Высокий инновационный потенциал МП обуславливал существенный рост производительности труда по сравнению с другими предприятиями. Однако, начиная с 1996 г., МП оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау и окончательно сформировались собственно в сектор малого бизнеса, который эквивалентен малому бизнесу в других странах.

3. Неравномерность отраслевой структуры занятости в малом предпринимательстве на протяжении всего постсоветского периода была примерно в 2 раза выше, чем соответствующий показатель для средних и крупных предприятий: в 2001 г. 75,3% всего персонала МП приходилось на промышленность, строительство и торговлю.

4. Анализ относительной производительности труда МП выявил, что малый бизнес наиболее успешен в Северном, Дальневосточном и ЗападноСибирском экономических районах. В Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах малый бизнес не занял достойной ниши. Остальные регионы не имеют ярко выраженной тенденции развития.

5. Получены оценки системы одновременных уравнений спроса-предложения двухшаговым методом наименьших квадратов и трехшаговым методом наименьших квадратов на панельных данных по регионам России.

6. Результаты регрессионного анализа позволяют сделать вывод о значимости институциональных факторов для развития предпринимательства в России, наряду с факторами риска, предпринимательским и трудовым потенциалом населения. Получили подтверждение теоретические гипотезы, сформулированные в главе 2 работы.

7. В рамках эконометрической модели относительного спроса-предложения агрегированного сегмента малого предпринимательства проанализированы региональные фиксированные эффекты спроса/предложения, временной эффект и эффект региональных особенностей территории Южного Федерального округа.

Заключение

.

В диссертационной работе получены следующие наиболее значимые научные результаты.

1. Раскрыта экономическая сущность малого предпринимательства и критерии отнесения субъектов к данному сегменту экономики. Определены основные направления деятельности малых предприятий и обобщены формы создания малых предприятий.

2. Выявлены основные проблемы развития малого бизнеса в России. Показаны направления участия государства в поддержке малого предпринимательства и предложена система мероприятий по поддержке малых предприятий.

3. Для объяснения выбора детерминант в развитии предпринимательства сформулирована модель поведения индивида, в которой каждый предприниматель использует не только свой труд, но и труд наемных работников, и решение уйти в самозанятость индивид принимает с учетом риска получить нулевую полезность от своей деятельности.

4. Специфицирована оригинальная эконометрическая модель относительного спроса-предложения агрегированного сегмента малого предпринимательства для экономики, состоящей из регионов, которая представляет собой систему одновременных уравнений, рассматриваемую в течение определенного периода времени.

5. Рассмотрены вопросы эконометрики систем одновременных уравнений, в частности: проблема идентифицируемости системы уравнений, методы нахождения оценок параметров и особенности применения эконометрических методов к системам одновременных уравнения на панельных данных.

6. Показано, что состоятельные оценки параметров системы одновременных уравнений могут быть получены двух и трех шаговыми МНК, более эффективные оценки в общем случае дает трехшаговый МНК.

7. Выполнен статистический анализ динамики развития малого предпринимательства на основе данных по регионам Российской Федерации Госкомстата РФ по некоторым наиболее важным статистическим показателям.

8. На протяжении последнего ряда лет в российской экономике наблюдается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства, со среднегодовым темпом прироста 6%. Ежегодно увеличивается плотность распространения малого предпринимательства за счет предпринимателей без образования юридического лица. Эффективность работы малых предприятий неуклонно снижается с 21,6% рентабельности в 1999 г. до 4% в I полугодии 2002 г.

9. Рассмотрены особенности развития малого бизнеса в Республике Дагестан. Показано, что показатели деятельности малых предприятий в Республике Дагестан существенно отличаются от аналогичных по ЮФО и РФ в целом. В частности, их характеризует невысокая плотность в расчете на одного жителя и в общем числе предприятий. В то же время высокая норма прибыли и отдача от инвестиций свидетельствуют о высоком потенциале республики в развитии малого предпринимательства.

10. Анализ отраслевой структуры МП Республики Дагестан позволил сконструировать показатель эффективности деятельности малых предприятий в терминах многомерной средней и тем самым выявить отрасли с высоким потенциалом развития.

11. Выявлены этапы развития малого предпринимательства в постсоветский период, которые вписываются в схему трансформации экономики в целом.

12. Получены оценки системы одновременных уравнений спроса-предложения двухшаговым методом наименьших квадратов и трехшаговым методом наименьших квадратов на панельных данных по регионам России.

13. Результаты регрессионного анализа позволяют сделать вывод о значимости институциональных факторов для развития предпринимательства в России, наряду с факторами риска, предпринимательским и трудовым потенциалом населения.

14. В рамках эконометрической модели относительного спроса-предложения агрегированного сегмента малого предпринимательства проанализированы региональные фиксированные эффекты спроса/предложения, временной эффект и эффект региональных особенностей территории Южного Федерального округа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. — М.: ЮНИТИ, 1998.
  2. А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1994.
  3. A.B., Бухвальд Е. М., Обиденнова Т. Б., Чепуренко А. Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: российское общество до и после. — М.: РНИС и НП, РОССПЭН, 1998.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. С. Пб: Питер, 1999.
  5. Л.В., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. -М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
  6. К.А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. — М.: Наука, 1980.
  7. В. Институциональные особенности развития малого бизнеса в России. Научный доклад № 02/02. М.: РПЭИ, 2002.
  8. В. Большие проблемы малого бизнеса//Финансы в Сибири. 1996.-№ 10.
  9. В. Хотели как лучше, но спад пошел в гору. О состоянии малого бизнеса в Сибири и за ее пределами//Финансы в Сибири. 1998. — № 5.
  10. В.Г., Сильченко Т. Д., Почеснева Е. Г. Развитие предпринимательства в бывших социалистических странах (Роль малого бизнеса в экономическом развитии). Препринт № 154. Новосибирск: ИЭиОПП, 1995.
  11. А. Малое предпринимательство и большая полити-ка//Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  12. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса// Российский экономический журнал. — 1995. — № 2.
  13. .Д., Вороновская O.E. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств. М.: ЦЭМИ РАН, 1998.
  14. A.A. Маркетинг малого предприятия. — Киев: ВИРА-Р, 1998.
  15. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. — СПб: Эко-. номическая школа, 1999.
  16. М., Виплош Ч. Макроэкономика. СПб.: Судостроение, 1998.
  17. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995.
  18. Ф., Рогачевская С. Основные тенденции фактической и деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле/ТВопросы статистики. 1998. — № 7.
  19. Дж. Покупка и продажа в малом бизнесе. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  20. Я.В., Клейнер Г. Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями//Сб.: «Микроэкономические предпосылки экономического роста». М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
  21. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М., Олимп, 2001.
  22. Дж. Эконометрические методы. — М.: Статистика, 1980.
  23. Т. Бюджетирование малого бизнеса. — СПб.: Полигон, 1999.
  24. К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 2001.
  25. Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом//Экономико-математические методы. — 1999. — Том 35. Вып. 2.
  26. Н.Е., Хачатрян С. Р., Вороновская O.E. Моделирование кредитно-инвестиционной политики развития малого бизнеса с учетом рисков. М., препринт, ЦЭМИ РАН, 1999.
  27. Н.Е. Моделирование малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -1998.-№ 1.
  28. Н.Е., Майн Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.
  29. Н.Е., Хачатрян С. Р., Королева Н. В. Моделирование стратегии развития инновационно ориентированных малых предприятий с использованием производственных функций/Сб.: «Микроэкономические предпосылки экономического роста». — М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
  30. Н.Е., Хачатрян С. Р., Маренный М. А. Дифференциальный анализ развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционный ресурс//Аудит и финансовый анализ. 2000. — № 4.
  31. Г. Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий России и стран ЕС//Вопросы статистики. 1998. — № 7.
  32. Е. Влияние бюджетного федерализма на структуру стимулов к производству общественных благ. Научный доклад № 99/15. М.: РПЭИ, 1999.
  33. П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. М.: Россия молодая, 1992.
  34. О.О. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  35. Н.Ю. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики//Российский экономический журнал. — 1995. -№ 12.
  36. Инвестиционный риск в российских регионах в 2001 -2002 гг./Эксперт. 2002. — № 45.
  37. Инвестиционный риск в российских регионах в 2000—2001 гг./Эксперт. 2001. — № 41.
  38. Инвестиционный риск в российских регионах в 1999—2000 гг./Эксперт. 2000. -№ 41.
  39. Инвестиционный риск в российских регионах в 1998—1999 гг./Эксперт. 1999. — № 39.
  40. Инвестиционный риск в российских регионах в 1997—1998 гг./Эксперт. 1998. — № 39.
  41. П.И., Сербиновский Б. Ю. Практика малого предпринимательства. — Ростов н/Д: Пегас, 1998.
  42. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  43. В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. — М.: Изограф, 1997.
  44. Магнус Я. Р, Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. Начальный курс. -М.: Дело, 2000.
  45. Е.Р. Малый бизнес как форма привлечения трудовых ресурсов/Сб.: «Проблемы моделирования развития производственных систем». Материалы семинара (вып.1). М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
  46. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги/Под ред. В. Горфинкеля, В.Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  47. Малое предпринимательство в России 2003. Статистический сборник ГКС России. М., 2003.
  48. Малый бизнес в России. М.: КОНСЭКО, 1998.
  49. Н. Дифференциация социально-экономического положения регионов России и проблемы региональной политики. Научный доклад № 99/09. М.: РПЭИ, 1999.
  50. П.А. Малые предприятия. — М.: Экономика, 1992.
  51. Неформальный сектор в российской экономике//Приложение к журналу «Предпринимательство в России». -М.: ИСАРП, 1998.
  52. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: Начала-Пресс, 1997.
  53. А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. М.: Знание, 1980.
  54. А.И. Как использовать индекс инфляции?// Наука и технология в России. 1995. — № 9−10.
  55. А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979.
  56. А.И. Что нужно знать руководителю малого предприятия (из опыта работы)//Тезисы докладов международной конференции «Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999.
  57. Основы предпринимательского дела/Под ред. Ю. Осипова и др. -М.: БЕК, 1996.
  58. В.Л. Первоочередные меры по стабилизации российской экономики/Сб.: «Пути стабилизации экономики России». М.: Бизнес-Тезаурус, 1999.
  59. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей. — М.: Начала-Пресс, 1997.
  60. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  61. В.В. Формирование новых российских рынков: трансак-ционные издержки, формы контроля и деловая этика. — М.: Центр политических технологий, 1998.
  62. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  63. Регионы России 2002. М.: Госкомстат РФ.
  64. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Ресурсный Центр малого предпринимательства. Москва, 2002 г. при поддержке ТАСИС, Европейской комиссии)
  65. Российский Статистический Ежегодник 2001. Статистический сборник. ГКС России, М., 2001.
  66. М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 4.
  67. Сайт Рейтингового Агентства «Эксперт» www.raexpert.rn
  68. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. М.: Ин-т экономики РАН, 1998.
  69. Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 2000.
  70. Стратегии бизнеса. М.: КОНСЭКО, 1998.
  71. С. Моделирование деятельности неформального сектора/Под ред. H.JI. Шагас. М.: ТЕИС, 1999.
  72. Ю.Н., Литвак Б. Г., Орлов А. И., Сатаров Г. А., Шмер-линг Д.С. Анализ нечисловой информации. М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», 1981.
  73. Ф. Проблемы идентификации в эконометрии. — М.: Статистика, 1978.
  74. Э. Техника финансового анализа. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  75. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. -М.:ИНФРА-М, 1995.
  76. Эконометрика/Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  77. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация том 2002/5. ОЭСР, 2002 г. Изд-во «Весь Мир».
  78. Р. Дж., Смит P.C. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М.: МГУ, 1996.
  79. А.А. Теневая активность предприятий и ограничения экономического роста/Сб.: «Пути стабилизации экономики России». — М.: Информэлектро, Информполиграф, 1999.
  80. Amin, A., S. Johnson, and D. Storey (1986) Small firms and the process of economic development, Journal of Regional Policy, 4, 493−517.
  81. , A. (1997) Observations on the development of small private enterprises in Russia, Post-Soviet Geography and Economics XXXVII.
  82. , E. (1997) Judicial and institutional barriers to economic growth and business in Russia, The World Bank 97/18, p.9.
  83. , W.J. (1968) Entrepreneurship in Economic Theory, American Economic Review 58,64−71.
  84. , W.J. (1990) Entrepreneurship: productive, unproductive, and destructive, Journal of Political Economy 98,216−234.
  85. Beesley, M.E. and R.T. Hamilton (1984) Small firm’s seedbed role and the concept of turbulence, The Journal of Industrial Economics 33 (2), 217−231.
  86. Berkowitz, D. and D. Cooper (1997) Start-ups and transition, Working Paper No 84 of the William Davidson Institute (University of Michigan), September 1997.
  87. Berkowitz, D. and D. De Jong (1998) Accounting for growth in postSoviet Russia, University of Pitsburg, Working paper.90., Blanchflower, D.G. and A J. Oswald (1998) What makes an entrepreneur? Journal of Labor Economics 16 (1), 26−60.
  88. Bound J., Jaeger D. and R. Baker (1995) Problems with instrumental variables estimation when the correlation between the instruments and the endogenous explanatory variable is weak, Journal of the American Statistical Association 430,443−450.
  89. Brown, D. and J. Earle (2000) Competition, geography, and firm performance: Lessons from Russia, Paper presented at CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow, 2−5 July.
  90. Brunetti, A., G. Kisunko, and B. Weder (1997) Institutions in transition, reliability of rules and economic performance in former socialist countries, The World Bank, Office of Chief Economist and Senior Vice President Development Economics, 1809.
  91. , S. (1982). The Emilian model: Productive decentralization and social integration, Cambridge Journal of Economics 6,167−184.
  92. Commander, S., Q. Fan, and M. Schaffer (1996) Enterprise restructuring and economic policy in Russia (Washington: The World Bank) p. 290.
  93. Commander, S., S. Dhar, and R. Yemtsov (1995) Are Russian enterprises restructuring? GC1−800 (The World Bank, Washington).
  94. Earl, J. and Z. Sakova (2000) Entrepreneurship from scratch: Lessons on the entry decision into self-employment from transition economies, Working paper.
  95. Earle, J. and S. Esrtin (1996) Privatization versus competition: Changing enterprise behaviour in Russia, Report No 315 (London: Centre for Economic Performance).
  96. Evans, D. and L. Leighton (1989) Some empirical aspects of entrepreneurship, American Economic Review 79, 519−535.
  97. , W.H. (2000) Econometric analysis. New York: Macmillan Publishing Company.
  98. Higfield, R. and R. Smiley (1986) New business starts and economic activity: An empirical investigation, International Journal of Industrial Organization 5,51−66.
  99. Hsiao Ch. Analysis of panel data. Cambridge University Press. 1999.
  100. John McMillan and Chrostofer Woodruf. The Central Role of Enter-preneurs in Transition Economies. JEP v. 16, #3 2002.
  101. , D. (1990) New firm and regional economic development: Experience and impacts in the 1980s, Cambridge Regional Review 1, 19−38.
  102. Kihlstrom, R. and J. J, Laffont (1979) A general equilibrium entrepreneurial theory of firm formation based on risk aversion, Journal of Political Economy, 87 (4), 719−748.
  103. Loveman, G. and W. Sengenberger (1991) The re-emergence of small-scale production: An international comparison, Small Business Economics 3 (1), 1−38.
  104. , C.M. (1991) Spacial variations in enterprise: The geography of new firm formation, Chapter 5, in: R. Burrows, ed., Deciphering the Enterprise Culture (New York: Routledge) 74−105.
  105. Moyes, A. and P. Westhead (1990) Environments for new firm formation in Great Britain, Regional Studies 24 (2), 123−126.
  106. Polishchuk L. Small business in Russia: Institutional Environment. Center for Institutional Reform and the Informal Sector (IRIS). University of Mariland.
  107. , V. (1999) Reform strategies and economic performance of Russia’s regions, Working paper.
  108. , V. (2000) Shock therapy versus gradualism: The end of the debate (Explaining the magnitude of the transformational recession), Comparative Economic Studies 42 (1), 1−57.
  109. , P.O. (1991) Regional characteristics affecting business growth: Assessing strategies for promoting regional economic well-being (University of Minnesota, Departments of Sociology and Agricultural and Applied Economics).
  110. , P.O. (1991) Strategies for gross-national comparisons: matching research issues and analysis objectives, Small Business Economies 3.
  111. , D. (1970) Transitions to democracy: Toward a dynamic model, Comparative Politics 1, 337−363.
  112. Sala-l-Martin (1996) The classical approach to convergence analysis, The Economic Journal 106 (July), 1019−1036.
  113. Slinko I., Yakovlev E., Zhuravskaya E. Institutional Subversion: Evidence from Russian Regions, CEFIR, 2002.
  114. , K. (1999) Inequality, property rights, protection and growth in transition economies: Theory and evidence from Russia, Moscow, EERC, Final Report.
  115. , D.J. (1982) Entrepreneurship and the new firm (London: Groom Helm).
  116. The OECD Small and Medium Enterprises Outlook OECD, 2000.
  117. Transition The First Ten Years Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union. 2002 The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank 1818 H Street, NW.
  118. Verbeek, M. A. Guide to Modern Econometrics, Wiley, 2000.
  119. , L. (1992) Private sector manufacturing in Poland: A survey of firms (Washington: The World Bank).
Заполнить форму текущей работой