Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизмов регулирования развития топливно-энергетического комплекса в системе экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом, все документальные разработки должны: во-первых, сопровождаться постоянным мониторингом их реализации (достижения поставленных целей, методов их достижения, участия государства и предпринимательских структур в их реализации, эффективности применяемых сторонами регулятивных методов, учета изменения мировых тенденций на энергетическом рынке, особенно на рынке нефтегазового сырья… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Энергетическая безопасность как составляющая экономической безопасности Российской Федерации
    • 1. 2. Защита национальных интересов России при использовании топливноэнергетических ресурсов в условиях глобализации
    • 1. 3. Концептуальные основы формирования глобального энергетического пространства и экономическая безопасность России
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 2. 1. Анализ глобальной обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами с учетом российского потенциала
    • 2. 2. Оценка современного состояния топливно-энергетического комплекса
  • России как основы ее экономической безопасности
    • 2. 3. Исследование факторов, сдерживающих воспроизводство и комплексное использование топливно-энергетических ресурсов и альтернативных видов энергоресурсов
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  • ЗЛ. Обоснование приоритетов государственного влияния на обеспечение энергетической безопасности России на долгосрочную перспективу
    • 3. 2. Обеспечение расширения внешнего рынка топливно-энергетических ресурсов с учетом экономической безопасности России
    • 3. 3. Предложения по обеспечению экономической безопасности России за счет развития топливно-энергетического комплекса
  • Выводы по третьей главе

Совершенствование механизмов регулирования развития топливно-энергетического комплекса в системе экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется, во-первых, важностью любых' проблем экономической безопасности для принятия основных социально-экономических решенийво-вторых, ролью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в качестве важнейшего фактора реализации стратегии национальной экономической безопасности РФв-третьих, недостаточным количеством исследований влияния ТЭК на экономическую безопасность страны в условиях глобализациив-четвертых, недостаточной проработкой исследуемых в диссертации вопросов в существующей литературе.

В зависимости от того, используются собственные ресурсы или они привлекаются со стороны, меняется содержание регулятивных мер, и механизмов, которые должны осуществлять государственные и предпринимательские структуры, чтобы удовлетворить растущие потребности экономики. Сама же принципиальная задача — удовлетворение потребности экономики в топливно-энергетических ресурсах остается основополагающей.

Регулирование основных процессов в ТЭК должно осуществляться на основе использования системы специальных мероприятий и механизмов. Эту общую задачу можно назвать обеспечением безопасности экономики страны. Решение задач экономической безопасности в условиях глобализации экономических отношений, в первую очередь, будет определяться состоянием сырьевой энергетической базы России и конкурентоспособным позиционированием российского ТЭК на мировом энергетическом рынке. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы экономической безопасности изучались в трудах: Л. И. Абалкина, В. А. Богомолова, Г. С. Вечканова, В. Ф. Гапоненко, А. П. Герасимова, С.Ю.

Глазьева, JI.П. Гончаренко, Л. Н. Добрышиной, А. И. Захарова, А. И. Илларионова, И. Ф. Исмагилова, A.B. Колосова, Т. Е. Кочергиной, Д. С. Львова, О. Ю. Минченковой, И. Б. Родиной, В. К. Сенчагова, C.B. Степашина, А. И. Страхова, A.A. Урунова, К. В. Фролова, Ю. С. Хромова и др.

Проблемы, связанные со спецификой развития ТЭК и его влияния на экономическую безопасность страны, нашли обоснование в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Разработке методологии системных исследований ТЭК посвящены труды таких российских ученых, как: В. Л. Алтаев, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Гаспаров, Е. А. Ерохина, В. И. Долгий, С. А. Жданов, Е. Н, Князева, Е. В. Козлова, А. А Козловский, Л. А. Колесников, С. П. Курдюмов, С. П. Никаноров, А. Н. Романцов, В. Н. Садовский, А. А. Тимченко, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин, Н. С. Яшин и др. В числе зарубежных авторов, внесших наиболее существенный вклад в разработку проблемы развития ТЭК, необходимо особо отметить исследования: Л. Фон Берталанфи, К. Боулдинга, Ф. Броделя, Б. Р. Гейнеса, Г. Х. Гуда, Дж.К. Гэлбрейта, В. Кинга, Д. Клиланда, Д. Коммокса, Р. Э. Макола, Л. Оптнера, Э. Тоффлера, Эшби У. Росса.

Теоретическая и практическая значимость проблем совершенствования развития ТЭК в условиях глобализации обусловили выбор темы настоящего исследования, постановку цели и задач диссертации.

Целью диссертационного исследования является совершенствование механизмов регулирования развития топливно-энергетического комплекса в стратегии национальной экономической безопасности Российской Федерации.

Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

— изучить основные научно-методологические подходы к определению сущности энергетической безопасности, как основополагающей составляющей иерархической системы национальной экономической безопасности, выявйть ее основные признаки и особенности;

— исследовать свойства и определить понятие «энергетического суверенитета» в современной глобальной экономике;

— обосновать необходимость защиты национальных интересов и экономической безопасности России в условиях формирования глобального энергетического пространства;

— провести анализ и оценить глобальную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами мировой экономики с учетом российского потенциала;

— оценить современное состояние топливно-энергетического комплекса, как основы экономической безопасности Россииисследовать факторы, определяющие и сдерживающие воспроизводство и комплексное использование ТЭР;

— обосновать стратегические приоритеты развития ТЭК с учетом обеспечения энергетической безопасности России на перспективу;

— определить и предложить приоритетные направления расширения внешнего рынка ТЭК и конкурентного позиционирования России на основных региональных сегментах мирового энергетического рынкадать предложения по совершенствованию механизмов государственного и корпоративного регулирования развития ТЭК и смежных отраслей с учетом обеспечения экономической безопасности России.

Объект исследования — топливно-энергетический комплекс России в системе ее экономической безопасности, а предмет — экономические отношения, складывающиеся в процессе регулирования развития топливно-энергетического комплекса как основы экономической безопасности страны.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

— системный подход к исследуемому объекту (ТЭК) и предмету (отношения, складывающиеся в процессе регулирования развития ТЭК) в системе экономической безопасности страны;

— концептуальные подходы, реализуемые в законодательных актах РФ и правительственных стратегических программных разработках;

— основные положения трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории развития ТЭК, прикладные работы в области обеспечения глобальной энергетической безопасности России.

При разработке проблемы автор опирался на научно-методические документы и фактические материалы МПР России, Минэкономразвития, Минпромторга, Минэнергетики России, институтов РАН, ГУУ, СОПС, МГУ им. М. В. Ломоносова, Росстата, других организаций и ведомств. Были также использованы основные положения Энергетической стратегии России до 2030 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., Стратегии развития геологической отрасли до 2030 г.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концептуальных основ совершенствования механизмов регулирования ' топливно-энергетического комплекса в стратегии национальной экономической безопасности России, включающих: обоснование приоритетов государственного влияния на обеспечение энергетической безопасностиавторские рекомендации по расширению внешнего рынка топливно-энергетических ресурсовмежотраслевую оптимизационную модель ТЭК и смежных производств.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту.

1. Определено, что «энергетическая безопасность», является основополагающей составляющей в иерархической системе «национальной экономической безопасности» государства. Энергетическая безопасность в глобальных экономических отношениях, основанных на жесткой конкуренции за доступ к энергетическим ресурсам, тесно связана с обеспечением «энергетического суверенитета» стран. Выход из сложившейся ситуации в мировой экономике, по мнению автора, может быть найден в формировании Единого глобального энергетического пространства, что, однако, вызывает необходимость защиты национальных интересов и экономической безопасности страны. Все это в полной мере относится к.

России при интеграции ее экономики в мирохозяйственные глобальные отношения, особенно при вхождении страны в ВТО (стр. 12−28).

2. Уточнена сущность экономических категорий: «национальная экономическая безопасность», «энергетическая безопасность», «энергетический суверенитет», «Единое глобальное энергетическое пространство».

Под национальной экономической безопасностью автором понимается: общенациональный комплекс мер, направленных .на постоянное, устойчивое развитие экономики страны, предполагающих разработку механизма противодействия внешним и внутренним угрозам. Под энергетической безопасностью понимается национальная экономическая безопасность страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечивающая: количество (объем), качество (экономичность и надежность) и конструктивность (организованность) энергоснабжения потребителей. При том, в первую очередь, гарантированно обеспечиваются все потребители внутри страны, а затем уже покрываются внешнеэкономические потребности мирового рынка. Под энергетическим суверенитетом понимается комплекс общепризнанных норм международного права, гарантирующих независимость государства в выборе энергетической стратегии и распоряжения своими энергетическими ресурсами. Особенно это важно при вхождении страны в единое энергетическое пространство. Под единым глобальным энергетическим пространством понимается объединение заинтересованных стран образованное на рыночных основах и принципах формирования «общественно-приемлемой» энергетики, отвечающее триединому критериювысокой энергетической, социально-экономической и экологической эффективности, учитывающее национальную независимость и «энергетический суверенитет» договаривающихся сторон, (с. 15−30).

3. Определены место и роль России в глобальном ресурсном обеспечении мировой экономики. Оценено современное состояния топливноэнергетического комплекса РФ, даны предложения по его развитию (с учетом потенциальных ресурсов углеводородов шельфа российских морей, внедрения новых экологических технологий, использованию альтернативных видов энергоресурсов), выделены негативные факторы, сдерживающие воспроизводство сырьевой базы и развитие основных структурных составляющих ТЭК, даны предложения по нейтрализации их воздействия (с.53−95).

4. Обоснованы приоритетные направления и тенденции развития топливно-энергетического комплекса страны и его основных секторов на перспективу. К таким направлениям автором отнесены: постоянный мониторинг разработанных государственных перспективных программных мероприятий, их корректировка на основе мониторинга, привлечение иностранных инвестиций, развитие государственно-частного партнерства, уменьшение зависимости от поставок импортного энергетического оборудования, труб и материалов, снижение зависимости от конъюнктуры мирового рынка ТЭР, расширение внешнего рынка конкурентоспособных энергетических ресурсов и продуктов их переработки с целью диверсификации эффективного позиционирования на региональных сегментах мирового рынка ТЭР (с. 100−111).

5. Доказано, что процесс совершенствования регулирования развития ТЭК как системы, обеспечивающей экономическую безопасность России, направлен на повышение его конкурентоспособности за счет реализации конкурентных нефтегазовых проектов, сотрудничества и партнерства на взаимовыгодных условиях с основными конкурентами на многих сегментах нефтегазового мирового рынка (с. 111−122).

6. Разработаны авторские предложения по совершенствованию механизмов государственного и корпоративного регулирования развития топливно-энергетического комплекса на основе комплексного подхода реализации «Доктрины энергетической безопасности РФ», механизмов государственно-частного партнерства, предложенной автором, межотраслевой модели ТЭК России. Данная оптимизационная модель позволит на основе результатов вариантных имитационных расчетов проводить мониторинг результативности реализации мероприятий стратегических программ развития ТЭК и сопряженных отраслей и своевременную корректировку реализации перспективных программных мероприятий (с. 122−136).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке концептуальных основ регулирования развития топливно-энергетического комплекса в условиях глобализации.

Практическая. значимость исследования определяется тем, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию системы мер направленных на эффективное развитие топливно-энергетического комплекса при интеграции России, как полноправного партнера, в мировое экономическое пространство. Определены принципы, сферы и направления обеспечения экономической безопасности на основе укрепления топливно-энергетического потенциала страны и защите его от различных угроз. Использование предложений автора по решению проблем интеграции топливно-энергетического комплекса страны в мировое экономическое пространство, с учетом ее экономической безопасности, в определенной степени может повлиять на модернизацию экономики страны.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертации по теме диссертации опубликованы в трех работах общим 1,65 пл., в том числе 3 статьи в ведущих журналах, рекомендованных ВАК.

Логика и структура работы обусловлена целью и задачами исследованиями. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Структурно-логическая схема исследования проблем развития ТЭК с учетом обеспечения экономической безопасности приведена на рис. 1.

Выводы по третьей главе.

1. Обеспечение энергетической безопасности России, как основного направления экономической безопасности, должно основываться на стратегических прогнозных разработках развития ТЭК, обосновании прогнозных запасов, поддерживающих необходимые объемы добычи различных видов ТЭР, конкурентоспособном позиционировании России на важнейших региональных сегментах мирового энергетического рынка. Основные направления экономической деятельности в энергетической сфере представлены в «Дорожной карте» мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию соответствующей Энергетической стратегии России.

2. Все перспективные разработки должны: — сопровождаться постоянным мониторингом их реализации (достижения поставленных целей, методов их достижения, участия государства и предпринимательских структур в их реализации, эффективности применяемых сторонами регулятивных методов, учета изменения мировых тенденций на энергетическом рынке, особенно на рынке нефтегазового сырья и продукции) — - обеспечиваться систематически корректировкой на основе мониторинга содержания и методов реализации разработанных мероприятий- - увеличением иностранных инвестиций, развитием ЧГП, переходом основных секторов ТЭК и сопряженных отраслей на инновационный путь развития- - уменьшением зависимости от импортных поставок энергетического оборудования, труб и материалов- - уменьшением зависимости от конъюнктуры мирового рынка ТЭР- - расширением внешнего рынка конкурентоспособных энергетических ресурсов и продуктов их переработки с целью диверсификации эффективного позиционирования на региональных сегментах мирового рынка ТЭР.

3. Особое значение имеет обеспечение расширения внешнего рынка ТЭР с учетом экономической безопасности страны, особенно в нефтегазовом секторе. Основную роль в этом виде деятельности должны играть государство и крупные вертикально интегрированные нефтегазовые компаниями за счет их конкурентоспособного позиционирования на основных сегментах Европейского и Азиатско-Тихоокеанского мирового рынка энергоресурсов. Основополагающую роль во внешнеэкономических экспортных поставках нефтегазовых ресурсов играет развитая сеть газои нефтепроводов. В последние годы начато осуществление крупных инновационных транспортных нефтегазовых проектов. Все проекты на мировом рынке углеводородного сырья, особенно с экспортной направленностью реализуются в жестких конкурентных условиях. Конкурентные барьеры создаются со стороны нефте-, газодобывающих стран, транзитеров и, даже потребителей нефти, газа и продуктов их переработки. Подобная ситуация во многом создает угрозы развитию российской экономики и ТЭК. Ощутимое преимущество России перед многими конкурентами на мировом рынке углеводородов дают крупнейшие запасы нефти и газа, и возможность наращивания объемов их добычи.

4. Наиболее ' востребованными и конкурентоспособными является проекты расширения внешней составляющей российского рынка углеводородов за счет их конкурентоспособного позиционирования на основных сегментах Европейского и Азиатско-Тихоокеанского рынка. Для обеспечения стабильности экспортных поставок углеводородов необходимо развитие современных сетей газои нефтепроводов. В последние годы начато осуществление крупных инновационных транспортных нефтегазовых проектов. Наиболее конкурентоспособными из них является газовые проекты «Северный поток» и «Южный поток», Балтийская нефтепроводная система. Это принципиально новые маршруты экспорта российского углеводородного сырья в Европу. Для России важно, что на пути этих трубопроводов нет. транзитных государств, что позволяет снизить стоимость транспортировки газа и исключить возможные политико-экономические риски. Другим, конкурентоспособным проектом, является снабжение нефтью КНР и Респ. Корея — нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Для России также важно решение перспективной конкурентной проблемы — расширения рынка углеводородов за счет создания инфраструктуры производства и экспорта сжиженного газа.

Основными «конкурентоопасными» для России на мировом нефтегазовом рынке являются страны, имеющие крупные запасы газа и нефти, большой объем добычи и применяющие новые технологии в нефтегазовом комплексе. Подобная ситуация несет серьезные угрозы энергетической безопасности российской экономики.

5. Альтернативой формой экспорта природного газа является экспорт сжиженного газа, не привязанного к трубопроводам. Он дороже на мировом рынке, чем сырье, а спрос на СПГ растет быстрее, чем на трубопроводный газ. Для России развитие рынка СПГ является проблематичным. Однако ситуация может улучшиться в случае ввода ряда новых заводов по производству СПГ и строительству и развитии морских терминалов для его экспорта. Что будет содействовать укреплению безопасности развития ТЭК и экономики страны в перспективе.

6. Автором предложены основные направления совершенствования механизмов государственного и корпоративного регулирования развития топливно-энергетического комплекса на основе комплексного подхода реализации «Доктрины энергетической безопасности РФ», механизмов ГЧП, предложенной автором, межотраслевой модели ТЭК России.

Комплексный подход предполагает постановку и решение задачи развития не отдельных производств, а их определенных сочетанийкомплексов взаимосвязанных производств. В этой связи, предлагается решение этой проблемы на основе разработки и реализации межотраслевой модели ТЭК и связанных с ним видов экономической деятельности по сырьевой и топливной взаимозависимости (нефтепереработки, нефтехимии).

В расширенном виде, предлагаемая диссертантом модель ТЭК, может быть преобразована:

— в корпоративную межотраслевую модель ТНХК, в которую будут включены все основные вертикально-интегрированные структуры, связанные с производством продукции ТЭК и обеспечивающие технологический комплекс производства своей продукции;

— в межрегиональную межотраслевую модель ТНХК путем выделения в ней определенного количества регионов страны и включения транспортного блока (железнодорожного, нефте-, газопроводного, продуктопроводного, водного). Однако при этом задача сильно усложняется, а количество уравнений и переменных возрастает пропорционально количеству включенных в нее регионов, а также за счет транспортного блока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Безопасность экономики страны в условиях глобализации в значительной мере определяется качеством и степенью ее обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами. В зависимости от того, используются собственные ресурсы или они привлекаются со стороны, меняется содержание регулятивных мер, и механизмов, которые должны осуществлять государственные и предпринимательские структуры, чтобы удовлетворить соответствующие потребности экономики. В последние годы идет постоянно нарастающий процесс экспансии развитых стран в страны, обладающие крупными месторождениями нефтегазоносного сырья. В данной ситуации, топливно-энергетические сырьевые базы, обеспечивая безопасное развитие экономики, сами требуют защиты от внешних и внутренних угроз. Поэтому в диссертационном исследовании особое внимание автором уделено решению следующих проблем регулирования развития ТЭК в системе экономической безопасности России.

1. Теоретически обосновано, что «энергетическая безопасность», является основополагающей составляющей в иерархической системе «национальной экономической безопасности» государства. Энергетическая безопасность в глобальных экономических отношениях, основанных на жесткой конкуренции за доступ к энергетическим ресурсам, тесно связана с обеспечением «энергетического суверенитета» стран. Выход из сложившейся ситуации в мировой экономике, по мнению автора, может быть найден в формировании Единого глобального энергетического пространства, что, однако, вызывает необходимость защиты национальных интересов и экономической безопасности страны. Все это в полной мере относится к России при интеграции ее экономики в мирохозяйственные глобальные отношения, особенно при вхождении страны в ВТО и подписании Договора энергетической хартии.

2. Уточнены, с учетом отношения автора, понятия: «национальной экономической безопасности», «энергетической безопасности», «энергетического суверенитета», «Единого глобального энергетического пространства». При этом признана необходимость учета национальных интересов стран партнеров по единому пространству. Раскрыта сущность и содержание понятий. Выделены внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности экономики страны.

Понятие «Экономическая безопасность», как относительно самостоятельный вид безопасности вкладывается в следующую понятийную схему: национальная, экономическая, энергетическая, инновационная, информационная безопасность. «Экономическую безопасность» России следует определять, как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Наряду с военными, социально-политическими, демографическими, экологическими и информационными аспектами, экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности.

Анализ экономической безопасности России необходимо осуществлять с учетом взаимообусловленных компонентов, заложенных в определении национальная безопасность, прогрессивного отношения к возможным внешним и внутренним угрозам. При этом под угрозой понимается совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов экономической деятельности. Таким образом, угроза экономической безопасности может быть определена в конечном виде как некий ущерб, интегральный показатель которого характеризует степень снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени.

В последние десятилетия экономическая безопасность тесно связана с процессами глобализации, при этом речь идет о специфическом проектепопытке утверждения «Нового мирового порядка». Практическая задача глобализации рынка — это передача сырьевых, в том числе ТЭР, под контроль развитых стран и устранение национальных экономических границ.

Одним из определяющих элементов экономической безопасности является поддержание принципа национальной независимости, в связи с чем, необходимо сделать все возможное для модернизации национального производства на основе сбалансированных приоритетов (укрепления топливно-энергетической базы, ее расширенного воспроизводства, рационального использования сырьевых ресурсов и коммуникаций в национальных интересах, установления контроля над финансовыми потоками и т. п.). При этом, необходимо категорию «национальные интересы» использовать, как основной оценочный индикатор, отражающий высший уровень всех регулятивных действий государства по обеспечению экономической безопасности и суверенитета страны.

3. Исследуя современные представления о сущности энергетической безопасности, автор определяет, что энергетическая безопасность представляет собой состояние защищенности энергетических и связанных с ними экономических интересов государств, их отдельных территорий или государственных альянсов от внешних и внутренних угроз стабильному функционированию национальных и глобальных ТЭК, суверенному определению собственной энергетической стратегии развития, стабильности энергетических отношений и свободных энергетических рынков.

Принимая во внимание исследуемые понятия формирования глобального рынка ТЭР, по мнению диссертанта, обеспечение сырьевой энергетической безопасности предусматривает комплекс мер, осуществляемых государством и вертикально-интегрированными компаниями, обладающими собственными сырьевыми ресурсами. Среди них: поиск и разведка месторождений с целью воспроизводства и увеличения количественных запасов ТЭРтранспорт (сокращение потерь), рациональное использование энергетических ресурсов как в процессе добычи (максимально возможное извлечение), так и в процессе непосредственного использования (глубокая переработка) — увеличение доходов от экспорта, особенно, нефтегазового сырья и т. д. Отсюда следует, что важным моментом перспективного развития сырьевой базы ТЭК является разработка единой системы исследования недр, развитие геологической службы страны как функционирующей научно-практической сферы деятельности, способной осуществлять задачи от научного задела до практической их реализации.

В процессе обеспечения сырьевой энергетической безопасности, когда на нее влияют не подчиняющиеся регулятивному воздействию факторы, например, мировая конъюнктура и объективное состояние сырьевой базы страны, необходимо ориентироваться на ее эффективное использование и не стремиться к максимизации экспорта нефтегазовых ресурсов.

4. В контексте настоящего исследования, актуально также понятие «энергетического суверенитета», которое необходимо рассматривать в системе энергетического соперничества стран на мировом рынке. Защита национальных интересов России при конкурентном позиционировании на мировом рынке энергоресурсов во многом связана с обеспечением энергетического суверенитета страны. Однако, многие страны, не выдерживая жесткой конкуренции способны отказаться от энергетического суверенитета в пользу развитых стран. Это означает, что «государства-партнеры» в своей внешней и внутренней энергетической политике строят взаимоотношения на глубокой интеграции национальных топливно-энергетических баз, что создает экономические гарантии общности и снимает проблему суверенитета в их отношениях.

Любое государство при реализации своей внешней и внутренней энергетической политики закрепляет ее основные положения, принципы и приоритеты в правовых документах, тем самым легитимируя определенную систему средств и методов обеспечения энергетической безопасности.

5. Важна оценка воздействия глобализационных процессов на сырьевую экономическую безопасность России с учетом следующих угроз для ТЭК. Внутренних: угроза исчерпания нефтегазовых ресурсов, отставание геологоразведочных работ от восполнения запасов и добычи ТЭР, большой процент' устаревшего оборудования, медленное внедрение инноваций в добывающие и перерабатывающие сектора ТЭК, отсутствие рыночной инфраструктуры и конкурентного внутреннего энергетического рынка, высокая энергоемкость экономики и др. Внешних угроз: экспансия развитых стран и международных ТНК, жесткая конкуренция на мировых сегментах рынка стран-поставщиков нефтегазовых ресурсов, которой не могут противостоять большинство российских корпоративных структур ТЭК.

Кааждая страна с учетом особых интересов в общей международной экономической системе энергораспределения выбирает свою национальную стратегию обеспечения энергетического суверенитета. При этом, нет единого подхода к пониманию «энергетического суверенитета» для стран экспортеров, импортеров и стран транзита, например, нефтегазового сырья.

Так, энергетический суверенитет стран имеющих большой потенциал для экспорта энергоресурсов, означает их сырьевую самодостаточность, независимое право на добычу и распоряжение своими ресурсами. Такой суверенитет обеспечивается национальным контролем над способами добычи энергоресурсов, использованием передовых технологий добычи и переработки сырья, конкурентоспособностью своей продукции на мировых сегментах рынка, диверсификацией транзитных путей сырьевых ресурсов. Под энергетическим суверенитетом стран потребителей, импортирующих энергетические ресурсы, следует понимать обеспечение стабильности энергоснабжения независимо от политической и экономической обстановки в отдельных странах-экспортерах. Достигается такой суверенитет посредством многообразия рынков потребления, конкуренции и стабильных экономических отношений с поставщиками. Под энергетическим суверенитетом стран, оказывающих услуги транзита, понимается их доступ к поставкам ресурсов, право на владение транзитными магистралями и прибылью от их эксплуатации, а также права на предоставление своих транзитных сетей в эксплуатацию самостоятельно выбранным партнерам энергетических рынков.

6. Обоснована необходимость защиты национальных интересов и экономической безопасности России в условиях формирования глобального энергетического пространства;

В настоящее время проблема обеспечения экономики энергоресурсами рассматривается как одна из ключевых стратегических задач развитых государств. На топливно-энергетическую продукцию приходится значительная часть внешнеторгового баланса, транспортных перевозок. При этом, отрасли ТЭК с присущими им технологиями являются крупнейшими загрязнителями природной среды. Поэтому стратегия развития энергетики должна базироваться на методологии и принципах системного анализа, включая такие ее компоненты, как: экономика, природа и технологии.

В этой связи, создание основ «Единого энергетического пространства» и делового партнерства является важной проблемой для развития ТЭК и всей мировой экономики, требующей концептуального и практического решения. Суть проблемы состоит в создании такого пространства на принципах формирования «общественно-приемлемой» энергетики заинтересованных сторон, которое отвечало бы триединому критерию: высокой энергетической, социально-экономической и экологической эффективности.

При формировании такого сложного механизма, как реально действующее полномасштабное «Единое энергетическое пространство», предполагается: разработать взаимоприемлемую концепцию проекта, установить деловые и научно-технические контакты между всеми заинтересованными государствами и выработать взаимоприемлемые правовые условия по наиболее эффективному энергообеспечению каждой страны с учетом возможности дальнейшего развития энергетической инфраструктуры. Кроме того, необходима выработка согласованного взаимодействия сторон с третьими странами, обеспечение национальной и коллективной энергетической безопасности путем создания на территории сторон стратегических запасов топлива.

Россия может стать одним из основных участников формирования глобального энергетического пространства в случае повышения конкурентоспособности своего ТЭК. В формировании пространства участвуют в основном крупные страны-производители и потребители нефтегазового сырья, продуктов их переработки, а также страны, имеющие мощные транзитные системы. По мнению автора, создание основ единого энергетического пространства возможно в случае взаимопонимания всех стран. Это наиболее идеальный, труднореализуемый, но возможный в перспективе глобальный вариант развития мировой экономики.

7. В работе, с учетом отношения автора, уточнена сущность понятия «Энергетическая безопасность» и связанных с ней системных категорий: «Национальная экономическая безопасность», «Энергетический суверенитет», «Единое глобальное энергетическое пространство.

Под национальной экономической безопасностью автором понимается: общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное, устойчивое развитие экономики страны, предполагающих разработку механизма противодействия внешним и внутренним угрозам. «Энергетическая безопасность» трактуется автором, как часть национальной экономической безопасности страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечивающая: количество (объем), качество (экономичность и надежность) и конструктивность (организованность) энергоснабжения потребителей. Энергетическая безопасность включает в себя ресурсную достаточность, экономическую доступность, экологическую допустимость и технологическую достижимость сбалансированного обеспечения спроса и предложения соответствующих энергоносителей. Другая категория «Энергетический суверенитет» в контексте исследуемой проблемы, определяется как комплекс общепризнанных норм международного права, гарантирующих независимость государства в выборе энергетической стратегии и распоряжения своими энергетическими ресурсами. Особенно это важно при вхождении страны в единое энергетическое пространство.

В свою очередь формирующееся «Единое глобальное энергетическое пространство» представляется автору, как объединение заинтересованных стран, образованное на рыночных основах и принципах формирования «общественно-приемлемой» энергетики, отвечающее триединому критериювысокой энергетической, социально-экономической и экологической эффективности, учитывающее национальную независимость и «энергетический суверенитет» договаривающихся сторон,.

8. В результате комплексного анализа состояния отечественного ТЭК с учетом ресурсного потенциала и экономической безопасности, определена роль России в глобальном ресурсном обеспечении мировой экономики.

Мировая глобальная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами достаточна на долгосрочный перспективный период. При этом необходимы: перманентные геологические работы по воспроизводству запасов конкретных видов ТЭР во всех странах, с учетом угрозы их исчерпаемости, экономного их использования на основе внедрения новейших технологий добычи и переработки сырья. Все это относится к России, от потенциала ТЭК которой зависит обеспечение многих стран, относящихся к важнейшим сегментам мирового рынка ТЭР. Однако картина распределения и потребления углеводородного сырья по континентам и странам с различным уровнем’экономического развития крайне неравномерна.

Временные показатели обеспеченности запасами нефти по крупным регионам мира наиболее благоприятны в России и странах Азии (без России). Развитые страны (США и ЕС) существенно уступают по запасам нефтяного сырья азиатским странам (в основном, ближневосточным и Персидского залива), а также одной России. Однако, наиболее проблематичной задачей является рациональное и экономное использование имеющихся нефтяных ресурсов, в чем Россия уступает большинству стран.

9. Оценено современное состояния отечественного топливно-энергетического комплекса России, потенциальные возможности его основных структурных составляющих, даны предложения по их развитию, исследованы факторы, сдерживающие воспроизводство сырьевой базы, предложены механизмы по нейтрализации их воздействия.

Ресурсный потенциал России достаточен для обеспечения энергетической безопасности экономики. Диссертант считает необходимым уделить особое внимание крупнейшим перспективным проектам, направленным на увеличение нефтегазового потенциала России, которые связываются с геологическим изучением и освоением континентального шельфа страны. Именно на акваториях морей, находящихся под юрисдикцией РФ, с большой степенью вероятности прогнозируется открытие крупных и уникальных месторождений углеводородного сырья. В этой связи трудная проблема разграничения акваторий российского шельфа в Арктике требует позитивного решения. По мнению автора, любые уступки в переговорах о разграничении шельфа, а также привлечение зарубежных компаний к реализации плохо обоснованных проектов разработки месторождений на шельфе, могут нанести существенный ущерб экономической безопасности и энергетическому суверенитету России.

Негативные факторы, создают все более сложные проблемы для развития ТЭК. Отдалить время исчерпания сырьевых энергетических ресурсов возможно, например: за счет повышения коэффициента их изъятия из недр, сокращения их потерь при использовании. Необходимо также реально оценить количество ресурсов, содержащихся в недрах. Регулировать эти процессы должна система специальных мероприятий и механизмов. Эту общую задачу можно назвать обеспечением сырьевой энергетической безопасности экономики страны.

10. На основе изучения официальных стратегических разработок, обоснованы приоритетные направления государственного регулирования и тенденции развития ТЭК страны и его основных секторов на перспективу. Основные направления экономической деятельности в энергетической сфере представлены в «Дорожной карте» мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию соответствующей Энергетической стратегии России.

При этом, все документальные разработки должны: во-первых, сопровождаться постоянным мониторингом их реализации (достижения поставленных целей, методов их достижения, участия государства и предпринимательских структур в их реализации, эффективности применяемых сторонами регулятивных методов, учета изменения мировых тенденций на энергетическом рынке, особенно на рынке нефтегазового сырья и продукции. Во-вторых, систематически обеспечиваться корректировкой содержания программных документов на основе мониторинга реализации регламентируемых ими мероприятий. В-третьих, привлечением иностранных инвестиций, развитием ЧГП, переходом основных секторов ТЭК и сопряженных отраслей на инновационный путь развития, постепенное уменьшение зависимости от импортных поставок энергетических машин, оборудования, труб и материалов, уменьшением зависимости от конъюнктуры мирового рынка ТЭР, расширением внешнего рынка конкурентоспособных сырьевых ресурсов и продуктов их переработки с целью эффективного позиционирования на региональных сегментах мирового рынка ТЭР. На основании стратегических разработок можно анализировать состояние ТЭК России и динамику развития его основных составляющих видов деятельности в прогнозном периоде. Возможно также проведение мониторинга развития ТЭК в целом и обеспечения внутренних и внешних потребностей энергетическими ресурсами.

11. В работе определены и предложены приоритетные направления расширения внешнего рынка ТЭК России на основных региональных сегментах мирового нефтегазового рынка. Проекты расширения внешней составляющей российского рынка углеводородов, по мнению автора, должно обеспечиваться государством и крупными вертикально интегрированными нефтегазовыми компаниями за счет их конкурентоспособного позиционирования на основных сегментах Европейского и Азиатско-Тихоокеанского рынка. Основополагающую роль, наряду с крупным ресурсным потенциалом, во внешнеэкономических экспортных поставках нефтегазовых ресурсов играет развитая собственная транзитная сеть газои нефтепроводов. В последние годы начато осуществление крупных инновационных транспортных нефтегазовых проектов. Наиболее востребованными и конкурентоспособными из них является газовые проекты «Северный поток» и Южный поток", Это принципиально новые маршруты экспорта российского газа в Европу. Для России важно, что на пути этих газопроводов нет транзитных государств (Украина, Белоруссия, стран Прибалтики), что позволяет снизить стоимость транспортировки российского газа и исключить возможные политико-экономические риски. В нефтяной промышленности востребованными конкурентоспособными проектами, осуществляемыми в рамках диверсификации нефтегазового рынка, являются: Балтийская нефтепроводная система (сочетающая трубопроводный и морской транспорт) в обход стран транзита ближнего зарубежьяа также нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» — проект снабжения нефтью Китая и Южной Кореи.

12. Автором предложены основные направления совершенствования механизмов государственного и корпоративного регулирования развития топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей (на основе комплексного подхода, реализации мероприятий «Доктрины энергетической безопасности РФ», механизмов ГЧП, предложенной автором, межотраслевой модели ТЭК России), с учетом обеспечения экономической безопасности России.

Комплексный подход предполагает постановку и решение задачи развития не отдельных производств, а их определенных сочетанийкомплексов взаимосвязанных производств. Комплексный подход позволяет учесть наиболее значимые взаимосвязи между видами деятельности, связанными с добычей и использованием топливно-энергетических ресурсов, в том числе, в виде сырья, с учетом внедрения новых: технологий, оборудования, инноваций и на этой основе получить дополнительный эффект в материально — сырьевых, финансовых и трудовых ресурсах.

В этой связи, предлагается решение этой проблемы на основе разработки и реализации межотраслевой модели ТЭК и связанных с ним видов экономической деятельности по сырьевой и топливной взаимозависимости. Речь идет о нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, увеличении глубины нефтепереработки, рационализации ТЭБ, экспорте нефтегазовых ресурсов и иных решениях,.

В расширенном виде, предлагаемая диссертантом модель ТЭК, может быть преобразована;

— в корпоративную межотраслевую модель топливно-нефтемического комплекса (ТНХК), в которую будут включены все основные вертикально интегрированные структуры, взаимосвязанные с производством продукции ТЭК и обеспечивающие технологический комплекс производства своей продукции;

— в межрегиональную межотраслевую модель ТНХК путем выделения в ней определенного количества регионов страны и включения транспортного блока (железнодорожного, нефте-, газопроводного, продуктопроводного, водного). Однако при этом задача очень сильно усложняется, а количество уравнений и переменных (описывающих производство и межрегиональный транспорт сырья и продуктов переработки) возрастает пропорционально количеству включенных в нее регионов.

Реализация подобной межотраслевой модели позволит поучить достаточно эффективный инструментарий для проведения систематических расчетов, сопровождающих реализацию программы ЭСР-2030, других долгосрочных программ, проведения соответствующего мониторинга хода их выполнения, корректировки реализации Стратегии и программ с учетом внутренних потребностей в ТЭР, позиционирования российского ТЭК на мировом рынке (его региональных сегментах), при обеспечении экономической безопасности страны и ТЭК.

13. В заключение, обобщая вышесказанное и другие моменты работы, отметим. Россия стоит на пути формирования новой экономики — в которой рационально должны сочетаться инновационно-информационные технологии и эффективное использование топливно-энергетических сырьевых ресурсов, особенно, нефтегазовых. Следует также подчеркнуть значимость научно-прикладных разработок для модернизации и становления инновационно-энергетической экономики нового типа, в том числе геологической индустрии. В этой связи, процессы глобализации, встраивания России в мирохозяйственные экономиические связи, ее успешное позиционирование и конкурентоспособность на мировом энергетическом рынке, в условиях нарастающего давления со стоны наиболее развитых стран, требуют от государства концентрации усилий и ресурсов, в том числе, ТЭР и информационных, для модернизации экономики и обеспечения экономической безопасности России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Геотермальные ресурсы России / Алексеев Ю. П., Голубчиков С. Н. // Энергия: экономика, техника, экология. 2004. — N3. -С.42−48.
  2. Анализ ландшафтного разнообразия России / Мельченко В. Е., Хрисанов В. Р, Митенко Г. В., Юрин В. О., Снакин В. В. // Использование и охрана природ, ресурсов в России. 2004. — N 4. — С.38−46.
  3. В.В. Проблемы и перспективы освоения ресурсной базы углеводородов в арктических акваториях России // Минерал, ресурсы России: экономика и управл! 2010. — N 3. — С.42−47.
  4. О.П. Экономическое положение угольной отрасли на современном этапе развития рыночных отношений // Горн, информ.-аналит. бюл. / Моск. горн. ун-т. 2005. С.26−29.
  5. А. Минерально-сырьевая база страны // Экономист. 2000. — N 2. — С.13−21.
  6. В. Недра на поверке // Деловой экол. журнал. 2005. — N 2. -С.16−17.
  7. В.Н. Основные задачи геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2005 г. // Использование и охрана природ, ресурсов в России. 2006. — N 2. — С.48−51.
  8. А. Галактика и полезные ископаемые / А. Баренбаум, С. Закиров // Энергия: экономика, техника, экология. 2003. — N 10. — С.36−39.
  9. Ю. Уроки «века нефти» // Нефть России. 2005.С. 18−21.
  10. Ю.Батурин В, H. Государственная политика России новый взгляд // Независимая газета. — 2005. — 4 октября. — С.11.
  11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России). М., МГФ «Знание», 2000.0.
  12. М.Д. Перспективы организации морской нефтегазодобычи и экспорта энергоресурсов в России // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2006. — N 4. — С.29−34.
  13. М.Д. Состояние сырьевой базы и прогноз возможных уровней добычи нефти в России до 2030 г. // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2006. — N 5. — С.3−10.
  14. И.В., Дильман М. Д., Попырин J1.C. Энергетическая безопасность Единой системы газоснабжения России. М.: Наука, 2006. 307 е.:
  15. .И. Начальный потенциал золотоносности территории России базовый фактор планирования воспроизводства сырьевой базы золота // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. -2010.-N5.-С.3−7. •
  16. А.Н. Энергетическая безопасность в глобализирующемся мире: политико-правовой анализ // Философия права. 2009. № 1. 0,4 п.л.
  17. C.B. Геополитический потенциал развития энергетики России и проблемы ее энергобезопасности / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит, исслед. М.: Компания Спутник+, 2002. — 228 с.
  18. К.А. О методах прогнозирования ресурсообеспечения металлургических комплексов вторичным сырьем // ЭКО. 2011. — N3. -С.128−136.
  19. А. Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности // Южный фланг СНГ. Центральная Азия -Каспий Кавказ: Энергетика и политика. — М., 2005. — Вып.2. — С.7−17.
  20. H.A. Богатства российского шельфа // Наука в России. 2003. N4. С.5−9.
  21. Т.Р. Большие проблемы «малой» нефти // ЭКО. 2010. -N 9. — С.17−30.
  22. М.А., Кирюхина Т. А. Газоконденсаты Штокмановского месторождения.//Геология нефти и газа. № 3, 2007. стр.39
  23. Н.М. Системная концепция ценности и управления природными ресурсами // Использование и охрана природных ресурсов в России: инф.-аналит. бюл. 2004. — N 4. — С. 15−23.
  24. В.В. Энергоэффективность и экономика России в рамках энергетической стратегии // ЭКО. Новосибирск, 2005. —? 11. — С.52−66
  25. А. Энергетическая безопасность государства в современных условиях. Энергет. политика Украины. Киев, 2003.
  26. Д.В. О деятельности РФ по обоснованию внешней границы континентального шельфа. Правовые проблемы освоения трансграничных месторождений У В сырья. М: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
  27. А.Е. Кризис минерального сырья: Как преодолеть? / А. Е. Воробьева, Т. В. Чекушина // Наука в России. 2003. — N 4. — С. 10−14.
  28. И.Т. О направлениях международной деятельности в минерально-сырьевом секторе экономики // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2004. — N 4. — С.30−33.
  29. Ю.А. Усиление инновационного потенциала в природно-ресурсном комплексе / Галицкий Ю. А., Тесаков С. Н. // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. — N 1. — С.30−35.
  30. Геолого-экономические особенности развития и освоения российской минерально-сырьевой базы / Б. К. Михайлов, Ю. Ю. Воробьев, С. А. Кимельман, И. А. Неженский, Л. Л. Николаева // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2008. — N 5. — С.54−63.
  31. Глобализация и либерализация мировой экономики и энергетическая безопасность России. / Н. И. Воропай, Н. И. Пяткова, В. И. Рабчук // Топливно-энергетическийкомплекс.2002С. 12−16.
  32. И.Ф. Твердые полезные ископаемые Мирового Океана в минерально-сырьевом потенциале России / И. Ф. Глумов, К. М. Кузнецов, М. С. Проказова // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2002. -N3. -С.6−9.
  33. Г. С. Минерально-сырьевые ресурсы: социальный вызов времени. М., 2001. — 406с.
  34. Ю.Н. Нефтяные ресурсы акваторий долгосрочный стратегический резерв России / Ю. Н. Григоренко, В. С. Соболев // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. — 2009. — N 3. — С.26−32.
  35. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 416.
  36. В.В. Кому управлять биологическими ресурсами России // Использование и охрана природ, ресурсов в России. 2005. — N 5. — С.69−77.
  37. А.Н. Перспективы освоения нефтегазовых ресурсов российского шельфа / Дмитриевский А. Н., Белонин М. Д. // Экономист. -2004. N 10. — С.3−10.
  38. Доклад руководителя Федерального агентства по недропользованию А. А. Ледовских на VI Всероссийском съезде геологов (27 октября 2008 г., Москва) // Использование и охрана природ, ресурсов в России. 2008. — N 6. -С.8−13.
  39. В. Минерально-сырьевые ресурсы России // Энергия: экономика, техника, экология. 2002. — N 5. — С.60−64.
  40. А. Д. Некоторые проблемы статистики минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ в современной России /
  41. А.Д.Думнов, Д. А. Борискин // Использование и охрана природ, ресурсов в России.-2010.-N 2,-С.9−12.
  42. А. Д. Проблемы системного учета и комплексной инвентаризации природно-ресурсного потенциала Российской Федерации / Думнов А. Д., Рыбальский Н. Г. // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2003. — N 1. — С.39−55.
  43. А.Ф. Динамика развития генерирующего оборудования в электроэнергетике. Известия РАН, Энергетика, 2000, № 1.
  44. Е. Энергетическая безопасность России: ТЭК заложник экономических проблем // Обозреватель — Observer. — 2005.? 1. — С. 23−30
  45. A.A. Роль малой энергетики в обеспечении энергетической безопасности России // ТЭК: Топлив.- энерг. комплекс. 2003. —? 2. — С.96−97.
  46. Г. С., Шкарубо СИ. Маркина Н. В. ГИС в комплексном геологическом картировании Западно-Арктического шельфа России. -Информация и космос, № 2,2004. -С. 4045-
  47. Л.В. Нефтегазоносные провинции и области России и сопредельных стран. М: «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003
  48. В. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации / В. Калитин, А. Матвеев, Е. Черный // Пробл. теории и практики управления. 2002. — N 6. — С.23−28.
  49. В., Матвеев А., Черный Е. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» Номер 6/02.
  50. Киту шин В.Г., ЛЕБЕДИНСКАЯ H.A., ЛЕМЗИН А. Н. Энергетическая безопасность. Профессионально-терминологические и понятийные аспекты: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — 40 с
  51. Д., Велина Н. Что нам стоит шельф ocBomb?//Neftegaz.ru 7. 2008. стр. 8−9, 42−45
  52. А.Г., Соколова И. А., Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. 116 с.
  53. Коржу баев А.Г., Эдер Л. В., Ожерельева И. В. Стержень стратегического развития России // Бурение и нефть. 2010. № 3. С. 3 9.
  54. А.Г. Добыча нефти в России: итоги 2010 г. на фоне долгосрочных тенденций / Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. -2011.-N3.- С.34−44.
  55. К.Н. Арктические акватории России проблемы геологии и нефтегазоносности. Составитель Иванова О. В. ВНИГНИ. М, 2003
  56. А.И. Методические подходы к обоснованию минерально-сырьевой обеспеченности роста валового внутреннего продукта // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2007. — N 2. — С.20−25.
  57. А.И. Проблемы минерально-сырьевого обеспечения сбалансированного развития экономики России // Минерал, ресурсы России. Экономика и управление. 2006. — N 2. — С.44−52.
  58. А.И., Беневольский Б. И., Минаков В. М. Национальная минерально-сырьевая безопасность: Введение в проблему. М.: ЦНИГРИ, 2000. 196 с.
  59. С.А. Стоимостная оценка участков недр с запасами и ресурсами полезных ископаемых: зарубежный опыт / С. А. Крылов, Н. М. Лобов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2003. — N 3. — С.27−32.
  60. В.А. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: О соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр: (теория, практика, анализ и оценки) / Крюков В. А., Токарев А. Н. Новосибирск: Наука-Центр, 2007. — 588с.
  61. В.И., Меламед И. И., Терентьева Е. А., Абрамов А. Л., Лукин А. Л. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2010. 568 с.
  62. Н.П., Лисицын А. К., Солодов И. Н. Урансодержащие полиэлементные экзогенные эпигенетические месторождения: условия образования и источники металлов, извлекаемых методом подземного выщелачивания. Геология рудных месторождений, т.42, № 1, 2000.
  63. В.Н. О долгосрочном прогнозе развития сырьевой базы меди // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2007. — N 2. — С.6−12.
  64. В. Проблемы освоения приполярного шельфа России // Энергия: экономика, техника, экология. 2009. — N 7. — С.42−46.
  65. И.И., Пожидаев Н. В., Сударенков В. В. // Энергия: экономика, техника, экология. 2003. — N 10. — С.42−45.
  66. Макроэкономика. Основной курс: учебное пособие/ Родина И. Б. и др.-М.:ГУУ, 2011.- 288 с.
  67. Е. Национальная безопасность в свете минерально-сырьевых проблем // Экон. стратегии. 2010. — N 12. — С.36−42- 2011. — N 1. -С.26−35- N 2. — С.26−33.
  68. Е. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. М.: Изд. МГГУ, 2002. 856 С.
  69. Е.А. Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России. М.: МГГУ, 1997. 210 с. 5 8. Козловский Е. А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. М, 2002. — 856с.
  70. Е.А. «Экономическая безопасность и исследование недр» // Отечественная геология.- № 2 и 3/2008.
  71. А. Сырьевая эпоха // Эксперт. 2003. — N 37. — С.54−57.
  72. Конторович А. Э, Коржубаев А. Г., Л. В. Эдер А.Г. Угрозы энергетической безопасности и условия эффективного развития ТЭК России. Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление», № 5. 2006 г.
  73. А.Э. Методология классификации запасов и ресурсов энергетического сырья / А. Э. Конторович, А. Г. Коржубаев, Л. В. Эдер // Регион: экономика и социология. 2006. — N 3. — С.57−69.
  74. В.А. Нефтегазовый резерв Западной Сибири // Наука из первых рук. 2010. — N 3. — С.27−29.
  75. Концепция социально-экономического развития России до 2030 г.
  76. В.М. О создании в России хранилищ стратегического запаса нефти / В. М. Коренев, Л. К. Сильвестров // Энергия: экономика, техника, экология. 2007. — N 6. — С. 15−20.
  77. А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. 2005. № 10. С. 140 150.
  78. А.Г. Ковыктинское газоконденсантное месторождение: проблемы и перспективы освоения / А. Г. Коржубаев, И. В. Филимонова // Регион: экономика и социология. 2007. — N 3. — С.113−121.
  79. А.Г. Нефтегазовый комплекс России в условиях трансформации международной системы энергообеспечения / Науч. ред. А. Э. Конторович. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2007. 270 с.
  80. А.Г. О концепции развития нефтегазового комплекса востока России / А. Г. Коржубаев, И. В. Филимонова, Л. В. Эдер // Использование и охрана природ, ресурсов в России. 2010. — N 1. — С.30−38.
  81. JI.С. Ресурсная база углеводородов Дальнего Востока и актуальные проблемы ее освоения // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. -2010. -N6. С.2−7.
  82. Мастепанов А. М, Телегина Е. А, Шафраник Ю. К. и др Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты, энергетическая безопасность Нефтяной комплекс России. М.: МГФ «Знание», 2000. — 428 с.
  83. A.M. Минерально-сырьевая база ТЭК России // Энергия: экономика, техника, экология. 2010. — N 8. — С.7−12.
  84. МастепаноВ A.M. Минерально-сырьевая и ресурсная база ТЭК России // Энергия: экономика, техника, экология. 2010. — N 7. — С.2−6.
  85. A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. Москва, 1999. 231 с.
  86. A.M. Топливно энергетический комплекс России на рубеже веко-стояние, проблемы и перспективы развития (справочно-аналитический сборник). Издание 2-е. М., Изд-во ИАЦ «Энергия», 2008.
  87. A.M. Энергетическая безопасность Российской Федерации: состояние и основные направления обеспечения //ТЭК: Топливно-энергетический комплекс. 2001. С.9−19.
  88. A.M., Шафраник Ю. К. Нефть России и глобализация: выбор парадигмы развития // Энергетическая политика. 2005. — Вып.4. -С.10−25.
  89. Материалы заседания Секции экономики ООН РАН по проблемам минерально-сырьевого потенциала России // Экон. наука соврем. России. -2009. -N2. -С.146−149.
  90. Материалы ОАО «Газпром». Официальный сайт ОАО «Газпром» -http://www.gazprom.ru.
  91. Г. Г. Рациональное природопользование в связи с перспективой нефтегазодобычи в Арктике // Вестн. Рос. акад. наук. 2009. -Т.79, N 8.
  92. Г. А. Состояние и стратегия развития минерально-сырьевой базы урана России // Энергия: экономика, техника, экология. -2008.-N4.-С.19−21.
  93. Г. А., Шумилин М. В. Минерально-сырьевая база и возможность увеличения производства природного урана в России. Разведка и охрана недр, № 11, 2000 г.
  94. Медведева’O.E. Оценка стоимости лесных земель // Использование и охрана природных ресурсов России. 2003. — N 11−12. — С.82−86.
  95. В. Сколько ресурсов в Арктике?// The New Times 17.09.2007. стр. 33−35
  96. К.Н., Коржубаев А. Г., Эдер JT.B. Нефтегазообеспечение глобальной экономики : учеб. пособие / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006. 400 с.
  97. .К. О законодательной поддержке инновационных направлений развития минерально-сырьевого комплекса России / Б. К. Михайлов, С. А. Кимельман // Использование и охрана природ, ресурсов в России. -2010. -N 1. -С.53−61.
  98. .К. О совершенствовании системы планирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 4. — С.25−30.
  99. В.И. Геолого-экономические аспекты проблемы ввода в действие новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2009. — N 2. — С.32−38.
  100. И.А. Сравнительный стоимостной анализ минерально-сырьевой базы мира // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. — N 5. — С.43−49.
  101. Л.И. Международная статистика природных ресурсов: (анализ меодологии оценок специалистов международных организаций) / Л. И. Нестеров, Г. Т. Аширова // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. — N 5 — 6. — С.43−54.
  102. Нефть, газ Арктики. Материалы международной научно-технической конференции, под ред. Гаврилова В. П. М: «Интерконтакт Наука», 2007
  103. Нефть России. № 9, 2008. стр. 14−31 //Нефть России. № 1, 2009. стр.32−41. .//Нефть России. № 3, 2009. стр.67−75
  104. .А., Мерзоев Д. А. Освоение российского шельфа нефтегазовых месторождений. «Нефть, газ и бизнес», № 2, 2000.
  105. Ю.Н. Ревизия объектов и переоценка запасов -неотложные задачи подготовки ближайшего резерва углеводородного сырья России // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2009. — N 3. — С.33−43.
  106. Л.В. Об оценке состояния минерально-сырьевой базы и геологической службы России // Использование и охрана природ, ресурсов в России.-2008.-N 4.-С.8−14.
  107. В. О сырьевой безопасности России в XXI веке. М., 2000,144 С.
  108. В. Сырьевые ресурсы: геополитический разрез // Рос. Федерация сегодня. -2011.-N13.- С.36−38.
  109. В.П. Минерально-сырьевые проблемы России на фоне глобальных тенденций // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. -2011. N 2. — С.3−5.
  110. В.П. Новые центры сырьевого обеспечения экономического роста на период до 2030 г. // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2009. — N 3. — С.2−5.
  111. В.П. О рыночном механизме в геологическом изучении недр / В. П. Орлов, Б. В. Хакимов, Ю. С. Сергеев // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2005. — N 1. — С.46−50.
  112. В.П. Проблемы оценки воспроизводства минерально-сырьевой базы // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. -N 3. — С.2−5.
  113. В.П. Ресурсный потенциал и государственное регулирование недропользования // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2006. — N 4. — С. 18−21.
  114. В.П. Сырьевая база углеводородов России на период до и после 2030 г. // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 4. -С.2−6.
  115. А. Нефть и газ российского шельфа: оценки и прогнозы // Наука и жизнь. 2006. — N 7. — С.2−7.
  116. А.И. Горное право: Словарь: Термины, понятия, институты. М.: Квадратум, 2000. — С. 281.
  117. А.И. Теоретические аспекты формирования сырьевой безопасности как базовой составляющей энергетической безопасности —. М.: Квадратум, 2000.
  118. О.В. Инновационная модель расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 4. — С.27−31.
  119. О.В. Стратегические направления инновационного использования минерально-сырьевого потенциала недр России // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 3. — С.37−41.
  120. A.A. Доступность минерально-сырьевых ресурсов. М.: Наука, 2004. — 280с.
  121. , A.A. Системный анализ проблемы экономического роста на основе развития минерально-сырьевого сектора* (Часть 2) /
  122. A.А.Пешков, Н. А. Мацко // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», МЦНИП Электронный ресурс. — Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008
  123. В.М. Минеральные ресурсы и национальная безопасность. М., 1996. — 208с.
  124. Н. Координация инвестиционных решений компаний в программе мегапроекта освоения нефтегазовых ресурсов / Н. Пляскина,
  125. B.Харитонова // Пробл. теории и практики управл. 2010. — N 8. — С.84−94.
  126. Подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития. минерально-сырьевого комплекса России и мира для гос. доклада «О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации» МПР РФ, ФГУПП «Аэрогеология», М., 2002.
  127. В.В. Минеральные ресурсы и экономика России на рубеже ХХ-ХХ1 столетий: Пробл. и пути их решения. М., 2000. — 47с.
  128. Придут ли на смену углеводородам углеводы? / Материалы обсуждения подготовила к печати Т. В. Маврина // Вестн. Рос. акад. наук. -2009. Т.79, N 7. — С.604−607.
  129. О.М. Проблема геолого-экономической оценки прогнозных ресурсов нефти и газа / О. М. Прищепа, В. И. Назаров // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 4. — С.32−37.
  130. О.М. Современные проблемы подготовки запасов углеводородов в регионах наращивания разведанной сырьевой базы // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2009. — N 3. — С.6−15.
  131. О.М. Состояние и проблемы воспроизводства сырьевой базы углеводородов / О. М. Прищепа, А. П. Боровинских // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2008. — N 4. — С. 12−36.
  132. И.Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России//Микроэкономика, № 2, 2012.- С. 18−22.
  133. И.Б. Макроэкономические аспекты экономической безопасности России //Актуальные проблемы управления -2011: Материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции. Вып.1.- М.: ГУУ, 2011.- С.101−104.
  134. И.Б. Концепция развития реального сектора национальной экономики в условиях глобализации: Монография. М.: Граница, 2007.- 200 с.
  135. .В. (ОАО «Союзморгео»), Супруненко О.И. (ВНИИОкеангеология) СТРУКТУРА НЕФТЕГАЗОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, 2006.
  136. В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник, 2-е изд.- М.: Дело, 2005, — 896 с.
  137. В.В. Топливно-энергетическая составляющая экономической безопасности региона. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
  138. К.А. Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России / К. А. Ситро, М. А. Ягольницер // ЭКО. 2002. — N 7. — С.89−111.
  139. А.П. Перспективы развития геолого-разведочных работ в России / А. П. Ставский, В. Н. Войтенко // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. — N 1. — С. 18−21.
  140. В. И. Минерально-сырьевые ресурсы мира в третьем тысячелетии. Соросовский образовательный журнал, том 7, № 6, 2001. С. 48 -55.
  141. В. Основа развития России в XXI веке / Виктор Старостин, Виктор Трофимов, Дмитрий Пущаровский // Полит, класс. N 12. — С.77−82.
  142. В.И. Геология: Энциклопедия для детей. 2-е изд. М.: Аванта+, 2000. Т. 4. 688 с.
  143. В.И., Игнатов П. А. Геология полезных ископаемых. М.: МГУ, 1997. 304 с.
  144. Стоимостная оценка запасов и ресурсов углеводородного сырья /
  145. A.A. Герт, О. Г. Немова, Н. А. Супрунчик, К. Н. Волкова // Минерал, ресурсы России. Экономика и управление. 2006. — N 2. — С.54−60.
  146. Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г. от 2006 г.
  147. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
  148. В.И. Необходимость государственного подхода к освоению месторождений природного газа России // Регион: экономика и социология. 2007. — N 3. — С. 103−113.
  149. A.A. Металлоносный потенциал нефтей России и возможности его реализации / А. А. Суханова, Ю. Э. Петрова // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 5. — С.8−13.
  150. А.И. Богатство недр России: состояние и направления инновационного использование // Вестн. Рос. акад. наук. 2009. — Т.79, N 8. -С.771−780.
  151. A.A. Исследование факторов, сдерживающих комплексное использование и воспроизводство невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и альтернативных видов энергоресурсов// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (ЭПОС), № 51, 2012.
  152. A.A. Некоторые направления рационального развития ТЭК и смежных видов деятельности, обеспечивающих экономическую безопасность России// Бизнес в законе, № 1, 2012.
  153. Топливно-энергетический комплекс России: 2000−2008 гг. (справочно-аналитический обзор) / под общ. В. В. Бушуева, A.M. Мастепанова, А. И. Громова. Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС). -М.: ИАЦ «Энергия», 2009.-316 с.
  154. Торф национальное достояние России: перспективы многоцелевого использования и экологическая безопасность / Г. Б. Мелентьев,
  155. B.М.Короткий, Е. Н. Малинина, А. Е. Самонов // Экология пром. производства. 2011. — N 1. — С.69−80.
  156. Р. ТЭК России. Под волнами море газа. //Трибуна. № 4. 511.02.2009. стр. 12
  157. Углеводородные ресурсы мира / М. В. Голицин, О. К. Баженова, Н. В. Пронина, А. Я. Архипов, Е. Ю. Макарова // Энергия: экономика, техника, экология. 2006. — N 4. — С.21−26.
  158. Уран: Ресурсы, производство, потребление. В сб.: «Красная книга 1999», Вена, изд. МАГАТЭ, 2000.
  159. Ю.Ф., Захаров Е. В. Локализованные ресурсы нефти и газа главный фактор выделения участков при лицензировании недропользования (на примере российского шельфа Баренцева моря)// Геология нефти и газа. № 4, 2008. стр. 9−12
  160. Форсайт-исследование технологий угольной генерации энергии /
  161. B.И.Суслов, Н. В. Горбачева, А. В. Кузнецов, Н. О. Фурсенко // ЭКО. 2011. -N 4. — С.60−71.
  162. И.Е., Данилов А. И., Дмитриев В. Г., Бресткин C.B., Клепиков A.B. ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», Журнал «Право и безопасность» № 1−2 (22−23), 2007.
  163. А.Г. О классификации запасов твердых полезных ископаемых // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 5.1. C.35−40.
  164. В.Н. Уголь в XXI веке: из темного прошлого в светлое будущее // ЭКО. 2011. — N 4. — С.39−59.
  165. Ю.К. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем: О формировании комплекс, системы недропользования при вовлечении в оборот ресурсов углеводород, сырья в условиях переход, периода / Шафраник Ю. К., Крюков В. А. М.: Недра, 1997. — 265с.
  166. TT Теин B.C. Геология и нефтегазоносность России. М: ВНИГНИ, 2006
  167. Н. Как нам обустроить Арктику. // Огонек № 40, 29.0905.10.2008. стр. 13
  168. С. Новый порт на . Новой Земле?//Нефть России. № 2, 2009. стр.76−79
  169. Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегия России. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2007. 156 с.
  170. Экологический менеджмент при освоении морских нефтегазовых месторождений и транспортировке углеводородного сырья в Арктике / А. М. Фадеев, А. Е. Череповицын, Ф. Д. Ларичкин, Т. Е. Алиева // Экология пром. производства. 2011. — N 1. — С.2−10.
  171. Экономические аспекты группировки запасов в новой классификации запасов и ресурсов нефти и газа / Е. Г. Арешев и др. // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2010. — N 5. — С. 18−23.
  172. А. Экономика природных ресурсов: пер. с нем. / Эндрес А., Квернер И. 2-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2004. — 250с. — (учебник для вузов).
  173. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.
  174. М.М. Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации: состояние и налоговый потенциал // Налог, вестн. 2004. — N 9. -С.3−10.
  175. Е. Россия включилась в урановую гонку / В подготовке материала принимала участие О. Зайцева // Эксперт. 2007. — N 37. — С.30−36.
  176. М.А. Сравнительная экономическая оценка месторождений полезных ископаемых региона // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. 2004. — N 4. — С.35−39.
  177. В.П. Природные газы российских недр и проблемы их освоения // Минерал, ресурсы России: экономика и управл. 2009. — N3. -С. 16−24.
  178. Д.С., Ким Б.И. Геохимические признаки нефтегазоносности Восточно-Арктического шельфа России.// Геология нефти и газа. № 4, 2007. стр.25−29.
  179. Classics in the Theory of Public Finance, eds. R.A. Musgrave and A.T. Peacock, 1958
  180. Economic Strategy and National Security. Ed. DeSouza P.J. Boulder, 2000
  181. Economics and National Security. A History of their International. Ed. Goodwin CD. Duraham, 1991'
  182. Entorf Horst. Criminality Economically Seen: Facts, Theory and Statistics. // Politekonom, № 1, 1997, p. 62−67
  183. Foreign spy agencies threaten Canada’s economic security, warns new study. Canada News Wire CSIS/SCRS 1996, 245 p.
  184. King.P. In the emphasis of capital budgeting theory misplaced? // Journal of Business Finance and Accounting, № 2., 1975, p. 38−45
  185. National Economic Security: In Search of an Operational Concept/ Ed/ Altins von Geusau F.A.M. Tilburg, 1980
  186. Parnas L. On the Criteria To Be Used in Decomposing Systems Into Modules // Communications of ACM, № 15 (12), 1972, p. 1053−1058
  187. Peston M.H. Public Goods and the Public Sector, 1972
  188. Pike R.H. An empirical study of the adoption of so phisticated capital budgeting practices and decisions making effectiveness // Accounting and Business Research, № 8 (72), 1998, p. 341−351
  189. Официальный сайт Госкомстата. www.gks.ru
  190. Официальный сайт Федерального Казначейства РФ. -www.roskazna.ru192. «АльянсМедиа». — http://www.giac.ru
  191. Институт экономического анализа. — http://www.iea.ru
  192. Журнал «Эксперт». — http://www.expert.ru
  193. Информационный портал «Экономическая безопасность» http://ekonbez.ru
Заполнить форму текущей работой